Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Николай ПОГОДАЕВ

Томская область

в апреле 1994 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.       Исполнительная власть

При областной администрации создан Координационный комитет по содействию занятости населения Томской области. Его возглавил заместитель главы областной администрации Валерий Хохлов. В состав этого органа вошли представители администраций городов области, директор исполнительной дирекции МПО Николай Разумов, председатель обкома профсоюзов работников лесных отраслей Анатолий Алексеев, председатель областного женсовета Екатерина Версткина и другие. «Комитету предстоит объединить усилия государственных, хозяйственных органов, профсоюзных и общественных организаций для разработки и выполнения областной программы занятости области и распространения положительного опыта по трудоустройству, в организации переподготовки и профессионального обучения» [1].

Не ясно пока, зачем создана эта структура, дублирующая многие иные органы, особенно Управление труда и занятости, возглавляемое сегодня Г.Шаминым. Возглавляет эту новую структуру новый для областной администрации человек — заместитель главы администрации В. Хохлов. Можно предположить, что это всего лишь звено более широкой рокировки, которое трудно понять без представления о глубинных изменениях, происходящих в областной администрации.

 

В обзоре за февраль 1994 года [39] упоминалось о постановлении областной администрации №67 «О порядке регистрации граждан, прибывших временно на территорию Томской области из стран ближнего зарубежья». В конце марта 1994 года прокурор области принес протест на это постановление с требованием его отмены. По мнению прокурора, постановление является нарушением Конституции РФ и носит дискриминационный характер. Глава областной администрации отклонил протест прокурора, предложив свое видение этой проблемы [2].

1.2.       Областная и городская думы

Решением областной избирательной комиссии зарегистрированы следующие депутаты областной Думы:

Тютрин Иван Илларионович, Ковалев Юрий Яковлевич, Макаров Александр Сергеевич, Мальцев Борис Алексеевич, Рубцов Евгений Леонидович, Коновалов Геннадий Викторович, Поморов Александр Адрианович, Ильин Сергей Павлович, Вяткин Николай Александрович, Зверев Юрий Михайлович, Макаренко Иван Александрович, Колеров Олег Петрович, Портнов Владимир Емельянович, Грачев Николай Григорьевич, Меренков Владимир Николаевич, Феденеев Александр Михайлович, Сергеенко Геннадий Николаевич, Зотов Александр Павлович, Вельтмандер Иллар Эрнстович [3].

Председателем Думы избран Б.А.Мальцев, его заместителями избраны С.П.Ильин и А.М.Феденеев [4].

В составе Думы сформировано три комитета: бюджетно-финансовый (председатель — И.Макаренко), правовой (председатель — С.Ильин), контрольный (председатель — О.Колеров). Сначала планировалось, что в составе Думы будет создан и Комитет по социальной политике, но в дальнейшем от этой идеи отказались. Принято решение о том, что Дума не будет иметь своего печатного органа, сотрудничая со всеми средствами массовой информации. В качестве главной задачи Думы Б.Мальцев видит поддержку промышленных предприятий, которая должна выражаться в создании условий для привлечения инвестиций. Руководителем аппарата Думы назначена Любовь Бабич [5].

Численность аппарата Думы вместе с постоянно работающими депутатами предполагается около 40 человек. Расходы на содержание областного парламента составят около 40 процентов от расходов на содержание областной администрации. Причем зарплата председателя Думы будет такой же, как зарплата главы администрации. Председатель Думы декларировал открытость возглавляемой им структуры для средств массовой информации и призвал журналистов помочь в становлении областной Думы [6].

По мнению одного из участников только что прошедших выборов в областную Думу (правда, не попавшего в ее состав), деятельность этого органа будет сосредоточена главным образом на двух проблемах: во-первых, это борьба за власть в целях создания базы для будущей борьбы за место губернатора, во-вторых, отраслевое и территориальное лоббирование [7].

Судя по сегодняшнему составу областной Думы и по заявлениям некоторых ее членов, для этой точки зрения есть достаточно веские основания. Хотя только время может показать истинное лицо нового представительного органа власти области.

 

Основной проблемой первого заседания городской Думы стало обсуждение регламента. Эта проблема вызвала горячие споры. Затем мэр познакомил депутатов с положением дел в городе, с проблемами, которые решает мэрия и к которым надо подключаться депутатам. Определенный правовой нигилизм некоторых депутатов Думы заместитель мэра города Г.Шапиро объяснил трудностями начального периода работы нового органа власти [8].

1.3.       Финансовая и налоговая политика областной и городской администраций

В целях снижения стоимости стоматологических услуг, оказываемых населению Томска, мэр г.Томска Г.Коновалов освободил с 1 апреля 1994 г. стоматологические предприятия, учреждения и организации различных организационно-правовых форм от уплаты налога на прибыль в пределах сумм, направляемых в бюджет Томска [9].

 

По распоряжению главы администрации Томска Г.Коновалова с января 1994 г. вводится норматив отчислений в фонды накопления муниципальных предприятий г.Томска в размере не менее 30% от прибыли, остающейся в распоряжении этих предприятий [10].

 

В Томске существует 15 местных налогов и сборов. Их доля в местном бюджете не превышает 7%. 12 видов местных налогов и сборов — лицензионные и заявительные. Основные виды налогов, которые распространяются на промышленные и другие предприятия всех организационных форм собственности, это: целевые сборы, сборы за уборку территории, сборы за содержание жилого фонда. Это налоги прямого действия, и установлены они непосредственно городом. Целевые сборы идут на финансирование органов милиции и подготовку Томска к зиме.

К числу лицензионных налогов и сборов относятся следующие:

Сборы:

— за право торговли винно-водочными изделиями и пивом,

— за право торговли,

— за выдачу ордера на квартиру,

— с владельцев собак,

— за право проведения местных аукционов и лотерей,

— за проведение кино- и телесъемок,

— со сделок, совершаемых на биржах,

— за право использования местной символики,

— за открытие игорного бизнеса,

— за право торговли товарами, облагаемыми акцизами.

Ставки этого сбора установлены за торговлю автомобилями, автошинами, табачными, ювелирными, ковровыми, меховыми изделиями, одеждой из натуральной кожи, высококачественными изделиями из хрусталя.

Взимается и транспортный налог [11].

 

Глава администрации Томской области В.Кресс подписал постановление №124-а «Об областном бюджете на 1994 год». Бюджет принят к исполнению по доходам в сумме 256847,8 млн. руб., по расходам 829943,1 млн. руб. Таким образом, дефицит бюджета составит сумму свыше 573 миллиардов рублей, или 69% к объему расходов.

Установлено, что с 1 апреля 1994 г. в бюджет области будет зачисляться 25% налога на добавленную стоимость. В список плательщиков областного бюджета по налогам на прибыль, добавленную стоимость и акцизам включено Управление федеральной почтовой связи Томской области.

С 1 апреля на территории Томской области для отдельных категорий плательщиков вводятся налоги и сборы целевого назначения:

— для финансовой поддержки малого и среднего бизнеса — целевой налог, взимаемый с коммерческих банков, Сбербанка и их филиалов, а также страховых компаний и других кредитных учреждений в размере 2% от дохода;

— в целях стимулирования развития местных товаропроизводителей — сбор за розничную продажу ввозимых на территорию области алкогольных напитков и пива в размере 10% выручки;

— для разработки новейших технологий — сбор от валютной выручки предприятий и организаций, проводящих операции в иностранной валюте, в размере 2% [12].

2.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1.       Статистика о ситуации в области

Областным Управлением статистики опубликованы данные по социально-экономическому положению Томской области в первом квартале 1994 г. В краткой аннотации говорится, что «развитие экономики области в квартале 1994 г. происходило под влиянием экономических преобразований, призванных обеспечить переход к рыночным отношениям. Продолжали формироваться контуры новой экономики области. Все большую роль начинает играть негосударственный сектор экономики, в котором сейчас непосредственно заняты более 40% работающих.

В результате снятия прямого административного контроля большинство госпредприятий и колхозов функционирует в условиях необходимости адаптации к рыночным условиям. На областном уровне практически сняты ограничения на формирование цен, их уровень в значительной степени складывается под воздействием спроса и предложения. Принимаемые меры по стабилизации социально-экономического положения хотя и незначительно, но позволили сдержать наметившееся к концу прошлого года резкое снижение производства в промышленности. Вместе с тем в целом социально-экономическая ситуация продолжает оставаться сложной. Итоги первого квартала 1994 г. характеризуются значительным уменьшением производства и инвестиционной активности, кризисом взаимных неплатежей предприятий, высокими темпами инфляции, ощутимым снижением уровня жизни населения» [13].

2.2.       Работа представителей ЕБРР в Томске

Европейский банк реконструкции и развития прислал в Томск своих экспертов, чтобы определить возможность работы здесь. Возглавляют группу координатор проекта Илонка Рюле и долгосрочный эксперт Аня Петерс-Фрайтаг. Намерения банка — с помощью небольших кредитов поддержать малый бизнес. Кроме Томска эксперты банка работают в Туле и Новгороде. Все эти города известны своими оборонными заводами. Кредиты будут выдаваться на срок от трех месяцев до года [14].

2.3.       Совместные предприятия

По словам заместителя главы областной администрации Н.М.Белоусова, в области действует около 80 совместных предприятий, в основном в сфере добычи сырья — нефти и леса. Это составляет один процент от общего объема производства области. При возрастающих таможенных пошлинах вывозить сырье становится все невыгоднее, нужна переработка. Поэтому возрастает интерес к технологиям, новым идеям. В связи с этим областная администрация прорабатывает вопрос о строительстве бизнес-центра, заявляет о разработке программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Именно этим проблемам будет посвящено одно из очередных заседаний «Сибирского соглашения», которое пройдет в Томске. Глава областной администрации Томска В.М.Кресс избран председателем комитета по развитию малого и среднего бизнеса [15].

 

Томскими нефтяниками подписан контракт с израильской фирмой «Бейтинг инженеринг ЛТД» на строительство газокомпрессорной станции. Израильтяне выиграли конкурс, обойдя американцев и французов. До этого многие годы «Томскнефть» несла огромные убытки, сжигая в газовых факелах ценнейшее сырье. 70 скважин на Лугинецком месторождении были законсервированы из-за высокого содержания газового фактора. В год там недополучали по четверти миллиона тонн нефти. Обращение к зарубежной компании связано с тем, что в России укомплектовать такой сложный объект, как газокомпрессорная станция, сегодня невозможно. Запуск станции в эксплуатацию планируется через полтора года [16].

2.4.       Проблема ценообразования на энергоресурсы

Одним из камней преткновения в развитии и функционировании многих отраслей хозяйства является дороговизна энергоресурсов. В Томске этот вопрос стал предметом подробного разбирательства. По инициативе руководства промышленных предприятий Томским территориальным управлением Госкомитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ТТУ ГКАП России) была создана специальная комиссия, проверившая обоснованность устанавливаемых АО «Томскэнерго» тарифов. Выяснилось, что томские энергетики закладывают в тариф на электроэнергию расходы на строительство и еще некоторые другие траты. В результате выходит, что, получая киловатт электроэнергии по единой энергетической системе стоимостью 12 руб. 41 коп., от Сибирского химкомбината — по 8 руб. 30 коп., производя собственную по себестоимости 5 руб. 84 коп., потребителю томские энергетики выставляли энергию по 48 руб. 46 коп., а промпредприятиям — по 62 руб. 27 коп [17].

Несмотря на выводы комиссии, пересмотра тарифов не предвидится [18].

Данная проблема стала предметом рассмотрения и в рамках «Сибирского соглашения», участники которого обсудили вопрос об изменении методики расчета тарифов на энергоносители. Принято решение направить в Правительство РФ документы с предложениями об изменении методики и упрощении формирования тарифов [19].

2.5.       Чековые аукционы

Подведены итоги чекового аукциона по продаже акций АО «Томскнефть», состоявшегося в феврале. На один приватизационный чек пришлось лишь по 125 рублей. Отчасти это объясняется тем, что из 18% выставленных на аукцион акций 14 осели в Москве. Центр вложил большие средства в АО «Томскнефть» для того, чтобы управлять объединением. Известно, что «МММ-инвест» «сбросил» 100000 чеков. В Москве сегодня вращается до 70% всех денежных ресурсов страны, поэтому столице не трудно влиять на любой из проводимых аукционов. На этот раз на ее долю пришлось 800000 чеков. Аукцион продемонстрировал ущемление столицей интересов регионов. В мае ожидается чековый аукцион по продаже Томского нефтехимического комбината [20].

 

На денежном аукционе 22 апреля акции «Томскнефти» номиналом 125 рублей были проданы по цене от 1500 до 2500 рублей. Был выставлен небольшой пробный пакет (1655 штук) этого АО, и в процессе торгов цена лотов неоднократно повышалась.

За акции лесокомбината «Орехово» боролись несколько покупателей, цена лотов повышалась на 9-11 шагов. В результате акции номиналом 200 рублей были куплены по цене 1500-2900 рублей за штуку. Хорошо шли акции «Томскмебели», «Томскагротранса», был продан большой пакет (28611 штук) Томского завода резиновой обуви. Акции «Томскстроя» и «Томскгазстроя» пришлось снять с торгов — не нашлось покупателей [21].

2.6.       Интервью с Е.Гайдаром

В местной прессе появилось интервью томского корреспондента с экс-премьером правительства России Е.Гайдаром. В нем Егор Тимурович дает ответы на самые животрепещущие вопросы современной экономической жизни России, а следовательно, и Томского региона.

Первой анализируется проблема взаимонеплатежей предприятий. Е.Гайдар увязывает ее с законодательством о банкротстве. Чем оно мягче, тем ниже уровень финансовой ответственности, тем интенсивнее кризис неплатежей. Финансовые вливания используются предприятиями для того, чтобы держать свои средства на вкладах в коммерческих банках и в коммерческих структурах.

Вторая проблема — налогообложения рассматривается экс-премьером лишь как производная от величины государственных расходов. Лишь сократив последние, государство может сократить налоги. Здесь же рассматривается проблема налогообложения производителей и коммерческих структур. Далее рассматривается еще ряд проблем [22].

Статья производит двоякое впечатление. Е.Гайдар еще раз демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание современных экономических процессов. В то же время эта статья в провинциальной газете, которую прочтут несколько тысяч, а поймут лишь несколько сот человек, вновь свидетельствует, что Гайдар остался верен не только сильным сторонам своей натуры — способности к глубокому анализу происходящего, но сохранил и прежние слабости — неумение донести свои мысли до широкой аудитории, обезоруживая тем самым своих оппонентов. Мышление Гайдара концептуально, но, к сожалению, не политично.

Судьба новой партии «Выбор России», о которой Гайдар кратко упоминает в этом интервью, будет во многом зависеть от того, найдутся ли в ее руководстве люди, способные транслировать идеи Гайдара на различные социальные категории населения. Сам Егор Тимурович вряд ли сможет это сделать. Ибо даже в популярном тексте интервью задачи новой партии он определяет как «защиту нормального цивилизованного пути развития России». Такой подход может понять интеллектуал, да и то при хорошей зарплате, но рядовому читателю и избирателю это мало о чем говорит.

2.7.       Проблемы малой приватизации

Процесс малой приватизации в Томске имеет свою определенную специфику, о которой уже шла речь в некоторых прошлых информационно-аналитических материалах нашего центра. О некоторых существенных чертах процесса малой приватизации в Томске говорит в своем интервью председатель городского комитета по управлению имуществом В.В.Еремин. Что касается количественных данных, то на начало марта приватизировано 140 объектов, осталось 105. В бюджет городской администрации с аукционов поступило 3,5 млрд. рублей.

Цель городского комитета по управлению имуществом была в том, чтобы «максимально оградить от издержек приватизации те слои населения, которые наименее защищены в рыночных условиях, — инвалидов, участников войны, пенсионеров, многодетные семьи». Для этого из 59 магазинов, парикмахерских, столовых 20 сделали объектами социальной поддержки. КРУ области не раз выносило по этому поводу протест, но комитет стоял на своем, опираясь на поддержку горсовета, глав городской и областной администраций.

Во-вторых, комитет по управлению имуществом стремился к тому, «чтобы хозяевами стало как можно больше трудовых коллективов». По мнению В.Еремина, «люди, которые работают на предприятии, больше заинтересованы в том, чтобы оно не распалось и сохранило свой профиль, нежели те, кто приобретает его в частное владение». Откровением звучат слова: «В конце концов дело не в форме собственности, а в том, какой руководитель стоит у руля» [23].

Эти и другие доводы председателя городского комитета по управлению имуществом сводятся к сетованию по поводу провала «народной приватизации» и «заботам» о благе малоимущих. Создается впечатление, что этого выпускника кафедры политэкономии госуниверситета насильно заставили строить капитализм и он изобретает всевозможные партизанские методы, чтобы этого не делать. Понимания того, что либо в России будет создаваться класс эффективных собственников, либо судьба ее экономики бесперспективна, к сожалению, нет.

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.       «Выбор России»

В Томске заявлено о формировании здесь областной партийной организации в составе общероссийской политической партии с условным названием «Выбор России». Заявление об этом зачитал на своей пресс-конференции один из ее организаторов, депутат Государственной Думы от Томской области Владимир Бауэр. Члены оргкомитета заявляют о необходимости противопоставить «силам, готовящим возврат безраздельного господства чиновников», не раздробленные демократические движения, а организованную политическую силу, каковой и будет общероссийская партия реформ, порядка, стабильности.

Объединение в партию, говорится в заявлении, необходимо для подбора, обучения, выдвижения и проведения своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти на будущих выборах. Партия будет отстаивать принципы коллективной работы, ответственности за выполнение устава и программы. Заявление заканчивается призывом к тем, кто поддерживает эти идеи и цели, вступить в новую партию.

Заявление подписали А.Адаховский, В.Арбит, В.Бауэр, В.Большанин, В.Бурнашов, В.Бяликов, В.Иваницкий, В.Каштанов, А.Кобзев, В.Кононенко, Г.Кораблев, С.Красинский, И.Лернер, А.Макаров, В.Новицкий, В.Оккель, Н.Петров, А.Подойников, А.Прадед, Н.Просвирин, М.Рустамов, С.Солодков, А.Таенков, В.Танаков, И.Тоболкина, А.Трофимов, В.Тырышки, А.Филонов, Н.Юров, Ю.Янкелевич.

По мнению В.Бауэра, это в основном новые люди, ранее не светившиеся на политическом небосклоне, но занимавшие активную политическую позицию. Чтобы стать членом новой партии, необходимо заручиться поддержкой других членов партии и не состоять в другой. Областная партийная конференция состоится 21 мая [24].

В районах и городах области развернута информационно-агитационная работа по объединению сторонников «Выбора России». Ведут ее координаторы В.Оккель, начальник местного ДРСУ (с.Кожевниково), М. Рустамов, генеральный директор АО «Зырянское», В.Танаков, редактор районной газеты «Наша жизнь» (с.Бакчар). Определяются кандидатуры организаторов в Стрежевом, Асине, Первомайском, Кедровом и других населенных пунктах [25].

Программа партии — это программа движения «Выбор России», сформировавшаяся в преддверии декабрьских выборов 1993 г., улучшенная, трансформированная с учетом и признанием ошибок, допущенных в ходе реформ. Планируется, что новая партия будет представлять собой не аморфную структуру, а иметь индивидуальное членство, институт рекомендации при вступлении, невозможность совмещения членства в этой партии с пребыванием в какой-либо другой [26].

Решение о вступлении в эту новую партию приняли и члены координационного совета Томского отделения «ДемРоссии» [27].

3.2.       Блок «ЯБЛоко»

В апреле состоялось собрание членов Томского регионального информационного центра Республиканской партии (томской фракции «ЯБЛоко»). На собрании обсуждены вопросы политической ситуации в области. Большинство собравшихся высказались в пользу отношений конструктивной оппозиции с областной исполнительной властью. С областной Думой и органами местного самоуправления возможно сотрудничество, если они примут идею развития региональной политики. Принято решение участвовать в предстоящем собрании Томского отделения РПРФ в качестве наблюдателей. И, наоборот, решено никак не участвовать в склоках вокруг поста представителя президента, так как «ЯБЛоко» считает этот пост рудиментом псевдодемократии. Установлен контакт с пресс-службой «ЭПИцентра» и с фракцией «ЯБЛоко» в Государственной Думе. Поставлена задача создания томского регионального центра по разработке региональных программ. В качестве возможных направлений работы определены следующие:

— проблема недропользования;

— проблема внешнеэкономических связей области;

— инвестиционные программы;

— проблемы северных территорий;

— проблемы национальных культур малых народностей и др [28].

3.3.       Антифашистский комитет

Томский областной антифашистский комитет поддержал обращение своих московских коллег к Президенту РФ с просьбой о принятии закона о запрете фашистских организаций. В заявлении томских антифашистов говорится, что «призывы к насилию, к свержению власти, захвату предприятий и созданию военизированных формирований все чаще имеют место в выступлениях коммунистических, национал-патриотических и некоторых иных радикалов, что, по действующим законам, является основанием для принятия властями мер административного и даже уголовного преследования».

Обращается внимание на то, что в Томске, в стенах госуниверситета, функционирует клуб «Патриот», листовки которого, расклеенные по всему городу, «невозможно читать без горького стыда и за клуб, и за вуз, и за город...». Заявление подписано Борисом Крейнделем, сопредседателем Томского областного антифашистского комитета [29].

3.4.       Профсоюзы

Координационный комитет Федерации профсоюзов Томской области принял обращение к членам профсоюзов Томской области по подготовке к проведению 1 Мая. В нем говорится, что «главной традицией Первомая являются единство и солидарность людей наемного труда в борьбе за свои права» [30].

Требования профсоюзов Томска вполне адекватны времени, месту их в обществе и уровню понимания проблем. Но обращает на себя внимание именно использование фразы «солидарность людей наемного труда», впервые прозвучавшей в профсоюзной риторике. Это свидетельствует об определенной трансформации менталитета этой общественной организации. Происходит вполне естественная и совершенно необходимая в цивилизованном обществе дифференциация видов труда. Признание специфики наемного труда, с присущим наемным рабочим самосознанием, призвано как вычленить проблемы этой категории трудящихся, так и признать наличие труда иного рода — труда не по найму, труда собственников и т.д. Это возвращение к тред-юнионистской, социал-демократической парадигме свидетельствует о постепенном отходе профсоюзов от ультралевой (марксистско-ленинской) концепции труда. В этих дефинициях проявляется постепенное изменение социальной структуры общества и формирование социального самосознания различных социальных страт современного российского общества.

 

Что же касается требований профсоюзов, то они состоят в следующем:

— прекращение спада производства путем изменения налоговой политики, поддержки отечественных производителей и товаропроизводителей, решения проблемы взаимных неплатежей;

— гарантии полной и своевременной выплаты заработной платы индексацией по ее задолженности;

— выработка и принятие областной программы выхода из социально-экономического кризиса;

— принятие государственной программы занятости, предотвращающей угрозу массовой безработицы;

— безопасность граждан на твердой экономической основе;

— государственное регулирование цен на энергоносители, лекарства, товары первой необходимости [31].

3.5.       Левые организации

Объединение избирателей «За труд и справедливость» выступило с заявлением, в котором дало свою оценку прошедших выборов в местные органы представительной власти. Там же были подтверждены основные требования этого объединения:

— возврат трудящимся крупнейших фабрик и заводов;

— запрет купли-продажи земли;

— осуществление разумного государственного регулирования и планирования;

— экономическое развитие в интересах всего народа;

— возврат государственного долга вкладчикам трудовых сбережений;

— обеспечение жильем и умеренная плата за него;

— дешевые продукты питания и лекарства;

— достойное пенсионное обеспечение и всемерная социальная защита населения.

Данная организация выступает «за создание рабочих комитетов, советов, способных распоряжаться собственностью народа и осуществлять контроль трудящихся за производством и потреблением» [32].

 

Один из лидеров томских коммунистов, А.Лопарев, весьма критически откликнулся на подготовку соглашения о гражданском мирном сотрудничестве. Основными этапами реализации этого соглашения должны стать, по его мнению, «немедленный, добровольный и одновременный уход в отставку Президента и Правительства РФ; формирование правительства национального согласия; выборы президента и глав администраций в конце 1994 г.» [33].

Здесь же заявляется, что «кое-кому награбленное придется вернуть, словоблудам — покаяться, правительству... поработать над... созданием таких условий, при которых рабочие и крестьяне начнут упорно трудиться...».

 

Эти и многие другие материалы, касающиеся деятельности современных коммунистических организаций, свидетельствуют о том, что коммунистическая идеология не может адаптироваться к нормальным (жизнеспособным) моделям социально-экономического развития общества. Она объединяет и вдохновляет те социальные слои общества, сознание которых восприимчиво лишь к примитивным уравнительным концепциям, неминуемо несущим в себе культ социального насилия.

4.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АССОЦИАЦИИ «СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ»

В двадцатых числах апреля в Барнаул из Томска отправился новый начальник Томского управления труда и занятости Г.Шамин. В ходе заседания ассоциации планируется учредить новый комитет — по вопросам труда, занятости и миграции [34].

5.    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Специальная комиссия по комплексной экспертизе влияния деятельности Сибирского химического комбината на состояние окружающей среды и здоровье населения опубликовала доклад. В нем содержится анализ данных по радиационной и химической обстановке на территории Томской области в районе СХК, а также об экологической и медико-санитарной ситуации.

Структурно доклад состоит из введения, характеристики СХК, выводов и рекомендаций, сделанных комиссией, аналитической части, содержащей экспертные оценки представленных данных, и приложения, включающего в себя исходные материалы, использованные в работе комиссии. Отмечается, что радиоактивные загрязнения окружающей среды в целом не выходят за пределы установленных норм. В то же время на фоне общего массированного антропогенного воздействия на экосистему достоверно выделить влияние (радиационное и химическое) СХК на экологическую и медико-демографическую ситуацию в Томской области на основании представленных комиссией документов не представляется возможным. Требуются дополнительные системные исследования [35].

Оппонентом комиссии выступает один из ее членов, заведующий кафедрой Томского политехнического университета Леонид Петрович Рихванов. По его мнению комиссией проигнорированы строго зафиксированные специалистами-гидрогеологами факты, свидетельствующие, что томичи находятся на начальной стадии формирования опасной ситуации для томского водозабора в силу соседства в Северске хранилища жидких РАО и источника подземного водоснабжения областного центра. Проигнорированы и факты, представленные томскими медиками о повышении заболеваемости у жителей Томска крови и кроветворных органов. Не вошла в доклад и информация о важнейшей проблеме для 30-километровой зоны — о выбросах газообразного бета-излучателя — криптона-85, радиационный фактор воздействия которого на население не учитывается, хотя признано, что он является основным дозообразующим компонентом.

Рихванов выступает за проведение действительной государственной экспертизы именно той организацией, к прерогативе которой относится эта проблема, — Министерством природы. Без этого, считает автор, нельзя вновь приниматься за обсуждение вопроса о строительстве хранилища делящихся материалов [36].

Письмо с выражением недоверия к результатам вышеназванной комиссии направили в адрес правительства России и Комитета по экологии Государственной Думы томское движение «Экологическая инициатива», областная федерация профорганизаций и ряд других общественных организаций [37].

По предложению областного и городского комитетов по экологии лабораторией биоиндикации и экологического мониторинга биолого-почвенного факультета Томского госуниверситета выполнена серия работ по оценке состояния окружающей среды на территории Северного промузла, Томска-областного, южного пригорода. Ведутся работы в зоне следа аварии на СХК [38].

Источники

1. В помощь безработным // Народная трибуна.— 1994.— 5 апреля, С.1.

2. О протесте прокурора области // Народная трибуна.— 1994.— 6 апреля, С.1.

3. О регистрации депутатов областной Думы... // Томский вестник.— 1994.— 12 апреля, С.2.

4. Свинин В. Дебют состоялся // Томский вестник.— 1994.— 16 апреля, С.2.

5. Свинин В. Областная Дума хочет стать реальной властью // Томский вестник.— 1994.— 23 апреля, С.2; Свинин В. Условия для работы созданы // Томский вестник.— 1994.— 29 апреля, С.2.

6. Паладин С. Борис Мальцев о структуре областной Думы // Красное знамя.— 1994.— 26 апреля, С.1; Райм И. Областная Дума: шаг вперед... // Народная трибуна.— 1994.— 29 апреля, С.1.

7. Попов О. Заметки скептика... // Томский вестник.— 1994.— 27 апреля, С.3.

8. Счастная Н. Топтание на месте... // Томский вестник.— 1994.— 27 апреля, С.1; Паладин С. Городская Дума показывает норов // Красное знамя.— 1994.— 28 апреля, С.1.

9. В мэрии Томска // Томский вестник.— 1994.— 28 апреля, С.2.

10. В мэрии Томска // Томский вестник.— 1994.— 29 апреля, С.2.

11. Куда идут наши денежки? // Томский вестник.— 1994.— 29 апреля 1994 г., С.2.

12. Авансы и долги... // Красное знамя.— 1994.— 29 апреля, С.6.

13. Социально-экономическое положение Томской области... // Народная трибуна.— 1994.— 29 апреля, С.2-3.

14. Борзикова Л. Европейский банк выделит кредиты малому бизнесу Томска // Томский вестник.— 1994.— 6 апреля, С.1.

15. Губская Н. Помочь можно, но не каждому // Красное знамя.— 1994.— 8 апреля, С.9.

16. Юшковский В. Газовый «пистолет» дал осечку // Красное знамя.— 1994.— 13 апреля, С.1.

17. Иванов В. Монополист всегда прав? // Красное знамя.— 1994.— 13 апреля, С.2; Чуков Н. В чьи ворота? // Народная трибуна.— 1994.— 16 апреля, С.1.

18. Иванов В. Перерасчета тарифов не будет // Красное знамя.— 1994.— 14 апреля, С.2.

19. Платить за электроэнергию будем меньше? // Народная трибуна.— 1994.— 5 апреля, С.1.

20. Борзикова Л. Действительность превзошла ожидания // Томский вестник.— 1994.— 16 апреля, С.2.

21. Дульбеева Л. Акции «Томскнефти» — за рубли // Томский вестник.— 1994.— 27 апреля, С.2.

22. Гайдар Е. «Не надо цепляться за останки разбитого корабля» // Красное знамя.— 1994.— 21 апреля, С.3.

23. Быстрова Н. «Консерватизм» во благо малоимущих // Красное знамя.— 1994.— 28 апреля, С.2.

24. Свинин В. Создается еще одна партия... // Томский вестник.— 1994.— 9 апреля, С.3; Время политиков-одиночек прошло // Красное знамя.— 1994.— 5 апреля, С.1.

25. «Выбор России» и партийное строительство // Томский вестник.— 1994.— 16 апреля, С.2.

26. Бауэр В. Пришло время создавать партию // Красное знамя.— 1994.— апреля, С.2.

27. Наш выбор — «Выбор России» // Народная трибуна.— 1994.— 29 апреля, С.1.

28. Анатольев З. Выбор России — «ЯБЛоко» // Народная трибуна.— 1994.— 27 апреля, С.2.

29. Антифашисты требуют... // Томский вестник.— 1994.— 7 апреля, С.3.

30. Павлов А. Перед Первомаем // Красное знамя.— 1994.— 14 апреля, С.1.

31. Обращение... Народная трибуна.— 1994.— 8 апреля, С.1.

32. Наше счастье — в нашей власти? // Томский вестник.— 1994.— 12 апреля, С.2; Заявление... // Народная трибуна.— 1994.— 12 апреля, С. 2.

33. Лопарев А. Сговор или соглашение? // Народная трибуна.— 1994.— 30 апреля, С.2.

34. Красное знамя.— 1994.— 26 апреля, С.1.

35. Доклад... // Томский вестник.— 1994.— 13 апреля, С.3-Б-4-Б; Доклад... // Красное знамя.— 1994.— 6 апреля, С.2.

36. Рихванов Л. Выводы комиссии полной картины не дают // Томский вестник.— 1994.— 13 апреля, С. 2-Б.

37. Мы им не доверяем // Красное знамя.— 1994.— 7 апреля, С.1.

38. Москвитина Н. Результаты исследований не утешительны // Томский вестник.— 1994.— 13 апреля, С.5-Б.

39. Н.Погодаев Томская область в феврале 1994 года // Политический мониторинг, №2, 1994 года — М., ИГПИ, 1994.