Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Литва

Галина ИВАНОВА

Литовская Республика

в августе 1999 года

Разразился скандал, когда выяснилось, что В.Ландсбергис, воспользовавшись своим положением, купил земельный участок по символической цене в лучшем месте Вильнюса. Объявлены приговоры по «делу Бурокявичуса-Ермолаевичуса». Корпорация «Вильямс» настаивает на дополнительных изменениях литовского законодательства с целью улучшения экономического и политического климата для работы данной компании.

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Парламент и политические партии

1.1.1.      Скандал с В.Ландсбергисом

В Литве вновь разразился скандал, связанный с В.Ландсбергисом. Только он отбыл в отпуск, как из архивов уже кто-то выудил чуть ли не годичной давности документ, и выяснилось, что председатель Сейма за смешную цену — 32 тыс. литов — с точки зрения рынка, приобрел земельный участок в 9 аров в лучшем месте города Вильнюса, где по реальным ценам такой участок стоит 500 тыс. литов. Участок этот В.Ландсбергис получил как сигнатор Акта независимости. Проблема заключается в том, что не все сигнаторы независимости могут воспользоваться возможностью за два-три десятка тыс. литов приобрести участок стоимостью в полмиллиона. В.Ландсбергис прямо или косвенно воспользовался служебным положением председателя Сейма.

Сама история покупки тщательно скрывалась. Об участке на Жверинасе рядом с инфекционной больницей скромно умалчивалось даже в имущественной декларации председателя Сейма, опубликованной в «Вальстибес жинес» (правительственный вестник) (согласно внесенной В.Ландсбергисом декларации, его доходы за 1998 год — 191359 литов, общее имущество в литах 254169, — и ни одного намека относительно приобретения земельного участка). Так что, с точки зрения этики эта история не выглядит красивой. Но при этом не был нарушен ни один закон. По Конституции, все граждане в Литве равны, только вот в реальной жизни сигнаторы чуть-чуть «равнее» других — для них предусмотрено право на льготных условиях приобретать участки в лучших местах. И размер этого гонорара сильно варьируется. Где-нибудь за городом он стоит копейки, а вот на Жверинасе полмиллиона. Вот таким оказался тайный гонорар председателя Сейма В.Ландсбергиса.

Материально ощутимая тайная премия за различные заслуги — это явный атавизм советского менталитета. В моральном же плане вся эта история отдает душком. В.Ландсбергис всегда окружал себя ореолом интеллектуала-бессребренника, пренебрегающего земными благами, ореолом человека, служащего богам, а не мамоне. За красивыми словами люди Литвы увидели обыкновенного чиновника, с воистину героической проворностью умело сочетающего личные и государственные интересы в пользу личных. Но эта история, если взглянуть с практической стороны, обнажила факт, что высокопоставленные консерваторы предчувствуя свое скорое оттеснение от власти спешат тайком обеспечить себя имуществом [[1]].

Вернувшись из США (он бы в гостях у американского сенатора как частное лицо у частного лица), где он проводил отпуск, председатель Сейма В.Ландсбергис не пожелал общаться с журналистами, задававшими ему вопросы о приобретении участка на Жверинасе. Уже будучи в Сейме, спикер Сейма попросту захлопнул перед носом журналистов дверь. На просьбу СМИ ознакомиться с оригиналом декларации о доходах и имуществе председателя Сейма налоговая инспекция ответила категорическим отказом. А поскольку В.Ландсбергис не внес земельный участок в декларацию, что явствует из данных о доходах, опубликованных в «Вальстибес жинес», стало быть, он нарушил закон и должен нести ответственность [[2]].

Скандал с земельным участком высветил с большой наглядностью тот факт, что из «кормушки» власть имущие черпают с самых первых дней независимости Литвы. Но фамилия В.Ландсбергиса среди тех, кто черпал из «кормушки», до сих пор не фигурировала. Сегодня она встала в один ряд со своим вечным оппонентом А.Бразаускасом, некогда охарактеризовавшим процесс «раскрутки» имущества КПСС в коммерческих структурах громкой фразой: «Все законно» [[3]].

Налет нечистоплотности в скандале выявляет еще и факт того, что чиновники из Вильнюсского округа предприняли активные действия по выселению со Жверинаса университетской инфекционной больницы и на ее месте начать строительство роскошных коттеджей. Больница, построенная еще в царские времена в 1905 году уже не соответствует требованиям, предъявляемым к современным лечебным учреждениям, и Минздрав Литвы предлагает разместить ее при Республиканской кожно-венерологической больнице. Но против такого предложения возразили руководители обеих больниц [[4]].

Председатель Сейма В.Ландсбергис 19 августа решил оставить без комментариев обвинение, будто он нарушил закон, не указав в декларации имущества и доходов за 1998 год земельный участок на Жверинасе. Как заявила пресс-секретарь В.Ландсбергиса Лорета Закарявичене, председатель Сейма 18 августа заявил, что с его декларацией «все в порядке», поэтому объясняться он не собирается. На пресс-конференции В.Ландсбергис заявил, что он приобрел участок на Жверинасе на основании действовавших в то время правовых актов, как и другие сигнаторы. После этой пресс-конференции представители оппозиционной ДПТЛ обвинили В.Ландсбергиса в «злоупотреблении служебным положением» и, как заявил вице-председатель ДПТЛ П.Гилис, будут добиваться отставки В.Ландсбергиса с поста спикера. ДПТЛ подозревает, что Вильнюсская окружная налоговая инспекция может внести поправки в декларацию В.Ландсбергиса за 1998 год. Как отмечается в заявлении представителя ДПТЛ для прессы, «создалось впечатление, что в настоящее время происходит переписывание декларации спикера Сейма, иначе говоря, могут быть сфальсифицированы важные юридические документы с целью сокрытия нарушений законодательства [[5]].

18 августа на пресс-конференции В.Ландсбергис процитировал постановление правительства ДПТЛ от 1995 года, которое гласит, что государственные земельные участки, предназначенные для несельскохозяйственной деятельности, без аукциона по номинальной индексированной цене могут приобретать лица некоторых категорий, в том числе сигнаторы Акта 11 марта, желающие строить жилые дома, если ранее участков не получали. Цену на землю тогда тоже установило правительство ДПТЛ. В.Ландсбергис пошутил, что участок на Жверинасе он купил так же тайно, как и очки в оптике на пр.Гядимино. Но он согласился с тем, что было бы рационально разработать порядок, предусматривающий широко сообщать информацию о выделении участков или назначении пенсий, по крайней мере, сигнаторам. Как известно, решение администрации Вильнюсского округа о выделении участков на Жверинасе сигнаторам не является секретом, но публично не разглашается. В.Ландсбергис заметил, что многие сигнаторы уже получили участки, и никакого шума до сих пор не было [[6]].

40 сигнаторов первыми воспользовались законом правительства ДПТЛ и приобрели земельные участки бесплатно. Однако скандал разразился, в основном, из-за того, что распределение участков напомнило распределение отдельных квартир жильцам коммунальной квартиры, стали раздаваться крики: «почему одним лучше и больше, а нам хуже и меньше». Участками на Жверинасе были «награждены» В.Ландсбергис, бывший вице-председатель Верховного Совета Бронисловас Кузмицкас, Л.Сабутис, занимавший в то время высокую должность в Вильнюсском самоуправлении и баскетболист Артурас Карнишовас.

Перчинка скандала и нечистоплотности тайных сделок распределения заключается еще и в том, что начальник Вильнюсского уезда Алис Видунас в свое время заявлял, что свободными или спроектированными участками в престижных районах уезд не располагает, а если таковые и появятся, то приоритетное право на них остается за бывшими владельцами. Свои права на собственность в Вильнюсе заявили более 4 тысяч вильнюсцев и претендуют они в основном на престижные районы. О нехватке участков в престижных районах говорил и директор департамента землеустройства Вильнюсского уезда Миндаугас Новогроцкис. Он утверждал вместе с А.Видунасом еще весной этого года, что администрация Вильнюсского уезда никому не выделяла земельных участков на Жверинасе или в каком-либо другом престижном месте столицы. Скандал же выявил, что В.Ландсбергис приобрел участок еще год назад, осенью 1998 года, и расплатился за него в конце 1998 года [[7]]. Политическое ханжество В.Ландсбергиса проявилось окончательно, когда было установлено, что еще перед пресс-конференцией 18 августа, 17 августа В.Ландсбергис, чтобы уйти от ответственности и как-то затушевать скандал, связанный с его именем, обратился в Налоговую инспекцию с просьбой внести изменения в его декларацию об имуществе и доходах, указав участок на Жверинасе [[8]].

16 августа на пресс-конференции член фракции ДПТЛ П.Гилис заявил, что «совершивший тайный поступок В.Ландсбергис достоин того, чтобы потребовать его отставки с должности председателя Сейма». Гилис напомнил времена правления ДПТЛ, когда бывший премьер А.Шляжявичюс подал в отставку с постов премьер-министра и председателя партии после того, как он, воспользовавшись служебным положением, изъял свой вклад накануне банкротства Литовского акционерно-инновационного банка. Он призвал правящие партии и в отношении В.Ландсбергиса «выдержать высоко поднятую планку», напомнив, что именно консерваторы и христианские демократы особенно активно требовали отставки А.Шляжявичюса. А зам. старосты ДПТЛ Юозас Бярнатонис заявил, что поступок председателя Сейма В.Ландсбергиса — «это позор для всего Сейма» и что эту историю должна проанализировать Комиссия по служебной этике. По мнению Ю.Бярнатониса, у В.Ландсбергиса есть три выхода: уплатить разницу в соответствии с рыночной ценой, отказаться от участка и передать его самоуправлению для продажи по рыночной цене или самому подать в отставку [[9]].

Активно критикуя В.Ландсбергиса, П.Гилис однако и сам «нечист». Еще будучи министром иностранных дел в правительстве ДПТЛ он купил у государства по смехотворно низкой цене в 501 лит участок под строительство дома и в настоящее время, по оценке рыночной стоимости, цена этого участка составляет 40 тыс. литов. На вопрос «Республики» об этом участке у Зеленых озер экс-министр П.Гилис стал отвечать «Нет. Да. Не имею», но, узнав, что у «Республики» есть все документы о приобретении участка, что-то вспомнил: «Да, я не помню, но знаю, что мне выделили участок как профессору университета». По поводу совпадений в истории с приобретением участков — своего и В.Ландсбергиса — П.Гилис заявил, что в данном случае важнее всего — цена. Для П.Гилиса — цена, хотя критикуя поступок В.Ландсбергиса он упирает на мораль и на какую-то «моральную планку» [[10]].

Лидеры консерваторов допускают, что скандалом не преминут воспользоваться оппоненты Ландсбергиса в партии, когда состоится вторая часть съезда партии. Они намекнули, что к раздуванию скандала с участком, возможно, причастны люди экс-премьера Г.Вагнорюса, отстраненного от власти. Первый вице-спикера Сейма А.Кубилюс, устроивший 23 августа пресс-конференцию в Сейме, обвинил в нагнетании скандала «охотников» на В.Ландсбергиса, правда, подчеркнул, что это не журналисты. Р.Юкнявичене зам. старосты фракции консерваторов поддержала «мысль» А.Кубилюса: «Иногда тот, на кого ведут охоту, необязательно ясно видит охотников. А кто заказчики, кто загонщики, история, думаю, разберется». Когда «Республика» поинтересовалась, может ли этот скандал повредить позициям В.Ландсбергиса перед осенним съездом, А.Кубилюс заявил, что подобные надежды оппонентов не оправдаются: «Думаю, в данном случае результат может быть противоположным. Вряд ли вторая часть съезда разделит азарт «охотников». А.Кубилюс уверял, что «охотники» неизбежно окажутся на задворках истории, тогда как председатель Сейма останется одной из величественных фигур в истории Литвы [[11]]. А.Кубилюс уже совершенно недвусмысленно называет В.Ландсбергис первым фактическим президентом Литвы, достойным по Конституции не только земельного участка, но и дома.

Зам. старосты фракции консерваторов А.Барткус, которого считают близким сподвижником Г.Вагнорюса, высказал сомнения, что история с участком всплывет на съезде, хотя и признал, что «по мнению некоторых, следует поставить этот вопрос». Он отметил, что повестка дня съезда уже утверждена и на вопрос с участком В.Ландсбергиса в ней времени не отведено.

Староста фракции социал-демократов А.Сакалас 23 августа публично призвал президента В.Адамкуса отстранить председателя Сейма: «Если председатель Сейма В.Ландсбергис не понимает, какой позор он навлек на парламент, то об этом должен заговорить, вместо того чтобы отмалчиваться, президент В.Адамкус и предложить В.Ландсбергису подать в отставку». По его словам, фракция будет обсуждать, как реагировать на этот скандал, и посоветуется с другими фракциями [11].

Загнанный вконец в угол, и, вероятно, осознав, что ситуация стала для него как политика просто трагической, В.Ландсбергис решил спасать свою репутацию еще более нелепым с точки зрения закона способом — он отказался от злополучного участка. Но попросил премьера Р.Паксаса создать комиссию, которая должна продать этот участок с аукциона, а полученные деньги отдать на благотворительность. Этим он еще больше запутал ситуацию, потому что просьба продать участок с аукциона противоречит закону: если Ландсбергис является законным владельцем участка, а он этого не отрицает, то он сам, в соответствии с литовскими законами может продать свою собственность без всякого аукциона, достаточно для этого подать объявление в любой рекламной газете.

1.1.2.      Переговоры с корпорацией «Вильямс»

Американская корпорация «Вильямс» ведет переговоры с лидерами консерваторов Сейма о возможных изменениях законов Литвы, которые, по утверждению «Вильямс», необходимы для осуществления будущих договоров с литовским правительством. В Сейме состоялось парламентское совещание, в котором принимали участие первый зам.спикера А.Кубилюс и представители «Вильямса» В.Мейджорс и С.Ханкс. Как заявил А.Кубилюс, возможные изменения законов «связаны не с подписанием, а осуществлением договоров» [[12]]. Переговоры с «Вильямс» все больше напоминают драму с абсурдом. Режет глаза одна неприятная вещь: «Вильямс» снова желает, чтобы ради него были изменены законы страны. Если фирма приходит с инвестициями в суверенное государство, она вообще-то соблюдает законы суверенного государства. Если же фирма откровенно диктует стране, какие следует принять законы, чтобы этой фирме было удобнее, — такую страну нельзя назвать суверенным государством. В Литве американские фирмы, ощущая поддержку властей США, чувствуют себя всемогущими [[13]].

1.1.3.      Режим экономии в Сейме и президентуре

Уже второй месяц, как в президентуре и Сейме проводится программа строгой экономии: должны быть прекращены или крайне ограничены покупки инвентаря, ремонтные работы, сотрудники обязаны использовать листы бумаги с обеих сторон, когда печатают, выключать горящие без надобности электролампочки. Как заявила главный бухгалтер президентуры И.Бигялене, бюджет президентуры по сравнению с прошлым годом сокращен на треть. В 1998 году президентуре было выделено 38,095 млн. литов, а в нынешнем — 27,024 млн. литов. Расходы на электроэнергию, связь, транспорт, репрезентацию, командировки уменьшены с 15,129 до 12,524 млн.литов. Бюджет Сейма, как сообщила зав. финансовым отделом Сейма Д.Пятраускене, тоже уменьшился с 54,1 млн. в 1998 году до 48,8 млн. литов в текущем. Основная экономия, по словам Д.Пятраускене, была произведена за счет хозяйственных расходов — они сокращены на 31,6% или почти на 6 млн. литов [[14]].

1.1.4.      Социал-демократическая партия

1 августа днем в Тракай, на озере Лукос (Бернардину) взорвался катер, на котором собирался покататься авторитет преступного мира в Тракайском районе С.Наркявичюс (Наркуша) и его подруга Л.Рунго. За С.Наркявичюсом полиция следит с 1993 года, но ей не удавалось инкриминировать ему ни одного преступления, так как он действует через посредников. По сведениям сотрудников Службы расследований организованных преступлений, в последние годы он контролировал деятельность предпринимателей в Тракай, Григишкес, Лентварисе и Вевисе, требуя с них «дань».

3 августа мэр Тракай социал-демократ Витаутас Микалаускас подтвердил, что знает С.Наркявичюса, и что он и его катал по озеру на катере. Неясно, на каком основании С.Наркявичюс мог плавать на катере, поскольку в Тракайском историческом парке-заказнике пользоваться моторными лодками запрещено всем, кроме инспекторов по охране природы [[15]]. Поведение мэра Тракай В.Микалаускаса, плававшего по озерам заказника с преступным авторитетом, а по некоторым сведениям, имевшего с ним конфиденциальные дружеские отношения, будет обсуждать специальная комиссия Социал-демократической партии.

Как заявил А.Сакалас почетный председатель социал-демократической партии, деятельность В.Микалаускаса всегда создавала много проблем для партии. Например, в июне с.г. Госконтроль, проверявший использование бюджетных средств Тракайским районным самоуправлением, обнаружил множество нарушений закона. Контролеры установили, что В.Микалаускас не по назначению использовал около 1 млн. литов, за что Госконтроль оштрафовал его на 15 тыс. литов и решил привлечь его к ответственности за причинение ущерба самоуправлению, а самоуправлению рекомендовал освободить В.Микалаускаса от работы за некомпетентность и превышение полномочий. Однако заседавший 24 июня совет самоуправления перевесом в несколько голосов оставил В.Микалаускаса в должности мэра. Сам же В.Микалаускас после обсуждения специальной партийной комиссии по собственному желанию подал в отставку с должности председателя Тракайского отделения социал-демократической партии. Как заявил председатель социал-демократической партии В.Андрюкайтис, после скандала о связи В.Микалаускаса с преступным авторитетом будет поставлен вопрос об исключении его из партии [[16]].

Не приходится сомневаться, что оппоненты социал-демократов всю эту тракайскую историю успешно используют в ходе избирательных баталий, которые начнутся через полгода, тем более что крупнейший алкогольный магнат владелец компаний «Bennet Distributors» и Fragrances Internal» Бенас Гудялис будет активно участвовать в этой кампании. Б.Гудялис за 1 млн. литов в 1995 году приватизировал 1,38 га территории, на которой находилась профсоюзная гребная спортивная база «Жальгирис», и что интересно, вместе с этой территорией — дом, в котором находится квартира работника гребной базы и которая не является имуществом самой гребной базы. В настоящее время Б.Гудялис требует от жителя этой квартиры либо выселяться с его Гудялиса частной земли, либо платить за аренду квартиры в общей сложности 880 литов. Более того, под частное владение подпал и старый деревянный мост, соединяющий полуостров Гудялиса с городом, по которому Гудялис не желает, чтобы ходили туристы или жители Тракай бесплатно. Гудялис ставит условие: или платите, или стройте на средства самоуправления новый мост, но в другом месте [[17]].

Бенас Гудялис — один из магнатов производства алкоголя и торговли им в Литве. Родители Б.Гудялиса эмигрировали из Литвы, когда ему было 16 лет. В начале перестройки Б.Гудялис вернулся в Литву, где познакомился с уже влиятельными в то время руководителями «Саюдиса». В 1989 году на курсы бизнесменов в США он пригласил всю тогдашнюю литовскую элиту власти и предпринимателей: Г.Вагнорюса, Б.Лубиса, Р.Високявичюса, Р.Ясинавичюса и др. Через несколько месяцев Б.Гудялис вернулся в Литву на жительство и учредил две компании — «Беннет Дистрибютор» и «Iragrances International» — импорт алкогольных напитков, косметики и парфюмерии и торговля «dutyfree» (в необлагаемых налогом зонах Вильнюсского аэропорта). Несмотря на слухи о сотрудничестве Б.Гудялиса с КГБ (им интересовалось и ЦРУ), он стал внештатным советником первого правительства Г.Вагнорюса по вопросам иностранных инвестиций. С этой должности он был уволен 6 мая 1992 года Деловыми партнерами Б.Гудялиса стали бывший министр промышленности и торговли Р.Ясинавичюс и работавший в советское время в Управлении делами Совета министров Л.Победоносцевас. Эти партнеры, обладавшие прекрасными связями в тогдашнем «Литпотребсоюзе», помогли «Беннет» на очень выгодных условиях взять в аренду у «Литпотребсоюза» склады в Киртимай Вильнюса, помещения для магазина «Кристиана», салона «БГ» и конторы «Беннет» на пр.Гядиминаса. В ноябре 1998 года «Беннет» купила 35,5% акций панявежского спиртзавода «Сема», в результате чего государство утратило монополию на производство спирта, а Б.Гудялис стал председателем совета наблюдателей «Семы». В 1999 году второе правительство Г.Вагнорюса приняло выгодное для деятельности Гудялиса постановление о снижении с 1 июля годовой платы за лицензию на импорт вина (объемная концентрация этилового спирта которого не превышает 22%) со 150 до 50 тыс. литов. Совместно с редактором газеты «Летувос ритас» Г.Вайнаускасом и директором Вильнюсского дворца концертов и спорта Э.Романовасом Б.Гудялис учредил ЗАО «Академия Фемина». В конкурсах красоты и других мероприятиях, устраиваемых этой компанией, участвовала и семья экс-премьра Г.Вагнорюса (Досье «Республики» от 5 мая 1999 года).

1.1.5.      Избирательная акция поляков Литвы

Избирательная акция поляков Литвы призывает правительство из-за затяжной засухи Вильнюсский край и окрестные районы объявить зоной бедствия. Как говорится в обращении ИАПЛ, среднее количество осадков за весенние и летние месяцы было ниже среднего. Поэтому, как пишет председатель ИАПЛ В.Томашевский, в Вильнюсском, Шальчининкайском, Тракайском, Ширвантском, Швенченском, Игналинском, Варенском, Алитусском, Молетском, Зарасайском и др.районах «возник катастрофический недостаток влаги в почве». По словам В.Томашевского, прогнозируется, что из-за засухи нынешний урожай будет в несколько раз меньше обычного, кроме того, это отрицательно повлияет и на сев. «Фермеры Вильнюсского края практически оказались на грани банкротства», — утверждает В.Томашевский [[18]].

1.1.6.      Новая демократия / Женская партия

8 августа было принято заявление Новой демократии/Женской партии (НДЖП) о политическом сотрудничестве в ходе подготовки к выборам в самоуправления. В нем говорится, что НДЖП готова обсуждать возможность сотрудничества с политически родственными партиями — Новым союзом, социал-демократической партией, Союзом центра в зависимости от обстоятельств, сложившихся в отдельных районах и городах. Председатель НДЖП К.Прунскене заявила, что в прессе с некоторым «перегибом» сообщили об объединении НДЖП и Нового союза. «Мы ищем точки соприкосновения, находим их все больше, наше сотрудничество становится более интенсивным в различных формах. Однако на предстоящих выборах в самоуправлении полагаем, что в самоуправлениях будут образования не двух, а трех и даже четырех партий», — заявила К.Прунскене. На вопрос о том, какая будет четвертая партия, К.Прунскене назвала ДПТЛ, Партию либералов, Крестьянскую партию или какую-нибудь из более новых партий. По словам К.Прунскене, руководство партии пришло к соглашению, что там, где отделения найдут общий язык, на выборах в самоуправлении будут разрабатываться общие программы и списки. А дальнейшие действия партии будут зависеть от опыта сотрудничества, обретенного в ходе выборов в самоуправлении [[19]].

1.2.       Правительство. Силовые ведомства

1.2.1.      Скандал с выделением бюджетных денег частным спортивным клубам

Юристы из правительства пытаются найти лазейки в законах, чтобы оправдать решение правительства Г.Вагнорюса о выделении денег частным баскетбольным клубам. Юристы правительства провели дискуссию, являются ли дивиденды государственных предприятий перед их поступлением в бюджет бюджетными средствами. Юристы из Госконтроля убеждены, что было незаконно передавать принадлежащие государству дивиденды частным клубам. Зам. государственного контролера Р.Пужаускас обязал предприятия перевести в госбюджет 17,2 млн. литов дивидендов, какие были переведены частным баскетбольным клубам, в течение месяца. Предприятиям предложено через суд взыскать деньги с баскетбольных клубов. Однако, хотя официальный и окончательный вывод правительства еще не готов, 24 августа уже было ясно, что юристы правительства попытаются доказать тот факт, что не попавшие в бюджет средства не могут считаться бюджетными, так что на них не распространяются ограничения по расходованию бюджетных средств.

По неофициальным сведениям, юристы пришли к выводу, что правительство имеет право располагать деньгами, еще не попавшими в бюджет. «Ситуация затруднительная, но она бы не возникла, если бы постановления были точнее сформулированы и приняты в обстановке большей гласности», — заявил пресс-секретарь премьера Р.Паксаса Й.Чекуолис. Заведующая отделом права и правопорядка правительства Р,Рукшите убеждена, что, поскольку решение о выделении денег на баскетбол принимали собрания акционеров государственных предприятий, нет основания сейчас переводить их в бюджет. «Нет юридического основания выполнять требования Госконтроля», — утверждает Р.Рукшите. Незаконное постановление правительства экс-премьера Г.Вагнорюса может отменить только Конституционный суд поэтому, как заявил зам. госконтролера Р.Пужаускас, госконтроль не может обратиться в КС по данному вопросу [[20]]. Подобный абсурд с дивидендами предприятий прекрасно вписывается в картину деятельности правительства Р.Паксаса. Премьер хочет быть хорошим для всех. Для правых и неправых, для левых и правых, для ландсбергистов и вагнористов, для земледельцев и закупщиков их продукции, для местных производителей и импортеров [[21]].

Руководители предприятий постараются довести дело до суда, оспаривая незаконность вторичной выплаты в госбюджет. Финансисты «Геонафта» предлагают Госконтролю взыскать деньги с экс-министра финансов А.Шеметы, а руководители «Мажейкю нафта» — с экс-министра хозяйства В.Бабилюса. Но этого никогда не будет. Предприятиям, выплатившим дивиденды баскетбольным клубам, правительство Р.Паксаса «плавно» обязуется сделать повторные выплаты, но уже в бюджет. Может быть в этом заключена большая тайна всей аферы? Еще чуть-чуть, и некоторые предприятия, стратегически важные — алкогольные и нефтяные — окажутся на грани банкротства. Стоимость акций упадет до символического лита, а спустя некоторое время предприятия на корню скупит кто-то из экс-министров или их друзей, или друзей экс-премьера. Правительству Р.Паксаса трудно решить вопрос с предприятиями, но, по-видимому, все-таки оно сделает выбор в пользу дополнительных миллионов в пользу бюджета, что означает полную катастрофу предприятий и тысячи новых безработных [[22]].

1.2.2.      Министерство финансов

20 августа на пресс-конференции министр финансов Й.Ленгинас заявил «экономику не обманешь», поэтому в нынешней ситуации сокращение бюджета нынешнего года необходимо. Расходная часть бюджета-99 принята в размере 7,2 млрд. литов, а сейчас стало ясно, что 5,5% роста ВПП достичь не удается. Отставание от плана бюджетных доходов в Литве за первое полугодие составило 508 млн. литов, а прогнозы роста ВВП сейчас колеблются между 1,3% и 1,5%. Однако глава парламентского комитета по бюджету и финансам Э.Кунявичене упорно не видит никаких экономических причин для сокращения бюджета. Она заявляет, что недопоступления в бюджет свидетельствует о «кризисе бюджетного управления» [[23]]. Премьер Р.Паксас заявил, что если бюджет не будет урезан, то он подаст в отставку. Для правящей коалиции сокращение бюджета расценивается как сокращение их влияния и полномочий правящих бюрократов. Ставка сокращения бюджета в ходе «борьбы» правящего большинства понизилась с 1 млрд. до 450 млн. литов. 450 млн. литов — цифра, названная на совместном заседании правления и политсовета партии консерваторов. Новый урезанный бюджет будет также не исполняться, как и старый, так как власти просто не соберут планируемых денег [[24]].

1.2.3.      Министерство хозяйства

3 августа Минхоз принял решение в этом году скупать более сухое зерно. «Из-за засухи влажность пшеницы и ржи в этом году ниже, чем должна быть, но ведь фермеры в этом не виноваты», — заявил начальник управления животноводства департамента сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства С.Поликайтис [[25]].

1.2.4.      Комиссия по расследованию преступлений нацистского и советского режимов

Члены сформированной президентом В.Адамкусом международной комиссии по расследованию преступлений нацистского и советского режимов в Литве заявили, что МИД Литвы препятствует проведению этого расследования. Председатель комиссии Э.Зингерис официально обратился к правительству и президенту с просьбой помочь в получении из МИД Литвы необходимых данных. По этой причине МИД сорвал июньское заседание комиссии, так как по просьбе министра иностранных дел А.Саударгаса Министерство хозяйства отказалось предоставить комиссии данные о нанесенном нацистским и советским режимами ущербе хозяйству Литвы.

Неофициально утверждается, что блокирование передачи данных мотивируется тем, что перечисление ущерба, нанесенного нацистами, может повредить дружеским отношениям с Германией и интеграции Литвы в ЕС. А официальное же заявление об убытках, причиненных советским режимом, повредит в свою очередь, отношениям с Россией. «Если МИД заявляет, что это ухудшит отношения, то это означает, что Литва станет единственной в Центральной Европе страной, которая не сформулирует такие вопросы. Министерствам было запрещено передавать данные комиссии, спрашивается, для чего она нужна, если ей запрещено получать эти сведения?» — заявил Э.Зингерис. По его мнению, если Литва не предъявит претензии бывшим оккупантам, то ее граждане не могут рассчитывать на компенсации за принудительные работы в Германии, которые уже давно получают граждане других стран. Э.Зингерис сообщил, что свои подсчеты представило только Министерство охраны края, которое указало, какой именно ущерб был нанесен оккупацией литовской армии. МИД Литвы выдвинул, страхуясь от возможных осложнений международных отношений, «ширму» — решение о передаче данных должен апробировать возглавляемый президентом Государственный совет обороны, а если и передавать данные, то не отдельным членам комиссии, а президентуре, которая и является учредителем этой международной комиссии. По утверждению А.Саударгаса, в числе запрашиваемых комиссией данных есть и конфиденциальные, используемые в двусторонних переговорах с Россией.

Сама президентура не скрывает неудовлетворения работой созданной ею комиссии и подозревает, что спор вокруг передачи данных является попыткой скрыть бездеятельность комиссии. «Это проблема внутренней организации труда в комиссии», — убеждена пресс-атташе президента В.Гайжайскайте [[26]].

1.2.5.      Служба специальных расследований МВД

Сразу же при смене правительства прошение об отставке подал Андрюс Печкис, руководитель Службы специальных расследований МВД, который проработал на этой должности всего лишь несколько месяцев. До этого он возглавил в течение 6 лет Департамент охраны руководства. Однако отставку А.Печкиса предопределила не его работа в Службе спец. расследований, а предыдущая должность в Департаменте охраны руководства. В коридорах структур правопорядка Вильнюса слышатся упреки «охране» в их связях с коммерческими структурами и преступниками [[27]].

1.2.6.      Реформа временного пояса

Правительство решило провести опрос, чтобы выяснить, не следует ли отменить в Литве «время Андрикене». Уже направлены запросы различным министерствам, а также детским и просветительским учреждениям и общественным организациям. Их просят оценить воздействие изменения времени и полезные аспекты отмены «времени Андрикене». Предполагается провести и социологический опрос населения. По словам советницы премьера Р.Ванагайте, когда были просмотрены документы, касающиеся перехода на новое время, выяснилось, что это было сделано без всяких рекомендаций со стороны специалистов и без учета общественного мнения. Результаты всех опросов должны быть получены 10 сентября, и тогда предстоит решить — предпринимать ли еще одну реформу времени или нет [[28]].

1.2.7.      Дело Бурокявичуса и Ермолаевичуса

23 августа Вильнюсский окружной суд приступил к оглашению приговора по делу организаторов неудавшегося переворота 13 января 1991 года. Обвинения предъявлены бывшему первому секретарю КПЛ (КПСС) М.Бурокявичюсу, бывшему идеологу компартии Ю.Ермалавичюсу, активистам партии Ю.Куолялису, Л.Бартошявичюсу, С.Мицкевичу и Я.Протоповичу. В общей сложности по делу 13 января обвиняемым признан 51 человек. Большинство подозреваемых бежали в Россию или Беларусь. В Литве остались лишь шестеро. Двоих обвиняемых уже нет в живых. Дело о 13 января — одно из самых толстых (332 тома). Государственные обвинители предложили приговорить М.Бурокявичюса к 12 годам и Ю.Ермалавичюса к 8 годам лишения свободы. Бывшего старшего инспектора отдела общественного порядка МВД Я.Прокоповича суд приговорил к 6 годам, однако с учетом амнистии срок сокращен до 4 лет. С.Мицкевича, Л.Бартошявичюса и Ю.Куолялиса — к 4 годам лишения свободы [[29]].

Лидер депутатской группы «Народовластие» в Российской Думе Н.Рыжков призвал МИД России принять «энергичные меры», чтобы не допустить «расправы» с путчистами. В письме на имя министра иностранных дел России И.Иванова он утверждает, что это «политический процесс» [[30]].

Депутат левой фракции Российской Думы расценивает приговор по делу 13 января, как произвол и нарушение прав. «В самой основе обвинения лежит грубейшее нарушение правовых норм — оно основано на УК Литовской республики, хотя во время волнений де-факто и де-юре действовало право СССР и Литовской ССР», — подчеркивает в своем заявлении Н.Рыжков. Он собирается предложить рассмотреть этот случай в европейских организациях [[31]].

Депутат Российской Думы, зам. председателя думского комитета по делам СНГ Ю.Кузнецов осудил вынесенный по делу 13 января приговор и заявил, что странам Балтии со временем придется ответить за такие шаги. Он убежден, что в будущем неизбежен новый передел мира и странам Балтии придется ответить за свои враждебные акции против России [[32]].

1.2.8.      Судебная хроника

10 августа на работу в Генпрокуратуру из вынужденного двухмесячного «отпуска» вернулся прокурор отдела по расследованию организованных преступлений и коррупции К.Джяутас. Заседавшая два дня коллегия судей Административного суда приняла решение, что К.Джяутас был незаконно уволен с работы, и обязала руководство Генпрокуратуры вернуть его на занимаемую ранее должность, выплатить компенсацию за вынужденный прогул. Это первый случай, когда, потеряв работу в соответствии с законом о люстрации, сотрудник высокого ранга обратился в суд из-за незаконного, на его взгляд, увольнения и выиграл судебный процесс [[33]].

19 августа Вильнюсский окружной суд приступил к рассмотрению уголовного дела по обвинению 70-летнего Зигмаса Кашеты в пособничестве в ссылке и истреблении мирного населения Литвы и участии в деятельности антигосударственных организациях. Пенсионер З.Кашета обвиняется в том, что он в 1950-51 гг. по вербовке Министерства госбезопасности ЛитССР способствовал выдаче нескольких партизанов, боровшихся против советского режима, а также в том, что сам лично застрелил одного партизана [[34]].

Осужденный член Сейма А.Буткявичюс подал жалобу на имя контролера Сейма по поводу того, как он считает, факта «наглядного неисполнения законов», игнорирования положений о смягчении наказаний. В письме на имя контролера Сейма Леонарды Куодене А.Буткявичюс просит дать официальную оценку тому, что до сих пор не учреждены колонии-поселения, предусмотренные в Кодексе исправительных работ как способ смягчения наказания [[35]].

1.2.9.      Вооружение

В нынешнем году ВВС Литвы пополнятся еще восьмью вертолетами МИ-8. Командующий ВВС З.Егелявичюс доволен, что состояние ВВС в Литве значительно лучше, чем в Латвии и Эстонии. В нынешнем году должен быть сделан еще один серьезный шаг: начинается формирование батальона противовоздушной обороны. В Литве в настоящее время нет специалистов противовоздушной обороны, поэтому их сейчас готовят в Швеции [[36]].

Вооруженным силам Литвы Швеция передала 100 гранатометов «Карл Густаф» М-1 с полным снаряжением. Получив эту партию гранатометов, литовская армия полностью обеспечила себя противотанковым оружием ближнего действия. Кроме того, армия приобрела также гранатометы новейшей модификации «Карл Густаф» М-3. Шведский гранатомет способен уничтожить танк на расстоянии до 1 км. Вместе с гранатометами Швеция передала Литве и 100 безотказных противотанковых орудий М-1110 калибра 90-мм, а также снаряды к ним. Они также могут уничтожать танки на расстоянии до 1 км. Помимо этого противотанкового оружия у Литвы имеются минометы калибра 120 мм, с помощью которых можно уничтожать танки на расстоянии до 7 км. Ожидается, что шведы предоставят Литве несколько единиц современных противотанковых систем «Билл», а также 9 бывших в употреблении зенитных систем «Бофорс Л-70» и снаряжение к ним, принадлежности для ремонта, грузовики для доставки. Всего Литве будет передано 18 зенитных установок и 9 локаторов наведения огня на самолеты [[37]].

1.2.10.    Балтийский колледж обороны

В эстонском городе Тарту 16 августа открыл двери Балтийский колледж обороны. Это высшее учебное заведение будет готовить штабных офицеров для балтийских стран, а также для западных государств. Этот совместный проект вооруженных сил Латвии, Эстонии и Литвы отвечает требованиям НАТО, а осуществить и финансировать его помогут страны Северной и Западной Европы, а также США. В колледже преподавать будут военнослужащие балтийских стран, НАТО, Финляндии и Швеции. Первый учебный год здесь начали 32 офицера, в том числе 26 — из стран Балтии, Швеции, Дании, США, Германии и Венгрии [[38]].

1.2.11.    Финансирование армии

Сокращение финансирования министерств ставит под угрозу срыва постановление Сейма выделить в этом году на охрану края 1,5% от ВВП. При утверждении бюджета на нынешний год охраны края предусматривалось выделить 716 млн. литов. 573 млн. из них должны были поступить из бюджета, а остальные — в виде ссуд. Однако с сокращением выделяемых министерствам средств Минфин попросил охрану края урезать свои расходы на 13,7%. МОК уже подсчитал на сколько он может урезать свои расходы: бюджетные средства — на 54 млн., кредитные — на 44 млн. литов.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Бюджет

Дефицит госбюджета за семь месяцев составил около 300 млн. литов, однако Минфин надеется до конца года покрыть его новыми поступлениями. Доходы госбюджета за семь месяцев составили 3,435 млрд. литов, или почти 85% от запланированного. Бюджет недополучил за семь месяцев 611,3 млн. литов доходов. Бюджеты самоуправлений за этот же период недополучили почти 150 млн. литов, а поступления составили 1,698 млрд. литов. Дефицит доходов в национальный бюджет составил 761,1 млн. литов, план по доходам выполнен на 87,1%. Наибольший отрыв реально полученных доходов от запланированных обусловили недополученные 345,8 млн. литов от НДС и 124,2 млн. литов от акцизов [[39]].

Правительство Литвы утвердило новые нормативы внешнего долга, согласно которым внешний долг до 2001 года не должен превышать 18% ВВП и составлять не более 75% всего госдолга Литвы. По действующим ранее нормативам внешний долг не должен был превышать 16% ВВП и составлять не более 70% всего госдолга. Причиной изменения нормативов послужило то, что уже превышены три норматива, предусмотренные в утвержденном в конце прошлого года в государственном положении о займе средней продолжительности. Весь госдолг на 30 апреля составил 23% прогнозируемого в 1999 г. ВВП (согласно прогнозам ВВП в этом году будет равен 46,500 млрд. литов). Минфин предполагает, что если возникнет необходимость дополнительных заимствований, государственный долг Литвы в конце 1999 года составит 11,589 млрд. литов, или 24,9% ВВП [[40]]. В бюджет Литвы в этом году поступило на 80,7 млн. литов меньше доходов от акциза на алкоголь [[41]].

Министр финансов Й.Ленгинас и премьер Р.Паксас ищут способы пополнения бюджета. Й.Ленгинас, чтобы защитить внутренний рынок и получить больше налогов от местных производителей виноводочных изделий, предложил до конца года полностью запретить ввоз в Литву алкогольных напитков через пограничные пункты (за исключением международных аэропортов и морской переправы). Кроме того, министр предложил вообще запретить ввоз в Литву акцизных товаров, например, сахара и посмотреть, что из этого получится. Й.Ленгинас заявил, что за месяц в Литву ввозят около 8-10 тыс. тонн более дешевого сахара, а планы по сбору акциза на сахар не выполняются. Член Сейма экономист К.Главяцкас, критикуя Й.Ленгинаса, заявил, что финансовый рынок Литвы «приближается к явным признакам кризиса, и никакие акцизы на алкоголь эти процессы не остановят». По его мнению, если ничего не предпринимать, в декабре финансовая ситуация окажется гораздо хуже, чем в конце 1996 года, когда начался кризис коммерческих банков. К.Главяцкас призвал Минфин и правительство не только констатировать тяжелое финансовое положение, но и побыстрее разработать конкретный план по получению дополнительных доходов и сокращению расходов [[42]]. Международные рейтинговые агентства уже готовятся объявить Литву страной, куда вкладывать инвестиции рискованно [[43]].

25 августа правительство одобрило проект уточненного бюджета Литвы на этот год, по которому предусматривается сократить госбюджет на 6,2%, или на 450 млн. литов [[44]].

2.2.       Валюта

3 августа МВФ заявил, что будет поддерживать действующую в Литве модель валютного управления, однако подчеркнул, что необходимо тщательно подготовиться к планируемой переориентации лита на евро. При этом МВФ отметил, что правительство Литвы должно принять более актуальные меры по стабилизации экономики страны. Рост ВВП Литвы упал с 7,3% в 1997 году до 5,1% в 1998 году, а в начале августа правительство Литвы уменьшило прогнозы роста ВВП в этом году с 3,7 — 4,1% до 1,3-1,6%. Однако МВФ заявил, что банковской системе Литвы удалось устоять перед воздействием российского кризиса, поскольку прямые обязательства Литвы в России были весьма невелики [[45]].

Валюты стран Балтии, соотнесенные с какой-нибудь твердой иностранной валютой, прекрасно выдержали нажим девальвации, однако трудно сказать сумеют ли правительства этих стран выдержать дальнейший нажим, опасаются зарубежные эксперты. Некоторые эксперты считают, что стабильность литовской валюты подрывается по политическим причинам. Эксперт по развивающимся европейским рынкам в Лондоне Тим Эш заявляет, что девальвация литовской валюты будет зависеть от литовских политиков и она особенно реальна для Литвы. Дефицит текущего счета Литвы в 1998 году повысился до 12,1% ВВП. В первом квартале этого года он достиг 9,6% ВВП [[46]].

По сообщению Департамента статистики, в июле в Литве зафиксирована рекордная дефляция — 0,5%. Это уже третье снижение общего индекса цен товаров потребления и услуг в этом году. В марте дефляция составила 0,2%, в июне — 0,1%. В феврале, апреле и мае фиксировалась нулевая дефляция. Цены повышались только в январе. Инфляция в Литве за семь месяцев составила 0,2% [[47]].

2.3.       Нефтехозяйство

Американская компания «Вильямс» не возражает против возможных изменений в структуре акций «Мажейкю нафта» (МН): предлагается некоторую часть акций выделить учреждениям, финансирующим деятельность АО. «Вильямс» согласен изменить сроки финансового плана АО, то есть установить более продолжительный срок перефинансирования ссуд, гарантировать условия оплаты по векселю. «Вильямс» также согласен, чтобы ссуды от него и от правительства Литвы для «Мажейкю нафты» были предоставлены на одинаковых условиях. «Вильямс» согласился с предложением Литвы по предоставлению социальных гарантий работникам АО [[48]].

Министерство хозяйства и «Вильямс» не могут договориться о тарифах транзита через «Клайпедос», которому хочет платить по 2,5 доллара за тонну нефтепродуктов. Само предприятие желает получать по 5,6 долларов за тонну. Столько сейчас платят общества, переправляющие из России мазут и дизельное топливо. «Вильямс» хочет, чтобы продукты «МН» шли через «Клайпедос нафту» — такое желание объясняется простой экономической причиной: протянуть новый трубопровод из Бутинге до Клайпеды стоит 17-20 млн. долларов, а расширение мощности Бутингского терминала, чтобы через него было возможно эффективно экспортировать нефтепродукты, обойдется примерно в 80 млн. долларов. Поэтому сейчас «Вильямс» не торопится покупать «Клайпедос нафта», а хочет, чтобы «МН» заключила с «Клайпедос нафтой» долгосрочный договор об отгрузке продуктов. Такой договор предполагается заключить хотя бы на 10 лет, и «МН» была бы обязана ежегодно отгружать через Клайпеду около 4-5 млн. тонн нефтепродуктов [[49]].

После международного аудита убытки нефтеконцерна МН в первом полугодии выросли более чем вдвое и достигли 128,9 млн. литов. До аудита концерн называл цифру 47,241 млн. литов. Аудит проводила компания «Arthur Andersen». Оборот концерна за шесть месяцев был 1,081 млрд. литов. Директор энергетического департамента Минхоза Й.Казлаускас заявил, что убытки концерна связаны с утратой российского и украинского рынков из-за кризиса в России [[50]].

Компания «Вильямс» решила отказаться от лоцманов Клайпедского порта и уже наняла двух голландских специалистов, которые помогут танкерам швартоваться у Бутингского терминала. Правительство Литвы считает, что в территориальных водах Литвы суда должны сопровождать литовские лоцманы и расценивает решение «Вильямс» как неуважение к Литве. Американцы хотят, чтобы были изменены литовские законы, препятствующие найму в литовских портах иностранных лоцманов. В августе правительство Литвы утвердило новые тарифы оплаты услуг лоцманов. По предварительным подсчетам, за танкер водоизмещением 80 тонн клайпедским лоцманам полагается 28 тыс. литов [[51]].

2.4.       Энергетика

Как заявил зам. директора Коммерческого департамента «Летувос энергия» В.Юркявичюс, экспорт электроэнергии ИАЭС минимален и лишь в том количестве, за которое внешнеторговая фирма «Энергия» может расплатиться ядерным топливом. Поставщиком ядерного топлива является российская компания «Твель» [[52]].

Более половины замороженных в банке «Литимпекс» средств принадлежит энергетическим обществам Литвы. Появилась версия, что решение энергетиков перевести оборотные средства в другой банк и предопределило крах «Литимпекса». Самые крупные средства в банке заморожены у «Летувос энергия» — около 20 млн. литов, ее банковские поручения не проходят уже с июня. К этой сумме прибавятся и убытки от приостановления расчетов с Беларусью за поставку электроэнергии. У «Мажейкю нафты» заморожены более 17 млн. литов. Один из крупных акционеров банка «Кауно энергия» может потерять 6 млн. литов. Всего в банке «Литимпекс» заморожено 60 млн. литов. Поговаривают, что одним из потенциальных покупателей банка «Литимпекс» является польский банк «Кгеdit PSI S.A», который официально о своих намерениях еще не объявлял [[53]].

2.5.       Коммуникация

«Летувос телекомас» обратилось в департамент связи при Министерстве сообщений, с тем, чтобы ему были гарантированы исключительные права на монополию фиксированной связи (ЛТ. были предоставлены исключительные права монопольного оператора фиксированной связи до 2003 г.) [[54]].

10 августа «Летувос телекомас» подписал договор с 6 иностранными банками о долговременном синдикатном кредите в размере 500 млн. литов. Кредит намечено использовать на инвестиционные проекты и на возврат некоторых других кредитов. Кредит предоставили «Дрездер банк Люксембург», «Леониа корпорейт банк», «Нордик инвестмент банк», «Верейнсбанк Рига», «Мерита банк», Сведбанк». Это будет один из самых крупных кредитов, предоставленных частным хозяйственным субъектам стран Балтии [[55]].

2.6.       Бензин

В Литве продолжает дорожать бензин. «Летувос курас» в августе в среднем поднял цену на 8 центов. С начала года в Литве бензин А-95 подорожал в среднем на 13-15%, дизельное топливо — на 11-12%. В Латвии и Эстонии цены подскочили еще больше: в Латвии с начала года бензин подорожал на 25-30%, а в Эстонии — на 20-25% [[56]].

2.7.       Статистика

За 1997 и 1998 годы большинство вновь созданных предприятий смогли удержать либо увеличить объемы производства и услуг. В 1997 году таких предприятий было 78,6%, а в 1998 году — 70%. Эти данные были получены при проведении результатов исследований «Условия развития предприятий мелкого и среднего предпринимательства», проведенного Департаментом статистики. Большинство предприятий, увеличивших объем производства в 1998 году, располагались в Утянском районе (55,8%), в Вильнюсском — (37,7%), Шяуляйском — (31.7%). Наблюдается критическое состояние предпринимательства в Мариампольском районе, где 52,9% предприятий снизили объемы производства (в 1997 году таковых было всего 17,4%) [[57]].

3.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА. КРИМИНАЛ

3.1.       Содра

В Литве система льгот, действующих на пассажирском транспорте, будет изменена. Планируется отменить льготы пассажирам и предусмотреть непосредственную помощь только тем жителям, которые в ней нуждаются. По новому порядку, финансовая помощь будет оказана лишь тем пассажирам, чьи доходы меньше поддерживаемых государством — сейчас это 135 литов (Только в этом году на оплату различных проездных льгот предусмотрено выделить из госбюджета около 80 млн. литов) [[58]]. Министерство социальной защиты и труда разработало 9 правовых актов, которые должен утвердить Сейм. В проекте закона о социальных выплатах и материнству предусматривается, что социальное пособие в случае болезни «Содра» будет платить работнику лишь с 11-го дня заболевания. За 10 первых дней болезни работника должен будет платить сам работодатель [[59]]. «Содра» вновь заимствует средства на выплату пенсий у банков. Всего в августе на пенсий необходимо 283 млн. литов, из этой суммы осталось не выплачено 17 млн. Поступления «Содры на 25 августа составили 260,6 млн. литов, или на 10 млн. меньше, чем в июле. На 1 июля долги «Содры» Государственной больничной кассе составляли 57 млн. литов, а бирже труда — 19 млн. литов. К настоящему времени «Содра» в целом взяла краткосрочные ссуды на 210 млн. литов. За семь месяцев этого года «Содра» собрала 2,397 млрд. литов доходов, что на 181 млн. меньше, чем планировалось [[60]].

3.2.       Здравоохранение

Каждые три месяца в Литве спускают в канализацию почти 2 тыс. литров донорской крови. Самые большие убытки на эритроцитной массе, срок годности которой 35 дней. Препаратов крови в Литве изготовляют в 2,2 раза больше реальной потребности медицинских учреждений. Секрет этого перепроизводства — желание доноров заработать как можно больше. За первый квартал этого года Государственная больничная касса за консервированную кровь, ее компоненты и препараты переплатила 382,420 тыс. литов. В прошлом году ненужный излишек обошелся в 514 тыс. литов [[61]].

Государственная больничная касса финансирует 279 учреждений здравоохранения в Литве, но сейчас расчет задерживается на две недели. В этом году ГБК планировала перевести медицинским учреждениям 1 млрд. 576 млн. 125 тыс. литов. Но пока план доходов бюджета фонда обязательного страхования здоровья выполняется только на 87% [[62]].

У Вильнюсской железнодорожной больницы около 0,5 млн. литов долгов, так как больничные кассы платят ей «с потолка». Больницу планируется преобразовать в крупнейшее в Балтии учреждение по уходу и профилактике. Всемирный банк намерен выделить для этого 10 млн. литов. В этой больнице действует единственное на Вильнюсский край отделение гнойной травматологии, которое при переустройстве больницы планируется закрыть. По этому поводу забеспокоились другие больницы, так как над ними нависла угроза гнойной инфекции [[63]].

3.3.       Акции протеста и деятельность профсоюзов

С 16 августа на Вильнюсском заводе топливной аппаратуры бунтуют рабочие 12-го цеха, не получающие зарплату несколько месяцев [[64]].

Профсоюзы против перераспределения тарифа взносов социального страхования, которое предусматривает, что работодатель будет платить страховой взнос по 16-ти процентному тарифу (ныне платит по 30%), а сам работник — 15% (ныне — 1%). Как заявила член Сейма Р.Довиденене, — «Профсоюзы будут против повышения тарифов, поскольку нет гарантий, что за повышением тарифа последует повышение зарплаты» [[65]].

10 августа рабочие при поддержке профсоюза предприятия «Технине гума» в Каунасе приняли решения бастовать. Рабочие требуют, чтобы работодатель заключил с профсоюзом коллективный договор и немедленно подписал проект такового. Выражено пожелание, чтобы рабочим выплачивалась зарплата точно в соответствии с графиком [[66]]. 19 августа представители автобусных и троллейбусных парков Вильнюса встретились с вице-мэром города А.Чючялисом. Лидеры профсоюзов транспортников требуют от Вильнюсского самоуправления, чтобы зарплату водителям выплачивали вовремя, а также до 2001 года не предпринимать приватизацию АО «Вильняус тролейбусай» и ЗАО «Вильняус аутобусу паркас». Если предложения будут приняты, то водители городского транспорта не станут проводить забастовки [[67]].

3.4.       Самоубийства

2 августа в Литве покончили жизнь самоубийством сразу 10 человек. По словам сотрудников информационного отдела департамента МВД, такое случается крайне редко. Обычно за день бывает не больше 3-4 самоубийств. Литва уже несколько лет является мировым лидером в печальной статистике самоубийств. Ежегодно в Литве добровольно уходят из жизни 1,5 тыс. человек. В основном это люди трудоспособного возраста -45-54 лет [[68]].

4.    ЭТНОС. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА. СМИ

4.1.       Русская школа

Политические и общественные организации русскоязычных Литвы обратились к президенту, Сейму и правительству, протестуя против намерений сделать необязательным экзамен по родному языку для иноязычных абитуриентов. Они выразили обеспокоенность тем, что процессы, происходящие в системе образования и науки Литвы, заставляют тревожиться родителей учащихся русских школ и русскую общину. Авторы обращения утверждают, что «чиновники министерства образования и науки слишком далеко зашли, стремясь вытеснить русский язык из русской школы», что министерство не желает решать проблему учебников методической литературы и учебных пособий на русском языке, которых так не хватает русским школам. Министр образования и науки К.Платялис на вопрос, как он сам воспринимает претензии русских организаций, ответил вопросом, — «А в каком государстве мы живем? В Литовском государстве, так что литовский государственный язык должен быть обязательным для граждан Литвы» [[69]].

До сих пор не ясно, появится ли в русской школе им.М.Добужинского центр русской культуры. Как заявил заведующий отделом образования Вильнюсского самоуправления Ю.Скястянис, — «Это возможно, но, прежде всего, необходимо знать, что это за центр, кто и как его себе представляет, потому что пока все высказываются очень абстрактно. И не понятно, почему центр должен появиться именно в этой школе. Ведь логичнее объявить конкурс, и тогда, возможно, найдутся другие русские школы, желающие основать такой центр. Думаю, когда будет разработана концепция культурного центра, программа деятельности, финансирование, нужно провести конкурс и решить, где самые хорошие условия для такого центра». В договоре о сотрудничестве, который подписали мэры Москвы и Вильнюса, есть специальный протокол, один из пунктов которого предусматривает, что на базе русской школы им.М.Добужинского может быть основан русский культурный центр [[70]].

4.2.       Польская община

Член парламента Ян Сенкевич, представляющий партию Избирательная акция поляков Литвы, обвинил литовские власти в стремлении запугать польскую общину Литвы судом над бывшими деятелями компартии и муниципалитета Шальчининкского района, которые во время восстановления независимости попытались провозгласить в Литве лояльную к советской власти польскую автономию. Он назвал суд над автономщиками «судебным фарсом» [[71]].

17 августа Апелляционный суд аннулировал приговор Вильнюсского окружного суда автономщикам и увеличил сроки заключения более чем вдвое. В зале суда присутствовали члены польского сената, — член сената Анна Богуцка — Скавроньска заявила, — «Приговор Апелляционного суда свидетельствует о том, что Литва открыто демонстрирует свою враждебность и недоверие полякам Литвы... Польша теперь должна смотреть на отношения с Литвой с меньшим энтузиазмом». Бывший председатель сената Анджей Стельмаховский отреагировал на решение суда, — «Мы солидарны с осужденными, поскольку дело носит чисто политический характер» [[72]].

Видные общественные деятели Польши А.Михник, Е.Гедройц, Я.Видацки и др. заявили, что они не сомневаются в справедливости решения литовских судов в отношении инициаторов автономии Шальчининкского района, однако просят президента В.Адамкуса помиловать их [[73]].

4.3.       Вузы

Как заявил зав. отделом образования Департамента науки и образования Р.Вайткус, в пяти действующих в Литве высших частных учебных заведениях, где образование ведется на русском языке, дипломы выпускников считаются в Литве недействительными. Для русскоязычных Литвы, недостаточно хорошо владеющие литовским языком, такие высшие школы являются единственной возможностью получения высшего образования. «Принятый в Литве закон о государственном языке слегка идет в разрез с европейской нормой. Я имеют в виду и выводы экспертов ЕС о том, что упомянутый закон как бы запрещает обучение на другом языке. И в новом проекте закона о высшем образовании говорится, что обучение в наших вузах осуществляется на государственном языке», — заявил Р.Вайткус [[74]].

5.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

5.1.       Отношения с Западом и Латвией

26 августа вице-министр иностранных дел Й.Рудлявичюс и посол США К.Смит обменялись документами о вступлении в силу договора Литвы и США об оказании правовой помощи в уголовных делах [[75]].

Французское предприятие производителей оружия «Софема» соглашается инвестировать средства в оказавшийся на грани банкротства каунасский металлообрабатывающий завод «Тиде», даже если здесь не будет налажено производство патронов [[76]].

4 августа в Литву уже третий раз прибыл командующий королевским флотом Дании контрадмирал К.Винтер, интересующийся возможностью на клайпедской судоверфи «Балтия» строить военные корабли [[77]].

Премьер Латвии А.Шкеле встретился с послом Литвы П.Вайтекунасом и обсудил с ним необходимость совершенствовать договорную базу в области охраны окружающей среды [[78]].

5.2.       Отношения с Россией и СНГ

5.2.1.      Сотрудничество в области энергетики

10 августа президент В.Адамкус и премьер Р.Паксас встретились с вице-президентом российской нефтекомпании «Юкос» Б.Золотаревым. На встрече обсуждалась возможность развернуть в Литве розничную торговлю нефтепродуктами. Однако «Юкос» будет формировать новую сеть АЗС [[79]].

Должностные лица Министерства топлива и энергетики России пообещали в ближайшее время подготовить и передать представителям Литвы проект двустороннего соглашения о поставках нефти в Литву [[80]].

5.2.2.      Торговля

За первое полугодие этого года дефицит в торговле Литвы с Россией составил 1,45 млрд. литов. Литва вывезла товаров на 400,4 млн. литов, а ввезла на 1,85 млрд. литов. Роль России во внешней торговли продолжает падать: доля импорта из России сократилась до 19,6%, экспорт — до 6,7%. Объем экспорта в Россию уменьшился за полугодие на 74,8% по сравнению с тем же периодом минувшего года, импорт — на 28,%. Препятствиями в торговле с Россией являются проблемы взаимозачетов, таможенные и ценовые барьеры [[81]].

5.2.3.      Литва и Калининградская область

Руководители пограничных служб Литвы и Калининградской области договорились совместно подготовить предложения и согласовать порядок принятия и передачи нарушителей государственной границы из третьих стран, поскольку до сих пор Литва и Россия не приступили к подготовке договора о реадмиссии [[82]].

МИД Литвы внес в правительство проект постановления, предусматривающего реорганизацию действующего в Калининграде консульства в генеральное консульство, что на дипломатическом языке символизирует более высокий уровень государственного представительства и отношений с местными учреждениями [[83]].

5.2.4.      Литва и Беларусь

По данным энергетической компании «Летувос энергия», с середины июля Беларусь уже вернула 30,8 млн. литов за электроэнергию. На 11 августа долг Беларуси Литве еще составлял 365,1 млн. литов [[84]].

Председатель ВС, разогнанного в 1996 году А.Лукашенко, оппозиционный политик С.Шарецкий весь август находился в Литве. С.Шарецкий приехал в Литву, опасаясь преследований в Беларуси. Он затрудняется сказать, когда сможет вернуться в беларусь, отмечая, что это будет зависеть от А.Лукашенко и его режима. С.Шарецкий неохотно говорит о том, кто поддерживает его материально. Он отрицает, что его финансирует Сейм Литвы или какая-то другая литовская инстанция. К белорусскому политику приставлены три сотрудника департамента охраны руководства Литвы и возят его на «Вольво-960» [[85]].

23 августа С.Шарецкий подписал документ, которым объявил утратившими силу все документы, подписанные президентом Беларусь А.Лукашенко. С.Шарецкий подчеркнул, что он не президент, но после 20 июля как председатель ВС, по Конституции, перенял все полномочия президента [[86]].

Член парламентского комитета по иностранным делам Л.Андрикене утверждает, что Литва должна поддержать С.Шарецкого, который обратился к международному сообществу с призывом не признавать режим А.Лукашенко [[87]].

МИД Литвы, до сих пор воздерживавшийся от комментариев, призвал фактические власти Белоруссии и оппозицию страны начать с помощью ОБСЕ переговоры о проведении демократических выборов в 2000 году. Министр А.Саударгас заявил, что документы о принятии которых сообщили представители белорусской оппозиции в Вильнюсе, еще раз выявили существующую в Белоруссии двоякую политическую ситуацию, которую можно разрешить только путем свободных и демократических выборов» [[88]].



Источники

[1]. Страсти вокруг... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 19 августа.

[2]. Скандал...разразился // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 20-27 августа.

[3]. Похороны иллюзий // Республика. — Вильнюс, 1999. — 23 августа.

[4]. Престижные участки... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 16 августа.

[5]. В.Ландсбергис... не реагирует... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 августа.

[6]. Спасаясь от обвинений... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 19 августа.

[7]. Избранные атакуют... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 20-27 августа.

[8]. И ДГБ желал... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 25 августа.

[9]. БНС. Оппозиция призывает... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 17 августа.

[10]. Экс-министр П.Гилис... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 26 августа.

[11]. ...почерк вагнористов // Республика. — Вильнюс, 1999. — 24 августа.

[12]. «Вильямс» зондирует... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 2 августа.

[13]. Проблемы не уходят... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 10 августа.

[14]. В президентуре и Сейме... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 10 августа.

[15]. Преступный авторитет... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 4 августа.

[16]. Тракайский мэр... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 5 августа.

[17]. Тракай увековечит... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 30 августа.

[18]. Политики предлагают... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 4 августа.

[19]. Женская партия... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 9 августа.

[20]. Правительство пытается... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 25 августа.

[21]. миллионов... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 25 августа.

[22]. Министры неподсудны // Республика. — Вильнюс, 1999. — 16 августа.

[23]. ...сокращение бюджета // Республика. — Вильнюс, 1999. — 23 августа.

[24]. Имитация...перемен // Республика. — Вильнюс, 1999. — 30 августа.

[25]. Политики предлагают... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 4 августа.

[26]. Министр требует... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 26 августа.

[27]. Отставку руководителя... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 12 августа.

[28]. Правительство собирается... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 августа.

[29]. В приговоре — 250 страниц.. // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 27 августа.

[30]. БНС, ЭЛЬТА. Участникам путча... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 23 августа.

[31]. БНС. Не утихают страсти... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 30 августа.

[32]. Организаторов...путча... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 августа.

[33]. Прокурор в суде... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 11 августа.

[34]. Начался суд... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 августа.

[35]. БНС. Осужденный член Сейма... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 3 августа.

[36]. И восемнадцать...зениток // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 6-13 августа.

[37]. У Литвы...оружие... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 12 августа.

[38]. БНС. Начались занятия... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 17 августа.

[39]. Слабеющая экономика... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 25 августа.

[40]. ...размер...долга... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 2 августа.

[41]. БНС. В бюджет...поступило... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 12 августа.

[42]. Министр предлагает... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 18 августа.

[43]. Старые глупости... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 18 августа.

[44]. Правительство собирается... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 августа.

[45]. ЭЛЬТА, БНС. МВФ предупреждает... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 6 августа.

[46]. ЭЛЬТА. Валюты стран Балтии... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 6 августа.

[47]. БНС. ...рекордная дефляция // Республика. — Вильнюс, 1999. — 10 августа.

[48]. Правительство и «Вильямс»... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 августа.

[49]. «Вильямс» диктует... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 25 августа.

[50]. После аудита... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 18 августа.

[51]. Наши лоцманы... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 20-27 августа.

[52]. Электроэнергию экспортируют... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 3 августа.

[53]. «Литимпекс» погубили... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 18 августа.

[54]. «Летувос телекомас»... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 10 августа.

[55]. «Летувос телекомас»... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 12 августа.

[56]. БНС. В Литве дорожает... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 16 августа.

[57]. Количество предприятий... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 12 августа.

[58]. ЭЛЬТА. Меньше льгот... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 августа.

[59]. Гарантий... меньше // Республика. — Вильнюс, 1999. — 6 августа.

[60]. «Содра»...берет... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 августа.

[61]. ...бизнес на крови // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 13-20 августа.

[62]. Задерживаются Расчеты... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 25 августа.

[63]. В хирургическом отделении... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 3 августа.

[64]. Заводы начинают... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 20-27 августа.

[65]. БНС. Профсоюзы возражают... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 5 августа.

[66]. .. готовятся бастовать... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 12 августа.

[67]. ЭЛЬТА. Столичные водители... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 августа.

[68]. Кошмар... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 6-13 августа.

[69]. Организация...протестует // Республика. — Вильнюс, 1999. — 26 августа.

[70]. Опустевшие... школы... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 24 августа.

[71]. Суд над...автономшиками... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 16 августа.

[72]. БНС. Польские сенаторы... // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 20-27 августа.

[73]. Посредничество // Республика. — Вильнюс, 1999. — 20 августа7

[74]. Нелегально действующие... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 9 августа.

[75]. Вступил // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 августа.

[76]. Французы берутся... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 26 августа.

[77]. Партнерство // Республика. — Вильнюс, 1999. — 5 августа.

[78]. Бутинге // Республика. — Вильнюс, 1999. — 25 августа.

[79]. ... русские пришли! // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 13-20 августа7

[80]. БНС.ЭЛЬТА. Дороги энергетиков... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 25 августа.

[81]. БНС. Литовцы уходят...? // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 27 августа.

[82]. Сотрудничество // Республика. — Вильнюс, 1999. — 17 августа.

[83]. БНС. Правительство собирается... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 23 августа.

[84]. Белоруссия начала... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 16 августа.

[85]. Чувствует... в безопасности // Летувос ритас. — Вильнюс, 1999. — 13-20 августа.

[86]. С.Шарецкий объявил... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 24 августа.

[87]. ЭЛЬТА. Литва не откликнулась... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 27 августа.

[88]. ...Президент Белоруссии... // Республика. — Вильнюс, 1999. — 30 августа.