Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Таджикистан

Алиса ЕПИШИНА

Республика Таджикистан

в июле 1999 года

В течение июля шел процесс реализации положений протокола от 17 июня 1999 года. Увеличилось число представителей оппозиции в структурах власти. М.Зийоев вместо поста министра обороны согласился на должность министра по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне. Селевые лавины разрушили несколько деревень и унесли жизни десятков человек. Таджикистан присоединился к ряду документов Таможенного Союза.

1.    Политический процесс

1.1.       Мирный процесс

1.1.1.      Встреча Рахмонова с Нури. Согласие президента Рахмонова с требованием о внесении дополнений в Конституцию

В июле продолжилась реализация протокола от 17 июня сего года. Напомним, что ему предшествовал так называемый ультиматум главы Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Саида Абдулло Нури, в котором содержалось требование к правительству выполнить все обязательства, которые оно взяло на се6я по протоколам мирного соглашения 1997 года. В противном случае Нури складывал с себя всю ответственность за ход мирного процесса.

Одним из основных требований оппозиции, которое было, в частности, учтено в «ультиматуме» Саида Абдулло Нури, всегда было внесение изменений в Конституцию. Напомним, что конституция предусматривала светский характер государства. В требованиях оппозиции речь шла прежде всего о том, чтобы была разрешена деятельность религиозных партий, так как одна из основных партий ОТО — Исламская партия возрождения (ИПВ) — именно таковой и является. Нынешняя Конституция не позволяет ИПВ участвовать в предстоящих парламентских выборах. Сохранение конституции в ее нынешнем виде противоречило бы мирному соглашению 1997 года. Другим требованием оппозиции было введение двухпалатного парламента.

Пытаясь поддержать ход мирного процесса, Эмомали Рахмонов 28 июня одобрил внесение одной из поправок, которых добивалась оппозиция, в конституцию страны. Назначение референдума по поводу этой поправки предполагалось рассмотреть на внеочередной парламентской сессии, назначенной на 30 июня.

Решению Рахмонова предшествовала встреча с Нури, на которой обсуждались вопросы, связанные с внесением изменений и дополнений в Конституцию (предложенных совместной Комиссией по национальному примирению); проблема назначения кандидатов ОТО на посты глав городов и районов страны (часть соглашения о 30% квоте представителей ОТО в органах власти); а также решение других вопросов, предусмотренных компромиссным соглашением 17 июня (см. предыдущий обзор).

Обсуждались такие поправки в Конституцию, как продление срока полномочий президента, ограничение сроков его пребывания у власти, введение двухпалатного парламента, а также поправка о денежно-финансовой системе республики. В частности, Рахмонов согласился с новой редакцией положения о денежно-финансовой системе страны, которое предусматривает, что президент определяет валютно-финансовую систему страны и информирует парламент о своих решениях.

Согласно сообщению таджикского радио, которое прозвучало после встречи, президент и глава ОТО подчеркнули необратимость мирного процесса. Стороны согласились с тем, что его никто не может остановить. Таджикское радио сообщило в этой связи, что оба лидера сошлись во мнении по поводу возможности разрешить оставшиеся противоречия путем политического диалога. Они также считают, что все проблемы мирного процесса смогут найти разрешение в дальнейшем, после сессии парламента, в процессе практического выполнения мирного соглашения.

Однако на самом деле картина не была столь безоблачной. По поводу другой ключевой проблемы — назначению Мирзо Зийоева министром обороны — согласие не было достигнуто. Более успешно была разрешена проблема с назначением представителей ОТО в местные органы власти. Было решено, что в соответствии с соглашением президент в течение трех дней подпишет соответствующие указы. До 1 июля правительство должно было представить оппозиции список еще 7 районов и населенных пунктов, которые возглавят представители ОТО [[1]].

1.1.2.      Проблема М.Зийоева. Попытка Нури подать в отставку с поста главы ОТО

На закрытом заседании руководства ОТО 28 июня было отвергнута просьба Нури об отставке с поста главы Комиссии по национальному примирению.

Напомним, что лидер ОТО впервые сообщил журналистам о возможности ухода с этого поста после встречи с председателем миссии наблюдателей ООН в Таджикистане 26 июня. Заседанию руководства ОТО предшествовала встреча Саида Абдулло Нури с президентом Рахмоновым. На этой встрече в очередной раз обсуждалась тема назначения полевого командира ОТО Мирзо Зийоева на пост министра обороны (он контролирует Тавильдару). Пост министра обороны был обещан оппозиции президентом, но затем Рахмонов отказался предоставить его Зийоеву. Нерешенность вопроса о Зийоеве сказывалась на престиже Рахмонова среди полевых командиров. Рахмонов, по словам Нури, сообщил, что он согласен назначить Зийоева на пост председателя Госкомдрагмета, заместителя премьер-министра или секретаря Совета безопасности. Тем не менее, эти предложения были отклонены как руководством ОТО, так и персонально Мирзо Зийоевым. Нури заметил, что вопрос заключается не в судьбе одного человека, а «это проблема всего мирного процесса». Он не исключил того, что ситуация в стране может ухудшиться в связи с проблемой Зийоева. Напомним также, что ранее Рахмонов и Нури постановили решить вопрос с Зийоевым до 25 июня.

После того, как Рахмонов в очередной раз отказал Нури в вопросе о Мирзоеве, глава ОТО и подал в отставку. Его отставка означала бы серьезный удар по мирному процессу [1].

1.2.       Внеочередная сессия парламента

30 июня Комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Таджикистана получил статус министерства. Решение об этом было принято на открывшейся в тот же день сессии национального парламента.

На сессии рассматривался также проект постановления о дате референдума по внесению изменений в Конституцию, включающие требование оппозиции о добровольном участии граждан в партиях демократического, религиозного и атеистического характера. Выступая на сессии, Эмомали Рахмонов попытался снять опасения ряда депутатов о том, что в Таджикистане теперь возможно установление исламского государства. Президент заявил, что другие статьи конституции делают это невозможным.

Датой референдума назначено 26 октября. Другие поправки предусматривают продление полномочий президента с пяти до семи лет, но ограничивают возможность избрания одним сроком (впрочем, для Рахмонова это будет уже второй срок), а также предусматривают создание двухпалатного парламента.

На сессии также обсуждался проект первой части Гражданского кодекса и вносились изменения в состав ЦИК по выборам и референдумам [[2]].

1.3.       Решение проблемы с Мирзо Зийоевым

2 июля таджикское агентство «Ховар» сообщило, что в соответствии с мирным межтаджикским соглашением, статьей 69 Конституции и предложением ОТО, Рахмонов подписал соглашение о назначении Мирзо Ахмадовича Зийоева министром по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне. Указ был представлен в парламент на утверждение. Одновременно был выпущен указ о представлении Мирзо Зийоеву к званию генерал-майора. Как было сказано выше, министерство было создано 29 июня на базе Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне. Видимо, этот пост был создан специально для Зийоева.

Таким образом, была разрешена важнейшая проблема мирного процесса. Кроме того, правительство предоставило Зийоеву почетную, но маловлиятельную должность, удержав за собой контроль над министерством обороны. Остается только гадать, почему Зийоев согласился на этот пост, отвергнув другие, не менее почетные, а, возможно, и более влиятельные (заместитель председателя правительства, председатель Комдрагмета, глава Совета безопасности) [1].

1.4.       Новые назначения представителей ОТО. Популярность Рахмонова

Эмомали Рахмонов и Саид Абдулло Нури продолжили обсуждение вопросов назначения представителей оппозиции в исполнительные структуры власти. 6 июля они рассмотрели кандидатуры от оппозиции в органы местного самоуправления [[3]].

После встречи президент подписал долгожданный указ о назначении представителей ОТО на правительственные посты. Согласно ему, первым заместителем министра обороны назначен Гайрат Адахамов (бывший полевой командир), председателем комиссии по драгоценным металлам при правительстве — Сарабек Муродов, председателем Госсбербанка — Имомади Мирзоев, заместителем председателя Комитета по физкультуре и спорту — Саид Махмудов. Кроме того, председателю Таможенного комитета, бывшему начальнику Штаба вооруженных формирований Мирзохудже Низомову присвоено звание генерал-майора Таможенной службы. Бывший председатель комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Махмадрузи Искандаров (уступивший свой пост Мирзо Зийоеву) назначен председателем Государственного концерна «Таджикоммунсервис» [[4]].

Тогда же пресс-секретарь президента Зафар Саидов сообщил, что представители оппозиции будут назначены на 21 из 69 постов в руководстве регионами. Позднее обещанные перестановки в регионах продолжились. Так, 21 июля таджикское телевидение сообщило, что президент Рахмонов назначил Мирзокила Измойлова главой администрации Зафарободского района Ленинабадской области. Его предшественник Рафджон Зийоев был освобожден от этой должности.

Напомним, что в Соглашении о мире, подписанном официальным Душанбе и ОТО 2 года назад, предусмотрено предоставлении оппозиции трети всех правительственных постов [[5]].

Теперь, после разрешения основных противоречий по «конституционному и кадровому» вопросам власти могут идти на выборы. Тем более что Рахмонов в любом случае их выиграет. Для этого не нужно никаких подтасовок, поскольку в Таджикистане сейчас нет более влиятельного политика. По сообщению агентства «Интерфакс» более 70% населения Таджикистана поддержит избрание Эмомали Рахмонова президентом в ноябре 1999 года.

1.5.       Процесс интеграции вооруженных формирований

21 июля таджикские официальные лица сделали заявление об успехах процесса интеграции вооруженных формирований ОТО в вооруженные силы страны. К моменту заявления была проведена регистрация 5 337 бойцов оппозиции, которые войдут в состав национальной армии. Многие из этих людей вернулись из Афганистана [1].

1.6.       Заседание Координационного совета по выполнению мирного соглашения

В конце июля в Душанбе прошло заседание Координационного совета по выполнению мирного соглашения, на котором вице-премьер страны Абдурахмон Азимов сообщил о быстром ходе процесса аттестации и интеграции бойцов ОТО в правительственные структуры. Этот вывод был сделан Азимовым на основании доклада председателя военной подкомиссии Хабиба Сангинова о проведении данных мероприятий в Тавильдаринском и Дарбандском районах таджикского Припамирья. Вице-премьер заявил, что необходимо трудоустроить около 10 000 бойцов ОТО. Кроме того, на цели реабилитации Каратегинской долины международные организации выделили 3 млн. 635 тыс. долларов, а правительство Германии оказало помощь в 1 млн. 33,87 тыс. марок в рамках гуманитарной программы по Горно-Бадахшанской автономной области [[6]].

1.7.       Продолжение двухсторонних консультаций

27 июля прошла очередная встреча Эмомали Рахмонова и Саида Абдулло Нури. Несмотря на то, что она проходила «за закрытыми дверями», стали известны некоторые подробности. В частности, на ней обсуждались вопросы назначения представителей оппозиции на должности в районных и городских администрациях. При этом Рахмонов выразил свое согласие в отношении 7-ми из 14-ти кандидатур (переговоры относительно остальных будут продолжены).

Представитель руководства ОТО Мухиддин Кабиров заявил в этой связи, что он доволен темпами выполнения мирного соглашения. В настоящее время уже 4500 бойцов ОТО включены в состав таджикской армии и правоохранительных органов страны [[7]].

В настоящее время остро стоит вопрос об официальной ликвидации вооруженных отрядов оппозиции. Он обсуждался и на вышеупомянутой встрече. Учитывая процесс интеграции и тот факт, Мирзо Зийоеву присвоено звание генерал-майора и предоставлен пост министра по чрезвычайным ситуациям, ОТО в скором времени намерено объявить о роспуске своих вооруженных формирований.

Что касается референдума по изменениям в Конституции страны, то на сессии национального парламента был утвержден текст всех поправок. Сейчас ведется работа по формированию окружных комиссий. На проведение референдума из госбюджета было выделено 300 тыс. долларов. В Таджикистан уже прибыла группа международных экспертов ОБСЕ и ООН для осуществления контроля за прохождением мероприятия [[8]] Однако правительственная и оппозиционная стороны пока не пришли к единому мнению по вопросу участия ОТО в избирательных комиссиях на местах. В этой связи руководство ОТО распространило заявление о несогласии с принципами работы Центральной избирательной комиссии (ЦИК). В нем оппозиция настаивает на выполнении решения Комиссии по национальному примирению и предлагает назначить представителя ОТО на должность заместителя председателя ЦИК и учесть 25%-ю квоту для оппозиции в окружных и участковых комиссиях. В случае невыполнения этих условий ОТО оставляет за собой право отозвать своих представителей из ЦИК [[9]].

1.8.       Заявление представителя ООН в Таджикистане

27 июня спецпредставитель генсека ООН в Таджикистане и глава политического департамента Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане дал пресс-конференцию представителям местной и иностранной прессы. Он заявил, что принятие обеими сторонами протокола от 17 июня 1999 года явилось позитивным шагом на пути дальнейшего ускорения хода мирного процесса. Спецпредставитель выразил надежду на то, что намеченный на 26 сентября референдум состоится, и после него будет созвана очередная сессия Верховного Совета. На ней должны определить дату будущих парламентских выборов.

Что касается президентских выборов, то они должны состояться 6 ноября 1999 года. На пресс-конференции было заявлено, что согласно информации, полученной от руководства ОТО, оппозиция согласна провести президентские выборы перед парламентскими, хотя она и выступала против этого раньше.

Задачей Миссии, как и всех других международных организаций в Таджикистане, является обеспечение открытого проведения выборов с равными возможностями для всех кандидатов и всех политических партий. На пресс-конференции было также заявлено, что два эксперта, Эндрю Элис из ООН и Линда Эдгеворт из ОБСЕ, обладающие большим опытом наблюдения за выборами в различных странах мира, недавно прибыли в Таджикистан. Представляя международных экспертов журналистам, спецпредставитель выразил уверенность в том, что несомненный прогресс в выполнении мирного соглашения в стране будет служить основой для получения права голоса всеми гражданами Таджикистана, вне зависимости от их социального происхождения, партийной принадлежности, политической ориентации или религиозных убеждений [1].

1.9.       Обострение вопроса о вооруженных формированиях ОТО

Глава ОТО Саид Абдулло Нури сообщил журналистам 28 июля, что оппозиция готова в установленный срок (31 июля) завершить разоружение своих бойцов. Этот крайний срок был установлен протоколом, который Нури и президент Эмомали Рахмонов подписали 17 июня. Из общего количества в 6000 боевиков, зарегистрированных Центральной аттестационной комиссией, 4500 выбрали службу в армии или милиции.

Тем не менее, позднее руководство ОТО сочло невозможным объявить о том, что оно отказывается от обладания собственными вооруженными формированиями. До этого Нури публично обещал сделать подобное заявление до 1 августа. Комиссия по национальному примирению долго обсуждала информацию, содержащуюся в письмах Эмомали Рахмонова, секретаря Совета безопасности Амиркула Азимова и вице-премьера Абдурахмана Азимова, которые утверждали, что вооруженные группы сторонников оппозиции остаются в Джиргатале, Тавильдаре, Дербенте и Таджикабаде (150-200 км к востоку от Душанбе).

В письмах содержится информация о том, что 150 бойцов оппозиции в Гармской группе районов, особенно, в Тавильдаре, до сих пор не аттестованы и не сдали зарегистрированное оружие соответствующим органам власти. Это относится к боевикам, возглавляемым полевыми командирами Рахмоном Сонгиновым, Казимджоном Измоти, Шейхом и Ахмедбеком. Члены Комиссии по национальному примирению от оппозиции, включая Нури, были встревожены этими сообщениями. Они утверждали, что те основаны на устаревшей информации, а интеграция бойцов оппозиции завершена. Тем не менее, была создана рабочая группа для изучения информации, содержащейся в письмах. В эту группу были включены Амиркул Азимов, Абдурахман Азимов, четыре члена КНП и два военных эксперта оппозиции [1].

1.10.    Заявление представителя российского МИДа

29 июня представитель российского МИДа Владимир Рахманин заявил, что Россия озабочена учащающимися попытками руководства оппозиции говорить с правительством языком ультиматумов, в том числе и по поводу мирного соглашения 1997 года. Одновременно он сказал, что только полное выполнение соглашения может гарантировать разрешение конфликта и обеспечить стабильность в Таджикистане. Рахманин никак не прокомментировал отступления правительства от мирного соглашения [1].

Возможно, что заявление Рахманина представляло собой реакцию российского МИДа на попытку Саида Абдулло Нури подать в отставку или на его заявления по этому поводу.

1.11.    Игорь Иванов приветствует ход мирного процесса

16 июля министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил журналистам в Ташкенте, что опыт Таджикистана в области национального примирения и репатриации заслуживает более значительного освещения и широкого приложения [1].

1.12.    Партии и движения

1.12.1.    Раскол в Демократической партии Таджикистана

Демократическая партия Таджикистана (ДПТ), созданная в 1991 году, в 1995-м раскололась. После съезда в Алма-Ате новым лидером партии был избран Джуламабой Ниязов, ранее отбывавший наказание по фальшивому обвинению. «Алма-Атинская платформа» сформировала новый состав правления. Однако прежний председатель ДПТ Шодмон Юсуф не признал своего смещения и, находясь в эмиграции в Иране, неоднократно выступал с заявлениями протеста. Юсуф также подвергал критике Эмомали Рахмонова, но после избрания последнего президентом осенью 1994 года неожиданно заявил о своей поддержке. Именно тогда ОТО отказалась сотрудничать с Юсуфом, включив затем в свои ряды членов «Алма-Атинской платформы». Ш.Юсуф и далее называл себя председателем президиума ДПТ, а также председателем Демократического движения Таджикистана за социальный прогресс. За этими подписями Юсуф прислал в Москву и распространил в печати 1 июня с.г. новые заявления: против размещения в Таджикистане российской военной базы и против изменений в Конституции. Однако заявление относительно размещения военной базы было затем опровергнуто в еженедельнике «Джумбиш» членами ДПТ, поскольку оно принадлежало Юсуфу, а последний уже не может отражать интересы партии, поскольку не состоит в ее рядах [[10]] Таким образом, сделанное в прошлом месяце от лица всей ДПТ заявление отражает лишь мнение самого Юсуфа Шодмона, а также группы его родственников и друзей [1].

1.12.2.    Съезд мусульман Таджикистана

19 июля в Душанбе открылся очередной съезд мусульман Таджикистана. На нем обсуждались проблемы, связанные с распространением культуры ислама, ролью религии в духовном воспитании граждан. Участники съезда переизбрали духовного главу таджикских мусульман в связи с окончанием срока его полномочий. Председателем Совета улемов вновь был избран сроком на 5 лет Хаджи Амонулло Негматзода. В работе съезда приняли участие теологи, представители других конфессий, в том числе православной общины [[11]].

 

2.    Экономика

2.1.       Новый кредит МВФ

МВФ принял решение о предоставлении Таджикистану очередного кредита, сумма которого составляет около 40 млн. долларов. Этот шаг осуществлен в рамках программы расширения кредитования структурной перестройки. Согласно решению совета директоров МВФ кредит будет выдаваться траншами по ежеквартальному графику.

По мнению экспертов МВФ, правительство и Национальный банк Таджикистана смогли сохранить макроэкономическую стабильность, несмотря на резкое падение мировых рыночных цен на основные экспортные статьи этой страны и последствия российского кризиса [[12]].

2.2.       Падение курса национальной валюты

В июле произошло снижение курса национальной валюты. Доллар достиг отметки в 2000 таджикских рублов (т.р.), в то время как ранее он составлял 1400 т.р. Следствием этого стало закрытие многих магазинов и роста цен на рынках в 1,5-2 раза. 13 июля Национальный банк Таджикистана установил официальный курс — 1400 т,р. за 1 долл. Следует отметить, что ажиотажную скупку долларов и российских рублей спровоцировали слухи о намечающемся введении с 1 сентября новой национальной валюты — сомон, приуроченном к 1100-летию государства Cаманидов. Глава Нацбанка Муродали Алимардонов и министр финансов Анварлю Музаффаров выступили с опровержением этого предположения [[13]].

2.3.       Расширенное заседание коллегии Таможенного комитета

В конце июля прошло расширенное заседание коллегии Таможенного комитета при правительстве Таджикистана. Премьер-министр Яхъе Азимов в своем выступлении на заседании признал работу Комитета неудовлетворительной в области сбора таможенных пошлин. Азимов также подверг критике таможенных служащих за невыполнение ими межгосударственных соглашений в рамках Таможенного союза [[14]].

3.    Социальная сфера

3.1.       Преступность

3.1.1.      Очередные меры властей по борьбе с преступностью

В Таджикистане продолжается как разгул преступности, так и безуспешные попытки правительства справиться с ним. Согласно протоколу, подписанному между правительством и ОТО 17 июня, с 26 июля на всей территории Таджикистана запрещено появление вооруженных людей в общественных местах [[15]].

Очередной попыткой пресечь усиление коррупции стал указ Эмомали Рахмонова «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией в сфере экономики». В целях его скорейшей реализации соответствующим структурам предписано в 3-месячный срок разработать и представить для обсуждения в парламент государственную программу по борьбе с экономической преступностью и проекты законов в этой области [[16]].

3.1.2.      Убийство главы пресс-центра МВД и главы местного отделения службы безопасности

3 июля в Душанбе был расстрелян 43-летний руководитель пресс-центра МВД Таджикистана Джумахон Хатами. Он был известен в телевизионных кругах, так как вел программу «По сводкам МВД», в которой часто освещалась проблема наркобизнеса. Источники МВД не исключают, что причиной убийства Хатали стало его выступление в этой программе, где он назвал имена людей, причастных к наркобизнесу и криминальным структурам. Поскольку наркобизнес уже давно стал в Таджикистане прибыльным занятием, любые попытки начать борьбу с этой статьей криминального бизнеса наталкиваются на активное сопротивление наркодельцов и часто, как в данном случае, приводят к актам насилия [[17]].

Другое убийство произошло ночью 12 июля, когда неизвестными нападавшими был застрелен глава местного отделения службы безопасности в Ковалингском районе Абдулло Бобораджанов. Представители министерства госбезопасности отказались как-либо комментировать это убийство, отметив только, что идет расследование данного преступления [1].

3.1.3.      Инциденты с применением оружия

В конце июля произошла перестрелка между двумя вооруженными группами в пригородном селении Ленинского района Душанбе. Стрельба, длившаяся около часа, была прекращена лишь после прибытия наряда милиции. На месте инцидента было обнаружено два сгоревших автомобиля без государственных номеров. Примечательно, что за день до этого произошло нападение на сотрудника милиции, у которого отобрали автомат Калашникова. Правоохранительные органы Таджикистана высказывают мысль о том, что в этих двух случаях действовали одни и те же лица [[18]].

В ночь на 30 июля группа неизвестных из 3-5-ти человек открыла беспорядочный огонь из автоматического оружия возле российского пограничного госпиталя в Душанбе. Охрана госпиталя была вынуждена, в свою очередь, открыть предупредительный огонь, после чего нападавшие скрылись [[19]]. Инцидент обошелся без жертв. В командовании Группы российских погранвойск его расценили как провокационную хулиганскую выходку [[20]].

3.1.4.      Контрабанда наркотиков

Служащие отдела по борьбе с наркотиками МВД Таджикистана конфисковали более 12 килограмм наркотиков во время обыска квартиры жителя Душанбе 24 июня. У него было обнаружено 5 570 грамм опия и 5 565 грамм гашиша. По этому поводу идет следствие.

Обстановка с контрабандой наркотиков на таджикско-афганской границе продолжает оставаться напряженной. Кроме того, большинство наркокурьеров, как правило, вооружено [[21]].

В настоящее время ситуация еще более обострилась в связи с тем, афганские производители из-за неурожая мака перешли с опия на морфин. Киргизские правоохранительные органы сообщают, что жители таджикского горного Бадахшана заполнили район Оша транзитными наркотиками из Афганистана. Они переправляют наркотики по горным тропам, где их не в силах остановить пограничники [[22]].

Поток наркотиков, идущий транзитом из Афганистана через Таджикистан, проходя далее через Киргизию и Казахстан, достигает и России, идя далее в Европу. Так, например, 7 июля сотрудниками Курганской таможни была пресечена очередная попытка ввоза на территорию России крупной партии героина. Наркотик был обнаружен в желудках пятерых пассажиров туристического автобуса марки «Мерседес», прибывшего из таджикского города Худжанда через территорию Казахстана. Все контрабандисты являются гражданами Таджикистана. В результате операции было извлечено около 240 круглых и 180 цилиндрических контейнеров, в которых находилось более 1 кг героина. За первое полугодие 1999 г. российские таможенники изъяли у контрабандистов более 250 кг героина, основной поток которых идет из Таджикистана [[23]].

20 июля оперативниками московского ОВД «Жулебино» в Москве на Хвалынском бульваре у 36-летнего майора уголовного розыска Таджикистана Саида Фузайлова было изъято 114 г героина. Наркотик был обнаружен в сумке Фузайлова. Через 2 часа на той же улице оперативники задержали еще одного жителя Таджикистана, 31-летнего Ромонбека Исматова, который привез в Москву 116 г героина [[24]].

3.2.       Беженцы из Узбекистана

В настоящее время в Таджикистане продолжают находиться свыше 1,5 тыс. беженцев из Узбекистана. Глава представительства управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Таджикистане Ганг Ли совершил рабочую поездку по Гармской группе районов. По ее окончании Ли заявил, что граждане Узбекистана не желают возвращаться на родину и хотели бы получить в Таджикистане статус беженцев. Он отметил также, что не встретил среди них людей с оружием. Беженцы нуждаются в продуктах питания, жилье и одежде, что создает дополнительные проблемы в стране с разрушенной экономикой и нестабильной политической ситуацией [[25]].

3.3.       Стихийные бедствия. Вспышка туберкулеза

Плачевное состояние таджикской экономики по-прежнему приводит к массовым человеческим жертвам. Одна из беднейших стран мира просто не в состоянии принимать какие-либо превентивные меры для их недопущения или устранять их последствия. Даже небольшой выход стихии из-под контроля в этих условиях чреват массовыми человеческими жертвами.

В кишлаках Аштского района Ленинабадской области ливневые дожди в начале июля разрушили около 200 домов. Стихия оказалась причиной смерти 18-ти человек, еще 30 пропали без вести, 23 человека ранены. В поселке Шайдон был организован штаб по ликвидации последствий и оказания помощи населению, проводились спасательные мероприятия, в которых приняли участие тысячи людей и были задействованы десятки единиц техники [[26]]. Подобное же бедствие произошло в Джиргатальском районе таджикского Припамирья.

Всего на севере Таджикистана за три дня ливневых дождей в результате схода с гор грязевых потоков погибло 35 человек, без вести пропавшими числятся 30 человек. Пресс-служба президента Таджикистана сообщила, что страна обратится за помощью к мировому сообществу, так как своими силами республика не в состоянии восстановить разрушенные деревни.

12 июля состоялась заседание правительства, посвященное оценке ущерба, нанесенного сходом грязевых лавин. На заседании обсуждались вопросы координации экстренной помощи населению пострадавших регионов. 12 июля также состоялся телефонный разговор таджикского президента Рахмонова и узбекского президента Ислама Каримова. Каримов выразил свои соболезнования и предложил помощь в преодолении последствий стихийных бедствий.

Лидер ОТО Саид Абдулло Нури перечислил со своего личного счета 2 тыс. 140 долларов в помощь пострадавшим от стихийного бедствия в Аштском районе Ленинабадской области. Нури выразил соболезнования родным погибших во время схода селей в Аште и Джиргатальском районе таджикского Припамирья. Руководство ОТО призвало население страны оказать посильную помощь пострадавшим районам [[27]].

Международная федерация Красного Креста и Красного Полумесяца решила оказать помощь населению Аштского района Ленинабадской области Таджикистана, пострадавшему от стихийного бедствия. Жители района получили одежду, продовольствие, палатки. 9 июля оценочные группы Международной федерации, находящиеся в Ходженте, установили объемы дальнейшей помощи [[28]].

Ливневые дожди нанесли большой ущерб и городскому хозяйству Душанбе. Сели и оползни разрушили участок дороги, соединяющий столицу страны с северными районами. Для ликвидации последствий стихийного бедствия были проведены восстановительные работы [[29]].

На фоне стихийных бедствий и в результате полного разрушения санитарно-гигиенической инфраструктуры и системы медицинской помощи в ходе войны в стране наблюдается вспышка эпидемий. В Гармской группе районов наблюдается вспышка туберкулеза. В начале 1999 года в центральной районной больнице было зарегистрировано 235 пациентов. За первые шесть месяцев года их число возросло на 13 человек, из них двое с открытой формой туберкулеза легких.

Глава департамента центрального районного госпиталя Олимходжа Суламонов сообщил, что за первые шесть месяцев 1999 года 3 человека умерли от туберкулеза. Из общего числа инфицированных, у 70 человек — активная форма болезни. Деревни Шулак и Шуль более всего заражены палочкой Коха. Согласно Суламонову в настоящее время в больнице лечатся только 8 человек. Это происходит из-за того, что туберкулезный центр испытывает большие материальные трудности. Недавно фонд Ага Хана (духовного главы секты исмаилитов) оказал госпиталю помощь анти-туберкулезными препаратами (изиназидом и пиразинамидом). Хотя этих медикаментов было предоставлено и не так много, но они могут помочь спасти жизни десяткам людей [1].

4.    Внешняя политика

4.1.       Указ Рахмонова о присоединении к ряду документов Таможенного союза

В конце июля Э. Рахмонов подписал указ о присоединении Таджикистана к ряду документов по взаимоотношениям государств — участников Таможенного союза: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В частности, это соглашения о единых мерах нетарифного регулирования при формировании таможенного союза, о единых условиях транзита через территорию государств — участников Союза, протоколы об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности, и валюты, перемещаемой физическими лицами[[30]].

4.2.       Отношение Таджикистана к приговору, вынесенному Оджалану

Министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров выступил с осуждением приговора, вынесенного в отношении лидера курдов Оджалана. Назаров отметил, что правительство Таджикистана всегда осуждало терроризм, однако власти Турции могли в данном случае найти и более гуманный подход, поскольку смерть одного человека не способна разрешить проблему [[31]].

4.3.       Министры обороны и иностранных дел Таджикистана
о сотрудничестве с Россией

Министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев заявил о необходимости более тесного военного сотрудничества между странами СНГ. В частности, он позитивно отозвался о развертываемой в настоящее время объединенной системе ПВО. Хайруллоев сообщил также о том, что 898 бойцов ОТО уже официально включены в Вооруженные Силы страны. Процесс интеграции должен коснулся еще двух с половиной тысяч бойцов. В вопросе достижения мира и стабильности в Таджикистане министр обороны высоко оценил деятельность коллективных миротворческих сил государств СНГ. Основным стратегическим партнером Таджикистана министр назвал Россию. По его мнению, весьма ценным в военном сотрудничестве двух стран является договор о пребывании в Таджикистане российской военной базы, подписанный во время визита в Москву Эмомали Рахмонова, а также совместные тактические учения подразделений ВС Таджикистана и 201-й мотострелковой дивизии РФ [[32]].

Министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров заявил 22 июля, что Россия планирует открыть военную базу в Таджикистане. По этому поводу Назаров сказал, что Таджикистан «поддерживает сбалансированные отношения со всеми странами, рассматривая при этом Россию в качестве стратегического партнера» [1].

4.4.       Визиты в Ташкент. Ташкентская декларация

4.4.1.      Встреча российского, таджикского и узбекского министров
иностранных дел

На встрече в Ташкенте 16 июля министры иностранных дел Таджикистана (Талбак Назаров), Узбекистана (Абдулазиз Камилов) и России (Игорь Иванов) оценивали ход выполнения Декларации о сотрудничестве, подписанной 12 октября 1998 года в Ташкенте президентами трех стран. В этой декларации они объявили о намерении сотрудничать в борьбе с религиозным экстремизмом в Средней Азии. В совместном коммюнике три министра иностранных дел призвали к продолжению усилий, направленных на стабилизацию политической ситуации в Таджикистане. Они также подчеркнули необходимость координации усилий, направленных на прекращение войны в Афганистане, и конструктивного диалога под эгидой ООН. Было решено продолжить регулярные трехсторонние консультации.

Напомним, что Узбекистан весьма заинтересован в борьбе с внутренним религиозным экстремизмом, в стране после ташкентских террактов проходит анти-исламская кампания, сопровождающаяся массовыми арестами религиозных активистов. При этом Ташкент обвиняет в толерантности к религиозному экстремизму или в его косвенной поддержке соседние страны — Киргизию и Таджикистан. Узбекское правительство недовольно поддерживаемым Москвой мирным межтаджикским диалогом, так как, во-первых, за его бортом остались проузбекские кланы, а, во-вторых, делаются уступки религиозным партиям. Россия же имеет сходную проблему исламского экстремизма на Северном Кавказе, причем наблюдается прямая связь между афганской ситуацией и Кавказом (моджахеды в Чечне и чеченцы в афганских лагерях подготовки боевиков) [1].

4.4.2.      Таджикский министр иностранных дел об отношениях с Узбекистаном

После трехсторонних переговоров таджикский министр иностранных дел дал эксклюзивное интервью агентству «Итар-тасс». В нем он, в частности, заявил, что в настоящее время не видит проблем в отношениях его страны с Узбекистаном. Назаров добавил, что две страны последнее время установили хорошие взаимоотношения, как в политическом, так и в экономическом плане. Напомним, что отношения между двумя странами резко охладились в конце прошлого года, когда таджикский президент Эмомали Рахмонов обвинил соседнюю страну в поддержке мятежа Худайбердыева (при этом его точка зрения была хорошо обоснована, в отличие от узбекской версии, обвинявшей во всем «российские спецслужбы»). Таджико-узбекские отношения дошли до точки кипения после объявления об открытии российской военной базы в Ленинабадской области (очевидно, что Ленинабадскую область, врезающуюся в узбекскую территорию, не от кого защищать, кроме как от Узбекистана). К тому же, российские войска будут находиться в непосредственной близости от Ташкента и самой уязвимой точки Узбекистана — перенаселенной Ферганской долины [1].

4.4.3.      Таджикский и узбекский президенты о ситуации в Афганистане

Проходившая в июле в Ташкенте конференция по Афганистану в формате «6+2 (в ней участвовали заместители министров иностранных дел США, Китая, Пакистана, Ирана, России, Туркменистана, Узбекистана, и Таджикистана, а также спецпредставитель генсека ООН в Афганистане) закончилась 19 июля подписанием совместной декларации о фундаментальных принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане. На встрече также присутствовали представители «Талибана» и Северного альянса. Ахмад Шах Масуд лично прилетел в Ташкент, но уже после подписания декларации.

В преамбуле декларации подчеркивалась озабоченность стран-участниц положением дел в Афганистане, которое угрожает региональной и глобальной стабильности. Участники подчеркнули свою приверженность мирному разрешению конфликта в Афганистане и указали на необходимость продолжать мирный процесс под патронажем ООН. Они выразили свою полную поддержку деятельности спецпредставителя ООН в Афганистане Брахими и миссии наблюдателей ООН в Афганистане. Стороны выразили обеспокоенность по поводу нарушений прав человека в стране, а также по поводу роста производства и контрабанды афганских наркотиков и продолжения подпольной торговли оружием. Другим предметом озабоченности участников стала подготовка террористов на афганской территории (особенно, как подчеркивалось в документе, на территориях, контролируемых «Талибаном»).

В основном тексте декларации была выражена уверенность подписавшихся в невозможности разрешения конфликта военным путем. В ней содержался призыв к мирным переговорам и созданию полиэтничного правительства в стране. Стороны призвали противостоящие группировки к возобновлению мирного диалога, они обязались не поставлять оружия в Афганистан и препятствовать их поставкам со стороны третьих стран. Участники обязались способствовать продолжению диалога между «Талибаном» и Северным альянсом.

Продолжение диалога было предложено по следующей схеме.

1 этап — принятие мер по укреплению взаимного доверия. Эти меры должны включать: 1) подписание соглашения о немедленном прекращении огня без всяких предварительных условий; 2) проведение прямых переговоров двух сторон по поводу обмена пленными, разблокирования дорог, доставки гуманитарной помощи в различные районы в Афганистане.

2 этап — выработка основных принципов будущей политической структуры Афганистана на полиэтничной основе.

Страны, имеющие общую границу с Афганистаном (этот пункт касается Таджикистана, Узбекистана, Ирана и Пакистана; Туркмения не подписала декларацию), обязались принять на односторонней и многосторонней основе меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. При этом они будут координировать свою деятельность с программой ООН по борьбе с наркотиками.

Участники переговоров потребовали от воюющих сторон (особенно, от «Талибана») прекратить поддерживать террористов и способствовать их задержанию. Страны-участники обязались оказать давление на афганские фракции с целью побудить их соблюдать права человека, а также сотрудничать с будущим афганским правительством в вопросах об установлении мира в стране и регионе, возврате беженцев, обеспечения реконструкции страны в рамках программ ООН. Стороны обратились с призывом к мировому сообществу оказать экономическую и гуманитарную помощь Афганистану, а также поддержать данную декларацию. Декларация была составлена на двух языках: английском и русском.

Декларация имеет огромное значение для Таджикистана. Прекращение боевых действий и стабилизация обстановки в соседней стране будет способствовать нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, улучшению криминогенной ситуации в Таджикистане, ускорению возврата беженцев. Подписание декларации также будет способствовать усилению международной помощи приграничным странам (в том числе и Таджикистану) в деле борьбы с контрабандой наркотиков.

Таджикский и узбекский президент обсудили по телефону результаты Ташкентской встречи по Афганистану в формате «6+2». Оба президента согласились с той точкой зрения, что не существует военного решения афганской проблемы. Рахмонов поблагодарил Каримова за затраченные им усилия по проведению встречи [1].

4.5.       Таджикистан — США

Заместитель премьер-министра Таджикистана Абдурахмон Азимов 23 июля принял военного атташе при посольстве США Роберта Фонта. На встрече были обсуждены возможные сферы и направления между американским центром Джорджа Маршалла и таджикскими силовыми ведомствами. Азимов отметил, что США могут оказать содействие Комиссии по национальному примирению в вопросе ускорения интеграции бойцов вооруженных формирований ОТО в вооруженные силы страны, а также — в разоружении демобилизованных боевиков. Заместитель премьер-министра Таджикистана охотно принял предложение военного атташе США оказать помощь этой стране, прислав специалистов по разминированию в восточные районы Таджикистана, в которых шли интенсивные бои. Обе стороны согласились с необходимостью продолжать консультации направленные на формулирование программ взаимодействия [1].

Резюме

В июле шло активное выполнение подписанного 17 июня протокола ОТО и правительства. Было устранено много препятствий на пути мирного процесса, главным из которых был вопрос о назначении полевого командира Мирзо Зийоева на пост министра обороны. Правительство обещало ОТО этот пост ранее, но затем проявило нежелание расстаться со столь важной позицией. В июле был найден компромисс. Мирзо Зийоев стал генерал-майором и министром по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне. Этот почетный, но маловлиятельный пост был специально создан для него в конце июня.

Продолжалось также выполнение соглашения о предоставлении ОТО 30%-ой квоты во всех органах исполнительной власти на всех уровнях. Состоялись новые назначения представителей ОТО, как в центральные, так и в местные органы власти.

Не менее важным шагом на пути реализации мирного процесса стало решение о проведении референдума по поводу внесения изменений в Конституцию. Эти изменения, прежде всего, предоставят возможность участвовать в парламентских выборах основной политической партии, входящей в ОТО — Исламской партии возрождения. Существенной также является поправка в Конституцию, увеличивающая срок полномочий президента до 7 лет, но ограничивающая возможность пребывания у власти человека одним сроком. Что касается одного срока, то на такие «формальности» в Центральной Азии никто не обращает внимания, а продление срока полномочий весьма полезно для Рахмонова. На будущих президентских выборах ему не будет реальной альтернативы, поэтому он получит гарантированную и вполне легитимную возможность остаться у власти еще на пять лет. В дальнейшем же будет видно, стоит ему оставаться еще на третий срок или не стоит.

В июле также продолжалась интеграция бойцов ОТО в вооруженные силы страны. Тем не менее, ОТО не смогло выполнить сделанное раньше Саидом Абдулло Нури обещание полностью отказаться от собственных вооруженных формирований к 1 августа.



Источники

[1]. http: // www.soros.org/tajkistan.omri

[2]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 1 июля. — С. 5.

[3]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 7 июля. — С. 5.

[4]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 8 июля. — С. 5.

[5]. В Таджикистане оппозиция получает новые посты // Известия. — 1999. — 8 июля. — С. 4.

[6]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 23 июля. — С. 5.

[7]. Таджикская оппозиция готова распустить свои вооруженные отряды // Известия. — 1999. — 30 июля. — С. 4.

[8]. Панфилова В. Таджикистан на пороге референдума // Независимая газета — 30 июля. — С.5.

[9]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 31 июля. — С. 5.

[10]. Панфилова В. Метания таджикских демократов // Независимая газета. — 1999. — 8 июля. — С. 5.

[11]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 20 июля. — С. 5.

[12]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 9 июля. — С. 5.

[13]. Киямпур С. Обвал таджикского рубла предотвращен // Известия. — 1999. — 14 июля. — С. 4.

[14]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 31 июля. — С. 5.

[15]. СНГ: новости, комментарии // Труд. — 1999. — 21 июля. — С. 5.

[16]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 24 июля. — С. 5.

[17]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 6 июля. — С. 5.

[18]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 24 июля. — С. 5.

[19]. Перестрелка возле российского госпиталя в Душанбе // Сегодня. — 1999. — 31 июля. — С. 7.

[20]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 31 июля. — С. 5.

[21]. Пац А. На границе с Афганистаном вновь бои // Независимая газета. — 1999. — 20 июля. — С. 5.

[22]. Электронная версия газеты «Вечерний Бишкек» — http: // www.vb.kyrnet.kg

[23]. Таджикским туристам пришлось промыть желудки // Сегодня. — 1999. — 10 июля. — С. 7.

[24]. Таджикского милиционера подозревают в сбыте наркотиков // Сегодня. — 1999. — 22 июля. — С. 7.

[25]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 17 июля. — С. 5.

[26]. Селевые потоки сносят в Таджикистане целые поселки // Сегодня. — 1999. — 13 июля. — С. 7.

[27]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 15 июля. — С. 5.

[28]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 10 июля. — С. 5.

[29]. СНГ: новости, комментарии // Труд. — 1999. — 13 июля. — С. 3.

[30]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 28 июля. — С. 5.

[31]. НЕГА сообщает... // Независимая газета. — 1999. — 10 июля. — С. 5.

[32]. Шабурин А. Механизм сотрудничества нуждается в совершенствовании // Независимая газета. — 1999. — 24 июля. — С. 5.