Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Бурятия

Евгения кислова

рЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

в июне-июле 1999 года

Деятельность президента РБ в июне-июле. Итоги пятилетнего правления Ë.Ïîòàïîâà. Пятая сессия Народного Хурала. Итоги годовой деятельности НХ. Подготовка в республике к выборам в Госдуму: стартовые условия проведения, расстановка сил по одномандатному округу, расстановка сил политических партий и движений в республике. Местное самоуправление в июне-июле: итоги деятельности мэра Улан-Удэ за полтора года, июльская сессия Улан-Удэнского горсовета. Ситуация в национальном движении республики, после ухода Е.Егорова с поста президента Конгресса бурятского народа. Международная деятельность президента РБ и Народного Хурала РБ.

1.    ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА

Летние месяцы – традиционное время отдыха, когда затихает на время политическая жизнь и важных событий не происходит. Не стало исключением и это лето. Деятельность основных акторов регионального политического процесса, разумеется, все же имела место, но была вялой и, так сказать, текущей. Связана она была прежде всего с подготовкой к декабрьским выборам в Государственную Думу Российской Федерации. Кроме того, основные выборные лица и органы власти республики справили свои маленькие юбилеи. Президент Республики Бурятия (РБ) Л.Потапов уже 5 лет на этой должности, законодательный орган республики – Народный Хурал (НХ) перевалил за свой годовой рубеж, мэр столичного Улан-Удэ полтора года у власти.

1.1.       Исполнительная власть республики в июне-июле

1.1.1.      Деятельность президента РБ

Особой активности президент РБ Л.Потапов не проявлял. Он больше работал вне пределов республики, посещая Москву и «решая необходимые вопросы», а также развивая международные связи (об этом подробнее ниже). Деятельность президента в самой республике заключалась в повседневном решении текущих дел и не освещалась в республиканских средствах массовой информации, за исключением поездки президента РБ в Иволгинский (пригородный к Улан-Удэ) район и заседания Совета старейшин.

В середине июня Л.Потапов побывал в Петербурге на ежегодном Экономическом форуме, организованным по инициативе Совета Федерации, на котором присутствовали премьер-министр РФ С.Степашин и глава Международного валютного фонда М.Камдессю. Особых результатов для республики это посещение не принесло, поездку можно охарактеризовать как ознакомительную. Больше пользы должно было быть от встречи с министром финансов России М.Касьяновым, которая состоялась накануне. Обсуждался вопрос о предоставлении гарантии Правительства РФ в выделении итальянского кредита в размере 22,6 млн.долларов на создание в Северо-Байкальском районе Бурятии современного лесоперерабатывающего производства. Все вопросы этого контракта уже были решены, и итальянская сторона намеревалась выдать республике кредит без каких-либо дополнительных условий, однако буквально в последний момент, напуганная очередной сменой кабинета министров, стала добиваться дополнительных гарантий. Встреча с Касьяновым не принесла ожидаемых результатов. Минфин отказался дать такую гарантию сразу и попросил руководство республики подождать, пока детально будет изучено бурятско-итальянское соглашение.

В ходе своих поездок в Москву Л.Потапов смог решить ряд вопросов, связанных с финансированием республики.

В июле в Москве состоялась встреча Л.Потапова с представителями Администрации Президента РФ, Минтопэнерго РФ и РАО «ЕЭС России» по вопросу создания электроугольной компании бурятского топливно-энергетического комплекса («БурТЭКА»). О перипетиях борьбы за создание этого нового регионального монополиста мы уже не сообщали в предыдущих обзорах. Л.Потапов еще раз разъяснил позицию руководства Бурятии, которая сводится к следующему: создание «БурТЭКа» приведет к тому, что под его начало войдут все угледобывающие и энергопроизводящие предприятия республики, как высокорентабельные, так и убыточные. Это позволит сохранить все предприятия данной отрасли (убыточные предприятия будут поддерживаться путем перераспределения прибыли с высокорентабельных), кроме того, прибыли, полученные в результате производственной деятельности предприятий, которые будут входить в «БурТЭК», будут идти в республиканский бюджет. Сейчас угольные предприятия республики входят в АО «Востсибуголь», который платит налоги в бюджет Иркутской области. По мнению Президента РБ, тощий республиканский бюджет недополучает столь необходимых ему денег, а предприятия республики работают на богатого соседа – Иркутскую область. Отчасти это верно. Неслучайно кампания, направленная против создания «БурТЭКА», в печати, да и в общественном создании считается инициированной руководителями «Востсибугля», которые не хотели терять доходные угольные предприятия.

Создание «БурТЭКа» имеет и оборотную сторону, которую Л.Потапов не очень хочет афишировать в республике. В «БурТЭКе» явно прослеживается заинтересованность председателя РАО «ЕЭС России» А.Чубайса. Контрольный пакет акций (50% + 1 акция в доверительное пользование) будет принадлежать РАО «ЕЭС России», а значит, предприятия по-прежнему будут подчиняться хозяину не из республики, а извне. Кроме того, по объявленному плану во вновь создаваемую структуру войдут предприятия сначала рентабельные и лишь затем убыточные. У многих возникает вопрос: а не получится ли так, что «ЕЭС России» проведет лишь первый этап создания «БурТЭКа», а про остальные забудет. Почему об этом не хочет говорить президент РБ, не совсем понятно, однако можно предположить, что либо Л.Потапов лично заинтересован в осуществлении данного проекта, либо президент РБ рассчитывает перехитрить А.Чубайса и через кадровые назначения и кулуарные соглашения «на месте» поставить «БурТЭК» под контроль республиканской власти.

После поездки Л.Потапова в Москву А.Чубайс объявил о создании Бурятской топливно-энергетической компании. Окончательно же прояснится судьба проекта только в августе, когда на торги будут выставлены акции «Востсибугля», в который пока еще входят предприятия топливно-энергетического комплекса республики.

Второй вопрос, который решался Л.Потаповым в Москве – это финансирование летне-осенней уборочной кампании на селе. Поскольку Бурятия входит в число немногих регионов, полностью рассчитавшихся за предоставленные кредиты прошлого года, Л.Потапову удалось убедить российское правительство выделить республике в ближайшее время новый заем на уборку урожая в размере 40 млн. руб.

Побывал президент РБ и в Пенсионном фонде России. В настоящее время в республике закончилась выплата пенсий за июль и начата выдача задолженности за март. Чтобы погасить мартовскую задолженность по пенсиям, не хватает еще 145 млн. руб. Л.Потапов добился того, что Пенсионный фонд РФ дал «добро» на выделение 100 млн. рублей. Но пенсионеры не получали пенсии еще и за апрель, так как только с мая их стали выдавать регулярно, поэтому проблема погашения долга остается.

Состоялась встреча президента РБ с первыми лицами Министерства здравоохранения РФ, где решался вопрос перечисления 8 млн. рублей для республиканской программы «Мать и дитя».

Напоследок у Л.Потапова состоялась встреча с руководителем российской таможни. Здесь он добивался решения о скорейшем строительстве таможенного перехода «Кяхта — Алтан-Булаг» на границе с Монголией, необходимость которого для дальнейшего развития экономики республики трудно переоценить. Сейчас на этом объекте произведены работы по «нулевому» циклу, для продолжения строительства необходимы дополнительные средства. Государственный таможенный комитет РФ пообещал помощь в строительстве перехода.

В республике в отчетный период президент РБ не проявлял столь активной деятельности. Широко освещалась в СМИ поездка Л.Потапова в пригородный Иволгинский район, где он посетил водохранилище, совхозные поля, объекты социально-культурно-бытового назначения, провел прием граждан по личным вопросам и заседание со всеми подразделениями управления района. Президент РБ подчеркнул личную ответственность глав администраций районов и глав местного самоуправления за все то, что происходит в их районе. Главы местного самоуправления были подвергнуты резкой критике за превышение расходов над доходами и за недостаточное пополнение доходов бюджета. Особо Л.Потапов подчеркивал, что российское правительство требует до 40% всех поступлений в бюджет отправлять на выплату зарплат в бюджетной сфере, что во многих районах республики не выполняется, в том числе и в Иволгинском. Если этого не происходит, российское правительство не выделяет трансферты (финансовую помощь) регионам. Именно из-за такой позиции властей на местах Бурятия в мае и июне не получала ни рубля из федерального бюджета, что лишь увеличивает задолженность по зарплате в бюджетной сфере.

В декабре в Бурятии одновременно с выборами в Государственную Думу пройдут и выборы глав и законодательных органов местного самоуправления. Своим заявлением президент республики дал понять главам на местах, что если те не перестанут «подставлять» его перед общественностью тем, что не собирают достаточно средств для своего бюджета и не направляют установленный процент доходов на зарплату (от чего страдает республиканский бюджет, не получая трансфертов из Москвы), то в декабре им сложно будет переизбираться — президент свои рычаги влияния применит не в их пользу.

Еще одним заметным событием стало заседание Совета старейшин при Президенте РБ. Общественный Совет старейшин, который состоит из наиболее уважаемых в республике людей, формально лишь консультативный орган, но играет весьма важную роль в жизни Бурятии. Совет принимает лишь рекомендации, но, как правило, они превращаются в указы президента РБ и постановления правительства РБ. Почему Л.Потапов придал Совету старейшин такую большую роль, почему именно с ним обсуждает важнейшие вопросы республики? Скорее всего, здесь сказывается логика опытного политика. Наиболее активны на выборах люди старшего поколения, именно их мнение становится решающим при голосованиях. Совет старейшин же как раз выражает (а отчасти и формирует) суждения старшего поколения, и прислушиваясь к нему, президент РБ фактически выполняет волю активного электората, который, в свою очередь, служит ему опорой на выборах.

На этот раз на Совете старейшин рассматривалась проблема распространения инфекции сибирской язвы, которая неожиданно появилась в южных районах республики. Совет и Президент РБ выразили свое возмущение действиями лиц, которые не смогли вовремя определить страшную инфекцию, в результате которой погиб человек, а в республике наблюдалась небольшая паника (люди боялись приобретать мясо). Президент РБ после этого заседания дал указание ускорить расследование уголовных дел против лиц, чьи действия способствовали возникновению и распространению этой страшной болезни. В частности, Л.Потапов сказал, что ответственности подлежат:

n     глава местного самоуправления территории, на которой находился очаг заражения — за то, что не огородил территорию, где в почве находился возбудитель (сибирская язва трудно уничтожается и может оставаться в почве 80-100 лет; на этой же территории вспышка инфекции была 30 лет назад, тогда очаг был локализован и огорожен, но со временем изгородь разрушилась, что дало доступ скоту к источнику инфекции);

n     санитарный и ветеринарный врачи, которые не осмотрели скот достаточно тщательно и дали справки о том, что скот может быть реализован, чем способствовали распространению инфекции;

n     лица, которые покупали скот и продавали мясо населению (нарушали правила санветконтроля).

К счастью, в настоящее время очаг болезни локализован и сибирская язва не представляет угрозу для жителей республики.

1.1.2.      Итоги пятилетнего правления Президента РБ

Этим летом исполнилось 5 лет, как Бурятия живет во главе с президентом и столько же – с президентом Л.Потаповым.

Летом 1994 года Бурятия впервые выбирала себе президента. Многие тогда надеялись, что с избранием президента и принятием новой Конституции Бурятия станет более самостоятельной в решении стоящих перед ней проблем, а президент РБ станет оплотом демократии и гарантом законности в республике, сможет достойно отстаивать интересы Бурятии в высших органах власти России. По прошествии 5 лет жители Бурятии испытывают противоречивые чувства при воспоминании тогдашних своих надежд.

Конечно, за эти годы Л.Потапов многого добился. Прежде всего он последовательно претворяет в жизнь главный свой лозунг – «стабильность и порядок». Республика Бурятия за эти 5 лет ни разу ни подвергалась социальным потрясениям, так как любые проявления недовольства гасились еще в самом зачатке (единственный эпизод с конфликтом из-за Атласа тибетской медицины в этом как раз показателен, ведь Л.Потапов не только смог погасить гнев народа, но и обратить этот скандал против тех, кто его спровоцировал). Стоит также отметить, что Л.Потапову удалось ликвидировать наметившийся в начале 90-х годов рост напряжения в межнациональных отношениях. Ведь в первый раз Л.Потапов выиграл выборы во многом благодаря тому, что он русский, который, однако, воспитывался в бурятской семье, знает бурятский язык, традиции и обряды. До этого в республике шли дискуссии о том, кто должен стать президентом. Националистические партии и движения выдвигали идею о том, что президентом РБ должен быть бурят. Косвенно эту идею поддерживал главный противник тогдашнего председателя Верховного Совета Л.Потапова председатель Совета министров В.Саганов. Именно он лоббировал статьи новой Конституции РБ, которые бы не позволили русскому стать президентом. Тогда Л.Потапов стал символом дружбы между русскими и бурятами, помогающим до сих пор сохранять стабильность в межнациональных отношениях. Став президентом, Л.Потапов укрепил в правительственном аппарате позиции бурят, которые стали составлять до половины работников исполнительной власти, но, с другой стороны, русские против такого соотношения не возражают, так как их все же (обычно) большинство и при принятии решений специфические интересы русских учитываются.

Большую роль в Бурятии до сих пор играют кланы, которые и составляют народ, давший название республики. Наиболее важно различие между восточными и западными бурятами. Восточные буряты традиционно больше тяготели к Монголии, так как через нее они узнали и приняли буддизм. Западные же буряты рано попали в зону освоения первых русских землепроходцев Сибири и со временем стали больше тяготеть к русским, зачастую даже принимая христианскую веру (православие РПЦ или старообрядческое). Отношения западных и восточных бурят зачастую натянуты, и русские сглаживают трения между ними. Л.Потапов стал вытеснять из высших органов власти восточных бурят, которые играли заметную роль в правительстве при В.Саганове (восточном буряте) и при которых отмечался рост напряжения в межнациональных отношениях. Сейчас большинство бурят в правительственном аппарате составляют западные буряты.

Бесспорно должно поставить в заслугу Л.Потапову то, что Бурятия — один из самых малокриминализованных регионов России. Здесь никогда не было криминальных «разборок», крайне редки заказные убийства. В криминальной среде Бурятия числится «красной зоной» (или «милицейской республикой»). Отчасти это объясняется тем, что Бурятия – бедная республика, в ней много не наворуешь, поэтому она и не представляет пока большого интереса для криминалитета России. С другой стороны, Тува гораздо беднее, но криминализованность ее очень высока. Л.Потапов еще с перестройки вел жесткую линию по борьбе с преступностью, а став президентом, лично следит за работой силового блока и старается всем, что есть в распоряжении, помогать правоохранительным органам.

Политическую стабильность в республике в течение последних лет сам Л.Потапов объясняет во многом тем, что была принята Конституция Бурятии: «Благодаря ей все ветви государственной власти теперь достаточно сбалансированы. Например, ни один член правительства не назначается без согласования с Народным Хуралом, в отличие от Конституции РФ, по которой российский президент согласовывает с Госдумой только кандидатуру председателя правительства, но не министров и председателей комитетов» [[1]].

Из положительного опыта Бурятии за эти 5 лет стоит выделить и налаживание связей между тремя бурятскими субъектами Федерации: Республикой Бурятией, Усть-Ордынским автономным округом (Иркутской области) и Агинским автономным округом (Читинской области). Уже создается единое информационное пространство, активен культурный обмен. За это и выступает президент РБ, который ратует за культурное, но не политическое воссоединение некогда единой Бурятии, которая в 1937 году была расчленена.

Л.Потапов — опытный политик, прошедший большую школу партийной и советской работы, умеющий тонко чувствовать ситуацию и принимать взвешенные решения. Так, баллотируясь в президенты РБ, Л.Потапов и в 1994, и в 1998 возглавлял левые блоки. У него прекрасные отношения с КПРФ (в КПРФ, кстати, много хорошо знакомых Потапову людей, с которыми он работал еще в советские времена). Но на президентских выборах в 1996 году накануне и первого, и второго тура Потапов публично поддержал Б.Ельцина. Причиной такого хода президента республики послужило то, что в случае победы Ельцина республика при любом другом его выборе лишилась бы финансовой помощи Москвы, а в случае победы Зюганова Л.Потапов легко бы договорился с коммунистами о поддержке Бурятии даже после того, как поддержал Ельцина. Таким образом, поддерживая Ельцина, Потапов гарантировал республику от неприятностей независимо от того, кто станет президентом России.

Мудро Л.Потапов поступает и тогда, когда контролирует республиканские филиалы различных политических партий и движений: первым зам. председателя правительства РБ возглавляет бурятское отделение НДР, целая обойма правительственных чиновников входят в местное отделение «Отечества», все местные отделения левых партий России контролируются правительством РБ. Нет у президента РБ влияния на отделения «ЯБЛОКА» и правых партий, но в случае успеха любой из них Л.Потапов может найти общий язык с федеральными лидерами, минуя местных представителей (например, с Чубайсом у Потапова уже и сейчас налажены отношения).

Еще одной чертой Л.Потапова является то, что он никогда и никому не говорит «нет». Надо сказать, президент никогда не соглашается или не отказывает сразу. Он вдумчиво изучает предложенный ему проект, оценивает все плюсы и минусы, которые он может дать. Но если он и принимает решение отказать, то ответ звучит как нечто неопределенно-положительное, так что непонятно: «да» отвечает президент или «нет».

Но все же за эти 5 лет Бурятия не только не продвинулась в своем развитии, но и по некоторым позициям откатилась назад от уровня до 1994 года. Экономика республики находится в перманентном кризисе. Финансово Бурятия полностью зависима от Москвы, вынуждена поэтому считаться с тем, что последняя требует от республики, и, соответственно, не может что-либо серьезное сделать самостоятельно, так как если это не будет соответствовать позиции Кремля, республика может оказаться без финансовой помощи. Из-за этого ситуация напоминает ленинское выражение «верхи не могут, низы не хотят». Правительство РБ не в силах вывести республику из тупика кризиса, а самая мобильная часть населения (молодежь и представители среднего поколения) не желает так жить и уезжает. Республика стремительно стареет.

Вся история правления президента РБ Л.Потапова сводится к тому, что он регулярно ездит в Москву и, как он выражается, «ставит вопрос» перед федеральными властями. Попросту говоря, просит денег. Предоставление помощи во многом зависит от того, как складываются личные отношения Л.Потапова с главой правительства и Президентом РФ. Дружеские отношения с В.Черномырдиным позволяли вовремя получать трансферты, добывать средства на те или иные проекты развития, и в общем и целом республика жила не так уж плохо. Но когда правительства начали меняться по два-три раза в год, Л.Потапову стало труднее добиваться даже положенных по бюджету РФ денег. Уже начатые проекты зависли. Отношения же Л.Потапова с Б.Ельциным, мягко говоря, натянутые. Последний раз они лично встречались в 1996 году, перед выборами. К тому же Ю.Скуратов (с которым сейчас борется президент) — друг детства Л.Потапова. Может быть, поэтому начиная с весны 1999 года Москва постоянно задерживает трансфертные платежи республике, хотя все условия их предоставления республика выполняет.

Любое событие или действие на политическом поле республики четко контролируется и отслеживается президентом. В политику «допускаются» только те люди, которые лично преданы президенту. В последнее время Л.Потапов не любит ни критику своих действий, ни новых предложений. Фактически в республике даже нет оппозиции режиму Л.Потапова, хотя есть слабые ростки того, что в будущем может стать оппозицией. В народном Хурале есть депутаты, которые, считая, что некоторые решения, предложенные президентом, принесут скорее вред, чем выгоду, голосуют против них. Но все они разрознены, не имеют четких и согласованных планов действия, а по наиболее острым вопросам боятся выступать против воли президента. Ведь все помнят, как Л.Потапов сумел вытеснить с поста мэра г.Улан-Удэ В.Шаповалова и отправить его в политическое небытие (Шаповалов покинул республику и работает в аппарате Президента РФ). Главный оппонент Л.Потапова в 1998 году, накануне выборов президента РБ, директор крупнейшего в республике завода А.Коренев вынужден был сойти с предвыборной дистанции, уйти с должности и сейчас работает лишь директором Железнодорожного колледжа в Улан-Удэ.

Это стало возможным во многом благодаря тому, что практически все СМИ республики находятся под негласным контролем президента (более или менее независима газета «Вечерний Улан-Удэ»). Даже негосударственные газеты, оказавшись по каким-то причинам в тяжелом финансовом положении, обращаются за помощью к президенту. Он, как правило, помогает, что затем естественно ведет к зависимости.

В целом «пятилетка Л.Потапова» принесла Бурятии стагнацию. Власти республики стремятся переложить ответственность за все происходящее на Москву и Иркутск.

1.2.       Законодательная власть республики в июне-июле

1.2.1.      V сессия Народного Хурала âòîрîãî созыва

21 июня начала работу V сессия Народного Хурала (НХ) второго созыва. Предварительно в повестке сессии стояло 40 вопросов. В окончательной повестке осталось 34.

Среди первоначально предложенных наблюдатели выделяли проект закона о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности. Его ждали с волнением. Памятуя о том, что в течение года республиканские налоговики дважды увеличивали бремя налоговых платежей (увеличение ставки патента и введение налога с продаж), многие прогнозировали очередной «наезд» на малый и средний бизнес. Тот факт, что пункт обсуждения Закона стоял в проекте повестки, а материалы депутатам не были розданы, наводил на мысль, что госналогинспекция РБ стремится избежать предварительного обнародования в прессе очередных новых ставок налогов. Но в предложенной для утверждения парламентариям повестке пункт уже не фигурировал. Налоговики не успели как следует подготовить документы по законопроекту и побоялись внести «сырой» проект, который депутаты наверняка бы отклонили, так как с введением налоговых законов они уже дважды «наступали на грабли». Законы о налоге с продаж и о ставке патента были приняты с такими высокими ставками, что не могли работать, и это привело к ожесточенной критике парламентариев с различных сторон.

Сразу же после того, как было объявлено о начале пленарного заседания очередной сессии, глава аграрного комитета Б.Шаралдаев попросил исключить из повестки сессии обсуждение законопроекта «О земле». Комитет решил, что раз в Госдуме России на сентябрь готовится повторное рассмотрение Земельного Кодекса РФ (отклоненного ранее Советом Федерации), то лучше «не бежать впереди паровоза».

Один из разработчиков проекта, руководитель Государственного комитета по земельной политике РБ А.Шевченко выразил по этому поводу большое разочарование. На проведенной в связи со снятием с обсуждения законопроекта пресс-конференции он отметил, что продажа земли в Бурятии давно уже идет. На сегодня 10% земли находится в частном владении, в основном это крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства, дачные участки, земли под индивидуальным жильем и под гаражами [[2]]. После выхода Закона РФ «О государственной регистрации права на землю» в республике оформлены документы на право собственности 453 тысячи собственников [2]. Сегодня же Комитет внедряет автоматизированную систему земельного кадастра, готовится инвентаризация земель. Она рассчитана до 2005 года и уже выполнена на 8,4% от этого плана. Доля земельного налога в консолидированном бюджете республики уже составляет 3,4% [2]. Но теперь все упирается в принятие закона о земле, который бы узаконил все операции с землей, тем более, что комитетом уже готовятся проекты законов о земельном кадастре, о землеустройстве, о зонировании и оценке земель, об ипотеке. В данном проекте Закона предусматривалась купля-продажа земель таких категорий, как личные подсобные хозяйства, дачи, земли под гаражи, земли, находящиеся под индивидуальной застройкой. Тем более, что уже сегодня регистрируется около 2 тысяч сделок по продаже земли в год [2].

Среди других вопросов, которые хотели рассмотреть отдельные депутаты НХ, вновь оказался закон о налоге с продаж. Депутат С.Семенкин предложил исключить из перечня налогооблагаемых товаров муку и яйца. Однако парламентарии воздержались от обсуждения этой проблемы.

Первый же вопрос — о назначении членов избиркома РБ — вызвал дискуссию. Половину состава утверждает легислатура, половину – президент РБ. Согласно республиканскому законодательству, в избирком РБ должны быть выбраны 14 человек. При этом необходимо сохранить 30% прежнего числа избиркомовцев. Согласно федеральному закону, треть состава избиркома должна представлять партии и движения, имеющие фракции в Госдуме РФ.

К выдвинутому списку из 7 человек фракция НПСР в НХ добавила своего кандидата — В.Трофимова. Ранее на заседании фракции его кандидатура была выдвинута и отклонена, затем фракция сначала утверждала, а затем отзывала еще троих, и в итоговом списке кандидатов представителя компартии не оказалось. Уже на пленарном заседании НХ фракция подняла вопрос о своем представителе и назвала им В.Трофимова. В итоге голосование оставило за бортом избиркома 2 претендентов, не входивших ни в какие политические движения республики, но В.Трофимова и еще пятерых утвердило. Л.Потапов утвердил указом «свою» часть списка избиркома, причем трое из семи — долностные лица прежнего состава: Ларионов – председатель избиркома, Дедюгина – ответственный секретарь и Дашиева – зампред избиркома.

Далее депутаты утвердили нового главного редактора правительственной газеты «Бурятия» (органа Правительства РБ и НХ РБ) Н.Бадмаева (о его назначении мы писали ранее), приняли Законы о выборах депутатов районных и городских советов, а также глав администраций, которые состоятся в декабре нынешнего года, дав тем самым старт очередной компании. В первом чтении принят законопроект «О мировых судьях в РБ». По нему предполагается создать 56 судебных участков и назначить столько же мировых судей. Была заслушана информация правительства РБ о переходе на казначейскую систему исполнения бюджета. Депутаты рассмотрели отчеты по использованию средств сразу нескольких республиканских фондов, таких как «Жилинвест», «Правопорядок», единый экономический фонд, фонд по газификации районов, городов и сельских поселений, фонды социальной поддержки населения и поддержки малого предпринимательства».

Одним из самых интересных вопросов, который депутаты рассмотрели на этой сессии, стал вопрос о «золотом кредите» РБ. В свое время правительство РБ взяло кредит у акционерного коммерческого банка «МАПО-банк» (г.Москва) на развитие золотодобывающей промышленности под залог произведенного в Бурятии золота. Правительство должно было давать эти средства в свою очередь в кредит золотодобывающим предприятиям. Но вот как на самом деле расходовались деньги, для многих депутатов НХ еще первого созыва осталось загадкой. И нынешние депутаты НХ тоже ломают голову: куда ушли деньги, кто и как ими распорядился. Прежний состав НХ РБ издал постановление, по которому в целях обеспечения оперативного укрепления и общественного контроля за использованием средств «Золотого кредита» была создана рабочая группа из состава членов правительства РБ, депутатов НХ РБ и руководителей банков. Но работа этой группой просто не проводилась. Депутаты нового состава вновь решили вернуться к «золотому кредиту» и вновь образовали комиссию из числа челнов правительства РБ и депутатов НХ в составе 8 человек, председателем которой стал зампред НХ РБ В.Измайлов.

Сумма кредита, полученная правительством РБ в АКБ «МАПО-банк» под залог 750 кг золота, составляет 7,5 млн. долларов или 34,095 млн. руб. (7,5 млн. дол. США на 4 546 рублей – курс доллара на дату получения кредита). Срок использования кредита: 23.06.95 – 01.01.99 (1267 дней). Срок договора пролонгирован до 2002 года. Доходность «Золотого кредита» – 17,4% [[3]]. Согласно закону о республиканском бюджете на 1998 год, планировалось получить в 1998 году доходов от размещения средств «золотого кредита» в сумме 681 млн. руб., в том числе 2,51 млн. руб. в виде процентов за пользование ссудами золотодобывающими предприятия и 4300 тыс. руб. – проценты за размещение средств в АК «Байкалбанк» [[4]]. Председателем этого банка является А.Жильцов, он же депутат НХ, он же – член комиссии, он же – бывший зампред правительства РБ, который курировал в 1996-1998 гг. распределение «золотого кредита», он же – то лицо, которое вызывало больше всех вопросов у депутатов НХ первого созыва, когда они обсуждали вопрос о том, куда девались деньги.

Учтенная дебиторская задолженность за золотодобывающими предприятиям на 01.01.99г. предполагает возврат правительству 380,99 кг золота [4]. Правительство же должно вернуть кредит золотом в 750 кг или валютными средствами в сумме, эквивалентной стоимости невозвращенного золота по ценам, сложившимся на момент возврата. На 01.01.99 убытки по курсовой разнице от использования «золотого кредита» составляют 40929,8 млн. руб. АК «Байкалбанк» обязался возместить недостающую курсовую разницу на момент окончания договора, то есть 25 декабря 2000года [4].

Депутаты вместо запланированных 4 дней управились с повесткой за два с половиной дня. Один из законопроектов был снят с обсуждения, потому что в распечатке обнаружили более 100 орфографических, грамматических и иных ошибок. Следующая сессия НХ РБ состоится необыкновенно рано – 23 августа, а не через 3 месяца, как обычно.

1.3.       Подготовка к выборам в Государственную Думу

1.3.1.      Стартовые условия в республике для выборов

Республиканский политический ураган, начавшийся 8 сентября 1997 года с «наезда» президента республики Л.Потапова на мэра Улан-Удэ В.Шаповалова, продолжившийся «мэрзкими» выборами, бурной и «помойной» кандидатов в депутаты Хурала и президенты республики. закончился в мае 1999 года тем, что Л.Потапов «обуздал» НХ бюджетом, а нынешний мэр г.Улан-Удэ Г.Айдаев горсовет — Уставом, по которому он стал по совместительству председателем горсовета.

Но в сентябре избиратели республики вновь окажутся в предвыборной буре: в декабре избираются депутаты Государственной Думы России, депутаты местных советов и главы администраций сельских районов. Летом 2000 года – выборы президента России.

Местные выборы не могут не откладывать отпечаток на выборы депутатов Госдумы. Очевидно, всем политическим партиям и движениям, представленным в республике предстоит борьба на два, а то и на три фронта. Политические силы республики будут выставлять своих представителей на выборах в органы местного самоуправления, которые в свою очередь, будут помогать своим патронам собирать голоса на федеральных выборах. Результаты выборов в Госдуму будут взаимосвязаны с результатами местных выборов.

На сегодня в Бурятии насчитывается 672 тысячи избирателей, что составляет менее 1% всех избирателей России. По новой нарезке округов на республику по-прежнему приходится лишь один мандат. Естественно, что это не очень привлекает внимание влиятельных партий, но это же обстоятельство дает шанс с минимальными для себя затратами пройти в Думу по одномандатному округу богатым и/или знаменитым кандидатам из столицы (в республике в качестве потенциальных депутатов от республики называются Б.Березовский, уроженец Бурятии и друг детства президента Потапова Ю.Скуратов, диктор ОРТ калмычка А.Буратаева и другие). Бедственное положение республики при оказании ей даже небольшой финансовой помощи делает победу на выборах почти гарантированной (пример с И.Кобзоном в Агинском Бурятском автономном округе).

В Бурятии сильны позиции коммунистов. Так, в 1993 году на выборах в Совет Федерации (тогда это еще был выборный орган) оба мандата получили представители блока «Социальная справедливость», который поддерживал КПРФ. Депутатами стали Л.Потапов и Л.Нимаева, Госдумы стал его представитель Н.Кондаков. По общефедеральному округу в РБ победила ЛДПР – 17,39%, ПРЕС – 17,32%, коммунисты были третьими и только за ними шел проправительственый блок «Выбор России» – 11,96%, «ЯБЛОКО» – 5,76, АПР – 5,47%.

На выборах 1995 года коммунисты разгромили своих оппонентов. КПРФ набрала 24,9%, а избирательный блок «Коммунисты — «Трудовая Россия» – За Советский Союз» получил 7,9%, пропустив вперед лишь ЛДПР – 8,6%. 5% тогда преодолели: «Женщины России» – 6,5%, Аграрная партия России – 6,3%, НДР – 5,6% [[5]]. АПР смогла продвинуть своего представителя в Госдуму по одномандатному округу, но затем С.Найчукова вошла во фракцию КПРФ, что лишь окончательно утвердило тогдашний триумф последних.

Этот триумф коммунисты не смогли повторить на президентских выборах. Во втором туре Г.Зюганов, набрав 49,5% голосов, опередил Б.Ельцина всего на 1,5% [[6]].

Летом 1998 года на выборах в НХ РБ коммунисты смогли провести самую тогда многочисленную фракцию (НПСР) — 35 из 65 человек. Правда, сейчас позиции коммунистов не выглядят столь убедительно. Их фракция в НХ распадается и все больше уступает первенство «Отечеству», скандалы внутри бурятской организации КПРФ тоже не способствуют укреплению ее попуоярности.

Пока активности, за исключением «Отечества», которое уже открыло в республике общественную приемную, никто не проявляет.

1.3.2.      Расстановка сил по одномандатному округу Бурятии

Давайте же посмотрим, кто потенциально может стать претендентом на депутатское кресло в Госудме от Бурятии. Для начала возьмем список кандидатов в президенты Бурятия, поскольку понятно, что многие из них выдвигались с прицелом на Госдуму. Сначала о тех, кто, на наш взгляд, баллотироваться не будет: А.Громов, председатель негосударственного пенсионного фонда, А.Коренев – бывший директор ЛВРЗ, главный соперник Л.Потапова, С.Пронин – гендиректор кондитерской фабрики «Амта», В.Саганов – бывший депутат НХ и бывший председатель совета Министров Бурятской ССР, разумеется, Л.Потапов – президент РБ.

Из бывших кандидатов в президенты могут баллотироваться С.Будажапов и Н.Кондаков (уже занимавшие кресло депутата Госудмы) Б.Очиров (гендиректор фирмы «Икат»), С.Улзытуев (владелец типографии «Улзы»), А.Улзытуев (народный поэт Бурятии). Н.Кондаков был депутатом Госдумы первого созыва и с треском проиграл в 1995, ибо общественности стало известно, что в столице Кондаков попал в вытрезвитель. Хотя слухи о его выдвижении и ходят, но все же вряд ли человек захочет опять подвергаться публичному позору — а в случае выдвижения о вытрезвителе опять вспомнят все газеты. О С.Будажапове скажем чуть позже, ибо он скорее всего станет баллотироваться по спискам, а вот о Б.Очирове и С.Улзытуеве надо заметить, что если они всерьез решили идти в политику, то они потеряли целый год, исчезнув со страниц газет, с телеэкранов и из радиоэфира. Шансов у них сейчас маловато, если не сказать, что никаких. А.Улзытуев, народный поэт Бурятии, просто рискует растерять любовь читателей постоянным участием в выборах (которые слишком многим представляются какими-то сомнительными дрязгами).

Скорее всего, обязательно будут принимать участие в выборах И.Михалев (в прошлом пытался баллотироваться в мэры Улан-Удэ и президенты РБ, гендиректор АО «Технопарк», тесть вице-спикера Госдумы С.Бабурина) и Ц.Сергеева (ответственный работник Министерства образования РФ, проживающая в г. Москве, участник всех последних выборов), для которых выборы уже стали главным занятием в жизни.

Труднее сделать прогноз в отношении экс-мэра В.Шаповалова. С одной стороны, власти РБ костьми лягут, чтобы не допустить его до регистрации. К тому же многих своих потенциальных сторонников В.Шаповалов за годы борьбы с республиканской властью растерял. С другой же стороны, работая в Администрации Президента РФ, В.Шаповалов должен задумываться, что летом 2000 г. Б.Ельцин уйдет и нужно себе искать новое место, а депутатский мандат здесь как раз бы и пригодился.

Можно назвать еще 9 человек, о которых говорят как возможных кандидатах в Госдуму: В.Агалов, Б.Данилов, Б.Дымбрылов, А.Жильцов, В.Измайлов, В.Марков, С.Найчукова, Б.Семенов и Ю.Скуратов.

Скорее всего, вряд ли пойдут на выборы В.Агалов и Б.Дымбрылов. В.Агалов уже около пяти лет занимает должность первого вице-премьера правительства, и в его возрасте резко менять свою жизнь не имеет смысла. Слухи о его возможном уходе в Госдуму, видимо, распускают те, кому В.Агалов мешает в своем сегодняшнем качестве.

Б.Дымбрылов, по нашим сведениям, поначалу собирался участвовать в выборах, но, подсчитав, сколько это будет стоить, решил отказаться от столь дорогой затеи. Надо отметить и то, что сейчас Б.Дымбрылов явно не в фаворе у Л.Потапова; его убрали с поста председателя горсовета Улан-Удэ и отправили в «почетную отставку» — представлять интересы Бурятии в межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Возвращение в публичную политику Дымбрылова не приветствовалось бы Потаповым.

Из всех других претендентов особняком стоит Ю.Скуратов, генпрокурор РФ. О его выдвижении говорят много. Очевидно, что если такие разговоры ведутся в государственных СМИ, то руководство республики как-то в них заинтересовано. И эта заинтересованность, скорее всего, зиждется на примере соседей из Агинского Бурятского АО, которые «уступили» представительство И.Кобзону и ни разу еще об этом не пожалели. Это всколыхнуло в республиканских коридорах власти разговоры о том, что и Бурятии было бы выгодно пригласить известного и влиятельного человека, который бы затем стал реально помогать региону в столице. Но если Ю.Скуратов поедет избираться в Бурятию, из Кремля поступят директивы местной власти сделать все, чтобы генпрокурор не прошел в парламент.

Так, один осведомленный человек из окружения президента сказал, что в случае выдвижения Ю.Скуратова в Бурятии «приземлится парашютист русскоязычной национальности (то есть еврей — Е.К.), обремененный большими финансовыми возможностями». Что означают эти слова, помогают понять слухи, что якобы Б.Березовский хочет стать депутатом от Бурятии. Самому Березовскому такая ситуация тоже выгодна. Во-первых, слухи могут быть прощупыванием почвы: как жители Бурятии отреагируют, если такое выдвижение действительно состоится. Во-вторых, мандат от Бурятии – такой же мандат, как и от Москвы. Только там дороже, и намного. А население Москвы может быть более критично настроено к Б.Березовскому, чем избиратели окраин России, которые уже успели убедиться, что «депутатом Госдумы не обязательно должен быть абориген». Именно так слово в слово сказал приезжавший не так давно в Бурятию И.Кобзон, который много сделал для маленькой Аги и которым агинские избиратели, насколько можно судить, весьма довольны. Вряд ли случайно спутницей И.Кобзона в поездке по Бурятии и бурятским автономным округам была калмычка (этнически ближайший к бурятам народ России — калмыки) диктор канала ОРТ Алина Буратаева, пакетом акций которого владеет Березовский. Косвенно это предположение подтверждается тем, что стали ходить слухи, что А.Буратаева будет баллотироваться в Думу по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (Иркутской области). Возможно, Березовский всерьез решил «окучить» бурят.

Но вернемся к ситуации, когда Ю.Скуратов может выдвинуться от Бурятии, а Кремль постарается его в парламент не пустить. Отношение к кремлевским властям в народе таково, что не допустить победы Ю.Скуратова может только чудо. Уже сейчас, когда кампания еще не началась, по данным социологов Ю.Скуратов в два раза опережает всех возможных кандидатов. И понятны колебания местных властей: Ю.Скуратов знает, что он может победить в Бурятии, а руководство республики, целиком в финансовом плане зависящее от Москвы, пока не знает, радоваться этому или посыпать голову пеплом. Другое дело, есть ли Ю.Скуратову резон становиться депутатом Госдумы — это может решить только он сам.

Четыре человека из нашего списка – партийные. По партийным спискам, скорее всего, могут пойти С.Будажапов (КПРФ), Б.Данилов (НДР), С.Найчукова (АПР). Для всех них «списочный» вариант предпочтительнее, поскольку избиратель недоволен нынешними депутатами С.Будажаповым и С.Найчуковой, а представитель Б.Ельцина в Бурятии Данилов не может рассчитывать на любовь избирателей. К тому же Б.Данилов проиграл все выборы, в которых участвовал. А вот В.Измайлов, зампред НХ, скорее всего пойдет по одномандатному округу от «Отечества», так как в список от этого движения слишком много желающих. Хотя стоит отметить, что «Отечество» еще не определилось с кандидатом.

Осталось лишь трое возможных претендентов: депутаты НХ РБ А.Жильцов, Б.Семенов и В.Марков.

А.Жильцов пришел на завод «Теплоприбор» главным инженером с авиазавода. Не успев толком освоиться в этой должности, стал директором завода. В 1996 году в момент острого дефицита кадров, когда Л.Потапов отправил весь Совмин в отставку, А.Жильцов попадает в правительство на должность зампреда. После скандала с «золотым кредитом» А.Жильцов пересаживается в кресло председателя совета директоров «Байкалбанка» и получает депутатский мандат Хурала. На сегодня о его возможных успехах или неудачах в новом качестве ничего не известно. В республике А.Жильцов малоизвестен.

Б.Семенов был одним из самых молодых глав администраций. Возглавлял Закаменский район. Став депутатов Хурала, был избран председателем бюджетного комитета, но вскоре перешел в правительство, возглавив Минсельхоз и став зампредом правительства. Ряд неверных управленческих решений лишили его места министра. Вновь избравшись в хурал, занял ту же должность председателя бюджетного комитета. В республике, особенно на селе, известен.

В.Марков, профессиональный юрист. До избрания в НХ был прокурором Октябрьского района Улан-Удэ, в данное время Восточно-Байкальский межрайонный природоохранительный прокурор. Был депутатом хурала в 1994-1998, был председателем законодательного комитета НХ, входил в число оппозиционно настроенных к президенту де6путатов, поддерживал на выборах оппоненетов представителей власти на выборах мэра Улан-Удэ и президента РБ. Занимался постоянно общественной и политической деятельностью, в данное время является зам. председателя общественной организации отцов «Мужской разговор». Проиграл выборы в НХ в 1998 году ректору ВСГТУ (технологического университета) шедшим от президентского блока. В республике человек известный. Может рассчитывать на поддержку «западных» бурят и части сельских районов.

Таким образом, возможны два варианта развития предвыборной гонки. Первый заключается в том, что Ю.Скуратов выдвигает свою кандидатуру и легко побеждает на выборах. При втором варианте, когда Ю.Скуратова не будет в списке бюллетеня для тайного голосования, определить лидера будет очень сложно.

Особенность декабрьских выборов в Бурятии состоит в необходимости вести агитацию в условиях наступающей еще в октябре суровой забайкальской зимы. А это значит, что непременным атрибутом является успеха многочисленный отряд добровольных помощников. Проще всего его организовать путем директив, что требует поддержки Л.Потапова. Он может быть призван партийной организацией (таковая реально есть лишь у КПРФ, и, с оговорками, у АПР). Его можно нанять за деньги.

1.3.3.      Расстановка сил политических партий в Бурятии

Острая борьба ожидается и между партиями за вторую половину мест в нижней палате Федерального Собрания. Пока в республике не видно активных действий со стороны ни одной политической силы. Но подготовка к выборам ведется.

Во многом успех в этой предвыборной кампании будет зависеть от тех финансовых ресурсов, которые центральные аппараты партий выделят своим региональным представителям. В Бурятии больших сумм потрачено не будет, так как избирателей здесь живет менее 1% от всей России.

Еще один фактор, который, безусловно скажется на итоговом результате партий, — отношение к ним местных властей. Президент Л.Потапов уклончиво отвечает на вопрос о том, кого он собирается поддерживать: «Через месяц все начнет вырисовываться и тогда можно будет делать какие-то заявления, но не теперь» [1]. Но о симпатиях президента можно судить по тому, что множество чиновников его аппарата вошли в «Отечество» и сам президент довольно тесно общается с Ю.Лужковым (как результат, расширяются рамки взаимного сотрудничества, Москва финансирует строительство многопрофильной больницы в Улан-Удэ). В то же время Л.Потапов вошел в качестве наблюдателя в движение «Вся Россия», о котором говорят, будто Кремль хочет сделать его «своей» партией.

A.    КПРФ

КПРФ обязательно будет выставлять своего представителя на выборы по одномандатному округу и еще один-два человека будут включены в список КПРФ. Скорее всего, постарается попасть в список лидер бурятских коммунистов С.Будажапов. По одномандатному округу у С.Будожапова, скорее всего, непроходные позиции. К тому же, на него уже накоплено немало компромата, который время от времени появляется в печати. Не исключена возможность включения в список и оппонента Будажапова бывшего секретаря Октябрьского района КПРФ А.Ендрихинского, у которого свои связи с лидерами партии. Если это произойдет, то позиции С.Будожапова в КПРФ сильно ослабнут. Кстати, есть еще и С.Найчукова, которая наверняка захочет продлить свои полномочия. И если аграрии пойдут одним списком с коммунистами, это еще одна конкурентка за место в списке. Поэтому у С.Будожапова много пищи для размышлений.

Пока С.Будажапов проводит время в поездках по районам республики, формирует и инспектирует предвыборные штабы. В рескоме пока все тихо. Помощники Будажапова сетуют на отсутствие денег.

B.    «Отечество»

Именно этого движения сегодня побаиваются все действующие партии. И опасения эти небеспочвенны. Уже сейчас в республике функционирует отделение «Отечества», которое фактически является избирательным штабом, а также общественная приемная, где уже ведут прием граждан и записывают желающих вступить в ряды «отечества». По информации представителя отделения, в Бурятии насчитывается уже около 500 членов «Отечества».

В конце июля в Улан-Удэ побывал представитель предвыборного штаба «Отечества» в Москве С.Золотухин, который провел с активом движения семинар, на котором познакомился с социально-экономической ситуацией в Бурятии накануне предвыборной кампании и познакомил местное отделение со стратегией предвыборной кампании движения «Отечество».

Стоит отметить, что функционирование штаба и приемной осуществляется за счет местных источников. Финансовым благополучием «Отечество» обязано директорам крупных предприятий республики и руководителям коммерческих фирм, которые в массовом порядке вошли в движение. Многие правительственные чиновники также входят в «Отечество» (на организационном съезде «Отечества» в Москве в конце прошлого года Бурятию представлял мэр Улан-Удэ Г.Айдаев).

«Отечество» начало скупку некоторых СМИ республики. Куплен контрольный пакет акций самой влиятельной ежедневной газеты Бурятии «Правда Бурятии» (бывшая партийная коммунистическая газета, пробыв недолго независимой, опять попала под крыло партийной организации). Общественное телевидение Бурятии находится в неплохих отношениях с Ю.Лужковым и ретранслирует передачи «ТВ-центра».

Пока не все ясно с поддержкой движения Л.Потаповым. Это объясняется тем, что пока кандидатом от «Отечества» по округу называется зам. председателя НХ В.Измайлов, а у него с Л.Потаповым всегда были непростые отношения.

Вряд ли кто-то из Бурятии попадет в список «Отечества». Поэтому, видимо, основные силы будут направлены на раскрутку кандидата «Отечества» по округу.

C.    НДР

Некогда «партия власти» пока пребывает в «расслабленном» состоянии. Многочисленные телефонные звонки в НДР результатов не дают, а в Госкомстате, где трудится лидер республиканского отделения Л.Мунаев отвечают, что он находится в отпуске. Видимо, его примеру последовал и аппарат движения.

По мнению многих аналитиков, НДР не имеет шансов на успех в Бурятии. По одномандатному округу скорее всего никого не будет, а вот по партийным спискам скорее всего пойдет Б.Данилов, представитель Президента РФ в Бурятии.

Скорее всего, НДР сосредоточится на выборах в местные органы власти.

Организация лишилась в Бурятии своего телевизионного канала. Телекомпания «АСТ-Прометей», вещавшая на канале Бурятского государственного телевидения, теперь не выходит на экраны, так как Бургостелевидение перезаключило договор и с августа стала транслировать программы НТВ. Данное обстоятельство лишь подчеркивает, что у Л.Потапова исчез интерес к НДР.

D.    ЛДПР

Совершенно не ясны перспективы ЛДПР в республике, так как какой-либо деятельности в последние три месяца ЛДПР не проявляла.

За 5 лет в БРО ЛДПР сменилось 5 председателей. Рядовые члены ЛДПР объясняют этот факт постоянным исчезновением присланных из центра денег, которые пропадают вместе с очередным председателем. Организация даже не имеет своего офиса. На предстоящих выборах, скорее всего, она не будет выдвигать своего кандидата по одномандатному округу. Сомнительно и то, что хоть кто-то из местных «жириновцев» окажется в партийном списке.

Предвыборная кампания ЛДПР в республике будет зависеть от того, сколько денег выделит на него В.Жириновский. Но поскольку в Бурятии деньги уже не раз исчезали, скорее всего будет дана очень незначительная сумма.

E.    «ЯБЛОКО»

Многие аналитики отмечают, что местное «ЯБЛОКО» выглядит «темной лошадкой» по отношению ко всем другим своим соперникам. После неудачи на выборах в Госдуму в 1995 году, когда «ЯБЛОКО» в республике получило лишь 2,8% голосов, Г.Явлинский на президентских выборах собрал в Бурятии 7,73%. Сейчас, по данным социологических опросов, «ЯБЛОКО» имеет тенденцию к увеличению числа своих сторонников. Лидер бурятских «яблочников» К.Митупов (зав. кафедрой истории России университета) планирует набрать за «ЯБЛОКО» от 10% до 15% голосов избирателей.

Местное отделение «ЯБЛОКО» провело фестиваль клубов исторической реконструкции «Лик волка», в котором приняли участие 8 регионов Сибири и Дальнего Востока. Интерес к этому мероприятию проявили многие жители г.Улан-Удэ на открытии фестиваля присутствовало около тысячи горожан.

Скорее всего, организация не будет выдвигать кандидата по одномандатному округу, и в партийном списке от Бурятии тоже, скорее всего, никого не будет. Организация постарается провести своих представителей в органы местного самоуправления на выборах, которые будут одновременно проходить с думскими.

F.    «Честь и Родина»

После смещения с поста лидера регионального лидера регионального отделения С.Трифонова недолго пробыл в этой должности и В.Шаповалов. Третьим руководителем БРО ОПД «Честь и Родина» стал А.Булахов, который также пытался пройти в выборные органы (НХ), но тщетно. Сейчас, как признает глава региональной ячейки, движение находится в состоянии консервации в ожидании решения своего лидера. Пока губернатор Краснодарского края публично не обнародовал своего решения идти на выборы в декабре.

G.    «Новая сила»

Республиканское региональное отделение было создано во время приезда С.Кириенко в Улан-Удэ в мае. Однако уже тогда, по словам сопредседателя отделения, гендиректора телекомпании «Ариг Ус» С.Подпругина, С.Кириенко сразу предупредил, что больших денег на выборы дать не может. Если же «Правое дело» изыщет возможности профинансировать предвыборную агитацию в Бурятии, то скорее всего, как раз местные представители «Новой силы» и будут вести эту кампанию. Зная амбициозность бывших комсомольцев, образовавших бурятскую «Новую силу», несложно предположить, что они примут участие во всех выборах, которые назначены, но вот одержат ли они хоть одну победу — сказать сложно.

H.    Другие политические силы

Из оставшихся политических сил наибольшие шансы на преодоление барьера 5% в республике имеет Аграрная партия России, если она не войдет ни в один блок. Но вопрос о варианте участия АПР в выборах решается не в Улан-Удэ, а в Москве. Повторить успех 1995 года, когда С.Найчукова выиграла выборы по округу, вряд ли удастся. Многие избиратели, проголосовавшие за нее, за 4 года разочаровались в своем выборе, так как она не проводила никакой деятельности в республике.

Из других политических организаций вряд ли кто-то может резко «выстрелить» в предстоящей избирательной гонке. Движение бывшего главкома погранвойск А.Николаева «Союз народовластия и труда» и «Кедр» уже заявили о себе рекламой в газетах республики, но пока что-либо говорить о их перспективах трудно.

1.4.       Местное самоуправление в июне-июле

1.4.1.      Мэр Улан-Удэ

3 июля Улан-Удэ отмечал День города – 99. Дата в этом году необычная — 333 года. День города в Улан-Удэ уже давно сам собой стал неким рубежом, на котором подводятся итоги года минувшего и оценивается перспективы на будущий.

Хотя прошло уже более года, как Г.Айдаева избрали на этот пост, он еще пока всеми называется «новый мэр». Свое восхождение во власть нынешний мэр Улан-Удэ начал в 1980 году, когда стал инструктором Железнодорожного райкома КПСС. Вскоре он стал секретарем узлового комитета КПСС станции Улан-Удэ Восточно-Сибирской железной дороги, затем переходит в горком партии. В 1988 году Г.Айдаев становится вторым секретарем Советского райкома КПСС, в 1989 году – первым. В 1991 году он «героически спасал» от демократов имущество партии – учетные карточки, флаг и печать, последним покинул помещение райкома, находившегося в здании Советского райисполкома, но в том же году вернулся в это здание в качестве главы администрации района. В 1996 году становится председателем Счетной палаты НХ РБ. В 1998 году избран мэром г.Улан-Удэ.

По отношению к массам Г.Айдаев избрал «ленинский» тип поведения – добрый, отзывчивый, справедливый и прочее. По отношению к подчиненным и зависимым от его должности людям – жесткий и высокомерный. По отношению к равным – агрессивный. Уже сейчас стала проявляться «нойонская» («барская») черта в отношениях со всеми, кроме вышестоящих.

Г.Айдаев свою программу строил на 5 основных принципах: возродить городское производство, нет –грабительской жилищно-коммунальной реформе: защитить интересы жителей города; развернуть широкое жилищное строительство; нет – школьному и вузовскому рэкету. Если разбирать эти принципы содержательно, то видно, что разрабатывались они вполне профессионально и все вместе они формируют и некую идеологию, которая выражена в девизе кандидата: «Ответственность беру на себя!»

Первые шаги нового мэра били в одну цель: у горожан должна была появиться вера в мэра и надежда на лучшую, а, главное, упорядоченную жизнь. Реакция горожан на схватки мэра с владельцами маршрутных такси («маршрутниками») и с хозяином рынка «Элеватор» была вялой. Как ни старалась пресса и «маршрутники» привлечь на свою сторону общественное мнение, оно (мнение) осталось равнодушным к бедам небедствующих.

Г.Айдаев за год с лишним успел провести полную инвентаризацию доставшегося ему городского хозяйства. Сегодня мэр отлично ориентируется во всех вопросах и проблемах города. При этом Г.Айдаев не забывал добиваться веры горожан. Он, как опытный партийный работник, прекрасно понимает, что без нее ему ничего сделать не удастся. Ремонтируются дороги, появляются в городе урны, красятся фасады зданий, благоустраиваются скверы и парки, запускаются снова все имеющиеся в городе фонтаны. Венцом всего стало открытие памятника А.Пушкину. Эти дела не потребовали больших затрат, но видны каждому.

Второй ход – это дети. В ноябре 1997 года началось движение отцов против школьного рэкета. В декабре 1997 года создана организация отцов «Мужской разговор», которая начала создавать советы отцов в школах города. А в марте 1998 года Г.Айдаев выступает на мэрских выборах с лозунгом «Нет –школьному рэкету!» — и обретает симпатии родителей, недовольных криминальной ситуацией, сложившейся вокруг школ города. И после выборов Г.Айдаев не прекращает контактов с «Мужским разговором». Организация становится фактически организацией мэра, которая гораздо популярнее любой политической организации (кроме разве что КПРФ), поскольку нужным, полезным и понятным всем без исключения родителям делом.

Итак, Г.Айдаев подошел к рубежу года с неплохими результатами, но впереди задачи труднее, чем в прошедшем: городская экономика, жилищно-коммунальная реформа и жилищное строительство.

В городской экономике уже начала прорисовываться стратегическая линия мэра. Г.Айдаев не пошел по пути прежних «отцов» города, которые становились фактическими «доярами» предприятий и коммерсантов. Мэр сделал ставку на превращение города в целостный экономический субъект, который бы зарабатывал собственные деньги, а не отбирает их у тех, кто работает на его территории.

Заявленный лозунг «Нет – грабительской жилищно-коммунальной реформе» сам по себе не отменяет жилищно-коммунальную реформу. Так или иначе ее необходимо проводить. Реформа – это не увеличение суммы платежей, объясняет Г.Айдаев, а перенесение ответственности за содержание жилищного фонда и благоустройство придомовых территорий на самих жителей, которые за 70 лет советской власти совершенно разучились отвечать за себя. Г.Айдаев объясняет, что он берет на себя ответственность за то, чтобы реформа была не грабительской, а жители пусть возьмут на себя ответственность за собственную жизнь. Мэр уже подготовился к началу реформы: в общественное сознание вновь вернули понятие «домовой комитет», создан Комитет городского хозяйства, создано первое в городе территориальное общественное самоуправление – соседское сообщество «Железнодорожник».

Самым сложным для Г.Айдаева будет «развернуть широкое жилищное строительство». Пока каких-нибудь шагов в данном направлении не обнаруживается. Скорее всего Г.Айдаев оставляет эту задачу на будущее, поскольку на строительство нужны большие деньги, а для этого нужна прибыльная городская экономика, которая только начинает складываться, и новые жилищно-коммунальные отношения, а к реформе город только-только подбирается.

Чем нравится горожанам Г.Айдаев, так это тем, что он действует понятно для всех. А быть понятным во время перемен, политических и экономических катаклизмов, очень трудно, но очень выигрышно. И если Г.Айдаеву удастся не скатиться до «нойонства» (по-русски — «барства»), то он будет иметь хорошие шансы на победу на выборах президента РБ в 2002 году.

1.4.2.      Сессия горсовета Улан-Удэ и конфликт по истолкованию ее результатов

Главным событием на 48-ой сессии Улан-Удэнского городского совета депутатов, состоявшейся 1 июля, на которой обсуждался отчет об исполнении бюджета г.Улан-Удэ за 1998 год и ходе исполнения бюджета текущего года.

Несмотря на несомненную важность рассматриваемого вопроса, сессия готовилась тихо. Горожане не были извещены о повестке сессии через СМИ за 2 недели, как это положено по Уставу города. Сами депутаты не получили вовремя и в полном объеме все необходимые документы к сессии. О дне и часе ее работы не были проинформированы журналисты, поэтому на сессии присутствовали единицы из них. Почему вдруг такая закрытость?

Мэрия г.Улан-Удэ до сих пор полностью не рассчиталась с долгами по зарплате бюджетных организаций города за 1998 год. Кроме того, в 1998 году мэрией в ряде коммерческих банков были взяты большие кредиты, о точной величине которых сегодня мало кто знает, включая депутатов. Так, в СБС-АГРО мэрия взяла валютный кредит в 800 с лишним тысяч долларов под 40% годовых. Сегодня городская казна вынуждена расплачиваться. В свое время своего разрешения на взятие мэрией кредитов в коммерческих банках горсовет не давал, и ответственность за кредитную политику целиком ложится на руководство мэрии. Однако если бы депутаты на сессии приняли решение об утверждении годового отчета об исполнении бюджета 1998 года, то задним числом они одобрили бы действия мэрии в этом направлении и разделили бы с ней ответственность.

Под обаянием мэра Г.Айдаева, председательствующего на сессиях, депутаты были готовы дружно проголосовать «за». Однако Р.Сперанская, председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, муниципальному имуществу, торговле и социально-экономическому развитию, проголосовала против: «за» 14 депутатов, а «против» – 1 (Р.Сперанская – соперница Г.Айдаева на выборах мэра Улан-Удэ в 1998 году; после выборов подавала иск в суд с требованием отмены результатов выборов, которые, по ее мнению, прошли с массой нарушений со стороны Г.Айдаева. Она в своем лице составляет в горсовете оппозицию).

После того, как одна из республиканских газет опубликовала отчет об итогах сессии, в ее редакцию поступило официальное письмо от руководителя пресс-службы мэрии С.Агриколянской, в которой та настаивала, что отчет об исполнении бюджета на сессии горсовета был принят.

Согласно ст.22 Устава города, нормативные и правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Установленное число депутатов горсовета — 22. То есть для решения нужно 15 и более голосов депутатов. Поэтому редакция (и Р.Сперанская) сочли решение об утверждении отчета об исполнении бюджета непринятым.

На чем же тогда базируется мнение мэрии? А на том, что в настоящее время из 22 депутатов горсовета 6 по разным причинам отошли от исполнения своих депутатских полномочий, а один из них – Б.Дымбрылов — в настоящее время живет в Новосибирске, где представляет республику в «Сибирском соглашении». Поэтому мэрия считает нужным исходить не от 22 депутатов, а от 16. И тогда получается, что для принятия решения достаточно 11 голосов.

Не исключено, что разрешать спор о толковании ст.22 Устава придется суду.

2.    Этнокультурные процессы в республике

2.1.       У Конгресса бурятского народа будет новый президент

В июне ушел с поста президента Конгресса бурятского народа, одной из основных национальных организаций Бурятии, Е.Егоров, который стал представителем Министерства региональной политики РФ В Бурятии. Эта отставка в очередной раз поставила проблему лидера в национальных движениях республики и роли самих этих движений в общественно-политической жизни Бурятии и двух автономных округов.

У трех бурятских национальных территориальных образований до сих пор существовали две общие организации – Всебурятская ассоциация развития культуры и Конгресс бурятского народа. ВАРК создавалась еще Бурятским обкомом КПСС в противовес возрождавшемуся национально-освободительному движению. И надо отдать должное Л.Нимаевой (тогда заведовавшей идеологическим отдела обкома), которая сумела созданием аполитичной ассоциации «обезвредить» политическое национальное движение «на стадии зарождения». «Неформальные» Центр бурятской культуры (П.Шаблин), движение «Еэгэдэл» (В.Хашутаев), а впоследствии Бурят-Монгольская народная партия (И.Пронькинов) так и не смогли встать на ноги.

Но П.Шаблин, В.Хашутаев и И.Пронькинов на этом же успокоились и создали Конгресс бурятского народа. Но на этот раз в процесс национального партстроительства вмешались «уважаемые люди». Из молодых в совет Конгресса пробился только В.Хашутаев, а президентом Конгресса стал Е.Егоров, человек из номенклатуры. Конгресс и ВАРК, ведомые Е.Егоровым и Б.Баяртуевым, оказались во время важнейших событий в республике – выборы Хурала и президента в 1994 году – пассивными, а потому неавторитетными. В Бурятии стали забывать о существовании этих организаций. О ВАРКе вспоминали во время утверждения бюджета; в текущем году впервые встал вопрос об исключении ВАРК из бюджета республики. Тихо произошла смена руководства: вместо Б.Баяртуева ВАРК возглавил В.Дугаров (народный поэт Бурятии). О Конгрессе вспомнили лишь сейчас, когда пост покинул Е.Егоров.

ВАРК, превратившийся в последнее время в устроителя празднования Сагаалгана, вряд ли когда-нибудь будет играть политическую роль. А КБН, возможно, ожидает ренессанс. Конгресс возглавили два Леонида — и.о. президента Л.Турбянов (в ноябре должен пройти съезд Конгресса, на котором и будет выбран новый президент) и.о. ответсекретаря Л.Ленхоев.

Л.Турбянов в прошлом возглавлял Мухоршибирский райисполком, затем, став депутатом Верховного Совета Бурятской АССР, возглавлял его экономический комитет, затем работал первым зам. председателя правления Бурятского банка Сбербанка РФ, ныне является арбитражным управляющим «МОТОМ-банка».

Л.Ленхоев был вторым секретарем Кабанского райкома КПСС, работал в администрации Кабанского района, затем ушел в коммерцию. В отличие от Л.Турбянова, на политическом поприще себя активно не проявлял, но связь с политикой и политиками не прерывал.

Оба Леонида, придя к руководству в Конгрессе, поставили политически действенную задачу – проведение в ноябре текущего года Всебурятского съезда. Время выбрано ими верно: за месяц до окончания избирательной кампании в Госдуму РФ, глав администраций и местных советов.

2.2.       Ассоциация парламентов Республики Бурятия, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов

На национальном политическом поле появился еще один игрок — Ассоциация парламентов Республики Бурятия, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов. Идея «лучшего бурята в Народном Хурале» В.Измайлова, внесенная на сессии НХ РБ председателем Хурала М.Семеновым, прошла «на ура» и была поддержана депутатами Агинской Бурятской окружной Думы – Парламента и Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного круга. Председателем Ассоциации избран Председатель НХ РБ М.Семенов. Формальным основанием избрания председателем представителя республики явилось то, что в округах скоро предстоят выборы депутатов.

Многие годы с разных сторон обсуждавшаяся проблема воссоединения трех национальных территориальных формирований, похоже, сдвинулась с места. Впервые на уровне государственных структур сделан шаг в сторону единения. На второе заседание Ассоциации выносятся такие вопросы о языке, об отчете Всебурятской ассоциации развития культуры, об отчете Конгресса бурятского народа, о едином информационном пространстве республики и округов. Впервые проблемой сохранения и развития бурятского языка все три субъекта Федерации занялись вместе и на государственном уровне. Не следует ждать каких-либо реальных результатов от первого обсуждения, но сам факт такого обсуждения обнадеживает.

Наряду с проблемой языка, выносится и вопрос о едином информационном пространстве. Для существования языка необходима среда, а учитывая диалектные особенности бурятского языка, необходимо среда для развития общего (литературного) языка, понятного носителям всех диалектов. Но небольшие тиражи книг, издаваемых на хоринском (литературном) диалекте, отсутствие общих газет, радио- и телепередач (идущих тоже на хоринском диалекте) не позволяли до сих пор развиваться языку в живой среде.

3.    Международные и межрегиональные связи

3.1.       Международная деятельность Президента РБ

14 июля президент РБ Л.Потапов организовал пресс-конференцию, на которой осветил итоги своего визита в Малайзию. Обсуждалась поставка в эту страну 40 вертолетов «МИ-8» производства Улан-Удэнского авиационно-производственного объединения. Для заключения контракта необходимо предварительное посещение У-У АПО специалистами этой страны, которые должны «пощупать железо». Всего республику посетят 18 специалистов. Как заявил премьер-министр Малазии, окончательное свое решение он примет только после того, как сам лично увидит завод. От «смотрин» зависит не только контракт на поставку вертолетов на сумма 150-200 млн. долларов, но и дальнейшее сотрудничество: создание СП по производству авиатехники и сервисное обслуживание «Ми-8». Реализация контракта с Малайзией могла бы подвинуть продукцию У-У АПО на рынки Юго-Восточной Азии.

Как подчеркнул Л.Потапов, ему не удалось ни в одном банке России решить вопрос о финансировании крупных инвестиционных проектов (на 15-20 млн. долларов). Все проекты, которые проинвестированы – с участием иностранного капитала. Ни к чему не привели попытки найти инвестора в России под проект разлива байкальской воды. Сейчас прорабатывается этот проект с иностранным инвестором. Л.Потапов назвал около 10 проектов, заключение контрактов по которым намечено на 1999 год, и все они базируются на иностранном капитале.

3.2.       Международная деятельность парламентариев Народного Хурала

В июле представители легислатуры республики побывали на государственном празднике в самом крупном административном пункте Монголии – Селенгинском аймаке. Они посетили соседнюю страну по приглашению Собрания гражданских представителей аймака Монголии. Как подчеркнул зам. председателя НХ РБ В.Измайлов, который возглавлял парламентскую делегацию, главной проблемой взаимоотношений Бурятии и Монголии остается слабая реализация достигнутых ранее соглашений. Сотрудничество между двумя приграничными регионами сегодня в руках представителей так называемого челночного бизнеса. Необходимо же осваивать, налаживать экономические связи на принципиально новом уровне. Наших парламентариев удивило, что монголы закупают в других странах мира дорогую питьевую воду, сладости, макароны, когда все это рядом, в Бурятии, есть в изобилии и гораздо дешевле. В связи в этим депутаты НХ поставили перед собой задачу максимально сблизить правительственные, парламентские и деловые круги регионов, а чтобы разрешить проблемы въезда и выезда, ввоза и вывоза, налогов и пошлин, провести в ближайшее время «что-то вроде международных парламентских слушаний».

5 июля в НХ состоялось подписание соглашения между законодательными собраниями Бурятии и Татарстана. Свои подписи под этим документом поставили В.Измайлов и зам. председателя Госсосвета Татарстана Р.Харисов.

Процедура подписания документа о сотрудничестве двух парламентов несколько затянулось, и виной тому живой интерес хозяев к вопросам государственного устройства Татарии. По тому, как уже во время ответов на вопросы по залу то и дело проносился гул, было видно: то, что услышали депутаты НХ, необычно и интересно. Как отметил Р.Харисов, в Татарстане действует приоритет местных законов над федеральным, все судьи назначаются госсоветом, в республике не действует ни один федеральный закон, который бы противоречил Конституции Татарстана и республиканском законодательству. Республика ведет самостоятельную и внешнеторговую, и внешнеполитическую деятельность, торгпредства РТ открыты в США, Германии, Франции, Австралии, Венгрии, Польше и других странах. Водочное производство в республике монополизировано государством. Когда разговор зашел об акцизах, которые собираются у производителей водки, депутат НХ А.Цымбалюк спросил, как в Татарстане распределяются эти деньги (в Бурятии 50% идет в федеральный бюджет, а 50% отдается в местный). Гости долго не могли понять, о чем идет речь, но затем ответили, что акцизы от водки в российский бюджет не перечисляются, как и многие другие налоги. Они также отметили, что в республике есть все, кроме цемента и подсолнечного масла. В.Измайлов при этом заметил, что золота в Татарстане нет. На что ему ответили, что добычи действительно нет, но зато есть свой золотой запас, который выступает в качестве гарантий иностранным инвесторам [[7]].



Источники

[1]. Анготкин А. Президентская пятилетка // Информ Полис. – 1999. – 21 июля. — №29 С. 2.

[2]. Аготкин А Собака на сене. Хурал на земле // Информ Полис. – 1999 — 30 июня. — №26. — С. 2.

[3]. Российские регионы накануне выборов-95 – М., 1995.

[4]. Сергеев А. Куда ушел «Золотой кредит»? // Информ Полис. – 1999. – 30 июня. — №26. — С. 2.

[5]. Бурятия. – 1996.– 16 мая.

[6]. Информ Полис. – 1996. – 11 июля. — №28.

[7]. Сергеев А нет закона выше татарского // Информ полис. – 1999. – 7 июля. — №27.