Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Белгородская область

Василий Романов

Белгородская область

в августе 1999 года

Губернатор усиливает властную вертикаль. Функции и деятельность нового института власти — Совета безопасности. Ограничения на вывоз сельхозпродукции. Установление для предприятий АПК заданий по закладке продуктов. Регулирование цен на муку и хлеб. Меры по борьбе с «бензиновым кризисом». Вопрос о выборности глав местного самоуправления. Реанимация Общественной палаты как «витрины демократии». Визит вице-премьера Н.Аксененко. Мобилизационная или «самодостаточная» экономическая стратегия губернатора. Соперники Е.Савченко на губернаторских выборах ведут судебные разбирательства. Обком КПРФ на пути к сотрудничеству с областной администрацией. Руководители областной организации КПРФ работают над ошибками. Правые в Белгороде. Кандидаты в депутаты толкают трудящихся к акциям протеста.

главное

События, происходящие в области после недавней губернаторской избирательной кампании, несколько оттеняют тему выборов в Госдуму РФ. Белгородская область наглядно демонстрирует изменение характера политического режима региона по сценарию «победитель получает все» со всеми сопутствующими признаками: «авторитарная ситуация», абсолютное доминирование на политической сцене одного актора. Поражение КПРФ на губернаторских выборах стало причиной падения ее влияния и может расцениваться как ликвидация альтернативной политической силы. На поверку коммунисты во власти оказались по большей части чиновниками, которые при случае отбросили партийный лейбл по конъюнктурным соображениям. В настоящее время положение губернатора выглядит незыблемым. Это помогает ему без сопротивления иных акторов проводить масштабные реформы. Проводимые властью области мероприятия подводят к созданию мобилизационной системы хозяйствования, сопрягаемой с усилением исполнительной вертикали.

Начатое в июле реформирование системы власти в регионе в августе имело продолжение. Стал известен круг полномочий, отведенный для нового органа власти – Совета безопасности. Симптоматично, что в связи с положением о Совете безопасности упоминается понятие «суверенитет субъекта РФ». Совет безопасности наделяется двумя главными функциями: подготовка решений по вопросам военно-мобилизационного состояния экономики и контроля (посредствам представителей) над органами местного самоуправления. Все эти преобразования сопровождаются утечками информации из областной администрации о готовящейся реформе местного самоуправления, цель которой – ликвидация института выборных глав муниципальных образований. Очевидно, что мобилизационная экономика, выступающая с принципами контроля над ресурсами и их централизованного перераспределения, входит в противоречие с местным самоуправлением. Перераспределение ресурсов имеет смысл, когда подконтрольными оказываются «богатые» территории. В условиях Белгородской области таковыми являются горнодобывающие северо-восточные районы (Старооскольский и Губкинский). Экономические вес этих районов, на территории которых располагаются Оскольский ЭМК, Лебединский ГОК, Стойленский ГОК и многие другие крупные предприятия, в несколько раз превышает значение остальных районов.

Законодательная власть как самостоятельный фактор политики в регионе не может рассматриваться. Областная Дума, несмотря на то, что треть ее состава представлены коммунистами, показала себя в во многих случаях послушной, проводя нужные решения. Стоит заметить, что перекраивание институтов власти проводятся без контроля и согласия Думы. Здесь просматривается определенная специфика региона, в котором неформальные связи и регулирование отношений преобладают над формальными и правовым регулированием отношений. Показательно, что вытеснение коммунистической идеологии, до определенно бывшей едва ли не господствующей в регионе, не отразилось на традиционалистском характере отношений.

1.    Реформирование системы власти

1.1.       Совет безопасности

Стратегия восстановления властной вертикали на региональном уровне нашла отражение в положении «О Совете безопасности администрации Белгородской области» [[1]], которое было обнародовано в начале августа. Согласно этому документу, создается система власти с элементами весьма сходными с федеральной структурой.

Согласно положению, Совет безопасности Белгородской области является коллегиальным органом, осуществляющим подготовку решений главы администрации области по вопросам «обеспечения защищенности жизненно важных интересов жителей области». По официальной формулировке новое подразделение в административном аппарате должно «обеспечить условия для реализации губернатором его полномочий по защите прав и свобод человека, обеспечения экономической, общественной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, охране суверенитета субъекта РФ (это понятие впервые встречается в официальных документах Белгородской области – В.Р.)» [[2]].

Одной из задач Совета безопасность является координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти области, а также органов местного самоуправления городов и районов области. Примечательно, что Совет безопасности, согласно положению, будет иметь территориальные органы или специальных уполномоченных на это лиц в структуре органов местного самоуправления. Таким образом, на местном уровне устанавливается институт подобный институту представителя Президента РФ в регионах. Однако учреждение подобных институтов должно быть определено только конституцией региона (Уставом). Между тем еще одной задачей Совет безопасности является совершенствование системы безопасности путем разработки предложений по реформированию, реорганизации либо созданию новых органов, обеспечивающих координацию вопросов безопасности на территории области.

В соответствии с обозначенным кругом полномочий Совет безопасности рассматривает вопросы реализации концепции национальной безопасности РФ на территории области, в том числе обеспечение обороноспособности с учетом приграничного статуса области. Совет подготавливает проекты решений главы администрации области по вопросам безопасности, в том числе и по вопросам военно-мобилизационного состояния народного хозяйства. Этот орган власти организует исследования по вопросам обеспечения безопасности, накапливая и анализируя информацию о функционировании системы обеспечения безопасности на территории области. Расходы на организационно-техническое обеспечение деятельности Совета безопасности, на проведение аналитических и экспертных работ производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти области и иных, необозначенных в положении, источников.

Состав Совета образуется в соответствии со структурой областной администрации. Его председателем является по должности глава администрации области, который назначает членов Совета безопасности. В утвержденном Е.Савченко составе нового органа областную администрацию представляют еще четыре человека:

Незнамов Николай Викторович — первый заместитель главы администрации области, председатель комитета по организационно-аналитической и кадровой работе;

Романцов Анатолий Владимирович — заместитель главы администрации области, секретарь Совета безопасности;

Боровик Владимир Филиппович — первый заместитель председателя правительства администрации области, начальник департамента экономики и финансов;

Гридчин Анатолий Митрофанович — начальник департамента безопасности и укрепления правопорядка администрации области.

От других властных структур области в состав Совет безопасности вошли:

Зеликов Анатолий Яковлевич — председатель Белгородской областной Думы;

Арнаутов Леонид Петрович — начальник Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области;

Борисовский Владимир Иванович — начальник управления федеральной службы налоговой полиции в Белгородской области;

Вороненко Анатолий Фомич — командир в/ч 27898, начальник Белгородского гарнизона;

Карнаухов Владимир Петрович — начальник управления юстиции администрации области;

Кондрашов Павел Петрович — прокурор Белгородской области;

Набока Владимир Иванович — руководитель миграционной службы Белгородской области;

Пучков Валерий Васильевич — начальник управления внутренних дел области;

Побудилин Михаил Михайлович — начальник управления исполнения наказаний министерства юстиции РФ по Белгородской области;

Рыбинцев Валентин Григорьевич — военный комиссар Белгородской области;

Седашов Алексей Иванович — начальник отряда пограничного контроля «Белгород» Западного регионального управления Федеральной пограничной службы РФ;

Ушаков Анатолий Васильевич — начальник Белгородской таможни;

Шатохин Николай Яковлевич — начальник управления Федеральной службы безопасности по Белгородской области.

Таким образом, полный состав Совета безопасности включает 18 человек, которые занимают ключевые должности в структуре власти региона.

Секретарю Совета безопасности – А.В.Романцеву – помимо организационных функций отводятся контрольные полномочия. Он представляет губернатору информацию о кандидатурах, рекомендуемых к назначению на государственные должности, проводит экспертизу проектов решений органов исполнительной власти и местного самоуправления. Видимо, таким способом будет контролироваться соответствие законодательных актов муниципальных образований областному законодательству.

Понятие «безопасность» в документе не определяется, но то, что губернатор и областная администрация понимает безопасность как усиление контроля над властными и хозяйственными структурами, не вызывает сомнений. Так, 2 августа в малом зале областной администрации состоялось первое заседание Совета безопасности под председательством Е.Савченко. В повестке дня обсуждались следующие вопросы: об обеспечении области продовольствием на текущий осенне-зимний период и о социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы в связи с объявленной амнистией. Стратегия движения к экономике самодостаточности в решениях по первому вопросу проявилась в полной мере. В ряде принятых мер по предупреждению в области продовольственного кризиса – установление для промышленных предприятий АПК заданий по закладке и заготовке основных продуктов питания (продовольственного зерна, муки, сухого цельного молока, мяса, животных жиров, картофеля, овощей и фруктов). На Совете решился вопрос о регулировании и контроле цен на муку и хлеб.

Ранее Совет безопасности принял решение о «временных мерах по ограничению использования ГСМ на территории области». Акционерное общество «Белгороднефтепродукт» обязали во внеочередном порядке заправлять транспорт, участвующий в уборке урожая и жизнеобеспечения населения. Введена единая норма отпуска бензина всех марок – не более 40 литров. Определены автозаправочные станции для заправки топливом только иногороднего транспорта. Причем стоимость бензина для них установлена с учетом рыночных цен на сопредельной территории. Судя по уровню цен (АИ-76 – 11 рублей, АИ-92 – 17 рублей) под сопредельной территорией имеется в виду Украина, граждане которой делали бизнес на ценовой разнице, сложившейся по разные стороны границы. Однако по «коммерческим» ценам рекомендовано заправлять и иногородний транспорт, что может расцениваться как создание барьеров в едином российском экономическом пространстве.

1.2.       Мобилизация ресурсов

В области практически закончилась уборка урожая зерновых культур. Основной задачей власти стало удержание зерна пределах области. После августовского кризиса губернатор своим постановлением запретил вывоз продовольствия из Белгородской области. Вскоре федеральный центр добился отмены постановления, входящего в противоречие с некоторыми положениями Конституцию РФ. В нынешнем году областная администрация действует более тонко. На смену запретам пришли иные методы, которые скрываются за понятием «рациональное и эффективное использование ресурсов». В августе вышли два постановления, которые вводят неявные ограничения на вывоз сельскохозяйственной продукции [[3]].

Чтобы максимально укомплектовать региональный зерновой фонд, губернатор в середине августа (разгар уборочной страды) издает постановление «О рациональном использовании зерновых ресурсов урожая 1999 года». Исходная посылка постановления такова: в местах хранения зерна (хлебоприемные предприятия, элеваторы, тока сельхозтоваропроизводителей) имеется объем, позволяющий сформировать партии зерна для полного обеспечения нужд области.

Совету безопасности администрации области, главам местного самоуправления городов и районов совместно с государственным унитарным предприятием «Областная продовольственная корпорация», Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ по Белгородской области в срок до 23 августа 1999 года поручено выявить все продовольственные ресурсы области (яровая и озимая пшеница, рожь) у всех ее собственников независимо от форм собственности и причастности к производству сельскохозяйственной продукции.

Областная администрация подключила к мобилизационным мероприятиям фискальные органы. Государственной налоговой инспекции, управление федеральной службы налоговой полиции совместно с органами самоуправления в срок до 1 сентября 1999 года было рекомендовано предпринять меры по погашению сложившейся задолженности по продовольственному налогу за прошедшие годы и текущий год и обеспечить ее погашение, прежде всего, зерновыми ресурсами (продовольственное и фуражное зерно). При этом сроком до 1 сентября был введен запрет на движение и оборот всех зерновых ресурсов в области независимо от их принадлежности без специального разрешения унитарного предприятия «Областная продовольственная корпорация». Контроль за выполнение данного пункта постановления был возложен на УВД области.

Сельскохозяйственным предприятиям, фермерским хозяйствам и прочим владельцам, располагающим ресурсами продовольственного зерна, не имеющим задолженности по продовольственному налогу, инвестиционным проектам и другим обязательствам перед бюджетами разных уровней и унитарным предприятием «Областная продовольственная корпорация» (таких в области единицы) предложено реализовать продовольственное зерно «Областной продовольственной корпорация» по «рыночным» ценам. Второй вариант — сдать зерно «Областной продовольственной корпорации» в счет 25% долевого участия в Программе развития дорожной сети сельских населенных пунктов области и их благоустройства на 1999-2000 годы. Хотя строительство дорог должно финансироваться из дорожного фонда, который отдельной строкой значится в бюджете. Созревшая идея в коридорах областной администрации потребовала внесения соответствующих корректив в план Программы развития дорожной сети сельских населенных пунктов области и их благоустройства на 1999-2000 годы.

Совету безопасности администрации области, главам местного самоуправления городов и районов, унитарному предприятию «Областная продовольственная корпорация», Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ по Белгородской области в срок до 1 сентября 1999 года вменяется в обязанность сформировать помольные партии зерна в объеме, удовлетворяющем полную потребность области в муке для нужд хлебопечения, включая страховой фонд. Эти службам поручено принять меры по целевому использованию сформированных партий продовольственного зерна.

Контроль за выполнением данного постановления возложен на секретаря Совета безопасности администрации области А.В.Романцова, что является еще одним свидетельством важности новой должности в иерархии региональной власти.

1.3.       Местное самоуправление как препятствие мобилизационной стратегии

Осуществление мобилизационной стратегии губернатора требует усиления централизации и усиления исполнительной вертикали. Главы районов и городов области не являются простыми исполнителями воли губернатора: они фигуры выборные и потому относительно автономные. Это понимают и в коридорах областной администрации.

По информации достоверных источников, в недрах областной администрации уже подготовлен законопроект, который предусматривает ограничения деятельности органов местного самоуправления на территории области. Изменения касаются, прежде всего, вопросов выборности глав администраций городов и районов. На планы губернатора коренным образом изменить систему власти в регионе руководители муниципальных образований пока официально не отреагировали. Но первые симптомы недовольства уже появляются. Подконтрольная мэру г.Белгорода пресса расценила «инициативы» областной администрации так: «Всякая демократия на Белгородчине заканчивается, устанавливается авторитарный режим личной власти губернатора со всеми вытекающими отсюда последствиями» [[4]].

Реальную самостоятельность в отстаивании своих интересов имели муниципальных образования, имеющие для этого экономические ресурсы – г.Старый Оскол, г.Губкин, г.Белгород, которые являются бюджетообразующими территориями (горно-металлургические предприятия, расположенные в Старооскольском и Губкинском районах дают 41% налоговых поступлений в областной бюджет. – В.Р.). Очевидно, что основная причина изменения системы управления кроется в намерении областного центра поставить под свой контроль ресурсы региона. Усиление муниципальных образований, прежде всего Старого Оскола как альтернативного центра области, выглядит препятствием в продвижении концепции мобилизационной экономики, взятой на вооружении областной администрацией.

1.4.       Общественная палата – витрина демократии

Понимая, что введение новых властных структур может восприниматься как наступление на демократию, областная администрация реанимировала деятельность Общественной палаты. Согласно прежним положениям об Общественной палате, она формируется из представителей политических партий, общественных движений и организаций области. Последний раз Общественная палата собиралась в марте 1999 г. В новой структуре администрации этот совещательный орган не обозначен.

В начале августа состоялось заседание Общественной палаты при областной администрации. Заседание проводил первый заместитель главы администрации области, председатель комитета по организационно-аналитической и кадровой работе Николай Незнамов. Обсуждались вопросы исполнения бюджета и его социальная направленность, «бензиновый кризис» и система вексельной оплаты в хозяйствах области.

С докладом о бюджете на заседании выступил И.Котляров, первый заместитель начальника департамента экономики и финансов правительства администрации области. По итогам первого полугодия, на 7,8% возрос объем промышленного производства – в области действует 60 прибыльных промышленных предприятий. Своевременное проведение агротехнических работ позволило нормально провести весенний сев. Стабилизировалась ситуация в животноводстве. Выпуск товаров народного потребления увеличился на 15%, объем платных услуг на 10%. В этом полугодии 16 тыс. человек получили социальную помощь на общую сумму 3 млн. рублей [[5]].

На заседании обсуждались меры по стабилизации цен на бензиновом рынке. Поскольку их формируют компании-монополисты, ситуация малоуправляема со стороны администрации. Поступили вполне очевидное предложение – строить заправочные станции других нефтяных компаний, чтобы на бензиновом рынке возникла конкуренция. Представляется, однако, нереальным предложение сформировать в области свою, альтернативную нефтяную компанию.

1.5.       Судебные разбирательства

Несмотря на усиление позиций губернатора, возникают немногочисленные «очаги сопротивления». Но их стоит расценивать как отголоски губернаторских выборов. В начале августа в Белгородском областном суде началось слушание дела по исковому заявлению В,Жириновского и В.Безымянного «Об отмене постановления избирательной комиссии Белгородской области №106 от 31 мая 1999 г. о результатах выборов главы администрации области». Истцы выступили с основной претензией – нарушение законности в ходе выборов. В.Жириновский собрал 116 страниц текста с доказательством фальсификации голосования в большинстве избирательных участках, подтасовке и фальсификации бюллетеней. Он утверждает, что Е.Савченко стал главой администрации в третий раз, что запрещается законом. С правовой стороны этот вопрос очевиден. Первые выборы губернатора состоялись в 1995 г., а до них Е.Савченко был назначен на должность главы администрации. В.Безымянный со своей стороны заявляет, что в списки избирателей было включено большое количество несуществующих избирателей, в том числе лица, находящиеся в местах лишения свободы.

Жириновского на процессе представляет юрист В.Вишняков, Безымянный представляет сам себя, а со стороны ответчиков от избирательной комиссии выступает ее председатель Н.Плетнев. Губернатора представляет адвокат Н.Конопак. Поскольку дело имеет общественный резонанс, в слушаниях принимают участие народные заседатели.

1.6.       Визит первого вице-премьера Н.Аксененко

20 августа в Белгородской области прибывал первый вице-премьер Н.Аксененко, которого сопровождали и.о. министра путей сообщения В.Старостенко, первый зам. министра экономики И.Матеров, зам. министра финансов М.Моторин, зам. министра торговли Р.Пископпель. Визит носил рабочий характер. Н.Аксененко не делал политических заявлений, избегал политических оценок и комментариев. Делегацию федерального правительства интересовал вопрос о положении в металлургическом комплексе, поэтому география посещений объектов промышленности ограничилась территориями Старооскольского и Губкинского районов, где расположены Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский и Стойленские ГОКи. Вице-премьер констатировал тот факт, что за три последних года предприятия Белгородской области достигли 86% своей мощности и таким образом вышли на уровень 1990 г.

В ходе визита обсуждался основной вопрос о возможности выделения инвестиций для развития горно-металлургической отрасли региона. Итогом стало обещание Правительства РФ инвестировать 170-180 млн. долларов: порядка 50 млн. долларов — Стойленскому ГОКу, 70 млн. – Лебединскому и 50-70 млн. – ОЭМК [[6]].

2.    ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДумУ рф

2.1.       Избирательные округа

Согласно проекту схемы одномандатных округов на территории области сохраняются два округа в прежних границах: Белгородский №62, в который входят г.Белгород, Белгородский, Борисовский, Грайворонский, Ивнянский, Корочанский, Краснояружский, Прохоровский, Ракитянский, Шебекинский, Яковлевский районы и Новооскольский №63, в который входят Алексеевский и г.Алексеевка, Валуйский и г.Валуйки, Вейделевский, Волоконовский, г.Губкин и Губкинский, Красненский, Красногвардейский, Новооскольский, Ровеньский, г.Старый Оскол и Старооскольский, Чернянский районы.

2.2.       Предвыборная агитация и СМИ

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательная комиссия области обозначила перечень организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий на территории Белгородской области [[7]]:

 

Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Белгород»

308600 г.Белгород, пл. Революции, 3, тел. 22-26-05

 

Областные газеты

1. «Белгородские известия» 308600 г.Белгород, ул. Народная,70, тел. 33-65-11

2. «Белгородская правда» 308800 г.Белгород, ГСП, ул. Фрунзе, 100, тел. 32-05-62

3. «Криминал-инфо» (специализированное издание)308000 г.Белгород, почтамт, а/я 109, тел. 22-81-37

4. «Налоговый вестник» (специализированное издание) 308700 г. Белгород, ул. Коммунистическая,61, тел. 22-64-11

Районные (городские) газеты

1. «Вперед» 309600 Белгородская обл., г. Новый Оскол, ул. Володарского,39, тел. 4-56-63

2. «Заря»309800 Белгородская обл., г. Алексеевка, ул. К.Маркса,85, тел. 3-55-22

3. «Звезда» 309710 Белгородская обл., г. Валуйки, ул. Горького,1, тел. 3-14-37

4. «Знамя» 308007 г. Белгород, ул. Шерш-нева,1а, тел. 26-59-95

5. «Знамя труда» 309920 Белгородская обл., п. Красногвардейское, ул. Ольминского,3, тел. 3-29-80

6. «Зори» 309530 Белгородская обл., г. Ст.Оскол, пр. Комсомольский,55, тел. 24-06-53

7. «Истоки» 309000 Белгородская обл., п. Прохоровка, пер. Советский, 178 а, тел. 2-13-73

8. «Красное знамя» 309250 Белгородская обл., г. Шебекино, ул. Московская, 17, тел. 2-23-09

9. «Красный Октябрь» 309660 Белгородская обл., п. Волоконовка, ул. Ленина,63, тел. 5-02-71

10. «Наша жизнь» 309310 Белгородская обл., п.Ракитное, ул. Базарная,41, тел. 5-52-77

11. «Новое время» 309510 Белгородская обл., г.Губкин, ул. Мира.З, тел. 3-37-10

12. «Пламя» 309720 Белгородская обл., п.Вейделевка, ул.Первомайская, 1, тел. 5-53-73

13. «Призыв» 309350 Белгородская обл., п.Бо-рисовка, ул. Луначарского,23, тел. 5-13-13

14. «Приосколье» 309570 Белгородская обл., п.Чернянка, ул. им. 40 лет Октября,13, тел. 5-59-61

15. «Победа» 309120 Белгородская обл., п.Строитель, ул.Юбилейная, 1, тел. 5-23-46

16. «Путь Октября» 309530 Белгородская обл., г. Ст.Оскол, ул. Демократическая,28, тел. 22-48-55

17. «Ровеньская нива» 309740 Белгородская обл., п.Ровеньки, ул. Ленина,7, тел. 5-51-05

18. «Родина» 309140 Белгородская обл., п.Ивня, ул. Советская,4, тел. 5-15-53

19. «Родной край» 309370 Белгородская обл., г.Грайворон, ул. Комсомольская,21, тел. 4-64-80

20. «Сельские просторы» 309510 Белгородская обл., г. Губкин, ул. Комсомольская,33, тел. 2-90-73

21. «Ясный ключ» 309210 Белгородская обл., г. Короча, пл. Васильева,26, тел. 5-58-48.

 

Очевидно, что информационный ресурс, как одно из средств влияния на избирателей, будет активно работать по продвижению интересов «владельца». В Белгородской области большая часть газет находится на бюджетном финансировании, а их учредителями являются либо областная, либо местные администрации. Независимая пресса себя не обнаруживает. Вместе с тем кратко описать наиболее популярную областную прессу представляется возможным.

Таблица 1

Характеристика областной прессы

 

Газета

Периодичность

Тираж

Учредитель

Главный редактор

Социально-политическая ориентация

Белгородская правда

вт., ср., пт., сб.

51000

Редакция, администрация области

Благасов Л.Е.

Обличение режима Б.Ельцина, старается освещать объективно деятельность остальных политических сил, но испытывает симпатии к КПРФ, допускает критику в адрес губернатора, часто публикует материалы (скрытую рекламу) о «ЯБЛОКЕ»

Белгородские известия

вт., ср., пт., сб.

10130

Администрация области, областная Дума, Белгородско-Старооскольская епархия, региональное отделение Российского земского движения, Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, редакция

Хрусталев Ф.

Недовольство политикой центра, требование равноправия субъектов РФ, ярко выраженная прогубернаторская позиция, является органом агитации и пропаганды областной администрации, симпатизирует АПР, «Отечеству»

Смена

Ежедн.

6000

Редакция

Джавадов В.

Несмотря на общую молодежную тематику отводит первые страницы для политики, испытывает симпатии к губернатору и антипатию к КПРФ

Наш Белгород

Еженед.

5000

Администрация г.Белгорода, редакция

Бугаев В.

Политике отводится мало места, негативное отношение к президенту, благожелательная информация о мэре Белгорода и губернаторе

Единство

Еженед.

5000

Областной совет профсоюзов, редакция

Воловиков А.И.

Фактически печатный орган «Отечества»

Слово коммуниста

Еженед.

5000

Областная организация КПРФ

Самойлов В.Г.

Резко негативное отношение к президенту и демократам, выраженная антигубернаторская позиция

Экономическая газета «Приват-аукцион»

Еженед.

3000

Фонд государственного имущества области, комитет по управлению муниципальным имуществом г.Белгорода, редакция газеты «Крестьянское дело»

Карашевский И.

Эпизодически допускает публикацию политической информации, прогубернаторская позиция, размещает данные экономической статистики и постановления губернатора

 

Областная избирательная комиссия Белгородской области довела до сведения организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, не подпадающих под действие п.1 и 4 ст.55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы РФ», то есть учредителями которых не являются государственные органы и органы местного самоуправления и если эти организации телерадиовещания и периодические печатные издания финансируются менее 15% их бюджета. Они вправе на договорной основе представить за плату эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, региональным группам кандидатов. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, подпадающих под действие пункта 1 ст. 55 Федерального закона, то есть учредителями которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) если они финансировались не менее чем на 15% своего бюджета за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, обязаны резервировать эфирное время и печатные площади для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками на платной основе (помимо бесплатной). Размер и условия оплаты должны быть также едиными для всех.

В конце августа в областной прессе появились данные о размерах и условиях оплаты эфирного времени, предоставляемого ГТРК «Белгород» для проведения предвыборной агитации.

Телевидение (за 1 минуту)

1. Изготовление и размещение видеороликов с политической рекламой — 3000 руб.

Размещение текстовых заставок стоп-кадров с озвучиванием и музыкальным оформлением 100руб. за одно слово.

2. Прокат видеороликов с политической рекламой -2000руб.

3. Изготовление и прокат выступлений, сюжетов, интервью, видеофильмов -1500 руб.

4. Прокат выступлений, сюжетов, интервью, видеофильмов -1200 руб.

Радиовещание (за 1 минуту)

1. Изготовление и прокат аудиороликов с политической рекламой-2000 руб.

2. Прокат аудиороликов с политической рекламой -1000руб.

3. Подготовка и передача в эфир выступлений, интервью, репортажей, очерков — 1100 руб.

4. Прокат интервью, репортажей, очерков — 750 руб.

Размеры оплаты эфирного времени, предоставляемого ОАО «ТК «Магнит» (транслирует на вся Белгородскую область) для проведения предвыборной агитации зарегистрированным, региональным группам кандидатов, избирательным объединениям, избирательным блокам выглядят следующим образом [[8]].

Таблица 2

Размеры и условия оплаты эфирного времени, предоставляемого ОАО «ТК «Магнит»

 

№ п/п

Наименование услуги

Время трансляции

На телеканале ТВ-6 Москва

На телеканале ТНТ

На телеканале НТВ (до 3-х минут)

1.

Прокат ролика

До 9.30 в будни

1200 руб./мин

1200 руб./мин

2000 руб./мин

 

 

С 9.30 до 18.00 в будни

900 руб./мин

900 руб./мин

1500 руб./мин

 

 

С 18.00 в будни и в любое время в выходные и праздничные дни

2000 руб./мин

2000 руб./мин

5000 руб./мин

2.

Монолог кандидата

До 9.30 в будни

1000 руб./мин

1000 руб./мин

2000 руб./мин

 

 

С 9.30 до 18.00 в будни

800 руб./мин

800 руб./мин

1500 руб./мин

 

 

С 18.00 в будни и в любое время в выходные и праздничные дни

1800 руб./мин

1800 руб./мин

5000 руб./мин

3.

Диалог с журналистом

До 9.30 в будни

1000 руб./мин

1000 руб./мин

Нет

 

 

С 9.30 до 18.00 в будни

800 руб./мин

800 руб./мин

Нет

 

 

С 18.00 в будни и в любое время в выходные и праздничные дни

1600 руб./мин

1600 руб./мин

Нет

4.

Фильм

До 9.30 в будни

1000 руб./мин

1000 руб./мин

Нет

 

 

С 9.30 до 18.00 в будни

750 руб./мин

750 руб./мин

Нет

 

 

С 18.00 в будни и в любое время в выходные и праздничные дни

1600 руб./мин

1600 руб./мин

Нет

5.

Теледебаты с оппонентом

До 9.30 в будни

1000 руб./мин

1000 руб./мин

Нет

 

 

С 9.30 до 18.00 в будни

750 руб./мин

750 руб./мин

Нет

 

 

С 18.00 в будни и в любое время в выходные и праздничные дни

1600 руб./мин

1600 руб./мин

Нет

6.

Сюжет (до и после информа-ционного вы-пуска, а также в любом реклам-ном блоке)

До 9.30 в будни

1500 руб./мин

1500 руб./мин

2000 руб. /мин.

 

 

С 9.30 до 18.00 в будни

1200 руб./мин

1200 руб./мин

1500 руб./мин

 

 

С 18.00 в будни и в любое время в выходные и праздничные дни

2000 руб./мин

2000 руб./мин

5000 руб./мин

7.

Телеобъявление (текстовые заставки, стоп-кадры с музыкальным оформлением и озвучиванием)

В любое время

100 руб./1 слово

100 руб./1 слово

100 руб./1 слово

8.

Бегущая строка (от 15 до 25 раз в день)

В любое время

100 руб./1 слово

100 руб./1 слово

нет

 

На телеканале НТВ при размещении агитационных материалов до и (или) после программ «Итоги», «Большие деньги», «Криминальная Россия», «Куклы», «Итого» и т.д., а также авторских программ Евгения Киселева применяется 100% наценка к указанной цене эфирного времени. Условием предоставления эфирного времени является предоплата 100% не позднее, чем за два дня до предоставления эфирного времени.

«Белгородские известия», вторая по тиражу газета в регионе, объявила о следующих ценах политическую рекламу: стоимость 1 кв.см газетной площади на первой странице – 30 рублей, на второй-третьей страницах – 25 рублей. Платежное поручение о перечислении средств на политическую рекламу должно быть предоставлено не позднее чем за два дня до выхода номера.

1.1.       Политические партии и кандидаты накануне выборов

1.1.1.      Кризис в рядах КПРФ

Коммунисты после выборов губернатора чувствуют себя загнанными в угол. Число их сторонников как среди хозяйственных руководителей, так и среди населения уменьшается. Руководство областной организации КПРФ с целью преодолеть раскол в своих рядах стало предпринимать действия направленные на конструктивное сотрудничество с начала с силами, оказавшими поддержку Е.Савченко. В рамках Народно-патриотического союза России в начале августа прошли консультации руководства обкома КПРФ и областной организации АПР. На встрече обсуждались вопросы предстоящих выборов в Госдуму РФ и органы местного самоуправления. Стороны были едины во мнении, что необходимо продолжить на местном уровне партнерские союзнические отношения «на принципах народовластия и патриотизма». Что касается выборов, то было намечено проводить скоординированные действия, чтобы не допустить прохождения в Госдуму РФ представителей правых и либеральных политических партий.

14 августа 1999 г. в г.Белгороде состоялась XXVIII областная конференция КПРФ. В работе партконференции приняли участие 136 делегатов от всех городских и районных организаций, а также более 70 приглашенных из числа партактива, союзных политических организаций. Присутствовали представители администрации области, а также начальник областного управления юстиции В.П.Карнаухов [[9]].

Конференция заслушала и обсудила отчетный доклад обкома КПРФ, с которым выступил первый секретарь обкома, член ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ О.Кулешов, а также отчет о работе контрольно-ревизионной комиссии областной организации КПРФ.

В центре внимания находились внутрипартийная работа. Серьезной критике была повергнута организация внутрипартийной деятельности, которая входила в круг обязанностей второго секретаря обкома КПРФ В.Г.Струковой. Коммунисты обеспокоены уменьшением числа членов КПРФ во многих районах области, а также почти полным отсутствием молодых кадров. Партийные представители признали, что принцип 1+1 (каждый коммунист со стажем должен привести одного представителя молодежи), установленный на IV съезде КПРФ, не выполняется. Участники конференции сделали следующий вывод: «Рост рядов – наша первая заповедь!»

Коммунисты сами признали, что в идеологической работе они стали проигрывать областной администрации. Основная причина такого положения на пропагандистском фронте – плохая работа партийной системы политического просвещения. КПРФ в области в последнее время испытывает трудности с распространением своей прессы – газеты «Правда», «Правда России», «Слово коммуниста». Во время губернаторских выборов многие члены партии уклонялись от агитационной работы под разными предлогами.

Делегаты конференции констатировали слабость партийной организации с массами. Вот как это формулировалось в выступлениях: «Выборы показали, что парторганизация потеряла себя в глазах общественности», «Парторганизация уменьшается», «Мы не понимаем интересы масс, не выражаем их», «Мы разругались со всеми нашими потенциальными союзниками». Преобладала следующая точка зрения: коммунистическая организация должна не только бороться с властью как оппозиция, но и добиваться реального улучшения жизни людей. Между тем обком КПРФ, его бюро, секретари не выдвинули конкретной социально-экономической программы. При этом до выборов губернатора во многих администрациях городов и районов работали коммунисты, 135 коммунистов – депутаты законодательных органов области и районов.

Раскол в партийных рядах был признан руководством. При этом путь преодоления размежевания был определен – нужно замириться с губернатором. Вот только некоторые, наиболее характерные, выдержки из выступлений: «Обком занял сепаратистскую позицию, не внял указаниям ЦК», «Мы были биты на этих выборах из-за раскольнической деятельности некоторых членов обкома», «С нашим кандидатом мы оказались в заведомо проигрышном положении на губернаторских выборах». Позицию ЦК КПРФ выразил депутат Госдумы РФ С.Сухарев: «Мы должны заделать трещину между обкомом КПРФ и администрацией области, и сделать это через совместные действия в сфере социально-экономической» [[10]]. Присутствующий на конференции член ЦК КПРФ В.Косарев также отметил отсутствие конструктивного сотрудничества с областной администрацией. Он также посетовал на то, что в рядах коммунистов мало богатых и влиятельных людей, с которыми можно решить многие политические и экономические вопросы.

На конференции с третьей попытки был избран обновленный состав обкома численностью 35 человек. А.Пономарев, бывший первый секретарь обкома КПСС, поддержавший Е.Савченко на выборах в его состав не был включен. При обсуждении кандидатур в состав нового обкома КПРФ произошел казус, характеризующий положение внутрипартийных дел. Некоторые коммунисты (Н.Прохоров, А.Уваров) заявили о своем нежелании работать в новом составе обкома КПРФ. За что были подвергнуты критике, их обвинили в нежелании работать «в труднейшее для областной организации время». Ряд делегатов высказали мнение, что первому секретарю обкома не следует совмещать партийные обязанности с депутатскими. Явно не доверяя своим избранникам, вопреки требованиям устава делегаты предложили выбрать первого секретаря открытым голосованием на самой конференции. Обком пойти на такое пойти не согласился, перенеся решение этого вопроса на пленум.

21 августа 1999 г. состоялся пленум обкома КПРФ, избранного на XXVIII областной партийной конференции. Выдержав недельную паузу после отчетно-выборной конференции члены обновленного обкома собрались, чтобы избрать руководящие органы (бюро, секретарей) и определиться с кандидатами в Госдуму РФ.

Пленум избрал бюро обкома партии в следующем составе: А.К.Авилов, О.П.Агаркова, В.П.Алтухов, С.А.Булавин, В.А.Ветков, С.А.Демченко, И.Н.Жихарев, О.М.Золотарев, О.С.Кулешов, Е.И.Ложкин, В.П.Рашин, Е.Г.Самойлов, В.П.Сколозуб, В.Г.Струкова, С.В.Сухарев [[11]].

Вопрос о первом секретаре решался с учетом грядущих парламентских выборов. По сведениям официальных партийных источников, возобладала точка зрения, что О.Кулешову сложно совмещать обязанности лидера белгородских коммунистов с деятельностью депутата Госдумы РФ. Главная же причина кроется в том, что в рядах коммунистов возобладало мнение, что с губернатором нужно наладить «конструктивные» отношения. Фигура О.Кулешова как руководителя партийной организации области этому объективно не может способствовать. Первым секретарем обкома КПРФ избран С.Демченко, являющийся председателем комитета по социальной политике областной Думы. В период губернаторской избирательной кампании он не числился в рядах явных недругов Е.Савченко. Вторым секретарем избрана В.Струкова, секретарями О.Кулешов, Е.Самойлов, О.Золотарев.

На пленуме обкома было решено рекомендовать VI Съезду КПРФ выдвинуть секретаря обкома КПРФ Кулешова Олега Степановича кандидатом в депутаты Госдумы РФ по Новооскольскому территориальному избирательному округу №63. Была также предварительно обсуждена позиция обкома КПРФ по вопросу о кандидате в депутаты Госдумы по Белгородскому территориальному избирательному округу, решение по которому будет принято дополнительно.

Для внесения в федеральный список создаваемого левыми блока «За победу!» пленум рекомендовал семерых представителей областной парторганизации. В результате тайного рейтингового голосования было решено рекомендовать VI Съезду КПРФ включить в общефедеральный список КПРФ и блока «За Победу!» на выборах в Госдуму РФ С.Демченко, О.Кулешова, председателя областной организации НПСР, С.Сухарева, депутата Госдумы РФ, и В.Алтухова, главу администрации Шебекинского района.

1.2.       «Отечество»

7 августа в Белгороде проходило зональное совещание руководителей региональных отделений политического общественного движения «Отечество» — «Вся Россия» пяти областей Черноземья. Почему воронежские, курские, липецкие и тамбовские активисты «партии Лужкова» приехали именно в Белгородскую область? Основная причина, состоит в том, что «Отечеству» удалось заручиться поддержкой областной администрации. На прошедших в мае губернаторских выборах «Отечество» активно поддерживала Е.Савченко. Несмотря на фактическую отставку (формально – упразднение должности) с поста председателя правительства области председатель совета регионального отделения «Отечества» В.Я.Герасименко по-прежнему лоялен к губернатору. О.Н.Полухин, возглавлявший избирательный штаб Е.Савченко и ныне прибывая на должность первого заместителя председателя комитета по организационно-аналитической и кадровой работе, является начальником регионального избирательного штаба «Отечества».

Организаторы семинара ставили своей главной целью выработать стратегию и тактику избирательных штабов региональных и местных отделений «Отечества». Участие в совещании принимал член политсовета «Отечество»-»Вся Россия» А.Исаев. В рамках этого мероприятия состоялась встреча с Е.Савченко. Участие в семинаре-совещании принял мэр г.Белгорода Г.Голиков.

А.Исаев заявил: «Если а Госдуме РФ сложится мощная центристская фракция или группа фракций, ориентированных на «Отечество»-»Всю Россию», справа от нас будут «ЯБЛОКО», слева – КПРФ, то мы бы могли проводить в нижней палате парламента нормальную политику, направленную на нормализацию положения в стране» [[12]].

В числе тех, за кого штабу предстоит разворачивать агитационную работу, включенные II съездом «Отечества» в федеральный список В.Я.Герасименко и председатель областной организации Аграрной партии России Н.Н.Чуприна. Что же касается одномандатных избирательных округов, то в Белгородском 62-м областной совет «Отечества» окажет поддержку руководителю думской фракции «Народовластие» Н.И.Рыжкову (областная организация КПРФ также высказалась в пользу этой кандидатуры). В Новооскольском 63-м округе региональная организация «Отечества» собирается выставить чисто своего кандидата.

1.3.       «ЯБЛОКО»

В двадцатых числах августа состоялась третья в нынешнем году конференция регионального отделения ОПОО «Объединение «ЯБЛОКО». На конференции основным был вопрос о выдвижении своих кандидатов в Госдуму РФ. В федеральный список «ЯБЛОКА» были выдвинуты три кандидатуры: доцент технологической академии строительных материалов Е.Гашо, генеральный директор АО «Пуск» В.Королев и Н.Франк, работавший до недавнего времени генеральным директором АО «Белпласт».

1.4.       ЛДПР

Координатор Белгородской региональной организации ЛДПР С.Н.Лоза возглавил тройку кандидатов в федеральный список данной партии. Вторым номером идет депутат Госдумы РФ С.В.Сычев, третьим – депутат Чернянского районного Совета В.С.Усачев, который является координатором городских и районных отделений ЛДПР в избирательном округе №63. В этом избирательном округе от партии выступит С.В.Сычев. В избирательном округе №62 региональное отделение ЛДПР решило выдвинуть С.В.Лозу.

1.5.       «Россия молодая»

Белгородская область не может считаться регионом, в котором «младореформаторы» могут рассчитывать на поддержку. Этим в некоторой степени объясняется то, что только в начале августа в области было создано региональное отделение движение Б.Немцова «Россия молодая». Руководит движением в регионе юрист Р.А.Золотарев. Он уверен, что в ближайшее время у него появится немало сторонников, и это станет весомым поводом для визита в Белгородскую область партийного лидера Б.Немцова.

1.6.       «За экономическое, экологическое и духовное развитие Белгородчины»

В середине августа появилась новая областная общественно-политическая организация «За экономическое, экологическое и духовное развитие Белгородчины». По заявлению ее лидера юриста Н.Турчанова, движение намерено принимать активное участие в избирательных компаниях всех уровней, ставя главной целью «помощь простым людям» [[13]]. Основные задачи организации изложены в ее названии. Это содействие решению экономических, экологических и нравственных проблем г.Белгорода и области. Еще до учреждения этого движения оргкомитет выступил с рядом природоохранных инициатив. Новая организация собирается выступить с обращением к главам администраций города и области по проблемам занятости населения. Содержательная сторона обращения пока неизвестна. Скорее это будут чисто популистские инициативы. По нашим сведениям за новой организацией не стоят какие-либо влиятельные круги региона. Судя по всему ее создание — это инициатива кучки «расплодившихся» юристов, которые бы хотели вписаться в политическую жизнь области.

1.7.       Акции претендентов

Предвыборная борьба за голоса избирателей принимает различные формы нагнетания страстей. Например, претендент на пост губернатора В.Безымянный на недавних выборах, видимо намериваясь стать депутатом Госдумы РФ, стал активно «защищать угнетенных». Его помощники распространили «сенсационное» сообщение, что в одном из районных центров г.Прохоровке готовится расправа над трудящимися. Якобы около местного элеватора пройдет митинг, и возможны всякие эксцессы, местное начальство велело милиции стрелять на поражение, если народ покусится на зерносклад. На самом деле взятие зерносклада оказалось не чем иным как попыткой Безымянного организовать митинг под своим руководством и повести за собой массы. Среди митингующих оказался сам Безымянный, его помощники и местные представители местных трудящихся. Прогубернаторская пресса охарактеризовала поведение Безымянного и его помощников как «тушение пожара керосином, намерение достать и из архива маску попа Гапона» [[14]]. Благоприятная почва для раздувания конфликта, действительно есть. Во многих хозяйствах местного АПК давно не платят зарплату. Несколько человек подали на свои сельхозпредприятия в суд, что вынуждает судебных исполнителей накладывать арест на зерно хозяйств. Но на ОАО «Прохоровский элеватор» у них возникли проблемы с определением настоящих владельцев хранящегося здесь зерна.

заключение

В августе губернатор демонстрировал усиление своих позиций. Областной администрации удалось одни политические силы взять под контроль, непосредственно участвую в их деятельности (АПР, «Отечество»), другие подавить (КПРФ). Коммунисты лишившись административной поддержки и подвергаемые постоянной критики вступили в кризисную стадию. Выход из нее в настоящее время кажется коммунистам очевидным — нужно пойти на «конструктивное сотрудничество» с областной администрации. Ситуация, когда бывший влиятельный политический соперник высказывает намерение примириться, больше похожа на желание «служить» власти (победителю). Таким образом на политической сцене региона альтернативные центры влияния в настоящий момент отсутствуют.

Однако мобилизационная стратегия губернатора и связанная с ней ущемление прав местного самоуправления в ближайшее время может породить центры сопротивления в лице глав муниципальных образований, некоторые из них обладают весомыми ресурсами. Пока робкое сопротивление планам областной администрации оказывает мэр г.Белгорода Г.Голиков. Но в сентябре можно ожидать бурной реакции глав администраций ресурсных территорий — г.Старого Оскола и Старооскольского района Н.Шевченко и г.Губкина и Губкинского района А.Кретов. Вместе с тем советники губернатора выбрали удачное время для наступления на права местного самоуправления. В марте 2000 г. предстоят перевыборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Это заставит глав муниципальных образований быть более сговорчивыми.



Источники

[1]. Постановление главы администрации Белгородской области «Об утверждении состава и Положение о Совете безопасности администрации области» // Экономическая газета. – 1999. – 6-13 августа. – С. 3.

[2]. Там же.

[3]. Постановление главы администрации Белгородской области «О рациональном использовании зерновых ресурсов урожая 1999 года» // Белгородские известия. – 1999. – 20 августа. – С. 1; Постановление главы администрации Белгородской области Белгородской области «О мерах по эффективному использованию кормовых ресурсов области и передаче фуражного зерна Союзу потребительских сельскохозяйственных кооперативов Белгородской области // Белгородские известия. – 1999. – 13 августа. – С. 2.

[4]. Бабин В. «Меркантильный» интерес // Наш Белгород. – 1999. – 20 августа. – С. 1.

[5]. От конфронтации к совместному выживанию // Смена. – 1999. – 11 августа. – С. 1

[6]. Маяковский М. «Мы будем помогать – тому, кто «вытащит воз» // Белгородские известия. – 1999. – 24 августа. – С. 1.

[7]. 19 декабря – выборы депутатов Госдумы // Белгородские известия. – 1999. – 21 августа. – С. 1.

[8]. Белгородские известия // 28 августа. – 1999. – С. 2

[9]. XXVIII областная партийная конференция // Слово коммуниста. – 1999. – 18 августа. – С. 1.

[10]. Киценко С. «Мы были биты на этих выборах» // Смена. – 1999. – 18 августа. С. 1-3.

[11]. Пленум обкома КПРФ // Слово коммуниста. – 1999. – 25 августа. – С. 1.

[12]. Справа – «Яблоко», слева – КПРФ // Смена. – 1999. – 11 августа.

[13]. Юрьева И. Экономно-духовная экополитическая // Наш Белгород. – 1999. – 20 августа. – С. 2.

[14]. Почти осенняя пора, вовсю запахли выбора // Белгородские известия. – 1999. – 26 августа. – С. 1.