Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Литва

Галина ИВАНОВА

Литовская Республика

в июле 1999 года

В начале июля депутаты ушли на парламентские каникулы. Состоялся съезд консервативной партии, на котором ушел в отставку председатель правления Г.Вагнорюс. Акция протеста сельхозпроизводителей вынудила правительство пойти на уступки. Сигнатор акта независимости Р.Астраускас отказался от литовского гражданства. Статистические данные показывают ухудшение экономической ситуации в республике.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Парламент

1.1.1.      Окончание 6-й сессии Сейма

9 июля закончилась 6-я сессия Сейма, — члены Сейма ушли на каникулы.

Анализ статистических данных работы Сейма за этот год показал, что закончившаяся сессия Сейма не была особенно продуктивной — парламентарии принимали законы медленнее, чем в начале каденции — на 66 пленарных заседаниях было принято 178 различных законов (в начале каденции Сейма в 1997 году на 59 пленарных заседаниях парламентарии сумели принять 219 законов). Оппозиция превосходила консерваторов по числу выступлений, однако последние подготавливали больше законов. В то же время парламентарии всех фракций, образовав делегации, охотно и много путешествуют за рубежом, пользуясь бизнес-классом. По данным финансового отдела Сейма, на оплату зарубежных поездок за полугодие с.г. было израсходовано 890 тыс. литов [[1]].

Председатель Сейма В.Ландсбергис довольно редко руководил, как и на предыдущих сессиях, пленарными заседаниями — всего 11 раз за полугодие.

1.1.2.      Кризисное положение государственного бюджета

С сокращением госбюджета председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне А.Каткус предлагает министерству охраны края сократить расходы на управление, изменить систему оплаты труда служащих и объявить мораторий на все надбавки и премии [[2]].

Оппозиция в Сейме приступила к сбору подписей парламентариев за созыв внеочередной летней сессии — 3 августа — в связи с кризисным положением в госбюджете. Консерваторы благодаря своему большинству в Сейме могут созвать внеочередную сессию когда угодно. Поэтому спешка оппозиции ДПТЛ скорее всего — политическое шоу. Предпринимаемые ею усилия по созыву внеочередной сессии внешне эффектны, но нецелесообразны. В настоящий момент правительство не возражает против корректировки бюджета. Именно оно больше всего заинтересовано в изменении и упорядочении бюджета. Новая исполнительная власть сильно старается понять, как этот бюджет надо изменить. В потаенных ящиках прежнего правительства Г.Вагнорюса обнаружен материал фактического аудита расходов государства, проведенного известными зарубежными компаниями «Артур Андерсен» и «Даудатуш». По словам советника премьера Г.Райниса, нет смысла проводить ревизию бывшего министерства финансов, которая была сделана еще в марте месяце с.г., достаточно обобщить выводы аудитов и принять к действию их выводы. Для этой цели создается специальная группа независимых экспертов профессионалов, — приглашены в качестве экспертов такие специалисты как независимый экономист М.Старкявичюте и руководитель Института свободного рынка, советник президента В.Адамкуса Е.Леонтьева, которые не отказываются помочь. Будут оценены реальные расходы и доходы. Лишь после этого можно будет говорить о конкретных цифрах и созывать для решения вопроса корректирования бюджета сессию Сейма [[3]].

1.1.3.      Контроль за СМИ

1 июля на пресс-конференции канцлер Сейма Ю.Разма заявил, — «Я с трудом представляю, чтобы фракция (консерваторов) поддержала создание каких-то новых государственных органов надзора за средствами массовой информации. По его словам, консерваторы более склонны «к развитию самоуправления и к саморегулированию». Таким образом в Сейме консерваторы не поддержат предложение христианского демократа А.Рашкиниса создать новые структуры для контроля за СМИ. Однако Ю.Разма не усматривает в предложениях А.Рашкиниса попытку ввести цензуру. Ю.Разма заявил, что он «считает бессмысленным создавать еще один государственный орган, что требует немалых бюджетных средств, к тому же функции его недостаточно четко сформулированы». Ю.Разма полагает, что функции контроля против пропаганды эротики и насилия по-прежнему могут исполнять комиссия журналистской и издательской этики и инспектор. Канцлер не согласился с предположениями оппозиционной ДПТЛ, что инициативу А.Рашкиниса поощрял председатель Сейма В.Ландсбергис, который будто бы стремится накинуть узду на свободную прессу [[4]].

Председатель Сейма В.Ландсбергис представил проект изменений статей 25,35,317 и 318 УК и дополнения их статей 317 (1). Этот проект вносит поправки в статьи, касающиеся промышленного шпионажа. Хотя ни журналисты, ни СМИ в проекте не упоминаются, большинство юристов выражают мнение, что такой закон в случае его принятия станет новым намордником для журналистов. Как следует из стенограммы заседания Сейма от 24 июня, инициатор этого проекта В.Ландсбергис сказал, — «По статье о промышленном шпионаже, существующей в старом кодексе, не предусматривается никакая ответственность лица, которое, например, пришло бы на индивидуальное непромышленное предприятие. Промышленный шпионаж охватывает определенную конкретную сферу. Но и на непромышленном предприятии сейчас часто может представиться возможность навредить конкуренту, уничтожив имеющуюся в компьютерах информацию и тому подобное. Таким образом жизнь буквально выдвигает необходимость дополнить и кое-что изменить». На заседание Сейма 24 июня кроме того, было решено просить комитет права и правопорядка обсудить возможность принятия этого закона еще на этой сессии и назначить предварительную дату обсуждения этого проекта на заседании Сейма — 16 сентября с.г.

Дополнение к ст.317 (1) УК — «Приобретение, продажа или какое-либо иное разглашение коммерческой тайны...карается лишением свободы на срок 5 лет и штрафом либо только штрафом». В.Ландсбергис дает следующую дефиницию коммерческой или профессиональной тайны: «Коммерческая или профессиональная тайна — это выраженная в любой форме, общедоступная и актуальная либо имеющая потенциальную экономическую ценность финансовая, предпринимательская, научная, техническая информация, утрата которой либо незаконное разглашение могут причинить ущерб владельцу информации». Поправки к статьям 317 и 318 — «..., сбор... коммерческой либо профессиональной тайны» и «Разглашение, передача либо иное распространение коммерческой либо профессиональной тайны». Таким образом, новый закон по Ландсбергису будет означать из-за неопределенности самих статей, что общедоступной и к тому же выраженной в любой форме финансовой или деловой информацией можно считать и совершаемые на предприятии махинации. Кроме того, разглашение тайны-махинации либо распространение ее до сих пор являлось миссией журналистов; и имущественная выгода в этом есть — журналист за свою работу получает гонорар.

Генеральный прокурор К.Педнича, как верный служак-однопартиец, отказался комментировать законопроект своего партийного шефа В.Ландсбергиса, сославшись на отсутствие времени [[5]]. Возникает очень интересная коллизия: СМИ, согласно новому закону о промышленном шпионаже, будут весьма ограничены в разглашении общественности тайн-махинаций. С другой стороны, в политических и весьма сомнительных, доходящих до потери экономической независимости, а порой и в ущерб самой экономики, сделках по приватизации стратегических объектов происходит автоматически приватизация государственных стратегических тайн. Возникает вопрос, — если государственная тайна может быть объектом продажи, то что же тогда в Литве государственная тайна и существует ли вообще в стране концепция государственной тайны?

1.1.4.      Государственная комиссия по охране психического здоровья

В.Ландсбергис предложил учредить Государственную комиссию охраны психического здоровья с целью ослабить в обществе депрессию, отчаяние, уменьшить количество самоубийств, алкоголиков и наркоманов. Как заявил В.Ландсбергис, — «Кто мог предположить, что надежду, зажженную в людях на митингах Саюдиса, решимость, вспыхнувшую в трагические январские дни 1991 года, сменят разочарование, проявления психоза, тяготение к отрицательной оценке себя и своей жизни». Неофициальные источники говорят, что автор идеи — психиатр, новый министр здравоохранения Раймундас Алекна [[6]].

1.1.5.      Парк советских скульптур

8 июля Сейм отложил решение проблемы Грутского парка советских скульптур до осени. За проект, подготовленный парламентским комитетом по образованию, науке и культуре о создании специальной правительственной комиссии для подготовки специальных положений о парке, без которых правительство не может подписать договор об аренде скульптур, — проголосовали 25 членов Сеймав, 21 — против, 7 — воздержались. По словам спикера В.Ландсбергиса, решение Сейма дополнит постановление правительства по созданию экспозиции советских скульптур. В.Ландсбергис призвал не нагнетать напряженность и не допустить «какой-либо перспективы гражданской войны из-за судьбы этих скульптур [[7]].

1.2.       Политические партии и общественные организации

1.2.1.      Союз Отечества

11 июля в Каунасе, в Университете Витаутаса Великого, состоялся IV внеочередной съезд Союза Отечества (консерваторы). Этот съезд — съезд о лидерах партии консерваторов. И Г.Вагнорюсу, и В.Ландсбергису не чужды методы авторитарного руководства. Равновесие между этими лидерами было своего рода предохранителем, не позволявшим воцариться антидемократическим тенденциям, как в управлении государством, так как партии.

IV внеочередной съезд партии консерваторов завершил один этап деятельности «Тевине саюнги» и наметил другой. В пресс-релизе председателя партии В.Ландсбергиса уже звучат старые нотки времен третьего «саюдиса» 1992 года: «...Третий красный эшелон — от господ Бичкаускаса с Буткявичюсом до Юршенаса, Паулаускаса, Карбаускиса», — этот подзабытый стиль политики поношений и клеймения подхватили и некоторые делегаты съезда, пополнив список врагов Союзом центра, победа которого на выборах «была бы для Литвы губительной». Их не остановил и тот факт, что Союз центра представлен в правительстве, ответственность за которое взяли на себя консерваторы. Похоже повторяются ошибки 1992 года, когда ставшая радикальной коалиция «Саюдиса» на ближайших выборах в Сейм основным противником считала Союз центра, а потерпела поражение от ДПТЛ. На предстоящих выборах в Сейм результаты для правящей партии могут быть еще более горькими [[8]].

С точки зрения литовского политолога Лаураса Мелиниса, в партии консерваторов сложился некий триумвират: идеолог В.Ландсбергис, прагматик — исполнительный орган партии Г.Вагнорюс и молодой прагматик Р.Паксас. Г.Вагнорюс и В.Ландсбергис не являются противопоставленными лидерами партии, как кажется на первый взгляд. В.Ландсбергис — идеологический лидер партии, он имеет духовную харизму и пользуется поддержкой как от населения, так и от членов партии. Г.Вагнорюс — прагматик, — следовательно для него основным оппонентом является молодой Р.Паксас, его «крестный сын». Р.Паксас волею судеб поставлен в такое положение, которое заставляет его быть прагматиком и действующим политиком, а следовательно реально он противопоставлен Г.Вагнорюсу. Р.Паксас должен сейчас исправить ошибки, совершенные Г.Вагнорюсом и действовать фактически против Вагнорюса. Для В.Ландсбергиса проблема в том, чтобы прагматик-политик не вторгся в его ареал в идеологическую и партийно-структурную деятельность Ландсбергиса.

Окончательное изменение устава партии консерваторов решено принять на второй части съезда в октябре. До тех пор предложения по изменению устава будут обсуждены в отделениях партии и представлены рабочей группе специалистов. Изменения в уставе предусматривают лишение многих функций и ограничение политической самостоятельности правления партии, в котором большинство составляют сторонники Г.Вагнорюса. В компетенции правления останутся в основном хозяйственные вопросы, а принятие политических решений перешло бы к политическому совету, возглавляет который В.Ландсбергис. Согласно предлагаемым изменениям устава партии, правление потеряет право выдвигать кандидатов в председатели отделений партии, а также кандидатуры на выборах в советы самоуправлений и в Сейм. Это станет прерогативой политического совета. Правление также будет лишено права созывать внеочередной съезд или конференцию Союза Отечества. Председатель правления, по измененному уставу, будет избираться не менее чем из двух кандидатов, которых выдвинет В.Ландсбергис: до сих пор у Г.Вагнорюса не было соперников на пост председателя правления — делегатам предлагалась лишь одна кандидатура [[9]].

В работе съезда консерваторов участвовали 785 делегатов, которые представляли 17 тыс. членов партии. В.Ландсбергис, открывая съезд, выразил доверие новому правительству. На съезде Г.Вагнорюс неожиданно, ломая тем самым планы В.Ландсбергиса, объявил об отставке всего правления партии и о своей отставке. Он обвинил В.Ландсбергиса в том, что тот допустил возникновение конфликта между правительством и президентом, вследствие чего был вынужден подать в отставку кабинет министров под его руководством. Г.Вагнорюс свою отставку объяснил внутрипартийными интригами и нежеланием продолжать конфронтацию в партии. Он также заверил, что не собирается создавать собственную партию и обещал всячески поддерживать правительство Р.Паксаса [[10]].

После выборов Г.Вагнорюс может вернуться в партийные верхи, так или иначе вызвав дискуссии о периоде руководства Р.Паксаса, поскольку Паксас устранить проблемы не сможет, он в силах лишь на время заткнуть самые большие дыры [[11]]. 12 июля в условиях строгой секретности бывшие члены правления партии консерваторов, сторонники экс-премьера в Вильнюсской пивной-кафе собрались на совещание, чтобы обсудить последующие действия. Присутствовали Г.Вагнорюс, члены фракции Э.Зингерис, Н.Ожялите. С.Шальтянис, К.Скребис, Б.Високявичене, староста фракции А.Виджюнас, его зам. А.Барткус, первый вице-спикер Сейма А.Кубилюс. Охрана пивной запретила фотографу газеты «Республика» запечатлеть участников этой встречи [[12]].

На внеочередном съезде председателем правления партии консерваторов в срочном порядке был избран Р.Паксас. 14 июля на первое заседание новое правление партии консерваторов собралось в ресторане — за обед из своего кармана заплатил председатель правления премьер Р.Паксас [[13]]. Консерваторы обсуждали возможность упорядочить структуру руководства партии по образцу христианских демократов Германии [[14]].

1.2.2.      Союз либералов

Правление Союза либералов Литвы обратилось с открытым письмом, в котором выступает против поправок к закону о воинской повинности. Эти поправки противоречат ч.1 статьи 33 Конституции, гарантирующей гражданам равные права при поступлении на государственную службу. Поправки к закону, принятые 22 июня, запрещают трудоустройство в государственные учреждения лицам, не прошедшим действительную воинскую службу. Союз либералов намерен обратиться к контролеру по равным правам и возможностям по поводу нарушения конституционных прав граждан и будет призывать Сейм отказаться от порочной практики, когда выполнению важной обязанности перед государством приносятся в жертву права и свободы человека. Союз либералов считает, что лучшим решением накопившихся в армии проблем — отказ от обязательной воинской службы с постепенным переходом к немногочисленной профессиональной армии, сформированной из добровольцев [[15]].

1.2.3.      Крестьянская партия

Крестьянская партия, насчитывающая 1,5 тыс. членов, 30 июня устроило собрание представителей в Конституционном зале Сейма, чтобы обсудить организацию политической забастовки. В дальнейшем, из-за протеста правления Сейма против подобных акций в здании Сейма, совет Крестьянской партии уточнил, что в июле Крестьянская партия будет проводить не политическую забастовку, а акцию протеста. На заседании совета партии обсуждалась подготовка к акции, а также был создан координационный центр протеста земледельцев [[16]].

27 июля на встрече представителей крестьянских партий Литвы и Польши в Вильнюсе было отмечено, что членство стран в ЕС может привести сельское хозяйство обеих стран к полному краху, поэтому необходимо бороться за сохранение собственных рынков и защищать интересы простых земледельцев. По утверждению вице-президента польской Крестьянской партии Марека Савицкого, доходы земледельцев Польши все уменьшаются, закупочные цены на сельхозпродукты снижаются, а высшее образование для большинства сельских ребят становится недоступным. О похожих проблемах говорили и литовские представители. По словам председателя Крестьянской партии Литвы Р.Карбаускиса, «если не будет иного выхода», эти две родственные партии, «защищая интересы земледельцев, станут самыми радикальными» [[17]].

1.2.4.      Социал-демократия 2000

17 июля фракция «Социал-демократия 2000» на своем собрании обсуждала возможное отделение от социал-демократической партии и подготовила новый проект программы партии, который не совпадает с установками председателя партии В.Андрюкайтиса. По мнению члена Сейма А.Акстинавичюса, если в партии произойдет раскол, то к новой фракции партии присоединиться около трети партийцев. В настоящее время к фракции «Социал-демократия 2000» относится более 1,3 тыс. членов партии, а всего в партии состоит почти 4 тыс. человек [[18]].

Лидер социал-демократов В.Андрюкайтис пригрозил обратиться в Генеральную прокуратуру, чтобы выяснить, почему затягивается расследование уголовного дела, возбужденного по представленным В.Андрюкайтисом материалам о деятельности бывшего министра хозяйства В.Бабилюса [[19]].

1.2.5.      Альянс граждан Литвы

Альянс граждан Литвы на своей конференции заявил о намерении создать предвыборную коалицию с Избирательной акцией поляков Литвы и Союзом русских, однако не исключает возможности объединиться и с центристами и даже с консерваторами [[20]]. Альянс граждан Литвы обратился к президенту Латвии В.Вике-Фрейбергу с просьбой, чтобы закон о государственном языке был приведен в соответствие с нормами международного права [[21]].

1.2.6.      Литовский союз бывших малолетних узников фашизма

20 мая 1999 года состоялась очередная отчетно-выборная конференция Литовского союза бывших малолетних узников фашизма. Были обсуждены вопросы деятельности организации. Конференция приняла новую редакцию устава, избрала новый состав совета. Председателем совета избран ветеран движения малолетних узников — Альбина Виайте (Адрес организации: Литва, Вильнюс, 2000, а/д 149, тел. 44-72-57) [[22]].

1.3.       Правительство

1.3.1.      Сельскохозяйственные пикеты

13 июля на дорогах 14 районов Литвы прошла массовая акция протеста литовских земледельцев — Аникщяйском, Биржайском, Йонавском, Юрбакском, Каунасском, Купишкском, Мариампольском, Пакруойском, Шакяйском, Ширврнтском, Шяуляйском, Шилутском, Укмергском и Варенском районах. Земледельцы «взбунтовались» из-за того, что они сдают продукцию переработчикам, а рассчитываются с ними за это, как правило, со значительным опозданием. Среди других острых проблем — закупочные цены, отсутствие четкой государственной программы поддержки сельского хозяйства и отечественного производителя, приватизация перерабатывающих заводов с их дальнейшей перепродажей в руки, не заинтересованные в нормальном развитии сельского хозяйства.

Организовала пикет Крестьянская партия Литвы. Ее председатель член Сейма Р.Карбаускас, миллионер, ему принадлежит ЗАО «Шяулю агроцентрас», торгующее удобрениями. В результате акции протеста правительство приняло решение удовлетворить одно из требований — компенсировать фермерам возникшее из-за повышения пошлин и акцизов подорожание удобрений и дизельного топлива. Поэтому автоматически, вследствие снижения цен на импортируемые удобрения неизбежно возрастет оборот и прибыль фирмы «Шяулю агроцентрас». 13 июля, в день пикета на дорогах, представители сувалкийских свекловодов в Вильнюсе встретились с премьером и министром сельского хозяйства, которые конкретного ничего во время беседы им пообещать не могли. Варенские фермеры, выращивающие гречиху и пострадавшие в большой степени от засухи, обещают, что если не будут повышены цены и квоты на гречиху, то они в октябре съедутся со своей техникой в Вильнюс и устроят голодовку у здания Сейма [[23]].

Правительство призывало организаторов пикетов земледельцев прекратить проводимые акции и совместными усилиями искать приемлемые для всех решения. В принятом на заседании кабинета министров заявлении 14 июля содержится призыв к населению Литвы «соблюдать спокойствие, уважать законы своей страны и осознать меру ответственности за их нарушения». Попытка блокировать сельскохозяйственной техникой дороги у правительства вызывают «особую озабоченность», поскольку такие действия «нарушают законы, представляют угрозу для жизненно важных интересов страны, усугубляют экономическое положение государства и причиняют ущерб другим лицам и субъектам хозяйства». Этот ущерб должен быть оценен и возмещен в предусмотренном законом порядке, — предупреждает правительство. Правительство подчеркнуло, что «не может принимать решения, которые могут повлечь за собой расходы из бюджета» [[24]].

Р.Паксас на заседании правительства неожиданно предложил выделить 60 млн. литов на покупку земледельческой продукции, которая будет произведена в этом году. Это решение Р.Паксаса было настолько неожиданным, что только 5 министров поддержали его решение. В истории Литвы после восстановления независимости министры открыто не поддержали премьера. Чуть позже на закрытом заседании, премьер своего добился: министры поддержали решение Р.Паксаса. Не приходится сомневаться, что предложение Р.Паксаса — это откровенная капитуляция перед земледельцами: правительство испугалось акций на дорогах. Литовские земледельцы ощущают себя сейчас грозной силой и, несмотря на то, деньги им выделены, намерены продолжать акции протеста, правда, в несколько смягченной форме. Кроме того, земледельцы преподнесли прекрасный урок борьбы на баррикадах и всем остальным, кто постоянно страдает от нехватки бюджетных средств — учителям, врачам, преподавателям вузов и студентам [[25]].

1.3.2.      Бюджет и правительственные фонды

В начале года резервному правительственному фонду было выделено 62,2 млн. литов. За первое полугодие на различные нужды правительство Г.Вагнорюса раздало почти 46 млн. литов, оставив Р.Паксасу 16,2 млн. литов. Эти деньги новое правительство решило расходовать особенно осмотрительно, — не менее 95% средств использовать только в случае стихийных бедствий и экологических катастроф на ликвидацию их последствий. Такой порядок расхода средств резервного фонда намечается на 2000 год в проекте изменений закона о структуре бюджета [[26]].

Правительство, исходя из финансовых возможностей и стремясь к экономии средств, вдвое уменьшило правительственные премии в области искусства — с 37500 литов до 18750 литов. До сих пор средства на премии выделялись из резервного правительственного фонда. Правительство Р.Паксаса распорядилось, чтобы премии выделялись из средств бюджета Министерства культуры. Эти премии любили лично вручать экс-премьер Г.Вагнорюс и председатель Сейма В.Ландсбергис, которые при этом отмечали, что так правительство благодарит деятелей за их творчество и побуждает к дальнейшей работе [[27]].

Правительство рекомендовало бюджетным организациям, до того как будет уточнен бюджет на нынешний год, не заключать с поставщиками и подрядчиками договоры на проектно-строительные работы и приобретение основных средств на деньги из бюджета и фонда приватизации. Такое протокольное решение на заседании правительства принято с учетом того, что в госбюджет и фонд приватизации не получены намеченные поступления и по этой причине невозможно финансировать все запланированные инвестиции [[28]].

26 июля в ходе совещания у премьера Р.Паксаса руководители фракций Сейма были информированы в том, что министр финансов Й.Ленгинас предлагает сократить бюджет этого года на 600 млн. литов. Окончательный проект сокращения расходов бюджета правительство подготовит к началу сентября, а обсуждение в Сейме измененного бюджета планируется на очередной осенней сессии, которая начнется 10 сентября.

По словам министра финансов, социальная защита и культура остаются приоритетными сферами, поэтому их средства будут уменьшены всего на 1%. При этом министр обещал, что зарплата работников этих учреждений не уменьшится. По утверждению министра, планируется уменьшить расходы на управление и больше всего пострадают министерства финансов и военные. Кроме того, министр заявил о своей уверенности в том, что бюджет государства следовало бы сократить на 1 млрд. литов, — «но в этом случае необходимы существенные реформы в управлении государством, следует менять и положение некоторых законов». 27 июля премьер Р.Паксас обратился с просьбой к Госконтролю проверить, как до 10 июня с.г. были использованы средства различных фондов. Это означает, что фактически Р.Паксас приступает к осуществлению своей идеи «государственного аудита», которую он выдвинул при вступлении на пост премьера. Р.Паксас попросил произвести оценку учета государственных долгов и долговых обязательств, фондов приватизации, поддержки лесов, дорог, села и социального страхования, а также их использования и фактического состояния на 10 июня [[29]].

Сокращая бюджетные расходы, правительство урежет и зарплаты высокооплачиваемых чиновников и должностных лиц, которые исчисляются тысячами литов. Специалистам Министерства труда и социальной защиты было поручено найти юридическое обоснование для уменьшения заработных плат с тем, чтобы при этом не были нарушены действующие правовые акты. Юристы министерства предложили самый лучший выход — сократить фонд выплат [[30]].

В утвержденной на правительственном заседании 21 июля смете средств Фонда приватизации второго полугодия на восстановление обесценившихся рублевых вкладов жителей Литвы предусмотрено выделить 310 млн. литов. Эти деньги будут предназначаться второй группе вкладчиков, которой к выплате до сих пор было переведено 601,2 млн. литов [[31]].

28 июля Министерство финансов перевело 10 млн. литов в фонд земельных реформ на выплату компенсаций за выкупаемую государством землю [[32]].

Министр финансов Й.Ленгинас подтвердил, что в Фонд приватизации переведены средства, полученные за счет эмиссии еврооблигаций, то есть взятые в долг и за которые государство само платит проценты. «Г.Вагнорюс, уходя в отставку, сказал, что в Фонде приватизации 350 млн. литов, но ни словом не обмолвился, что эти деньги взяты в долг, — напомнил министр. В казне этих денег не было, кроме того 350 млн. на счету фонда имелись весной, а сейчас осталось около 260 млн.» В Фонд приватизации с начала 1998 года поступило 2,334 млрд. литов, полученных от продажи государственных объектов. Больше всего средств — 2.040 млрд. литов, дала продажа «Летувос телекомас». За первый квартал этого года приватизация принесла 75 млн. литов, но за это же время Фонд истратил 191 млн. литов на компенсацию вкладов населения, 86 млн. — на поддержку малого и среднего бизнеса и 12 млн. — на выплаты зарплат рабочим обанкротившихся заводов [[33]].

1.3.3.      Министерство хозяйства

Министр хозяйства Э.Мальдейкис обещает помощь экспортерам, создающим новые рабочие места, а также добиться узаконения правовых актов, содействующих улучшению общей атмосферы в бизнесе. Министр высказал радикальную мысль: «новое рабочее место по крайней мере поначалу должно быть освобождено от налогов» [[34]].

В Министерстве хозяйства завершается разработка изменений таможенных правил пересечения государственной границы. Фермерам из приграничной зоны, имеющим землю в Латвии или Беларуси, больше не придется платить таможенный сбор за ввоз в Литву выращенной там сельхозпродукции [[35]].

По мнению министра хозяйства Э.Мальдейкиса, действия «зеленых» Латвии на литовском нефтетерминале в Бутинге являются «одной из форм проявления конкуренции» (21 июля пограничники задержали пятерых активистов «зеленых» из Латвии, которые нелегально пересекли государственную границу и забрались на буй Бутингского нефтетерминала) [[36]].

1.3.4.      Министерство сообщения

Коллегия Министерства сообщения 15 июля предложила подчиненному ему Литовскому техническому телерадиоцентру обратиться в суд по вопросу о взыскании долга в 3,6 млн. литов с Литовского национального радио и телевидения за использование передатчиков [[37]].

1.3.5.      Министерство охраны края

В июне Сейм проголосовал за кандидатуру командующего литовской армии полковника США Йонаса Кронкайтиса. Центристы и социал-демократы проголосовали «за», хотя при обсуждении кандидатуры Кронкайтиса у них были сомнения относительно его возраста и двойного гражданства.

В Литву 28 июля побывал Главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал США Уэсли Кларк, который посетил учебный полк в Рукле и наблюдал за учениями военнослужащих литовской армии. На пресс-конференции он посоветовал литовской общественности проявлять большую заботу о своей армии. У.Кларк признал, что Литва является очень серьезным кандидатом в члены НАТО, хотя последнее слово не за военными, а за политиками. У.Кларк категорически отказался говорить о финансировании армии Литвы. По его мнению, вопрос о распределении средств должны решать местные власти [[38]].

1.3.6.      Верховный суд

Утвержден в должности председателя Верховного суда Витаутас Грейчюс. Его кандидатура была предложена В.Адамкусом. 8 июля, выступая перед членами Сейма, В.Грейчюс заявил, что основное внимание уделит качеству работы ВС и анализу судебной практики [[39]].

1.3.7.      Обращения литовских граждан в Европейский суд

Пока в Европейском суде по правам человека рассматривалось лишь одно дело гражданина Литвы. Паневежский предприниматель Ю.Ечюс, обвиненный в убийстве лишь по одному свидетельскому показанию и затем оправданный литовским судом, обратился в Страсбург по поводу нарушения прав человека. Международный суд признал, что были нарушены его права и начались переговоры между Ю.Ечюсом и правительством Литвы о выплате компенсации. В связи с тем, что Ю.Ечюс умер этой весной, дальнейшие переговоры с правительством ведет его жена. По словам вице-министра юстиции Г.Швядаса, сейчас насчитывается 12 случаев, когда Европейский суд должен будет принять решение о рассмотрении дел из Литвы. Одно из дел — дело главаря Каунасского криминального мира Г.Дактараса, который отбывает наказание в колонии строгого режима и которому предъявлены новые обвинения в посредничестве при выкупе краденных автомобилей. Сам Г.Дактарас заявляет, что возбуждение против него нового дела, а также подозрения правоохранительных органов Литвы к его якобы причастности в заговоре готовившегося покушения на А.Паулаускаса есть не что иное, как месть властей Литвы за его обращение в Страсбург [[40]].

1.3.8.      Судебная тяжба Шляжявичуса

Продолжается судебная тяжба экс-премьера А.Шляжявичюса. 13 июля Вильнюсский окружной суд возвратил на доследование дело А.Шляжявичюса и бывшего президента Литовского акционерно-инновационного банка (ЛАИБ) Артураса Балькявичюса. Суд констатировал, что некоторые обвинения являются абстрактными, поэтому нарушено право экс-премьера на защиту [[41]].

Уголовные дела за несоблюдение политиками Конституции не возбуждаются ни в одном государстве. Под давлением общественности они просто подают в отставку. В Литве же за нарушение Конституции уголовное дело возбуждено против А.Шляжявичюса за то, что он изъял свой личный вклад из терпящего крах банка. Это первое уголовное дело в Литве, возбужденное за нарушение Конституции, но, похоже, в ближайшее время подобных дел станет больше. В Литве сейчас все меньше людей верят, что Г.Вагнорюс и В.Баилюс в достаточной степени чтили Конституцию страны и не вредили Литве. Ведь убыточные поставки электроэнергии Беларуси и приватизация стратегических хозяйственных объектов тоже при желании можно расценить, как нарушение Конституции, потому что продажа иностранцам приносящих стране прибыль объектов — большее преступление, чем изъятие счета из терпящего крах банка [[42]].

1.3.9.      Центр по изучению геноцида и резистенции

1 июля Генеральная прокуратура, ДГБ и Центр по изучению геноцида и резистенции населения провели совещание по вопросам расследования дел о геноциде, сбора фактов и документов, систематизации сведения о военных преступлениях. В настоящее время Генеральная прокуратура возбудила 72 уголовных дел об ответственности за геноцид жителей Литвы в годы нацистской и советской оккупации, а также аннексии. Обвиняемыми или подозреваемыми проходят лица, активно действовавшие как в советских, так и в нацистских репрессивных структурах [[43]].

28 июня Генпрокурор К.Педнича был приглашен к В.Адамкусу для предоставления информации о ходе расследования дел, возбужденных против лиц, обвиняемых в геноциде. Об этом визите СМИ Литвы не были информированы. Консультант президента Юлюс Шмулькштис, которому поручено курировать проблемы литовско-еврейских отношений, заявил «Республике», что он «совершенно не помнит», о чем шла речь во время беседы президента с генпрокурором. Сам К.Педнича ответил «Республике», — «Президент интересовался, как расследуются военные преступления и геноцид, какие возникают проблемы». К.Педнича отрицал, что приглашение в президентуру может быть связано со сделанным в июне заявлением посла Израиля Одеда Бен Гура о том, что в Литве преступники «чувствуют себя как в раю». К.Педнича солгал, сказав, что подобного заявления израильского посла вообще и не слышал, хотя оно вызвало громкий скандал среди политиков и дипломатов. На следующий день — 29 июня после визита в президентуру К.Педнича провел совещание с прокурорами отдела специальных расследований, занимающегося делами о геноциде. В совещании участвовал и курирующий этот отдел зам. генпрокурора Казис Коварскаса. По данным «Республики», тон, в котором К.Педнича проводил совещание, был особенно строгим. К.Педнича заявил даже, что «если люди ничего не делают, может, отдел вообще не нужен». На следующий день — 30 июня Генпрокуратура возбудила уголовное дело за пособничество в осуществлении геноцида евреев против В.Валкавицкаса [[44]].

Генпрокуратура возбудила уголовное дело об убийстве 48 жителей Йонавского района 12 сентября 1941 года — по данному делу был опрошен К.Чюринскас, вернувшийся в Литву в мае из США [[45]].

Генпрокуратура возбудила уголовное дело против литовского эмигранта А.Гудялиса по подозрению в военных преступлениях и геноциду [[46]].

21 июля Литва попросила у Австралии помощи в расследовании дела проживающего в этой стране А.Губялиса [[47]]. Директор израильского центра С.Визенталя Э.Зурофф приветствовал решение Литвы возбудить уголовное дело против А.Гудялиса и напомнил, что в феврале он лично передал посольству Литвы в Тель-Авиве документы, свидетельствующие о преступлениях А.Гудялиса во время войны. А.Гудялис подозревается в участии расстрела мирных жителей в Купишкес, а также в убийстве лиц, охраняемых международным гуманитарным правом. 88-летний А.Гудялис сейчас проживает на окраине Аделаиды на юге Австралии, его телефон по его просьбе засекречен. По словам председателя общества литовцев Аделаиды Виктораса Балутиса, плохо видящий и слышащий А.Гудялис очень приятный человек и общество морально будет его поддерживать до тех пор, пока против него не будет собрано веских доказательств. По словам В.Балутиса, А.Гудялис признался, что в военные годы был начальником полицейского участка, однако никогда не участвовал в истреблении людей [[48]].

1.3.10.    Таможня

16 июля на заседании Государственного совета обороны было предложено пересмотреть порядок работы таможни. По сведениям министра финансов Й.Ленгинаса, потоки грузов, которые могли бы идти в Россию через Клайпедский порт, зачастую идут через соседние государства — Вентспилс, Ригу и даже Калининград, откуда в Россию попадают через Польшу. Это происходит из-за того, что ставший руководителем Таможенного департамента С.Стажис 1 апреля с.г. издал приказ об ужесточении порядка проверки грузов — таможенникам предписано тщательно пересчитывать и взвешивать все проходящие товары, из-за чего на таможнях возникают огромные очереди. Кроме того, министр финансов уведомил членов Госсовета обороны о том, что в бюджет не удастся собрать от 800 млн. до 1 млрд. литов (Менять бюджет может только Сейм). Кроме того, министр финансов сообщил, что прирост ВВП может быть лишь на 1-1,5% по сравнению с прошлым годом. В начало года предполагался прирост около 5% [[49]].

С 15 июля в таможенном департаменте и в территориальных таможнях начали работать дознаватели, благодаря которым таможня сможет предпринимать оперативные действия и ускорить расследование дел о сокрытии налогов и контрабанде [[50]].

1.3.11.    Департамент пограничной службы

Демаркацию литовско-беларусской границы намечалось закончить два года назад (1997 г.). Ответственным за это правительство назначило Департамент пограничной полиции при МВД и наметило выделить из бюджета более 10 млн. литов. Но работы не закончены и сегодня. Госконтроль, заинтересовавшийся их стоимостью и исполнителями, установил, что с самого начала демаркации при выполнении работ допускались нарушения правовых актов. В результате этого, фирме «Люнете», изготавливавшей вне конкурса пограничные столбы, безосновательно переплачено 168 тыс. литов [[51]].

1.3.12.    Самоуправления

Представитель правительства в Клайпедском округе В.Жала обратился в Клайпедский окружной суд с просьбой немедленно остановить сбор платы за въезд в Палангу во время летнего сезона. По мнению представителя, это незаконно. Въезд легковых автомобилей в Палангу стоит 20 литов, а микроавтобусов — 30 литов [[52]].

Клайпедский окружной административный суд отложил рассмотрение жалобы представителя правительства по поводу нарушения Палангского самоуправления закона об охраняемых территориях до осени, что позволит продолжать взимать плату за въезд в Палангу [[53]].

Чтобы выплатить отпускные педагогам, самоуправлениям разрешено брать у Министерства финансов беспроцентные ссуды. На выплату педагогам отпускных за июль самоуправлениям выделено ссуд на 105,2 млн. литов. Однако эти ссуды составляют половину требуемых средств, остальные самоуправлениям придется изыскивать еще где-то [[54]].

1.3.13.    Строительство нового аэропорта

Литовские авиаторы полагают, что строительство еще одного международного аэропорта в Ниде (национальном экологическом заповеднике) является недостатком существующей политики литовской гражданской авиации.

Как заявляет директор Вильнюсского аэропорта, — «Не следует требовать государственных средств на финансирование экономически не обоснованных проектов. Мы и так уже прославились, как край международных аэропортов». По его мнению, все три международных аэропортов в Вильнюсе, Каунасе и Паланге являются рентабельными, рынок между ними распределен. Кроме того, они загружены только на 40-50% своей мощности, а введение в строй Зокняйского международного аэропорта в Шяуляй было вообще без всякого экономического обоснования. В советское время Нидскому аэродрому отводилась роль служебного, однако по утвержденному самоуправлением г.Неринги плану летом 1998 года стали проводить работы по удлинению полосы (1200 м). Полоса была удлинена на 215 м с вырубкой ценного леса парка. Благодаря протестам общественности и вмешательству В.Адамкуса строительство полосы было приостановлено. В настоящее время ее длина составляет 815 м [[55]].

1.4.       Президент

1.4.1.      Законодательная деятельность президента

Президент В.Адамкус усомнился в правомерности некоторых положений о государственной службе и служебных тайнах и о государственной опеке над этнической культурой и, возможно, вернет их Сейму для нового обсуждения [[56]].

27 июля с некоторыми сомнениями президент В.Адамкус все же подписал закон о государственной службе. Президент вернул Сейму на повторное обсуждение закон о государственных и служебных тайнах, а также закон об основах государственной охраны этнической культуры. По мнению В.Адамкуса, некоторые положения закона о государственных и служебных тайнах не соответствуют Конституции Литвы и нарушают конституционные права человека. Что касается закона об основах государственной охраны этнической культуры, В.Адамкус обратил внимание на то, что в законе отсутствуют четкие определения понятий этнической культуры и ценностей этнической культуры [[57]].

1.4.2.      Комиссия по помилованию

27 июля на заседании комиссии по помилованию, возглавляемой президентом В.Адамкусом, был достигнут своеобразный рекорд — из 104 представленных прошений о помиловании В.Адамкусу было предложено удовлетворить 56 [[58]].

1.4.3.      50-летие Хартии литовцев

17 июля в Германии на проходивших торжествах по случаю 50-летия Хартии литовцев В.Адамкус выступил с докладом, в котором подчеркнул важность принятия Конституции эмигрантов 50 лет назад — Хартии литовцев, — «Полвека назад, когда не было уверенности в будущем, Хартия литовцев стала ориентиром нашей свободы и личности, подтверждающим наше духовное место, наше национальное и гражданское самосознание». Хартия литовцев была провозглашена 14 июля 1949 года. «Литовец остается литовцев везде и всегда. Сохраненную своими родителями жизнь литовского народа литовец передает будущим поколениям, чтобы мы жили вечно»,- говорится в Хартии [[59]].

1.4.4.      Президент о МИДе

Говоря о ротации дипломатов, В.Адамкус пообещал, что она будет осуществляться через интенсивные и деловые контакты в соответствии со вступившим в силу в 1998 году законом о дипломатической службе. В.Адамкус также считает, что необходимо поощрять дипломатов, сделавших карьеру, и избегать так называемых «назначений за заслуги». Президент выразил удивление по поводу того публикуемые в зарубежных СМИ статистические данные о Литве отличаются от тех, которые фиксируются в самой Литве. В.Адамкуса удивляет и разница в макроэкономических подсчетах, фиксируемых различными институтами Литвы. «МИД Литвы могло бы взять на себя более активную роль в формировании базы надежных и всесторонних сведений о Литве и в обеспечении действенного поступления этих данных в соответствующие международные сферы», — заявляет В.Адамкус. В настоящее время 26 послов Литвы аккредитованы в зарубежных странах, 6 — в организациях, 4 дипломатических представительства Литвы возглавляют временные поверенные, 5 — генеральных консулов и 4 руководителя консульств [[60]].

1.4.5.      Сигнатор акта независимости отказался от литовского гражданства

Отбывающий в настоящее время срок уголовного наказания в трудовой колонии-поселении Кибартай сигнатор Акта 11 марта Р.Астраускас написал письмо президенту В.Адамкусу, в котором сообщил об отказе от гражданства Литвы. В письме говорится: «Я это испытал и вынужден констатировать: государственные должностные лица фальсифицируют документы, издеваются над людьми Литвы, насилуют их, разрушают семьи, а соблюдение десяти заповедей Господа для должностных лиц Литовской Республики — признак психической болезни». Свое решение отказаться от гражданства Литвы Р.Астраускас объясняет, — «За восстановление такого государства я не голосовал». Р.Астраускас, оставаясь лицом без гражданства и в дальнейшем намерен жить в Литве и заниматься общественной деятельностью [[61]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Энергетика

Как заявляет генеральный директор ИЭАС В.Шевалдин, финансовое положение Игналинской АЭС остается очень тяжелым. Связано это с тем, что «Летувос энергия», которой станция продает электроэнергию не выполняет обязательств по взаиморасчетам. «Летувос энергия» должна ИАЭС 210 млн. литов, в свою очередь ИАЭС должна другим предприятиям 150 млн. литов. Долги Беларуси — это примерно на 90% деньги ИАЭС (с мая месяца, с момента остановки второго энергоблока и до сих пор, в Беларусь электроэнергия не поставляется). В настоящее время работает одна турбина мощностью 720 мегаватт. Годовой план продажи электроэнергии — 11 млрд. квт/час. В первом полугодии была реализована лишь третья часть от запланированного. Без экспорта в Беларусь годовой план АЭС не выполнит, что означает, что при такой выработке, как сейчас, АЭС сможет заработать только на зарплату и налоги. Литовские потребители во втором полугодии могут востребовать лишь 4 млрд. квт/час. Если не продать на экспорт еще 3 млрд. квт/час, то за год в целом АЭС не покроет свои расходы (Латвия у Литвы покупает электроэнергии очень мало, а Калининградская область электроэнергию у Литвы не покупает — Россия запретила покупать ее у других стран). Вопрос о лицензировании первого энергоблока пока остается открытым — в мае не получена лицензия из-за замечаний по шести пунктам безопасности. Надзорный орган безопасности VATESI требует очень четких обоснований безопасности технологий защиты, которые планируется ввести на АЭС, хотя такого опыта нет ни у одной АЭС. К концу июля ИАЭС надеется получить лицензию на эксплуатацию и разрешение на пуск первого энергоблока [[62]].

Технический демонтаж ИАЭС после прекращения ее эксплуатации, а также промежуточная утилизация отходов ядерного топлива обойдутся примерно в 1 млрд. Евро (более 4 млрд. литов). Такую оценку сделало объединение немецких, французских и шведских фирм, которые провели соответствующую работу в рамках программы PHARE. И это лишь часть цены закрытия ИАЭС. В Министерстве хозяйства сообщили, что уже подготовлено и согласовано с заинтересованными ведомствами техническое задание по повторной оценке социальных последствий закрытия ИАЭС — эту работу будет проводить PHARE. Проект стратегии национальной энергетики, который еще должны апробировать правительство и утвердить Сейм, предусматривает закрытие первого энергоблока АЭС в 2005 году, а судьба второго будет решаться в дальнейшем. Однако выдвинуты два условия: 1) ЕС должен профинансировать реструктуризацию литовской энергетики, 2) — международные фонды должны выделить средства на утилизацию отработанного топлива и ядерных отходов до закрытия первого блока. Еврокомиссия обещает провести международную конференцию финансовых «доноров», чтобы обсудить источники финансирования по закрытию ИАЭС [[63]].

12 июля правительство решило предложить Сейму вычеркнуть предприятия «Летувос энергия» и «Летувос дуес» из списка государственных. Это делается с целью привлечь в энергетический сектор частный капитал и усилить эффективность этих предприятий. До 2000 года они должны сохранить статус обществ специального назначения. Этот статус предусматривает, что доля акций этих предприятий, принадлежащая государству, должна обеспечивать не менее 2/3 голосов акционеров. Государству принадлежит 86,5% акций «Летувос энергия» и 92,36% акций «Летувос дуес» [[64]].

2.2.       Нефтекомплекс

16 июля на пресс-конференции председатель Союза центра Р.Озолас сообщил, что «Вильямс», попользовавшись государственной казной Литвы и убедившись, что проект трудноосуществим, сворачивает удочки». По мнению Р.Озоласа сейчас нужно ожидать, что правящая коалиция консерваторов будет оказывать «давление» на правительство, а конкретно на министра хозяйства Э.Малдейкиса, чтобы безоговорочно был подписан договор с «Вильямс». По его мнению, американская компания пожаловалась на менее сговорчивого нового министра правящему большинству в Сейме. Р.Озолас заявил что во время его встречи 15 июля с послом США в Литве Китом Смитом тот на вопрос, что может означать отзыв специалистов «Вильямса» с объектов «Мажейкю нафта», ответил, что «это очень серьезный вопрос — пожалуй «Вильямс» не уверен, что сможет остаться в Литве». По словам Р.Озоласа, обеспокоенность у американцев вызвало то, что Э.Малдейкис образовал комиссию, чтобы пересмотреть проект договора, подготовленный бывшим министром хозяйства В.Бабилюсом (Э.Мальдейкис на днях утверждал, что в переговорах с «Вильямс» оговариваются более благоприятные для Литвы условия, и что не позднее середины августа договор должен быть подписан). По мнению Р.Озоласа, возможный уход «Вильямса» может иметь и другую причину: российское общество «Транснефть» решило приступить к сооружению нефтепровода в направлении Балтийского моря. Предусматривается проложить ответвление нефтепровода в Приморск, к Финскому заливу. Кроме того, «Транснефть» собирается провести дополнительную ветку и к Вентспилскому нефтетерминалу, минуя Литву. А это, как выразился Р.Озолас хорошая новость для Латвии, но плохая для Литвы и «Вильямса» [[65]].

В последующие дни было опровергнуто предположение о возможном уходе «Вильямс» от переговоров о приватизации нефтекомплекса Литвы. Американцы признаются, что труднее всего им решить вопросы, связанные с будущим управлением концерном. Член Сейма К.Главяцкас прокомментировал пробуксовку переговоров с «Вильямс»: — «Договор об управлении не дает ответов на важнейшие вопросы о рынках, об экспорте нефтепродуктов. А это напрямую зависит от договоров с Россией, с «Лукойлом» и другими партнерами. Очень важно, насколько «Вильямс» компетентен заключать договоры с Востоком о получении нефти. Не менее важно, как он сумеет заключить договоры о продаже нефтепроуктов Западу. Насколько мне известно, у компании нет опыта и задела в Европе — ни в Англии, ни в Польше, ни в странах Скандинавии, где литовцы могли бы продавать эту продукцию. Проект управления литовским нефтеконцерном составлен так, что на Литву ложатся обязательства, касающиеся участвующих в управлении людей, условий их содержания, гарантий, зарплат. Все это для «Вильямс» делает бизнес неопасным и не влекущим финансовой ответственности.... «Вильямс» в Литве будет делать свой бизнес на литовские деньги....Литва только за год на экспертов «Вильямс» потратила 1 млн. литов. При их участии за прошлый 1998 год мажейксий концерн остался в убытке на 96 млн. литов. Так где же результаты работы экспертов? Убытки возникли потому, что не были сосредоточены финансовые ресурсы, отсутствовали гарантированные договора с Востоком и Западом. Это основные вопросы, которые должны были помочь решить консультанты, но они этого не сделали.... Мне здесь сомнительно все, в том числе и договор об управлении, который предусматривает ответственность только Литвы. Расходы по управлению придется включать в продукцию, а если не получится расширить рынок, то будем повышать налоги на бензин, как предусматривает «Вильямс». Но это запрещает Международный договор о торговле....Похоже, Литва оказалась в глубокой яме...» [[66]].

Принципиального продвижения в переговорах литовского правительства с «Вильямс» по-прежнему нет. Такую информацию подтвердил директор Департамента развития энергетики Министерства хозяйства, председатель правления Мажейкого нефтяного концерна Й.Казлаускас. Одним из препятствием в переговоров с «Вильямс» — нехватка оборотного капитала «Мажейкю нафта», который за пять месяцев этого года достиг 326 млн. литов, а у литовского правительства, как заявил Р.Паксас, таких денег сейчас нет. По словам Й.Казлаускаса, выделенные на строительство нефтетерминала в Бутинге средства «Вильямс» причисляет к нехватке капитала, поскольку они были получены по краткосрочным кредитам. Участники переговоров не сходятся также во мнениях по поводу обращения в Сейм об изменении еще одного закона, который позволил бы правительству предоставлять государственные гарантии на сумму более 40 млн. литов. Начиная именно с такой суммы, государственные гарантии может предоставить только Сейм [[67]].

21 июля началась перекачка первой нефти Бутингского терминала на танкер «Кентавр», который ходит под флагом Греции. Первой через Бутингский терминал нефть транспортирует российская компания «Юкос» [[68]].

21 июля российские компании «Никойл» и «Лукойл» сделали министру хозяйства Э.Мальдейкису неожиданные и заманчивые предложения — присоединить к «Мажейкю нафта» некоторые российские нефтедобывающие промыслы. Однако президент «Никойл» Н.Цветков подчеркнул, что он надеется на работу с литовским нефтяным комплексом как с равным партнером и поэтому стремится, чтобы консорциум «Никойл» и «Лукойл» получили 33% акций «Мажейкю нафта» [[69]].

2.3.       Страхование

Литовские страховые общества — структуры для прекрасного способа отмывания денег. Например фирма «Ценсум» с акционерным капиталом 2 млн. литов, владельцы которой являются бывшие или настоящие руководители «Летувос энергия», вне конкурса в 1998 году застраховала от стихийных бедствий имущество монопольного предприятия «Летувос дуес», которое оценивается в 500 млн. литов. «Летувос дуес» в год оплачивает «Ценсуму» страховой полис в размере 0,5 млн. литов. В 1999 году договор газовиков с фирмой «Ценсум» был продлен. Руководители «Летувос дуес» утверждают, что для этой сделке нет необходимости объявлять открытый конкурс, мотивируя это тем, что «Л.Д.» акционерное общество. Их даже не смущает, что 92% акций владеет государство. По словам экспертов, в Литве 90% страховых обществ были созданы в надежде, что это — самый легкий способ собирать деньги, чтобы потом их не выплачивать [[70]].

2.4.       Финансы

На 1 июня с.г. в обращении имелось 3120 млн. литов (780 млн.долларов). Запасы иностранной валюты составляли 1352 млн. долларов США. Литы в обращении обеспечены иностранной валютой на 143%. Осенью прошлого года официальные запасы Литвы составляли 1721,8 млн. долларов США и с того момента постоянно уменьшаются, — тогда литы были обеспечены валютой на 186,6% [[71]].

2.5.       Налоги

Министерство финансов предлагает снизить акциз на неденатурированный этиловый спирт и алкогольные напитки с 54 центов до 43 за 1% объемной концентрации алкоголя в литре напитка. Литва надеется, что таким образом сможет увеличить поступления в бюджет и приостановить контрабанду алкоголя. Согласно подсчетам департамента фискальной политики министерства, больше всего поступлений в бюджет было именно тогда, когда акциз на крепкие напитки был равен 43 цента. По словам генерального директора литовского предприятия крепких алкогольных напитков «Вильняус дегтине» А.Добиласа, со снижением акциза увеличились бы объемы производства, а продукция предприятия подешевела бы на 25% [[72]].

2.6.       Рынок жилья

В нынешнем году строительным фирмам все труднее продавать новые квартиры в Вильнюсе, так как из-за экономических причин люди стали неплатежноспособны. Поскольку спрос на жилье упал, строительные фирмы собираются менять стратегию строительства — строить в основном небольшое количество шикарных квартир, а остальные — подешевле и поменьше [[73]].

2.7.       Грузоперевозки

В течение первого полугодия поток грузов через Литву продолжал уменьшаться. В Клайпедском морском порту грузопоток в январе-июне по сравнению с аналогичным периодом 1998 года уменьшился на 0,5%. Всего было переправлено 7,622 млн. тонн различных грузов. По железной дороге было перевезено 14,49 млн. тонн грузов, что на 3,8% меньше, чем в 1998 году. Поток международных грузов уменьшился на 1,4% (их перевезено 12,24 млн. тонн), внутренний грузопоток — на 15% (2,24 млн. тонн). Услугами авиапредприятий в январе-июне по сравнению с аналогичным периодом 1998 года воспользовались на 6,5% меньше пассажиров (в общей сложности 128,5 тыс. человек), авиагрузов было переправлено на 34% меньше (970,7 тонн) [[74]].

В последнем квартале этого года Литва намеревается облегчить условия транзита грузов и тем самым увеличить поступления в бюджет. Как заявил министр путей сообщения Р.Диджекас, размер тарифных льгот будет увеличиваться пропорционально количеству перевозимых грузов. Кроме того, намечается уравнять условия обязательного финансового залога железнодорожного предприятия «Летувос гяляжинкяляй» и частных перевозчиков. На рассмотрение правительству будет также внесено принципиальное предложение упростить порядок таможенного оформления, поскольку, по утверждению министра, сейчас «он отнимает у клиентов слишком много времени» [[75]].

2.8.       Статистика

За пять месяцев нынешнего года, по сравнению с тем же периодом 1998 года экспорт Литвы сократился на 23,8%, или на 1,53 млрд. литов. Импорт — на 19,7%,или на 1,89 млрд. литов. По подсчетам Департамента статистики, общий внешнеторговый баланс Литвы за пять месяцев отрицательный — (-2,83 млрд. литов), — вывезено товаров на 4,90 млрд. литов, а ввезено на 7,73 млрд. литов. Важнейшими партнерами Литвы остаются по-прежнему Германия, экспорт в которую составляет 16,5%, а импорт — 16,8%; Латвия: экспорт — 13,1, импорт — 2,3%; Беларусь: экспорт-7, импорт — 2,5%; Россия: экспорт — 6,8, импорт — 19,1%; Дания: экспорт — 5,8, импорт — 4,1%. В текущем году заметно вырос экспорт в ЕС, но в основном из-за того, что снизился экспорт в Россию и СНГ. Экспорт в СНГ снизился на 66,7%. Экспорт в ЕС составил 50,5% от общего объема экспорта Литвы и увеличился по существу только на 10,9%. Экспорт в СНГ составил 18,4%. Импортировано товаров тоже в основном из ЕС — на 46,2% от общего объема импорта. Импорт СНГ составил 23,8%. Импорт из ЕС, по сравнению с январем-маем прошлого года, сократился на 20,3%, а из СНГ — на 29%.

В Литве в июне годовая инфляция, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составила 0,6%, в то время как год назад она составляла 6% (в июне 1998 года по отношению к июню 1997 года). По данным Департамента статистики, потребительские цены в июне, по сравнению с маем, снизились на 0,1%. В июне на 0,2% снизились цены на продукты питания и неалкогольные напитки, на 0,9% — цены на услуги в группе отдыха и культуры, на 0,8% — на товары и услуги группы защиты здоровья, цены на товары и услуги транспортной группы увеличились на 0,8%. По утверждению Департамента статистики, эти изменения цен на товары и услуги повлияли на общий индекс цен в июне [[76]].

Согласно данным Департамента статистики, в Литве российский кризис затронул в основном обрабатывающую промышленность, а также транспорт. Их объемы за первый квартал нынешнего года сократились, по сравнению с тем же периодом прошлого года, соответственно на 27,3 и 21,8%. Падение уровня сельского хозяйства составило 77 млн. литов, по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в обрабатывающей промышленности — 368 млн. литов. Объем строительства сократился на 11,3%, поставка электроэнергии, газа и воды — на 8,2%. Обрабатывающая промышленность в первые три месяца составляла в структуре ВВП 17%, что на 3,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост наблюдался: в финансовом посредничестве — 0,2%; в здравоохранении и соцобеспечении -1,7%; в недвижимости, аренде и иной коммерческой деятельности — 1,2%; в работе гостиниц и ресторанов — 15,7%; в коммунальной и обслуживающей деятельности — 16,3% [[77]].

3.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА. КРИМИНАЛ

3.1.       Акции протеста

Моряки судна «Нявежис» объявили голодовку, требуя, чтобы кооперативное общество «Юру жвяиба» выплатило им свыше 62 тыс. литов, которые общество задолжало им за четыре месяца [[78]].

Преподаватели и студенты Литвы собираются осенью протестовать, если будет уменьшено финансирование высших школ [[79]].

Коллектив, недостаточно финансируемого Вильнюсского троллейбусного парка, 14 июля тайным голосованием решил бастовать и, если такое же решение примет автобусный парк, 17, 24 и 31 августа состоятся предупредительные забастовки [[80]].

3.2.       Зарплаты

Вильнюсское самоуправление пообещало работникам автобусного парка ликвидировать задолженность в размере около 400 тыс. литов до 17 августа [[81]].

Министр внутренних дел Ч.Блажис заявил 1 июля, что будут сокращены зарплаты руководителей полиции, служб Министерства и других чиновников, а из сэкономленных средств, возможно, смогут увеличить зарплаты полицейским низшего звена [[82]].

3.3.       Тарифы

Правительство рассматривает возможность аннулировать льготы на электричество для сельского населения, а для остальных жителей ввести не принятый до сих пор 18% НДС за отопление. Кроме того, Государственная комиссия по контролю за ценами и энергетикой в сентябре обсудит просьбу «Летувос дуес» о повышении тарифов на природный газ для населения и введении абонентной платы [[83]].

3.4.       Здравоохранение

Министерство здравоохранения планирует утвердить новый порядок оказания и оплаты стоматологических услуг. Суть его состоит в том, что работающие люди, не относящиеся к числу нуждающихся в социальной поддержке, должны будут платить за лечение зубов. Государство будет выделять средства лишь для лечения и профилактики зубов детей [[84]].

В бюджете Литвы государственная помощь лицам, пострадавшим в результате ликвидации чернобыльской аварии, в 1999 году оценена в 1 млн. литов. По данным 1997 года в когорту чернобыльцев входили 7125 человек. Получается, что на каждого чернобыльца приходится менее 140 литов. Есть данные, что доходы 14% семей чернобыльцев ниже одного МПУ [[85]].

3.5.       Криминальная статистика

В Литве участились случаи ограбления лиц, разносящих пенсии. В 1997-1998 гг..было зарегистрировано 11 ограблений. В нынешнем мае-июне имели место уже 6 таких преступлений [[86]].

В связи с участившимися ограблениями иностранцев в Литве, МВД готовит памятки для иностранных туристов — в них содержится информация о том, как избежать опасности во время пребывания в Литве [[87]]. Чаще всего иностранцев грабят на дорогах. За шесть месяцев с.г. в Литве пострадали 390 туристов: 70 — из Германии, 66 — из России, 44 — из Беларуси, 33 — из Латвии, 20 — из Польши и 18 — из США. Сотрудники правоохранительных органов признают, что такие преступления наносят сильный удар по престижу Литвы. Иностранцы, разочаровавшись в Литве, спешат вернуться домой. Преступления против иностранцев вскрыли в Литве и существенный недостаток в инфраструктуре литовского туризма [[88]].

4.    ЭТНОС. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ. СМИ

4.1.       Центр русской культуры и просвещения

8 июля в Вильнюс прибыла делегация правительства Москвы для обсуждения с Вильнюсским самоуправлением пункта протокола — об учреждении в Вильнюсе центра русской культуры и просвещения. Мнения вильнюсцев и москвичей разделились. Вильнюсское самоуправление предлагает открыть этот центр в одной из русских школ на конкурсной основе, а москвичи непременно хотят, чтобы этот центр находился в средней школе им. М.Добужинского. Условия протокола должны быть выполнены до июля 2000 года. Как заявил заведующий внешним отделом самоуправления Р.Тарвидас, — «Мы не возражаем против существования такого центра, но пусть сейчас нам не указывают конкретной школы», «...по словам москвичей, в правительство Москвы пришло много писем от представителей русской общины, люди просят сохранить в Вильнюсе школу им.М.Добужинского. Поэтому решено разобраться, «какая часть русской общины этого требует», «...для открытия в школе центра русской культуры — необходима концепция создания центра, план его работ», — считает чиновник Вильнюсского самоуправления. Было решено создать рабочую группу по решению вопроса открытия центра. Кроме того, на встрече обсуждался вопрос, чтобы не было селективности со стороны властей Литвы, когда говорится о поддержке русскоязычной общины, ставилось в сравнение то, как поддерживается в Литве польская община [[89]].

4.2.       Памятник жертвами Армии Крайовой

Действия Армии Крайовой получают различную оценку в Литве и в Польше. В Дубингяй после нескольких лет проволочек, вызванных нерешительностью литовских властей, 18 июля открыт и освящен первый памятник жертвам Армии Крайовой. В конце Второй мировой войны в 1944 году членами польской военной группировки в местечке Дубингяй Молетского района были расстреляны 100 литовцев. Однако на открытие памятника резко отреагировала польская газета «Трибуна», которая назвала открытие памятника «инициативой антипольского общества», а инициировавшее открытие памятника общество «Вильния» обвинила «в зоологической ненависти ко всему польскому». По мнению газеты, Литва этим памятником хочет убедить общественность, что жертв акций Армии Крайовой в Литве было очень много, «Трибуна» отмечает, что расправа над жителями окрестности Дубингяй была ответом на бойню в деревне Глигишкес. Газета утверждает, что руководители Польши не раз предлагали литовским властям поставить один памятник жертвам обеих трагедий, но не нашли поддержки у Литвы [[90]].

5.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

5.1.       Отношения с Западом и странами Балтии

5.1.1.      Проблема Косово

Литва направит в Косово 32 воина Каунасского егерского батальона, подготовленных на уровне американских разведчиков (рейнджеров). 13 июля Литва получила официальное приглашение генерального секретаря НАТО Х.Солани участвовать в международной миротворческой операции в Косово. Литве в общей сложности участие в этой миссии обойдется 1-1,5 млн. литов [[91]].

Президент Литвы В.Адамкус принял участие в церемонии представления пакта стабильности в Юго-Восточной Европе в столице Боснии Сараево [[92]].

5.1.2.      Литва и ЕС

26 июля Литву посетило должностное лицо ЕК Франсуа Лемурио, чтобы обсудить, как Литва готовится к членству в ЕС. Одной из основных тем был вопрос об ИАЭС. Ф.Лемурио подчеркивал, что Литва может ожидать помощь от ЕС, если официально утвердит решение закрытия ИАЭС [[93]].

5.1.3.      Литва и ООН

Осенью Литва попросит членства в социально-экономическом совете ООН, а посол Литвы является одним из кандидатов в вице-президенты Генеральной Ассамблеи ООН, открывающейся в сентябре [[94]].

5.1.4.      Литва и Германия

8 июля с двухдневным визитом в Литву прибыл председатель бундестага Германии, премьер-министр земли Гессен Р.Кох для принятия участия в учредительном собрании германо-литовской хозяйственной ассоциации [[95]].

5.1.5.      Литва и Латвия

9 июля в Палате премьеры Литвы и Латвии подписали договор о делимитации территориальной морской зоны, континентального шельфа и эксклюзивно-экономической зоны. Договор вступит в силу после ратификации в парламентах обеих стран. Кроме того в Паланге встретились премьеры Литвы, Латвии и Эстонии. Как гласит резолюция трехсторонней встречи, страны Балтии обязуются расширять общеэкономическое пространство и устранить препятствия в выполнении трехстороннего договора о свободной и беспошлинной торговле. Подчеркивается, что необходимо к 1 июлю 2000 года подготовить договор о свободном движении услуг. Очень важным премьеры трех стран считают и сотрудничество в сфере контроля за экспортом, импортом и транзитом стратегических товаров [[96]].

5.2.       Отношения с Россией и СНГ

5.2.1.      Литва и Россия

Депутат Госдумы РФ А.Зотиков, возглавляющий литовско-российскую парламентскую группу, считает, что ратификация договора о границе с Литвой будет зависеть как от настроений во фракциях, так и от развития внутриполитических событий как в России, так и в Литве [[97]].

28 июля, комментируя заявление С.Бабурина о том, что он сделает «все, чтобы договор не был ратифицирован», председатель Сейма В.Ландсбергис заявил, что Литва ратифицирует договор о границе с Россией, не дожидаясь пока это сделает Госдума. Отсутствие договора для Литвы становится правовым препятствием для членства в НАТО [[98]].

5.2.2.      Литва и Беларусь

Министр хозяйства Литвы Э.Мальдейкис подтвердил, что до сих пор не удается прийти с Белоруссией к согласию в вопросе о размере долга за электроэнергию: Беларусь утверждает, что она должна Литве 77 млн. долларов, хотя по подсчетам Литвы в начале июля долг составлял около 120 млн. долларов США [[99]].

Прибытие в Литву председателя разогнанного президентом А.Лукашенко три года назад ВС Беларуси С.Шарецкого вызвало замешательство литовских властей, тем более, что на завершение периода законного пребывания у власти А.Лукашенко они официально не прореагировали — прикинулись, что такой даты даже не было. Спустя несколько дней и неохотой, несколько театрализовано, литовские власти приняли решение официально признать покинувшего Беларусь С.Шарецкого. МИД Литвы заявило о признании его законным руководителем ВС Беларусь. 27 июля С.Шарецкий встретился в Сейме с председателем В.Ландсбергисом. На вопрос журналистов, кого он на данный момент считает президентом Беларуси, В.Ландсбергис ответил, что не видит «необходимости углубляться в такой философский вопрос». В.Ландсбергис выразил надежду, что из-за встреч с С.Шарецким отношения Литвы и Беларуси не испортятся [[100]].

5.2.3.      Литва и Грузия

Грузия рассматривает возможность в ближайшее время открыть свое посольство в Вильнюсе, Литва тоже обсуждает перспективы открытия дипломатического представительства в Грузии. Об этом 12 июля на пресс-конференции говорили находящийся в Вильнюсе министры иностранных дел Грузии И.Менагаришвили и Литвы А.Саударгас. В этот день — 12 июля — Литва и Грузия подписали консульскую конвенцию [[101]].



Источники

[1]. Три члена Сейма... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 21 июля.

[2]. Выход // Республика. — Вильнюс, 1999. — 21 июля.

[3]. Поспешность... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 22 июля.

[4]. БНС. Консерваторы не согласны // Республика. — Вильнюс, 1999. — 2 июля.

[5]. Новый закон... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 13 июля.

[6]. Королевства...лиц // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 июля.

[7]. БНС. ЭЛЬТА. Проблемы... парка... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 9 июля.

[8]. Противовеса... нет // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 16-23 июля.

[9]. В.Ландсбергис собирается... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 5 июля.

[10]. ЭЛЬТА. Г.Вагнорюс...объяснил... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 12 июля.

[11]. В партии консерваторов... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 13 июля.

[12]. В ирландской пивной... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 13 июля.

[13]. Спонсор // Республика. — Вильнюс, 1999. — 15 июля.

[14]. Германизация // Республика. — Вильнюс, 1999. — 30 июля.

[15]. Воинская повинность... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 9-16 июля.

[16]. БНС. Правление Сейма... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 2 июля.

[17]. Крестьянские партии... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 29 июля.

[18]. «Социал-демократия 2000»... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 19 июля.

[19]. Не забудет // Республика. — Вильнюс, 1999. — 22 июля.

[20]. Союзники // Республика. — Вильнюс, 1999. — 7 июля.

[21]. Защитники // Республика. — Вильнюс, 1999. — 16 июля.

[22]. К сведению...узников... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 16 июля.

[23]. БНС. ЭЛЬТА. Акция протеста... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 15 июля; Заработаю лит-другой // Республика. — Вильнюс, 1999. — 15 июля.

[24]. Власти призывают... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 15 июля.

[25]. Первый бунт... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 14 июля.

[26]. Новому правительству... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 21 июля.

[27]. Правительство...уменьшило... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 1 июля.

[28]. БНС. Бум экономии... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 22 июля.

[29]. ...придется...сократить... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 28 июля.

[30]. Экономить придется... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 30 июля.

[31]. БНС. На восстановление вкладов... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 22 июля.

[32]. Компенсация // Республика. — Вильнюс, 1999. — 29 июля.

[33]. В фонде приватизации... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 июля.

[34]. ЭЛЬТА. Министр хозяйства... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 30 июля.

[35]. ЭЛЬТА ....через границу... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 30 июля.

[36]. БНС. @Зеленые» из Латвии... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 22 июля.

[37]. Угроза // Республика. — Вильнюс, 1999. — 16 июля.

[38]. Генерал НАТО... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 29 июля.

[39]. БНС. Новый председатель... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 9 июля.

[40]. В международном суде... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 14 июля.

[41]. Дело экс-премьера... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 14 июля.

[42]. За нарушение Конституции... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 14 июля.

[43]. БНС. ЭЛЬТА. Прокуратура ускоряет... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 2 июля.

[44]. Визит в президентуру... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 7 июля.

[45]. Дело // Республика. — Вильнюс, 1999. — 14 июля.

[46]. Дело // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 июля.

[47]. Просьбе // Республика. — Вильнюс, 1999. — 22 июля.

[48]. Центр С.Визенталя... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 22 июля.

[49]. Руководители государства... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 19 июля.

[50]. Поищут // Республика. — Вильнюс, 1999. — 14 июля.

[51]. Демаркация границы... // \Республика. — Вильнюс, 1999. — 1 июля.

[52]. В Паланге...не договорятся... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 8 июля.

[53]. БНС. За въезд в Палангу... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 22 июля.

[54]. ЭЛЬТА. Самоуправления залезают... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 23 июля.

[55]. Аэропорт в Ниде... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 28 июля.

[56]. Вето // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 июля.

[57]. ...президент подписал... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 29 июля.

[58]. Помилование // Республика. — Вильнюс, 1999. — 28 июля.

[59]. ЭЛЬТА. В.Адамкус встретился... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 19 июля.

[60]. Среди послов... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 июля.

[61]. Сигнатор Акта... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 23 июля.

[62]. На голодном пайке... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 9-16 июля.

[63]. ЭЛЬТА ....закрыть АЭС... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 14 июля.

[64]. ...готовятся к приватизации // Республика. — Вильнюс, 1999. — 19 июля.

[65]. Слухи об отсутствии... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 19 июля.

[66]. ...делают бизнес...» // Республика. — Вильнюс, 1999. — 21 июля.

[67]. БНС. Переговоры с корпорацией... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 30 июля.

[68]. БНС. ЭЛЬТА. Открыт... нефтетерминал // Республика. — Вильнюс, 1999. — 23 июля.

[69]. Россияне соблазняют... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 23 июля.

[70]. Клан промышленников... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 7 июля.

[71]. Банк Литвы... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 1 июля.

[72]. ...может подешеветь // Республика. — Вильнюс, 1999. — 26 июля.

[73]. Продажа...квартир... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 июля.

[74]. БНС. Поток грузов... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 29 июля.

[75]. Литва намеревается... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 26 июля.

[76]. ... экспорт Литвы... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 12 июля.

[77]. ЭЛЬТА. Плаченные результаты... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 9-16 июля.

[78]. ЭЛЬТА. ....голодовку прекратил... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 июля.

[79]. ЭЛЬТА. Бастовать // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 июля.

[80]. Остановятся // Республика. — Вильнюс, 1999. — 15 июля.

[81]. Обещания // Республика. — Вильнюс, 1999. — 30 июля.

[82]. Пересмотрят // Республика. — Вильнюс, 1999. — 2 июля.

[83]. Вновь...подорожание // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 30 июля.

[84]. Жителям Литвы... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 5 июля.

[85]. Чернобыльцы умирают... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 13 июля.

[86]. Защитить почтальонов // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 9-16 июля.

[87]. Реакция // Республика. — Вильнюс, 1999. — 21 июля.

[88]. БНС. На дорогах грабят... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 30 июля.

[89]. Центр русской культуры... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 9 июля.

[90]. Неделя ТВ-Вильнюс, 1999. — 19 июля.

[91]. БНС. Литовские миротворцы... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 15 июля.

[92]. БНС. Встреча // Республика. — Вильнюс, 1999. — 15 июля.

[93]. Литва ждет... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 26 июля.

[94]. Цель // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 июля.

[95]. Визит // Республика. — Вильнюс, 1999. — 9 июля.

[96]. ЭЛЬТА. После пяти лет... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 12 июля.

[97]. БНС. Ратификация договора... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 2 июля.

[98]. БНС. Литва... ратифицирует // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 30 июля.

[99]. ...за электроэнергию... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 15 июля.

[100]. Оппонент А.Лукашенко... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 28 июля.

[101]. ЭЛЬТА. Министр надеется... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 13 июля.