Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Федор ЛАТЫПОВ

Мордовия

в апреле 1994 года

1.    ВЛАСТЬ

29 марта состоялось заседание Президиума Верховного Совета Республики Мордовия (РМ). На заседании среди прочих рассматривался вопрос о созыве 18-й, внеочередной сессии ВС РМ. Сессию было решено созвать 7 апреля. Отвечая на вопрос корреспондента парламентской газеты «Мордовия», председатель ВС РМ Н.В.Бирюков так объяснил необходимость столь быстрого, после 17-й, очередной, созыва новой сессии:

«Внеочередная, 18-я сессия Верховного Совета рассмотрит вопросы, связанные с дальнейшим реформированием органов государственной власти республики. По сути дела, речь идет о продолжении предыдущей сессии Верховного Совета. Напомню, что народные депутаты приняли решение не рассматривать на той сессии вопрос о реформировании органов местного самоуправления, оставив за собой право вернуться к нему в дальнейшем.

Главный аргумент в пользу такого решения состоял в отсутствии федерального закона или даже положения об органах местного самоуправления Российской Федерации.

Но сейчас стало ясно, что с принятием российского закона не торопятся. Видимо, многих устраивает сложившийся дисбаланс властей. С другой стороны, согласно новой Конституции РФ, республики имеют право разработать свои законы о местном самоуправлении.

Поэтому сама логика развития политических процессов в республике, ход конституционных реформ и связанное с этим становление новой системы мордовской государственности настоятельно требуют принятия законов о местном самоуправлении в республике:

1. Об основах местного самоуправления в РМ.

2. О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления РМ.

3. О выборах глав местного самоуправления РС» [1].

Однако совершенно очевидно, что сказав «а», спикер не произнес «б», — «отсутствие федерального закона или даже положения об органах местного самоуправления» очень устраивает Бирюкова и солидарную с ним часть Верховного Совета. Без сомнения, отсутствие подобных механизмов российского уровня дало право и возможность местному ВС принять соответствующие законы «под себя» (что в дальнейшем и случилось).

Несмотря на то что на 17-й сессии ВС депутаты не стали рассматривать вопрос о выборах глав местных администраций (назначенных в свое время еще бывшим президентом МССР В.Д.Гуслянниковым), Социал-демократическая партия Мордовии сразу после 17-й сессии ВС РМ обратилась с обращением к Президиуму ВС РМ, в котором предложила в срочном порядке рассмотреть вопрос о выборах глав местных администраций. Выборы глав администраций и органов местного самоуправления, по мнению СДПМ, необходимо было совместить с выборами в Государственное собрание РМ (ГС РМ) и провести соответственно 5 июня 1994 года. Тогда на данное обращение СДПМ от Президиума ВС РМ никакой реакции не последовало. И вот — аналогичное предложение, теперь уже со стороны Бирюкова.

В пользу проведения совместных (депутатов ГС и глав администраций) выборов Бирюков в том же интервью привел следующие аргументы:

«Во-первых, всем известно, что Верховный Совет как высший представительный орган власти продолжает свою работу вплоть до начала работы нового парламента. Что касается городов и районов, то после поспешного и неоправданного разгона Советов с подачи некоторых руководителей исполнительной власти республики образовалось правовое или конституционное безвластие.

Фактически же налицо всевластие местной администрации, которая, присвоив себе полномочия Советов, решает сейчас все вопросы местного самоуправления, в том числе по формированию местных бюджетов, управлению муниципальным имуществом. Единолично распоряжается собственностью народа. Решает фактически бесконтрольно, без учета мнения различных слоев населения. О какой же политической стабильности, о каком гражданском согласии можно говорить в таких условиях?

Кстати, указ Президента РФ, по которому якобы главы администраций наделены такими полномочиями, был принят в условиях чрезвычайщины, в условиях отсутствия Конституции РФ и только до новых выборов.

Так давайте будем теперь в новых условиях и проводить как можно быстрее эти выборы (т.е. выполнять и другую часть этого же указа).

Но, выходит, кое для кого ситуация эта очень выгодна. Мы попытались на прошлой сессии поставить вопрос о восстановлении деятельности малых Советов в городах и районах вплоть до проведения новых выборов. Но, к сожалению, этот вопрос некоторыми главами администраций был переведен в чисто политическую плоскость: якобы речь идет о восстановлении Советской власти.

Мой второй аргумент в пользу проведения одновременных выборов касается как раз нынешнего положения глав админстраций. Ведь с правовой, юридической точки зрения они сейчас находятся на своих постах незаконно. Они были назначены на свои должности указом бывшего президента Мордовии после рекомендаций сессий народных депутатов.

Но сейчас нет у нас ни президента, ни Советов... Следовательно, нет правовой базы для четкой вертикали исполнительной власти. Единственный правильный юридический выход из этого положения — это скорейшие выборы глав администраций.

К чести последних, многие из них это также понимают и сейчас поддерживают идею одновременных выборов.

И в-третьих, проведение одновременных выборов позволит нам сэкономить немалые денежные средства, значительно снизив затраты на их проведение» [2].

«Закон что дышло — как повернул, так оно и вышло» — так однозначно оценивают многие наблюдатели аргументацию Бирюкова. Как бы то ни было, 7 апреля в большом зале заседаний Дома Советов начала свою работу 18-я, внеочередная сессия ВС РМ.

2.    СЕССИЯ ВС РМ

В 10 часов утра из 159 народных избранников присутствовали 139. Наличие кворума создало благоприятные условия для двухчасовой перепалки по поводу избрания счетной, редакционной комиссий, секретариата сессий, обсуждения и принятия повестки дня.

После долгих дискуссий слово взял Н.В.Бирюков. Он снова обосновал «необходимость» проведения «двойных выборов»: после ликвидации Советов вся власть на местах оказалась сосредоточена в руках глав администраций городов и районов (что в свете предстоящих выборов в ГС никак, естественно, не может радовать «бирюковцев»). Главы администраций, по мнению выступавшего, фактически бесконтрольно принимают решения по всем вопросам местного самоуправления, в том числе и по тем, которые относятся исключительно к компетенции представительных органов.

В Верховный Совет, сказал далее Бирюков, в связи с этим в порядке законодательной инициативы обратились отдельные партии (вот где пригодилось «Обращение» социал-демократов, направленное в Президиум ВС РМ еще 28 февраля 1994 г.!), общественные организации и народные депутаты с предложением принять необходимые для реформирования законы и провести 5 июня сего года совместные выборы — одновременно в Государственное собрание и органы местного самоуправления, включая глав администраций. Сказано — сделано. Сессия принимает решение об одновременных выборах глав администраций и депутатов ГС РМ.

Но основные дискуссии разгорелись, конечно же, по главному вопросу повестки дня — о выборах. И прежде всего — сроках их проведения. Одни настаивали на дате, утвержденной предыдущей сессией, — 5 июня, другие предлагали перенести на осень. Причины — самые «благовидные»: не успеем подготовиться, не ущемлять права избирателей и кандидатов, наконец, не мешать проведению весенних полевых работ. Целый пакет предложений от имени комиссии по работе Советов народных депутатов, непосредственно готовившей законопроекты по реформированию органов местного самоуправления, внесла депутат В.П.Логинова. Они не исключали переноса сроков выборов, однако в таком случае предусматривалось восстановление представительной власти на местах. Было решено посовещаться в комиссиях.

После полуторачасового перерыва на вновь возобновившемся пленарном заседании руководители комиссий доложили о результатах обсуждения. Мнения, как и следовало ожидать, были резко полярными даже внутри комиссий. За 5 июня высказались лишь планово-бюджетная и Комиссия по промышленности. Комиссии по законодательству и правопорядку, здравоохранению и соцобеспечению, по экологии — за перенос. В остальных голоса разделились. Были также предложения отложить выборы до марта следующего года (Комиссии по делам молодежи и народному образованию). Председатель Комиссии по промышленности В.В.Кокнаев предложил, прежде чем принимать окончательное решение, выслушать мнения представителя Президента РФ в республике В.В.Конакова и главы правительства Е.Н.Швецова.

Оба высказались: переносить выборы не стоит, так как это будет прямым нарушением президентского указа. Но в июне провести лишь выборы в Государственное собрание, а органы местного самоуправления и глав администраций избрать по осени. К тому времени будет принято российское законодательство об основах местного самоуправления, будет, очевидно, готов и проект новой Конституции Мордовии, по которому пройдет референдум. Вот, мол, и заодно.. [3].

Эти уверения не устроили депутатов, и сессия приняла решение: перенести теперь уже совместные выборы глав администраций и депутатов Государственного собрания РМ на IV квартал 1994 года. За это проголосовали 96 из 139 депутатов. Позже дата была конкретизирована — 27 ноября. В свете принятых решений сессия ВС фактически сворачивает избирательную компанию. Несмотря на то что 435 кандидатов заявили о согласии баллотироваться в Госсобрание и представили необходимые для регистрации документы, по предложению председателя Центризбиркома республики В.И.Кабаева сессия принимает решение о приостановлении действия некоторых статей Закона о выборах, в частности касающиеся прав и обязанностей кандидатов в депутаты и агитационно-массовой работы. Эти статьи закона вступят в действие за 45 дней до выборов.

Третья проблема, возникшая в связи с переносом сроков выборов, — о полномочиях правительства. Как известно, 17-я сессия наделила его, и в частности председателя Совмина, широкими полномочиями, но воспользоваться ими можно только после избрания Государственного собрания. В.Н.Швецов обратился с просьбой принять постановление о досрочном введении в действие Закона о правительстве. «Если вы уважаете исполнительную власть, то дайте ей работать в полную силу» — так убеждал он депутатов. Уважение проявили, хотя, быть может, и не в той степени, как хотелось вы Валерию Николаевичу, удовлетворив его просьбу лишь в части взаимоотношений с главами администраций. Отныне и впредь до выборов судьба глав администраций будет решаться совместно правительством и Президиумом ВС. Это положение регулирует постановление ВС РМ «О порядке назначения на должность и освобождение от должности глав районной, городской администрации Республики Мордовия».

Логическим завершением сессии (мотивировка — восемь месяцев кто-то должен управлять республикой?) стало принятие 11 апреля Президиумом ВС постановления ВС РМ «О временном положении о председателях и президиумах районных, городских, районных в городе собраний депутатов». Необходимо отметить, что присутствующий на заседании Президиума ВС РМ прокурор республики П.Е.Сенькин выразил резко отрицательное отношение к принимаемому документу, однако его мнение было полностью проигнорировано.

3.    ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Документ настолько серьезный и интересный, что есть смысл привести его полностью:

 

Постановление
Верховного Совета Республики Мордовия
о временном положении о председателях и президиумах районных,
городских, районных в городе собраний депутатов

1. Утвердить Временное положение о председателях и Президиумах районных, городских, районных в городе Собраний депутатов (прилагается).

2. Поручить членам Президиума Верховного Совета Республики Мордовия, главам администрации городов и районов Республики Мордовия в срок до 20 апреля 1994 года оказать содействие депутатам представительных органов районов, городов, районов в городе в проведении Собраний депутатов.

3. Главам администраций городов и районов республики создать необходимые условия для обеспечения деятельности временных представительных органов, используя в этих целях существующую материально-техническую и финансово-хозяйственную базу органов местного самоуправления.

         Председатель Верховного Совета

         Республики Мордовия

         Н.Бирюков

г.Саранск, 11 апреля 1994 года

 

Временное положение
о председателях и Президиумах районных, городских, районных в городе
Собраний депутатов

 

1. Временный представительный орган местного самоуправления района, города, района в городе — Президиум Собрания депутатов — формируется из сохранивших свои полномочия депутатов представительных органов района, города, района в городе на районных, городских, районных в городе Собраниях депутатов открытым или тайным голосованием в количестве не более 25 депутатов. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует большинство депутатов. Не могут быть членами Президиума Собрания депутаты, работающие в администрации района, города, района в городе.

2. Президиум Собрания депутатов утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, вносит изменения в Устав местного самоуправления, осуществляет контроль за деятельностью главы администрации, дает согласие на назначение главы администрации и должностных лиц администрации в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

Президиум Собрания депутатов вправе заслушать отчет о деятельности глав администрации, должностных лиц администрации.

3. Функцию руководителя временного представительного органа — председателя Президиума Собрания исполняет председатель соответствующего представительного органа местного самоуправления.

В случае сложения им своих полномочий председатель Президиума Собрания избирается на Собрании депутатов тайным голосованием.

Председатель Президиума Собрания созывает заседания, ведет заседания, подписывает решения Президиума Собрания депутатов, осуществляет руководство подготовкой заседаний Президиума и вопросов, вносимых на его рассмотрение, обеспечивает своевременое доведение решений Президиума Собраний депутатов до исполнителей и населения, представляет Президиум Собрания в отношениях с государственными, общественными организациями и органами местного самоуправления, оказывает содействие депутатам в осуществлении депутатских полномочий, обеспечивает работу по рассмотрению обращений граждан.

4. Президиум Собрания депутатов, председатель Президиума Собрания работают, как правило, на непостоянной основе до выборов новых представительных органов местного самоуправления.

При осуществлении своей деятельности Президиум Собрания депутатов может создавать депутатские комиссии или группы.

Заседания Президиума Собрания создаются председателем Президиума по мере необходимости.

Заседания Президиума Собрания являются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей состава Президиума.

Решения Президиума Собрания депутатов по вопросам, отнесенным к его ведению, принимаются большинством голосов членов Президиума и подписываются председателем. Свою работу Президиум строит на основе временного регламента.

5. Президиумы Собрания депутатов являются правопреемниками соответствующих представительных органов местного самоуправления.

Обслуживание его деятельности обеспечивается аппаратом местной администрации.

 

Вот как комментирует данное постановление заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им.Н.П.Огарева кандидат юридических наук Игорь Дудко:

«Давно известна нелюбовь Верховного Совета Мордовии к указам Президента России. Одни из них оспаривались, другие исполнялись частично, третьи, как, например, указ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» попросту игнорировались. Но почему такое неуважение к Конституции России и собственной Конституциии? Из особых начал государственности?

Согласно пункту н, части 1, статьи 72 Конституции России, «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Статья 76 Конституции раскрывает, каким образом реализуется совместная компетенция. Вначале издаются федеральные законы, а затем субъекты России принимают соответствующие и непротиворечащие нормативные акты. В случае с постановлением Верховного Совета Республики Мордовия «О временном положении о председателях и Президиумах районных, городских, районных в городе Собраний депутатов» обнаруживается нечто иное. Верховный Совет изобретает новые органы: Собрание депутатов и Президиум, которые определяются как «временные представительные органы местного самоуправления». России же предлагается либо одобрить, либо не мешать. И Федерация встает с ног на голову.

При ближайшем рассмотрении Собрание депутатов оказывается не чем иным, как ожившим Советом народных депутатов. Предлагается не избирать депутатов, а сформировать их в группу не более 25 человек, работающих «как правило, на непостоянной основе». Интересно, как представляет себе Верховный Совет осуществление контроля за деятельностью главы администрации «на непостоянной основе»? И каким образом все на той же основе Президиум Собрания будет заниматься нормотворчеством? Можно себе представить, каковы будут результаты нормотворчества, если Президиум Верховного Совета РМ, действующий на постоянной основе, удивляет весь мир своими актами.

Подобных вопросов при чтении «Временного положения» возникает немало. И среди прочих — вопрос о соответствии этого Положения Конституции Мордовии.

Ныне действующий основной закон республики вообще не предусматривает существования Собраний депутатов и их Президиумов. Есть статьи, определяющие организацию и деятельность Советов народных депутатов, но не Собрания. А нормативный акт высшей юридической силы республики, как известно, требует точного его исполнения. Вот и получается, что деятельность Верховного Совета выходит за пределы Конституции Мордовии. Но перед нами документ не правового нигилизма, а правового произвола» [4].

Реформирование государственной власти и местного самоуправления в Мордовии, кажется, закончилось. Закончилось, по существу не начавшись. Республиканская верховно-советская власть подобно техничному форварду продемонстрировала искусный финт: она обозначила для федеральной власти и собственных избирателей движение в одну сторону, те поверили этому движению, а она, преспокойно развернувшись, двинулась в противоположном направлении.

В который уже раз мордовским советским вождям помогло умение держать паузу. В августе 1991 года Президиум ВС тянул время, не принимал никаких определенных решений, а когда ситуация прояснилась и стало ясно, кто в Москве одержал победу, на свет появился некий документ, который якобы подтверждал лояльность местной власти к победителям. Почти то же самое мы видим и после октября 1993 года. В большинстве субъектов Федерации выборы назначаются на март 1994 года, в Мордовии — на июнь, чем дольше — тем лучше. К марту-апрелю ситуация в центре меняется не в пользу октябрьских победителей: они проиграли выборы 12 декабря, им был нанесен мощнейший удар амнистией их политических противников. Наконец, как явный признак слабости Президента России и поддерживающих его сил оппозиция восприняла предложенное им соглашение о гражданском мире, сделанное явно не с позиции силы. Что же из всего этого следует? А то, что не нужно торопиться с выборами, центру сейчас явно не до Мордовии, так что можно спокойно перенести их на осень. В июне избиратель голосовать не пойдет, в июне он помидоры сажать будет, а вот осенью, когда он эти помидоры соберет, да засолит, да соленым помидорчиком закусит, тогда, может, и захочется ему проголосовать, тогда можно и выборы провести. А можно и не проводить, это уже как получится. До осени многое может произойти, оппозиция не скрывает свои надежды этой осенью взять реванш за свое прошлогоднее поражение.

В прессе всерьез обсуждается возможность государственного переворота этой осенью. А если это произойдет, никаких выборов и не нужно, Верховный Совет так и будет править столько, сколько сочтет нужным. А пока можно начать реанимацию Советской власти на местах в слегка закамуфлированной форме. Дело, конечно, не в самих Советах и депутатах, сами по себе они, скорее всего, глубоко безразличны правящей верхушке. Дело заключается в том, чтобы восстановить всю пирамиду Советов, вершиной которой должен быть Верховный Совет, и тем самым придать легитимность собственному всевластию. Особенно поражает цинизм, проявленный в отношении глав администраций. Сколько последнее время крокодиловых слез было пролито по поводу того, что они утратили свою легитимность после упразднения президентской и Советской власти, что их надо срочно избирать всем народом. И вот итог: они будут назначаться правительством совместно с Президиумом Верховного Совета. А ведь главы администраций являются органами местного самоуправления (согласно октябрьскому указу Президента России, они — главы местного самоуправления), а не низшее звено государственной власти, которое может назначаться вышестоящим органом. При таком порядке их назначения никаким самоуправлением и не пахнет. Самое печальное, что наглость республиканской власти действует, как взгляд удава на кролика, — она парализует волю политических противников, лишает их способности эффективно противостоять действиям правящей верхушки. Захочет ли федеральная власть должным образом отреагировать на брошенный ей вызов, пока тоже непонятно» [5].

В переносе же выборов в Госсобрание на осень, кроме желания руководства ВС добиться изменений в расстановке сил на федеральном уровне, есть еще одна сторона. Даже если предположить, что никаких радикальных перемен в стране до осени не произойдет и выборы все же придется проводить, Н.Бирюков и его сторонники тем не менее с помощью переноса выборов могут решить в свою пользу еще одну проблему — проблему новой Конституции Мордовии. Судя по всему, ее разработкой в нынешнем Верховном Совете никто не занимался — некогда было. Как говорится, для наших законодателей есть вещи поважнее Конституции. Естественно, что в оставшееся время разработать ее проект, обсудить и провести референдум 5 июня просто невозможно.

Следовательно, миссия отцов-основателей новой демократической Конституции Мордовии в этом случае легла бы на членов Госсобрания, которые были бы не связаны предыдущими законами и намерениями Бирюкова и Ко. Другими словами, какую Конституцию могло бы принять Госсобрание, никто не знает. Ясно одно, что оно вполне могло бы перечеркнуть всю конструкцию власти, созданную нынешним Верховным Советом, в том числе и восстановить президентство. В случае же переноса выборов на осень Верховный Совет располагает достаточным временем для того, чтобы разработать проект Конституции, причем такой, какой нужен нынешним правящим силами, и одновременно с выборами с Госсобрание провести по нему референдум. Если проект будет одобрен, а итоги предшествующих выборов показывают, что если за него будут агитировать коммунисты (а это, скорее всего, будет так, поскольку они демонстрируют полную поддержку Бирюкову и Верховному Совету), то он вполне может быть одобрен, тогда Госсобрание Мордовии, каким бы оно ни было, будет связано итогами референдума и будет вынуждено работать по бирюковской Конституции.

В нынешнем политическом кризисе в республике есть и еще один любопытный момент, касающийся расстановки политических сил. На протяжении последних двух лет складывалось впечатление, что в Верховном Совете есть председатель, послушное ему большинство депутатов и оппозиционная к нему большая часть членов Президиума. Однако похоже, что неудачная попытка отстранения Н.Бирюкова от власти на предыдущей сессии сломила его противников из числа руководителей парламента, и на нынешнем этапе Президиум Верховного Совета продемонстрировал почти монолитное единство.

С другой стороны, произошло еще большее размежевание Верховного Совета и правительства, которое дошло до прямого конфликта, и дальнейшее сближение правительства и наиболее влиятельных глав администраций.

Мотивы последних вполне понятны, так как решение Президиума Верховного Совета по существу восстанавливает на местах двоевластие: глава администрации — председатель Совета, которое на уровне местного самоуправления просто абсурдно. На практике этот пункт означает, что один хозяин территории, глава администрации, отвечает за все: за то, чтобы ходил транспорт, в больницах лечили людей, чтобы город не затопляли нечистоты и т.д., а второй, председатель, не отвечал бы ни за что конкретно, мог бы заниматься политиканством, вмешиваться во все, отвлекая людей от выполнения их основных обязанностей.

Правительство же для выполнения своих функций также заинтересовано в нормальной работе и взаимодействии с главами администраций внизу и федеральными органами наверху. Именно поэтому союзник Н.Бирюкова по прошлогоднему взятию местного Белого дома В.Швецов вынужден был все больше дистанцироваться от тех акций Верховного Совета, которые могли раздражать центральную власть [8].

13 апреля в 10 часов состоялось расширенное заседание президиума ВС, на котором приняли участие председатели бывших Советов. На заседании был проведен фактический подробный инструктаж механизма восстановления представительных органов власти на местах.

В тот же день после полудня состоялось заседание Совета Министров — правительства республики, на котором выражено несогласие с решением Президиума ВС. В администрацию Президента России направлено обращение с просьбой дать правовую оценку сложившемуся в республике политическому кризису. Главам администраций дано указание неукоснительно выполнять Указ Ельцина от 26 октября, запрещающий деятельность Советов на территории России. По сведениям представителя президента в Мордовии Валентина Конакова, просьба о правовой оценке направлена в Генеральную прокуратуру РФ прокурором республики П.Сенькиным. Москва не заставила долго себя ждать: по сообщению ИТАР-ТАСС от 27 апреля, для проверки соответствия правовых актов Республики Мордовия Конституции России президент Борис Ельцин образовал комиссию в составе представителей Министерства юстиции, Государственного правового управления и Управления по работе с территориями администрации главы государства. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщил руководитель аппарата Президента РФ Сергей Филатов.

По его словам, в Республике Мордовия со стороны ее Верховного Совета «предпринимаются активные действия по реанимации районных Советов народных депутатов. При этом руководство Верховного Совета республики откровенно ведет линию на невыполнение переходных положений Конституции России, в соответствии с которыми все правовые акты, действовавшие до вступления в силу нового Основного закона РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции России».

Цель созданной президентом комиссии — «подтолкнуть руководство Мордовии к выполнению новых конституционных норм Российской Феерации», — сказал Сергей Филатов, который по поручению Бориса Ельцина утвердил состав указанной комиссии. На момент подготовки материала деятельность комиссии на территории Мордовии замечена не была.

Несмотря на пристальное внимание СМИ как мордовского, так и российского масштаба и шумиху, поднятую вокруг «реанимирования Советской власти в Мордовии» к 20 апреля (сроку, определенному в «Постановлении...»), в республике ни в одном районе, городе, районе города (а таких в РМ — 27) к этой дате не было создано пресловутых Собраний депутатов — результат повсеместного отсутствия кворума [7].

Так, например, из необходимых для принятия решения 93 народных депутатов на собрании депутатов бывшего горсовета г.Саранска, которое состоялось 19 апреля, присутствовали лишь 45 человек.

Тем не менее уже 22 апреля в Чамзинском районе РМ со второй попытки было создано «собрание депутатов» в составе 25 человек, которое возглавил бывший председатель районного Совета Г.И.Шорин. Первым же постановлением президиум «собрания» объявил недоверие главе администрации А.К.Боляеву... Как говорится, лиха беда — начало...

4.    ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ1

4.1.       «Демократическая Россия»

Действия партий и движений всех направленностей были развернуты в основном вокруг нашумевшего постановления Президиума ВС от 11 апреля 1994 года. Так, Совет представителей республиканской организации «Демократическая Россия» принял заявление, в котором подчеркивает недопустимость переноса выборов в Госсобрание Мордовии с 5 июня 1994 года на 27 ноября 1994 года. Как отмечается в заявлении, решение 18-й сессии ВС Мордовии о переносе выборов не что иное, как нарушение принципа народовластия, игнорирование воли народа. Совет представителей требует от ВС РМ отменить свое решение и провести выборы 5 июня 1994 года [9].

4.2.       Президентская партия Мордовии

Президентская партия Мордовии приняла политическое заявление, в котором говорится, что республика переживает очередной «кризис — наступление номенклатурного клана» после того, как было упразднено президентство. Состояние экономики характеризуется как катастрофическое. Партия осуждает действия ВС по переносу срока проведения выборов в Госсобрание РМ и считает, что он выгоден народным депутатам, так как продлевается срок их пребывания у власти. Поэтому партия требует проведения выборов 5 июня 1994 года.

Совет партии призывает население Мордовии вступать в ее ряды, чтобы «дать отпор зарвавшейся номенклатуре» [10].

4.3.       ВКП(б), КП РФ

9 апреля состоялась партконференция республиканской организации Всесоюзной компартии (большевиков), прошедшая, как обычно, в лучших конспиративных традициях. Главный ее результат — устранение от руководства и предание анафеме лидера Александра Плодухина и, как следствие, прекращение перманентных противоречий внутри местного отделения ВКП(б).

Большевики Мордовии, в бытность Александра Плодухина их предводителем, были постоянно озабочены воспроизводством аргументов для убеждения, главным образом самих себя, в целесообразности своей автономности от коммунистов республики. Нередко за безрезультативностью поисков оснований этому оставалось лишь прибегать ко всяческой критике. Соответственно между большевиками и коммунистами, как это ни нелепо, происходили довольно частые конфликты. Львиная доля заслуг в их провоцировании принадлежала тому же большевистскому боссу Александру Плодухину. Тот даже как-то заявил, что «зюгановцы» являются их большими противниками, нежели «ельцинисты». Тем не менее такие взаимоотношения красных не помешали им на декабрьских выборах выступить единым фронтом.

На мартовской партконференции коммунистов республики предлагалось внести в устав пункт, по которому в организации предусматривалось бы существование фракций. Тем самым большевики, трансформируясь во фракцию, оказались бы подконтрольными лидерам КП РФ. Следовательно, с потерей ими большей части самостоятельности терял бы влияние на них и т.Плодухин. Но пункт не прошел, был лишь сохранен принцип двойного членства. В этой связи можно предположить, что смена первых лиц в местной организации ВКП(б) в немалой степени была инспирирована самими функционерами от компартии России. Примечательный факт: одного из бывших руководителей крайне левых, Вениамина Обручникова (в недавнем прошлом начальника СИЗО-1 г.Саранска), на той же конференции утвердили на посту заместителя председателя президиума Мордовского исполкома КП РФ.

Несомненно, на пути тесного взаимодействия республиканских организаций ВКП(б) и КП РФ сейчас не стоит ничего. Новый политический лидер Николай Кулаков поможет осознать, что они и коммунисты — это в основном одно и то же. С подобным осознанием, безусловно, придет и потеря независимости большевиками в плане определения приоритета деятельности.

4.4.       ЛДПР и КП РФ

С открытым письмом в Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственное собрание Республики Мордовия обратилась группа членов ЛДПР и КП РФ. Местные либерал-демократы и коммунисты протестуют против нарушений, которые, по их мнению, допускает Центризбирком в ходе подготовки к выборам в Госсобрание Мордовии.

Так, например, «Рекомендации по организации регистрации кандидата в депутаты Государственного собрания Республики Мордовия» были утверждены постановлением Центризбиркома 16 марта 1994 года, а опубликованы в печати лишь 6 апреля, после окончания приема документов окружными комиссиями. Между тем подобные документы, согласно 15-й статье Конституции РФ, должны публиковаться загодя, чтобы сборщики подписей знали все тонкости оформления документов. Жириновцы и коммунисты утверждают, что все это сделано с целью отбраковать подписные листы народных кандидатов и не допустить их регистрации. Так считают авторы письма.

Кроме того, в проверке подписных листов на местах принимали участие сотрудники администраций районов, а это, как сказано в письме, противоречит пункту 8 статьи 20 «Закона о выборах депутатов Госсобрания», согласно которой в проверке подписей должны принимать участие представительные органы власти.

Авторы письма нашли еще ряд нарушений в работе Центризбиркома. Они требуют, чтобы все отказы в регистрации кандидатов в депутаты были признаны недействительными и аннулированы [12].

5.    ЭКОНОМИКА

22 апреля состоялось совместное заседание правительства и Мордовского республиканского экономического союза. На встрече в очередной раз обсуждались вопросы, связанные с налогообложением, тарифами на электроэнергию, взаимоотношениями промышленных предприятий и банков и целый ряд других проблем.

Дискуссии, возникавшие в ходе подобных мероприятий, всегда были достаточно эмоциональными. Но данное заседание выделялось даже на фоне всех предыдущих. Это не означает, что директора промышленных предприятий, собравшиеся в зале заседаний, как-то по-особенному бурно выражали свое недовольство. Главное отличие состояло в том, что на этот раз уже не только промышленники в полной мере осознали, что расхожие слова «экономическая пропасть» действительно могут наполниться реальным содержанием.

Обвальный спад производства в I квартале 1994 года (по России — 24%, по Мордовии — более 93%) похоронил последние надежды на скорую стабилизацию. Если учесть, что спад в республике продолжается уже не первый год и к началу нынешнего года он приблизился к 50%, то можно смело утверждать, что сейчас мы имеем не производство как таковое, а лишь отдельные его очаги. По меткому выражению генерального директора АО «Электровыпрямитель» Ю.Д.Ютландова, «мы сейчас не работаем, а так, балуемся». Действительно, трехдневный график работы целого ряда предприятий по-другому охарактеризовать невозможно.

Статистические данные о положении в экономике и выступления директоров предприятий, кажется, произвели достаточно сильное впечатление на всех присутствующих. По крайней мере, в ходе заседания никто не пытался убедить промышленников, что их требования несправедливы.

Наибольшее число нареканий со стороны руководителей предприятий вызвала налоговая система и деятельность налоговых служб. Опять прозвучало требование отменить двухпроцентный сельскохозяйственный налог и некоторые другие местные поборы, ложащиеся непосильным бременем на товаропроизводителей. Практически все выступавшие выразили серьезную озабоченность положением с выплатой заработной платы. В республике укоренилась порочная практика, когда заработная плата работникам выплачивается лишь после того, как предприятие рассчитается со всеми налогами и иными отчислениями. Отступить от этого правила не представляется возможным, так как тут же применяют к нарушителям штрафные санкции.

Присутствовавшие на заседании представители налоговых служб объяснили это тем, что они руководствуются нормативными актами, принятыми органами законодательной власти.

Вполне возможно, что эти законы принимались из самых благих побуждений. Но в данной ситуации их исполнение может привести к очень тяжелым последствиям. До сих пор руководителям предприятий удавалось хоть как-то сохранить трудовые коллективы. Но сейчас положение осложнилось до предела. Рабочие, по несколько месяцев не получающие заработной платы, в конце концов не выдержат и уйдут, а скорее всего, они выйдут на улицы. В возможности этого сомневаться не приходится.

Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, промышленники предложили ввести отсрочку применения санкций к предприятиям, задержавшимся с выплатами в бюджет, и дать им возможность выплатить заработную плату своим работникам. Любопытно, что это требование было поддержано председателем пенсионного фонда. Факт очень примечательный, так как пенсионный фонд непосредственно заинтересован в своевременном поступлении средств от налогов. За введение отсрочки высказался также министр финансов.

Со стороны правительства на этот счет также не было резких возражений: если не считать замечания В.Н.Швецова, что правительство — не законодательная власть. Тем не менее он тут же отдал распоряжение министру финансов уменьшить ставки налогов там, где это возможно, до предела. Трудно сказать, насколько эти меры окажутся эффективными.

По его же словам, возможности для маневра в системе налогообложения крайне ограничены по причине недостаточного поступления средств из России.

Не менее важной для промышленности остается проблема энергоснабжения. Только за прошедший квартал цены на электроэнергию под различными предлогами повышались 4 раза. Вмешательство правительства стало просто необходимым. Ссылки на высокую энергоемкость производств безосновательны. Заводы оплачивают не всю потребляемую мощность, а установленный объем поставок. То есть экономить энергию бессмысленно. Характерно, что на этот раз обсуждение энергетической проблемы обошлось без препирательств. Видимо, настал тот момент, когда в правительстве поняли, что требования промышленников не беспочвенны и их нужно принимать к сведению.

Большое внимание было уделено проблеме неплатежей и налаживанию постоянного взаимодействия между правительством и руководителями предприятий. В.Н.Швецов принял предложение директоров создать в правительстве комитет, занимающийся делами промышленности, и пообещал промышленникам оказывать всемерную поддержку, как материальную, так и моральную. Позицию премьера по этим вопросам можно только приветствовать. Удивляет лишь то, что до этого момента во властных структурах крупной промышленностью по большому счету никто не занимался [13].

Завершается подготовка к посевной кампании. Однако, по данным управления статистики, к концу апреля в целом по республике в неисправном состоянии находился каждый четвертый трактор и грузовой автомобиль, каждый второй зерноуборочный комбайн. В хозяйствах Атюрьевского, Зубово-Полянского, Старошайговского, Кочкуровского районов Мордовии треть тракторного парка не готова к выходу в поле.

Намного хуже положение с подготовкой уборочных машин. Так, например, в Кадошкинском районе из 109 зерновых комбайнов в исправном состоянии только 27. Более 60% этой техники ждет ремонта в хозяйствах Краснослободского, Чамзинского, Инсарского районов Мордовии.

В январе-марте на нефтесклады колхозов и совхозов поступило дизельного топлива на 35%, бензина на 50% меньше, чем за тот же период прошлого года. Запасы нефтепродуктов в хозяйствах к прошлогоднему уровню составляют всего 30-40%. Особенно большой дефицит горюче-смазочных материалов сейчас испытывают сельскохозяйственные предприятий Торбеевского, Ромодановского и ряда других районов республики [14].

Источники

1. Накануне // Мордовия.— 1994.— №15 (191), 7-13 апреля.

2. Накануне // Мордовия.— 1994.— №15 (191), 7-13 апреля.

3. Матеева А. Шаг назад, два шага вперед // Мордовия.— 1994.— №16 (192), 4-20 апреля.

4. Дудко И. Правовой сепаратизм Мордовии // Вечерний Саранск.— 1994.— №17 (88), 22 апреля.

5. Д.Доленко. Реанимация // Вечерний Саранск.— 1994.— №16 (86), 15 апреля.

6. Замятина Т. // ИТАР-ТАСС.— 1994.— 27 апреля.

7. Первый раунд проигран // Столица С.— 1994.— 22 апреля.

8. Доленко Д. Весеннее наступление // Вечерний Саранск.— 1994.— №17 (88), 22 апреля.

9. Движение «Демократическая Россия» требует отмены решения ВС РМ // Вечерний Саранск.— 1994.— №16 (86), 15 апреля.

10. Козин С. Партия осуждает // Известия Мордовии.— 1994.— №73, 20 апреля.

11. Сабуров В. Большевистские рокировки // Вечерний Саранск.— 1994.— №17 (88), 22 апреля.

12. Центризбирком обвиняют в нарушениях закона // Саранские вести.— 1994.— №76 (797), 23 апреля.

13. Полозов С. Очаги производства еще сохраняются // Вечерний Саранск.— 1994.— №15 (84), 29 апреля.

14. Михайлов А. Худо дело перед севом // Известия Мордовии.— 1994.— №68, 29 апреля.