Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Киргизия

Юрий РАЗГУЛЯЕВ

Кыргызская Республика

в августе 1999 года

Моджахеды штурмуют Баткен. Киргизской армии не хватает вооружения. Россия поможет жертве агрессии. Баткенский конфликт может взорвать Центральную Азию. Первыми будут избираться сельские кенеши. Премьер-министр изгоняет из правительства «теоретиков». Бывшие министры могут уйти в оппозицию. Президент будет опираться на сельские управы. Расхитители сидят в Жогорку Кенеше. Киргизия окончательно отказалась от выращивания опийного мака. Две Компартии в одной Киргизии. Редактора популярной газеты пытались арестовать. Производство растет, но медленно. Даже водка бывает нерентабельной. «Драконовские» пошлины закрыли границы. Китайцы готовы вкладывать деньги в Киргизию. Опять оживает Фондовая биржа. Сом отступает перед долларом. Налогов собирается все меньше. Пенсионеры требуют сохранения льгот. В маленькой Киргизии почти сто вузов. Восемь из десяти женщин страдают анемией. Вспомнили о госязыке. Казаки получают оружие. «Шанхайская пятерка» скрывает свои договоренности.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Исламская агрессия

1.1.1.      Вторжение боевиков на юг Киргизии

Уже больше месяца вооруженные бандиты терроризируют Баткенский и Чон-Алайский районы Ошской области. В начале августа сюда ворвалась первая группа моджахедов, взяла в заложники несколько офицеров госбезопасности и главу местной администрации, вступивших с ними в переговоры.

Этот первый инцидент вроде бы удалось уладить. Бандиты получили за пленных выкуп, 50 тысяч долларов, и ушли в горные ущелья.

Однако вскоре они вернулись обратно. 21 августа около 50 вооруженных моджахедов напали на узбекскую экспедицию гляциологов в районе ледника Абрамова. Они захватили там четырехмесячный запас продовольствия, бензин, а всех научных сотрудников станции попросту разогнали. Исламисты вошли также в киргизские села Ходжа-Ачкан и Зардалы. А по пути они атаковали временный поселок геологов в местечке Алтын-Жайлоо и взяли там в заложники четырех японских геологов, а также командующего внутренними войсками Киргизии генерала Анарбека Шамкеева.

Воодушевленные этими «победами» исламисты ворвались и в Чон-Алайский района. Здесь они пленили девятерых милиционеров. Потом их, правда, удалось освободить. Но иностранцы и генерал до сих пор находятся в руках исламистов, которые скрывают их в неизвестном месте.

После повторного нападения бандитов президент Киргизии Аскар Акаев, возмущенный преступным бездействием руководителей силовых ведомств и провалом операции по нейтрализации боевиков, отправил в отставку министра обороны Мырзакана Субанова. Во главе объединенной группировки вооруженных сил, МВД и госбезопасности он поставил командующего Национальной гвардией генерал-лейтенанта Абдыгула Чотбаева [[1]].

По данным военной разведки, всего со стороны Горного Бадахшана в Киргизию ворвалось от 700 до 1000 боевиков. В большинстве своем это выходцы из Узбекистана, которые воевали на стороне таджикской оппозиции в отрядах полевого командира Джумы Намангани. Ташкент же заявляет, что среди террористов много арабов, афганцев и наемников других национальностей.

Цель бандитов — прорваться в Узбекистан и Ферганскую долину. По их словам, там идут массовые аресты верующих, закрываются мечети. «Воины ислама», как называют себя моджахеды, приучены воевать в горах, отлично там ориентируются, весьма неприхотливы в быту. У них есть добровольные помощники среди местного населения. Некоторых из них уже были задержаны при попытках доставить боевикам продукты. А в Оше зафиксированы случаи распространения листовок и литературы, пропагандирующих «джихад» [[2]].

Официальный Бишкек уже несколько раз твердо заявлял, что никаких переговоров с бандитами он вести не будет. Не собираются они и предоставлять им коридор для прохода в Узбекистан. Тем более что за последние недели вооруженной группировке удалось несколько потеснить бандитов и освободить нескольких заложников. Но на конец августа исламисты продолжали удерживать несколько сел, над которыми подняты зеленые флаги.

1.1.2.      Слабость киргизской армии

В республике раздается резкая критика в адрес властей, которые оказались беспомощными перед атаками бандитов. Особенно много говорят о несвоевременности разрыва отношений с российскими пограничниками. После их ухода граница осталась практически открытой, чем и воспользовались незамедлительно исламисты.

Судя по последним событиям, рассчитывать на скорое разрешение конфликта на юге Киргизии не приходится. Офицеры, участники столкновений, говорят, что для подавления засевших в горах боевиков необходимо, как минимум, пятикратное превосходство наступающих. Сосредоточить такие силы хотя бы на одном направлении киргизским военным пока не удается. А в некоторых потенциально опасных районах воинских подразделений вообще не оказалось. Образовавшиеся «дырки» пытаются затыкать резервистами. Причем совершенно непонятно, то ли призывают только добровольцев, то ли идет плановая мобилизация. В военкоматах царит неразбериха. Как всегда, нашлись служаки, которые стали собирать добровольцев принудительно.

Но, как выяснилось, нехватка солдат — это лишь одна из многочисленных проблем, с которыми столкнулась сегодня киргизская армия. Она и вооружена значительно хуже боевиков. На Чон-Алайском направлении, например, главной огневой силой стали зенитки, установленные на бронетранспортерах. Их перебрасывают на самые опасные участки, ими блокируют ущелья. Очень плохо обстоят дела со связью. Кстати, генерал Шамкеев попал в плен, когда ночью отправился к японским геологам, чтобы воспользоваться их спутниковой радиостанцией. Нет у киргизских солдат, в отличие от боевиков, и приборов ночного видения. В ходе ночных атак, а именно в это время суток происходят главные столкновения, они вынуждены стрелять просто наугад. Сейчас все надежды возлагаются на помощь из России, которая обещала прислать специальную технику, вооружение, боеприпасы [[3]].

Новый министр обороны Эсен Топоев предпочитает пока не встречаться с журналистами. А в район боевых действий их стараются не пускать. Оно и понятно. Побывавшие нелегально в районе боевых действий корреспонденты утверждают, что военные до сих пор не имеют четкого плана действий, спонтанно отвечают на атаки террористов.

1.1.3.      Попытки объединить усилия

Сразу после начала вооруженного конфликта на юге Киргизии были предприняты попытки объединить усилия стран Центральной Азии, которым угрожает нарастание напряженности в этой части Ферганской долины. В Оше прошла экстренная встреча руководителей силовых ведомств и министров иностранных дел Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. После этого Таджикистан и Узбекистан спешно укрепили свои границы, чтобы отрезать боевикам все пути для отступления. Вновь была применена штурмовая авиация. И опять крайне неудачно. Узбекские штурмовики разбомбили киргизское село Кара-Тейит. Погибло 3 местных жителя, 17 ранены. Киргизские зенитчики были вынуждены огнем отгонять самолеты «союзников».

Тем не менее, без согласованных действий всех государств Центральной Азии одной Киргизии с бандитами явно не справиться. Об этом заявил и министр обороны РФ Игорь Сергеев во время его визита в Ташкент. О военной помощи со стороны России он высказывался очень осторожно. Связано это с тем, что военную помощь можно оказывать лишь на основании положений Договора о коллективной безопасности (ДКБ) стран СНГ. А Узбекистан, как известно, из этой организации вышел.

Но Россия все-таки решила помочь Киргизии. По словам маршала Сергеева, речь идет о поставках в Киргизию вооружения, боеприпасов, техники, а также о помощи военных специалистов в планировании операций. Кроме того, Москва готова предоставить Бишкеку бомбардировщики СУ-24 и штурмовики СУ-25 [[4]].

1.1.4.      Геополитические аспекты конфликта

Есть разные версии относительно сил, которые стали источником вооруженного конфликта на юге Киргизии. Некоторые наблюдатели считают, что террористы связаны с афганским движением «Талибан». Другие связывают их с нелегальной партией «Хизбут Тахрир», которая ставит своей целью установление власти ислама в Таджикистане и Узбекистане. Кстати, боевиков этой организации официальный Ташкент считает исполнителями серии террористических актов в столице и других городах Узбекистана.

В глобальном же плане эта местная пока акция вполне может стать прелюдией для радикального передела границ в Центральной Азии. В связи с этим специалисты напоминают, что в 20-е годы Советская власть совершенно произвольно перекроила границы бывшего Туркестана. Были насильственно созданы произвольные по территориям национальные республики, разорвавшие традиционно сложившиеся здесь компактные этнические общины. В результате получилось, что Ошская область Киргизии и Ленинабадская область Таджикистана населены преимущественно узбеками. А с другой стороны, большую часть населения узбекских городов Бухары и Самарканда составляют таджики. Правда, многие из них насильственно записаны узбеками. И уж совершенно произвольно поделена плодороднейшая Ферганская долина. Здесь есть даже анклавы — территории Узбекистана и Таджикистана, расположенные глубоко внутри Киргизии [[5]].

Все это создает крайне взрывоопасную обстановку, которая в последние годы не раз уже вспыхивала кровавыми конфликтами (киргизы против узбеков, узбеки против месхетинцев). Нынешние события в Ошской области — продолжение все той же длинной цепи конфликтов. Только нынешнее противостояние многократно усилено тем, что в него вовлечены могучие международные силы, религиозные экстремисты-фанатики, огромные финансовые средства. Если странам Центральной Азии и на этот раз не удастся договориться и объединить усилия, перед этим регионом во весь рост встанет угроза геополитической катастрофы с расчленением ныне существующих государств.

 

1.2.       Выборы в Жогорку Кенеш

1.2.1.      Назначена дата выборов

Президент Аскар Акаев подписал Указ, в соответствии с которым на 17 октября 1999 года назначены выборы депутатов городских, поселковых и аульских кенешей.

Нынешние выборы, говорится в заявлении Центральной избирательной комиссии, пройдут в Киргизии по принципиально новой системе. Суть ее состоит в том, что выборы депутатов местных представительных органов будут осуществляться по многомандатным округам. То есть округов будут меньше, чем мандатов. В каждом из них избирателям придется голосовать за 2-4 кандидата. Это, во-первых, значительно сокращает число избирательных комиссий, а значит, и затраты на проведение выборов. Во-вторых, такая система исключает повторное голосование. В-третьих, теперь не придется проводить дополнительные выборы для замещения выбывших по разным причинам депутатов. Его место автоматически займет тот из претендентов, который шел сразу за ним по итогам голосования.

По новому законодательству увеличится число депутатов местных кенешей. Это связано, в первую очередь с тем, что органы местного самоуправления в Киргизии получают все большие права, им приходится решать все более сложные задачи. Правда, новый закон не регламентирует строго численность местных кенешей. Он просто рекомендует иметь в Бишкекском городском кенеше 35-40 человек, в городах областного подчинения — 15-30 депутатов, в районах — 10-20. Окончательная же численность представительных органов будут определяться на местах, исходя из конкретных задач данного населенного пункта или района [[6]].

Впервые в истории Киргизии выдвижение кандидатов в депутаты местных кенешей будет производиться не только собраниями избирателей, но и политическими партиями. Это, считают в Центризбиркоме, будет способствовать привлечению в ряды депутатов активистов политических партий, общественных объединений, представителей молодежи, женщин [[7]].

1.3.       Исполнительная власть

1.3.1.      Премьер формирует свою команду

Последние кадровые изменения в составе правительства Киргизии (замена министров — финансов, образования, труда и социальной защиты, руководителей Таможенного комитета, Фонда госимущества, Налоговой инспекции) показывают, что новый премьер-министр Амангельды Муралиев продолжает формировать свою команду для успешного выполнения задач, поставленных перед ним президентом. Именно по инициативе главы правительства был отставлен Марат Султанов, очень долго пользовавшийся полным доверием Аскара Акаева. Есть сведения, что на встрече, предшествовавшей кардинальным перестановкам в правительстве, Муралиев имел очень длительный и трудный разговор с президентом, во время которого он не только высказал свою точку зрения на кадровую политику, но и очень резко критиковал ее.

Такой разговор между президентом и премьером назревал давно. Еще с первых недель своей работы Амангельды Муралиев понял, что для успешной деятельности ему явно не хватает группы единомышленников, разделяющих его взгляды на перспективы республики, на пути развития ее экономики. Он пришел в правительство с поста губернатора, где ему пришлось на себе испытать все слабости старого кабинета, основной костяк которого составляли «молодые таланты», не имевшие никакого опыта практической работы. Однако на первых порах он не мог решиться на кардинальную чистку правительства, поскольку большую его часть составляли выдвиженцы самого Аскара Акаева. Со временем же он понял: если не освободиться от «теоретиков», придется уходить самому. Или еще хуже: глава государства сам снимет его за полный провал намеченной программы.

Под это объяснение кадровых перемен не подходит, пожалуй, только теперь уже бывший руководитель концерна «Кыргызалтын» Дастан Сарыгулов. Он работал полезно, эффективно, без видимых нарушений закона. Хотя падение мирового рынка золота значительно осложнило работу этой отрасли. Наблюдатели связывают его отстранение с тем, что последнее время он высказывал резкие критические замечания по поводу экономического положения республики, многие из которых адресовались непосредственно президенту [[8]].

Другой, менее видимой причиной кадровых перемен в правительстве некоторые эксперты считают приближающиеся парламентские и президентские выборы. Уже заметно стремление некоторых политических партий расширить свой электорат за счет критики экономической ситуации в республике. Хороший повод для этого, по мнению некоторых аналитиков, дает и кадровая политика президента, неспособность правительственных структур всерьез бороться с коррупцией. Поэтому оправданным ходом правительства является его стремление продемонстрировать способность к переменам, особенно кадровым, чтобы таким путем хотя бы частично вернуть доверие населения.

При назначении нового премьера президент совсем не случайно остановил свой выбор на Муралиеве, который известен приверженностью к усилению роли государства в управлении экономикой. Его либеральные предшественники довели до предельной остроты вопрос социальных выплат, пенсий, пособий, зарплат. Долг только по пособиям малообеспеченным семьям исчисляется сегодня сотнями миллионов сомов. А задержки пенсий в некоторых регионах растянулись до полугода.

Кроме того, новому правительству предстоит принимать довольно жесткие меры по выполнению программы госзакупок, созданию госрезерва, обеспечению населения хлебом, с чем явно не справлялся старый кабинет министров. Никуда не уйти ему и от усиления борьбы с экономической преступностью, которая добралась уже даже до стратегических запасов зерна. Об этом свидетельствуют хотя бы аресты высокопоставленных чиновников и даже депутатов. Эти шаги можно рассматривать как ответ нового правительства на требования киргизстанцев о введении более жесткого правления [[9]].

1.3.2.      Последствия кадровых перемен

Кадровые перемены летних месяцев, считают наблюдатели, могут иметь серьезные политические последствия. Во-первых, в результате их из президентской команды выпали очень авторитетные, политически активные фигуры. Марат Султанов и Дастан Сарыгулов в течение всего периода становления государственности Киргизии находились в верхних эшелонах власти, имели доступ к самой конфиденциальной информации, обладают очень широкими и влиятельными связями, как в самой республике, так и за ее пределами. Сейчас они внезапно оказались за пределами властного круга, а то и вообще без работы. Наверняка, их потенциал не будет долго оставаться невостребованным. И если в самое ближайшее время это не сделает сам Аскар Акаев, то нельзя исключить, что бывшие его соратники могут оказаться в стане оппозиции. Тем более, что такой прецедент уже создан. Когда-то самый близкий к нынешнему президенту человек — Феликс Кулов — после отставки стал активным деятелем оппозиции, создал свою партию и может стать серьезным претендентом на пост главы государства [[10]].

Не исключается, однако, и другой вариант. Имена многих отправленных в отставку руководителей, включая бывшего премьер-министра Апаса Джумагулова, бывшего министра финансов Марата Султанова, в средствах массовой информации уже связывают с самыми скандальными разоблачениями в сфере торговли нефтепродуктами, незаконного использования кредитов, приватизации престижных объектов. Возможно, делается это с целью очистить верхние эшелоны власти от сомнительных лиц, запятнавших свою репутацию. Однако рикошетом все эти разоблачения бросают тень и на действующие структуры, на нынешних руководителей государства.

1.4.       Местное самоуправление

1.4.1.      Сельские управы набирают вес

В Бишкеке состоялось республиканское совещание представителей органов местного самоуправления республики, в котором принял участие президент Киргизии Аскар Акаев. Более 600 делегатов — главы айыл окмоту (сельские управы), председатели местных кенешей, общественные активисты местного самоуправления прибыли на совещание из всех регионов республики. В своей вступительной речи глава государства уделил основное внимание анализу сложившихся реалий в системе местного самоуправления в Кыргызстане, подробно остановился на деятельности айыл окмоту и их роли в системе организации местных сообществ [[11]].

Глава государства подробно прокомментировал основные положения только что подписанного им Указа «О дальнейшем развитии местного самоуправления в Кыргызской Республике». «Избрав демократический путь развития, — сказал он, — мы придаем особое значение дальнейшему совершенствованию института местного самоуправления и поднятию его на тот достойный уровень, который он занимает в истории общества». Аскар Акаев затронул также тему предстоящих выборов в депутаты местных кенешей и призвал участников совещания активно участвовать на этих выборах, содействовать избранию в них достойных членов местных сообществ. В частности, он подчеркнул, что «четкая организация выборов в местные кенеши самым лучшим образом скажется на уровне компетентности нового состава народных избранников, повысит активность избирателей, обеспечит доверие к органам самоуправления» [[12]].

1.5.       Правоохранительные органы и армия

1.5.1.      Коррупция обвалила бюджет

Президент Аскар Акаев провел в Бишкеке республиканское совещание правоохранительных органов Киргизии. В нем приняли участие руководители министерств внутренних дел и национальной безопасности, генеральной прокуратуры, других органов, стоящих на страже законности и порядка. Последний раз такая встреча проводилась три года назад. И новое совещание, как подчеркнул глава государства, вызвано требованиями самой жизни, обеспокоенностью общества состоянием защиты государственных интересов, личной безопасности граждан, тенденциями в развитии криминогенных процессов на территории молодого независимого государства.

Криминогенная обстановка в Киргизии, считает президент, остается сложной и напряженной. На 100 тысяч жителей республики приходится 710 преступлений. Но это в среднем. В Бишкеке, в крупных областях — Чуйской и Иссык-Кульской — цифра эта доходит до 1000. До сих пор нераскрытыми остаются 30 тысяч преступлений, совершенных в прошлые годы. А за шесть месяцев нынешнего года к ним прибавилось еще 300 тяжких и особо тяжких преступлений, 14 убийств, 2700 краж и грабежей. Все это вызывает серьезную тревогу и обеспокоенность граждан, справедливые нарекания общественности.

Одним из самых тревожных симптомов президент Аскар Акаев считает постоянное омоложение преступности. Сегодня более половины всех криминальных действий совершается людьми в возрасте до 30 лет, а каждое двенадцатое — несовершеннолетними. Среди наркоманов молодежь составляет вообще уже три четверти.

Президент отметил далее, что с переходом экономики на рыночные рельсы резко возросло число экономических преступлений, изменился их характер, увеличилась сложность их раскрытия и пресечения. Только за последние полтора года выявлено 5650 экономических преступлений. Но цифра эта, конечно же, далека от реальности. С одной стороны, милиция хватает лишь «мелкую рыбешку», а с другой, даже среди этой мелочи через расставленные сети проскакивает большая часть контрабандистов, «самопальщиков», жуликов и аферистов.

В печати не один раз рассказывалось о том, что на таможне фиксируется меньше десяти процентов реального количества импортных сигарет, которые продаются сегодня на киргизстанских базарах. Остальные 90 процентов — явная контрабанда. Больше половины продаваемых в коммерческих структурах спиртных напитков — тоже контрабанда. Даже бензин, который в авоське через границу не провезешь, тем не менее, тысячами тонн попадает на рынок, минуя таможенные терминалы.

О масштабах теневого бизнеса свидетельствуют следующие цифры, приведенные президентом: по оценочным и явно заниженным данным бюджет ежегодно теряет от контрабанды только подакцизных товаров на сумму около 600 миллионов сомов. За последние месяцы выявлено 700 подпольных цехов по производству швейных, хлебобулочных, ликероводочных и кондитерских изделий. На дому уже умудряются «производить» импортное пиво и «кока-колу». А правоохранительные органы за шесть месяцев нынешнего года задержали контрабанды всего лишь на 80 миллионов сомов.

Одним из самых опасных видов преступлений сегодня, по мнению президента Аскара Акаева, становится коррупция. Правительственная газета «Слово Кыргызстана» опубликовала недавно далеко не полный список высокопоставленных казнокрадов, в котором перечислены два бывших министра сельского хозяйства, заместитель министра финансов, руководители крупнейших корпораций, в том числе и государственных, депутаты Жогорку Кенеша. За каждым из них числится от 100 до 300 миллионов сомов. А ведь государство сегодня с огромным трудом ищет 400 миллионов сомов, чтобы покрыть задолженность перед пенсионерами [[13]].

Но и это еще не все. Бывший генеральный директор «Кыргызгазмунайзата» Шалкар Жайсанбаев, назначение которого лоббировали вполне конкретные государственные чиновники, вообще сбежал из Киргизии, прихватив с собой 18 миллионов долларов, которыми следовало оплатить природный газ для всей республики, получаемый из Узбекистана. Лишь один этот коррупционер нанес финансовой системе республик такой удар, что после него обвалился сом, лопнули три крупнейший коммерческих банка, а Законодательное собрание вынуждено было спешно вносить поправки в государственный бюджет. Урезая при этом и без того скудные статьи социальных расходов [[14]].

1.5.2.      Выращивать мак государство не будет

Как сообщил председатель Комиссии по контролю за наркотиками правительства Киргизии Тулинды Мамбетжанов, за шесть месяцев текущего года правоохранительными органами республики зарегистрировано 1677 преступлений, связанных с транспортировкой, хранением и перепродажей наркотиков. Изъято 688 килограммов опия и 11 килограммов героина.

Это больше, чем было в прошлом году. Однако темпы роста наркотрафика все-таки немного снижаются. Специалисты связывают это с профилактическими мероприятиями, на которые сегодня делают упор правоохранительные органы республики. В частности, сейчас подходит к завершению реализация двух ооновских программ по картированию районов нелегального выращивания наркотиков не только в Киргизии, но и в Казахстане и Таджикистане. Обследовано уже около десяти тысяч гектаров земель, занятых дикорастущей коноплей, и четыре тысячи гектаров, занятых эфедрой. Следующим шагом будет полное уничтожение этих трав.

Тулинды Мамбетжанов сообщил, что в правительственных кругах опять анализировался вопрос о возможности легального выращивания в Киргизии опийного мака. Ведь до 1967 года на побережье Иссык-Куля эта культура занимала тысячи гектаров. При нынешнем спросе на медицинские препараты опийной группы, выращивание мака могло бы принести республике огромные доходы.

Кстати, активным сторонником этого метода пополнения бюджета был в свое время Феликс Кулов, занимавший пост вице-президента. Он до сих пор считает, что есть возможность обеспечивать полную безопасность выращивания этой криминогенной культуры. Однако повторный анализ этой проблемы показал, что отрицательные факторы промышленного выращивания мака перевешивают все материальные выгоды. Принято решение больше к этому вопросу не возвращаться [[15]].

1.6.       Политические партии

1.6.1.      Раскол у коммунистов

В Кыргызстане появилась еще одна партия коммунистов. Она уже провела свой первый съезд и зарегистрировалась в министерстве юстиции. В отличие от уже существующей Партии коммунистов Кыргызстана (ПКК), которую возглавляет бывший первый секретарь ЦК еще советской компартии, бывший член Политбюро ЦК КПСС Абсамат Масалиев новое объединение получило название Коммунистическая партия Кыргызстана (КПК). Ее лидером избрана Клара Ажибекова, доктор философских наук, активистка движения за воссоздание Советского Союза, бывший заместитель Абсамата Масалиева по ПКК [[16]].

По ее словам, раскол в коммунистическом движении назревал уже давно. И виноват в этом, прежде всего Абсамат Масалиев, который «вписался» в структуры действующего режима, стал активным участником всех «антинародных акций». В частности, как председатель комиссии Собрания народных представителей Жогорку Кенеша по коррупции он встал, считает Клара Ажибекова, на защиту депутатов-казнокрадов. Она также обвинила своего бывшего соратника по партии в том, что он предал коммунистов и стал сотрудничать с прежними идейными противниками.

Оппоненты же новой партии, в том числе и Абасмат Масалиев считают, что раскол партии явился следствием личных амбиций самой Клары Ажибековой, ее необоснованными претензиями на лидерство. Такой поступок, по их мнению, просто дискредитирует коммунистическое движение и значительно ослабляет его шансы на предстоящих выборах [[17]].

 

1.7.       Средства массовой информации

1.7.1.      Скандал вокруг «Вечернего Бишкека»

В конце августа в Киргизии разгорелся скандал вокруг самой популярной и многотиражной газеты республики «Вечерний Бишкек». Все началось с проверок бухгалтерии редакции, а точнее — АОЗТ «Издательский дом «Вечерний Бишкек». Главный редактор и председатель акционерного общества Александр Ким резко выступил против очередной, как он заявил, «совершенно незаконной проверки». Свои действия он объяснил тем, что «фискальные органы последний раз проверяли газету в декабре 1998 года, и следующий раз могут придти сюда только через год». Налоговики же совсем по-другому трактовали этот пункт Налогового кодекса, посчитав, что ограничения на число проверок действуют в течение календарного года.

Противостояние, в котором участвовала большая часть трудового коллектива редакции, завершилось тем, что представители налоговой полиции вызвали ОМОН и попытались силой арестовать редактора, чтобы доставить его в Налоговую инспекция для допроса. Но у здания редакции уже собралась огромная толпа защитников журналистов, и налоговикам вместе с милицией пришлось отступить.

Редактор Александр Ким на следующий день лег в больницу, и фактически скрылся от налоговиков, поскольку место его лечения держится в глубокой тайне. А в республике началась шумная компания по дискредитации газеты и ее журналистов, расколовшая общественное мнение республики на две части. Одни считают, что все гонения на «Вечерний Бишкек» связаны с ее резкой критикой политики президента Аскара Акаева, особенно в социальной сфере. А еще больше — с развернувшейся в республике предвыборной кампанией. Власти не могут смириться, что в Киргизии есть издание, имеющее по всем вопросам свое мнение, в корне отличающее от официального.

Как сообщил в одном из своих многочисленных материалов главный редактор «Вечерки» Александр Ким, сначала была сделана попытка подкупа журналистов. Администрация президента, по его словам, предложила газете совершенно бесплатно годовой запас бумаги. Однако при условии абсолютной лояльности газеты к действующим властям. А когда журналисты отказались, «прозвучала команда «Фас!», и на редакцию набросились налоговики и милиция [[18]].

Официальная же версия объясняет все гонения на самую популярную газету самыми банальными финансовыми махинациями, в которых погрязло рекламное агентство издания и фактический хозяин газеты Александр Ким, К сожалению, чиновникам удалось расколоть коллектив журналистов. Против собственного редактора выступили два самых известных в республике журналиста Владимир Козлинский и Кабай Карабеков. На нескольких пресс-конференциях они заявили, что «Александр Ким последнее время перестал считаться с мнением коллектива, все свои силы направил на личное обогащение. В том числе и за счет труда своих коллег-журналистов».

Двойственную позицию занял в этом конфликте Фонд развития СМИ и гласности в Кыргызской Республике. С одной стороны, он осудил «любые проявления силового давления на средства массовой информации», а с другой, заявил, что «конфликт, возникший вокруг «Вечернего Бишкека», является внутренним делом редакции». То есть фактически Фонд встал на сторону тех, кто сделал попытку ограничить свободу слова в республике как раз накануне решающих политических событий — парламентских и президентских выборов [[19]].

Сейчас, вслед за Владимиром Козлинским и Кабаем Карабековым из «Вечерки» уволилось еще более десяти журналистов. Оставшиеся продолжают борьбу с властями, отстаивая свое право иметь независимое мнение. Однако эксперты считают, что, даже если властям не удастся совершенно закрыть популярную газету, все эти скандалы и расколы уже очень серьезно ослабили ее творческий потенциал, принципиальность в отстаивании своих позиций. Чиновники же показали все журналистам, что даже финансово независимая и популярная газета не может устоять перед нажимом сверху. Что уже тут сопротивляться остальным — бедным и слабым.

 

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Реальное производство

2.1.1.      Итоги семи месяцев

По мнению премьер-министра Киргизии Амангельды Муралиева, за последние месяцы макроэкономическая ситуация в республике несколько улучшилась. Реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 103,7 процента. Наметились сдвиги в сторону увеличения объемов промышленного производства, прежде всего за счет сельского хозяйства и энергетики. Сохранялся стабильный курс национальной валюты. Инфляция пока остается в пределах прогнозных показателей (32,6 процента), однако она намного превышает уровень прошлого года — 6,8 процента. Такой рост инфляции заметно сказывается на ценах продуктов первой необходимости.

Неплохо, считает премьер-министр, идут дела в агропромышленном комплексе. За семь месяцев здесь произведено продукции на 9,5 миллиардов сомов, что на семь процентов больше прошлогоднего. Хорошим обещает быть в этом году урожай зерновых. Для республики это особенно важно из-за того, что у соседей — в России и Казахстане — зерновой баланс нынче складывается крайне трудно. Так что на импорт зерна рассчитывать не приходится. Однако до сих пор на селе очень плохо работают перерабатывающие предприятия. Каждое десятое из них простаивает.

Если судить только по цифрам статотчетов, хорошо идут дела и в промышленности. Темпы роста производства здесь за семь месяцев составили 110,7 процента. Однако нельзя забывать, считает вице-премьер Эсенгул Омуралиев, что поднимается промышленность сегодня из глубочайшей ямы. Проценты роста приходится прибавлять чуть ли не к нулю. Тем не менее, нельзя не замечать серьезное оживление предприятий легкой промышленности, электроэнергетике, машиностроении, полиграфии [[20]].

Как всегда трудно складывается в республике исполнение бюджета. За семь месяцев собрано доходов на 15 процентов меньше запланированного. Соответственно урезаются и все расходные статьи, в том числе и социальные. Крайне отрицательное влияние на исполнение бюджета оказали Баткенские события. В августе пришлось в самом экстренном порядке резко увеличивать финансирование военных расходов.

Тем не менее, правительство в августе полностью погасило долги по выплате зарплат, пенсий и пособий. 6,8 миллиона долларов выплачено по внешнему долгу. Однако это лишь очень малая часть того, что республике предстоит выплачивать зарубежным кредиторам уже в ближайшее время. Как известно, внешний долг Киргизии составляет сегодня более полутора миллиардов долларов. И почти миллиард из этой суммы следует вернуть уже в ближайшие годы [[21]].

2.1.2.      К подъему — через банкротство

Единственный в Киргизии завод по выпуску шампанских вин и коньяка, акционерное общество «Кыргыз шампаны» по решению арбитражного суда объявлено банкротом. Причиной этого стали огромные долги, которые числятся сегодня за когда-то самым прибыльным предприятием.

Как говорят специалисты, падение «Кыргыз шампаны» началось с безответственного разбазаривания акций. Бывшие хозяева распродали весь государственный пакет (сейчас у него осталось лишь 0,25%). Не забыв при этом, конечно, себя. Однако самые крупные акционеры — АО «Московский комбинат шампанских вин», АО «Ноорок» (Молдавия) — за все эти годы не вложили в развитие комбината ни копейки, ни тыйина. Так что вполне справедливо решение правительства избавиться от таких хозяев, разваливших предприятие. Теперь в течение двух месяцев специально назначенные ликвидаторы будут изучать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, намечать меры по оздоровлению обстановки.

Кстати, недавно через подобную же процедуру прошел Бишкекский ликероводочный завод, швейное объединение «Кыял», еще несколько крупных предприятий. Пойти на такие шаги правительство вынудили, прежде всего, огромные долги этих предприятий перед бюджетом.

Таких должников в республике не так уж и много. В общем числе предприятий они составляют всего 3 процента. Но зато на их долю приходится две трети всех недоимок. В денежном выражении долг этот составляет 600 миллионов сомов — 10 процентов доходной части всего бюджета. Как раз столько, сколько требуется пенсионерам.

Чтобы ликвидировать эту задолженность, правительство решило шире внедрять процедуру банкротств. Для чего разработана специальная схема, исключающая полную ликвидацию предприятий. Вместо распродажи с аукционов имущества должника, как делалось раньше, сейчас под контролем специальной комиссии будут выпускаться новые акции предприятия. Такая мера, с одной стороны, даст деньги для погашения долов банкрота, прежде всего перед Социальным фондом. А во-вторых, она приведет сюда новых хозяев, глубоко заинтересованных в возрождении обанкротившегося предприятия [[22]].

2.1.3.      Экспорт в провале

Несмотря на все принимаемые меры, промышленность республики до сих пор не может наладить выпуск товаров, имеющих спрос на внешнем рынке. По итогам семи месяцев года опять зафиксировано падение экспорта. Он опять оказался ниже уровня прошлого года. Продажа киргизских товаров на внешнем рынке составляет всего 8 процентов от ВВП. Да и в целом внешнеторговый оборот республики по сравнению с прошлым годом снизился почти на 20 процентов.

Специалисты объясняют такой провал крайне невыгодной конъюнктурой. На внешних рынках быстро падают цены на главные экспортные товары Киргизии — золото, хлопок, табак. Заметно снизился экспорт и из-за одностороннего введения соседями — Казахстаном и Узбекистаном — «драконовских» таможенных пошлин. На некоторые товары они подняли сборы до 200 процентов [[23]].

Следствием снижения экспорта стало нехватка твердой валюты и падение курса сома. А также — затоваривание работающих предприятий. Только в столице на складах предприятий легкой промышленности скопилось невостребованных товаров почти на 400 миллионов сомов..

2.2.       Инвестиции

2.2.1.      Китай вкладывает средства

Соглашения о создании совместных промышленных и торговых предприятий были подписаны в ходе первого инвестиционно-торгового симпозиума, который прошел в Кульдже, центре китайского Синьцзян-Уйгурского автономного района. Как сообщил заместитель председателя Государственного комитета по инвестициям и экономическому развитию Равшан Джеенбеков, делегация Киргизии состояла из глав местных администраций, руководителей частных компаний и акционерных обществ. Решено, что китайские инвестиции напрямую будут направляться на производство по брикетированию угля, изготовления лапши, других продуктов быстрого приготовления. На симпозиуме в Китае прошли также встречи киргизстанских предпринимателей с их коллегами и Шанхая, Пекина, других регионов Китая.

В связи с этой встречей президент Киргизии Аскар Акаев дал интервью китайским журналистам, в котором отметил, что отношения между двумя соседями переживают сейчас свои лучшие времена за последние три столетия [[24]].

2.2.2.      2.2.2.   Растет активность биржи

Недавно принятый указ президента Киргизии «О мерах по дальнейшему развитию организованного рынка ценных бумаг» дал новый толчок развитию деятельности Киргизской фондовой биржи (КФБ). Объем торгов по сравнению с прошлым годом увеличился более чем в четыре раза и достиг 160 миллионов сомов.

Крупнейшие сделки зафиксированы с акциями АО «Кайрат-банк», АО «Жанар», коммерческого банка «Аман». Наибольшей популярностью пользовались также акции АО «Кыргызтелеком». Сегодня 90 процентов акций этого предприятия связи принадлежит сегодня государству. Путем распродажи части ценных бумаг на КФБ правительство надеется получить крупные инвестиции для развития сети коммуникаций в республике [[25]].

2.3.       Финансы и налоги

2.3.1.      Население не верит своей валюте

Положение на валютном рынке Кыргызстана несколько стабилизировалось. Об этом на заседании правительства заявил министр финансов республики Султан Медеров. По сравнению с прошлым месяцем, за американский доллар в обменных пунктах столицы давали даже меньше почти на 6 процентов. Однако в целом по итогам семи месяцев курс сома по отношению к доллару США снизился на 23%. По словам Султана Медерова, падение национальной валюты связано со спадом промышленного производства и снижением экспортного потенциала страны.

Председатель Национального банка республики Улан Сарбанов считает, что финансово-экономический кризис породил недоверие населения ко всей банковской системе. Они стали держать свои сбережения исключительно в иностранной валюте. Сейчас 20 процентов жителей республики направляют свои деньги на покупку американских долларов. По мнению главного банкира страны, для того, чтобы восстановить доверие граждан к банковской деятельности, необходимо, прежде всего, строго выполнять обязательства по государственным казначейским обязательствам, а коммерческим банкам должны обеспечивать своевременную выплату дивидендов [[26]].

2.3.2.      Налогов собирается все меньше

Премьер-министр Киргизии Амангельды Муралиев поставил перед фискальными органами задачу собрать до конца года налогов не менее чем на три миллиарда сомов. Это на 15 процентов больше, чем было собрано в прошлом году. Трудность выполнения этого задания состоит в том, что первые шесть месяцев нынешнего года шло постоянное снижение сборов. Например, Государственный таможенный комитет собрал всего 60 процентов намеченных платежей. Особенно плохо работали фискальные службы Чуйской, Нарынской и Джалал-Абадской областей [[27]].

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Пенсионеры протестуют

Первый вице-премьер-министр Борис Силаев заявил, что правительство республики пока не в состоянии своевременно выполнять свои обязательства по социальным выплатам. Бюджет государства этого просто не выдерживает. Многие статьи закона о льготах слабо подкреплены финансами. На днях перед Белым домом опять собрались пикеты стариков и инвалидов. Они потребовали встречи с первыми лицами правительства, чтобы те выслушали их требования. По словам председателя Общества социальной защиты Лидии Фомовой, из 76 ранее выдвинутых требований выполнены лишь 19. В числе пикетирующих были пенсионеры из многих районов республики. Выяснилось, что не все лица пенсионного возраста имеют право на покупку льготных лекарств, а лишь те, которые получают пенсию до 400 сомов (около 10 долларов США). Кроме этого, на собрании были затронуты интересы и других слоев населения. Однако, по словам Б.Силаева, многие высказывания были «напичканы эмоциями» [[28]].

3.2.       Растет число студентов

В нынешнем году на бюджетные отделения вузов Киргизии было подано 15,8 тысячи заявлений. Конкурс в среднем по республике составил 2,4 человека на одно место.

На сегодняшний день в республике насчитывается 92 высших учебных заведения, в том числе 26 государственных. Есть в республике и семь филиалов вузов разных государств СНГ.

Общее число студентов в Киргизии достигло сегодня 128 тысяч. Из них лишь четвертая часть — 33 тысячи 312 — обучаются за счет государства. Все остальные полностью или частично свое обучение оплачивают. Для набора на первый курс с бюджетным финансированием была установлена общереспубликанская норма — 6 тысяч 611 человек. При этом около половины мест отводилось педагогическим специальностям. Всего же объем бюджетного финансирования высшего образования составил в нынешнем году 258 миллионов сомов [[29]].

3.3.       Детская смертность

В Киргизии 40 процентов беременных женщин страдают анемией разной степени тяжести. Только за первое полугодие нынешнего года в республике при родах умерло 28 женщин. Об этом сообщил журналистам начальник отдела охраны материнства и детства Министерства здравоохранения Жолдошбек Доскеев.

Но это, подчеркнул он, усредненные цифры. Между тем в Киргизии есть районы, где анемией страдают до 80 процентов беременных женщин. Основная причина такого печального явления лежит в плоскости не только медицинской. Гораздо большую роль играют здесь социальные факторы. Речь идет о некачественном, несбалансированном питании, об ухудшающейся с каждым годом экологии, о стрессах, которым подвергаются сегодня киргизские женщины.

Медики, пояснил Жолдошбек Доскеев, ищут выход из этой ситуации. В республике стало системой в течение двух недель до родов проводить обязательное профилактическое обследование женщин, чаще всего в стационарных условиях. Здесь они хоть получают полноценное, регулярное питание. Кроме того, врачи стараются обогащать еду препаратами железа, других микроэлементов. Однако, все это лишь частичные меры. Коренное же решение этой проблемы возможно лишь при значительном повышении общего уровня жизни в республике [[30]].

4.    ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

4.1.       Вспомнили о государственном языке

По сообщению председателя Национальной комиссии по развитию государственного языка Казата Акматова, с 2000 года начнется поэтапный перевод делопроизводства в республике на государственный язык. Сроки окончательного его завершения, однако, передвинуты и продлены до 2005 года. Это связано с тем, что лишь в текущем году появилось постановление правительства «Об образцах деловых бумаг на государственном языке».

Весь процесс перевода деловых бумаг на киргизский язык будут проводиться в три этапа. Он начнется в Нарынской области, где даже в советские времена почти все делопроизводство велось на киргизском языке. Второй этап охватит Иссык-Кульскую, Ошскую и Джалал-Абадскую области. В последнюю очередь будет осуществляться перевод делопроизводства в Чуйской области и столице республики.

На выполнение этих работ правительство выделило комиссии 300 тысяч сомов. По словам Казата Акматова, этой суммы явно недостаточно. Однако вопрос о дополнительном финансировании до сих пор не решен в связи с серьезными трудностями по выполнению уже утвержденного бюджета [[31]].

4.2.       Казаки выходят на границу

Казаки Киргизии будут участвовать в охране государственной границы этого молодого государства. Такое решение принял казачий круг, традиционный орган управления людьми, которые и в мирное время носят военную форму. Министерство обороны Киргизии, к которому после ухода российских пограничников перешли все хлопоты по защите внешних рубежей молодого независимого государства, подержало эту инициативу. Предполагается, что чисто казачьими будут даже отдельные заставы.

Казачество Киргизии составляет не очень большую группу населения республики. Здесь проживает примерно 11 тысяч семей, ведущих свой род от Семиреченских казаков, появившихся в этом горном крае еще в семнадцатом веке. Они объединены в несколько десятков станиц, разбросанных по территории северной части Киргизии. Особенно много их в Иссык-Кульской области и в Чуйской долине.

До недавнего времени казаки Киргизии не принимали особенно активного участия в общественной жизни республики. Более того, порой они вступали в конфликты с коренным населением, подчеркивали свое российское происхождение. Ситуация изменилась с приходом на пост председателя Казачьего культурно-экономического центра Владимира Косенко.

Он потомственный казак, по отцовской линии ведет свои корни чуть ли не от Ермака Тимофеевича. Многие его родственники погибли в 1941 году под Москвой, отец воевал в составе прославленной Панфиловской дивизии. Сам Владимир Косенко — отставной генерал пограничных войск. До недавнего времени был заместителем командующего Группой войск Федеральной пограничной службы России в Бишкеке. Мог получить хорошее место в погранвойсках и после вывода этой группы из республики. Но решил остаться в Киргизии.

Так что участие казаков в охране государственной границы Киргизии будет вполне профессиональным. А для сотен молодых ребят из казачьих семей служба станет настоящей школой патриотизма, воспитания мужества, умения защищать свою землю. Да и с коренным населением такое решение казачьего круга наверняка улучшит отношения.

Кстати, реалии сегодняшней жизни уже заметно сказываются и на национальном составе казачьей общины. Как выяснилось, казачью форму в Киргизии носят уже не только русские. Строгий уклад семейной жизни, военизированное воспитание молодежи, уважением к старикам привлекают в казачий круг и представителей других национальностей. Как рассказал нам Владимир Косенко, сейчас казаками считают себя даже некоторые киргизы. Ведь любовь к коню и военной службе были всегда в крови у этого народа [[32]].

5.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

5.1.       Встреча «шанхайской пятерки»

Бишкекскую встречу лидеров пяти государств — России, Казахстана, Киргизии, Китая и Таджикистана — журналисты назвали «самым закрытым саммитом». Все президенты вроде бы постоянно были на виду. А, с другой стороны, совершенно не проводилось традиционных для таких встреч общих пресс-конференций, на заседание президентов не допустили даже группы государственных телекомпаний. Все снимали только личные операторы глав государств. Итоги всех разговоров, встреч, переговоров доводились до журналистов официальными лицами — помощниками, пресс-секретарями.

И еще одна особенность бишкекской встречи. На ней, как никогда прежде, было много двусторонних встреч. Складывалось даже впечатление, что президенты приехали в Киргизию лишь для решения своих вопросов во время конфиденциальных переговоров.

Тем не менее, можно говорить о каких-то самых общих итогах. Министр иностранных дел Киргизии Муратбек Иманалиев на встрече с киргизскими журналистами рассказал, что в Бишкеке президенты «шанхайской пятерки» собираются уже четвертый раз. Первая встреча на высшем уровне, состоявшаяся в Шанхае в 1996 году завершилась подписанием Соглашения об укреплении доверия в военной области. Во время второго саммита в Москве в 1997 году было подписано Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе общей границы. Эта же работа была продолжена в июле 1998 года в Алматы. Причем здесь акцент уже начал все больше смещаться в сторону экономического сотрудничества.

В Бишкеке превалирующими тоже стали как раз проблемы дальнейшего развития сотрудничества во всех областях, в том числе и в экономике. Российская сторона, например, вела даже речь о создании «совместного инвестиционного блока». Киргизия выступала за создание на евразийском пространстве «общей транспортно-коммуникационной структуры». В частности, здесь разрабатывается проект формирования единого энергопояса для стран «шанхайской пятерки». При этом Киргизия в силу своего географического положения выражает готовность стать своего рода мостом, соединяющим энергетику, как группы стран, так и отдельных государств.

Обсуждалась на пленарной встрече и «проблема борьбы с деструктивными силами в Азии». Она выглядела особенно актуальной в свете событий на юге Киргизии. Партнерами, в принципе, поддержано предложение российской стороны провести в 1999 году встречу руководителей правоохранительных ведомств пяти стран.

В кулуарах встречи обсуждались и другие аспекты развития отношений государств «шанхайской пятерки», о которых ничего не говорилось в официальных документах. В частности, один довольно высокопоставленный чиновник из московской делегации, просивший не называть его имя, говорил, что «Москва больше не хочет безучастно смотреть, как формируется треугольник США — Япония — Южная Корея. По его мнению, сближению пяти государств способствует и неспокойная ситуация в Таджикистане и Афганистане. То есть, он иносказательно подчеркивал усиление военно-политического аспекта сотрудничества пяти стран, противопоставления его американскому наступлению на Азию. В свете этих тезисов становится более понятным и поразившее всех журналистов и наблюдателей заявление Бориса Ельцина в бишкекском аэропорту. Там он сказал журналистам, что готов к жестокой борьбе с «западниками».

Из официальных документов на встрече была подписана лишь «Бишкекская декларация». Кроме того, в ходе саммита было подписано трехстороннее соглашение «О точке стыка государственных границ между Казахстаном, Китаем и Кыргызстаном». Все остальные документы носят двусторонний характер [[33]].

В ходе встречи Аскара Акаева и председателя КНР Цзян Цзэминя было подписано «Дополнительное соглашение по кыргызско-китайской границе». Как сказал потом журналистам Аскар Акаев, этот документ снимает все спорные вопросы. Таким образом, все пограничные проблемы с Китаем у молодого государства теперь полностью урегулированы.

С точки зрения киргизских интересов, очень важным можно считать подписание соглашения с Россией об использовании ряда военных объектов на территории Киргизии. Оно предполагает возрождение производства на ряде оборонных заводов Бишкека и эксплуатация совершенно уникального военно-испытательного центра на Иссык-Куле. В ходе кулуарных разговоров появились данные, что американцы оценивают водный полигон для испытания торпед на Иссык-Куле в несколько миллиардов долларов. Они уже делали попытки проникнуть туда, поработать там. Причем успели «заинтересовать» в этом многих местных чиновников. Поэтому у соглашения с Россией по поводу Иссык-Кульского полигона было очень много противников. Однако победила все-таки Россия. В российской делегации подписание этого соглашения расценивают как доказательство того, что Киргизия начинает опять поворачиваться в сторону России [[34]].

РЕЗЮМЕ

Для Киргизии наиболее важным событием обозреваемого периода, конечно же, было вторжение вооруженных боевиков на юге республики. Оно стало настоящим потрясением для всех слоев общества, самым серьезным образом повлияло на расстановку политических сил. Во-первых, конфликт в Баткенском районе показал полную несостоятельность руководителей силовых структур. Выяснилось, что все свои силы и средства они отдавали показухе, бесполезным загранкомандировкам, присвоением себе самых высоких званий. В политическом плане выяснилась слабость доктрины Аскара Акаева о полном нейтралитете молодого государства. Жизнь опровергла крайние пацифистские взгляды. Теперь правительству и президенту придется в самом экстренном порядке пересматривать военную доктрину, тратить огромные средства на укрепление границ, на создание и вооружение все новых воинских подразделений.

Для многих политических сил совершенно неожиданным оказалось сплочение народа в этот трудный момент. Практически никто не решился критиковать главу государства. Уменьшился даже накал критики в адрес парламента. Зато официальные власти не постеснялись использовать этот повод для резких нападок на Феликса Кулова, главного соперника Аскара Акаева на предстоящих президентских выборах.

Кстати, именно с подготовкой к выборам связывают наблюдатели и второе самое заметное событие августа — скандал вокруг газеты «Вечерний Бишкек». Президентская команда не сумела скрыть свое стремление любыми путями нейтрализовать эту самую популярную газету, не пожелавшую занимать однобокую, проправительственную позицию. В ход были пущены все средства — от подкупа до ничем не прикрытого силового давления.

Эти факты свидетельствуют, что оставшийся до выборов период будут в республике очень трудным и напряженным. С одной стороны, для него будет характерна небывалая активность политических сил, только за август число политических партий в республике возросло почти в полтора раза. А с другой — весь потенциал правительства и администрации президента будут направлены на то, чтобы обеспечить новое избрание Аскара Акаева на пост главы государства.

И все это будет проходить на фоне все более ухудшающейся ситуации в экономике. Она и до этого была слабой. Сейчас же на нее дополнительно действуют два отрицательных фактора. Во-первых, война в Баткене. Она заставила в несколько раз увеличить финансирование силовых структур, перекроив и без того несбалансированный бюджет. А во-вторых, властям придется потратить немалые суммы, чтобы обеспечить нужный ей исход выборов. Причем солидных денег требуют все три тура (в октябре нынешнего года — выборы в местные кенеши, в марте будущего — парламентские выборы, и в декабре — выборы президента).



Источники

[1]. На защиту Отечества // Утро Бишкека. — 1999 — 28 августа.

[2]. НаматбаеваТ. Боевики и их заложники // Слово Кыргызстана. — 1999 — 12 августа.

[3]. Евлашков Д. Фронт без линии фронта // Слово Кыргызстана. — 1999 — 17 августа.

[4]. Россия поможет // Кабар. — 1999 — 23 августа.

[5]. Юг Киргизии — начало кризиса в Ферганской долине // Аргумент. — 1999 — 27 августа.

[6]. Комментарий к Указу Президента // Слово Кыргызстана. — 1999 — 17 августа.

[7]. Акилова Л. Осенний марафон // Вечерний Бишкек. — 1999 — 17 августа.

[8]. В Киргизии меняется правительство // Кабар. — 1999 — 12 августа.

[9]. Богданов А. «Теоретики» и практики // Аргумент. — 1999 — 12 августа.

[10]. Сыдыкова З. Выращивают оппозицию // Res publica. — 1999 — 17 августа.

[11]. Местное самоуправление // Кабар. — 1999 — 27 августа.

[12]. Слащева Т. Чем будет жить страна? // Слово Кыргызстана. — 1999 — 3 августа.

[13]. Гребенников А. Преступники сидят в парламенте // Res publica. — 1999 — 11 августа.

[14]. Евлашков Д. Президент говорит о коррупции // Слово Кыргызстана. — 1999 — 15 августа.

[15]. Лымарь А. На направлении главного удара // Вечерний Бишкек. — 1999 — 10 августа.

[16]. Раскол в коммунистическом движении // Кабар. — 1999 — 20 августа.

[17]. Солто кызы Т. Раскол среди ленинцев // Слово Кыргызстана. — 1999 — 17 августа.

[18]. Редактор арестован? // Кабар. — 1999 — 24 августа.

[19]. Виноградов В. Кто автор грязных игр? // Слово Кыргызстана. — 1999 — 26 августа.

[20]. Виноградов В. Бюджет скупой, но реальный // Слово Кыргызстана. — 1999 — 31 августа.

[21]. Аникин В. Правительство обнадеживает // Вечерний Бишкек. — 1999 — 2 августа.

[22]. Девятов Г. Обречены на умирание // Вечерний Бишкек. — 1999 — 12 августа.

[23]. Механизм экспорта // Кабар. — 1999 — 2 августа.

[24]. Китайские инвестиции // Кабар. — 1999 — 24 августа.

[25]. Девятов Г. Второе дыхание // Слово Кыргызстана. — 1999 — 12 августа.

[26]. Курс доллара заметно стабилизировался // Кабар. — 1999 — 27 августа.

[27]. Премьер поставил задачу // Кабар. — 1999 — 16 августа.

[28]. Закон о льготах // Кабар. — 1999 — 2 августа.

[29]. Лымарь А. Впереди планеты всей // Вечерний Бишкек. — 1999 — 28 августа.

[30]. Акилова Л. На здоровых ветках… // Вечерний Бишкек. — 1999 — 5 августа.

[31]. Государственный язык // Кабар. — 1999 — 13 августа.

[32]. Тузов А. Казак родины не покидает // Вечерний Бишкек. — 1999 — 13 августа.

[33]. Принята Бишкекская декларация // Кабар. — 1999 — 25 августа.

[34]. Наматбаева Т. Бишкек принимает эстафету Шанхая // Слово Кыргызстана. — 1999 — 19 августа.