Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр ГАНДЕЕВ

(Редакция и послесловие Сергея Рыженкова)

Астраханская область

в апреле 1994 года

1.    ОБЛАСТНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

1.1.       Обсуждение социально-экономического положения

12 апреля прошло третье заседание областного представительного собрания. Решив на первых двух организационные и технические вопросы, депутаты решили прежде всего рассмотреть вопрос о социально-экономическом положении области.

Председатель собрания Валерий Бородаев назвал положение в экономике и социальной сфере обвальным. В принятом постановлении депутаты предложили областной администрации принять ряд мер по обеспечению стабилизации положения. Было также утверждено Временное положение об обеспечении деятельности депутатов собрания. Депутаты, кроме того, приняли участие в митинге, организованном Ассоциацией независимых профсоюзов непроизводственной сферы (см. 2.1).

По основному вопросу с 40-минутным докладом на заседании выступил первый заместитель главы администрации области Геннадий Цагунов. «Несмотря на трудности, переживаемые областью, — сказал он, — аварийных и чрезвычайных ситуаций допущено не было». Цагунов заявил, что для нормального функционирования экономики необходимо около 365 миллиардов рублей, а в распоряжении администрации имеется в десятки раз меньше. Все отрасли промышленности, кроме топливно-энергетической, переживают спад, в среднем 20-30%. К концу года уровень безработицы, по его словам, должен составить 3,9%. Цагунов предложил собранию помочь изыскать дополнительные источники для поддержки товаропроизводителей, создать «цивилизационный фонд».

По мнению председателя собрания Валерия Бородаева, первый заместитель главы администрации несколько сгладил углы, характеризуя положение в экономике и социальной сфере. «Ситуация более чем критическая, — сказал он, — поэтому нужна драконовская система экономии бюджета». По его предложению депутаты решили рекомендовать исполнительным органам власти городов и районов последовательно продолжать сокращение аппарата и наложить мораторий на создание новых структур. Администрации области предложено разработать программу первоочередных мер, обеспечивающих деятельность народнохозяйственного комплекса, ускорить формирование принципов государственного управления экономикой, исходя из многообразия форм собственности, дать оценку эффективности выполнения программы приватизации, выработать программу структурной перестройки экономики и т.д.

«Мы пришли в собрание работать и будем работать», — сказал на заседании Валерий Бородаев. Но до сих пор фактически не ясно, в компетенции ли областного собрания принимать к рассмотрению подобные вопросы и принимать по ним подобные решения. В положении об органах государственной власти нет однозначного ответа на этот вопрос.

Что же касается бюджета на текущий год, то он должен быть вынесен на утверждение областного представительного собрания в мае.

Если же говорить о взимодействии и взаимоотношениях нового органа представительной власти и власти исполнительной, то пока наблюдается демонстрация стремления к сотрудничеству. Областное представительное собрание и областная администрация сохраняют традицию взаимпонимания, характерную для Астраханской области. Отметим также заметное влияние в собрании коммунистов — сам председатель собрания является членом КП РФ, практически единственной серьезной политической организации в Астрахани, — КП РФ и выдвинула его на этот пост.

1.2.       Проблема довыборов

27 апреля члены областной избирательной комиссии решали вопрос о назначении даты повторных выборов в областное представительное собрание.

Напомним, что выборы в Астраханской области состоялись 6 марта. Из 25 депутатов были избраны только 17, то есть ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы областное представительное собрание было правомочно собираться и принимать решения. Выборы не состоялись в 8 городских округах (выборы в городское представительное собрание не состоялись вообще).

Датой проведения повторных выборов определено 9 октября. Но, возможно, проводить выборы не придется, так как депутаты собрания обсуждают вопрос о возможности внесения поправок к положению о выборах, в соответствии с которыми депутатами станут кандидаты, набравшие в округах, где выборы не состоялись, относительное большинство голосов.

Председатель облизбиркома Вячеслав Ситник сообщил, что в законодательной базе появились изменения, в частности глава обладминистрации Анатолий Гужвин издал постановление, в соответствии с которым выборы в городское собрание пройдут 9 октября. Это предложение было принято. На эту же дату пока намечено и проведение довыборов в областное представительное собрание.

Член совета Астраханского независимого клуба избирателей Сергей Щербаков предложил провести новые выборы после тщательной проверки и в тех округах, где наблюдатели обнаружили нарушения. По его словам, это касается трех округов. Ситник заявил, что предвыборную работу кандидаты могут начинать уже сейчас. Кроме того, не исключено, что Астрахань может последовать примеру Санкт-Петербурга и будет проводить выборы не в один день.

Существует, видимо, зависимость между числом голосовавших и скрытой безработицей — больше половины городских промышленных предприятий, как и в других областях, простаивают. Так, за четыре дня до выборов работники Текстильного комбината, составляющего основу одного из «несостоятельных» округов, были отправлены в неоплачиваемые отпуска.

Для справки: среди новых народных избранников преобладают различного рода директора, начальники, их замы и инженеры — 6 человек. Далее следуют чиновники администраций разных уровней — 4 человека, врачей и председателей колхозов — по два человека, а также военнослужащий, фермер и профсоюзный деятель. Среди новых депутатов нет ни одного юриста, социолога, экономиста или политолога. Средний возраст депутата — 47 лет, самому молодому — 30, самому старому — 57 лет. Среди 17 избранных депутатов две женщины. 12 депутатов были выдвинуты от групп избирателей, четверо — от КП РФ и один — от профсоюзов. Основной задачей областного собрания будет принятие и контроль за исполнением областного бюджета, а также разработка и принятие Устава области. В выборах приняли участие 34,2% избирателей Астраханской области (в выборах в городское представительное собрание — лишь 22,1% избирателей).

2.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОБЛЕМЫ

В социально-экономическом положении в области следует выделить 4 темы: проблемы с финансированием предприятий непроизводственной сферы, собрание акционеров инвестиционно-финансовой компании «Юг», компания «100 дней до окончания чековой приватизации», проводимая Госкомимуществом, продажа акций РАО «Газпром».

2.1.       Митинг медиков, педагогов и студентов

12 апреля на центральной площади города прошел митинг, который был организован ассоциацией профсоюзов непроизводственной сферы. В нем принимали участие учителя, воспитатели, медработники, студенты и преподаватели вузов и средних учебных заведений Астрахани, а также представители восьми сельских районов области.

В некоторых школах (в частности, в 10 из 30 школ Ленинского района Астрахани) проходила однодневная забастовка. Акцию поддержали учителя одной из школ города Нариманово.

В настоящее время, по словам выступивших на митинге, сложилась катастрофическая ситуация. Уровень финансирования здравоохранения, образования и культуры упал до 40%. У учителей в феврале сняли 30% надбавки за работу в переуплотненных классах и за сменность, хотя почти все школы работают в две, три, а некоторые в пять (?!) смен. Здания многих школ, больниц и вузов требуют капитального ремонта, однако деньги на ремонт либо не выделяются, либо выделенных денег катастрофически не хватает. Здания больниц и поликлиник находятся в аварийном состоянии, нет необходимой аппаратуры и медикаментов, лечить больных просто нечем. Учителям, врачам и воспитателям не выплачена заработная плата за март и под угрозой срыва находится выплата зарплаты за апрель, так как имеется задолженность за коммунальные услуги и прочие выплаты.

В поддержку митингующих выступил представитель обкома КП РФ Дмитрий Андреев и представитель профсоюза строителей Павел Ефремов. Участники митинга приняли резолюцию, в которой выдвинули ряд требований к правительству, президенту, представительному собранию, областной, городской и районной администрациям. Они сводятся к следующему: своевременное и равномерное финансирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, бесплатное получение образования и бесплатное медицинское обслуживание.

2.2.       ИФК «Юг»: годовое собрание

16 апреля на центральном стадионе города состоялось годовое собрание акционеров самого крупного в Астрахани акционерного общества — Инвестиционно-финансовой компании «Юг». В отличие от других организаторов подобных собраний, которые проводили их по подписке или через представителей акционеров, компания «Юг» попыталась обеспечить личное присутствие большинства инвесторов. По оценкам учетной комиссии компании, на собрание пришло около 12 тысяч человек. С учетом голосов, доверенных совету директоров, кворум был.

Вопросы повестки дня были традиционны: утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии, результатов аудиторской проверки, выплата дивидендов, выборы нового совета директоров. Наибольшее количество дискуссий вызвал вопрос о форме выплаты дивидендов. Ряд акционеров настаивал на выплате их в денежной форме. Другие призывали реинвестировать дивиденды в акции компании. В конце концов было принято компромиссное решение — 50% выплатить, 50% реинвестировать.

2.3.       100 дней до окончания чековой приватизации

С начала приватизации в области существовало 1900 предприятий. На 1 апреля приватизировано 530 предприятий, из них 43 находилось в федеральной собственности, 65 — в областной; акционировано 175 хозяйственных объектов. К 14 апреля состоялись 123 чековых аукциона, на которых выставлялись акции 85 предприятий с общим уставным капиталом 2 миллиарда 778 миллионов рублей (в ценах 1992 года). Продано собственности на сумму 520 миллионов рублей. Средний курс аукционов сотавил 4,046 акции на один приватизационный чек. На область было выделено 1 миллион 13 тысяч чеков. 55 тысяч чеков остались невостребованными. В региональном центре по хранению и уничтожению приватизационных чеков находится 320 тысяч ваучеров, 154 тысячи из них уже уничтожено.

До 1 июня 1994 года на региональные чековые аукционы планируется выставить 100-120 предприятий с общим уставным капиталом 2 миллиарда 900 миллионов рублей (по 1992 году), а также акции РАО «Газпром».

Те предприятия, которые затянут с приватизацией до 1 июля, будут подвергнуты принудительной приватизации с потерей ряда льгот, в частности будут лишены возможности выкупить земельный участок. Такая угроза нависла над астраханским хладокомбинатом и икорно-балычным объединением.

На предприятиях, уже прошедших приватизацию, администрации предпринимают определенные действия для усиления своего контроля за акционерными обществами. В частности, вводятся ограничения по продаже акций, директивным путем устанавливается их курс.

Однако нарушения имеют место не только со стороны предприятий. Так, председатель облкомимущества Юрий Попов заявил, что Фонд имущества области не предоставлял некоторые сведения о продаже акций на чековых аукционах в комитет. Причем, по мнению Попова, эти действия имеют политическую подоплеку, так как являются «наследством» «противостояния администрации области и бывшего облсовета».

Основной своей задачей сегодня комитет считает защиту прав акционеров на основе должного быть незамедлительно принятым соответствующего закона.

2.4.       Акционирование РАО «Газпром»

С 25 апреля в Астрахани начался прием заявок и ваучеров от населения Астраханской области для участия в беспрецедентном для Астрахани чековом аукционе Российского акционерного общества «Газпром».

Специалисты фондовой биржи считают, что этот аукцион действительно позволит участникам обеспечить будущее своим детям. По плану приватизации предусмотрены ограничения — на покупку чеков юридическими лицами и обязательной пропиской в Астрахани и Астраханской области. На оставшиеся на руках у населения чеки при средней активности населения может сложиться неплохой для инвесторов курс аукциона. По подсчетам экспертов АФБ, на руках у населения Астраханской области осталось примерно 160-180 тысяч ваучеров. Даже если предположить, что все оставшиеся чеки будут вложены в «Газпром», то курс аукциона составит 12-15 тысячерублевых акций за один ваучер. А так как уставный капитал общества при переоценке увеличится как минимум в 20 раз, то, вложив свой чек в РАО «Газпром», среднестатистический астраханец станет обладателем капитала в 240 тысяч рублей реальной стоимости Аксарайского газового комплекса.

Правда, вторичный рынок акций «Газпрома» не предполагается — акции можно будет продать только по разрешению специальной комиссии, которая, рассмотрев заявление владельца акций, естественно, скорее всего, предложит продать акции самому «Газпрому», назначив определенную цену. Комиссия тем самым подменяет собой вторичный рынок и рискует неправильно назначить цену — тем самым она берет на себя ответственность за предполагаемую упущенную выгоду акционеров. Правда, из неофициальных источников известно, что комиссия, скорее всего, не будет создавать препон, а будет давать разрешение во всех случаях.

2.5.       Морской порт

Научно-исследовательский институт «Союзморпроект» разработал и представил технико-экономическое обоснование (ТЭО) по созданию в Астрахани морского порта экспертной экологической комиссии.

Разговоры о строительстве морского порта начались практически сразу после развала Советского Союза. Россия осталась без морских ворот на Каспии, не считая махачкалинского порта, чье географическое положение не является для региона узловым и не позволяет поддерживать в полной мере ритмичные грузопотоки. Ельцин, побывав в Астрахани осенью 1992 года, издал Указ о государственной поддержке российского торгового флота на Каспии.

В проекте предусматривается сооружение в дельте Волги морского порта круглогодичного действия для обеспечения транспортных связей с государствами Средней Азии и Ираном. Предусматривается также создание инфраструктуры для подразделений Военно-морского флота, погранвойск, таможенного контроля и аварийно-спасательной службы.

Объем грузооборота порта должен составить около 8 миллионов тонн в год. Из них 50% — минеральные строительные материалы. Нефтепродукты и другие наливные материалы перевозиться не будут — в порту даже не предусмотрено строительство бункеров и нефтебазы (планируются только небольшое хранилище для местных нужд).

Экологи отмечают, что благодаря этому экологические катастрофы — нефтяные пожары и крушения наливных танкеров — Астраханскому порту не грозят.

Помимо порта предполагается построить пятидесятикилометровую ветку для соединения с магистралью Астрахань — Грозный — Махачкала — Баку, которая обеспечит межгосударственные транзитные перевозки. Однако неясно, как отреагирует на это Чечня, не подписавшая Федеративного договора.

На областном уровне порт будет способствовать повышению экономического потенциала Астраханской области, а также, вероятно, решит хотя бы частично проблемы бюджетного дефицита и занятости населения.

Правда, стало известно, что ТЭО придется дорабатывать с учетом изменений и предложений экспертной комиссии, касающихся вопросов взаимодействия инженерных систем и объектов с окружающей природой. Для этого предстоит провести повторную экологическую экспертизу.

3.    КРИМИНАЛЬНАЯ ХРОНИКА

8 апреля состоялась коллегия управления внутренних дел, на которой были рассмотрены вопросы, связанные с состоянием оперативной обстановки по итогам первого квартала этого года.

Было отмечено сокращение преступности в области на 10% по сравнению с прошлым годом. Эта тенденция характерна как в целом для Астрахани, так и для всех без исключения городских районов. Значительно спокойнее стало на улицах города и области, увеличение плотности милицейских нарядов и систематические операции позволили сократить уличную преступность на 42%.

Социально-демографическая характеристика преступников такова: основную массу составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Из них каждый четвертый — в возрасте 14-15 лет. Значительно увеличилось число безработных преступников — если в 1993 году было 58 человек, то в этом — 289. Продолжает расти вооруженность преступников — сотрудниками милиции изъято 49 единиц огнестрельного оружия, из них 6 автоматов, 5 пистолетов и винтовок, 25 гранат.

Что касается организованной преступности, то о ней в пресс-релизе УВД, выпущенном по итогам коллегии, сказано немного и мимоходом — одним коротким абзацем: «Серьезную озабоченность вызывают преступные группировки и, как следствие, латентный рэкет», отмечено также, что действия представителей этого рода преступлений стали изощреннее и профессиональнее.

В то же время в городе полно слухов о значительном усилении контроля за положением со стороны организованной преступности. Однако в средствах массовой информации эта тема почти не обсуждается.

После криминальных событий прошлого лета [1] открытых разборок и внешней активности криминальных структур не наблюдается, но это скорее следствие выбранной общественным мнением и государственными службами точки зрения, нежели реальность. Так, например, до сих пор идет расследование по упомянутым беспорядкам. Под следствием находится один из лидеров участвовавших в беспорядках группировок — Калугин. Однако сведения даже о стадии рассмотрения дела и его характере «закрыты».

4.    ОБЛАСТНАЯ ХАРТИЯ МИРА И СОГЛАСИЯ

Накануне 1 мая главной политической темой в Астрахани было подписание московского соглашения о согласии. Астраханские отделения партий и объединений планируют в связи с этим созвать общественный консилиум 14 мая и на нем подписать хартию гражданского мира и согласия. Однако неясно, во всем ли региону во всем копировать центр и зачем представителям одной и той же партии дважды подписывать одни и те же документы.

По аналогии с Общественной палатой в Астрахани скоро могут появиться сразу два совета общественности — Общественный совет при представительном собрании, с инициативой создания которого выступили компартия России, Социально-экономическая партия и Объединенный фронт трудящихся, и Общественно-консультативный совет при главе администрации области, инициаторами создания которого стали Демократическая и Республиканская партии, Общественный комитет российских реформ. Общественный совет предполагает участвовать в подготовке Устава области, разработке нормативных актов, следить, как выполняются решения представителого собрания. Общественно-консультативный совет намерен рассматривать социально-экономические проекты, рекомендовать главе администрации принимать то или иное решение.

Впрочем, ту же работу партии и движения делают уже сейчас (и делали до сентября 1993 года); руководители области постоянно встречаются с лидерами партий и выслушивают их идеи и предложения. Однако лидеры партий, вероятно, решили стать как бы на ступеньку выше. Правда, коммунисты не спешат пока войти в создаваемый сторонниками администрации Общественно-консультативный совет. По словам начальника отдела взаимодействия с общественными объединениями администрации области Марселя Валиева, отказов войти в эту стуктуру практически не было, но инициаторы создания Общественного совета при представительном собрании сюда пока не торопятся. Видимо, ДПР и РПРФ поступают соответственно в отношении Общественного совета при представительном собрании.

Некоторые наблюдатели считают, что эти инициативы могут развести представителей двух ветвей власти в разные стороны в политическом плане. По мнению Валиева, при подобных тенденциях распоряжением главы администрации инициативе создания Общественно-консультативного совета будет дан обратный ход. Однако неясно, готовы ли пойти на подобный компромисс в областном представительном собрании.

Скорее всего, 14 мая представители партий, не подписавших договор в Москве, не подпишут хартию и в Астрахани. А создание советов можно рассматривать и как заполнение местного политического вакуума, и отчасти как симптом дефицита представленности во власти интересов общества и населения.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Настоящий обзор, — а прошло уже около 2 лет с момента включения Астраханской области в региональный мониторинг ИГПИ — при всей его эмпиричности заставляет сделать некоторые выводы о характере развития ситуации в области в последние годы.

Необходимо отметить определенную региональную устойчивость в отношении двух весьма актуальных в нынешней общероссийской проблематике составляющих: своеобразную аранжировку оппозиции социальное/рыночное (и на спонтанном уровне, и в плане политики — и имиджа — местных государственных органов) и столь же своеобразную редакцию противопоставления местного и центрального, характерные именно для Астраханского края.

Существенная и для других поволжских — и не только — областей идея (почти в платоновском смысле) «чудесного» экономического преображения отдельно взятого края («нижегородский эксперимент», саратовские и волгоградские прожекты, связанные с германским капиталом и французскими нефтедобытчиками) воплощается здесь в виде «простых и конкретных дел», иллюстрирующих способ разрешения названных оппозиций. Льготная продажа акций «Газпрома» астраханцам (экологический аспект в данный момент рассматривать не станем) способна отчасти рантьезировать значительную часть населения, а строительство морского порта — обеспечить занятость и предоставить средства области для экономического маневрирования.

Сами астраханцы не замечают, как правило, своей выделенности на фоне российской провинции — в плане патернализма и патриотизма местной политико-государственной машины, то есть воспринимают подобные акты и акции как нечто само собой разумеющееся. Конечно, во многих областях можно обнаружить схожие мотивы, но только здесь они сами по себе образуют основную, ходовую часть названного механизма.

Как социальнее вести «реформы»? И как наиболее выгодно «слушаться» центр? Эти вопросы являются первой, установочной реакцией на изменение обстоятельств; они лежат в основе восприятия российской и региональной реальности и государственными политиками, и их сторонниками и критиками из числа политических активистов.

Проведение собрания на стадионе (а в число отцов-основателей ИФК «Юг» входят как раз вполне государственные мужи), защита прав акционеров как осознаваемая основа деятельности облкомимущества, недовольство работников непроизводственной сферы в форме, явно превосходящей причины недовольства (в других регионах попросту намного хуже), инициативы создания новых «советов» и т.д. и т.п. — все это как раз и предполагает (и тем самым обнаруживает) описанный механизм, в основе которого чисто астраханская мера социального и рыночного, местного и центрального.

В то же время проекты, не работающие непосредственно от подобных социально-психологических «приводных ремней», но в силу «задач момента» широко афишируемые, легко уходят на задний план, когда «вовлеченность» их в систему ослабевает: например, вроде бы осуществленная идея центра национальных обществ и соответствующей долгосрочной программы (ныне полузабытые) или курс на «межкаспийские» дипломатические контакты.

Следствием такого социального ландшафта и психологического климата является парадоксальная прозрачность властных процессов, как бы не предполагающая превосходства закулисных действий над официальными. Случаи коррупции редки и сразу публично пресекаются, так что о наличии/отсутствии ее глубины вопрос как бы не встает. Каким образом заморожен (относительно) процесс «повышения роли» организованной преступности — загадка, но его видимое отсутствие вполне укладывается в описанные рамки.

По всей видимости, если рассматривать описанную систему как некий «адаптер» к изменяющейся действительности, то следует отметить большой потенциал «приспосабливаемости» области к внешним условиям. Репутацией относительно «социалистического» региона он обязан именно этой системе, хотя, что вполне очевидно, истоки этого явления в рамки классических представлений о социализме не вмещаются.

 

11 мая 1994 года

Источники

1. С.Рыженков. Астрахань и Астраханская область. (1. «Обострение криминогенной обстановки») // Политический мониторинг. — М., ИГПИ, 1993. — №7 — Июль.