Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна ЛАНЦОВА

Литва

в апреле 1993 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Сельское хозяйство

Новые власти активно критикуют проводившуюся до них аграрную реформу, прежде всего расформирование крупных коллективных хозяйств. Особенно сильно пострадало производство там, где хозяйства распались на неоправданно большое число производственно-технологических комплектов, многие из которых оказались нежизнеспособными. В настоящее время в Литве для удовлетворения всех заявок на возвращение земли не хватает 800 тыс. га; 100-150 тыс. чел., претендующих на землю, не смогут ее получить. К настоящему времени землю получили только 13 тыс., что составляет только 3% от числа всех желающих заняться фермерством.

1.2.       Приватизация

В апреле было проведено исследование 1200 приватизированных объектов (что составляет 36% от общего числа всех приватизированных предприятий). Выяснилось, что 19% из них находятся в ремонте, реконструкции или просто закрыты. Чаще всего бездействуют приватизированные предприятия в районах (28%), реже — в городах (только 4%). Но в Тракайском районе не действуют 60% купленных объектов, в районах Плунге, Ширвинтос, Покройес — 52%.

Собственники приватизированных на аукционах объектов получают основные доходы от торговли (41%), от бытовых услуг (также 41%); производство товаров дает доход только 7% новым собственникам.

1.3.       Инфляция

Инфляция в январе-марте 1993 г. составила 46,5%. В марте по сравнению с февралем цены на потребительские товары и услуги выросли на 21,4%. Наиболее значительным был рост цен на проекты питания. Темпы роста цен в марте в Литве, как и раньше, были более высокими, чем в Латвии и Эстонии [2.9].

В начале апреля цены на продукты питания возросли в среднем еще на 18%. Цены на продукцию Вильнюсского мясокомбината за неделю подскочили в 1,8 — 2,3 раза (после чего директор Вильнюсского мясокомбината был освобожден от занимаемой должности, но цены, однако, не снизились). Государство покупает продукцию сельского хозяйства уже по мировым ценам, в ряде случаев (на продукцию животноводства) закупочные цены поднялись выше мирового уровня. По мнению премьер-министра и членов его кабинета, последнее подорожание не соответствует реальным затратам земледельцев, несмотря на повышение цен на материальные и энергетические ресурсы.

1.4.       Налоги

В настоящее время в сейме обсуждается пакет поправок и изменений к законам о налогах. Предлагается снизить подоходный налог лицам, получающим зарплату до 6 тыс. талонов. Предполагается также снизить облагаемую налогом прибыль предприятий с 24 до 15%, ввести дифференциацию налога с прибыли в зависимости от прибыли или от рентабельности. Применяемый в настоящее время ко всем предприятиям налог с прибыли в 29% ставит предприятия в неравные условия [2.9.].

1.5.       Экономическая политика правительства

Левое правительство в этом месяце провело ряд мер в духе экономического либерализма.

Были сокращены государственные дотации производителям сельскохозяйственной продукции. По мнению премьера А.Шлежявичуса, резервы снижения цен на продукты питания за счет сокращения издержек производства в перерабатывающей промышленности ограничены, поскольку при производстве мясной и молочной продукции удельный вес сырья в себестоимости составляет 80-85% (таким образом, цены зависят в основном от поставщиков сельскохозяйственной продукции; даже при жестком ограничении прибыльности перерабатывающих предприятий цены на сельскохозяйственную продукцию не снизить). В ответ на повышение цен земледельцами на свою продукцию правительство решило ограничить дотации сельскохозяйственным производителям и закупать более дешевую сельхозпродукцию за рубежом (прежде всего мясо). Такого в истории Литвы еще не было: республика до недавнего времени являлась традиционным экспортером сельскохозяйственной продукции [2.11].

Правительство в апреле решило либерализовать цены на нефтепродукты. Премьер предупредил, что через 2 месяца будет прекращена выплата государственных дотаций энергетической промышленности. Уравниваются условия торговли для государственных и частных структур, ввозящих и продающих в республике нефть, нефтепродукты, каменный уголь, газ и другие энергетические ресурсы. С них будут взиматься налоги общего и индивидуального акциза, от которых они до сих пор были освобождены. Цены на нефтепродукты в Литве начали либерализироваться с осени прошлого года, однако специалисты полагают, что после вступления в силу этого правительственного решения они еще более повысятся. По мнению экономистов, снятие государственного контроля с цен на бензин и др. нефтепродукты в ближайшее время приведет к повышению себестоимости и цен на остальные товары на 30-40%. Но прогнозируемые цены на энергию останутся все же более низкими, чем в Латвии и Эстонии [3.1.].

Правительство объявило о снятии ограничений на рост заработной платы на предприятиях. В Сейме утверждена резолюция об индексации пенсий и пособий. С 1 мая повышаются пенсии, пособия и заработная плата работникам бюджетных организаций. На эти цели будут использоваться средства из зарубежных кредитов.

 

А.Шлежявичус заявил о намерении правительства прекратить практику вывоза из Литвы более дешевых продуктов, подняв цены в Литве на соответствующие товары (цены в Литве и соседних республиках не совпадают; в Латвии хлеб стоит дороже, чем в Литве, в 5 раз, молочные продукты — в 2,5 раза; однако и доходы жителей Литвы ниже по сравнению с латышскими и эстонскими в среднем в 2,5 раза).

1.6.       Денежная политика

В середине апреля талон по отношению к доллару США стал падать не на 2-3 пункта, как обычно, а сразу на 6-8 (курс доллара к литовскому талону превысил 500-ю отметку). Во многом падение курса талона в последний месяц объясняется тем, что именно в эти дни правительство выделило 5 млрд. талонов льготных кредитов для земледельцев и 100 тыс.тонн топлива по льготным ценам, т.е. примерно еще 7 млрд. талонов. (процесс развивался по обычной схеме — темп инфляции ускорился в результате увеличения количества денег в обороте после предоставления льготных кредитов правительством). Через 1-2 дня коммерческие банки подняли свои ставки, и инфляция пошла ускоренным темпом. По мнению вице-президента Балтийской биржи, в ближайшее время курс талона по отношению к доллару упадет на 30 пунктов (что составит 150 талонов) [2.10].

1.7.       Жизненный уровень

В 1992 г. цены на товары и услуги возросли 12,6 раза, в том числе на продукты питания — почти в 14 раз, а среднемесячная заработная плата — только в 4 раза. Реальная заработная плата сократилась на 69%. В конце 1992 г. на питание уходило 60-70% всех потребительских расходов, доходы более чем 50% семей не покрывали самых необходимых расходов. Средняя заработная плата в феврале 1993 г. составила (литовский Департамент статистики высчитал ее размер в американской национальной валюте) 28 долларов (у более низкооплачиваемых работников сельского хозяйства, культуры, образования, здравоохранения она составила от 8 до 16 долларов), средняя пенсия — 7 долларов, а минимальный прожиточный уровень — 8 долларов [2.11].

Число безработных в 1992 г. увеличилось в 4,4 раза. На начало 1993 г.число безработных составило 20,7 тыс. чел. С учетом скрытой безработицы (работающих 2-3 дня в неделю и отправленных в отпуск без сохранения содержания) только в промышленности и строительстве это число возрастает до 250 тыс.72% безработных составляют рабочие [2.8.]. Литовцы не уверены в стабильности своего положения. Только 8% опрошенных чувствуют себя застрахованными от безработицы. 39% считают, что велика вероятность того, что они останутся без работы. 11% не исключают такую возможность, но оценивают ее как маловероятную [6.2.].

В настоящее время 66% литовцев не довольны своим материальным положением. Средний балл оценки в шкале от -100 (положение очень плохое) до + 100 (положение очень хорошее) равен -38 (в марте 1992 г. средняя оценка составляла -20). В Литве 67% населения отрицательно оценивают свое экономическое положение, 19% — положительно (что не отличается значительно от настроений населения соседних прибалтийских республик).

Большинство жителей Литвы не ожидают в ближайшее время улучшения своих материальных условий (34% литовцев ожидают их ухудшения в ближайший год, 20% полагают, что оно не изменится, и только 18% настроены оптимистично и думают, что их материальное положение улучшится). По сравнению с декабрем 1992 г. число «пессимистов» возросло [6.3].

1.8.       Экономическая активность населения

По данным апрельского опроса общественного мнения, 11% жителей Литвы занимаются частным предпринимательством, чаще всего коммерческим. Основным препятствием, мешающим предпринимательской деятельности, литовцы считают нехватку начального капитала: 47% опрошенных указали, что не хватает средств, чтобы начать заниматься частной деятельностью. Реже среди препятствий к частнопредпринимательской деятельности называют бюрократические барьеры (22%) и преступность (19%). Нерешительность и нехватку инициативы называют только 10% литовцев [6.3].

2.    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

2.1.       Местная власть

Постоянное противостояние центральной и местной власти выразилось в конфликте правительства и Вильнюсского городского самоуправления. Будучи в оппозиции, Партия труда критиковала попытки центральной власти ущемить права самоуправлений (Г.Вагнорюс, будучи премьер-министром, создавал одну комиссию за другой для расследования деятельности местных органов власти и разоблачения их злоупотреблений). Придя к власти, левые стали действовать примерно также. Парламентская комиссия по расследованию деятельности Вильнюсского городского совета и управления опубликовала длинный список злоупотреблений должностных лиц горсовета. Сейм Литвы постановил распустить Вильнюсский городской Совет. Последний не подчинился решению Сейма и продолжает работать, ожидая решения Конституционного суда. Сейм постановил освободить от занимаемой должности председателя Вильнюсского горсовета В.Шапаласа, мэра города В.Ясулайтиса (оба являются членами Партии независимости) и ввести прямое правление на территории города.

Правительство назначило уполномоченным правительства по городу Вильнюсу в целях осуществления функций прямого правления К.Климашаускаса. Уполномоченному были переданы функции совета, управления и мэра Вильнюса. В его распоряжение предоставлены все финансовые средства. Уполномоченный получил право отстранять от должности назначенных или утвержденных бывшим управлением должностных лиц [2.5].

Социал-демократы выступили против роспуска городского совета (поскольку это «может оказаться фактором дестабилизации» в стране). Правые — партия Независимости, Союз рабочих, Союз политзаключенных и ссыльных, Братство 13 января, Саюдис выступили с протестом против роспуска Вильнюсского совета. Члены коалиции «Тевинес Сантара» уверены, что ДПТЛ стремится «ликвидировать структуры местного самоуправления» и привести к власти своего ставленника.

2.2.       Политические партии и организации

2.2.1.      Демократическая партия

Прошел 4-й съезд Демократической партии. В выступлениях на съезде подчеркивалось, что партия добивается компенсации от России за ущерб, нанесенный в годы советской оккупации, выступает за безусловное возвращение земли бывшим собственникам и их наследникам.

2.2.2.      Центристы

Учитывая схожесть своих программных установок, социальной базы, невозможность поодиночке играть сколь либо заметную роль в политической жизни республики, партийные группировки центристсткой ориентации — Движение умеренных, Движение центра, Движение национального прогресса — заявили о своем решении создать единую партию центристской ориентации.

2.2.3.      Саюдис

На конференциях Вильнюсского и Каунасского советов Саюдиса была выдвинута идея создать новую правую партию, противостоящую Партии труда — «Союз возрождения отечества».

Избран новый состав Вильнюсского совета Саюдиса. Его председателем стал Шарунас Валентинавичус. Совет Саюдиса выступил против участия центристов и либералов в новой создающейся правыми политической организации «Союз возрождения отечества».

Правые по-прежнему выступают с жесткой критикой Партии труда; по их мнению, сохранившееся в неприкосновенности старые структуры КПЛ затягивают земельную реформу и возрождают колхозный строй. Левые обвиняются в искусственном ухудшении финансового положения сельского хозяйства с целью усиления недовольства крестьян реформами, стремлении сохранить коллективный способ хозяйства как базу своей власти, несопротивлении «имперским замыслам России» [5.2].

2.2.4.      Христианские демократы

На конференции Христианско-демократической партии переизбрано руководство партии. Председателем переизбран П.Катилюс, вице-председателем стал бывший министр иностранных дел А.Саударгас. В Совет партии вошли А.Шименас, ксендз А.Сваринскас, Крижявичус, Кузмицкис, Повиленис и др.

В настоящее время Христианская партия является второй по влиятельности после Партии труда. В ней состоит 7 тыс.508 членов, она имеет 9 представителей в сейме.

2.2.5.      Общество «Вильния»

По-прежнему занимает активную антипольскую позицию. Считает Союз поляков организацией, враждебной национальным интересам Литвы, обвиняют Партию труда Литвы в симпатиях полякам и «передаче всех дел в Восточной Литве Союзу поляков Литвы, который добивается антиконституционной автономии». Общество «Вильния» добивается признания оккупации Вильнюсского края Польшей, «прекращения полонизации Восточной Литвы, которая длится 200 лет».

Общество проводит различные общественные акции, часто — в союзе с вильнюсским отделом Саюдиса. Оно действует 5 лет, создает отделы, группы, информационные центры в «этнически литовских районах».

2.2.6.      Демократическая партия труда Литвы

Состоялся съезд Демократической партии труда Литвы (присутствовало 520 делегатов). В настоящее время в партии насчитывается 15 тыс. членов. В выступлениях на съезде подчеркивался социал-демократический характер партии. Съезд обратился в Социнтерн с просьбой о приеме ДПТЛ в эту организацию.

На съезде был избран новый лидер партии — глава правительства А.Шлежявичус (против проголосовали 35 делегатов, за — 481), что закрепит положение ДПТЛ как правительственной партии.

Первым заместителем председателя избран Г.Киркилас, заместителями — В.Березов, С.Бурбене,В.Гержонас, Ю.Каросас.

2.2.7.      Предпринимательские организации

Процесс интеграции в среде предпринимателей идет довольно успешно. В 1989 г. была образована Литовская Ассоциация промышленников; осенью 1993 г. на Конгрессе в защиту собственности был сделан серьезный шаг по объединению предпринимательских организаций. В середине марта был учрежден Альянс частного капитала, объединяющий предпринимательские организации республики. В настоящее время создаются местные структуры Альянса.

В соответствии с недавно провозглашенной Декларацией Альянса, главная цель политической деятельности предпринимательских организаций — достижение единства частного капитала в борьбе с государством и монополией государственного капитала. Альянс собирается участвовать в обсуждении законов в сейме, которые затрагивают интересы частного капитала.

2.2.8.      Профсоюзное движение

В отличие от предпринимательских организации, профсоюзное движение раздроблено. Определяющей тенденцией последних лет был раскол и распад профсоюзов: вначале они разбились на отраслевые, потом еще мельче — даже до уровня отдельных профсоюзных организаций предприятий, не желающих никому подчиняться. Вместе с дроблением обострились междоусобицы, борьба за влияние, амбиции лидеров. Идейно-политические разногласия между профсоюзными организациями невелики (хотя Конфедерация свободных профсоюзов получила репутацию левой, Союз рабочих — правой).

23 марта состоялся конгресс профсоюзов, на котором 14 отраслевых организаций образовали Центр профсоюзов. В новый Центр не вошла значительная часть профсоюзов (Союз рабочих (председатель — А.Бальсене).

До сих пор профсоюзы не участвуют в принятии государственных решений, касающихся социальной защиты. Но в конце февраля впервые 5 профсоюзных блоков подписались под соглашением с правительством, в котором впервые на высшем уровне был зафиксирован принцип трехстороннего партнерства (государство — капитал — профсоюзы).

В Декларации Литовского объединения профсоюзов указываются следующие требования: создать комиссии с участием профсоюзов по борьбе с коррупцией при городских и районных самоуправлениях; ввести декларирование доходов; расширить и упорядочить доступ профсоюзов к радио и телевидению.

2.3.       Общественное мнение

По мнению жителей Литвы, успешнее всего экономические реформы проводятся в Эстонии (57%). Только 7% жителей Литвы оценили ход реформ в своей республике как успешный. Латыши и эстонцы лучшего мнения о положении дел в Литве, чем сами жители Литовской республики. Литовцы очень пессимистично оценивают будущее состояние экономики своей республики (84% жителей Литвы уверены, что в ближайший год оно будет ухудшаться; по этому вопросу литовцы не отличаются от жителей других прибалтийских республик, которые также прогнозируют в своем большинстве ухудшение экономического положения своих стран (74% латышей и 66% эстонцев) [6.3.].

По данным опроса общественного мнения, проведенного 23-29 марта Институтом философии, социологии и права, 2/3 жителей Литвы одобряют рыночные реформы, не одобряют -10%. Наиболее благоприятное мнение о рыночных реформах высказывают люди с высшим образованием, молодежь [6.2].

Большинство (68%) является сторонниками «постепенного» перехода к рынку, надеясь, что постепенность даст возможность избежать падения жизненного уровня. Только 20% жителей Литвы высказались за «быстрый переход к рыночной экономике, несмотря на вытекающие из этого трудности». В этом отношении жители Литвы не отличаются от своих соседей в республиках Прибалтики. В Эстонии за «постепенные преобразования» выступают 65%, за радикальные — 28%, в Латвии соответственно 57% и 22%. Число сторонников постепенных преобразований в Литве в настоящее время такое же, сколько и в марте 1990г. - 65%. Если за три года жители Литвы не изменили своего мнения, в Эстонии число сторонников радикальных реформ в 1990 г. было выше (58%, за постепенный переход выступали только 40% жителей республики).

Степень приверженности литовцев либеральным мировоззренческим ценностям довольно ограничена, если судить по их уверенности в том, что прежде всего правительство ответственно за материальное благосостояние людей (68%). Лишь меньшинство — 26% — в противовес им полагают, что «люди сами должны создавать для себя материальные условия», и не рассчитывать на помощь государственных органов. Среди жителей Литвы сохраняется недоброжелательное отношение к предпринимателям. 58% литовцев полагают, что большинство предпринимателей — люди не честные, а предпринимательская деятельность «не улучшит экономического положения Литвы». 38% литовцев, напротив, уверены, что предприниматели в своем большинстве -люди умные и энергичные, и их деятельность улучшит экономическое положение республики.

 

Материалы апрельского опроса дают возможность судить об идентификации населения с тем или иным социальным слоем. Большинство жителей Литвы идентифицируют себя с самыми низшими ступенями социальной иерархии. 11% жителей Литвы поставили себя на самую низшую ступень в воображаемой социальной иерархии (участникам опроса предлагалось поставить себя на одну из символических ступенек, на нижней из которых находятся наиболее ущемленные категории населения, на высшей — привилегированные, лица, стоящие у власти), на второй и третьей ступенях оказались 34% опрошенных, на четвертой — 21%, пятой — 16%, а на шестой и седьмой — только 6%. Таким образом, более половины населения считает себя принадлежащими к трем низким ступенькам в социальной структуре.

 

По сравнению с Эстонией и Латвией власти Литвы не имеют значительной оппозиции среди населения, хотя обладают не большей поддержкой избирателей, чем соответствующие государственные институты в Эстонии и Латвии. Если против А.Бразаускаса высказываются только 14% жителей Литвы, то председателю Верховного Совета Латвии не доверяют 26% избирателей Латвии, политический курс Л.Мери не одобряют 34% опрошенных в Эстонии. В апреле А.Бразаускас пользовался популярностью 41% избирателей.

Также против политики премьер-министра Литвы Б.Лубиса высказывались только 16% населения (политику глав правительств в Эстонии и Латвии не одобряли соответственно 42% и 57%), и поддерживали 40%.

Если А.Бразаускас и премьер Б.Лубис были довольно популярны в Литве, деятельность основных институтов власти литовцы высоко не оценивали. После выборов литовского сейма и победы левых популярность деятельности парламента не возросла (работу сейма в апреле положительно оценивали 26% населения, отрицательно — 37%). Только 35% населения одобряли деятельность правительства Б.Лубиса, 20% высказывались против [6.2].

2.4.       Национальные меньшинства

В Литве только 12% представителей национальных меньшинств считают себя ущемленными (столько же — в России, на Украине — 10%, в Белоруссии — 9%) [2.1].

2.5.       Армия

В Литве не разработаны концепция национальной безопасности и военная доктрина государства. В программе нового правительства также не отмечались приоритеты национальной безопасности.

Министр охраны края А.Буткявичус предложил собственные направления системы государственной безопасности. «Я противник понятия «нейтралитет»,- сказал министр. Они признает потенциальную угрозу, но поскольку Литва не сможет сама защитить себя в случае военного конфликта, единственный выход — присоединиться к западноевропейской зоне безопасности и участвовать в ее соответствующих институтах. «Поскольку мы не в состоянии создать литовскую армию, которая по своей мощи соответствовала бы вооруженным силам великих соседей, мы выбираем разведывательно-диверсионный вариант со сформированными и подготовленными соответствующим образом силами» [4.1].

3.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Лидеры правой оппозиции Литвы информировали английский парламент, что недавно победившая на выборах ДПТЛ «стремится к тоталитарному узурпированию во всех управленческих структурах, в правительстве и информации» и нарушает Конституцию (в частности, упоминалось изменение закона о выборах в сейм, изменение структуры избирательной комиссии). Письмо подписали председатели фракций Саюдиса, христианских демократов, фракции свободы, главы Демократической партии и Хартии граждан Литвы — А.Стасишкис, П.Катилюс, С.Шалтянис, Б.Гаяускас и С.Печелюнас.

Председатель комитета ВС России по вопросам обороны и безопасности Сергей Степашин, посетивший Литву, заявил, что будущее Калининграда — это открытая экономическая зона, и Россия не станет мириться ни с какими территориальными претензиями. Он заверил высших должностных лиц республики, что заявление министра иностранных дел России А.Козырева в Брюсселе не свидетельствует об изменении отношения России к Литве и не означает пересмотр ее планов относительно выводы бывших советских войск с территории республики.

Источники

1.1 Николаева Т. Председатель оборонного комитета ВС РФ в Литве // Независимая газета.— 1993.— 13 апреля 1993.

1.2 Экономика в кризисном состоянии // Независимая газета.— 1993.— 24 апреля 1993.

2.1 Кузнецов В. В эпицентре политической жизни — партии // Эхо Литвы.— 1993.— 14 апреля 1993.

2.2 Оппозиция предупреждает о возможных волнениях // Эхо Литвы.— 1993.— 15 апреля 1993.

2.3 Пикет у здания сейма // Эхо Литвы.— 1993.— 16 апреля 1993.

2.4 Заявление правительства Литовской Республики об экономическом и социальном положении страны // Эхо Литвы.— 1993.— 17 апреля 1993.

2.5 Постановление Сейма республики о роспуске Вильнюсского городского совета // Эхо Литвы.— 1993.— 17 апреля 1993.

2.6 Постановление правительства Литовской республики об уполномоченном правительства Литовской республики по городу Вильнюсу // Эхо Литвы. - 1993.— 20 апреля 1993.

2.7 Заявление Президента Литовской Республики относительно письма правой оппозиции Сейма парламенту Великобритании // Эхо Литвы. - 1993.— 20 апреля 1993.

2.8 Радикальная налоговая реформа для Литвы неприемлема // Эхо Литвы. - 1993.— 23 апреля 1993.

2.9 Вайцюкавичус С. Талон становится все легче // Эхо Литвы. - 1993.— 28 апреля 1993.

2.10 Скрипов В. Пресс-конференция премьера // Эхо Литвы.— 1993.— 30 апреля 1993.

3.1 Либерализированы цены на нефть // Республика.— 1993.— 13 апреля 1993.

3.2 Рекорд цен // Республика.— 1993. - 27 апреля 1993.

4.1 Министр предлагает «геройски противостоять» и готовить разведывательно-диверсионный вариант // Летувос ритас.— 1993.— №14.

5.1 Резолюция Сейма Саюдиса Литвы. О сложившемся экономическом положении и немедленных мерах по преодолению кризиса // Kovo 11.— 1993.— №2.

5.2 Резолюция Сейма Саюдиса Литвы. О намерениях ДПТЛ приостановить возврат земли собственникам // Kovo 11.— 1993.— №2.

5.3 Заявление Сейма Саюдиса Литвы // Kovo 11.— 1993.— №2.

6.1 Демографический портрет Литвы // Lietuvos rytas.— 1993.— 2 апреля 1993.

6.2 Как оценивают своих руководителей и свое будущее жители Балтийских стран // Lietuvos rytas.— 1993.— 7 апреля 1993.

6.3 По мнению жителей Литвы, лучше всего экономические реформы осуществляются в Эстонии, по мнению эстонцев — в Литве // Lietuvos rytas.— 1993.— 15 апреля 1993.