Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Молдова

Владимир РАДОВ

Республика Молдова

в августе 1999 года

26 августа исполнилась восьмая годовщина независимости Молдовы. Предлагаемый президентом Лучинским проект изменения Конституции с целью перераспределения властных полномочий в пользу президента вызвал бурную реакцию в обществе. В Гагаузии состоялся первый тур выборов руководителя автономии и Народного Собрания Гагаузии. Состоялся официальный визит П.Лучинского на Украину.

1.    ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

В августе в Молдавии отметили: 55-летие освобождения Кишинева и всей Молдавии от фашистских оккупантов, День независимости и праздник «Лимба ноастрэ» (Наш язык). При этом следует подчеркнуть, что двум последним событиям в последние годы уделяется гораздо больше внимания. Президент Петр Лучинский счел целесообразным отказаться от заранее запланированной на промежуточный день (27 августа — День независимости, 31 августа — «Лимба ноастрэ») официальной встречи лидеров Румынии, Украины и Молдавии, упросив своих коллег перенести саммит на более поздний срок и тем самым продемонстрировав, что внутринациональное ему важнее международного [[1]]. Не располагая возможностью порадовать сограждан по случаю праздников еще чем-то, столь же впечатляющим (если не считать таковым обнародованное буквально накануне торжеств постановление Правительства Молдавии об отмене почти всех ранее существовавших льгот) власти решили преподнести соотечественникам своеобразный презент: пятидневные праздничные каникулы.

26 августа было проведено торжественное заседание, посвященное 8-й годовщине независимости Молдавии, с участием высшего руководства республики и ее столицы, в Национальном дворце, которое завершилось большим праздничным концертом. 27 августа — лидеры государства возложили цветы к памятнику Штефану чел Маре ши Сфынт (Великому и Святому). После этого был проведен военный парад на главной площади города (это впервые за годы независимости). Перед Верховным Главнокомандующим вооруженными силами республики (эта должность принадлежит президенту) прошли подразделения Национальной армии, МВД, представители погранвойск, батальона Государственного управления охраны, слушатели военных учебных заведений [[2]]. Военной техники на параде не наблюдалось. Вслед за солдатами на площадь вступили энтузиасты хореографического искусства, причем рядом с посланцами разных уездов республики, здесь же присутствовало столько же гостей из соседней Румынии. Все они в этот день выступили в заключительном гала-концерте на этой же площади.

Эпицентром праздника «Лимба ноастрэ» стала Аллея классиков молдавской литературы в главном парке города. К бюстам мастеров национальной словесности были возложены букеты живых цветов, прозвучали речи и поэтические посвящения современных авторов своим именитым предшественником, открыли бюст одного из мастеров румынской поэзии ХХ века Никиты Стэнеску. В программу юбилейного, десятого по счету, праздника были включены и другие акции: открытие книжного салона-99, заседания литературных и лингвистических объединений, научно-практическая конференция, книжные и художественные выставки, конкурс детского рисунка, встречи широкой аудитории с местными и зарубежными филологами и литераторами. Одним из самых трогательных мероприятий, по мнению организаторов, призвано было стать торжественное вручение президентом РМ П.Лучинским и генеральным примаром муниципия Серафимом Урекяном малышам-первоклассникам нового детского журнала, а также книг на государственном (молдавском) языке местным библиотекам: школьным на сумму в 14 тысяч леев (=1,4 тыс. $) и муниципальной — на 15 тысяч (=1,5 тыс. $).

Заключительным аккордом праздника и всей «пятидневки» стала многочасовая хора на главной площади Кишинева. Для собравшихся здесь вечером 31 августа горожан играл один из популярнейших оркестров народной музыки — «Лэутарий» под управлением Николая Ботгроса.

Возникает вопрос, что дала независимость Молдавии и останется ли она таковой в последствий? На данный вопрос существует различный спектр мнений. Официальную сторону обобщил премьер-министр Ион Стурза, отвечая на вопрос корреспондента «Независимой газеты» Натальи Приходко:

«Я поддержал инициативу президента П.Лучинского о проведении в этот день (27 августа) военного парада. Наших военных обычно показывают голодных, разутых и без штанов. Тогда как у нас достаточно боеспособная, современная и оснащенная армия, пригодная к защите и обеспечению госбезопасности. Я убежденный сторонник независимой и самостоятельной Молдавии, интегрированной в мировое сообщество, и совершенно уверен, что у нашей республики есть прошлое, настоящее и перспективное будущее [[3]].

Западные аналитики в один голос утверждают, что Молдавия «существенно продвинулась в деле внедрения и реализации западных стандартов» свободной демократии на политическом уровне. Система пропорционального представительства помогла ей решить проблему с русским меньшинством, установить этнический мир» [[4]].

За годы независимости сменилось четыре премьер-министра. Вот результаты их деятельности. Валовой внутренний продукт по сравнению с 1991 годом: первое правительство — 71%, второе — 65%, третье — 60%, четвертое — 57% [[5]]. В годы их правления главное «достижение» — произошел (но еще не закончился) передел собственности. Он начался в 1990 году с первоначального накопления капитала — без правил, дикий и хаотичный. Второй передел собственности отмечают в эпоху Сангели (1992-1996 гг..). В 1994 году стартовала боновая приватизация, которая породила инвестиционные фонды, начинается создание финансово-промышленных групп. При Ионе Чубуке инициативу перехватили молодые бизнесмены — представители бензинового, табачного и алкогольного бизнесов. Судя по всему, Молдавия находится на пороге еще одного крупного передела собственности: готовится приватизация крупнейших винзаводов, табачного комбината, «Молдтелекома», предприятий энергокомплекса [[6]].

А вот мнение молдавского публициста Николая Пожога:

«Еще и еще раз прокрутим в памяти события, произошедшие с тех дней всеобщего ликования до дней нынешних, — и перед глазами всплывают одни черные дни: наводнения, война, оползни, ливни, массовая пауперизация населения, всеобщий энергетический кризис, инфляция, крах банков. Бедность, бедность и еще раз бедность. Тотальная. Унижающая! Устрашающая!! У страны моей не оказалось и малой толики опыта независимости. Страшен груз ее, когда нет ни грамма собственного топлива ни десятка метров морского побережья. Моя независимая страна не в состоянии дать кусок хлеба старикам, приют — бездомным, образование — детям. Цвет нации — учителя, врачи, инженеры подались на заграничное унижение взамен унижению дома. Невиданного размаха достигло мздоимство. День завтрашний омрачен сознанием колоссального государственного долга, который растет подобно снежному кому. История стран и народов не помнит случая, чтобы кому-нибудь удалось избежать платежей по долгам» [[7]].

Подробно анализирует ситуацию в Молдавии после югославского конфликта корреспондент «Независимой газеты» Владимир Брутер, подчеркивая, что она, наряду с Румынией, оказывается в центре внимания. От позиции этих стран сейчас зависит новое геополитическое устройство Европы, по крайней мере ее юго-восточной части. В связи с этим интересны его выводы:

«Сейчас уже ясно, что справиться с поразившим ее кризисом Молдавия самостоятельно не сможет. В этом плане любопытно высказывание вице-президента Всемирного банка Йоханнеса Линна, недавно посетившего Кишинев. В своем интервью он сказал: «Нам оттуда Молдавия почти не видна. Мы знаем только, что у нее очень трудные соседи, и поэтому решить свои проблемы сама она не может». Как средство решения проблем были предложены некоторые новые кредиты, которые премьер-министр Молдавии Ион Стурза назвал платой за лояльность. В ближайшей перспективе экономика Молдавии будет определяться необходимостью обеспечить критический импорт. Но экспорт молдавских товаров постоянно снижается, и из экономической эта проблема уже превратилась в политическую. Механическое решение здесь невозможно. Молдавия не может войти ни в состав России, ни в состав Румынии. С Россией у Молдавии нет общей границы, а за присоединение к Румынии молдавский избиратель голосовать не будет. Гораздо перспективнее, с нашей точки зрения, вариант установления российско-румынско-украинского сопротектората над Молдавией. Сопротектората, который не только поможет создать в Молдавии устойчивую и непротиворечивую внутриполитическую ситуацию, но и обяжет страны-гаранты не допустить катастрофы молдавской экономики. В этом случае Молдавия сохранила бы формальный статус независимого государства, но смогла бы избавиться от системного политического кризиса, вызванного и экономическими причинами, и общим кризисом идентичности» [[8]].

Если же прислушаться к мнению обывателей, то можно сделать вывод, что им уже надоела «независимость», политические дрязги, экономический беспредел (передел), а хочется хоть какой-то стабильности и мирного решения проблем.

2.    ПОЛИТИКА

2.1.       Внесение изменений в Конституцию Молдавии

Национальная комиссия по разработке проекта закона о внесении изменений в Конституцию республики Молдова в начале августа вынесла на всенародное обсуждение законопроект [[9]].

Данная инициатива принадлежит президенту П.Лучинскому. Начиная с отставки правительства Иона Чубука, он повел решительную политику на усиление президентской власти. Сначала президент издал указ о назначении одновременно с местными выборами республиканского консультативного референдума о переходе на президентскую форму правления. По его итогам он принимял решение образовать специальную комиссию по выработке необходимых корректив в Основной закон РМ, результатом деятельности которой и стал вышеупомянутый законопроект. Весь август данный документ обсуждался в республике и международными экспертами. По завершении месячного срока всенародного обсуждения проекта комиссия, учтя поступившие замечания и рекомендации международных экспертов, выработает окончательный документ. Далее П.Лучинский, проконсультировавшись с законодателями и КС, решит, будет добиваться утверждения поправок парламентом или же вынесет их на конституционный референдум.

Комиссия заявила, что в своей работе она руководствовалась волеизъявлением граждан страны. Проведя глубокий политико-правовой анализ преобразований, произошедших после принятия Конституции 29 июля 1994 года, она еще раз убедилась в том, что усовершенствование нынешней системы правления государством — не чья-то политическая амбиция или самоцель, а необходимое условие и верный путь преодоления политического и экономического кризиса, который переживает молдавское общество в условиях переходного периода. Механизмы функционирования властей в государстве рассматривались с точки зрения необходимости полной реализации принципа их разделения и взаимодействия. По мнению членов комиссии, президент республики, будучи избранным всем народом, наделяется легитимностью, равной легитимности парламента.

Комиссия, компетенция которой ограничивалась вынесенным на консультативный референдум вопросом о совершенствовании системы правления и повышении ответственности за управление страной, выявила наличие более широкого круга проблем, конституционное регламентирование которых нуждается в совершенствовании, так как ныне действующие положения являются результатом политического компромисса, достигнутого по момент принятия нынешней Конституции. Предложения по изменению конституционных положений, высказанные на заседаниях комиссии, касались: установления верховенства международного права, включения некоторых норм относительно народного адвоката и института адвокатуры, возвращения к вопросу о названии государственного языка, исключения положений о депутатской неприкосновенности. Новые реалии, принятые постановления Конституционного суда и содержащиеся в них уточнения и толкования также настоятельно требуют более широкого пересмотра Высшего закона. Все эти вопросы, а также другие, поднятые во время публичного обсуждения проекта, будут и в дальнейшем рассматриваться в рамках компетенции комиссии. Вопросы, выходящие за рамки ее компетенции, станут предметом отдельной законодательной инициативы [[10]].

2.1.1.      Суть законопроекта

Существенно возрастает роль президента. По нынешней Конституции он — глава государства, добавлено — «осуществляет исполнительную власть» [[11]]. В развитии данного тезиса ему предоставляется право, после консультаций с парламентским большинством, назначать премьер-министра и членов правительства (ныне он выдвигает кандидатуру премьера и на основе вотума доверия парламента назначает его). Президент сможет по собственной инициативе производить кадровые замены в кабинете. Правительство объявляется подчиненным президенту и несет перед ним ответственность. По проекту, члены правительства «несут персональную ответственность за результаты управления вверенными им отраслями» и могут быть привлечены к уголовной ответственности за незаконные деяния по требованию президента и парламента.

Ужесточение спроса сопровождается расширением свободы действия. Повысить дееспособность кабинета призвано делегирование ему полномочий по принятию постановлений законодательного характера в определенных областях общественных отношений и в установленные сроки. Правительству предоставляется возможность взять на себя ответственность перед парламентом за реализацию программ, деклараций, законопроектов общенационального характера. Такую инициативу парламент будет вправе отклонить, предложив президенту отправить в отставку кабинет. Но при повторном, в течение года, предложении правительства о предоставлении ему ответственности, президент после консультации с парламентским руководством и Конституционным судом может отправить в отставку правительство или распустить законодательный орган.

Проект расширяет полномочия президента. Статья 88 закрепляет за ним функции представительского характера — награждение государственными наградами и присвоение почетных званий, дипломатических рангов и высших воинских званий. Новой редакцией статьи определяется, что президент координирует деятельность органов государственной власти и содействует их сотрудничеству в области обороны, национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка; создает в этих целях специализированные административные и консультативные органы и осуществляет руководство ими. Он назначает и освобождает от должности высших военачальников, государственных и должностных лиц, своих официальных представителей внутри и за пределами страны и может потребовать отставки избранных или назначенных должностных лиц, если они не выполняют служебные обязательства, дискредитируют своим поведением государство. Глава государства учреждает президентские программы по решению вопросов общенационального значения и создает специальные фонды для их реализации.

Преобразовывается и судебно-правовая сфера. Прокуратура, по проекту, должна защищать интересы общества и государства, права и свободы граждан, основы правопорядка через проведение уголовных расследований и руководство ими, утратив полномочия по осуществлению надзора за исполнением законодательства. Право назначения генерального прокурора от парламента переходит к президенту. На него же возложена ответственность гаранта независимости судебной власти и обязанность возглавить Высший совет магистратуры (ВСМ) в качестве его председателя. В «отредактированном» составе ВСМ большинство будет принадлежать назначенным президентом людям. Намеченное переустройство приведет и к определенному изменению расклада сил в Конституционном суде (КС) для обеспечения перевеса президентской стороны. Роль же КС возрастает: по проекту его предлагается задействовать в процедурах по отставке правительства, роспуска законодательного органа, отрешения от должности главы государства.

Деятельность парламента, по проекту, существенно сужается, ограничиваясь законотворчеством, лишив его ряда функций: формированию кабинета и контролю за ним, назначение генерального прокурора. Председателя Счетной палаты впредь рекомендовано утверждать по представлению не спикера, а парламентских фракций. Численность депутатского корпуса предложено уменьшить с 101 до 70, при этом парламентарии будут избираться не по партийным спискам, а по одномандатным округам.

2.1.2.      Отклики на законопроект

Проект Закона вызвал яростную критику в адрес президента со стороны политических организаций и, в первую очередь, парламентариев. Лидеры многих политических формирований расценили проект, предложенный сторонниками президентской системы правления, как «чрезвычайно опасный». В связи с этим лидер Народного фронта (НФМ) вице-спикер Юрие Рошка сказал о попытках «узурпации всей власти в государстве в свою пользу и в интересах окружения» [[12]]. Свое отрицательное отношение к проекту высказали представители Демконвенции (ДК) и Партия демократических сил (ПДС).

Сложнее обстоит дело с коммунистами (ПКРМ), которые славятся своим непостоянством. Было время, когда их лидер — Владимир Воронин, поддерживал данную инициативу П.Лучинского, Но перед весенним референдумом он сказал свое твердое «нет». Последние данные противоречивы. По слухам, президент пытался переманить Воронина на свою сторону. Некоторые агентства цитировали Воронина, сказавшего, что его организация, возможно, поддержит намерение главы государства превратить страну в президентскую республику [[13]]. Однако, некоторые другие коммунисты уже высказались однозначно против.

Почти сенсаций стало то, что исполком Движения «За демократическую и процветающую Молдавию» (ЗДПМ «Ласточка»), возглавляемого спикером Думитру Дьяковым, обратился к президенту, призвав его отказаться от референдума. Нужно отметить, что до сих пор лидер «Ласточки» старался не идти на конфронтацию с президентом — ведь это движение его детище, оно привело его к президентству. Даже это обращение составлено в дипломатических тонах и заверяет президента в возможности будущего совместного сотрудничества. Это выглядит достаточно широким жестом, если учесть, что ранее президент не раз публично демонстрировал свою готовность изменить «Ласточки» с каким-нибудь другим движением. Судя по этому заявлению и другим декларациям лично Дьякова, «Ласточка» согласна с необходимостью внести некоторые изменения в Конституцию — в той части, которая касается расширений полномочий правительства. Но «Движение» против референдума, «который наносит ущерб имиджу Молдавии на международной арене», и проекта, «содержащего ряд положений, противоречащих основополагающим принципам европейской демократии» [[14]].

Ряд непарламентских партий, например, либералы и социалисты заявили, что они не поддерживают проект изменения Конституции. «За» инициативу президента движение «Плай Натал» (Край родной), возглавляемое недавним советником президента Владимиром Бабием.

Многие политические наблюдатели считают, что изменение Конституции в желаемом президентом русле означает de facto ликвидацию многопартийной системы, подчинение всех государственных институтов единому контролю со стороны президента РМ, сосредоточение всей судебной и исполнительной власти в его руках. Они отмечают, что обладание исполнительной и судебной властью позволит главе государства оказывать давление и на парламент, путем шантажа или угрожая отставкой. И почти все приходят к выводу, что подобную систему управления не допустит ни Совет Европы, ни ЕС, поскольку они не хотят получить еще один режим, подобный режиму Милошевича на Балканах и глава государства слишком хорошо это понимает.

Предполагают, что выдвигая проект, Лучинский преследует совершенно иные цели. В политических кругах много говорится о том, что этот проект ничто иное как предвыборный трюк главы государства в целях получения еще одного президентского мандата [[15]]. Эта версия кажется реальной, поскольку до того, как уйти на каникулы, парламент принял ряд изменений в Кодексе о выборах, позволяющие главе государства инициировать без согласия парламента лишь консультативный референдум. Для проведения конституционного референдума глава государства должен заручиться поддержкой 2/3 депутатов, а для законодательного — простым большинством голосов. После заявлений лидеров парламентских партий, которые подвергли проект жесткой критике, можно точно предположить, что он не будет утвержден парламентом. Президенту пришлось бы инициировать конституционный референдум и, таким образом, желание президента превратить РМ в президентское государство становится невыполнимым.

Правительство от дискуссии по этому вопросу уходит. Вице-премьер Ион Стурза высказался так:

«Правительство — исполнительный орган, чья задача — заниматься экономикой. Наш кабинет не некая абстрактная команда, возникшая сама по себе. Его сформировал и утвердил мажоритарный парламентский альянс «За демократию и реформы». Поэтому мы не вправе выступить против заявленной им позиции (а они против проекта), не уйдя в отставку. Но не можем и высказаться «за», поскольку любое наше «про и контра» означает вовлечение правительства в политические баталии. Тогда как в развернувшейся дискуссии сегодня это единственный госорган, нацеленный прежде всего на поддержание стабильности в стране. Я поручил всем членам кабинета и представителям власти на местах заняться хозяйственными проблемами, а не бегать по баррикадам» [[16]].

2.1.3.      Альтернатива президентской инициативе

38 депутатов парламента РМ направили в Конституционный суд запрос, в котором предлагают превратить Молдавию в парламентскую республику. По их мнению, эта форма правления, которая введена в значительном числе восточноевропейских государств, является наиболее эффективной для нынешнего этапа развития РМ. Они предлагают внести изменения в действующую Конституцию с тем, чтобы в будущем президента страны избирал парламент, а правительство было наделено широкими полномочиями. Запрос подписали: Юрие Рошка, Александр Мошану, Ион Дедю, Михай Чимной, Валериу Муравски, Василе Неделчук, другие представители правых партий [[17]].

Таким образом, КС, который в августе находился в отпуске, осенью придется рассматривать два диаметрально противоположных по целям проекта.

2.1.4.      Действия президента

За август П.Лучинский исколесил всю Молдавию, побывав практически во всех уездах. Он знакомился с делами на местах, с ходом административно-территориальной реформы. Но политологи увязывают ее с опубликованием проекта и отмечают, что основная его цель явно агитационно-пропагандистская. На выпады своих оппонентов он почти не прореагировал внешне, только в эксклюзивном интервью выразил удивление, сказав: «Проект закона необходимо спокойно обсудить, и я намерен это сделать и с депутатами, и с любыми политическими силами, которые готовы к конструктивному разговору. Не стоит нервничать, нагнетать обстановку, преждевременно создавать какие-то стереотипы. Нужен широкий общественный совет, который, в принципе, уже идет» [[18]]. И делает вывод: «Народ должен решать, какая форма правления наиболее приемлема для Молдавии». П.Лучинский обратился с запросом в Конституционный суд по поводу изменений Кодекса о выборах. Он считает, что «закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс о выборах вызывает серьезные замечания по поводу его соответствия Конституции, поскольку им ущемляется конституционное право уполномоченных субъектов и даже граждан инициировать референдумы. Глава государства оспорил также и положение данного закона, принятое парламентом 2 июля с.г., согласно которому глава государства должен обращаться к высшему законодательному органу, чтобы провести референдум [[19]].

Мощную поддержку президенту оказывает общественное объединение «Молдова -президентская республика». Его члены выступили с заявлением, в котором говорится:

«Ряд политических партий, напуганных предложением комиссии о внесении изменений в избирательную систему, а также возможностью потерять право формировать и управлять «аморитмическими» правительствами, предприняли беспрецедентную атаку на президента и его инициативу по проведению референдума. Эти партии прилагают огромные усилия, чтобы не допустить народ к прямому, без партийных посредников, решению на референдуме о том, какая власть нужна республике. Их борьба против референдума — это борьба за сохранение диктатуры партий, борьба за право партий решать за народ его судьбу» [[20]].

2.2.       Выборы в Гагаузии

22 августа в Гагаузии состоялся первый тур выборов Башкана и депутатов Народного собрания Гагаузии, который лишь частично помог определить контуры власти автономного образования на предстоящие четыре года. Из шести претендентов на пост главы администрации региона во второй тур пробились заместитель министра иностранных дел Молдавии Дмитрий Кройтор и нынешний Башкан Георгий Табунщик. Из 35 депутатских мандатов местного законодательного органа своих хозяев обрели только 10 [[21]].

Самым неожиданным итогом голосования стала исключительная плотность результатов всех шестерых кандидатов. За лидера первого тура Д.Кройтора отдали свои голоса 21,57% избирателей из числа принявших участие в голосовании, а у замкнувшего шестерку председателя АО «Трансконструкция» Петра Сары — 10,45%. В этом промежутке и расположились все остальные кандидаты. Такой острой конкуренции не ожидал никто. С другой стороны еще до выборов было очевидно, что явного лидера нет. Кроме Кройтора и Табунщика к числу наиболее явных претендентов на выход во второй тур назывались бывший председатель Верховного Совета непризнанной Гагаузской республики Михаил Кендигелян и депутат Парламента Молдавии Илья Стамат, которого поддерживали коммунисты. В результате выборов между ними еще вклинился мэр Комрата Константина Таушанжи, шансы которого не расценивались наблюдателями столь высоко.

Многие политические силы рассматривали выборы в Гагаузии сквозь призму расстановки сил в целом по республике, намереваясь в случае успеха своих сторонников обосновать здесь солидный плацдарм на следующие четыре года. При этом все кандидаты выступали в качестве независимых, что давало им больше возможности для маневров. Однако, политические взгляды и соответствующее партийное «прикрытие» каждого кандидата были очевидными. Коммунисты открыто поддерживали Илью Стамата, «Ласточка» — Дмитрия Кройтора, аграрии — Георгия Табунщика, местные радикалы — Михаила Кендигеляна. Выход во второй тур Д.Кройтора некоторые наблюдатели в Кишиневе поспешили объявить как несомненное свидетельство популярности и широкой поддержки движения Дьякова на юге (до сих пор юг в основном поддерживал коммунистов). Хотя сам кандидат в ходе предвыборных баталий неизменно подчеркивал свою независимость, объясняя, что будучи работником МИДа, он по закону не может принадлежать тому или иному политическому движению. Считалось, что из шести претендентов на пост Башкана Табунщик, Стамат и Сары придерживаются левых взглядов, Кендигелян и Таушанжи — правых, а Д.Кройтор занимает центристскую позицию.

Многие были уверены, что в случае выхода во второй тур именно Кройтора и Табунщика, голоса сторонников правого крыла скорее отойдут к первому. При таком раскладе у Д.Кройтора во втором туре было бы несомненное преимущество. Но любители прогнозов просчитались. Уже на третий день после объявления итогов первого тура соглашение о создании своеобразного тройственного альянса подписали М.Кендигелян, И.Стамат и Д.Кройтор. А К.Таушанжи косвенно призвал своих сторонников поддержать во втором туре Г.Табунщика. Что касается П.Сары, его избирательный штаб еще в день голосования объявил о том, что до второго тура будет работать на Табунщина. Но вряд ли вследствие этого надо автоматически суммировать голоса этих двух троек, чтобы пытаться получить достоверную картину исхода выборов. Большинство избирателей, скорей всего, самостоятельно будут делать выбор. В Гагаузии уже побывал лидер коммунистов Владимир Воронин, чтобы призвать сторонников своей партии поддержать во втором туре, который состоится 5 сентября, Г.Табунщика. В первом туре была непривычно низкая для юга активность избирателей — к урнам для голосования явилось только чуть более половины (55%) занесенных в списки граждан. Если 5 сентября на избирательные участки придет больше голосующих, то это может спутать все прогнозы и опровергнуть любые предположения [[22]]. Согласно законодательству, второй тур выборов в Гагауз Ери будет считаться действительным, если в нем примет участие одна треть избирателей автономии.

За перипетиями борьбы за пост Башкана Гагаузии на предстоящее четырехлетие на второй план отошли выборы депутатов Народного собрания — местного парламента. На 35 депутатских мест было свыше 200 претендентов. С первого захода смогли обеспечить себя мандатами только 10 кандидатов. Но уже ясно, что у Народного собрания будет новый председатель — нынешний спикер Петр Пашалы не смог преодолеть барьер первого тура. В качестве одного из явных претендентов на пост спикера называют Михаила Кендигеляна. Правда, для этого ему еще надо победить во втором туре.

3.    внешняя политика

Начиная с середины августа и до первой декады сентября график президента Петра Лучинского плотно «нашпигован» заграничными поездками — это Украина, Россия, Румыния, а впоследствии Канада. Первым в этой стал официальный визит главы молдавского государства на Украину 18-19 августа [[23]].

18 августа президенты Украины и Молдавии подписали договор о государственной границе и дополнительный протокол к договору о передаче в собственность Украины участка автодороги Одесса — Рени в районе молдавского села Паланка (включая земельный участок, по которому она проходит) и режиме их использования. Вице-премьеры Украины Сергей Тигинко и Молдавии Николай Андроник подписали межправительственное соглашение о производственной кооперации и соглашение в области фармацевтической промышленности. По результатам украинско-молдавских переговоров подписаны также соглашение о порядке единого регулирования внешнеэкономической деятельности и соглашение о сотрудничестве и технической помощи в таможенной отрасли.

Украинский президент Леонид Кучма в последнее время часто встречается с Петром Лучинским. Кроме совместного участия на различных многосторонних форумах, они минимум два-три раза в год встречаются тет-а-тет. При этом стороны неизменно подчеркивают приоритетность двусторонних отношений, заинтересованность в совместной реализации различных проектов и выработке единой позиции по многим вопросам, представляющим взаимный интерес. Между Молдавией и Украиной в общей сложности подписано свыше ста соглашений, договоров, конвенций на различных уровнях. Из них порядка 40 — экономического характера. Это достаточно солидная основа для активного и всестороннего торгово-экономического сотрудничества, если учесть, как отметил в своей речи на встрече деловых людей двух стран в Киеве П.Лучинский, что Украина относится к числу наиболее развитых стран Восточной Европы и располагает большим потенциалом в машиностроении, электронной и добывающей промышленности.

Несмотря на все это, отношения между Молдавией и Украиной безоблачными и удовлетворяющими обе стороны назвать очень трудно. Достаточно вспомнить перипетии введения режима финансовых гарантий при транзите подакцизных грузов через территорию Украины, довольно продолжительное противодействие строительству нефтеналивного терминала в Джюрджюлешть, неурегулированность до сих пор вопросов собственности на территории друг друга.

Украина продолжает занимать второе место среди внешнеторговых партнеров Молдавии, но товарооборот между ними постоянно уменьшается. Если в 1998 году объемы взаимной торговли сократились на 18,2%, то за шесть месяцев нынешнего года они уменьшились уже на 38,4%. Можно отнести это на счет регионального кризиса, общего упадка экономики двух стран и т.д. Но сколь бы негативно ни влияли эти факторы на состояние двусторонних экономических связей, существует целый ряд конкретных ограничений, препятствующих развитию молдавско-украинской торговли. Например, группа подакцизных товаров на Украине включает в себя 52 наименования. При этом ставки акцизного сбора непомерно высоки, а платить их необходимо при ввозе товара на территорию Украины. Кроме того, и транзит подакцизных грузов осуществляется посредством режима финансовых гарантий. А недавно Украина ввела еще и обязательное предварительное таможенное декларирование ввозимых товаров. Причем это правило распространяется не только на подакцизные грузы, но и на более чем 30 наименований других товаров. Но особенно сильно подрывает возможности молдавских экспортеров проникнуть на украинский рынок чрезмерно высокая плата за выдачу лицензий на импорт молдавских алкогольных напитков и табачных изделий. Если в Молдавии претенденту на право получения такой лицензии необходимо выложить сумму, эквивалентную 7,8 тыс. гривен, то на Украине — 170 тыс. гривен. К тому же хорошо известна предприимчивость местных властей Украины, которые ввели такую систему взимания сборов по пути следования молдавской продукции через территорию своих областей, что молдавские товары дорожают с каждым километром движения вглубь Украины и в результате оказываются неконкурентоспособными.

В ходе многочисленных встреч на различных уровнях и особенно во время заседаний смешанной молдавско-украинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству все эти проблемы не раз поднимались. Принималось немало хороших решений на этот счет. Все беда в том, что они очень редко соблюдаются и выполняются в полном объеме. Страдают от этого все, но каждый винит противную сторону и оправдывает свои действия. В 1998 году Молдавия и Украина подписали долгосрочную программу по экономическому сотрудничеству на 1998-2007 гг. Согласно этой программе стороны уже должны были провести взаимный мониторинг законодательства в банковско-финансовой сфере, урегулировать вопрос взимания местных транспортных сборов, создать условия для торгово-экономического сотрудничества в сельском хозяйстве и развития производственной кооперации. Но все это осталось пожеланиями и в ходе визита П.Лучинского эти проблемы вновь проявились. Раньше много говорилось о создании Таможенного союза между Молдавией и Украиной, но после подписания в 1997 году декларации об основных принципах создания этого союза о своих намерениях стороны забыли. Теперь П.Лучинский предлагает вновь вспомнить о декларации и активизировать работу по реализации ее положений.

Такое отношение властей явно не отражает действительного интереса деловых кругов обеих стран к взаимной торговле и совместному бизнесу. Президент Молдавии предложил сделать встречи деловых людей Молдавии и Украины регулярными, что, по его мнению, будет способствовать активизации их совместной деятельности, более тесному взаимодействию и кооперации. Не зря в программе пребывания главы молдавского государства в Украине значилось и посещение знаменитой Сорочинской ярмарки, где были представлены и молдавские фирмы. По идее, это должно обозначать планы на закрепление и расширение присутствия молдавских производителей на украинском рынке. Тут же между властями Полтавской области Украины и уезда Бэлць Молдавии было подписано соглашение о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве между этими административными единицами двух стран [[24]].

П.Лучинский удовлетворен итогами официального визита на Украину. Особое значение глава государства придает окончательному решению вопросов собственности, касающихся 200 молдавских предприятий на территории Украины, установлению основных принципов погашения долгов за электроэнергию и ее дальнейшей поставки.

Есть надежда, что в скором времени водители, пересекающие молдавско-украинскую границу, будут ограждены от всевозможных поборов. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства транспорта и связи РМ. Ситуация с взиманием налогов на транспорт, предусмотренных действующим соглашением между госадминистрацией Одесской области и молдавскими министерствами экономики и реформ, транспорта и связи, была обсуждена в ходе двухсторонней встречи специалистов [[25]].

4.    ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Внешняя торговля Молдавии ориентирована в основном на Россию. Около 70% экспорта и 73% импорта приходятся на нее.

По статистике информационного центра «Вама Молдовей», 16% экспорта идет на Украину, 11% — в Белоруссию, 1,8% — Узбекистан, 1,5% — Казахстан. В основном в страны СНГ отгружается винная продукция — около 20% от общего объема экспорта, и ферментированный табак — около 15%.

В 1998 году на долю Украины пришлось 18% молдавского импорта, Белоруссии — около 7%, Киргизстана — менее 1%.

Основным товаром, импортируемым из СНГ, является природный газ, на который приходятся около 59% от общего объема импорта.

По данным министерства экономики и реформ, экспорт молдавских товаров снизился в первом полугодии с.г. на 45,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года, импорт — на 56,4%.

В то же время, источники в Департаменте таможенного контроля сообщили, что в летние месяцы отмечено значительное оживление внешней торговли по сравнению с зимним периодом [[26]].

Крупнейший производитель сахара в Европе немецкая компания «Sudzucker AD» заинтересовалась сахарными заводами в Молдавии. Ею приобретено 36% акций четырех заводах (Александренском, Дондушанском, Дрокиевском и Глоденском) и 45% фэлештского [[27]]. Дальнейшее увеличение доли компании сможет произойти только за счет внесения инвестиций. Немцы достигли необходимого уровня контроля и уже выпущенные акции их не интересуют. Это должно снизить цены на них и положить конец сумасшедшему обороту этих ценных бумаг последних полутора лет. Уже в этом году немцы вложат 2 млн. марок в модернизацию Дрокиевского и Александренского сахарозаводов. Всего же инвестиции в отрасль в этом году составят 2 млн. $.



Источники

[1]. Дрейзлер М. Молдавских празднеств череда // Независимая Молдова. — 1999. — №164. — 26 августа.

[2]. Репортаж. Национального телевидения. — 1999. — 27 августа.

[3]. Приходко Н. Республика собирается платить по счетам // Независимая газета. — 1999. — №158. — 27 августа.

[4]. М.Хассел, К.Мерфи, А.Раначински. Долгий марш (Обзор политического перехода в пост-коммунистическом мире) // Экономическое обозрение. — 1999. — №31. — Август.

[5]. Наши достижения за годы независимости // Экономическое обозрение. — 1999. — №31. — Август.

[6]. Астахова И. Олигархи, не рожденные независимостью // Экономическое обозрение. — 1999. — №31. — Август.

[7]. Пожога Н...И надеюсь, что это взаимно // Независимая Молдова. — 1999. — №165-166. — 27 августа.

[8]. Брутер В. Дунайские альтернативы // НГ «Особая папка». — 1999. — №37. — 25 августа.

[9]. Закон о внесении изменений в Конституцию РМ.Проект // Независимая Молдова. — 1999. — №149. — 3 августа.

[10]. От конституционной комиссии // Экономическое обозрение. — 1999. — №28. — Август.

[11]. Закон о внесении... // Независимая Молдова. — 1999. — №149. — 3 августа.

[12]. Окунева А. Блате намерения // Экономическое обозрение. — 1999. — №29. — Август.

[13]. БАСА-пресс. Лидеры коммунистов дают оценку проекту закона об изменении Конституции // Экономическое обозрение. — 1999. — №28. — Август.

[14]. Заявление Движения «ЗДПМ» // Независимая Молдова. — 1999. — №153. — 10 августа.

[15]. БАСА-пресс. Проект изменения Конституции может быть простым предвыборным трюком // Экономическое обозрение. — 1999. — №30. — Август.

[16]. Приходко Н. Республика собирается платить по счетам // Независимая газета. — 1999. — №158. — 27 августа.

[17]. ИНТЕРЛИК. Альтернатива президентской инициативе // Независимая Молдова. — 1999. — №151-152. — 6 августа.

[18]. Дубовик А. Решать, какая форма правления будет в Молдове, должен народ // Независимая Молдова. — 1999. — №153. — 10 августа.

[19]. БАСА-пресс. Глава государства обратился с запросом в Конституционный суд по поводу изменений Кодекса о выборах // Экономическое обозрение. — 1999. — №30. — Август.

[20]. Пресс-центр общественного объединения «Молдова - президентская республика». Референдум — высшая воля народа // Независимая Молдова. — 1999. — №158. — 17 августа.

[21]. Курьер. Итоги выборов в АТО Гагауз Ери // Независимая Молдова. — 1999. — №164. — 26 августа.

[22]. Калак Д. Второй тур — 5 сентября. // Экономическое обозрение. — 1999. — №31. — Август.

[23]. Молдпресс. Завершен официальный визит Президента П.Лучинского на Украину // Независимая Молдова. — 1999. — №162. — 24 августа.

[24]. Калак Д. В Киеве подписаны соглашения о границе и таможне // Экономическое обозрение. — 1999. — №30. — Август.

[25]. ИНТЕРЛИК. Дорожные поборы уйдут в небытие? // Экономическое обозрение. — 1999. — №30. — Август.

[26]. БАСА-пресс. Внешняя торговля ориентирована на Россию // Экономическое обозрение. — 1999. — №29. — Август.

[27]. Чегоровский А. Вершки и корешки «сахарных акций» // Экономическое обозрение. — 1999. — №29. — Август.