Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Армен ХАЛАТЯН

Армения

в апреле 1993 года

В апреле продолжилось наступление сил самообороны Нагорно-Карабахской республики, начатое в феврале этого года. Однако с конца марта боевые действия вышли за рамки бывшей НКАО, — карабахская армия захватила Кельбаджарский район Азербайджана. Эта военная операция позволила Азербайджану, не признающему Нагорно-Карабахскую Республику субъектом конфликта,обвинить Армению в агрессии и обратиться за помощью к Турции.

Война в Карабахе вновь попала в центр внимания мировой общественности и выдвинулась в разряд главных событий для жизни республики Армения.

1.    АРМЕНИЯ И КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ

1.1.       Боевые действия

В результате наступления начатого 5 февраля 1993 г. силы самообороны НКР освободили большую часть Мардакертского р-на и вплотную подошли к райцентру Мардакерт (25 марта). Однако несмотря на то, что Мардакерт был практически блокирован, тяжелая военная техника отсюда была выведена еще в феврале наступление здесь было приостановленно армянскими силами. (см. Армения в марте 1993 г.) А 27 марта началось наступление на Кельбаджарскую группировку азербайджанских войск. Эта группировка находящаяся в районе расположенном между Арменией и НКР угрожала обеими республикам, а на юге — связующему звену между ними — Лачинскому коридору. В прошлом году именно фланговый удар из Кельбаджара не позволил армянским формированиям удержать села Мардакерта и сам райцентр. Опасения повторения подобной ситуации были отнюдь не безосновательнЫ. Как раз в последние дни марта Азербайджанские войска атаковали позиции сил самообороны с двух сторон, с территории Кельбаджарского района и с территории Мир-Баширского района с целью отрезать Мардакертский район от остальной части НКР, одновременно усилились обстрелы установками град зоны лачинского коридора [1]. Ответные действия карабахских сил «по подавлению огневых точек противника» вылились в полный разгром кельбаджарской группировки азербайджанских войск. Еще в феврале была передана основная магистраль, связывающая Кельбаджар с остальным Азербайджаном, проходящая через территорию НКР (с севера район закрывает горный хребет). 3 апреля армянские силы захватили райцентр Кельбаджар и к 5 апреля боевые действия в районе прекратились.

Разгромив Кельбаджарскую группировку силы Карабаха перешли Мровсарский хребет, отделяющий Кельбаджарский район Азербайджана и Мардакертский район НКР от Дашкесанского и Ханларского районов Азербайджана и Шаумяновского района НКР и начали продвигаться в направылении сел Геташен и Мартунашен. По-видимому в задачу карабахской армии входит освобождение всех армянских населенных пунктов, которые были оккупированы Азербайджаном. Села Геташен и Мартунашен были депортированны внутренними войсками МВД СССР совместно с ОМОНом Азербайджана вместе с другими двадцатью пятью селами, в ходе операции «кольцо» проходившей с апреля по август 1991 года. (в настоящее время под контролем Азербайджана находятся девять из этих сел) [39].

Продвижение армянских сил вызвало панику во втором по величине городе Азербайджана — Гяндже, так как 6-7 апреля они подошли к позициям, с которых могли уже обстреливать этот город. Однако наступление на этом участке дальше не развивалось.

Одновременно на юге НКР армия Карабаха захватила четыре из шести высот вблизи райцентра Физули [2]. Однако власти НКР заявили, что Физули не будет оккупирован и армянские войска не имеют задачей выйти к границе с Ираном, как об этом сообщали Азербайджанские источники. «Наши части получили приказ лишь обеспечить безопасность юго-восточных границ НКР, не допустить новых обстрелов близлежащих населенных пунктов азербайджанской артиллерией и уничтожить все огневые точки противника на этом направлении»,- говорится в заявлении пресс-службы комитета самообороны НКР [39].

Основные военные успехи армянской армией Карабаха были достигнуты в первую неделю апреля, в последующие дни она укрепляла свои позиции, отражая контратаки азербайджанских войск.В последние десять дней месяца, в связи с миротворческими усилиями (см. ниже) боевых действий практически не велось.

1.2.       «Участие Армении»

Азербайджан немедленно обвинил в агрессии Армению, сообщив, что «наступление велось с двух направлений: с территории Варденисского района Армении и Агдаринского (Мардакертского) района Карабаха».3 апреля министр обороны Азербайджана Дадаш Рзаев заявил о том, что 7-я российская армия расквартированная в Армении принимает самое активное участие в наступлении на стороне армян, а исполняющий обязанности начальника аналитического центра Министерства обороны Азербайджана «уточнил», что «данные радиоперехвата не оставляют сомнений, что в боях участвуют специально обученные отряды горного спецназа 128-го полка 7-й российской армии» [3].

Руководитель пресс-службы Министерства обороны Армении А.Дульян решительно опроверг эти сообщения, заявив, что: «за год войны в Карабахе там созданы мобильные, боеспособные вооруженные силы, которые и провели успешно эту операцию» [21]. А министр обороны Армении Вазген Манукян так отозвался на эти сообщения: «есть армия НКР, есть армия республики Армения и есть армянская армия: Воюет в Арцахе последняя. То есть карабахцы и выходцы из Карабаха, которые могут и не состоять в регулярных частях армии НКР»[4]. По поводу же участия в боях 7-ой российской армии пресс-центр министерства обороны РФ сделал заявление, что на территории Армении 7-ой российской армии нет, она расформированна, в соответствии с договором между Арменией и Российской федерацией в Гюмри находится одна 127-я мотострелковая дивизия, но части этой дивизии ни в каких боевых действиях не участвовали и не участвуют [5]. С аналогичным заявлением выступил командующий 127-й дивизии вооруженных сил России генерал Валерий Бабкин охарактеризовал сообщения средств массовой информации об участии дислоцированных в Армении подразделений российских войск в военных действиях против Азербайджана как «провокационные».

Очевидно, что мнение об агрессии Армении, вытекало еще и из представления о невозможности вооруженным силам НКР в одиночку сражаться против Азербайджана. Однако факты говорят о том, что армия НКР насчитывающая более 8 тысяч человек весьма боеспособна. Руководитель пресс-службы МО Армении А.Дульян охарактеризовал ее как «одну из самых мощных среди себе подобных в содружестве независимых государств» [6]. А по оценке «одного из высокопоставленных командиров Закавказской группы российских войск: «Карабахская армия по своим боевым качествам одна из лучших в бывшем Союзе и способна самостоятельно решать подобные (имеется в виду Кельбаджарская операция) боевые задачи [7].

Однако Азербайджан, несмотря на свои неудачи все равно пытался фактически вовлечь Армению в боевые действия. Так армянские источники сообщали о бомбардировках самолетами ВВС Азербайджана поселка Зод в Варденисском районе республики 4 апреля [38]. А 10 апреля азербайджанские войска вторглись в Капанский район Армении и захватили два села. 11 апреля армянские войска выбили их оттуда [42].

1.3.       Вовлечение Армении: выгоды Азербайджана

Вовлечение Армении в полномасштабную войну объективно выгодно Азербайджану. В идеологическом плане это дает ему моральный выигрыш — превращает его из страны подавляющей сопротивление национального меньшинства, в страну отражающую агрессию соседнего государства. С вытекающими отсюда последствиями:

а) внутренними:

— укрепление власти, оправдание чрезвычайных мер.

— повышение боеспособности войск.Армия Азербайджана многонациональна и для многих ее представителей (например курдов) война за Карабах — «чужая», придание этой войне статуса «освободительной» войны за общую родину Азербайджан, способствует подъему духа бойцов.

б) внешними:

— моральная поддержка мирового сообщества.

— оправдание блокады Армении (которая квалифицируется в международных документах как вид агрессии)

— и наконец оправданность обращения за помощью к соседним государствам.

Что, в свою очередь дает фактический выигрыш: активная поддержка Азербайджана Турцией, пари изоляции Армении со стороны мирового сообщества означает ее поражение и поражение карабахского движения.

Все возможные выгоды Азербайджан попытался извлечь и из сложившейся ситуации.

1.3.1.      Судьба мирных жителей

Во-первых была сделана попытка разыграть события в Кельбаджаре по Ходжалинскому пропагандистскому сценарию. Так азербайджанские источники массовой информации распространяли сообщения согласно которым «из шестидесяти тысяч населения района удалось эвакуировать лишь около сорока тысяч ад остальными нависла угроза физического уничтожения»Сообщалось также о 100-150 погибших мирных жителях [3]. В то же время армянские источники утверждают, что такое количество жителей не проживало в районе и в мирное время. Более того тысячи жителей покинули этот район за последние два года, когда он стал практически прифронтовым, особенно этот процесс усилился после мая 1992 года, когда армяне захватили Лачин и перекрыли доступ в район с юга [39].

В заявлении Государственного комитета обороны НКР 31 марта 1993 года говорится, что «армия Нагорного Карабаха получила строгий приказ об обеспечении безопасности на этой территории граждан и беспрепятственного пропуска всех желающих покинуть ее» [8]. В свою очередь жертвы, армянская сторона склонна объяснять тем, что «окруженные азербайджанские отряды предпринимали попытки прорваться из окружения с оружием в руках,используя гражданское население, в качестве живого прикрытия», «были и случаи расстрелов азербайджанскими солдатами мирных жителей, не желавших подчиняться приказам не выходить из окруженных населенных пунктов, о чем имеются свидетельства очевидцев» — сообщает например агентство ЛУР [38].

7 апреля председатель Государственного Комитета Обороны НКР заявил, что руководство НКР «сделало все, чтобы не допустить гибели мирных жителей в зоне боев в Кельбаджарском районе», «когда был достигнут перелом в боевых действиях, при посредничестве Красного креста азербайджанским властям было передано, что на два дня будет открыт коридор для мирных жителей, которые захотят покинуть зону боев», «Никаких пятнадцати тысяч оказавшихся в котле мирных жителей» там нет, а есть отдельные вооруженные группы из 10-15 человек, которые боятся сдаваться в плен, бросают оружие и пытаются перебраться через перевал». Председатель ГКО НКР Р.Кочарян усомнился в том, что могли быть массовые человеческие жертвы при переходе через перевал: «дорога через перевал находится в нормальном состоянии, очищена от снега и имевшие автотранспорт кельбаджарцы могли спокойно и быстро преодолеть этот путь. 35 женщин детей и стариков, не рискнувших отправиться в трудную дорогу, были переправлены карабахскими бойцами в Степанакерт, где находятся под опекой Красного креста» [22].

1.3.2.      Укрепление власти Эльчибея

Хотя этот фактор не имеет непосредственного отношения к Армении, введение чрезвычайного положения 3 апреля в Азербайджане, комендантского часа 9 апреля в Баку и последовавшие затем аресты военных руководителей в Баку достаточно ясно свидетельствуют о том, что в определенном смысле азербайджанское руководство намеренно преувеличивало угрозу со стороны армянских сил, преследуя свои внутренние цели.

1.3.3.      Позиция мирового сообщества

Первоначально весть о захвате Кельбаджарского района вызвала негативную реакцию по отношению к Армении со стороны многих стран. Так армянская печать отмечала, что «оценки мирового сообщества разные. Но все безаппеляционно резкие и не в пользу Армении и НКР» [4].

Резко негативную позицию,с самого начала заняла Турция, пытавшаяся до этого представить себя в качестве нейтральной стороны. 1 апреля МИД Турции направил ноту протеста МИД Армении, в котором выдвинуло требование «немедленно вывести все армянские войска с территории Азербайджана». Глава МИД Турции Хикмет Четин заявил о поддержке обращения А.Эльчибея в ООН. Правительство Турции сразу же наложило запрет на прохождение через свою территорию гуманитарных грузов для Армении.(включая транзит зерна). Была объявлена повышенная боеготовность в Турецких ВВС.

Аналогичную, и даже в чем-то более непримиримую позицию по отношению к Армении занял Иран, заявивший 2 апреля о своей «озабоченности судьбой граждан «оказавшихся в осаде» и недопустимости разрастания конфликта и оккупации чужих земель» [3], а позднее передислоцировавший к границе с Азербайджаном два полка, в которых объявлена повышенная боеготовность. Правительство Ирана дало понять азербайджанскому руководству,что в случае призыва о помощи оно готово к самым решительным действиям для защиты территориальной целостности Азербайджана [2].

Однако на экстренном заседании Совета Безопасности ООН 6 апреля не прошла предложенная Турцией формулировка «агрессии Армении против суверенной Азербайджанской республики». В принятой резолюции лишь выражалась серъезная озабоченность «по поводу эскалации враждебных актов в конфликте в Нагорном Карабахе» [41], и говорилось не об агрессии Армении а о вторжении «местных армянских сил», чем косвенно признавалась НКР, в качестве воюющей стороны [2].

Таким образом мировое сообщество не осудило безоговорочно Армению.Даже не все исламские страны сделали это. Так 8-9 апреля состоялся визит министра иностранных дел Армении В.Папазяна в Сирию. Президент Сирийской Арабской Республики Хафез Асад, в ходе встречи пообещал поставить в Армению на безвозмездной основе 7 тысяч тонн мазута, и высказал готовность оказывать гуманитарную помощь [25].

Израиль, находящийся в хороших отношениях с Азербайджаном также воздержался от осуждения Армении, несмотря на то, что А.Эльчибей в телефонном разговоре с премьер-министром Ицхаком Рабином просил оказать дипломатическую поддержку его стране [2].

1.3.4.      Военная поддержка

Первоначально, на фоне всеобщего осуждения Армении Турция казалось готова была оказать Азербайджану широкую военную поддержку, Так Т.Озал заявил 6 апреля «Армении необходимо показать зубы» [9]. Турецкое правительство заявляло, что «примет все меры вплоть до военных для отражения армянской агрессии». Была объявлена боевая готовность в турецких ВВС.

7 апреля Турецкая газета «Джумхуриет» сообщила о выдвижении турецкого бронетанкового корпуса к границам Республики Армения [40]. 16 апреля пресс-секретарь Министерства обороны Армении Армен Дульян сообщил, что по данным МО ежедневно по мосту через реку Аракс из Турции в Нахичевань прибывает 30 грузовых машин с турецкими добровольцами. А далее они перебрасываются в Гянджу нарушая воздушное пространство Армении.»Армения,-заявил А.Дульян,- будет вынуждена предпринять адекватные меры для защиты своих рубежей, для чего у нас имеются необходимые средства ПВО» [26].

Однако несмотря на воинственные заявления, Турция ограничилась подобной негласной поддержкой.Еще 8 апреля начальник генерального штаба турецких войск Доган Гюнеш заявил, что Турция не имеет права вмешаться в конфликт в Нагорном Карабахе, поскольку не заключила с Азербайджаном договора о взаимной безопасности [10]. В ходе визита Т.Озала в Баку 13-15 апреля военный договор между двумя государствами подписан не был [25]. В целом по свидетельству представителей российских общевойсковых подразделений дислоцированных в Армении «оперативная активность турецких войск не превышала обычного уровня» [11].

Иранское руководство пошло, в чем-то даже дальше Турции. Оно неоднократно заявляло о том, что в случае просьбы со стороны Азербайджана оно готово немедленно оказать военную помощь. 11 апреля госсекретарь Азербайджана Панах Гусейнов посетил Тегеран, где вручил Х.Рафсаджани личное послание А.Эльчибея. Несмотря на то,что конкретные договоренности достигнутые в ходе визита не оглашались, было заявленно, что «один из самых близких друзей Азербайджана» (как отозвался об Иране П.Гусейнов) может принять решение о вводе войск в регион конфликта»Однако здесь ситуация несколько иная чем в случае с Турцией: Азербайджан не не очень был склонен к столь активному сближению с Ираном и делал это еще и в пику Турции, желая подвигнуть ее к более активным действиям [12].

1.4.       Миротворческие усилия

Успехи карабахской армии способствовали активизации переговорного процесса.Наряду с запланированными ранее мероприятиями, состоялись новые контакты и встречи.

1.4.1.      Миссия Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

В соответствии с римскими договоренностями (см. отчет за февраль) в Армению 13 апреля прибыла группа наблюдателей СБСЕ, которая побывала в Капанском и Горисском районах республики [27]. Затем 18 апреля они отбыли в Баку, а оттуда, 20 апреля прибыли в Степанакерт. Группа из шести человек, во главе с финским полковником Хейне Хаппоненом, встретилась с председателем Государственного Комитета Обороны НКР Робертом Кочаряном,а также с командующим армии Нагорного Карабаха.Как заявил журналистам полковник Хаппонен,главной их задачей является решение технических вопросов, связанных с прибытием в зону конфликта передовой группы наблюдателей в количестве 600 человек [28].

20 апреля было объявлено прекращение огня на время пребывания в зоне конфликта наблюдателей СБСЕ (до 28 апреля).Однако, 25 апреля США, Турция и Россия обратились к Армении и Азербайджану с призывом продлить перемирие и после этого срока. В целом, в конце апреля и в начале мая перемирие соблюдалось [33].

1.4.2.      Армения — Азербайджан

8-9 апреля, в Сочи, при посредничестве министра обороны России Павла Грачева, состоялась неофициальная встреча госсекретаря Азербайджана П. Гусейнова и госминистра Армении В.Саркисяна,на которой стороны договорились о подготовке официальной встречи на уровне глав правительств [23]. 13 апреля постпредство Армении заявило, что встречи премьер-министров двух республик, назначенной на этот день, не будет. В тот же день, пресс-секретарь посольства Азербайджана сообщил, что армяно-азербайджанские переговоры при российском посредничестве, идут в Москве уже несколько дней [24].

21 апреля, в Анкаре,состоялась встреча между Л.Тер-Петросяном и А.Эльчибеем, которые прибыли туда для участия в церемонии похорон президента Турции Т.Озала. Президенты Армении и Азербайджана встретились с глазу на глаз, после чего президент Армении в течение полутора часов беседовал с премьер-министром Турции С.Демирелем [31].

Однако, одна из главных трудностей, с которыми сталкивается миротворческий процесс, в котором НКР участвует лишь в качестве объекта, заключается в том, что Армения не всегда может адекватно выражать волю Карабаха и отвечать за ситуацию в этой республике. Подобное положение дел вызывает, зачастую, напряженность между властями НКР и Армении и напряженность внутри самой Армении.

1.5.       Нагорный Карабах

1.5.1.      НКР как субъект конфликта

Руководство НКР неоднократно высказывало готовность приступить к прямым переговорам с Азербайджаном в Сочи, где «мог обсуждаться вопрос нормализации положения на армяно-азербайджанской границе». Председатель ГКО НКР выразил сожаление, что П.Грачев, заявивший на переговорах с грузинской стороной о том, что без участия в переговорах представителей Абхазии добиться урегулирования не удастся, «не вспомнил» на переговорах представителей Армении и Азербайджана о полномочных представителях Нагорного Карабаха [23]. Комитет обороны НКР также сообщил, что ему ничего не известно о якобы достигнутых на встрече договоренностях о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном. В любом случае это соглашение, если оно существует касается Армении и Азербайджана и не накладывает никаких обязательств на армию обороны Нагорного Карабаха,подчиняющуюся исключительно властям НКР [40].

Армения, в свою очередь, подчеркивала, что на переговорах обсуждались проблемы взаимоотношений Армении и Азербайджана, а не Нагорного Карабаха, отмечая, что правительство Армении не имеет полномочий от властей НКР выступать от их имени [23]. Пресс-секретарь А.Абрамян,в этой связи положительно расценил участие в неофициальных консультациях в Москве представителей властей НКР, «поскольку любая договоренность должна быть приемлема прежде всего для карабахцев» [31].

1.5.2.      Армения и НКР

Выступления от имени Карабаха, без согласования с его руководством становятся все более проблематичными для руководства Армении.Это чревато осложнениями внутриполитической обстановки в республике. Оппозиция (партия Дашнакцутюн) находящаяся у власти в НКР обвиняет сторонников Л.Тер-Петросяна (а к ним относится и председатель ГКО НКР Р.Кочарян формально подчиняющийся верховному совету Карабаха) в том, что они ради целей Армении готовы поступиться интересами НКР.Так некоторые оппозиционные деятели усмотрели в захвате Кельбаджарского района «материализацию плана Гоббла» (см. Армения в январе 1993 г.). Делался вывод о том, что вскоре следует ожидать захвата «в обмен», со стороны Азербайджана Мегри (Зангезур), на что Министерство Обороны Армении ответило, что «Мегри уязвим, но добровольно отдавать его «в обмен» Армения не намерена [13].

20 апреля ЦК партии Дашнакцутюн выступил с заявлением, где утверждается,»что достигнутое в Москве соглашение о прекращении огня, предусматривает большие уступки освобожденных территорий», выражена озабоченность тем,»что ГКО будучи вольно или невольно вовлеченным в политические игры властей Армении начал проводить самовольную внешнюю политику, не согласовывая ее с высшими органами власти, что лишает республику возможностей проведения самостоятельной политики.» [31].

1.5.3.      Признание НКР

В этих условиях, все более настойчиво ставится вопрос о признании НКР Арменией. Представители руководства НКР, соглашаясь с тем, что «на первых порах после провозглашения суверенитета НКР, выжидательная позиция Армении была понятна» заявляют, что в нынешних условиях она неприемлема. «Непризнание де-факто существующей независимой республики лишено какой-либо логики. Вынужденная же защищать интересы НКР на международной арене, Армения ставит себя в двусмысленное положение, давая Азербайджану повод обвинять ее в агрессии»,-считает председатель комиссии по внешним сношениям ВС НКР Левон Мелик-Шахназарян [14]. А советник председателя ВС НКР М.Мирзоян утверждает, что « непризнание объясняется тем, что у руля политической власти в Армении находятся космополиты, которым чужды национальные интересы, ибо признание ко многому обяжет руководство Армении, а параллельно лишит многих льгот» [14].

1.5.4.      Внутренняя жизнь НКР

Добиваясь международного признания,республика осуществляет меры по восстановлению народного хозяйства, налаживанию нормальной жизни.

В Карабахе началась весенняя посевная. Республика, ввозящая из Армении ежедневно 40 тонн муки,сахарный песок, соль,картофель,сигареты, надеется добиться полного или частичного самообеспечения этими продуктами, в целях чего в Армении закуплено необходимое количество семян. Весенняя посевная обеспечена также горючим и удобрениями. Восстанавливается телефонная связь [15]. Полным ходом идет восстановление линии электропередач. В настоящее время, более половины территории НКР получает электроэнергию. В Степанакерте свет в квартиры подается на 18-20 часов в сутки [16].

Свыше тысячи человек вернулись в освобожденные села Мардакертского района [31]. Восстанавливаются автобусные маршруты из Степанакерта в районные центры Мартуни и Аскеран [15].

В НКР начала проводиться кампания по обмену номерных знаков на автомобилях: азербайджанские знаки заменяются собственными, с буквами «НКР».Одновременно происходит подготовка к введению собственных паспортов [37].

2.    ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ В АРМЕНИИ

2.1.       24 апреля — день памяти жертв геноцида

24 апреля Армения и НКР отметили день памяти жертв Геноцида Армян в Турции 1915 года. Состоялся траурный митинг в Ереване на площади Свободы (бывшая Театральная), где выступили представители партий Дашнакцутюн, Демократической и Республиканской партий, объединения «Национальное самоопределение», организации «Арцах-Армения», которые почтив память жертв,выступили с критикой «недальновидной» политики нынешних властей по Армянскому вопросу. Митинг завершился шествием к мемориалу жертв геноцида в парке Цицернакаберд [33]. В день траура транспорт в Ереване работал бесплатно. Дополнительно было выделено 80 автобусов для доставки горожан к мемориалу [32].

2.2.       Народное хозяйство

2.2.1.       

Заморозки постигшие Армению 21-22 апреля почти полностью погубили урожай абрикосов на 4,5 тысяч га, на 60-90 процентов уничтожен урожай персиков, вишен, черешни, слив, погибло около 70 процентов виноградников. В связи с резким изменением погодных условий с 21 апреля были приостановлены весенне полевые работы. Однако имеющиеся запасы семян пшеницы позволят продолжить работы до получения семян из стран СНГ. Республика полностью обеспечена семенами картофеля [35].

С 1 мая повышены цены на хлеб до 60 рублей за килограмм, на муку до 50 рублей, проезд в транспорте будет стоить 10 рублей [36].

В целом ситуация с хлебом, согласно сообщениям министра продовольствия и заготовок республики Д.Захаряна, достаточно благоприятная [17].

С 18 апреля увеличено поступление электроэнергии в квартиры. В Ереване свет подается на 6 часов 3 часа утром и 3 часа вечером [18].

20 апреля на заседании Верховного Совета правительство после полуторамесячных консультаций с законодательными и исполнительными органами выдвинуло на рассмотрение новые проекты программ бюджета и социально-экономического развития на 1993-94. Акцент в них делается на мероприятия по государственному регулированию рыночных отношений в переходный период. Предусматривается увеличение удельного веса промышленности на 33 процента и сельского хозяйства на 6 процентов. С 18 апреля установлена минимальная зарплата в размере 3000 рублей [28].

2.2.2.      Кредиты

Сумма предоставляемых Армении кредитов в 1993 г. должна составлять 200-300 млн. долларов, сообщилбна заседании ВС премьер-министр Г.Багратян [19].

ЕС предоставит Армении 20 млн. ЭКЮ на закупку зерна [34].

2.3.       Законы

26 апреля ВС Армении обсудил и принял в первом чтении проект закона «О приватизации государственного и общественного жилищного фонда РА» и отправил на доработку во второй раз проект «Закона о гражданстве».

Основная критика «Закона о гражданстве» касалась отсутствия в ней положения о двойном гражданстве и отсутствия «национальной основы».Известно, что согласно одной из радикальных точек зрения в этом вопросе,армянское гражданство должны получать не только жители Армении, но и все желающие представители армянской диаспоры.Однако противники этой точки зрения утверждают, что интересы жителей республики должны быть соответствующим образом защищены, а это нельзя гарантировать, если диаспора будет иметь равные с ними права по владению и распоряжению собственностью, выборам и т.д. В то же время, закон должен предусматривать какие-то льготы для армян диаспоры по сравнению с другими иностранцами, что будет способствовать сближению диаспоры с родиной и ограничит отток населения за границу [34].

2.4.       Армения — СНГ

12 апреля в штаб-квартире СНГ в Минске прошло совещание экспертов по обсуждению проекта соглашения о неотложных мерах по обеспечению устойчивого энергоснабжения Армении в 1993-94 гг.в совещании приняли участие полномочные представители России, Казахстана, Беларуси, Армении, Туркмении. Молдова прислала письменное согласие с решением этого вопроса.Соглашение предусмтривает помощь Армении в преодолении энергетического кризиса за счет оперативной поставки государствами Содружества необходимого оборудования для энергоснабжения, восстановления и включения в работу линии электропередач, поставки необходимых топливно-энергетических ресурсов. Предполагается участие в решении этих проблем Азербайджана и Грузии, однако они не прислали своих представителей на совещание в Минск [20]. Проект соглашения был представлен на встрече глав правительств государств Содружества, которое первоначально должно было состояться 30 апреля в Ереване, однако была перенесена, и состоялась 28 апреля в Минске, где были приняты соответствующие решения [37].

Источники

1. Арцах, на «дороге жизни» небезопасно // Республика Армения. 1993.— 1 апреля 1993.

2. Мехтиев А., Минасян Л. Карабахская проблема окончательно интернационализировалась // Независимая газета.— 8 апреля 1993.

3. Мехтиев А. Минасян Л. Армянские войска заняли Кельбаджар // Независимая газета.— 1993.— 6 апреля 1993.

4. Правда проста // Голос Армении.— 1993.— 10 апреля 1993.

5. Голос Армении.— 1993.— 8 апреля 1993.

6. Азербайджану теперь придется считаться с карабахским фактором // Республика Армения.— 1993.— 3 апреля 1993.

7. Ханбабян А. Карабахский фактор — самостоятельная величина? // Независимая газета.— 1993.— 7 апреля 1993.

8. Республика Армения.— 1993.— 3 апреля 1993.

9. Республика Армения.— 1993.— 7 апреля 1993.

10. Республика Армения.— 1993.— 9 апреля 1993.

11. Республика Армения.— 1993.— 7 апреля 1993.

12. Мехтиев А. Тегеран предостерег Армению // Независимая газета.— 1993.— 14 апреля 1993.

13. Ханбабян А. Карабахский фактор — самостоятельная величина // Независимая газета.— 1993.—? апреля 1993.

14. Армения должна признать НКР // Голос Армении.— 1993.— 3 апреля 1993.

15. Республика Армения.— 1993.— 6 апреля 1993.

16. В Карабахе стало светло // Республика Армения.— 1993.— 9 апреля 1993.

17. С хлебом порядок // Республика Армения.— 1993.— 13 апреля 1993.

18. Три часа днем и три часа ночью // Республика Армения.— 1993.— 18 апреля 1993.

19. Независимая газета.— 1993.— 21 апреля 1993.

20. Республика Армения.— 1993.— 13 апреля 1993.

21. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 3 апреля 1993.

22. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 7 апреля 1993.

23. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 9 апреля 1993.

24. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 13 апреля 1993.

25. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 15 апреля 1993.

26. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 17 апреля 1993.

27. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 18 апреля 1993.

28. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 19 апреля 1993.

29. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 21 апреля 1993.

30. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 22 апреля 1993.

31. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 23 апреля 1993.

32. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 24 апреля 1993.

33. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 25 апреля 1993.

34. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 27 апреля 1993.

35. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 29 апреля 1993.

36. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 30 апреля 1993.

37. Pro Armenia, информационный бюллетень.— 1993.— 1 мая 1993.

38. ЛУР, информационный бюллетень.— 1993.— 4 апреля 1993.

39. ЛУР, информационный бюллетень.— 1993.— 6 апреля 1993.

40. ЛУР, информационный бюллетень.— 1993.— 8 апреля 1993.

41. ЛУР, информационный бюллетень.— 1993. 9 апреля 1993.

42. ЛУР, информационный бюллетень.— 1993.— 12 апреля 1993.