Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

АЗИЯ—ЭКСПЕРТ

Узбекистан

в апреле 1994 года

1.    ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ БЫВШЕГО СССР

Узбекистан — это то государство Центральной Азии, в котором идеи независимости получили особенно яркое развитие. Связано ли это с геополитическим положением республики, с ее национальным составом или с чем-либо еще, однако факт остается фактом: от позиции, которую занимает президент Ислам Каримов, во многом зависят все инициативы интегративного характера, выдвигаемые время от времени Нурсултаном Назарбаевым. Так, идея Евроазиатского союза, высказанная президентом Казахстана и поддержанная российской властной элитой, встретила безоговорочное неприятие президента Узбекистана. В республиканской прессе была развернута кампания критики идеи нового союза, которая направлена на реанимацию надгосударственных структур, имитирующих существовавший ранее СССР [1]. Народный поэт Узбекистана, один из авторов государственного гимна республики Эркин Вахидов, заподозрил некоторых российских руководителей в «имперской ностальгии» — «чувстве гнусном, но в какой-то степени понятном» [2]. «Никому не впрячь нас в старую арбу», — патетически восклицал поэт в завершение своей статьи.

Отреагировала на идею и Народно-демократическая партия Узбекистана, первый секретарь Ташкентского городского совета которой, подписавший статью как «политолог», писал, что эта идея пока не «созрела», а должно пройти длительное время (возможно, десятилетия) прежде, чем республики придут к необходимости создания подобного союза [3].

Очевидно, что кампания критики была развернута на основании недовольства, высказанного президентом Узбекистана сразу же после обнародования вышеозначенной идеи. Перед своим отъездом в Москву на очередной саммит глав государств СНГ Ислам Каримов заявил журналистам в аэропорту: «Независимые государства, возникшие в результате развала СССР, переживают тяжелые дни. К сожалению, такое положение служит кое-кому основанием и плацдармом для призывов к реанимации бывшего Союза. Правительство и народ Узбекистана не поддадутся на такие «игры». Я прошу наших людей быть милосердными и терпеливыми, не терять в настоящий момент бдительности. Что же касается поездки в в Москву, то мы со всеми государствами, в том числе с Россией, хотим осуществлять равноправное экономическое сотрудничество» [4]. Избегая непосредственного контакта с Исламом Каримовым в присутствии российских лидеров, автор идеи «евроазиатского союза» Нурсултан Назарбаев не прибыл в Москву, сославшись на нездоровье. Все же прибывшие, как сообщала республиканская пресса, считают, «что предложения по созданию Евроазийского союза, не имеют под собой никакой основы» [5].

Итак, очевидно, что в создании каких-либо надгосударственных органов, имеющих хотя бы малейшее подобие структурам бывшего Союза ССР, руководство Узбекистана усматривает прямую угрозу своим интересам и интересам нового государства. Тем не менее президент Узбекистана неоднократно высказывался в том смысле, что выбираться из глубочайшего кризиса лучше не в одиночку, а вместе, координируя усилия. Говорил он об этом и в Москве, на очередном саммите глав государств СНГ. «Экономический союз — это реальность, — заявил Ислам Каримов журналистам. — Мы приехали в Москву, чтобы подписать важнейшие документы, которые включены в повестку дня» [6].

Вопрос о создании Евроазиатского союза на саммите в Москве (в отсутствие Нурсултана Назарбаева) вообще не поднимался. «Возврата к старому нет и быть не может, — сказал в интервью президент Узбекистана. — Я верю: у Содружества нНезависимых гГосударств есть будущее. Понятно, жизнь сейчас далеко не простая. Но возвращаться к прежней системе так же пагубно, как и самоизолироваться. Есть один путь — взаимных компромиссов и взаимовыгодного сотрудничества, без диктата и давления с чьей-либо стороны!» [7].

Очередная встреча глав государств СНГ (как, впрочем, и все предыдущие) оценена в республиканской прессе как укрепившая Содружество. Но так ли оно на самом деле? Действительно, создан Межведомственный экономический комитет — координирующий орган СНГ. Подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, которым предусматривается снятие таможенных пошлин, упрощение системы налогов и т.д. Подписана также Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, языковым и религиозным меньшинствам. Подписаны и другие, «хорошие и нужные», документы. Но соответствует ли поведение членов Содружества подписанным ранее и будет ли соответствовать подписанным ныне документам?

Так, может ли Туркменистан, президент которого обрел почти королевскую власть, отказаться от жесткого диктата по отношению к нефте- и газозависимым республикам? А только в апреле Туркменистан «перекрыл краник» Азербайджану [8] и продолжал давление на Украину, согласившуюся наконец платить ежеквартально по $78 млн. деньгами плюс $ 200 млн. поставками товаров [9], и охваченную гражданской войной Грузию, также пообещавшую уплатить свои долги, хотя, по заявлению Ивана Зазашвили, руководителя «Грузтрансгаза», «Интерфаксу» 14 апреля, фактически никто в Грузии не может себе позволить заплатить по газовым долгам и Грузия уже рассматривала Иран как потенциального альтернативного поставщика газа [10]. Оно и понятно: кто же отказался бы от использования своего преимущества в тяжелых экономических условиях? Но коль скоро это так, то что может предотвратить дальнейшее «разбегание» государств СНГ? И первые симптомы крушения геополитического пространства бывшего СССР уже проглядывают. Хотя бы в действиях того же Туркменистана («среднеазиатского Кувейта»): богатые — они ведь всегда только за себя, это только бедные вместе.

Так, официальный представитель Министерства иностранных дел Туркменистана Энвер Рахманов заявил «Рейтер» 25 апреля, что Туркменистан надеется на присоединение к программе НАТО «Партнерство во имя мира» в следующем месяце. Он сказал, что эта программа означает реальное сотрудничество между Востоком и Западом и поддержит нейтралитет Туркменистана [11]. Ранее подобное желание было высказано также представителями Азербайджана, вконец, по-видимому, разочаровавшимися в хилых попытках России и других государств СНГ разрешить непрекращающийся армяно-азербайджанский конфликт.

Сапармурат Туркменбаши и раньше был главным «сепаратистом» в рамках СНГ, несмотря на то что заключил долговременный военно-политический союз с Россией и без колебания принял идею двойного гражданства, предложенную российскими лидерами. Но договора договорами, а реальные дела свидетельствуют о том, что СНГ — образование рыхлое, не могущее обеспечить реального исполнения каких-либо совместных решений, коль скоро кто-то из его членов усматривает в них «нарушение своего суверенитета», «ущемление национальных интересов» и прочие вещи. Вот и в Москве, как сообщала республиканская пресса, президент Туркменистана занял «несколько странную позицию», выразившуюся в том, что Туркменистан не будет участвовать в решении пограничных таджико-афганских проблем, квалифицированных Ниязовым как «проблема двух государств». Отреагировав на это заявление, Ислам Каримов назвал подобную позицию ошибочной, сказав, что «таджикско-афганская граница сегодня — это и границы Узбекистана, и Туркменистана, и России... И сделать ее надежной — долг всех государств Содружества» [12].

Конечно, у Туркменистана, который, очевидно, не сможет обеспечить собственную безопасность без российской военной помощи, двойственное положение: с одной стороны, не хочется поставлять свое национальное богатство (газ) таким злостным неплательщикам, каковыми являются страны СНГ, с другой же — пока нет возможности избавиться от этого бремени. Пока... Но вот уже в ходе своего вояжа по странам Центральной Азии премьер Госсовета Китая Ли Пэн провел переговоры в Ашхабаде с Сапармуратом Ниязовым, основной темой которых явилась китайская помощь в строительстве газопровода из Туркменистана через Китай в Японию [13]. Если подобный проект будет реализован в ближайшем будущем, то это вскоре может вызвать и принципиально иной геополитический расклад в этом регионе.

Позиция России также весьма двусмысленна в рамках Содружества. Как наиболее мощная страна, Россия, конечно же, не преминет воспользоваться этим для продолжения своего давления на других членов СНГ. Так, под аккомпанемент армяно-азербайджанской войны с Азербайджаном достигнуто соглашение о возвращении радарных станций раннего оповещения в Джебеле на севере Азербайджана под контроль России [14]. Аналогичные действия российские лидеры предпринимали ранее к Казахстану (байконурский конфликт), Украине (конфликт с Черноморским флотом) и другим республикам бывшего СССР.

Президент Узбекистана Ислам Каримов постоянно утверждает, что СНГ — нормальная форма сотрудничества бывших союзных республик. Повторил он это и на встрече с президентом Франции Франсуа Миттераном, побывавшим в Ташкенте и Ашхабаде с официальным государственным визитом. На встрече с представителями средств массовой информации Каримов оценил перспективы СНГ следующим образом: «СНГ — объективно необходимая структура. Без нее и у нас события могли бы пойти по югославскому варианту. Перспективы СНГ видятся в развитии экономического сотрудничества, усилении интеграционных процессов. Следует на акционерных началах создавать транснациональные корпорации. При добром согласии можно решить также проблему платежей, взаиморасчетов, денежных перечислений. О Евроазийском союзе я уже высказал свое мнение. Если этот союз предполагает создание единого парламента, неких надгосударственных управленческих структур, единое гражданство, то это образование ничем не будет отличаться от бывшего СССР. Мы категорически против возврата назад. Конечно же, Европейский союз может служить для нас примером: в нем все государства остаются независимыми, а общие вопросы решаются вместе и на основе равенства. Не исключено, что настанет время, когда и у нас возникнет потребность в таком межгосударственном образовании. Но для этого требуются соответствующие условия, прежде всего необходимо создать независимую экономику» [15].

Вместе с тем не прекращает усилия руководитель Узбекистана и в направлении создания экономического союза стран Центральной Азии. Чувствуя экономическую несамодостаточность Узбекистана, Ислам Каримов пытается вовлечь в интеграционный процесс все страны Центральной Азии. Но будут ли эффективны усилия президента в этом направлении? Поведение центральноазиатских стран, увы, не дает полной уверенности в этом. Так, Кыргызстан, как только была обнародована идея образования Евроазиатского союза, поддержал ее. По сообщению ИТАР-ТАСС, 1 апреля пресс-служба президента Аскара Акаева заявила, что он считает эту инициативу казахстанского лидера перспективной [16]. О сепаратизме Сапармурата Ниязова уже говорилось выше. О вовлечении в экономический союз разрушенного войной Таджикистана в настоящее время не может быть и речи: хватает и своих забот. Остается Казахстан, геополитические перспективы которого также весьма проблематичны: казаки северных регионов открыто стали выражать недовольство политикой Алма-Аты. И если ситуация выйдет из-под контроля Нурсултана Назарбаева, вполне возможным становится расчленение страны. Уже сейчас наблюдаются локальные конфликты казахов с казаками. Недавно по обвинению в разжигании межнациональной рознии был арестован активный деятель Русского общества Северо-Казахстанской области Борис Супрунюк [17], сравнивавший ранее ситуацию в Казахстане с тем, что происходило в Приднестровье [18].

Надо отметить, что и сам Узбекистан ведет себя далеко не «по-братски». Так, в столице Казахстана 2 мая было объявлено чрезвычайное положение в связи с острой нехваткой топлива и электроэнергии [19], а Алма-Ата входит в еще сохранившуюся единую энергосистему, получая весомую часть электроэнергии и газа из Узбекистана.

Однако, несмотря на это, под занавес апреля президенты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана собрались в городке Чолпон-Ата на озере Иссык-Куль, обсудив за закрытыми дверями перспективы экономического союза. В течение саммита Кыргызстан стал формальным членом экономического союза, заключенного Казахстаном и Узбекистаном в январе. В тексте совместного коммюнике подчеркивается необходимость усиления сотрудничества в политической, культурной и особенно экономической сфере между государствами Центральной Азии. Новый экономический союз представляется каку основа для экономического союза СНГ, и все государства СНГ приглашаются присоединиться к нему [20].

Итак, несмотря на множественные усилия по сохранению или восстановлению связей между республиками бывшего СССР, процесс продолжает развиваться в противоположном направлении. Похоже все же, что из кризиса всем предстоит выбираться в одиночку.

2.    ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА СИТУАЦИЮ
В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Коль скоро речь зашла о новом геополитическом раскладе сил, возможном в регионе Центральной Азии, резонно задать вопрос: кто реально может претендовать на заполнение политического, культурного и экономического вакуума, сложившегося здесь после распада СССР?

Постановка этого вопроса вовсе не означает, что для России этот регион потерян. Наоборот, российские политики и политологи пристально следят за развитием событий. Во время визита в Иран министр иностранных дел России Андрей Козырев предостерег Иран от использования какой бы то ни было идеологии при решении региональных вопросов, имея в виду использования фактора исламской солидарности в Центральной Азии. Судя по итоговым заявлениям, Козыреву удалось получить от иранских лидеров гарантии невмешательства Тегерана в таджикские события [21]. Ревниво относится Москва и к самостоятельным действиям Узбекистана в таджикско-афганском пограничном конфликте. Так, на прошедшем в конце марта брифинге посол Узбекистана в РФ Юсуф Абдуллаев опроверг участившиеся в СМИ России сообщения о якобы имеющем место вмешательстве Узбекистана во внутренние дела Афганистана. По словам посла, имело место только оказание гуманитарной помощи и подача электроэнергии в северные районы страны [22]. Россия добилась подписания соглашения об аренде космодрома Байконур, отдаваемого ей сроком на 20 лет за $115 млн. ежегодно. Решено запускать не более 5 ракетоносителей «Протон» за год. Попытки вместе с этим обсудить вопрос о двойном гражданстве натолкнулись на нежелание казахстанской делегации [23]. Россия пытается не допустить того, чтобы нефтяные ресурсы Казахстана (шельф Каспийского моря) разрабатывал в основном западный международный консорциум. Так, российский министр энергетики представил на рассмотрение меморандум, говорящий о том, что Российская нефтяная компания получает приоритет в предоставлении лицензий на? работы и принимается в существующий консорциум. Другой официальный представитель сообщил, что соглашение между российскими и казахстанскими властями касается и расширения Новороссийского нефтяного терминала для принятия возросшего экспорта нефти из Казахстана [24].

Россия выступает посредником в армяно-азербайджанском, грузино-абхазском и таджико-таджикском конфликтах. Так, 5 апреля в Москве начались переговоры между таджикским правительством и таджикской оппозицией [25], которые прошли достаточно успешно [26]. Кроме того, несмотря на активизировавшееся движение казаков в северных областях Казахстана [27], Президент России принял недавно указ о поддержке казачества, который может дать импульс сепаратистским устремлениям казачества в Казахстане, провоцируя возникновение новых очагов напряженности, подобных Приднестровью.

Все эти и еще ряд других фактов свидетельствуют о том, что Москва не намерена «за здорово живешь» отдавать Центральную Азию. Однако есть свидетельства и другого характера. Так, таджикская оппозиция предлагает провести второй раунд переговоров в Тегеране или Исламабаде. Оппозиция выдвинула требование о присутствии там главы таджикского государства Имомали Рахмонова. При этом стороны все еще не договорились о повестке дня для второго раунда: правительственная делегация считает приоритетным прекращение боев на таджикско-афганской границе и возвращение таджикских беженцев, в то время как оппозиция хочет снятия запрета на оппозиционные партии и учреждения совета посторонников государства [28]. Несмотря на нежелание (временное?) России присоединиться к программе НАТО «Партнерство ради мира», к ней уже присоединились или выразили желание присоединиться Грузия, Азербайджан и Туркменистан.

Российские политические аналитики предупреждают, что вакуум в Центральной Азии в скором времени будет заполнен другими государствами (Китаем, Пакистаном, Турцией, Ираном). Визит китайского премьера Ли Пэна стал еще одним подтверждением тому, что намерения китайских стратегов в этом регионе достаточно серьезны, хотя и очень осторожны. Так, предвидя упреки в нарушении геополитического равновесия, Ли Пэн на совещании в Алма-Ате 27 апреля отрицал, что Китай стремится заполнить политический и экономический вакуум в Центральной Азии, но признал, что его страна ищет более тесных контактов с этим регионом. В переговорах с казахским премьер-министром Сергеем Терещенко Ли обсудил перспективы расширения двусторонней торговли и образования свободной экономической зоны на их границе [29]. Китай заинтересован в расширении экономического сотрудничества и торговли, особенно экспорта в Китай недорогих природных ресурсов и импорта китайских товаров широкого потребления [30]. Подписав 19 апреля ряд документов между Узбекистаном и Китаем, президент Ислам Каримов высоко отозвался о китайских реформах.

Ибо государство, которое обеспечивает продовольствием каждого четвертого из живущих на нашей планете, эффективно добивается повышения жизненного уровня своих граждан, денстрирует высокие темпы экономического роста, достойно всяческого уважения и почитания. В настоящее время Китай со своим огромным потенциалом может внести большой вклад в обеспечение стабильности в Азии, в частности в Центральной Азии [31]. Российские и западные агентства новостей сообщили 19 апреля, что в продолжение официального визита премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Узбекистан были подписаны соглашения о китайском заеме и материальной помощи Узбекистану, воздушном транспорте и торговом сотрудничестве [32]. Ли Пэн побывал на Ташкентском авиационном производственном объединении, заказчиком продукции которого (самолетов ИЛ-76 и ИЛ-114) Китай является [33].

Судя по сообщениям прессы, продвинулся Китай и на переговорах с Казахстаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Так, китайский премьер провел 26 апреля переговоры с казахским руководством в Алма-Ате, кульминацией которых Ли назвал подписание «исторического» соглашения, положившего конец спорам вокруг протянувшейся на 1700 км границы между двумя странами. Было подписано также соглашение об отмене транспортных ограничений между двумя странами и предоставлении КНР Казахстану кредита в 50 млн.юаней, который, по словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, будет использован для поддержки торговли между Казахстаном и его вторым крупнейшим торговым партнером — Китаем [34]. Во время визита в Кыргызстан президент Акаев похвалил китайский путь реформ, отметив, что «Китай нашел правильный путь развития» [35]. И наконец, в Туркменистане основным пунктом переговоров стала помощь Китая в строительстве газопровода из Туркменистана через Китай в Японию; Китай, кроме того, заинтересован в покупке туркменского хлопка [36].

Еще один значительный вояж был предпринят в апреле президентом Франции Франсуа Миттераном, который, правда, ограничился посещением Узбекистана и Туркменистана. Президент Франции был встречен в Узбекистане с помпой. Правда, в результате переговоров были подписаны всего лишь: соглашение о сотрудничестве между министерствами иностранных дел, соглашение о свободном передвижении граждан, совместная декларация о сотрудничестве в области воздушного транспорта [37], то есть мало к чему обязывающие документы. Но важен сам факт этого визита. Президент Франции посетил исторические памятники мусульманской архитектуры в Хиве и Самарканде, театр имени Алишера Навои в Ташкенте и отбыл в Ашхабад. Из более конкретных обещаний следует отметить слова Миттерана о том, что Франция хотела бы вложить 700 млн. франков в качестве кредитов для реконструкции маслоочистительной фабрики в Бухаре и модернизации системы контроля воздушных перевозок Ташкентского аэропорта. Французский президент также обещал поддержать просьбу Узбекистана о финансовой помощи Европейского банка реконструкции и развития [38]. В Туркменистане Миттеран подписал договор о дружбе и сотрудничестве с президентом Ниязовым. Как цитирует «Интерфакс», Миттеран заявил, что Франция намерена предоставить Туркменистану кредит в размере 220 млн. франков для неуточненных экономических проектов и испытывает интерес в большем сотрудничестве в добыче нефти и газа, в авиации и сельском хозяйстве [39].

Отметим также первый визит главы Таджикистана Имомали Рахмонова в Пакистан, который, по его словам, хочет развивать экономические связи с его страной, проявляя особый интерес к гидроэнергетическим проектам и строительству дорог [40].

Итак, как видно из приведенного перечня событий апреля, проникновение новых геополитических соперников России в Центральную Азию начинается с конкретных экономических проектов и помощи, которую Россия сегодня предоставить не в состоянии. Отвечая на поставленный в начале вопрос, можно сказать, что вакуум заполняется, но процесс этот весьма медленный.

3.    ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

Наиболее болезненным вопросом внутренней политики Ислама Каримова со времени введения переходной национальной валюты — сум-купона остаются высокие темпы ее инфляции. Так, по состоянию на конец апреля за $1 на «черном рынке» Ташкента давали 20-21 тыс. сум-купонов [41]. Минимальная заработная плата в Узбекистане остается пока 45 тысяч сум-купонов (или два с небольшим доллара), а средняя колеблется от 200-250 тыс. до 500-600 тыс. сум-купонов (то есть от $ 10-12 до $ 25-30). И хотя в Ташкенте уже дважды прошли торги на валютной бирже, официальный курс, установленный ЦБ республики по их итогам (3822 сум-купона за $ 1), в 5,5 раз ниже курса «черного рынка». То ли в силу неустойчивости переходной валюты, то ли по другим (возможно, сугубо политическим) причинам, но нормальные валютные торги никак не могут установиться в республике.

Гиперинфляция сводит на нет и без того незначительную мотивацию к труду, а это, в свою очередь, не дает возможности нормально проводить экономические реформы. Понимая всю тщетность борьбы со стихией валютного «черного рынка», кабинет министров республики издал постановление «О неотложных мерах по укреплению денежного обращения и повышению покупательной способности сум-купона» [42]. В соответствии с ним:

1) с 15 апреля запрещается хождение в денежном обращении и прием во все виды платежей юридическими и физическими лицами банкнот Банка России. Вместе с тем разрешается реализация товаров и предоставление услуг за СКВ при обязательном наличии контрольно-кассовых аппаратов.

2) Устанавливается, что по товарам, завезенным в Узбекистан юридическими и физическими лицами, источники средств их приобретения декларированию не подлежат.

3) с 15 апреля обменный курс сум-купона к иностранным валютам будет определяться в ходе регулярно проводимых торгов на Узбекской республиканской валютной бирже с учетом реально складывающейся конъюнктуры и паритета цен на внутреннем и внешнем рынке.

4) физическим лицам разрешается заниматься обменом валюты при наличии лицензии Центрального банка и соблюдении обязательных условий осуществления этой деятельности.

5) с 15 апреля 1994 года отменяется налог с выручки в иностранной валюте, уплачиваемый в республиканский валютный фонд (10%) и областные фонды (5%), и устанавливается обязательная продажа ЦБ республики 30% выручки в иностранной валюте, из которых 10% выкупается Министерством финансов для направления в республиканский валютный фонд и 5% — областными хокимиятами для формирования местных валютных фондов.

6) с 1 мая 1994 года расчеты с хозяйствующими субъектами республик бывшего СССР осуществляются на клиринговой основе или в СКВ.

Что следует из этого постановления? Во-первых, российский рубль и так не имел практически никакого хождения в розничной торговле, поскольку лишь очень небольшое число магазинов или отделов крупных универмагов торговали за российские рубли. Что касается запрета на прием российских рублей физическими лицами, то наладить контроль за реализацией этого пункта Постановления не представляется возможным. Во-вторых, п.2 Постановления, снимающий необходимость декларирования средств, затраченных на приобретение товаров, дает несколько больший простор тем, кто ввозит товары в республику, однако радикально ничего не меняет. Далее, настоящих биржевых торгов пока в республике так и не проводилось, а установленный по их результатам курс явно искусственен. Попытка Центрального банка Узбекистана наладить контроль за стихийным (и спекулятивным) обменом валюты на «черном рынке» разрешением такого рода деятельности при наличии лицензии (п.4 Постановления) мало что изменит в реальной практике до тех пор, пока курс на «черном рынке» будет в 4-5 раз превышать официальный курс. Пункт 5 Постановления не будет работоспособен по той же причине. И наконец, лишь последний пункт Постановления реально бьет по российскому рублю, хотя, нужно заметить, ни в коей мере не способствует укреплению сум-купона.

Прошедшие 23 апреля первые республиканские биржево-ярмарочные торги показали, что и биржевая торговля пока идет в республике довольно вяло. В торгах приняли участие представители Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, России, а также иностранных фирм. Были выставлены топливно-энергетическая продукция, товары химической промышленности, электронные компоненты, стройматериалы, железобетонные изделия, новые самолеты, тепловозы в рабочем состоянии и запчасти к автомобилям. Всего было предложено товаров на сумму 60 млрд. сум-купонов, продано — на 16 млрд. сум-купонов, из которых квотированный товар (вывозимый из республики) — 557 млн. сум-купонов [43].

Спрос на российскую валюту тем временем в республике, несмотря на все запреты, достаточно высок. Характерно, что в соседнем Таджикистане, принявшем российский рубль в качестве своей национальной валюты, наблюдается катастрофическая утечка рублей в Узбекистан и другие соседние республики [44]. Неустойчивость сум-купона и неадекватность его официального курса реальному положению дел на рынке не дают возможности ни разворачивать достаточно эффективную и долговременную коммерческую деятельность на территории республики, ни обращать заработанные сум-купоны в СКВ. Торговать же за СКВ в республике могут только крупные (государственно-акционерные) объединения и только за безналичный расчет. Торговля за наличный расчет (при наличии кассовых аппаратов) — нонсенс, поскольку выплата заработной платы в СКВ в республике запрещена. При этом следует заметить, что в соответствии с соглашением, подписанным между Узбекистаном и Россией, в 1994 году взаимные поставки будут производиться на эквивалентной основе с оплатой в российских рублях. С российской стороны к важнейшим видам продукции отнесены: нефть — 3 млн.т (в 1993 г. — 4 млн.т), продукция черной металлургии — 260 тыс.т, древесина. Узбекистан поставит в Россию 450 тыс.т хлопковолокна (в 1993 г. — 577 тыс.т, газоконденсат — 200 тыс. тонн, силовые кабели, грузовые лифты, табачное сырье, каракуль [45]. Таким образом, государство признает, что межгосударственные расчеты можно вести в российской валюте, но запрещает подобные операции коммерческим организациям внутри республики.

К характеристике проводимых реформ следуют добавить еще и указ президента «О мерах по обеспечению валютного контроля по экспортно-импортным операциям», в котором устанавливается, что:

1) квоты на экспорт товаров (работ, услуг) не подлежат продаже, передаче или перераспределению другим юридическим лицам, а осуществление взаиморасчетов по экспортно-импортным операциям предприятий и организаций Узбекистана с иностранными партнерами через счета фирм в зарубежных банках запрещается и преследуется по закону;

2) контроль за движением иностранной валюты по экспортно-импортным и иным валютным операциям физических и юридических лиц возлагается на Центральный банк совместно с МВЭС, Госналоговым комитетом и Минфином [46].

Этим указом власти намерены сосредоточить все валютные резервы в республике. Однако возможно ли это при том положении с сум-купонов, которое сложилось на сегодняшний день? Так, коммерческим банкам (как и иным предприятиям) крайне невыгодно продавать 30% своей выручки ЦБ республики по искусственному курсу, который имеется в настоящее время. Далее, заработанные сум-купоны можно было бы обратить в товар в пределах республики, но пока еще Узбекистан не может дать товарного обеспечения пустым переходным деньгам, за исключением сырья (хлопка, каракуля и т.п.), продажа которого строго контролируется государственными органами. Банковская деятельность в республике, следовательно, также невыгодна, хотя уставный фонд коммерческих банков, увеличенный недавним решением правления ЦБ до 2 млрд. сум-купонов, остается весьма небольшим. А для частных банков он установлен в размере 1 млрд. сум-купонов [47].

Цены в республике постоянно растут. Более или менее сохраняются цены лишь на хлеб. Кабинет министров вновь повысил закупочные цены на хлопковое волокно и зерно колосовых культур, реализуемых по госзаказу. С урожая 1994 года утверждены следующие цены за 1 тонну в среднем: хлопкового волокна — 1200 тыс. сум-купонов, пшеницы 300 тыс. сум-купонов, ячменя и овса — 240 тыс. сум-купонов [48]. Но думается, что это далеко не последнее повышение закупочных цен. С начала апреля вновь возросли почти вдвое тарифы связи. Одна минута разговора с Москвой, например, стоит теперь 500 сум-купонов. Для частных лиц одно слово в обычной телеграмме обойдется в 120 сум-купонов, а в срочной — 240 сум-купонов. Для организаций эти расценки в 2 раза выше. На всех направлениях междугородной и международной телефонной связи отменены льготные тарифы [49].

Итак, неустойчивость национальной валюты — главный тормоз в проведении реформы в Узбекистане. И несмотря на оптимистическую оценку, данную во всех республиканских газетах Анваром Зия, комментирующим таблицу сравнительных экономических показателей стран СНГ в 1993 году и считающим, что Узбекистан избрал самый верный и разумный путь реформ, поскольку из таблицы видно, что «производство в нашей республике вступило в фазу общей стабилизации» [50], мы не можем разделить его лучезарный оптимизм.

4.    ХРОНИКА СОБЫТИЙ

5 апреля в Ташкенте состоялся XXVI Курултай союза молодежи Узбекистана, в котором приняли участие около 300 представителей молодежи из всех регионов республики.

 

В адрес участников курултая поступило приветствие президента Узбекистана Ислама Каримова. С отчетным докладом на курултае выступил первый секретарь ЦК Союза молодежи А.Тешабаев, который был вновь избран первым секретарем. Были приняты поправки к Уставу и Программе Союза молодежи [51].

Опубликовано письмо коллектива журнала «Муштум» президенту Узбекистана Исламу Каримову.

 

В письме высоко оценивается мудрая политика президента, направленная на повышение авторитета республики на международной арене, обеспечение мира и спокойствия в Узбекистане. Коллектив журнала заверяет президента «в своей постоянной готовности бороться с любыми недостатками и пороками, тормозящими наше продвижение по пути к расцвету Узбекистана». «Мы даем слово, — говорится в заключение, — что всегда будем рядом с Вами в осуществляемых Ваших величественных планах и добрых делах» [52].

 

Опубликовано постановление кабинета министров Узбекистана «О мерах по предупреждению и ликвидации катастрофических последствий, связанных с пропуском паводковых селевых потоков и оползневыми явлениями».

В Постановлении отмечается недостаточная работа хокимиятов и руководителей министерств и ведомств по защите населения и объектов в условиях чрезвычайных ситуаций. Различным ведомствам даны конкретные указания по обеспечению безопасности населения и народнохозяйственных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций [53].

 

В 1994 году три тысячи мусульман из Узбекистана совершат хадж. Паломников будут обслуживать самолеты авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» с 7 по 14 мая [54].

 

13 апреля президент Узбекистана принял делегацию МОК во главе с его президентом Хуаном Антонио Самаранчем.

Ислам Каримов рассказал о развитии спорта в республике, подчеркнув, что в будущем Ташкент может претендовать на проведение у себя Олимпийских игр. Президент МОК остановился на задачах Ташкента в случае его избрания столицей одних из будущих Олимпийских игр [55].

 

13 апреля президент Узбекистана принял известных спортсменов, участников Олимпийской команды республики.

В конце встречи Ислам Каримов вручил олимпийской чемпионке по фристайлу Лине Черязовой документы на звание заслуженный спортсмен Узбекистана, а ее тренерам Дмитрию Кавунову и Владимиру Лысову — на звание заслуженный тренер Узбекистана. В приеме приняли участие премьер-министр А.Муталов и другие официальные лица [56].

 

Указом президента Узбекистана создан республиканский общественный центр «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просветительство»).

В указе говорится, что центр создается, «учитывая духовно-нравственные и просветительские факторы в укреплении независимости Узбекистана, создании суверенного великого государства, строительстве гражданского общества». Центр получает право выпускать журнал «Тафаккур» (6-8 печ.л.). Областным хокимиятам дано указание организовать структурные подразделения центра на местах. Центр и редакция журнала будут размещаться по адресу: г.Ташкент, ул. Ататюрк, 24 [57].

 

Хоким Бухары У.Насыров освобожден от своих обязанностей в связи с переходом на другую работу. Хокимом Бухары утвержден К.Камалов, работавший управляющим Бухарского треста №2 «Узколхозстроя» [58].

Источники

1. Насреддин Ходжаев. Весна. Резвится политик неугомонный... // Народное слово — Ташкент, 1994 — 2 апреля 1994 года

2. Эркин Вахидов. Ностальгия по тирании // Народное слово — Ташкент, 1994 — 8 апреля 1994 г.

3. Народное слово — Ташкент, 1994 — 21 апреля 1994 года.

4. Народное слово — Ташкент, 1994 — 15 апреля 1994 года.

5. Народное слово — Ташкент, 1994 — 16 апреля 1994 года.

6. Там же.

7. Народное слово — Ташкент, 1994 — 19 апреля 1994 года.

8. Радио «Свобода» — 11 апреля 1994 г.

9. Радио «Свобода» — 18 апреля 1994 года.

10. Радио «Свобода» — 21 апреля 1994 года.

11. Радио «Свобода» — 26 апреля 1994 года.

12. Народное слово — Ташкент, 1994 — 19 апреля 1994 года.

13. Радио «Свобода» — 22 апреля 1994 года.

14. Радио «Свобода» — 27 апреля 1994 года.

15. Народное слово — Ташкент,1994 — 28 апреля 1994 года.

16. Известия — Москва, 1994 — 2 апреля 1994 года.

17. Радио «Свобода» — 15 апреля 1994 года.

18. Радио «Свобода» — 8 апреля 1994 года.

19. Радио «Свобода» — 3 мая 1994 года.

20. Радио «Свобода» — 4 мая 1994 года.

21. Независимая газета — Мовква, 1994 — 31 марта 1994 года.

22. Вечерний Ташкент — Ташкент, 1994 — 30 марта 1994 года.

23. Комсомольская правда — Москва, 1994 — 31 марта 1994 года.

24. Радио «Свобода» — 5 апреля 1994 года.

25. Радио «Свобода» — 6 апреля 1994 года.

26. Радио «Свобода» — 12, 14 апреля 1994 года.

27. Радио «Свобода» — 15 апреля, 5 мая 1994 года.

28. Радио «Свобода» — 20 апреля 1994 года.

29. Радио «Свобода» — 28 апреля 1994 года.

30. Радио «Свобода» — 19 апреля 1994 года.

31. Народное слово — Ташкент, 1994 — 20 апреля 1994 года.

32. Радио «Свобода» — 20 апреля 1994 года.

33. Народное слово — Ташкент, 1994 — 21 апреля 1994 года.

34. Радио «Свобода» — 27 апреля 1994 года.

35. Радио «Свобода» — 26 апреля 1994 года.

36. Радио «Свобода» — 22 апреля 1994 года.

37. Народное слово — Ташкент, 1994 — 27 апреля 1994 года.

38. Радио «Свобода» — 27 апреля 1994 года.

39. Радио «Свобода» — 29 апреля 1994 года.

40. Радио «Свобода» — 5 апреля 1994 года.

41. Соб.инф. — 30 апреля 1994 года.

42. Народное слово — Ташкент, 1994 — 12 апреля 1994 года.

43. Коммерческий вестник — Ташкент, 1994 — 5 мая 1994 года.

44. Вечерний Ташкент — Ташкент, 1994 — 6 апреля 1994 года.

45. Бизнес-Вестник Востока — Ташкент, 1994 — 14 апреля 1994 года.

46. Народное слово — Ташкент, 1994 — 21 апреля 1994 года.

47. Народное слово — Ташкент, 1994 — 7 апреля 1994 года.

48. Народное слово — Ташкент, 1994 — 13 апреля 1994 года.

49. Коммерческий вестник — Ташкент, 1994 — 14 апреля 1994 года.

50. Народное слово — Ташкент, 1994 — 30 апреля 1994 года.

51. Народное слово — Ташкент, 1994 — 6 апреля 1994 года.

52. Народное слово — Ташкент, 1994 — 12 апреля 1994 года.

53. Там же.

54. Коммерческий вестник — Ташкент, 1994 — 14 апреля 1994 года.

55. Народное слово — Ташкент, 1994 — 14 апреля 1994 года.

56. Народное слово — Ташкент, 1994 — 15 апреля 1994 года.

57. Народное слово — Ташкент, 1994 — 26 апреля 1994 года.

58. Народное слово — Ташкент, 1994 — 28 апреля 1994 года.