Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

Дамир ФАРИТОВ *

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в августе 1999 года

Большинство политических объединений региона огласило имена своих кандидатов в депутаты Госдумы. КПРФ по-прежнему не может ввести своего представителя в областную избирательную комиссию. Состоялась встреча губернатора с первым секретарем обкома КПРФ. Коммунисты демонстрируют признаки готовности к компромиссу с губернатором. Возможно, дата выборов губернатора Саратовской области будет изменена. Назначен новый вице-губернатор. Сменен председатель ГТРК «Саратов». В магазинах региона появился «Губернаторский хлеб» по фиксированной цене. Сменен последний руководитель федеральной структуры в регионе, получивший свой пост до прихода к власти Дмитрия Аяцкова. Нового руководителя налоговой службы обвиняют в коррепции. Левыми радикалами начата бессрочная акция протеста. Инвестиции в Саратовскую область по сравнению с 1998 годом сократились вдвое.

Хроника

3 августа — назначен новый руководитель Государственной налоговой инспекции по Саратовской области.

4 августа — Михаилом Швыдким подписан приказ о назначении нового руководителя ГТРК»Саратов».

4 августа — состоялась встреча губернатора Дмитрия Аяцкова с руководителями средств массовой информации региона.

5 августа — в саратовском Губернском рынке открылась ярмарка, в ходе которой производителям товаров народного потребления предоставлена возможность три месяца бесплатно пользоваться торговыми местами.

7 августа — на Театральной площади Саратова состоялся концерт в поддержку космической станции «Мир».

10 августа — работники жилищно-коммунального хозяйства Саратова провели собрание, посвященное невыполнению администрацией ЖКХ коллективных договоров по выплате заработной платы.

11 августа — вакантное место вице-губернатора области занял Сергей Наумов.

11 августа — партия «Демократический выбор России» провела День памяти первого лидера движения «Демократическая Россия» в регионе Валерия Давыдова.

17 августа — в Поволжском выставочном центре открылась II межрегиональная выставка материалов, технологий и оборудования «Нефть-Газ-Тех-99».

18 августа — в Энгельсе состоялась торжественная церемония присвоения одному из стратегических самолетов-ракетоносцев ТУ-95МС из размещенной здесь эскадрильи почетного имени «Саратов».

18 августа — в Саратовском областном суде рассматривалась кассационная жалоба мэрии Саратова на решение Волжского суда, признавшего незаконным ее отказ в принятии уведомления о проведении пикета Штаба протестных действий.

19 августа — в Октябрьском районном суде Саратова началось слушание гражданского дела по иску начальника управления налоговой полиции Саратовской области к бывшему начальнику ОблУВД Владимиру Булгакову и газете «Богатей» о защите чести, достоинства и деловой репутации.

19 августа — состоялось заседание Общественной палаты при губернаторе по вопросу «О роли молодежных общественных объединений в правовой защите детей и молодежи в Саратовской области».

19 августа — на Театральной площади Саратова состоится митинг Штаба протестных действий Саратовской области, посвященный очередной годовщине создания ГКЧП.

23 августа — в Саратовском госуниверситете открылся пятидневный семинар «Public Relations для общественных организаций».

25 августа — в Саратове открылся офис новой компании системы сотовой связи «GSM».

26 августа — состоялась первая за два года официальная встреча губернатора с первым секретарем обкома КПРФ, проходившая за закрытыми дверями.

27 августа — в Балаково открылся чемпионат Европы по воднолыжному спорту среди ветеранов.

27 августа — Заводской районный суд Саратова отказался удовлетворить жалобу бывшего председателя забастовочного комитета ОАО»Нитрон» Сергея Зараковского к профкому ОАО «Нитрон» на бездействие последнего при его увольнении.

29 августа — в Энгельсском районе на берегу озера Став прошел Большой Круг XI отдела Волжского казачьего войска.

Главное

Вторая половина лета стала для Саратовской области периодом сравнительного затишья, признаки завершения которого появились лишь в конце августа. В частности, это относится к начавшемуся в мае всплеску активности областного руководства в сфере внешних контактов, осуществлявшихся под лозунгом поисков инвестиций (видимых результатов эта активность пока не принесла). Примерно то же самое можно сказать о деятельности команды саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, связанной с дальнейшей мобилизацией символического (идеомифологического) ресурса, превращающегося сейчас в едва ли не единственную стабильную основу для функционирования существующего в регионе неопатримониального (как говорят ученые люди) режима; о попытках разного рода нововведений в экономической сфере; о протестной активности леворадикальной оппозиции и т.д.

Лишь к концу месяца начался резкий подъем во всех перечисленных сферах, однако есть основания полагать, что это лишь начало нового всплеска активности, пик которого придется на осенние предвыборные месяцы.

Вновь перешло из открытой в латентную форму обострившееся было в июне вялотекущее противостояние команды губернатора и мэрии Саратова. Однако продолжение начавшейся в период имевшего место квазикризиса деятельности по перераспределению информационных ресурсов может свидетельствовать о том, что связано это скорее со стремлением сторон не афишировать конфликт, чем с достижением некого решающего проблему компромисса.

Предвыборная деятельность действующих в области политических структур была одним из немногих процессов, в августе заметно активизировавшихся. Большинство организаций к концу месяца определилось с персональным составом кандидатов. Это, впрочем, не относится к губернатору и его команде — актору, монопольно доминирующему в регионе — хотя именно поддерживаемые ими кандидаты с вероятностью, близкой к ста процентам, и станут депутатами Государственной Думы РФ. Реально противостоять им способна саратовская мэрия, но лишь в единственном округе, целиком находящемся на территории города — при этом ее планы к настоящему времени остаются неясными.

Высокой оставалась активность областного руководства, связанная с его желанием усилить контроль за процессом уборки нового урожая и не допустить вывоза зерна при одновременном сдерживании закупочных цен на низком уровне.

В августе наметился ряд интересных тенденций. В частности, губернатором в очередной раз предложен некий неясного пока содержания компромисс единственному в области политическому актору, реально сохранившему потенциал действия — КПРФ; предложение это было, по всей видимости, отвергнуто лишь частично — во всяком случае, об этом может свидетельствовать поведение коммунистов, явно не стремящихся предать огласке все факты, связанные с состоявшимися переговорами. Индикатором реализации компромисса в дальнейшем может служить ход разрешения конфликта, связанного с введением в состав областной избирательной комиссии представителя КПРФ. Еще одним ключевым событием выглядит распространение в области слуха о возможном переносе даты очередных выборов губернатора на декабрь 1999 года. Хотя никаких официальных подтверждений этой информации не существует, доводы, приводимые ее распространителями в защиту своей точки зрения, во многом выглядят логично, и кроме того, ряд особенностей распространения этой информации указывает на начало процесса подготовки общественного мнения к такому переносу. В любом случае, законодательные ограничения, связанные со сроком, оставшимся на осуществление такой операции, позволяют ожидать, что окончательная ясность здесь наступит еще до конца сентября.

1.    Подготовка к выборам в Государственную Думу РФ

1.1.       Команда губернатора

Как уже было сказано выше, губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков и его команда, служащие структурообразующей основой сформировавшегося в субъекте Федерации политического режима и способные контролировать ход выборов в Государственную Думу РФ на территории области на всех их стадиях, до сих пор не предали прямой или косвенной огласке список кандидатов в депутаты, которых они намерены поддержать на предстоящих выборах, тем самым практически гарантируя им победу. Однако на этот раз их намерения не выглядят в принципе непрозрачными, как это было накануне предшествовавших электоральных кампаний, когда «список поддержки» становился достоянием гласности в последний момент. Сейчас политика губернатора во многом связана позицией, занятой им позицией по отношению к движению «Наш дом — Россия», заместителем председателя которого он является и с политикой которого по этой причине вынужден хотя бы отчасти согласовывать свои действия. Однако значение этой связанности не следует переоценивать. Дав согласие стать третьим номером в списке НДР, Аяцков, разумеется, в действительности не намерен обменять свой пост на мандат депутата. По всей видимости, его вхождение в головную часть списка предполагает в качестве ответного шага со стороны руководства движения как раз предоставление полной свободы в процессе определения кандидатов по четырем существующим на территории Саратовской области мажоритарным округам — хотя, видимо, имена поддержанных им кандидатов должны быть названы в сложившихся обстоятельствах совершенно открыто и гораздо раньше, чем обычно.

Пока точно известно лишь, что нынешний депутат Государственной Думы РФ по списку НДР Александр Парадиз наверняка не получит поддержки от саратовского губернатора — в ходе состоявшейся в конце месяца встречи с первым секретарем областной организации КПРФ (см. ниже) Аяцков назвал Парадиза «бездельником».

1.2.       Политические партии

К концу августа практически все существующие в Саратовской области региональные структуры федеральных избирательных объединений определились с кандидатами, которые будут представлять их на выборах в Государственную Думу РФ в четрых одномандатных округах области. Также поступила некоторая информация относительно присутствия саратовцев в списках ведущих избирательных объединений для голосования по пропорциональной системе.

1.2.1.      КПРФ

Балаковский избирательный округ №156 — заместитель председателя Районного совета депутатов Озинского муниципального образования Геннадий Гамаюнов;

Балашовский избирательный округ №157 — депутат Государственной Думы РФ по списку КПРФ (житель Балашова) Вячеслав Михайлов;

Саратовский избирательный округ №158 — первый секретарь Саратовского областного комитета КПРФ Валерий Рашкин;

Энгельсский избирательный округ №159 — секретарь Саратовского обкома КПРФ на общественных началах Сергей Афанасьев.

Нижневолжский региональный список (Астраханская, Волгоградская, Саратовская области и Республика Калмыкия) включает первого секретаря саратовского областного комитета КПРФ Валерия Рашкина; секретаря саратовского обкома КПРФ на общественных началах Сергея Афанасьева и депутата Государственной Думы РФ (Аграрная депутатская группа) Зою Ойкину.

1.2.2.      «ЯБЛОКО»

Балаковский избирательный округ №156 — директор Саратовского отделения Росгосстраха Галина Старцева;

Балашовский избирательный округ №157 — предприниматель Игорь Нефедов.

Саратовский избирательный округ №158 — председатель областной организации «ЯБЛОКА», проректор СГУ имени Н.Г.Чернышевского Анатолий Родионов;

Энгельсский избирательный округ №159 — предприниматель Виктор Тюхтин.

В Поволжский региональный список вошли Анатолий Родионов — председатель совета саратовского регионального отделения «ЯБЛОКА»; Галина Старцева — кандидат в члены организации, директор Саратовского отделения Росгосстраха; Журбин Александр Павлович — член совета регионального отделения «ЯБЛОКА».

1.2.3.      ЛДПР

Балаковский избирательный округ №156 — координатор Балаковского избирательного округа Анатолий Большаков;

Балашовский избирательный округ №157 — координатор Балашовского избирательного округа Игорь Шанев;

Саратовский избирательный округ №158 — координатор Саратовского регионального отделения ЛДПР Михаил Чугунов;

Энгельсский избирательный округ №159 — координатор Энгельсского избирательного округа Константин Гризоглазов.

В федеральный список предполагается включить Михаила Чугунова — координатора СРО ЛДПР; Светлану Колосову — координатора Саратовского избирательного округа №158; Анатолия Большакова — координатора Балаковского избирательного округа №156; Константина Гризоглазова — координатора Энгельсского избирательного округа №159; Игоря Шанева — координатора Балашовского избирательного округа №157; Анатолия Сытника — руководителя отдела организационной партработы СРО ЛДПР.

1.2.4.      Радикальные коммунисты

Решение о согласованном и независимом от КПРФ выдвижении кандидатов в одномандатных округах было принято региональными организациями РКРП, ВКПБ и «КПСС» (В.Анпилова).

Балаковский избирательный округ №156 — председатель движения «Трудовое Балаково» Анатолий Калашников;

Балашовский избирательный округ №157 — к 31 августа кандидатура не определена;

Саратовский избирательный округ №158 — первый секретарь областного комитета КПСС Виктор Ошкин;

Энгельсский избирательный округ №159 — первый секретарь областной организации РКРП Николай Солдатов.

Первую тройку Поволжского регионального списка (Саратовская, Самарская и Пензенская области) блока «Коммунисты, трудящиеся России за Советский Союз» возглавил первый секретарь Саратовского областного комитета РКРП Николай Солдатов.

1.2.5.      «Союз правых сил»

Региональная организация партии «Демократический выбор России», входящая в избирательное объединение «Союз правых сил», выдвигает своего кандидата только в Энгельсском избирательном округе №159 — это председатель Саратовской областной организации ДВР, ректор Поволжской академии государственной службы, депутат Саратовской областной Думы Владимир Южаков. В региональный список «Волга-2» предполагается включить его же кандидатуру.

1.2.6.      НДР, «Отечество — Вся Россия»

Имена претендентов от НДР и ОВР по одномандатным округам к концу августа все еще не были преданы огласке. Относительно последнего известно лишь, что им будет поддержана в одном из округов кандидатура председателя Союза педагогов Саратовской губернии и редактора газеты союза «Глобус» Марины Алешиной, экс-кандидата в депутаты Государственной Думы РФ на довыборах, состоявшихся в 1998 году по Энгельсскому избирательному округу, где она составила неожиданно сильную конкуренцию поддержанному губернатором кандидату. Поволжскую группу региональных списков (Саратовская, Самарская и Волгоградская области) ОВР возглавляет бывший вице-губернатор Саратовской области, член политсовета «Отечества» Вячеслав Володин. В список включены также председатель областной организации «Отечества», председатель комитета Саратовской областной думы по законности, работе с территориями и общественными организациями Николай Семенец (№4) и лидер областной Аграрной партии России Ратачков (№10).

1.3.       Продолжение и трансформация предвыборного конфликта между командой губернатора и КПРФ

В июле завершилось слушание в Саратовском областном суде дела по иску областной организации КПРФ к Саратовской областной Думе по поводу отказа последней включить в состав облизбиркома представителя коммунистов управляющую делами областного комитета КПРФ Ольгу Алимову. Напомню, что областная Дума, отклоняя кандидатуру Алимовой, ссылается на принятые ею поправки к закону о порядке формирования избиркома, в соответствие с которыми кандидаты, предложенные представителями политических организаций, имеющих парламентские фракции, утверждаются голосованием депутатов, причем одна и та же кандидатура не может быть вынесена на голосование более чем два раза. При этом Дума, не являясь в масштабах области самостоятельным политическим актором, откровенно выступает проводником позиции команды губернатора, осуществляющей курс на полное вытеснение КПРФ (единственной сохраняющей некоторый потенциал действия оппозиционной политической структуры) из сферы публичной политики и изоляцию ее от любых механизмов, позволяющих оказывать хотя бы минимальное воздействие на происходящие в регионе процессы. КПРФ, со своей стороны, настаивает на реализации данных ей федеральным законодательством как парламентской партии гарантий представительства в облизбиркоме и своего права самостоятельно определять личность представителя.

Несмотря на то, что судом было принято решение в пользу КПРФ, Дума продолжила настаивать на правомерности своих действий, поскольку, по мнению депутатов, принятые ими поправки к областному закону не противоречат закону федеральному, а лишь уточняют его, поскольку в нем не содержится точного указания, каким именно образом должны вводиться в избирком представители парламентских политических объединений — а это не исключает применения к ним процедуры голосования. Отказавшись рассматривать в третий раз кандидатуру Алимовой, дума подала апелляцию в Верховный Суд РФ, причем ее представителями было сделано заявление о том, что в случае, если и он поддержит позицию КПРФ, последует и обращение в Конституционный Суд.

Однако уже к концу августа появились признаки того, что стороны (команда губернатора и КПРФ) намерены найти выход из наметившегося тупика, минуя посредника в лице областной Думы и все же выработать правила взаимодействия. Первый шаг в этом направлении был сделан непосредственно губернатором Дмитрием Аяцковым. Такое решение, по всей видимости, стало для него вынужденным и связано с тем, что позиция команды губернатора в данном конфликте выглядит уязвимой — Верховный Суд России по аналогичному вопросу уже выносил решение в пользу Саратовской организации КПРФ, а Конституционный Суд РФ вряд ли примет запрос областной Думы к рассмотрению. Для урегулирования конфликта Аяцковым была инициирована его встреча с первым секретарем областного комитета КПРФ Валерием Рашкиным. Подробности происходившего в ходе состоявшейся консультации известны, в основном, со слов Рашкина, прозвучавших 31 августа на организованной им пресс-конференции. Эта информация позволяет сделать вывод о том, что в ходе встречи стороны согласились на взаимные уступки, причем со стороны КПРФ — гораздо более глубокие, чем со стороны губернатора. Как сообщил Рашкин, Аяцков пообещал поговорить с депутатами и председателем областной думы Александром Харитоновым о включении в состав облизбиркома представителя КПРФ (следствием такой беседы в лучшем случае может стать шаг, к которому Думу в любом случае могут вынудить судебные решения — но под принуждением судебной власти совершит она его гораздо позже, когда избирательная кампания, возможно, уже будет близка к завершению). В то же время Рашкин сообщил на пресс-конференции, что в том случае, если командой губернатора в каком-либо из округов будет выдвинут «устраивающий Саратовский обком КПРФ» кандидат в депутаты Государственной Думы РФ, то в этом округе может быть снят ранее заявленный представитель коммунистов, утвержденный пленумом обкома КПРФ и съездом партии. Такая готовность к сотрудничеству с человеком, на отставке которого КПРФ настаивала еще недавно, выглядит весьма красноречиво.

По некоторым признакам, можно предположить, что на встрече велась также дискуссия о возможном непротиводействии губернатора избирательной кампании по Балашовскому округу действующего депутата от КПРФ Вячеслава Михайлова, но Аяцков упрекнул депутата в том, что он недостаточно отстаивает интересы области в Государственной Думе.

Таким образом, имеющаяся информация позволяет констатировать начало нового этапа в политической жизни области, связанного с отказом от бескомпромиссной позиции единственной крупной политической организации, прямо выступавшей как оппозиционная по отношению к сложившемуся в субъекте Федерации политическому режиму сила и ее переходом к (как минимум) «борьбе по правилам», которые безусловно будут формулироваться прежде всего губернатором.

Согласование позиций и выработка правил новых взаимоотношений будут продолжены — Аяцков и Рашкин договорились встретиться вновь в период до 5 сентября. О планировании губернатором подобных обменов мнениями с другими лидерами региональных общественно-политических организаций никаких сведений нет.

1.4.       Власть

1.4.1.      Слухи о переносе сроков выборов губернатора

В августе одной из самых актуальных тем обсуждения в Саратовской области стали внезапно распространившиеся слухи о возможном переносе срока очередных выборов губернатора с сентября 2000 на декабрь 1999 года. Распространившись сразу из нескольких источников, они немедленно были восприняты едва ли не всеми местными политиками как организованная «утечка информации», целью которой является тестирование и подготовка общественного мнения к совершению такого шага. Слухи такого рода стали (что не характерно для саратовской прессы) предметом публикаций в газете КПРФ «Коммунист XXI век» и газете центральных районов Саратова «Совфакс».

Как явствует из обсуждений, местные политики ожидают, что в самое ближайшее время будет сделано официальное заявление о необходимости изменения сроков губернаторских выборов и их совмещения с выборами в Государственную Думу РФ с целью экономии бюджетных средств. Слухи эти и ставшие их следствием публикации в СМИ были (что также для региона нехарактерно) официально опровергнуты руководителем пресс-службы губернатора Игорем Никифоровым. Однако это опровержение не изменило ситуацию. Более того, 31 августа на своей пресс-конференции первый секретарь областного комитета КПРФ Валерий Рашкин даже выступил с официальным заявлением о том, что он располагает сведениями, подтверждающими реальность подготовки переноса сроков выборов. Он не привел никаких фактов в подтверждение своего заявления, но весьма любопытно, что сделано оно было непосредственно после того, как состоялась личная встреча Рашкина с губернатором.

Рашкин назвал пять причин, по которым может состояться изменение даты проведения выборов: в 2000 году произойдет ухудшение социально-экономического положения, что скажется на рейтинге Аяцкова; в июне может быть избран президент России, который осложнит его победу на губернаторских выборах; саратовский губернатор желает обеспечить тылы — на тот случай, если он будет баллотироваться на пост президента и проиграет; количество кандидатов на губернаторский пост после выборов в Государственную Думу увеличится; будет происходить дальнейшее укрепление позиций бывшего вице-губернатора Саратовской области Вячеслава Володина — «раскрученного конкурента губернатора» и человека, обладающего финансовыми средствами для участия в выборах.

Рашкин также утверждал, что для изменения даты голосования Саратовской областной думе необходимо принять уже подготовленный документ на внеочередном заседании, которое должно состояться до 15 сентября, а точнее — с 10 по 15 сентября. Названные им сроки согласуются с предельными, оговоренными областным законодательством.

1.4.2.      Персональные перестановки

11 августа губернатором области Дмитрием Аяцковым было подписано распоряжение о назначении вице-губернатором Сергея Наумова, ранее являвшегося ректором Поволжского кооперативного института. Таким образом, должность одного из двух вице-губернаторов, освободившаяся еще в начале года, после перехода Вячеслава Володина на работу в Москву, в предвыборный штаб «Отечества», перешла к человеку, которого наблюдатели давно воспринимали как соперника бывшего вице-губернатора, объясняя это прежде всего совпадением их профессиональных качеств и интересов (оба они претендовали на роль главного идеолога и имиджмейкера в губернаторской команде). Дело в том, что три года назад, до своего ректорства, Наумов непродолжительное время занимал ответственный пост в аппарате губернатора. Именно в тот период трения между ним и Володиным достигли особой остроты, и вскоре Наумов перешел на ректорскую работу. Известную роль в его дискредитации тогда сыграла курировавшаяся В.Володиным (и созданная едва ли не специально для этой цели) газета «Саратовский репортер» (вскоре после ухода Наумова она перестала существовать). Наумов имеет богатый опыт работы в саратовской мэрии, в частности, в должности начальника комитета по общественным связям.

Представляя нового вице-губернатора на заседании своего кабинета, председатель правительства области Петр Камшилов сказал, что в компетенцию Сергея Наумова входит идеологическое обеспечение работы администрации, связь со средствами массовой информации и общественные отношения. Кроме того, позже стало известно, что «под нового вице-губернатора» разрабатывается структура, в компетенцию которой будут входить вопросы анализа, прогнозирования и планирования общественно-политической ситуации как в целом в РФ, так и в Саратовской области, а также деятельность, связанная с проведением предстоящих электоральных кампаний.

Одним из первых следствий прихода нового вице-губернатора стало немедленное распространение слухов (позже получивших подтверждение из достоверных источников) об отказе от работы с ним и намерении покинуть аппарат губернатора нынешнего председателя комитета по общественным отношениям Андрея Россошанского. Россошанский (один из немногих областных статусных политиков, остававшихся в составе рабочей команды губернатора на протяжение практически всего периода его правления и, одновременно, лидер одной из немногих самостоятельных клиентистских группировок) до недавнего времени возглавлял областное министерство по делам молодежи, спорту и туризму, и лишь недавно получил назначение на новую должность. В окружении губернатора он небезосновательно пользовался репутацией «человека Анатолия Чубайса». Насколько известно, Россошанский дал согласие возглавить комитет по общественным отношениям, оставив должность министра, только под гарантию, что подчинен он будет непосредственно губернатору. Приход Наумова означает нарушение этого обещания, и теперь все происшедшее приобретает вид спланированной губернатором акции, направленной на разрушение клиентелы Россошанского без прямой конфронтации с Чубайсом. Само по себе происходящее не вызывает удивления — Дмитрий Аяцков традиционно стремится предотвратить формирование в регионе любых устойчивых клиентел, следствием чего является высокая текучесть руководящих кадров в правительстве. Пока же Россошанский находится в очередном отпуске.

Еще одной жертвой борьбы со стабильными клиентелами в ближайшее время может стать первый заместитель председателя правительства области Сергей Шувалов, курирующий сектор экономики, влияние которого (в том числе, и на уровне федерального Центра) в последнее время постоянно возрастало. Судя по данным из приватных источников, губернатором обдумывается возможность его отстранения от занимаемой должности. Такой шаг выглядит вполне логичным с точки зрения обычной тактики Аяцкова. Шувалов стал многими восприниматься в последнее время как «сильная фигура», но в команде губернатора он — всего лишь чужак, привлеченный для ликвидации «прорыва».

1.4.3.      Борьба за хлеб

В центре внимания команды губернатора Саратовской области в июле и августе оказалась проблема борьбы за сохранение в области большей части зерна урожая этого года и обеспечения населения произведенной из него продукцией.

7 августа в Саратовской области произошло очередное повышение цен на хлебобулочные изделия и, в частности, на самый популярный у покупателей их вид — хлеб из пшеничной муки I сорта — почти на 1 рубль. Одновременно в продажу едва ли не впервые поступил в массовых количествах хлеб из пшеничной муки II сорта, решение об установлении фиксированных цен на который (1 руб. 50 коп. за буханку) было принято Саратовской областной Думой еще в декабре 1998 года. Последнее событие сопровождалось массовой рекламной кампанией и, несомненно, стало одним из ключевых событий с точки зрения региональной мифологии, которой оно интерпретировалось как своего рода магическое «сотворение хлеба», ставшее следствием проявления отеческой заботы губернатора о неимущих. В свете последнего обстоятельства не удивительно, что хлеб этот немедленно получил сразу два собственных наименования — официальное «Губернский» и укоренившееся в ряде СМИ «Народный», а также разговорное прозвище «Царский».

Событие это первоначально получило в массовом сознании весьма позитивную оценку, однако через короткое время магазины стали предлагать в качестве «Губернского хлеба» продукт крайне низкого качества. В некоторых торговых точках появились ценники на этот продукт, обозначающий его как «хлеб пшеничный из обойной муки». Причиной такого развития событий стал тот факт, что правительство области обязало хлебопроизводителей довести выпечку «Губернского» до 20-24 тонн в сутки «для удовлетворения спроса». При этом представители областного управления хлебопродуктов заверяют, что пшеницы второго сорта достаточно. Однако на практике могут возникать проблемы с поставкой зерна, а план, заданный областным руководством, нужно выполнять любой ценой. Более того, выпуск этого хлеба убыточен, но, по словам представителей некоторых из хлебозаводов, звучавшим уже в конце августа, никаких дополнительных дотаций они к этому времени не получили. В напряжении находятся и продавцы, которым предписано «бесперебойно снабжать население» таким хлебом. Так, по словам руководителя пресс-службы губернатора Игоря Никифорова, заместитель директора одного из магазинов был уволен за то, что на момент посещения этого торгового учреждения Дмитрием Аяцковым на лотке оказалось всего 16 буханок «Губернского». Неудивительно, что в подобных условиях и заводы, и продавцы вынуждены идти на всякого рода ухищрения. В некоторых районах области, за неимением пшеничной муки II сорта, были даже предприняты действия, которые еще более подчеркивают символическую и даже магическую сущность происходящего — здесь была организована продажа по фиксированной цене первосортного хлеба, цена которого местами поднялась ранее до 4 рублей. Осуществлялась она, чтобы не привлекать внимание, не в магазинах, а с доставкой малоимущим на дом.

Одновременно еще более жесткие меры принимаются в области для удержания на ее территории зерна нового урожая в количестве, достаточном для обеспечения ее собственных нужд на будущее. В регионе действует постановление правительства, разрешающее производителям продажу зерна за пределами региона только после того, как будут произведены все поставки в областной продовольственный и так называемый «губернаторский» фонды, а также расчет по долгам за ранее взятые в кредит горюче-смазочные материалы и прочее. При этом закупка зерна внутри региона осуществляется весьма ограниченным количеством организаций, получивших специальные разрешения Правительства Саратовской области. Ведется она по ценам, которые в несколько раз ниже, чем те, которые предлагаются внешними закупщиками. В этих условиях не удивительно, что многие производители зерна нарушают постановление и нелегальный вывоз зерна осуществляется иногда целыми составами. В ответ правительством и губернатором принимаются самые жесткие меры, в том числе — к главам администраций муниципальных образований, на территории которых зафиксированы особенно многочисленные нарушения. Об их эффективности судить крайне сложно. Пока же из различных источников поступают сведения о якобы имеющем место полном полуофициальном запрете на вывоз зерна из области.

Одновременно среди глав муниципальных образований была развернута кампания по подписанию соглашения о добровольной и безвозмездной передаче части полученного урожая областному правительству. По соглашению, каждое подписавшее этот документ муниципальное образование обязано до 20 сентября доставить в правительственный фонд 0,5% от своего валового сбора зерна. Правительство же, в свою очередь, обязалось перевести все зерно в деньги и потратить средства фонда, в первую очередь, на борьбу с наркоманией и СПИДом, строительство школ, закупку учебного оборудования. Как считает председатель областного правительства Петр Камшилов, это решение (которое главы райадминистраций называют между собой продразверсткой) по достоинству должны оценить и горожане, и сельчане.

Одновременно и сами главы следуют примеру областного правительства. Так, в частности, глава Балаковского муниципального образования Алексей Саурин, заверив, что оплатит сельчанам каждое зернышко, заявил о намерениях создать в Балакове собственный продовольственный фонд, средства которого будут направлены не только на решение социальных проблем, но и на борьбу с саранчой, нашествие которой ожидается в следующем году.

1.5.       Федеральные структуры в регионе

3 августа сотрудникам администрации Ленинского района был представлен новый руководитель. Крупнейший район города возглавил Владимир Константинов, который до самого последнего времени работал заместителем мэра, начальником департамента по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу администрации города. В свою очередь, бывший глава района Александр Макрушин занял пост начальника государственной налоговой инспекции по Саратовской области. Николай Телятников, ранее возглавлявший ГНИ, перешел на работу начальника Приволжского территориального управления госрезерва, сменив на этом посту Юрия Белых, с 1992 по 1996 год являвшегося главой Администрации Саратовской области.

Телятников был последним из руководителей региональных органов федерального подчинения, остававшихся на посту, занятом еще до прихода к власти в области Дмитрия Аяцкова. Долгое время губернатор публично подвергал Телятникова и деятельность возглавляемой им структуры резкой критике, употребляя самые нелицеприятные эпитеты. Если верить официальным отчетам, это возымело действие и собираемость налогов в области резко возросла. На 30-м заседании Саратовской областной думы было даже принято решение о награждении Телятникова почетной грамотой «за большой вклад в становление и развитие областного и налогового законодательства». Но и это не спасло руководителя налоговой службы.

Что касается Юрия Белых, то ему, по всей вероятности, пришлось расплатиться за предпринятую в прошлом году попытку проведения в прессе кампании против Аяцкова.

Вокруг нового главы ГНИ уже успело начаться некоторое подобие скандала. 4 августа, на очередной встрече губернатора с руководителями СМИ, главный редактор оппозиционной газеты «Богатей» Владимир Горбачев напомнил об одной из публикаций этого издании, где речь шла об официальном письме руководителям предприятий и учреждений за подписью Макрушина, в котором он, тогда еще глава районной администрации, просит «оказать посильную материальную помощь» недавно созданному в районе Театру русской комедии, возглавляемому его же супругой. Причем, по показаниям свидетелей, «просьба о помощи» на деле сопровождалась весьма жестким давлением на коммерсантов.

По мнению «Богатея», все это «по стилю напоминает действия, за которые нынче сидит в тюрьме бывший федеральный министр юстиции Валентин Ковалев». Горбачев также подчеркнул, что подозрение в коррупционном характере действий Макрушина, высказанное газетой, опротестовано не было. В ответ губернатор заметил, что коррупция — это когда обогатился сам чиновник или его семья; если же меценаты направляют свои деньги на благотворительные цели — это совсем другое дело: «Я считаю, что Макрушин достоин возглавить ГНИ. А если у вас есть факты, то сообщайте, и мы отреагируем. Если нужно — я дам вам следственную бригаду». Со своей стороны, редактор «Богатея» изъявил готовность работать с бригадой и доказывать справедливость обвинений.

Следует заметить, что добровольно-принудительные поборы с предпринимателей, сопровождающиеся всяческого рода угрозами — очень распространенное явление в Саратове. Особенно часто они проводятся накануне всякого рода торжеств и мероприятий, в том числе, организуемых по инициативе областного руководства. Действия, в которых обвиняется Макрушин, здесь выглядят мало чем отличающимися от общепринятой практики. Впрочем, с некоторой (условно назовем ее легистской или правовой) точки зрения самым интересным здесь является обещание губернатора «дать следственную бригаду» в распоряжение редактора газеты, ибо согласно действущему российскому законодательству такая бригада никем и никому не может быть дана, а может быть только создана прокуратурой для определенного расследования, и (самое главное) прокуратура не просто не подчинена губернатору, но должна контролировать его действия. Однако в Саратове подобные высказывания губернатора давно уже никого не удивляют, ибо федеральные органы власти в регионе контролируются им целиком и полностью.

1.6.       Средства массовой информации

4 августа генеральным директором ВГТРК Михаилом Швыдким был подписан приказ о назначении председателем ГТРК «Саратов» Владимира Таллера — нынешнего президента рекламно-информационного концерна «Телеком» (который, в частности, включает телеканал ТТВ и радиостанцию «Европа плюс Саратов»), депутата Саратовской городской думы.

Таким образом, завершилась многомесячная кампания по отстранению от этой должности Анатолия Филиппова. О его несоответствии ей не раз публично говорили и губернатор, и лица, ответственные в его команде за идеологическое обеспечение. Правда, причины недовольства никогда не формулировались, поэтому оставалось непонятным, чем же мог не угодить им этот чрезвычайно лояльный к губернатору руководитель. Впрочем, теперь, когда место Филиппова занял именно Таллер — лицо, принадлежащее, по всей видимости, к «внутреннему кругу» команды губернатора — нетрудно предположить, что целью кампании было поставить во главе ГТРК не просто лояльного, но полностью «своего» человека.

Той же тактики губернатор, по всей видимости, намерен придерживаться во взаимоотношениях и с другими крупнейшими СМИ области. Правда, начавшаяся в июне между его командой и мэрией Саратова борьба за СМИ в середине лета почти полностью прекратилась (в частности, начавший создавать по инициативе руководства газеты «Саратовская мэрия» клуб главных редакторов с июня не собирался ни разу), но явление это откровенно временное.

Интересно, что именно в день смены руководства ГТРК губернатором была проведена встреча с руководителями местных СМИ, в ходе которой Дмитрий Аяцков откровенно пытался успокоить страсти и отчасти перехватить инициативу у мэрии, поговорив с журналистами «по душам», но явно не имел успеха. С другой стороны, лишившись организационной поддержки мэрии, саратовские СМИ (в том числе находящаяся под непосредственной угрозой смены редактора крупнейшая в области ежедневная газета «Саратовские вести» и работающая сейчас вовсе без редактора вторая по величине газета «Саратов») сами не демонстрируют готовности к каким-либо решительным действиям.

На той же встрече губернатор поделился своими новыми планами, касающимися создания новых информационных ресурсов. Им было сообщено, что в недалеком будущем в области «будет новый телеканал» с суммарным временем вещания 24 часа в сутки и с приемом сигнала на всей территории Саратовской и части территории соседних областей. Аяцков при этом заметил, что «есть хорошая база на ГТРК «Саратов» и есть проект 370-метровой телепередающей башни». Речь может идти, насколько известно, о работе канала в 43-м частотном диапазоне, на котором сейчас транслируется ТВ-6.

1.7.       Активность политических объединений

31 августа между зданиями мэрии Саратова и Саратовской областной думы появилась палатка с развевающимся на ней красным флагом. Георгий Козин — руководитель Штаба протестных действия Саратовской области — добился разрешения на ее установку в знак протеста против «антинародной политики» руководства области и, конкретно, против повышения квартплаты. Для этого ему пришлось предварительно опротестовать в суде отказ мэрии принять его уведомление о проведении этой акции. По его словам, в самой палатке будут осуществляться юридические консультации, распространение литературы, а около нее — митинги. Козин планирует жить в палатке до выборов президента.

Свое внимание к этому событию проявил лично начальник РОВД Волжского района Саратова Павел Кузьмин. Убедившись в законности происходящего, милиция оставила протестующих в покое.

Интересно, что эта акция, организуемая Штабом протестных действий, в который входят прежде всего организации леворадикальных партий, действующие на территории области, по существу копирует акцию саратовских «демократов», проводившуюся в начале 90-х годов и длившуюся в общей сложности более года. Начавшись с публичной индивидуальной голодовки в палатке на Театральной площади перед зданием областного совета (ныне занимаемом Правительством Саратовской области), она переросла в постоянное пикетирование, а затем привела к созданию в сквере на месте бывшей «Палатки гласности» так называемого «Саратовского Гайд-парка», просуществовавшего примерно до 1994 года и незаметно исчезнувшего после полной утраты населением интереса к нему.

2.    Экономика

В августе из официальных источников прозвучали некоторые интересные признания, слабо согласующиеся с официальным мифом о высокой инвестиционной привлекательности Саратовской области, успешном решении в ней экономических и социальных проблем.

Так, по данным, распространенным пресс-службой областного министерства экономки, в I полугодии 1999 года в регион поступило $3,7 млн. инвестиций. Это лишь около 50% от уровня 1998 года, но пресс-служба настаивает на том, что здесь важен не общий объем, а то, что область — одна из немногих — получила прямые инвестиции из Франции и ФРГ. Ее экономика, таким образом, приобрела дополнительные средства для развития деревообрабатывающей промышленности (рост по сравнению с тем же периодом прошлого года — 8,8%) и машиностроения.

Кроме того, появилось сообщение, касающееся реальных итогов состоявшихся еще в январе-феврале 1999 года конкурсов, на которых определялись предприятия по закупке продукции для областных нужд. В их ходе 87 юридических лиц получили право поставлять свою продукцию предприятиям, финансируемым за счет областного бюджета. Естественно, победа в таком конкурсе во многом была следствием успешного лоббирования. Как выяснилось из информации пресс-службы министерства экономики облправительства, к 1 августа областной заказ был выполнен лишь на 16%. Победители конкурсов столкнулись с рядом проблем, которые не позволили в полной мере выполнить конкурсные обязательства. Во-первых, фактически до июля не был определен порядок расчета за продукцию: после отмены КНО (денежные расчеты в I квартале не проводились). Во-вторых, существенно выросли цены по сравнению с теми, что были установлены полгода назад. Производители продавать свою продукцию ниже себестоимости не в состоянии, а сумма, заложенная в бюджете на расчеты с ними, также не может быть увеличена.

Заключение

Август стал месяцем перехода от летнего спада активности к обычному осеннему подъему, календарное наступление которого накладывается на этот раз на начало предвыборной кампании.

При этом следует предполагать, что активность предвыборной борьбы в Саратовской области едва ли будет значительной — для всех ее потенциальных участников очевидна доминирующая роль команды губернатора, которая может встретить реальное противодействие только в Саратовском округе со стороны кандидата, поддержанного мэрией — но только в случае, если до начала выборов губернатору не удастся успешно подавить сопротивление последней или договориться с ней на взаимовыгодных условиях, причем более вероятно второе. Достаточно высокое количество заявленных политическими партиями и движениями претендентов на звание кандидатов в депутаты Государственной Думы по округам не означает их способности и даже готовности противостоять кандидатам, поддержанным губернатором. В большей мере это способ получения дополнительной возможности для рекламы списков избирательных объединений, которые, как представляется, все же имеют шансы на успех.

Некоторую конкуренцию команде губернатора традиционно могла бы составить в ходе предвыборной кампании областная организация КПРФ, но она, по всей видимости, окончательно истощена трехлетним противостоянием, деморализована его итогами и не имеет ни достаточных ресурсов для борьбы, ни возможности их приобретения. Все это толкает ее на компромисс, готовность к которому демонстрирует ее поведение в конце месяца. Левые радикалы слишком малочисленны, чтобы занять освобождаемую КПРФ нишу, а их многообещающая, на первый взгляд, активизация в конце августа (в частности, создание постоянно действующего пикета), скорее всего, закончится ничем, столкнувшись с прямым или косвенным жестким противодействием со стороны как команды губернатора, так и мэрии.

Новая линия противостояния все отчетливее обозначается между командой губернатора и местной организацией блока «Отечество — Вся Россия». В частности, об этом говорит и поддержка со стороны ОВР кандидатуры Марии Алешиной, на дополнительных выборах депутата по Энгельсскому округу в 1998 году выступившей как серьезный оппонент «губернаторского» кандидата, и присутствие в блоке перешедшего на работу в его центральный аппарат, но все еще пользующегося в области значительным влиянием бывшего вице-губернатора Вячеслава Володина, сейчас находящегося с губернатором в достаточно сложных отношениях. Однако, с другой стороны, трудно представить себе конфронтацию между Дмитрием Аяцковым и руководителем региональной организации «Отечества» Николаем Семенцом, традиционно считающимся «человеком губернатора» и занявшим свой пост в этом политическом объединении с его санкции.

Сама команда губернатора в настоящее время занята концентрацией и мобилизацией к выборам всех доступных ей ресурсов и в ближайшее время явно намерена более всего внимания уделять в этом плане СМИ и идеологии. В этих условиях следует ожидать начала в области широкомасштабной рекламной кампании НДР, а какие-либо кардинальные реформы или решения, способные вызывать негативный социальный резонанс, выглядят маловероятными. С другой стороны, накапливающиеся явления, порожденные неявным пока кризисом регионального неопатримониального режима, объективно работают на подрыв потенциала централизованной «избирательной машины». Реальный ход выборов во многом послужит индикатором того, насколько глубок кризис регионального режима и насколько велик ресурсный потенциал, все еще находящийся в распоряжении губернатора Дмитрия Аяцкова. Большое значение имеет и то, как сам губернатор оценивает свои дальнейшие перспективы. Если информация о переносе даты очередных выборов получит подтверждение, то оценка эта, по всей видимости, негативна.

Приложение

СОСТАВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1999-2004 ГОДЫ

Ананьева Галина Александровна, 1950 года рождения, образование высшее юридическое. Секретарь избирательной комиссии Саратовской области.

Малетин Виктор Владимирович, 1952 года рождения, образование высшее, педагогическое, управленческое, юридическое. Заместитель заведующего отделом по защите социально-экономических прав и интересов трудящихся Федерации профсоюзных организаций Саратовской области.

Татарников Андрей Владимирович, 1961 года рождения, образование высшее, юридическое. Консультант отдела информационного обеспечения и прогнозирования аппарата Совета Безопасности.


Обязанности:

— контроль за соблюдением избирательных прав граждан Саратовской области при подготовке и проведении выборов в федеральные и региональные органы власти, а также в органы местного самоуправления;

— координация деятельности по обеспечению функционирования, развития и использования информационной системы ГАС РФ «Выборы», организация государственной системы регистрации (учету) избирателей, участников референдума в Саратовской области, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения, действия (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц по данному направлению.

Барулина Ирина Николаевна, 1963 года рождения, образование высшее, юридическое. Заместитель председателя избирательной комиссии Саратовской области.

Сухарев Игорь Геннадьевич, 1962 года рождения, образование высшее, юридическое. Начальник юридического отдела ЗАО «Международный подшипниковый концерн «Автоштамп».

Торопов Станислав Владимирович, 1948 года рождения, образование высшее, юридическое. Юрисконсульт ООО»Астио».

Малетин Виктор Владимирович, 1952 года рождения, образование высшее, педагогическое, управленческое, юридическое. Заместитель заведующего отделом по защите социально-экономических прав и интересов трудящихся Федерации профсоюзных организаций Саратовской области.

Обязанности:

— контроль за соблюдением избирательных прав граждан Саратовской области при подготовке и проведении выборов в федеральные и региональные органы власти, а также в органы местного самоуправления;

— деятельность наблюдательного совета;

— реализации программы просвещения населения;

— взаимодействие с избирательными объединениями, избирательными блоками, иными общественными объединениями, инициативными группами избирателей и средствами массовой информации, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения, действия (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц по данному направлению.

Тимошин Сергей Константинович, 1961 года рождения, образование высшее юридическое. Временно не работает.

Садыков Рафкат Равилович, 1953 года рождения, образование высшее техническое. Рапорт об увольнении из рядов Вооруженных сил.

Обязанности:

— контроль за соблюдением избирательных прав граждан Саратовской области при подготовке и проведении выборов в федеральные и региональные органы власти, а также в органы местного самоуправления;

— взаимодействие с молодыми избирателями: студентами, курсантами, военнослужащими, рассмотрение жалоб (заявлений) по данным направлениям деятельности.

Мустафин Владимир Яковлевич, 1951 года рождения, образование высшее юридическое. Председатель избирательной комиссии Саратовской области.

Ткаченко Лариса Ефремовна, 1946 года рождения, образование высшее юридическое. Заместитель министра юстиции Саратовской области.

Обязанности:

— контроль за соблюдением избирательных прав граждан Саратовской области при подготовке и проведении выборов в федеральные и региональные органы власти, а также в органы местного самоуправления;

— организация финансирования выборов и референдумов, деятельности избирательной комиссии Саратовской области, нижестоящих избирательных комиссий, федеральных и региональных программ;

— взаимодействие с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Федеральным центром информатизации при ЦИК РФ, государственными органами Саратовской области и органами местного самоуправления, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения, действия (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц по данному направлению;

— взаимодействие с правоохранительными органами (прокуратурой, УВД, ФСБ) области по вопросам обеспечения избирательных прав граждан.

Казаков Сергей Романович, 1954 года рождения, образование высшее техническое, политологическое. Заместитель начальника департамента потребительского рынка, лицензирования и платных услуг администрации г.Саратова.

Обязанности:

— подготовка инструкций, разъяснений и других материалов избирательной комиссии Саратовской области, рассмотрение жалоб и заявлений по данному направлению деятельности.

Точилкин Павел Геннадьевич, 1960 года рождения, образование высшее техническое. Заместитель руководителя аппарата губернатора области, начальник управления государственной службы и кадров.

Васильев Александр Валерьевич, 1970 года рождения, образование высшее педагогическое. Заместитель начальника организационного отдела Саратовской областной думы.

Обязанности:

— контроль за соблюдением избирательных прав граждан Саратовской области при подготовке и проведении выборов в федеральные и региональные органы власти, а также в органы местного самоуправления;

— организация системы финансирования выборов и референдумов по Саратовской области, контроль за источниками поступлений, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, проверка финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, организация деятельности Наблюдательного Совета (Васильев А.В.) и Контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии Саратовской области (Точилкин П.Г.), рассмотрение жалоб (заявлений) на решения, действия (бездействия) избирательных комиссий по данным направлением деятельности.

 

Примечание. Еще одно место члена избирательной комиссии — представителя КПРФ — остается вакантным.

 



* Автором использованы материалы Поволжского информационного агентства.