Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Игорь НИМАНОВ

Республика Мордовия

в августе 1999 года

Сложная экономическая ситуация, обусловленная острейшим кризисом с ГСМ. Относительное затишье на политической арене. Не прекращающие попытки руководства РМ найти решение возникающих проблем на Федеральном уровне. В связи с этим встречи главы РМ с премьер-министром С.В.Степашиным во время встречи руководителей регионов, входящих в ассоциацию «Большая Волга». Визит в Мордовию Александра Жириновского в качестве кандидата по ТИО №19. Пленум райкома КПРФ на котором состоялось выдвижение кандидатов в депутаты ГД по списку КПРФ и одномандатному округу.

Главное

В республике создается впечатление, что выборы депутатов ГД состоятся не 1999 г., а через год или даже больше. Начало электоральной кампании не оказало на политические силы региона никакого влияния. В Мордовии наблюдалось относительное затишье на политической сцене. Политические акторы, реально воздействующие на складывающуюся обстановку, ничем себя не проявили и заняли выжидательную позицию. Многие находятся в состоянии неопределенности и пытаются просчитать шаги своих политических оппонентов, не беря на себя смелость назвать первыми своих кандидатов на выборах как в ГД РФ, так и законодательный республиканский орган и местные органы власти. Подобное совпадение выборов в различные уровни государственной власти в республике могло бы придать данному электоральному процессу особую динамику и напряженность, но этого, как показывает политическая ситуация августа, не происходит. Многое зависит от того, кого выдвинет в качестве своих кандидатов региональная элита.

Руководство республики продолжало демонстрировать абсолютное спокойствие и подчеркнуто не замечало отдельные слабые выпады оппозиции. Единственный противник нынешнего главы РМ, которого представители региональной правящей элиты сочли достойным ответа в СМИ, оставался депутат ГД РФ Н.П.Медведев (фракция «ЯБЛОКО»). Полемика между нынешним главой РМ и депутатом-«яблочником» становится жестче и острее по мере приближения даты выборов.

Остальные оппозиционные силы ничем особенным в этом месяце себя не проявили. Создается впечатление, что ничто не может нарушить спокойствие региональной элиты и поколебать ее твердые позиции. После объединения «Отечества» и «Вся Россия» и без того сильная позиция партии власти еще более укрепилась. Руководство Мордовии благодаря созданному задолго фундаменту, базирующемуся на семейно-клановых отношениях и умелому подбору на руководящие посты людей, не имеющих за собой ни клана, ни самостоятельной позиции и потому принужденных поддерживать своего патрона (главу республики), уверенно чувствует себя накануне выборов. У региональной элиты есть все возможности, чтобы провести своего кандидата в ГД РФ, вновь сформировать «карманное» Государственное собрание РМ и безынициативные местные органы власти.

Однако и в действиях власти иногда чувствуется внутреннее напряжение, вызванное сложной экономической ситуацией и многочисленными проблемами в этой отрасли. Неслучайно Глава РМ и правительство, не обращая внимания на политическую ситуацию, вынуждены предпринимать экстренные меры, для того чтобы разрешить кризис с ГСМ. Правящая элита хорошо осознает, что ухудшение экономической обстановки в республике может пагубно сказаться на авторитете главы республики и его ближайшего окружения.

Несмотря на многочисленные заявления о благополучной экономической ситуации, мелькающие на страницах местных газет, реальное положение дел в экономическом секторе остается сложным и далеким от разрешения. Попытки республиканских властей все трудности переложить на Федеральный центр не приносят уже того эффекта, на который привыкла рассчитывать правящая элита. К существующим проблемам в области экономики добавляются и нерешенные социальные вопросы. Хронической болезнью для социальной сферы региона стала невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы (особенно в сельских регионах). Про существование пособий по уходу за детьми многие семьи уже давно забыли. Становится критической и демографическая ситуация. Очерченный проблемы все в большей степени стягиваются в клубок неразрешимых для нынешних властей противоречий. Однако дальнейшее оттягивание решений по этим проблемам может способствовать превращению их в политические, которые скажутся, вероятно, на будущих выборах. Поэтому руководство республики активно работает на федеральном уровне и ищет возможности привлечения дополнительных денежных средств.

1.    Социально-экономическая ситуация

Проблемы, возникшие еще в июле, продолжали оказывать серьезное влияние на общую ситуацию в Республике. Сводки республиканских газет гуманитарно образованному человеку более всего напоминают времена первой мировой войны, когда кризисы накатывались один за другим.

1.1.       «Бензиновый кризис»

Настоящим бедствием для республики стал «бензиновый кризис». Все республиканские СМИ заполнены материалами о возникающих проблемах с поставками топлива в регион.

В Мордовии, как ни в одном близлежащем регионе, остро стоит проблема поставки бензина. Повышение цен на бензин, по которому Мордовия в июле обогнала даже Москву и Санкт-Петербург, продолжалось и в августе. Более того, реальностью для региона не только высокие цены стали, но и дефицит, а зачастую и полное отсутствие бензина даже в городе, не говоря о селе. На всем протяжении шоссейных дорог, проходящих по Мордовии, иногда не работала не одна заправка. Попытки правительства экономическими мерами решить столь жизненно важную проблему не приводили к хорошим результатам и улучшению ситуации в данной области. Цены на бензин к середине августа на частных АЗС поднялись: на АИ-76 — до 6 руб., на АИ-92 — до 7 руб.

Ситуация осложнялась постоянными перебоями с поставками горючего на заправки ОАО «Мордовнефтепродукт». Попытки этого (фактически государственного) предприятия сдержать цены провалились. Как показало развитие ситуации, собственных ресурсов горючего у этого «карманного» для властей предприятия (его возглавляет родственник Главы РМ И.И.Меркушкин) не хватило для обеспечения нормального снабжения топливом не только частного автотранспорта и транспорта хозяйствующих субъектов, но и автопарка экстренных служб. В начале августа дело дошло до того, что бензиновый кризис грозил парализовать нормальную работу пожарной охраны, которой выдавалось 20-30 литров бензина в сутки. В некоторых районах республики (например, в Рузаевском) были закрыты на неопределенное время все АЗС. На оставшихся с бензином АЗС началась настоящая паника, когда возникали огромные очереди, и люди должны были часами простаивать в коих, а затем заполняли бензином все имеющиеся емкости, чтобы увереннее себя чувствовать в течение некоторого времени. Ситуация усугублялась тем, что одна из крупнейших нефтяных кампаний, обеспечивающая республику горючим — «ЛУКойл – Волга» — закрыла свой кредит. В результате сложившегося дефицита с горючим стал с громадными перебоями работать общественный транспорт.

Следующие последствие топливного кризиса последовало незамедлительно. Правительство Республики Мордовия принимает постановление о повышении цен на услуги пассажирского междугороднего транспорта в связи с ростом цен на топливно-энергетические ресурсы. При этом всю вину за сложившуюся ситуацию республиканское руководство перекладывает на федеральный центр.

Казалось, усилия правящей элиты по поиску выхода из кризиса должны были дать реальные результаты после того, как на встрече руководителей регионов, объединенных в ассоциацию «Большая Волга», премьер-министр РФ Сергей Степашин дал согласие на квотированные поставки сырой нефти на нефтеперерабатывающий завод компании «НОРСИ-ойл» в Кстове Нижегородской области. Однако видимый выход из кризиса совпал с отставкой Степашина.

Необходимо отметить, что несмотря на заявление руководителей региона, будто отставка премьер-министра никак не повлияет на республику, все же в выступлениях официальных лиц явно прослеживались сожаления по поводу так и не состоявшегося сближения с федеральным центром на самом высоком уровне. Вполне вероятно, что эта отставка повлияла на дальнейшие шаги правительства Мордовии по выходу из кризиса.

СМИ хорошо потрудились, чтобы обосновать необходимость следующего шага правящей элиты. В материалах печати по поводу топливного голода очень четко прослеживается мысль о «хорошем» (радеющем за граждан) руководстве республики и «плохих» предпринимателях, делающих деньги на кризисной ситуации. Когда население стало морально готово к осуждению предпринимателей, повышающих цены на бензин, правительство РМ пошло на логически вытекающие из этого «общественного мнения» меры административного воздействия. Оно (в нарушение законодательства РФ) принимает постановление «О регулировании цен на отдельные социально-значимые товары народного потребления и нефтепродукты на территории РМ», согласно которому временно устанавливалась розничная цена на бензин АИ-76 – 5 руб., АИ-92 – 6 руб. 30 коп. При этом правительство не только не скрывает, но, наоборот, публично декларирует, что оно нарушает российские законы. Ради защиты интересов населения.

Но на деле ситуация выглядит гораздо сложнее, чем на бумаге, где легко написать, что постановление выполняют ОАО «Мордовнефтепродукт» и три (!) коммерческие АЗС. Прежде всего, после принятия постановления остальные частные АЗС временно лишаются лицензии и устанавливается практически абсолютная монополия «Мордовнефтепродукта». Но в результате закрытия коммерческих заправок тут же выявляется неспособность «Мордовнефтепродукта» в полной мере обеспечивать население топливом: государственных АЗС слишком мало. Вновь открывается проблема острейшего дефицита бензина, которая обостряется в связи с очередными перебоями с его поставкой государственному предприятию. На заседании оперативной комиссии по разрешению бензинового кризиса 23 августа под председательством председателя правительства Владимира Волкова была заявлено, что существующие договоренности с Рязанским и Саратовским НПЗ о поставках бензина в республику не выполняются. В Рязани просто отказались помочь Мордовии с топливом. Премьер потребовал проверить все частные заправки «сверху донизу», даже если на это потребуется время до конца года. По словам В.Волкова, «весь заправочный бизнес в республике должен быть переведен в другую собственность».

Однако лишение лицензий частных предпринимателей и полная переориентация на крупнейшего поставщика бензина — ОАО «Мордовнефтепродукт», как показало дальнейшее развитие событий, проблему снять не могут. Несмотря на заявление руководителя этого предприятия И.И.Меркушкина о нормализации ситуации с бензином в республике через 2-3 дня после заседания правительства топливный кризис не был преодолен, а получил логическое продолжение. Бензин начинал вовсе исчезать из продажи. То его количество, которое завозилось на АЗС, заканчивалось за считанные часы. АИ-92 исчез из продажи вообще, а чтобы залить АИ-76, необходимо было отстоять «километровые» очереди. Таким образом, попытка решить проблему административными мерами потерпела крах.

1.2.       Финансовое положение республики

«Бензиновый вопрос» теснейшим образом связан с проблемой расчета с партнерами по бизнесу. Но и здесь ситуация крайне тяжелая. Не имея своих собственных ресурсов, способных в полной мере наполнить бюджет, республика живет или на денежные поступления из центра (зачастую расходующиеся не по назначению), или на кредиты. Однако в последнее время внешние потоки, поддерживающие экономику Мордовии на плаву, тают, или, академично говоря, имеют постоянную тенденцию к занижению. Несмотря на частые, в последнее время, встречи руководства региона с представителями большого бизнеса, последние неохотно идут на предоставление денежных кредитов, так как правительство не смогло выполнить обязательства по ранее взятым кредитам (хотя почти все они были льготными). Поиски других путей к получению денежных средств ощутимых результатов не дали.

Так, не был вовремя проведен расчеты, когда под гарантии правительства первый крупный кредит был взят у коммерческих банков для погибающего завода «Лайме». Следующий крупный кредит (10 млн. долларов) под гарантии правительства выделило Мордовии республиканское отделение Сбербанка РФ в мае-августе 1998 г., причем последнее долларовое поступление состоялось 18 августа 1998 года. Кредит был взят под 14% годовых. До сих пор вопросом выплата долга по данному кредиту, сумма которого составляет пока 250 млн. руб. Определен срок погашения задолженности – до 20 декабря 1999 г. Премьер В.Волков не устает заявлять, что правительство расплатилось бы вовремя, если бы 17 августа. При этом председатель правительства забывает, что это задолженность — не единственная. Так, правительство РМ должно 202 млн. руб. «Инкомбанку».

Общая задолженность Мордовии только коммерческим банкам составляет 500 млн. руб. Ситуация сложилась таким образом, что республика в настоящее время является фактически банкротом. Неизвестно, откуда же правительство сможет взять деньги на погашение только этих долгов. Не имея средств, очень трудно рассчитывать, что потенциальные партнеры (в частности, нефтетоговцы) будут поставлять свой продукт, заведомо зная, что республике платить нечем.

1.3.       Сельское хозяйство

Сложности в экономической сфере не ограничились только топливным кризисом и невыплатой задолженности по кредитам. Естественно, что одной из основных проблем в августе 1999 года оставалась уборка урожая. В августе наблюдалась тенденция к снижению урожайности зерновых культур. Если в июле средняя урожайность составляла 13,2 ц. с га., то в августе этот показатель был уже 12,3 ц с га. Зерновые были скошены на 55% посевных площадей. Если уборка зерновых и дальше пойдет такими же темпами, то она может быть завершена лишь к середине сентября. Основной причиной задержки уборочных работ и снижения урожайности назывались частые дожди, создающие трудности для сельхозработ. Кроме того, в августе закупочные цены на зерно в Мордовии были ниже, чем в соседних регионах, что стало одной из причин вывоза зерна за пределы республики, и никакие административные меры не позволяли перекрыть каналы утечки зерна. В этой ситуации правительство республики вынуждено было повысить закупочные цены до уровня соседних территорий и даже чуть выше.

Проблем, которые испытывает сельское хозяйство Мордовии, огромное количество. В республике наблюдается тенденция снижения не только урожайности зерновых, но продуктивности животноводства. В частности снижение производства мяса и молока. В августе в г.Саранске наблюдались перебои с хлебом. Хлебозаводы во многих случаях использовали имеющиеся собственные запасы муки, а средств на приобретение не имелось, поэтому в администрации города в срочном порядке рассматривалась возможность выделения кредита на закупку сырья.

Непростая ситуация складывалась в республике и с уборкой картофеля. Ведь только согласно договору с Москвой Мордовия должна поставить в столицу 14 300 т этого продукта.

Квотирование цен осуществлялось не только на бензин. Тем же постановлением Правительство РМ установило предельные надбавки на крупы для всех хозяйственных субъектов.

1.4.       Социальная сфера

Большие проблемы ощущаются и в социальной сфере. Правительство РМ несмотря на то, что Республика получает из центра 2225 руб. на человека (самый высокий показатель в регионе) не в состоянии справиться с проблемой задолженности работникам бюджетной сферы, которая составляла на начало августа 330,6 млн. руб. За месяц она выросла на 7,4%. Снижается и покупательная способность заработной платы (почти на 45%) по сравнению с прошлым годом. При этом в республике наблюдается огромная разница между самой высокой и самой низкой заработной платой (в 25 раз). Но и заработанные деньги рабочие и служащие не могут получить. Только в столице насчитывается 351 предприятие и организация, которые должны своим работникам 136 млн. руб. В августе продолжался рост цен на основные продукты питания.

Крайне напряженной оказалась демографическая ситуация, о которой республиканские газеты много писали в августе. За первое полугодие число умерших (6916 человек) почти в 2 раза превысило число родившихся (3565 человек). Сложившаяся ситуация обсуждалась на заседании Президиума Правительства РМ 13 августа. Правительство предложило концепцию Программы по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия на 2001-2005 гг. Предыдущая программа на 1998-200 гг., разработанная НИИ регионологи» и принятая Правительством РМ 6 сентября 1998 г, оказалась полностью проваленной. Население республики с 1990 года сократилось на 20 тыс. человек. В Мордовии порог старости населения (7% людей в пенсионном возрасте) превышен почти вдвое и составляет 13,9%. Потери населения республики в трудоспособном возрасте составляют 23% от всех умерших. Если подобные тенденции сохранятся, а причин для улучшения пока не видно, то Мордовии в скором будущем грозит дальнейшее старение населения. Особенно это касается мужского населения трудоспособного возраста, смертность которого в 5 раз выше, чем женского. Концепция программы принята, однако ресурсов для ее выполнения у правительства пока нет, и, вероятно, ее ожидает судьба предыдущей.

2.    Политическая ситуация

2.1.       Контакты с Центром

Для решения возникающих проблем руководство республики вынуждено было активно трудиться на федеральном уровне. Председатель правительства В.Волков встречался с первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия РФ А.В.Гордеевым, где была достигнута договоренность о предоставлении льготных кредитов из бюджета РФ в размере 20 млн. руб. на нужды АПК Мордовии и отдельно 5 млн. руб. Атяшевскому мясокомбинату. В министерстве финансов РФ премьер обсудил возможность скорейшего перечисления очередного трансферта и проведения межбюджетного взаимозачета по долгам. Во время встречи с генеральным директором АО «Межрегионгаз» В.Н.Никишиным была достигнута договоренность о неограничении подачи газа АО «Лисма-СИС и ЭВС» и АО «Мордовцемента».

Газета «МК в Саранске» делает интересный вывод, что раз республику спасает только авторитет Н.Меркушкина, нынешнего Главы (а такой вывод прямо следует из всех публикаций СМИ об отношениях РМ с Центром), то было бы целесообразно передать Главе РМ функции Председателя Правительства. Такое перераспределение полномочий на сегодняшний день фактически уже произошло. В.Волков премьер-министр лишь номинально, реально же ни одно сколько-нибудь важное решение ни в одной области не принимается без участия Н.Меркушкина. Премьер-министр РМ в Правительстве РФ имеет дело лишь с заместителями министров, контакты более высокого уровня осуществляет Глава РМ.

2.2.       Правящая элита накануне выборов

Об изменениях в политической ситуации Мордовии по материалам СМИ следить достаточно сложно. Почти все СМИ предпочитают либо не писать о политике, либо давать угодный правящим кругам материал, по которому непросто судить об истинном положении дел на политической арене. Все реально действующие политики затеняются фигурой Главы РМ и отходят на второй план. Впрочем, ситуация свидетельствует, что основные акторы уже смирились со вторыми ролями, и даже начало электорального сезона не разбудило в них политического азарта. Многие из них, оценивая свои возможности, предпочитают идти в фарватере избирательной стратегии Н.Меркушкина и его избирательного блока «Отечество» — «Вся Россия».

Ситуация в августе мало чем отличалась от предыдущего месяца. Политические акторы пока выжидают первых шагов своих оппонентов, предпочитая пока широко не освещать своих кандидатов в депутаты законодательных органов различных уровней. Напомним, что в Мордовии в декабре ожидается серьезная борьба за места как в ГД РФ, так и в Государственном собрании Республики Мордовия, и в представительных органах местного самоуправления.

Правящей элите крайне важно провести своего кандидата в ГД, причем такого, который бы и далее (по крайней мере, до конца срока своих полномочий) оставался в команде нынешнего главы, а не перешел в стан его оппонентов, как действующий депутат от Мордовского одномандатного округа Н.Медведев. Конечно, при достижении этой цели правящая элита лишится возможности в случае неудач (а они, по всей видимости, неизбежны) сваливать вину не только на Правительство РФ, но и на депутатов ГД, как это происходит сейчас. Если судить по выступлениям представителей правящей элиты последних лет, то депутаты Госдумы от РМ («яблочник»-одномандатник Н.Медведев и коммунист-списочник Е.Костерин) виноваты во всех финансовых и экономических бедах республики.

Еще более важно для существующего режима в нынешних условиях иметь такое же «карманное» Государственное собрание, как сейчас. В этой связи очень большие сомнения вызывает честность будущих выборов в законодательный орган республики, как и в органы местного самоуправления. Республиканская партия власти даже в условиях падения своего престижа, даже на фоне разрастающегося экономического кризиса сохраняет полностью зависимые местные администрации и другие рычаги воздействия на результаты будущих выборов. Вызывает также большое сомнение, что региональная элита предоставит равные возможности всем кандидатам для проведения предвыборной агитации. Уже сейчас становятся известны случаи, когда в административном порядке на предприятиях и организациях назначают «ответственных» за предвыборный блок «Отечество» – «Вся Россия».

Выборы в ГД по одномандатному округу в РМ, а также будущие президентские выборы будут проходить на условиях, записанных в Договоре об общественном согласии и социальном партнерстве, который в июле подписали большинство политических и общественных сил республики. Правящая элита в СМИ высоко оценила данный договор. К нему не присоединилась только КПРФ — партия, которая на предстоящих выборах может испортить «партии власти» настроение, несмотря на некоторые снижения ее авторитета и влияния. В целом то, что (за некоторым исключением) договор подписали все мыслимые и немыслимые (в том смысле, что их существование в реальности не обнаруживается никак. – И.Н.) политические партии и общественные организации, доказывает, что правящая элита способна диктовать свою волю практически всем политическим партиям. Примечательно, что, за исключением материала Информационно-аналитического управления при Главе РМ, практически никаких комментариев по поводу договора в СМИ не было, а в том, что информационно-аналитическое управление даст договору высокую оценку, можно было и не сомневаться.

Важнейший пункт договора (совпадающий с аналогичным, заключенным ранее в Саратовской области): при проведении выборов в ГД и Президента РФ все участники договора готовы согласовать свои позиции, а также поддержать единых кандидатов. В документе не указано, от кого будут единые кандидаты и кто с кем будет согласовывать позиции. Но нет сомнения, что «единые кандидаты» будут выбираться правящей администрацией, и позиции политические партии будут согласовывать с нею же. Условия действия договора не дают возможности подписавшим его быть в оппозиции. Быть оппонентами власти могут лишь те, кто договора не подписал — как отмечено выше, из что-либо значащих организаций это одна лишь КПРФ. Отметим, что среди подписавших можно увидеть общественные организации, имеющие лишь косвенное отношение к политике, такие, например, как «НТО энергетиков и электротехников Мордовии», «Морское собрание Республики Мордовия имени адмирала Д.Ф.Ушакова», Союз композиторов, Союз писателей и т.д. Таким образом, политические партии здесь уравнены с неполитическими организациями.

Официальные средства массовой информации в августе, на фоне ухудшающейся экономической и социальной обстановки старались поддержать образ Н.Меркушкина как лидера не только Мордовии, но и Поволжского региона в целом. Так, корреспонденты «Известий Мордовии» отмечали, насколько повезло ассоциации «Большая Волга» с нынешним президентом Н.И.Меркушкиным, с избранием которого ассоциация приобрела второе дыхание и стала реально воздействовать на политику Федерального центра. Этим же объясняется и перепечатка в республиканских газетах статьи Н.И.Меркушкина из номера журнала «Российская Федерация сегодня», который посвящен Мордовии. Из публикации можно понять, что нынешний глава давно пришел к выводу, что власть — это прежде всего создание для людей возможностей для зарабатывания как можно большего количества денег.

Правящая элита продолжала создавать Н.Меркушкину имидж политика федерального уровня. Созданный заранее фундамент позволяет пребывать в относительном спокойствии лидерам республики, тем более, что предвыборная гонка только начинает разворачиваться.

2.3.       Политические партии накануне выборов

В августе стали известны намерения некоторых политических партий по выдвижению кандидатов по одномандатному округу, а также по федеральным региональным спискам.

2.3.1.      ЛДПР

Одним из первых объявил о своем намерении баллотироваться по ТИО №19 зам. председателя ЛДПР по организационно-партийным вопросам сводный брат В.Жириновского А.Жириновский, который посетил Атяшевский район. Либерал-демократы немного оживились с началом электорального сезона. Методы привлечения сторонников своей партии остаются прежними. Это массовые акции по раздаче футболок и других предметов с аббревиатурой ЛДПР, кассет с записями речей В.Жириновского с одновременным приемом в члены партии. Таким образом, либерально-демократическая партия пытается расширить количество людей, работающих во время предвыборной кампании. Хотя многие молодые люди в возрасте 14-16 лет идут на подобные мероприятия ради любопытства и тех подарков, которые выдают на них. Затем они не появляются в штабе партии и совершенно не оправдывают тех надежд, которые на них возлагались. Лидер местного отделения ЛДПР Елена Сарычева считает, что главное — «закрыть» избирательные участки своими наблюдателями. В условиях возможной фальсификации будущих выборов это кажется вполне оправданным. Главным соперником либерал-демократы видят традиционно коммунистов, а также тех, кого выдвинет партия власти, а точнее Н.Меркушкин.

2.3.2.      «ЯБЛОКО»

Сложная ситуация продолжала сохраняться в августе в Мордовском региональном отделении партии «ЯБЛОКО». Его лидеры, деятели ликеро-водочного бизнеса В.Гридин и С.Серебряков никак не могли смириться, что инициатива переходит от них к депутату Госдумы РФ Н.Медведеву. В.Гридин в своих интервью местным газетам достаточно оптимистически оценивал свои шансы в этом противостоянии. Попытки поиска компромисса со стороны Н.Медведева успеха не принесли. Местные «яблочники» уверенно заявили, что предстоящий съезд партии «ЯБЛОКО» должен решить вопрос о будущем кандидате от «ЯБЛОКА» в Думу в их пользу. Такое противостояние и нежелание искать приемлемых решений ничего, кроме вреда партии принести не может. Создается ситуация, когда в Мордовии отдельно друг от друга может действовать два предвыборных штаба «ЯБЛОКО». Это может расколоть возрастающее в настоящий момент благодаря деятельности «ЯБЛОКА» на федеральном уровне число сторонников партии. Если учитывать крайне низкую долю голосов, полученных объединением «ЯБЛОКО» на прошлых выборах в Думу, то проблема поиска компромисса выходит на первый план.

Согласно данным, приведенным В.Гридиным, ряды местных яблочников насчитывают на данный момент 88 человек. В августе было создано 15 предвыборных штабов. Однако реальной работы региональной организации заметно не было. Основная идеология, которую провозгласил лидер местного «ЯБЛОКА» заключается в том, чтобы идти на выборы не со злобой, а с разумом и голосовать не за имидж, а за лицо и ум.

Вплоть до съезда партии «ЯБЛОКО» в августе В.Гридин был уверен, что победит его линия. Однако на съезде эту линию поддержали лишь 10 человек, в партийный список от РМ (по Средневолжской группе регионов) вошел лишь Н.Медведев. Лидеры местного «ЯБЛОКА» допустили еще одну тактическую ошибку. Они первыми озвучили примерный список кандидатов в депутаты ГД и местные органы самоуправления. Некоторые названные кандидаты первый раз из газет узнали, что они выдвигаются от «ЯБЛОКА». Так, например, ректор МГУ имени Н.П.Огарева Н.П.Макаркин является в настоящее время членом штаба «Отечество» – «Вся Россия» и соответственно его фамилия в «яблочном» списке вызывает удивление и недоумение. Если ситуация с расколом в региональном «ЯБЛОКЕ» не будет преодолена, то вряд ли этой партии стоит рассчитывать на хорошие результаты.

2.3.3.      «Отечество» — «Вся Россия»

Местное «Отечество» — «Вся Россия» представляют из себя достаточно интересное политическое образование, в котором с благословения Главы Республики Мордовии объединились политические и общественные организации различной направленности. Можно назвать региональное отделение ОВР практической реализацией договора об общественном согласии и социальном партнерстве. Не было никакого сомнения, что местное отделение АПР полностью поддержит лозунги вновь созданного избирательного объединения. Наиболее массовыми организациями в составе «Отечество» представляется «Союз труда», в который входит большинство профсоюзов, и отделение Российского союза молодежи, в который по традиции записано немало людей. Это даст основание лидерам местного «Отечества» утверждать, что «Отечество» — это не партия чиновников. Определенное дистанцирование от власти и стремление показать себя партией, в которой широко представлены различные слои населения крайне важны для электорального успеха в условиях ощутимого роста недоверия со стороны населения руководству РМ. Для лидера регионального отделения А.Сухарева Ю.Лужков и Н.Меркушкин символизируют те принципы, на основе которых должен формироваться депутатский корпус, хотя сами эти лидеры в депутаты не пойдут. В качестве главных конкурентов на выборах всех уровней «Отечество» рассматривает коммунистов. В Мордовии, при такой поддержке администрации, эта партия может реально рассчитывать на успех.

2.3.4.      КПРФ

Определились со своими кандидатами на выборах в Госдуму РФ и коммунисты. 28 августа прошел пленум рескома КПРФ, на котором делегаты утвердили кандидатов в депутаты по общефедеральному списку от КПРФ. Первый и второй номера в списке, как и ожидалось заняли нынешние депутаты от КПРФ Е.Костерин и Е.Газеев. В список под №4 включена и Л.Иванова, занимающая министерский пост в Мордовии, по поводу вхождения которой в правительство было в свое время много споров среди левых.

После пленума лидеры коммунистов заявили, что контроль на выборах от КПРФ будут обеспечивать 6000 человек. Е.Костерин считает главным конкурентом блок «Отечество» – «Вся Россия». «ЯБЛОКО» лидер местных коммунистов считает бесперспективным. Ему же было рекомендовано участвовать в выборах от КПРФ по одномандатному округу.

Заключение

Политическая ситуация в Мордовии в августе была достаточно спокойна. Правящей элитой создан прочный фундамент своей власти, позволяющий уверенно смотреть в будущее, несмотря на усилия (пока еще слабые) которые предпринимает оппозиция в связи с началом электорального сезона.

Руководство РМ пыталось разрешить сложную экономическую и социальную ситуацию. Когда это не удавалось сделать экономическими методами, в ход пускались административные меры воздействия, результат от которых был не всегда тот, на который рассчитывало руководство. Осложнение общей ситуации в республике для правящей элиты нежелательно, так как это может сказаться на ее престиже, а в конечном итоге и на поведении электората на предстоящих выборах как на федеральном, так и на республиканском уровне. Однако в августе правительству, несмотря на предпринимаемые усилия, не удалось решить «бензиновый вопрос». Острый дефицит бензина и резкий скачок цен на него осложнил решение других социально-экономических проблем.

Политические партии постепенно начинают разворачивать свои предвыборные кампании. Определились кандидаты по партийным общефедеральным спискам и по одномандатному округу. Однако главные события на политической арене все еще впереди.

Источники

1.  Известия Мордовии. — Саранск, 1999. — №142. — 4 августа.

2.  Известия Мордовии. — Саранск, 1999. — №143. – 5 августа.

3.  МК в Саранске. — Саранск, 1999. — №32. – 5-12 августа.

4.  Регион Мордовия. — Саранск, 1999. — №29. – 25 августа.

5.  Столица С. — Саранск, 1999. — №34. – 26 августа.

6.  Мордовия 7 дней. — Саранск, 1999. — №32. – 4-10 августа.