Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Вардкес ХАЧАТУРОВ

Азербайджан

в апреле 1993 года

1.    ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ

Военные действия в Нагорном Карабахе, победы армянских сил самообороны Нагорного Карабаха, захват большей части Кельбаджарского района обострили внутриполитическую ситуацию в республике и вызвали следующую реакцию.

2 апреля на заседании Милли Меджлиса утверждается указ президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея о введении на всей территории республики чрезвычайного положения, что было охарактеризовано как «в связи с угрозой государственности Азербайджана».

3 апреля с 6 часов утра были введены ограничения въезда и выезда, усилена охрана объектов жизнеобеспечения и народного хозяйства, наложен запрет на проведение митингов, шествий и массовых мероприятий, запрещены забастовки, осуществляется проверка транспортных средств; введен комендантский час в зонах боевой готовности; ограничена свобода слова; приостановлено действие политических партий, общественных организаций и массовых движений, получивших предупреждение о нарушении мер по нормализации положения.

Также согласно этому указу проводятся проверки документов, личных вещей и транспортных средств граждан в местах их скопления, введены ограничения на получение оружия, взрывчатых веществ, ядов и т.д. В зонах боевых действий лицам, не являющимся местными жителями, теперь понадобится специальное разрешение на проживание. Также введены меры по изменению режима работы предприятий, для их переориентации в военных целях и введение специальных правил при пользовании связью.

По мнению ЦК Социал-демократической партии Азербайджана, введение чрезвычайного положения не поможет ни восстановлению парализованного аппарата власти, ни организации национальной армии, ни государственным деятелям, не умеющим подняться на уровень государственных проблем. Партия призвала руководство республики к осознанной политической борьбе за демократическое правление.

Организация «Друзья Америки» вообще выступила категорично, выражая уверенность в том, что введение чрезвычайного положения доказывает «стремление использовать войну в целях давления на оппозицию» и, по их утверждению, «чрезвычайное положение лишь предлог для отказа от экономических реформ и демократических преобразований» [1].

Тоже самое было отмечено и руководством Партии национальной независимости. 11 апреля после обсуждения общественно-политической ситуации в Азербайджане политсоветом партии был сделан вывод, что «события последних дней показывают стремление нынешнего руководства использовать чрезвычайное положение для давления на оппозицию» [2].

При сложившейся ситуации в Азербайджане руководство республики в середине месяца провело совместное собрание Народного Фронта Азербайджана и близких к нему политических партий, на котором было предложено создать при президенте чрезвычайный политический комитет, призванный координировать деятельность политических партий в условиях чрезвычайного положения [3]. И уже 14 апреля цензурой был запрещен выпуск газеты ПННА «Миллят» («Нация»).

2.    ЭКОНОМИКА

В Азербайджане по-прежнему продолжается снижение уровня жизни, что непосредственно связано как с войной в Нагорном Карабахе, так и с общим спадом производства.

Так, на заседании парламента республики во время обсуждения финансово-кредитной политики было сообщено, что в 1993 году денежная эмиссия в Азербайджане может достигнуть 100 млрд. руб. Также было отмечено, что с начала текущего года эмиссия превысила 40 млрд. рублей, в то время как за весь прошлый год объем денежной эмиссии составил 18 млрд. руб. По мнению президента Национального банка Азербайджана Джаваншира Абдуллаева, причиной резкого роста эмиссии является продолжающийся спад производства, темпы которого только за два первых месяца составили 50%, а также падение курса рубля в России. В связи с этими обстоятельствами президент банка считает, что выход из создавшейся ситуации видится в как можно скорейшем и необходимом выходе из рублевой зоны и осуществлении полного перехода на национальную валюту [4].

По мнению министра финансов Азербайджана Салеха Мамедова, в ближайшие два месяца в Азербайджане по всей вероятности начнет функционировать национальная денежная единица — манат. По его мнению, валютный резерв Азербайджана, который на данный момент составляет 120 млн. долларов, обеспечит функционирование национальных денег на территории республики [5].

Но надо также отметить, что пока у правительства Азербайджана по-видимому нет еще достаточно четкой разработки программы ввода национальной валюты. Остается еще под большим вопросом к каким результатам в экономике может привести ввод национальной валюты в республике.

3.    ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ

В последнее время в Азербайджане происходят определенные перестановки в структурах государственной власти, и скорее всего, на наш взгляд, они происходят иллюзорно, с тем, чтобы показать или во всяком случае снять напряжение в структурах оппозиции и в народе.

Вначале госсекретерь Панах Гусейнов (второй человек в государстве после президента) подает в отставку в связи с оскорбительными выпадами в адрес руководства республики и оппозиционных сил со стороны министра внутренних дел Искандера Гамидова и избиение редактора газеты «Истиглал» Зардушта Ализаде [6].

Чуть позже 16 апреля президент республики Абульфаз Эльчибей принимает отставку министра внутренних дел Искандера Гамидова. На его место назначает начальника ГУВД Баку коменданта города Аллахвердиева Абдуллу Мусеиб-оглы, который, надо отметить, за день до назначения был вызван на заседание Милли Меджлиса для отчета. Комендант не явился на заседание, поставив руководство в известность, что И.Гамидов запретил ему отчитываться перед парламентом [7]. Такие действия А.Алахведиева позволяют предположить, что и будучи на посту министра внутренних дел Азербайджана, он останется верным послушником Искандера Гамидова.

Теперь об отставке Искандера Гамидова.

Хотя согласно официальной версии отставка состоялась по личной просьбе Гамидова, многие склонны видеть в происшедшем вынужденный шаг, направленный на умиротворение оппозиционных сил. Как известно, ранее многие оппозиционные политические деятели обвиняли руководителя правоохранительного ведомства республики в превышении полномочий и в попытках решить политические проблемы силовыми методами. Еще в конце прошлого месяца, по сведениям из достоверных источников, президент Эльчибей в ходе беседы с глазу на глаз с лидером партии Национальной независимости Этибаром Мамедовым обещал выполнить требования последнего о немедленном смещении министра внутренних дел Искандера Гамидова. Сам же Гамидов объясняет причину своей отставки следующим образом: «Я решил оставить свой пост после того, как выяснились разногласия между мной и Абульфазом Эльчибеем на решение важнейших вопросов страны» [8].

Недолго пустовал пост премьер-министра Азербайджана Р.Гусейнова, который в январе 1993 года подал в отставку из-за разногласий с президентом (см. отчет за январь 1993 года). Теперь решением Национального собрания Азербайджана новым премьер-министром республики назначен занимавший до этого должность государственного секретаря Панах Гусейнов. Несмотря на то, что заседание парламента проходило при закрытых дверях, новому назначению Панаха Гусейнова предшествовали бурные дебаты. Представители оппозиции выдвигали на этот пост лидера оппозиционной партии национальной независимости Этибара Мамедова. Предлагались также кандидатуры вице-премьера Вахида Ахмедова и Абаса Абасова, однако ни одна из них не получила поддержки депутатов.

Назначение Панаха Гусейнова на должность премьер-министра в некоторой степени усилило позиции правящего Народного фронта. По мнению наблюдателей, это назначение также позволяет предположить, что в ближайшее время коалиционное правительство национального согласия вряд ли будет создано, так как многие оппозиционные партии выступили против кандидатуры Панаха Гусейнова на должность премьера [9].

Исходя из всего этого, надо полагать, что противостояние между правящим Народным фронтом с оппозиционными партиями будет продолжаться.

4.    ПРЕСТУПНОСТЬ

В этих сложных политических и экономических условиях в республике по-прежнему не лучшим образом обстоят дела с соблюдением правопорядка и законности. В этот период в республике определенные группы лиц на войне делают большие деньги, торгуя оружием и боеприпасами. Также за короткий период времени разбогатели и сколотили большой капитал лица, которые осуществляют надзор за ходом привлечения лиц призывного возраста к службе в вооруженных силах Азербайджана. При этом они собирают большие суммы с родителей и родственников, с тем, чтобы освободить призывников от воинской обязанности. Так, многие молодые юноши призывного возраста скрываются или покидают Азербайджан, чтобы не быть привлеченным к воинской обязанности. Также нарушение законности и правопорядка наблюдается и в вооруженных силах Азербайджана. Так, при генеральной прокуратуре Азербайджана образован оперативный штаб, цель которого — ужесточение контроля и соблюдение законности и правопорядка и пресечение роста преступности, в первую очередь, в вооруженных силах. Уже возбуждено несколько уголовных дел по фактам дезертирства, самовольного ухода с передовой, уклонение от призыва и мобилизации. В этих условиях арестованы бывший начальник национальной армии Шакир Мусаев и командир одного из подразделений майор Мудрак. Они обвиняются в организации диверсий. Также возбуждено уголовное дело против командира агдеринского батальона в Агдере Хикмета Абдуллаева, обвиняемого в самовольном уходе из части в условиях боевых действий [10].

5.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (ЛЕЗГИНЫ)

По мнению многих экспертов, проблема лезгин, проживающих в приграничных районах Азербайджана и России (Дагестан) — не что иное, как «мина замедленного действия».

Это стало особенно ясно после IV съезда национального движения «Садвал» («Единство»), когда новоизбранный председатель правления генерал-майор Мухидин Кахриманов стал активно претворять в жизнь решения общенационального форума. Во всех населенных пунктах, где проживают соотечественники, создаются ячейки «Садвала», в городах и райцентрах — комитеты. Налаживаются личные контакты с руководством республик Северного Кавказа с национально-демократическими организациями региона. Учреждаются женские и молодежные организации, комитеты ветеранов войны и труда, единое Духовное управление лезгин.

«Лезги Ватан патал» («За родину лезгин»), «Нет» границе по сердцу народа!» — эти лозунги отражают основные тревоги этого движения. И тревоги здесь предостаточно. Это прежде всего то, что в северных районах Азербайджана, где проживают лезгины, не лучшим образом обстоит дело с социальной обстановкой, жизненный уровень достаточно низок, 80% лезгин — безработные. Мало того, в промышленном отношении это не достаточно развитый регион.

Дело еще и в том, что на южной стороне реки Самур, искусственно разделяющей один народ, из 670 тыс. лезгин около полумиллиона имеют в соответствующей графе запись — «азербайджанец». Однако в самом Азербайджане не было ни одной лезгинской школы, театра и т.д. Лезгины живут почти в десяти районах северного Азербайджана, в ряде из них составляя большинство населения. Однако среди руководства этих районов нет ни одного лезгина [11].

Между тем, Азербайджан формирует возведение здесь межгосударственной границы, почти в каждом населенном пункте находятся небольшие, но хорошо вооруженные воинские подразделения, созданы таможни, что может создать прецедент с местным населением.

И на сегодня председатель движения «Садвал» Кахриманов все силы отдает реализации «исторической цели» — воссоединение и восстановление государственности. При этом упоминается декрет ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 г. и резолюция Вседагестанского учредительного съезда Советов от 5 декабря 1921 г., признавшие право народа на самоопределение в составе России. И в любом случае Москве и Баку в ближайшее время придется определиться в отношении лезгинской проблемы. Стоит только напомнить, что именно через земли лезгинов проходят все транспортные артерии, соединяющие Азербайджан с Россией. Через Лезгистан в промышленные центры Азербайджана перебрасывают по двум мощным трубопроводам воду из приграничной реки Самур. Помимо движения «Садвал» в Баку существует Лезгинская демократическая партия, которая недавно опубликовала свое заявление, в котором осуждаются позиции российского лезгинского общества «Садвал» и вовлечение в его деятельность лезгинской молодежи Азербайджана. Отмечено, что идея создания независимого государства Лезгистан — следствие распада СССР и просчетов руководства Азербайджана, «взявшего курс на тюркизацию». В свою очередь №№ЛДПА предполагает образовать на юге Дагестана и севере Азербайджана свободную экономическую зону и ввести двойное гражданство, избрать местное демократическое руководство, пересмотреть отношение к СНГ и вступить в диалог с обществом «Садвал» [12].

Такую позицию ЛДПА можно понять, и здесь надо сказать заложено какое-то рациональное зерно, ведь около 150 тыс. лезгин проживают непосредственно в Баку, и в случае обострения ситуации на севере Азербайджана в приграничной зоне с Дагестаном эти 150 тыс. лезгинов либо окажутся заложниками, либо беженцами Баку. И в этом случае срабатывает общественный закон самосохранения, с которым и выступил ЛДПА.

6.    ИСЛАМ — РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР

В последнее время в Азербайджане пестрят страницы местной печати о создании в Азербайджане исламского государства — идея эта выдвигается лидерами исламской партии. Надо отметить, что министерство юстиции республики подтверждает право исламистов формировать властные структуры, если те одержат победу на парламентских выборах. Так гласит закон о политических партиях в Азербайджане.

Но ситуация в этом случае не из простых. Сейчас сложилось об Азербайджане довольно четкое представление, что большинство населения привержено светской государственности и что поэтому исламисты не имеют почти никаких шансов прихода к власти. Но это представление является обманчивым. И прежде всего потому, что оно не достаточно верно, правильно и объективно дает представление об Азербайджане. Надо сказать, что в Азербайджане существовало и сейчас существует принципиальное отличие в отношении религиозности сельского населения (которое составляет большинство) и городского населения (живущего преимущественно в Баку). Сельское население Азербайджана более религиозно и почти все соблюдают традиции мусульманской жизни, обряды, обычаи и т.д. В то время как в Баку эти тенденции сведены к минимуму. И в этой ситуации исламистские реформаторы даром времени не теряют, пользуясь уникальной исторической возможностью они заполняют существующий идеологический вакуум, также сторонники исламской модернизации симпатизируют азербайджанскому президенту А.Эльчибею, присягавшему на Коране и восстановившему мусульманские знаменательные даты, в том числе и праздник Рамазан — объявленный нерабочим днем.

Ректор Бакинского исламского института Гаджи Сабир Гасанли тверд в своем убеждении, что создание в Азербайджане исламского государства сегодня возможно лишь путем насилия, но при этом богослов дипломатично умалчивает о проиранской ориентации азербайджанских исламистов, которые выход из тяжелейшей экономической ситуации и политической нестабильности видят в «исламском возрождении» [13].

Но в большей степени, на наш взгляд, развитие исламистских настроений в населении Азербайджана в основном будет зависеть прежде всего от внешнеполитической ориентации Азербайджана на Турцию, Иран, Россию. И на сегодняшний день Турция, являясь основным партнером Азербайджана, позволяет нам предположить, что в этой ситуации Азербайджан не рискует стать исламской республикой, но при этом сохраняет основные традиции исламской жизни. Если же ориентация Азербайджана будет в сторону Ирана, то в этом случае возможны фундаменталистские настроения и провозглашение исламской республики Азербайджан.

Мало того, надо отметить, что в последнее время в своей внешнеполитической деятельности азербайджанское руководство стремится привлечь исламские страны для оказания давления на Карабах и Армению. Так, в начале месяца министр иностранных дел Азербайджана Тофик Гасымов провел встречу в Нью-Йорке с постоянными представителями при ООН стран-членов Организации Исламская конференция, где он обратился с призывом к ним осудить агрессию Армении и применить по отношению к ней санкции. На это дали согласие дипломаты 20 исламских стран. В принятом ими документе действия Армении были расценены как направленные на расчленение Азербайджана [14]. Создана координационная группа стран-членов Организации Исламский конгресс (ОИК) в рамках ООН, цель которой — наблюдение за развитием ситуации в регионе армяно-азербайджанского конфликта.

7.    ТУРЕЦКИЙ ФАКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АЗЕРБАЙДЖАНА

В последнее время Турция проявляет большую активность как в Средне-Азиатском регионе, так и в Закавказье, где основным ее партнером по-прежнему остается Азербайджан, на которого она возлагает большие надежды в будущих преобразованиях в этом регионе.

Война в Нагорном Карабахе и победы армянских сил самообороны и захват армянскими вооруженными формированиями Кельбаджарского района Азербайджана вызвал нервный шок у турецкого руководства, которое стремится силовыми методами разрешить этот вопрос в пользу Азербайджана. Об этом говорят следующие высказывания покойного президента Турции Тургута Озала, премьер-министра С.Демиреля и других политических деятелей, которые как и в мае 1992 года заявляют, что Турции необходимо прямо вмешаться в Карабахский конфликт.

Так, 6 апреля на заседании парламентской группы Партии верного пути, Демирель открыто обвинил Россию и Францию в оказании помощи Армении. Демирель также консолидировался с обвинениями Баку в адрес России. И в этом отношении они выступают единым политическим блоком против России. Также Демирель добавил, что «Турция готова на любые жертвы», чтобы помочь Азербайджану. Еще более резкое заявление сделал в Нью-Йорке постоянный представитель Турции при ООН Мустафа Акшин, где он напомнил, что согласно статье 51 Устава ООН, Азербайджан для отпора армянской агрессии имеет право на коллективную оборону. Скорее всего под коллективной обороной подразумевается участие турецких войск на стороне Азербайджана. «Турецкое правительство примет все меры, вплоть до военных, для отражения армянской агрессии», — заявил Акшин [15].

Однако это заявление не повлияло на последующее решение Совета безопасности ООН. Совет безопасности отверг предложенный Турцией проект резолюции, осуждающий агрессию Армении против Азербайджана. Не называя агрессором ни одну из сторон. Между тем, МИД Турции расценил заявление Совета Безопасности ООН о ситуации в зоне армяно-азербайджанского конфликта, как недостаточно жесткое.

Также президент Азербайджана А.Эльчибей просил Турцию о немедленном вмешательстве в события [16]. Одновременно начальник Генерального штаба вооруженных сил Турции Доган Гюреш подтвердил о начавшемся передвижении сухопутных войск Турции вдоль всей турецко-армянской границы. Далее Доган Гюреш сообщил, что в Генштабе Вооруженных Сил Турции рассматривают возможное вмешательство в ситуацию Турции [17]. Также генерал Гюреш подтвердил, что турецкие самолеты совершают полеты вдоль турецко-армянской границы.

Все эти события вызывают особую обеспокоенность командования Объединенных Вооруженных Сил СНГ. В связи с этими обстоятельствами возможно обострение военной ситуации как в Нагорном Карабахе, так и между Азербайджаном и Арменией, где сообщается, что ежедневно по мосту через Аракс из Турции в Нахичевань прибывает около 30 грузовых автомашин с так называемыми добровольцами, военной техникой и боеприпасами, а затем уже на самолетах гражданской авиации Азербайджана они перебрасываются в город Гянджу [18].

Складывающаяся внутриполитическая обстановка в Турции и недавняя скоропостижная кончина ее президента после официального посещения Азербайджана, возможно изменить жесткую позицию Турции в отношении разрешения Карабахского конфликта. А пока страна осталась без президента. В качестве наиболее реального преемника Тургута Озала на посту главы государства называется нынешний премьер-министр Сулейман Демирель. Однако пока нельзя утверждать, что Демирель вообще будет выдвигать свою кандидатуру. Дело в том, что его уход с поста главы правительства может разрушить хрупкое согласие между возглавляемой Демирелем Партией верного пути (ДУР) и социал-демократами (SHP). Главный вопрос состоит в том, сможет ли ДУР выдвинуть из своих рядов кандидата, который удовлетворит партнера по правительственной коалиции — SHP. Однако, как считают местные наблюдатели, такая опасность вряд ли заставит Демиреля отказаться от намерения баллотироваться на пост президента. Другим реальным кандидатом называется нынешний председатель парламента Хюсаметдин Джиндорук, который согласно конституции, будет исполнять обязанности главы государства до избрания нового президента. Ожидается, что выдвижение кандидатов начнется 27 апреля, когда каждая из парламентских партий представит в президиум парламента свои предложения. Если в результате первых двух туров голосования ни один из кандидатов не заручится поддержкой 300 из 450 депутатов парламента, то в третьем дополнительном туре для избрания президентом кандидату достаточно набрать простое большинство в 226 голосов. При недостаточной попытке избрать президента в третьем туре назначается четвертый тур. Если он не определит победителя, то согласно закону, парламент будет автоматически считаться распущенным и состоятся всеобщие выборы в Великое Национальное собрание Турции [19].

Итак, думается что с приходом нового человека на пост главы государства возможно изменится отношение Турции как к России, так и республикам Закавказья. Сказать, какими они будут в будущем достаточно сложно. Ибо все будет зависеть от будущего избранного президента Турции, который будет играть одну из первых ролей в государстве.

8.    ИРАНСКИЙ ФАКТОР

Наступление армянских сил самообороны на Кельбаджарский район Азербайджана. Вызвало отрицательную реакцию со стороны Ирана. И в связи с этим, как стало известно, из достоверных источников, распоряжением иранского военного командования к границе с Азербайджаном передислоцировались два иранских полка, в которых объявлена повышенная боеготовность. Надо также отметить, что независимо от низкого рейтинга в Азербайджане Ирана по сравнению с Турцией «он по-прежнему борется за сферу своего влияния, используя при этом различные формы поддержки». Так, Тегеран однозначно дал понять азербайджанскому руководству, что в случае призыва о помощи, обращенного к Ирану, правительство Ирана готово к самым решительным действиям для защиты территориальной целостности Азербайджана.

Но с другой стороны, в Тегеране вызывает негативную реакцию тот факт, что в апреле А.Эльчибей обратился за дипломатической помощью к Израилю с целью осуждения Армении. Однако израильское руководство воздержалось от открытого осуждения действий Армении.

Такая реакция Тегерана вызвана прежде всего негативным отношением к Израилю в области разрешения палестинского вопроса.

Но в последнее время в Азербайджане наблюдаются тенденции сближения отношений между Азербайджаном и исламской республикой Иран. Прежде всего об этом говорит поездка бывшего госсекретаря, а ныне премьер-министра Азербайджана Панаха Гусейнова в Иран.

Во время визита П.Гусейнова состоялась встреча его с президентом Ирана Али-Акбаром Хашеми Рафсанджани. В своей беседе они коснулись всех аспектов двухсторонних отношений. И согласно сообщению агентства ИРНА, иранский лидер осудил захват армянскими войсками населенных пунктов на юго-западе Азербайджана. Он предупредил, что если армянская сторона не прекратит военных действий, то «правительство Ирана может принять решительные и действенные меры для стабилизации ситуации в регионе». Но при этом Рафсанджани не пояснил, что он имеет в виду под решительными действиями. Однако можно с уверенностью сказать, что сказанное свидетельствует о том, что в случае расширения масштабов армяно-азербайджанской войны Иран может принять решение о вводе войск в регион конфликта.

Такая позиция иранского руководства дала повод Панаху Гусейнову по окончании визита назвать Иран «одним из самых близких друзей Азербайджана» — возможно после Турции [20].

После этой встречи стороны не огласили никаких конкретных договоренностей, которые возможно были достигнуты в ходе визита Панаха Гусейнова в Тегеран.

9.    НАГОРНЫЙ КАРАБАХ

Независимо от военных успехов армянских сил самообороны Нагорного Карабаха и захвата ими Кельбаджарского района эти действия объясняются как вынужденные, так как именно с этого района происходили обстрелы населенных пунктов как в Армении, так и в самом Нагорном Карабахе. И в этих условиях карабахское руководство стремится к урегулированию военного конфликта. Недавно 20 апреля Президиум Верховного Совета (ВС) Нагорного Карабаха распространил заявление, в котором говорится о готовности оказать содействие всем посредническим миссиям по мирному урегулированию Карабахско-азербайджанского конфликта. В документе подчеркивается, что президиум ВС выступает, также за прямые двухсторонние переговоры при посредничестве ООН, СБСЕ, России и других стран. Необходимость переговоров, объясняется армянской стороной как диктовка времени и поэтому карабахская сторона готова сесть за стол переговоров с Азербайджаном хоть сегодня» [21].

Такая позиция Нагорного Карабаха руководством Азербайджана была расценена следующим образом: армянская сторона сейчас одержала победу над Азербайджанской национальной армией и захватила Кельбаджарский район и теперь стремится с позиций силы разговаривать с Азербайджаном. И в этом случае Азербайджан не пойдет на переговоры с армянской стороной до тех пор пока армянские войска не освободят территорию Кельбаджарского района.

В то же время Ереван заявил, что и Лачинская и Кельбаджарские операции были проведены силами карабахской самообороны самостоятельно [22]. И официальный Ереван отреагировал на эти события неравнодушно, как как они поставили под угрозу срыва достигнутые договоренности между Арменией и Азербайджаном в отношении Нагорного карабаха.

Но главным условием переговоров между Арменией и Азербайджаном является участие Карабахской стороны как самостоятельной политической единицы и признание ее азербайджанской стороной.

Вот что по этому поводу говорит епископ Арцаха Паргев:

— Сегодня иного выхода, кроме немедленного и не обставленного никакими условиями прекращения огня, нет. Только после этого можно начать переговоры. Они могут быть и двусторонние и многосторонние, но повторяю, Степанакерт доложен участвовать в них как самостоятельный партнер. Пока Азербайджан не соглашается с этим, но в ином случае все разговоры о мире останутся благими пожеланиями и военные действия неизбежно станут развиваться по нарастающей.

Нужно также сказать и о том, что некоторые религиозные организациями Азербайджана, которые заинтересованы в продолжении войны с целью усиления своего влияния в Азербайджане, придают военным действиям в Карабахе религиозный оттенок, с тем чтобы на этом заработать себе политический капитал и за счет этого повысить свой рейтинг среди населения. Хотя на сегодняшний день он не достаточно высок. На эти утверждения епископ Паргев ответил, что карабахский кризис отнюдь не является войной двух религий, его причины лежат в иных сферах. Здесь речь идет о борьбе карабахских армян за свои естественные права на жизнь и на независимость. В конечном итоге — это борьба за высшие ценности демократии и в этом нет какой-либо иной территориальной, конфессиональной или политической подоплеки.

Сейчас наметилась определенная тенденция к нормализации обстановки в Нагорном Карабахе, начался процесс вывода армянских сил самообороны из Кельбаджарского района Азербайджана. Но как дальше будут развиваться события, сейчас сказать довольно трудно, да и сложно. И это в первую очередь будет зависеть от Азербайджана, который сможет пойти на такую политическую уступку, как признание Карабаха в переговорах самостоятельной политической (конфликтующей) стороной.

Также в последнее время наметились тенденции различных посреднических услуг в разрешении Карабахского конфликта. Это и недавнее предложение президента России Б.Ельцина, президента Чечни Д.Дудаева и других.

Позиция же Д.Дудаева сводится к следующему. Это прекращение боевых действий между Азербайджаном и Арменией, создание под эгидой международного форума «Кавказский дом» союза безопасности Кавказа и вооруженных формирований миротворческих сил, которые, по мнению Д.Дудаева, могут быть введены для разъединения конфликтующих сторон.

Источники

1. Заявление по поводу чрезвычайного положения // Экспресс-хроника.— 1993.— №15.

2. ПННА о ситуации в Азербайджане // Экспресс-хроника.— 1993.— №16.

3. Там же.

4. Daily коммерсант.— 1993.— 6 апреля 1993.

5. Независимая газета.— 1993.— 21 апреля 1993.

6. Экспресс-хроника.— 1993.— №14.

7. Экспресс-хроника.— 1993.— №16.

8. Независимая газета.— 1993.— 20 апреля 1993.

9. Независимая газета.— 1993.— 21 апреля 1993.

10. Экспресс-хроника.— 1993.— 20 апреля 1993.

11. Володин М. Лезгины по обе стороны границы // Megapolis-Express.

12. Экспресс-хроника.— 1993.— №16.

13. Усейнов А. Политика и мотивы ислама // Российская газета.— 1993.— 2 апреля 1993.

14. Мехтиев А. А.Эльчибей обратился за помощью к президенту Ирана // Независимая газета.— 1993.— 13 апреля 1993.

15. Мехтиев А. Карабахская проблема окончательно интернационализовалась пока на дипломатическом уровне // Независимая газета.— 1993.— 8 апреля 1993.

16. Мехтиев А. Азербайджан // Независимая газета.— 1993.— 9 апреля 1993.

17. Там же.

18. Независимая газета.— 1993.— 17 апреля 1993.

19. Мехтиев А. Страна в трауре // Независимая газета.— 1993.— 20 апреля 1993.

20. Мехтиев А. Тегеран предостерег Армению // Независимая газета.— 1993.— 14 апреля 1993.

21. Независимая газета.— 1993.— 21 апреля 1993.

22. Ханбабян А. Карабахский фактор — самостоятельная величина // Независимая газета.— 1993.— 7 апреля 1993.