Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тюменская область

Анатолий ВУЛЬФОВИЧ

Тюменская область

в июле 1999 года

Подготовка к выборам в Государственную Думу РФ. Определяются первые кандидаты по одномандатным округам. Первое организационное заседание областной избирательной комиссии. Представители общественных объединений подписали документ о правилах проведения предвыборной агитации. В Ханты-Мансийске учреждено межрегиональное общественно-политическое движение «Югра», которое в перспективе может местной «партией власти». Лидером движения избран губернатор Ханты-Мансийского автономного округа А.Филипенко. Рассмотрение программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на девятнадцатом заседании Тюменской областной Думы. У общественности вызывает интерес размер заработной платы в органах местного самоуправления.

1.    политика

1.1.       Выборы в Государственную думу РФ

1.1.1.      Выборы председателя и заместителей председателя облизбиркома

2 июля состоялось первое организационное заседание вновь созданной Тюменской областной избирательной комиссии. В составе комиссии четырнадцать человек, половина выдвинута губернатором области, половина областной Думой. Интересен состав членов избирательной комиссии. «Губернаторская» половина: заместитель и помощник губернатора, два директора заводов, два преподавателя университета и действующий председатель областной избирательной комиссии — все с южной части области. «Думская» половина: председатель областного Совета профсоюзов, председатель регионального отделения Всероссийского женского союза, председатель и заместитель председателя государственно-правового комитета областной Думы, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, учитель физики (г. Урай) и начальник управления администрации г. Сургута. Состав «думской» половины более демократичен – два представителя общественных объединений, три представителя автономных округов.

На организационном заседании прошли выборы председателя и заместителей председателя комиссии. Из четырнадцати членов комиссии присутствовали тринадцать. На должность председателя комиссии было выдвинуто четыре кандидатуры: А.Жихарева, действующего председателя комиссии; В.Багина, помощника губернатора области; В.Серкова, председателя государственно-правового комитета областной Думы и А.Шишкина, старшего преподавателя кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета. Таким образом, из четырех кандидатур три представляли губернаторскую половину комиссии. Непонятно, почему назначенные губернатором члены комиссии не смогли договориться о едином кандидате на должность председателя. В результате голосования ни одна из кандидатур не набрала абсолютного большинства голосов (В.Багин – 1, А.Жихарев – 3, В.Серков – 4, А.Шишкин – 5).

Во втором туре А.Шишкин получил 4 голоса, В.Серков – 9 и стал председателем областной избирательной комиссии. Заместителями председателя комиссии избраны А.Жихарев и заместитель губернатора Тюменской области Л.Волкова, секретарем комиссии – председатель регионального отделения Всероссийского женского союза Т.Комар.

1.1.2.      «Кодекс морально-этических норм и правил предвыборной работы»

На 8 июля намечалось подписание представителями региональных отделений «Кодекса чести политика», уже подписанного председателями региональных отделений НДР, «Отечества» и «ЯБЛОКА» 24 июня (подробно в июньском выпуске мониторинга). Однако в ходе полемики оказалось, что представители других общественно-политических объединений готовы согласиться с «Кодексом» «по духу, но не готовы – по форме». Кто-то открестился от определения «политик». Депутат областной Думы С.Классин посчитал неправильным отказ от сбора компромата: «Если человек напортачил, почему об этом не сказать». Профессор-филолог Н.Фролов из НПСР посчитал текст стилистически несовершенным. Для доработки текста была создана комиссия, а подписание перенесено на неделю.

Накануне, 7 июля, политсовет Тюменского отделения ДВР принял заявление. В заявлении говорится, что «все чаще избирательные кампании превращаются не в соревнование идей, программ и личностей, а в борьбу «грязных» избирательных технологий, направленных на дискредитацию политических оппонентов».

Далее в заявлении утверждается, что «наша партия …никогда не использовала сомнительных способов политической борьбы, методов поиска компромата и дискредитации своих политических соперников. Наша позиция в этом вопросе остается неизменной и сегодня, хотя мы и рискуем в результате недополучить голоса избирателей на выборах». Политсовет выражает удовлетворение тем, что и другие политические силы, в частности, НДР, «Отечество» и «ЯБЛОКО» выступают за честные и открытые выборы, о чем свидетельствует принятое 24 июня заявление региональных отделений этих общественных объединений.

Разделяя дух принятого заявления, политсовет считает, что имеются возможности некорректной трактовки некоторых его положений, в частности:

— отказ от популистских приемов воздействия на избирателей;

— поддержка друг друга перед лицом опасности со стороны рвущихся во власть криминалитета и экстремистских сил;

— отказ от сбора и применения компромата на лидеров объединений, принявших кодекс.

Под понятие «популизм» можно подвести любую принципиальную позицию партии, движения, кандидата, которая не отвечает взглядам оппонентов.

Ответственные политические силы должны провозглашать не защиту себя, а защиту общества от проникновения во властные структуры представителей криминалитета и экстремистских сил. Отказ от сбора и применения компромата только по отношению политических объединений, подписавших данный документ, вводит в политическую практику понятие «избирательной порядочности», то есть порядочности для своих.

Далее заявляется о готовности подписать заявление после доработки, а также открытости к переговорам о согласовании и поддержке единых кандидатов по одномандатным округам.

14 июля представители девятнадцати региональных отделений различных общественных объединений подписали Заявление о принятии «Кодекса морально-этических норм и правил предвыборной работы». Среди подписавших заявление региональные отделения политических общественных объединений – НПСР, ДВР, РНРП, «Духовное наследие», христианские демократы, региональные общественно-политические объединения «Единомышленники» и Ленинский Коммунистический Союз молодежи Тюменской области, неполитические организации – «Милосердие и здоровье», «Союз Чернобыль», женские, предпринимателей, социальной защиты военнослужащих, офицеров запаса, ветеранов Чечни и Афганистана, казачье войско и другие. Из восьми общественно-политических организаций не более трех реально могут участвовать в выборах – НПСР, РНРП, «Духовное наследие», что же касается двух местных общественно-политических объединений, то о них ничего не известно даже в Тюмени.

Не подписали заявление организации коммунистической направленности и ЛДПР.

В соответствии с Кодексом, отделения обязуются:

— действовать строго в рамках избирательных и иных законов РФ, а также в рамках норм морали и этики;

— признать незаконными и не применять в своих избирательных кампаниях грязных избирательных технологий, ведущих к обману избирателей;

— не использовать недостоверную информацию против политических соперников. Вся критика в их адрес должна быть аргументирована фактами;

— не вторгаться в целях компрометации в личную жизнь кандидатов.

Участники признали необходимость координации действий всех общественных и политических движений для недопущения в органы государственной власти и местного самоуправления представителей криминалитета и экстремистски настроенных политических, националистических, религиозных и иных сил. Участники считают необходимыми, чтобы руководители СМИ и журналисты Тюменской области заявили о готовности следовать провозглашенным нормам и правилам предвыборной работы. Признана важность взаимных консультаций о согласовании и поддержке возможных единых кандидатов в Государственную Думу РФ. Участники считают, что интересы тюменцев должны представлять профессиональные и морально подготовленные политики, независимо от их партийной принадлежности.

Таким образом, в Тюменской области действуют два документа – «Кодекс чести политика», принятый НДР, «Отечеством» и «ЯБЛОКОМ», и «Кодекс морально-этических норм и правил предвыборной работы», принятый практически всеми остальными объединениями (за исключением коммунистов и жириновцев). Изменения, внесенные в Кодекс чести политика, в основном соответствуют замечаниям политсовета Тюменского отделения ДВР.

1.1.3.      Претенденты в депутаты Государственной Думы РФ

На территории Тюменской области расположено пять избирательных округов по выборам в Государственную Думу РФ, в том числе: по югу области – 178-й Ишимский и 179-й Тюменский округа, в Ханты-Мансийском автономном округе – 221-й Нижневартовский и 222-й Ханты-Мансийский избирательные округа и в Ямало-Ненецком автономном округе – 225-й Ямало-Ненецкий избирательный округ.

Губернатор Тюменской области Л.Рокецкий неоднократно заявлял о поддержке по 179-му Тюменскому округу кандидатуры действующего депутата Государственной Думы Г.Райкова («Российские регионы»), по 178-му Ишимскому округу – кандидатуры депутата Тюменской областной Думы Ю.Конева (основные данные о Райкове Геннадии Ивановиче приведены в майском выпуске мониторинга).

Конев Юрий Михайлович родился в 1942 году в г. Ханты-Мансийске. Закончил Московский педагогический институт и аспирантуру, заведовал кафедрой в Тобольском педагогическом институте, с 1977 года работал проректором, а затем ректором института. В 1990 году назначен заместителем председателя Тюменского облисполкома, а с 1991 года – заместителем главы администрации области. В 1997 году избран депутатом Тюменской областной Думы. По округу, расположенному на территории семи сельских районов области, баллотировалось 9 кандидатов. Кандидат физико-математических наук, профессор.

Ю.Конев курировал в областной администрации вопросы образования, здравоохранения, культуры. Представлял Тюменскую область в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов о взаимоотношениях области и округов.

Еще в июне о своей договоренности с В.Черномырдиным о выдвижении его кандидатуры по 225-му Ямало-Ненецкому избирательному округу и о его согласии баллотироваться сообщил губернатор округа Ю.Неелов.

Таким образом, из пяти избирательных округов Тюменской области по трем определились кандидаты, которых поддержат губернаторы. Пока нет никаких данных по двум округам: 221-му Нижневартовскому и 222-му Ханты-Мансийскому.

1.1.4.      Учредительный съезд межрегионального общественно-политического движения «Югра»

28 июня в городе Ханты-Мансийске состоялся учредительный съезд межрегионального общественно-политического объединения «Югра». В работе съезда приняли участие депутаты Государственной Думы РФ О.Морозов, В.Медведев и А.Лотарев, руководители федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления, депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа, руководители предприятий различных форм собственности.

Губернатор автономного округа А.Филипенко и председатель Думы С.Собянин, учредители объединения и председательствующие на съезде, в своих выступлениях обосновали идею создания и программные цели межрегионального общественно-политического движения «Югра» и заявили об активном участии движения в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в 1999 году.

Заявлены основные цели объединения – участие в формировании и деятельности органов государственной власти всех уровней и местного самоуправлении, а также разработка стратегии комплексного социально-экономического развития автономного округа. Участники съезда заявили о готовности к сотрудничеству с общественно-политическим блоком «Вся Россия» и участии в конструктивных действиях этого блока. Обсуждены и утверждены программные заявления, Устав и другие учредительные документы. Избран политсовет движения, его президиум, исполнительный комитет и контрольная комиссия. Делегаты съезда единогласно избрали А.Филипенко лидером движения.

Такое сообщение за подписью Информационного управления Администрации Ханты-Мансийского автономного округа появилось в городских и районных газетах округа в десятых числах июля. Какая-либо другая информация, изложения выступлений, программные документы не публиковались, во всяком случае, в областных и окружных газетах. На пресс-конференциях А.Филипенко на вопросы о движении и поддержке определенных кандидатов в депутаты отвечает уклончиво.

В конце июля в газетах было опубликовано «Обращение А.Филипенко к избирателям». В нем, в частности, говорится: «…Движение строится не по партийному принципу. Это свободное объединение, гражданская инициатива тех, кто воспринял принципы демократического общества и правового государства. Мы объединились в этом движении для придания нового импульса в социально – экономическом и политическом развитии нашего края. Наша ближайшая цель – активное участие населения в формировании и деятельности Государственной Думы Российской Федерации.

Приглашаю вас принять участие в разработке стратегии комплексного развития автономного округа. Ваши предложения будут изучены и предложены для реализации органам власти Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа и местного самоуправления городов и районов округа…».

А.Филипенко руководит округом с 1989 года, и за все эти десять лет не было ни одного скандала, участником которого был бы губернатор. При этом необходимо учитывать, что за эти годы прошла приватизация нефтяной промышленности, были скандалы в Тюменской нефтяной компании, в НК «ЮКОС», сейчас идет скандал в НК «Сиданко» – губернатор демонстративно дистанцируется от всех этих событий. До этого года А.Филипенко демонстративно дистанцировался и от политики, не входил в руководящие органы каких либо политических объединений, не комментировал политические события. Единственное исключение – сожаление об освобождении В.Черномырдина весной прошлого года. Очень спокойно прошли выборы губернатора осенью 1996 года. Два кандидата, один из них А.Филипенко, второй – его заместитель Г.Корепанов, при этом в окружных СМИ даже не публиковались ни программа, ни биография Г.Корепанова. Результат – 77% у А.Филипенко, 8,6% у Г.Корепанова и необычно большое число голосов против всех – 14,4%. Окружная дума абсолютно лояльна губернатору.

И поэтому возникает вопрос: зачем А.Филипенко собственная партия? Понятно, что декларация об участии населения в формировании органов власти и самоуправления, а также в разработке стратегии развития округа – это для газет. И тем, и другим А.Филипенко занимается лично.

Участие в работе съезда депутатов Государственной Думы В.Медведева и А.Лотарева понятно – они хотят быть избранными на следующий срок, а это возможно только при поддержке А.Филипенко. А вот участие О.Морозова, одного из руководителей «Всей России» свидетельствует, скорее всего, о том, что в Ханты-Мансийском округе создан местный филиал этого объединения. В этот раз А.Филипенко не удалось остаться вне политики – слишком большие финансовые потоки проходят через округ. Несомненно, что политиков, желающих приобщиться к этим потокам более чем достаточно, и несомненно, что наиболее близок к ним был В.Черномырдин, в свое время очень много сделавший для ТЭКа. Но А.Филипенко выбрал «Всю Россию».

«Югра» – объединение номенклатурное, отсюда и состав делегатов, которых никто не избирал, отсюда и закрытость съезда, и отсутствие информации.

1.2.       Тюменская областная Дума

15 июля состоялось девятнадцатое заседание Тюменской областной Думы. Основным вопросом на заседании должно было быть рассмотрение Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, поэтому, по установившейся традиции, перед заседанием на крыльце здания областной Думы выстроился пикет из членов областного отделения РКРП с плакатами «Буржуи, руки прочь от наших квартир!», «Хватит грабить народ!» и другими такой же тематики. Здесь также раздавались листовки в которых реформа ЖКХ представлялась как намерение буржуев «отнять у нас наши квартиры путем непосильной квартплаты и переселить трудовой народ в общежития и бараки». Точно такой же пикет стоял возле областной Думы в прошлом году. Тогда информацию о программе сразу сняли с повестки дня.

Часть плакатов содержала протест против выноса тела В.И.Ленина из мавзолея. Первые вопросы повестки дня сессии – об очередном награждении Почетными грамотами областной Думы, утверждении кандидатур судей, ликвидации внебюджетного фонда учреждений Управления исполнения наказаний ГУВД области – были рассмотрены спокойно (исключение составило неудовольствие секретаря обкома РКРП депутата А.Черепанова по поводу отсутствия рабочих в списке награжденных грамотами).

Дискуссия началась при рассмотрении вопроса «О поручительстве администрации области за выполнение обязательств Тюменской текстильной корпорации «Кросно» перед ОАО «Альфа-банк» по целевому кредиту». Речь шла о 25 млн. рублей под 1/4 ставки рефинансирования Центробанка России со сроком погашения 7 лет. Вопрос о поручительстве за «Кросно» ранее рассматривала постоянная комиссия областной Думы, было принято решение отказать в поручительстве. Причина отказа – не возвращение кредита по кредитно-бартерной линии «Тюмень – Германия» (КБЛ), по которой корпорация «Кросно» получила оборудование также под гарантии обладминистрации, но до сих пор не вернула деньги в бюджет, из которого был погашен кредит. Поэтому уже в течении трех лет на все обращения в администрацию и Думу с просьбой об оказании помощи корпорация получает отрицательный ответ.

Поэтому на заседании областной Думы первый вопрос, заданный генеральному директору «Кросно» А.Петровскому был, естественно, о возврате кредита по КБЛ. А.Петровский ответил, что кредит за оборудование по КБЛ погашается этим же оборудованием, которое передается в областную собственность. Оборудование смонтировано и на нем выпускается продукция. Вообще, «Кросно» единственное из девяти подобных предприятий в России держится на плаву, на предприятии занято 2500 человек, в основном, женщины. В залог за поручительство корпорация «Кросно» передает обладминистрации 62% своих акций.

Губернатор поддержал просьбу «Кросно» по двум причинам: во-первых, нельзя допустить увольнение работников, а, во-вторых, кредит пойдет, в основном, на закупку сырья – шерсти, в результате чего должно вырасти с 250 тысяч до 1,5 миллионов поголовье овец в Тюменской области. При этом губернатор заметил, что «Кросно», как и в истории с КБЛ, кредит не вернет и расплачиваться придется бюджету. В результате обсуждения было принято решение о поручительстве за корпорацию, шерсть было предписано закупать в Тюменской области. Депутаты, по сути, вступили в руководство предприятием.

В связи с принятием решения по вопросу о поручительстве, у депутатов должны были возникнуть вопросы, в частности: если «Кросно» не сможет в течении семи лет вернуть кредит, то это производство убыточно и зачем оно тогда бюджету, а если оно убыточно по причине слабого руководства, то, может быть, есть необходимость это руководство сменить. Однако такие вопросы не возникли. В Тюмени, по сути, произошла национализация одного из крупнейших в городе предприятий.

Следующий вопрос, вызвавший очередную перепалку между депутатами и губернатором, был связан с проверкой прокуратурой области использования бюджетных средств департаментом по социально-экономическому развитию села администрации области. Ранее Счетной палатой, а затем и прокуратурой области выявлены многочисленные нарушения, возбуждены уголовные дела. В проекте решения Думы предложено губернатору привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. Губернатор возмутился: почему прокуратура действует через Думу, по его мнению этим депутаты «себя унижают». Прокурор ответил, что на аналогичную информацию прокуратуры в администрацию ответа не поступило. Председатель областной Думы С.Корепанов спор закончил: никакого унижения нет, Дума использует свое право на контроль за деятельностью администрации. Приняли решение с предложением о наказании виновных….

В спор превратилось и рассмотрение в третьем чтении закона Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет областного бюджета». Из закона следует, что первоочередное право на получение субсидий имеют граждане, жилье которых стало непригодным для проживания, молодые семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие на попечении детей-сирот, работники бюджетной сферы, имеющие стаж работы в бюджетных организациях не менее 15 лет и т.д. Закон был принят, но возник спор по объему финансирования закона на 1999 год – 15 млн. рублей, депутаты считают, что объем необходимо увеличить минимум в три раза. На вопрос губернатора, где взять деньги, последовал ответ: за счет снижения расходов на содержание администрации, в том числе и по капвложениям на административные здания. Так только на здание областного управления капитального строительства запланировано 10 млн. рублей.

В третьем чтении был принят закон «Об инвестиционной деятельности в Тюменской области», но в связи с множеством замечаний он был направлен на доработку, после которой состоится еще и четвертое чтение.

С первого чтения и окончательно был принят закон Тюменской области «О единых размерах ставок налога на игорный бизнес». Закон устанавливает ставки налога на каждый игровой стол для азартных игр в размере 1800 минимальных размеров оплаты труда в год в случае участия игрового заведения в игре, и 200 минимальных размеров оплаты труда в случае, когда заведение не участвует. Каждый игровой автомат облагается налогом в размере 90 минимальных размеров. Предполагается, что поступления в бюджет от этих налогов составят 1,2 млн. рублей в год.

Во втором чтении рассмотрены Избирательный кодекс Тюменской области, законы «О казачестве в Тюменской области», «Об административной ответственности за правонарушения в сфере деятельности по сбору и реализации лома и отходов цветных металлов». В первом чтении рассмотрены законы «О лизинговом фонде в агропромышленном комплексе Тюменской области» и «О перечне участков недр, расположенных в Тюменской области, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» (Южно-Пихтовое, Ингаирское и Урурное нефтяные месторождения в Уватском районе).

Были внесены изменения в областной закон о налоге с продаж. Отменен налог на ритуальные услуги, изделия предприятий, оказывающих ритуальные услуги, а также налог на товары военного ассортимента.

Был также рассмотрен вопрос «Об обращении жителей Заводоуковского района Тюменской области о возвращении их вкладов ОАО «Универсальный акционерный коммерческий банк «Тюменьпромстройбанк». Согласно справки областного управления юстиции, на начало июня в производстве службы судебных приставов находилось 588 предписаний о взыскании с банка денежных вкладов населения на общую сумму 6 млн. рублей, в том числе 160 исполнительных документов выданы Заводоуковским судом. Из-за отсутствия денег на счетах банка и движимого имущества в мае этого года был наложен арест на помещения трех филиалов и незавершенное производство центрального офиса банка, но торги не состоялись из-за отсутствия заявок. В принятом постановлении отмечена неудовлетворительная работа областных прокуратуры и управления юстиции, органов местного самоуправления по исполнению судебных решений, предложено принять меры по «ускорению принудительной реализации арестованного имущества ОАО УАКБ «Тюменьпромстройбанк».

Скандалом закончилось рассмотрение инициированного секретарем обкома РКРП депутатом А.Черепановым вопроса об отношении к выносу тела В.И.Ленина из мавзолея. Не читая текста проекта постановления, проголосовали. Уже после голосования один из депутатов прочел текст постановления: «…идут заявления продажных деятелей, которые поднимают вопрос о ликвидации мавзолея на Красной площади.… В основе этих заявлений лежит лютая ненависть к человеку…. Нагнетая страсти, они способны довести провокацию до кровопролития…...» Постановление срочно переголосовали и отправили на доработку.

И, наконец, об основном вопросе – информации о Программе реформы жилищно-коммунального хозяйства области. По информации заместителя губернатора области В.Чикишева, для реформирования ЖКХ готовы все документы. Основа реформы – самоокупаемость, качественные услуги, контроль за качеством услуг. Но в выступлении В.Чикишева депутатов насторожила фраза «безболезненно перейти к повышению доли оплаты населения за жилье и коммунальные услуги». Слова «адресная помощь» и «компенсация» никого не убедили. Видимо, поэтому, а также под влиянием коммунистического пикета, депутаты сразу настроились критически и к Программе и к предприятиям ЖКХ. Последовали реплики «что это за программа – усилить, улучшить – укрепить!», «все ваше реформирование – увеличение платы за коммунальные услуги», «даже в центре города лифты как не работали, так и не работают», «ко мне пришел на прием человек, у них в доме с мая нет горячей воды», «улицы продолжаем отапливать, а самое большое сопротивление при установке приборов учета – со стороны ЖКХ» и т. д. Вице-губернатор В.Первушин предложил снять вопрос как неподготовленный. Депутат В.Крамской внес предложение: до следующего рассмотрения Программы устроить депутатский объезд предприятий ЖКХ «с их офисами, фонтанами, бассейнами и саунами». Объезд состоится осенью. Программа отправлена на доработку, администрации предложено ее переработать «с учетом недопущения роста платежей за счет населения».

Ровно через неделю после сессии Думы, 22 июля, на тему о реформе ЖКХ провел пресс-конференцию начальник Управления ЖКХ администрации области И.Михальчук. Он начал с долгов потребителей за коммунальные услуги. Никто не платит за коммунальные услуги. Муниципальные структуры не оплачивают 44% услуг, федеральные – 8%, население – 27%.

Затем И.Михальчук перешел к Программе реформирования ЖКХ области. Основная идея Программы – разделить функции управления и хозяйственной деятельности. Для этого нужно создать службу заказчика. Сейчас комитеты ЖКХ реально не распоряжаются финансовыми потоками, идущими от потребителей коммунальных услуг.

В городах Тобольске, Ишиме, Заводоуковске действуют принципы разделения управления и хозяйственной деятельности с жестким контролем финансовых потоков. В результате затраты по коммунальному хозяйству снизились на 32 млн. рублей. В Ишиме стоимость вывоза 1 куб. м нечистот снизилась на 2 рубля, стоимость 1 Гкал тепла упала со 151 рубля до 134 рублей.

Сбором квартплаты в Ишиме занимаются контролеры, которые собирают квартплату прямо в квартирах и получают по 15 копеек с квитанции. Если хозяин отказывает, выясняют причину. При неуважительной причине – повестка в суд.

Положительный пример – товарищество собственников жилья. По югу области их 116 (в Тюмени – 80). 100% платы за 1 кв. м. в товариществах – 1,15 рубля, 40% платы за 1 кв. м в муниципальном жилье – 1,92 рубля.

По словам И.Михальчука, упорно сопротивляются реформированию ЖКХ администрации городов Тюмени и Ялуторовска. По его мнению, команда главы города Тюмени С.Киричука привыкла к административным формам управления и подходит к решению экономических вопросов исходя из политической конъюнктуры. Поэтому в Тюмени неудовлетворительное состояние коммунальной сферы.

Не исключено, заметил Михальчук, что во время реформы ЖКХ, которая рано или поздно начнется в Тюмени, может пролиться кровь, как это произошло в одном из городов области. Тот, кто сейчас контролирует жилищно-коммунальные деньги, вряд ли захочет просто так от них отказаться.

1.3.       Заседание Тюменской городской Думы

1 июля состоялось последнее перед летними каникулами заседание Тюменской городской Думы. Атмосфера заседания была довольно грустной, и вот почему. За две недели до заседания, в областной газете «Тюменская правда» было опубликовано письмо двух ветеранов войны с предложением совместить выборы главы города Тюмени и Тюменской городской Думы, полномочия которых истекают в марте 2000 года, с выборами в Государственную Думу РФ, и тем самым сэкономить 8 млн. рублей в городском бюджете. Редакция сопроводила письмо просьбой к тюменцам высказать свой взгляд на предложение ветеранов.

Перенос выборов на декабрь уже несколько месяцев обсуждается в руководстве города, скорее всего, он инициирован действующим главой города Степаном Михайловичем Киричуком, и, по-видимому, Думой такое решение сразу после каникул будет принято. Но настроение депутатов было совсем не отпускным.

На заседании было принято сразу три программы: «Молодежь Тюмени», развития физкультуры и спорта и поддержки предпринимательства. Программа «Молодежь Тюмени» рассчитана на период до 2003 года, ее стоимость свыше 50 млн. рублей. Она содержит несколько подпрограмм, в частности, «Молодая семья», «Лира» (поддержка творческих коллективов), «Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании» и других. Безусловно, работа с молодежью очень важна и нужна, но вот мнение консультанта Думы Г.Краснова: «Фактически документ предназначен для изъятия из бюджета финансовых ресурсов и последующего крайне неэффективного их использования». Такого рода программы инициируются либо лоббируются депутатами, представляющими соответствующие отрасли, и как правило, заканчиваются созданием очередных контор-дирекций, научно-методических центров и т. д. На ранее принятые городской Думой программы «Автоматизация системы управления лечебно-диагностическим процессом», «Организация лечебного питания» потрачены миллионы рублей, но городское здравоохранение остается все в том же плачевном состоянии.

Всего же к утверждению Думой готовится восемнадцать (!) программ.

На этом заседании было принято «Положение о порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, средств из бюджета города на возвратной основе на строительство или приобретение жилья».

В городе в очереди на жилье около 16 тыс. семей, в том числе 1,5 тыс. человек в льготной очереди. В прошлом году квартиры получили всего восемь очередников. Предлагается на возвратной основе давать беспроцентные ссуды на срок от 5 до 15 лет на сумму до 70% рыночной цены квартир. В 1999 году на эти цели в бюджете выделено 5 млн. рублей – по тюменским ценам это 15-20 квартир.

К сожалению, депутаты не поинтересовались у администрации, куда деваются 20% сдаваемого жилья, которое по положению еще 1990 года должно передаваться застройщиками городу. В 1998 году в городе сдано 242 тыс. кв. м жилья, из них 48 тыс. кв. м должны были быть переданы городу, это более 500 квартир.

Самая длинная дискуссия развернулась по вопросу «О мерах по реализации прав граждан на льготный проезд в общественном пассажирском транспорте и увеличению сбора доходов от проездной платы». Из доклада председателя комитета по транспорту администрации города следовало, что в полумиллионом городе право на бесплатный проезд имеют 260 тыс. человек 40 категорий. Поэтому собственными доходами покрывается только 35% расходов. Предлагается сократить число категорий льготников (в первую очередь муниципальных — пенсионеров, студентов, поскольку льготы федеральных определены законодательно, и повысить плату за проезд. Но депутаты рассудили иначе. Во-первых, необходимо в первую очередь заняться именно федеральными льготниками. В Кургане, например, автотранспортные предприятия заключают договора на компенсацию бесплатного проезда в случаях, когда льготы предусмотрены федеральным законом. Во-вторых, необходимо разобраться и с муниципальными льготами, не все пенсионеры и студенты остро в них нуждаются. Поэтому депутаты вопрос посчитали неподготовленным и отправили на доработку.

Не был принят также документ, в пояснении к которому было написано: «В целях социальной защиты населения необходимо повысить квартплату на 70%». Депутаты решили, что прежде чем повышать тарифы, необходимо навести порядок с ценами, в каждом районе они разные и необоснованные, а все изменения тарифов вести в рамках жилищно-коммунальной реформы.

2.    Социальная сфера

2.1.       Заработная плата

2.1.1.      Вопрос о доходах чиновников

17 июля в «Тюменской правде» был опубликован материал под заголовком «Оглашению не подлежит…». В материале рассказывалось о том, что группа ветеранов Исетского района еще в мае через газету поставила вопрос о большой численности и заработной плате работников органов местного самоуправления на селе.

Вопрос о зарплате чиновников местного самоуправления возник не на пустом месте. Осенью прошлого года неожиданно выяснилось, что глава одной из сельских администраций установил себе оклад в размере 10 тысяч рублей. Скандал выплеснулся на страницы газет, к делу подключилась областная прокуратура, но оказалось, что глава администрации установил оклад в строгом соответствии с законодательством Тюменской области.

Информацию о зарплате чиновников, ветераны естественно, не получили и обратились в районное отделение облкомстата. Там им показали бланк отчетности по статистике труда с грифом «конфиденциально, оглашению не подлежит».

Весьма оперативно, в течении десяти дней, на публикацию ответила пресс-служба областного комитета госстатистики. Пресс-служба комитета разъяснила, что оглашению не подлежат данные по отдельному предприятию, в том числе и аппарату сельской администрации. Но в целом по отраслям по районам области эти сведения открыты и их можно свободно (за плату) получить в облкомстате. В ответе приводятся данные по средней заработной плате по отраслям и по районам области за март (данные по второму кварталу еще не обработаны).

2.1.2.      Среднемесячная заработная плата в Тюменской области

Таблица 1

 

 

 Всего

Промыш-ленность

Сельское хозяйство

Строитель-ство

Здраво-охранение

Образова-ние

Управ-ление

Вся область

 3499

 4540

 1032

 4493

 1673

 1530

 3680

Юг области

 1665

 1800

 799

 4273

 1011

 893

 2793

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень

 2181

 1896

 1782

 2747

 1036

 1037

 3328

г. Ишим

 1364

 1296

 1396

 1688

 939

 669

 1740

г. Тобольск

 1723

 2242

 

 2262

 994

 814

 1911

г. Ялуторовск

 1221

 1191

 525

 1664

 749

 805

 2543

г. Заводоуковск

 1170

 1306

 1895

 1058

 793

 657

 1244

районы:

 

 

 

 

 

 

 

Абатский

 603

 

 319

 1528

 621

 767

 1622

Армизонский

 896

 857

 598

 1557

 721

 646

 1632

Аромашевский

 749

 516

 356

 1017

 869

 663

 1831

Бердюжский

 782

 538

 321

 582

 669

 637

 1977

Вагайский

 953

 1889

 478

 1556

 757

 789

 2036

Викуловский

 952

 625

 453

 2338

 747

 619

 3638

Голышмановский

 996

 1032

 629

 1221

 705

 638

 2243

Заводоуковский

 677

 1747

 563

 1030

 818

 638

 1161

Исетский

 1041

 1530

 911

 1963

 1013

 702

 2030

Ишимский

 811

 1352

 690

 951

 704

 716

 1901

Казанский

 662

 1244

 446

 1337

 626

 829

 2170

Нижнетавдинский

 844

 819

 413

 1023

 679

 679

 2061

Омутинский

 792

 407

 337

 1502

 686

 600

 1895

Сладковский

 684

 759

 273

 957

 661

 610

 1961

Сорокинский

 667

 979

 385

 1603

 655

 550

 1902

Тобольский

 1180

 

 927

 1665

 711

 842

 2435

Тюменский

 1277

 1574

 1317

 1269

 1162

 772

 2286

Уватский

 2271

 1652

 759

 2794

 1454

 1088

 2147

Упоровский

 717

 604

 543

 1424

 703

 660

 2681

Юргинский

 777

 352

 414

 1434

 758

 733

 2020

Ялуторовский

 855

 427

 663

 1653

 616

 699

 2249

Ярковский

 901

 353

 589

 1416

 549

 666

 1498

 

Данные таблицы характеризуют состояние экономики юга Тюменской области. Наиболее высокая зарплата в промышленности в г. Тобольске подтверждает, что Тобольский нефтехимкомплекс (градообразующее предприятие) находится на подъеме. Относительно невысокая зарплата в г. Тюмени и совсем небольшая в гг. Ишиме, Заводоуковске и Ялуторовске свидетельствует о том, что почти все промпредприятия этих городов стоят. Относительно высока зарплата в промышленности прилегающих к железнодорожной и автомобильным магистралям районах (Заводоуковском, Исетском, Казанском, Ишимском, Тюменском), а также в северо-восточных районах, где идет подготовка к добыче нефти (Уватском, Вагайском).

Зарплата в сельском хозяйстве, за исключением пригородного Тюменского района, даже в наиболее развитых сельскохозяйственных районах находится на уровне 500 – 700 рублей в месяц, в большинстве районов составляет 300 — 500 рублей. Понятно, что выжить на такую зарплату практически невозможно, людей спасают только приусадебные участки.

В образовании и здравоохранении зарплата в городах составляет 700 – 1000 рублей, в сельских районах, в основном, 600 – 800 рублей. И здесь спасают дачи и приусадебные участки.

В органах управления в г. Тюмени довольно высокая зарплата — 3300 рублей в месяц (в 1,5 раза выше средней по городу, в 1,2 раза выше средней по управлению по области). В средней зарплате по г. Тюмени учтена зарплата областных и федеральных органов власти, расположенных в областном центре. Зарплата в органах управления, как правило, выше зарплаты в промышленности и строительстве в 1,5-2 раза, в сельском хозяйстве в 3-4 раза, в образовании и здравоохранении в 2-3 раза.

1.1.       Цены на продовольственные товары

В июле 1999 года сложились следующие цены на основные продовольственные товары на продовольственных рынках города Тюмени:

Таблица 2

Цены в июле 1999 года, руб.

 

 

 1 июля

 8 июля

 15 июля

 22 июля

 Хлеб, булка

 4,2 – 4,8

 4,4 – 5,0

 4,5 – 5,2

 4,7 – 5,2

 Масло сливочное, российское, кг

54,0 – 70,0

65,0 – 77,0

 65,0

64,0 – 71,0

 Масло растительное, кг

24,0 – 33,8

24,0 – 37,5

24,0 – 38,5

23,0 – 38,4

 Молоко, 3,2% жирности, л

 5,8 – 6,2

 5,6 – 6,1

 5,7 – 6,1

 5,5 – 6,2

 Картофель, кг

 6,5 – 7,0

 6,0 – 8,0

 6,0 – 9,0

 9,0

 Капуста, кг

11,0 – 20,0

11,0 – 20,0

11,0 – 16,0

 5,0 – 19,0

 Сахар – песок, кг

10,0 – 15,0

10,0 – 16,0

10,0 – 16,0

 8,5 – 15,0

 Яблоки, кг

28,0 – 40,0

25,0 – 40,0

23,0 – 38,0

20,0 – 38,0

 Мясо, говядина – свинина, кг

35,0 – 36,0

35,0 – 36,0

35,0 – 36,0

34,0 – 36,0

 Яйцо, десяток

11,5 – 12,0

11,5 – 12,0

10,7 – 13,0

11,0 – 13,7

 Соль, кг

 2,0 – 3,2

 2,0 – 3,1

 2,0 – 3,1

 2,0 – 3,0


Таблица 3

СПРАВОЧНО: цены в 1998 году, руб.

 

 

 Июль

 Август

 Декабрь

 Хлеб, булка

 3,2 – 3,4

 3,2 – 3,4

 3,6 – 3,8

 Масло сливочное, российское, кг

 21,0 – 27,0

 18,0 – 23,0

 65,0 – 77,0

 Масло растительное, кг

 8,5 – 12,4

 9,5 – 12,4

 20,0 – 36,2

 Молоко, 3,2% жирности, л

 3,3

 3,0 – 3,2

 4,3 – 4,5

 Картофель, кг

 2,0

 3,5 – 4,0

 3,0 – 4,5

 Капуста, кг

 4,5 – 6,0

 3,0 – 5,0

 5,5 – 7,0

 Сахар – песок, кг

 3,7 – 5,0

 4,4 – 5,0

 12,5 – 14,5

 Яблоки, кг

 6,0 – 13,0

 6,5 – 13,0

 13,0 – 37,6

 Мясо, говядина – свинина, кг

 15,6 – 18,0

 15,6 – 18,0

 29,5 – 27,0

 Яйцо, десяток

 3,8 – 5,5

 4,5 – 5,2

 14,5 – 17,6

 Соль, кг

 1,5 – 1,7

 1,3 – 1,7

 2,6 – 4,8

 

В июле продолжали расти цены на хлеб, яйца, резко поднялись цены на картофель. Несколько снизились цены на сахар.

 

Резюме

Прошедшее в июле девятнадцатое заседание Тюменской областной Думы в очередной раз показало, что находящейся у власти элите совершенно не нужны какие-либо реформы, в частности, реформа УЖКХ. Сегодня предприятия ЖКХ, а вместе с ними и органы местного самоуправления, и региональные органы власти бесконтрольно распоряжаются значительными финансами, проходящими через систему ЖКХ, в том числе и бюджетными. Бесконечное откладывание решения проблем ЖКХ оправдывается защитой интересов населения. Интересами населения мотивируются и кредит убыточному предприятию под гарантии бюджета.

На самом деле интересы населения меньше всего интересуют элиту, и это подтверждается соотношением зарплат, по крайней мере, в бюджетной сфере – – органов управления, здравоохранения и образования. В своих интересах элита хочет сохранить лояльных ей депутатов Государственной Думы либо провести нужных депутатов – уже ясно, что по югу области это будут Г.Райков и Ю.Конев, на Ямале – В.Черномырдин. В Ханты-Мансийском округе это будут кандидаты, лояльные А. Филипенко. Опять же якобы в интересах населения инициируется перенос выборов Главы г. Тюмени и городской Думы с марта 2000 г. на декабрь 1999 г., на самом же деле это делается только в интересах одного кандидата – действующего главы города.

Источники

1.  Слезова О. Миллионеры ходят пешком // Тюменский курьер. – 1999 г. – 1 июля.

2.  Постников В. Муниципальный автобус может сойти с линии. Не хватает… ума // Тюменские известия. – 1999. – 2 июля.

3.  Гольдберг Р. Дума приступила к подведению итогов // Тюменский курьер. – 1999. – 3 июля.

4.  Кох Е. Пойдем ли мы на выборы пешком // Тюменский курьер. – 1999. – 3 июля.

5.  Шильников С. Выборы председателя, или Не торопитесь ставить на темную лошадку // Тюменская правда. – 1999. – 6 июля.

6.  Сидоркина Г. Каков он, творческий потенциал города? // Тюменская правда сегодня. – 1999. – 6 июля.

7.  Шевченко С. Тюменская городская Дума ушла на каникулы // Сибирский посад. – 1999. 6 – 13 июля.

8.  Кох Е. Политсогласие откладывается // Тюменский курьер. – 1999. – 10 июля.

9.  Новикова О. Договориться не поливать друг друга грязью с первой попытки не удалась // Сибирский курьер. – 1999. 13-20 июля.

10.Заявление политсовета ТюмРО ДВР от 7 июля 1999 г. // Тюменские известия. – 1999. – 14 июля.

11.Бубнов Ю. У Дома Советов пикет. Быть заседанию Думы… // Тюменские известия. – 1999. – 15 июля.

12.Авдеев А. Чтобы выборы были честными // Тюменские известия. – 1999. – 15 июля.

13.Шильников С. «Ребята! Давайте жить дружно!» // Тюменская правда. – 1999. – 15 июля.

14.Снисаренко В. Право на компромат Сергея Классина // Тюменская правда. – 1999. – 16 июля.

15.Бубнов Ю. Пикетчики – Думе, Дума – пикетчикам // Тюменские известия. – 1999. – 16 июля.

16.Шильников С. Послали в нокаут программу ЖКХ // Тюменская правда. – 1999. – 17 июля.

17.Бубнов Ю. Областная Дума: заседание перед каникулами // Тюменские известия. – 1999. – 17 июля.

18.Новикова О. Политики призывают журналистов не участвовать в войне компроматов // Сибирский посад. – 1999. — 20-27 июля.

19.Никифорова Л. После каникул будет жаркий сентябрь // Тюменская правда сегодня. – 1999. – 20 июля.

20.Кабакова В. Рефома едет. Когда-то будет // Тюменский курьер. – 1999. – 20 июля.

21.Новикова О. Пикетчики проводили думцев на каникулы // Сибирский посад. – 1999. — 20 – 27 июля.

22.Заявление участников общественно – политического консультативного совета Тюменской области от 14 июля 1999 г. Кодекс морально – этических норм и правил предвыборной работы // Тюменская правда. – 1999. – 23 июля.

23.Шестак Ю. Сопротивление реформе чревато кровопролитием // Тюменский курьер. – 1999. – 24 июля.

24.Панкова А. «Уверенно идем к камчатскому варианту» // Тюменские известия. – 1999. – 24 июля.

25.Кауфман Ф. Кто какую получает зарплату // Тюменская правда. – 1999. – 28 июля.