Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

И. Мышкина

Архангельская область

в апреле 1996 года

1.    Исполнительная власть

1.1.    Укоренение назначенного Главы администрации

В начале апреля глава администрации Архангельской области заявил о своем твердом намерении баллотироваться на предстоящих выборах главы областной администрации. К этому моменту сроки выборов были назначены на 16 июня текущего года. Что касается прежнего главы администрации Павла Балакшина, то четкого ответа на вопрос о его намерениях участвовать в выборах пока не прозвучало. Тем не менее вероятность его выдвижения остается высокой по той причине, что на его фигуру ориентируются крупные промышленные “группы давления”, и в первую очередь - вся верхушка химико-лесной отрасли региона. Учитывая, что отстранение Балакшина в феврале этого года от должности было неожиданным, ясно, что указанные “группы давления” не успели переориентироваться на фигуру Ефремова.

По нашим сведениям, в настоящее время Балакшин занимает одну из руководящих должностей в частном предприятии “Титан”, которое можно назвать одним из “запасных аэродромов” для прежней верхушки областной администрации. Предприятие “Титан” занимается поставками топлива в Архангельскую область и на монопольной основе получает львиную долю выделяемых региону на эти цели кредитов. Владельцем этого частного предприятия является зять первого заместителя Балакшина Станислава Потемкина, один из самых богатых людей в регионе, В. Крупчак. Доходы предприятия ранее напрямую зависели от Балакшина.

За фигурой нового главы администрации А. Ефремова пока нет достаточно четко оформленных структур, кроме определенной поддержки федеральных пропрезидентских группировок, представляемых ныне работником администрации Президента РФ, полковником ФСБ Павлом Поздеевым. Очевидно, поэтому в апреле Ефремов занимался решением совершенно конкретных задач, которые можно сформулировать следующим образом:

- провести президентские выборы в регионе в соответствии с установками назначившего его Центра;

- установить на период выборов контроль над областными СМИ;

- заручиться поддержкой промышленных элит области, особенно химико-лесного комплекса;

- убрать из своего ближайшего окружения людей Балакшина и поставить своих на их места.

В течение апреля Ефремов провел ряд встреч с главными редакторами областных СМИ, пообещал им финансовую поддержку и отдал соответствующие распоряжения своим заместителям и руководителям некоторых управлений. Во время этих встреч Ефремов изложил свои экономические приоритеты: решение проблем в химико-лесной отрасли, освоение минерально-сырьевой базы (алмазы, нефть, газ), погашение государственного долга в один триллион рублей Центру атомного судостроения в Северодвинске, налаживание нормальных отношений с субъектом Федерации в составе области - Ненецким Автономным округом.

1.2.    Кадровые изменения в органах власти

Одновременно с этим Ефремов занялся формированием своего окружения: на встрече с редакторами газет посетовал на происки начальника областного финансового управления, депутата Госдумы прошлого созыва Сергея Шульгина, который в скором времени был снят с занимаемой должности. Постановлением от 24.04.96. Ефремов освободил от занимаемых должностей еще и заместителя председателя правительства области, генерального директора департамента промышленности, транспорта и связи.

Через некоторое время Сергей Шульгин был отстранен от должности начальника областного финансового управления (через три недели после назначения его на эту должность) - за то, что вписал в постановление обладминистрации уменьшение на 15% финансирования по зарплате, наряду с управленцами, еще и других работников бюджетной сферы - в список попали, в частности, редактора газет. Ефремов пообещал редакторам, что “уберет” из соответствующего постановления бюджетников, а “подставившего” его Шульгина снимет с должности. Шульгин явился первой “жертвой” из числа чиновников, окружавших Балакшина. Следом было подписано постановление об освобождении в связи с достижением пенсионного возраста первого заместителя Балакшина Станислава Потемкина. На должность первого заместителя председателя правительства администрации области, в порядке перевода из “Архоблрыболовпотребсоюза”, был назначен Николай Малаков. Любопытно, что Малаков является “человеком Поздеева” (через “Облрыболовсоюз” во время выборов в Госдуму проходили деньги для финансирования его избирательной компании). Есть все основания полагать, что по окончании предвыборной президентской компании Поздеев вернется обратно в Москву на прежнее место работы в Государственное правовое управление Президента РФ с повышением, если результаты голосования во вверенной ему области для Ельцина окажутся приемлемыми. Ефремову же надо торопиться и использовать поддержку Поздеева для упрочения своего влияния в Архангельской области, чем он достаточно успешно сейчас и занимается. По мнению наших экспертов, в судьбе Ефремова и Поздеева очень большую роль сыграют предстоящие выборы, и они приложат все усилия для того, чтобы Ельцин победил. В данный момент областная и городская администрации, местные СМИ совершенно однозначно ориентированы на поддержку Ельцина, а контролирующим и координирующим органом над исполнительной вертикалью стоит полномочный представитель президента в Архангельской области Павел Поздеев.

В середине апреля в область вернулся баллотировавшийся в Госдуму по 59 округу Павел Поздеев. Перед жителями области кандидат, строивший свою кампанию на проблемах пенсионеров и обманутых вкладчиков, на этот раз предстал в качестве представителя Президента. Тандем Ефремов-Поздеев быстро нашел общий язык с генеральным директором АО “Северолесоэкспорт” Евгением Царевым. По решению областной администрации был отменен залоговый аукцион по продаже 20% госпакета акций этого предприятия, назначенный на 3 апреля, а госпакет решено передать новой финансово-промышленной группе, возглавляемой Е.Царевым, которая отныне будет называться “Северолес”. В свете сказанного не удивительно, что общественный комитет поддержки Бориса Ельцина расположился в здании “Северолеса”, а сам Царев отказался от встречи с депутатом Госдумы, председателем комитета по природным ресурсам и природопользованию Алексеем Михайловым (фракция “ЯБЛОКО”) во время его визита в город Архангельск 18-19 апреля текущего года.

1.3.    Визит А.Михайлова и начало предвыборной кампании

Во время визита в регион Михайлов встретился с главой администрации области Анатолием Ефремовым, мэром Архангельска Владимиром Герасимовым, руководством АО “Севералмаз” Евгением Фортыгиным, специалистами одноименного комитета администрации области, специалистами АО ”Архангельскгеодобыча”. На всех встречах основной темой было обсуждение возможностей привлечения инвестиций в область, а также обстановки накануне выборов в органы местного самоуправления и Президента. Следует отметить тот факт, что, несмотря на довольно высокий статус гостя, из всех интервью СМИ были убраны даже косвенные упоминания о кандидате в Президенты Григории Явлинском, при этом журналисты прямым текстом заявляли, что таково распоряжение сверху - очевидно, введена достаточно жесткая цензура. Очевидно, ожидаются дальнейшие кадровые изменения и перестановки в администрации области на уровне начальников управлений, к тому же подойдет срок по представлению новой структуры исполнительной власти (мэрии) города Архангельска, о чем уже объявлено в начале апреля в форме выдачи предписаний о возможном увольнении в связи с реорганизацией мэрии всем работникам.

В конце мая (с 24 числа) намечено крупное мероприятие - совещание в Архангельске с участием мэров российских городов, одновременно с которым намечается визит в область Бориса Ельцина.

Учитывая, что исполнительная вертикаль - фактически единственная легитимная власть в регионе, можно не объяснять ее роль в проведении всей региональной политики накануне выборов.

2.    Представительная власть

В начале апреля в областном суде состоялось рассмотрение дела по заявлению прокурора области А.Климова о признании недействительным решения 19 сессии Областного Собрания депутатов относительно назначения сроков выборов в областные и местные органы власти.

Представитель областной администрации в суде поддержал заявление прокурора, сославшись на то, что Устав области не обладает верховенством по отношению к президентским указам. Вызванный в качестве свидетеля председатель облизбиркома Г.Филев признал, что совмещение выборов 16 июня нецелесообразно и даже невозможно. В прессе прозвучала информация о том, что Минфин не выделит денег области на завоз грузов до тех пор, пока не будет отменено решение о совмещении сроков выборов. Глава областной администрации обвинил Областное Собрание в “строптивости”, наносящей вред области.

22 апреля началась внеочередная сессия, на которой был рассмотрен вопрос о сроках выборов. 23 апреля на заседание сессии прибыл заместитель председателя Центризбиркома РФ Александр Вешняков, который привез разрешение Центризбиркома на совмещение выборов в Облсобрание с выборами Президента РФ. В результате депутаты пошли на компромисс и перенесли сроки проведения выборов губернатора и органов местного самоуправления на середину декабря текущего года. Тем не менее, до принятия этого решения граждане уже начали собирать подписи для выдвижения не только в Облсобрание, но и на посты мэра г. Архангельска и в городское Собрание.

В результате мы получили возможность проанализировать тенденции формирования органов местного самоуправления. Надо отметить, что в случае избрания городского Собрания роль областного Собрания еще более ослабнет. Дело в том, что сегодня, когда нет городского Собрания, средства, поступающие в бюджет области, формируются в основном из налогов, собираемых с архангельских предприятий. Далее финансы по решению Облсобрания и администрации области по системе трансфертов распределяются по районам. При наличии городского Собрания этими средствами будет распоряжаться город и депутаты вряд ли согласятся с продолжением практики трансфертов. Поэтому основная борьба за депутатские мандаты развернется не на выборах в Областное Собрание, а на выборах в Собрание городское. Можно с уверенностью говорить о том , что все баллотировавшиеся в Областное Собрание кандидаты (а таковых в среднем на каждый избирательный округ в пределах городов Архангельск и Северодвинск приходится по 10 человек, а избранным может стать только один) продолжат борьбу за мандаты депутатов городского Собрания осенью текущего года.

3.    экономика

3.1.    Промышленность

В 1 квартале общий объем промышленной продукции в действующих ценах составил 2,9 трлн. рублей (88% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на крупных и средних предприятиях - 2,7 трлн рублей (87%). Наибольшее снижение выпуска продукции наблюдалось в легкой промышленности, промышленности строительных материалов, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, машиностроении и металлообработке. Из 183 важнейших видов продукции, учитываемых в срочной госстатотчетности, объем производства за год увеличился по 44 видам а уменьшился по 117 позициям (24% и 64% от общего числа соответственно).

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности вывезено древесины 4,3 млн. кубометров(103% к уровню 1995 года), произведено деловой древесины 2,8 млн. куб. м (98%), круглых лесоматериалов - 2,6 млн. куб. м. (98%), пиломатериалов - 0,4 млн. куб. м. (86%), древесноволокнистых плит - 2,6 млн. кв. м. (77%), древесностружечных плит - 3,6 тыс. куб. м. (31%), целлюлозы товарной - 82,6 тыс. тонн (56%), бумаги - 48,9 тыс. тонн (139%), картона - 77 тыс. тонн (72%).

В промышленности строительных материалов производство панелей для крупнопанельного домостроения и пористых заполнителей снизилось на 79%, шифера - на 55%, конструкций и изделий сборных железобетонных, стеновых материалов - на 52%, извести технологической - на 47%, цемента - на 13%.

В легкой промышленности произведено обуви 23 тыс. пар (61% к уровню 1995 года), трикотажных изделий - 1 тыс. штук (100%). Более чем наполовину уменьшился пошив костюмов, брюк, сорочек верхних, белья постельного, головных уборов из натурального меха, на треть - платьев.

В пищевой промышленности произведено мяса, включая субпродукты 1 категории, 2,1 тыс. тонн (63% к 1 кварталу 1995 года), колбасных изделий - 1,0 тыс. тонн (67%), масла животного - 0,2 тыс. тонн (65%), цельномолочной продукции в пересчете на молоко - 6,4 тыс. тонн (83%), кондитерских изделий - 0,7 тыс. тонн (61%).

Увеличился выпуск товарной пищевой рыбной продукции на 7%, консервов - на 4%, в том числе рыбных - в 3 раза.

Объем производства потребительских товаров на 18% ниже прошлогоднего, в том числе пищевых продуктов - на 13%, непродовольственных товаров на 30%.

3.2.    Сельское хозяйство

В хозяйствах всех категорий продолжается сокращение численности скота и птицы. На 1 апреля поголовье крупного рогатого скота составило 226,9 тыс.голов (88% к 1 апреля 1995 года), в том числе коров - 104,2 тыс. голов (93%), свиней - 66,8 тыс. голов (59%). Поголовье птицы в сельхозпредприятиях снизилось вдвое.

В январе - марте текущего года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, реализация на убой скота и птицы сократилась на 28%, валовой надой молока - на 12%, сбор яиц - на 29%.

В среднем от каждой коровы на предприятиях всех форм собственности получено по 244 килограмма молока против 303 в первом квартале 1995 года; яйценоскость кур-несушек снизилась на 3 яйца и составила 52 за квартал.

В январе - марте текущего года в государственные ресурсы поступило 5,5 тыс. тонн скота и птицы (73% к 1 кварталу 1995 года), молока - 12,3 тыс. тонн (70%), яиц - 51,6 млн. штук (82%).

В первом квартале текущего года фермеры продали государству 76 тонн скота (1,4% от общего объема реализации), 160 тонн молока (1,3%).

3.3.    Цены

Потребительские цены на товары и услуги за январь-март 1996 года выросли на 10,7%, тогда как за январь-март 1995 года - на 51,9%. В течение 1 квартала текущего года темпы прироста цен на потребительском рынке существенно снизились: с 4,7% в январе до 2,5% в марте.

Прирост цен на продовольствие с начала года составил 7,1%. Наиболее высокие темпы роста цен зафиксированы на рыбопродукты, молоко и молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы и бобовые, овощи, алкогольные напитки. Продукция общественного питания подорожала с начала года на 12,4%.

Стоимость набора из 19 основных продуктов питания в среднем по области в марте составила 303,6 тыс. руб. - она снизилась за месяц на 1,7%. Снижение стоимости набора обусловлено падением цен на сахар, масло растительное, яйца и плодоовощную продукцию.

По сравнению с декабрем 1995 года, стоимость набора возросла на 13,7 тыс. руб., или на 4,7%.

С начала текущего года непродовольственные товары подорожали на 7,9%, что ниже прироста цен за соответствующий период прошлого года в 4,6 раза.

В наибольшей степени с начала года выросли цены на медикаменты и перевязочные материалы - на 81,2%, металлическую посуду - на 73,0%, топливо - на 46,7%.

Цены на платные услуги населению с начала текущего года росли менее высокими темпами, чем в прошлом году (1,3 и 1,7 раза). В наибольшей степени возросли тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства - в 1,5 раза, из них плата за отопление - в 1,7, квартирная плата и плата за горячее водоснабжение - в 1,6 раза. В 1,4 раза подорожали путевки в профсоюзный санаторий. Тарифы на услуги пассажирского транспорта в целом увеличились в 1,3 раза, из них в 1,6 - плата за проезд в междугородном автобусе.

Цены производителей на промышленную продукцию за январь - март 1996 года выросли на 2,0%, за соответствующий период 1995 года - на 67,3%. Низкие темпы роста цен в 1 квартале текущего года обусловлены удешевлением продукции лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной и ликеро-водочной промышленности.

3.4.    Финансы

3.4.1.    Бюджет области

По данным финансового управления, бюджет области за январь - март 1996 года сведен с дефицитом в сумме 140,8 млрд. рублей, что составило 24% от общей суммы расходов.

В структуре доходов бюджета за январь-март 1996 года удельный вес налоговых поступлений составил 68%, неналоговых платежей - 20%. Основная доля поступлений приходилась на налог на прибыль - 17% от общей величины доходов (в январе - марте 1995 года - 23%), подоходный налог с физических лиц - 25% (21%), налог на добавленную стоимость - 9% (8%). Доля этих налогов в структуре доходов составила 51% (в январе - марте 1995 - 52%).

В январе - марте 1996 года недоимка по платежам в территориальный бюджет, по данным государственной налоговой инспекции по Архангельской области, уменьшилась на 209,9 млрд. рублей и составила на 1 апреля 1996 года 165,2 млрд. рублей (50% от общего объема налоговых поступлений в областной бюджет).

Израсходовано из бюджета 579,6 млрд. рублей. Основными направлениями финансирования являются: образование, на которое израсходовано 173,3 млрд. рублей (30%), жилищно-коммунальное хозяйство - 92,2 млрд. рублей (16%), здравоохранение - 108,7 млрд. рублей (19%).

3.4.2.    Средства предприятий, состояние платежей и расчетов

Прибыль предприятий. За описываемый период предприятиями всех форм собственности получено прибыли 160 млрд. рублей, что составило 40% к уровню соответствующего периода прошлого года.

С положительными финансовыми результатами закончили 2 месяца текущего года немногим более половины предприятий области, 42% были убыточными, сумма их убытков составила 133 млрд. рублей.

Общая задолженность предприятий промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства( включая задолженность по кредитам и займам) по состоянию на начало марта 1996 года достигла 7887 млрд. рублей, из нее просроченная - 3690 млрд. рублей, или 47% от общей суммы задолженности.

Рынок труда, занятость населения. Численность экономически активного населения к концу марта 1996 года составила 710 тысяч человек, или 47% от общей численности населения области.

В службах занятости области по состоянию на конец марта состояло на учете 69,3 тыс. граждан в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью. Официально зарегистрированы в качестве безработных 66,7 тыс. человек, из них 24,2 тыс. человек (36%) составляет молодежь в возрасте до 30 лет, 35,5 тыс. чел. (53%) - женщины. Число безработных граждан увеличилось по сравнению с мартом прошлого года на 23 тыс. человек (52%).

В первом квартале 1996 года в области зарегистрировано 9 забастовок в учреждениях образования. В них приняло участие 178 человек, потери рабочего времени составили 1204 человеко-дня. (Наши эксперты обращают внимание на тот факт, что в опубликованном сообщении Архангельского областного комитета государственной статистики не приведены данные о забастовках в иных отраслях, например, нет сведений о проходивших в течение данного квартала забастовках работников УВД в городах области, в частности в Архангельске и Котласе.)

3.5.    Уровень жизни населения

Денежные доходы населения за январь-март 1996 года сложились в сумме 2417,4 млрд. рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,5 раза. В общем объеме денежных доходов населения области за описываемый период оплата труда составила 979,5 млрд. рублей (41,6%), пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты - 348,5 млрд. рублей (15,4%), доходы населения от предпринимательской деятельности, дивиденды по вкладам и ценным бумагам и другие доходы - 1089,4 млрд. рублей (43%).

Начисленная средняя заработная плата в марте  составила 919 тыс. рублей и возросла по сравнению с февралем на 4%, а с мартом прошлого года - на 88%. Выплаты социального характера в марте составили 25 тыс. рублей и по сравнению с февралем возросли на 32%, с мартом прошлого года - на 134%.

При прожиточном минимуме в 457 тысяч рублей для лиц трудоспособного возраста, средняя заработная плата , с учетом выплат социального характера, по области обеспечивала 2,1 прожиточных минимума.

Нашим экспертам хотелось бы дать свое заключение по поводу приведенной выше официальной статистики: наблюдая жизнь общества изнутри, можно отметить некоторые несоответствия официальных данных реальному положению дел. Особенно это относится к главам о рынке труда и уровне жизни населения. Реально количество безработных по области составляет не 5,3%, а порядка 6,2%. А если принимать во внимание так называемую “скрытую” безработицу, можно говорить и о большем количестве безработных.

Некоторые предприятия деревообрабатывающей отрасли в марте перешли на более экономный режим работы, в частности, ЛДК им. Ленина с апреля месяца перешел на двухсменный график работы, при котором ночная смена длится более 10 часов, а дневная только 6. Рабочим такое нововведение объяснили просто: ”электроэнергия в ночное время стоит дешевле.”

Вопрос о размере средней заработной платы, по мнению ряда экспертов, нужно ставить достаточно жестко, а именно: ”сколько реально получает рабочий, а сколько - директор производства”. Цифра, названная в официальном отчете вероятно не соответствует действительности.

Говоря о работниках социальной сферы, следует отметить, что эта категория на данный момент является самой низкооплачиваемой. Среднемесячная зарплата работников культуры составляет примерно 530 тысяч рублей, работников здравоохранения и образования - от 610 до 640 тысяч рублей, к тому же выплачивается она с задержкой на месяц - два.