Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Азербайджан

Алиса ЕПИШИНА

Азербайджанская Республика

в июле 1999 года

Президент Азербайджана Г.Алиев своими указами назначил министра финансов и руководителя налоговой службы. Аппарат президента внес поправки в принятый закон «О муниципальных выборах» без соблюдения законодательной процедуры. Правительство республики прекратило поддерживать стабильность национальной валюты, что вызвало падение курса маната. В Женеве состоялась встреча президентов Азербайджана и Армении.

1.    Политика

1.1.       Деятельность президента: перестановки в правительстве и амнистия

Гейдар Алиев, несмотря на пережитую им операцию на сердце и свой солидный возраст, пока еще твердо держит в своих руках все рычаги управления Азербайджаном. Это продемонстрировали произведенные в июле кадровые перестановки. Министр финансов Азербайджана Фикрет Юсифов был в середине июля освобожден от занимаемой должности указом Г.Алиева. Юсифов занимал этот пост с 1993 года. Данную отставку не связывают с падением курса национальной валюты, а, скорее, рассматривают ее как результат ошибок в деятельности самого ведомства, которое испытывало на себе резкую критику за просчеты в финансовой политике. 3 месяца назад Юсифов получил «последнее предупреждение» со стороны президента [[1]].

Преемником Юсифова на посту министра финансов стал Авез Аликперов [[2]]. Кроме того, назначен и новый председатель Государственной налоговой.

Одновременно с отставкой Министра финансов Алиев распорядился о создании комиссии по проверке Министерства финансов и Министерства обороны Азербайджана. Следует отметить тот факт, что до этого неоднократно делались попытки проверить широко распространенные слухи о коррупции в Министерстве обороны, но все они были безрезультатны.

В июле Г.Алиев также подписал указ о помиловании 91 осужденного. Часть из них досрочно освобождена, остальным срок наказания сокращен наполовину [2].

1.2.       Новый руководитель Госналогслужбы

Во второй половине июля значительная часть газетных полос и эфирного времени в азербайджанских СМИ уделялась деятельности нового руководителя Госналогслужбы Азербайджана Фазиля Мамедова. Фазиль Мамедов также стал одним из членов созданной президентом Госкомиссии по проверке деятельности Министерства обороны. Вокруг него сложился ореол «спасителя» — борца за подъем национальной экономики и очищения правительства от нечистоплотных, коррумпированных чиновников. Его называют азербайджанским Починком.

Назначение этого человека на главный пост в фискальной службе страны не предвещало поначалу ничего экстраординарного. Он проработал много лет на ответственных постах в Государственном таможенном комитете, прослыл компетентным зампредом, хорошо разбирающимся в финансовых вопросах. Имел относительно чистую репутацию.

Настоящий переворот в умах журналистов совершила кем-то умело запущенная информация о разговоре между Гейдаром Алиевым и Фазилем Мамедовым, состоявшемся накануне этого назначения. В прессу «просочилась» информация о том, что пост Мамедову достался абсолютно бесплатно (в Азербайджане ни для кого не секрет, что все посты покупаются и продаются сверху донизу). Кроме того, глава государства дал начальнику ГГНИ практически неограниченные полномочия в сборе налогов в бюджет. Сообщалось, что президент якобы санкционировал вмешательство налоговиков во все структуры, вне зависимости от того, кто за ними стоит. Наблюдатели отмечают, что перед назначением президент беседует с каждым из кандидатов, но почему-то, в большинстве случаев, подробности таких разговоров остаются неизвестными. К примеру, какое напутствие дал Алиев Авазу Алекперову, которого он назначил на более важный пост министра финансов, никто не знает.

Вскоре прошел еще один слух, что Фазиль Мамедов — один из «молодых реформаторов» команды Ильхама Алиева. Предполагают, что, скорее всего, такой поворот задумал лично Гейдар Алиев. Видя все новые разгорающиеся скандалы, связанные с коррупцией в высших эшелонах власти, президент решил сделать этот ход, чтобы иметь возможность перевести дух. С другой стороны, таким образом укрепляется престиж Ильхама Алиева.

Сам шеф Госналогслужбы с первых же дней попытался оправдать возложенную на него ношу борца с олигархами и коррупционерами. Ф.Мамедов начал свое выступление на первом же совещании с руководителями районных налоговых структур заявлением: «Мне не нужны трусливые начальники». При этом он добавил, что все бизнес-структуры, вне зависимости от влиятельности их руководителей, должны платить отчисления в бюджет. На том же совещании он уволил с работы восемь начальников районных фискальных служб, показатели которых оказались наиболее неудовлетворительными.

Однако уже в понедельник пресс-служба ГГНИ, как бы извиняясь перед СМИ, распространила сообщение о том, что их шеф пересмотрел свое решение и сохранил посты за руководителями двух инспекций — Бакинской и Гейчайской. В результате имидж Ф.Мамедова сильно пострадал: говорить о решительности и особых полномочиях человека, не сумевшего настоять на увольнении своего подчиненного, трудно.

Комментаторы отмечают, что у руководителя Бакинской фискальной службы Забита Ахмедова в последние годы, несмотря на относительно невысокий ранг, сложилось реноме «непотопляемого». Одним из первых своих приказов бывший начальник налоговой службы Шохрат Векилов уволил Ахмедова с этого поста, однако, затем, по непонятным причинам, вынужден был его восстановить. Та же ситуация повторилась и при новом начальнике налоговой службы.

Кроме того, как указывают наблюдатели, создание имиджа «человека с чистыми руками» именно для Фазиля Мамедова фактически неоправданно. Ведь он много лет работал заместителем председателя Государственного таможенного комитета, известного своей коррумпированностью. Более того, эксперты уверены, что налоговой инспекции даже с новым руководителем не удастся решить проблемы бюджета. Система государственных финансов настолько прогнила и коррумпирована, что личность начальника налоговой службы имеет небольшое значение. Данная точка зрения вполне оправданна, так как и без того заниженный прогноз по сбору налогов в первом полугодии 1999 года был выполнен только на 73%. Задолженность по зарплате и пенсиям по всему Азербайджану превышает 300 млрд. манатов.

Таким образом, тяжелое финансовое положение диктует необходимость нового секвестра бюджета. 8 июля страна пережила «черный четверг» — курс маната в одночасье опустился на 7%. И это в то время, как, по данным наиболее авторитетных зарубежных аналитических изданий, доля теневой экономики в Азербайджане превышает уже 60%. В такой ситуации достаточно странно, что задача борьбы с коррупцией возложена на рядового члена правительства. При этом вполне легко прогнозируемое невыполнение им своей задачи бросит тень и на Ильхама Алиева [4].

1.3.       Парламент

1.3.1.      Очередной скандал в Милли Меджлисе по поводу закона
«О муниципальных выборах»

В июле по-прежнему одним из основных противоречий политической жизни Азербайджана продолжал оставаться закон «О муниципальных выборах». Напомним, что именно попытка правительства «продавить» этот закон стала одной из причин бойкота Милли Меджлиса (парламента) со стороны оппозиции (о перипетиях переговоров парламентского проправительственного большинства с оппозицией см. в предыдущем обзоре), оппозиция также грозила бойкотом муниципальных выборов, если они будут проводиться по новому закону. Закон «О муниципальных выборах» был принят без изменений в третьем чтении, однако, он все-таки претерпел существенные изменения, но без ведома депутатов Милли меджлиса. Об этом заявил председатель Партии национальной независимости Азербайджана (ПННА) Этибар Мамедов.

Законопроект, подготовленный парламентом (и вызывавший серьезнейшие претензии оппозиции) был подвергнут серьезной критике международной общественности, в частности, представителем Национальной школы управления, генерального атташе департамента самоуправления Парижа (Франция) Бриджит Башевардом и генсеком аналогичного департамента Берна (Швейцария) Петером Ганзом. В результате, принятый закон был заменен документом, подготовленным аппаратом президента

Как стало известно лидеру ПННА, эти эксперты в своем послании к азербайджанскому руководству сочли оптимальной для муниципальных выборов не мажоритарную, а пропорциональную избирательную систему. Кроме того, они дали свои рекомендации по изменению некоторых статей. В результате закон претерпел определенные изменения, но в этом процессе парламентариям принять участие не довелось.

Инициаторами изменений, сказал Э.Мамедов, являются международные структуры, в том числе и Совет Европы. «Мы это приветствуем. Однако изменения в законе не должны быть проведены путем фальсификаций — без ведома депутатов Милли Меджлиса. Это нарушение законодательства. Никто не может вносить изменения в тексты принятых парламентом законов», — подчеркнул лидер ПННА. Поэтому депутатская группа ПННА выступила с инициативой созыва внеочередного заседания парламента, на котором этот вопрос должен быть обсужден.

ПННА также проводит по данному вопросу консультации в Демократическом блоке (блок оппозиционных партий демократической ориентации). Э.Мамедов уверен, что как члены Демблока и независимые депутаты, так и депутаты от правительственной партии «Ени Азербайджан» поддержат инициативу ПННА. По мнению Этибара Мамедова, такая позиция азербайджанских властей — оскорбительна для депутатов. Э.Мамедов считает, что его поддержат 42 парламентария, что необходимо для созыва внеочередного заседания ММ.

После принятия закона в третьем чтении Э.Мамедов говорил, что власти намеренно подготовили его в таком антидемократическом виде, чтобы потом, якобы идя навстречу оппозиции и Западу, «либерализовать» закон до приемлемой для себя степени. Признаки этого, сказал лидер ПННА, уже наблюдаются. «Изменения сделаны. В них есть позитивные моменты. Но не все, причем существенные требования оппозиции и Запада, учтены», — подчеркнул Э.Мамедов.

Пойдет ли ПННА после этих изменений на выборы? По словам Э.Мамедова, этот вопрос еще будет обсуждаться. «Есть множество форм давления, и мы воспользуемся ими», — сказал он.

Касаясь предложения Демократической партии о создании блока «сильнейших» оппозиционных партий демократической ориентации — Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА), ПННА, Демократической партии Азербайджана (ДПА) и партии «Мусават», Э.Мамедов заявил, что ПННА ради демократизации предвыборной атмосферы готова серьезно сотрудничать с названными партиями. Но, по его словам, о каком-либо блоке речь идти не может.

Что же касается изменений в законе, то, согласно документу, переданному представителям СМИ лидером ПННА, было введено 5 новых пунктов, которых в принятом законе не было. Они подразумевают участие представителей кандидатов в муниципалитеты в работе территориальных и участковых избирательных комиссий. Кроме того, добавлен пункт о том, что наблюдатели могут получить протоколы итогов голосования в территориальных и участковых избирательных комиссиях. Еще 9 пунктов закона претерпели некоторые изменения.

В конце июля Гейдар Алиев подписал указ о муниципальных выборах в Азербайджане. Согласно документу, они должны состояться 12 декабря нынешнего года. В этой связи Центризбиркому поручено пригласить в страну международных наблюдателей, МИДу — обеспечить условия для участия в выборах граждан Азербайджана, проживающих за рубежом [[3]].

1.3.2.      Перспективы распада парламентской фракции правящей партии

Последние несколько месяцев среди азербайджанской политической элиты циркулировали устойчивые слухи о возможности раскола парламентской фракции правительственной партии «Ени Азербайджан». Эти слухи усиливались в связи с каждой новостью о разногласиях среди представителей «партии власти»: о недовольстве спикером со стороны президента (в связи с этим даже говорили о возможности назначения спикера из представителей оппозиции, в частности называлось имя Али Керимова); о конфликте между братом Алиева и министром информации; о расколе политической элиты в связи с возможностью «наследования» Ильхамом Алиевым президентского поста. Однако пока все эти слухи не оправдались.

Промелькнувшие в июле сообщения в азербайджанских СМИ о якобы состоявшемся переходе депутата Маздака Гусейнова из партии «Ени Азербайджан» в Партию национальной независимости не были подтверждены руководством ПННА. Председатель ПННА Этибар Мамедов 23 июля на пресс-конференции в штаб-квартире своей партии заявил, что «узнал о переходе М.Гусейнова в ПННА из газеты «Ени Мусават». Лидер ПННА отметил, что письменного заявления Маздака Гусейнова в ПННА не поступало.

М.Гусейнов, хотя и является членом правящей партии «Ени Азербайджан», но в отличие от других представителей парламентского большинства нередко выступает с серьезной критикой в адрес руководства парламента и отдельных членов правительства [[4]].

1.4.       Политические партии и движения

1.4.1.      Заявление Али Керимова о потере режимом Алиева социальной поддержки

Оппозиция в Азербайджане заявляет о потере поддержки в различных слоях общества режима Гейдара Алиева и своем намерении добиваться демократизации избирательной системы. Заместитель председателя ПНФА, депутат Милли меджлиса Али Керимов заявил в этой связи, что выборы 1995 г. были несвободными, в ходе их были нарушены права парламентского меньшинства. По его словам, в настоящее время в Азербайджане вообще нет легитимной власти. Однако оппозиционный парламентский «Демократический блок», состоящий из 17 человек, набирает силу, в то время как официальный Баку все более теряет поддержку избирателей.

В качестве основной нерешенной проблемы Керимов назвал Карабахский кризис. Он также заявил, что стабильность в обществе формировалась режимом Алиева с помощью репрессий, в то время как целые отрасли экономики приходили в упадок. В частности, за годы нахождения Алиева у власти производство хлопка сократилось в 3 раза, винодельческих изделий — в 5 раз. Средняя зарплата по стране составляет 43 доллара, растет безработица, пенсии составляют от 5 до 10 долларов.

Али Керимов подчеркнул, что для возможности нормального проведения выборов необходима в первую очередь реорганизация Центральной избирательной комиссии (ЦИК), которая сегодня находится под контролем властей. Прошлогодние президентские выборы, по его словам, были фальсифицированы. Для честного подсчета голосов в ЦИКе должны быть представлены все политические силы. Керимов подверг критике также сам закон о выборах парламента. В настоящее время он не соответствует международным нормам, хотя в результате неоднократных обращений Народного фронта в Милли меджлис с альтернативным законопроектом 80% новых положений было учтено. Однако структура ЦИК осталась без изменений, что и привело к фальсификации выборов [[5]].

1.4.2.      Визит Исы Гамбара в Турцию

15 июля башкан (глава) партии «Мусават» Иса Гамбар начал свой визит в Турцию. Точную дату возвращения Гамбара не знают даже в «Мусават». Это будет зависеть от хода встреч. К тому же, прежде чем вернуться в Баку, И.Гамбар намерен встретиться с президентом Демирелем, чего пока ему сделать не удалось.

Между тем, визит Гамбара активно обсуждается на его родине. Интерес к нему подпитывается тем, что считается, что внешнеполитический курс этой партии преимущественно ориентирован на сближение с Ираном и Россией. Утверждению в общественном мнении подобного взгляда способствовали практические шаги «Мусават» в сфере внешних связей. Известно, что функционеры этой партии одно время активно лоббировали интересы Ирана в вопросе прокладки основного экспортного трубопровода по доставке азербайджанской нефти в мировой рынок через территорию Ирана.

Немаловажно, что политические круги Турции тоже рассматривают партию «Мусават» как пророссийски и проирански настроенную. Немалую роль в утверждении такого мнения в Турции сыграл конфликт И.Гамбара с газетой «Аврасия», редактор которой — Ирфан Сапмаз в ходе трансляций по турецкому телеканалу NTV репортажей о «Мусават» часто употреблял эпитет «проирански и пророссийски настроенная партия».

Означает ли визит Исы Гамбара в Турцию смену внешнеполитических ориентиров возглавляемой им партии в сторону сближения с Турцией и Западом? По всей видимости, «Мусават» и близкие ей СМИ пытаются показать, что так оно и есть. Действия самого Гамбара говорят о том же. По мнению же наблюдателей, визит башкана «Мусават» следует рассматривать, как попытку изменить существующие в Турции мнения о «Мусават» без значительного ущерба прежним отношениям.

Известно, что поддержка Турции имеет большое значение для сил, борющихся за власть в Азербайджане. Зная это, И.Гамбар стремиться расположить к себе общественность Турции, а также, турецкие правительство и парламент, в которых после выборов широко представлена идеологически близкая «Мусават» партия Националистического движения (ПНД). Не случайно же И.Гамбар добивался аудиенции лидера ПНД Довлета Бахчели. В этой связи, не мог остаться без внимания тот факт, что в своих речах И.Гамбар довольно часто оперирует понятиями «тюркский мир», «тюркское единство» и т.п.

Кроме того, И.Гамбар отправился в Турцию с пакетом конкретных предложений, которые там незамеченными не останутся. Чего стоит одно его предложение о необходимости консолидации усилий шести тюркоязычных государств — Азербайджана, Турции, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Киргизстана в вопросе избрания на пост генсека ООН в следующих выборах представителя Турции. Если даже достичь этой цели не удастся, признательность И.Гамбару как человеку, первым высказавшемуся по этому поводу, в некоторых кругах Турции останется надолго.

Существует и другое мнение, согласно которому Иса Гамбар был приглашен в Турцию, и там его попытаются убедить отказаться от президентских амбиций в пользу лидера ПНФА Абульфаза Эльчибея. Эльчибей пользуется большим авторитетом в политических кругах Турции, в том числе и в ПНД. Разумеется, турецкая сторона готова будет дать компенсацию за уступчивость И.Гамбара.

Однако, по мнению наблюдателей, значительных результатов от визита Гамбара в Турцию ожидать не приходится. Вряд ли И.Гамбар откажется от претензий на высшую должность и пойдет на уступки Эльчибею, даже если сам того захочет. А в этом случае И.Гамбар не может претендовать на «понимание» политической элиты Турции [4].

1.4.3.      Конфликт в партии «Вахдат»

В июле был распущен руководящий орган партии «Вахдат» — аппарат председателя. При этом, все руководящие кадры партии автоматически получили вдобавок к названиям своих должностей приставку «и.о.» Одновременно с этим стали распространяться сообщения о готовящихся кадровых перестановках в «Вахдат», в результате которых со своими должностями должны будут распроститься члены присоединившегося к «Вахдат» крыла Партии народной свободы (ПНС), руководимой нынешним первым заместителем Таира Керимли Юнусом Огузом. Появилось даже первое тому доказательство. На доске объявлений, где вывешиваются все распоряжения лидера «Вахдат», появился документ со всеми необходимыми атрибутами (печатью, подписью лидера и т.п.), согласно которому с занимаемой должности освобожден заместитель лидера партии по организационным вопросам Адиль Аллахвердиев, член команды Юнуса Огуза.

Глава высшего совета партии «Вахдат» Панах Шахсевенли подтвердил то, что распоряжение о снятии с должности А.Аллахвердиева на самом деле появилось. Однако он был отстранен от должности в тот момент, когда лидер партии Таир Керимли отсутствовал в Баку. Связавшемуся с ним по телефону Фуаду Гулиеву (заместитель главы «Вахдат») Т.Керимли заявил, что такого распоряжения не давал.

По словам П.Шахсевенли, откуда появилось распоряжение, причем с партийной печатью и подписью лидера, еще предстоит выяснить. Он убежден, что в этом замешаны люди, «заинтересованные в осложнении взаимоотношений между руководителями партии».

Что же касается сообщений о готовящихся отставках бывших членов ПНС, представленных в руководстве «Вахдат», П.Шахсевенли заявил, что это — плоды фантазии журналистов. Он также считает, что ПНС выполнила свою историческую миссию, и теперь все бывшие члены ПНС чувствуют себя вахдатовцами. «В «Вахдат» существует внутрипартийная демократия и плюрализм мнений, а многие пытаются представить это как противоречия», — заявил П.Шахсевенли, подчеркнув при этом, что между бывшими членами ПНС и «Вахдат» все различия стерлись.

Однако в «Вахдате» не все придерживаются такого же мнения. Один из руководителей партии (имя не называется намеренно), заявил, что с приходом в партию «новых», предпринимаются попытки изменить традиционную линию партии, что, по его словам, недопустимо. Недовольство этой тенденцией, по словам источника, назревает, и сторонники традиционной линии уступать свои позиции не намерены.

Кроме того, разногласия имелись и на почве сотрудничества и слияния «Вахдат» с другими партиями. Есть информация о том, что объединение с Партией гражданской солидарности пока не состоялось также по причине того, что мнения членов «команд» Ю.Огуза и Т.Керимли по этому поводу не совпадают. Можно предположить, что последние (назовем их «консерваторами») намерены воспользоваться отсутствием лидера, и более открыто продемонстрировать свое недовольство нововведениями в партии, которую они считают своей. В свете этого появление распоряжения об отставке Аллахвердиева — предупреждение «новичкам». Нельзя исключить и то, что лидер «Вахдат» Т.Керимли таким образом хочет дать понять, кто в партии хозяин [4].

1.4.4.      Конфликт генсека ДПА с министром юстиции

Генеральный секретарь Демократической партии Азербайджана (ДПА) Сардар Джалалоглу обратился в Верховный суд с просьбой возбудить уголовное дело против министра юстиции Судабы Гасановой. Днем раньше с такой же просьбой генсек ДПА обратился в республиканскую прокуратуру.

Причиной, побудившей С.Джалалоглу прибегнуть к такому шагу, стало решение коллегии Минюста от 9 июля, в котором ДПА в очередной раз отказано в регистрации. Генсек ДПА считает, что, отказывая Демпартии в регистрации, Минюст грубо нарушает конституционные права членов партии, а глава этого ведомства — С.Гасанова — превышает служебные полномочия и злоупотребляет властью.

С.Джалалоглу обвиняет Судабу Гасанову в предвзятом отношении к ДПА, в результате чего уже свыше четырех лет под различными надуманными предлогами вопрос регистрации Демпартии, имеющей десятки тысяч членов, не решается.

С.Джалалоглу подчеркивает, что юридической основы для отказа в регистрации ДПА нет. По его мнению, арест членов партии — Гурбана Мамедова и Джамаледдина Ахмедова, а также известные заявления МНБ о якобы рассекреченных намерениях сопредседателя ДПА Расула Гулиева убить Абульфаза Эльчбея (см. предыдущие обзоры), на что ссылался Минюст, не могут служить причиной для отказа в регистрации [4]. Напомним, что ДПА — одна из четырех самых влиятельных оппозиционных партий в Азербайджане. Она наиболее широко из всех оппозиционных партий представлена в парламенте. Истинным лидером партии является не ее генсек, а находящийся в изгнании в Турции бывший спикер Милли Меджлиса Расул Гулиев, обладающий (по слухам) значительным влиянием и финансовыми ресурсами.

1.4.5.      Разногласия среди левых партий

Блок партий левой направленности «Социалистический Азербайджан» провел уличное шествие под лозунгом «против безработицы». Однако не всем представителям левого фланга эта инициатива понравилась.

Лидер одного из крыльев Коммунистической партии Азербайджана Фирудин Гасанов, осудил усердие блока «Социалистический Азербайджан» в проведении уличного. По его словам, уличным шествием нельзя бороться против безработицы. Он заявил, что в условиях рыночной экономики безработица неизбежна, а для того, чтобы покончить с безработицей, необходимо открывать новые рабочие места и проводить реформы, а не устраивать шествия.

Напомним, что левый фланг в азербайджанском политическом пространстве (если о «левой» ориентации в Азербайджане вообще можно говорить; политика в Азербайджане организована не столько вокруг идей, располагающихся по шкале лево-правого континуума, сколько вокруг определенных личностей или клановых групп) слаб и раздроблен. Кроме того, большая часть его потенциального электората голосует за Гейдара Алиева, так как «светлое прошлое» в Азербайджане связывают именно с периодом его нахождения на посту первого секретаря КПА [4].

1.4.6.      Обращение Исламской партии Азербайджана к президенту

Верховный совет Исламской партии Азербайджана (ИПА) направил обращение президенту Гейдару Алиеву с просьбой об освобождении из заключения бывших лидеров этой партии Аликрама Алиева, Вагифа Гасымова, Гаджиаги Hуриева и Миргасана Джафарова в связи с ухудшением состояния их здоровья.

В обращении отмечается, что Аликрам Алиев перенес в тюремной больнице операцию и у него обострился диабет, Вагиф Гасымов перенес два инфаркта, Гаджиага Hуриев уже долгое время болеет туберкулезом и нуждается в постоянном врачебном лечении, а Миргасан Джафаров — душевно болен.

В документе говорится, что родные и близкие бывших лидеров ИПА, а также верующие и аксакалы из многих регионов республики просят учесть их возраст, состояние здоровья и «заслуги перед своей Родиной». Члены ИПА выражают надежду, что глава государства не останется равнодушным к этому вопросу, и продемонстрирует «истинный гуманизм», освободив их из заключения. Напомним, что бывшее руководство ИПА было осуждено в 1996 году по статье 57 УК (измена Родине). Они были признаны виновными в шпионаже в пользу иранской разведки [4].

1.5.       Гонения независимых СМИ

Сотрудники неправительственных СМИ Азербайджана уже неоднократно выражали свое недовольство притеснением оппозиционных журналистов. В последнее время причиной их выступлений стали участившиеся случаи насилия над журналистами. Последними из них стали нападение на сотрудников газеты «Хуррият» и избиение корреспондента газеты «Ени Мусават» Камиля Тагисоя. Последний подвергся нападению в центре Баку. Четыре человека в черных масках под дулом пистолета заставили Тагисоя сесть в автомобиль, не имеющий номерных знаков. По дороге машина сломалась, по рации неизвестные запросили помощь, и на другом автомобиле корреспондента вывезли на окраину города, где он был избит. При этом нападавшие пытались выяснить, по чьей указке он освещал состояние здоровья президента Алиева. В связи с данными инцидентами Комитет по защите прав журналистов Азербайджана принял специальное обращение к президенту и парламенту. 6 июля перед зданием парламента состоялся журналистский пикет. Оппозиция утверждает, что таким образом режим Алиева пытается сохранить свои пошатнувшиеся позиции [[6]].

Тем не менее, в конце июля начался очередной судебный процесс: журналистке Ираде Гусейновой было предъявлено обвинение в клевете и оскорблении брата президента страны, Джалала Алиева. Клевета состояла в том, что в репортаже для газеты «Бакинский бульвар» Гусейнова назвала его одним из «нефтяных королей». Несмотря на помещенное в газете опровержение зимой нынешнего года, Государственная прокуратура Азербайджана привлекла журналистку к суду. Заметим в этой связи, что в конце 1998 года состоялось несколько аналогичных судебных процессов по журналистским материалам о родственниках президента. Таким образом, любое неофициальное сообщение о президенте и его родственниках прокуратура может счесть клеветническим [[7]].

1.6.       Нападение на военно-морскую базу

7 июля группа не установленных вооруженных лиц предприняла попытку нападения на военно-морскую базу, расположенную недалеко от Баку. Произошла перестрелка, длившаяся около четверти часа, однако действия караула вынудили нападавших отступить. В результате инцидента никто не пострадал. Возбуждено уголовное дело, однако личности нападавших пока не установлены [[8]].

Пока неизвестно, было ли это простым уголовным происшествием (нападение с целью завладения оружием, например) или нападавшие имели какие-либо политические намерения.

2.    Экономика

2.1.       Девальвация маната

В июле правительство Азербайджана прекратило поддерживать стабильный курс национальной валюты. Вследствие этого курс маната сразу же упал почти на 7% относительно доллара. 8 июля на Бакинской валютной бирже 1 доллар стоил 4250 манатов против 3976 в среду. Обменные пункты в Баку и других городах были закрыты. Решение властей в данном случае обусловлено двумя причинами. Во-первых, желанием сэкономить валютные резервы страны, часть которых расходовалась на стабилизацию курса маната. Во-вторых, намерением создать более выгодные условия для отечественных товаропроизводителей, поскольку в результате вышеописанных шагов ожидается подорожание импорта (ранее наблюдался всплеск импорта из России, что вызывало недовольство местных производителей, а также — импортеров турецкого ширпотреба — см. предыдущие обзоры).

Прекращение поддержки курса маната вызвало волну недовольства в оппозиции, которая справедливо предрекает в ближайшее время усиление в стране инфляции [[9]].

2.2.       Конфликт двух нефтяных компаний

Между двумя нефтяными компаниями: «Caspian TransCo Inс.» и «Shirvanoil» разгорелся конфликт по поводу транспортировки первой фирмой нефти, добытой второй компанией. Дело было передано в Госкомитет по антимонопольной политике.

Комиссия Госкомитета по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства лишила права транспортно-экспедиционную компанию «Caspian TransCo Inс.» ограничивать, при наличии свободных производственных мощностей на обслуживаемых ею эстакадах, объемы транспортировки как азербайджанской нефти, так и нефти азербайджано-британского СП «Shirvanoil». В госкомитете отметили, что комиссия, созданная для рассмотрения инцидента между «Caspian TransCo Inc.» и «Shirvanoil», основываясь на антимонопольном законодательстве, решила, что «Сaspian TransCo Inс.» обязана выполнить взятые на себя обязательства и обеспечить транспортировку нефти.

Но, по всей вероятности, развитие событий вокруг этих компаний на этом не остановится. Во всяком случае, в свое время противоречия между «Caspian TransCo Inс.» и СП «Shirvanoil» не удалось снять даже первому вице-президенту Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР) Ильхаму Алиеву.

Во второй половине июля «Caspian TransCo Inс.» направила письмо в антимонопольный комитет, в котором оно выразило свою позицию по возникшим разногласиям с «Shirvanoil», связанным с инцидентом вокруг нефтеналивной эстакады в Али-Байрамлах. Компания отказывалась транспортировать нефть, добываемую «Shirvanoil» в Батуми, аргументируя это тем, что нефть СП должна месяцами оставаться в резервуарах в Батуми для того, чтобы накопился достаточный объем для заполнения нефти в танкеры.

В свою очередь, Госкомитет еще 13 июля обязал «Caspian TransCo Inс.» обеспечить не позднее 15 июля транспортировку нефти СП «Shirvanoil», предупредив при этом, что она может быть привлечена к ответственности и выплате штрафа, если в результате задержки или отказа в погрузке предназначенной для экспорта нефти СП интересам «Shirvanoil» будет нанесен ущерб.

Теперь все в ожидании очередного шага «Caspian TransCo Inc.»: подчинится ли эта компания решению комиссии Госкомитета по антимонопольной политике или будет продолжать воевать с «Shirvanoil» [4].

 

2.3.       Новое месторождение

В азербайджанском секторе Каспия открыто новое газовое и газоконденсатное месторождение «Шахдениз». Ранее здесь была найдена только нефть. По итогам опробования первой разведывательной скважины там обнаружено более 700 млрд. кубометров углеводородного сырья. Тестирование показало, что из первой скважины возможна ежедневная добыча 1,5 млн. кубометров газа и 377 тыс. т. конденсата. В 1996 году между ГНКАР и рядом иностранных компаний (англо-американской «ВР-АМОКО», иранской ОИЕК, французской «Ельф Акитен», российско-итальянской «Лукаджип», норвежской «Статойл» и турецкой ТПАО) был подписан контракт, по условиям которого ГНКАР принадлежит всего 10% акций контракта. Недавно оператор консорциума, президент компании «БиПи Амоко эксплорейшн» Энди Хопвуд заявил, что Азербайджану и консорциуму необходимо начать переговоры по транспортировке азербайджанского газа на мировые рынки. Самым выгодным рынком сбыта здесь является Турция. Это предложение было поддержано Алиевым. Президент Азербайджана заявил, что уже вел по этому поводу переговоры с С.Демирелем.

«Шахдениз» позволяет ежегодно экспортировать от 16 до 20 млрд. кубометров газа, что требует создания в Азербайджане газовой инфраструктуры. Для ускорения этого процесса Гейдар Алиев поручил Кабинету министров, ГНКАР и консорциуму подготовить в кратчайшие сроки план мероприятий. При этом Россия в очередной раз была обвинена в невыполнении своих обязательств по «северному» маршруту. По мнению специалистов ГНКАР, Азербайджан может стать экспортером не только нефти, но и газа, поскольку разведка показала большие запасы последнего на многих месторождениях [[10]].

 

2.4.       Положение с иностранными инвестициями: точка зрения министра торговли

Фархад Алиев, министр торговли Азербайджана, заявил, что в последнее время удалось достичь больших успехов в создании благоприятных правовых и экономических условий для работающих в Азербайджане бизнесменов, и устранены искусственные препятствия и необоснованные ограничения в развитии предпринимательства. Говоря об экономическом потенциале Азербайджана, министр заявил о важности реализации сегодня инвестиционных проектов для открытия новых производственных отраслей и внедрения технологий, заменяющих импорт. «Азербайджанское правительство готово создать все условия для иностранных бизнесменов», — подчеркнул Ф.Алиев [4].

2.5.       Результаты проверки деятельности СП «Бета-Лянкярань»

Как стало известно из информированных источников, правительственная комиссия проанализировала деятельность предприятия, созданного Лянкяранской (Ленкоранской — старая транскрипция названия региона) чаеразвесочной фабрикой и турецкой компанией «Beta Gida Sanaye ve Тijaret Аnonim Sirketi» в 1995 году.

Комиссия установила, что в 1996 году компания незаконно использовала льготы на импорт в страну чая, тем самым, уклонившись от уплаты таможенных пошлин на общую сумму в 1,02 млн. долларов. СП не предприняло мер по улучшению качества выращиваемого чая, по его переработке, упаковке, а также не инвестировало в эти проекты каких-либо средств. В сотрудничестве с компанией «Beta-Baku» это СП создало на рынке монополию и использовало этот фактор в собственных интересах. В результате был нарушен закон «Об антимонопольной деятельности».

Дирекция Лянкяранской чайной фабрики N1 уже давно обращалась к специалистам Минфина и Госналогслужбы, заявляя, что на предприятии имеется большое количество правонарушений. Последние провели проверку. Но она никаких нарушений не выявила. В свою очередь, правительственная комиссия одной из причин неэффективной деятельности СП считает работу директора Лянкяранской чаеразвесочной фабрики Т.Гашымова. При попустительстве «чайного» директора управление предприятием полностью осуществлялось турецкой стороной.

Комиссия предложила обеспечить перечисление в бюджет всех неуплаченных таможенных пошлин и других видов налогов. Должны быть переоценены по фактическим ценам доля азербайджанской и турецкой сторон.

Правительство должно рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в том, что азербайджанская сторона не получила всей причитающейся ей прибыли. По мнению комиссии, строгие меры должны быть приняты и в отношении сотрудников Минфина и налоговой инспекции, скрывших нарушения в СП в ходе проверки.

Уставный капитал предприятия по учредительным документам составляет 425 тыс. долларов, из которых Азербайджану принадлежит 20%, или 85 тыс. долларов, а турецкой стороне — 340 тыс. долларов (80%). На 1 января 1997 года азербайджанская сторона полностью внесла свою долю в уставном капитале, а турецкая сторона — 56,2 тыс. долларов в виде технологического оборудования и еще 204,3 тыс. долларов наличными. Таким образом, доля Азербайджана в первоначальном капитале повысилась до 24,6. Однако, впоследствии азербайджанская сторона ни с того ни с сего изъяла оборудование на сумму 31,2 тыс. долларов, снизив тем самым свою долю до 19%. Зачем это было сделано, не объясняется. Тем не менее, известно, что на самом деле сокращение долей азербайджанских партнеров в СП — довольно типичная махинация, когда азербайджанские юридические лица в обмен на взятку руководству уступают свои доли, а, значит, и свои будущие прибыли иностранцам.

Наблюдатели отмечают, что махинации данного СП привели к почти полному уничтожению основы экономики всей лянкяранской зоны Азербайджана — комплексной технологической цепочки по производству чая [4].

3.    Внешняя политика

3.1.       Переговоры Алиева и Кочаряна

В пригороде Женевы прошла встреча президентов Азербайджана и Армении Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна. Журналисты назвали ее «секретной», поскольку ее итоги остались неизвестными, по окончании встречи не было сделано никаких официальных заявлений. Наблюдатели высказывают предположения о том, что президенты двух стран все же сделали какие-то шаги к мирному разрешению конфликта. Это объясняется, в частности, тем фактом, что Конгресс США включил в законопроект об иностранных инвестициях пункт о предоставлении прямой помощи правительству Нагорно-Карабахской республики в размере 20 млн. долларов. Таким образом, Карабах впервые выступает как самостоятельная единица. Кроме того, несколько конгрессменов выступили за прямой диалог Баку с Карабахом и принятие Азербайджаном последнего плана Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта. По некоторым данным Соединенные Штаты собираются выделить конфликтующим сторонам по 10 000 долларов в качестве помощи. Возможно, что эта помощь будет содействовать ускорению прекращения вооруженного противостояния [[11]].

Таким образом, влияние Соединенных Штатов в Закавказье, используемое в настоящее время для разрешения армяно-азербайджанского конфликта (в том числе и с целью обеспечить доставку энергоносителей из каспийского региона) усиливается. В этой связи интерес вызывает тот факт, что госсоветник президента по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде подверг критике российских посредников за их бездействие в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. По словам Гулузаде, они «не справились» со своей миссией, и теперь Азербайджан может отказаться от их помощи [[12]]. Госсоветник утверждает, что с 1994 г. Россия не сделала ничего позитивного в направлении процесса мирного урегулирования. Очевидно, что официальный Азербайджан может прибегнуть в этом вопросе к помощи Вашингтона, что в последнее время неоднократно показывали шаги по сближению Баку и НАТО [[13]].

Одновременно Вафа Гулузаде заявил, что Россия сильно обеспокоена возможностью сближения Армении с Западом, в связи с чем впервые устроила такой помпезный прием главе армянского правительства. Особо, по его словам, Россию беспокоит то, что армяно-азербайджанский конфликт каким-то образом может быть решен без участия РФ, что США могут оказаться главным арбитром. «Фактически в последнее время все конфликты решались США, а Россия, и до этого СССР, оказывались лишь в роли почетного наблюдателя», — сказал В.Гулузаде.

3.1.1.      Реакция представителя США на армяно-азербайджанские переговоры

Стенли Эскудеро, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Азербайджане, назвал очень позитивными итоги женевской встречи президентов Азербайджана и Армении. Он заявил, что важным результатом является договоренность о продолжении встреч двух президентов с целью выработки формулы урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Как считает С.Эскудеро, никакое действенное решение по этой проблеме не может быть принято без лидеров двух государств. «Поэтому они должны договориться и определить те рамки, в пределах которых возможно урегулирование конфликта», — добавил посол. На вопрос, насколько реальна перспектива проведения миротворческой операции НАТО в Нагорном Карабахе в случае согласия конфликтующих сторон, С.Эскудеро ответил, что «возможность проведения такой операции никогда не обсуждалась». В то же время, он напомнил о прецедентах по разворачиванию миротворческих сил в конфликтных зонах под эгидой ОБСЕ [4].

3.2.       Сенат США одобрил законопроект о стратегии Шелкового пути

В начале июля на заседании сената США был одобрен законопроект о стратегии Шелкового пути. Ранее, 24 апреля с.г., на заседании, прошедшем во время саммита НАТО, с участием президентов Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана, была принята декларация о Шелковом пути. Эти шаги Вашингтона свидетельствуют о намерении США усилить свою активность в регионе [[14]].

Напомним, что Азербайджан занимает ключевое положение в рамках концепции Шелкового пути, так как только через него можно наладить доставку различных видов сырья (прежде всего углеводородного) из стран Центральной Азии, минуя как Россию, так и Иран. Первое необходимо из-за того, что сам по себе проект Шелкового пути является попыткой создать альтернативные северному (российскому) маршруту транспортные связи между Центральной Азией-Закавказьем и Западной Европой. Необходимость этого аргументируется тем, что Россия является конкурентом указанных стран в торговле различными видами минерального сырья. Поэтому либо их экономики будут страдать от «нечестной конкуренции» со стороны России, либо они должны будут пойти на определенные политические уступки в обмен на транспортные услуги. Необходимость обойти Иран диктуется враждебностью США к этой «террористической» стране. В связи со всеми этими обстоятельствами Азербайджан может рассчитывать на значительные транзитные доходы в случае реализации проекта. Более того, существуют две конкурирующие концепции развития экономики страны. Одна из них базируется на массированном экспорте углеводородного сырья (ограничение — недостаток этого сырья и низкие цены на него). Другая основана на превращении Азербайджана в основной транспортный узел на пути из Центральной Азии в Западную Европу.

3.3.       Азербайджано-украинские контакты

1 июля в Баку состоялась встреча Гейдара Алиева и главы МИД Украины Бориса Тарасюка. Стороны обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества, в частности — реализацию проекта транспортировки каспийской нефти транзитом через Грузию и Одессу в Европу, а также пути активизации участия Украины в реализации транскаспийского проекта ТРАСЕКА [[15]].

3.4.       Азербайджано-австрийские контакты

Глава австрийского внешнеполитического ведомства Вольфганг Шюссель совершил в начале июля визит в Баку. После встречи с азербайджанским коллегой Тофиком Зульфугановым Шюссель заявил, что Австрия заинтересована в многоаспектном сотрудничестве с Азербайджаном и выразил готовность приложить усилия для стабилизации обстановки на юге Кавказа во время председательствования Австрии в ОБСЕ. Т.Зульфуанов подчеркнул, что Баку также надеется на активизацию сотрудничества, особенно — учитывая тот факт, что в июле Австрия должна войти в состав Минской группы ОБСЕ по урегулированию в Нагорном Карабахе [[16]].

Резюме

Гейдар Алиев продемонстрировал, что, несмотря на перенесенную им операцию на сердце и свой солидный возраст, он пока еще твердо держит в своих руках все рычаги управления Азербайджаном. Это показали произведенные им в июле кадровые перестановки, назначение комиссий для проверки работы двух ключевых ведомств и расширение полномочий налоговой службы. Тем не менее, несмотря на усиленную информационную компанию, сопровождающую эти действия главы Азербайджана, призванную повысить имидж, как Гейдара, так и Ильхама Алиевых, они вряд ли сумеют повысить эффективность работы госаппарата или снизить коррупцию. При этом коррупция, как показала история с ленкоранской чайной индустрией, может подорвать экономику целых регионов страны.

В июле продолжалось противостояние власти и оппозиции, проявившееся, в частности, в заявлениях Али Керимова, в продолжении борьбы вокруг закона о муниципальных выборах (при этом следует отметить, что властям не удалось полностью навязать угодную им форму выборов, что было вызвано комбинацией международного и внутреннего давления), а также — в факте продолжающихся отказов в регистрации Демократической партии. Как своеобразную форму давления на оппозицию можно рассматривать и гонения на независимые СМИ.

В области экономики ключевым стало решение руководства Азербайджана перестать искусственно поддерживать завышенный курс национальной валюты. Это вызвало ее падение. В связи с этим можно ожидать усиление инфляции, а также — рост социальной напряженности и увеличение влияния оппозиции, так как до этого стабильность национальной валюты считалась одним из основных достижений режима Алиева.

В сфере внешней политики наблюдались позитивные подвижки в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта (встреча Кочаряна и Алиева). Во многом эти события можно объяснить усилением давления со стороны США, что соответствует и желанию азербайджанского руководства, продолжающего усиленно разыгрывать антироссийскую карту.



Источники

[1]. В Азербайджане отправлен в отставку министр финансов // Известия. — 1999. — 15 июля. — С. 4.

[2]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 14 июля. — С. 5.

[3]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 30 июля. — С. 5.

[4]. Агентство «Зеркало» — http: // www.zerkalo.azeri.com

[5]. Гафарлы М. «В Азербайджане нет легитимной власти» // Независимая газета. — 1999. — 15 июля. — С. 5.

[6]. В Азербайджане работать журналистом становится все опасней // Известия. — 1999. — 6 июля. — С. 4.

[7]. В Баку судят журналистку. // Известия. — 1999. — 27 июля. — С. 4.

[8]. Напавшие на военно-морскую базу под Баку «ушли в сторону моря» // Известия. — 1999. —9 июля. — С. 4.

[9]. Азербайджанский манат подешевел // Известия. — 1999. — 10 июля. — С. 4.

[10]. Гаджизаде А. В Баку открыто новое месторождение // Независимая газета. — 1999. — 14 июля. — С. 5.

[11]. Баблумян С. Секретная встреча президентов Армении и Азербайджана // Известия. — 1999. — 20 июля. — С. 4.

[12]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 6 июля. — С. 5.

[13]. СНГ: новости, комментарии // Труд. — 1999. — 7 июля. — С. 4.

[14]. Гаджизаде А. Судьба поправки 907 // Независимая газета. — 1999. — 10 июля. — С. 5.

[15]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 1 июля. — С. 5

[16]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 10 июля. — С. 5.