Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Удмуртская Республика

Игорь ЕГОРОВ

Удмуртская республика

в ноябре 1999 года

Необходимость приводить в соответствие с федеральным законодательством удмуртскую Конституцию (введение поста Президента). Подготовка к конкурсу по использованию удмуртских недр по схеме СРП. Закон о «золотой акции». Выборы в Государственную Думу РФ.

Основные тенденции

В ноябре контекст политической ситуации в Удмуртии создавался следующими факторами.

1. Вступивший в силу 19 октября 1999 года Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации» поставил политическую элиту Удмуртии, ее законодателей в сложное положение. Законом были определены жесткие временные рамки приведения в соответствие с федеральным законом конституционного законодательства республики в части разделения властей на региональном уровне и институционального устройства власти. 16 ноября шестая сессия Государственного совета создала Конституционную комиссии по подготовке предложений по внесению изменений в Конституцию Удмуртской Республики.

Такие комиссии создавались и в первом созыве ГС, однако, их деятельность не завершалась никакими решениями. Вялотекущий конституционный процесс руководство ГС стремилось направлять в сторону принятия конституционных положений о введении поста главы (президента) Удмуртской Республики. Однако, по оценкам многих наблюдателей, из-за «персонального вопроса» дело заходило в тупик. С принятием ФЗ ситуация в корне изменилась. Удмуртии (в частности) предложено в двухлетний срок либо ввести конституционную норму о наличии поста высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) и избрать его всенародно (либо созванным специально для этого собранием представителей), либо убрать из Конституции уже существующее положение о высшем должностном лице Удмуртской Республики, возглавляющим представительный орган государственной власти — Государственный совет УР. При этом «персональный вопрос» никуда не девается. Элиту ждет новый раскол по линии председатель Правительства — председатель Государственного совета (точнее: «Ганза — Волков»).

2. Другой фактор — появление в Удмуртии крупных политических сил, взявших под свой патронаж новое политическое движение — «Единство» («Медведь»). Это тоже может предвещать расколы в политической элите, поскольку ее верхушка «Волков & K» вошли в ОВР и поддерживают Лужкова — Примакова — Маслюкова.

Поддержка «Единства» со стороны одноименной фракции Государственного совета УР и президентом одной из крупнейших корпораций в Удмуртии — «АСПЭК» — Виктором Хорошавцевым означает одновременно несколько фактов политического процесса в Удмуртии.

Во-первых, падение рейтинга Лужкова и ОВР заставило политическую элиту Удмуртии искать другую «корзину для яиц», чтобы в результате проигрыша «Отечества», Лужкова или Маслюкова не остаться ни с чем.

Надо отметить, что декабрьские 1999 года выборы значат для удмуртского политического класса очень многое. По всему видно, что совместными усилиями, не придавая большого значения идеологической окраске блоков и кандидатов (исключительно их рейтингу и степени влияния) политическая элита усиленно старается установить связи и вертикали в Москве для лоббирования на федеральном уровне интересов региона и наиболее значимых и влиятельных экономических субъектов Удмуртской Республики. Поэтому по 28-му избирательному округу руководством и практически всей элитой поддерживается кандидатура Юрия Маслюкова, «привезенная» в Удмуртию секретарем регионального отделения КПРФ Николаем Сапожниковым и поддержанная, прежде всего, региональным отделением ОВР. Именно поэтому, при стремительно возросшем рейтинге «Медведя» лидер одной из влиятельных депутатских фракций ГС Виктор Хорошавцев возглавил избирательный штаб движения Шойгу-Путина (при этом нефтяные интересы возглавляемого им «АСПЭКА» привязаны во многом к отношениям с руководством Башкортостана). Именно поэтому руководство республики всемерно поддерживает лужковское «Отечество». Элита использует все возможности, чтобы установить вертикальные связи на федеральном уровне.

Во-вторых, действуя в контексте процесса «выборы ГД — выборы Главы Удмуртской Республики — выборы Президента РФ», часть региональной политической элиты, в лице фракции «Единство» Государственного совета, занимает полосу движения слева («на обгон»!) от руководства республики, очевидно полагая, что поддержанный «семьей», более молодой, энергичный и волевой В.Путин, при поддержке С.Шойгу, вытянет наверх и восходящих политиков из окружения Хорошавцева. Последние, очевидно, во внутриэлитном противостоянии в связи с захватом исполнительной власти (при изменении Конституции) займут проправительственную позицию и консолидируются вокруг Ганзы. Можно предположить также, что именно группе АСПЭК наиболее выгодно политически слабое и расколотое руководство республики.

В-третьих, с образованием сильного регионального штаба (а в перспективе можно прогнозировать — и движения) «Единства», традиционно слабый правый фланг политического спектра займет сильное и популярное движение (партия?). До сих пор политически структурированными были лишь КПРФ (левый фланг) и левый центр (партия власти) в лице движения «Удмуртия», вступившего перед выборами Государственного совета УР весной текущего года в «Отечество».

У элиты сегодня еще есть шансы избежать раскола. Однако во многом это будет зависеть от исхода выборов в Государственную Думу 19 декабря.

3. Значительным факторов, определяющим содержание политического процесса является и начало работы по повторному проведению конкурса на разработку 12 нефтяных месторождений по схеме Соглашения о разделе продукции. Ситуация в вопросе уже несколько иная, чем это было в 1996-97 годах. На этот раз федеральным законодателем приняты все необходимые законы для работы на удмуртском конкурсном участке по схеме раздела продукции. В прессе Удмуртии предполагается, что на разработку удмуртской нефти будут претендовать три компании [[1]].

Первая — американская компания «Сэмсон» (победитель и единственный участник прошлого конкурса), «Лукойл» и консорциум региональных удмуртских и башкирских нефтедобывающих компаний[1] [[2]]. В ноябре, как сообщалось в прессе, картельное соглашение подписали «Удмуртнефть», «Удмуртская национальная нефтяная компания» (совместный проект Удмуртии и города Москвы), «Белкамнефть» (созданная Башкортостаном и Удмуртией при участии АСПЭК) и «Башнефть». Возможно вхождение в консорциум «Удмуртторфа» и «Удмуртгеологии»[2] [[3]]. При этом следует ожидать деятельного лоббирования прежде всего башкирскими, пермскими и московскими нефтеперерабатывающими заводами. Известно, например, что НПЗ в Башкортостане загружены работой не более чем на половину.

4. 19 октября Государственный совет УР принял отвергнутый летом Закон УР «О специальном праве («золотой акции») на участие Удмуртской Республики в управлении отдельными открытыми акционерными обществами». Этот закон можно рассматривать как основной документ в пакете нормативных актов, принятых Правительством и Государственным советом УР осенью текущего года. Принятые акты являются и фактором политического процесса, и показателем политического курса, взятого новым (с весны 1999 года) руководством УР.

Здесь можно говорить о воспроизводстве на новом уровне этацентристской традиции в политике органов государственной власти УР. Если принятый закон (о «золотой акции») заработает, то это будет, повлечет за собой:

— усиление контроля органов государственной власти над экономическими процессами в регионе и усиление их политического господства на территории Удмуртской Республики.

— усиление политических позиций, прежде всего, высшего исполнительного органа государственной власти (Правительства) Удмуртской Республики и лично его председателя Николая Ганзы. Примечательно в связи с этим, что это один из немногих (если не единственный) законов, в котором право на решения по его реализации принадлежит «исключительно Правительству Удмуртской Республики» и эти решения не требуют утверждения или согласования в Государственном совете или его Президиуме.

1.    УДМУРТСКАЯ ЭЛИТА НАКАНУНЕ РАСКОЛА

1.1.       Создание конституционной комиссии по внесению изменений в Конституцию Удмуртской Республики в связи с принятием Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации»

16 ноября 1999 года открылась шестая сессия Государственного совета Удмуртской Республики, на которой была создана Конституционная комиссия по внесению изменений в Конституцию Удмуртской Республики. Важным стимулом к очередной попытке Государственного совета стал Федеральный Закон, определяющий полномочия и правила формирования органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Несмотря на то, что в риторике руководства Государственного совета, в частности, Александра Волкова, его председателя, присутствуют только призывы к введению поста высшего должностного лица республики, надо отметить, что для Удмуртии закон важен прежде всего потому, что предписывает внести изменения в законодательство республики в соответствие с принципами разделения властей. Иными словами, Удмуртия не вписывается в федеральное законодательство вовсе не потому, что не имеет президента или главу, а потому, что, во-первых, разделение властей, как в институциональном устройстве власти, так и в практике властных органов практически отсутствует. Во-вторых, полномочия представительного органа власти, Государственного совета УР избыточны, тем более в свете принятия ФЗ [[4]]. В-третьих, глава высшего исполнительного органа государственной власти не может быть депутатом органа представительного (в 1995 году, специально для Вершинина П.Н., которого избрали председателем Правительства УР в этом вопросе было сделано исключение, и это обстоятельство было закреплено в Конституции). В-четвертых, высшее должностное лицо, которое на самом деле в Удмуртии существует в Конституции, рассматривается Федеральным Законом не иначе как главой высшего исполнительного органа государственной власти. Что касается должности высшего должностного лица, то в ст. 2 и в ст. 17 ФЗ написано, что субъект РФ «может» ввести эту должность. А может и не вводить. Субъект РФ может избрать высшее должностной лицо всенародно, а может и специальным собранием представителей.

На сессии 16 ноября наибольшие споры вызвали вопросы о необходимости принятия Закона об опросе населения [3]. По предложению Волкова и президиума, 19 декабря 1999 года следовало провести опрос населения о том, как назвать высшее должностное лицо республики — Глава или Президент. Надо напомнить, что 26 марта 1995 года, при проведении опроса, на вопрос «Считаете ли вы необходимым введение поста всенародно избираемого Президента (Главы УР)?» «Да» ответило 30,24 процента избирателей, а «Нет» — 63,72 процента [[5]]. Оппозиция Волкова предлагала провести референдум по существующему закону и не принимать явно избыточный закон. Однако очевидно команду Волкова не устраивало, что результаты референдума имеют обязательное для исполнения значение. Тогда ситуация сразу будет неподконтрольна власти. Закон об опросе все-таки приняли.

Вторым спорным моментом на сессии был статус комиссии. Дело в том, что сессии предлагалось утвердить решение Президиума Государственного совета о создании рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию. Оппозиция, в лице наиболее активного ее представителя Сергея Беркутова, требовала придания статуса Конституционной комиссии этой рабочей группе и несколько пересмотреть ее состав. Его поддержал прокурор республики Виктор Михайлович Походин и предложил включить его в состав комиссии. Это предложение прошло. Была создана конституционная комиссия.

Каковы возможные сценарии дальнейшего развития конституционного в частности, да и вообще политического процесса в республике в связи с принятием ФЗ и созданием Конституционной комиссии?

Вариант первый. Волков и его сподвижники убеждают избирателей на опросе, что Удмуртия только и может теперь решить самостоятельно, что название высшего должностного лица. Поэтому и опрос, а не референдум. Поэтому и не спрашивают снова: «нужен или не нужен?». Затем вносятся изменения в Конституцию и проводят выборы Президента (Главы). Есть предположения, что разработчики поправок и окружение Председателя Государственного совета постараются добиться проведение выборов не всем населением, а собранием представителей (каковым может стать просто сессия ГС). Это вполне правдоподобно, поскольку, по мнению некоторых удмуртских экспертов и журналистов, руководство ГС (А.А.Волков) обладает уже меньшими ресурсами, чем это было раньше.

А.Волков проводит приемлемую рокировку с Н.Ганзой и становится Президентом (Главой) УР.

Вариант второй. При проведении первого «сценария» или близкого к нему, оппозиция в лице, скажем, того же «Единства», саботирует конституционный процесс в течение двух лет. По истечении отведенного ФЗ срока, на трибуну ГС выйдет Николай Ганза, председатель правительства и заявит, что «караул устал». Потом, под давлением правительства УР и, быть может, правительства федерального ГС убирает из Конституции положения о высшем должностном лице и расширяет полномочия премьера.

Возможен вариант раздела сфер влияния и постов между региональными отделениями ОВР и «Медведя» в условиях президентской формы правления при условии, что вся элита поддерживает на пост высшего должностного лица Александра Волкова.

1.2.       Удмуртский конкурсный участок — яблоко раздора

30 ноября 1999 на традиционной пресс-конференции в Правительстве УР министр топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики Виктор Савельев сделал заявление о том, что «на этой неделе» должна завершиться подготовка проекта условий нефтяного конкурса по 12 месторождениям удмуртского конкурсного участка. Еще до Нового Года проект должен быть согласован в Москве, утвержден и опубликован [1].

Некоторые параметры проекта. Роль «Ижмаша» по-прежнему весома. Победитель конкурса должен будет обеспечить «Ижмаш» оборотными средствами в размере $30 миллионов на срок до трех лет. Кредитование автопроизводства должно осуществляться за счет средств от продажи государственной доли нефти. При этом министр уверен в доходности автопроизводства и возвратности вложенных государством средств. Позиция Правительства, по крайней мере, его главы Николая Ганзы, заключается в отделении автопроизводства от «Ижмаша», что, по мнению Ганзы должно сделать его более привлекательным в инвестиционном смысле.

Виктор Савельев сделал на пресс-конференции заявление, которое некоторые наблюдатели готовы рассматривать как официальную позицию республиканского правительства. Савельев сказал, что «в условиях снижения объемов добычи нефти ставку необходимо делать на новые компании». Автор статьи в газете «День» [1] считает, что министр имел в виду «Удмуртскую национальную нефтяную компанию». Кстати, во время визита в Ижевск Ю.Лужкова, приезжавшего в Удмуртию на торжества, посвященные юбилею М.Т.Калашникова (9-11 ноября 1999 года), московский мэр заявил, что в будущем году московское правительство вложит в развитие УННК 100 миллионов долларов.

Говоря о возможных участниках конкурса и «раскладе сил» в борьбе за обладанием удмуртским конкурсным участком вернемся к октябрьской статье Г.Чернова в газете «Домино». С Г.Черновым тогда вступил в дискуссию редактор газеты «День» Сергей Щукин (редчайшее для Удмуртии явление, когда газеты начинают полемизировать между собой и ссылаться на материалы, опубликованные не на своих страницах). С.Щукин, разбирая статью Чернова, называет ее «публичным шантажом» Александра Волкова. По мнению С.Щукина, Волкову предложили выбирать между этими претендентами на кусок нефтяного пирога в обмен на поддержку в парламенте в вопросе избрания высшего должностного лица Государственным советом Удмуртской Республики. Щукин заявляет, что это позиция некой финансово-промышленной группы. Газета «Домино» учреждена ИЭМЗ «Купол», «Удмуртской национальной нефтяной компанией» и управление федеральной почтовой связи УР. Учредителем газеты «День» является ООО «Издательство «День», однако, по распространенному мнению, редактор газеты Сергей Щукин поддерживает тесные контакты с группой АСПЭК, фракцией «Единство» Государственного совета Удмуртской Республики и федеральным «Медведем». Именно поэтому октябрьская перепалка двух СМИ чрезвычайно примечательна.

По мнению Сергея Щукина, в указанной статье Волкова шантажирует окружение Юрия Шестакова, генерального директора ИЭМЗ «Купол» и лидера крупнейшей фракции Госсовета «Промышленники и предприниматели», с чьей помощью Волков стал председателем Государственного совета Удмуртии. Щукин считает, что Г.Чернов статьей предлагает Волкову отдать предпочтение в конкурсе — НК «Удмуртнефть».

Оба материала касаются важности для политического процесса в Удмуртии нефтяного вопроса, вопроса об Удмуртском конкурсном участке недр. Оба материала, как по своим рассуждениям, так и по самому факту своего появления показывают, что ожидающийся конкурс чреват серьезными политическими конфликтами и будет катализировать надвигающийся внутриэлитный раскол в Удмуртской Республике.

1.3.       Выборы в Государственную Думу Российской Федерации на территории Удмуртской Республики

Особенностью нынешних выборов в российский парламент можно считать установление устойчивых, прочных связей между сегментами региональной элиты Удмуртии и федеральными элитами в Москве. Это связано, прежде всего, в стремлении республиканской «верхушки» получить каналы для регионального лоббизма и покровительство сильных фигур. Если на прошлых выборах эти задачи решались путем продвижения в парламент России лояльных к руководству республики кандидатов, способных работать «по заданию республики» (таков первоначально был А.Солуянов), то на этот раз испытывается случай, когда в мажоритарном округе региональная элита проводит «московского гостя», с которым заключены некие политические соглашения (Ю.Д.Маслюков).

1.3.1.      Мажоритарные округа. Кандидаты в депутаты

ИЖЕВСКИЙ ОКРУГ №28. (Включает в себя город Ижевск, пригородный к нему Завьяловский район, город Воткинск (город-завод вокруг ГЗ «Воткинский завод» (сборка ракет средней дальности. В городе работает американская инспекция в рамках договора об РСМД) и Воткинский район.

УДМУРТСКИЙ ОКРУГ №29. (Включает сельские районы республики, кроме пригородного к Ижевску Завьяловского района, Воткинского района, малые города Сарапул (город на Каме), Глазов (город-завод вокруг «Чепецкого машиностроительного завода», Камбарка (порт на Каме, Камбарский машиностроительный завод, выпускающий маневровые тепловозы, база хранения люизита (ОВ кожно-нарывного действия (6,4 тысячи тонн) и Можга (переработка сельхозпродукции, швейная фабрика, стекольный завод «Свет»).

 

По Ижевскому №28 избирательному округу баллотируются:

1. Маслюков Юрий Дмитриевич, 30 сентября 1937 года рождения, советник генерального директора НИИ автоматической аппаратуры имени В.С. Семенихина (Москва). Выдвинут избирателями. Поддерживается КПРФ, ОВР, руководством Удмуртской Республики и практически всеми группами региональной элиты.

2. Баранов Сергей Васильевич, 21 сентября 1957 года рождения, ведущий эксперт Общественного объединения «Общественный комитет за законность и народовластие». Самовыдвижение.

3. Баранов Николай Витальевич, 8 сентября 1950 года рождения, судья Верховного Суда УР, выдвинут избирательным блоком «Коммунисты, трудящиеся России — за Советский Союз».

4. Синицына Ирина Евгеньевна, 9 мая 1953 года рождения, ректор Уральского международного инженерного университета. Выдвинута избирательным объединением ВОПД «Духовное наследие».

5. Гурина Ольга Юрьевна, 22 октября 1955 года рождения, профессор Ижевской государственной медицинской академии. Выдвинута избирательным объединением «Женщины России», является председателем удмуртского отделения Федерации деловых женщин.

6. Яирова Людмила Петровна, 27 сентября 1938 года рождения, Президент Российской государственной цирковой компании. Выдвинута избирательным объединением НДР.

7. Баранов Анатолий Юрьевич, 18 декабря 1959 года рождения, директор по общественным связям Федерального унитарного предприятия «ВПК МАПО» (Москва). Выдвинут избирателями.

8. Солуянов Андрей Владимирович, 8 ноября 1959 года рождения, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Выдвинут избирателями.

9. Сямин Владимир Борисович, 1 июля 1959 года рождения, начальник юридического отдела ЗАО ПКП «Росинтерпром». Выдвинут избирателями.

10. Соловьев Виталий Александрович, 5 января 1933 года рождения, Депутат Государственного совета Удмуртской Республики. Выдвинут избирателями.

11. Макаров Николай Иванович, 11 декабря 1952 года рождения, исполнительный директор Автономной некоммерческой организации «Медико-социальный центр». Выдвинут избирательным блоком «Блок генерала А.Николаева, академика С.Федорова»

12. Забильский Владимир Викторович, 25 декабря 1948 года рождения, Физико-технический институт УрО РАН, ведущий сотрудник [«Медведь»].

13. Чуйков Игорь Вячеславович, 24 августа 1969 года рождения, руководитель детско-подросткового клуба «Заря» муниципального внешкольного учреждения «Синтез». Выдвинут избирателями.

14. Алексеев Владимир Александрович, 17 мая 1947 года рождения, заведующий лабораторией физико-технического института УрО РАН. «Кедр».

 

По Удмуртскому №29 избирательному округу баллотируются:

1. Роговец Климентий Антонович, начальник Ижевского отделения Горьковской ж. д. Поддерживается региональным штабом «Единства», фракцией «Единство» ГС УР.

2. Смирнова Светлана Константиновна, заместитель председателя ГС УР. Поддерживается почти всей региональной элитой.

3. Кошкин Михаил Петрович, депутат ГД.

4. Подопригора Владимир Николаевич, заместитель губернатора Новгородской области.

5. Никулин Валерий Александрович, президент Инженерной академии Удмуртской Республики. Выдвинут избирательным блоком «Блок генерала А.Николаева, академика С.Федорова».

6. Благинина Серафима Петровна, редактор и учредитель газеты «Газета Серафимы Пушиной-Благининой. (Снята с регистрации). Выдвинулась с целью оттянуть голоса от С.Смирновой, которую называла «удмурткой по профессии». Благинина, как и Смирнова — удмуртка.

 

Наиболее острая борьба развернулась в Ижевском №28 округе. Это видно и по количеству кандидатов, и по их «весу». Прогнозируется большинством наблюдателей, что фаворитами избирательного марафона будут трое: Маслюков Ю.Д., Солуянов А.В. и Соловьев В.А. Считается, что непременно победит Маслюков, однако по некоторым прогнозам при взаимном «гашении» двух ведущих фигур (Солуянова и Маслюкова) может «выскочить» В.А.Соловьев.

Тройка фаворитов в Удмуртском округе — Смирнова С.К., Кошкин М.П. и Подопригора В.Н. Прогнозируется победа Смирновой С.К.

По общефедеральному округу, по оценке аккумулированных ресурсов лидирует ОВР. Наблюдатели дают второе место (некоторые — первое) КПРФ. Справа — «Правое дело», «ЯБЛОКО». После активизации деятельности «Медведя» возможно, что это движение к 19 декабря сможет мобилизовать весь или почти весь правый фланг электората Удмуртии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

19 октября 1999 года №103-II                                                                 УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О СПЕЦИАЛЬНОМ ПРАВЕ («ЗОЛОТОЙ АКЦИИ») НА УЧАСТИЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УПРАВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫМИ ОТКРЫТЫМИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ

 

Настоящий Закон разработан на основании и в развитие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

Закон определяет порядок использования Удмуртской Республикой специального права на участие в управлении открытыми акционерными обществами.

 

Статья 1. Общие положения

1. Специальное право на участие Удмуртской Республики в управлении открытыми акционерными обществами (далее по тексту — специальное право («золотая акция») возникает на основании решения Правительства Удмуртской Республики и осуществляется от имени Удмуртской Республики представителями Удмуртской Республики в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества.

2. Специальное право («золотая акция») может быть использовано в следующих целях:

— для защиты экономических, социальных прав и законных интересов граждан Удмуртской Республики;

— для обеспечения экономической безопасности Удмуртской Республики.

3. Правительство Удмуртской Республики может принять решение об использовании специального права («золотой акции») на участие Удмуртской Республики в управлении открытыми акционерными обществами при рассмотрении вопроса о продаже находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ либо при преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

4. Специальное право действует до принятия решения о прекращении его действия.

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

— открытые акционерные общества, создаваемые при преобразовании государственных унитарных предприятий, находящихся в государственной собственности;

— открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации, акции которых находятся в государственной собственности полностью или частично.

 

Статья 3. Порядок принятия решения об использовании специального права («золотой акции») и прекращении действия специального права («золотой акции»)

Предложения об использовании специального права («золотой акции») на участие Удмуртской Республики в управлении отдельными открытыми акционерными обществами в установленном порядке вносятся органами исполнительной государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления в Удмуртской Республике на рассмотрение уполномоченного органа исполнительной государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющего управление государственным имуществом Удмуртской Республики (далее — уполномоченный орган управления).

Уполномоченный орган управления, после рассмотрения поступивших предложений, вместе со своим заключением в установленном порядке вносит их на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики. Принятие решений об использовании специального права («золотой акции») на участие Удмуртской Республики в управлении отдельными акционерными обществами находится в исключительной компетенции Правительства Удмуртской Республики.

 

Статья 4. Представители Удмуртской Республики в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»)

Правительство Удмуртской Республики, принявшее решение об использовании специального права («золотой акции») на участие Удмуртской Республики в управлении отдельным акционерным обществом, назначает одного представителя Удмуртской Республики в совет директоров (наблюдательный совет) и одного представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Представители Удмуртской Республики в совете директоров (наблюдательном совете), в ревизионной комиссии открытого акционерного общества являются соответственно членами совета директоров (наблюдательного совета), членами ревизионной комиссии открытого акционерного общества. Места представителей Удмуртской Республики в совете директоров (наблюдательном совете) и в ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета), членов ревизионной комиссии. Представители Удмуртской Республики — члены совета директоров (наблюдательного совета), члены ревизионной комиссии открытого акционерного общества имеют права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для членов совета директоров (наблюдательного совета), членов ревизионной комиссии открытого акционерного общества.

Представителями Удмуртской Республики в совете директоров и ревизионной комиссии открытого акционерного общества назначаются государственные служащие.

Порядок назначения и отзыва, квалификационные требования, права и обязанности, ответственность представителей Удмуртской Республики на общем собрании акционеров, в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, а также порядок компенсации затрат и выплаты вознаграждений представителям Удмуртской Республики устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

 

Статья 5. Полномочия Удмуртской Республики при использовании специального права («золотой акции») в отношении отдельных открытых акционерных обществ

Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Удмуртской Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Представители Удмуртской Республики имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Представители Удмуртской Республики имеют право на участие в общем собрании акционеров, а также имеют право вето при принятии общим собранием акционеров решений:

— о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

— о реорганизации открытого акционерного общества;

— о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

— об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

— о заключении, указанных в главах 10 и 11 Федерального закона «Об акционерных обществах», крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Удмуртской Республики имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны.

Представители Удмуртской Республики имеют право получать у держателя реестра ценных бумаг открытого акционерного общества данные об имени (наименовании) зарегистрированных в указанном реестре владельцев ценных бумаг открытого акционерного общества, количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

Представители Удмуртской Республики вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества, единоличному исполнительному органу открытого акционерного общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа открытого акционерного общества (правления, дирекции) а равно к управляющей организации (управляющему) о возмещении убытков в соответствии с пунктом 2 статьи 71 Федерального закона «Об акционерных обществах».

 

Статья 6. Заключительные положения

1. Предложить Правительству Удмуртской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

2. Нормативные правовые акты Правительства Удмуртской Республики, до приведения их в соответствие с настоящим Законом, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

 

Первый заместитель Председателя Государственного совета Удмуртской Республики

                                                                                                                                                                В.И.АГАШИН

г. Ижевск 19 октября 1999 года №103-II



[1] Есть и другая версия, которая заключается в том, что основная борьба будет происходить между НК «Сидако» в лице ее дочерней компании «Удмуртнефть» и «ЛУКойлом», интересы которого в Удмуртии представляет якобы «Белкамнефть». Такую позицию высказал некто Георгий Чернов еще в октябре в статье «N» — нефть», опубликованной в газете «Домино» №29 от 6 октября 1999 года. Подробнее см. в разделе 3.2.

[2] 6 ноября на пресс-конференции председатель Правительства УР Николай Ганза сообщил, что известны три потенциальных участника конкурса: «ЛУКойл», «Сэмсон» и Удмуртский консорциум («Башнефть», «Удмуртнефть», АСПЭК, «Белкамнефть»).

[3] Ситуация повторяется, но наоборот. В марте 1995 года, когда проводился опрос о необходимости введения должности Президента (Главы) республики не было закона о референдуме. Именно поэтому проводили опрос. В 1999 году существует закон о референдуме, однако президиум ГС настаивает на проведении опроса.



Источники

[1]. Труфанов К. Условия нефтяного конкурса приобретают четкие очертания. Министр Савельев намекает на роль Лужкова в переделе нефтяного рынка Удмуртии // День. — 1999. — №215. — 1 декабря.

[2]. Чернов Г. «N» — нефть // Домино. — 1999. — №29. — 6 октября.

[3]. См. например: Иртегова О. О зарплате, нефти и автомобилях // Удмуртская правда. — №171. — 17 ноября; Ярославцев Д. Основной состав. Участники нефтяного консорциума считают, что его создание складывается успешно // Инфо-Панорама. — 1999. — №47. — 26 ноября.

[4]. См. например. Самарцев М. Удмуртия президентская? // Свое дело. — 1999. — №11.

[5]. Известия Удмуртской Республики. — 1999. — №50.