Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Архангельская область

Татьяна БАРАНДОВА

Архангельская область

в июле 1999 года

Визит министра экономики Андрея Шаповальянца. Расширенное заседание общественно-политического консультативного совета при главе администрации области по проблеме «чистоты» выборов. Краткий анализ ряда наиболее важных законов, принятых на 23-й сессии ОСД. Визиты Владимира Брынцалова (РСП), Юрия Болдырева (ДЮБ), Владимира Жириновского (ЛДПР). Деятельность региональных общественно-политических организаций «Возрождение Севера» и «Поморы». Состав Областной избирательной комиссии. Приоритеты межрегиональных связей: подписание Соглашений о сотрудничестве между Архангельской областью и Республикой Татарстан.

Главные тенденции

В течение июля в Архангельской области резко активизировался политический процесс, что в первую очередь связано с предстоящими выборами в Государственную Думу.

1. Исполнительная власть активизируется как в экономической, так и в политической сфере.

Особенно следует обратить внимание на тот факт, что исполнительная власть активно включилась в происходящие события. Прежде всего, это отразилось в публичной риторике главы администрации области и в его активности по установлению межрегиональных контактов. Отчетливей вырисовываться официальная позиция областного руководства в отношении формирования общественного мнения в пользу «нужных и полезных для области» кандидатов на предстоящих выборах, но персональный состав «выдвиженцев» от власти определен только по Северному округу №59, где основным претендентом на поддержку является А.Пискунов. Ситуация в Южном округе остается неясной. Деятельность, активность главы администрации области перемещается из сферы экономической (впрочем, не оставив ее окончательно) в политическую. Выразилось это в попытке консолидировать усилия общественно-политической общественности региона для разработки и подписания некоего «протокола о намерениях» по не использованию «грязных технологий» во время предстоящей избирательной кампании. (см. главу 1.1.3.). Тогда как в ряде других регионов подобные мероприятия ориентированы против деятельности в данной сфере властных органов, в Архангельской области власть оказалась призвана выступить в роли «контролера чистоты выборов». Отмечена попытка консолидировать экономические и культурные элиты области для «лоббирования» интересов региона в Центре и укрепления позиций руководства внутри региона, опираясь на возрождении «пропоморских» настроений в публичной сфере. (см. главу 1.4.6.)

В июле произошло событие, свидетельствующее о том, что исполнительная власть выступает с самыми серьезными намерениями относительно участия в предстоящих выборах. Так, в структуре Правительства области произошло знаменательное изменение: была создана новая структура — отдел по работе с административными органами, который возглавил прикомандированный к администрации области в ранге заместителя главы администрации области заместитель начальника областного ФСБ Коровин. В его полномочия, по неофициальным данным, будет входить и контроль над проходящей в области избирательной кампанией. За этими действиями, прежде всего, угадывается стремление исполнительной власти сохранить и упрочить полный контроль над политической ситуацией внутри области.

Вторым направлением, призванным усиливать позиции областного руководства, можно считать проявленную активность в сфере упрочения и установления межрегиональных экономических контактов и контактов с Центром. Были заключены соглашения и договоры о сотрудничестве: между исполнительными, представительными и органами МСУ Республики Татарстан и Архангельской области (см. главы 3.1. и 3.2.), и между Министерством экономики России и областью. Конечно, в первую очередь это связывается с лесохимическим и топливно-энергетическим комплексами, являющимися «лоббистами» заключенных договоров. Кроме того, устанавливающиеся контакты областного руководства с Татарстаном можно расценивать как пока неявную попытку (зондаж) со стороны губернатора на «переориентировку» его политический пристрастий с «Отечества» на «Всю Россию». Однако, говорить о такой переориентировке как о свершившемся факте пока рано.

Однако, «ложкой дегтя» оказался для администрации разразившийся в области «бензиновый кризис», отразивший и обнаживший реальное нелицеприятное положение дел в областной экономике, практически сведший к нулю положительный резонанс от заключения договора с Татарстаном. Кроме того, кризис, повлекший остановку архангельской городской ТЭЦ, опять поставил под сомнение способность власти обеспечить тепло в квартирах зимой (см. главу 1.2.). Можно прогнозировать рост социальной напряженности уже в августе.

Третьим приоритетом в текущей деятельности исполнительной власти можно считать завершение процесса постановки под контроль областных и районных печатных СМИ.(см. главу 1.5.)

2. Отмечаются попытки усиления роли Представителя Президента в политическом процессе.

Деятельность Представителя Президента в Архангельской области Марины Николаевны Белогубовой стала более заметной. Объясняется это надвигающимся окончанием сроков ее полномочий (см. главы 2.1., 1.1.2.).

3. Областное Собрание депутатов пытается усилить свои позиции на политической арене.

Депутатский корпус также проявлял заметную активность в законотворческой и публичной сферах. Следуя традиции практически во всем поддерживать исполнительную власть, законодательный орган области заключил Соглашение с Госсоветом Татарстана о сотрудничестве. Публичная риторика спикера ОСД Вячеслава Калямина в описываемый период преимущественно выдержана в духе поднятия престижа ОСД как законодательного органа. Этому способствовала сессия, прошедшая перед роспуском на летние каникулы, оказавшаяся напряженной и плодотворной в законодательном плане, а так же сам факт «завершения сезона». Однако, ситуация с финансированием ОСД остается напряженной, что не позволяет говорить о самостоятельности областного законодательного органа и его способности играть серьезную роль в областной политике.

4. Визиты лидеров общероссийских политических движений и их роль в политической жизни.

В июле стали значительно заметнее отделения политических партий. В течение одного месяца Архангельскую область успели посетить сразу несколько политиков федерального уровня. (см. главу 1.4.) Отмечается процесс возникновения отделений новых федеральных партий и движений, но, в силу незначительного количества политически активных граждан в региональном партийном сообществе, их базовый «человеческий ресурс» формируется на основе уже действующих организаций. Предсказывать мощное развитие этих структур на перспективу весьма проблематично, вероятнее всего они просуществуют только в выборный период. Любопытно, что пока весьма слабую активность проявляют партии, имеющие фракции в Государственной Думе (за исключением ЛДПР). Их деятельность носит конспиративный характер и характеризуется значительно степенью неопределенности. Формирование команд и приблизительное определение персонального состава будущих кандидатов в депутаты пришлось на середину-конец весны, после чего в этом отношении произошло «затишье». Началось представление потенциальных кандидатов на предстоящих выборах, организованный региональным движением «Возрождение Севера».

5. Происходит консолидация экономических элит.

Особенно выделяется в июле лесохимическая отрасль. Практически все политические персоны, побывавшие в течение месяца в области, проводили встречи с руководителями предприятий, связанных с лесом. Кроме того, отчетливо проявились тенденции по переходу к сотрудничеству лесных «монстров» области, пришедшие на смену жесткой конкуренции за сырьевые рынки районов области, что продемонстрировали подписанием меморандума о совместной деятельности Соломбальский и Онежский ЛДК. Обращает на себя внимание интерес экономических элит к политическому процессу. Можно считать, что происходит процесс их определения по вариантам финансирования будущих кандидатов, однако сказать точно, кто и кому будет выделять деньги, пока нельзя. Однозначно, ставленники «власти» (особенно А.Пискунов в Северном округе №59) уже разрабатывают цепочки финансовых потоков (см. главу 1.4.6.).

1.    Политика

1.1.       Исполнительная власть

1.1.1.      Отношения с Центром. Визит министра экономики России
Андрея Шаповальянца в Архангельскую область

9 июля Архангельскую область посетил министр экономики Российской Федерации Андрей Шаповальянц. Визит готовило областное руководство совместно с руководством ведущего в экономике области — лесопромышленного комплекса. В составе делегации, сопровождавшей министра, были: руководитель департамента министерства финансов В.Белов, заместитель председателя РФФИ Т.Хахва, заместитель министра Госимущества В.Пыльнев, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей М.Тацюн, начальник департамента экономики лесного комплекса минэкономики А.Скоробогатов и другие [[1]].

Архангельская область надеется на получение из федерального бюджета льготных кредитов под заготовку древесины. Во время визита Андрей Шаповальянц сообщил, что между предприятиями лесозаготовки планируется проведение конкурсов, для этих целей Правительство выделило 100 миллионов рублей, предназначенных для проведения тендеров. К сентябрю текущего года планируется распределить основную часть от указанной суммы. Губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов сообщил, что федеральный бюджет содержит строку на кредиты под заготовку древесины, равняющуюся 700 миллионам рублей. Из этой суммы Архангельская область рассчитывает на десятую часть – около 70-80 миллионов. На середину августа намечено проведение совещания Правительства по проблемам лесопромышленного комплекса. Есть надежда, что архангельские предприятия успеют подготовить документы, необходимые для участия в данном конкурсе [[2]].

Во время визита Андрей Шаповальянц прошел по всей цепочке заготовки и переработки древесины – от леспромхоза до лесоперерабатывающих комбинатов. Так же было проведено совещание на тему «Состояние и проблемы лесопромышленного комплекса Архангельской области». В своем выступлении на совещании министр экономики России высказался по проблеме оздоровления финансово-экономической ситуации предприятий ЛПК. Он отметил, что в области получено 785 млн. рублей прибыли за январь-апрель текущего года (в 4.3 раза больше, чем было получено за соответствующий период предыдущего года). Он высказал предположение, что эта цифра весьма согласуется с тем уровнем девальвации, который произошел 17 августа, что показывает финансовый анализ и по области и по стране в целом. «Все прибыльные результаты, которые мы на сегодняшний день получили, являются прямым следствием того, что цены на конечную продукцию, которая продается в основном на экспорт, выросли пропорционально курсу доллара и в условиях, когда практически остались замороженными тарифы на ж/д транспорт, энергоносители и заработная плата. Мы создали уникальную экономическую ситуацию, когда при росте конечных цен уровень издержек остался неизменным» — сказал А.Шаповальянц на совещании. Кроме того, он выразил мысль о том, что страна попала «в экономическую ситуацию, когда все экспортеры, получив на свободном валютном курсе запас финансовой прочности, прожили ровно 1.5 года». Отметил, что «неизбежно движение цен, в частности на энергоносители, на тариф железнодорожного транспорта и повышение заработной платы, потому, что ясно, что в долларовом выражении заработная плата упала и ее индексация просто неизбежна».

По мнению министра экономики, профилактической мерой явилось подписание многостороннего соглашения основных производителей — монополистов в форме Соглашения стабилизации экономической ситуации в России. По этому соглашению на II полугодие предусматривается 15-18% роста цен. Ожидать новой девальвации министерство не намерено, а экономические предпосылки показывают, что в течении последних 2-х месяцев курс доллара стоит, а «с учетом достижения договоренности с МВФ и Мировым Банком предоставление траншей России количество валюты, которое будет притянуто в страну в качестве традиционных займов, увеличится на 5 млрд. долларов». В связи с этим, появляется реальная возможность «для ослабления долгового бремени платежных обязательств России на 16 млрд. в рамках реструктуризации задолженности Парижскому Клубу».

Перед лесопромышленниками Архангельской области были поставлены задачи «капитализировать эти деньги таким образом, чтобы в ситуации, когда финансово-экономическая ситуация будет не столь положительна, создать условия для выживания в ней». Правительство России предпринимает со своей стороны через Налоговый кодекс попытки освобождения от налогообложения прибыли, направленной на пополнение оборотных средств предприятий, или льгот на капитальные вложения. Реально это означает, что предприятиям дается возможность не делать выплат в бюджет, пустив деньги на пополнение своих оборотных средств [[3]].

Учитывая доминирующую роль лесохимического комплекса в экономике области и перенос акцентов в экономической политике областного руководства на нее, что отражается в процессе разработки очередной «Среднесрочной программы» (напомним, что в «Антикризисной программе» в период выборов губернатора акцент делался на далекие от разработки алмазные и нефтяные ресурсы), можно предположить, что ведется данная работа с целью привлечь «лесников» в качестве потенциальных «спонсоров» областного руководства на предстоящих выборах главы администрации области в 2000 году.

1.1.2.      Топливный кризис

В середине июля в Архангельске разразился топливный (бензиновый) кризис. На протяжении недели на автозаправочных станциях областного центра вообще не было бензина. Отменялись маршруты городского общественного транспорта. Оптовые поставщики, несмотря на заключенные договоры и предоплату, отказываются поставлять на архангельский рынок топливо без компенсации разницы в цене в размере от 5 до 13 процентов. В областной администрации под руководством председателя правительства Архангельской области Николая Малакова был срочно создан штаб оперативного реагирования для ведения консультаций с поставщиками топлива, ежедневного мониторинга цен. Запасы топлива в Архангельске к концу месяца оставались минимальными, точные цифры официальные источники даже объявили «не подлежащими разглашению». Розничная цена на бензин А-92, претерпев колебания от 4 рублей 20 копеек в Шенкурске (на юге области) до 5 рублей 30 копеек в Архангельске, к концу июля достигла в областном центре 7 рублей 80 копеек за литр. Любопытно, что все это произошло сразу после возвращения делегации из Татарстана. В итоге, местная пресса гораздо больше внимания уделила проблеме «бензинового кризиса», а не новому «другу на века».

В довершении сказанного, кризис перекинулся и на ТЭЦ. В последнюю неделю июля от горячего водоснабжения был отключен областной центр.

1.1.3.      Расширенное заседание общественно-политического консультативного совета при главе администрации области

Расширенное заседание общественно-политического консультативного совета при главе администрации области, прошедшее 14 июля, проводилось под лозунгом «за чистые выборы!». В повестке дня заседания значилось четыре вопроса:

1. Открытие заседание с выступлениями главы администрации области Анатолия Ефремова и представителя Президента Марины Белогубовой.

2. Основные направления деятельности избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан. Доклад и.о. председателя Областной избирательной комиссии Александра Яшкова.

3. О соглашении общественных объединений Архангельской области о создании общественного центра контроля чистоты выборов при проведении избирательных кампаний 1999-2000 годов (принятие и подписание). Докладчик – председатель регионального отделения партии «ДВР» Михаил Ферин.

4. О рабочей группе для разработки положения об общественном центре контроля чистоты выборов. Докладчик – председатель регионального отделения РНРП Виктор Костромин.

Приветствуя собравшихся, Анатолий Ефремов произнес десятиминутную речь о том, что основная его забота – не допустить использование «грязных» технологий в предстоящих выборах, не допустить проникновения во власть «криминальных» элементов, а так же призвал присутствующих к тем же действиям. Идея проведения в Государственную Думу «людей, могущих быть полезными региону» проявилась в публичной риторике Ефремова еще в апреле, когда состоялось предыдущее собрание Консультативного совета. На данном заседании она была озвучена вновь, с призывом к политикам и общественникам консолидировать свои усилия в достижении поставленной цели, преградить путь в Законодательное собрание различным экстремистам, сохранить согласие и стабильность на территории области.

В освещении первого вопроса повестки дня наиболее характерной и показательной фразой можно считать мысль Марины Белогубовой о том, что позиция президента, которую она призвана донести до лидеров политических и общественных организаций региона, заключается в том, чтоб исполнительная власть «смогла сыграть свою единственно правильную партию» на данных выборах. В чем будет заключаться эта партия, разъяснено не было. Однако, представитель президента все же отметила, что власти тоже не всегда ведут свои кампании с полным соблюдением законодательства.

Исполняющий обязанности председателя Облизбиркома Александр Яшков провел небольшой юридический ликбез, касающийся нового Закона «О выборах депутатов Государственной Думы…». Особо в выступлении отмечалось, что новый закон является «заслоном» для применения «грязных» избирательных технологий, поскольку он «учел и впитал» опыт всех предыдущих выборов.

Далее перешли к обсуждению «Соглашения общественных объединений Архангельской области о создании общественного центра контроля чистоты выборов при проведении избирательных кампаний 1999-2000 годов». Председатель областной ДВР (одновременно – председатель региональных «Правого дела», «За честные выборы!», член Совета «Возрождения Севера» и т.д.) Михаил Ферин сообщил, что общественные объединения Архангельской области разработали текст некоего соглашения (текст приводится в приложении). Кроме набора лозунгов, например о том, какие избирательные комиссии можно считать «нелегитимными», или что делать с нестыкующимися законами о выборах между федерацией и областью, соглашение содержит весьма любопытный пункт. Он касается того, что общественность сама «предлагает Главе администрации области возложить координацию, техническое и информационное обеспечение общественного центра контроля чистоты выборов на отдел по связям с общественностью администрации области». Оживление среди аудитории началось, когда выступавший следующим Председатель областной РНРП Виктор Костромин «проговорился», что под создание данного центра инициаторы планируют получить гранты. Появились вопросы о том, кто входит в этот центр, какие организации готовили и подписали документ. Оказалось, что в рабочую группу по разработке его положения вошли представители «Демократического выбора России», «ЯБЛОКА», Российской народной республиканской партии, Демократической партии России, Конгресса русских общин, Свободной демократической партии России, Союза молодежи Севера. Эти представители политической общественности мало известны, многие являются членами сразу нескольких партий. На вопрос помощника депутата ГД от фракции «ЯБЛОКО» о том, какую юридическую силу будет иметь данный документ, и что подразумевается авторами под «грязными» технологиями, внятного ответа не прозвучало. Вообще в выступлениях в прениях приняли участие только двое. Помощник депутата ГД Митрохина С.С. по Архангельской области заявила, что соглашение носит чисто декларативный характер и не выдерживает критики с точки зрения определения ответственности сторон (среди которых, кстати, областная администрация не фигурирует), а сам документ требует юридической доработки. Вторым был председатель областной организации РНЕ, несколько смущенно заметивший, что члены областной организации РНЕ не являются «экстремистами», следовательно, поддерживают и подписывают данное соглашение. Удивило подписание документа местным «ЯБЛОКОМ», да еще в подобной кампании. Сам председатель организации в настоящий момент находится в отпуске за пределами области, а подпись вместо него поставил Иван Мосеев (экс-председатель, руководитель пресс-службы организации в ранге заместителя председателя региональной организации), посчитав, что если «ЯБЛОКО» не подпишется, то даст таким образом повод для разговоров о том, что оно против «чистых» выборов.

1.2.       Законодательная власть

1.2.1.      23-я сессия ОСД

В повестке дня прошедшей в начале июля сессии ОСД значилось около сорока вопросов. Сама сессия изначально проходила в отсутствии первых лиц области, поскольку они отбыли с визитом в Татарстан.

Краткий анализ ряда наиболее важных законов, принятых на 23-й сессии ОСД:

1.       «О внесении изменений и дополнений в областной закон «Об областном бюджете на 1999 год»

Закон содержит в себе ряд изменений в межбюджетных отношениях. Статья 1 ОЗ «Об областном бюджете» излагается в следующей редакции: «Утвердить областной бюджет на 1999 год по доходам с учетом средств, поступающих из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, в сумме 1 164 088 тыс. рублей и по расходам в сумме 1 364 667,2 тыс. рублей с предельным размером дефицита бюджета в сумме 200 579,2 тыс. рублей. Источником покрытия определить мероприятия по реструктуризации задолженности предприятий лесохимического и военно-промышленного комплекса по налогам в областной бюджет. Утвердить оборотную кассовую наличность на 1 января 2000 года в сумме 25 000 тыс. рублей».

В статье 10 раздел «Расходы, осуществляемые за счет средств, получаемых областью из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (трансферта)» излагается в следующей редакции:

«Расходы, осуществляемые за счет средств, получаемых областью из федерального фонда финансовой поддержки субъектов российской федерации (трансферта)                                                                                               476167 тыс. рублей

Фонд финансовой поддержки бюджетов городов и районов (за исключением средств, направляемых на выплату зарплату областным учреждениям)                                                                              — 25811 тыс. рублей

Дополнительная финансовая помощь бюджетам территорий и областному бюджету на оплату ежегодных отпусков работников образования                                                                                                — 74000 тыс. рублей

Финансовая помощь бюджетам городов и районов и областному бюджету на выполнение федеральных социальных законов                                                                                                                          — 50000 тыс. рублей

Государственные пособия гражданам, имеющим детей»                                                             — 41154 тыс. рублей

3. Дополнен областной закон «Об областном бюджете на 1999 год» статьей 28 следующего содержания: «Направить в 1999 году 74000 тыс. рублей, полученных из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (трансферта) на оплату ежегодных отпусков работников образования области, на дополнительную финансовую помощь бюджетам территорий и областному бюджету на оплату ежегодных отпусков работников образования области в следующих суммах, тыс. рублей:

Вельский район                                     3110,9

Верхнетоемский район                        1593,1

Вилегодский район                                 833,6

Виноградовский район                        1156,5

Каргопольский район                          1311,1

Коношский район                                 1389,8

Котласский район                                 1382,8

Красноборский район                         1265,7

Ленский район                                      1085,3

Лешуконский район                            1308,5

Мезенский район                                  1531,4

Няндомский район                               1589,9

Пинежский район                                 3640,4

Плесецкий район                                  3099,4

Приморский район                              1657,6

Устьянский район                                 2706,2

Холмогорский район                           2272,5

Шенкурский район                               1269,9

Город Архангельск                             15596,4

Город Северодвинск                          14691,2

Город Котлас                                         2631,4

Город Онега                                           1913,6

Город Новодвинск                                1991,4

Город Коряжма                                     1554,3

Соловецкий район                                    42,3

Областной бюджет                               3374,8

Итого                                                      74000,0

Закон проходил при весьма бурной дискуссии, в результате которой выяснилось, что ряд глав администраций районов и городов считают изменения в трансфертных перечислениях ошибочными, ведущими к росту задолженности по заработной плате в бюджетной сфере. Однако, председатель планово-бюджетной комиссии Александр Иванов успокоил депутатов тезисом о том, что в процессе выборов деньги из центра все равно дадут. В результате закон принят большинством голосов [[4]].

 

2.       «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О едином налоге на вмененный доход…».

Данный законопроект обсуждался бурно. Основные баталии развернулись вокруг ст.10, выделяющей категории налогоплательщиков и виды деятельности, на которых данный закон не распространяется. Основным «лоббистом» выступил заместитель председателя ОСД Юрий Сивков (Северодвинск). Он активно добивался внесения предприятий северодвинского комплекса ВПК в данную статью, мотивируя тем, что доля непрофильных услуг на Севмашпредприятии так мала, что даже не стоит заводить на них отдельную бухгалтерию. Он не был поддержан депутатским корпусом. Как и предложение, позволяющее практически всем крупным предприятиям области, оказывающим услуги, не являющиеся их основной деятельностью, избежать уплаты единого налога. Больше «повезло» депутату Александру Корыгину, отстоявшему корректирующие коэффициенты для предприятий города Мирный. Но, доработка данного законопроекта далека от завершения, решено, что на ближайших сессиях будут рассмотрены вопросы обложения данным налогом предприятий и организаций, оказывающих медицинские услуги.

 

3.       «Об уполномоченных банках органов государственной власти Архангельской области».

Договор с банком, желающим выступить в роли уполномоченного, заключается на конкурсной основе. Банки, изъявившие желание выступать в роли уполномоченных, обязаны подать заявку на участие в конкурсе и другие необходимые документы в комиссию по отбору уполномоченных банков. Перечень документов утверждается постановлением администрации Архангельской области. В состав конкурсной комиссии могут входить по два представителя от областного Собрания депутатов, администрации области, по одному представителю от главного управления Центрального банка РФ по Архангельской области и управления федерального казначейства по Архангельской области. Количество уполномоченных банков определяется, исходя из потребностей области.

Перечень банков, выигравших конкурс на заключение договора с администрацией области о выполнении функций уполномоченного банка, утверждается постановлением главы администрации области. Договор между органами власти и банком заключается сроком до одного года с возможностью ежегодного продления срока его действия по результатам их деятельности.

Статья 6 закона определяет последствия несоблюдения условий договора и несоответствия критериям конкурсного отбора, что является основанием для вынесения на рассмотрение комиссии вопроса об одностороннем отказе органов государственной власти области от исполнения договора. Комиссия обязана известить уполномоченный банк о возникновении оснований для отказа органов государственной власти от исполнения договора и рассмотреть вопрос об одностороннем отказе органов государственной власти от исполнения договора в течение 10 дней со дня возникновения основания для его рассмотрения. Решение комиссии утверждается постановлением главы администрации и с момента издания такого постановления договор между банком и органами государственной власти считается расторгнутым. Порядок и сроки прекращения взаимных обязательств определяются договором.

Статья 7 дает основные критерии отбора уполномоченных банков, коими являются:

— наличие опыта работы на финансовом рынке не менее 3 лет;

— наличие соответствующих лицензий Банка России и регистрации на территории Архангельской области;

— наличие прибыли за предыдущие два года и в текущем году;

— наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущие два года;

— выполнение банком всех установленных Центральным банком Российской Федерации экономических нормативов в текущем году;

— отсутствие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

— неприменение к банку в течение предыдущих двух лет санкций, указанных в части второй статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

— наличие резервного фонда банка в размере не менее 15 процентов от уставного капитала;

— наличие сформированного в полном объеме резерва на возможные потери по ссудам;

— наличие сформированного в полном объеме резерва под обесценение ценных бумаг;

— наличие опубликованного годового баланса за все годы деятельности банка;

— решение соответствующего органа управления банком, подтверждающего согласие банка на получение статуса «уполномоченного».

В отношении филиалов банков, зарегистрированных за пределами Архангельской области, проверка на соответствие критериям конкурсного отбора осуществляется в отношении их головных банков.

В случае, если количество банков, изъявивших желание выступить в роли уполномоченных и удовлетворяющих критериям отбора, больше количества банков, с которыми будет заключаться договор, комиссия может предъявить к банкам, участвующим в конкурсе, следующие дополнительные требования:

— соблюдение максимально допустимых соотношений капитала банка и объема выделяемых на возвратной основе целевых бюджетных средств (с учетом остатков централизованных средств) дифференцированно по конкретным программам, устанавливаемым комиссией;

— другие требования, изложенные в конкурсном предложении соответствующим органом государственной власти области.

Объем прав уполномоченного банка выглядит следующим образом:

Банк может принимать на депозит временно свободные финансовые средства областного бюджета на условиях платности, возвратности и срочности;

— выполнять поручения органов государственной власти Архангельской области по вопросам кредитования, обеспечения контроля за целевым использованием выделенных кредитных ресурсов, бюджетных и внебюджетных средств;

— проводить финансовую экспертизу отдельных проектов и программ;

— обладать преимущественным правом на участие в выпуске и размещении государственных областных займов, облигаций и других ценных бумаг;

— принимать консультативное, организационное, финансовое участие в программах (проектах) социально-экономического развития Архангельской области;

— осуществлять другие права в соответствии с договором.

На период действия договора с администрацией области уполномоченные банки имеют право в установленных законодательством пределах использовать в рекламных целях статус уполномоченного банка, отражать этот статус в собственных реквизитах, на бланках.

Обязанности уполномоченного банка области:

— осуществлять бесплатное расчетно-кассовое обслуживание учреждений и организаций, финансируемых из областного бюджета;

— начислять проценты по остаткам средств на бюджетных счетах;

— оказывать информационно-консультативную поддержку органам государственной власти области;

— содействовать бюджетным организациям и предприятиям в сокращении дебиторской и кредиторской задолженности;

— осуществлять другие обязанности в соответствии с договором.

Закон предусматривает так же еще один (особый) вид уполномоченных банков — уполномоченного инвестиционного банка. Таковыми могут стать банки или кредитные организации, осуществляющие инвестиционное финансирование важнейших инвестиционных проектов на территории области за счет собственных и привлеченных кредитных ресурсов. Уполномоченный инвестиционный банк вправе проводить операции накопления, депонирования, расчетные операции с инвестиционными финансовыми ресурсами, находящимися в собственности, ведении, управлении Архангельской области и имеет право на льготы в соответствии с областным законодательством об инвестиционной деятельности.

Контроль над выполнением уполномоченными банками своих обязательств возложен на областные органы государственной власти. Уполномоченный банк обязан ежемесячно отчитываться перед ними о своей деятельности в качестве уполномоченного.

Пикантность ситуации проявляется в том, что в результате «протекционистской в отношении Центра» деятельности нынешнего главы администрации, на территории области практически не существует региональных банков, остались в основном филиалы (не зря данный пункт отражен в законе) московских и санкт-петербургских банков. Кроме того, де-факто, но не де-юре, уже на протяжении нескольких лет Уполномоченным банком в области является филиал Северо-Западного отделения Московского индустриального банка, где на руководящей должности работает жена губернатора. Становится ясно, что условиям (или – критериям отбора) перечисленным в законе, может соответствовать, пожалуй, только один МИБ. В итоге, закон, кроме того, что легитимизирует сложившуюся ситуацию, еще и «цементирует» ее. Понятно, что все это происходит опять же ради предстоящих выборов, поскольку очевидно, что их финансирование (имеется ввиду, финансирование кампании А.Ефремова) преимущественно будет проходить через МИБ.

 

4.       «О списании с предприятий Государственного Российского центра атомного судостроения г.Северодвинска пени за просроченную задолженность по налогам в областной бюджет».

Законом списываются пени на 1 января 1998 года за просроченную задолженность по налогам в областной бюджет в доле, эквивалентной удельному весу ежегодно устанавливаемых объемов государственного оборонного заказа в общем объеме производства продукции, работ (услуг).

Здесь следует отметить, что вопрос о придании Севродвинску статуса ЗАТО пока отложен. Основная причина – нехватка средств в федеральном бюджете, поскольку закрытие города предусматривает выделение средств от 200 до 550 миллионов рублей в год. Курирует данный вопрос вице-премьер Христенко. Однако, мэр Северодвинска Александр Беляев надеется, что город получит статус ЗАТО в процессе обсуждения бюджета 2000 года [[5]].

 

5.       «О государственном долге Архангельской области»

Статья 3 принятого закона определяет следующие формы и состав государственного долга области:

— государственные займы области, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени области;

— ссуды, полученные областью от федерального и иных бюджетов;

— кредитные соглашения и договоры с кредитными организациями;

— договоры о предоставлении государственных гарантий области, договоры поручительства области по обеспечению исполнений обязательств третьими лицами;

— переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственные долговые обязательства области на основе принятых законов области;

— соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные областью, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Статья 5 дает предельные размеры долговых обязательств, устанавливающиеся в законе области об областном бюджете на очередной год: Общий объем государственного долга в пределах бюджетного года не должен превышать 30 процентов собственных доходов областного бюджета; предельный годовой объем средств, направленных на обслуживание государственного долга, не должен превышать 15 процентов доходной части областного бюджета; предельный объем государственного долга области суммарно по всем видам обязательств не может превышать объема собственных фактических доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней по отчету за предыдущий бюджетный год.

Все государственные заимствования области осуществляются на основании областной государственной программы заимствований, утверждаемой областным Собранием депутатов одновременно с областным бюджетом на очередной бюджетный год.

Роль Областного Собрания депутатов сводится к определению политики в отношении долга области на основе предложений администрации области и осуществлению контроля за состоянием государственного долга области. Финансовое управление администрации области не реже одного раза в квартал предоставляет областному Собранию депутатов полную информацию о состоянии государственного долга области.

Администрация области ежегодно после утверждения отчета об исполнении областного бюджета за предыдущий финансовый год обязана публиковать данные о состоянии государственного долга области за предыдущий финансовый год в средствах массовой информации.

 

1.3.       Федеральные структуры в регионе. ФСБ

На 23-й Сессии Областного Собрания депутатов произошло согласование нового структурного назначения. На должность заместителя главы администрации Архангельской области по работе с административными органами назначен заместитель начальника областного ФСБ г-н Коровин. Постановление о назначении и функциональные обязанности нового заместителя являются документом «для служебного пользования».

1.4.       Политические партии и организации

1.4.1.      Визит Владимира Брынцалова (РСП)

10 июля с визитом в Архангельскую область прибыл депутат Государственной Думы, лидер Русской социалистической партии Владимир Брынцалов. Официальная цель визита была объявлена как благотворительная. 100 тысяч рублей помощи были переданы Северодвинской станции переливания крови, еще 100 тысяч — областному детскому дому и семь коробок с медикаментами для жителей районного центра – города Мезень.

В программе визита была предусмотрена учредительная конференция Архангельского регионального отделения Русской социалистической партии. В Архангельской области отделение возглавляет депутат Областного Собрания депутатов Михаил Буторин (Приморский район). Возле входа в центральный универмаг города сторонники Брынцалова распространяли листовки с программными тезисами Русской социалистической партии. В основе лозунгов Брынцалов использует идею «капиталистического производства при социалистическом перераспределении созданных благ» [[6]].

На встрече с активом Брынцалов высказывал свою точку зрения по поводу повышения качества жизни населения путем выборов в Государственную Думу достойных людей, способных повысить доходы населения до уровня своих собственных. Для достижения данной цели необходимо снижение налогов и запрет на импортную продукцию.

Брынцалов посетил Архангельскую область впервые. Отделение РСП было зарегистрировано накануне его визита, 3 июля, в составе пятидесяти членов. Пока от лица организации не поступало заявлений о политической ситуации в стране или области, не определены и публично не объявлены возможные кандидаты на выборах в Государственную Думу. На прошлых выборах Президента в 1996 году за Брынцалова в области было отдано чуть больше 1-го процента голосов. В течении всего межвыборного периода о нем в области ничего не было слышно, однако на встрече присутствовало более сотни активистов РСП. Для летнего периода можно считать этот показатель высоким [[7]].

1.4.2.      Визит депутата ГД Юрия Нестерова («ЯБЛОКО»)

С 4 по 8 июля в Архангельской области с визитом находился заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи, депутат Юрий Нестеров. Визит носил неофициальный характер. Гость принял участие в семинаре «Свобода слова и основные тенденции в развитии форм собственности СМИ», проводившемся Союзом журналистов России и Архангельским региональным отделением Центра обучения журналистов, провел пресс-конференцию на тему «Информационная политика России: взгляд из Государственной Думы», встретился с активом архангельской организации партии «ЯБЛОКО».

Необходимо отметить, что в начале июля было создано отделение региональной организации в городе Котласе.

1.4.3.      Визит Владимира Жириновского в Онегу

В середине июля пропагандистско-агитационную акцию в своем стиле провела региональная организация ЛДПР. Ее лидер на спецпоезде посетил районный центр, город-порт Онегу, расположенный на территории Южного (№60) избирательного округа. Онега с районом являются стратегически весьма значимыми территориями в электоральном смысле на территории данного округа. Кроме того, на территории района расположен торговый порт, леспромхозы и Онежский ЛДК, Гидролизный завод и Онежский тракторный завод и т.п., что позволяет работать с потенциальными (и реальными) спонсорами. Во время своего турне Владимир Жириновский разбрасывал с подножки поезда пластиковые бутылки, наполненные водкой, чтобы привлечь людей на свои выступления. Вероятно, данную акцию следует расценивать как начало агитации за ЛДПР и ее кандидата в одномандатном округе, депутата-списочника нынешнего состава Государственной Думы Алексея Чурилова.

Кстати, экспансия архангельских членов ЛДПР на территорию Псковской области, отмечавшаяся два года назад, закончилась весьма скандально и таинственно: в июле был уволен с поста заместителя губернатора Псковской области, экс-президент архангельского банка «Двина-Траст» Юрий Савицкий, следом за ним таинственно исчез и назначенный менее года назад руководитель Псковского ГТРК, экс-редактор архангельской «Европы-плюс» Алексей Панасевич. Об этих событиях в области нет никаких сведений, как и о самих «пропавших».

1.4.4.      Визит Юрия Болдырева

Июльская «политическая страда» в Архангельской области закончилась визитом лидера общероссийского «Движения Юрия Болдырева». Он прибыл в Архангельск в период своего отпуска на основном рабочем месте заместителя председателя Счетной палаты по приглашению председателя совета директоров Онежского ЛДК и «Агентства маркетинговых технологий», чтобы с 26 по 28 июля заняться публичной политикой и организационными вопросами.

Программа визита была обширной. Прошли встречи с губернатором Анатолием Ефремовым, спикером областного Собрания Вячеславом Каляминым, мэрами Архангельска и Северодвинска. Представители промышленных кругов также имели возможность пообщаться с лидером новой политической организации. Во время визита Юрий Болдырев провел переговоры с руководителями и выступления перед трудовыми коллективами Соломбальского лесопильно-деревообрабатывающего комбината, Архангельского целлюлозно-бумажного комбината и северодвинского завода «Звездочка», встретился с преподавателями и жителями Архангельска в здании Архангельского Технического Университета, выступил в прямом эфире северодвинского и областного государственного телевидения.

В целом, основными темами публичных выступлений Юрия Болдырева можно считать три: вопросы безответственности за содеянные преступления власть предержащих всех уровней и мастей, определение позиций одноименного движения в сложившемся политическом спектре страны, а также несовершенство избирательной системы России. И если по первому вопросу Юрий Болдырев выступает скорее в качестве весьма осведомленного руководителя контролирующей структуры, с бухгалтерской легкостью оперирующего цифрами причиненных стране ее руководством убытков, то два остальных позволяют оценивать его в амплуа публичного политика. Пока архангелогородцы легче воспринимают его в первом варианте [[8]].

«В нашей стране искаженные представления о том, как существуют государства» — сообщил Юрий Болдырев на встрече с общественностью Архангельска, поскольку «ни одно государство не может существовать без независимых контролирующих органов, о чем у нас вообще говорить не принято», так как «естественно, власть сопротивляется контролю». Проведя исторические параллели с Наполеоном, организовавшим систему прохождения государственных денег таким образом, чтобы они ни на минуту не попадали в руки коммерческих структур, Ю.Болдырев со всем пылом «обрушился» с критикой на механизм создания уполномоченных банков, методику проведения приватизации по-российски, позиций власти в отношении частной собственности на землю и политики доступа к природным ресурсам. Ситуацию, сложившуюся в политике и экономике России, гость охарактеризовал так: «Во время коллективных соревнований национальных команд, дружно бегущих в одном направлении, мы как бы стоим у пивного ларька и бьем друг другу морду». По его мнению, исполнительная власть России изначально взяла неправильный курс на то, что мы будем жить в долг, а парламент вовремя не спохватился. В итоге – плачевная ситуация нахождения страны «на игле» иностранных кредитов, при которой внешний долг составил 160 миллиардов долларов при годовом бюджете в 20 миллиардов. Ю.Болдырев заметил, что эту пирамиду разрушил вовсе не Кириенко в августе 1998 года, а сам парламент, принявший два постановления, предупреждающих иностранные государства о том, что все кредиты, взятые правительством сверх установленных законом, страна оплатить не сможет. Но даже в этих условиях у правительства осталась лазейка в виде процедуры реструктуризации долга, являющейся ничем иным, как правом заимствовать без запрета «где угодно и сколько угодно». В качестве резюме, Ю.Болдырев вывел мысль о том, что система управления государством в России не выдерживает критики.

Далее, заметив, что в Архангельскую область он приехал просвещать, а не агитировать, поскольку является лицом «небеспристрастным» и «не исчерпывающе объективным», Ю.Болдырев предложил оценивать на выборах партии в парламенте не по их заявлениям, а по законодательной работе и результатам голосований. Отвечая на вопрос о том, как он лично оценивает деятельность существующих партий и публичных политиков, Ю.Болдырев сообщил, что НДР «партией вообще не является, поскольку в нее последовательно перебегали люди, ориентированные на «партию власти», что наименее достойно уважения». КПРФ же он, наоборот, уважает, так как «вынужден был три года опираться на их большинство в Государственной Думе, особенно в вопросах борьбы за российские недра». ЛДПР подверглась критике за «дурачество» во время голосования по вопросам импичмента Президенту. Больше всего досталось «ЯБЛОКУ» за то, что, будучи одним из организаторов этого движения в 1993 году, в последующий период он был «вынужден противостоять из Совета Федерации тому, что делали товарищи в Государственной Думе». Прежде всего, данное противостояние касалось законодательства о Соглашениях о разделе продукции в рамках механизма доступа иностранных кампаний к российским ресурсам и закона «О Центральном банке». Ю.Болдырев считает его разногласия с «ЯБЛОКОМ» лежат не в плоскости личностных амбиций и не на уровне тактики, а на уровне вопроса «Какому государству служишь?». Заслужил похвалы Евгений Примаков, который мог бы, если бы ему позволили, привести страну к мирной смене власти. О Сергее Степашине ничего хорошего гость пока сказать не может, но заверил, что ему хотелось бы ошибаться в отношении ныне действующего премьер министра, и если тот все же сделает что-то хорошее, то это весьма порадует. Геннадий Зюганов не вызывает никаких эмоций у Ю.Болдырева в отличие от Юрия Лужкова. Что будет, если Лужков станет президентом, Ю.Болдырев не знает, поскольку, с одной стороны, Юрий Михайлович делает много хорошего, но с другой стороны система правления в Москве, охарактеризованная как «советско-административно-феодальная», не совпадает с убеждениями Юрия Юрьевича. Но, при этом, как считает петербургский политик, москвичи любят своего мэра и «Кириенко – мальчик по отношению к Лужкову». В качестве возможных соратников для создания коалиции были названы Сергей Бабурин, Станислав Говорухин и Святослав Федоров. С ключевыми фигурами «Правого дела» Юрий Болдырев знаком настолько, что серьезно не относится ни к одному их лозунгу.

Готовность отстаивать лозунг своего движения о наведении порядка во власти, Ю.Болдырев продемонстрировал прямо в зале Архангельского государственного технического Университета, отвечая на вопрос корреспондента «Российского регионального бюллетеня» о том, не связан ли затянувшийся организационный кризис в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, где «Движение Юрия Болдырева» занимает лидирующие по численности позиции, именно с наведением этого порядка? По его мнению, безусловно связан, поскольку в России безответственна не только исполнительная, но и представительная ветвь власти. Проблемы законодательного органа Санкт-Петербурга связаны в первую очередь с тем, что в нем нет коалиции большинства, способной оказывать влияние на принимаемые решения. В результате переговоры между фракциями ведутся только для того, чтоб решить вопросы распределения постов, а дальше – разбежаться. По мнению Ю.Болдырева это неприлично и его движение «не согласно на сговор за спиной избирателей». Камнем преткновения в неудачах переговорного процесса Ю.Болдырев опять склонен считать «ЯБЛОКО», поскольку понятно, что на выборах в Государственную Думу две этих силы опять окажутся противниками. Для разрешения парламентского кризиса в Санкт-Петербурге, по мнению Ю.Болдырева, необходимо внесение в Устав города нормы о том, что при отсутствии коалиции большинства Парламент должен идти на роспуск и перевыборы. Кроме того, было отмечено, что партии – это механизм повышения ответственности представительной власти, но если есть партийные списки, то должно быть право партии на замену своих «зарвавшихся» членов, а также должно быть закреплено право отзыва депутатов избирателями.

Анализируя предвыборную ситуацию в стране, Ю.Болдырев отметил, что выборы в Государственную Думу пройдут по старой системе, когда абсолютную роль в них будут играть деньги. В особенности – иностранные деньги, поскольку легче подкупить власть, чем посылать армию. В результате «варварской» ситуации с финансированием избирательных кампаний в России, «ставленники иностранного капитала могут оказаться завтра в правительстве». Для того, чтобы гарантировать самосохранение государства, оно обязано финансировать избирательные кампании политическим партиям, прошедшим в парламент.

Завершив свою часть отпуска, отведенную для работы в Архангельской области, учреждением регионального отделения движения, Ю.Болдырев направился в Мурманск [[9]].

Эксперты отмечают, что выступления Болдырева проходят по одному сценарию, фразы он произносит как заученные. На его публичные выступления практически не приходят люди, в часовом прямом эфире ему было задано менее десятка вопросов, что свидетельствует об отсутствии массового интереса к данному политику. Состав его организации в основном представляют все те же полумаргинальные «демтусовщики», характеризуемые своим партийным «многочленством». Председателем является депутат Городского Совета депутатов г.Архангельска (от ОО «Уютный город» — ЛДПР) Анатолий Беднов, имеющий крайне негативную репутацию в городе в первую очередь из-за психической неуравновешенности. Однако основным организатором визита явился председатель совета директоров Онежского ЛДК (уроженец Санкт-Петербурга), явно демонстрировавший во время визита заинтересованность в работе с Болдыревым. Пока весьма сложно прогнозировать развитие данной структуры в региональном масштабе.

1.4.5.      Движение «Возрождение Севера»

В середине июля состоялась очередная встреча демократической общественности, инициированная региональным общественно-политическим движением «Возрождение Севера» под руководством Александра Иванова. В повестке дня значилось два вопроса: 1. О проекте областного закона «О правовых последствиях нарушения сроков выплаты заработной платы», разработанного независимым (свободным) профсоюзом здравоохранения и представленным его лидером Игорем Телятьевым. 2. Выступление потенциального кандидата на выборах в Государственную Думу, начальника управления юстиции администрации области Виктора Ширяева.

По первому вопросу можно отметить то, что разработанный проект представляет возможности некоего компромиссного варианта для работодателя по выплатам заработной платы. Он предусматривает выплату работодателем пени работнику за нарушение сроков выплаты заработной платы из расчета учетной ставки Центрального Банка на день исполнения денежного обязательства, а так же компенсации за моральный вред. В процессе обсуждения было принято решение внести законопроект на рассмотрение очередной сессии областного Собрания в сентябре.

В выступлении Виктора Ширяева прозвучала следующая цифра: в Архангельской области после перерегистрации общественных организаций насчитывается 42 организации, имеющие законодательное право выдвижения кандидатов на предстоящих выборах. Среди перерегистрированных политических организаций самыми многочисленными являются ЛДПР, далее — КПРФ. Всего не более 5 тысяч жителей области обозначили свои политические пристрастия. Отмечено, что по результатам проводящихся социологических опросов большое количество жителей области симпатизирует «ЯБЛОКУ», но численность самой областной организации не доходит даже до трехзначной цифры. Виктор Ширяев охарактеризовал новое избирательное законодательство как «вмешательство в личную жизнь граждан-кандидатов», высказав мнение, что по данным силовым структурам полномочиям, можно предположить даже развитие событий в духе «охоты на ведьм». Множество вопросов вызывают объемы полномочий избирательных комиссий. Любопытно в данном свете то, что Виктор Ширяев является руководителем областной Комиссии по противодействию политическому экстремизму. Себя он обозначил как «независимого кандидата».

1.4.6.      Движение «Поморы»

26 июля состоялась конференция регионального общественного движения «Поморы». В президиуме собрания наряду с председателем совета движения Максимом Мосеевым (брат яблочника Ивана Мосеева, бывшего идеолога и организатора движения «Поморское Возрождение» в конце 80-х годов) находился епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, выступивший с напутственной речью.

Среди присутствующих были отмечены председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве России Александр Пискунов, представитель президента Марина Белогубова, заместитель главы администрации области по социальным вопросам Тамара Румянцева, генеральный директор «Звездочки» Николай Каллистратов, депутат ОСД Любовь Сычева, режиссер Архангельского молодежного театра-студии Виктор Панов, ректор Архангельского педагогического Университета В.Булатов.

Основной целью движения заявлена защита интересов области перед лицом федерального центра. Говорилось о формировании новой политической элиты области, отстаивании прав коренного населения (имеются ввиду поморы), сохранении культуры и среды обитания [[10]].

В период с 1987-1988 года в публичной риторике Архангельской области возникает тенденция объединения двух начал: националистического и регионального. Выдвигается идеология создания «Поморской республики» — т.е. придания области статуса автономного образования с повышением прав. Полным ходом идет пропаганда самоидентификации жителей области как «поморов» – коренных жителей территории…, субэтноса в составе РФ, обладающего рядом нравственных отличий (естественно – в сторону превосходства) от просто русских». В дальнейшем, с 1993-го до лета 1995 года, звучание данной тематики в прессе несколько затихает, однако в полную силу используется во время выборов в ГД в декабре 1995 года двумя третями кандидатов по обоим округам области. Наибольшую активность в этом проявляет П.Г.Поздеев.

Данные тенденции пока не проявились в полной мере, однако сбрасывать со счетов возможность этнических (с некоторой натяжкой в употреблении данного слова, скорее здесь следует употребить слово «псевдопоморских», так как истинно поморских традиций в чистом виде за последние 70-80 лет в крае практически не осталось.) факторов было бы неосмотрительно.

Как показывает практика, особенно на фоне усилившейся национал-патриотических и регионалистских настроений, данная ось агитационной тематики себя не исчерпала, поскольку подобные настроения вновь присутствуют на выборах в Облсобрание летом 1996 года и на губернаторских выборах в декабре 1996 года. Практика показывает, что «пропоморские» настроения разделяет около четверти избирателей области. Следует отметить, что «пропоморская тематика» в публичной риторике области на протяжении нескольких лет правления Анатолия Ефремова находилась на заднем плане, и вот снова выходит на поверхность, да еще и при столь мощной поддержке официальных кругов. Это наводит на мысль, что данный «анахронизированный миф» получит в процессе предстоящих выборов очередной мощный толчок в развитии.

Интересно, что данное мероприятие проходило под патронажем Представителя Президента в области М.Белогубовой, которая в настоящий момент проявляет заметную активность и заинтересованность в поддержке потенциального кандидата на предстоящих выборах в одномандатном округе №59 А.Пискунова[1]. Основным куратором его кампании в регионе можно считать директора областной клиринговой палаты Александра Преминина. Описанное мероприятие послужило этапом предвыборной работы, направленной на поиск поддержки кандидата Пискунова (в том числе и финансовой) в экономических элитах области.

Наблюдатели отмечают, что «пропоморские» выступления на конференции, состав участников которой включал преимущественно «некоренных» жителей области, выглядели несколько неадекватно. Основная часть конференции была перенесена на фуршет, где, собственно, и происходило основное действие – переговоры, договоры и прочее.

1.5.       СМИ. Семинар «Свобода слова и основные тенденции
в развитии форм собственности СМИ»

6-7 июля Архангельское региональное отделение Центра обучения журналистов при Союзе журналистов России, возглавляемое главным редактором областной газеты «Правда Севера» Иваном Бенцой, провело семинар на тему «Свобода слова и основные тенденции в развитии форм собственности СМИ». На семинаре обсуждалась проблема форм собственности районных газет области. В настоящий момент из 21 районного издания 17 перерегистрированы в качестве «государственного учреждения» с Управлением печати области в качестве учредителя. В управлении же и разрабатывался «типовой Устав», согласно которому главный редактор газеты не избираемая, а назначаемая должность. Начальник областного Управления печати Л.Снежко пояснила выбор формы необходимостью сохранения «районок», прокомментировав в своем выступлении происходящий процесс следующим образом: «чтобы не потерять свободу и независимость районной прессы, мы вынуждены помогать газетам», а для гарантий этой свободы «разведены уровни». «Разведение уровней» подразумевает под собой тот факт, что главы администраций районов не могут оказывать сильное влияние на главных редакторов. О том, что во время губернаторской кампании на главных редакторов посредством Управления печати напрямую возможно «влияние» региональных руководителей, Л.Снежко умолчала. В принципе, можно говорить о том, что в Архангельской области из печатных СМИ с государственным участием только три способны на сохранение доли независимости в освещении политических событий: «Правда Севера», «Северный рабочий» и «Трудовая Коряжма», поскольку они остались в статусе ООО.

1.6.       Избирательная комиссия

Постановлением главы администрации Архангельской области от 7 мая 1999 года №129 назначены следующие члены избирательной комиссии с правом решающего голоса:

1.        Аксенов Александр Александрович – заместитель руководителя аппарата администрации области, начальник управления государственной службы и кадровой политики администрации области.

2.        Дроздова Татьяна Федоровна – заведующая организационным отделом администрации муниципального образования «Вельский район».

3.        Козлов Валентин Федорович – директор Архангельского научно-исследовательского института сельского хозяйства.

4.        Кудрявцева Алевтина Витальевна – заместитель мэра г.Коряжмы по вопросам местного самоуправления.

5.        Постникова Надежда Константиновна – секретарь избирательной комиссии Архангельской области.

6.        Смирнов Дмитрий Валерьевич – электромонтер Архангельских электрический сетей.

7.        Филев Геннадий Николаевич – председатель избирательной комиссии Архангельской области.

 

Решением двадцать второй сессии Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва от 26 мая 1999 года №615 назначены членами избирательной комиссии с правом решающего голоса:

1.        Ахмадулин Олег Борисович – заместитель директора 27 средней школы г.Северодвинска.

2.        Базаркина Валентина Павловна – директор издательства Поморского государственного университета.

3.        Коряковский Владимир Николаевич – консультант Архангельского областного Собрания депутатов.

4.        Никитин Вячеслав Алексеевич – начальник юридического отдела главного управления Центрального банка.

5.        Новиков Сергей Александрович – руководитель государственно-правового управления Архангельского областного Собрания депутатов.

6.        Попов Михаил Арсеньевич – генеральный директор ООО «Архангельсклесэнерго».

7.        Яшков Александр Георгиевич – заместитель председателя избирательной комиссии Архангельской области.

 

Прежде всего бросается в глаза тот факт, что все бывшее руководство Облизбиркома осталось неизменным. Изменения привнесли только выдвиженцы от парламентских фракций.

2.    Экономика

2.1.       Состояние ведущих отраслей и предприятий

В июле прошла конференция «ОЛДК и СЛДК: конкуренция или сотрудничество?».

Для справки:

Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат – рост объемов производства в 1998 году составил 33,9 процента по сравнению с предыдущим годом. На 1999 год запланирован рост еще на 30 процентов. С прошлого года комбинат работает без убытков, регулярно расплачивается за сырье и своевременно платит налоги и страховые взносы во внебюджетные фонды.

Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат – объем экспортных пиломатериалов увеличился с 85 тысяч кубометров в 1995 году до 185 в 1998 году, был вновь запущен цех древесной муки (стоял с 1996 года). Планируется, что ОЛДК в 1999 году даст 200 тысяч кубометров экспортных материалов.

«Когда два монстра вместе – эффект однозначен» — заявил на конференции генеральный директор ОАО «СЛДК» Е.Драчев. Отмечается, что сотрудничество двух лесопромышленных гигантов области исключит политику демпинга цен на внутреннем рынке области и позволит определять экспортную политику на Европейском рынке. Намечено создание оптовых центров для скупки сырья, позволяющем вытеснить из области «перекупщиков». Представитель Президента М.Белогубова охарактеризовала ситуацию следующим образом: «Сегодня создается уникальная система государственного регулирования. Я обязательно отправлю документы в Москву, так как это крайне важные шаги в подходах к реанимации лесопромышленного комплекса» [[11]].

3.    Межрегиональные и международные связи

3.1.       Визит Архангельской официальной делегации в Республику Татарстан

5-6 июля в Казани работала официальная делегация Архангельской области во главе с губернатором Анатолием Ефремовым. Визит был организован по приглашению президента республики Татарстан Минтимира Шаймиева. В состав делегации от Архангельской области вошли: спикер областного Собрания Вячеслав Калямин, председатель постоянной комиссии Собрания Евгений Ухин, генеральный директор областной ТЭК Александр Грачев, председатель правительства области Николай Малаков и его заместители, заместитель генерального директора департамента транспорта и связи Николай Молчанов, и.о. заместителя генерального директора департамента ЛПК Алексей Павлов, начальник областного финансового управления Елена Рубан, руководство Архэнерго, Севергаза, Архангельскгаза, представители федеральных ведомств, главы администраций ведущих промышленных районов области – Устьянского и Плесецкого, генеральный директор Савинского цементного завода, представители Архангельского целлюлозно-бумажного комбината, председатель региональной татарской автономии, архангельская пресса.

По сообщениям из официальных источников Архангельской области, политической окраски данный визит не носил, что являлось принципиальной позицией сторон. Однако, для журналистов было отмечено, что политический союз не исключен в будущем, «в рамках интеграции регионов России». Основной причиной данного визита можно считать экономику. Известно, что задолженность администрации Архангельской области перед своим крупнейшим поставщиком топлива «Татнефтью» составляет около 430 миллионов рублей. В течении всего отопительного сезона 1998-1999 годов «Татнефть» в кредит поставляла в Архангельскую область мазут и газ. В рамках прошедших встреч удалось договориться о поставке в Архангельскую область еще 710 тысяч тонн мазута (что позволит покрыть 75% от топлива, необходимого области на период следующего отопительного сезона) и 9,5 тысяч тонн газа (что позволит области не отключать газ в квартирах до сентября 1999 года). Условия — частичное погашение задолженности перед поставщиком до сентября текущего года. Из официальных источников известна сумма предстоящего погашения, которая равняется 131 миллиону 125 тысячам рублей, а проводится оно будет взаимозачетом по федеральным долгам области в сфере военно-промышленного комплекса (предприятия Северодвинска) и под Северный завоз грузов.

Анатолий Ефремов и первый заместитель премьер-министра Татарстана Равиль Муратов подробно обсудили предполагаемые проекты экономического сотрудничества между регионами. Обсуждалось возможное создание совместных предприятий в Архангельской области по вылову рыбы, переработке рыбной продукции — необходимой Татарстану рыбной муки. Есть договоренность о вложении инвестиций в разработку беломорских алмазов. Речь шла и о создании совместного предприятия по заготовке и переработке лесопродукции. Возможно, появится и предприятие по переработке пушно-мехового сырья, предприятиям Татарстана было продолжено участвовать в строительстве газопровода Нюксеница-Архангельск, поставляя для строительства изоляционные материалы. По проблеме поставки горюче-смазочных материалов из Татарстана в Архангельскую область работала самая представительная группа и с той, и с другой стороны. «Договор №1» был подписан в первый же вечер визита.

Анатолий Ефремов предложил дополнительные проекты: создать совместное производство лечебно-профилактических препаратов на базе водорослевого производства Архангельской области, открыть совместное предприятие «Торговый Дом Татарстан» на территории Архангельской области и «Торговый Дом Архангельск» – на территории республики Татарстан. Архангельской стороной было предложено использовать оборонные предприятия Северодвинска для производства медицинского инструментария. В результате визита было подписано соглашение «О торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Архангельской областью и правительством республики Татарстан» [[12]] (текст Соглашения приводится в Приложении.)

3.2.       Ответный визит

Ответный визит официальной татарской делегации состоялся 25 июля. В Архангельскую область прибыла делегация из двенадцати человек во главе с председателем Госсовета Республики Татарстан Фаридом Мухаметшиным и мэром города Казань Камилем Исхаковым.

Гости были приглашены руководством Архангельской области для участия в праздновании Дня военно-морского флота, широко отмечающемся в Архангельске ежегодно в последнее воскресение июля. Татарская делегация пронаблюдала традиционную «высадку десанта» морских пехотинцев на городской пляж областного центра, далее – встретилась с командой подшефной атомной подводной лодки «Казань» и мэром города Северодвинск Александром Беляевым. После выступления на митингах в Архангельске и Северодвинске, гости общались с представителями весьма многочисленной татарской диаспоры области, просмотрели культурную программу с участием татарских артистов [[13]].

Ожидавшийся приезд лично лидера «Всей России» Минтимера Шаймиева, заблаговременно отмечавшего возможность перерастания социально-экономического сотрудничества между регионами в политическое, на этот раз не состоялся. Однако, 25 июля в конференц-зале Областного Собрания депутатов состоялось подписание еще двух соглашений о сотрудничестве: между Госсоветом Республики Татарстан и областным Собранием депутатов Архангельской области и между городами Казанью и Архангельском.

Конечно, расценивать подобные контакты можно лишь в качестве «неравного брака». Без сомнения, наибольшую пользу данные соглашения способны принести именно Архангельской области, поскольку Татарстан и так является весьма влиятельным «игроком» как в политической, так и в экономической жизни России. Архангельская область практически не проявляется в данном качестве. Кроме того, как отмечалось раньше, Татарстан в настоящий момент является основным поставщиком топлива в область, которая в свою очередь является одним из крупнейших должников республики. Данные обстоятельства не смущают руководства двух регионов, поэтому с 29 июля начинается период постоянного обмена рабочими делегациями.

Официальная позиция руководства Архангельской области заключается в том, что развитие отношений с Татарстаном является одной из первоочередных стратегических задач. Это легко объясняется стремлением ныне действующего губернатора Анатолия Ефремова участвовать и победить в предстоящих в 2000 году губернаторских выборах. Без сомнения, плотные и плодотворные контакты с поставщиком жизненно важного для области энергетического ресурса способны обеспечить стабильное тепло в квартирах в осенне-зимний период, что в свою очередь является одним из основных мотивов электорального поведения жителей области. Усугубляет данную ситуацию и проведение голосования в зимнее время года. По мнению экспертов, контакты с Татарстаном призваны «прикрывать» неудачи в установлении положительных взаимоотношений с Ненецким Автономным округом. Конфликт, разразившийся в начале 90-х годов, еще далек от разрешения. Сложны и взаимоотношения областного руководства с соседними территориями Северного экономического района России, в первую очередь Республикой Коми, которая также могла бы предоставлять области топливо, причем с меньшими затратами на его транспортировку.

Можно сделать вывод, что за описанной активностью скорее всего скрываются серьезные проблемы области. Без сомнения, Татарстан в данном случае, не имея в ближайшее время весомых экономических преимуществ от подобного альянса (хотя в отдаленной перспективе экономические дивиденды для республики могут оказаться весьма ощутимыми), имеет шанс получить «политические дивиденды», которые могут проявиться в результатах голосования на выборах в Государственную Думу России в декабре 1999 года. Ведь, по сути, в настоящий момент происходит косвенная массированная агитация жителей Архангельской области не только в поддержку губернатора Анатолия Ефремова, но и лидера движения «Вся Россия» Минтимера Шаймиева [[14]].

Резюме

Можно считать, что избирательная кампания в Архангельской области вступила в стадию развития. Уже сейчас можно констатировать, что предстоящая борьба окажется весьма жесткой. Главенствующую роль в процессе выборов будут играть органы государственной власти и центральные финансовые средства. Пока еще не вырисовался с необходимой четкостью спектр кандидатов и их принадлежность к политическим структурам, но очевидно одно: кандидаты от власти в Архангельской области имеют высокие шансы.

Приложения

Приложение 1

«Мы, представители общественных объединений Архангельской области, понимая ответственность перед населением в необходимости чистых и честных выборов 1999-2000 гг., проведенных в строгом соответствии с законодательством; сознавая различия в исповедуемой сторонниками настоящего соглашения идеологии; желая видеть Архангельскую область экономически развитой в условиях гражданского мира и согласия:

1. Подписываем настоящее соглашение, основными принципами которого являются:

— строгое соблюдение действующего федерального и областного законодательства, регламентирующего порядок проведения выборов органов государственной власти и местного самоуправления;

— доверие к легитимным избирательным комиссиям;

— недопущение баллотирования в органы власти лиц с криминальным прошлым и настоящим;

— неприятие экстремизма и национальной розни;

— уважение к праву граждан свободно делать свой выбор;

— отказ от «грязных» избирательных технологий;

— усиление общественного контроля избирательной кампании от процедуры регистрации кандидатов до источников финансирования и подведения итогов голосования.

2. Учреждаем общественный центр контроля чистоты выборов, основной целью которого являются:

— координация и обеспечение деятельности, направленной на повышение правовой культуры населения на территории Архангельской области;

— координация действий и взаимное информирование общественных объединений, избирательных комиссий, органов власти по предупреждению нарушений выборного законодательства при проведении избирательных кампаний.

3. Поручаем рабочей группе, созданной из представителей общественных объединений, подписавших настоящее соглашение, разработать положение об общественном центре к очередному заседанию.

4. Предлагаем Главе администрации области возложить координацию, техническое и информационное обеспечение общественного центра контроля чистоты выборов на отдел по связям с общественностью администрации области.

Приложение 2

Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Архангельской областью и Республикой Татарстан

 

Архангельская область в лице главы администрации Архангельской области Ефремова Анатолия Антоновича и Республика Татарстан в лице премьер-министра Республики Татарстан Минниханова Рустама Нургалиевича, именуемые в дальнейшем «Стороны», в целях сохранения и расширения двухсторонних хозяйственных, торгово-экономических, научно-технических и культурных связей и создания благоприятных условий для развития рыночных отношений, договорились о нижеследующем:

Статья 1.

Стороны будут осуществлять всестороннее сотрудничество в духе дружбы, доверия и взаимного уважения, на принципах взаимопонимания, взаимной выгоды, равноправного партнерства и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Архангельской области, Конституцией Республики Татарстан и действующим на территориях Сторон законодательством.

Статья 2.

Стороны считают, что в осуществлении сотрудничества могут принимать участие предприятия, организации и учреждения, расположенные на их территориях, вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Статья 3.

Стороны договорились создавать благоприятные условия для установления, сохранения и расширения торгово-экономических и хозяйственных связей между предприятиями и организациями, расположенными на территориях Сторон, способствовать осуществлению взаимопоставок важнейших видов продукции производственно-хозяйственного назначения и потребительских товаров на основе прямых договоров (контрактов) между субъектами хозяйственной деятельности, оказывать содействие в размещении региональных заказов на предприятиях-производителях для государственных нужд Сторон, а так же способствовать созданию эффективной системы оптовой торговли и взаимных расчетов.

Стороны обязуются обеспечивать в пределах своей компетенции всем хозяйственным субъектам, расположенным на территории Сторон, благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и иной не запрещенной законодательством деятельности в рамках настоящего Соглашения.

Номенклатура, объемы и сроки поставки продукции, ценовое согласование и порядок расчетов будут определяться в конкретных договорах, заключаемых между хозяйствующими субъектами, расположенными на территориях Сторон, при этом ответственность за нарушение договорных обязательств несут сами хозяйствующие субъекты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4.

Стороны будут способствовать участию хозяйствующих субъектов в реализации совместных инвестиционных проектов и программ сотрудничества, созданию и функционированию совместных предприятий и производств, в том числе с привлечением третьих лиц и иностранного капитала, а так же созданию системы гарантий и страхования внешних инвестиций на территориях Архангельской области и Республики Татарстан.

Статья 5.

Стороны будут осуществлять обмен научно-технической, экономической, торговой и иной информацией, содействовать развитию прямых связей между научно-исследовательскими институтами, учебными заведениями, предприятиями и организациями, создавать благоприятные условия для деловых контактов юридических и физических лиц на территориях Сторон, включая их участие в совместных конференциях, симпозиумах, семинарах и «круглых столах», а так же участие в выставочно-ярмарочной деятельности.

Статья 6.

Стороны будут развивать и поощрять сотрудничество в области культуры и искусства, здравоохранения, образования, физкультуры, спорта и туризма, взаимодействия национально-культурных обществ и общественных организаций, молодежных движений и организаций детского отдыха.

Статья 7.

Стороны подтверждают свою готовность сотрудничать в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, решать совместными усилиями комплекс проблем, связанных с ликвидацией последствий экологических катастроф и стихийных бедствий.

Статья 8.

Совместная деятельность Сторон по реализации настоящего Соглашения будет регулироваться двухсторонними консультациями, совещаниями, семинарами и иными мероприятиями.

Для обеспечения координации сотрудничества, по мере необходимости, Стороны могут создавать координационные органы, рабочие группы.

Статья 9.

Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств каждой из Сторон по заключенным ими договора с третьими Сторонами и поэтому не может служить препятствием для выполнения взятых на себя обязательств перед третьими Сторонами.

Статья 10.

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении одного года. В дальнейшем оно будет автоматически продлеваться на тот же срок, если ни одна из Сторон не позднее чем за три месяца до истечения срока его действия письменно не уведомит другую Сторону о своем желании прекратить его действие.

Каждая Сторона может предлагать дополнения к настоящему Соглашению, которые оформляются отдельным протоколом и будут являться неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Совершено в городе Казани 6 июля 1999 года в двух экземплярах каждый на русском и татарском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

 

За Архангельскую область:

Глава администрации Архангельской области А.А.Ефремов.

 

За Республику Татарстан:

Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н.Минниханов.



[1] Поговаривают, что Пискунов обещал ей помощь в защите докторской диссертации в Москве



Источники

[1]. Визит министра // Волна. Архангельские областные ведомости. – 1999. — №26 (640). — 13 июля

[2]. Ткаченко Т. Министр экономики изучал в Архангельске лесное дело // Правда Севера. – 1999. — №125 (23406). — 13 июля.

[3]. Барандова Т. Визит министра экономики Андрея Шаповальянца // Российский Региональный Бюллетень. – М.: ИВЗ, 1999. – Июль.

[4]. Ширяев А. Заключительный аккорд // Волна. Архангельские областные ведомости. – 1999. — №26 (640). – 13 июля.

[5]. Славин Л. Дело затормозилось // Правда Севера. – 1999. — №122 (23403). – 7 июля.

[6]. Ткаченко Т. Как Брынцалов лечил Архангельск // Правда Севера. – 1999. — №26 (640). — 13 июля.

[7]. Барандова Т. Визит В.Брынцалова в Архангельскую область // Российский Региональный Бюллетень. – М.: ИВЗ, 1999. – Июль.

[8]. Ткаченко Т. Преступление и наказание по Юрию Болдыреву. // Правда Севера. – 1999. — №136 (23417). — 29 июля.

[9]. Барандова Т. Визит в Архангельскую область Ю.Болдырева // Российский Региональный Бюллетень. – М.: ИВЗ, 1999. – Июль.

[10]. Беднов А. Третье «пришествие» Александра Пискунова. // Архангельск. — №139 (1681). — 29 июля.

[11]. Муравьева Е. Сотрудничество лесных «монстров» // Архангельск. – 1999. — №124 (1666). – 8 июля.

[12]. Барандова Т. Лидер «Всей России» Минтимер Шаймиев и «независимый» губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов принципиально не готовы к политическому сотрудничеству. // Российский Региональный Бюллетень. – М.: ИВЗ, 1999. – Июль.

[13]. Ткаченко Т. Госсовет, облсобрание и мэрии будут «дружить домами». // Правда Севера. — №134 (23415). — 27 июля.

[14]. Барандова Т. Ответный визит официальной делегации Татарстана в Архангельскую область: кому достанутся «политические дивиденды?» // Российский Региональный Бюллетень. – М.: ИВЗ, 1999. – Июль.