Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Игорь НИМАНОВ

Республика мордовия

в декабре 1999 года

Выборы депутатов в Госдуму РФ от республики. Влияние власти на избирательный процесс. Во время визита Председателя Правительства РФ В.В.Путина достигнута договоренность о поддержке блока «Единство» на выборах. Принят бюджет республики на 2000 год. Образование «Союза прогрессивных сил Мордовии». Результаты выборов 19 декабря получились такими, какие хотело видеть руководство РМ.

Хроника

2 декабря — заседание ассоциации «Большая Волга» с участием Председателя Правительства РФ В.В.Путина и ряда министров РФ.

3 декабря — II республиканский съезд предпринимателей РМ.

4 декабря — учредительный съезд Республиканского общественно-политического движения «Союз Прогрессивных сил Мордовии».

8 декабря глава Мордовии Н.Меркушкин участвовал в подписании договора между РФ и Республикой Беларусь.

10 декабря — XXXI сессия Государственного собрания РМ. Принятие бюджета на 2000 год.

19 декабря — выборы в Государственную Думу РФ и органы законодательной власти РМ.

24 декабря — трехстороннее соглашение между Правительством РМ, Федерацией профсоюзов, Союзом работодателей.

25 декабря образована Региональная энергетическая кампания РМ (на правах министерства).

27 декабря — первая сессия Государственного собрания РМ II созыва.

28 декабря — визит главы «Газпрома» Рэма Вяхирева в Саранск.

Основные тенденции

В Мордовии выборы в Государственную Думу РФ совпали с выборами в Государственное собрание РМ и местные представительные органы власти. Руководство республики сделало все возможное, чтобы выборы прошли по заранее намеченному сценарию. Уже за несколько дней до 19 декабря был ясен расклад, который должен получиться после выборов. Для партии власти результат имел крайне важное значение. Ей необходимо было выстроить вертикаль «карманных» депутатов, начиная с ГД РФ и заканчивая местными представительными органами власти. Вся избирательная кампания проходила по сценарию, предложенному администрацией Главы РМ. Республиканские средства массовой информации делали все возможное, чтобы раскрутить В.Гришина, как политическую фигуру федерального уровня. В то же время другого кандидата в депутаты ГД РФ Н.Медведева («ЯБЛОКО») те же СМИ представляли в самом неблагоприятном виде. Создавалось впечатление, что кандидатов в ГД РФ не шестеро, а только двое, один, представляющий партию власти всецело положительный (В.Гришин), другой – полностью отрицательный (Н.Медведев). Остальных кандидатов, включая и представителя КПРФ Е.Костерина, СМИ старались не трогать. Складывалось мнение во время электоральной кампании, что между партией власти и представителями КПРФ заключено «джентельменское» соглашение. В обмен на отрицательную позицию фракции КПРФ в ГД РФ по вопросу о направлении комиссии Счетной Палаты РФ по проверке расходования средств правительством РМ в 1995-1999 гг. — лояльность руководства РМ по отношению к деятельности КПРФ. Как и предполагалось основная борьба по ТИО №19 развернулась между В.Гришиным (ОВР), Е.Костериным (КПРФ) и Н.Медведевым («ЯБЛОКО»). Собственно борьбы не получилось так как руководители на местах смогли «сделать» хороший показатель представителю партии власти В.Гришину, который набрал 44% и почти вдвое опередил Е.Костерина (КПРФ) и втрое Н.Медведева («ЯБЛОКО»). В эти данные вериться с большим трудом, учитывая, что В.Гришин абсолютно неизвестен большинству населения РМ. Кроме того, КПРФ по спискам набрала более 30% и трудно предположить, что почти 10% ее представителей отдали свои голоса, за представителя ОВР. В целом результаты выборов получились предсказуемыми и ожидаемыми. При этом, в честность прошедшей кампании верят лишь единицы.

Аналогичная ситуация сложилась и по результатам выборов в республиканские и местные органы государственной власти. Партии власти удалось провести большинство своих депутатов, что позволило заявить руководству республики, что избиратели проголосовали, так как надо. В Государственное собрание прошли большинство глав местных администраций, Председатель Правительства РМ, Секретарь Совета Безопасности, значительное количество директоров предприятий республики. Руководство получило такое Государственное собрание, какое хотело.

1.    Политическая ситуация

До визита В.Путина в Мордовию электоральная кампания шла по заранее намеченному республиканскими властями сценарию. Все усилия были сосредоточены на том, чтобы любой ценой обеспечить подавляющее большинство голосов представителям ОВР. В СМИ не стеснялись даже открыто критиковать Б.Ельцина и В.Путина иногда переходя разумный смысл. Однако по мере приближения даты выборов картина создавалась все более запутанной. Республиканское руководство после того, как стало ясно, что «Единство» будет поддерживаться Федеральным руководством, оказалось в замешательстве. Поэтому ему пришлось делать вежливые реверансы в адрес неожиданно возникшей политической силы из-за боязни непредсказуемых последствий безоглядной поддержки ОВР. Главе РМ в этой ситуации необходимо было вести двойную игру. С одной стороны он не мог отказаться от поддержки своего основного экономического партнера Ю.М.Лужкова, с другой – обижать блок «Единство», поддерживаемый Председателем Правительства и самым реальным претендентом на президентство, тоже нельзя было оставлять без внимания.

События накануне визита В.Путина реально это продемонстрировали. В ночь на 2 декабря все улицы г.Саранска были заклеены листовками «Единства», тем самым Мордовия продемонстрировала свою поддержку Председателю Правительства. На следующий день после отъезда В.Путина в городе появились огромные рекламные щиты призывающие голосовать за ОВР.

После выборов в газетах появилось сообщение, что «Единство» прогнозировало набрать в Мордовии 12%, однако до выборов об этой цифре в средствах массовой информации ничего не сообщалось и «Единству» отдавали незначительные проценты. История с этой цифрой в 12% всплыла сразу после визита В.Путина в Саранск. Согласно одной из версии во время визита Н.Меркушкин такой процент голосов за «Единство» пообещал В.Путину и свое обещание даже перевыполнил.

Предвыборная кампания велась в Мордовии односторонне. Весь упор был сделан на рекламу ОВР. Этому блоку были отданы практически все СМИ.

Во время предвыборной кампании 4 декабря 1999 года было образовано Республиканское общественно-политическое движение «Союз Прогрессивных сил Мордовии». Это движение создавалось как оппозиционная сила существующей партии власти. Участниками учредительного съезда «Союза прогрессивных сил Мордовии» было направлено обращение к Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю ЦИК в котором приводились конкретные доводы, ставящие под сомнение результаты предстоящих выборов. Многим кандидатам от оппозиции предлагалось снять свои кандидатуры в Государственное собрание РМ, использовался прием отказа в регистрации по надуманным причинам кандидатам, которые шли в одном округе с Главами местных администраций. Чинились препятствия в организации встреч с кандидатом в депутаты ГД РФ от объединения «ЯБЛОКО» Н.Медведевым. По этим нарушениям были поданы жалобы в прокуратуру и исковые заявления. Однако суды до 19 декабря эти иски не рассматривали.

Республиканские СМИ развернули беспрецедентную кампанию по дискредитации Н.Медведева, выставляя его как главное препятствие на пути процветания республики и упорно не замечали положительных результатов его деятельности как депутата ГД РФ по ТИО №19. В газетных репортажах и в телерадио передачах присутствовали два кандидата В.Гришин от ОВР, с которым связывало свое будущее республиканское руководство и Н.Медведев «ЯБЛОКО», как главный оппозиционер, постоянно критиковавший позицию нынешнего республиканского руководства.

Республиканские власти старались полностью контролировать электоральную кампанию с помощью прямого административного нажима на Глав местных администраций. Уже в это время многим становилось ясно, что честных выборов в республике не получиться. Партия власти изначально вела себя как партия победителей, заранее знавшая результат.

Выборы 19 декабря 1999 года подтвердили худшие ожидания специалистов в области политического прогнозирования. Под административным нажимом республика дала такой результат, какой нужен был администрации Главы РМ. Как большинство политологов ожидало, в Мордовии победил блок ОВР, набрав 32,6% голосов от общего количества избирателей, принявших участие в голосовании. Позже, республиканские СМИ в гордостью писали, что Мордовия по этому показателю вошла в первую четверку вместе с Москвой, Татарстаном и Башкортостаном. Свой ожидаемый результат, при всех существующих проблемах, получила КПРФ – 30,3%. Коммунисты набрали на 50 тысяч голосов больше, чем на выборах 1995 года, но при этом проиграли партии власти. Чуть больше обещанных руководством республики В.Путину 12% получил блок «Единство» -15,5%. Существенно проиграл выборам 1995 года «Блок Жириновского». Тогда партия ЛДПР набрала в Мордовии почти 20%, а на нынешних выборах 4,9%. Несколько неожиданным оказался результат СПС, набравшего 2,6%. Учитывая сложившуюся ситуацию в республике и развернувшуюся борьбу против объединения «ЯБЛОКО» можно считать относительной удачей результат 2,4%, который оно получило в Мордовии. Вместе с СПС у партий демократической ориентации в республике получилось 5%. При этом необходимо учитывать, что до выборов так и не был преодолен раскол между сторонниками объединения «ЯБЛОКО» в республике, одни из которых блокировались вокруг предвыборного штаба Н.Медведева, другие вокруг региональной организации партии «ЯБЛОКО». В целом, как и ожидалось, этот раскол принес свои отрицательные результаты.

Интересная ситуация сложилась по выборам депутата ГД от Мордовии по ТИО №19, где с помощью административного нажима кандидату в депутаты от ОВР Виктору Гришину удалось получить 44% голосов избирателей. По этому показателю он опередил кандидата в депутаты от КПРФ Е.Костерина в 2 раза, а кандидата от объединения «ЯБЛОКО» Н.Медведева в 3 раза. Трудно поверить, что устоявшийся коммунистический электорат мог отдать большой процент своих голосов за представителя партии власти. Здесь администрация явно перестаралась.

Выборы в Мордовии прошли при достаточно высокой степени явки избирателей на избирательные участки в день голосования – 74,5%.

Показателен комментарий оценки выборов, данный Главой РМ Н.Меркушкиным и СМИ. Мордовия, как отметил Н.Меркушкин, выбирала вполне разумно, голоса легко предсказуемо. И так как надо. При этом отмечается, что весомые проценты получила новая партия власти – блок «Медведь», поэтому республика может рассчитывать на помощь правительства, т.е. свои обязательства перед правительством регион выполнил. Но, самое главное, если брать оценку выборов в СМИ, республика упрочила свой рейтинг в глазах Ю.Лужкова, который просто любит Мордовию и не может не оценить преданность, верность ее избирателей. СМИ успокаивают жителей республики, чтобы они не казнили себя за неправильный выбор, что просчитались мол, не на ту лошадь поставили, не на «ОВР», а на «Медведя» надо было ставить. Согласно СМИ «медвежья» услуга Мордовии это еще журавль в небе, а лужковская помощь – уже синица в руках, но которую мы точно не упустим.

Таким же предсказуемым и «правильным» с точки зрения руководства РМ оказались итоги выборов в Государственное собрание РМ и местные представительные органы власти. Состав Государственного собрания получился достаточно интересным. Средний возраст законодательного органа власти республики оказался 48 лет, на 3 года старше ГС I-го созыва. Самому молодому депутату 32 года, самому старшему 60 лет. Власти получили такой состав ГС II-го созыва, который позволит проводить им любые решения. Из 71 избранного депутата (в 4-х округах выборы не состоялись): 14 глав районных и городских администраций (в прошлом составе 7), 27 руководителей предприятий всех форм собственности, 5 представителей банков и фондов. Сюда следует добавить Председателя Правительства РМ, Секретаря Совета Безопасности РМ, руководителя администрации Главы РМ, советника Главы РМ. Свои депутатские мандаты сохранили 24 депутата ГС РМ первого созыва. Уменьшилось представительство работников науки и образования – 7 (9) и здравоохранения – 8 (11). В Государственное собрание было избрано 65 мужчин и 6 женщин.

При этом не прослеживается заметное влияние ни одной из политических партий республики. Самым многочисленным оказались представители КПРФ – 5 человек, 3 человека ОВР и 1 представляет АПР.

Уже 27 декабря 1999 года ГС РМ второго созыва провело свою первую сессию на которой были избраны руководители законодательного органа власти республики. Председателем ГС был выбран вновь В.Кечкин, его первым заместителем А.Занькин, работающий секретарем Совета Безопасности, еще одним заместителем – Т.Тюрина – директор АО «Сарансктехприбор» и советник Главы РМ. Таким образом, администрация Главы РМ получила полностью управляемое Государственное собрание с преданными руководителями.

Выборы в Государственное собрание дали и свои небольшие сенсации. Проиграли в своих округах Главы администраций Ельниковского и Краснослободского районов. Не состоялись выборы в округе, по которому избирался советник главы РМ Ш.Бикмаев из-за большого количества голосов против всех кандидатов. Еще об одной сенсации СМИ предпочитают умалчивать. Сокрушительное поражение в своем округе потерпела родная сестра Главы РМ З.Акимова. В остальных случаях результат получился, по словам Главы РМ «такой как надо».

Прошедшие выборы создали хороший фундамент для продолжения своей деятельности нынешних руководителей республики без оглядки на оппозицию, которую ни в один уровень власти не допустили.

2.    Социально-экономическая ситуация

В декабре социально-экономическая ситуация существенно не изменилась. Сохранилась тенденция незначительных положительных изменений в ряде крупных промышленных предприятий. В республике, как и по всей России в декабре подводились предварительные итоги выполнения бюджета за 1999 год. Важным событием в жизни региона стало принятие бюджета 31 сессией Государственного собрания РМ на 2000 год.

Особенность экономики Мордовии заключается в том, что промышленное производство в основном сосредоточено в столице республики г.Саранске, где производиться около 70% потребительских товаров. Поэтому многое в экономике зависит от того, насколько стабильно работали Саранские предприятия. Ситуация в г.Саранске с производством промышленных товаров сложилась неоднозначная. Здесь есть предприятия, которые стабильно, в течение года наращивают объем выпускаемой продукции, но с другой стороны ряд промышленных предприятий сокращает свое производство. В ноябре, согласно данным официальной статистики, увеличили выпуск продукции 50 промышленных предприятий (73,5% от общего число). В то же время 14 промышленных предприятий или 20,6% сократили производство. В целом в ноябре наблюдался рост промышленного производства по сравнению с 1998 г. на 6,6%, что позволило произвести потребительских товаров на 22,1% больше в фиксированных ценах, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время в столичной экономике, а это характерно и в целом для республики, наблюдается устойчивая негативная тенденция сокращения производства мяса и колбасных изделий. Это свидетельствует, с одной стороны о высоких ценах на данный вид продукции, по сравнению с соседними областями, с другой – об отсутствии у населения достаточных денежных средств на покупку мясных и колбасных изделий. Покупательная способность населения республики снижается. Так крупнейший мясокомбинат г.Саранска ОАО «МАСКО» сократил производство на 37,3%. В целом выпуск мяса уменьшился на 52,6%, колбасных изделий — на 44,8%, макаронных -на 9,5%. О снижении покупательной способности населения свидетельствует и затоваривание складов промышленных предприятий произведенной продукцией. Объем отгруженной продукции в ноябре 1999 года оказался на 10,1% меньше произведенной. Сохраняется довольно высокий уровень вино-водочных изделий в общем объеме производства потребительских товаров. В Саранске этот показатель равен 19,2%.

В целом, по предварительным оценкам бюджет республики на 1999 год по собственным доходам будет исполнен в сумме 2,7млрд. руб. Рост согласно официальным данным будет в 1,3 р. На 29% возрастут объемы доходов республиканского бюджета. Согласно предварительным данным в 1999 году промышленные предприятия республики выпустили продукции на 7 млрд. руб. Рост по этому показателю составляет 18% (общероссийский 4%). Причем в последние четыре месяца согласно официальным данным этот показатель находился на уровне 20%. Рост объемов промышленного производства позволил довести среднюю заработную плату на четырех промышленных предприятиях до 1000 рублей.

Между тем, ситуация складывается не во всем так как хотелось видеть ее республиканскому руководству. На фоне частых в последнее время заседаний ассоциации «Большая Волга» в г.Саранске с участием премьеров РФ Е.М.Примакова, последнее В.В.Путина и рекламируемыми двухсторонними соглашениями между Мордовией и другими областями России (последний пример – подписанное в декабре 1999 года соглашение между Самарской областью и Республикой Мордовия), прослеживаются и негативные тенденции, о которых вынуждены сообщать республиканские СМИ. Так на последнее заседание ассоциации «Большая Волга» в г.Саранске не приехал губернатор Саратовской области. Это объясняют разногласиями между саратовским губернатором и главой Мордовии по поводу визита В.Путина, обидами первого на Н.Меркушкина, что тот переманил Председателя Правительства в Саранск. Однако причины отказа участвовать в заседании ассоциации, на наш взгляд, следует искать гораздо глубже. Об имеющихся, и достаточно существенных разногласиях между руководителями Мордовии и Нижегородской области свидетельствует сокращение поставок продукции птицефабрики «Октябрьская» (Мордовия) в Нижний Новгород с 4000 т. в 1997 году до 1500 т. в 1999 году. При этом республиканские средства массовой информации говорят о причине уменьшения вывоза данного вида продукции, что Нижегородский губернатор сам не пробовал Мордовии окорочков. Между тем, данный конфликт имеет уже давнюю историю, когда власти республики обвинили соседей в препятствиях в получении нефтепродуктов Мордовией. Разногласия с главами соседних областей не могут не вызывать беспокойства у руководства республики, несмотря на желание местных СМИ отшутиться от данной проблемы. Это является одной из причин, что местные производители, зачастую, не могут отгрузить уже произведенную продукцию, и вынуждены забивать ей склады.

Прошедший в декабре второй съезд предпринимателей Мордовии подтвердил опасения по поводу состояния малого бизнеса. Несколько раз этот съезд переносился под различным предлогом. В интересах представителей малого бизнеса за три года прошедшие после первого съезда были приняты лишь незначительные меры. Появился Указ о мерах по дальнейшему развитию малого предпринимательства. Были приняты две программы поддержки малого предпринимательства, о выполнении которых практически ничего не говориться. В качестве органа, через который можно контролировать деятельность предпринимателей со стороны правительственных структур был создан Совет предпринимателей при правительстве РМ. В то же время до сих пор не создано благоприятного налогового пространства, способствующего развитию и расширению сферы малого бизнеса. Налоги, которые правительство установило для предпринимателей, чрезвычайно высоки, а с учетом низкой покупательной способности населения республики у представителей малого бизнеса не остается средств на расширение производственной базы. Сегодня по официальным данным в малом бизнесе трудиться 38 тысяч человек, что составляет более 10% от общей численности занятых в экономической сфере. При этом за 11 месяцев 1999 года доля налоговых платежей составила не менее 21%. Малыми предприятиями произведено продукции и оказано услуг на 900 млн. руб.

Заметным явлением декабря 1999 года в Мордовии стал приезд Председателя Правительства РФ В.Путина в г.Саранск на заседание ассоциации «Большая Волга». Вместе с В.Путиным в Мордовию прибыли министр экономики РФ А.Щаповальянц, министр сельского хозяйства и продовольствия РФ А.Гордеев, министр топлива и энергетики РФ В.Колюжный, министр науки и технологий РФ М.Кирпичников, министр образования РФ В.Филипов, министр здравоохранения Ю.Шевченко и ряд представителей других министерств и ведомств. Помимо политических целей визит столь представительной делегации не мог не иметь большого значения для экономики республики. В частности, среди экономических результатов можно отметить: обещание В.Путина выделить деньги необходимые на завершение ТЭЦ-2, деньги на завершение строительства госпиталя для ветеранов войны, решение В.Путина о выделении 15 компьютеров для Ялгинского детского дома-школы и 1млн. руб. на одежду воспитанникам данного учреждения.

В декабре 1999 г. 31 сессия Государственного собрания РМ приняла бюджет на 2000 год. Руководство республики и СМИ заверяют жителей, что это самый хороший бюджет за последние годы. Дефицит бюджета республики составляет 5%. Доходы должны составить 2123,7 млн. руб.; расходы 2190,8 млн. руб. Во всех отраслях народного хозяйства заложен прирост и увеличение расходов на социальную сферу. Рост промышленного производства согласно бюджету составит 17%, по агропромышленному комплексу 28%. Если судить по состоянию сельского хозяйства в 1999 году, то во вторую цифру вериться с большим трудом. Расходы на образование должны увеличиться на 27%, на здравоохранение на 38%. Через пять дней после принятия бюджета Глава РМ в интервью газете «Известия Мордовии» говорил уже о более высоких цифрах увеличения расходов на образование- на 42%, на здравоохранение- на 68%. На выплату детских пособий в бюджете заложено 48 млн. руб. Руководство говорит о том, что этих денег хватит, чтобы выплачивать в 2000 году детские пособия в срок. При этом ничего не говориться о многомесячных долгах по данной категории выплат за 1999 год. Выплату заработной платы правительство гарантирует на 100% с учетом индексации.

Интересным представляется налоговая часть бюджета республики. Ее анализ свидетельствует о дальнейшем росте цен на различные виды продукции и о том, откуда берутся деньги в доходной части. Налоговые доходы должны возрасти на 39%, при этом налог на добавочную стоимость возрастает на 50%, акцизы- на 78%, подоходный на- 16%. Руководство республики не скрывает, а наоборот (во всяком случае создается такое впечатление) гордиться, что каждый третий рубль в бюджете «пьяный», т.е. полученный от реализации вино-водочной продукции, который республика произвела в 2,5 раза больше в нынешнем году, чем в 1998. По утверждению властей 70% водочной продукции вывозиться в Москву. Но если учесть предполагаемый рост на акцизы, а следовательно и на водку, то трудно поверить, что ее население будет покупать также охотно в 2000 году, как и в 1999.

При таком росте промышленного производства и прогнозируемом росте продукции агропромышленного комплекса республика, тем не менее, продолжает оставаться полностью дотационной и в 2000 году должна получить из Федерального центра 649 млн. руб. по трансфертам, что на 141 млн. больше, чем в 1999 году.

В агропромышленном комплексе ко всем имеющимся бедам добавился глубокий кризис в семеноводстве республики. Под урожай 1999 года было высеяно только 26,4% семян элитной, первой и второй репродукций. Под урожай будущего года засеяно семян на 13450 тонн меньше потребного количества. Из 68,2 тысяч тонн представленных на анализ семян 41,9 тыс. тонн оказалось некондиционными. Руководство республики в этой ситуации пытается договориться о поставках семян в соседних областях.

Таким образом ситуация в социально-экономической сфере сложилась противоречивая. С одной стороны, на словах, экономика республики находиться в очень хорошем положении, учитывая рост промышленного производства и другие экономические показатели. С другой, реальное положение дел свидетельствует, что в экономике региона, далеко не все так благополучно как пытаются представить республиканские лидеры.

Заключение

Результаты выборов 19 декабря 1999 года, сама организация электоральной кампании подтвердили предсказания некоторых аналитиков о распределении мест в органах государственной власти различных уровней. Задолго до дня голосования многие высказывали мнение о том, что "партия власти" не допустит прихода в Государственное собрание РМ значительного числа депутатов от оппозиции. За два дня до выборов уже просачивались сведения о проходных или непроходных кандидатах. При этом в администрации Главы РМ многие уже знали фактически состав будущего Государственного собрания. На некоторых избирательных участках протоколы переписывались несколько раз, как потом об этом свидетельствовали сами члены этих комиссий. В условиях колоссального административного нажима и информационного пресса говорить о каком-либо другом результате не приходиться. О том, что именно такой результат должен был быть свидетельствуют и не совсем продуманные комментарии итогов выборов в правительственных СМИ.

Республику в 2000 году ожидает непростая экономическая ситуация, несмотря на заверения нынешнего руководства. Отсутствие нормальной оппозиции может ее только усугубить.

Источники

1.  Известия Мордовии. — 1999. — №226. — 2 декабря.

2.  Известия Мордовии. — 1999. — №229. — 7 декабря.

3.  Известия Мордовии. — 1999. — №231. — 9 декабря.

4.  Известия Мордовии. — 1999. — №232. — 10 декабря.

5.  Известия Мордовии. — 1999. — №234. — 15 декабря.

6.  Известия Мордовии. — 1999. — №239. — 22 декабря.

7.  Известия Мордовии. — 1999. — №241. — 24 декабря.

8.  Известия Мордовии. — 1999. — №243. — 28 декабря.

9.  Совершенно откровенно. — 1999. — №29. — Декабрь.