Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

С. Ю.

ЧУВашСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в августе 1999 года

Сформирована центральная избирательная комиссия ЧР. Определяется круг кандидатов в депутаты Госдумы РФ. Второй этап десятой сессии Госсовета ЧР. Принятие новой Конституции Чувашии снова откладывается. Вопрос об избрании председателя комитета Госсовета ЧР по местному самоуправлению остается открытым. Отставка главы самоуправления Козловского района. Второй съезд предпринимателей Чувашии. Конфликт в чувашском национальном движении.

главное

С середины лета в республике начинает набирать обороты избирательная кампания. Без особых эксцессов, довольно быстро была сформирована центральная избирательная комиссия. Причем президентской стороне удалось добиться определенного преимущества в этом ключевом в период выборов органе, а председатель Госсовета не смог настоять на своих кандидатурах. Не удалось ему поставить во главе вновь образованного комитета по делам местного самоуправления своего человека. Поэтому можно констатировать некоторое политическое ослабление председателя Госсовета и, наоборот, расширение возможностей президента.

На так называемом втором этапе десятой сессии Госсовета вновь рассматривала вопрос о проекте Конституции Чувашии. В спорных вопросах, касающихся в основном полномочий президента и Госсовета, компромисса достичь не удалось. Принято решение образовать очередную согласительную комиссию и вернуться к проекту после парламентских каникул — в сентябре.

1.    ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ

1.1.       Формирование центральной избирательной комиссии ЧР

В июле завершился процесс формирования центризбиркома республики. Состав ЦИК изменился практически полностью, из руководства свое место сохранила лишь председатель комиссии Людмила Линик.

Согласно новому республиканскому закону о центризбиркоме, он состоит из 14 человек и формируется на паритетной основе президентом и госсоветом республики. Президент назначает своих представителей специальным указом, а Госсовет — утверждает на очередной сессии. И президент, и Госсовет включают в свои списки представителей от партий и движений, имеющих свои фракции в Государственной Думе РФ. Вопрос о том, представителей каких именно партий и движений должны включать в свои списки обе стороны, законом не оговорен и решается в рабочем порядке — по мере поступления кандидатур.

Так как кандидатуры членов центризбиркома от Госсовета выносит на сессию комитет по законодательству, который возглавляет пропрезидентски настроенный Валерий Андреев, можно было предположить, что президентской стороне удастся получить определенное преимущество в этом органе. И, действительно, комитет предложил кроме трех представителей партий (от КПРФ, НДР и «ЯБЛОКО») кандидатуры Михаила Киселева (бывший председатель ЦИК, сложивший полномочия по причине болезни), вошедшего в прежний состав комиссии по списку президента; Людмила Линик, председателя ЦИК и вполне лояльного по отношению к президенту человека; Валентина Гаврилина, председателя Совета ветеранов АО «Текстильмаш», 1926 года рождения и Владимира Григорьева, юрисконсульта чебоксарского филиала предприятия «Волгааэронавигация».

Председатель Госсовета Лев Кураков хотел бы видеть в центризбиркоме других людей, в связи с чем депутатам на сессии был предложен «альтернативный» список кандидатов, подготовленный президентом Госсовета. В своем выступлении по этому поводу Кураков заявил, что члены центризбиркома от Госсовета должны «полностью отстаивать интересы законодательного органа республики». Тем не менее попытка не удалось, и депутаты проголосовали за список комитета по законодательству. Указ Президента о членах центризбиркома с его стороны был подписан на следующий день после опубликования госсоветовского списка, 9 июля.

На первом заседании центризбиркома его председателем была избрана Людмила Линик, а заместителем председателя — близкий к руководителю администрации президента юрист Сергей Вамтеев.

Таким образом, президент получил в Центризбиркоме явное преимущество, а следовательно, дополнительные возможности контролировать ситуацию на электоральном поле.

1.2.       Партии движения готовятся к выборам

1.2.1.      КПРФ

Региональные отделения общероссийских партий в Чувашии особой популярностью и влиянием не пользуются, за исключением КПРФ и в какой-то степени ЛДПР. Жириновцы по числу зарегистрированных членов обогнали даже коммунистов, правда есть основания думать, что цена этому преимуществу невелика. Причем в буквальном смысле этого слова — в республике около полугода работают торговые точки, где членам ЛДПР отпускают товары первой необходимости с небольшой скидкой.

На территории республики расположены два одномандатных округа — Канашский №32 и Чебоксарский №33. Коммунисты еще не объявили официально, кого они будут выдвигать, но с большой долей вероятности можно предположить, что по Чебоксарскому округу будет баллотироваться подающий большие надежды секретарь горкома КПРФ Игорь Моляков, а по Канашскому — первый секретарь рескома и бывший председатель Госсовета Валентин Шурчанов.

Ходят, правда, слухи, что в Чебоксарском округе собирается выставить свою кандидатуру и Виталий Малинов, депутат Госсовета, в свое время возглавивший кампанию за проведение референдума по вопросу об упразднении поста президента в республике. Он стал депутатом Госсовета при поддержке коммунистов уже второй раз. Человек он довольно странный — в республиканской прессе проходили публикации о постоянных скандалах, которые он устраивает бывшей жене и дочерям живущим отдельно от него, об уголовном деле, по факту рукоприкладства, прекращенном по амнистии. Ходят слухи о трениях, возникших между Малиновым и руководством в связи с его намерением идти на выборы.

Однако, скорее всего без поддержки коммунистов Малинов не будет серьезным кандидатом и даже не сможет отобрать сколько-нибудь значительное количество голосов у Молякова.

1.2.2.      ЛДПР

В начале августа состоялась очередная XV региональная конференция ЛДПР. Конференция назвала кандидатов-одномандатников — по Канашскому округу им стал И.Теплов, предприниматель, а по Чебоксарскомузав.кафедрой химфака ЧГУ, заслуженный деятель науки Чувашии и России О.Насакин. Принято решение особую ставку сделать на молодежь, которой в рядах ЧРО ЛДПР довольно много. Кстати, побочным результатом этого стало то, что как было самокритично подменено на конференции, в рядах соколов Эириновского страдает дисциплина. Свежий пример районной организации села Комсомольское. Жириновский на покупку автомашины выделил 2000 руб. (? — С.Ю.). Однако в результате нет ни машины, ни денег.

1.2.3.      Союз «Отечества» и НДР

Региональную организацию «Отечества» возглавляет Виктор Кисин, известный в республике человек, генеральный директор АО «Химпром». По причине своей молодости ЧРО «Отечество» отличает малочисленность и неорганизованность, однако В.Кисин — опытный руководитель и партийное строительство постепенно налаживает. Несмотря на то, что на федеральном уровне союз «Отечества» и «Наш дом — Россия» не состоялся. Кисин обратился к Энверу Аблякимову, лидеру республиканского крыла НДР, с предложением подписать декларацию о сотрудничестве, чтобы «объединить усилия в формировании нового депутатского корпуса Государственной Думы РФ». Наблюдатели отмечают, что склонность к союзу у местного «Отечества» вызвана некоторой слабостью пролужковских структур в Чувашии на фоне республиканской организации НДР, которую с самого начала пестовал и лелеял ее глава — председатель кабинета министров ЧР Э.Аблякимов. Деятельность его была довольно успешной — из 87 депутатов Госсовета ЧР около десятка являются сторонниками НДР. Декларация была подписана, и теперь обе организации будут проводить «совместные массовые мероприятия на основе уважения друг к другу».

В Чувашии местное отделение КРО не последовало примеру центральной организации и не вышло из блока с «Отечеством». Председатель правления ЧРО «Конгресс русских общин» А.Крынецкий был одним из организаторов местного «Отечества» и даже, по некоторым данным должен войти в избирательный список движения.

На региональном уровне состоялся также союз «Отечества» с Аграрной партией и «Всей Россией». Причем, если отделение Аграрной партии существует в республике давно и в процессе объединения с ним были соблюдены формальности вроде обсуждения и голосования, то ЧРО «Вся Россия» появилось на свет буквально за 3-4 недели до «брака» и вряд ли что-то из себя представляло. Возглавил его полковник Владимир Бутыльченко, до недавнего времени работавший в комитете по чрезвычайным ситуациям.

Кандидаты-одномандатники от блока «Отечество — Вся Россия» пока не названы, но по неофициальным данным в Чебоксарах от него будет выдвигаться вице-премьер правительства Чувашии, министр экономики Анатолий Аксаков, а в Канаше — другой вице-премьер, курирующий в кабинете министров «социалку» Петр Ивантаев, до прихода в правительство возглавлявший рессовпроф. «Раскрутка» обоих постепенно начинается.

Деятельность остальных региональных отделений общефедеральных партий и движений по подготовке к выборам пока не так активны.

1.2.4.      Идея создания политической организации предпринимателей

25 июня в Чебоксарах состоялся второй республиканский съезд предпринимателей. Инициатором его проведения выступило министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел. В работе съезда приняли участие около трехсот делегатов из районов республики и от различных объединений предпринимателей. Открыл съезд президент Чувашии Н.Федоров.

Предыдущий съезд состоялся в 1996 году, тогда в республике действовало 4 114 малых предприятий. На 1 января 1999 года их 4 239, то есть рост составляет всего 3%. Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях в 1998 году, составила около 36,4 тыс. человек, что на 13,2% больше, чем в 1996 году. Эти цифры были озвучены на съезде.

Выступивший на съезде министр по развитию предпринимательства торговли и ремесел Михаил Орлов очень самокритично заявил, что не согласен с утверждением, будто в Чувашии созданы идеальные условия для развития предпринимательства. Причем министерство видит следующие препятствия этому развитию: бюрократические барьеры; трудности, связанные с формированием стартового капитала; непомерные налоги, сложности ведения бухучета и получения кредитов; нехватка производственных помещений. Остальные докладчики поднимали примерно тот же круг проблем.

В конце была принята резолюция с перечнем поручений для координационного совета, сформированного на съезде. В него вошли представители всех общественных объединений предпринимателей, городов и районов, итого 35 человек. Один из пунктов резолюции, предполагает создание межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров под руководством президента. Судя по некоторым признакам, одной из важнейших задач, стоявшей перед организаторами съезда, было намерение направить энергию предпринимателей в нужное русло. Имеется в виду — отвлечь их от идеи создать какое-либо политическое движение или партию.

Идея создания собственной политической организации в предпринимательских кругах усиленно муссируется уже около года. Такая организация, по мнению сторонников этой идеи, могла бы защищать интересы предпринимателей на государственном уровне. Еще на этапе подготовки съезда многие предлагали воспользоваться возможностью и объявить о создании политического объединения предпринимателей прямо на нем. Непосредственно на съезде президент «Делового клуба» Владимир Осанов заявил, что создание общественно-политического объединения — способ решить проблему взаимоотношений между предпринимателями и властью. Поддержал его уже упоминавшийся в данном обзоре Александр Воротников, а также президент Чувашской ассоциации развития малого предпринимательства Владимир Бородин. Однако, несмотря на многочисленные «подачи», руководство съезда не поддалось на провокацию. Вопрос о создании партии, которая бы защищала интересы предпринимателей в практической плоскости на съезде, так и не был поставлен.

Надо сказать, исполнительная власть в республике уже имеет опыт общения с объединениями предпринимателей. Народ это преимущественно активный, юридически грамотный и плохо управляемый. Новочебоксарская организация «Защита прав предпринимателей», например, уже с осени небезуспешно борется против 5-процентного налога с продаж, введенного в минувшем году президентским указом. Тем не менее на сегодня властям удалось не допустить объединения предпринимателей в рамках одной, преследующей не только экономические, но порой и политические цели, организации.

Впрочем, еще один стимул и шанс для объединения предпринимателей уже наметился — начинающаяся дискуссия вокруг проекта закона о налоге на вмененный доход, который затронет интересы очень многих.

2.    РЕАКЦИЯ НА ОТСТАВКУ С.СТЕПАШИНА

Известие о назначении главой правительства России Сергея Степашина в свое время было встречено в правительстве и администрации президента ЧР с радостью и облегчением. Николай Федоров заявил, что Сергей Степашин — его старый друг, работать с ним будет легко и даже договорился о визите российского премьера в Чебоксары, который должен был состояться в начале сентября, одновременно со Всероссийским совещанием по итогам выполнения в 1996-1998 гг. государственной целевой программы «Жилище».

Естественно, отставка Степашина энтузиазма в Чебоксарах не вызвала. В первые дни официальные лица, даже позволяли себя выражаться весьма откровенно. «Обидно, что пост Президента России занимает больной, неуправляемый человек, а фактическое руководство страной осуществляет «домашнее политбюро». Создается впечатление, что ближайшее окружение Б.Ельцина намеренно стремится ввести чрезвычайную ситуацию в стране с целью спасти себя, замазать свои преступления» — это цитата из статьи Анатолия Аксакова, министра экономики ЧР.

Примерно в том же духе высказался Петр Краснов, глава администрации президента ЧР: «Между прочим, подобная частота отставок правительства — 5 раз за 18 месяцев — наблюдается в двух видах стран. Когда в стране берут верх примитивные силы и происходит чуть ли не ежедневный вооруженный захват власти, то можно говорить о государстве, находящемся на низком уровне своего развития. Или можно говорить о другой стране, где уровень жизни столь высок, что подобная частота никак не отражается ни на экономике, ни на политике. Думаю, можно сделать вывод, к какой стране мы относимся...»

Сам Николай Федоров первые дни никак не проявлял своего отношения к происходящему, подчеркивая лишь, что в связи с кадровыми перестановками на уровне федеральных органов в работе и правительства Чувашии ничего меняться не будет. Однако 17 августа, после встречи в Москве с Путиным, один на один Федоров заявил, что новый премьер произвел на него «приятное впечатление». Он информирован о положении дел в Чувашии и видит в ней «один из самых стабильных регионов». Более того, им якобы удалось договориться о том, что останутся в силе все договоренности в отношении Чувашии, достигнутые при Степашине, вплоть до приезда российского премьера в Чебоксары. Только этот визит, а соответственно и строительное совещание, состоится 29-30 сентября.

3.    обсуждение проекта конституции

8 июля состоялся второй этап Х сессии Госсовета ЧР (первый прошел 21 июня). Главным вопросом повестки, ради которого, собственно, и пришлось прерывать сессию две недели назад, стал проект Конституции республики. Дискуссии вокруг этого документа (вернее, документов — на сегодня существуют уже три его варианта и чуть было не родился четвертый, но обошлось) ведутся с начала года (см. предыдущие обзоры).

На первом этапе сессии обсуждение «конституционного» вопроса зашло в тупик после того, как депутаты не смогли определиться даже с тем, какой именно вариант проекта Конституции взять за основу. Сторонники президента во главе с председателем комитета ГС по законодательству Валерием Андреевым лоббировали так называемый «третий» вариант, по словам их оппонента, председателя Госсовета Льва Куракова «тайно сработанный за одну ночь». Сам Кураков сотоварищи симпатизировал «второму» варианту, представленному Временной комиссией. Она свела воедино поправки и дополнения, поступившие в ходе всенародного обсуждения «первого» варианта, разработанного еще в 1995 году Конституционной комиссией во главе с президентом республики.

Если обобщить, то разница между двумя конкурирующими вариантами выявит суть противоречий двух противоборствующих сторон. В варианте комитета по законодательству нет упоминания об ограничении сроков полномочий президента, о контрольно-счетной палате, Конституционном суде, выражении недоверия председателю кабинета министров и отдельным министрам, об ответственности президента за весь кабинет, о необходимости для президента владеть обоими государственными языками. Речь идет с одной стороны об очередной, самой серьезной за последние годы атаке на полномочия президента, а с другой — о попытке сохранить статус-кво и обеспечить свое политическое будущее. Причем, если раньше коммунисты атаковали президента практически в одиночестве, то сейчас у них появился сильный союзник в лице председателя Госсовета Льва Куракова.

В очередной раз подискутировав на околоконституционные темы, и опять не сумев взять за основу ни одного из вариантов, депутаты по предложению своего коллеги Николая Иванова, мэра города Новочебоксарска, решили образовать согласительную комиссию из руководителей депутатских групп и комитетов Госсовета, президента, председателей Госсовета, кабинета министров и Верховного Суда. После чего разъехались на каникулы.

Факт участия в борьбе на стороне коммунистов Льва Куракова весьма показателен. Он однозначно свидетельствует о решимости спикера Госсовета взять реванш у Николая Федорова и занять его место уже через два с половиной года. Такой исход представляется весьма вероятный в том случае, если нынешний президент не будет баллотироваться на третий срок. В силу загадочных особенностей души чувашских избирателей, значительная их часть относится к Куракову с симпатией. А других «раскрученных» кандидатов у команды президента на сегодня нет. Кураков может оказаться той самой компромиссной фигурой, которая устроит умеренную часть электората.

Силы сторон в Госсовете примерно равны, о чем свидетельствует отсутствие каких-либо подвижек в конституционном вопросе. Коммунисты и сторонники Куракова (в основном депутаты сотрудники Чувашского госуниверситета, он был, да по сути и остается его ректором), добиваются, во-первых, расширения полномочий Госсовета чтобы ослабить позиции исполнительной власти на ближайшее время. Во-вторых, они пытаются не дать Федорову возможности остаться на третий срок, приводя в пример российскую Конституцию с ее ограничением права занимать пост президента двумя сроками. Президентская сторона, защищая устои демократии, настаивает на том, что запрет занимать пост президента более двух раз подряд грубо нарушает конституционные права избирателей. А следовательно, не может быть самостоятельно применен субъектом Федерации. Контрольно-счетная палата, будучи подконтрольна только законодательной ветви власти, будет необъективна, считают в лагере президента, да и зачем республике еще один бюрократический орган? Эти позиции поддерживает депутатская группа «Регионы» (в нее входят в основном главы муниципальных образований) во главе с вышеупомянутым Николаем Ивановым, директора предприятий и некоторые «неприсоединившиеся» депутаты. Ключевой фигурой является председатель комитета Госсовета по законодательству Валерий Андреев, под руководством которого и появился на свет пресловутый «третий» вариант. Его давно пытаются убрать с этой должности, но пока не удается. Единственным достижением руководства Госсовета в этом смысле пока можно считать лишь решение образовать комитет по делам местного самоуправления, функции которого до сих пор выполнял комитет по законодательству. Однако и тут не все в порядке — председатель нового комитета до сих пор не избран. Кураков на втором этапе Х сессии попытался продвинуть на это место своего выдвиженца Ивана Бакуновца (член КПРФ, в предыдущем созыве заместитель председателя Госсовета при Валентине Шурчанове). Оппоненты выдвинули кандидатуру директора одной из чебоксарских школ Маргариты Федоровой. Оба претендента набрали равное количество голосов, и вопрос о кресле председателя комитета по делам местного самоуправления пришлось отложить до следующей сессии.

3.1.       Тайна голосования

Об остроте и принципиальности «конституционной» борьбы можно судить хотя бы потому, что начался второй этап Х сессии с обсуждения вопроса об обеспечении тайны голосования. В депутатской среде давно ходили слухи, что за их «волеизъявлением» в ходе голосования ведется наблюдение через систему электронного голосования. И этот факт якобы вынуждает людей зависимых, например, глав районных администраций, голосовать с оглядкой. Работники аппарата Госсовета, естественно, утверждали, что режим тайного голосования соблюдается, однако это депутатов не убедило. Заместитель председателя комитета по экономической политике Александр Воротников сказал, что результаты голосования фиксируются компьютером, а поскольку каждая карточка имеет номер и выдается депутатам персонально, то определить, как именно проголосовал ее владелец — дело техники. Воротников предложил установить жесткий контроль за ходом работы системы электронного голосования, отключить дисковод системного блока для предотвращения возможности переписывания результатов голосования на дискету, и помещать весь системный блок или только жесткий диск в опечатываемый сейф на время между заседаниями. Предложения эти нашли у депутатов понимание, а для страховки они решили обмениваться персональными карточками.

3.2.       Война компроматов

Обострение ситуации в Госсовете тут же инициировало затихшую было войну компроматов. В пропрезидентском «Молодежном курьере» появилась статья под заголовком «ЧГУ кончается на «у» с критикой гордости Куракова — системы филиалов университета в районных центрах: «Конечно, наша страна славится экспериментами. И передовой опыт по разносу вузовской атмосферы в портфелях выезжающих на село доцентов и профессоров, наверное, скоро будет подхвачен и странами Африки. Но вопрос — не грозит ли это дискриминаций и развалом университетской культуры — остается открытым». Автор заметки пишет и о том, что финансовое положение ЧГУ, которое руководство университета всегда представляло как отличное, в последнее время оставляет желать лучшего — преподаватели, ведущие занятия в платных группах, якобы с февраля не получают причитающиеся им деньги, студенты не обеспечиваются учебниками и т.д.

Серьезные обвинения предъявил президенту Чувашии известный депутат Госсовета, первый секретарь Чебоксарского горкома КП РФ Игорь Моляков. В городе бесплатно раздается изданный в типографии «Периодика Марий Эл» тиражом 32000 экз. спецвыпуск газеты «Чебоксарская правда». Перечислив все старые грехи Н.Федорова, Моляков обвиняет его в том, что он не реагирует на факты злоупотребления служебным положением людьми из ближайшего окружения президента. Речь идет о приобретении квартир министрами внутренних дел, физкультуры и спорта, здравоохранения. Сведения об этих фактах уже появлялись в печати, но Федоров всегда очень жестко вставал на защиту своих министров. В частности, когда стало известно о том, что УВД Нижегородской области возбудило уголовное дело №9593 по ст.147 ч.3 РСФСР («мошенничество»), Н.Федоров заявил, что министр физкультуры и спорта ЧР В.Краснов здесь ни при чем, он проходит в деле как свидетель. Однако в «Чебоксарской правде» Моляков сообщает, что из прокуратуры Нижегородской области им получен документ, согласно которому дело №9593 возбуждено «по факту завладения гр.Красновым В.М. в декабре 1995 года путем обмана денежной суммой в размере 300 млн. руб.». Дело, производство по которому в свое время было приостановлено, теперь возобновлено и находится на особом контроле нижегородского прокурора.

4.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Время от времени администрации президента приходится решать проблемы, связанные с неудовлетворительной работой глав районных администраций. В силу юридической неурегулированности их взаимоотношений каждый конкретный случай представляет интерес.

Опыт показывает, что чаще всего у администрации хватает рычагов влияния, чтобы не доводить дело до крайних мер типа отстранения нерадивого главы от должности и тому подобных противозаконных мероприятий. Но бывают и клинические случаи. В последнее время администрация президента выясняет отношения с главой администрации Козловского района А.М.Соловьем.

В последние годы дела в районе идут совсем плохо, здесь самые большие задолженности по зарплате бюджетникам и по детским пособиям. Сам глава администрации постоянно демонстрирует невнимательность к нуждам жителей района — не выезжает на места и в хозяйстве, однажды даже отказался оказать помощь районной больнице, где сломался анестезиологический аппарат. В результате весной этого года в адрес президента Чувашии поступило обращение женщин района, возмущенных невыплатой детских пособий. Они требовали привлечь к ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц райадминистрации.

В апреле ревизии было подвергнуто исполнение бюджета района за 1998 год и I квартал 1999 года. Выяснилось, что в минувшем году бюджет был исполнен на 74%, причем денежных средств было мобилизовано 45,6% от плана. На 1 апреля задолженность по заработной плате бюджетникам составило 3,3 месяца, по детским пособиям — 6,4 месяца. Ревизия также выявила факты нецелевого использования финансовых средств.

В июне сразу в нескольких сельских администрациях района сотрудники администрации президента ЧР пытались выяснить реальное положение дел в районе. Картина получилась удручающая. В коллективном хозяйстве «Тюрлеминское» весенне-полевые работы провели без ощутимой помощи районных властей, в итоге из-за нехватки семян не были засеяны 980 га земли. В свинокомплексе на 16000 голов содержится всего 9 свиней, работники хозяйства годами не получают зарплату и выживают за счет личных подворий. Председатели сельских кооперативов не желают ходить на планерки в райадминистрации, и главе приходится приглашать их туда с помощью налоговой полиции.

В конце июня в Козловский район снова выехала большая делегация из специалистов различных министерств и ведомств, во главе с вице-премьером правительства республики А.Аксаковым. А.Соловью было предложено либо «собрать волю в кулак и вытянуть район», либо уйти в отставку вместе со всей своей командой. Тот обещал подумать.

А почти через месяц, 29 июля, состоялось заседание коллегии минфина ЧР, по итогам ревизии составления и исполнения бюджета Козловского района. Отмечена неудовлетворительная работа администрации района по исполнению бюджета по доходам и расходам, снижению задолженности по зарплате и детским пособиям. На 1 июля задолженность по зарплате в районе 2,8 месяца, самая высокая в республике. Сделан вывод, что администрация района «грубо нарушила Соглашение с Кабинетом министров ЧР о совместных действиях по оздоровлению государственных и муниципальных финансов и условиях оказания финансовой помощи за счет средств республиканского бюджета», в соответствии с которым все денежные средства в первую очередь должны направляться на выплату зарплаты. Причем райадминистрация до сих пор не приняла меры по устранению недостатков и нарушений, выявленных ревизией.

В связи с этим коллегия минфина на основании вышеупомянутого соглашения приняла решение приостановить операции по оказанию финансовой помощи бюджету Козловского района до устранения выявленных нарушений. Становилось ясно, что развязка близка — решение коллегии больше похоже на подталкивание жителей района к массовым акциям протеста. Понятно, что без трансфертов из республиканского бюджета задолженность по зарплате бюджетников и детским пособиям не сократится. И вскоре развяка наступила.

20 августа состоялось собрание депутатов Козловского района, которое освободило А.М.Соловья от занимаемой должности «по собственному желанию, в связи с его личным заявлением». Исполняющим обязанности главы администрации до очередных выборов назначен Александр Ильин Кушков, до этого занимавший пост министра сельского хозяйства. Как сообщалось в работе собрания приняли участие руководитель администрации президента Чувашии С.Краснов и министр экономики А.Г.Аксаков.

А.И.Кушков — человек в республике известный. В свое время он уже работал главой администрации района, затем — министром сельского хозяйства. Александр Ильин также возглавляет республиканское отделение Аграрной партии России. По слухам, министерский пост он оставил по собственному желанию — в последнее время у него не все в порядке со здоровьем.

5.    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

5.1.       Конфликт вокруг ЧНК

В июньском выпуске мониторинга уже сообщалось о том, что известный в республике предприниматель Николай Тувалкин обратился с открытым письмом к руководству Чувашского национального конгресса, в котором утверждал, что ЧНК находится в тупике и депрессии, «превратился в заурядную тихую замкнутую конторку, в вотчину для зарвавшегося чиновника». Предприниматель делает категоричный вывод: «Безмолвие ЧНК, его беспринципность и бездеятельность можно расценить как предательство национального движения столоначальником Архиповым (президент ЧНК — С.Ю.) и его окружением».

Действительно, всего несколько лет назад ЧНК был очень влиятельной организацией, претендовавшей на роль высшего представительного органа чувашского народа. Его президиум делал заявления по любому значимому вопросу и официальным властям приходилось считаться с позицией Конгресса. Активисты ЧНК поддерживали тесные связи с Организацией непредставленных народов и наций (ОННН) и часто ездили на курултаи в рамках тюркского сообщества, а президент ЧНК Атнер Хузангай едва не стал первым президентом Чувашии.

Но со временем выяснилось, что Конгресс не имеет серьезной финансовой и организационной поддержки. И после того, как руководство ЧНК едва не провалило подготовку к очередному съезду осенью 1997 года президентом Конгресса был избран Геннадий Архипов. Хузангай стал «почетным президентом». При Архипове деятельность ЧНК постепенно сосредоточилась главным образом в сфере налаживания связей с чувашской диаспорой в других регионах России. Внутри республики о Конгрессе практически не слышно. Зато если при Хузангае эта организация даже не имела своего помещения, теперь у ЧНК есть свой офис, мебель и оргтехника. Ходят слухи, что скоро появится особняк.

В качестве отклика на открытое письмо в газете «Республика» было опубликовано интервью с Виталием Никитиным (Станъялом), председателем Большого Собрания ЧНК (Конгресс имеет довольно сложную структуру, кроме двух президентов, почетного и простого, им руководят три вице-президента, ответственный секретарь и председатель Большого Собрания). Он считает, что деятельность ЧНК замалчивает пресса. Кроме того, по его мнению, существует давление сверху, так как «аппарат президента воспринимает ЧНК с чужих слов как силу антиправительственную, регрессивную». На самом же деле, по его словам, программа Конгресса позитивна и ЧНК «с радостью помогал бы Н.Федорову, но он, по-видимому, не считает нас определенной силой».

«Давление сверху», конечно, имеет место, но переоценивать его, нельзя. Если бы существующее положение не удовлетворяло руководство ЧНК, оно могло бы предпринять какие-то меры, чтобы его изменить. Этого нет. Кроме того, глава администрации президента Петр Краснов сам в свое время был активистом национального движения и, наверное, адекватно оценивает цели и место ЧНК.

Следствием метаморфоз, случившихся с ЧНК за последние годы, стало помимо прочего то, что радикальная часть национально ориентированной интеллигенции перестала видеть в Конгрессе выразителя своих интересов. Письмо Тувалкина — лишнее тому подтверждение. «Ниша» эта должна быть заполнена, поэтому критика руководства ЧНК и его политики наверняка будет продолжаться.

5.2.       Собрание Большого Совета ЧНК

В рамках празднования Дней чувашской государственности 23-24 июня в Чебоксарах состоялось собрание Большого Совета ЧНК. На собрание прибыли 140 делегатов из районов республики и мест компактного проживания чувашей в других регионах России.

Собрание обсудило доклад президента ЧНК Геннадия Архипова и одобрило деятельность Конгресса. Назначена дата проведения очередного четвертого съезда ЧНК — он состоится 24 апреля 2000 года, в канун Дня чувашского языка.

Одним из пунктов повестки собрания было обсуждение хода работы над проектом Конституции Чувашии. В свое время Президиум ЧНК не поддержал проект, внесенный на утверждение сессии Госсовета. Большой Совет одобрил это решение, призвав переработать проект и опубликовать его для обсуждения на обоих государственных языках. Кроме того, делегаты Совета сочли необходимым внести в проект раздел о гражданстве ЧР и положение о том, что кандидаты в президенты должны владеть обоими государственными языками.

Вопрос о создании Чувашской национально-культурной автономии РФ в соответствии с Федеральным законом о национально-культурных автономиях был признан недостаточно проработанным и подготовленным.

Источники

1. Арзамасова Л. Предприниматели, объединяясь, решили повышать уровень своей культуры // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 3 июля. — №125 — С. 1.

2. Горчаков О. Новая Конституция остается в проекте, потому что депутаты уходят на каникулы // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 10 июля. — №129-130. — С. 1.

3. Указ Президента ЧР и Постановление Госсовета ЧР «О членах центральной избирательной комиссии // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 10 июля. — №129-130. — С. 2.

4. Горчаков О. Дела партийные // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 24 июля. — №140. — С. 2.

5. Горчаков О. Много разных партий действуют в Чувашии. Но лишь немногие выйдут на предвыборный старт // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 27 июля. — №142. — С. 1.

6. Горчаков О. Центризбирком обновился // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 28 июля. — №143. — С. 1.

7. Коллегия наложила санкции на нарушителей // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 29 июля. — №144. — С. 1.

8. Уворотова Н. Либерал-демократы назвали кандидатов // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 4 августа. — №148. — С. 1.

9. Горчаков О. «Наш дом» «Отечеество»: брак по расчету? // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 5 августа. — №149. — С. 2.

10. Аксаков А. Чувашия сможет избежать чрезвычайной ситуации. // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 10 августа. — №153. — С. 1.

11. Кузьмин Б. Дело Ельцина живет и... победит? // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 11 августа. — №154. — С. 17.

12. Опора на собственные силы // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 12 августа. — №155. — С. 1.

13. Кузьмин Б. Чувашия «не заметит» смены российского премьера // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 18 августа. — №159. — С. 1.

14. Кушков А. возглавил Козловский район // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1999. — 21 августа.№162-163. — С. 1.

15. Пейков Н. Настал момент формирования новой концепции конституционного законодательства // Молодежный курьер. — Чебоксары, 1999. — 1-8 июля. — №25. — С. 7.

16. Проходцева А. ЧГУ кончается на «У» // Молодежный курьер. — Чебоксары, 1999. — 1-8 июля. — №25. — С. 12.

17. Баранчаев Д. Степашин приедет в Чувашию осенью, когда цыплят сосчитает // Молодежный курьер. — Чебоксары, 1999. — 8-14 июля. — №26. — С. 3.

18. Назгулов Ф. У предпринимателей есть все, кроме своей партии // Молодежный курьер. — Чебоксары, 1999. — 8-14 июля. — №26. — С. 4.

19. Баранчаев Д. Борьба за новую Конституцию продолжается. // Молодежный курьер. — Чебоксары, 1999. — 15-21 июля. — №27. — С. 2.

20. Золь К. Министра сельского хозяйства отправили в Козловский район // Бизнес-среда. — Чебоксары, 1999. — 26 августа. — №32. — С. 1.