Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Омская область

А. ЦЕПИЛОВ

Омская область

в декабре 1999 года

Итоги выборов в Государственную Думу РФ. Принятие областного бюджета на 2000 год привело к резкому обострению противостояния между областной администрацией и органами местного самоуправления г. Омска. Между руководством области и города прошла серия консультаций. Создана региональная общественная организация альтернативная КПРФ. Новая волна забастовок работников бюджетной сферы.

ХРОНИКА

1 декабря состоялся митинг сторонников движения «Отечество — Вся Россия».

3 декабря один из лидеров блока «Союз правых сил» И.Хакамада посетила Омск с целью предвыборной агитации.

6 декабря более 9000 преподавателей из 160 образовательных учреждений и 9 детских садов начали трехдневную предупредительную забастовку, требуя погасить задолженность по зарплате.

7 декабря коллегия областной администрации рассмотрела проект закона «Об областном бюджете на 2000 г.»

8 декабря первый вице-губернатор А.Голушко провел пресс-конференцию, посвященную проекту областного бюджета на предстоящий год.

8 декабря на совместном заседании депутатов Горсовета, коллегии администрации города и депутатов Законодательного собрания мэр В.Рощупкин выступил с докладом «О социально-экономическом положении в Омске», в котором подверг острой критике политику региональных властей.

9 декабря состоялась встреча депутатов горсовета с губернатором Л.Полежаевым, посвященная проблемам транспорта, тепло- и газоснабжения, а также выплаты долгов по зарплате бюджетникам.

10 декабря при участии бывшего министра здравоохранения В.Стародубова и летчика-космонавта Е.Кондаковой, представляющих центральные структуры движения «Отечество — Вся Россия», прошла областная конференция этой организации.

14-15 декабря в Омске побывал попечитель Сибирского к казачьего войска граф П.Шереметьев.

15 декабря областной координационный совет работников образования принял решение не приступать к занятиям в третьей четверти, если до 10 января не будут погашены долги по зарплате сельским учителям за сентябрь и октябрь.

15 декабря депутаты Горсовета обсудили итоги встречи заместителей губернатора и мэра.

16 декабря на встрече представителей областной и городской администраций обсуждены проекты областного и консолидированных бюджетов на 2000 год.

19 декабря состоялись выборы в Государственную Думу РФ.

20 декабря Законодательное собрание приняло в первом чтении областной бюджет на 2000 год.

20 декабря учителя в селе Комсомольском Одесского района Омской области объявил голодовку, требуя погашения задолженности по зарплате за три месяца.

23 декабря координационный совет работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства подтвердил намерение начать предупредительную забастовку с требованием погашения долгов по зарплате и доведения ее размеров до прожиточного минимума региона.

25 декабря врачи и водители подстанций «Скорой помощи» провели забастовку, требуя пересмотра проекта бюджета области на 2000 год и погашения долгов по зарплате.

28 декабря Законодательное собрание приняло окончательный вариант областного бюджета.

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Выборы депутатов Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы РФ третьего созыва прошли 19 декабря 1999 г. при достаточно высокой активности электората — на избирательные участки пришло 60,4% омичей, имеющих право голоса (на предыдущих выборах явка была немного повыше, 68,7%). Существенных эксцессов отмечено не было. Наиболее заметным исключением стал скандал вокруг крупного омского предпринимателя В.Кокорина, который, несмотря на серию судебных разбирательств и шумную кампанию в подконтрольных мэрии СМИ, так и не был зарегистрирован â êà÷åñòâå кандидата в депутаты Госдумы. В день голосования были задержаны ходившие по квартирам «представители общественности», призывавшие в знак протеста вписывать фамилию Кокорина в избирательные бюллетени. По замыслу организаторов этой акции, подобные бюллетени были бы признаны недействительными, что могло бы привести к срыву выборов. Представители предвыборного штаба В.Кокорина дистанцировались от этой инициативы и расценили происшедшее как провокацию. На том же 129-м избирательном округе были еще задержаны еще два человека, агитировавшие во время голосования за В.Жириновского и угощавшие водкой каждого проголосовавшего за его партию.

Заветный пятипроцентный барьер в Омской области преодолели 6 политических партий и объединений. Убедительную победу одержали коммунисты: за партийный список КПРФ проголосовало 28,56% избирателей. Впрочем, не так уж намного отстали сторонники проправительственного движения «Единство», собравшие 21,56% голосов, причем в сельских районах «Медведь» даже обошел коммунистов, получив почти 30% голосов, тогда как в городе за него проголосовало лишь 12,6%. Далее симпатии избирателей распределились следующим образом: «ЯБЛОКО» — 8,65% (в городе 13,5%, второе место после КПРФ), «Союз правых сил» — 8,33% (в Омске 11,7%), «Блок Жириновского» — 7,54% (в городе 5,9%), «Отечество — Вся Россия» — 7,16% (в городе 9,7%). По сравнению с результатами голосования по России в целом, в Омской области более успешно выступили КПРФ, «ЯБЛОКО» и «Блок Жириновского», тогда как показатели «Единства», «Союза правых сил» и движения «Отечество — Вся Россия» оказались ниже общероссийских. Тем самым Омская область несколько укрепила свои позиции в «красном поясе» и в то же время вновь продемонстрировала примерный паритет правых и левых сил в регионе, причем суммарно показатели правых партий перевешивают.

С другой стороны, выборы по одномандатным округам ознаменовались провалом левопатриотической оппозиции. Лишь О.Смолин, сменивший на этот раз статус независимого кандидата на поддержку КПРФ, смог одержать уверенную победу. На двух других округах первенствовали представители «партии власти», пользовавшиеся явным расположением областного руководства.

Основные итоги голосования по одномандатным округам таковы:

Избирательный округ №128: баллотировалось 7 кандидатов, избран А.Подгурский (36,11%), в лидирующую тройку вошли также коммунист В.Дорохин (30,92%) и С.Волчанина (8,94%).

Подгурский Александр Михайлович родился 10 августа 1949 г. в Омской области. В 1962 г. по окончании Омского сельскохозяйственного института начал работать в СибНИИСХозе. Через восемь лет стал директором опытного производственного хозяйства «Омское», находящегося в структуре этого научно-исследовательского института. В общей сложности проработал в подразделениях СибНИИСХоза более 20 лет. Занимался научными исследованиями, руководил выведением новых сортов и разведением племенных животных. Под руководством А.Подгурского ОПХ «Омское» стало школой передовой опыта и получило всесоюзную известность. В 1986 г. был назначен генеральным директором совхоза «Лузинский» и одновременно генеральным директором «Омского бекона». Ныне эта фирма является одним из крупнейших в России производителей свинины и входит в число бюджетообразующих предприятий региона. А.Подгурский женат, двое его сыновей работают врачами.

Избирательный округ №129: баллотировалось 11 человек, избран выдвиженец КПРФ О.Смолин (41,48%), в тройку лидеров вошли также В.Ларин (20,73%) и В.Седельников (9,17%).

Смолин Олег Николаевич родился в селе Полудено Полуденского района Северо-Казахстанской области 10 февраля 1952 г. В 1970 окончил Омскую специальную школу-интернат с золотой медалью, в 1974 получил диплом исторического факультета Омского государственного педагогического института им. Горького. С 1974 по 1976 гг. работал учителем истории и обществоведения в школе работающей молодежи №4 г. Омска, затем стал преподавать в Омском пединституте. В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1990 г. избран народным депутатом РСФСР, затем дважды избирался депутатом Государственной Думы. Женат, сын закончил исторический факультет Омского пединститута.

Избирательный округ №130: баллотировалось 11 кандидатов, избран А.Веретено (30,49%), далее следуют секретарь обкома и ЦК КПРФ А.Кравец (25,22%) и С.Бабурин (12,32%).

Веретено Александр Константинович родился 19 февраля 1962 г. в Омске. Окончил Омский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-механик», в 1984 г. начал работу на Омской птицефабрике. Занимал должности механика цеха выращивания, инженера цеха №1, в 1988 г. стал главным инженером этого предприятия. С 1991 г. А.Веретено – директор СТ «Оша». В настоящее время эта корпорация превратилась в одного из лидеров пищевой промышленности Омска и Сибири. В группу предприятий «Оша» входят два сельхозпредприятия по выращиванию зерновых, ликероводочный, спиртовой и пивоваренный заводы, птицефабрика, сеть фирменных магазинов и др. В Омской области фирма «Оша» является вторым по величине плательщиком в бюджет. В 1998 г. А.Веретено избран депутатом областного Законодательного собрания. Женат, имеет сына и дочь.

Таким образом, представитель 129-го округа в Госдуме остался прежним (кстати, О.Смолин избирается в парламент страны уже четвертый раз подряд). На 128-м округе проблем со сменой депутата не было: на прошлых выборах здесь победил престарелый С.Манякин — легендарный первый секретарь обкома КПСС брежневских времен, баллотировавшийся под эгидой бабуринского Российского общенародного союза. В силу преклонного возраста С.Манякин был практически не замечен в Думе предыдущего созыва, и в этот раз никаких претензий на депутатский мандат не заявлял. Напротив, выборы по 130-му округу были отмечены крайне драматическими коллизиями. Ранее по этому округу без особого труда на несколько сроков подряд избирался теперь уже бывший спикер Госдумы С.Бабурин, и каждый раз его основным конкурентом был лидер местных коммунистов А.Кравец, традиционно значительно отстававший по итогам голосования от предводителя РОСа. На нынешних выборах серьезную альтернативу этим двум вечным соперникам составил руководитель корпорации «Оша», депутат Законодательного собрания А.Веретено. Похоже, поначалу С.Бабурин явно переоценил свои силы и недооценил соперников, о которых отзывался не иначе, как с пренебрежительной усмешкой. Примечательно, что в самые горячие дни предвыборной агитации С.Бабурин позволил себе бросить округ и уехать в Москву на подписание союзного договора между Россией и Белоруссией. Когда же он понял, что проигрывает, начал суетиться и делать необдуманные заявления (в частности, касающиеся крайне болезненного для омичей вопроса о судьбе нефтезавода). В итоге С.Бабурин с разгромным счетом проиграл не только А.Веретено, но и своему заклятому врагу А.Кравцу, и это, пожалуй, стало главной сенсацией парламентских выборов в Омске. Не помог С.Бабурину и запасной аэродром в виде партийного списка Российского общенародного союза: даже в Омске РОС набрал всего 0,82% голосов.

Попутно стоит отметить, скажем так, прохладное отношение омских избирателей к еще одному политическому объединению, созданному при активном участии омичей — блоку «Русское дело», одним из организаторов которого выступил лидер Российского общенародного движения, бывший глава омской фирмы «Фатекс» А.Баженов.

Судя по всему, имеют реальные шансы пройти по партийным спискам А.Кравец (КПРФ) и В.Вшивцев («Единство»). Если это произойдет, то Омск с учетом одномандатников в новой государственной Думе будут представлять 5 депутатов [[1]].

1.2.       Принятие областного бюджета на 2000 год

В центре политического противоборства в регионе в течение всего месяца находился проект областного бюджета на 2000 год.

7 декабря проект бюджета был представлен на заседании коллегии областной администрации. Отмечалось, что этот документ резко отличается от предыдущих. Прежде всего, он практически бездефицитный: в соответствие с новым Бюджетным кодексом его дефицит не превышает 5%, тогда как в прошлые годы составлял 40-50%. В итоге общая сумма расходов предусмотрена в размере около 3 млрд. 900 млн. рублей (в бюджете 1999 г. этот расчетный показатель составлял более 7 млрд. рублей). Тем самым проектная цифра максимально приближена к той сумме, которая реально расходовалась в предыдущие годы. Иными словами, бюджет составлялся не по потребностям (которые все равно не обеспечивались раньше), а по возможностям. Причем реальные возможности финансирования, по мнению разработчиков проекта бюджета в 2000 г. даже увеличатся, поскольку будут отменены все налоговые льготы и взаимозачеты. Как заявил первый вице-губернатор А.Голушко, налоги на территории области теперь будут собираться только «живыми» деньгами. На заседании коллегии обладминистрации подчеркивалось, что областной бюджет сокращается на 1 млрд. 300 млн. рублей, бюджеты сельских районов – на 700 млн. рублей, а бюджет города – на 200 млн. При этом удельный вес предусмотренных расходов г. Омска увеличен с 25% в 1999 г. до 28,5%. Повышена также доля расходов на социальные цели. Так, доля расходов на здравоохранение составит 10,5% при 8,8% в 1999 г. Областная администрация приняла обязательство выплачивать зарплату бюджетникам месяц в месяц, а двухмесячный долг перед ними записан в проекте бюджета отдельной строкой. Еще одной особенностью нового бюджета станет появление самодостаточных районов, которые не будут зависеть от областной казны. Если раньше среди 33 муниципальных образований не дотировался лишь г. Омск, то теперь этот статус будет иметь местное самоуправление в Любинском и Марьяновском районах. В бюджете-2001 планируется предоставить Азовскому и Черлакскому районам. Подводя итоги заседанию, губернатор еще раз отметил: областная власть будет настаивать, чтобы область жила по средствам [[2]].

На следующий день обсуждению проекта бюджета было посвящено специальное совместное заседание коллегии администрации г. Омска и горсовета с участием депутатов Законодательного собрания, избранных в городе. С пространным докладом «О социально-экономическом положении Омска» выступил мэр В.Рощупкин. Констатировав тяжелую ситуацию во всех отраслях производства и городского хозяйства, а также продолжающееся снижение уровня жизни горожан, он остановился на анализе проекта областного бюджета. В частности, по мнению В.Рощупкина, «уменьшив объем государственных функций в консолидированном бюджете в 2 раза, администрация Омской области наносит прямой ущерб муниципальным предприятиям и учреждениям, поскольку льготы не отменены и реально предоставляются муниципальными органами. Принимая законы о предоставлении льгот и повышении заработной платы на уровне федерации и субъекта федерации, при этом сокращая нормативы отчислений регулирующих налогов, нас, как муниципальное образование, делают ответственными за все популистские решения перед населением миллионного города». От критики частностей проекта бюджета В.Рощупкин перешел к критике политики региональных властей в целом. «Одним из приоритетов, вытекающих из Конституции РФ, направлений государственной политики, — заявил он, — является поддержка и развитие нижнего уровня власти – муниципальной. За этим направлением стоит прямая защита интересов населения, которые представляет муниципальная власть. Что мы видим в нашей области? Постоянно нарушается федеральное законодательство в области местного самоуправления. Мы вынуждены периодически обращаться по этим поводом в судебные инстанции. Прямым нарушением закона «О финансовых основах МСУ» является передача городу государственных полномочий без соответствующего финансирования, а также занижение нормативов бюджетной обеспеченности. До сих пор не разработаны долгосрочные нормативы налоговых отчислений. Совершенно очевидно: региональная власть игнорирует федеральную политику и ведет свою, направленную на дискредитацию и удушение местного самоуправления. Создается впечатление, что ей необходимо абсолютное, бесконтрольное подавление всех и вся, чтобы обслуживать определенные клановые интересы». «Как и многие омичи, — продолжил омский мэр, — мы наивно рассчитывали, что более выборов страсти улягутся и пойдет конструктивный диалог. Ничего подобного не произошло. Более того – заказная информационная кампания по вдалбливанию негативного отношения населения к органам городской власти все больше набирает силу… Особо хочу сказать о поведении губернатора в этих чрезвычайных обстоятельствах. Вынужден назвать это поведение недостойным высокого положения хозяина области… Атмосфера в городе и области накаляется уже не только на телеэкранах. Разрушаются связи между предприятиями и организациями (становится важным, кто с губернатором, а кто нет). Разрушаются десятилетиями устанавливавшиеся связи между городом и селом… Все больше людей оказываются втянутыми в нездоровые взаимоотношения между уровнями власти. Можно ли говорить о нормальной работе.… Я прошу и призываю депутатов Законодательного собрания, горсовет сделать все возможное, чтобы вот такой конфликт не продолжался на нашей омской земле. Ему здесь не место» [[3]]. В столь же резком тоне была выдержана и итоговая резолюция заседания: «Омский городской Совет и коллегия при главе городского самоуправления г. Омска, рассмотрев вопрос о социально-экономическом положении в г. Омске, отмечают, что в г. Омске и Омской области сложилась кризисная социально-экономическая ситуация, связанная с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, с работой городского пассажирского транспорта, с функционированием системы жизнеобеспечения города, неурегулированностью взаимоотношений между органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления г. Омска. Администрация Омской области в противоречие федеральной государственной политике в области развития и укрепления местного самоуправления в г. Омске и Омской области, активно используя экономические, финансовые и политические рычаги давления. Кризисная ситуация в г. Омске во многом создана руководством Омской области».

16 декабря по инициативе губернатора Л.Полежаева в городском Совете состоялась встреча трех его заместителей (А.Голушко, Е.Вдовина и Н.Фроловой) с депутатами и представителями мэрии. Мероприятие носило закрытый характер. Как сообщают СМИ, от имени областного руководства городским властям были сделаны предложения, касающиеся не только бюджетных проблем, но и коренных изменений в структуре городского самоуправления. В частности, было предложено централизовать расходы на теплоснабжение, реорганизовать систему управления в сфере образования, здравоохранения и культуры посредством упразднения городского звена. Официальная реакция городской стороны пока не обнародована [[4]].

20 декабря к обсуждению бюджета приступили депутаты Законодательного собрания. Хотя главный экономический документ года уже изучался в комитетах ЗС и был рекомендован к принятию, дискуссия на пленарном заседании развернулась нешуточная. Против принятия концепции и основных направлений бюджета решительно выступила фракция КПРФ. Коммунисты назвали проект бюджета тупиковым, ущемляющим интересы рядовых граждан. Для решения социальных проблем депутаты о КПРФ вновь предложили национализировать нефтекомбинат, шинный завод и «Омский бекон». Однако большинство депутатов не поддержали этот революционный призыв. Учитывая приближение Нового года, председатель ЗС В.Варнавский предложил в тот же день провести еще одно заседание для принятия бюджета во втором чтении. Однако коммунисты выразили протест по поводу такой поспешности и в полном составе не явились после перерыва на продолжение заседания. Тем не менее оставшихся депутатов вполне хватило для принятия бюджета в первом чтении. «За» проголосовало 20 человек, против не высказался ни один. Неделю спустя, 28 декабря, обсуждение было продолжено. Было рассмотрено около полутора сотен поправок к варианту, принятому в первом чтении. Против проекта бюджета вновь активно выступили коммунистическая оппозиция и представители города. По расчетам городской стороны, в случае принятия предлагаемого проекта бюджета без финансирования останутся 23% детских дошкольных учреждений, будет сокращено 10% общеобразовательных школ, а расходы на медицину составят 49% от минимума. Однако большинство депутатов не согласилось с доводами городских властей, и закон «Об областном бюджете на 2000 год» был принят в окончательном виде [[5]].

Впрочем, похоже борьба вокруг бюджета еще не закончена. Омский Горсовет и администрация г. Омска выступили с совместным заявлением следующего содержания. «Принятый Законодательным собранием Омской области бюджет на 2000 год не может расцениваться иначе как экономическая блокада города, последствия которой отразятся на каждой омской семье, каждом омиче. При всех объективных трудностях осознанно лишаются поддержки самые незащищенные и обездоленные омичи, дети-сироты, разрушается система здравоохранения и образования, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. Подобного этому в России нет... Мы убеждены, что губернатор Омской Области Л.К.Полежаев, осознавая свою ответственность перед омичами, не подпишет бюджет в том виде, как его приняло Законодательное собрание, создаст согласительную комиссию и тем самым сделает попытку направить ситуацию в русло цивилизованного разрешения бюджетного конфликта. Органы местного самоуправления оставляют за собой право использовать все предусмотренные законные формы защиты жизненно важных интересов жителей города Омска» [[6]].

2.    ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

2.1.       Народно-патриотическое движение

В середине декабря прошла учредительная конференция и состоялась официальная регистрация Народно-патриотического движения Омской области. С инициативой создания этой организации несколько месяцев назад выступили депутат Законодательного собрания М.Машкарин (он и стал председателем совета движения), глава администрации Муромцевского района А.Захаров и председатель общественной организации «Народная юридическая служба» С.Трубин. Все трое не так давно по принципиальным соображениям порвали с партией Г.Зюганова, и по сути новая структура задумана как альтернатива коммунистам с целью откола от КПРФ части протестного электората. В соответствующем духе выдержано программное заявление народнопатриотов: «Благодаря амбициям новых коммунистических вождей, оппозиция правящему режиму оказалась расколотой и на протяжении уже почти 10 лет терпит закономерные поражения. Порочные черты оппозиции со всей наглядностью проявляются и в Омском Прииртышье. Благодаря амбициям ряда лидеров местной оппозиции, прежде всего ее главной силы — омской организации КПРФ, народно-патриотические силы оказались раздробленности и не в состоянии оказывать решающего влияния на общественно-политические процессы» [[7]].

3.    АКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА

3.1.       Новая волна забастовок работников бюджетной сферы

Последний месяц 1999 г. ознаменовался новым всплеском акций социального протеста. В авангарде протестного движения вновь выступили работники образования. 6 декабря началась трехдневная предупредительная забастовка, в которой приняло участие более 9000 педагогов из 142 школ, 9 дошкольных и 8 внешкольных учреждений г. Омска. В ее рамках в центре города у памятника Ленину прошел митинг, собравший не только учителей, но и работников здравоохранения. Среди митингующих было и несколько делегаций из сельских районов области. Примечательно, что организаторы акции не дали слова присутствующим на митинге кандидатам в депутаты Государственной Думы. Основное требование учителей — погашение долгов по зарплате (их общая сумма составляет 165 млн. рублей). В случае, если это не будет сделано до 10 января 2000 г., педагоги намерены вместо начала третьей четверти приступить к бессрочной забастовке. Свое участие в намечаемой акции подтвердили работники образования Марьяновского, Оконешниковского, Тарского, Знаменского и ряда других районов области. Готовы присоединиться к ней и городские учителя, хотя здесь сентябрьская задолженность выплачена уже в более чем 30% школ [[8]].

Вслед за учителями к протестным акциям приступили работники здравоохранения. 19 декабря работники станции Скорой помощи г. Омска провели трехчасовую предупредительную забастовку, еще одна забастовка, состоявшаяся 25 декабря, длилась уже сутки (в это время на вызовы выезжало лишь 50% бригад). Бастующим была выплачена задолженность за один месяц, перечислены средства еще за полмесяца (общая задолженность составляет три месяца). Тем не менее в праздничные дни 30, 31 декабря и 1 января работники «Скорой помощи» организовали еще одну забастовку и намерены подать в Конституционный суд жалобу по поводу нарушения своих прав [[9]].

На исходе года в забастовочную борьбу включились работники городского жилищно-коммунального хозяйства. Работу приостановили все 15 ЖЭУ Советского округа, два жилуправления Центрального и одно Ленинского округа. Все бастующие находятся на рабочих местах, выполняют минимум неотложных аварийных работ, включая выезды по аварийным сигналам. Основное требование – вернуть долги по зарплате, которые в ряде трудовых коллективов достигают семи-восьми месяцев, а также немедленно заключить отраслевое тарифное соглашение на 2000 год, которое довело бы нынешнюю тарифную ставку рабочего первого разряда в 230 рублей до уровня, законодательно установленного с 1 января 1999 г. в размере 470 рублей. Если предупредительная забастовка не даст результатов, работники жилкомхоза намерены в середине января развернуть полномасштабную бессрочную забастовку [[10]].

Заключение

Конец 1999 г. ознаменовался новым витком противостояния между руководством области и города, поводом к чему послужило принятие регионального бюджета на 2000 год. Очевидно, что этот основополагающий финансовый документ используется обеими сторонами как инструмент политического давления. При этом тон взаимных обвинений становится все более жестким и не допускающим компромисса. С другой стороны, впервые за долгое время возобновились консультации на уровне областных и городских властей, в том числе состоялись встречи губернатора Л.Полежаева с депутатами горсовета, а затем и с главами городских округов. Пока не ясно, что за этим стоит – действительно ли понимание бесперспективности продолжения конфликта и начало конструктивного диалога или попытка прощупать почву на предмет изоляции мэра от его команды. В любом случае «холодная война» на региональном уровне продолжается, и, похоже, в 2000 г. Омскую область ожидают серьезные политические столкновения.



Источники

[1]. Лебедев М. Первые итоги выборов в регионе: успех коммунистов и провал Бабурина // Вечерний Омск. — 1999. — 21 декабря. — С. 2; Куркин Б. Выборы изменили ситуацию // Омский вестник. — 1999. — 21 декабря. — С. 5; За Жириновского агитировали водкой // Омский вестник. — 1999. — 28 декабря. — С. 2; Выборы состоялись // Коммерческие вести. — 1999. — №50. — С. 1; Окончательные итоги // Коммерческие вести. — 1999. — №51. — С. 2; Коршунов А. Выбор сделан // Новое обозрение — версия. — 1999. — №50. — С. 5; Богдановский С. Омская революция почти вписалась в российскую // Ваш Ореол. — 1999. — №51. — С. 2; Первые итоги выборов // Воскресенье. — 1999. — №42. — С. 1; Обошлось без сенсаций // Там же; Васин А. Депутатов избрали, будем ждать лучшей жизни // Зеркало-плюс. — 1999. — №49. — С. 2.

[2]. Волохов А. Надо жить по средствам // Омская правда. – 1999. – 10 декабря. – С. 1.

[3]. Светова К. Бюджет-2000: для оптимизма оснований нет // Вечерний Омск. – 1999. – 11 декабря. – С. 1; О социально-экономическом положении Омска // Вечерний Омск. – 1999. – 15 декабря. – С. 3, 4; Назаренко Е. В духе «холодной войны» // Омская правда. – 1999. – 10 декабря. – С. 1.

[4]. Светова К. На территории Горсовета сошлись не армии, а точки зрения // Вечерний Омск. – 1999. – 18 декабря. – С. 1, 2; Надежда на сотрудничество // Омская правда. – 1999. – 17 декабря. – С. 1; Или лед тронулся, или делают финт ушами // Ваш Ореол. — 1999. — №51. — С. 3.

[5]. Лебедев М. Бюджет принят в первом чтении // Вечерний Омск. – 1999. – 22 декабря. – С. 1; Основные параметры бюджета-2000 утверждены / Воскресенье. — 1999. — 43. — С. 1; Лесовский Я. Буря мглою область кроет // Омская правда. – 1999. – 15 декабря. – С. 3; Павлов Л. Бюджет-2000: первое чтение // Омский вестник. – 1999. – 24 декабря. – С. 1; Закон Омской области «Об областном бюджете на 2000 год» // Омский вестник. – 1999. – 30 декабря. – С. 1; Лебедев М. Бюджет принят. Теперь заживем… // Вечерний Омск. – 1999. – 31 декабря. – С. 2; Ларионов А. «Пьеса» с печальным финалом // Время. – 1999. — №52. – С. 11; Алексеев И. Бюджет-2000 принят // Омская правда. – 2000. – 5 января. – С. 3;Кузнецов В. «Бюджет вымирания» принят // Красный путь. – 1999. — №55. – С. 3; Безденежных А. Театр абсурда // Позиция. – 2000. — №1. – С. 3; Учиться, лечиться и заниматься спортом депутаты не рекомендуют // Зеркало-плюс. — 1999. — №50. — С. 2.

[6]. Заявление Омского городского Совета и администрации г. Омска // Омское время. – 2000. — №1. – С. 1.

[7]. Появились еще одни коммунисты // Омский вестник. — 1999. — 21 декабря. — С. 2; Ильин А. Народно-патриотическое движение заявляет о себе // Омская правда. — 1999. — 24 декабря.

[8]. Анатольева Т. Уроки в школах … отменяются // Вечерний Омск. — 1999. — 7 декабря. — 7 декабря. — С. 2; Анатольева Т. Учителя бастуют // Вечерний Омск. — 1999. — 8 декабря. — С. 1; Анатольева Т. Готовы к бессрочной забастовке // Вечерний Омск. — 1999. 22 декабря. — С. 1; «Зарплату учителя — городским чиновникам» // Омский вестник. — 1999. — 7 декабря. — С. 2; Катугина Т. Кто заказал учительскую забастовку? // Омская правда. — 1999. — 8 декабря. — С. 1; Черткова А. Педсовет на площади ставит власти двойку // Новое омское слово. — 1999. — №49. — С. 3; Осьминкин Д. Учителей поддержат врачи // Ваш Ореол. — 1999. — №49. — С. 2; Облчиновники боятся «революции» // Ваш Ореол. — 1999. — №51. — С. 1; Павлов А. Сытое брюхо к учителю и медику глухо // Губернские ведомости. — 1999. — №48. — С. 2.

[9]. Росина Г. Омичам приказано не болеть: «Скорая» бастует // Красный путь. – 1999. — №55. – С. 3; Зимний А. Новый год, новые забастовки… // Новое омское слово. — 1999. — №52. — С. 3.

[10]. Алексеев В. И коммунальников допекли… // Красный путь. – 1999. — №55. – С. 3; Петров А. ЖКХ волнуется // Новое омское слово. — 1999. — №52. — С. 3.