Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Молдова

Владимир РАДОВ

республика МОЛДова

в сентябре 1999 года

Продолжаются дискуссии вокруг конституционной реформы. Избран новый глава Гагаузии. Скандал вокруг деятельности департамента по борьбе с коррупцией и организованной преступностью расколол политическую элиту. Состоялся первый официальный визит президента Молдовы в Россию по приглашению президента Ельцина.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Конституционная реформа

В сентябре ажиотаж вокруг изменения конституции и проведения референдума по этому вопросу поутих. Президент Молдавии Петр Лучинский, который явился инициатором этого вопроса, пошел на компромисс вначале с движением «За демократическую и процветающую Молдавию» (ЗДПМ, «Ласточка»), а затем и с лидерами других парламентских партий. Итогом первого действия стал опубликованный в начале сентября документ под заголовком «Компромиссный вариант, разработанный Исполнительным бюро движения ЗДПМ. Позиция «Ласточки» для многих явилась неожиданностью. Ведь в свое время движение зародилось как пропрезидентское и фактически оно привело П.Лучинского к президентству. Лидер ЗДПМ, спикер парламента РМ Думитру Дьяков так оценил сложившуюся ситуацию:

«Мы и сегодня придерживаемся той же линии, которая была характерна для нас с 1996 года, – политики сотрудничества властей и концентрации их усилий на решении важнейших экономических и социальных проблем страны, укреплении государства, наведении порядка. Мы и дальше будем делать все от нас зависящее, чтобы отношения с президентом оставались конструктивными и чтобы никакие разногласия не привели к конфронтации. Однако вопрос об изменении конституции – это особый случай. Мы не считаем, что предложенный проект, да и сама идея президентского правления в стране, вытекает из предвыборной программы г-на Лучинского 1996 года, которая связывает не только нынешнего главу государства, но и нас. Более того, предложенный комиссией проект в некоторых пунктах откровенно противоречит этой программе» [[1]].

В компромиссном варианте права президента тоже расширяются (более осторожно, чем это сделано в проекте национальной комиссии по внесению изменений в конституцию), но при этом премьер-министр и члены правительства также получают большую свободу действий. Но самое принципиальное в том, что в «ласточкиных» дополнениях нет пунктов, фактически лишающих судебную власть независимости, что предлагается национальной комиссией, которая решила предоставить президенту право назначать прокурора, председателей и заместителей судебных инстанций, а также возглавлять Высший Совет Магистратуры. Именно эти пункты стали одной из причин, по которым П.Лучинский был обвинен многими политиками в стремлении к диктатуре.

15 сентября по инициативе главы государства состоялась его встреча с лидерами парламентских партий. В ней приняли участие председатель движения «ЗДПМ» Д.Дьяков, председатель Демократической конвенции (ДК) Мирча Снегур, председатель Партии демократических сил (ПДС) Валериу Матей, председатель Христианско-демократического Народного фронта (ХДНФ) Юрие Рошка, первый секретарь ЦК Партии коммунистов Молдавии (ПКМ) Владимир Воронин. Она была посвящена поиску компромиссного решения относительно изменения конституции Молдавии.

П.Лучинский проинформировал депутатов о деятельности комиссии по внесению поправок в конституцию, отметив, что ее члены анализируют поправки и замечания, поступившие в ходе обсуждения законопроекта. Он подчеркнул, что комиссия рассмотрит все поступившие предложения по проекту и пригласил лидеров фракций к сотрудничеству, предложив делегировать своих представителей, которые вместе с членами Венецианской комиссии Совета Европы, примут участие в усовершенствовании законопроекта. Достигнута договоренность о том, что каждая фракция делегирует по два своих представителя [[2]].

27 сентября на национальном телевидении во время «Часа правительства» лидеры всех парламентских фракций заявили, что можно найти компромиссный вариант законопроекта о внесении поправок в конституцию [[3]].

Лидер ДК М.Снегур заявил, что на встрече с президентом П.Лучинским лидеры парламентских фракций договорились участвовать в разработке единого законопроекта на основе трех существующих документов и рассмотреть этот вариант в парламенте. Но президент ввел общественное мнение в заблуждение и заявил, что представители парламента будут участвовать в совершенствовании законопроекта, разработанного национальной комиссией по внесению поправок в конституцию. Более того, представители президента продолжают подготовку к референдуму, создают специальное движение и региональные штабы.

Спикер парламента Д.Дьяков заявил, что возглавляемый им блок ЗДПМ готов поддержать в парламенте поправки в конституцию, касающиеся усиления исполнительной власти, но не создания президентской республики. Он подчеркнул, что президентская сторона продолжает настаивать на референдуме и ему непонятно, кто выступает за поправки в конституцию – президент или комиссия, члены которой хотят решить свои личные проблемы.

Лидер ПКРМ В.Воронин заявил, что коммунисты поддерживают поправки в конституцию, которые должны способствовать усилению исполнительной власти по вертикали. Буквально накануне на пленуме ЦК КПРМ на этот счет принято решение. Для коммунистов не важно как будет называться форма правления – парламентская или президентская. Для них, очевидно, что парламентская телега перегружена полномочиями и ведет в никуда. Республика восемь с половиной лет идет неизвестно куда, и уперлась в китайскую стену, реформы привели к тому, что исполнительная власть на местах совершенно не может работать.

В середине сентября в Кишиневе по приглашению главы государства побывала Венецианская комиссия при Совете Европы, эксперты которой специализируются на конституционных вопросах. 18 сентября они встречались с президентом и выразили сожаление не участвовали в разработке конституции Молдавии пять лет назад, что, по их мнению, позволило бы избежать множества недоработок, касающихся сбалансированности и разделения властей в государстве. Выразив готовность активно способствовать совершенствованию основного закона, эксперты СЕ считают, что Молдавия сталкивается с тремя основными проблемами: старый менталитет, политическая нестабильность и неэффективная деятельность правительства. Ими было подчеркнуто, что президентская республика является демократической формой правления, но при этом необходимо предоставить четкие гарантии другим ветвям власти, сохранить равновесие между ними. Члены Венецианской комиссии встречались с членами национальной комиссии по изменению конституции, где им был представлен доработанный проект изменения конституции. Они заверили, что тщательно проанализируют данный документ и отметили, что будут найдены решения для преодоления нынешнего политического тупика. Только для этого необходимо некоторое время. На встрече с представителями парламентских фракций эксперты выслушали и их мнения.

На итоговой пресс-конференции руководитель делегации Джанни Букуччио отметил, что состоявшийся обмен мнениями был полезным и Венецианская комиссия готова внести свои предложения в проект закона с целью его совершенствования. Он сообщил, что в середине октября комиссия представит Совету Европы полный отчет по проблеме конституционной реформы в Молдавии. 14-15 октября состоится специальное заседание Венецианской комиссии, в котором примут участие делегаты национальной комиссии. Полный же отзыв по доработанному законопроекту будет дан комиссией в начале ноября [[4]].

П.Лучинский выразил надежду на то, что на совместном заседании в Венеции 15-16 октября, в котором примут участие и представители молдавского парламента, будет выработан окончательный вариант проекта закона о внесении изменений в конституцию Молдавии [[5]].

Из перечисленного выше можно сделать некоторые выводы. Так или иначе конституция будет изменена. Решающую точку поставят эксперты СЕ (во всяком случае, основная часть политиков ориентируется на них). Будет ли она соответствовать интересам Молдавии и в ближайшие годы не будет причин снова ее перекраивать – покажет время.

1.2.       Выборы в Гагаузии

5 сентября в Гагаузии состоялся второй тур выборов башкана и членов Народного собрания этой автономии. По сути, августовско-сентябрьские выборы в Гагаузии – это часть аналогичного мероприятия, которое состоялось в Молдавии в мае. То есть, и башкан, и депутаты Народного Собрания должны были избираться одновременно с примерами и другими местными чиновниками. Но тогдашнее руководство Гагаузии решило действовать не торопясь, в два этапа: сначала в мае, посадить своих людей в кресла чиновников местного уровня, а затем, в августе, с их помощью выиграть башканские выборы и получить максимум возможного в Народном собрании. Однако этот стратегический план потерпел фиаско уже в самом начале – около 70% чиновников местного уровня, избранных в мае, оказались оппозиционно настроенными по отношению к Георгию Табунщику, башкану Гагауз-Ери. И это было одной из причин того, что Табунщику не удалось стать башканом на новый срок.

На главный пост в Гагаузии баллотировалось шесть кандидатов. Во-первых, сам Табунщик, чья власть считалась осколком правительства Андрея Сангели. В то время в Гагаузии были сильны позиции Аграрно-демократической партии (АДПМ), которая получала там поддержку. Из-за этого у Табунщика в 1995 году были сложности с компартией Молдавии – достаточно взять коммунистическую прессу, листовки четырехлетней давности, чтобы увидеть, с каким негодованием эта политическая сила относилась к нему. За четыре года ситуация изменилась и во время второго тура нынешних выборов партия В.Воронина приложила колоссальные усилия для победы Г.Табунщика.

Основным соперником Табунщина на выборах стал Дмитрий Кройтор. Этот политик был некогда председателем Чадыр-Лунгского исполкома, а в 1995 году участвовал в выборах на этот же башканский пост. Затем он был директором департамента внешнеэкономических связей министерства экономики, а на последних парламентских выборах шел по списку «Ласточки». Отказавшись от работы в законодательном органе, стал заместителем министра иностранных дел. На нынешних башканских выборах Кройтор официально шел как независимый кандидат. Но его соперники, особенно во втором туре, решили оказать Кройтору «услугу», объясняя избирателям, что он прилетел из Кишинева на «Ласточке». Правда, это им не помогло, и во втором туре Дмитрий Кройтор получил 34,9 тысяч голосов (61,5% пришедших на выборы), а Г.Табунщик – на 13 тысяч голосов меньше [[6]]. Это оказалось сенсацией.

Перед вторым туром между Кройтором и тремя кандидатами, выбывшими из борьбы в первом туре, было заключено соглашение о поддержке. Сам факт заключения такого пакта выглядит весьма интригующе. Илья Стамат, Константин Таушанжи и Михаил Кендигилян, которые призвали своих сторонников голосовать за Кройтора, личности очень неординарные. Стамат шел на башканские выборы при официальной поддержке компартии. Одновременно еще один кандидат Петр Сары получал поддержку коммунистов. Так как они первый тур проиграли, компартия решила переключить поддержку на Табунщина. Стамат пошел своим путем – призвал голосовать за Кройтора – в результате у ослушника были крупные партийные неприятности.

Михаил Кендигилян также имеет интересную биографию. Один из лидеров национального гагаузского движения с достаточно радикальными лозунгами, он был в свое время председателем Верховного Совета тогда еще непризнанной Гагаузской республики.. Не став на этот раз башканом, он прошел в Народное собрание, а затем стал его председателем (25 сентября на первом заседании нового состава Народного собрания Гагауз Ери за него проголосовали 31 из 34 депутатов) [[7]].

Константин Таушанжи – мэр Комрата. То, что он поддержал Кройтора, немаловажно. В Гагаузии муссируются предположения, что победа Кройтора – это победа его родной Чадыр-Лунги (второй по численности населения город Гагаузии) над Комратом и, следовательно, возможны трения между городами.

Трудно выделить, какая политическая сила взяла верх на этих выборах. С одной стороны, Д.Кройтор ассоциируется у избирателей с «Ласточкой». С другой, официально в Народное Собрание Гагаузии прошел лишь один «ласточкин птенец». Правда, еще человек восемь в НС заявляют о своей солидарности с движением Дьякова. 4 человека в законодательном органе – сторонники коммунистов, 2 – социалисты, 2-блока «Сперанца-Фурника», есть представители афганцев и партии «Ватан» Кендигиляна. Остальные – независимые, из которых 12 (большинство) – «табунщиковцы». От расстановки сил в НС зависит очень многое – возможность нормального сотрудничества башкана и представительной власти.

Наблюдатели считают, что нынешнее голосование в Гагаузии было во многом протестным – слишком тяжелой стала жизнь на юге. Но есть и такая точка зрения, что Гагаузия перестала быть регионом, традиционно голосующим за левых политиков. Да и Д.Кройтор на инагурации, которая состоялась 24 сентября, подчеркнул, что «Гагаузия отойдет от административно-командных к рыночным формам управления; власть не должна вмешиваться в деятельность экономических агентов, а должна создавать условия для их нормального развития» [[8]]. Глава автономии наметил основные задачи, которые стоят перед новой администрацией региона. Среди них он особо выделил газификацию, водоснабжение и ремонт дорог, а также социальную сферу-культуру, науку и образование.

Бесспорно, что нынешние выборы – фундамент для следующих, президентских. Поэтому партии так яростно поддерживали своих кандидатов. Президентская гонка в Молдавии начнется через год.

1.3.       Политические скандалы

1.3.1.      Борьба с коррупцией и организованной преступностью

Вопросы борьбы с коррупцией и организованной преступностью стали в сентябре наиболее обсуждаемыми в молдавских СМИ. Связано это, скорей всего, с тем, что происходит в России. В Молдавии это крупный скандал вокруг департамента по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (ДБКОП), который приобрел политическую значимость.

Департамент был создан указом президента П.Лучинского вскоре после его вхождения в должность в начале 1997 года. Бывший комиссар полиции Страшенского района, бывший депутат парламента Николай Алексей стал генералом и был назначен директором этого ведомства, которое подчинялось напрямую президенту. По требованию ряда депутатов парламента Конституционный суд (КС) признал указ президента противоречащим законодательству и перевел департамент в подчинение МВД Н.Алексей остался его руководителем. За два года бесстрашие ДБКОП и его руководителя стали легендарными. Несколько громких дел, широко разрекламированные в СМИ, снискали департаменту славу «грозы преступности». Был установлен строгий контроль над шестью существующими в Молдавии преступными сообществами», сотрудники ДБКОП начали разваливать группировки, которые составляют эти сообщества. Были арестованы несколько известных криминальных авторитетов, так называемые «воры в законе». ДБКОП затронул и коррупцию – были взяты с поличным несколько чиновников высокого ранга. Некоторые из них были осуждены, другие уголовные дела были прекращены, как считают, не без покровительства чиновников различного уровня. Это привело к тому, что департаменту стали чинить препятствия следственные органы, прокуратуры и другие инстанции.

В начале этого лета все это вылилось в скандал, который стал предметом обсуждения в парламенте. В него была вовлечена прокуратура, другие правоохранительные органы, заместитель председателя парламента Валериу Матей и возглавляемая им ПДС. После взаимных обвинений и упреков на Н.Алексея подали в суд, но процесс он выиграл. Учиненный генералом скандал стоил должности вице-спикера В.Матею и привел к отставке генерального прокурора Валериу Катанэ. Началось активное давление на ДБКОП, в том числе, и со стороны руководства МВД. Департамент к этому времени стал почти самостоятельной структурой, а Н.Алексей только формально подчинялся МВД. Разногласия между директором департамента и министром внутренних дел Молдавии Виктором Кашаном привели к парализации деятельности ДБКОП. Попытка министра добиться отстранения Н.Алексея на заседании коллегии МВД в июле 1999 года провалилась. На защиту непокорного генерала встали специально пришедшие на заседание президент и вице-председатель парламента, лидер Народного фронта (НФМ) Юрие Рошка (вечно оппозиционный НФМ защищает ставленника президента!). Вскоре в департаменте из сейфа пропадает 19 томов уголовных дел.

В начале сентября МВД провело аттестацию сотрудников аппарата. Генерал Н.Алексей и еще несколько сотрудников департамента были признаны «несоответствующими занимаемым должностям». Приказом министра от 16 сентября подполковник Георгий Боештян был назначен исполняющим обязанности руководителя ДБКОП. Генерал Алексей «повис в воздухе» [[9]]. После этого данный вопрос рассматривался на различных уровнях: на заседании у президента с участием руководства МВД [[10]], на первом осеннем заседании парламента РМ, на специальном заседании правительства [[11]].

Сейчас трудно разобраться, в чем суть истории под названием «попытка увольнения главы ДБКОП Н.Алексея». Даже ее участники уже запутались в сети интриг и взаимных обвинений. Но эта ситуация стала напрямую угрожать существованию нынешнего правительства. Премьер-министр Ион Стурза заявил, что министр внутренних дел, генерал В.Кашан уйдет со своего поста лишь вместе со всем правительством. Близкую позицию занял М.Снегур, заявивший, что в случае увольнения Кашана его партия отзовет своих представителей из правительства (В.Кашан – ставленник Демконвенции). В этой ситуации произошла поляризация политических сил: генерала Алексея поддерживают президент, коммунисты и НФ, генерала Кашана – руководство правительства, Демконвенция, «Ласточка» [[12]].

Политологи рассматривают несколько сценариев развития событий: 1) отставка Кашана приведет к отставке правительства, правительственному кризису, развалу Альянса за демократию и реформы и досрочным парламентским выборам; 2) отставка Юрие Рошка с поста вице-спикера [[13]].

Существует множество версий причин отставки Н.Алексея. Одна из них промосковская. СМИ хорошо известно о связях молдавской преступности с «коллегами» из других стран СНГ, в частности, из Москвы, где молдавские «воры в законе» до сих пор проходят «коронацию». В августе нынешнего года в Кишинев приезжал известный российский авторитет «Михась», после чего в молдавской прессе промелькнули сообщения о том, что сотрудники Николая Алексея задели интересы солнцевской преступной группировки. Сторонники этой версии утверждают, что причины отставки следует искать именно там.

1.3.2.      Борьба коммунистов с Альянсом

На последнем пленуме ЦК Партии коммунистов принят ряд судьбоносных решений. Прежде всего, коммунисты продолжают настаивать на том, чтобы не проводился референдум о расширении президентских полномочий – вопрос этот следует решать в парламенте. Во-вторых, в этом сезоне компартия будет претворять в жизнь свое решение по развалу «антинародного Альянса». Параллельно коммунисты намерены окончательно разобраться со спикером парламента Д.Дьяковым. На своей пресс-конференции лидер ПК РМ В.Воронин дал понять, что хорошо относится к Дьякову «как мужчина к мужчине». В словах Воронина о том, что Дьякову придется выбирать между своей должностью и сохранением Альянса за демократию и реформы (АДР), звучало некоторое сочувствие к человеку, которого компартия наметила в жертвы [[14]].

В борьбе за развал АДР – правящей коалиции – коммунисты не одиноки – в этом их стремления совпадают как с президентом, так и лидером НФМ Ю.Рошка.

1.3.3.      Борьба с Юрием Рошка

Широкие круги политической общественности уже много месяцев ожидали от АДР какой-то реакции в ответ на чувствительные выпады вице-спикера Ю.Рошка в его адрес. Но время шло, а он, как ни в чем не бывало, продолжал восседать по правую руку от Д.Дьякова, за снятие которого с должности он сам не раз высказывался. Одной из причин, по которым АДР не поднимал вопрос о наказании раскольника, был недостаток голосов, необходимых для снятия Ю.Рошки. Контрольный пакет акций в таком голосовании принадлежит коммунистам. А они не скрывали (и подтвердили это в сентябре еще раз), что Рошку снимать не собираются.

Тем не менее, в конце сентября фракция Демконвенции (в состав которой некогда входили представители ХДНФ) передала спикеру Д.Дьякову декларацию об отставке Ю.Рошки. Мирча Снегур объяснил, что Ю.Рошка выдвигался на пост вице-спикера от ДК, поэтому их инициатива в этом плане является резонной [[15]].

Несмотря на эту декларацию, пока Ю.Рошка сидит в кресле вице-спикера также прочно и невозмутимо, как обычно. Не исключено, что коммунисты могут согласиться проголосовать за снятие Ю.Рошки, если взамен ДК присоединится к ним, снимая Д.Дьякова. Но это означает роспуск парламента, который очень на руку коммунистам и совсем не нужен Демконвенции. Поэтому это настолько маловероятный сценарий, что даже не подлежит обсуждению.

2.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2.1.       Молдавия – Россия

1-2 сентября состоялся первый официальный визит президента Молдавии Петра Лучинского в Россию по приглашению президента РФ Б.Ельцина. В его ходе он провел беседы со спикером Госдумы Г.Селезневым, председателем правительства В.Путиным, мэром Москвы Ю.Лужковым, председателем Совета Федерации Е.Строевым. Состоялась встреча П.Лучинского и Б.Ельцина. На заседании совместной молдавско-российской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, по итогам которого подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве [[16]].

В молдавской прессе данное событие, в общем, считают успешным, прежде всего, потому, что в ходе переговоров стороны прояснили позиции, сняли многие спорные вопросы, сумели договориться о том, как придать прагматизм и конструктивизм двусторонним отношениям.

Основное внимание уделялось базовому договору, который был подписан 9 лет назад, но не был ратифицирован Госдумой РФ, а затем и вовсе отклонен. Для подписания в 2000 году нового договора о дружбе и сотрудничестве между Молдавией и Россией «нет никаких препятствий» [[17]]. Об этом заявил П.Лучинский на пресс-конференции в Москве. Отвечая на вопрос о перспективах СНГ, П.Лучинский заметил: «Содружество создавалось как альтернатива Советскому Союзу и документ, который был тогда принят, несет отпечаток того времени. Главный его недостаток в том, что хотели этим соглашением охватить все республики по всем сферам и направлениям, но так не получается». Президент России Б.Ельцин в ходе переговоров заявил, что Россия намерена жить в дружбе и согласии «с единой и неделимой» Молдавией и иметь с ней отношения стратегического партнерства. А заместитель руководителя администрации президента России, отвечающий за международную проблематику, Сергей Приходько сообщил, что президенты поставили перед МИД России и Молдавии вопрос о скорейшей разработке нового политического договора между двумя странами. По его мнению, есть возможность подготовить такой договор до 2000 года.

Но основным стало соглашение между правительствами об экономическом сотрудничестве на 1999-2008 гг. Оно готовилось давно – несколько раз обсуждалось на заседаниях смешанной молдавско-российской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В документе подчеркивается, что стороны сознают необходимость дальнейшего укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных отношений и придания им досрочного и устойчивого характера, что и вызвало необходимость принятия соглашения на 10 лет [[18]]. По мнению разработчиков, соглашение должно способствовать гармонизации осуществления экономических реформ и, в конечном итоге, привести к созданию условий для поэтапного перехода к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между двумя странами.

Неотъемлемой частью соглашения стала «Программа экономического сотрудничества между РМ и РФ на 1999-2008 гг.», которая призвана наполнить основной документ реальным содержанием и не дать соглашению о долгосрочном сотрудничестве стать очередным «бумажным» договором. В качестве основной цели программы предусматривается осуществление сторонами согласованного комплекса мер по оказанию государственного содействия развитию двусторонних связей в различных направлениях. Программа сопровождается перечнем согласованных мероприятий и шагов. Среди них особое значение придается сближению нормативно-правовой базы в сфере регулирования внешней торговли и налоговой системы, расширение взаимодействия транспортных систем. Программа и мероприятия по ее реализацию изобилует довольно смелыми и конкретными идеями двустороннего сотрудничества:

– создание совместных предприятий в сфере переработки сельхозсырья, в том числе винзаводов и табачных фабрик.

– вовлечение в производственную и технологическую цепочку российского ВПК молдавских предприятий отрасли, которые никак не могут найти себе место в изменившихся условиях.

– совместная работа ученых над разработкой и внедрением новейших технологий в строительстве, защите растений, выращивании овощей, электронной промышленности.

– освоение серийного выпуска сменно-модульных комбайнов для уборки ягодных культур и комплекса машин для ухода за многолетними насаждениями в питомниках, возделывания и уборки винограда и т.д.

Соглашение охватывает практически все направления двусторонних связей, включая социальную сферу, культуру и спорт.

На встрече с Е.Строевым рассматривались вопросы отношения Молдавии с регионами России. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Молдавией подписали уже Марий Эл, Коми, Башкирия, Чувашия, Татария, Санкт-Петербург и Московская область [[19]].

С мэром Москвы Ю.Лужковым достигнута договоренность о разработке пятилетней программы двустороннего сотрудничества. Мэр отметил, что будут предусмотрены поставки традиционных молдавских товаров в Москву, взаимодействие в области здравоохранения, образования, высказался за восстановление и развитие экономического взаимодействия между Москвой и Молдавией, с сожалением отметив, что по итогам 1998 года объем товарооборота между республикой и российской столицей снизился, хотя для этого не было никаких оснований. Это было не очень одобрительно воспринято в Кремле, поскольку столичный градоначальник сегодня в числе наиболее жестких критиков президента Б.Ельцина [[20]].

В сентябре появились ряд сообщений о расширении контактов между Молдавией и Россией.

Российская компания РАО ЕЭС выразила готовность поставлять Молдавии электроэнергию по 1,8-2 цента за киловатт-час. Это в 2 раза дешевле, чем закупаемая в Румынии и Украине. Российские партнеры готовы поставлять ежегодно порядка 2 млрд. квт-час электроэнергии при непременном условии – регулярной оплате ее в денежном выражении [[21]].

С визитом в Кишиневе побывал куратор генерального соглашения между Санкт-Петербургом и правительством Молдавии Юрий Громов. Он заявил, что главная цель его визита вернуть великолепные продукты Молдавии на рынок Санкт-Петербурга и всего северно-западного региона России. Руководство северной столицы России и всего северного региона, население которых превышает 28 млн. человек, подготовило целый ряд предложений, способных возродить былые взаимовыгодные торгово-экономические связи с Молдавией.

«Сейчас наш рынок забит продукцией Голландии, Израиля, Польши, но многие санкт-петербуржцы, мурманчане, новгородцы помнят высококачественную экологически чистую плодоовощную продукцию Молдавии и готовы приобретать ее в неограниченных количествах», – сказал Громов. – «Наш губернатор Владимир Яковлев выделил крупный Правобережный рынок в Санкт-Петербурге специально для торговли молдавской продукции, но он не задействован» [[22]].

Громов отметил, что российские потребители готовы предложить за молдавскую продукцию лес, строительные и горюче смазочные материалы, продукцию машиностроения. Кроме того, он надеется, что удастся развить оговоренный с бывшим премьером Ионом Чубуком проект создания совместного пароходства и водным, более дешевым путем поставлять продукцию Молдавии на рынки России. Северо-западное речное пароходство России готово выделить на эти цели суда.

Первые шаги в налаживании контактов уже сделаны, считает Громов. В 1998 году молдавской фирме Garling Collection удалось занять 70% рынка торговли вином в Санкт-Петербурге, существенно потеснив продукцию Испании, Италии, Франции.

Отношения Молдавии и России очень тесно увязываются с приднестровской проблемой, с нахождением ограниченной группы российских войск (ОГРВ). В сентябре дебатировалась идея преобразования ОГРВ в военную базу России. Президент П.Лучинский выступает категорически против этой идеи [[23]].

2.2.       Молдавия – Румыния

30-31 августа состоялся официальный визит премьер-министра Молдавии Иона Стурзы в Румынию. В ходе этого визита была совершена сделка, которая вызвала особый интерес. 31 августа румынская сторона официально подтвердила свое намерение приобрести 51% акций «Тирекс-Петроле». Уже на следующий день 1 сентября в Кишинев приехала группа румынских экспертов, которые провели аудит АО «Тирекс-Петрол». Было положено начало реализации идеи продажи контрольного пакета акций (51%) АО румынской стороне – в счет долгов Молдавии за полученную из Румынии электроэнергию (государству принадлежит 83,32% акций, 16,68% было приватизировано за боны) [[24]]. Румынскую сторону, судя по официальной справке, представляет специально созданный для участия в приватизации консорциум фирм. Отмечается, что «существенным акционером» в консорциуме является государственная компания «Петром». В действительности, речь идет всего о двух фирмах: «Петром» и «Тофан Грун». Последняя уже пыталась работать в Молдавии, сотрудничая с молдавской фирмой «Аском-Грун», но безуспешно.

Тирекс-Петрол – правоприемник Государственного производственного объединения по топливу. В его состав входят удобно размещенные на всей территории республики 16 нефтебаз и 51 автозаправочная станция. АО «Тирекс-Петрол» на сегодняшний день потеряло свою монополию, а с ней и позиции, находясь на грани банкротства – ему принадлежит всего 5% рынка республики. Хотя, по мнению руководства АО, инвестиции позволили бы частично восстановить утраченные позиции и контролировать как минимум треть молдавского рынка. В «Тирекс-Петроле» откровенно разочарованы решением правительства отдать акции за долги. Ни одна частная компания сегодня не владеет в республике такой сетью нефтехранилищ и АЗС, которую может получить румынский тандем «Петром-Тофан Грун».

В конце сентября появилось сообщение о том, что Молдавия и Румыния подписали новый контракт на поставку электроэнергии на 1999-2000 гг. В соответствии с ним Кишинев будет импортировать до 3 млн. кВт/час в сутки. Если молдавская сторона будет оплачивать поставки наличными, стоимость 1 кВт составит 2,8 цента, если товарами – 3,25. Представители румынского общества CONEL вскоре приедут в Кишинев для окончательного согласования передачи мажоритарного пакета акций АО «Тирекс-Петрол» в счет задолженности за румынскую электроэнергию. В ходе визита будут установлены графики оплаты поставок на основании нового контракта [[25]].

В области политической идет ускоренный процесс подготовки базового молдавско-румынского договора. Об этом президент П.Лучинский заявлял и на встрече с новым послом Румынии в Молдавии Виктором Бырсаном 18 сентября [[26]], и в беседе с министром обороны Румынии Виктором Бабюком через неделю, который побывал с трехдневным визитом в Молдавии [[27]].

Президент П.Лучинский считает, что базовый договор можно подписать до конца нынешнего года. В МИД Молдавии сообщают, что эксперты двух стран работают над проектом базового политического документа, но трудно рассчитывать на то, что документ будет подписан в этом году, хотя они и отмечают значительный прогресс. Официальный Бухарест согласился разработать документ по общепринятым международным стандартам. Ранее Румыния настаивала на специальном документе, который бы закрепил особые отношения между двумя странами, с учетом исторических событий и специальной оговоркой об осуждении последствий пакта Молотова-Риббентропа, в соответствии с которым Бессарабия отошла от Румынии к Советскому Союзу.

2.3.       Молдавия – Польша

13-15 сентября в Кишиневе по приглашению молдавского спикера Д.Дьякова находилась с официальным визитом председатель (маршал) Сената Республики Польша Алиция Гжеськовяк [[28]]. Она встречалась с президентом П.Лучинским, председателем парламента Д.Дьяковым, первым заместителем премьер-министра Николае Андроником, лидерами парламентских фракций и председателями постоянных комиссий парламента, министром иностранных дел Николае Тэбэкару, апостолическим администратором Римско-католической церкви в Молдавии монсеньором Антоном Коша, представителями польской диаспоры, учениками и студентами, связанными с польским вопросом.

Дипломатические отношения между Молдавией и Польшей установлены 14 июля 1992 года. Договор о дружбе и сотрудничестве, ратифицированный обеими сторонами, служит юридической основой двусторонних отношений. За семь лет, прошедших после установления дипломатических отношений, молдавско-польские связи развивались по нарастающей. На данный момент между ними подписаны и работают межправительственное соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве, соглашение о продвижении и взаимной защите инвестиций, конвенция об исключении двойного налогообложения доходов и капитала. Объем молдавско-польского товарообмена составил с начала года более 6 млн. $, что составляет 1,3% внешней торговли Молдавии. За этот период экспорт молдавских товаров увеличился в 4 с лишним раза, а импорт из Польши сократился почти на 40% [[29]].

2.4.       Молдавия – Франция

В середине сентября с официальным визитом во Франции побывал премьер-министр РМ И.Стурза. 18 сентября на пресс-конференции он оценил его очень высоко. Он сказал: «Визит молдавской делегации во Францию превзошел все ожидания. В Париже я убедился, что имидж Молдавии продвигается очень неплохо. В мире сформировалось устойчивое мнение о нашей стране, как демократическом государстве с рыночной экономикой» [[30]]. Сам премьер из визита выделяет два аспекта:

1) политический – Франция должна помочь Молдавии интегрироваться в Европу, что является приоритетной задачей последней.

2) экономический – французы твердо вознамерились стать основными инвесторами Молдавии.

Европейская интеграция в последнее время продвигается как национальная идея для Молдавии, как своеобразный стержень, вокруг которого могли бы объединиться все политические и общественные силы страны. При этом именно Франция рассматривается в качестве своеобразного «адвоката» Молдавии на европейской арене. От такой роли не отказываются и французы, которые конкурируют с США в сфере экономического и геополитического влияния. Молдавия с ее выгодным географическим расположением в центре Европы представляет с этой точки зрения немалый интерес как для влиятельных стран, так и для крупных компаний [[31]].

Инвестиции же французских предприятий в экономику Молдавии еще год назад были практически на нуле, а сейчас только прямые инвестиции из Франции составляют около 20 млн. $. До конца нынешнего года французы инвестируют в различные проекты на территории Молдавии 150 млн. $ и 50-100 млн. $ в течение следующего года.

2.5.       Молдавия – Прибалтика

20-24 сентября премьер-министр РМ И.Стурза совершил рабочий визит в Литву, Латвию и Эстонию. Заключены двусторонние соглашения о продвижении и взаимной защите инвестиций, ряд межведомственных соглашений о сотрудничестве в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, открыт коммерческий центр в Риге [[32]].

Прибалтийские государства в последнее время динамично развиваются. «Балтийские тигры», как называют их некоторые экономисты, удивляют не только темпами развития экономики, но и своим стремлением занять подобающее на их взгляд место в политической жизни Европы. Это делает Прибалтику привлекательным партнером для Молдавии. Они готовы делиться опытом проведения реформ, решения многих вопросов переходного периода, который является бесценным для Молдавии, так как, по словам И.Стурзы, она сейчас делает все то, что страны Прибалтики делали лет пять назад. Через прибалтийские республики Молдавия стремится попасть и на скандинавский рынок, и, в свою очередь, стать для них и скандинавов мостом для выхода на Балканы и дальше. Банки Латвии, Литвы и Эстонии, испытывающие переизбыток кредитных ресурсов, готовы финансировать выгодные проекты в Молдавии в самых различных областях. За 7 месяцев с.г. торговые обмены между РМ и Литвой составили 4,85 млн. $, а с Латвией и Эстонией – 2,2 млн. $ и 1,5 млн. $. Экспорт вырос незначительно. А импорт снизился более, чем на 50%.



Источники

[1]. Д.Дьяков. Верю в демократическое будущее Молдавии. // Независимая Молдова. – 1999. – №167. – 2 сентября.

[2]. ИНФОТАГ. Встреча президента с партийными лидерами. Оценка – удовлетворительно.// Экономическое обозрение. – 19997– №34, сентябрь.

[3]. ИНФОТАГ. «Час парламента» на ТВ // Независимая Молдова. – 1999. – №186. – 29 сентября.

[4]. ИНТЕРЛИК. Вердикт «венецианцев» откладывается // Независимая Молдова. – 1999. – №180. – 21 сентября.

[5]. Курьер. Конституционный референдум – не самоцель // Независимая Молдова. – 1999. – №181. – 22 сентября.

[6]. ИНФОТАГ. Дмитрий Кройтор-башкан Гагаузии // Независимая Молдова. – 1999. – №170. – 7 сентября.

[7]. ИНФОТАГ. Избран председатель Народного собрания Гагауз-Ери // Независимая Молдова. – 1999. – №185– 28 сентября.

[8]. ИНФОТАГ. Инаугурация нового башкана // Независимая Молдова. – 1999. – №185. – 28 сентября

[9]. Письмо сотрудников Департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией // Независимая Молдова. – 1999. – №178-179. – 17 сентября.

[10]. ИНТЕРЛИК. Президент надеется решить «конфликт» между В.Катаном и Н.Алексеем // Независимая Молдова. – 1999. – №186. – 29 сентября.

[11]. ИНФОТАГ. Заседание Правительства Молдавии по рассмотрению ситуации в МВД закончилась безрезультатно // Независимая Молдова. – 1999. – №187. – 30 сентября.

[12]. ИНТЕРЛИК. «Ласточка» обеспокоена // Независимая Молдова. – 1999. – №187. – 30 сентября.

[13]. ИНФОТАГ. Законность и преступность: кто кого? //Независимая Молдова. – 1999. – №183-184. – 24 сентября.

[14]. ИНТЕРЛИК. Пресс-конференция коммунистов // Независимая Молдова. – 1999. – №188-189. – 1 октября.

[15]. ИНТЕРЛИК. Требуют отставку Юрие Рошки // Независимая Молдова. – 1999. – №188-189. – 1 октября.

[16]. ИНТЕРЛИК. Визит в Москву //Независимая Молдова. – 1999. – №167. – 2 сентября; Кишинев-Москва: встреча в верхах // Независимая Молдова. – 1999. – №168-169. – 3 сентября.

[17]. ИНФОТАГ. Для подписания Большого договора между Россией и Молдавией нет никаких препятствий // Экономическое обозрение. – 1999. – №32, сентябрь.

[18]. Д.Калак. Договорились на десять лет // Экономическое обозрение. – 1999. – №33. – сентябрь.

[19]. Ф,Олегов. Россия и Молдавия будут развивать экономические отношения //Независимая газета. – 1999. – №163. – 3 сентября.

[20]. ИНТЕРЛИК. Кишинев-Москва: встреча в верхах // Независимая Молдова. – 1999. – №168-169. – 3 сентября.

[21]. ИНФОТАГ. РАО ЕЭС готова поставлять Молдавии электроэнергию // Экономическое обозрение. – 1999. – №35. – сентябрь.

[22]. ИНФОТАГ. Возвращение на российский рынок // Независимая Молдова. – 1999. – №171. – 8 сентября.

[23]. ИНТЕРЛИК. // Независимая Молдова. – 1999. – №186. – 29 сентября.

[24]. Астахова И. Румынский тандем готовится к завоеванию молдавского нефтерынка // Экономическое обозрение. – 1999. – №32. – сентябрь.

[25]. БАСА-пресс. Новый контракт на поставку электроэнергии // Экономическое обозрение. – 1999. – №35. – сентябрь.

[26]. Базовый молдавско-румынский договор можно подписать до конца года // Экономическое обозрение. – 1999. – №35. – сентябрь.

[27]. ИНТЕРЛИК. // Независимая Молдова. – 1999. – №186. – 29 сентября.

[28]. ИНТЕРЛИК. Пребывание председателя Сената Польши Алиции Гжешковяк в Кишиневе // Независимая Молдова. – 1999. – №176. – 15 сентября.

[29]. Молдавия-Польша. 7 лет дипломатических отношений // Независимая Молдова. – 1999. – №175. – 14 сентября.

[30]. И.Стурза. Визит во Францию превзошел все ожидания // Независимая Молдова. – 1999. – №180. – 21 сентября.

[31]. Д.Калак. Окно в Париж // Экономическое обозрение. – 1999. – №35. – сентябрь.

[32]. Молдпресс // Независимая Молдова. – 1999. – №181. – 22 сентября.