Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Коми

В. К.

Республика коми

в августе 1999 года

Реакция на очередную отставку правительства РФ. Повышение цен на бензин и продукты питания — социальные проблемы продолжают накапливаться. Отпуска «первых лиц» — политическое затишье. Назначение нового руководителя администрации главы РК. ОМОН из Коми в Махачкале. Алексий II побывал в Сыктывкаре. 78-летие образование Коми автономии. «Земское» приложение — интервью с «героями» событий.

хроника

14 августа — Патриарх Московский и Всея Руси побывал в Сыктывкаре.

20 августа — конференция трудовых коллективов угольных предприятий города Инты. Обвинения федерального правительства в нарушении своих обязательств.

21 августа — День республики.

25 августа — в Екатеринбурге руководители регионов Ю.Спиридонов и Э.Россель подписали Соглашение о сотрудничестве между правительством РК и правительством Свердловской области.

ГЛАВНОЕ

Август в Коми был не слишком богат политическими событиями — разгар отпускного сезона. В отпуске находились также большинство руководителей республики, на что не повлияла даже отставка правительства Степашина. Правда, именно в прошедшем месяце на ключевую бюрократическую должность руководителя администрации главы республики был назначен В.Коробов (несколько месяцев он был исполняющим обязанности, после того, как А.Гришин, с 1994 г. занимавший это кресло был отставлен за участие в ресторанном скандале). Но это событие можно назвать важным лишь с точки зрения чиновников. Собственно политических событий, повторяем, в августе было немного и основные политические события переносятся на осень. Тем не менее в августе основные актеры республиканской политической сцены успели заявить о себе, оставаясь в своем репертуаре.

Естественно, главным региональным актором остается глава республики Ю.А.Спиридонов. После выхода из отпуска он активно участвовал в мероприятиях, посвященных Дню республики (21 августа), проявив при этом скромность — не стал лауреатом государственной премии РК, хотя и выдвигался на нее. СМИ республики уже отметили это.

В реакции на события августа в Москве и в России в целом руководство республики было весьма осторожным. Продолжается линия на укрепление двусторонних межрегиональных связей. В это русло удачно вписывается подписание Соглашения между правительствами Коми и Свердловской области. Примечательно, что Россель подписывал его за несколько дней до губернаторских выборов. Первый тур показал, что выпускники Уральской горной академии хорошо контролируют ситуацию в своих регионах, хотя тип режима, роль региональных партий, отношения главы региона с мэром региональной столицы в Свердловской области существенно иные, чем в РК.

Из весомых противников руководства Коми, пожалуй, можно назвать лишь депутата Госдумы Р.В.Чистоходову. «Железная Рита», как всегда была в своем репертуаре. Она уже несколько лет пытается достичь результативного уголовного дела по отношению к руководителям республики и некоторым крупным бизнесменам. В августе Рита Васильевна проголосовала в Думе за кандидатуру Путина, так как тот ответил на ее вопрос, что помнит о деле «Комиюкса» (В связи с этим делам в устах депутата упоминаются фамилии Ю.Спиридонова, М. Глузмана, В.Леонидова). Для сравнения: при утверждении кандидатуры Степашина в ГД Чистоходова голосовала против и даже выступила по этому поводу с речью.

Судьбы возможных фигурантов уголовного дела по «Комилюксу» складываются по-разному. Михаил Глузман — руководитель скандального банка «Европейский Север», бросивший несколько тысяч вкладчиков был арестован на «исторической родине» по обвинению в организации заказного убийства и, как сообщили газеты в августе, пишет в тюрьме оперу на иврите. В.Леонидов (бывший руководитель «Коминефти») проживает в Австрии. Кроме ущерба бюджету, нефтяной кампании, от Леонидова республике остался неурегулированный конфликт с французской фирмой «Тоталь» по поводу части Харьягского нефтяного месторождения в Ненецком АО [[1]]. На него претендовала и кампания «КомиТЭК», которая должна войти в состав «ЛУКойла». Но, скорее всего, несмотря на вроде бы принятое принципиальное решение, торг между нефтяным гигантов, руководством республики и «КомиТЭК» будет продолжен. И правительство Коми, и руководство нефтяной компании не хотят полной зависимости от Алекперова & К. Задачи республиканских «нефтяников» — укрепить свои позиции, сделав их более выгодными для дальнейшего торга. Активную роль здесь играет Г.Гуревич («Евросевернефть» — управляющая компания «КомиТЭК» и одновременно он руководит ЗАО «Нобель Ойл»). Видимо, нефтяной комплекс РК стоит накануне нового передела. Конфликт по поводу «Комплексной переработке нефти» (см. предыдущий обзор) — тому свидетельство. В августе же можно отметить событие иного плана. В конце месяца РК посетила делегация Эквадора и провела переговоры как раз по нефтяным проблемам.

Остается напомнить, что Гуревич не может в своем бизнесе не учитывать политический фактор. Его «звезда» стала ярко разгораться после вторых выборов Главы РК в 1997 году, где усинский бизнесмен возглавлял один из избирательных штабов Спиридонова.

Конец лета сопровождался ростом цен, курса доллара, социальной напряженности и политической активности. Интинские шахтеры были недовольны качеством жилья для переселения и задержками выплат со стороны Москвы о чем и заявили на профсоюзной конференции 20 августа. Они — тоже в своем репертуаре. Крупных акций протеста в августе, правда, не было, но вряд ли шахтеры и их профсоюзы не используют ситуацию выборов для того, чтобы выбить у Москвы еще сто-то для себя.

1.    Политика

1.1.       Выборы

В отпускной месяц особой активности кампании по выборам Госдуму РФ не отмечалось. Скорее всего, на Стефановской площади еще не решили — кого поддерживать. Это касается кандидатов одномандатников в Сыктывкарском ТИО №17. Проблема в том, что республика потеряла один одномандатный округ в 1995 году, но при это остается определенным образом поляризованной по оси «север-юг» (ТЭК — аграрный и лесной комплекс, приезжие — коренное население). По слухам, мэр Воркуты И.Шпектор, у которого были неплохие шансы стать в Думе республиканским лоббистом, отказался баллотироваться в Думу. Рассматривается кандидатура председателя Исполкома Съезда коми народа Валерия Маркова, но он занимался национально-культурными вопросами (коми) и, скорее всего, будет отвергнут «русскоязычными» избирателями, коих большинство. Высока вероятность участия в выборах женщин-популисток, с попытками аккумулировать протестные настроения. Чистоходова, скорее всего все-таки захочет повторить свой успех 1995 года и, отказавшись от союза с мягкими соглашателями из КПРФ-НПСР, которые предали ее на выборах Главы РК 1997 года, будет искать себе более радикальных союзников. Среди очень вероятных и кандидатура депутата Госсовета Людмилы Завьяловой (Движение солдатских матерей), но у нее встанет вопрос «команды», финансов и отношений с республиканским руководством. Отдельная тема — кандидатура лидера КРО движения «ЯБЛОКО», редактора газеты «Курьер-плюс» Николая Моисеева (именно как одномандатника). Его шансы за пределами республиканской столицы выглядят туманно. Заявляет претензии на депутатство также «комсомолка» из Москвы Вера Скоробогатова. Скорее всего она будет использовать в выборах элементы заигрывания с молодежью в «комсомольском духе» (Скоробогатова — секретарь РСМ), свою национальность (коми), а также поддержку «Отечества — Всей России» (входит в руководящие органы лужковского движения).

Среди избирательных объединений пока выглядят предпочтительнее шансы «ОВР», но многое будет зависеть от борьбы криминально-номенклатурных кланов на федеральном уровне, а также от позиций лужковцев в самой республике. Здесь их возглавляет опытный мастер административной мобилизации электората со стороны «партии власти» первый заместитель главы РК Анатолий Каракчиев. (В августе именно он был «главным» при встрече Алексия, транзитом посетившего Сыктывкар, так как Спиридонов отдыхал). Каракчиев имеет большой опыт руководства избирательными штабами Ельцина и Спиридонова на территории республики, которые действовали результативно, но удастся ли ему повторить свой успех — пока сказать трудно. В связи с этим встает также вопрос о связях «ЛУКойла» с блоком Примакова — Лужкова — Яковлева.

Анализ шансов на выборах затрудняет и то, что отсутствует открытая и достоверная социологическая информация. В любом случае, ситуация с выборами в сентябре станет более ясной. Тенденции к ужесточению политического противоборства и социальной напряженности налицо.

Нарезка избирательных округов останется прежней, а информация, которая в последнее время исходила из Центральной избирательной комиссии о выделении дополнительных округов отдельным субъектам Федерации, на деле оказалась не более, чем игрой. Об этом заявил в среду, 11 августа, председатель Государственного совета Республики Коми Владимир Торлопов, после работы в трех комитетах Государственной Думы РФ — по законодательству, по региональной политике и по делам национальностей. В Госдуме Председатель Госсовета и обсуждал вопрос о выделении Республике Коми второго избирательного округа.

Дума, по словам В.Торлопова, до Указа Президента РФ о назначении даты выборов должна была принять закон о выборах, в котором была бы утверждена новая нарезка округов. Ни один из думских комитетов не стал инициировать внесение этого законопроекта. Дата выборов, как известно, объявлена, закон о выборах действует старый, а значит, республика, как прежде, остается с одним избирательным округом, констатировал Председатель Госсовета РК [[2]].

1.2.       Исполнительная власть

1.2.1.      Договоренности будут соблюдаться

Все договоренности, достигнутые в ходе недавних поездок в Республику Коми первого заместителя председателя Правительства России Николая Аксененко, «будут строго и неукоснительно выполнены». Об этом 9 августа, в телефонном разговоре заверил главу Республики Коми Юрия Спиридонова сам Н.Аксененко.

В ходе поездок первого вице-премьера Николая Аксененко в Республику Коми в июне и июле этого года решались вопросы реструктуризации угледобывающих предприятий Печорского бассейна, погашения задолженности по заработной плате горнякам, переселения северян в южные районы страны, летнего отдыха детей.

Тогда первый вице-премьер заявил: «Мой приезд — это не разовая поездка. Мы намерены постоянно и кропотливо работать с вами. И пока в республике есть проблемы, которые нужно решать на федеральном уровне, мои поездки в ваш регион будут регулярными» [[3]].

1.2.2.      Новый руководитель администрации главы РК

Государственный советник РФ второго класса Валерий Коробов назначен руководителем администрации главы Республики Коми. Соответствующий указ об этом подписал глава РК Юрий Спиридонов.

До нынешнего назначения, работая заместителем руководителя администрации главы РК, В.Коробов исполнял обязанности руководителя администрации.

КОРОБОВ Валерий Иванович родился 30 апреля 1956 года в г.Воркута. Трудовой путь начал в апреле 1973 года рабочим Воркутинского цементного завода. С мая 1974 года по июнь 1976 года — служба в рядах Советской Армии в Прикарпатском военном округе. С 1976 по 1981 годы В.Коробов учился на историческом факультете Сыктывкарского госуниверситета. После окончания СГУ до сентября 1982 года работал учителем истории в средней школе села Кослан (Удорский район). С 1982 по 1985 годы — второй секретарь Удорского райкома ВЛКСМ, с 1985 по 1986 — первый секретарь Удорского райкома ВЛКСМ. С 1986 по 1988 годы — инструктор отдела Удорского райкома КПСС, с 1988 по 1991 годы работал заведующим отделом Удорского райкома КПСС. С января 1992 года по февраль 1995 года — управляющий делами администрации Удорского района. С марта 1995 года до сентября 1997 года В.Коробов работал помощником Главы РК. До своего перехода в администрацию главы РК в ноябре 1998 года В.Коробов занимал должность руководителя аппарата полномочного представителя Президента РФ в РК [[4]].

1.3.       Судебная власть

Скандальное дело рассматривалось в судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Связано оно было с исками главных претендентов на пост главы ГК на выборах 1997 г. друг к другу, когда претенденты вовсю обменивались «любезностями». Спиридонов сказал, что Чистоходова «прокукарекает и всё тут», а железная Рита заявила, что «Спиридонов должен быть привлечен к уголовной ответственности». После этих высказываний последовали иски о защите чести и достоинства. Со Спиридонова в пользу Чистоходовой взыскали 3 тысячи, а с Чистоходовой, соответственно, 25. Рита Васильевна обиделась на такое решение и обжаловала его. Верховный суд РК и его президиум не удовлетворил ее жалобу, а в Москве Чистоходова добилась уравнивания «морального ущерба».

Проблема состоит еще в том, что Спиридонов, деньги, полученные от Чистоходовой направил на благотворительные цели [[5]].

1.4.       Правоохранительные органы

Для участия в операции по уничтожению исламских боевиков в Дагестан 13 августа отправились пятьдесят бойцов отряда милиции особого назначения (ОМОН) при МВД РК. Предполагается, что командировка омоновцев из Коми продлится около месяца. По сведениям А.Балбуцкого, половина из пятидесяти человек, направленных в Дагестан, участвовали в боевых действиях в Чечне. Бойцов ОМОНа в командировке сопровождает заместитель министра внутренних дел РК, полковник Владимир Романович [[6]].

1.5.       Политические партии и организации

1.5.1.      Рост числа общественных организаций

Шестьдесят пять новых общественных объединений граждан зарегистрировано в Республике Коми с начала июня. Подавляющие большинство из них — 48 — республиканские, городские, районные, а также первичные профсоюзные организации работников различных отраслей.

Юридически оформили свое существование несколько региональных и городских отделений общероссийских общественно-политических движений и партий. Это сыктывкарское отделение общероссийской политической общественной организации «Отечество», Коми региональная республиканская организация «Партии пенсионеров» и региональное отделение общественно-политического общероссийского движения «За равноправие и справедливость». Участие в политической жизни — цель и зарегистрированного общественно-политического движения «Возрождение Инты».

Помощью социально незащищенным гражданам намерены заняться Сыктывкарская общественная благотворительная организация «Апрель» и Коми республиканский благотворительный фонд «Юридическая помощь». Защищать свои интересы намерены бизнесмены. Зарегистрированы «Общественный правозащитный комитет Сыктывкара по защите прав предпринимателей «Правовая линия» и общественная организация «Защита и поддержка малого и среднего бизнеса» в Усинске. А в Воркуте отстаивать свои права намерены потребители — в городе появился «Союз защиты прав потребителей».

В Усинске создана городская ассоциация выпускников Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе РК. А в Корткеросском районе в местную общественную организацию «Локчим» объединились охотники и рыболовы.

На сегодня в Республике Коми зарегистрировано 517 общественных объединений.

1.5.2.      «Новая сила» — за референдум

Руководство Коми регионального отделения общероссийского общественно-политического движения (КРО ООПД) «Новая сила» готово поддержать инициативу экс-премьера Правительства России, лидера этого движения Сергея Кириенко провести в декабре 1999 года всенародный референдум.

Об этом заявил журналистам руководитель КРО ООПД «Новая сила» Александр Попов. При этом он подчеркнул, что «Новая сила» не собирается монополизировать идею референдума. А.Попов призвал все политические силы Коми, заинтересованные в эффективном управлении страной, поддержать инициативу Кириенко [[7]].

1.6.       СМИ

Вслед за введением новой сетки вещания телеканала РТР несколько изменится время выхода программ государственной телерадиокомпании «Коми Гор».

Новая сетка вещания РТР введена в ночь с 28 на 29 августа. В частности, основной получасовой выпуск информационной программы «Вести» станет выходить не в 20:00 как раньше, а в 21:00 по местному времени. Л.Кошляков отметил, что решение об изменении сетки вещания принято руководством ВГТРК с учетом интересов региональных компаний, входящих в производственно-технологический комплекс ВГТРК. Региональные новости будут выходить после завершения вечернего выпуска «Вестей» из Москвы.

Сетка вещания ГТРК «Коми Гор» будет также существенно изменена, но произойдет это не в конце августа, а ориентировочно в октябре. Пока же основной блок передач республиканского телевидения будет выходить по второму каналу по-прежнему с 17:30 до 20:00. Однако после выхода «Вестей» в 21.00, предполагается повторять вечерний выпуск информационной программы «Панорама республики»[[8]]. (Телевизионное вещание ГТРК «Коми Гор» составляет 900 часов, радиовещание — 1018 часов в год. Передачи компании на русском и коми языках ежедневно выходят на телеканале «РТР».)

Предполагается, что изменение сетки вещания на 2 канале связано с надвигающимися федеральными выборами.

1.7.       Реакция на отставку правительства

Как преждевременную расценил отставку Правительства РФ, возглавляемого Сергеем Степашиным, первый заместитель главы Республики Коми Анатолий Каракчиев на пресс-конференции в 9 августа.

А.Каракчиев выразил обеспокоенность, что при формировании нового состава федерального правительства могут быть потеряны связи, налаженные Республикой Коми с теперь уже старым составом: «...все наработанные связи могут быть утрачены, и если эти наработки не будут реализованы — это станет прямым ущербом для республики», подытожил А.Каракчиев.

Оценивая личность Владимира Путина, назначенного исполняющим обязанности председателя Правительства РФ, А.Каракчиев сообщил, что лично знаком с ним. «Он производит впечатление очень хорошего, порядочного человека, разбирающегося в экономике, финансах, умеющего слушать», — сказал А.Каракчиев. Первый заместитель Главы РК уверен, что новый состав Правительства России будет сформирован в ближайшее время и выразил готовность сразу начать сотрудничать с ним.

Председатель Госсовета Владимир Торлопов считает отставку правительства президентской игрой. И вообще, «возвращение Степашина в большую политику очень реально. Не зря же он делал реверансы в адрес Президента.

Мэру Воркуты Игорю Шпектору «понятно, что президент ставит во главе правительства силовиков, но зачем менять премьера — совершенно неясно». Игоря Леонидовича также настораживает «слишком быстрый взлет карьеры Владимира Путина — от заместителя мэра Петербурга до главы правительства».

Для руководителя Коми регионального отделения Движения женщин России Ольги Савастьяновой очередная отставка правительства сюрпризом не стала: «У Степашина как у начинающего политика слишком много достоинств...»

А генеральный директор АО «Печорлеспром» Леонид Литвак на последние события в Москве отреагировал коротко: «Беспредел» [[9]].

Отрицательно к объявленной отставке отнеслись также лидеры отделений республикаских оппозиционных организаций: НПСР — Леонид Мусинов и «Чести и Родины» — В.Пыстин [[10]].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       «КомиТЭК»

Балансовая прибыль нефтяной компании «КомиТЭК» в первой половине 1999 года составила 327,1 млн. рублей. Об этом «Комиинформу» сообщили, в пресс-службе ЗАО «Евросевернефть» (управляющая компания НК «КомиТЭК»).

За аналогичный период прошлого года этот показатель составил 18,2 млн. рублей. Чистая прибыль НК «КомиТЭК» в январе-июне 1999 года составила 292,7 млн. рублей, за первые шесть месяцев 1998 года — 11,3 млн. рублей. Подобных финансовых показателей во многом удалось добиться за счет стабильной производственной деятельности компании, сообщили в пресс-службе.

В частности, основные предприятия холдинга в первом полугодии 1999 года добыли 2475,8 тыс. тонн нефти, что на 7,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В январе-июне НК «КомиТЭК» экспортировала 815 тыс. тонн нефти, Ухтинский НПЗ переработал 771,5 тыс. тонн сырья, выпустив 126,9 тыс. тонн бензина, 182,5 тыс. тонн дизтоплива и 478 тыс..тонн мазута.

В первом полугодии текущего года НК «КомиТЭК» полностью выполнила свои обязательства по текущим налоговым платежам. За этот период сумма налоговых выплат составила 846,9 млн. рублей, что на 445,3 млн. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. В бюджет РФ компания уплатила 158,6 млн. рублей. В бюджет Республики Коми НК «Коми ТЭК» уплатила 154,3 млн. рублей, в бюджет Ненецкого автономного округа — 66,3 млн. рублей.

Как видно, повышение цен на нефть благоприятно сказалось на делах компании. Правда, недавно, «КомиТЭК» была куплена «ЛУКойлом». Как сообщила оппозиционная газета «Курьер-плюс»: «уже сегодня источники сообщают тревожные вести: руководство «ЛУКойла» намерено продать значительную часть своих акций иностранным компаниям». Это будет значить, что контроль над нефтяной промышленностью Коми перейдет к иностранцам. Так это или нет — покажет время. Пока же газета, редактируемая лидером местного «ЯБЛОКА» Н.Моисеевым перепечатала в том же номере материал из «Новой газеты» — «ТЭК-шоу в Коми», где властные структуры республики обвиняются в пособничестве махинациям с нефтью и ее экспортом [[11]].

2.2.       Рост цен на бензин

Если июль был отмечен в республике дефицитом бензина, то август принес рост цен на него. Ухтинский НПЗ заработал на полную мощность с 30 июля. В начале августа с 3,8 до 4,2 рубля за один литр выросла за последние дни цена бензина марки А-76 на автозаправках ЗАО «Пилот» и ОАО «Баган». Бензин марки А-92 на АЗС ЗАО «Пилот» подорожал с 4,3 рубля до 5,1 рубля за один литр, на ОАО «Баган» бензина этой марки в наличии в начале августа не было, но повышение цен на него также ожидается.

Цены на бензин выросли — по версии продавцов — из-за увеличения отпускной цены нефтепродуктов на Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе.

Однако заместитель генерального директора УНПЗ Андрей Горбатиков пояснил, что отпускные цены на заводе не повышались. Отпускная цена бензина марки А-92 на Ухтинском НПЗ составляет — 4200 рублей за тонну, А-76 — 3600, дизельного топлива — 2600 за тонну.

В Коми территориальном управлении Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ сообщили, что ни одно предприятие, повысившее цены, не является монополистом на рынке нефтепродуктов, следовательно, имеет право увеличивать цены, не нарушив при этом антимонопольное законодательство.

Цены на бензин на заправках ЗАО «Норси-Ойл-Коми» также выросли — до 5,1 рубля за один литр А-92 и до 4,2 рубля — А-76. Повышение произошло из-за увеличения отпускной цены поставщика нефтепродуктов — Пермского НПЗ.

3.    Социальная сфера

3.1.       Демография

Снижением рождаемости и увеличением смертности характеризовалась демографическая ситуация в Республике Коми в первой половине 1999 года. Так, с января по июнь этого года в Коми родился 5241 малыш, что на четыре процента меньше, чем за тот же период прошлого года. Самое заметное снижение числа родившихся зарегистрировано в Койгородском и Прилузском районах — соответственно, на 17 и 16%, и в Сосногорске — на 11%. Больше стало новорожденных в Троицко-Печорском (на 22%), Усть-Вымском (10%), Сыктывдинском (8%) и Усть-Цилемском (1%) районах.

Уровень смертности в РК за январь-июнь 1999 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возрос на четыре процента. Значительно увеличилось число умерших в Койгородском и Сысольском районах — соответственно, на 20 и 13%. В городах Вуктыл и Усинск — на 15 и 14%.

Численность населения в Коми снизилась с января более, чем на 6,7 тысячи — сейчас в республике проживает около 1142,5 тысячи человек. Миграционный отток, то есть преобладание числа выбывших граждан над прибывшими, составил 5,8 тысячи. Естественная убыль — преобладание смертности над рождаемостью — составила полтора человека на тысячу населения. Но если естественная убыль городского населения составляет 0,5 человека на тысячу, то сельского — почти в 9 раз больше — 4,4 человека на тысячу населения [[12]].

3.2.       Социальная напряженность

Напряженная ситуация в связи с невыплатой заработной платы в августе складывается в горняцких коллективах шахт, входящих в состав ОАО «Воркутауголь».

Во время своей рабочей поездки в Инту и Воркуту 23 июля, первый заместитель председателя Правительства РФ Николай Аксененко заявлял, что для скорейшего погашения задолженности по заработной плате следует прежде всего усовершенствовать сбыт добываемого угля. По мнению Н.Аксененко, доля «живых» денег в платежах потребителей угля уже в августе должна составить 50%, а к концу года — до 70%. Первый вице-премьер призвал угольщиков работать с потребителями только напрямую. А для повышения конкурентоспособности воркутинского угля к концу III квартала 1999 года будут пересмотрены железнодорожные тарифы на его перевозку.

По данным Министерства нефтяной, угольной и газовой промышленности РК, задолженность по заработной плате в угольной отрасли Республики Коми постепенной увеличивается, так как шахтерам Воркуты и Инты проиндексировали размер вознаграждения за труд, по сравнению с 1998 годом в 1,5 раза.

3.3.       Отказ от работы на горно-обогатительной фабрике

С первого августа около 80 работников интинской горно-обогатительной фабрики (ГОФ) ОАО «Компания «Интауголь» отказываются выходить на работу. «Отказники» требовали выплатить многомесячную задолженность по заработной плате. Еще 28 июля рабочие в письменной форме предупредили руководства фабрики и компании о готовящейся акции протеста. С 1 августа уголь на обогащение рабочие фабрики не принимали.

3 августа с участниками акции протеста провели переговоры представители ОАО «Шахта «Западная» — основного поставщика угля на ГОФ. И хотя «Западная» вовремя выполняет свои обязательства по перечислению денег за услуги обогатителей, руководство шахты пообещало до 13 августа дополнительно перечислить по 1000 рублей каждому работнику ГОФ. 3 августа, в 9:00 приступили к работе около 80 работников горно-обогатительной фабрики [[13]].

3.4.       Рост цен

С первого августа в Ухте и Сыктывкаре в среднем на 30% повысились цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Повысились цены из-за того, что запасы муки, закупленной в прошлом году, заканчиваются, а новая мука поступает к хлебопекам по более высоким ценам. Так, цены на пшеничную муку высшего сорта у оптовиков колеблются от 3996 рублей до 4900 рублей за тонну. Буханка белого стоила в Трицко-Печорске — 10 рублей, чёрного — 8 рублей [[14]].

Кроме того? в конце июля в Сыктывкаре произошло локальное повышение цен на крупы — рис и гречку. Если, например, в Воркуте килограмм этих продуктов стоит 12-14 рублей, то в Сыктывкаре — 20-24 рубля [[15]].

3.5.       Доходы населения

Число жителей Республики Коми, имеющих среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, несколько снизилось. Если в I квартале 1999 года эта цифра равнялась 31,5% от общего числа населения Коми, то во II квартале, по предварительным оценкам, — 23,7%.

По данным специалистов, денежные доходы 26,4% населения Республики Коми во II квартале 1999 года не превышали одной тысячи рублей в месяц. От 1 тыс. до 1,6 тыс. рублей в месяц получали 24% жителей республики, от 1,6 до 2,4 тыс. — 21%, свыше 2,4 тыс. — 28,6%. Среднедушевой доход населения Коми в июне составил 2187 рублей [[16]].

По данным же Российского статистического агентства денежные доходы 43,9% населения России не превышали в первой половине 1999 года одной тысячи рублей в месяц. Более 2 тыс. рублей в месяц получают сейчас 16,2% всех россиян.

3.6.       Отмена северных льгот

В ближайшее время будет принят закон об отмене льгот лицам, приезжающим работать на Крайний Север. Как сообщило агентство «Интерфакс», об этом заявил 4 августа, министр труда и социального развития России Сергей Калашников в Красноярске, куда он прибыл с рабочей поездкой.

Отмена «северных» льгот, пояснил министр, предпринимается для того, чтобы в будущем можно было бы избежать проблем трудоустройства или переселения желающих покинуть Крайний Север. По мнению С.Калашникова, отмена льгот сделает отдаленные регионы «непривлекательными» и приток желающих получить высокие заработки иссякнет.

Комментируя возможность отмены «северных» льгот, первый заместитель Главы РК Александр Окатов высказал мнение, что принятие такого закона действительно сможет повлиять на уменьшение притока населения в Воркуту и Инту. Однако сказал А.Окатов, это не означает, что депутаты Госдумы РФ нынешнего созыва примут такой закон перед грядущими парламентскими выборами.

Если поправки к закону РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» будут приняты, то жителям, приехавшим на Крайний Север после 1 января 2000 года, не будут предоставляться льготы по начислению трудового стажа, ежегодный дополнительный отпуск, дополнительная пенсия и ряд других льгот, обеспеченных этим законом. Эти планы могут уже в недалекой перспективе поставить крест на дальнейшем освоении Севера.

И.о. первого вице-премьера Н.Аксененко, выступая в Санкт-Петербурге высказался против отмены сейчас северных льгот [[17]].

3.7.       Безработица

Численность безработных в Республике Коми, по сравнению с началом 1999 года, сократилась в августе на 6573 человека. По данным на 1 августа, статус безработного имели 30047 человек, что на 3,2 тысячи человек меньше, чем в июле. Значительно снизилось количество безработных в Сыктывкаре, Воркуте, Ухте, Корткеросском, Удорском и Усть-Куломском районах.

На начало августа уровень безработицы в целом по Коми составил 5,02% от экономически активного населения (ЭАН). Максимальный уровень безработицы наблюдается в Усть-Куломском (12,73% от ЭАН), Троицко-Печорском (12,54%) и Корткеросском (10,05%) районах.

Снижение числа безработных в летний период специалисты объясняют увеличением сезонных работ, когда многие безработные снимаются с учета и занимаются сбором грибов и ягод, работают на сенокосе и уборке урожая. При этом на начало августа в прошлом году количество зарегистрированных безработных было существенно выше — 33 511 человек или 5,75% от ЭАН.

26,4 тысячи человек из числа ищущих работу — или каждый третий, обратившийся в центры занятости населения, был трудоустроен с января по июль. При этом в Инте нашел работу каждый второй незанятый, в Сыктывкаре трудоустроено 44% всех безработных, в Койгородском, Прилузском, Усть-Цилемском районах — более 47% [[18]].

4.    Этнокультурные процессы, события в сфере культуры и науки

4.1.       Заседание консультативного совета

10 августа состоялось заседание Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве по делам национальностей Республики Коми.

Члены совета рассмотрели проект программы реализации концепции национальной политики Республики Коми.

4.2.       Коми язык

Дальнейшая реализация закона «О государственных языках Республики Коми» должна вывести коми язык в республике на более широкий уровень употребления. Принят проект программы реализации этого закона на 2000-2005 годы. Проект программы был одобрен 12 августа, на заседании коллегии Миннаца РК. По словам О.Норкиной, меры, заложенные в проекте, должны привести к тому, что применение коми языка выйдет из области культуры и образования и будет в более полном объеме внедряться в быту. Проект программы предусматривает также мероприятия по сохранению и развитию являющихся государственными в республике коми и русского языков. Согласно документу, предполагается продолжить в РК подготовку различных специалистов, владеющих коми языком.

На финансирование программы предполагается выделить 22 млн. рублей. После согласования в республиканских министерствах осенью проект рассмотрит Глава РК Юрий Спиридонов.

4.3.       Визит Патриарха

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий второй 14 августа, посетил Сыктывкар.

Святейший Патриарх прилетел в столицу Республики Коми утром спецрейсом из Москвы. У трапа его встретили Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, настоятели православных монастырей, расположенных в Коми, все заместители главы РК, руководитель администрации главы РК Валерий Коробов, заместители председателя Государственного совета РК, Представитель Президента РФ в РК Александр Попов, мэр Сыктывкара Евгений Борисов, представители общественности и журналисты.

Почти сразу Алексий второй пересел в вертолет, который взял курс на село Урдома Архангельской области, где 14 августа открылся православный комплекс. В поездке в Урдому Патриарха сопровождали Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, а также заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Николай Гуслистый, член правления ОАО «Газпром» Василий Подюк и генеральный директор ООО «Севергазпром» Анатолий Захаров. Предприятия ОАО «Газпром», в том числе и ООО «Севергазпром», оказали финансовую помощь в строительстве храмового комплекса в Урдоме.

Вечером того же дня Алексий второй осмотрел в Сыктывкаре строящийся православный центр, ядром которого станет Стефановский кафедральный собор. Выступая затем перед сыктывкарцами, Патриарх отметил, что три года назад, когда он посетил Сыктывкар в первый раз, на месте строительства был лишь котлован. Сейчас же православный центр вышел из-под земли и уже кладутся стены собора. Патриарх высказал надежду, что уже 7 января 2000 года в одном из храмов центра можно будет провести рождественское богослужение. В этом его заверил заместитель Главы РК Вячеслав Бибиков, который рассказал о ходе строительства. В самом кафедральном соборе в 2000 году уже планируется начать отделочные работы. По мнению Патриарха, если бы за последние годы в России не было финансовых обвалов, строительство Стефановского собора продвинулось бы намного дальше. Обращаясь к сыктывкарцам Патриарх сказал, что каждый может внести свой вклад в строительство собора и общими усилиями этот величественный храм будет возрожден.

Перед отлетом в Москву Алексий второй в телефонной беседе с Главой РК Юрием Спиридоновым поблагодарил за радушный прием, оказанный ему в краткие минуты посещения Республики Коми. Патриарх отметил, что Республика Коми — один из немногих регионов, где он видит возрождение духовности, традиций и культуры. Причем эти перемены имеют практическое воплощение, подчеркнул Алексий второй. «Я вижу заботу руководства республики в решении проблем и значительные изменения, произошедшие за три года с момента моего первого посещения Сыктывкара», — сказал Алексий второй. По словам Патриарха все, что показали ему в Сыктывкаре сопровождавшие его заместители Главы РК — большой шаг вперед в возрождении духовности [[19]].

4.4.       Религиозные организации

Около ста религиозных организаций в Республике Коми должны перерегистрироваться в Министерстве юстиции РК до 31 декабря 1999 года.

Перерегистрацию должны пройти религиозные организации, зарегистрированные до 26 сентября 1997 года, когда вступил в силу федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Об этом говорится в 27 статье этого закона. Не прошедшие в срок перерегистрацию объединения могут быть ликвидированы в судебном порядке. В Коми подлежат перерегистрации 114 из 119 существующих в республике объединений религиозной направленности. Перерегистрировались еще только 23.

приложение

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБИЛКЕ КОМИ, ПРИНЯТЫЕ В 1999 ГОДУ[1].

 

За первое полугодие 1999 года Государственный совет РК принял пять законов, посвященных местному самоуправлению в Республике:

1. ЗАКОН Республики Коми от 08.07.99 г. №32-РЗ — «О внесении дополнения в закон республики

КОМИ «О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ» (принят ГС РК 23.06.99 г.)

2. ЗАКОН Республики Коми от 31.05.99 г. №25-РЗ — «О передаче органам местного САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИИ ПО СОВЕРШЕНИЮ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ» (принят ГС РК 12.05.99 г.)

3. ЗАКОН Республики Коми от 31.05.99 г. №23-РЗ — «О внесении дополнений в закон республики КОМИ «О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ» (принят ГС РК 12.05.99 г.)

4. ЗАКОН Республики Коми от 16.06.98 г. №25-РЗ (ред. от 31.05.99 г.) — «О местном

САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ» (принят ГС РК 28.05.98 г.)

5. ЗАКОН Республики Коми от 27.02.98 г. №8-РЗ — «О внесении изменений в законы республики

КОМИ «О НАЗНАЧЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРВОГО СОЗЫВА» И «О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ «О НАЗНАЧЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРВОГО СОЗЫВА» (принят ГС РК 11.02.98 г.)

 

«ЗЕМСКОЕ» ПРИЛОЖЕНИЕ

 

В августовском обзоре мы приводим фрагменты двух из нескольких интервью по проблемам местного самоуправления, которые мы провели в августе 1999 года в одном из сельских населенных пунктов РК. Нашими собеседниками были женщина — глава администрации села и ее односельчанин — депутат районного Совета (МСУ в Коми установлено на уровне «город район»).

Возможно, мнение этих экспертов и сведения, которые они сообщили, добавят некоторые штрихи к картине, которая складывается с местным самоуправлением в РК именно в сельских районах и позволят более трезво оценивать перспективы МСУ, вокруг чего в республике было немало политических спекуляций.

 

N-кий район РК.

 

Интервью с главой сельской администрации.

12.08.99

Пол опрашиваемого — Женский

Возраст — 38 лет

Место работы — администрация села.

Должность — руководитель администрации

Дополнительные сведения — назначена на свою должность полтора месяца назад, ранее работала на почте.

Дата — 12.08.99

Вы недавно были назначены главой администрации села, с какими проблемами Вы столкнулись, какую из проблем считаете для себя наиболее важной? Как эти проблемы решаются?

— Проблем очень много. Что мне сразу бросилось в глаза на новом посту, так это внешний вид нашего села. Много мусора. Около 40 старых нежилых домов, которые либо горели, либо заброшены. Приходят жители, пенсионеры, льготники, просят оказать им помощь, привезти дров и так далее. Многие из них не могут приобрести дрова для отопления даже за 50% стоимости (льгота) и приходится это решать. Администрация района помогает по мере возможности, но денег очень мало.

Есть ли у вашего села отдельный бюджет?

— Нет отдельного бюджета у нас нет, (население села — около 5 тысяч человек) деньги выделяются из района. Кое-какие деньги в село давал рынок (сборы с торговцев), но сейчас этот рынок закрывают. Надеемся договориться с районом, чтобы селу оставляли часть средств. Еще некоторые средства село получает за счет спонсосрской помощи. От коммерсантов, от организация, но это когда очень попросишь или из «жалости»

Как Вы считаете, органы местного самоуправления в Коми являются самостоятельными или зависимыми от местной исполнительной власти и от республиканского руководства? В каких формах проявляется эта зависимость, если формально МСУ является независимым?

— Конечно, органы МСУ (местного самоуправления) не могут быть самостоятельными. У нас нет денег. Район живет за счет дотаций.

А что могут депутаты? Каковы их возможности улучшить положение в районе, в селе?

— Депутаты сами мало что могут. Сами районные депутаты приходят в нашу сельскую администрацию со своими проблема, просят решить тот или иной вопрос.

Как Вы считаете, были ли свободными выборы в местные представительные органы 7 февраля 1999 г. или нет? Как проходили эти выборы? Изменилось ли что-нибудь после выборов?

— Нельзя сказать, что оказывалось на избирателей какое-то сильное давление и в то же время, конечно, за начальство агитировали сильнее. У них было больше возможностей. Из кандидатов больше проходили те, кто умел говорить с людьми — учителя, например, директора школ. Преимущество было у коммерсантов. Так у нас один (называется фамилия) выставил в своем округе угощение, выпивку — а что народу надо — проголосовали.

Как Вы считаете, в результате последних выборов получили ли Советы муниципальных образований какую-то реальную власть на местах или нет? Произошел ли переход части властных полномочий к Советам местных органов представительной власти от власти республиканского уровня?

— Не думаю, чтобы что-нибудь сильно изменилось. Даже, мне кажется, раньше депутаты больше имели «веса». А сейчас они могут только поддержать или не поддержать то или иное решение администрации, проголосовать. (Но обычно голосуют «за»). Потом прийти в администрацию, попросить, чтобы решили тот или иной вопрос. Но, может быть, в отдаленных деревнях депутаты оказывают больше влияния.

Как Вы оцениваете социально-экономическое положение района? Каков долг по зарплате перед работниками бюджетных организаций?

— Положение очень тяжелое. Учителя и медики имеют большую задолженность по зарплате. Но их зарплата — это районный уровень. У нас в селе бюджетники — это работники детского сада. Им сейчас (в августе) дали зарплату за апрель -май. Отпускные в этом году дали, а в прошлом нет, не всем. Кроме того существует задолженность за несколько месяцев прошлого года. Еще не выплатили.

А когда начались эти проблемы с невыплатами?

— Особенно плохо стало года три-четыре назад. До этого было терпимо. А где-то с 1995 года пошли многомесячные задержки с зарплатой. (звонит по телефону, комментирует: «Вот сегодня телефон работает, а то нам телефон тоже отключают за неуплату»).

Устраивает ли Вас нынешнее положение с местным самоуправлением? Может быть стоило развивать МСУ на более низком уровне?

— Что они могут — депутаты! Все понимают, что денег нет. Конечно, может быть, лучше было бы иметь нам в селе свои деньги. Выбирали бы себе депутатов и чтобы они могли решать на что тратить деньги. А сейчас, в основном, в районный совет выбирают для того, чтобы решать свои проблемы, со своей работы (школы, больницы, дома культуры и так далее). Вообще сейчас избрано очень много новых депутатов.

(Разговор шел, в основном, по хозяйственным проблемам)

НЕКОТОРЫЕ комментарии:

Выборы в МСУ практически ничего не изменили в положении сельских районов, как в экономической ситуации, так и в распределении власти в МО. В районе все, по-прежнему, решается «сверху».

Еще раз подтверждается, что уровень МСУ — район — для сельской местности выбран неудачно.

Сейчас все констатируют тяжелое экономическое положение на селе, но программы и предложений по улучшению положения практически нет. (Возможно и нет сейчас реальных возможностей, кризис слишком глубок). Надеются на государство. Некоторая надежда в данном районе есть в селе, где развита заготовка леса.

Многие из сельских жителей живут натуральным хозяйством. Собеседница отмечала высокий уровень алкоголизма.

 

Интервью с депутатов Совета муниципального образования сельского района.

Пол — М.

Возраст — 34 годв

Место работы — дом культуры

Должность — заведующий.

Доп.сведения — избран в Совет МО, одновременно баллотировался в Госсовет РК, но потом снял свою кандидатуру.

Дата — 12.08.99

Вас избрали в Совет муниципального образования, депутатом. Каковы Ваши первые впечатления от работы в Совете?

Разочарование, разочарование в людях. Раньше я покупал книжки по местному самоуправлению, читал. Сейчас посмотрел — каждый «дрожит» за себя. На первой сессии они вели себя совсем не так, как до нее.

А какие личные интересы есть у депутатов в Совете? Зачем они баллотировались? Вы лично зачем пошли в депутаты?

— Только бесплатный проезд в пределах района. Но это и не очень нужно. Округа небольшие. У меня машина есть. Сам я баллотировался в райсовет, потому что меня, как работника культуры, волнуют эти проблемы. Я хочу защитить это в селе. Сейчас в кинотеатре нет света, энергонадзор отключил. Я нашел людей, за три тысячи отремонтируют. В районе выделили деньги, администрация. А то сейчас у нас людям собраться негде, дом культуры закрыт. (В 80-е годы в селе начали строить большой Дворец культуры, даже с бассейном, но потом пошла «перестройка», денег на строительство не стало, так и стоит с тех пор ДК недостроенный). За свое депутатство хочу поднять Дом культуры, говорил уже с председателем Совета). Хочу также решить проблему со стажевыми (надбавки к зарплате за стаж работы). Меня здесь другие работники культуры поддерживали, из библиотеки. Я говорил нашему депутату Госсовета, чтобы он мне сказал, если эта проблема (стажевых) будет рассматриваться на сессии, просил его поддержать.

А как у вас проходили выборы?

— Особой кампании не было. Листовки кое-кто распространял. А так даже в газете по-моему, не писали. В основном агитировали за кандидатов в республиканский Госсовет. Я сам кроме районного Совета баллотировался еще в Госсовет. Благодаря этому 2 раза выступил по телевизору (предоставлялось бесплатно время), первый раз неудачно. Потом снял свою кандидатуру.

Как Вы считаете, органы местного самоуправления в Коми являются самостоятельными или зависимыми от местной исполнительной власти и от республиканского руководства? В каких формах проявляется эта зависимость, если формально МСУ является независимым? Может ли Ваше МО быть независимым в экономическом отношении?

— Какая может быть независимость, если денег нет. Невозможна независимость без финансов. Я точно не знаю и в экономике не разбираюсь, но, кажется, наполовину только бюджет состоит из местных налогов, а остальное — дотации из республики. Нет пока цифр по бюджету. Осенью мы на сессии будем бюджет рассматривать, пока не знаю, когда сессия точно будет. Если бы из республиканского и из федерального бюджета точно бы платили пенсионерам и бюджетникам, тогда бы, может быть, район мог бы существовать за счет собственных средств. А сейчас — нет.

Вернемся к выборам в МО? Как они проходили? Были ли свободными?

— Особенно так никто не давил, за главу сильно голосовали. (Но главу района в Совет «прокатили»). Лично я ездил от дома культуры с агитбригадой. Был один певец из музтеатра, потом его уволили, говорят, якобы из-за выборов. Но он уехал теперь в Турцию, так что сильно и не пострадал. Из аптеки уволили мою знакомую, тоже ездила агитировать, а была на больничном. Но, может быть, и правильно, если на больничном — лечись. (В общем, нет внятного ответа).

Как проходили выборы главы районного совета? Районной администрации? Было ли давление? Что было на первой сессии Совета и перед ней?

— Особенно то никто не давил, хотя разговоры ходили, что вот-вот придут домой и будут «агитировать» за главу. Но ко мне не приходили, к другим, может быть. (Потом выяснилось, что всех избранных депутатов вызывали и спрашивали их мнение, кого бы они хотели видеть на посту главы районной администрации; мотивировалось это тем. что от имени Главы РК будет предложена кандидатура, которую депутаты должны утвердить /на самом деле — по Закону — могли и не утвердить/ и поэтому надо знать мнение депутатов заранее, чтобы не предлагать того, кого не утвердят. — Скорее всего во время этих встреч предварительная «обработка» депутатов и происходила). Большой ошибкой я считаю то, что депутатам не удалось собраться самим перед сессией, договориться, познакомиться. Депутаты все друг с другом были незнакомы, знали только 3- 4 человек /из 21/. Поэтому на сессии и проголосовали как начальство сказало. Приезжал Каракчиев Анатолий (зам Главы РК), предложил Ливсона (его на выборах прокатили). Главу администрации выбирали на сессии открытым голосованием. Как тут можно проголосовать против, придешь просить его о чем-нибудь и он тебе откажет, запомнит, что ты против голосовал. Тайным голосованием выбирали председателя Совета МО (он работает на неосвобожденной основе, живет в другой деревне).

Выделяются ли какие-нибудь деньги на работу депутатам? Есть ли у депутатов специальные приемные часы для работы с избирателями?

— Нет денег нет. И специальных приемных часов тоже нет. Ко мне приходят, так как все знают, где я работаю.

Обращаются ли депутаты районного Совет в республиканские органы власти?

— Пока нет. Я хотел съездить, но проезд мне бесплатный только наполовину (по территории района). Но может быть и съезжу по тем же проблемам стажевых. Я слышал, что новый министр культуры РК сказала, что всем работникам культуры стажевые платить не будут, а только работникам республиканской библиотеки, а на местах — уже самоуправление, пусть сами МО платят.

Устраивает ли Вас нынешний уровень МСУ в республике?

— Особенно я на эту тему не думал. Но, может быть, выборный Совет на уровне села и не помешал бы.

Нужно ли закреплять какую-то квоту в Советах для коми населения?

— Не знаю, сейчас этот вопрос не актуален. Может быть и надо, чтобы в Госсовете было 50 на 50%. В конце 80-х мне было обидно за коми, так как было такое, что даже на своем языке было стыдно говорить. Я даже песню сочинил и по телевизору спел. А сейчас нет — другие проблемы, экономические...

 

НЕКОТОРЫЕ комментарии:

Выборы в МСУ практически ничего не изменили в положении сельских районов, как в экономической ситуации, так и в распределении власти в МО. В районе все, по-прежнему, решается «сверху».

Еще раз подтверждается, что уровень МСУ — район — для сельской местности выбран неудачно.

Сейчас все констатируют тяжелое экономическое положение на селе, но программы и предложений по улучшению положения практически нет. (Возможно и нет сейчас реальных возможностей, кризис слишком глубок). Надеются на государство. Некоторая надежда в данном районе есть в селе, где развита заготовка леса.

Многие из сельских жителей живут натуральным хозяйством. Собеседница отмечала высокий уровень алкоголизма.

Мотивы участия в органах МСУ скорее лоббистские (в интересах своей организации и т.д.). Способность участия в заинтересованном решении проблем всего МО пока сомнительно, это удел администрации.

Отсутствие собственной финансовой основы и тяжелое экономическое положение районов обессмысливает вопрос о перспективах МСУ.

Перспектив по преодолению кризиса на местном уровне сейчас не просматривается. Остается некоторая надежда на помощь и решение вопросов «сверху».



[1] Тексты этих и других законов можно найти в Internet: www.komi.ru/law.



Источники

[1]. Молодежь Севера. – 1998. — 26 августа.

[2]. Красное знамя. – 1999. — 14 августа.

[3]. Панорама республики. – 1999. — 10 августа.

[4]. Молодежь Севера. – 1999. — 12 августа.

[5]. Молодежь Севера. – 1999. — 5 августа.

[6]. Красное знамя. – 1999. — 18 августа.

[7]. Трибуна. – 1999. — 13 августа.

[8]. Трибуна. – 1999. — 6 августа.

[9]. Трибуна. – 1999. — 13 августа.

[10]. Молодежь Севера. – 1999. — 12 августа.

[11]. Курьер-плюс. – 1999. — 6 августа.

[12]. Жизнь и смерть в Республике Коми // Трибуна. – 1999. — 6 августа.

[13]. Акция прекратилась на третий день // Трибуна. – 1999. — 6 августа.

[14]. Красное знамя. – 1999. — 10 августа.

[15]. Трибуна. – 1999. — 6 августа.

[16]. Трибуна. – 1999. — 6 августа.

[17]. Коминформ. – 1999. — 17 августа.

[18]. Трибуна. – 1999. — 13 августа.

[19]. Красное знамя – 1999. — 17 августа.