Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Владимир МУХИН

К вопросу о вооруженных силах
и военно-политической обстановке
в Чеченской Республике

1.    ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЧНИ

На территории республики до распада СССР дислоцировалось достаточно большое и разнообразное количество воинских соединений и частей, а кроме того, существовала весьма развитая военная инфраструктура. В числе этих военных частей:

— Учебная танковая дивизия (преобразованная впоследствии в окружной учебный центр — ОУЦ);

— Учебный полигон Северокавказского военного округа;

— Учебный авиационный полк Ставропольского авиационного училища;

— полк ПВО и части обеспечения отдельной армии ПВО, командование которой было дислоцировано в Тбилиси;

— Конвойный полк МВД России;

— полк гражданской обороны;

— милицейский полк;

— части и обеспечение военного аэродрома в Ханкале;

— Авиабаза Калиновская.

 

Вся эта инфраструктура, а также боевая техника и вооружение почти в нетронутом виде в 1992 году после развала Советской Армии и в результате нерешительных действий России досталась Чечне.

По данным газеты «Красная звезда», после вывода (точнее, депортации) офицеров-славян в Россию в распоряжении вооруженных сил Чечни осталось: 42 танка, 38 БМП, по 14 БРДМ и БТР, более 30 тыс. АКМ, более 12 тыс.пистолетов, 460 винтовок, более 1000 пулеметов и столько же гранатометов, 565 ПТУРсов, 13874 ручных гранат.

Более подробно о военном потенциале Чечни другие компетентные источники приводят следующие данные:

1. Пусковые установки тактических ракет: 2 ед. Тип ПУ 9ППЗ («ЛУНА-8»), боеприпасов нет, установки испорчены.

2. Бронетанковая техника: танки Т-62 и Т-72 — 42 ед., БМП-1 и БМП-2 — 36 ед., БТР-70 и БРДМ-2 — 30 ед. Всего 108 ед.

3. Противотанковые средства: переносные комплексы 9П148-2 («Конкурс») — 2 ед., 9П185М («Фагот») — 24 ед., 9П151 («Метис») — 51 ед., РПГ-7 — 113 ед. Всего ПТС — 590 ед.

4. Артиллерия и минометы: всего 153 ед., из них БМ-21 (реактивные установки «Град») — 18, 122-мм гаубиц Д-30 образца 1930 года — 30 ед.

5. Стрелковое оружие: всего 41538 ед. Из них АК-74 — 18 832 ед., снайперских винтовок Драгунова (СВД) — 533 ед., автоматических гранатометов (изделие «Пламя») — 138 ед., автоматов АКМ (7,62 мм) — 9307, пистолетов ПМ и ТТ — 10 581 ед., танковых пулеметов — 678 ед., крупнокалиберных пулеметов — 319 ед.

6. Авиация:

Авиабаза Калиновская: учебно-тренировочных самолетов Л-39 — 39 ед., Л-29 — 80 ед., истребители МИГ-17 — 3 ед., МИГ-15 — 2 ед., самолеты АН-2 — 6 ед., вертолеты МИ-8 — 2 ед.

Авиабаза Ханкала: Л-39 — 72 ед., Л-29 — 69 ед.

Характеристики Л-39 и Л-29: дальность полета 850 км, с дополнительными баками 1115 км, минимальная высота полета — 50 м, максимальная высота полета 11 599 м, минимальная скорость полета 200 км/ч, максимальная — 810 км/ч, расчетная — 450 км/ч. Все самолеты обрудованы для подвески 2 авиабомб по 100 кг или подвески 2-х кассет ОБ-16 по 32 НУРСа (неуправляемый реактивный снаряд) в каждой. Имеется 40 подготовленных летчиков, 100 человек проходят курс в самой Чечне и 40 — в Турции.

7. Средства ПВО:

зенитный комплекс «Стрела — 10» — 10 ед., ПЗРК «Игла» — 7 ед., зенитные установки различных типов — 23 ед.

8. Боеприпасы: к ПТУРСам — 740 ед., 82-мм снаряды — 1000 ед., 122-мм снаряды к Д-30 — не менее 24 000.

Ручные гранаты: РГ-42 — 80 000 ед., Ф-1 — 72 000 ед., РГД-45 — более 25 000 ед.

Патроны: 5,45-мм — более 11 млн. ед.; 7,62-мм — более 2 млн.; 12,7-мм — более 500 тыс.; 14,5-мм — 140 тыс. ед.

Всех перечисленных выше средств хватит, чтобы вооружить легкую армию. Между тем Чечня распорядилась доставшимся военным наследством по-своему.

2.    СТРУКТУРА СИЛОВЫХ МИНИСТЕРСТВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ИХ В ПОЛИТИКУ

На сегодняшний день в Чечне сложилась следующая структура силовых министерств:

Президент — Верховный главнокомандующий, исполняющий обязанности министра обороны.

Ему подчинены:

а) Генеральный штаб (ГШ), ведающий делами обороны и осуществляющий управление вооруженными формированиями на территории республики, в том числе и подразделениями национальной гвардии (начальник ГШ — полковник Аслан Масхадов).

б) Департамент государственной безопасности (ДГБ), которому подчинены пограничные войска (специальным указом президента Дудаева в конце 1993 года пограничная бригада перешла в непосредственное управление ДГБ);

в) Министерство внутренних дел, которому в свою очередь подчинены части и подразделения оперативных, конвойных войск, ИТУ, подразделения муниципальной полиции, ОМОН и т.п.

Основные боевые вооруженные формирования представлены в следующем виде:

— президентский полк национальной гвардии;

— полк специального назначения;

— танковый полк;

— когда-то лояльные президенту Чечни полупартизанские «абхазские» и «афганские» батальоны, взятые Дудаевым под контроль ГШ (чтобы придать им статус законных военных формирований);

— отдельный авиационный отряд и учебный центр;

— военно-транспортная авиация;

— и другие подразделения обеспечения.

Кроме этого, в республике действуют:

— военный колледж, который готовит офицеров для различных силовых министерств;

— подразделения гражданской обороны, военкоматы и другие структуры, занимающиеся решением задач на стыке армия — общество.

 

Созданная система пока малодееспособна. Войска политизированы. Трудно определить, какие из вышеназванных официальных военных частей и подразделений ориентированы на поддержку руководства Дудаева, а какие ориентированы на поддержку оппозиции.

Однако в мае 1993 года, в пик противостояния оппозиции с режимом Дудаева, когда армия Чечни заявила о нейтралитете, а сам президент судорожно искал опору в обществе и издал указ о президентском полке, правительство Яраги Мамодаева, видимо также из инстинкта самосохранения, издало специальное постановление о создании специального воинского контингента на контрактной основе. Каждый контрактник по постановлению должен был получать 150 тысяч рублей. Всего планировалось набрать 2000 человек. Не исключено, что часть майских «контрактников» составляет сегодня военную основу оппозиционных сил.

В целом же основная масса военных конкретно не ориентирована на те или иные политические силы. Здесь все довольно ситуативно и зависит от социально-экономических факторов. А они заключаются в том, что, по сути, многие воинские формирования в Чечне существуют автономно, как бы на самовыживании. Именно это обстоятельство дало некоторым СМИ основания называть командиров регулярных воинских подразделений Чечни полевыми командирами.

По полгода и более не выплачивается военнослужащим денежное довольствие. Существуют проблемы с материально-техническим обеспечением войск, с призывом на военную службу. Так, скажем, хотя бюджет на 1993 год был утвержден в размере 1 млрд. 250 млн. руб., но даже летом 1993 г. военные не получили еще ни копейки. Призыв в армию, как правило, срывается и составляет не более 10% от плана. Очень много дезертиров. Все это не может не сказаться на состоянии офицерского корпуса, костяк которых составляют профессиональные военные, прослужившие в армии СССР по 10 и более лет и знающие, что такое дисциплина и порядок.

Так, если в июне-мае 1993 года военные в лице начальника Главного штаба генерала-лейтенанта авиации Висхана Шахабова занимали нейтралитет в политических разборках (за это начальник ГШ был Дудаевым отстранен от должности, а правительство Мамодаева его снова назначило на эту должность), то в декабре почти все командиры действующих частей выступили по телевидению против авторитарных методов руководства Дудаева (они выступили с требованиями назначить в правительстве премьер-министра, министра обороны, организовать выборы нового парламента, установить в республике конституционный и шариатский суд). В числе тех, кто выступил по телевидению, были и военные, поддержавшие Дудаева в апреле-июне 1993 года (к примеру, начальник ОМОНа Салман Чичаев). Лишь командир президентского полка особого назначения, относящегося к национальной гвардии (полк был спешно сформирован именно в дни противостояния в мае 1993 года), Ильярса Арсанукаев остался верен президенту.

Таким образом, на сегодняшний день многие военные представляют для режима Дудаева определенную опасность. Это хорошо понимает чеченский лидер. Он проводит (с точки зрения руководителя) весьма грамотную политику, которая позволяет ему решать поставленные задачи.

Во-первых, он сформировал в силовых структурах руководящее ядро из своих единомышленников. Так, ДГБ возглавляет Султан Гелисханов, который в мае спешно формировал президентский полк национальной гвардии из преданных Дудаеву людей.

Султан Гелисханов — 1955 года рождения, окончил Саратовскую школу госавтоинспекторов и Ростовскую высшую школу милиции при Академии МВД СССР, женат, имеет семерых детей.

Кроме полка национальной гвардии, в котором действует железная дисциплина, основанная на законах шариата («если не сказал, когда положено: «Бисмилла» — отжаться от пола двадцать раз» и т.п.), президенту предан и специально отбираемый личный состав пограничной бригады и военного колледжа.

Во-вторых, в Генеральном штабе у Дудаева также имеется свой «комиссар», его официальная должность — представитель президента в Генеральном штабе.

В-третьих, Дудаев начал чистку в армии, свидетельством чего стала проходящая в настоящее время переаттестация офицеров и прапорщиков. Уже подвергнуты проверке Управление ГШ, штабной батальон, военный колледж, танковый полк, полк специального назначения. По словам начальника ГШ, многих случайных или неугодных офицеров попросту увольняют. В первую очередь это относится к офицерам из числа так называемых полупартизанских «афганских» и «абхазских» батальонов, командиры которых тоже «бузили» на телевидении в декабре 1993 г.

В-четвертых, Дудаев умеет расправляться и с оппозицией, несмотря даже на сильные тейповские традиции в Чечне. К примеру, в апреле-июне 1993 года, во время известного противостояния сторонников Дудаева и оппозиции, правительство во главе с Яраги Мамодаевым назначило министром обороны профессионального военного — генерал-майора Ибрагима Сулейменова, являвшегося до этого членом парламента Чеченской Республики, председателем Комитета по обороне. Этот человек — один из потомков знаменитого шейха Кунта-Хаджи. Когда в декабре 1993 года он стал одним из инициаторов выступления командиров военизированных формирований по телевидению, происхождение Сулейменова, по словам одного из лидеров оппозиции — главы администрации Надтеречного района У.Автурханова, стало для дудаевцев одним из препятствий для его ареста. Поэтому, по версии оппозиционеров, якобы российское телевидение при содействии дудаевской мафии 9 февраля сфабриковало информацию о том, что Сулейменов, мол, сказал о готовности вооруженных отрядов оппозиции к вооруженным действиям. Только после этого последовал арест Сулейменова, которому вменяется в вину «измена Родине и заговор с целью захвата власти».

Несмотря на запрещение, в Чечне действуют незаконные и полузаконные вооруженные формирования, объединенные тейпами, действующие под эгидой Конфедерации народов Кавказа (КНК), различных религиозных организаций. Скажем, в Грозном в 1992 году был открыт филиал Международного исламского братства, в котором осуществляется подготовка 150 чеченцев, готовых воевать за идеи ислама в любой точке мира (в Чечне находится немало оружия — в основном стрелкового — на руках у населения не менее 30 000 единиц). Подготовку «исламистов» осуществляют добровольцы из Афганистана, Пакистана, Ливии и Алжира. По имеющимся сведениям, в горах Чечни готовятся боевики для помощи мусульманам Боснии.

Статус вооруженных религиозных формирований почти официальный. Это обусловлено тем фактом, что в военной доктрине Чечни определено, что «ЧР может оказывать народам и странам, ведущим освободительную борьбу, морально-политическую, экономическую, а при необходимости и соответствующую военную помощь». Так, с этой целью под эгидой КНК в Чечне планируется создать «силы быстрого реагирования» и «голубые каски» Организации объединенных наций Кавказа (ООНК). Предполагается смешанное финансирование (т.е. за счет других кавказских республик и «исламских» спонсоров). Эти подразделения в основном носят горно-стрелковый характер.

Общей идеологией этих формирований является ислам. Поэтому в частях важное место отводится присутствию служителей веры и исполнению канонов шариата (групповые моления и т.п.).

Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что, несмотря на известную политизацию среди военных — как сторонников оппозиции, так и сторонников президента, существует мощный фактор, который их объединяет, — это образ врага в лице российского солдата. Именно это обстоятельство сыграло на руку Дудаеву, когда военные в декабре месяце окружили его резиденцию и выступили с политическими требованиями. «На пользу ли Чечне сейчас, когда Ельцин в Нальчике решил усилить нажим на республику, показывать, что армия неподвластна президенту?» — примерно в таком роде были аргументы Дудаева.

Надо отметить общий высокий мусульманско-патриотический моральный дух чеченской армии. Чеченцы — один из самых подготовленных в военном отношении народов в России, который способен вести боевые действия. Сам президент Дудаев — бывший командир дивизии дальней авиации стратегических бомбардировщиков, хорошо знающий и тактику, и оперативное искусство.

Другой важной предпосылкой усиления военной мощи республики является стремление чеченцев и ингушей к приобретению оружия. Издавна негласно считая Россию колонизатором и поработителем, Чечня имеет большой опыт ведения локальных войн с «проимперскими» силами — сначала царскими, а потом союзными. В послевоенное время (после реабилитации народа в 50-х годах) из чеченцев выходили отличные офицеры и прапорщики, не только умеющие командовать, но и испытывающие стремление к изучению боевой техники и вооружения. Из чеченцев и ингушей выходили, как правило, и отличные командиры отделений, экипажей, а также командиры и специалисты других военных профессий на уровне сержантского состава. Именно это, в совокупности с большим военным потенциалом, оставленным Россией в Чечне, служит основой для утверждения о высокой дееспособности и боеспособности в будущем вооруженных сил республики в возможной борьбе с внешним противником.

Дудаевский режим все же надеется на сотрудничество с Россией, в том числе и на военное. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что недавно в Москве побывала представительная правительственная делегация Чечни и встретилась с Черномырдиным. Дудаев поддерживает связи с некоторыми политиками из России. Скажем, недавно с ним встречался его бывший сослуживец, офицер запаса, бывший заместитель председателя фракциии ЛДПР в Государственной Думе Виктор Кобелев (недавно вышедший из партии из-за разногласий с В.Жириновским).

В органе Министерства обороны Чечни «Солдатское слово» был опубликован проект двухстороннего соглашения между военными ведомствами Чечни и России. Он предполагает, что Чечня будет иметь с Россией единое оборонное пространство, а также подготовку чеченских офицеров в военных вузах России, обеспечение чеченских вооруженных сил боевой техникой и вооружением. Чеченская сторона берет на себя обязательства помощи России в отражении внешней агрессии, а также обязательство иметь войска не более 1,5% от численности населения.

3.    СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЙСК, РАСПОЛОЖЕННЫХ
ВОКРУГ ЧЕЧНИ

На Северном Кавказе у России создана самая мощная по плотности войск группировка (по отношению к другим).

Между тем сложная социально-политическая ситуация в регионе потребовала уточнения квоты боевой техники и оружия в данной местности. По Договору об обычных вооруженных силах в Европе Россия здесь может иметь всего 165 танков и десяток бронетранспортеров. Это соответствует одной дивизии [1].

Однако, как сказано выше, только «отколовшаяся» от России Чечня имеет на своей территории 42 танка, 38 БМП и способна вооружить целую легкую армию.

Поэтому, как отмечают военные эксперты, для обеспечения безопасности и стабильности имеющегося в данном регионе оружия и бовой техники явно недостаточно. Министерство обороны РФ, в целом не меняя суммарный уровень боевой техники и вооружения в европейской части Федерации, «усиливает» и увеличивает плотность войск в Северо-Кавказском военном округе. Дивизия ВДВ, выведенная из Прибалтики, размещается в Новороссийске. Из Германии в Дагестан также выводится мотострелковая дивизия. В целом в регионе вокруг Чечни развернута целая армия (командующий — генерал-майор Ю.Неткачев, командовал 14-й армией, расположенной в Приднестровье, до генерала А.Лебедя).

Плотность силовых военных подразделений достигается и за счет развертывания в регионе по полному штату округа внутренних войск. Эта новая структура для внутренних войск в России развернута в первую очередь именно на Северном Кавказе. Суть ее в том, что если раньше внутренние войска присутствовали в «горячих точках» на основе вахтовых методов (то есть полки и подразделения внутренних войск из разных регонов России прибывали в командировку в «горячую точку» на 5-6 месяцев), то теперь КПП, заставы, комендатуры и другие подразделения внутренних войск существуют в регионе как стационарные.

Несмотря на то что в декабре 1993 года Президент РФ на встрече в Нальчике дал указание министерствам обороны и безопасности по усилению блокирования Чечни, российское пограничное присутствие на границе с республикой не наблюдается. Войска Российской армии стоят по периметру Чечни со стороны Северной Осетии, Ингушетии (Малгобекский район) и Хасавъюртовкого района Дагестана. Со стороны Чечни на отдельных рубежах оборудуются чеченские погранпосты, КПП из состава сформированной пограничной бригады. Как отмечают в республике, блокада Россией Чечни довольно эффективна.

Помимо периферийной блокады, российские войска эшелонированы и в глубину от границы с Чечней. Кроме этого, во многих населенных пунктах развернуты стационарные посты, КПП, комендатуры, заставы из подразделений внутренних войск. Особенно велика плотность войск в Пригородном районе Северной Осетии и Ингушетии, в поселках Чермен, Донгарон, Куртат, Дачное и других местах совместного проживания осетин и ингушей.

Кроме этого, в случае внезапного обострения ситуации на границе с Чечней или в какой-либо другой «горячей точке» на помощь могут придти в течение 5-6 часов подразделения Воздушно-десантных войск и в течение 12-24 часов — части и подразделения миротворческих сил из состава дивизий, дислоцированных в Ленинградском и Приволжском военных округах. За такое же время могут при необходимости придти на помощь оперативные части внутренних войск МВД РФ.

4.    ВЕРОЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕШЕНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННЫМ ПУТЕМ

К возможному решению чеченской проблемы военным путем политическое и военное руководство России вынужденно относится отрицательно. Об этом, в частности, заявлял на встрече в феврале 1994 года с вице-премьером Чечни Майрбеком Мугадаевым премьер-министр России Виктор Черномырдин. Когда чеченский руководитель вручал ему кинжал и сказал, что по обычаю вайнахов дареное оружие никогда не будет применено против дарителя, Черномырдин ответил: «Можете быть спокойны, пока я здесь, вашему народу ничего не угрожает».

В конце апреля 1994 года было сообщено о предстоящих переговорах о разграничении полномочий между Россией и Чечней, на которых российскую делегацию возглавит вице-премьер Сергей Шахрай. При этом предполагается, что переговоры будут вестись как с властными структурами и официальными руководителями Чечни, так и с представителями оппозиции. Пока неясно, каковы могут быть ход, характер, результаты и последствия этих переговоров.

Какие результаты могло бы принести России военное решение конфликта? Хотя с точки зрения чисто военных задач захват основных стратегически важных объектов (аэродромов, крупных оборонных частей, заводов, нефтеразработок и нефтепроводов, а также железных дорог, станций и т.п.) не представляется каким-то сложным делом, однако долгое удержание этих объектов и проведение мероприятий по адаптации войск по отношению к местным условиям и взаимоотношениям с населением может привести к отрицательным последствиям.

В случае войны России с Чеченской Республикой боевые действия будут развертываться в первую очередь за овладение населенными пунктами и важными промышленными узлами, в первую очередь нефтеперерабатывающими и нефтедобывающими. Но поскольку в Чечне расположено всего три густонаселенных города (Грозный, Гудермес, Аргун), а селения сельского типа находятся в долинах рек, на склонах Терского, Сунженского и Скалистого хребтов, густо поросших растительностью и труднопроходимых для боевой техники, то практически война на территории ЧР может быть бесконечной: в городах, где проживает большинство русскоязычного населения, из его числа могут быть взяты заложники, которых при невыполнении требований боевикам или мародерам ничего не стоит и пристрелить; в горах любой аул или селение могут стать неприступными крепостями.

При дальнейшей эскалации конфликта мужское население может просто уйти в горы в партизаны, и никакая авиаразведка не найдет их в густых лесных зарослях. Наличие большого количества заказников и заповедников в горах будет источником дополнительного питания (горные козы, буйволы, яки и т.п.). Таким образом, Россия не имеет шансов на успех в военном конфликте с Чечней, но рискует надолго «увязнуть» в горах республики.

5.    ВЫВОДЫ

1. С точки зрения стратегических интересов России и сохранения целостности государства уступки нынешнему руководству Чеченской Республики (в первую очередь в военной области) могут создать весьма опасный прецедент, провоцирующий развал Российской армии. (Раз Чечне можно, почему другим республикам России нельзя иметь собственную армию?) В то же время сохранение нынешних вооруженных формирований в Чечне будет фактором постоянной дестабилизации.

2. В Чечне и ее армии усиливается влияние исламского фундаментализма, переходящее и в военную сферу. Это может отрицательно повлиять как на ситуацию в других мусульманских республиках России, так и в ближнем (и дальнем) зарубежье. Необходимо грамотное противодействие, которое будет, видимо, эффективным только при полной блокаде Чечни (в том числе и воздушной) и эффективном пограничном контроле за въездом и выездом иностранных граждан на территорию Чечни.

3. Было бы ошибкой возобновлять какие бы то ни было экономические отношения России с Чечней без предварительного решения военно-политических проблем и роспуска вооруженных сил республики. В противном случае любое появление финансовых ресурсов в республике будет направлено в первую очередь на пополнение военного бюджета, поскольку сильная армия, по мнению нынешнего руководства Чечни, — это гарант суверенитета республики. Следовательно, необходима дальнейшая блокада, ведущая к дестабилизации военных структур, снижению морального духа военных в Чечне. Военный потенциал Чечни должен быть как можно скорее измотан.

Источники

1. О некоторых проблемах строительства Вооруженных сил России, «Красная звезда», №54, 10 марта 1993, с.2.