Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Азербайджан

Алиса ЕПИШИНА

Азербайджанская Республика

в августе 1999 года

Оппозиция готовится к «осеннему штурму». Нефтяной бум резко улучшил состояние экономики Азербайджана. Решение проблемы Нагорного Карабаха по-прежнему тормозится внутриполитическими проблемами всех трех сторон. Территориальные противоречия между Азербайджаном и Туркменистаном не разрешены.

1.    Внутренняя политика

1.1.       Радикализация оппозиции

С приближением муниципальных выборов на повестку дня опять встает вопрос о так называемом «осеннем штурме оппозиции». Эта тема в середине августа обсуждалась в Движении за избирательные реформы и демократические выборы (ДИРДВ). В процессе консультаций было принято решение готовиться к проведению в сентябре массовых акций протеста.

В прошлом году такой штурм действительно состоялся. Первая массовая акция оппозиции прошла на мотодроме 15 августа 1998 г. Тогда обошлось без особых эксцессов, хотя несколько десятков людей были задержаны полицией. Через несколько недель, 12 сентября, попытка провести оппозиционный митинг на площади Азадлыг в центре города обернулась самыми крупномасштабными за последние годы столкновениями полиции и демонстрантов. Массовые акции тогда также организовывало ДИРДВ, куда вошли несколько потенциальных кандидатов в президенты, призывавших к бойкоту выборов. Затем напряжение несколько спало, поскольку выборы состоялись.

Вскоре оппозиция снова начала заявлять о проведении в ближайшее время новых акций. Сначала речь шла о так называемом «весеннем штурме» в начале этого года. Затем сроки были перенесены, и речь пошла уже о «летнем штурме». Однако ни весной, ни летом митинги не состоялись. И вот теперь, когда стала известна дата муниципальных выборов, пошли разговоры об «осеннем штурме».

Ситуация в конце лета — начале осени этого года схожа с прошлогодней. Оппозиция так же, как и в середине 1998 г., заявляет о возможности бойкота выборов, требует «большей демократизации выборного законодательства» и т.д. Многие наблюдатели в связи с этим ожидают резкого обострения внутриполитической ситуации осенью этого года. Немаловажная роль в этом обострении отводится возможным массовым акциям.

Летом нынешнего года оппозиция на массовые акции не решилась. Однако сложившаяся социально-экономическая, да и политическая, ситуации играли на руку оппозиции. Сейчас положение населения, даже в сравнении с весной нынешнего года, ухудшилось еще больше. Рост курса доллара по отношению к манату на целых 7% привел к заметному повышению цен на товары первой необходимости. Судя по всему, социально-экономическая ситуация в Азербайджане в ближайшем будущем улучшаться не будет. Объявленное президентом повышение зарплаты части работников бюджетных организаций в 1,8 раза вряд ли что-то изменит.

В этих условиях очевидно, что все условия для «бурной» осени есть. Радикалам от оппозиции будет не очень сложно мобилизовать недовольную часть населения. А это грозит большими проблемами для страны. Массовые акции в нынешних условиях очень легко могут стать неуправляемыми, особенно если митингующие столкнутся с противодействием полиции. Эта ситуация, конечно, в случае, если она выйдет из под контроля, вновь вынесет на поверхность популистов-радикалов, уже заявлявших о себе во времена правления Эльчибея.

Участие в муниципальных выборах, скорее всего, стало бы оптимальным решением для противников нынешнего режима. Часть оппозиции это понимает. Однако сейчас трезвомыслящие оппозиционеры несамостоятельны в принятии решения и зависят от радикально настроенной части оппозиции.

Требование демократизировать избирательное законодательство само по себе не содержит ничего криминального, и к нему, как правило, присоединяются все оппозиционные силы. Однако радикалы в своем стремлении к демократии идут гораздо дальше. И здесь отказ прагматичных политиков оказывать давление на власти (неважно, каким методом) может быть воспринят чуть ли не как предательство «общего дела». Поэтому сейчас свои условия диктуют радикалы — это подтверждает недавнее решение о подготовке к массовым акциям.

Несомненно также, что силы, настроенные на участие в выборах, пытаются оставить за собой право «обратного хода». Скажем, на последнем заседании Демократического конгресса (ДК) — объединения оппозиционных партий — как всегда много говорили о том, что недемократические условия не позволяют оппозиции идти на выборы, но в итоге было принято неожиданное решение — партии могут выдвигать своих кандидатов для участия в выборах. Впрочем, на следующий же день это решение фактически было дезавуировано другим — ДИРДВ начало готовиться к массовым акциям.

Подготовка к митингам протеста делает участие в муниципальных выборах невозможным. А решение бойкотировать выборы, в свою очередь, делает вопрос массовых акций, а следовательно и дестабилизации внутриполитической обстановки, решенным. Впрочем, последнего слова оппозиция еще не сказала. Вопрос бойкота выборов по-прежнему стоит на повестке дня. Однако времени для того, чтобы принять окончательное решение, становится все меньше. Если оппозиция посчитает необходимым продолжить давление на власти, то сентябрь действительно может ознаменоваться резкой активизацией политических процессов [[1]].

1.2.       Попытки наладить диалог властей и оппозиции

По мере приближения муниципальных выборов вновь стала актуальной идея диалога власти с оппозицией. И хотя публично об этом пока не говорится, в приватных беседах политики затрагивают эту тему. В оппозиции, в частности, считают, что именно она сделала первый шаг — передала властям пакет конкретных предложений по муниципальным выборам. Однако главный идеолог властей, заведующий общественно-политическим отделом аппарата президента Али Гасанов назвал эти предложения «запоздалыми». Гасанов заявил, что предложения оппозиции уже отражены в законопроектах. По его мнению, власть стремится сформировать муниципалитеты в соответствии с Конституцией, а оппозиция, приняв участие в муниципальных выборах, сможет проверить свои силы перед очередными парламентской и президентской кампаниями, а также иметь своих представителей на местах. Кроме того, оппозиция, предчувствуя свое поражение на выборах, пытается заранее представить их как антидемократические.

Гасанов затронул также тему обеспечения справедливости на выборах. Он считает, что добиться этого можно, собрав в избирательных комиссиях «нейтральных людей, которым верили бы все». По закону, муниципальные выборы проводятся территориальными избирательными комиссиями, которые формируются из представителей политических партий и организаций, общественных групп, а также независимых кандидатов, участвующих в выборах. Он отметил, что готов к диалогу с оппозицией, однако большинство оппозиционных партий не могут проявить достаточно независимости, для того чтобы принять участие в выборах. Они поддаются воздействию тех партий и политиков, которые не имеют никаких шансов на успех и поэтому стараются сорвать выборы.

Гасанов утверждает, что некоторые оппозиционные деятели пытаются придать Азербайджану антидемократический имидж и воспрепятствовать его вступлению в Совет Европы. Процесс сотрудничества власти с оппозицией он считает вполне нормальным, однако отметил, что ряд оппозиционных партий вообще воспринимают сотрудничество с официальным Баку как сепаратизм, почти предательство. В итоге, конструктивные силы в оппозиции, готовые на сотрудничество с властью по каким-либо вопросам, получают ярлык «сепаратистов», а сотрудничество отождествляется с работой на КГБ. Перед любыми выборами отношения власть-оппозиция объективно накаляются. Однако, от того, что эта напряженность будет долго сохраняться, не выиграет ни та, ни другая сторона. Поэтому во всех цивилизованных странах сторона, победившая на выборах, предлагает оппозиции сотрудничество. Гасанов сообщил, что именно так поступил победивший на последних президентских выборах Гейдар Алиев, но сразу же после обращения деструктивные силы обвинили тех, кто готов был ради интересов страны пойти на сотрудничество с властями, в заигрывании со властью. Алиева Гасанов назвал «главным борцом с коррупцией» и «мастером государственного управления», который во все периоды «проявлял уникальные способности подбирать команду, которая соответствовала бы условиям именно на данный момент».

В настоящий момент в подборе кадров руководства страны произошли изменения: ранее персоналии подбирались исходя из необходимости противодействовать внешним и внутренним провокациям, сохранить независимость и государственность, сейчас же отдается предпочтение кадрам, способным выступать с новыми инициативами, новыми идеями. В этом смысле можно сказать, что сегодня на высокие государственные посты назначаются специалисты, обладающие государственным мышлением, высоким интеллектом и профессионализмом, далекие от мелких амбиций и интриг.

1.2.1.      Противоречия в правящей партии

Гасанов, являющийся членом политсовета партии «Ени Азербайджан» (ПЕА), заявил, что в партии нет серьезного политического противостояния, и в нынешнем году будет проведен съезд, который должен прояснить здесь многие моменты. Тем не менее, в оппозиционных кругах утверждается, что глава бинагадинской парторганизации Аббас Мустафаев уже долгое время обвиняет первого зампреда партии Али Нагиева в тяжких преступлениях: измена Родине, коррупция и т.д. Но, когда на заседании правления партии хотели рассмотреть вопрос Мустафаева, другой зампред Али Инсанов заявил, что если вопрос главы бинагадинской организации будет рассматриваться на заседании, то он подаст в отставку. Оппозиционные СМИ оценили это как атаку выходцев из Армении на нахичеванцев (именно они в настоящий момент составляют большинство правящей элиты). Кроме того, в последнее время участились случаи перехода членов парламентской фракции ПЕА в оппозицию. Возможно, что на предстоящем съезде главой партии станет сын президента Ильхам Алиев. Однако руководство ПЕА пока уклоняется от прямого ответа на этот вопрос, отмечая лишь, что в ПЕА есть много сторонников Ильхама Алиева.

Тем временем в политических кругах выдвигаются предположения, что Ильхам Алиев сотрудничает сейчас не столько с ПЕА, которая, по мнению наблюдателей, теряет свой вес, сколько с проправительственными структурами: Демократический альянс, Совещательный меджлис и т.д. Утверждается также, что именно Гасанов создал эти структуры как политическую базу Ильхама Алиева, но сам Гасанов решительно опроверг эти домыслы [[2]].

1.3.       Очередное радикальное заявление представителя оппозиции

Лидер партии «Юрддаш» Маис Сафарли заявил, что после прихода к власти представителей нынешней оппозиции, присвоенные чиновниками принадлежащие государству и народу материальные ценности будут возвращаться их истинным владельцам. Оппозиция же ведет учет фактов коррупции представителей нынешних властей, добивается призвания коррупционеров к закону. В перечень известных оппозиции эпизодов занесены наиболее известные факты коррупции в Министерстве обороны, составленные на базе обвинений некоторых высокопоставленных армейских чиновников, финансовые махинации в Сабаильском отделении «Проминвестбанка», многомиллионные хищения при строительстве зданий отеля «Европа» и Национального банка, и некоторые другие факты.

По словам М.Сафарли, оппозиционные партии неоднократно представляли госструктурам факты, подтверждающие коррумпированность чиновников, и требовали наказать виновников. Однако официальные власти, по мнению лидера «Юрддаш», покрывают преступников, что и наводит оппозицию на мысль отложить раскрытие фактов коррупции и наказание замешанных в этом людей до смены власти.

На счета представителей нынешних властей в иностранных банках, по словам М.Сафарли, будет наложен арест. Однако не исключается, что сбережения коррупционеров хранятся в иностранных банках под чужими именами, и причастность к ним доказать будет весьма непросто. Для предотвращения наказания «третьих лиц», по словам Сафарли, предусматривается создание системы общественного контроля над деятельностью будущих властей в этой сфере. Помимо этого, будет создана и особая депутатская комиссия, которой будут предоставлены полномочия проводить самостоятельное расследование фактов коррупции [[3]].

1.4.       Вопрос о возвращении Аяза Муталибова

Заведующий отделом правящей партии «Ени Азербайджан» Сиявуш Новрузов заявил, что возвращение в Азербайджан бывшего президента Аяза Муталибова станет возможным только в том случае, если Гейдар Алиев издаст Указ о его помиловании. С.Новрузов подчеркнул, что Муталибов подозревается в нескольких государственных преступлениях. В частности, его имя фигурирует в деле о трагических событиях января 1990 года. Руководство Азербайджана неоднократно обращалось к российскому правительству с просьбой выдать Муталибова. Новрузов заявил, что бывший президент должен получить прощение азербайджанского народа, а нынешний глава государства по этому поводу может принять решение от имени народа [[4]].

1.5.       Женщины добиваются права сниматься на паспорт в головном уборе

Бакинский городской суд подтвердил законность решения Насиминского районного суда, опротестованного затем прокуратурой, относительно права азербайджанских женщин фотографироваться на паспорт в головном уборе. 23 июня Насаминский районный суд рассмотрел иск женщин-мусульманок, которым в ходе выдачи паспортов отдел виз и регистраций запретил фотографироваться с покрытым платком головой [[5]] Таким образом, в Азербайджане возрастает влияние ислама, а государство, согласно данному решению суда, может развиваться отнюдь не в турецком направлении, как предполагает идеология властей и большинства оппозиционных партий. Напомним, что в Турции ношение женщинами исламских одежд в государственных учреждениях, как частный случай смешения сферы государственного управления и религии, запрещено со времен Ататюрка.

2.    Экономика

2.1.       Общее состояние экономики: новый нефтяной бум и последствия изменения экономической политики

После периода бурного роста, начиная с середины 1998 года, в экономике Азербайджана стали проявляться регрессивные процессы. Резко сократились налоговые поступления в бюджет, усилилось давление на курс доллара (напомним, что его максимум составлял 3862 маната за доллар), выросли реальные кредитные ставки по манатным ресурсам и т.д. Все это происходило еще с начала прошлого года, однако правительство тогда официально заявило, что причинами этого спада являются внешние факторы: понижение цен на сырую нефть на мировом рынке с конца 1997 года в 2 раза, глобальный мировой финансовый и экономический кризис и, наконец, дефолт и девальвация валюты в России. Однако влияние мирового кризиса непосредственно на саму экономику, на потребителей в Азербайджане до определенного времени сильно не сказывалось. Здесь действовали два фактора: во-первых, естественная инерция кризиса, который не мог в одночасье охватить все еще не полностью вошедший в мировую экономику Азербайджан, и, во-вторых, правительство не могло допустить, чтобы кризис отразился на потребителе, т.е. на тех, кто должен был голосовать на президентских выборах в октябре 1998 года. Кабинет министров сделал в этой ситуации все, чтобы не допустить обвала на рынке до выборов. В этой ситуации правительству помог также МВФ, бесперебойно выделявший стабилизационные кредиты.

Сразу после выборов пришлось платить по счетам. В ноябре-декабре обвалился валютный рынок Азербайджана, и Национальному банку (НБ) пришлось перейти к политике агрессивных интервенций, чтобы не допустить резкого роста курса доллара. Затем обвал начался в экономике в целом. Он достиг своей кульминации в январе-апреле 1999 года. Из страны десятками стали уходить крупные и мелкие иностранные компании, причем многие называли причиной ухода не традиционную коррупцию и т.д., а резко сократившийся внутренний потребительский спрос в стране. В оставшихся на рынке иностранных компаниях шли большие сокращения, а Азербайджанская международная операционная компания (АМОК – крупнейший инвестор в стране) объявила об урезании своего бюджета на 1999 год. Уровень собираемости налогов еще более снизился, даже по сравнению с показателями кризисного 1998 года. Стали закрываться десятки магазинов, ресторанов, мелких цехов, а количество потерявших работу достигло десятков тысяч. Товарооборот действующих торговых предприятий сократился более чем наполовину, упали цены на золото, задержки выплат зарплаты достигли в некоторых бюджетных организациях трех-четырех месяцев, а в Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР) — даже пяти месяцев.

Однако правительство не торопилось признавать свои собственные ошибки, которые, по мнению ряда экспертов, являлись одной из основных причин макроэкономического кризиса и спада темпов роста ВВП. Последний показатель упал с 10% (по итогам 1998 года), до 5,6% (по итогам первого полугодия 1999 года). Причиной является то, что в борьбе за финансовую стабильность была полностью прекращена денежная эмиссия, объем денег, выпускаемых в экономику, был максимально сужен. Это привело к резкой нехватке наличной денежной массы в экономике. Тем не менее, была подавлена инфляция, и представители правящей элиты получили основания заявлять, что цены не растут и доллар стабилен. Финансовая и макроэкономическая «стабильность» стала главным козырем близких к правительству политиков. В нынешнем году экономика вступила в полосу тяжелой стагнации. Даже в правительстве начались разговоры о низкой эффективности политики «слепой» финансовой стабилизации. Однако открыто этого никто признавать не хотел, и к 1 июля экономика Азербайджана была поставлена на грань полного паралича: уже не темпы роста, а темпы обвала нарастали с каждым днем. Многие промышленные предприятия, как следовало из сводок Госкомстата, выпускали единичные экземпляры своей когда-то профильной продукции.

Все это потребовало корректировок экономического курса правительства. Когда доллар на торгах на БМВБ вырос на 274 пункта, это стало первым сигналом, свидетельствующим об изменении экономической политики правительства. Министерство финансов в середине июля выбросило на рынок 55 млрд. манатов, выплатив часть не выданной заработной платы бюджетникам. Все это дало результаты уже в первый месяц после 8 июля.

Таким образом, правительство отказалось от проводившейся на протяжении последних четырех лет экономической политики — когда во главу угла были поставлены именно финансовые и макроэкономические параметры в ущерб развитию реального сектора, структурным реформам, развитию экспортных производств.

Неожиданно появился еще один обнадеживающий фактор, который может помочь экономике Азербайджана выйти из стагнационного штопора: на мировом рынке с апреля-мая этого года стали неожиданно, в первую очередь для самих нефтяных экспертов, расти цены на сырую нефть, которые, по данным на 12 августа, уже поднялись до 21 доллара за баррель. Напомним, что в прошлом году, зимой, цена нефти составляла в среднем 10 долларов за баррель. Здесь, кстати, вновь проявилось отсутствие в правительстве четко налаженной системы мониторинга и анализа тенденций развития мирового нефтяного рынка — в начале года руководитель ГНКАР Натик Алиев заявил, что в ближайшие годы цена на нефть на мировом рынке не будет подниматься.

Как сообщают республиканские СМИ, по свидетельству руководителей некоторых магазинов и супермаркетов, сразу же после 8 июля увеличился объем их торгового оборота, шофер такси сказал, что количество пассажиров, хоть и не намного, но возросло, а директор одного деревообрабатывающего предприятия, в апреле остановивший свой завод, заявил агентству «Зеркалу», что у него уже с середины июля увеличилось количество заказов.

Теперь ГНКАР начала массированный экспорт азербайджанской нефти на мировые рынки, тем более, что цена 1 барреля «azeri light» на 1 доллар выше, чем среднемировая цена. За январь-июнь 1999 года было экспортировано нефти и нефтепродуктов 2 млн. 493 тыс. тонн — в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 1998 года. Из них сырой нефти ушло на экспорт 1 млн. 471 тыс. тонн, что уже в 6 раз превысило объем экспорта азербайджанской нефти за шесть месяцев 1998 года. Даже с учетом нефти АМОК это был огромный рост, который, безусловно, скажется на экономике страны, в которой ТЭК имеет как минимум 55%-ную долю. Объем экспорта керосина составил 202 тыс. тонн, что также в 1,9 раза выше, чем раньше. А экспорт нефтяного кокса, который осуществляет ГНКАР, вырос на порядки — он составил 30,8 тыс. тонн, что выше аналогичного показателя по итогам первого полугодия 1998 года на в 56,6 раза.

Теперь у главного экспортера и работодателя страны появилась дополнительная валютная выручка, причем в размере, как минимум в два раза превышающем ожидаемый показатель. ГНКАР начала продавать эту валюту, конвертируя ее в манаты, затем начиналась выплата заработной платы, задержки которой иногда превышали 5 месяцев, а сумма задолженностей составляла сотни миллиардов манатов. После этого в движение пришла следующая цепочка: деньги, полученные в виде зарплаты сотрудников ГНКАР, сразу же вышли на потребительский рынок, увеличился товарооборот, значит увеличились доходы частных структур и компаний, что привело к росту поступлений в бюджет, а также сказалось на активизации бизнеса в стране. Есть и второй положительный фактор роста валютой выручки ГНКАР: нефтекомпания начала выплачивать средства в бюджет, откуда и идут расходы на социальные выплаты, пенсии, заработную плату бюджетников, а также на государственные капиталовложения, которые сегодня мизерны. Более того, когда готовился бюджет 1999 года, в нем при подсчете доходной части в расчет бралось то, что цена нефти на мировых рынках будет в лучшем случае 14-15 долларов. Теперь, продавая нефть за 20 долларов, ГНКАР может в случае аккуратного выполнения своих обязанностей перед бюджетом сократить даже прогнозируемый дефицит госбюджета.

Но есть и третий положительный фактор, а вернее, даже целая группа факторов. Когда ГНКАР продает валютную выручку, устанавливается равновесие на валютном рынке, курс доллара даже немного снижается, с другой стороны, увеличивается объем денег в обращении, а значит и улучшается деловой климат, растут частные инвестиции и, наконец, это позволяет ГНКАР закрывать свои задолженности другим предприятиям и ведомствам. Это приводит и к оживлению других отраслей экономики и сокращению неплатежей. И все это касается только ГНКАР.

Но есть и другой фактор, который в перспективе может иметь больший эффект, чем даже рост цен на нефть — это управляемая инфляция, рост объема денежной массы. На протяжении долгого периода времени НБ стоически отказывался от эмиссии денег, пытаясь этим еще более укрепить «виртуальную» финансовую стабильность. Теперь же только после 8 июля НБ провел, по данным Госкомстата Азербайджана, эмиссию на 65 млрд. манатов. То есть независимо от либерализации курса на 6,9% в обращение была запущена дополнительная денежная масса. Это, естественно, еще более подтолкнет инфляционные процессы. Инфляция же, в свою очередь, при определенных обстоятельствах, может благотворно сказаться на росте экономики.

Действительно, уже по данным за июнь 1999 года резко вырос товарооборот по сравнению с июнем этого же года. Кстати, еще в июне 1999 года резко сократился суммарный объем неплатежей в экономике страны — если на 1 июня он составлял 14,098 трлн. манатов, то уже за «неинфляционный» июнь — 12,9 трлн. манатов, т.е. за один месяц объем неплатежей сократился на 1,198 трлн. манатов.

При этом, если на 1 июля рост ВВП составлял 5,6%, то уже на 1 августа он поднялся до 6%, т.е. за один «инфляционный» месяц — июль — темпы роста ВВП увеличились на 0,4%. Таким образом, чем больше будет увеличиваться (в разумных пределах, конечно) объем денежной массы, тем больше будет расти денежная база, что, естественно, приведет к росту не только деловой активности в стране, но и к «расшивке» неплатежей, росту товарооборота, увеличению платежей в бюджет, росту национальных инвестиций, увеличению экспорта. Пока инфляция способствует росту производства. Только объем экспорта полиэтилена за июль вырос более чем в два раза по сравнению со всем экспортом этого товара за 6 месяцев, т.е. с 2486 тонн на 1 июля до 5048 тонн на 1 августа. А раньше полиэтилен вообще залеживался на складах, его себестоимость была выше мировой цены. Однако, если инфляция станет неконтролируемой, то это вызовет прямо противоположные последствия.

Для того, чтобы все эти макроэкономические параметры оказали благотворное стабильное влияние на реальный сектор, на микроэкономику, нужно еще несколько месяцев, чтобы выйти хотя бы на уровень начала 1998 года. Это может произойти, если к концу 1999-началу 2000 года будет сохраняться политическая стабильность [[6]].

2.2.       Проблема контрабандного ввоза алкогольных напитков и сигарет

Согласно статистике, в Азербайджан ежегодно нелегально ввозится около 1,5 млн. декалитров пива, что составляет больше половины всего потребляемого в стране напитка. 1 апреля этого года было открыто совместное предприятие «Azeri-Castel», основанное на базе Хырдаланского пивкомбината. До этого в стране практически отсутствовало внутреннее производство, сокращавшееся с начала 90-х годов (в 1990 году было произведено 4850 тыс. декалитров (дал.) пива, в 1993-м объем производства упал до 1480 тыс. дал., а в 1998-м составил всего лишь 23 тыс. дал. Так весь азербайджанский «пивной» рынок перешел под контроль турецких и немецких производителей.

Со второго квартала этого года производство на «Аzeri-Cаstеl» росло и в апреле-июне 1999 года предприятие произвело 208 тыс. дал. пива (в июне — 128 тыс. дал). До конца года, по оценке экспертов, в Азербайджане выпустят в общей сложности один млн. дал. пива. Однако этот объем производства все равно не превысит уровень даже кризисного 1993 года, когда по сравнению с 1990-м объемы производства пива снизились более чем в 3,2 раза.

Причин спада производства пива несколько: введение акцизного налога на производство пива, сокращение его реализации из-за роста цен в связи с удорожанием сырья (пивоваренного ячменя, хмеля). Но главная из них является огромный объем нелегального завоза в Азербайджан импортного пива. Тем не менее, этот объем можно высчитать. За первое полугодие 1999 года в Азербайджане всего было произведено 219 тыс. дал. пива. А по отчетным данным Госкомтаможни, в страну импортировано всего лишь 32,4 тыс. дал. Между тем, в 1997 г. в Азербайджан завезли 84 тыс. дал., а в 1998-м — 83 тыс. дал. Таким образом, очевидно, что таможенники просто «не замечают» этот груз, когда он пересекает границу.

Исходя из отчетных данных Госкомстата и Госкомтаможни, можно сделать вывод, что за последние годы потребление пива на душу населения в республике уменьшилось более чем в 11 раз, что абсолютно не соответствует реальности. Согласно той же статистике Госкомстата Азербайджана, потребление пива на душу населения в Азербайджане в 80-е годы составляло 5,2-8,1 литра в год. Для сравнения, в Чехии, потребление пива составляет на душу населения 138 л в год, в Англии — 120 л, в Германии — 146 л, в США — 92 л, в Италии — 21 л, в Венгрии — 89 л, и наконец, в России — 22 л в год.

Известно, что из 8 млн. населения страны по объективным причинам постоянно на территории Азербайджана находятся и проживают не более 6,5 млн. человек (остальные – в России, на заработках). По наблюдениям и расчетам экспертов, среднедушевое потребление пива в стране в последние годы сократилось и колеблется в пределах 4 литров в год. Таким образом, для удовлетворения потребности 6,5 млн. человек потребуется как минимум 2600 тыс. дал. пива.

Напомним, в 1999 году в Азербайджане прогнозируется производство не более 1000 тыс. дал. пива. Кроме того, ожидается (как следует из данных ГТК за прошлые годы), завоз в республику порядка 70 тыс. дал. пива. Выходит, что ожидаемый объем «ресурсов пива» в Азербайджане составит 1070 тыс. дал. Это не может удовлетворить минимальную потребность населения в пиве. Если из ожидаемого объема потребления в 2600 тыс. дал. отнять ожидаемый объем производства и импорта, то выходит, что 1530 тыс. дал. пива ввозится контрабандно, обходя официальную таможенную статистику, с молчаливого согласия Госкомтаможни, т.е. так же, как другие алкогольные напитки и сигареты.

В этой связи интересно, что в Минторге страны только в июле текущего года было выдано 8 лицензий на импорт 284 тыс. литров пива. Таким образом, можно говорить о том, что между Минторгом и ГТК отсутствует вообще какой-то обмен информацией или же предприниматели берут лицензии в Минторге, а платят ГТК, чтобы последний «не замечал» импортируемого ими пива. Если же все нелегально ввезенное в страну пиво было бы зарегистрировано азербайджанской таможней, то в бюджет поступило бы еще 6 млрд. 270 млн.манатов или 1,53 млн. долларов.

О нелегальном поступлении в страну многих других товаров в азербайджанских СМИ неоднократно сообщалось. Однако ГТК продолжает свою незаконную деятельность, а Кабинет министров, Госналогслужба и другие центральные экономические ведомства ищут деньги для выплаты денег учителям, врачам, пенсионерам, беженцам и т.д. Что касается высокопоставленных чиновников азербайджанского правительства, то они при получении информации подобного рода пытаются сделать вид, что руководству страны эти факты давно знакомы, однако никаких мер прежнему не принимается. Увеличение выпуска пива национальными производителями должно позволить сократить нелегальный импорт пива, тем самым снизив доходы как самих азербайджанских импортеров, так и ГТК. Возможно, это будет способствовать большим вложениям в производство [[7]].

3.    Социальная сфера. Культура

3.1.       Состояние азербайджанской школы. Положение русскоязычных школ
в Азербайджане

В России помимо обычных общеобразовательных школ сегодня множество гимназий, лицеев, спецшкол с углубленным изучением отдельных предметов, экстернаты для одаренных детей и другие. В Азербайджане же из около 5 тысяч школ порядка 40 лицеев и гимназий. Так же, как и обычные школы, эти новые учреждения находятся в ведении государства, а потому бесплатные.

Платить за обучение ребенка нужно в иностранном лицее (например, турецком). И хотя предполагается, что он специализированный, отдавать туда своего ребенка рискуют не все родители. Поскольку, несмотря на звучные названия, многие из частных гимназий и лицеев требуют за обучение высокую плату, но не дают даже необходимой общеобразовательной подготовки. Азербайджанские СМИ накануне нового учебного года советуют родителям отдавать детей в обычные школы, аргументируя это тем, что, по крайней мере, родителям будет знакома программа обучения. Важным преимуществом государственных школ перед частными бесплатные учебники, хотя бы с 1 по 4 классы.

Министерство образования сообщило, что так же, как и в прошлом, в этом году учебники для начальной школы азербайджанского сектора обновлены на 25-35%. Это будут не просто новые по своему формату и оформлению книги. Первоклассники откроют принципиально новые по своему содержанию пособия. Новая программа обучения разработана методистами Азербайджана. Преподавать ее будут, скорее всего, также по новой методике. Дело в том, что Всемирный банк, оказывающий помощь в реформировании азербайджанской системы образования, организовал для группы азербайджанских педагогов начальной школы курсы усовершенствования в Израиле. Ознакомившиеся с новейшими методиками обучения, педагоги по возвращению оттуда уже в свою очередь обучили на местах своих коллег.

Азербайджанский букварь «Алифба» обновлен более чем на 50%, так же, как и остальные учебники для начальной школы, выпущенные издательствами «Маариф» и «Тахсил». Пособия поступят в РОНО, откуда и будут переданы в школьные библиотеки. Ученикам средней школы придется приобретать учебники за свой счет. 70 наименований учебников этих же издательств поступят в продажу, как непосредственно в школы, так и в свободную торговлю.

Труднее обстоят дела с учебниками для общеобразовательных школ с русским языком обучения. Получить их в России, как это происходило в предыдущие годы, не удалось — российская сторона потребовала предоплату в размере 100% плюс транспортные расходы, а эти затраты Минобразования Азербайджана оплатить не в состоянии. Министерство обратилось за помощью в мэру Москвы Юрию Лужкову. Однако пока не известно, состоится ли этот шаг поддержки русскоязычных школ. В прошлом году правительство Москвы безвозмездно передало для азербайджанских первоклассников 30 тыс. учебников.

Впрочем. благодаря частному завозу сегодня на улицах Баку можно найти практически любой учебник российского издания. Они ориентированы на российские учебные программы. Поэтому (за исключением составленных в соответствии с национальными требованиями географии и истории) обучение в азербайджанских школах с русским языком обучения ведется по российской программе.

Как заявили в Минобразовании, работа над созданием оригинальных учебников азербайджанской программы обучения уже ведется. Кроме того, Азербайджан выполнил свои обязательства по обеспечению учебниками школьников с азербайджанским языком обучения в Грузии. Грузинское посольство также помогло своим соотечественникам: учащиеся 12 школ на территории Азербайджана с грузинским языком обучения обеспечены необходимым учебным материалом.

С этого учебного года программа обучения в Азербайджане будет строиться на основе базисного плана: по завершению начальной школы (5 классов) и обязательной (10 классов) учащимся будет предложено самим выбрать предметы для дополнительных занятий. Два часа в неделю после пятого класса и восемь часов после десятого, в специальных подгруппах ученики будут заниматься дополнительно. В Минобразовании считают, это поможет частично профилировать школьников.

Учитывая сложное социальное положение большинства граждан страны, обязательная школьная форма вводиться, несмотря на слухи, не будет. Единственное требование к одежде учащихся средней школы — скромность. Насколько это получится, тоже неизвестно. Пока либеральное отношение руководства ряда центральных школ к этому вопросу привело к тому, что яркая косметика и одежда некоторых школьниц на улицах вызывают негативную реакцию в обществе.

Специальные тетради в линейку для первоклассников стоят 300 манатов, общие тетради — 2000 манатов. Цены на фломастеры, карандаши, пеналы, ручки колеблются в зависимости от страны-производителя и качества. К примеру, китайские цветные карандаши стоят 1500 манатов. Более качественные японского производства — 5000 манатов. К этому нужно добавить учебники стоимостью до 7000-8000 манатов по каждому предмету. Цены же на портфели и ранцы составляют сумму от 15000 манатов [[8]].

4.    Внешняя политика

4.1.       Нагорно-Карабахская проблема

4.1.1.      Встречи президентов Азербайджана и Армении и реакция руководства Нагорного Карабаха

Первая встреча Алиева и Кочаряна (см. обзор за июль) привела к обостренной реакции руководства Нагорного Карабаха. После встречи глава МИД Армении Вардан Осканян отправился с визитом в Нагорный Карабах. Он встретился в Ханкенди с Аркадием Гукасяном. Официальной темой переговоров была подготовка очередного «всеармянского форума», а также вопросы межведомственного сотрудничества МИД Армении и МИД НКР. Встреча же с министром иностранных дел НКР Наирой Мелкумян была рабочей, однако официальные источники в НКР признали, что в ходе беседы были обсуждены вопросы налаживания более тесных контактов с целью координации действий и своевременной выработки концепций относительно процессов, затрагивающих общие политические интересы.

В тот же период Наира Мелкумян прокомментировала недавнее подписание в Сараево Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, основное же внимание г-жа Мелкумян уделила Черногории, стремящейся установить с Сербией, по ее собственному выражению, равносубъектные отношения. По словам Н.Мелкумян, в Нагорном Карабахе с удовлетворением и интересом ознакомились с последними предложениями руководства Черногории. Предложения Черногории предусматривают создание общего государства или ассоциации на основе равной правосубъектности двух суверенных государств, исключающей субординацию и отношения подчинения. Закономерные аналогии с последними миротворческими инициативами МГ ОБСЕ для урегулирования конфликта между Нагорным Карабахом и Азербайджаном свидетельствуют о том, что в международной дипломатической практике формируются доминирующие тенденции в разрешении подобных конфликтов.

Что же касается последних предложений Минской группы, то о них Наира Мелкумян заявила, что в НКР вообще не рассматривается форма самоуправления в качестве точки отсчета. Руководство республики не собирается вести переговоры по поводу выбора между автономией и «общим государством», а только — между независимостью и «общим государством». По ее мнению, сегодня автономии, предполагающие субординацию отношений между нациями, вообще не являются жизнеспособными образованиями и противоречат принципам демократического мира. Доказательством тому являются события на Балканах. Можно сказать, что в Нагорном Карабахе отслеживают события в мире и ищут прецеденты, которые могут оказаться полезными. Еще недавно это была Андорра, сегодня — еще не состоявшаяся сербско-черногорская модель.

Интересно в этой связи, что заявление Наиры Мелкумян о ведении переговоров лишь по поводу независимости или «общего государства» расходится со сделанным ране заявлением Вардана Осканяна, содержавшем официальную позицию Армении, относительно статуса Нагорного Карабаха, в котором было бы больше автономии, но меньше независимости, что не раз цитировалось в азербайджанской прессе.

На этом фоне примечательно заявление председателя ассоциации «Во имя демократии» В.Антоняна. По мнению В.Антоняна, в последнее время МИД Республики Армения принял и рекламирует в отношении соседнего государства — НКР — формулировку «статус выше автономии, ниже независимости». Эти шаги МИД в отношении НКР не только нарушают международный правовой принцип равенства суверенных государств, но и прямо попирают международные обязательства, принятые Республикой Армения в области защиты прав человека. По его словам, НКР уже установила свой политический статус как независимое и суверенное государство, и любое другое государство, в том числе и Республика Армения, не вправе навязывать свою позицию кому бы то ни было, тем более принуждать уже состоявшееся государство пересматривать свой политический статус.

Очевидно, что заявления Наиры Мелкумян и В.Антоняна продиктованы опасениями, что власти Армении могут пойти на уступки Азербайджану в вопросе статуса Нагорного Карабаха. В Ханкенди решили обезопасить себя от последствий уступчивости Еревана: Наира Мелкумян озвучила позицию карабахских армян, которая оказалась жестче, чем у Еревана, а Антонян раскрыл подоплеку событий.

На самом ли деле в Ереване готовы пойти на реальные уступки Азербайджану и признать суверенитет Баку над Нагорным Карабахом или же речь пойдет о все тех же старых предложениях времен «конфедерации», «горизонтальных связей» и т.д., но под новым «соусом», сказать трудно. По понятным причинам, подробности того, что обсуждается на переговорах, не раскрываются, а устные заявления слишком туманны. Тем не менее, явный рост усилий США по подталкиванию армяно-азербайджанского диалога, попытки Армении наладить отношения с Западом, наконец, начало реализации в регионе нескольких суперпроектов, в которых — и в Армении это понимают — Ереван может принять участие, только нормализовав отношения с Азербайджаном и Турцией, могут действительно заставить власти Армении искать возможности помириться с соседями.

Но есть и другое обстоятельство. Азербайджанские наблюдатели отмечают, что осенью 1997 года отставку Левона Тер-Петросяна инспирировали именно обвинения в адрес тогдашних властей в излишней уступчивости. Теперь же, похоже, события могут развиваться по тому же сценарию. Последние заявления прозвучали в тот момент, когда позиции Роберта Кочаряна никто не назовет особо прочными: ему уже открыто «наступают на пятки» премьер-министр Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян.

Конечно, союз между ними носит характер «временно-тактического», но против Кочаряна они «играют» как единая команда. В таком случае попытка использовать «карабахские» лозунги для отставки нынешнего президента более чем вероятна. И атака новой армянской оппозиции может представлять серьезную угрозу будущему Кочаряна, особенно на фоне большой популярности Вазгена Саркисяна в армии. А это значит, что в скором будущем вряд ли стоит надеяться на достижение компромисса на переговорах. Как минимум, Кочарян будет вынужден занять жесткую позицию, чтобы не дать своим оппонентам повода обвинить его в «предательстве национальных интересов», а «пробный камень» в него уже брошен. Как максимум, в Армении вновь повторятся события полуторагодичной давности, после которых так и не удается возобновить переговоры.

С другой стороны, азербайджанское руководство тоже не может пойти на отказ от суверенитета над Карабахом или на какую-либо форму конфедерации. Это способно вызвать серьезные внутриполитические осложнения уже в самом Азербайджане.

Таким образом, следует констатировать тот факт, что на переговорах по Карабаху возник ряд новых сдерживающих моментов, которые вряд ли позволят разрешить эту проблему в ближайшем будущем.

В конце августа в Женеве прошла вторая закрытая встреча президентов Азербайджана и Армении. После ее окончания состоялись переговоры членов делегаций двух стран. Итогом встречи явилось заявление сторон о неизбежности компромиссного решения проблемы Нагорного Карабаха и решение об укреплении режима прекращения огня, принятого в 1994 году. Главам оборонных ведомств Азербайджана и Армении в этой связи поручено разработать механизмы соблюдения режима перемирия. Наблюдатели полагают, что, возможно, впоследствии руководство НКР будет также вовлечено в процесс переговоров [[9]]. По возвращении в Баку Гейдар Алиев заявил, что приложит все усилия для достижения договоренностей по проблеме Нагорного Карабаха [[10]].

4.1.2.      Неудача политики заигрывания с США

Комитет по ассигнованиям палаты представителей Конгресса США утвердил законопроект по иностранным операциям на 2000 финансовый год. Примечательно, что 90 млн. долл. будет при этом предоставлено Армении, чуть меньше – Грузии и 20 млн. – Азербайджану. Таким образом, еще ощущается сила армянского лобби, продавившего в свое время 907-ю поправку к Акту о поддержке свободы, запрещающую оказание правительственной помощи Азербайджану.

В Баку, который в последнее время пытался одновременно заигрывать с Западом и выжимать этим заигрыванием уступки из России проявили крайнюю обеспокоенность этим фактом. На неофициальном уровне уже раздаются призывы к корректировке отношений с США. Принимается во внимание и тот факт, что Комитет утвердил предоставление этих денег жертвам нагорно-карабахского конфликта в Нагорном Карабахе, из чего следует, что их получит лишь армянское население.

Некоторые аналитики не без оснований связывают этот факт с активностью армянского лобби в администрации и конгрессе США. Оно уже неоднократно проводило «заваливание» отмены 907-й поправки. В пресс-релизе МИД Азербайджана говорится, что эти действия армянской диаспоры являются отражением курса на эскалацию конфликта в регионе и препятствуют развитию отношений Баку и Вашингтона.

Местные аналитики считают, что Вашингтон не проявляет должной активности в этом вопросе. В связи с этим в Баку все чаще задумываются о том, не было ли слишком поспешным шагом «замораживание» сотрудничества с Россией [[11]].

Тем временем в Армении с удовлетворением констатировали факт уменьшения финансовой помощи Азербайджану. При этом «за» проголосовало 385 конгрессменов, а «против» – лишь 35 [[12]].

4.1.3.      Новое заявление Вафы Гулу-заде

Вафа Гулу-заде, госсоветник по внешнеполитическим вопросам, комментируя заявление официального Еревана о том, что Армения полностью поддерживает территориальную целостность России, сказал, что это заявление представителя МИД Армении, скорее всего, было сделано под давлением Москвы. По его словам, Армения обычно избегает подобных заявлений, так как не признает территориальную целостность Азербайджана. «Мы бы поверили в искренность этого заявления МИД Армении, если бы она признала территориальную целостность Азербайджана», — сказал В.Гулузаде.

Возможно, что в данном случае за антиармянской риторикой скрывается некоторое смягчение позиции Гулу-заде по отношению к России [[13]].

4.1.4.      Позиция США в рамках Минской группы ОБСЕ

Стенли Эскудеро, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Азербайджане, заявил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ не ставят целью оказать давление на Азербайджан для принуждения его принять идею «общего государства» в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. По его мнению, сопредседатели, выдвигая предложения, открывающие пути к урегулированию конфликта, хотят создать почву для переговоров. Теперь, на его взгляд, сопредседатели должны представить такие предложения, которые учитывали бы интересы обеих сторон и создали основу для начала переговоров. «Но сопредседатели не намерены диктовать сторонам пути решения конфликта», — заметил С.Эскудеро [[14]].

4.1.5.      Недовольство части азербайджанской оппозиции «мягкой» позицией властей в Карабахском вопросе

Тофик Гасымов, экс-министр иностранных дел Азербайджана, заявил, что предлагаемый нынешним руководством Азербайджана «самый высокий статус Карабаха» по условиям ОБСЕ означает независимое государство. В настоящее время, по словам Т.Гасымова, в стране постепенно подготавливается общественное мнение к провозглашению идей «общего государства», после чего остается только признать юридическую независимость Карабаха. «Все партии и общественные организации должны объединить усилия для того, чтобы предотвратить подобное развитие событий», — подчеркнул Т.Гасымов [[15]].

4.2.       Реакция в Азербайджане на землетрясение в Турции

Турция является основным партнером Азербайджана. Поэтому азербайджанская сторона довольно болезненно восприняла природную катастрофу в этой стране.

Сразу после землетрясения азербайджанская делегация во главе с председателем госкомиссии по чрезвычайным ситуациям вице-премьером Абидом Шарифовым совершила официальный визит в Турцию. Целью поездки было оказание помощи пострадавшим от землетрясения. Немногим позднее в Турцию прибыло около тридцати азербайджанских врачей и группа спасателей [[16]].

На уровне негосударственных организаций Азербайджана также была проявлена солидарность с турками. Шейх уль-ислам гаджи Аллахшукюр Пашазаде, глава управления мусульман Кавказа, посетил офис советника по религиозным делам посольства Турции в Баку и выразил соболезнование по поводу многочисленных жертв разрушительного землетрясения, произошедшего в братской стране. А.Пашазаде подчеркнул, что азербайджанский народ всем сердцем разделяет горе, постигшее турецких братьев и сестер. Он отметил, что народ Азербайджана окажет всю возможную помощь для ликвидации тяжелых последствий стихийного бедствия. Как сообщил А.Пашазаде, управлением мусульман Кавказа на счет помощи Турции перечислено около 1000 долларов.

Одновременно в Баку начали пересматривать контракты с турецкими строительными фирмами. Дело в том, что землетрясение сильно подпортило их репутацию. При этом подавляющее большинство строительных контрактов в Азербайджане до сих пор заключалось с турецкими фирмами [[17]].

4.3.       Реакция Азербайджана на дагестанские события

В связи с событиями в Дагестане министерство национальной безопасности Азербайджана распространило заявление о том, что Баку не намерен закрывать свою границу с Россией из-за сложившейся напряженной ситуации в регионе [[18]]. Стоит отметить, что через азербайджано-дагестанскую границу идут значительные потоки контрабанды, в том числе различной литературы подрывного исламистского характера и оружия.

4.4.       Визит Билла Ричардсона в Азербайджан

В середине августа в Баку совершила визит делегация правительства США во главе с министром энергетики Биллом Ричардсоном. В делегации также участвовали спецсоветник президента и госсекретаря США по вопросам развития Каспийского региона Джон Вулф и директор Агенства по торговле и развитию Джозеф Грэндмезон. На переговорах с Гейдаром Алиевым, главой правительства Артуром Раси-заде, руководителем Государственной нефтяной компании Азербайджана Натиком Алиевым обсуждались перспективы проектов эксплуатации трубопровода Баку-Джейхан и Транскаспийского газопровода по экспорту туркменской нефти через территории Азербайджана и Грузии [[19]].

4.5.       Азербайджано-туркменские отношения и позиция США

5 августа состоялся телефонный разговор президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Лидеры двух государств обсудили состояние и перспективы развития двусторонних отношений, коснулись проблемы справедливого раздела Каспийского моря. Азербайджанский лидер поблагодарил президента Туркменистана за приглашение принять участие во встрече по транскаспийскому газопроводу и выразил сожаление, что в силу объективных причин не сможет принять в ней участие. Однако президенты двух стран договорились встретиться в сентябре в Турции в рамках международного мероприятия, связанного с празднованием 700-летия Османской династии.

Напомним, что между двумя странами сохраняются неразрешенные противоречия по принадлежности ряда месторождений в шельфе Каспия. Туркменбаши, ссылаясь на карту разграничения Каспия, составленную Министерством нефтегазовой промышленности СССР, претендует на богатый нефтью сектор, который уже осваивает Азербайджан.

США, лоббирующие строительство транскаспийского газопровода, пытаются примирить позиции сторон. В ходе своего первого визита в Ашхабад, прошедшего 19-20 августа, министр энергетики США Билл Ричардсон высказался за скорейшее начало строительства Транскаспийского газопровода, который планируется проложить из Туркменистана по дну Каспийского моря и далее через территорию Азербайджана и Грузии в Турцию. По оценке Б.Ричардсона, необходимо активизировать подготовку соглашения на высшем уровне между Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией о создании Транскаспийского консорциума, которое положит начало решению вопросов финансового обеспечения проекта. Представитель Вашингтона также отметил, что Туркменистан и Азербайджан должны выступить партнерами в Транскаспийском трубопроводном проекте (ТТП) и решать все проблемы с единой позиции. Таким образом, США активно сколачивают блок прикаспийских государств, который выступит единым фронтом против позиции России и Ирана, выступающих против раздела Каспия.

Позднее Б.Ричардсон сообщил, что обсудил с президентом Туркменистана вопросы, связанные с заявкой Азербайджана на предоставление ему квоты для поставок собственного газа по Транскаспийскому газопроводу. Сапармурат Туркменбаши согласился с этой позицией, но доля Азербайджана пока не определена.

Говоря о ситуации, сложившейся между Ашхабадом и Баку в связи с вопросами о принадлежности ряда месторождений в центре Каспийского моря, Билл Ричардсон заметил, что получил заверения Сапармурата Туркменбаши и Гейдара Алиева в том, что имеющиеся разногласия не станут препятствием для строительства транскаспийской трубы. Комментируя позицию России и Ирана, выступающих против прокладки газопровода по дну Каспия до определения правового статуса моря, Б.Ричардсон заявил, что Туркменистан имеет право быть независимым поставщиком, указав при этом, что решение вопроса о строительстве трубопровода входит в компетенцию стран, по территории которых он пройдет [[20]].

4.6.       Азербайджано-грузинские отношения

Глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Тофик Зульфуганов посетил Тбилиси. В ходе визита были проведены переговоры с Э.Шеварднадзе, спикером парламента Зурабом Жвания и другими представителями руководства Грузии. Стороны обсудили дальнейшие перспективы двустороннего и регионального сотрудничества [[21]].

ЗАКЛЮЧЕНИе

В августе продолжалось нарастание противостояния правительства и оппозиции, спровоцированное новым законом о муниципальных выборах. При этом не утихают трения как между различными крыльями оппозиции, так и между различными кланами внутри правящей партии (например, между выходцами из Армении и из Нахичеваня).

В экономической сфере наблюдается определенная стабилизация. Она вызвана, прежде всего, изменением цен на нефть. Это уже повлекло или повлечет за собой в ближайшем будущем улучшение всех экономических параметров в силу роли, которую играет нефтяная отрасль в экономике страны. При этом изменилась экономическая политика правительства Азербайджана. Прежде она была направлена на подавление инфляции путем сжатия денежной массы и, естественно, вела при этом к спаду производства. Теперь она направлена на увеличение денежной массы и может при благоприятных обстоятельствах привести к экономическому росту, а при неблагоприятных – к резкому инфляционному всплеску. Но для того, чтобы экономический рост имел здоровую основу и вел к диверсификации экономики и наполнению потребительского рынка отечественными товарами (приводимый нами положительный пример – начавшийся рост производства пива) необходимы, прежде всего, политическая стабильность и наличие определенного консенсуса о правилах экономической игры между правительством и оппозицией. Этого условия здорового роста в Азербайджане нет. Ряд представителей оппозиции грозит конфискациями в случае прихода к власти.

Другим важным условием экономического роста является эффективность работы государственного аппарата. Этого сейчас тоже нет. О коррумпированности азербайджанских чиновников говорит тот факт, что количество контрабандно ввозимых товаров (например, той же алкогольной продукции) на порядки превышает количество официально импортируемой.

Появившиеся в последнее время подвижки в решении карабахской проблемы тормозятся внутриполитическими обстоятельствами в Азербайджане, Армении и самом Нагорном Карабахе. Ни одна из сторон пока не может пойти на существенные уступки, так как это может подорвать ее позиции внутри страны.

Все еще сохраняющееся влияние армянского лобби в конгрессе США может привести к некоторой корректировки геополитической ориентации Азербайджана. Тем не менее, США остаются ключевым игроком в бассейне Каспия. Это показывает факт посредничества данной страны в азербайджано-туркменском территориальном конфликте.



Источники

[1]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[2]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[3]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[4]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[5]. Бакинский суд признал мусульманский обычай // Сегодня. — 1999. – 12 августа. – С. 3.

[6]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[7]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[8]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[9]. Ханбабян А. Стороны конфликта становятся партнерами // Независимая газета. — 1999. – 26 августа. – С. 5.

[10]. Вторая встреча в Женеве президентов Азербайджана и Армении // Известия. — 1999. – 25 августа. – С. 4.

[11]. Гаджизаде а. В Баку обижены дискриминацией // Независимая газета. — 1999. – 3 августа. – С. 5.

[12]. Баблумян С. Проармянское лобби в Конгрессе США одержало новую победу // Известия. — 1999. – 11 августа. – С. 4.

[13]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[14]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[15]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[16]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 19 августа. – С. 5.

[17]. Агентство «Зеркало» – http:\\www.zerkalo.azeri.com

[18]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. – 19 августа. – С. 5.

[19]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. – 19 августа. – С. 5.

[20]. Электронный вариант газеты «Нейтральный Туркменистан» — http://www.sibnet.tm

[21]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. – 24 августа. – С. 5.