Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Ахмет ИВАНОВ

Республика Татарстан

в апреле 1995 года

1.    ГОССОВЕТ

В апреле был дан старт процессу, политическое существо которого можно определить как феномен направляемого парламентаризма.

26-27 апреля проходила работа второй пленарной сессии Госсовета РТ, занимавшаяся распределением портфелей председателей постоянных комиссий, определившая число парламентариев, работающих на профессиональной основе, а также рассмотревшая бюджетное послание президента и принявшая закон РТ «О бюджетной системе Республики Татарстан на 1995 год».

 

Как сама структура, так и корпус председателей постоянных комиссий претерпели довольно много изменений. Из числа предыдущих председателей пост сохранился лишь за Гелием Кобелевым (комиссия по прогнозу и бюджетно-финансовым вопросам).

Мини-сенсацией стало то, что уже на предварительном этапе оказались забаллотированными две кандидатуры, ранее занимавшие эти посты. Не смогли сохранить свои позиции депутаты Разиль Валеев, возглавлявший комиссию по вопросам культуры, и Алексей Колесник — экс-председатель комиссии по экологии и один из создателей партии «Единство и прогресс», которая замышлялась как пропрезидентская.

Комиссию по вопросам экологической безопасности, природным ресурсам и природопользованию возглавил научный сотрудник экологического факультета Казанского университета А.Александров, выдвинутый кандидатом в депутаты от компартии. Это обстоятельство не дает оснований усматривать какие-то партийные или национальные мотивы голосования против А.Колесника. По-видимому, сработало внутреннее неприятие имиджа политического сервилизма, который изначально приписывался партии «Единство и прогресс», или же главную роль играли скрытые аппаратные пружины (что выглядит наиболее вероятным).

 

Численный состав постоянно работающих парламентариев определен в количестве 37 человек (24 татарина, 13 лиц другой национальности; среди них — рабочий, военнослужащий, физик, журналист, 4 учителя, 2 эколога, 7 инженеров, 10 правоведов, 3 медика, 3 агронома, 2 экономиста, 4 писателя; здесь же практически все выдвиженцы от партий или 4 коммуниста, 1 член партии национальной независимости «Иттифак» и депутат от блока «Равноправие и законность»). Указанный круг парламентариев, надо полагать, и исчерпывает всех депутатов, не входящих в слой номенклатурной элиты. Это вновь подтверждает квазипрофессиональное содержание парламента в его нынешнем виде.

 

По предложению депутата Фандаса Сафиуллина в повестку дня сессии был внесен дополнительный вопрос — «О ходе выполнения постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 18 января 1995 года «К событиям в Чеченской Республике». С докладом выступил вице-премьер И.Хайруллин, подчеркнувший, что была достигнута договоренность с командованием Приволжского военного округа, согласно которой призывники из Татарстана не должны были участвовать в военных действиях в Чечне. Однако туда направляются граждане РТ, служащие в других военных округах. К концу апреля четверо из них пропали без вести, 25 человек погибли (один из них работал по контракту). Проект постановления, внесенный Ф.Сафиуллиным, будет рассмотрен в постоянных комиссиях в качестве законопроекта.

 

Рассмотрение бюджета сопровождалось следующими количественными параметрами:

— консолидированный бюджет 1994 года выполнен на 83%, а доходная часть бюджета РТ на 77%; кредиторская задолженность предприятий и организаций РТ выросла за год четырехкратно и составила 5 триллионов рублей (к началу марта — 6,5 триллионов рублей);

— динамика первого квартала выглядит более благополучно: доходная часть консолидированного бюджета выполнена на 124%, республиканского — на 131, расходная часть профинансирована на 77% из-за сохранившегося правительственного долга;

— промышленный спад замедлился по сравнению с прошлым годом в 10 раз и составил в первом квартале 2,9%, что само по себе уже расценено в качестве признака стабилизации;

— на 95-й год прогнозируется поступление доходов в республиканский бюджет в объеме 2,7 триллиона рублей, а в консолидированный — 4,5; расходы запланированы в объеме 2,99 (по республиканскому бюджету) и 5,27 триллиона рублей (по консолидированному).

 

В контексте бюджетно-финансовой проблематики по-особому отчетливо высветился упомянутый направляемый характер нынешней версии парламентаризма в Татарстане. Это проявилось при обсуждении вопроса о судьбе внебюджетных фондов в республике. Следует напомнить, что в пакете конституционных новаций, принятых предшествующим корпусом законодателей 13 декабря 1994 года, предполагалось, что к ведению Госсовета РТ будет отнесено наряду с утверждением государственного бюджета еще и утверждение внебюджетных и валютных фондов РТ (статья 89 Конституции РТ). Эта конституционная норма отражала некоторый компромисс и стала возможной из-за настойчивости демократически-федералистской оппозиции. Если валютные источники доходов были «показаны» депутатам Госсовета как отдельная строка бюджета, то внебюджетные фонды так и остались за чертой последнего. Показатели дефицитности бюджета на этом фоне перестают восприниматься в качестве адекватных. Однако, как подчеркнул М.Шаймиев, на то эти фонды и внебюджетные, чтобы в бюджет не входить. В противном случае следовало бы вести речь об их ликвидации. Таким образом, исполнительная власть сохраняет за собой «карт-бланш» и свободу маневра в использовании достаточно весомых средств, а корпус законодателей по-прежнему не имеет здесь права голоса.

Наконец, этот сюжет имеет еще один интригующий аспект: внебюджетные фонды, по решению кабинета, возглавлявшегося М.Сабировым, аккумулировались исключительно в доверенном банке «Акбарс», что вызывает активный критицизм со стороны руководства Национального банка РТ. Последнее, вероятнее всего, сосредоточит свои усилия на том, чтобы заручиться поддержкой нового премьера в целях восстановления собственной монополии.

2.    ПРАВИТЕЛЬСТВО

Сто дней премьера Ф.Мухаметшина — таков был повод для проведенной пресс-конференции, в ходе которой были обозначены некоторые ключевые моменты.

Премьер-министр, по его словам, был занят главным образом «отлаживанием взаимоотношений с федеральными министерствами и ведомствами — с тем, чтобы в дальнейшем работать на личном контакте».

Среди наиболее тревожащих обстоятельств — задержки с зарплатой работникам ВПК и агропрома, хотя некоторые перспективы здесь имеются.

В качестве принципиальных новаций прозвучало то, что впервые «рассекречена» валютная часть доходов республики в объеме 200 млрд. рублей, образовывающаяся за счет внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем конъюнктура ухудшается, валютные поступления снижаются из-за неблагоприятных факторов для торговли нефтью — прежде всего из-за удвоения акцизов. Рост внутренних цен на нефть при неизменных мировых ценах — причина снижающегося из года в год положительного сальдо. Выход здесь видится в создании нефтеперерабатывающих производств в Нижнекамске, что является наряду с размораживанием Елабужского автозавода (куда уже инвестированно более 70% средств, но отсутствие гарантий федерального правительства отпугивает иностранных инвесторов) важнейшей целью промышленной политики РТ.

Ф.Мухаметшин впервые открытым текстом признал факт неплатежей со стороны Татарстана в федеральный бюджет в течение года-двух в первой половине 1990-х годов. Тогда имел место период активной борьбы за суверенизацию, а у российских властей в избытке было собственных внутренних проблем. Сегодня Татарстан точно выполняет налоговые обязательства в объемах, оговоренных соглашениями между Москвой и Казанью. Эти объемы в сравнении с другими регионами выглядят несколько меньше, что, по словам Ф.Мухаметшина, объясняется выполнением части общероссийских программ за счет средств Татарстана.

В ходе пресс-конференции журналистами был подвергнут сомнению курс «мягкого вхождения в рынок». Ф.Мухаметшин отстаивал правильность этой линии применительно к предыдущему этапу. Сейчас задача состоит в том, чтобы выйти из депрессионного состояния.

Указанной цели призвана содействовать Государственная программа экономического и социального прогресса, вмененная в обязанность правительству еще во времена, когда Ф.Мухаметшин был спикером ВС и активно критиковал кабинет за медлительность в этой работе. Сегодня этот вопрос выражает подспудные противоречия между премьером Ф.Мухаметшиным и первым вице-премьером Р.Муратовым, чья репутация «сильного рыночника» интенсивно поддерживается некоторыми СМИ. Уместно также вспомнить, что именно Р.Муратов фигурировал на первом месте среди вероятных претендентов на кресло премьера сто дней тому назад. Сегодня он возглавляет работу над программой, но, по словам Ф.Мухаметшина, обратился к нему с просьбой лично курировать работу, которая должна завершиться в общих чертах в мае. Над документом из 46 разделов в целом работают 250 человек. Подчеркивается, что ничего аналогичного нет ни в России, ни в ее регионах. Существо противоречия, по всей вероятности, заключается в борьбе за лидерство в определении экономической стратегии, за главенствующую роль в глазах президента.

Этот сюжет имеет тенденцию к известной скандализации в прессе. Часть публикаций рекламирует работу Р.Муратова как квинтэссенцию интеллектуальных усилий [1], как теоретическую базу для президентских указов, в частности о льготах для иностранных инвесторов и др. Другие публикации [2] в самых резких тонах критикуют Р.Муратова за создание «квазинаучных синекур для своей челяди» (речь идет о Центре социальных проблем, патронируемом Р.Муратовым, насчитывающем 102 штатные единицы). В качестве альтернативы предлагается рациональнее использовать консультационные услуги гарвардской группы «Монитор», с которой вопреки сопротивлению Р.Муратова подписан контракт. Напротив, опыт сотрудничества с французскими экспертами во главе с Жаком Аттали расценивается в этой публикации как крайне неэффективный. Своего рода конкуренция между специалистами, занятыми подготовкой Государственной программы, и аналитиками из «Монитора» косвенно отражает соперничество между фракциями в правительственной команде. В последнее время обсуждается слух о возможном переходе Р.Муратова на должность представителя РТ в одной из европейских столиц, с деловыми кругами которой у него имеются давние партнерские отношения.

3.    НАШ ДОМ — РОССИЯ?

Президент М.Шаймиев принял участие в заседании инициативной группы по созданию блока В.Черномырдина, которое состоялось 29 апреля. Этому было посвящено его интервью для республиканских газет. Он сообщил, что в оргкомитет учредительного съезда блока от РТ вошел президент-генеральный директор АО «КамАЗ» Николай Бех.

М.Шаймиев также сообщил, что в своем выступлении на заседании он предлагал назвать блок «За демократическую Российскую Федерацию». «Я также настаивал, — сказал М.Шаймиев, — на том, чтобы в Устав и Программу блока не включать тезисы о территориальном переустройстве России. У некоторых «государственников» все еще имеет хождение идея о превращении республик и областей в губернии и о создании таким образом унитарной Росии. Я в резкой форме отверг эту идею».

В ближайшее время в РТ будет создан отделение блока. Вместе с тем в ходе упомянутой пресс-конференции премьер Ф.Мухаметшин фактически выразил некоторую долю скепсиса по этому поводу. Что мешает лидерам блока воплотить свои обещания еще в нынешнем качестве?

Судя по этому и некоторым другим признакам, участие руководства РТ в блоке В.Черномырдина будет носить в определенном смысле формальный характер и не станет результатом целенаправленного политического выбора.

4.    ВИЗИТЫ

В апреле в Казани побывали некоторые представители столичного политического истеблишмента.

4.1.       С.Степашин

В начале месяца в РТ находился директор ФСК РФ Сергей Степашин. «Приезд не связан с тем, что нас серьезно волнует работа органов государственной безопасности в Татарстане, — говорил он во время пресс-конференции. — Напротив, мы отмечаем, что это одно из самых сильных наших территориальных управлений.

...Что касается политических и национальных движений в Татарстане, особого беспокойства, резко обостренного, которое, может быть, было еще год или два назад, у органов безопасности нет».

4.2.       Б.Федоров

В конце апреля в Казань приезжал депутат Госдумы, президент движения «Вперед, Россия!» Борис Федоров, подчеркнувший, в частности, следующее: «Я совершенно спокойно отношусь к тому, что в России существуют республики — Татарстан, Чувашия и так далее, а в этих республиках есть президенты. Это — субъекты Российской Федерации. Другое дело, что ни у одного субъекта не должно быть никаких исключительных прав. Никаких двусторонних договоров при государственном строительстве России быть не должно. Все равны с политической, государственной точки зрения. Это мое убеждение, и оно будет реализовано... Это — моя страна, мне еще 37 лет, и я еще вернусь».

Источники

1. Казанские ведомости.— 1995.— 28 апреля.

2. Молодежь Татарстана.— 1995.— 31 марта — 6 апреля.