Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Марина Разоренова

Республика Грузия

в марте-апреле 1996 года

1.    Политическая ситуация

Мартовская политическая жизнь Грузии в основном проходила вокруг многочисленных встреч и проводов высокопоставленных особ.

Парламенту за этот период удалось: наконец принять Закон о передаче сельскохозяйственных угодий в частную собственность, таким образом обеспечив своей стране кредит SAC на сумму 60 миллионов долларов США; ратифицировать пакет соглашений, касающихся нефтяного транзита; не испугаться решения Российской Государственной Думы о денонсации Беловежского соглашения, но не удалось приступить к обсуждению абхазского вопроса.

1.1.    Визит министра обороны России Павла Грачева

Апрель начался в Грузии с того, чем закончился март, - с ожидания визита министра обороны России Павла Грачева. Его приезд откладывался несколько раз. Трудно предположить, что от этого посещения ждали каких-то особых результатов, более того, нельзя сказать, что Грачев приехал с какой-то особо важной специальной программой. Однако грузинские политики, воспринимающие Грачева как фигуру влиятельную в решении грузино-абхазского конфликта, сочли этот визит достаточно значимым. Несмотря на формулировку "официальный", визит Павла Грачева носил скорее как раз неофициальный характер. Наблюдатели не без основания шутили, что российский министр приехал на день рождения своего крестного отца - министра обороны Грузии Вардико Надибаидзе, а вся остальная программа прибывания - “между прочим”.

Встреча Грачева с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе была намечена на 12 часов 1 апреля, однако именно в это время министр выехал в столицу из высокогорного курорта Гудаури, где он катался на лыжах и играл в теннис. В министерстве обороны Грузии с полудня царила жуткая неразбериха. Встречу перенесли на 16 часов. Однако к 17.00 министры обороны обеих стран еще не появились. Тем не менее, встреча все-таки состоялась. Она проходила с глазу на глаз между президентом и министром и длилась не более часа, после чего, отказавшись от намеченной пресс-конференции для журналистов, Грачев и Шеварднадзе направились в загородную правительственную резиденцию, где министры обороны подписали документы о военном сотрудничестве между Грузией и Россией.

В частности, были подписаны протокол об активном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран, протокол рабочей встречи МО двух стран по подготовке кадров и военного образования, протокол рабочей встречи о пенсионном обеспечении граждан России и их семей, проживающих на территории Грузии, протокол рабочей встречи по вопросам сотрудничества, протокол о сотрудничестве ВВС Грузии и России, протокол о сотрудничестве в области ПВО, протокол о намерениях и сотрудничестве в военно-морской сфере, протокол о рабочей встрече делегаций Грузии и России, протокол о продлении мандата миротворческих сил.

После церемонии подписания Вардико Надибаидзе подтвердил полное взаимопонимание между сторонами и заявил, что за два года Грузия построила регулярную армию исключительно благодаря России.

Что же касается миротворческих сил, то в соответствии с договоренностью президентов России и Грузии решено продлить действие старого мандата до июня 1996 года. Кроме того, новый документ обещает более интенсивную помощь Грузии в восстановлении хозяйства, конкретно, железной дороги. Миротворческие силы будут следить за ее восстановлением и охраной.

Во время визита министр обороны России посетил две российские базы - в Вазиани и Батуми, и остался доволен их состоянием (по утверждению командующий Группой российских войск в Закавказье (ГРВЗ) генерала Федора Реута).[1]

2.    Внешняя политика

2.1.    Визит президента Азербайджана Гейдара Алиева

Итак, март был насыщен визитами высокопоставленных зарубежных гостей. Но приезд Президента Азербайджана Гейдара Алиева имел особое значение. Программа его пребывания была чрезвычайно насыщена переговорами, встречами и длинными выступлениями с различных трибун перед различными аудиториями (самое короткое предназначалось журналистам). Однако во всех его речах и политики и наблюдатели и журналисты ловили только одно слово - нефть.

Так называемый "Проект века" был подписан в Баку 20 сентября 1994 года.

Договор, рассчитанный на 30 лет, определяет условия эксплуатации трех нефтяных месторождений на Каспии и долевое участие в получении продукции одиннадцати иностранных нефтяных компаний и Государственной нефтекомпании Азербайджанской республики. Полный резервный объем трех месторождений - 540 млн. тонн. Капиталовложения должны составить 8 млрд. долларов США. "Проект века" предполагается осуществить в три этапа. Первый этап был рассчитан на 1995 год. Его главный итог - выбор маршрутов для транспортировки ранней нефти из месторождения "Чираг". Второй этап (1995-1997) - подготовка (строительство) экспортной дороги и начало транспортировки ранней нефти. Третий этап (1997-2001) - полномасштабное осуществление программы эксплуатации нефтяных залежей. В результате в 2003-2004 гг. предполагается запуск в эксплуатацию большого экспортного нефтепровода. Выбор его маршрута, вероятно, станет камнем преткновения в ближайшие годы. Пока же утверждены два маршрута транспортировки ранней нефти - северный по территории России через Грозный-Кропоткин в Новороссийск, и западный - через территорию Грузии к местечку Супса и вдоль черноморского побережья в турецкий порт Джейхан[2]. О преимуществах и недостатках обоих маршрутов написано и сказано много. Главное - российский вариант дешевле, но на пути стоит чеченская проблема. Нефть должна пойти к Новороссийску уже в этом году. Сегодня вероятность выполнения Россией этого условия договора с Нефтяным консорциумом весьма проблематична. А это признак того, что Россия проиграет борьбу за большую нефть. И хотя решение по этому вопросу будет приниматься только в 1997 году, еще в октябре 1995 г. на собрании Совета директоров Международного консорциума говорилось о предпочтительном варианте транспортировки большой нефти через Турцию. Именно этот вариант поддерживает пока американская администрация. Однако есть одно "но" - все предложенные Турцией маршруты проходят по территории действия курдских повстанцев. Вряд ли турецкое правительство сможет в ближайшее время решить проблему 12-миллионного курдского населения, равно как и Россия - чеченскую. Однако Турция может обогнуть курдов по территории Грузии. Возможно, исходя из этих соображений Турция энергично лоббировала грузинский вариант маршрута транспортировки ранней нефти. Интересно, что сходство нефтяных интересов и внутренних проблем России и Турции рождает любопытные версии. В японском журнале (что слегка неожиданно) "Секай Шюхо" ("Всемирный еженедельник") появилась статья профессора-политолога Ютако Акино о Грузии, в которой он со ссылкой на грузинские источники сообщает о том, что Россия разрабатывает третий вариант транзита нефти по маршруту: Баку - Тбилиси - Западная Грузия - Черноморское побережье Абхазии - нефтеналивной терминал Новороссийска. Эта гипотеза достаточно безумна, чтобы оказаться истинной - для этого Россия должна решить абхазскую проблему. Правда, некоторые неудобства грузино-турецкого маршрута также связаны с тем, что Россия держит в руках основной рычаг давления на Грузию - решение проблемы ее территориальной целостности. При этом в России не могут не понимать, что грузино-турецкая схема нефтепровода усилит турецкое экономическое и политическое влияние в Закавказье. В этой связи представляет интерес высказывание президента Турции Сулеймана Демиреля: "Заинтересованность Турции в региональных делах вытекает из общего положения и ее глобальной ответственности за состояние турецкого общества". Грузия, территория которой выбрана для транспортировки так называемой ранней каспийской нефти, и шансы которой получить право на транзит большой нефти через несколько лет достаточно велики, может оказаться политическим перекрестком интересов больших держав. Опасней всего на этом перекрестке - столкновение геополитических притязаний России и Турции. Этого вполне достаточно для того, чтобы Грузия более тщательно взвешивала возможные приобретения и потери. Пока же речь идет лишь о транспортировке ранней нефти.

Результатом мартовского визита Алиева (его "нефтяной части") стало подписание пакета договоров о транспортировки азербайджанской нефти через территорию Грузии. Это Межгосударственный договор между Грузией и Азербайджаном; Государственный договор страны-владельца территории между правительством Грузии и иностранными нефтекомпаниями; Договор о строительстве и эксплуатации трубопровода между Государственной нефтяной корпорацией Грузии и иностранными компаниями.

Как заявил на встрече с министром иностранных дел Грузии глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Гасан Гасанов, "азербайджанская нефть с сегодняшнего дня становится и вашим богатством". Срок действия договоров - 30 лет. Грузинское правительство согласно на то, что:

- не будет вмешиваться в транспортировку трубопроводом нефти, кроме тех случаев, когда это вызовет угрозу здоровью, безопасности или собственности граждан, а также угрозу окружающей среде;

- сохраняет юрисдикцию над нефтепроводом;

- не будет участвовать в других договорах, которые значительно нарушают права нефтяных компаний;

- не осуществит экспроприацию собственности нефтекомпаний; Правительство обязано приложить все усилия для обеспечения безопасности средств и персонала, связанных с нефтепроводными операциями. Нефтекомпании, их контракторы и те сотрудники, которые не являются гражданами Грузии, освобождаются от существующих в Грузии налогов, но только в случае, если их деятельность связана с трубопроводными операциями. Нефтекомпании в качестве тарифа платят 0,17 американского доллара за каждый провозимый баррель нефти (тариф через территорию России - $ 2,07 за баррель). Предусмотрена поправка на инфляцию, и кроме того Грузия вправе требовать пересмотра тарифа через 8,5 лет (за это время нефтекомпании покроют вложенные инвестиции за раннюю нефть). Операционная компания не ограничивается в вопросе найма рабочих, но граждане Грузии имеют преимущества. Обязательства (кроме платежных) Грузинской нефтяной корпорации и нефтекомпаний могут быть приостановлены в случае форсмажорных обстоятельств.

На что же рассчитывает Грузия в результате осуществления этого проекта, если денежный доход, по крайней мере в первые годы, существенным не назовешь - 8 млн. долларов США? Во-первых, на восстановление 500-миллиметрового нефтепровода, находящегося в настоящее время в аварийном состоянии. Но это самый скромный результат. Из 125 млн. долларов, предназначенных на восстановление нефтепровода, 50-60% должно быть истрачено на грузинских подрядчиков и обслуживание. Более того, грузинское правительство надеется на создание новых рабочих мест. В Меморандуме "О подписанном пакете соглашений по транспортировке Азербайджанской нефти через территорию Грузии" эта надежда выражена так: "Как правило, в нефтяной индустрии каждый занятый рабочий создает несколько рабочих мест, и на каждый затраченный доллар создает еще несколько долларов, которые тратятся на соответствующую инфраструктуру. Главное - успешная транспортировка ранней нефти увеличит вероятность транзита большой нефти через территорию Грузии”. В этом случае Грузия получит уже не тариф, а долю участника проекта. Если через ее территорию пройдет даже одна треть всех нефтезапасов Каспийского моря (примерно 25 млрд. тонн), то прибыль составит около 90 млрд. долларов США. Участие Грузии в большой нефти должно вызвать интерес инвесторов, что означает развитие морских портов, железной дороги, автодорог, коммуникаций, соответствующих инфраструктур и т.д. Существует также надежда на то, что Грузия, попав в сферу интересов западных стран, получит гарантии мирного развития. В уже упомянутом Меморандуме в качестве примера приводится помощь США Кувейту во время иракской агрессии (в противном случае под угрозой оказалась бы Саудовская Аравия - главный экспортер нефти в США).

Еврообъединение недавно провело конференцию по проекту TRACEC, главное содержание которого - восстановление грузино-азербайджанской железной дороги и портов Грузии. Работы должны начаться в ближайшее время. Это напрямую связано с перевозками оборудования и грузов для Нефтяного консорциума. В рамках проекта TRACEC Грузия для начала получит 25 млн. экю. Следует также отметить, что участие Грузии в нефтяном проекте уже привлекло внимание крупных зарубежных компаний - телекоммуникационной AT&T, "Шеврон", "Хау Бейкер", самой большой частной строительной фирмы "Бектел" и др. Итак, все вышеуказанные преимущества Грузия собирается извлечь, предоставив свою территорию для экспортного нефтепровода.

Три документа, подписанные во время визита Гейдара Алиева, вступили в силу в конце марта после их ратификации Парламентом Грузии. Обсуждение нефтяных дел в парламенте не обошлось без скандалов. В кулуарах ходили слухи, будто председатель Государственной нефтяной корпорации Грузии Гиорги Чантурия создает нефтяную партию, куда войдут многие представители исполнительной власти. Опровержение, данное Чантурия в одном из интервью, весьма своеобразно: "Это слухи, не имеющие под собой никакой основы. О какой нефтяной партии может идти речь, если доход от нефтепровода составит, по прогнозам, 8 миллионов долларов в год. Это микроскопическая сумма для того, чтобы говорить о создании партии или формировании какой-либо своей политики"[1].

В грузинском парламенте уже стало правилом принимать решения по-стахановски. Закон с длинным названием "О правовых принципах строительства, функционирования, обслуживания, ремонта и эксплуатации некоторых средств транспортировки нефти на территории Грузии и их использования для импорта, транспортировки, хранения и экспорта нефти" не стал исключением. Он был принят быстро, несмотря на то, что многие его положения вызывали вопросы и недоумение депутатов. Комментируя этот факт, один из парламентариев, юрист, сказал: "До конца не могу понять с юридической точки зрения, что мы приняли. Этот документ англо-саксонской системы, который не может целиком опираться на грузинское законодательство. Но из-за политической значимости мы его поддержали". Таким образом Парламент Грузии подтвердил: нефть - это политика.

Во время визита Президента Азербайджана был подписан не только "нефтяной" пакет документов. Однако, несмотря на то, что официальные лица пытались придать иным результатам особо важное значение, пресса и наблюдатели отнеслись к ним весьма сдержанно. В ходе обсуждения региональных проблем была принята Декларация "За мирный Кавказ", которая, по словам Эдуарда Шеварднадзе, определяет пути достижения мира в регионе. Стороны также подписали документы о поощрении и защите инвестиций, о свободной торговле, о сельском хозяйстве, о судоходстве, по гражданским правам. Подписана Декларация о сотрудничестве между министерствами юстиции, протокол о консультативном сотрудничестве МИДов двух стран.

2.2.    Визит президента Туркмении Сапармурада Ниязова

Главным итогом этого визита стало Соглашение о реструктуризации долгов. Согласно этому документу, долги Грузии Туркменистану за 1993-1994 года будут реструктуризированы. Выработан механизм постепенной выплаты долга за 1995 год. Как отметил Эдуард Шеварднадзе, это позволит Грузии все накопления и кредиты международных финансовых организаций затратить на восстановление экономики и улучшение социального положения граждан.

Главы государств также обсудили вопрос подачи газа в Турцию и Иран через территорию Грузии. Обсуждались различные аспекты сотрудничества, реализация соглашений, подписанных во время визита в Грузию президента Ирана Хашеми Равсанджани.

В марте Грузию посетил министр иностранных дел Ирана Алиакбар Вилайети. Алиакбар Вилайети передал Эдуарду Шеварднадзе приглашение президентов Ирана и Туркмении посетить церемонию открытия железнодорожного сообщения Сарасх-Мешхед. В Мешхед приглашены президенты всех трех закавказских республик и после предварительных консультаций возможна их встреча с президентом Ирана.

Фразу Вилайети о том, что Иран намерен развивать очень активные контакты с Грузией, а также беседу иранского министра иностранных дел с президентом Грузии с глазу на глаз многие наблюдатели расценивают как начало формирования особых отношений между Грузией и Ираном. Во время встречи Шеварднадзе с Президентом Румынии Ионом Илиеску обсуждалась идея Евразийского транспортного коридора, где Румыния выступает как транзитная страна Черного моря и бассейна Дуная, а Грузия - как узловая страна транзита.

2.3.    Визит Эдуарда Шеварднадзе в Россию

Этот визит президент Грузии оценил как “этапный в развитии двусторонних отношений”. Были подписаны соглашения о сотрудничестве на 1996-97 годы, торговое соглашение, которое открывает грузинской продукции двери на российские рынки и даст возможность завозить в Грузию топливо. Стороны также договорились о создании совместной компании АО "Росгрузэлектро", что позволит стабилизировать электроснабжение Грузии, которая сможет получать в день 300-400 мегаватт электроэнергии при условии ее предоплаты. Через месяц должен быть подписан договор о реструктуризации грузинского долга России.

По поводу решений Московского саммита 19 января Шеварднадзе отметил, что на нынешней встрече был разработан механизм реализации этих решений, однако он не уверен, что все будет выполнено: "Об этом свидетельствует хотя бы визит в Сочи Андрея Николаева и его переговоры с Ардзинбой. Если решения не будут выполняться, наша реакция будет адекватной и под вопросом окажется ратификация совместной охраны границы по Псоу.

Известно, что запланированная встреча председателя Российской Госдумы с Эдуардом Шеварднадзе не состоялась по инициативе последнего. Этот шаг был расценен как молчаливая, но абсолютно однозначная оценка президентом Грузии решения российского парламента о денонсации Беловежского договора. Председатель Грузинского парламента Зураб Жвания в одном из интервью прокомментировал решение Госдумы примерно так: оценка уже дана президентом, парламент не может быть роялистом больше, чем король.

Действительно, Заявление председателя парламента Грузии было весьма сдержанным: "Грузии дается возможность проанализировать отношения между Россией и Грузией в новейшей истории и внести серьезные коррективы во взаимоотношения с СНГ и Россией. Тем более, что под сомнение ставится юридическое существование СНГ и имеет место попытка реанимации СССР".

3.    Проблемы зон конфликтов

3.1.    Ситуация в Абхазии

22 марта российские пограничники задержали для досмотра турецкое и украинское суда в порту Сухуми. Абхазская сторона привела в боевую готовность свои погрансилы, на набережную были выведены танки и артиллерия, а на российской погранбазе в Очамчире была отключена подача электроэнергии. Боевые корабли Черноморского флота в Севастополе были готовы идти в направлении Сухуми. После переговоров Владислава Ардзинба с командующим Северокавказским пограничным округом генералом Владимиром Рузляевым (который тем не менее подчеркнул, что пограничники действовали в соответствии с решением Московской встречи), блокада порта была снята. Однако, как сообщил вице-спикер парламента Абхазии Станислав Лакоба, в конце марта на военную базу в Очамчире пришли два российских десантных корабля, а еще два стоят в нейтральных водах. Лакоба заявил, что это является нарушением протокола, подписанного 23 марта Владиславом Ардзинбой и командующим северокавказским пограничным округом генералом Рузляевым. 25 марта в Сухуми организация "Айдгылара" провела митинг. Его участники осудили действия российских пограничников и обвинили Россию в развязывании нового очага войны. Была принята резолюция в адрес Госдумы России с требованием создать комиссию для изучения обстоятельств инцидента.

Контроль грузинской стороны над грузами, поступающими в Абхазию, остается камнем преткновения - абхазские власти категорически против такого досмотра. Обе стороны высказывают претензии к России как посреднику и гаранту урегулирования в регионе.

 

В апреле в Тбилиси прошел съезд представителей изгнанного из Абхазии населения. Съезд создал "Союз изгнанников". Цель Союза - объединить раздробленные группы беженцев и осуществить практические меры по возвращению Абхазии под юрисдикцию Грузии.

Резолюция, принятая съездом, содержит следующие требования:

- власти Грузии должны найти пути восстановления территориальной целостности Грузии, которые сочетали бы политические и силовые методы;

- власти Грузии должны объявить амнистию тем лицам, которых режим Ардзинбы путем обмана и шантажа вовлек в братоубийственную войну;

- власти Грузии должны пресечь попытки задействовать железнодорожную магистраль в Абхазии, пока не восстановлена территориальная целостность Грузии;

- генеральный прокурор Грузии должен выдать санкцию на арест Владислава Ардзинбы и других организаторов геноцида грузин в Абхазии;

- российские миротворческие силы должны быть выведены из Абхазии.

Любопытно мнение Председателя Верховного Совета Абхазии в изгнании Тамаза Надареишвили по поводу этого события: "Съезд изгнанников должен был быть более радикальным. За два дня съезда я не услышал ничего, что можно было бы вынести на парламент. Пусть эти профессора пишут историю Абхазии и Грузии, а политикой лучше займутся другие".

"Другие", как раз в это же время обсуждали вопрос Абхазии. Правда, в отличие от беженцев парламенту для принятия решения потребовалось гораздо больше двух дней.

Дебаты по абхазскому вопросу были бурными. После заявления представителя Союза граждан Грузии о том, что требование национальных демократов объявить Россию агрессором есть не что иное, как попытка развязать антирусскую истерию, страсти накалились и дело дошло до драки.

Миротворцем, как всегда, выступил Шеварднадзе. Он напомнил, что после потери Абхазии Грузия перенесла еще одну войну. И в этой войне Россия оказала Грузии и моральную, и политическую, и военную поддержку хотя бы тем, что флот под командованием адмирала Эдуарда Балтина не допустил беспорядков в Поти. " И поэтому, критикуя Россию, - сказал он, - не следует забывать ни плохого, ни хорошего".

По словам президента, Россия как посредник предлагает сейчас гибкую формулу урегулирования, с которой лучше согласиться.

После многодневного обсуждения парламент Грузии единогласно принял наконец постановление о том, каким путем Грузия должна восстановить свою юрисдикцию на территории Абхазии.

В нем в частности, говорится:

"События в Абхазии следует расценить как агрессивные действия сепаратистов, осуществленные при помощи и участии антидемократических и реакционных сил России и других внешних сил, направленные против государственности и территориальной целостности Грузии. В результате была оккупирована неотделимая часть Грузии - Абхазия, сформирован преступный правящий режим, осуществлены этническая чистка и геноцид грузин, изгнание из Абхазии людей других национальностей, в том числе и абхазов.

Расценивать процессы в Абхазии следует как политический, а не грузино-абхазский конфликт. Считать не имеющими юридической силы и аннулированными принятые сепаратистским режимом Конституцию Абхазской республики, институт президентства, законодательные и нормативные акты, соглашения и договора, заключенные с другими странами.

Подтвердить, что находящиеся в Тбилиси Верховный Совет и Совет министров Абхазской автономной республики являются легитимными государственными органами управления, выражающими интересы абхазского народа.

Ввиду того, что миротворческие силы СНГ не в состоянии обеспечить безопасное возвращение беженцев, миротворческая операция с сохранением существующего мандата и без учета в новом мандате предложений Грузии должна считаться бесперспективной и миротворческие силы должны быть выведены из Грузии в двухмесячный срок".

В постановлении подчеркнуто, что Абхазия будет иметь свою Конституцию и все атрибуты государственности, собственную компетенцию в вопросах политики, экономики, финансов.

Что же касается абхазской стороны, то в интервью агентству "Рейтер" Владислав Ардзинба заявил, что Абхазия согласна на федеративное устройство, но это будет последней уступкой. Абхазский лидер подчеркнул при этом, что следующий шаг должен сделать Эдуард Шеварднадзе. По словам Ардзинбы, если он не получит ответа грузинской стороны, то назначит референдум о независимости Абхазии. (Сообщение радио Свобода.)

3.2.    Проблема Южной Осетии

Другой "полузабытый" конфликт в Южной Осетии не обсуждается парламентом столь часто и бурно, однако в его решении наметились реальные сдвиги.

18 апреля в Цхинвали подписан грузино-осетинский Меморандум о безопасности и укреплении взаимного доверия. В Южной Осетии после острых дебатов депутаты большинством голосов одобрили Меморандум о взаимном доверии. Было подчеркнуто, что сейчас необходимо разработать механизм его реализации.

В парафированном в Цхинвали документе есть термин “Южная Осетия”. Но, как объясняет министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили, Южная Осетия еще не фигурирует как структура, в данном случае используется лишь давно существующий термин. На одном из брифингов Президент также счел нужным подчеркнуть, что документ носит промежуточный характер, поэтому нельзя говорить, что он регулирует отношения между сторонами.

Однако наблюдатели считают, что может быть подписан договор об урегулировании взаимоотношений на основе нулевого варианта (Южная Осетия признается автономной областью в составе Грузии).

В мае-июне предполагается встреча председателя Верховного совета Южной Осетии Людвига Чибирова с Эдуардом Шеварднадзе.

4.    Грузия в рамках интеграции стран СНГ

На прошедшей в апреле встрече правительств стран СНГ в Москве Грузия не подписала ряд пунктов Проекта интеграции стран Содружества. В число неподписанных пунктов вошли:

- Создание валютного и платежного союзов. (Для Грузии сегодня вхождение в эти союзы нереально).

- Создание единой платежной денежной единицы для стран СНГ. (Грузинская сторона сочла, что это положение должно носить не обязательный, а рекомендательный характер).

- Создание единой системы воздушных перевозок. (Грузию, как объяснил Государственный министр Нико Лекишвили, больше устраивает интеграция с мировыми авиакомпаниями).

- Документ о совместных действиях пограничных сил в кризисной ситуации.

Грузинская делегация также дала понять, что механизм досмотра судов, следующих в Абхазию для Грузии, неприемлем, так как он предусматривает досмотр судов сначала в Сухуми, а потом - в Поти.

Были подписаны документы по развитию и объединению железнодорожного транспорта, соглашение о сотрудничестве правоохранительных органов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Советские и российские военные соединения в Закавказье

Еще недавно Закавказье считалось одной из самых милитаризованных зон в мире.

В Закавказском регионе, пограничном с Турцией, членом НАТО, Советский Союз некогда имел мощное военное соединение Закавказский краснознаменный военный округ, Закавказский пограничный округ, 19 отдельная армия противовоздушной обороны, 34 воздушная армия, флотилия Каспийского моря, бригада кораблей Черноморского военного флота и части центрального (Московского) подчинения.

В Закавказском военном округе были объединены 4 и 7 армии, 31 армейский корпус, 104 воздушно-десантная дивизия и 171 учебный центр.

В 4 армию, дислоцированную в Азербайджане, входили 4 мотострелковые дивизии - в Кировобаде (Гяндже), Ленкорани, Нахичевани и Гюздеке. На вооружении 4 армии находилось 309 танков, 599 бронемашин, 387 артиллерийских систем и 15 мостоукладчиков на базе танков.

В Армении располагалась 7 армия с тремя мотострелковыми дивизиями - в Кировокане, Гюмри и Балаовите. На вооружении этой армии было 245 танков, 461 бронемашина, 391 артиллерийская система и 12 мостоукладчиков.

Что касается Грузии, то здесь находился 31 армейский корпус, включающий 3 мотострелковые дивизии - в Батуми, Ахалцихе и Ахалкалаки. На вооружении этого корпуса было 309 танков, 401 бронемашина, 231 артиллерийсая система и 14 мостоукладчиков.

19 отдельная армия ПВО (штаб в Тбилиси) располагала на территории Закавказья несколькими сотнями зенитно-ракетных дивизионов.

Расположенные на территории Закавказья военно-воздушные базы подчинялись в основном 34-ой воздушной армии (штаб в Тбилиси). В Грузии было 9 аэродромов, в том числе в Вазиани, Марнеули, Сенаки, Гудаута, Телави и Цхинвали.

В Азербайджане располагались 5 аэродромов; в Армении военных аэродромов не было.

Кроме военной техники, советские вооруженные силы в Закавказье имели склады военного снаряжения. В общем на территории Азербайджана находилось до десяти тысяч, в Грузии - около 2000, в Армении - 500 условных вагонов боеприпасов и оружия.

Помимо этого, в этом регионе находились военные части центрального подчинения - подразделения КГБ, правительственной связи, ГРУ, Министерства обороны, части тропосферной разведки (недалеко от Тбилиси), радиолокационный пункт раннего предупреждения космического нападения (в Азербайджане).

Предполагалось, что все эти соединения предназначены для обороны и наступательных действий в двух направлениях - Турции и Ирана.

После распада СССР начиная с 1992 года Россия постепенно выводила свои боевые части из Закавказья.

На сегодня только на территории Грузии и Армении остались российские военные базы, которые подчиняются главному штабу ГРВЗ (Тбилиси, командующий - генерал Федор Реут).

На территории Армении находится одна военная база - в Гюмри (бывшая 127 мотострелковая дивизия). Общая численность российских военнослужащих в Армении составляет около 5000 человек. На их вооружении до 80 танков, около 190 бронемашин и 100 артиллерийских систем. В Ереванском гражданском аэропорту базируется одна российская эскадрилья истребителей-перехватчиков МИГ-23.

В Грузии общая численность российский военнослужащих достигает 22000 человек, которые находятся в Вазиани, Ахалкалаки, Батуми и Гудаута. На вооружении - около 170 танков, более 300 боевых машин и примерно 200 артиллерийских систем. Помимо этого в Алексеевке и Вазиани базируются до 30 военно-транспортных самолетов и вертолетов, а на гудаутском военном аэродроме несколько штурмовиков СУ-25.

Техническое обеспечение ГРВЗ сопряжено с большими трудностями, поскольку не функционирует железная дорога из России через Абхазию, а движение через Азербайджан крайне ограничено. Основной транспортной магистралью для российских военных баз остается Военно-грузинская дорога, эксплуатация которой ограничена в осенне-зимнее время.

Разрушена единая система противовоздушной обороны Закавказья, и российские военные базы практически остались без воздушного прикрытия. Из нескольких сот боевых самолетов, имевшихся у СССР в Закавказье, сегодня нет ни одного, если не считать нескольких штурмовиков в Гудаута.

Только сейчас Россия начинает восстанавливать систему противовоздушной обороны Закавказья.

По мнению независимых военных экспертов, российской военной мощи в Закавказье не хватит для того, чтобы выполнить и десятой части тех боевых задач, которые возлагались на ЗакВО.

Источники:

1. Сводка информационного агентства BGI, 2 апреля 1996 г.

 

 

В отчете использованы материалы информационного агентства BGI и эксклюзивные материалы автора .

 

 

 

 



[1] Справку о состоянии ГРВЗ, предоставленную независимыми экспертами, смотрите в Приложении.

 

[2] Межгосударственный протокол между Грузией и Азербайджаном был подписан 6 июня 1995 г. В документе стороны выразили согласие содействовать осуществлению проекта на своих территориях; правительство Грузии согласилось с тем, что единственным платежом на ее территории будет согласованный тариф и никакой другой платеж не будет введен.