Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ростовская область

В. И.

Ростовская область

в июле 1999 года

Отсутствие топлива в момент уборки хлебов привело к потерям зерна в нынешнем неурожайном году. Одновременно произошел резкий скачок цен на топливо.

Впервые в летние месяцы создалась критическая ситуация в энергоснабжении. Региональные электростанции стоят без топлива из-за большой задолженности по его оплате. Вводятся ограничения на потребление электроэнергии. Ее нехватка поставила под вопрос возможности наметившегося роста производства.

Принята отставка начальника ГУВД области Ю.Фетисова. Неожиданностью для властей стало появление влиятельной абхазской преступной группировки, которая взвинтила цены на рынках.

На заседании Законодательного Собрания области депутаты предоставили дополнительные льготы частному предприятию ТагАЗ; поставили «неуд» деятельности областного Минсельхоза; взяли под свой контроль использование косвенного налога, взимаемого с пользователей газом.

Возникли крупные разногласия между Сбербанком РФ и администрацией области, связанные не только с кандидатурой нового председателя регионального филиала, но и с возвратом кредитов.

Опубликован отчет областного комитета статистики о социально-экономическом положении региона. Администрация гордится статистическими данными за полугодие, но понимает, что нынешние 118% не означают начала устойчивого роста экономики.

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Заседание Законодательного собрания

6 июля состоялось заседание Законодательного собрания (ЗС) области.

1.1.1.      Утверждение отчета об исполнении областного бюджета за 1998 год

Ситуация с консолидированным бюджетом Ростовской области в 1998 году малоприятна. Доходов — 6227,9 млн. руб. Исполнение проектировок — 90,6%. По налоговым поступлениям выполнение — 88.8%.

Расходы — 6155,6 млн. руб. Выполнение — 73,1%.

Следует отметить, что доходы областного бюджета (части консолидированного) выглядят иначе — 2675,3 млн. руб. или 101,3%. Из этого следует, что основные проблемы были с выполнением местных бюджетов. Распределение отчислений налогов, установленное ЗС по предложению областной администрации обеспечило выгодное положение последней. Это лишний раз говорит об экономической зависимости муниципальных образований от чиновников из правительства области, которые директивным способом завысили прогнозируемые поступления от налогов в местные бюджеты.

1.1.2.      Закон «Об экономической поддержке средств массовой информации и полиграфических предприятий Ростовской области»

Закон освобождает СМИ от налогов на прибыль, на имущество, на приобретение транспортных средств и с владельцев транспортных средств. Разработчики закона говорили о необходимости поддержать в нынешней критической обстановке СМИ, дав им возможность пополнить оборотные средства за счет предоставляемых льгот. Но есть в решении депутатов и ложка дегтя: налоговые льготы будут введены лишь с 1 января 2000 года. Оценка размера выпадающих в связи с предоставлением льгот доходов областного бюджета не очень велика — чуть более 1 млн. руб. Учитывая, что подавляющая часть СМИ находится под прямым контролем властей, 80-90% выпавших доходов фактически останется в бюджете, так как теперь дотирование государственных СМИ будет осуществляться в несколько меньших размерах и не нужно будет заниматься лишней перекачкой денег.

Довольно скандально выглядело закрепляемое законом существенное прямое дотирование из областного бюджета тех СМИ, учредителями которых являются органы власти (в подавляющем числе случаев — исполнительные). Порядок формирования реестра дотируемых СМИ и сам реестр утверждается губернатором. Но депутаты не увидели в этом ничего особенного и закон был принят без существенных прений.

1.1.3.      Закон «О муниципальных казачьих дружинах»

Проект закона разработан казаками и был внесен в проект повестки дня предыдущего заседания ЗС. На слушаниях в комиссии депутаты не обратили внимание на имеющиеся в законопроекте серьезные нарушения федерального законодательства. Однако перед заседанием пришел отрицательный отзыв из прокуратуры, и поэтому проект был снят с обсуждения.

Незаметно, чтобы к нынешнему заседанию ЗС проект был доработан. Даже заключение депутатской комиссии к проекту осталось прежним, — фигурировал документ, принятый в мае. За прошедшее время лоббисты закона так и не смогли найти более обтекаемый вариант, но нашли временный выход из положения, заявив, что это только первое чтение, а значит «шероховатости» в проекте допустимы.

Докладывал атаман «реестрового» Всевеликого Войска Донского Водолацкий. Он фактически не отвечал на острые вопросы, отказывался комментировать статьи и постоянно ссылался на то, что проект будет рассматриваться на специальных парламентских слушаниях, где и будут даны все ответы. Наиболее настойчиво оппоненты пытались выяснить, почему казакам по закону будет предоставлено право иметь свои полувоенные формирования (дружины), а русским, татарам, армянам, азербайджанцам и другим, проживающим в области, аналогичные права на создание своих дружин не даются.

1.1.4.      Бюджеты фонда занятости населения и фонда социального страхования

Депутаты быстро приняли бюджеты этих двух фондов. По сравнению с 1998 годом доходы фонда занятости увеличатся на 31% и составят 194,6 млн. руб., а доходы фонда социального страхования на 37% и составят 503,8 млн. руб. (то есть реально это составит 50-60% от прошлогодних).

1.1.5.      Положение о внебюджетном фонде газификации

Без проблем депутаты утвердили положение, которым поставили под контроль использование косвенного налога на газ, потребляемый населением. Теперь присутствующая в его цене инвестиционная газовая составляющая будет поступать в специальный фонд. Средства фонда будут использоваться на газификацию различных районов области. Довольно запутанным остается вопрос о том, кем и как будет определяться размер косвенного налога (инвестиционной составляющей) для потребителей. В этом году из кошельков населения в новый внебюджетный фонд извлекут 18 млн. руб.

1.1.6.      Льготы предприятиям

В повестке дня стоял вопрос «О внесении изменений и дополнений в решение ЗС «Об областном территориальном дорожном фонде»». В нем речь шла о предоставлении значительных льгот по сборам в дорожный фонд тем 24 предприятиям, с которыми у администрации заключены соглашения, в соответствии с которыми предприятия должны увеличить объем выпускаемой продукции не ниже оговоренных соглашением (процент увеличения объема продукции, под который предприятия получают льготу, определяет исполнительная власть индивидуально для каждого).

Как сообщалось ранее в наших обзорах, администрация заключила с тремя десятками предприятий трехсторонние соглашения, на основе которых им снизили тарифы и дали ряд льгот с условием, что они увеличат на определенный процент объемы производства и будут платить вовремя налоги. Администрация представила информацию, что предприятия, с которыми уже заключены соответствующие договоры, смогут лишь в том случае платить налоги в дорожный фонд, если им снизить его. Таким образом выяснилось, что заключенные соглашения на ряде предприятий сорваны. Теперь же обещано, что снижение еще и этого налога с 2,5% до 1,5% позволит дополнительно дать рост производства по льготируемым предприятиям на 13,5% и собрать больше налогов (из документа неясно, за счет чего будет достигнут рост: дополнительно лишь за счет этой льготы или в совокупности со всеми ранее предоставленными).

Различные налоговые льготы большинству этих предприятий предоставлялись и в прошлом году. Но о конкретных результатах (кроме общих слов) администрация не сообщала. Хотелось бы надеяться, что в этом году областная администрация сделает более прозрачным результаты своего очередного «эксперимента».

Остается вопрос: почему снижают налоги одним предприятиям, но продолжают душить аналогичными налогами остальные?

Примером особо спорного варианта предоставления льгот остается Таганрогский автозавод (ТагАЗ), которым владеет ФПГ «Донинвест». Область освободила завод от большинства своих налогов. Полное освобождение от таможенной пошлины всей «начинки» собираемого на ТагАЗе корейского «ДЭУ» было дано Правительством РФ при условии, что эта суммы будет направлена на инвестиции в производство, причем оговорен нижний предел этой суммы. Для достижения этого предела нужно, чтобы завод выпускал не менее 96000 автомобилей в год. Но эта цифра нереальна, ибо автомобиль не пользуется большим спросом — он слишком дорог. Выявился провал маркетинговых проработок «Донинвеста» (на их слабость еще при строительстве завода указывал ряд оппонентов). Теперь решением ЗС заводу снижается ставка налога в дорожный фонд до 0,75%. За счет этого завод, возможно, достигнет размера инвестиций, оговоренных правительством при предоставлении ему льгот. То есть льготы, предоставленные «Донинвесту» Центром под условие выпуска оговоренного объема продукции, уже использованы, а обязательства завода сорваны, но исполнительная власть на это не обращает внимание и дает все новые льготы.

Если учесть все льготы, предоставленные заводу, и просуммировать выпавшие из-за этого доходы, то окажется, что сейчас бюджет фактически полностью финансирует развитие автозавода и что эта сумма уже в ближайшее время превысит 260 млн. долларов, вложенных владельцами в завод. Собственники завода полностью обанкротились и только за счет постоянных вливаний из бюджета продолжают держаться на плаву (чему способствуют тесные связи «Донинвеста» с региональной исполнительной властью). Без льгот автомобиль «Ассоль» стоил бы 458,8 тыс. руб. Благодаря льготам он стоит 200 тысяч (снижение на 56,4%!). Предоставив такие льготы большинству важнейших предприятий, можно было вывести экономику из кризиса! Но ведь не все предприятия «родные» для власти.

1.1.7.      Информация министерства сельского хозяйства

Обсуждение информации о мерах, принимаемых областным Минсельхозом, по проведению уборки урожая зерновых и заготовке кормов носило острый характер. Аграрники были крайне недовольны деятельностью министерства. Ими была подготовлена информация о ситуации и дана ее суровая оценка, с которой ЗС согласилось.

Особенно резко говорили о срыве подготовки документа об элементах госрегулирования развития сельхозпроизводства в области. Разработка документа велась в соответствии с резолюцией губернатора. Поэтому депутаты умело привлекли его на свою сторону. Чуб был крайне раздражен деятельностью своих подчиненных из министерства.

Депутаты отмечали: особенностью нынешней жатвы стало то, что область оказалась без необходимого количества ГСМ. Их нельзя купить даже за «живые» деньги, не говоря уже о топливе, обещанном селянам в кредит под гарантию обладминистрации. Нефтяные компании «Сиданко» и «ЛУКойл» сорвали практически все договоренности по поставкам горючего, которые должны были осуществляться в соответствии с постановлением Правительства РФ. Жара. С уборкой медлить нельзя — хлеба осыпаются. Цены лезут вверх, но топлива не хватает. Ряд районов самостоятельно пытаются завозить его из Волгоградской области. Особенно селяне недовольны были «ЛУКойлом». Отметим, что заседание ЗС было 6 июля. В дальнейшем, пока шла жатва, ситуация с топливом обострилась до предела.

Еще хуже была ситуация с заготовкой кормов. Отсутствие средств, техники, ГСМ не позволило развернуть необходимых темпов заготовки сенажа. К 1 июля лишь на половине площадей был сделан первый укос трав! Все говорит о том, что даже нынешнее малочисленное поголовье скота останется без необходимой кормовой базы.

К сожалению, горожанин, даже если он и отслеживает ситуацию с уборкой хлеба, мало обращает внимания на вопросы заготовки кормов для животноводства. В Ростовской области ситуация по данному вопросу гораздо хуже, чем с зерном. Пока есть надежда на заготовку лишь 50% кормов от запланированного для нынешнего поредевшего раз в 5-7 поголовья. Стоит напомнить, что для выращивания большей части скота на личном подворье используются корма, предоставляемые сельхозпредприятиями.

В принятом документе депутаты оценили деятельность руководства областного Минсельхоза (Владимир Литвинов) и Ростовского регионального банка «СБС-Агро» по несвоевременному доведению кредитных ресурсов до сельхозтоваропроизводителей как неудовлетворительную. Депутаты обратили внимание на провал банком своевременного предоставлении кредитов для посевной и его недоступностью из-за волокиты и чрезвычайной сложности оформления кредитов. Нарекания в адрес банка ежегодны.

Критика деятельности Минсельхоза привела к тому, что к концу месяца появилась информация о возможной отставке В.Литвинова. Но так как его деятельность получает не только отрицательные оценки (за него, в том числе, ряд глав районов), это решение будет приниматься без излишней поспешности. Да и разгар страды требует отложить на время рассмотрение этого вопроса.

Депутаты отметили значительное ухудшение продуктивности полей из-за отсутствия финансовых средств и нарушений севооборота.

Вся надежда на озимые, но ими засеяно на 30% меньше прошлогоднего. В этом году площади под пшеницу сократились еще в 1,5 раза и составляют лишь 17% общей площади. Особой проблемой остаются нарушения севооборота, связанного с подсолнечником. Ростовская область по площадям, занятым под подсолнечник, вышла на первое место в мире (но не по урожайности). Под него занято 25% площадей, что на 20% больше посевов прошлого года. Цифры мало радующие, так как земля после подсолнечника на пару лет фактически выводится из севооборота, а в дальнейшем требует дополнительных вложений в удобрения, чего сейчас крестьяне делать не могут. Это становится причиной резкого истощения плодородия земли.

1.2.       Топливный кризис и скачек цен на него

Самым шоковым событием месяца стал топливный кризис. В соответствии с созданными в России «рыночными» механизмами регулирования, нефтяные компании оставили Ростовскую область без горючего и масел. Произошедшее, с учетом серьезных проблем с обеспечением хлебом страны, для нормального человека кажется дикостью. Тому, что произошло в области в первой половине июля, в разгар жатвы, нельзя дать иного определения, как полная импотенция всего государственного устройства.

В некоторых хозяйствах комбайны вышли в поле и стояли там по несколько дней в ожидании горючего, в то время как зерно интенсивно осыпалось. В других хозяйствах по дешевке продавали только что намолоченный хлеб, чтобы купить горючее у «откуда-то появившихся» коммерсантов, предлагавшие селянам топливо по баснословным ценам. Однако вскоре исчезли и они — топлива не стало вообще, а нефтеперерабатывающие заводы возвращали нефтебазам уже перечисленные по договорам деньги.

В городах большинство АЗС либо закрылись, либо торговали некоторыми марками бензина, за которыми стояли длинные очереди. Цены ежедневно росли. Бензин можно было завтра продать дороже, чем сегодня, и коммерсанты стали придерживать остатки топлива. Многие поступали еще более мудро: переправляли топливо на Украину, где оно дороже, причем легально, так как таможенный сбор оказался смехотворно мал по сравнению с получаемым «наваром». В этом полугодии объемы вывоза топлива через границу (только легальные) увеличились в 6,3 раза.

Областная администрация, объяснив возникновение кризиса «объективными сложностями», занялась любимым делом — «пожаротушением» очередной проблемы, когда можно эффектно показывать свою активность в защите интересов области. В СМИ сразу исчезли сообщения о ситуации с топливом на полях, так что никто теперь не узнает, в какие потери обошлись базарные игры с топливом.

12 июля на заседании президиума Правительстве РФ губернатор В.Чуб поднял вопрос о ситуации с топливом в области. 13 июля в Минтопэнерго РФ был рассмотрен вопрос. И хотя после совещания Чуб пообещал селянам нормализацию ситуации за пять дней, этого не произошло.

Добились немногого: к завершению сроков уборки зерновых в области относительно (но лишь только относительно) стабилизировались поставки горючего, однако цены на топливо к концу второй декады достигли максимума для европейской части России (по сравнению с другими городами Юга России ростовские цены были на 20-40% выше). По признанию губернатора, такой дефицит топлива отличал область на фоне всей России. Во второй половине июля топливный кризис перекинулся на Ставропольский и Краснодарский края.

Полное отсутствие топлива на заправочных станциях во многих районах и его сокрытие областная исполнительная власть объясняла отсутствием контроля местных администраций и требовала от них наведения порядка. В этом была логика, так как известно, что автозаправочный бизнес тесно переплетен с местной властью, регулирующей создание сети заправок.

Сейчас стоит вспомнить об одной из затей губернатора Чуба, которая (как и множество других) полностью провалилась, хотя СМИ преподносили ее как важный шаг в решении проблемы. В начале июня (первые проблемы с поставками топлива возникли в начале мая) губернатор создал оперативный штаб для нормализации цен на местном рынке нефтепродуктов, в который вошли «первые лица» ФСБ, налоговой полиции, ГУВД и т.д. Собирались проверять обоснованность цен на автозаправочных станциях области. Что делал созданный штаб — неизвестно, но июльский кризис показал его нулевую эффективность.

Причин возникновения кризиса несколько. Большинство из них у всех на слуху. Ключи решения вопроса находились в руках исполнительной власти. И какой бы механизм взлета цен не был запущен, остается вопрос о том, какую игру затеяло Правительство РФ, «допустив» кризис. Исходя из действий Правительства РФ (а точнее, его бездействия), самым безобидным будет предположение о том, что оно оказалось неспособным предотвратить зарождение кризиса и приостановить его разрастание на всю страну. На фоне произошедшего скачка цен несколько иначе выглядит продавливание правительством в Государственной Думе налога на заправочные станции. Похоже, что в некоторых кабинетах правительства скачок цен был запланирован и принятие Думой налога позволило бы свалить вину за это на парламент.

1.3.       Хлеб

Представители администрации бодро сообщают, что урожай будет на 15% выше прошлогоднего, забывая упомянуть, что тот урожай был самым низким за последние несколько десятков лет (по последним данным, превышение урожая над прошлогодним будет минимальным, если будет). Как и в прошлом году, звучат оптимистические заявления о том, что зерна хватит, чтобы прокормить область. Здесь стоит вспомнить о том, как область «прокормила» себя в прошедшем году. Ведь летом 1998 года чиновники столь же уверенно заявляли, что ростовчанам своего хлеба хватит. Однако зимой были посрамлены не только оптимисты-чиновники, но и пессимисты-критики. Даже они не могли предположить, что ситуация в российской житнице будет хуже, чем во многих других регионах. Цены на муку и хлеб поползли вверх, власти заговорили о нехватке зерна. Выяснилось, что хотя продовольственного зерна было собрано раза в три больше необходимого для пропитания области, к январю 1999 года его осталось на месяц и оно очень дорого. Коммерческие фирмы, контролирующие рынок зерна, успешно продавали его на границу, а временами имели и дополнительный навар, ибо в области цена на зерно взлетала выше мировых. Значительная часть зерна «исчезла» — власти не знали, куда и в каких размерах. Зерно и муку стало выгоднее закупать на стороне. Сейчас Ростовский хлебозавод №1 выпекает продукцию из муки, закупленной в Новосибирске! Часть зимы завод работал на зерне из Казахстана, закупая его по мировым ценам — $114 за тонну. А при этом таможня сообщает, что только в первом квартале легально экспортировано 23 тыс. тонн продовольственного зерна [[1]]. Сколько вывезено нелегально, остается догадываться. В июне цена тонны муки в Ростове была 4034 рубля, а в Краснодаре — 1900, в Ставрополе — 1452. Соответственной была и цена за хлеб для населения.

Однако незаметно, чтобы исполнительная власть поняла, что же именно произошло с зерном прошедшей зимой, а значит, все идет к тому, что все повторится вновь. Глава контрольного управления обладминистрации С.Бездольный признал, что до настоящего времени экспорт зерна из области был неконтролируем и пообещал, что областное правительство примет меры для изменения ситуации. Но очередное обещание «навести порядок» несколько запоздало, так как хозяйствами уже заключены договоры по продаже зерна хлеботорговцам.

В нынешнем году администрация собирается создать резервный продовольственный фонд. О нем много рассказывают в СМИ, представляя как панацею от проблемы подорожания хлеба. Беда лишь в том, что по сравнению с потребностью региона в хлебе фонд будет ничтожно мал (30000 тонн) и при этом финансов на его создание все еще нет. Но чиновники администрации очень любят порассказывать о своих прожектах на сей счет. Они надеются, что все равно выкрутятся из создавшегося положения. То, что выкрутятся, — в этом мало кто сомневается. Но ведь никто не сомневается и в том, что выкрутятся за счет населения области, за счет дополнительных жертв и лишений для малообеспеченных слоев, составляющих сейчас большинство народа.

1.4.       Критическая ситуация в энергоснабжении

Ситуация в энергетике представителями власти оценивается как критическая. И связана она с неплатежами. Основная электростанция области — Новочеркасская ГРЭС — из-за отсутствия мазута работает лишь на 25% мощности. Уже давно территориальное агентство по делам о несостоятельности требует начать процедуру банкротства ГРЭС. Сейчас областная администрация власти рассматривает возможность этой процедуры. С начала июля фактически остановлена Ростовская ГРЭС: за неуплату ей отключили газ. По той же самой причине лишь на 25% мощности работает Волгодонская ТЭЦ. Электроэнергию надо покупать на российском рынке, но там ее отпускают лишь в объемах, которые оплачены «живыми деньгами» за предыдущий месяц. В результате в области создалась критическая ситуация. Усугубило ситуацию то, что из-за начавшегося в области промышленного роста потребление электроэнергии увеличилось на 8%. В результате возникли такие нехватки электроэнергии, что потребовались отключения всех подряд потребителей. В связи с задолженностью ограничена подача электроэнергии Ростовскому «Водоканалу», что вызвало ограничение подачи воды в город.

На совещании, созванном первым заместителем губернатора Иваном Станиславовым, состоялся жесткий разговор с представителями муниципальных администраций. Станиславов заявил, что мы на грани энергетического кризиса и начавшееся возрождение промышленности области может на этом и закончиться. Станиславов потребовал от властей на местах провести тщательную работу по погашению долгов.

Предприятиям, уже привыкшим потреблять энергию и не платить ее, придется постоянно оплачивать счета энергетикам. Есть вероятность того, что для ряда предприятий такая ситуация окажется не по силам и поставит под вопрос не только рост производства, но даже их минимальное функционирование. Наведение порядка в расчетах может сказаться на экономических показателях области.

1.5.       Борьба за кресло председателя Ростсбербанка

У регионального Сбербанка большие проблемы. По размерам убытков за прошлый год он наихудший в системе Сбербанка РФ. Основная причина в том, что руководство Ростсбербанка слишком часто шло на поводу у администрации области, соглашаясь обслуживать интересы близкой команде Чуба финансовой группы («Донинвест» и другие). Более всего проблем связано с проектом Таганрогского автосборочного завода. С февраля, после ухода в отставку прежнего руководителя, банком управляют сменные менеджеры из других регионов, которые приостановили выдачу кредитов в регионе и лишь «качают деньги» в Москву. Такая ситуация областную власть никак не может устраивать, ведь именно Сбербанк являлся основным инвестором прожектов администрации.

С приходом «чужих» менеджеров Ростсбербанк отказался пролонгировать 160 млн. рублей кредита ТагАЗу, выданного под поручительство администрации Ростова. Теперь эти средства банк пытается взыскать, выставляя инкассо на счета города. Отказался Сбербанк и подписывать с обладминистрацией соглашение о реструктуризации долгов по областному «газовому» займу (деньги которого тоже ушли «Донинвесту» на ТагАЗ), и даже подал иск в арбитражный суд о взыскании этих долгов.

Нетрудно понять, какая нешуточная борьба разгорелась между руководством Сбербанка РФ и администрацией области вокруг кандидатуры нового председателя регионального филиала: слишком велики долги администрации и ФПГ «Донинвест» перед банком. Жесткая политика по возврату долгов может привести к серьезным потрясениям в области. Не говоря уже о том, что администрации нужно постоянно качать деньги из банка для решения текущих проблем. Нет сомнения в том, что «чужой» председатель Ростсбербанка не будет безропотно давать деньги на удовлетворение политических амбиций руководства области и займет именно жесткую позицию по возврату долгов.

Сбербанк ни в какую не желает ставить во главе ростовского филиала человека, близкого к областной администрации, резонно полагая, что такой человек вновь сделает Ростсбербанк убыточным. Администрация, в свою очередь, считает, что средства Ростсбербанка должны работать на региональную экономику и угрожает, что если кандидатура председателя не будет с ней согласована, счета областного бюджета могут оказаться у других банков. Руководство Сбербанка еще в конце июня приняло решение назначить председателем филиала менеджера из Новосибирска (нынешнего и.о.) Сергея Кугалева. По последним данным его кандидатура до сих пор не прошла нужных согласований. И прежде всего у региональной власти.

1.6.       Вопрос об отзыве избранных глав муниципальных образований

В предыдущем обзоре сообщалось о конфликтной ситуации в Волгодонске, возникшем вокруг требования провести референдум по отзыву мэра города, нарушившего свои основные предвыборные обещания.

Наиболее четко отношение руководства области к проблеме отзыва избранных населением мэров высказал первый заместитель председателя ЗС области Николай Беляев, заявивший, что эта проблема не столь актуальна, чтобы ею заниматься. У исполнительной власти области достаточно рычагов, чтобы оказывать давление на мэров и контролировать их деятельность.

Ответ великолепен хотя бы тем, что один из руководителей законодательного органа считает, что присмотра со стороны государственной исполнительной власти за муниципальными руководителями достаточно и нет смысла допускать к контролю за местным начальством подвластное население.

1.7.       Милиция и криминал

1.7.1.      Отставка начальника ГУВД области

Подача прошения об отставке начальника ГУВД области генерала Михаила Фетисова и ее принятие произошли в на редкость ускоренном темпе.

Было бы опрометчиво говорить о том, что это произошло из-за плохой работы главного милиционера области. Мало кто верит, что причиной отставки стали (действительно многочисленные) проколы в деятельности милиции. Всем известно, что причина в том, что работой милицейского генерала стал недоволен губернатор В.Чуб. Ни для кого не секрет, что это недовольство возникло из-за того, что Фетисов не всегда точно выполнял команды губернатора. Похоже, у Фетисова были и свои (и возможно, не всегда законные) интересы. На пресс-конференции на вопрос о причинах отставки Фетисова Чуб ответил уклончиво, но из ответа следует, что произошедшее связано с нежеланием Фетисова трудиться под руководством губернатора, реагировать на его критику и направляющие указания.

Кроме того, несколько странным показалось совпадение отставки Фетисова с завершением работы следственной группы из Генпрокуратуры РФ по заявлению известного ростовского предпринимателя и не менее известного мошенника Габрельяна, обвинявшего многих областных и городских чиновников в коррупции (он делал аудиозаписи разговоров, в ходе которых у него вымогались деньги). Аппаратуру для ведения оперативной записи, по заявлению мошенника, ему предоставил Фетисов. Из 93 названных Габрельяном персонажей уголовные дела заведены лишь на трех.

Многие наблюдатели и политики в связи со сменой руководства ГУВД предрекают крупный передел сфер влияния в регионе.

1.7.2.      Абхазская группировка ведет захват рынков области

В июне внезапно взлетели цены на продовольственных рынках Ростова. По мнению обозревателей телепередачи «Деловой Дон», в Ростове и ряде городов области за несколько последних месяцев произошел криминальный передел. Неожиданно значительную часть рыночной торговли прибрала к рукам абхазская преступная группировка, которая и взвинтила цены на продовольствие. Ее появление стало полной неожиданностью для компетентных органов и региональной власти.

Краснодарская и ставропольская краевые администрации, проводящие активную политику по борьбе с «чужаками», потеснили в своих регионах этнические криминальные группы, и они хлынули в другие регионы, в том числе в Ростовскую область. Ростовская милиция оказалась неспособна оказать противодействие, и региональной власти осталось только испытать некоторый шок. Если местный криминалитет занимался рыночным рэкетом в более-менее разумных пределах (например, не гонял тех, с кого нечего взять), то сейчас ростовские рынки оказались поставлены под гораздо более жесткий контроль. А самое главное, оказались перекрыты пути для воронежской и курской картошки, что сделало последнюю, из-за высокой цены, деликатесом для большинства ростовчан.

Пока что преступная группа жирует, а власти бессильны. Взлет цен возмутил горожан, и это не самый хороший фон для проведения успешной для администрации избирательной компании.

1.7.3.      Милиционеры опять «отличились»

СМИ по-прежнему дают информацию о заведении очередных уголовных дел на сотрудников милиции. Однако ситуация от пары десятка заведенных дел (которые, кстати, редко доходят до суда) не меняется.

Как утверждает «Газета Дона», по закрытой информации обладминистрации 70% сотрудников донской милиции в той или иной степени коррумпированы. В приватных беседах, продолжает журналист, при просьбе подтвердить или опровергнуть эту цифру работники милиции лишь ухмыляются. Однако говорят, что, по их мнению, милиция практически полностью нечиста на руку. А чисты перед законом либо дураки, которым никто не дает, либо новички, не успевшие «вписаться в систему» [[2]].

В прокуратуре закончено расследование деятельности очередной преступной корейской-китайской группировки в Ростове, орудовавшей на рынках против своих соотечественников. Банда действовала фактически открыто на вещевом рынке, а местные милиционеры «не замечали» разбоя. Более того, руководитель банды Пяо Цзе служил переводчиком при двух оперуполномоченных, которые арестовывали корейцев за нарушение паспортного режима, а потом требовали выкуп за освобождение при содействии главаря группировки.

Оперуполномоченный Денисюк и Пяо избивали задержанных и с таким пристрастием выбивали выкуп, что в результате побоев один китаец ослеп, после чего покончил с собой. Все, в том числе и корейцы, прекрасно знали кто такой Пяо Цзе. Вполне возможно, это продолжалось бы еще долго, но преступники стали требовать непомерных для китайских и корейских эмигрантов сумм, что заставило одного пострадавшего обратиться к высокому милицейскому начальству. В итоге вымогателей удалось изобличить. Правоохранительные органы отмечают, что представители восточных преступных группировок начинают всерьез обосновываться в Ростове, покупая недвижимость, устанавливая связи с органами власти и контактируя с местным преступным сообществом.

1.8.       Эпидемия в Облиевском районе

Центральные СМИ представили ситуацию вокруг эпидемии болезни, идентифицированной в конце концов как «конго-крымская геморрагическая лихорадка», в станице Облиевка, которая унесла жизнь 6 человек и свыше 130 было госпитализировано так, будто районные и областные власти пытались скрыть эпидемию и лишь после того, как благодаря «Интернету» (в который один из заболевших вывесил письмо) информация попала в столицу, стали принимать меры. Эта трактовка выглядит сомнительной. Дело скорее всего в другом. Первые случаи заболевания власти восприняли как что-то не представляющее эпидемической опасности. После первого смертельного случая и вскрытия умершего власти забили тревогу. Но вначале предположили, что заболевание связано с загрязнением химикатами воды и ввели запрет на купание в реке.

А далее возникла проблема с постановкой дифференциального диагноза. Медики ничего толком не могли понять и попытались оттянуть время для выяснения причин. Из-за этого информация была слишком неопределенной. По приезду специалистов-москвичей была выработана хотя бы линия поведения медиков при предоставлении информации СМИ. Она по крайней мере перестала быть противоречивой.

Беспокоит нерасторопность властей, их отказ вводить карантин. Ведь довольно длительное время среди специалистов, занимавшихся изучением проблемы, было мнение, что опасная неизвестная инфекция распространяется воздушно-капельным путем. Однако власти не ввели в районе необходимых мер (кое-какие шаги были предприняты, но об эффективности их говорить смешно), и часть населения района в панике покинула места проживания, разбежавшись по всей Ростовской области и частично Волгоградской.

Счастье в том, что механизм распространения инфекции, как выяснили позже, более сложен (кровососущие насекомые: клещи, блохи, возможно комары). Большой беды удалось избежать. В противном случае бездействие властей могло дорого обойтись не только Ростовской области, но и стране.

Возникает вопрос о причинах того, почему неоднократно встречавшаяся в области болезнь ранее не протекала с такими тяжелыми последствиями. Врачи считают, что тяжелые последствия вызваны социально-экономической ситуацией: прекращением государственных программ по борьбе с грызунами, снижением сопротивляемости организма из-за плохого питания и отсутствием необходимых гигиенических средств у сельского населения, которое месяцами не получает зарплату, и т.д.

В 1993 году доктор биологических наук В.Белик, исследуя в этом районе перелетных птиц из Конго, обнаружил на них зараженных вирусом ККГЛ клещей и, с учетом биологической цепочки развития, предсказал вспышку болезни через 5-6 лет, если не будут приняты необходимые меры.

Меры приняты не были.

1.9.       Расследование причин дефицита инсулина

В прошлом году мы неоднократно сообщали о разразившемся в области кризисе в связи с отсутствием инсулина. Тогда выкладки специалистов показывали, что сумма, выделенная на закупки инсулина более чем в 2,5 раза ниже необходимой.

Главное контрольное управление администрации области провело финансовую проверку министерства здравоохранения области по обеспечению инсулином больных сахарным диабетом за прошедший год. Выводы ГКУ вызывают удивление. Заявлено, что основной причиной сбоев в поставках инсулина стало отсутствие контроля со стороны Минздрава области по уточнению заявок территорий. Самое интересное в том, что сбои в поставках инсулина связаны с тем, что территории завышали общее число больных (они «догадывались», что их будут держать на голодном пайке.)

Кроме того выявлено, что областной Минздрав закупал инсулин у дистрибьюторов иностранных фирм и у посредников по ценам много выше цен российских производителей. А затем надбавки к стоимости лекарства в аптеках достигали 35%. Таким образом, «неизвестные» очень неплохо нажились на бюджетных деньгах и на больных, но об этих «героях» в информации ГКУ нет ни слова. Всю вину свалили на стрелочников.

2.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

2.1.       Подготовка к выборам

Наибольшую активность в подготовке к выборам проявляет исполнительная власть, а основным рупором ее остается председатель облизбиркома Сергей Юсов.

В областной администрации проведено совещание муниципальных администраций, на котором Юсов выступил с докладом об особенностях предстоящей компании.

Проведен круглый стол с политическими партиями, где Юсов с партийцами говорили о возможности заключения между участниками предвыборного марафона своего рода джентльменского соглашения по правилам ведения предвыборной компании.

Выступает Юсов и в СМИ, где его речи часто напоминают заявления представителей команды президента по поводу нынешней работы Думы и будущего ее состава. (Хотя Юсов более аккуратен в своих высказываниях.)

Особо стоит отметить большие сожаления, которые вызывает у Юсова введение залогового инструмента регистрации кандидатов. Ведь в области отработан механизм отказа неугодным кандидатам в регистрации из-за неправильного оформления подписных листов. Механизм, который можно назвать «против лома нет приема». И то, что Юсов с пафосом заявляет о преждевременности введения для России залога при регистрации кандидатов, говорит о явном недовольстве исполнительной власти тем, что у нее отобрали хорошо отлаженный инструмент влияния на выборы.

2.2.       «Отечество»

Срыв проведения в Ростове заранее разрекламированной конференции региональных отделений «Отечества» Юга России изрядно рассмешил ростовчан: сыны «Отечества» явно испугались инфекции ККГЛ (которая совершенно не коснулась Ростова, а в расположенной на границе с Волгоградской областью Облиевке уже пошла на спад).

Еще более интересным стало появление информации о претенденте на первое место в региональном партийном списке «Отечества» — нынешнем мэре Таганрога Сергее Шило (недавно он был отмечен присутствием на съезде «Вся Россия»). Последнее время начали вскрываться никак не красящие его финансовые дела. Поговаривают даже о возможности привлечения его к уголовной ответственности. И вот тут-то Шило оказался наиболее подходящей фигурой для кандидата на первое место списка ростовского «Отечества»! Причем ход с пересаживанием из кресла мэра в депутаты чиновничий клан области считает для Шила оптимальным выходом из создавшейся ситуации.

Симптоматичен и выбор «Отечеством» руководителя штаба предвыборной компании. Им стал Виктор Федорущенко. Одно время он управлял муниципальным имуществом Ростова и проявил себя не только как слабый руководитель, но и как участник нашумевшей аферы, в результате которой муниципальная собственность лишилась 43 престижных помещений по всему городу и другого имущества, отданных за бесценок. Но поскольку Федорущенко был «человеком Чуба» и имел защитника в лице представителя Президента РФ по области Виктора Усачева, его дипломатично пересадили с поста председателя городского комитета по управлению имуществом в кресло председателя регионального отделения федеральной комиссии по ценным бумагам.

«Птенцы Лужкова» говорят сами за себя. Их даже дискредитировать не надо.

2.3.       Казачество

На хуторе Вислый Семикаракорского района прошел расширенный Совет атаманов реестрового Всевеликого Войска Донского (ВВД). Информации о нем практически нет, а само его проведение носило скандальный характер. Дело в том, что государственное казачество недовольно политикой властей в отношении турок-месхетинцев, поселившихся в Ростовской области. Они покупают дома в станицах и ведут образ жизни («паразитический», то есть занимаются бизнесом), который раздражает казачество. Атаманы провели свой Совет довольно скрытно. Есть даже информация, что нынешнего и.о. атамана ВВД В.Водолацкого (протеже исполнительной власти) они не горели желанием видеть на Совете. О его участии в Совете противоречивая информация.

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.       Статистика

Если сравнивать 6 месяцев 1999 года с аналогичным периодом 1998 года, то индекс физического объема составил 118,1% (за 5 месяцев он был равен 117,8%).

За этот период возрос индекс объема производства в пищевой промышленности — 134%, в нефтехимической — 143%, в легкой — 113,4%, в черной металлургии — 134,6%, в машиностроении — 115,6%.

Падение отмечено в электроэнергетике — 97,7% от прошлого года, в топливной — 94,1%, в цветной металлургии — 76%. Производство мяса — 80%, масла — 90%.

Продолжает падать оборот розничной торговли. Даже в рублях по полугодию он снизился — 96,8%. А если взять июнь 1999 к июню 1998, то товарооборот составит 90,5%.

Индекс цен промышленной продукции за 6 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 1998 года составил 134%.

Официальная риторика по поводу результатов полугодия зависит от аудитории. В деловых кругах представители власти, зная, что здесь пропагандистские заявления бесполезны, выражают лишь осторожный оптимизм, говоря, что причины нынешнего роста имеют мало общего со стабильным подъемом экономики и появлением современного конкурентоспособного производства, признают, что потенциал девальвационного скачка может быть уже исчерпан и т.д.. Но в СМИ, так сказать, для народа, звучат бравурные заявления о росте на 18%, начавшемся экономическом подъеме и т.д.

На фоне некоторого экономического роста очень грозно выглядит бессилие властей перед опасными тенденциями: топливным кризисом, возникшим, как по заказу, во время проведения жатвы, с последовавшим взлетом цен на ГСМ; возникновение критической ситуации в энергетике, способной поставить крест на росте промышленного производства; дальнейшей криминализацией общества и власти, которая все больше влияет на социально-политическую ситуацию в области.

После скачка цен на топливо все ждут роста цен на все. Инфляционные ожидания велики, а цены на ряд продуктов питания уже сейчас существенно поднялись.

3.2.       Крупнейшие предприятия

3.2.1.      ОАО «Ростсельмаш»

«Ростсельмаш» так и не получил 150 миллионов рублей льготного кредита. Но ему сделали отсрочку по выплате долгов. Вместо разрекламированных 200 млн. руб. для выпуска комбайнов по лизингу пришло 90 млн. Однако и этого хватило, чтобы завод понемногу начал работать. Интересно, что выпустив за 4 месяца лишь 200 комбайнов, завод смог при таком мизерном объеме производства показать прибыль. В застойные времена он выпускал 300 машин в сутки. Но и когда лизинговые деньги кончились, завод не остановился. Перед жатвой появились заказы на комбайны. Число заказов оказалось даже больше, чем теперь, после вынужденной реорганизации, способен выпускать завод. Эксперты говорят, что вынужденная реорганизация очень скажется тогда, когда начнется экономический подъем: завод уже не будет способен восполнить пришедший в негодность комбайновый парк страны. Кроме того, даже при нынешних небольших объемах производства, конвейер лихорадит из-за постоянных сбоев в поставках комплектующих.

В июле завод отметил свое 70-летие. Поздравления и уверенность в его светлом будущем выразили в свои приветствиях Президент РФ, председатель Госдумы, премьер-министр и др. Лучшим подарком к юбилею заводу стали проведенные сравнительные испытания «Дона-2600» (выпуска 1995 года) и американского «Кейса» (выпуска 1998 г.) на полях ЗАО «СКВО» (богатейшее в области сельхозпредприятие, известное как покупатель западной сельхозтехники). «Дон» обошел именитого соперника по всем основным показателям, чем привел в состояние неподдельного удивления представителей ЗАО, выразивших тут же желание закупить десяток таких машин [[3]].

Интересна судьба «Дона-2600». Этот и десяток таких комбайнов принадлежат предпринимателю Никулину. Всего этой модели было выпущено несколько десятков экземпляров в экспериментальном цехе завода. В серию его так и не смогли запустить, — нет средств (а нужно всего-навсего $10 млн.). Никулин собирал экземпляры «Дон-2600» по всей стране, оценив качества машины. Он считает, что этот комбайн окупается за два года. Изучив опыт работы МТС с «Джонами Дирами», Никулин считает, что они вряд ли окупятся даже через 10 лет, и потому не желает иметь дело с дорогостоящей импортной техникой.

Вся беда в том, что неизвестно, когда появится возможность поставить на конвейер этот комбайн, в настоящее время вполне конкурентоспособный, и потому скорее всего в ближайшее время зарубежная техника вновь обойдет российскую.

По-прежнему продолжаются споры о путях возрождения завода. Совершенно неожиданно по данному вопросу высказалась главная активистка передела собственности в области руководитель терагентства по банкротству Татьяна Грамотенко. Уже несколько лет подряд она требует введения внешнего управления на заводе. Схемы реструктуризации выдвигались разные, но теперь (что совершенно ново) предполагается и возможность возврата его в руки государства. Грамотенко высказалась против программы с участием «Джона Дира»: «Со временем мы попросту лишимся собственной продукции. «Джон Дир» идет в Россию не для развития нашего производства, а для продвижения своей продукции».

Такое мнение Грамотенко можно назвать сенсацией. Все говорит о том, что у руководства области начинает проходить надежда на то, что американцы будут бескорыстно помогать становлению нашей промышленности. Интересно, что Грамотенко публично обратила внимание на то, что в Ростовской области у «Джона Дира» есть крупные лоббисты, в том числе и в структурах власти.

3.3.       «Донской табак»

Деятельность обласканного властями Ивана Саввиди и возглавляемой им фабрики «Донской табак», которая постоянно пользуется бюджетными кредитами и различными льготами, стала в последнее время явно выходить за рамки приличий, даже при нынешней их шкале.

В последнее время «Донской табак» начал создавать сеть продовольственных магазинов по всей области. Он открыл крупный магазин в Батайске, стал собственником одного из самых крупных универсамов в Ростове. Совсем недавно при фабрике был открыт шикарный детский садик с бассейном. И вот теперь, в июле, последовало решение о выплате акционерам дивидендов за 1998 год в размере 100%.

Развитие этой фирмы можно только приветствовать, если бы оно не шло с использованием нищих бюджетов города и области, которые продолжают предоставлять ежегодно различные льготы и кредиты для развития «табачки».

Никто не собирается принижать способностей Ивана Саввиди как хорошего управленца. Он может покупать магазины — это дело его фирмы. Очень хорошо, что он может платить дивиденды по акциям в размере 100%. Прекрасно и то, что может открыть детский садик с плавательным бассейном. Но зачем же его постоянно подкармливать за счет бюджета, когда в области столько нерешенных проблем? Это уже заставляет говорить о недопустимой субъективности властей при выделении финансовых средств И.Саввиди и его фирме.

4.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.1.       Потребительская корзина, средняя зарплата

Прожиточный минимум в июне равен 734 рублям.

За полгода индекс роста цен составил 134,3% (в среднем рост 5% в месяц). Продовольственные товары росли в цене значительно быстрее — 141,3% (в среднем 5,9% в месяц). Рекордсмены — плодоовощная продукция (204%) и хлеб (184%).

За год, если сопоставить июнь 1999 года с июнем 1998 года, инфляция составит 228%. Следует обратить внимание, что рост прожиточного минимума идет быстрее и составляет 234%.

Особенно тяжело пенсионерам. По сравнению с июнем 1998 года реальный размер пенсии составляет лишь 44%. Задолженность по пенсиям — 2 месяца. Средняя пенсия обеспечивает 3/4 прожиточного минимума пенсионера (который к тому же не учитывает необходимость расходов на лекарства).

Задолженность по зарплате в среднем составляет 4,6 месячного фонда заработной платы и затрагивает 1/3 занятого в экономике населения (а в селе 7,4 месячного фонда).

Задолженность по выплатам детских пособий — 14 месяцев.

Ухудшается положение на рынке труда. Безработица (вместе со скрытой) — 15%.

Средняя начисленная зарплата за 5 месяцев — 771,2 рубля. По сравнению с аналогичным периодом 1998 года индекс увеличения лишь 128,5% (реальная 61,3%).

Средний доход на душу населения равен 1036 рублям и составляет 180% к аналогичному периоду 1998 года. Это с гордостью отмечается представителями власти. Не совсем ясно, к какой части населения относятся победные ноты в голосах чиновников, когда средняя зарплата работающего равна 771 рублю, а товарооборот по отношению к аналогичному периоду 1998 составляет 96,8%. Падение товарооборота при росте доходов населения на 80% — довольно странная вещь! Следует отметить, что статистики перестали давать данные о дифференциации доходов среди различных слоев населения.

5.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

5.1.       Статистика

Внешнеторговый оборот за 5 месяцев — 405 млн. долларов (к соответствующему периоду 1998 года — 74%). Экспорт — 192,5 (89%), импорт — 216,7 (65%). Со странами СНГ товарооборот равен $133,5 млн.

За 5 месяцев сократился на треть объем ввоза импортных товаров. Одновременно сокращается экспорт в страны СНГ. За счет этих стран возникает отрицательное сальдо — $40,5 млн., что дает в общем товарообороте отрицательное сальдо в $24,2 млн.



Источники

[1]. Медведев С. ХЛЕБ-99: пора сушить сухари // Газета Дона. — Ростов-на-Дону, 1999. — №27. — 8 июля.— С. 4.

[2]. Масалов А. Кого бережет моя милиция? // Газета Дона. — Ростов-на-Дону, 1999. — №28. — 15 июля. — С. 4.

[3]. Саценко Г. Кубанский бизнесмен показывает пример, как можно зарабатывать на комбайнах «Дон-2600» // Город N. — Ростов-на-Дону, 1999. — №29. — 21-27 июля.— С. 1,6.