Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Армен ХАЛАТЯН

Армения

в апреле 1994 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Дебаты по поводу принятия Конституции

В апреле 1994 года в армянском парламенте возобновилось обсуждение порядка принятия Конституции республики. В настоящее время существует 7 проектов Основного закона, представленных различными политическими силами. Основными вариантами являются проект конституционной комиссии — «президентский проект» и проект шести ведущих оппозиционных партий (кроме коммунистов) — «альтернативный проект». Помимо существенных расхождений в самом содержании предлагаемых текстов основного документа, у их авторов существуют значительные расхождения и в подходах к процедуре принятия Конституции.

Именно борьба против «президентского проекта» и президентского подхода к процедуре сплотила в прошлом году шесть не очень близких друг другу партий: АРФ Дашнакцутюн, Рамкавар-Азатакан, Республиканскую, Демократическую, Аграрно-демократическую, Союз «Конституционное право». Подобное единение наблюдалось второй раз за всю историю Армянской Республики. Фактически оппозиция попыталась использовать борьбу вокруг Конституции для объединения своих сил перед лицом практически неограниченной власти президента. Сам факт создания оппозиционного блока летом 1993 года явился как бы заявлением: «Оппозиция существует». Однако летом и осенью 1993 года парламент так и не приступил к обсуждению порядка принятия Конституции и занялся этим только сейчас.

По-видимому, оппозиционный блок пока не рассчитывает однозначно на «проталкивание» своего проекта, его программа-минимум, скорее, попробовать изменить правила игры. Парламент давно доказал свое бессилие. Практически любая его фракция может заблокировать неугодное ей решение. Этим, естественно, пользуются президент и его команда. При этом президент не боится апеллировать к общественному мнению, предлагать референдум в качестве средства разрешения противоречий. Его умение формулировать и подавать идеи часто давало ему значительное преимущество перед оппонентами. Таким образом, оппозиция часто попадает в ситуацию когда при формальном соблюдении всех демократических процедур она не имеет возможности отстоять свою позицию.

Аналогичная ситуация возникла и сейчас. Выступая в парламенте 25 апреля 1994 года, Левон Тер-Петросян предложил следующие варианты принятия Конституции:

1) парламент обсуждает оба проекта («президентский» и «альтернативный»), после чего голосует за вынесение одного из них на референдум;

2) на референдум выносятся оба проекта.

В случае если побеждает «альтернативный» проект, то президент и правительство подают в отставку.

Если побеждает «президентский» проект, немедленно проводятся новые выборы президента и Национального собрания (парламента) [1].

Оппозиция предлагает другую процедуру. Первоначально необходимо выбрать Учредительное собрание, которое обсудит проекты и предложит на референдум 5-10 ключевых статей. Обсуждать же всю Конституцию в целом и принимать ее на референдуме она считает бессмыслицей — нельзя бедный народ делать козлом отпущения [2].

Ясно, что этот путь, несмотря на все его преимущества, явно проигрывает во времени: пока будет принят закон об Учредительном собрании, о его регламенте и.т.д., может пройти все лето и осень, затем всем вновь станет не до того — наступит зима. Кроме того, предупреждают сторонники президента, нет гарантий, что новый представительный орган не будет копией нынешнего парламента и, следовательно, таким же беспомощным.

После выступления президента парламент приступил к обсуждению процедуры принятия Конституции, но пока не принял никакого решения.

Возможно, оппозиции выгодно затягивать время — оно работает явно не на команду Л.Тер-Петросяна. Другой вопрос — работает ли оно на оппозицию? Скорее, некоторые ее представители рассчитывают если не победить, то хотя бы оказаться в положении, описываемом поговоркой «на безрыбье и рак рыба».

1.2.       Курс драма падает вместе с уровнем жизни

В начале месяца ЦБ Армении разрешил обменным пунктам самостоятельно устанавливать курс покупки — продажи национальной валюты — драма. До этого в течение месяца ЦБ пытался удержать курс административными методами, угрожая лишением лицензий тем банкам, которые отклоняются от установленного им курса. Это в некоторой мере способствовало замедлению скорости падения драма. Теперь, отпустив банки на волю, правительство подстегнуло их решением об очередной индексации зарплат, пенсий и других пособий с 1 мая. Не помогла здесь и валютная интервенция в 1 млн. долларов, проведенная ЦБ на Ереванской фондовой бирже, — небывалая до сих пор сумма для интервенций [3]. Курс драма упал с 250 драмов за доллар в конце марта до 375 драмов за доллар в конце апреля [4].

По подсчетам неофициальных источников, минимальная потребительская корзина стоила в апреле 4300 драмов, что выше зарплаты президента — 2640 драмов [3,5].

Неудивительно, что в такой ситуации цифры теряют всякий смысл, равно как и зарплата в качестве источника доходов. Эта ситуация, когда прокормить себя обычному человеку просто невозможно, стала одной из причин массовой эмиграции трудоспособного населения из республики в более благополучную Россию и другие страны СНГ. В настоящее время, по различным оценкам, из Армении уехали от 300 до 800 тысяч человек. При населении 3,5 миллиона это весьма внушительная цифра [6].

Другая причина массовой эмиграции — призыв в армию.

1.3.       Призыв в армию

В настоящее время все мужское население Армении до 47 лет может быть, в той или иной форме, призвано в армию. Те мужчины и молодые люди, чей возраст не превышает 25 лет, подпадают под закон о всеобщей воинской обязанности и призываются весной и осенью сроком на два года. Офицеры запаса в возрасте до 47 лет могут быть также призваны на 2 года. Лица до 45 лет могут быть также призваны на сборы по закону четыре раза в год на срок до трех месяцев, но не более трех месяцев в течение одного года [7]. Если до недавнего времени военное ведомство не использовало эти возможности в полную силу, то теперь сборы и призыв стали затрагивать все большее количество людей. Возможно, что количество призванных не превышает прошлых показателей, однако увеличение числа эмигрантов из числа лиц призывного возраста порождает дефицит призывников и, следовательно, более пристальное внимание к тем, кто остался.

Это усиление внимания в апреле выразилось в проведении облав на улицах, в транспорте, отказе в регистрации на авиарейсы всем мужчинам до 45 лет, не имеющим специального разрешения военкоматов. Повышенная активность призывной комиссии вызвала недовольство парламента. Он, впрочем, получил необходимые разъяснения — о том, что республика вынуждена повышать обороноспособность в условиях, когда война грозит выйти за пределы Нагорно-Карабахского региона [8].

Однако многочисленные факты нарушений во время призыва, когда прямо на улицах забирались лица, имеющие законные права отстрочки или освобождения, еще и приумноженные молвой, несомненно послужат препятствием для сезонного притока в республику перезимовавшего населения. Неуверенность в своем положении станет стимулом удержаться вдали от родины не только для дезертиров, но и для тех, кто не собирался становится таковыми. Впрочем, государственный министр, ведающий вопросами призыва, — В.Саркисян заявил, что для поимки дезертиров будет использована даже помощь Интерпола. А по данным агенства «Снарк», сотрудники ВД Армении уже начали, согласованные с российскими властями оперативные мероприятия по розыску и поимке дезертиров [9].

1.4.       Уголовная хроника

В Верховном суде Армении начался процесс по «делу авиаторов». Подсудимые — бывший начальник Государственного управления гражданской авиации Дмитрий Атбашьян и четыре члена координационного совета авиаторов были арестованы 9 сентября 1992 года в приемной премьер-министра Хосрова Арутюняна. В феврале — марте 1993 г. им была изменена мера пресечения [10]. «Дело авиаторов» довольно известно в республике. Д.Атбашьяну неоднократно предоставлялась трибуна в оппозиционной прессе (особенно в «Голосе Армении»), где он выступал с критикой властей и отвергал выдвинутые против него обвинения. Существует мнение, что «дело авиаторов» — одно из нескольких шумных дел, которые понадобилось запустить министру внутренних дел В.Сирадегяну для завоевания имиджа активного борца с преступностью.

Пока же жизнь подбрасывает все новые дела: 15 апреля у подъезда собственного дома убит известный писатель, бывший первый секретарь Союза писателей Армении Вардкес Петросян. Предполагается, что политические причины здесь отсутствуют.

И еще об имидже борца: МВД обещало 10 тысяч долларов (!) за сведения, способные помочь следствию по делу об убийстве В.Петросяна [11].

1.5.       24 апреля — день памяти геноцида армян в Османской Турции

День памяти геноцида армян 1915 года, когда под видом высылки «неблагонадежного» армянского населения из прифронтовой зоны началось массовое их уничтожение (всего погибло 1,5-2 млн. человек), традиционно (начиная с 1965 года) отмечается как в Ереване и в других городах Армении в Нагорном Карабахе, так и во всех остальных местах, где существуют армянские общины, — в том числе и в Москве.

В церемонии возложения венков к памятнику жертв в Ереване принимал участие и посол США в Армении Г.Гилмор, отметивший, что сам факт его участия говорит о многом.

Заявление c соболезнованием по поводу годовщины принял также Комитет Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками [12].

2.    КАРАБАХСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

Миротворчество в карабахском вопросе по-прежнему остается безуспешным. В течение месяца продолжались бои между азербайджанской армией и армией НКР, без существенного продвижения сторон. Азербайджанская авиация бомбила Степанакерт.

В то же время продолжались попытки примирить стороны как в русле российского подхода, так и в рамках СБСЕ. Наметились и возможности сближения этих подходов.

Вкратце отличие российского плана от плана СБСЕ состоит в том, что Россия предусматривает ввод в регион миротворческих сил (т.е. российских войск), а СБСЕ не предусматривает, поскольку, в частности, не имеет возможности. Есть вариант послать российские войска под эгидой СБСЕ, тем самым нейтрализовав страх Азербайджана перед российским военным присутствием, — это точка, где оба плана могут сомкнуться, однако здесь возникают вопросы финансирования и механизма контроля, которые пока не решены.

До сих пор большое количество миротворческих усилий по Нагорному Карабаху носит характер, аналогичный инициативам по разоружению во времена холодной войны, т.е. по сути являются или используются как пропагандистские акции.

15 апреля на встрече глав государств СНГ была принята декларация «О соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ», которую не подписала лишь Армения. Она мотивировала это тем, что декларация представляет собой изложение ряда принципов международного права, и так признанных республикой, при том, что другие принципы: «право на самоопределение» и.т.д. не упомянуты [13].

На встрече глав стран СНГ не обсуждался карабахский вопрос, Совет глав лишь заявил, что будет поддерживать Россию в ее миротворческих усилиях [14].

Также в пропагандистскую акцию вылилось предложение П.Грачева главе парламента Азербайджана 26 апреля объявить о перемирии с 28 апреля [15]. НКР также согласилась прекратить боевые действия, если с этим Баку официально обратится к Степанакерту. Обращения, естественно, не последовало [16].

Между тем развитие миротворческого и миротворческо-пропагандистского процесса интенсифицировалось в конце апреля и в начале мая; его различные аспекты более подробно предполагается рассмотреть в следующем обзоре.

Источники

1. А.Ханбабян. Обсуждается порядок принятия новой Конституции // Независимая газета. — 1994. — 27 апреля.

2. Форма, за которой суть // Республика Армения. — 1994. — 15 апреля.

3. Г.Матевосян. Выгоднее быть безработным, чем получать зарплату // Сегодня. — 1994. — 16 апреля.

4. Финансовые известия. — 1994. — N19 с.6.

5. К.Торосян. Разрушение дается легко... // Голос Армении. — 1994. — 23 апреля.

6. С.Баблумян. Эмиграция из Армении приобрела характер национального бедствия // Известия. — 1994. — 27 апреля.

7. Республика Армения. — 1992. — 18 июня.

8. А.Ханбабян. Резервистов призвали на сборы // Независимая газета. — 1994. — 26 апреля.

9. Г.Матевосян. Поймать дезертиров поможет Интерпол // Сегодня. — 1994. — 27 апреля.

10. В Верховном суде начался процесс по «делу авиаторов» // Голос Армении. — 1994. — 23 апреля.

11. Убит в подъезде своего дома // Республика Армения. — 1994. — 19 апреля.

12. А.Ханбабян. Завтра 79-я годовщина геноцида армян в Османской империи // Независимая газета. — 1994. — 23 апреля.

13. Армения не подписалась под декларацией // Республика Армения. — 1994. — 20 апреля.

14. С.Оганесян. СНГ поддерживает миротворческие усилия // Республика Армения. — 1994. — 19 апреля.

15. А.Мехтиев. Россия может прекратить посредничество // Независимая газета. — 1994. — 28 апреля.

16. А.Мехтиев. Перемирие в очередной раз сорвано // Независимая газета. — 1994. — 6 мая.