Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Азербайджан

Алиса Епишина

Республика Азербайджан

в сентябре 1999 года

В правительственном блоке возникли серьезные противоречия между выходцами из Нахичевани и Армении. Подготовка к муниципальным выборам сопровождается многочисленными нарушениями. Повышение цен на нефть на мировом рынке не улучшило состояние азербайджанской экономики. В отношениях между Азербайджаном и Россией наметилось потепление.

1.    Внутренняя политика

1.1.       Вопрос о преемнике Алиева

По официальным данным, рейтинг Гейдара Алиева остается стабильным. Его заслугами считают, прежде всего, независимую внешнюю политику (причем признается, что это независимость лишь от Москвы), охрану границы собственными силами, успешное заключение нефтяных контактов, в которых участвуют около 30-ти компаний, а также – правильную позицию в начале деятельности на посту президента, когда он сумел избежать расчленения страны на Талышско-Муганскую республику и независимый Лезгистан [[1]].

Тем не менее, солидный возраст президента и перенесенная им недавно болезнь заставляют все более задумываться о преемнике. Последнее время в структурах власти Азербайджана идет процесс обновления кадров. При этом большинство новых руководителей составляют люди, близкие группе, которую принято называть «командой Ильхама Алиева». Становится все очевиднее, что Ильхам Алиев начал активно выдвигаться в центр политической жизни, хотя и продолжает называть себя «рядовым членом команды Гейдара Алиева».

В дальнейшем парламент может выбрать его своим председателем, которому по Конституции, переходят полномочия президента, если последний по каким-либо причинам не может их исполнять. Однако команде И.Алиева придется пройти через президентские выборы. При всей ее активности в последнее время это будет непросто, поскольку у нее не будет в руках козыря конкурентов – критики окружающей действительности. Очевидно, что надо искать какие-то другие акценты, которые в той роли, в которой выступает И.Алиев, могут быть только позитивными.

В поиске такого козыря недавно была предложена следующая версия: показать общественности свои позитивные шаги. По всей видимости, этим в ближайшее время будет занят премьер-министр Азербайджана. Нынешний премьер-министр Артур Расизаде не совсем подходит для этой роли, поскольку президент не может ему полностью доверять. Наблюдатели полагают, что ситуация изменится в том случае, если этот пост займет Ильхам Алиев: появится премьер с широкими полномочиями. Работа на посту премьер-министра, очевидно, начнется со смены кадров – кабинет будет состоять из «единомышленников», как теперь принято называть окружение И.Алиева. Главной задачей будет возвращение доверия населения.

Этот вариант очень рискованный, поскольку в случае провала Ильхама Алиева на посту премьер-министра его шансы победить на выборах главы государства резко падают. Однако без демонстрации способностей своей команды в гонке за президентское кресло Ильхаму Алиеву будет очень трудно бороться и победить китов оппозиции [[2]].

1.2.       Общая картина межклановой и политической борьбы в связи с вопросом о преемнике Алиева

Усиление политического кризиса в Азербайджане, а также ухудшение здоровья Гейдара Алиева вызывает возникновение множества прогнозов относительно преемника нынешнего президента. В частности, наблюдатели не исключают возможности межклановых столкновений из-за дележа власти. Некоторые аналитики даже прогнозируют развитие событий в Азербайджане по таджикскому сценарию. Нынешняя ситуация, когда в стране нельзя уже говорить о присутствии сильной власти, действительно может привести к политическому хаосу. Поскольку в Азербайджане нет объединенной оппозиционной силы, в случае смены власти любой оппозиционный лидер будет считать себя лидером страны.

Однако кризис власти обусловлен здесь не только политическими факторами. В стране растет безработица, разрушены практически все отрасли экономики, кроме нефтяной, а приватизация приводит к массовому банкротству приватизированных предприятий. Кроме того, серьезными дестабилизирующими факторами являются политическая подоплека распределения нефтяных контрактов Баку и коррумпированность сегодняшней власти. В настоящее время режим Алиева поддерживается лишь с помощью подавления оппозиционных выступлений.

Вопрос о будущем президенте обсуждается и в самом руководстве Азербайджана. Нынешний президент Гейдар Алиев стремится сделать преемником своего сына Ильхама, в поддержку которого СМИ раскручена целая кампания. Высказывается даже идея о введении монархии и признании Ильхама Алиева наследником престола.

Сегодня власть в стране фактически переходит к родственникам Гейдара Алиева: вышеупомянутый сын президента курирует нефтяную отрасль Азербайджана, брат – Джалал Алиев – сельское хозяйство, и т.д. Другими вероятными кандидатами на пост президента являются экс-президент страны Абульфаз Эльчибей и бывший спикер азербайджанского парламента Расул Гулиев, живущий сейчас в США (все они, как и семья Алиева, – нахичеванцы). В любом случае, наиболее влиятельным фактором на выборах будет позиция Вашингтона, поскольку подавляющее большинство оппозиционных партий Азербайджана создано с помощью США и Турции, и находятся под влиянием заокеанского соседа, заинтересованном в стабильности в Баку как в зоне своих национальных интересов. Поэтому не случайно последние годы в азербайджанских политических кругах ходят разговоры о том, что все оппозиционные партии под патронажем Вашингтона уже договорились о преемнике президента: после Г.Алиева пост главы государства должен занять выходец из Нахичевани, чтобы не допустить межклановых столкновений [[3]].

1.3.       Столкновение нахичеванского клана и клана выходцев из Армении
в проправительственной партии

31 августа коллегия Верховного суда, возглавляемая Адалятом Мамедовым, начала слушание дела бывшего начальника Следственного управления МВД Hизами Годжаева и 13-ти других лиц, проходящих по этому делу. На процессе состоялось установление личностей подсудимых, трое из которых отказались от предоставленных следствием адвокатов. Суд удовлетворил протест Hизами Годжаева по поводу недопустимости проведения сотрудником Следственного управления республиканской прокуратуры видеосъемки судебного процесса.

Находящийся под судом бывший начальник следственного управления МВД Низами Годжаев, которому инкриминируется несколько преступлений (от покушения на убийство до взяточничества) заявил в середине сентября, что судебный процесс был затеян из-за противоборства генпрокурора Эльдара Гасанова с сыном спикера парламента, заведующим отделом аппарата президента Фуадом Алескеровым. Наблюдатели отмечают, что арест Н. Годжаева с самого начала было трудно объяснить криминальными причинами. Поэтому заявление Н.Годжаева если и не объясняет все, то дает пищу для размышлений.

Во-первых, противостояние во властных структурах, о чем неоднократно писалось в азербайджанских газетах, судя по всему, находит свое подтверждение. Арест Годжаева некоторые наблюдатели расценили как серьезный удар по благотворительному обществу «Агрыдаг», объединяющему выходцев из Армении. Об этом обществе много писали как о сопернике другого общества – «Алинджа», опирающегося, прежде всего, на нахичеванцев.

Арестованные высокопоставленные чиновники МВД и других учреждений в той или иной мере были близки к «Агрыдаг». Кроме того, есть неофициальная информация о том, что готовится арест и другого видного представителя этой группы – упомянутого выше Фуада Алескерова. Тот факт, что Н.Годжаев начал говорить об Ф.Алескерове, видимо, является предупреждением ему и его покровителям относительно того, что Годжаев может раскрыть детали своего ареста.

Видимо, Н.Годжаев, как опытный юрист, понимает, что он может стать очередной жертвой этой игры. Недавний 5-летний приговор, вынесенный одному из активных деятелей «Агрыдаг» Джаванширу Алиеву, который открыто выступал до суда и на суде против Али Нагиева и его сторонников – видных представителей «Алинджа», по всей вероятности, вынуждает Годжаева думать только о том, как обезопасить себя лично.

Заметим в этой связи, что в свое время «Агрыдаг» оказало немалое содействие Гейдару Алиеву в его возвращении к руководству страной. Однако после отставки Расула Гулиева с поста спикера парламента начали поговаривать о том, что «Агрыдаг» такое решение властей приняло без воодушевления и внутри него обозначились первые признаки раскола. Тогда же поползли слухи о том, что там на первые роли выдвинулся Али Инсанов, который должен был не допустить перехода «Агрыдага» на оппозиционные позиции, что удавалось некоторое время.

Между тем в ходе последней предвыборной кампании в азербайджанских СМИ начали появляться материалы о том, что часть «Агрыдаг» намерена поддержать Этибара Мамедова. Причина этого шага кроется в непрекращающейся борьбе группировок во властных структурах и ослаблении позиций сил, близких к упомянутому обществу. Возможно, здесь есть заслуга и блестящей предвыборной агитации Э.Мамедова, которая перетянула к нему не только немалую часть «пассивных избирателей», но и активную и мобильную часть электората, в том числе и часть членов «Агрыдага».

Именно поэтому, предполагают аналитики, Э.Мамедов был близок к победе (независимо от победы или поражения на выборах). Речь идет о стратегической цели перетянуть на себя социальную базу президента и усилить за счет нее партию национальной независимости Азербайджана (ПННА). Поэтому можно понять причину недавнего решения Г.Алиева, который в уже обозначившемся противостоянии «выходцев из Армении» и «нахичеванцев» косвенно поддержал вторых. Прямо пострадал глава бинагадинской организации «Ени Азербайджан» Аббас Мустафаев, косвенно – зампред партии Али Инсанов. Наблюдатели предполагают, что это может подтолкнуть проигравшую сторону примкнуть к ПННА или же к сторонникам Гулиева (т.е. к Демократической партии Азербайджана – ДПА). Несмотря на то, что на первом этом этапе борьбы «Агрыдаг» отступило, можно предположить, что решающая схватка еще впереди.

Теперь Н.Годжаев должен отвечать за то, что он является одним из вдохновителей «Агрыдага». Громкий судебный процесс над ним дает основание полагать, что вскоре могут последовать репрессии против политиков, которые каким-то образом связаны с «Агрыдагом».

Однако президенту Азербайджана сделать это будет нелегко. Напомним о том, что, когда глава государства заболел, сразу начался переход из правительственной партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) в ряды оппозиции, сторонники Гейдара Алиева превратились в его недругов. Тогда в некоторых азербайджанских СМИ появилась информация о том, что верхушка «Агрыдага» готовит «переворот». Ситуация в стране стала напоминать лето 1993 года, когда Г.Алиеву с трудом удалось вывести общество из глубочайшего кризиса.

В любой стране, когда механизм управления государством носит резко выраженный личностный характер, возрастает вероятность катаклизмов в самих властных структурах. Кадровая политика с «региональным акцентом» тоже всегда имеет свои последствия. Судя по всему, неопределенность в своем окружении и осложнение взаимоотношений с оппозицией вынуждает сейчас Г.Алиева не предпринимать каких-либо решительных действий. Несмотря на то, что двойную игру вести сложно, сохранение «статус-кво» также увеличивает вероятность наиболее нежелательных сценариев возможной развязки событий [2].

1.4.       Подготовка к муниципальным выборам

В Азербайджане продолжается подготовка к муниципальным выборам, которая ознаменовалась целым рядом скандалов.

В сентябре оппозиция в Азербайджане заявила о зафиксированных правонарушениях в ходе формирования территориальных избирательных комиссий. Ряд партий – «Независимый Азербайджан», «Гейрат» и Тюркская националистическая партия – приняли решение отказаться от участия в выборах. Они не уверены в том, что демократические принципы в ходе предстоящих выборов будут соблюдены. Ряд партий правого крыла оппозиции, которые вынесли условное решение об участии в выборах, оставив за собой право выйти из избирательной кампании в случае выявления серьезных нарушений, могут также отказаться от своего участия.

ПНФА (Партия Народного фронта Азербайджана), которая одной из первых заявила, что готова принять участие в выборах, несмотря на все недостатки муниципального законодательства, по словам функционеров партии, встанет перед необходимостью бойкота, если нарушениям не будет положен конец.

Обобщая зафиксированные факты правонарушений уже на начальном этапе избирательной кампании, можно говорить о наиболее распространенных методах, которые фиксировались оппозицией. Причем, по словам функционеров оппозиционных партий, правонарушения при формировании территориальных избирательных комиссий строятся главным образом по нескольким проверенным сценариям.

Наиболее часто встречаемым способом, по словам глав избирательных штабов ПНФА и ПННА Алимамеда Нуриева и Аднана Новрузова, являются активные попытки представителей исполнительных властей контролировать ход жеребьевки по созданию территориальных избирательных комиссий. Они пытаются навязать свою волю членам жеребьевочной комиссии. Такие факты имели место, по словам Алимамеда Нуриева, в Гяндже, Сальянском, Имишлинском, Саатлинском, Низаминском, и в особо значительном масштабе в Бинагадинском районах и др.

Другим наиболее характерным атрибутом первого этапа подготовки к выборам оппозиционеры называют отказ в приеме протоколов от представителей оппозиционных партий. Однако попытки ограничить число представителей оппозиции в избирательных комиссиях продолжаются и после регистрации кандидатов. По словам А.Нуриева и А.Новрузова, зафиксированы случаи, когда протоколы оппозиционеров помещают в конверты иного цвета, нежели протоколы кандидатов, близких к властям. В Гаджигабуле на конверты нанесли специальные «опознавательные знаки». Исход выборов в таких условиях предугадать не представляет большого труда.

Помимо этого, бывали и случаи, когда жеребьевка намеренно проводилась раньше назначенного времени. В этих случаях представители оппозиции узнавали о жеребьевке уже после того, как она завершалась.

Уверенность в том, что итоги выборов в территориальные комиссии разработаны задолго до выборов, по словам А.Нуриева, укрепляет тот факт, что до 80% людей, ныне избранных в территориальные избирательные комиссии, составляют те же, кто был в составе избирательных комиссий последних парламентских и президентских выборов. Причем, согласно подсчетам избирательного штаба ПНФА, 68% из них составляют главы комиссий.

Однако, несмотря ни на что, в избирательные комиссии попадают и оппозиционеры. Так, в 55-ти районах, где в выборах принимает участие ПНФА, прошли 19 ее представителей.

До дня первых в истории Азербайджана выборов в муниципальные органы (12 декабря) остается все меньше времени. Если проправительственные партии страны без каких-либо возражений и претензий участвуют в избирательной гонке, то их коллеги из оппозиции отзываются о процессе подготовки к выборам, мягко говоря, не в восторженных тонах. Правда, при этом одна часть оппозиционных партий, несмотря на недовольство, в избирательной кампании участвует, а другая уже объявила о своем твердом решении бойкотировать выборы, утверждая, что «не хочет становиться участниками фарса, организованного властями».

В очередной раз особняком среди оппозиционных партий стоит ПННА. Напомним, что на прошлогодних президентских выборах ПННА приняла в них участие без каких-либо оговорок и условий. На заявления же остальной оппозиции о фальсификациях партия и ее лидер Этибар Мамедов повторяли, что лучшим способом узнать о нарушениях является само участие в выборах. Э.Мамедов это участие принял, и, по его собственному признанию, «узнал» все об их проведении.

Теперь ПННА (впрочем, как и некоторые другие партии) пока не приняла окончательного решения об участии или бойкоте муниципальных выборов, отложив его до 23 октября, когда партия намерена провести свой съезд. При этом она принимает участие в начальных стадиях избирательной кампании.

Э.Мамедов пока воздерживается от комментариев по данному вопросу, мотивируя это тем, что не хочет влиять на ход предстоящего съезда. Ряд азербайджанских СМИ вспомнили слова Мамедова о том, что оппозиции следует участвовать только в президентских выборах. Если брать в расчет это соображение, то нерешительность ПННА становится понятна.

Кроме того, выдвигаются версии, что на решение Этибара Мамедова по муниципальным выборам (его роль как председателя ПННА достаточно велика) могла повлиять и его встреча во время последнего визита в США с сопредседателем Демократической партии Расулом Гулиевым. Как было сообщено общественности, лидеры двух партий пришли к соглашению о сотрудничестве в определенных вопросах. Не исключено, что и в вопросе с муниципальными выборами они нашли общий язык. Как известно, ДПА призывает всю оппозицию присоединиться к бойкоту. Поэтому, если ПННА найдет общий язык с ДПА, ей тоже будет выгоден всеобщий бойкот.

Наблюдатели предполагают, что ПННА заняло выжидательную позицию, потому что сегодняшняя ситуация отличается от прошлогодней, когда крупные оппозиционные партии, объединившиеся вместе с более мелкими в рамках Движения за избирательные реформы и демократические выборы, не принимали участия в президентских выборах. Тогда ПННА пошла на выборы еще и для того, чтобы привлечь к себе часть оппозиционного электората, что отчасти ей удалось.

По мнению некоторых наблюдателей, сторонники бойкота муниципальных выборов в этой партии предполагают, что особых политических дивидендов муниципальные выборы партии не принесут, так как у ПННА в избирательной гонке, кроме властей, появились и конкуренты из оппозиции. А это при соответствующих обстоятельствах может навредить имиджу этой партии как организации, пользующейся авторитетом среди населения.

Нельзя упускать из виду и специфическую черту муниципальных выборов: местные жители будут голосовать или за уважаемого в их районе человека, или за того, кто принес больше практической пользы своим согражданам – дал кому-то работу, помог в каких-либо бытовых проблемах и т.д. Понятно, что представитель оппозиционной партии за неимением финансовых или властных рычагов не в состоянии оказать такого рода помощь. ПННА в этом смысле, разумеется, не является исключением.

Однако в партии есть и те, кто желает участия ПННА в муниципальных выборах, причем таких людей немало. Их доводы могут быть следующими. Во-первых, все тот же известный постулат о целесообразности участия в выборах в качестве способа вскрыть фальсификации. Кроме того, все-таки следует учитывать и возможность получить места в муниципальных советах. Причем даже если принять во внимание заявления как оппозиции, так и некоторых наблюдателей, о массовых фальсификациях, не стоит в этом случае упускать и другого: те же самые наблюдатели, да и сами оппозиционеры говорят, что власти отвели оппозиции определенную часть мест в муниципальных органах, т.е. что-то ПННА приобрести все же сможет.

Сегодня можно сделать вывод о том, в ПННА существует множество разногласий. Ожидается, что этот процесс прекратится на предстоящем партийном съезде, но некоторые изменения могут наступить и раньше. В этом, по мнению наблюдателей, могут сыграть немалую роль и ожидающиеся митинги оппозиции, которые в состоянии повлиять на внутриполитическую ситуацию.

ДПА все время была, пожалуй, в оппозиционном лагере самой последовательной сторонницей бойкота выборов. Тем не менее, и в ее рядах есть сторонники участия. Сторонники этой позиции полагают, что участие оппозиции в муниципальных выборах будет значительно способствовать повышению политической активности населения.

По словам главы верховного меджлиса ДПА Нуреддин Мамедли, вероятность того, что партия откажется от участия в выборах, высока. Аргументы тех, кто выступает за бойкот, как отметил Н.Мамедли, сходны с аргументами остальных оппозиционеров. «Прежде всего, при нынешнем режиме демократические выборы практически невозможны. Однако, даже если представить, что выборы каким-то невероятным образом все-таки пройдут в демократической обстановке, возникает еще одно «но». Дело в том, что полномочия самих муниципальных органов сведены к нулю, что свидетельствует о том, что нынешний режим не хочет делить власть с избранными народом органами», – сказал Н.Мамедли.

Кроме того, муниципальные выборы, по его мнению, могут стать средством «для пассивной легитимизации нелигитимного президента». Нельзя упускать из поля зрения и другой нюанс, считает он. По словам Н.Мамедли, угроза окончательной потери Азербайджаном Карабаха достигла чуть ли не 100-процентной планки. «И для того, чтобы отвлечь внимание общественности от этой важнейшей проблемы, власти проводят выборы в муниципалитеты», – сказал он, назвав эти действия властей фарсом.

К концу сентября в Азербайджане завершилось формирование территориально-избирательных комиссий (ТИК) для предстоящих муниципальных выборов и начинается этап создания участковых избирательных комиссий (УИК). Здесь развернулась достаточно серьезная борьба политических сил.

Практически каждый день оппозиция заявляет о нарушениях муниципального законодательства, которое, по ее данным, в регионах приобрело массовые масштабы. Подтверждением служит и тот факт, что 10 политических и общественных организаций Гянджи уже отказались от участия в муниципальных выборах.

Данные наблюдателей также неутешительны. В сентябре независимый центр «За гражданское общество» (ЗГО) проводил мониторинг избирательного процесса и, по сообщениям этой организации, очередной этап муниципальной гонки свидетельствует о том, что в большинстве случаев избранные председатели ТИК, исполнительные структуры в районах либо не знают избирательных законов, либо сознательно их нарушают. В Джалилабадском, Билясуварском, Шекинском и Саатлинском районах Азербайджана исполнительная власть вообще отказалась утверждать протоколы кандидатур в участковые избирательные комиссии, а в селе Джандан представитель районной исполнительной власти Мухтар Ибишов, по данным наблюдателей, открыто заявил, что члены УИК назначены еще месяц назад и другие протоколы кандидатов им не нужны.

Во многих районах от населения и потенциальных кандидатов скрывают информацию о месте и времени проведения процедуры жеребьевки. А в Сабаильском, Сураханском, Азизбековском, Наримановском и Ясамальском районах столицы формирование УИК прошло, по данным наблюдателей, не то что бы тайно, а еще и по заранее составленным спискам.

Как констатирует ЗГО, возможности участия оппозиционных кандидатов в УИК всячески ограничиваются и бюрократическими препонами, и открытым отказом, а вмешательство местных исполнительных структур в избирательный процесс принимает грубые формы. В 12-м ТИК Кяпазского района Гянджи формирование двух УИК прошло, как сообщили наблюдатели, под патронажем зав. правовым отделом местной исполнительной власти Ильхама Алиева. В Шеки же в избирательный процесс на одном из участков вмешался Бельяр Мамедов, брат главы местной исполнительной власти Ашрафа Мамедова, и отстранил от участия в жеребьевке одного из кандидатов. Кроме того, по данным ЗГО, наблюдались случаи, когда утверждались кандидатуры людей, вообще не проживающих в Шеки.

В селах Сахнаабад и Сабирабад Джалилабадского района члены ТИК вознамерились было решить исход жеребьевки так, как им было нужно. Однако избиратели изобличили эту попытку и выгнали фальсификаторов из сел.

На заседании Центризбиркома в середине сентября его глава Джафар Велиев поручил членам ЦИКа проверить все факты правонарушений в ходе формирования участковых избирательных комиссий. Итоги проверки должны быть представлены до 27 сентября.

Еще один вопрос, который дебатируется в настоящее время среди оппозиции – то, как она должна идти на выборы: вместе или раздельно. Лидер Партии гражданской солидарности Сабир Рустамханлы заявил, что, по его мнению, партиям, входящим в Демконгресс, целесообразно автономно вступить в избирательную кампанию. По его словам, участие членов Демконгресса в выборах в одном блоке может ограничить их возможности в том смысле, что блок может, например, выставить лишь одного кандидата в избирательную комиссию, в то время как автономное участие оппозиционных партий позволит увеличить это число. Оппозиционные партии должны оказывать в ходе избирательной кампании всестороннюю поддержку друг другу и без формирования блока. Высказываются также и мнения в пользу различных вариантов объединения оппозиционных сил.

В конце сентября председатель Центральной избирательной комиссии Джафар Велиев сообщил, что в муниципальных выборах в Азербайджане примут участие более 15 политических партий из 37 зарегистрированных. Велиев при этом отметил, что при подготовке инструкций особую активность проявляют эксперты Международного фонда системы выборов. По его словам, помимо тематических роликов на телевидении и проведения семинаров, планируется произвести выпуск брошюр, содержащих лаконичное изложение основных прав избирателей и поясняющих суть нового для Азербайджана института муниципального управления [2].

1.5.       Сессия Милли Меджлиса

1 сентябpя открылась очередная сессия Милли меджлиса (ММ). В аппарате ММ сообщили, что в течение сентября парламентарии будут заниматься законотворческой деятельностью в постоянных комиссиях ММ. Кроме того, в этот период им предстоит определить план законодательной работы осенней сессии, начинающейся 30 сентября. пленарные заседания ММ продолжатся 3 месяца – до 30 декабря. Зимние каникулы будут краткосрочными (15 дней) [2].

2.    Экономика

2.1.       Пятилетие нефтяного «контракта века»

В сентябре в Баку широко отмечалось 5-летие «контракта века» на совместную разведку месторождений Азери-Чираг и глубоководной части Гюнешли. В столицу Азербайджана прибыли представители России, США, Японии, Великобритании, Норвегии, Турции, Саудовской Аравии, Грузии, Украины, Казахстана, руководители 24-х иностранных нефтяных компаний и представители 23-х нефтяных компаний, находящихся в Баку. Российская сторона предложила Баку несколько новых направлений экономического сотрудничество, что было положительно оценено Азербайджаном.

На «праздник нефти» были приглашены и представители Туркменистана, однако Ашхабад воспринял данное приглашение не иначе, как верх цинизма. Такая реакция объясняется тем, что часть месторождений «контракта века» принадлежит Туркменистану. Спор ведется двумя странами из-за месторождений Азери и Чираг, первое из которых, по мнению туркменской стороны, полностью, а второе частично принадлежит Туркменистану [[4]].

2.2.       Нефтяное сотрудничество

Проводящиеся в настоящее время переговоры между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) и компанией «Conaco» по разработке месторождения «Гюнешли» пока не принесли результатов. По словам президента ГНКАР Натика Алиева, проблемы возникли в связи с отказом «Conaco» от первоначальных предложений по основным принципам разработки месторождения. Н.Алиев подчеркнул, что сейчас предложения нефтяной компании расплывчаты, и поэтому они не устраивают ГНКАР.

Во время переговоров представители «Conaco» сослались на необходимость больших капиталовложений и на то, что территория Б (месторождение «Гюнешли») условно разделена на зону А, где добывает нефть ГНКАР, и зону Б (не разведана). Однако «Conaco» потребовала два-три года на разведочный период, затем несколько лет на разработку, а это означает, что «Conaco» не берет на себя никаких обязательств и не ограничивается в сроках. При такой постановке вопроса ГНКАР, по мнению Н.Алиева, окажется в крайне невыгодной ситуации, ожидая решений зарубежной нефтяной компании.

По словам главы ГНКАР, в переговорах с зарубежными нефтяными компаниями ГНКАР настаивает на четкой и однозначной фиксации в контрактах обязательств по проводимым работам. Позиция ГНКАР по месторождению «Гюнешли» состоит в следующем. Во-первых, в зоне А разрабатываемой структуры добываемая ГНКАР нефть будет оставаться у последней. Здесь, по словам Натика Алиева, использование полученной нефти на инвестиции или дележ невозможен. Во-вторых, закачка воды для поддержания пластового давления и другие работы будут осуществляться за счет иностранных компаний, которым предоставляется право на разведочную территорию, на бурение разведочных и эксплуатационных скважин, строительство нефтяных платформ. При этом все свои затраты иностранные компании будут возмещать за счет освоения новых территорий.

Интерес к месторождению «Гюнешли» со стороны иностранных компаний достаточно высок, однако более 65% всей добываемой ГНКАР нефти приходится именно на «Гюнешли». Если компромисс по этому месторождению достигнут не будет, ГНКАР готова сама эксплуатировать месторождение до его истощения или прихода в упадок. Н.Алиев считает, что полностью отдать в руки иностранной компании месторождение «Гюнешли» невозможно.

Разочарованный Натик Алиев заявил, что отныне Азербайджан сам будет устанавливать условия для зарубежных нефтяных партнеров, поскольку их реальные предложения неэффективны и расплывчаты [[5]].

2.3.       Обсуждение проекта социально-экономического развития страны

В середине сентября прошло закрытое заседание Кабинета министров Азербайджана. На нем обсуждался подготовленный Министерством экономики проект социально-экономического развития (СЭР) Азербайджана на 2000 год и соответствующий проект госбюджета.

Премьер и министры не рассматривали выполнение бюджета нынешнего года. Реальная же картина такова. После повышения цен на нефть на мировых рынках, которыми азербайджанское правительство нередко объясняет свои провалы в экономике, могла произойти стабилизация в экономике. Однако, по статистике, доходы бюджета за 7 месяцев нынешнего года составили всего 1 трлн. 292 млрд. манатов, или 325 млн. долларов. За этот же период прошлого года было собрано чуть меньше – 1 трлн. 256 млрд. долларов. Положение с заполнением бюджета в нынешнем году оказалось не лучше, чем в прошлом, – несмотря на то, что в этом году цены на нефть поднялись существенно: с 11 до 16 долларов за баррель. Таким образом, к концу года в Азербайджане может повториться ситуация декабря прошлого года – секвестирование бюджетных расходов на 30-35%.

Дело в том, что в нынешнем госбюджете доходы предусмотрены в размере 3 трлн. 227 млрд. манатов (807 млн. долларов). Очевидно, что за оставшиеся пять месяцев правительству не удастся собрать более 480 млн. долларов, если за 7 месяцев было собрано лишь 325. По мнению экспертов, к концу года правительству удастся собрать в бюджет вместо 807 максимум 600 млн. долларов.

Наибольший недобор наблюдается в сборе подоходного налога, налога на прибыль, имущество и землю. Некоторые из них собраны менее чем на 40% от запланированного. Только таможенной службе удалось перевыполнить план на 9%. Бюджет не спасли и лицензии на торговлю табачными изделиями и спиртными напитками, которые правительство активно вводило в начале года.

Причины аналитики видят в падении деловой активности в этом году. Азербайджанскую столицу покидают иностранные компании, работавшие в нефтяной отрасли. Падение покупательской способности населения из-за кризиса в начале года отразилось и на местных предпринимателях, работающих в торговле, сфере услуг и общественного питания. Кроме того, с момента болезни президента начали резко снижаться цены на недвижимость, и строительный бум в Баку постепенно сошел на нет. Постоянное уменьшение наличной массы в обращении парализовало работу местных банков. И наконец, в области приватизации несогласованность действий различных структур правительства привела к тому, что вторая ее программа так и не была принята, а доходы бюджета от разгосударствления в этом году снизились в 100 раз по сравнению с прошлым годом.

В последнее время можно говорить о том, что процесс секвестирования бюджета уже начался. По итогам 7 месяцев здравоохранение недофинансировано на 31%, образование – на 6%, социальное обеспечение – на 3%. В результате нынешним летом в больницах, например, были зафиксированы смертные случаи из-за высокой температуры воздуха и недостатка кондиционирования, в школах наблюдается дефицит учебников, задерживается выплата пенсий.

В противоположность этому, госструктуры и правоохранительные органы были профинансированы достаточно хорошо. Так, расходы на аппарат президента, Милли меджлис, Кабинет министров, полицию, Министерство национальной безопасности и прокуратуру по сравнению с прошлым годом увеличились на 7%.

Таким образом, правительство практически повторяет результаты прошлого года. Можно вспомнить кризис февраля 1999 г., одной из главных причин которого стали именно итоги бюджета в 1998 году. В прошлом году, экс-министр финансов Фикрет Юсифов, объяснял в парламенте все провалы с бюджетом падением цен на нефть. Видимо, в этом году его преемнику Авазу Алекперову нужно будет искать другую причину действий правительства.

Специалисты утверждают, что экономическая ситуация в Азербайджане крайне сложная, и тенденция такова, что она ухудшается из года в год.

Пока же власти Азербайджана, по всей видимости, этого не осознают. Показательным является упомянутый выше проект социально-экономического развития страны на 2000 год. Этот документ, по мнению ряда экспертов, во многом напоминает прошлые проекты и составлен достаточно безграмотно.

Согласно расчетам Минэкономики, курс доллара в будущем году повысится до 4400 манатов, т.е. ожидается инфляция. Тем не менее, в проекте СЭР нет даже упоминания об индексации выплат пенсионерам, которых сегодня в стране проживает 1 млн. 177 тысяч человек.

Среднемесячная пенсия в Азербайджане составляет 55872 маната (14,4 доллара) на человека. В случае инфляции и без индексации эта цифра в долларовом эквиваленте автоматически снизится до 12 долларов 70 центов, и крайне низкий жизненный уровень престарелых азербайджанцев еще более ухудшится.

Что касается других категорий населения, то реформ для улучшения их положения в проекте СЭР не предусмотрено. К примеру, не упоминается о создании условий для возвращения более 1,5 млн. человек, которые в поисках работы уехали в Россию, Украину, Турцию и Иран. Обстановка же в РФ дает основание прогнозировать скорое возвращение многих граждан Азербайджана. В связи с этими фактами азербайджанская оппозиция продолжает резкую критику правительства [2].

2.4.       Причины задержки с принятием второй госпрограммы приватизации

Заместитель министра экономики Азербайджана Октай Ахвердыев, комментируя задержку с принятием второй госпрограммы приватизации, заявил, что необходимости в ней пока нет. По его словам, сначала необходимо принять новый закон «О приватизации», который будет регулировать весь процесс. В настоящее время в Азербайджане завершается малая приватизация, идет разгосударствление средних и крупных предприятий. О.Ахвердиев также заметил, что ежегодно должен разрабатываться текущий план действий правительства по приватизации крупных объектов, а правила приватизации в каждой конкретной отрасли могли бы регулироваться постановлениями Кабинета Министров [2].

3.    Социальная сфера

3.1.       Акция протеста, проведенная ассоциацией «Бездомные бакинцы»

3 сентября ассоциация «Бездомные бакинцы» провела пикет перед зданием исполнительной власти (ИВ) Баку. Эта организация существует с 1995 года. В нее входят граждане, насильно выселенные из своих квартир, жертвы произвола властей и просто пострадавшие в ходе квартирных махинаций.

По словам члена Совета ассоциации бездомных Эльдара Али-Заде, таких людей в Баку тысячи, и только за последние три месяца к ним обратилось около 600 человек. Число бездомных постоянно растет, а судебные процессы тянутся годами и в большинстве случаев заканчиваются не в пользу пострадавших. При этом, даже если выносится решение в их пользу, добиться его исполнения практически невозможно.

Общество уже неоднократно проводило пикеты, пресс-конференции, рассылало обращения во все мыслимые инстанции, но результаты минимальны. На этот раз пойти на пикет перед зданием ИВ Баку их заставил отказ мэрии в разрешении провести ряд пикетов перед зданиями зарубежных и международных представительств. Отказ в проведении пикетов мотивируется столичными властями достаточно странно: напряженной политической ситуацией в Югославии, так как есть опасность террористических актов во время пикетов. Кроме того, ИВ более двух месяцев отказывает в разрешении провести пикет около здания республиканской прокуратуры, которая, по словам бездомных, погрязла во взяточничестве.

Члены ассоциации направили ИВ Баку заявление, в котором указаны 4 просьбы:

1. Создать условия для развития демократических тенденций путем разумного регулирования и разрешения проведения цивилизованно организованных пикетов, предусмотренных законодательством.

2. Прекратить практику бюрократических и необоснованных отказов в разрешении проводить пикет.

3. Разрешить пикет перед генеральной прокуратурой с тем, чтобы помочь руководству этого органа активизировать борьбу с коррупцией, взяточничеством, бюрократией, нарушениями прав человека, имеющими место в этом ведомстве.

4. На все заявки граждан о проведении пикета давать вразумительные ответы, а не игнорировать их молчанием [2].

3.2.       Ситуация в сфере образования

Выше мы уже писали о недофинансировании сферы образования. Гейдар Алиев дал обещание изменить ситуацию. Он заявил на встрече с работниками образования Азербайджана и студентами, поступившими в этом году в высшие учебные заведения, что он дал поручение Кабинету министров и Минфину представить до конца года предложения по повышению зарплаты учителей.

В начале сентября в Баку открылся двухдневный семинар «Начало проекта реформ в области образования». Мероприятие посвящено второму этапу реформ в системе образования и проводится совместно с Всемирным банком и Министерством образования страны.

В Азербайджане давно признают необходимость реформы системы образования. Ее центральным звеном является обязательное начальное образование. В настоящее время в Азербайджане уже нет 100%-ной грамотности населения, снижается и общий уровень грамотности.

Министр образования Азербайджана Мисир Марданов отметил в этой связи, что нынешний учебный год станет началом реформ. В целом же образовательные реформы, в которых стране оказывает помощь Всемирный банк, охватят 1998-2007 годы. Программа будет реализовываться в три этапа.

Данный вариант реформирования системы обязательного начального образования основан на опыте Гондураса. Правительству этой страны удалось создать конкуренцию между школами без особых затрат, поскольку начальное образование там построено на системе ваучеров. В начале года Министерство образования или муниципалитет распределяет выделенные на начальное образование бюджетные средства не между школами, а между родителями детей. Сумма, предусмотренная школам какого-то района, делится поровну на количество детей этой административной единицы и на полученную цифру печатаются специальные чеки (ваучеры), которые раздаются родителям. И уже родители выбирают, в какую школу отдать своего ребенка и передать этот ваучер. Таким образом, школы не получают денег непосредственно из бюджета. Школы в начале года передают все собранные ваучеры в соответствующий отдел Минобразования и получают бюджетные средства в соответствии с количеством собранных ваучеров. Чем больше ваучеров, тем больше денег у администрации школы, тем выше зарплата педагогов, тем лучше материально-техническая база. Благодаря такой системе школа становится жизненно заинтересована в учениках.

Проблемой для внедрения этой схемы в Азербайджане может стать сопротивление чиновников, поскольку при такой системе финансирования резко снижается возможность хищения бюджетных средств [2].

3.3.       Проведение ярмарки труда

В середине сентября открылась Бакинская ярмарка труда, организованная Главным управлением занятости Министерства труда и социальной защиты Азербайджана. Несмотря на довольно слабое в этом году, по сравнению с прошлым, информирование населения о трудовой ярмарке, на ней побывало множество желающих.

В основном это были безработные, но приходили и те, кого работа не устраивает (преимущественно из-за низкой оплаты труда). В мероприятии принимало участие 741 предприятие, представившие 5067 вакантных мест. Несмотря на то, что число участников нынешней ярмарки было на 153 предприятия больше, чем в прошлом году, количество вакансий сократилось на 30%.

Средняя заработная плата вакантных мест составляла 142 тыс. манатов (на прошлогодней ярмарке она составляла 170 тыс. манатов), минимальная зарплата – 28 тыс. манатов. Среди наиболее крупных государственных работодателей на ярмарке были представлены ГНКАР, «Азэнержи», Азербайджанская железная дорога, которым в основном требуются рабочие по специальности – электрики, монтажники, бытовое обслуживание. Предлагаемая работодателями зарплата составляла от 400 тыс. манатов и выше. Однако вакансий они предложили не так много, в среднем – 10-15 мест.

Нужно отметить, что практически все вакантные места колебались в этих пределах. Наибольшее же число вакансий (100) представило на ярмарке азербайджано-китайское совместное предприятие (СП) «Danis Trade Co LTD», производящего детский трикотаж. Соответственно, СП требуются девушки-прядильщицы. Средняя зарплата ученицы здесь равна 20-ти долларам, более опытной прядильщицы – 70-ти долларам.

Иностранных компаний на ярмарке было более 100. Требуемые зарубежными работодателями специалисты, в основном, инженеры по автоматике и геологи-геофизики, менеджеры, экономисты и бухгалтеры. Всем им гарантируется зарплата не менее 500 долларов.

Столь солидным различием в зарплате и объясняется особый интерес азербайджанских работоискателей к столикам с иностранными компаниями. Особый интерес у молодых людей, ищущих работу, наблюдался к компаниям «Азерсель», «Fels Baku LTD», «Таpet», «Пепси-Кола». Однако далеко не все из них могли соответствовать предъявляемым требованиям, которыми в первую очередь являлись хорошее знание английского языка, компьютера и своей специальности.

К числу новшеств нынешней ярмарки нужно отнести выделенную для трудоустройства инвалидов III группы квоту на 355 мест от общего числа вакантных мест. Зарплата здесь составляет от 200 тыс. до 400 тыс. манатов.

По статистике, на сегодняшний день в Баку зарегистрировано до 26 тыс. безработных. Отметим также, что с Бакинской ярмаркой в этом году активно знакомятся представители государственных ведомств по занятости Грузии. В этой стране проблема безработицы стоит не менее остро и, возможно, уже в следующем году в Грузии будет проведена подобная ярмарка. По словам грузинского представителя, в будущем можно будет подумать и о совместных ярмарках. Напомним, что в Азербайджане ярмарки труда проводятся с 1997 года.[2]

4.    Внешняя политика

4.1.       Российско-азербайджанские отношения

В начале сентября в российских СМИ прошла информация о том, что, по некоторым данным, в скором времени не исключена попытка переброски в Чечню через территорию Азербайджана группы таджикских боевиков [[6]].

Другим важным событием стали обвинения в адрес Азербайджана со стороны Геннадия Селезнева. Заявление, сделанное в начале сентября председателем Государственной Думы РФ Геннадием Селезневым, о том, что с территорий Азербайджана и Грузии в Чечню перебрасываются вооружение и боевики, вызвало в Баку резко негативную реакцию. Руководство Азербайджана считает, что заявления такого рода, по меньшей мере, лишены оснований. Министр национальной безопасности Намик Аббасов заявил, что Москва может закрыть российско-азербайджанскую границу, однако лучше было бы перекрыть те участки, по которым возможно перемещение боевиков. Агентство «Туран» со ссылкой на пресс-службу МНБ Азербайджана сообщило, что подобные сообщения российских СМИ являются «дезинформацией, направленной на дезориентацию общественного мнения, на поиск внутренних проблем России в другом направлении и в конечном итоге на ухудшение азербайджано-российских отношений». Пресс-служба МНБ отмечает, что азербайджано-российская граница надежно охраняется.

Госсоветник по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде также осудил заявление Селезнева как безосновательное, заметив, что Азербайджан не может поставлять вооружение в Чечню уже потому, что сам находится в состоянии войны и не имеет излишков оружия.

Азербайджанские военные аналитики считают, что исламские боевики в Дагестане не нуждаются в дополнительных поставках оружия. Затягивание же вооруженного противостояния, по мнению экспертов, может привести к ослаблению позиций России на Северном Кавказе. Что касается позиции официального Баку в отношении событий в Дагестане, то в беседе с председателем Госсовета Дагестана Магомедали Магомедовым президент Азербайджана Гейдар Алиев выразил поддержку властям Махачкалы и выразил надежду на скорое восстановление мира в этой республике [[7]].

Президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил, что Дагестан является ближайшим соседом Азербайджана, воспринимается им как часть России и субъект Российской Федерации. Алиев также отметил, что никто еще не представил ни одного факта, подтверждающего поступление оружия из Азербайджана в Чечню. По его словам, всем известно, что незаконные поставки вооружений идут из самой России, и он предупреждал Ельцина об осложнении обстановки в Дагестане еще летом 1997 года, однако российская сторона проигнорировала эти предупреждения. Алиев заявил, что позиция Азербайджана является однозначной – против сепаратизма и терроризма, против расчленения России.

По мере обострения ситуации на российском Северном Кавказе наиболее влиятельные СМИ России вновь возвращались к теме использования территории Азербайджана как транзитного пункта для переброски вооруженных людей, оружия, денег и наркотиков из внешнего мира в Чечню и обратно. В частности, российская газета «Версия» сообщила даже о том, что с нескольких военных аэродромов Азербайджана чуть ли не еженедельно отправляются самолеты в Чечню. Официальные источники в Баку категорически опровергают данную информацию. Учитывая сложившуюся ситуацию, когда Азербайджану в не меньшей степени, чем России, невыгодна резкая дестабилизация ситуации в Дагестане, можно предположить, что данные сообщения действительно не соответствуют реальности.

В начале сентября министр иностранных дел России Игорь Иванов совершил визиты в государства Закавказья. Турне было посвящено проблеме региональной стабильности. В связи с ситуацией в Дагестане Москва проявляет особую озабоченность по поводу совместной границы республики с Азербайджаном. В свою очередь, в Баку уверены, что контроль за ситуацией зависит и от Азербайджана, в частности – в вопросе усиления охраны границы, которая при определенных условиях может превратиться в транзитный путь для террористов и оружия. Происходящее на Северном Кавказе эксперты связывают с желанием определенных политических кругов создать отдельный от России «общий исламский Кавказ», для чего необходимо иметь выходы на другие государства. В этой связи прежде всего Азербайджан обретает для России особую актуальность.

2 сентября в рамках визита по государствам Закавказья Баку посетил Игорь Иванов. Состоялись переговоры с президентом Гейдаром Алиевым и министром иностранных дел Тофиком Зульфугаровым. Стороны обсудили ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, а также перспективы двустороннего сотрудничества [[8]]. Кроме того, по неофициальной информации, в начале сентября в Баку на встрече за закрытыми дверями президента Гейдара Алиева с И.Ивановым обсуждалось положение в Дагестане. Во время встречи И.Иванов заявил о заинтересованности России в стабильности на Кавказе и необходимости строить общий дом безопасности.

С другой стороны, Россию волнует факт усиления влияния НАТО в закавказском регионе. По ряду причин наиболее прохладные отношения среди стран СНГ у России складываются именно с Азербайджаном. Нерешенность карабахского конфликта привлекает внимание Запада, который намеревается с помощью этой проблемы укрепиться в регионе. Не исключено, что и переговоры Г.Алиева с Р.Кочаряном ведутся с подачи Вашингтона. В Баку же утверждают, что в Москве не знают, какие игры ведет Кочарян за спиной России и достаточно ли он информирует своих российских коллег о сути переговоров с американцами и Алиевым.

Кроме этих вопросов, на переговорах в Баку была затронута тема военного сотрудничества Москвы и Еревана. Игорь Иванов заявил, что Россия просто укрепляет свои военные базы, и при этом предложил наладить контакты между российскими и азербайджанскими военными.[[9]]

Руководство Азербайджана стремится придать Баку прозападный облик. Характерно, что рекламные щиты не содержат надписей на русском языке. Заметим в этой связи, что из 20-ти газет, продающихся в Баку, лишь три местных издания являются русскоязычными. В настоящее время лидером экономического партнерства с Азербайджаном является Турция: турецкие бизнесмены быстро осваивают рынки пищевой промышленности, телекоммуникаций, электроники, нефтяной и мебельной промышленности. [[10]]

Тем не менее, в последнее время очевиден поворот в экономической политике России по отношению к Азербайджану. Так, после визита в Баку И.Иванов высказался за более тесное сотрудничество двух стран и координацию действий в борьбе с сепаратизмом. Другой представитель российского правительства, министр топлива и энергетики Виктор Калюжный высказывается за развитие сотрудничества с Азербайджаном не только в сфере нефтяной промышленности, но и в других отраслях.

Необходимо отметить, что Россия в настоящий момент крайне заинтересована в том, чтобы не допустить окончательного разрыва с Баку в экономическом плане. Так, говоря о проблемах, возникших на северном маршруте в связи с транспортировкой азербайджанской нефти, Калюжный сообщил, что правительством России принято окончательное решение о строительстве обходного нефтепровода для бесперебойной подачи азербайджанской нефти через российскую территорию. По словам Калюжного, этот проект будет реализован в течение 6-8 месяцев, что позволит обеспечить перекачку нефти в объеме 12 млн. т ежегодно. Кроме того, создается балтийская система трубопроводов, которая должна дать возможность стабильной перекачки азербайджанской нефти.

Калюжный также сделал официальное заявление о том, что работа северного маршрута будет восстановлена и запланированная перекачка нефти на этот год будет осуществлена. Российский министр предложил поставлять азербайджанские нефтепродукты в Ставропольский край и другие районы Северного Кавказа, поскольку там существует большая потребность в нефтепродуктах, а бюджет Азербайджана сможет получить дополнительную прибыль.

Активизация политики России в Азербайджане показывает, что в отношениях двух стран в нынешнем году наметились значительные изменения. Большинство аналитиков справедливо полагает, что ослабление влияния России в этой стране несколько лет назад имело отрицательные последствия, и рано или поздно Москва должна была начать борьбу с Вашингтоном за нефтяные рынки Закавказья, осознав, что этот регион не ограничивается одной Арменией. Похоже, что в Баку положительно оценивают активизацию двусторонних контактов, поскольку его сотрудничество в области нефтедобычи со странами Запада сейчас осложнено. Азербайджанское руководство также не исключает возможности смягчения позиции России в армяно-азербайджанском конфликте. Из слов В.Калюжного также можно сделать вывод о том, что России интересна позиция азербайджанского президента о ситуации на Северном Кавказе, в частности – в Дагестане.

В силу геополитической близости к Азербайджану России проще наладить политическое и экономическое сотрудничество с этой страной, и возможно, в ближайшем будущем здесь начнется вытеснение США из различных сфер. Однако на этом пути существует много проблем, и одна из них – позиция России в отношении Нагорно-Карабахского конфликта [[11]].

Ряд наблюдателей отмечает, что в последние месяцы в Азербайджане наблюдается усиление пророссийских настроений. Ряд аналитиков связывают это со сложностями во внешней политике Гейдара Алиева, называя это даже крахом прозападного курса президента. Однако сегодня действительно можно констатировать, что надежды Алиева решить экономические вопросы и урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе с помощью Запада не увенчались успехом, а многомиллиардные инвестиции так и не поступили в страну.

Что касается решения Нагорно-Карабахской проблемы, то сегодня очевидно, что НАТО не пойдет на прямое военное вмешательство, так как это привело бы к столкновению альянса с российскими Вооруженными силами, дислоцированными на территории Армении.

Несмотря на то, что пророссийская оппозиция в Азербайджане была фактически уничтожена, сегодня можно говорить о начале создания пророссийских блоков и объединений. Так, в стране был создан блок ряда партий и движений «Социалистический Азербайджан», который будет бороться за возвращение на пост главы государства Аяза Муталибова, который всегда выступал за тесную интеграцию с Россией.

В настоящий момент сложно прогнозировать развитие событий, однако в свете последних событий на Северном Кавказе очевидно, что перемены во власти Азербайджана как результат усиления там российского влияния могут произойти лишь после победы Москвы над чеченскими боевиками [[12]].

4.2.       Нагорно-Карабахская проблема

В начале сентября в Баку состоялись переговоры по проблеме урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе с участием Гейдара Алиева и нового сопредседателя Минской группы (МГ) ОБСЕ от США Кери Кавано.[[13]] Кавано, в частности, сообщил, что в сентябре обновленный на две трети (сменились российский и американский представители) состав сопредседателей МГ проведет переговоры с действующим председателем этой организации, министром иностранных дел Норвегии Кнутом Воллебеком.

Президент Азербайджана на встрече с Кери Кавано выступил с резкой критикой в адрес сопредседателей МГ. По мнению главы азербайджанского государства, за последний год сопредседатели МГ ОБСЕ работали неэффективно, что вызывает чувство обеспокоенности азербайджанской общественности. По его словам, после того, как Азербайджан выразил свое негативное отношение к последнему предложению МГ относительно «общего государства», руководство страны предполагало, что будут внесены новые предложения по проблеме, однако этого не последовало.

Министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров также заявил на встрече с новым сопредседателем МГ ОБСЕ от США, что в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта в настоящее время достигнут наибольший прогресс со времени возникновения проблемы. Министр напомнил, что первая встреча президентов Азербайджана и Армении в этом году была в Вашингтоне, потом в Москве, а затем дважды переговоры состоялись в Женеве. Зульфугаров подчеркнул, что стороны понимают: прогресс в деле урегулирования конфликта зависит от их стремления навстречу друг другу.

Начало сентября вообще было отмечено активизацией усилий международного сообщества в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Вначале Баку и Ереван посетил К.Кавано, затем в Баку прибыл министр иностранных дела России Игорь Иванов, которого сопровождал новый российский сопредседатель Николай Грибков. Наблюдатели отмечают, что на подобную активизацию повлияли две, состоявшиеся без посредников, встречи Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна в Женеве. Лидеры государств дали понять, что не дожидаясь действий МГ они полны решимости развязать узел противоречий своими силами. Естественно, такая перспектива никак не могла устроить ни США, ни Россию.

Скорее всего, как Грибков, так и Кавано, проинформируют Воллебека о результатах своих поездок и переговоров с руководством Азербайджана и Армении, и действующий председатель ОБСЕ привезет с собой в регион последние предложения МГ.

Визиты в Азербайджан Кери Кавано и Игоря Иванова, акцентированные на карабахской проблеме, не остались без внимания. Критика, высказанная президентом Азербайджана Алиевым в адрес переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ, может стать переломным моментом в ее деятельности, если, конечно, будет принята этой структурой к сведению.

В этой связи мнения иностранных дипломатов, аккредитованных в Армении, не могут не привлекать внимания. Так, посол Франции в Армении Мишель Легра заявил о том, что решение проблемы Нагорного Карабаха следует искать в плоскости, находящейся между независимостью и самоуправлением.

По мнению посла, концепция «общего государства», лежащая в основе последнего предложения сопредседателей МГ ОБСЕ, лишена конкретики. Более того, оно, по словам Легра, не имеет юридического и дипломатического смысла: это просто удобный термин, позволяющий продвинуться вперед по пути поиска решения.

Посол выразил уверенность в том, что если какую-то из сторон не устраивает только выражение «общее государство», другая сторона не станет упрямо за него цепляться. Посол Франции в Армении добавил, что предложение сопредседателей не является окончательным текстом соглашения, который будет либо принят, либо отвергнут. Дипломат заявил, что выражение «общее государство» можно изъять. Если же оставшуюся часть стороны примут за основу дальнейших переговоров, это будет правильным шагом.

Мишель Легра выступил за продолжение прямого диалога президентов Армении и Азербайджана. По его мнению, у государств Закавказья есть проблемы, с которыми они не могут справиться порознь, хотя бы исходя из географических особенностей.

Схожие мысли высказал в этой связи и посол США в Армении Майкл Леммон. По его словам, у посредников нет желания навязывать какое-либо решение какой-либо стороне, ибо в этом случае решение не будет мирным и долгосрочным. Леммон подчеркнул, что целью предложений МГ ОБСЕ является стимуляция переговорного процесса, с тем, чтобы армяне, азербайджанцы и народ Карабаха могли прийти к взаимному согласию.

Леммон высказал солидарность с французским коллегой и по вопросу «общего государства», заявив, что сопредседатели использовали этот термин как сконцентрированное понятие развивающихся отношений между азербайджанскими и карабахскими структурами, как промежуточный статус между независимостью (которая неприемлема для Азербайджана) и самоуправлением в советском духе (которое неприемлемо для Карабаха). М.Леммон выразил надежду на то, что стороны конфликта смогут удовлетворить свои основные требования, ведя переговоры в рамках уже предложенных принципов и параметров.

Подобные заявления иностранных дипломатов, работающих в Армении, в целом имеют конструктивный оттенок. Видимо, что к позиции Азербайджана, отвергнувшего концепцию «общего государства», стали относиться с большим пониманием. Это могло бы дать некоторые шансы на активизацию переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ. Однако из вышеприведенных заявлений напрашивается вывод, что МГ ОБСЕ свой ресурс в урегулировании карабахской проблемы исчерпала вместе с последним предложением. Фактически оба дипломата открыто дали понять, что теперь дело за личными контактами конфликтующих сторон.

Новая ситуация вокруг Карабаха вызвала также и комментарии со стороны ряда официальных лиц и представителей оппозиции. Так заведующий отделом аппарата президента Новруз Мамедов сообщил в начале сентября, что не считает критической ситуацию вокруг разрешения армяно-азербайджанского конфликта. По его мнению, с весны этого года Запад интенсифицировал свои усилия в этом направлении, а после женевской встречи президентов Армении и Азербайджана между позициями двух стран нет серьезных противоречий, и вскоре позиция Азербайджана будет предпочтительнее.

Заместитель председателя ПНФА по международным вопросам Асим Моллазаде прокомментировал заявление главы российского МИДа Игоря Иванова о том, что Россия не допустит ущемления своих интересов в регионе и вопреки России армяно-азербайджанский конфликт невозможно урегулировать. Моллазаде заявил, что Москва пытается делать хорошую мину при плохой игре, поскольку Россия в результате ошибочной внешней политики утратила доверие независимых государств, в том числе и стран Кавказского региона. А.Моллазаде также отметил, что Кремль делает акцент на военные интересы, и играет, скорее деструктивную, нежели конструктивную роль в разрешении конфликтов. По его мнению, Россия защищает интересы военно-промышленного комплекса, оставшегося ей в наследство от СССР, и до тех пор, пока она будет продолжать свою имперскую политику, ее роль останется прежней.

Первый заместитель председателя ПНФА Али Керимов заявил, что оппозиция недовольна деятельностью Минской группы ОБСЕ. Он подчеркнул, что для оказания влияния на выполнение соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН председатели ОБСЕ пытаются придерживаться в этом вопросе «независимого курса», сущность которого заключается в примирении конфликтующих сторон. По словам А.Керимова, переговоры по статусу Нагорного Карабаха возможны лишь после полного освобождения оккупированных земель, возвращения беженцев в свои родные очаги в соответствии с резолюцией СБ ООН.

Глава родственной ПНФА партии «Мусават» Иса Гамбар заявил, что заметный отход Гейдара Алиева от политики уступок в вопросе урегулирования карабахского конфликта связан с серьезным недовольством в обществе такой позицией. Гамбар подчеркнул, что именно поэтому руководство страны было вынуждено внести коррективы в свою позицию. Гамбар вновь отметил, что является сторонником мирных переговоров по урегулированию конфликта, однако то, как разрешится проблема – мирным или военным путем, – будет зависеть от действий Армении.

Сентябрь ознаменовался не только усилиями посредников, но и двухсторонними встречами представителей Армении и Азербайджана, в том числе и по линии военных ведомств. 14 сентября на армяно-азербайджанской границе состоялась встреча министров обороны Азербайджана и Армении. Президент Армении Р.Кочарян заявил в этой связи, что в ближайшее время главы военных ведомств двух государств должны приступить к реализации серьезного плана по укреплению режима прекращения огня. 14 сентября эти слова подтвердил пресс-секретарь президента Армении Ваге Габриелян [[14]]. В середине сентября Армения освободила троих азербайджанских военнослужащих, захваченных в плен во время боев в Нагорном Карвабахе [[15]].

Однако Азербайджан продолжает политику давления на третьи стороны с целью ослабить позиции Армении в военной области. Так министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил на встрече с временным поверенным в делах КНР в Азербайджане Чен Дьянчоу и военным, военно-морским и военно-воздушным атташе этой страны в Баку, полковник-лейтенантом Янь Шюганом, что, несмотря на давно выявленный факт передачи ракетных установок «Тайфун» из КНР в Армению, до сих пор не решен вопрос о возвращении этих вооружений и наказания лиц, ответственных за эти поставки [2].

4.3.       Визит Тофика Зульфугарова в США

В конце сентября глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Тофик Зульфугаров и первый заместитель министра обороны США Джон Хамре подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в области нераспространения оружия массового поражения. Глава МИД Азербайджана прибыл в США для участия в сессии Генеральной ассамблеи ООН и провел здесь несколько встреч. В частности, 29 сентября он выступил в вашингтонском Институте Средней Азии и Закавказья, где заявил, что решить карабахскую проблему можно только в рамках Минской группы под председательством России, США и Франции. При этом он отметил важность двусторонних переговоров Гейдара Алиева с Робертом Кочаряном, которые положили начало консультациям глав МИД и Минобороны Азербайджана и Армении. Между тем, госсекретарь США Мадлен Олбрайт направила президенту Азербайджана послание, в котором выразила надежду на то, что встреча лидеров ОБСЕ на саммите в Стамьуле 18-19 ноября позволит сконцентрировать внимание на разрешении карабахской проблемы [[16]].

4.4.       Азербайджано-иранские отношения

В последнее время отношения между Азербайджаном и Ираном осложнились вследствие некоторых шагов последнего во внешней политике. В частности, Тегеран позволил заниматься политической деятельностью брату бывшего командира ОПОН (Отряда полиции особого назначения) Махиру Джавадову (оба брата причастны к попытке государственного переворота в Азербайджане в октябре 1994 и марте 1995 гг.). В настоящий момент М.Джавадов выступает с идеей создания в Иране собственной политической партии. Недавно он провел пикет за свержение власти в Азербайджане и освобождение территорий, потерянных в результате армяно-азербайджанского конфликта.

В связи с этими событиями МИД Азербайджана дважды направлял в Иран ноты с просьбой возвратить Джавадова в Баку с тем, чтобы начать против него судебный процесс, однако ответа не последовало. Посол Ирана в Азербайджане Алирза Бикдели утверждает, что М.Джавадов является обычным торговцем, прибывшим в Иран из Австрии. Азербайджанский госсоветник по политическим вопросам Вафа Гулузаде заявил в этой связи, что Иран, стремясь усилить свое влияние в регионе, по существу выбрал Джавадова для проведения своей политики в отношении Азербайджана [[17]].

Тем временем, Махир Джавадов делает заявления о политической ситуации в стране. Так в интервью «Независимой газете» председатель Эволюционной партии Азербайджана Джавадов заявил в середине сентября, что Гейдар Алиев является узурпатором власти в стране, и пока у руля государства находится он и его семья, говорить о каких-либо позитивных переменах просто несерьезно. Партия является сторонницей союза Азербайджана с Россией и Ираном и выступает против присутствия в свой стране НАТО. Относительно взаимоотношений с Турцией Джавадов заявил, что сейчас существуют лишь криминальные отношения Алиева и Демиреля, которые направлены против двух народов. По его словам, такой расклад создает угрозу существованию азербайджанского государства. Касаясь популярной темы болезни президента, Джавадов заявил, что сегодняшнюю политическую напряженность в Азербайджане следует связывать не с состоянием здоровья Гейдара Алиева, а с незаконным его пребыванием у власти, поскольку итоги последних парламентских и президентских выборов были им сфальсифицированы. Джавадов также обвинил Г.Алиева в закрытии для азербайджанцев контактов с гражданами Ирана, близких этнически к азербайджанцам, и развязывании карабахского конфликта. Лидер Эволюционной партии заявил о готовности ее приложить все усилия для законного отстранения Алиева от власти и подверг критике другие оппозиционные партии за их малую реальную активность [[18]].

4.5.       Алма-Атинское совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии

15 сентября министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров прибыл в Алма-Ату для участия в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В мероприятии участвовали также министры иностранных дел Турции, Центральной и Юго-Восточной Азии и представители стран наблюдателей – Израиля и Египта. Азиатские государства уже несколько лет работают над созданием организации, подобной ОБСЕ. В состав ее учредителей входят 18 стран, включая Азербайджан [[19]].

4.6.       Азербайджано-туркменские противоречия

Начальник управления иностранных инвестиций ГНКАР Валех Алексеров, заявил, что он не видит никакого противоречия между интересами Баку и Ашхабада. По его словам, Азербайджан, будучи газодобывающей страной, не может участвовать в проекте только в качестве транзитной страны. Алескеров сообщил, что Баку довел до сведения правительств Турции и Туркменистана факт невозможности реализации проекта транскаспийского газопровода без согласия Азербайджана. Он заявил в этой связи, что, желая сотрудничать, Азербайджан, тем не менее, готов отстаивать свои интересы [2].

4.7.       Азербайджан и международные организации

В начале сентября в Баку состоялись переговоры Г.Алиева с директором Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, послом Жераром Штудманом. Высоко оценив подписание между Азербайджаном и ОБСЕ меморандума о взаимопонимании, Ж.Штудман отметил необходимость создания группы для регулирования двусторонних связей и выразил надежду в сотрудничестве с азербайджанской стороной на предстоящих муниципальных выборах.

9 сентября в Баку прибыла верховный комиссар ООН по делам беженцев Садако Огата. Во время визита были проведены переговоры с Гейдаром Алиевым. Огата также посетила Бейлаганский и Агджабединский районы Азербайджана, в которых живут беженцы [[20]].

В середине сентября представитель парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рассел Джонстон совершил визит в Баку. Рассел провел переговоры с Гейдаром Алиевым, спикером парламента Муртузом Алексеровым, главой МИД Тофиком Зульфугаровым и руководством оппозиции. Во время визита главное внимание было уделено обсуждению проблемы интеграции Азербайджана в европейские структуры [[21]].

заключение

По-прежнему одной из главных внутриполитических проблем остается вопрос о наследнике Гейдара Алиева, вставший в связи с возможностью нового резкого ухудшения здоровья нынешнего президента. В связи с этим в его ближайшем окружении продолжают прорабатываться различные варианты, связанные с продвижением Ильхама Алиева либо на пост премьер-министра, либо на пост главы парламента. Одновременно сторонники Ильхама Алиева продолжают расширять сферу своего влияния, прибирая к рукам ключевые посты. На этом фоне происходят межклановые столкновения между кланами нахичеванцев и выходцами из Армении. Пока в этой схватке победу одерживают более влиятельные нахичеванцы. Однако уже сама ситуация раскола внутри «партии власти» по линиям межкланового противостояния и по вопросу о преемнике Алиева демонстрирует слабость власти.

В сентябре также продолжалась подготовка к муниципальным выборам, сопровождающаяся непрерывными интригами и скандалами. Первой скандальной ситуацией был вопрос о принятии закона, по которому должны будут проводиться выборы. Второй скандальной ситуацией стало формирование властями послушных им избирательных комиссий. Однако по поводу муниципальных выборов происходят столкновения не только между властями и оппозицией, но и внутри самой оппозиции. Первое противоречие внутри оппозиции – бойкотировать эти выборы или идти на них, второе – идти на выборы вместе или отдельно.

Отдельные позитивные явления в экономической сфере, связанные с подъемом цен на нефть и девальвацией пока не приводят к улучшению общего состояния азербайджанской экономики. Во-первых, сказывается ужасающий уровень коррупции госаппарата (поборы с предпринимателей, огромные недоборы налогов, заключение международных контрактов в интересах отдельных лиц и кланов, воровство госсредств). Во-вторых, несмотря на рост цен на нефть продолжается отток из страны международного капитала. В-третьих, начинают сказываться негативные стороны девальвации, а также продолжают сказываться последствия кризиса, связанного с низкими ценами на нефть.

Большое влияние на азербайджанско-российские отношения оказали дагестанские события. С одной стороны, Россия оказывает давление на Азербайджан, что вызывает ответную реакцию. С другой стороны, Россия не может больше игнорировать интересы Азербайджана, она вынуждена развивать с ним сотрудничество. Со стороны Азербайджана также наблюдается определенное встречное движение. В карабахском вопросе продолжающиеся двухсторонние консультации сопровождаются ужесточением позиции азербайджанской стороны, вызванное, прежде всего, внутриполитическими соображениями.



Источники

[1]. Вавилов Н. Стабильность и предсказуемость // Независимая газета. – Москва, 1999. – 14 сентября. – С. 5.

[2]. Агентство «Зеркало» – http://www.zerkalo.azeri.com.

[3]. Богданов М. Кто станет следующим президентом Азербайджана? //Независимая газета. – Москва, 1999. – 9 сентября. – С. 5.

[4]. Петров Э. Праздник у чужого нефтяного фонтана // Негависимая газета. – Москва, 1999. – 17 сентября. – С. 5.

[5]. НЕГА сообщает…// Независимая газета. – Москва, 1999. – 25 сентября. – С. 5.

[6]. Николаев Д. Старые проблемы на новом этапе // Независимая газета. – Москва, 1999. – 8 сентября. – С. 5.

[7]. Гаджизаде А. В Баку недовольны Селезневым // Независимая газета. – Москва, 1999. – 11 сентября. – С. 5.

[8]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 1 сентября. – С. 5.

[9]. Олагов Ф. Осеннее турне Игоря Иванова // Содружество НГ. – Москва, 1999. – 22 сентября. – С. 2.

[10]. Хатуев А. Баку далекий и близкий // Независимая газета. – Москва, 1999. – 1 сентября. – С. 5.

[11]. Гаджизаде А. Россия хочет вернуться в Азербайджан // Независимая газета. – Москва, 1999. – 24 сентября. – С. 5.

[12]. Богданов М. Курс – на Москву?// Независимая газета. – Москва, 1999. – 22 сентября. – С. 5.

[13]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 3 сентября. – С. 5.

[14]. Министры обороны Армении и Азербайджана встретились на границе // Сегодня. – Москва, 1999. – 15 сентября. – С. 3.

[15]. Новости СНГ // Известия. – Москва, 1999. – 18 сентября. – С. 4.

[16]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 30 сентября. – С. 5.

[17]. Гаджизаде А. Суета вокруг Джавадова // Независимая газета. – Москва, 1999. – 4 сентября. – С. 5.

[18]. «Мы сторонники союза с Россией и Ираном» // Содружество НГ. – Москва, 1999. – 22 сентября. – С. 6.

[19]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 14 сентября. – С. 5.

[20]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 9 сентября. – С. 5.

[21]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. – Москва, 1999. – 17 сентября. – С. 5.