Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Александр Шегедин

Эстонская республика

в апреле 1996 года

1.    Внешняя политика

1.1.    Эстония и западноевропейские организации (НАТО, ЕС, СЕ)

Расширение НАТО на восток уже давно является постоянной темой внешней политики Эстонии. Несмотря на все усилия эстонской политической элиты, желаемая цель — полное членство в НАТО - не только не приближается, но, скорее, становится все более труднодостижимой.

Западные политики хорошо понимают риск, связанный с принятием в НАТО стран, входивших ранее в состав СССР. Поэтому подход Запада в этом вопросе сводится к формуле — "обнадеживать, не давая никаких гарантий". Более того, в начале апреля бывший министр иностранных дел Великобритании Дуглас Херд публично заявил, что Балтийские страны можно принять в ЕС, но ни в коем случае — в НАТО. По мнению Херда, безопасность Прибалтики должны обеспечивать ее соседи — Финляндия и Швеция [1.1].

Каким образом это может происходить — вопрос открытый, во всяком случае, премьер-министр Швеции Й.Перссон поспешил заявить Шведскому телеграфному агентству, что военный союз между Швецией и Эстонией совершенно исключен. Что же касается желания вступить в НАТО, то, по мнению Перссона, это является собственным выбором Эстонии [1.2].

Визит в Эстонию генерального секретаря НАТО Хавьера Солана нисколько не прояснил ситуацию. Единственное, что он обещал, это начало конкретных индивидуальных переговоров со странами, которые выберет в конце этого года НАТО в качестве кандидатов [1.3]. В то же время в Таллине Солана вновь подтвердил, что расширяться на восток НАТО будет, несмотря на недовольство Кремля [1.4].

Министр иностранных дел Эстонии Сийм Каллас в интервью Интерфаксу (после встречи с Солана) не исключил возможности создания Балтийскими странами своей системы коллективной безопасности, однако подтвердил, что основным приоритетом для Эстонии остается вступление в НАТО [1.5].

После визита в Эстонию президента Чехии Вацлава Гавела премьер-министр Эстонии Тийт Вяхи с удовлетворением отметил, что у двух стран есть общие стратегические цели — НАТО и ЕС [1.6]. Однако следует отметить, что у Чехии (как и у Венгрии, Польши) несравненно больше, чем у Балтийских стран, шансов вступить в эти организации. Так, депутат Европарламента от Финляндии Ульппу Ийвари на встрече с эстонскими профсоюзными деятелями прямо заявил, что Прибалтика в НАТО, по крайней мере “в первом эшелоне", не попадет [1.7].

Х.Солана во время визита в Эстонию дал эстонским лидерам одно конкретное указание — увеличивать военные расходы. Т.Вяхи объявил общественности о планах правительства увеличить военные расходы вдвое. Пожалуй, впервые правительственную точку зрения полностью одобрила праворадикальная оппозиция в лице председателя Союза Отечества Тойво Юргенсона [1.8].

НАТО явно дает понять, что не собирается брать на себя все расходы, связанные с обеспечением безопасности Прибалтики. Между тем из трех Балтийских стран только Литва имеет более-менее боеспособную армию.

Гораздо более реально выглядят в настоящее время планы вступления в ЕС. Этому способствует, прежде всего, достаточно успешное, по сравнению с Литвой и Латвией, экономическое развитие и нейтральная позиция Москвы. Председатель французского сената Рене Мокри, посетивший Таллин в начале апреля, заявил, что Эстония вполне готова к вступлению в ЕС [1.9].

С 3 мая по 7 ноября Эстония будет председателем на заседаниях Совета Европы. В то же время в начале апреля комиссией СЕ под руководством Рудольфа Биндига был представлен рапорт, в котором положение с правами человека в Эстонии оценивается весьма негативно. Праворадикальный эстонский парламентарий Тунне Келам назвал рапорт "тенденциозным" и добился того, чтобы он не был предан гласности в Эстонии [1.10].

18 апреля со своего рода инспекционной поездкой в Эстонию прибыл генеральный секретарь СЕ Даниэль Таршис. Он заявил, что Эстония может неплохо использовать в своих интересах пост председателя СЕ, однако в очередной раз напомнил, что из 155 общеевропейских конвенций при вступлении в СЕ в 1993 году Эстония подписала только 27, причем большинство из них до сих пор не ратифицировала. В частности, тогдашний премьер-министр М.Лаар обещал в кратчайшие сроки подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию о национальных меньшинствах, что не сделано до сих пор [1.11].

1.2.    Отношения с Латвией и Литвой

То, что времена "балтийского единства" канули в Лету, в очередной раз подтвердила "салачная война", вновь вспыхнувшая между Латвией и Эстонией из-за небольшого, но богатого рыбой пограничного района Балтийского моря. Один из лидеров праворадикальной оппозиции Март Лаар заявил, что продолжающийся конфликт серьезно препятствует продвижению Эстонии и Латвии в ЕС. Лаар специально встретился в связи с этой проблемой с министром иностранных дел Латвии Валдисом Биркавсом, однако никаких видимых успехов не достиг [2.1].

14 апреля в Вильнюсе премьер-министры Латвии и Эстонии Т.Вяхи и А.Шкеле договорились, что до 1 августа латвийские сейнеры могут заходить в спорный район без противодействия эстонских пограничников [2.2]. Оппозиция немедленно обвинила правительство в неоправданных уступках Латвии, на что Т.Вяхи не без основания заметил, что пограничные проблемы как с Латвией, так и с Россией было бы гораздо легче урегулировать в 1992-93 годах, когда у власти стояли лидеры нынешней оппозиции (правительства М.Лаара и А.Таранда) [2.3].

Как бы то ни было, соглашение в Вильнюсе так и осталось на бумаге. В течение всего месяца стычки между латвийскими рыбаками и эстонскими пограничниками продолжались. А.Шкеле прямо обвинил Эстонию в том, что она не собирается выполнять условия соглашения. Он выразил надежду на то, что две страны сумеют все же договориться при помощи посредников, в начале мая, в ходе заседаний Совета стран Балтийского моря на острове Готланд [2.4].

Раздражение Латвии и Литвы вызывает тот факт, что Эстония прилагает усилия к тому, чтобы первой вступить в ЕС, так как эстонские лидеры считают, что Эстонии это будет легче сделать в одиночку, а не в "балтийской обойме". Впрочем, известный литовский оппозиционер В.Ландсбергис в начале апреля вновь подтвердил (в беседе с президентом ЭР Л.Мери), что он не против отдать пальму первенства вступления в ЕС Эстонии [2.5]. Ландсбергис даже давно считает правый режим Эстонии образцом для Литвы, которую он считает слишком "розовой".

Тесное сотрудничество эстонской правящей элиты и литовской оппозиции продемонстрировала и апрельская Балтийская Ассамблея. Ландсбергис предложил на обсуждение парламентариям трех стран чрезвычайно жесткую антироссийскую резолюцию "О событиях в России". Эстонская делегация вместе с литовскими правыми готова была ее одобрить, однако этому резко воспротивилась латвийская делегация, в результате чего был принят мягкий "латвийский" вариант [2.6].

1.3.    Отношения с Россией и странами СНГ

Российско-эстонские отношения зашли в полный тупик, причем создается впечатление, что обе стороны считают, что они уже сделали все максимально возможные уступки по спорным вопросам.

С.Приходько, курирующий в МИД РФ регион Прибалтики, определил отношения с Литвой как "нормальные", с Латвией — "частично нормальные" и с Эстонией как "ненормальные". Приходько утверждает, что, после вывода в августе 1994 года российских войск, Эстония не поддержала ни одной из многочисленных инициатив Москвы по нормализации отношений [3.1]. Зеркальным отражением является мнение министра иностранных дел ЭР С.Калласа, который считает, что русским ни в чем нельзя уступать, так как тогда они хотят еще больше. С.Каллас твердо уверен, что в настоящее время Россия прямо угрожает независимости Эстонии [3.2].

Впрочем, у Калласа есть и сугубо личные причины придерживаться твердой антироссийской позиции. 2 апреля Т.Вяхи принял посла России Александра Трофимова. По официальной версии, во время встречи обсуждался вопрос об интеграционных процессах в СНГ [3.3]. Только через неделю в прессе появилась информация о том, что посол передал Т.Вяхи меморандум, в котором Россия требует от Эстонии компенсации за ущерб от так называемой "рублевой сделки" (продажи рублей, предположительно в Чечню, после проведения в Эстонии денежной реформы) [3.4].

С.Каллас, тогдашний президент Банка Эстонии, имел к сделке прямое отношение. Он не раз заявлял, что России вообще не стоит даже отвечать на ее претензии — "рублевая сделка" является чисто внутриэстонским делом. В противоположность ему, Т.Вяхи столь же постоянно вспоминал об этой афере, с целью держать Калласа "на крючке". В связи с этим другой непосредственный участник сделки, тогдашний премьер-министр М.Лаар, заявил, что Россия пытается вбить клин между Т.Вяхи и С.Калласом. Причем Лаар остро критикует Вяхи за то, что последний вообще подписал в 1992 году договор с Гайдаром о возврате рублей, хотя и не успел их возвратить [3.5].

Российский меморандум действительно обострил отношения между премьером и МИДом ЭР. Во-первых, Т.Вяхи просто “отфутболил" меморандум в МИД, во-вторых, он обвинил МИД в том, что тот стал источником утечки информации о существовании меморандума в прессу [3.6]. В то же время в силу внутриполитической атмосферы Вяхи необходимо играть роль "сильного человека". Поэтому он заявил, что Эстония ничего не должна России, пока Россия не вернет деньги эстонских предприятий (60 млн. USD), в свое время замороженные во Внешэкономбанке [3.7].

В апреле стороны продолжали традиционный обмен жесткими заявлениями. МИД РФ в очередной раз напомнил, что переговоры по границе не принесут результатов, пока Эстония не окажется от Тартуского мира в качестве базы для их ведения [3.8] МИД РФ также настойчиво требует разрешения открыть 4 избирательных пункта в Эстонии ко времени проведения президентских выборов в России [3.9].

Открытая поддержка эстонским парламентом чеченских сепаратистов также не способствует потеплению в отношениях. Аноним из МИД РФ сообщил, что 64 депутата эстонского парламента негласно объявлены Россией "персонами нон грата" [3.10].

Это, впрочем, не охладило пыла депутатов. 29 апреля 34 парламентария послали соболезнование вдове Дудаева Алле Дудаевой. Примечательно, что послание подписали все руководители парламента (спикер Т.Сави, вице-спикеры А.Рюйтель и Т.Келам) [3.11].

В более благоприятном ключе развиваются контакты на уровне местных властей приграничных территорий Эстонии и России. Однако и здесь случаются конфликты. В начале апреля власти Нарвы неожиданно отключили подачу тепла и воды в Ивангород (эти города имеют единую коммунальную систему) [3.12]. В принципе, причина была довольно тривиальная — долги. Однако в контексте межгосударственных отношений она приобрела политическую окраску. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Крылов заявил, что эстонское правительство не контролирует ситуацию в стране [3.13].

В то же время на конференции, посвященной проблемам российского федерализма, которая прошла в конце месяца в Пскове, представители Эстонии, Латвии и России утверждали, что существуют хорошие перспективы сотрудничества приграничных районов этих стран [3.14]. Также появилась информация о том, что Россия положительно ответила на инициативу Эстонии начать переговоры об установлении режима наибольшего благоприятствования в торговле между двумя странами [3.15].

В апреле две первые современные радарные установки шведского производства были установлены на восточной границе Эстонии. В 1997 году в Эстонию должна прибыть партия французских радаров "Томсон" [3.16]. После их установки Эстония сможет обеспечить контроль над своим воздушным и морским пространством, что является необходимым условием для вступления в НАТО. Интересно, что бывший министр иностранных дел ЭР Юри Луйк считает, что Россия давно смирилась с тем, что Эстония в НАТО вступит [3.17]. Сейчас Луйк является работником исследовательского центра Карнеги, в ближайшем будущем будет, вероятно, назначен послом в Брюссель, поближе к натовским структурам.

Договор, подписанный 2 апреля Россией и Белоруссией, вызвал довольно нервную реакцию Таллина. Это не удивительно, учитывая, что президент Ельцин на церемонии подписания заявил, что в будущем к нему могли бы присоединиться Казахстан, Киргизия, Эстония и Болгария. На встрече 3 апреля с президентом Молдавии М.Снегуром Л.Мери подчеркнул, что о подписании союзного договора между Россией и Эстонией не может идти и речи [3.18].

2.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.    Партии: правящая коалиция и оппозиция

Отголоски мартовского съезда Центральной партии (ЦП), на котором Эдгар Сависаар вновь был избран председателем, еще долго будоражили политические круги Эстонии. Победа Сависаара над своими противниками внутри партии была более чем убедительна — за него проголосовали 468 из 607 депутатов съезда [1.1]. В истерической тональности реагировал на победу Сависаара правый фланг политической элиты Эстонии. Т.Юргенсон, лидер Союза Отечества, заявил, что ЦП попадет в полную политическую изоляцию. В.Кирсилуу (Реформистская партия) и И.Канник (Правые) объявили избрание Сависаара нарушением всех моральных норм, принятых в политике [1.2].

После съезда ЦП из ее рядов ушло 40 руководящих деятелей, которые объявили о создании своей, Либерально-центристской, фракции в парламенте. Отколовшаяся часть ЦП зондирует возможности присоединения к другой партии или создания новой [1.3]. В прессе появилось "письмо сорока" (по аналогии с названием письма эстонских диссидентов 80-х годов, направленным в ЦК КПСС, ООН и т.д.), в котором указывается на опасность курса, которым идет ЦП [1.4].

Однако следует заметить, что в своеобразного диссидента превратился сам Сависаар. В частности, он сделал ряд очень резких заявлений насчет внутренней ситуации в Эстонии в иностранной (латвийской) печати, что не позволял делать себе после 1991 года ни один эстонский политик, исключая опального генерала Александра Эйнсельна. Сависаар заявил, что вся т.н. "свободная" эстонская пресса находится под полным контролем 4-5 лиц, а эстонские банки, и, прежде всего Банк Эстонии, занимаются отмывкой грязных денег, будучи связанными как с политическими кругами, так и с откровенными мафиози [1.5].

Возвращение Сависаара в активную политику крайне беспокоит его политических соперников, прежде всего из-за приближающихся выборов в местные органы власти. Осенью у Сависаара могут появиться реальные шансы стать мэром Таллина, то есть одним из самых влиятельных лиц в государстве.

Чтобы нейтрализовать ЦП, самую массовую партию Эстонии, на местных выборах, правым силам (как правящим, так и находящимся в оппозиции) необходима консолидация. Однако правящая коалиция уже давно балансирует на грани распада, а практически все видные правые политики замешаны в шумных аферах. Характерно, что председатель крайне правого Союза Отечества Тойво Юргенсон был в начале апреля избран и председателем фракции СО в парламенте. Более крупные фигуры, такие как М.Лаар и Т.Келам, в настоящее время стараются находиться в тени [1.6]. Несмотря на то, что по "рублевой сделке" обвинения выдвинуты пока только против "стрелочников", основные действующие лица — Лаар и Каллас - чувствуют себя крайне неуютно [1.7].

В начале апреля канцлер юстиции предложил парламенту дать согласие на привлечение к уголовной ответственности Х.Краниха, бывшего в 1992-94 гг. в команде Лаара, а затем переметнувшегося к "реформистам" [1.8].

Правым в правительстве и ультра-правым в оппозиции вряд ли удастся найти пути к сотрудничеству в ближайшее время. Тот же Т.Юргенсон на пресс-конференции СО заявил, что Т.Вяхи не выполнил своих предвыборных обещаний. Самое смешное, что СО обвиняет правительство в росте социальной напряженности, особенно между владельцами возвращенной недвижимости и людьми, которые вынуждены уезжать из возвращенных домов [1.9]. Между тем, вся идеология и практика процесса возвращения имущества в свое время была выработана и реализована именно партиями "Отечества" и ПННЭ, сейчас слившимися в СО. Так же карикатурно выглядит инициатива Собрания Земледельцев, которое 21 апреля призвало к консолидации всех правых сил с целью спасения эстонского села, — ведь именно правые прямо отвечают за полный крах эстонского сельского хозяйства [1.10].

В целом критика правительства со стороны праворадикальной оппозиции носит абсолютно негативный и формальный характер. Так, например, СО сначала критиковал Вяхи за возникновение конфликта (салачной войны) между Эстонией и Латвией, а после подписания соглашения между Вяхи и Шкеле столь же яростно стал критиковать Вяхи за "слабость" и уступчивость [1.11].

Из центра политического спектра ЦП пытается вытеснить социал-демократическая партия. Эсдеки хотят сделать это, объединившись с Сельской партией центра. Однако в лидеры объединенной партии намечается политик с явно выраженными правыми взглядами — бывший премьер-министр Андрес Таранд. В связи с этим лидер Молодежного Союза социал-демократов С.Зонов заявил, что Союз готов вступить в новую партию только в том случае, если она будет левоцентристской [1.12].

2.2.    Президент

Президент Л.Мери сознательно дистанцируется от всех политических партий, так как их престиж в обществе крайне низок. Однако играть в полной мере роль "отца нации" Мери не удается, так как он очень хочет остаться президентом на второй срок после осенних выборов, а для этого (в силу того, что в Эстонии президента выбирает не народ, а парламент) ему нужна поддержка партий.

В условиях Эстонии наилучший способ "раздачи пряников" — это назначение послов. Представляет их МИД, а утверждает президент. Именно вокруг этого и идет сейчас торговля между Л.Мери и С.Калласом.

Согласно закону, ротация послов происходит раз в 4 года. Каллас обещал провести ротацию не позже начала апреля, так как практически для всех эстонских послов в Европе подошел срок ротации. Места послов в Лондоне, Варшаве и Киеве вообще вакантны. Тем не менее, президент и министр никак не могут договориться и без стеснения нарушают закон [2.1]. Более того, Л.Мери в последнее время предпочитает вообще придумывать собственные правила игры. В конце апреля он без всяких согласований с МИДом дает П.Рощински звание полномочного посла и заявляет, что тот поедет послом в Варшаву. МИД выразил крайнее возмущение и дезавуировал назначение [2.2].

Кроме назначения послов, у Мери есть еще один сильный рычаг давления. 17 апреля парламент принял новый закон о местных выборах, который грубо нарушает Конституцию страны и многочисленные международные конвенции по правам человека. В частности, от кандидатов (а это граждане ЭР), получивших образование на русском языке, требуется сдача экзамена по эстонскому языку. Кроме того, в 1999 году на местных выборах русскоязычные жители Эстонии в большинстве своем вообще не смогут участвовать даже в качестве выборщиков.

Так как президент может либо провозгласить, либо отклонить принятый парламентом закон, все русскоязычные политические организации, местные власти Нарвы и Силламяэ обратились с письмами протеста именно к президенту [2.3, 2.4].

До 9 мая у президента есть возможность подумать, в какую сторону сыграть — поставить на русских и эстонских либералов или на своих традиционных правах союзников, которые, однако, скорее всего, проиграют местные выборы.

2.3.    Охранная полиция (ОП)

Эстонская охранка несколько ушла в тень, так как в прессе появились протесты против тенденции превращения Эстонии в полицейское государство.

1 апреля истек срок, в течение которого лица, сотрудничавшие с зарубежными спецслужбами, должны были зарегистрировать себя в ОП. О своих связях с КГБ сообщили около 1 тыс. человек. Известный правый радикал Энн Тарто заявил, что намерен потребовать для ознакомления эти списки (хотя по закону их разглашение запрещено). Весной 1993 года газета "Эсти Аэг" с подачи Э.Тарто и Т.Мадиссона уже публиковал подобные списки, что вызвало волну судебных процессов, причем все они были газетой проиграны [3.1]. По оценке ОП, всего в Эстонии осталось около 10 тыс. бывших агентов КГБ [3.2].

2.4.    Национальная политика

Эстония испытывает все большее давление как со стороны Запада, так и со стороны России в сторону либерализации национальной политики. Несмотря на это, власти продолжают "закручивание гаек". Один из ярких примеров — уже упоминавшийся закон о местных выборах.

12-13 апреля в Таллине был проведен III съезд по национальному воспитанию (1-ый проходил в 1927, 2-ой — в 1935, оба были организованы Эстонским обществом евгеники). Тон съезду задало выступление президента Мери, окрашенное в откровенно националистические тона. Спектр выступлений простирался от необходимости для "настоящего эстонца" заниматься спортом до предложений подвергать неэстонцев стерилизации, а эстонкам запретить делать аборты [4.1].

Между тем, в Эстонии продолжается рост количества лиц, принявших российское гражданство (примерно на 3 тыс. каждый месяц). Директор департамента миграции и гражданства Андрес Коллист считает этот процесс губительным для Эстонии, директор ОП Юри Пихл озабочен этим процессом, а известный русофоб и автор всех законов, касающихся национальных меньшинств Март Нутть считает, что от Эстонии здесь ничего не зависит и во всем виновата Россия [4.2]. Впрочем, серьезного влияния на ситуацию различные высказывания на этот счет не имеют, так как парламент занимает четкую позицию — ничего не менять в сторону либерализации законов, касающихся гражданства. 10 апреля Русская фракция, в связи с ратификацией Эстонией Европейской конвенции о защите прав человека, предложила привести Закон о гражданстве в соответствие с этой конвенцией, однако в очередной раз большинство парламента проголосовало против [4.3].

По оценке А.Коллиста, около 30 тыс. чел. опоздали с подачей прошений о виде на жительство, и теперь будут лишены социальных гарантий (пенсий, пособий и т.д.). В основном это пожилые люди, которые не могут платить сбор за подачу прошения — 300 крон (около 25 USD) [4.4]. В то же время Миграционный фонд, созданный для выселения русскоязычных из Эстонии, с мая решил увеличивать пособия тем, кто решил покинуть страну [4.5].

Крайне правые пытаются добиться применения репрессивных мер против русской прессы в Эстонии. Т.Келам заявил, что русские газеты занимаются антиэстонской деятельностью и подрывают основы государства [4.6].

 

Скандал вокруг православной церкви несколько утих, но проблема не снята. В православную пасху глава финской православной церкви Архиепископ Иоанн возвел в сан некоторых священников, отстраненных от службы архиепископом Корнилием [4.7]. Переговоры между Константинопольским и Московским патриархатами по проблеме православной церкви в Эстонии пока идут безрезультатно [4.8]

В конце апреля организации русскоязычного населения провели кампанию пикетов с целью привлечь внимание к продолжающейся политике дискриминации. Во время поездки Т.Вяхи на Северо-восток в Нарве его встретили пикетчики как с экономическими (протест против сокращения рабочих мест), так и с политическими требованиями. Вяхи был краток — в России живут еще хуже. Что касается угрозы Союза российских граждан провести альтернативные выборы в местные органы власти Северо-востока, Вяхи заявил, что он этого не допустит [4.9]. Помимо Северо-востока, пикеты протеста против принятия парламентом нового закона о местных выборах прошли также в Таллине.

Новый виток напряженности можно ожидать после 12 июня, когда старый советский паспорт перестанет признаваться документом, при том, что новых удостоверений личности многие русскоязычные неграждане, скорее всего, получить не успеют.

Источники:

1.1. Бывший министр иностранных дел ...//Постимеэс.— Тарту,— 1996 — 9 апреля

1.2. Цитата дня.// МЭ-Купеческая Гавань.— Таллин.— 1996 — 12 апреля

1.3. Энно Таммер. Генеральный секретарь НАТО...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 17 апреля

1.4. С.Смирнов. Солана ответа не дает...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 18 апреля

1.5. BNS. Сийм Каллас не исключает...//Постимеэс.— Тарту. — 1996 — 19 апреля

1.6. BNS. Общая цель — НАТО.//МЭ.— Таллин. — 1996 — 20 апреля

1.7. НАТО без Прибалтики...//МЭ-Русский телеграф.— Таллин.— 1996 — 22 апреля

1.8. Энно Таммер. Расходы на оборону.//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 23 апреля

1.9. BNS. Председатель французского сената...//Постимеэс.— Тарту. — 1996 — 6 апреля

1.10. BNS. Эстония недовольна рапортом...//Постимеэс.— Тарту. — 1996 — 8 апреля

1.11. BNS. Политическое влияние Эстонии...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 20 апреля

2.1. BNS. А победит килька...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 9 апреля

2.2. BNS. Салачное перемирие...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 16 апреля

2.3. Ало Лыхмус. Морской спор...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 15 апреля

2.4. BNS. По утверждению премьер-министра...//Постимеэс.— Тарту. — 1996 — 27 апреля

2.5. BNS. Ландсбергис не против...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 8 апреля

2.6. BNS. Балтийская Ассамблея намерена...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 15 апреля

3.1. Интерфакс — BNS. Москва считает ...//Постимеэс.— Тарту. — 1996 — 10 апреля

3.2. Энно Таммер. Уступки России...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 25 апреля

3.3. ЭТА. Премьер-министр принял...//МЭ-Купеческая Гавань.— Таллин.— 1996 — 4 апреля

3.4. С.Смирнов. Россия требует...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 9 апреля

3.5. BNS. Россия хочет...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 9 апреля

3.6. Премьер-министр обвиняет...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 10 апреля

3.7. Энно Таммер. Премьер-министр не исключает...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 10 апреля

3.8. В.И. Президент и духи//МЭ-Русский Телеграф.— Таллин.— 1996 — 1 апреля

3.9. Москва хочет...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 6 апреля

3.10. ЭТА. Депутаты в черном списке...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 11 апреля

3.11. ЭТА. Чтут память...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 30 апреля

3.12. Нарва уменьшает...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 2 апреля

3.13. Российский МИД...//Постимеэс.— Тарту. — 1996 — 19 апреля

3.14. ИТАР-ТАСС/BNS. Пограничные регионы...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 22 апреля

3.15. Неужели в самом деле ...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 27 апреля

3.16. Радар-пограничник ...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 23 апреля

3.17. Энн Алаталу. Юри Луйк: Россия уверена...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 2 апреля

3.18. BNS. Мери отверг...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 6 апреля

 

II. 1.1. В.Михайлов. Как часть предвыборной борьбы.//МЭ.— Таллин. — 1996 — 2 апреля

1.2. Энно Таммер. Интеллектуалы уходят...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 2 апреля

1.3. BNS. Корабль тонет? //МЭ.— Таллин.— 1996 — 9 апреля

1.4. Энно Таммер. Ушедшие из Центристской партии...//Постимеэс.— Тарту. — 1996 — 8 апреля

1.5. Тоомас Маттсон, Яан Кельдер. Эдгар Сависаар критикует...//Постимеэс.— Тарту. — 1996 — 20 апреля

1.6. BNS. Председатель фракции...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 3 апреля

1.7. С.Смирнов. Вести с Тоомпеа...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 3 апреля

1.8. ЭТА. Краниха лишили...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 6 апреля

1.9. BNS. Союз Отечества...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 19 апреля

1.10. ЭТА. Собрание земледельцев...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 22 апреля

1.11. ЭТА. Чего испугался премьер?//МЭ.— Таллин.— 1996 — 19 апреля

1.12. BNS. Молодые социалисты...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 6 апреля

2.1. Энно Таммер. Апрель не принес...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 24 апреля

2.2. Редакция новостей. Президент Леннарт Мери...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 27 апреля

2.3. Е.Ашихнин. "Это будет пародия на выборы" //МЭ.— Таллин.— 1996 — 23 апреля

2.4. Обращение. //МЭ.— Таллин.— 1996 — 23 апреля

3.1. BNS. Разведчики не сдаются! //МЭ.— Таллин.— 1996 — 2 апреля

3.2. BNS. От КГБ до Абвера //МЭ.— Таллин.-1996 — 24 апреля

4.1. С.Смирнов. Нынешнее поколение...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 13 апреля

4.2. BNS. Растет число граждан России...// МЭ.— Таллин.— 1996 — 16 апреля

4.3. И.Жданова. Инициатива Русской Фракции...// МЭ.— Таллин.— 1996 — 11 апреля

4.4. BNS. Неграждане не спешат...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 17 апреля

4.5. BNS. Денег будут давать...//МЭ.— Таллин. — 1996 — 18 апреля

4.6. BNS. Русские газеты...//Постимеэс.— Тарту.— 1996 — 23 апреля

4.7. BNS. Возмущения достойно ...//МЭ.— Таллин.— 1996 — 6 апреля

4.8. BNS. Надо ехать в Цюрих.//МЭ.— Таллин.— 1996 — 19 апреля

4.9. ЭТА. Визит премьер-министра //МЭ-Купеческая Гавань.— Таллин. — 1996 — 26 апреля