Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Молдова

Владимир РАДОВ

Республика Молдова

в ноябре 1999 года

Новый виток правительственного кризиса: отставка правительства Иона Стурзы. Попытка формирования нового правительства закончилась неудачей. В республике резко обострился энергетический кризис. Проблема выплаты долгов «Газпрому» не решена.

1.    ПОЛИТИКА

1.1.       Роспуск правительства

9 ноября на специальном пленарном заседании молдавского парламента был поставлен вопрос о вотуме доверия кабинету министров Иона Стурзы [[1]]. Процедуру инициировали 5 ноября 52 депутата из фракции коммунистов, парламентских групп Христианско-демократического народного фронта (ХДНФ) и «независимых».

Как и заявляли ранее, представители АДР, составляющими которого являются члены Демократической конвенции (ДК), «Ласточки» и Партии демократических сил (ПДС), отказались участвовать в голосовании. По их мнению, процедура выражения вотума недоверия Иону Стурзе и его команде инициирована в результате сговора коммунистов, фронтистов и сторонников президента. Итоги тайного голосования показывают: за отставку правительства свое «да» сказали 58 депутатов (из 101). Именно столько парламентариев приняло участие в голосовании. Это означало отставку правительства.

История с отставкой правительства Стурзы характеризует молдавский парламент как самый непредсказуемый в Европе. Ведь буквально накануне, 4 ноября, премьер вроде бы отчитался перед депутатами, получив одобрение бюджету, и это автоматически продлевало ему и правительству срок властных полномочий. Вдруг через день — заявление группы 52-х парламентариев о недоверии правящему кабинету, а еще два дня спустя — его отставка, санкционированная уже 58-ю голосами (в последний момент на сторону Рошки-Воронина перескочили перебежчики из АДР — сторонники президента). Оппозиционное меньшинство превратилось в большинство, то есть пирамида власти перевернулась. Сложилась невероятная (так, во всяком случае, до сих пор казалось) коалиция: коммунистов и фронтистов — ярых противников, можно даже сказать политических врагов. Но последующие события показали, что их объединение оказалось одноразовым, и было направлено на «свержение» ненавистного им правительства, а вот на созидание им воли не хватило.

Среди сторонников правительства бытует мнение, что депутаты не могли решиться на такой шаг без согласия президента. У политиков много объяснений по поводу того, почему Петр Лучинский не испытывал симпатии к Стурзе. Председатель парламента, лидер «Ласточки» Думитру Дьяков заявил, что «правительственный кризис спровоцирован для того, чтобы ввести чрезвычайное положение и добиться проведения досрочных парламентских выборов» [[2]]. А лидер АДР Александр Мошану квалифицировал произошедшее чуть ли не как государственный переворот, сговор фракций коммунистов и фронтистов с президентом [2].

8 ноября во время своей пресс-конференции президент заявил, что если бы он был депутатом, то голосовал бы за отставку кабинета Стурзы, чем дал понять, что он явно против правительства. Президент не был уверен, что при тайном голосовании абсолютно все коммунисты скажут правительству «нет». Поэтому «про запас» была проведена профилактическая работа с отдельными представителями дружественных Стурзе фракций — ДК и «Ласточки». Нужно отметить, что «Ласточка» до последнего времени была пропрезидентской. И их лидер Д.Дьяков и П.Лучинский всегда работали в одной «связке». Но, выбирая, между И.Стурзой и П.Лучинский Д.Дьяков выбрал первого. А.П.Лучинский нашел себе новых попутчиков. Президент выразил уверенность, что Молдавия продолжит путь реформирования, а международные финансовые организации будут по-прежнему сотрудничать с республикой [[3]]. Но факты говорят обратное. Коммунисты и франтисты в парламенте всегда голосовали против принятия законов, поэтому, скорей всего, они предложат другой путь. А международные финансовые организации не раз заявляли, что они поддерживают правительство И.Стурзы, а коммунистов не собираются поддерживать.

На своей прощальной пресс-конференции И.Стурза говорил о том, что для восстановления международного финансирования Молдавии понадобится 6-8 месяцев [[4]]. Западные эксперты также подтверждают, что даже если в Молдавии появится идеальный премьер и безупречное правительство, то Молдавия получит деньги от МВФ и МБ лишь через полгода [[5]].

Сразу после отставки лидер парламентской фракции Партии коммунистов (ПКМ) Владимир Воронин выступил с заявлением депутатов его фракции. В нем отмечается:

«Произошло то, что диктовалось всей логикой развития социально-политической ситуации в Молдавии с начала текущего года. Есть все основания утверждать, что именно при данном правительстве Молдавия и ее народ окончательно оказались на грани выживания. Ответственность за это должен нести и парламентский АДР, породивший и поддерживавший непрофессиональную и во многом коррумпированную команду И.Стурзы и ее разрушительные действия. Мы решительно опровергаем измышления иных политиканов о грядущем якобы сворачивании Молдавии с пути реформ и демократических преобразований. Мы за реформы, но реформы во имя, а не за счет народа. Мы — убежденные сторонники демократии, но демократии достойной жизни для всего народа, а не для кучки воров, коррупционеров и мошенников. Наш курс – курс на укрепление государственности и суверенитета Молдавии, на социально ориентированные, обоснованные экономические и политические преобразования. Мы подтверждаем все обязательства республики перед международными организациями, ее приверженность общепризнанным демократическим нормам и неизменное стремление занять место в мировом сообществе» [[6]].

На пресс-конференции П.Лучинский сказал, что правительство будет сформировано в течение 10 дней. А Юрие Рошка, лидер ХДНФ вообще планировал сформировать кабинет до конца недели. Однако получилось совсем не так. Во-первых, никак не могли остановиться на кандидатуре в премьер-министры. Назывались и Валентин Долганюк (ХДНФ), и министр нацбезопасности Валерий Пасат (человек президента) и Ион Гуцу (ПКМ) и другие [[7]]. Остановились на кандидатуре 54-летнего Валерия Бобуцака. Его кандидатура уже была в составе возможных претендентов на пост премьер-министра в марте 1999 года. В советский период он долгое время возглавлял министерство торговли МССР. После распада СССР организовал и возглавлял торговую компанию «Ренаштере». В 1994-1996 гг. возглавлял министерство экономики Молдавии. С марта 1997 года посол Молдавии в России. Здесь уместно подчеркнуть, что послами в Москве были также П.Лучинский, Ион Чубук (экс-премьер-министр до И.Стурзы) и вышеупомянутый Валериу Пасат.

Д.Дьяков и М.Снегур сразу же заявили, что участвовать в голосовании не будут [[8]]. Поэтому В.Бобуцак мог рассчитывать только на новое парламентское большинство. Сразу после церемонии представления он заявил журналистам, что надеется получить вотум доверия депутатского корпуса. Он очертил круг главных направлений в случае избрания:

— неукоснительное следование программе кабинета министров в области внешней политики до 2000 года;

— возможен пересмотр некоторых интересов государства, с последующей переориентацией на Восток;

— борьба с коррупцией;

— решение проблем, касающихся энергетики и социальной сферы.
В.Бобуцак подчеркнул, что новое правительство должно отмежеваться от политических интересов и амбиций, а заниматься вмененными ему задачами [[9]].

Депутаты из фракции коммунистов не скрывали своего удовлетворения претендентом на пост премьера его видением проблем, стоящих перед Молдавией, путей вывода ее из кризиса. А лидер ХДНФ Юрий Рошка еще раньше заявил, что при формировании нового правительства не будет использован принцип алгоритма, как это практиковалось раньше, а их фракция не будет настаивать на получении определенного количества мест в определенных министерствах [[10]].

В качестве кандидата В.Бобуцак сделал важный шаг — до формирования персонального состава нового правительства он добился изменения его структуры. Окончательный вариант — центральная публичная администрация будет состоять не из 16, а из 14 министерств и 5 департаментов. В Молдавии будут министерства: экономики и реформ; промышленности и энергетики; финансов; сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; образования и науки; окружающей среды и благоустройства территорий; иностранных дел; транспорта и коммуникаций; культуры; здравоохранения; труда, социальной защиты и семьи; юстиции; внутренних дел, обороны. Департаменты: по делам молодежи, спорту и туризму; таможенного контроля; по технике безопасности, стандартизации и метрологии; национальных отношений и функционирования языков; гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций; статистического анализа и социологии [[11]].

Вторым шагом В.Бобуцака было представление своей программы и команды депутатам 22 ноября. Он предложил утвердить в должности вице-премьеров Думитру Брашта, который должен был возглавить также министерство экономики и реформ, и Андрея Негуцэ. На пост министра финансов был выдвинут Михай Маноли (зам. министра финансов на протяжении нескольких лет); министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности — Леонид Блик (депутат от ПКМ); министра науки и образования — профессор Николай Букун; министра труда, социальной защиты и семьи — Ион Тэнасе (представитель ХДНФ, экс-министр промышленности и торговли в правительстве И.Чубука); министра транспорта и связи — Валентин Драган (депутат от ПКМ); министра юстиции — Ион Морей (один из лидеров группы независимых депутатов); министра внутренних дел — Владимир Цуркану (нынешний замминистра); министра промышленности и энергетики — Василий Йовв (депутат от ПКМ). Министров иностранных дел, культуры, обороны, здравоохранения, окружающей среды и обустройства территорий — Николае Тэбэкару, Генадие Чобану, Бориса Гамураря, Еуджена Гладуна, Аркадия Канчелю — В.Бобуцак предложил оставить на своих должностях [[12]].

На заседании парламента все шло по графику. В.Бобуцак ответил на вопросы (весьма острые и в основном со стороны новой оппозиции), были выступления (в основном критически и опять-таки от оппозиции). А вот голосование стало сюрпризом. Для В.Бобуцака и его команды — неприятным, для противников — радостным. Когда все журналисты приготовились рапортовать в свои редакции заранее заготовленную новость об утверждении правительства, депутат от фракции ХДНФ Серджу Буркэ объявил, что фронтисты отказываются от голосования, ввиду несогласия с некоторыми кандидатами на министерские посты [[13]]. В результате за новый правящий кабинет во главе с В.Бобуцаком проглосовали лишь 48 депутатов (коммунисты плюс независимые), тогда как для утверждения требовалось как минимум 52 голоса.

Правительственный кризис не разрешился. С 22 ноября начался отсчет 45 дней, по истечении которых президент имеет право распустить парламент, если правительство так и не будет утверждено. Но для этого надо, чтобы нашелся «мальчик для битья», который рискнет возглавить правительство в нынешних условиях. Валерий Бобуцак, которого фронт заставил пережить унижение в парламенте 26 ноября отказался заново формировать правительство. Он предпочел остаться в должности посла РМ в ФРФ [[14]].

Последняя политическая неделя ноября, отрицательно заряженная скандальным отказом в вотуме доверия новому правительству, закончилась серией взаимных обвинений партий, блоков, отдельных лидеров и государственных руководителей. Скоропостижные пресс-конференции, резкие заявления — обращения, ядовитые газетные статьи и полосы. Коммунисты, расстроенные подвохом ненадежного союзника, обвинили в провале со старта нового правительства и в общем политико-экономическом обвале в стране Рошку с его фракцией, Дьякова с его движением АДР (в лице Снегура) с их алгоритмическим правительством [[15]]. АДР в свою очередь ответил, обвинив в тех же грехах Воронина с коммунистами, Рошку с фронтистами, но особенно — президента. Лидер ХДНФ, главный виновник скандала, заявил, что возглавляемая им политическая партия готова участвовать в консультациях по формированию правительства только при соблюдении определенных условий. Ю.Рошка дал понять, что основные разногласия связаны с кандидатурой на пост министра внутренних дел. ХДНФ изначально настаивал на кандидатуре генерала Николая Алексея и категорически был против В.Цуркану. Ю.Рошка подчеркнул, что ХДНФ не боится досрочных парламентских выборов [[16]].

На этой же неделе П.Лучинский назвал новые парламентские выборы нежелательными. Понять это можно, так как расклад сил в новом парламенте может оказаться для него еще более невыгодным — его люди вряд ли туда попадут, так как политические формирования, работающие на Лучинского, пока не раскручены, испытывают дефицит времени и интеллектуальных ресурсов. А каким будет парламент сейчас очень важно — в эти дни в Конституционный Суд (КС) поступила инициатива 38 депутатов насчет изменения процедуры выборов президента — не всенародно, а в парламенте, как во многих европейских странах. Это требует меньше денег и производит меньше грохота. Через шесть месяцев она может быть рассмотрена, и не исключено, что в результате будет принято невыгодное Лучинскому решение [[17]]. Есть еще одно неудобное для президента обстоятельство — он имеет право распустить парламент лишь один раз в течение года. Если этот парламент он распускает, то весь оставшийся до президентских выборов срок Лучинский не сможет даже притронуться к новому депутатскому корпусу, каким бы отвратительным он ему не казался.

По мнению лидера АДР Александра Мошону, у президента и коммунистов нет принципиальных разногласий, и рано или поздно они договорятся, так как у них есть общие цели — создание правительства, которое будет твердой рукой управлять страной, и проведение одновременно с парламентскими выборами референдума. А Мошану выразил озабоченность тем, что президент якобы заявил: «Если не будет сформировано новое правительство, я обращусь к народу». Это завершится, по его мнению, установлением режима личной власти [17].

1 декабря, по сообщению СМИ Молдавии, президент П.Лучинский поручил лидеру коммунистов Владимиру Воронину сформировать новое правительство.

 

1.2.       Партийная жизнь

1.2.1.      Создание новой партии

27 ноября состоялся съезд общественного движения «Фурника». На нем присутствовало более 240 делегатов, представлявших структуры движения со всех уездов Молдавии. Принято решение о переименовании общественного движения «Фурника» в Партию социальной демократии Молдавии (ПСДМ). Но пост лидера новой партии баллотировались три кандидата – руководитель движения «Фурника» — Адриан Усатый, его заместитель Ион Мушук и член правления движения — Ион Гуцу. Во второй тур голосования вышли два кандидата — И.Мушук и И.Гуцу. В результате тайного голосования на 20 голосов больше набрала кандидатура И.Гуцу, который в настоящее время возглавляет совет акционеров АКБ «Унибанк». Избран Совет партии, который в ближайшие дни изберет председателя и руководящие органы [[18]].

Делегаты съезда ПСДМ дали жесткую оценку политической ситуации в республике. Выход из нее они видят в досрочных одновременных парламентских и президентских выборах, которые, по мнению ее лидера Иона Гуцу, могли бы состояться уже в первом квартале 2000 года.

Он же, отвечая на вопросы корреспондентов после съезда о численности ПСДМ — «Фурники», сказал, что сейчас в движении насчитывается 17 тыс. человек.

1.2.2.      Съезд ПДСМ

В конце ноября состоялся очередной съезд Партии демократических сил Молдавии (ПДСМ). Делегаты внесли изменения в программные документы и устав партии. Необходимость внесения изменений в программу партии объясняется произошедшими изменениями в молдавском обществе [[19]].

Основные изменения устава ПДСМ коснулись выдачи мандата председателю партии. Теперь его могут избирать на неопределенный срок, но каждые два года делегаты съезда будут голосовать по его кандидатуре. Для отстранения председателя от должности необходимо две трети голосов.

Именно вокруг устава разгорелись страсти на съезде. Член ПДСМ, депутат парламента Виталия Павличенко отметила, что некоторые изменения в уставе партии не соответствуют международным нормам внутренней жизни партии. В частности она назвала «недемократической мерой» избрание председателя партии открытым, а не тайным голосованием. «Тайное голосование — неотъемлемый элемент демократического выбора. Внесенные изменения в устав, к сожалению, не позволяют часто менять руководителей партии. Я ратую за возможность чередования людей у власти, что дает каждому члену партии шанс на утверждение»,- сказала В.Павличенко. Она выразила надежду на то, что дальнейшая эволюция ПДСМ не приведет к изменению политической линии партии.

Съезд переизбрал председателем ПДС Валериу Матея. В течение двух недель должны быть избраны другие руководящие органы ПДС.

В сведениях ИНФОТАГ в настоящее время ПДСМ насчитывает около 12 тыс. членов.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Энергетический кризис

С 1 ноября российский концерн «Газпром» сократил поставки газа в Молдавию на 40% от показателей, оговоренных ранее в контракте на октябрь [[20]]. С учетом этого обстоятельства в тот же день была уменьшена подача газа крупнейшим неплательщикам для обеспечения поставки законтрактованных объемов газа тем, кто исправно его оплачивает. По подписанному молдавской и российской сторонами межправительственному соглашению, поставки природного газа в республику осуществляется в тех объемах, которые оплачиваются за предыдущий месяц. Поскольку Молдавия заплатила лишь за 15% от потребленного, решение РАО «Газпром» о 40% сокращении объемов экспортируемого в Молдавию «голубого топлива» называется «смягчающим ударом — предупреждением».

За 9 месяцев нынешнего года Молдавия (с учетом Приднестровья) потребила 1,5 млрд. кубометров природного газа. Правый берег получил его примерно на 57 млн. $. Расчет произведен на уровне 10-15%. Долг РМ за природный газ составляет на сегодня порядка 178 млн. $. Пеня за несвоевременные платежи выросла до 112 млн. $. Задолженность за этот вид топлива Левобережья (Тирасполя) равняется 309 млн. $. Пеня достигает 164 млн. $. Крупнейшими должниками АО «Молдова-Газ» считаются энергокомплекс, ряд промышленных предприятий. В их числе: кишиневский и флорештский стекольные заводы, АО «Флалшнго» (Бельцы), «Молдкартон» (Кишинев). Представители РАО «Газпром» направили в адрес президента Молдавии и правительства письмо, в котором напомнили, что с 1 января 2000 года объемы подачи природного газа республике будут соответствовать уровню его оплаты. 70% производимой в Молдавии электроэнергии производится за счет поставок российского газа.

3 ноября вечером впервые в новейшей истории в темноту погрузились президентура, парламент и несколько зданий, находящихся в ведении госканцелярии — сработала система автоматического отключения электроэнергии из-за низкого напряжения в сети. Приобщение молдавских власть предержащих к «нормальной» жизни продолжалось недолго – минут двадцать. Окраины Кишинева и столичные пригороды коротают вечера при свечах весь месяц. Судя по всему, такое времяпрепровождение жителей города затянется надолго. Для большинства населенных пунктов Молдавии свет стал роскошью уже давно. Здесь получают электроэнергию всего на 2-3 часа в сутки.

Поставки электроэнергии с МолдТРЭС (Приднестровье) в Кишинев приостановлены. Из-за сокращения объемов газа Приднестровье не может обеспечить само себя. Пока оно покрывает энергодефицит за счет украинской электроэнергии. Чтобы как-то выйти из ситуации, на МолдГРЭС в срочном порядке восстанавливают блок, работающий на твердом топливе.

Образовавшийся дефицит покрывался, да и продолжает покрываться за счет украинской и румынской электроэнергии. Но здесь возникают новые проблемы: перекрывая не запланированный энергодефицит в очередной раз превышаются отведенные на месяц лимиты, что соседей-поставщиков очень раздражает.

При перетоках румынской электроэнергии гробятся собственные линии электропередач, рассчитанных на другие мощности. Импорт электроэнергии и мощности из Украины в Молдавию должен составлять 100 млн. кВт/ч при максимальной мощности в 170 мВт [[21]]. Но из-за сложившейся ситуации Молдавия взяла у украинской стороны до 400 мВт. У румын при оговоренных 120 мВт получали 170. «Молтранэлектро» предупредило кишиневские электросети, столичные власти и руководство департамента энергетики, что если в ближайшее время не будут обеспечены устойчивые поставки в необходимых объемов из МолдГРЭС или других поставщиков, во избежание аварийной ситуации госпредприятие применит «принудительное ограничение потребления» [[22]], то есть отключит кишиневские электросети. Ведь иностранные поставщики заняли такую же жесткую позицию, что и «Газпром» и в выделении лимитов они исходят из того, какой объем потребленной электроэнергии Молдавия оплатила в предыдущем месяце. Потребив в октябре 272 млн. Вт/ч, республика оплатила лишь 136 млн. Это должно было быть нормативом на ноябрь. Но к зиме потребность значительно возрастает. По данным департамента энергетики в ноябре для более-менее сносной жизни в ноябре Молдавии необходимо было порядка 470 млн. кВт/ч. Из-за такой непредсказуемости молдавские энергетики не могут не только нормально снабжать потребителей, но и сообщать им, в какие часы тот или иной регион остается без света.

Сложившееся положение в энергокомплексе являлось главной темой для всех властей. Может это и явилось главной причиной отставки правительства, но это положение еще больше усугубило. Все понимают, что в первую очередь необходимо уладить отношения с «Газпромом». Вот мнение генерального директора концерна «Молдова-газ» Михаила Лесника:

«Уже больше пяти лет ходят разговоры о поставках газа из азиатских республик. Мы неоднократно делали расчеты: этот газ получается дороже российского на 10-15$. Потому эта схема нам абсолютно не выгодна. Самый выгодный для нас поставщик — «Газпром». И нам надо с ним работать аккуратно и свои обещания выполнять. Надо платить, и тогда у нас будут и газ, и электричество, и тепло. Мне лично не очень нравится наша политика, когда мы кидаемся во все стороны в поисках поставщиков. Мы уменьшаем объемы производства на энергетических объектах в Молдавии и в том же Приднестровье. Уменьшаем объемы, увеличиваем себестоимость продукции. А если мы бы загрузили полностью наши предприятия, как это делали раньше, — я уверен, что и себестоимость была бы меньше. А то лето мы прожили, объемы газа резко снизили: предприятия покупали не газ, а электроэнергию за рубежом. И на том успокоились. Мы на каждом углу, на каждом уровне пытались объяснить, но нас не услышали. А сегодня, когда надо греть республику, все спохватились. Пока мы не определим нашу основную концепцию: где мы производим, с кем мы имеем дело, какие объекты загружаем, сколько это стоит, сколько мы можем платить — так и будем хромать и не сможем обеспечивать даже тех, кто платит [[23]].

Еще в июле 1998 года было подписано первоначальное соглашение с РАО «Газпром» о реструктуризации Молдавией долга в размере 90 млн. $ путем выпуска облигаций. Однако, когда Минфин заказал изготовление облигаций, в «Газпроме» передумали, сославшись на запрет российского законодательства использовать облигации на российском рынке. Обе стороны взяли тайм-аут для поиска более приемлемого варианта решения проблемы. Молдавия была готова пойти навстречу «Газпрому» и принять любой из вариантов, который россияне предложат для реструктуризации долга. «Газпром» предложил выпустить на 90 млн. $ векселей, которые бы имели одинаковое обращение на внутреннем и на внешнем рынках Молдавии. В «Газпроме» больше полугода добивались от Центрального Банка России разрешения на получение векселей. Сейчас ЦБ дал такое согласие на обращение векселей в сумме 90 млн. $. Состоялась первая встреча банков, уполномоченных депозитариев, на которой обговорены условия принятия и исполнения векселей. Но у «Газпрома» нет полной ясности, каким для него будет налогообложение векселей.

В Минфине Молдавии выражают надежду, что реструктуризация долга в размере 90 млн. $ будет решена в ближайшее время. Долг в размере 90 млн. $ должен быть реструктурирован сроком на семь лет с выплатой 7% годовых и с каникулами по возврату в первые два года. Предполагается, что векселя будут переводные, а не именные. Если парламент ратифицирует соглашение по векселям, то их можно будет использовать в качестве платежей по налогам, участвовать в приватизации госсобственности Молдавии, а также погашать кредиты в банках [[24]].

25 ноября на расширенном заседании руководства АО «Молдова-газ» с представителями РАО «Газпром», в котором приняли участие президент РМ П.Лучинский, первый заместитель председателя правительства ПМР Виктор Синев, посол России в РМ Александр Панкин, генеральный примар Кишинева Серафим Урекян и руководители предприятий тепло-энергетического комплекса, обсуждалась проблема с погашением долгов Молдавии [[25]].

Вице-президент РАО «Газпром» Василий Фадеев подчеркнул, что вне зависимости от того, сформирован или нет новый кабинет министров, необходимо предпринимать решительные шаги по ликвидации задолженностей. Он отметил необходимость активизации работы в рамках подписанного Молдавией и Россией межправительственного соглашения о поставке, в счет частичной ликвидации долгов за газ, материальных и технических ценностей, сельхозпродукции в адрес бюджетных организаций РФ. Было выделено, что республика, при всей скудости ее бюджета, должна находить средства и направлять в счет ликвидации долгов «Газпрому» целевыми платежами, хотя по 1 млн. $ в неделю. В.Фадеев заявил о готовности вести переговоры по реструктуризации долга на любых, приемлемых для Молдавии, условиях, отметив, что «без текущей оплаты нельзя рассчитывать на стабильные поставки газа». «Мы найдем возможность отключить газ в Молдавию, несмотря на технические сложности, — сказал В.Фадеев. Вы нас вынуждаете это делать, так как не видно вашего желания платить за получаемый газ. Нужно завершить работы по реструктуризации долга путем передачи российской стороне ценных бумаг на сумму 90 млн. $ сроком на 5-7 лет. Этот вопрос, который из-за ряда формальностей и некоторых проблем, имеющихся у сторон, остается до сих пор открытым. Все эти меры продемонстрируют желание Молдавии платить за газ, а также станут хорошим поводом для того, чтобы РАО «Газпром» не применяло по отношению к республике крайне жестких мер» [25].

На заседании с заявлением от молдавской стороны выступил П.Лучинский. «Я не знаю, что еще должно произойти, чтобы в Молдавии, наконец, осознали необходимость расчета за газ» [25], — сказал он. Президент отметил, что хронические неплатежи являются следствием безответственного отношения, как рядовых граждан, так и руководящих органов, которые еще не научились ни экономить, ни платить. Он привел в пользу этого утверждения такой аргумент: руководство Единецкого и Кахулского уездов сумело с начала года расплатиться за природный газ на уровне, более чем на 10% превышающем потребление этого топлива за тот же период. «Если мы не научимся работать по-настоящему, так, как этого требуют современные условия, то может в конечном итоге остаться без газа, тепла и света», — отметил П.Лучинский. Глава государства призвал руководителей местных органов власти найти резервы для своевременной оплаты газа, чтобы установить нормальные отношения с «Газпромом» и не привести республику к полной катастрофе. «Не нужно формировать у населения ложные ожидания. Этой зимой будет, как никогда, трудно. Проблемы сами собой или только благодаря усилиям руководителей страны не разрешатся», — заявил П.Лучинский.

Правительственный и энергетический кризисы ставят вопрос о национальной и государственной безопасности.

2.2.       Промышленность

За январь-октябрь нынешнего года промышленные предприятия Молдавии всех видов собственности выпустили продукции на 6 млрд.382 млн. леев (630 млн. $), или более чем на 10% меньше, чем за тот же период прошлого года [[26]], сообщили в Департаменте статистических и социологических исследований.

За этот период увеличился объем продукции в парфюмерно-косметической, мясной, сахарной и табачной отраслях, а также в производстве пищевых концентратов. Спад произошел в легкой, мебельной, мукомольной, винодельческой, консервной, хлебной промышленности, в промышленности строительных материалов и др.

Сократили объем производства 55% предприятий министерства промышленности и торговли, 57% — министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, 44% — министерства транспорта и связи и 40% предприятий, подведомственных департаменту энергетики и топливно-энергетических ресурсов.

Не случайно данная информация опубликована сразу же после отставки кабинета И.Стурзы, который 4 ноября, выступая перед парламента, говорил совсем об обратном. Он подчеркивал, что медленно, но началось оздоровление экономики [[27]]. По мнению экс-вице-премьера Александра Муравского, правительство И.Стурзы своей политикой сотрудничества с Западом добилось существенных результатов, экономическая политика была верной. Пусть уже набило оскомину упоминание о макроэкономической стабилизации, но без нее было бы разрушено все. А.Муравский говорит о том, что правительству удалось подавить инфляцию, «которая взрывалась в марте», стабилизировать валютный курс, сократить суммарный внутренний и внешний госдолг. Увеличился объем иностранных инвестиций. Согласно данным за октябрь, на 25% возрос экспорт в страны – не члены СНГ. Сегодня в Молдавии вспахано земель на 150 тыс. га больше, чем в прошлом году. А.Муравский признает и промахи. По его мнению, ошибкой было совершать интервенцию на зерновой рынок, что привело к потере госрезервов. Можно было избежать энергокризиса [[28]].

Другая сторона отмечает обратное: успехи на макроэкономическом уровне называются сильно преувеличенными — никто этих успехов не чувствует. Реальный сектор — яркий показатель. Предприниматель Василий Тарлев считает, что о результатах правления можно судить по количеству действующих предприятий: «По нашим данным, треть из предприятий республики свернули свою деятельность. В энергетике правительство оставило катастрофические проблемы». Предприниматели считают, что для поддержки легального производства не так много нужно. Речь идет об освобождении от налогообложения импорта сырья, оборудования и запчастей. Проблема в том, что практически вся промышленность Молдавии держится на импорте сырья и экспорте готовой продукции. Внутренний рынок — нулевой. Так как в себестоимости продукции порядка 70% составляет сырье, а взять кредит в банке почти невозможно, производственники сворачивают свою деятельность.

Другой упрек в адрес правительства заключается в том, что оно достаточно активно выражало стремление резко «повернуть на Запад». В начале ноября Ион Стурза заявил о том, что Молдавия должна определиться с ориентацией, вплоть до выхода из структур СНГ. И вышел в отставку.



Источники

[1]. ИНТЕРЛИК. Правительство Иона Стурзы отправлено в отставку // Независимая Молдова. — 1999. — N215. — 10 ноября.

[2]. ИНТЕРЛИК. Отклики. // Независимая Молдова. — 1999. — №215. — 10 ноября.

[3]. Лучинский П. Новый кабинет министров должен состоять из прагматиков // Независимая Молдова. — 1999. — №215. — 10 ноября.

[4]. Корр. НМ. Новому правительству будет нелегко // Независимая Молдова. — 1999. — №215. — 10 ноября.

[5]. Окунева А. Депутаты поставили кресты. // Экономическое обострение. — 1999. — №42. — Ноябрь.

[6]. Заявление ПКМ // Коммунист. — 1999. — Ноябрь.

[7]. ИНФОТАГ. Эксперты называют претендентов // Независимая Молдова. — 1999. — №216. — 11 ноября.

[8]. ИНФОТАГ. АДР не будет участвовать в голосовании // Независимая Молдова. — 1999. — №216. — 9 ноября.

[9]. Дубовик А. В.Бобуцак начал формировать новое правительство // Независимая Молдова. — 1999. — №219. — 16 ноября.

[10]. Рошка Ю. При формировании правительства не будет использован принцип алгоритма // Независимая Молдова. — 1999. — №216. — 11 ноября.

[11]. ИНТЕРЛИК. Парламент утвердил новую структуру правительства // Независимая Молдова. — 1999. — №221. — 18 ноября.

[12]. ИНФОТАГ. Кого же предложил кандидат в премьеры? // Независимая Молдова. — 1999. — №224. — 23 ноября.

[13]. Корр.НМ Не ждали! // Независимая Молдова. — 1999. — №224. — 23 ноября.

[14]. ИНТЕРЛИК. Лучше быть послом в Москве, чем премьером в Кишиневе // Независимая Молдова. — 1999. — №228. — 30 ноября.

[15]. ИНТЕРЛИК. Из заявления парламентской фракции ПКМ // Независимая Молдова. — 1999. — №225. — 24 ноября.

[16]. ИНФОТАГ. Фронтисты ставят условия // Независимая Молдова. — 1999. — №225. — 24 ноября.

[17]. Политобзор // Экономическое обозрение. — 1999. — №44. — Ноябрь.

[18]. ИНФОТАГ. Создана Партия социальной демократии // Независимая Молдова. — 1999. — №229. — 1 декабря.

[19]. ИНФОТАГ. Съезд ПДС // Независимая Молдова. — 1999. — №229. — 1 декабря.

[20]. ИНТЕРЛИК. Газовая пропасть // Независимая Молдова. — 1999. — №209. — 2 ноября.

[21]. ИНФОТАГ. С наступлением морозов подача электроэнергии сократится // Независимая Молдова. — 1999. — №214. — 9 ноября.

[22]. Нестерова О. Отключение электроэнергии — это всерьез и надолго // Экономическое обозрение. — 1999. — №41. — Ноябрь.

[23]. Лесник М.»Газпром» не пойдет ни на какие уступки, пока мы не выполним своих обязательств. Свет, вода и тепло // Независимая Молдова. — 1999. — №11. — Ноябрь.

[24]. ИНФОТАГ. На сумму долга Молдавии РАО «Газпром» могут быть выпущены векселя // Независимая Молдова. — 1999. — №221. — 18 ноября.

[25]. ИНТЕРЛИК. Новогодний подарок — своими руками // Независимая Молдова. — 1999. — №228. — 30 ноября.

[26]. Молдпрес. Выпуск промышленной продукции сократился // Независимая Молдова. — 1999. — №215. — 10 ноября.

[27]. ИНТЕРЛИК. Трудный диалог с парламентом // Независимая Молдова. — 1999. — №212-213. — 5 ноября.

[28]. Астахова И. Ион Стурза в архив не собирается // Экономическое обозрение. — 1999. — №42. — ноябрь.