Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в апреле 1996 года

1.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.1.    Губернатор Ленинградской области

Губернатор А.Беляков активно занимался своей предвыборной борьбой за пост губернатора Санкт-Петербурга. Он начал свою кампанию еще до регистрации его кандидатуры (что является незаконным, но почему-то пока не последовало никаких протестов). Он провел ряд встреч с коллективами предприятий города. На встрече с директорами крупнейших предприятий, входящих в Ассоциацию промышленных предприятий СПб, он рассказывал о своей экономической программе. А.Беляков заявил, что является сторонником регулируемого рынка. В первую очередь кандидат считает необходимым снизить цены на энергоносители и защитить отечественного товаропроизводителя. Позиция претендента была встречена с одобрением.

На встрече с ветеранами он убеждал собравшихся в том, что ветераны существенно выиграли бы от объединения СПб и области. Он сообщил, что в Ленинградской области пенсия ветеранов ВОВ с учетом всех льгот, предоставляемых правительством области, сегодня составляет 1 млн. 145 тыс. рублей (в СПб ничего подобного нет). Другой инициативой, способной привлечь симпатии ветеранов и других горожан, является, по мнению А.Белякова, принятие городского закона, запрещающего торговую наценку свыше 10% на продукты, производимые в области. А.Беляков заявляет, что знает, как сделать, чтобы через 2-3 года восстановить промышленный потенциал СПб.

На встрече со студентами Государственного технического университета он обещал стимулировать занятость студентов, для чего необходимо отменить все налоги (кроме налога с оборота) для предприятий, предоставляющих рабочие места студентам.

На одной из встреч с журналистами А.Беляков заявил, что необходимо разобраться с состоянием финансов в СПб. Он считает, что в финансовую и бюджетную политику СПб необходимо внести "открытость, присущую финансовой политике Ленинградской области".

20 апреля А.Беляков провел очередную встречу с представителями дипломатического корпуса, аккредитованными в СПб. Он проинформировал собравшихся о том, что сумма инвестиций в экономику области от иностранных компаний в прошлом году составила более 100 млн. долларов США, в настоящее время ведутся переговоры об инвестиционных проектах на сумму около миллиарда долларов.

Но главными темами были выборы Президента РФ и губернатора СПб. Губернатор сообщил, что в Ленинградской области собираются участвовать в выборах президента 90% населения. При этом он сослался на некие опросы общественного мнения, проведенные в СПб и Ленинградской области, не назвав источника. По данным этих опросов, при выборе между Ельциным и Зюгановым за Ельцина собираются голосовать 46% опрошенных в Ленинградской области и 30% - в СПб, а за Зюганова - соответственно 23 и 31,7%. (Следует отметить, что опубликованные в этом месяце результаты социологических исследований по СПб, проведенных известными исследовательскими центрами, не соответствуют цифрам, сообщенным А.Беляковым - см. [1]).

А.Беляков рассказал дипломатам о мотивах, побудивших его к выдвижению своей кандидатуры на выборах губернатора СПб. Прежде всего это - неудовлетворенность развитием обоих субъектов РФ и тем, что они развиваются в отрыве друг от друга, хотя ранее в течение многих десятилетий они развивались как единый организм. Все сельское хозяйство Ленинградской области было ориентировано на СПб, и наоборот, промышленные предприятия города имели в области многочисленные филиалы. А.Беляков убежден, что соединению интересов города и области мешает лишь отсутствие эффективного руководства в СПб. Он уверен, что его 25-летний опыт практической экономической деятельности, а также политический опыт руководства крупным субъектом РФ (который по территории равен Австрии, с валовым внутренним продуктом выше, чем в Эстонии) позволит ему руководить и Петербургом. А.Беляков видит лишь один свой недостаток в качестве кандидата - его мало знают в СПб.

1.2.    Правительство

На очередном совещании аппарата правительства была рассмотрена работа комитета по ценообразованию, созданного для контроля над деятельностью предприятий-монополистов. Основные объекты - электро- и теплоэнергетика, газ, водоснабжение и канализация, автобусные перевозки, пригородные поезда, ритуальные услуги. Проверки правильности расчетов тарифов одного из крупнейших монополистов - АО "Ленэнерго", а также контроль целевого использования ранее заявленных средств позволили комитету неоднократно добиться снижения тарифов на электроэнергию на 15-40% по сравнению с первоначально затребованными величинами. Благодаря этому тарифы на электричество для предприятий были подняты в области только с 1 марта, а не с 1 января, как в СПб. Ставка этого тарифа является на сегодня одной из самых низких на Северо-Западе. Тарифы для населения также на 20% ниже, чем в СПб. Комитету удалось также снизить тариф АО "Ленсвязь" в 1995 году с 18 до 11 тысяч рублей в месяц.

Правительство Ленинградской области добилось согласия председателя Госкомимущества А.Козакова на передачу в собственность Ленинградской области аэропорта "Ржевка". Вокруг этого объекта в последнее время происходили странные истории с криминальным оттенком. Этот небольшой аэропорт прекратил пассажирские перевозки еще в 1980 г., после чего использовался для применения авиации в народном хозяйстве и к 1989 г. превратился в планово-убыточное предприятие. В дальнейшем руководством авиапредприятия были приложены усилия для его реконструкции, увеличился объем работ и удалось добиться разрешения возобновить пассажирские перевозки, в том числе международные. Но в октябре 1994 г. директор Ленинградского областного территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) Виктор Быченков подписал акт о признании авиапредприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Однако некоторые объективные данные, предствленные проверявшей комиссии специалистами территориального агентства и руководством предприятия, свидетельствовали о том, что дела не так уж плохи, в частности, коэффициент ликвидности составлял 2,22, что было не худшим результатом не только для региона, но и для всей отрасли. Был представлен и план стабилизации финансового состояния и преобразования предприятия. Следует отметить, что на территории, занимаемой аэропортом, органы государственной власти СПб и Ленинградской области планировали проведение магистральных газопроводов, высокоскоростной железнодорожной магистрали и кольцевой автомобильной дороги. В связи с этим еще в 1993 году руководство комитета мэрии СПб по градостроительству и архитектуре издало документ, уведомляющий о том, что окончательное решение об условиях акционирования и развития предприятия "Ржевка" на существующей территории аэропорта может быть принято только после разработки и согласования технико-экономического обоснования. Тем не менее агентство по делам о банкротстве приняло решение о продаже предприятия на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями. Остаточная стоимость была определена в 22 млрд. рублей, необходимый объем инвестиций - 120 млрд. рублей. Бывший руководитель предприятия Виктор Тюкин был уволен, а вместо него назначен Николай Сухов в качестве внешнего управляющего для подготовки предприятия к продаже. К этому времени Н.Сухов уже имел сомнительную деловую репутацию. 28 января 1996 года Н.Сухов был убит, причем убийство по всем признакам носило характер заказного. При расследовании уголовного дела, возбужденного в связи с этим убийством, вскрылось, что Сухов переводил государственные средства, заработанные предприятием "Ржевка", на счета собственных коммерческих фирм. Работники предприятия при его руководстве по несколько месяцев не получали зарплату.

Одновременно с принятием решения о продаже предприятия губернатор Ленинградской области А.Беляков обратился в Госкомимущество РФ с письмом, где говорилось, что продажа предприятия не согласована с правительством области. В письме было указано, что правительство области, изучив ситуацию с авиационными перевозками в регионе, считает необходимым разработать бизнес-план и инвестиционную программу развития предприятия и берет на себя финансирование этих разработок, в связи с чем следует приостановить исполнение решения о продаже аэропорта "Ржевка" и рассмотреть вопрос о его передаче из федеральной собственности в собственность Ленинградской области. Тем не менее торги недавно состоялись, но прошли неудачно - на приобретение аэропорта не было подано ни одной заявки. Правда, по другим данным, аэропорт на торги не выставлялся именно потому, что уже был решен вопрос о передаче предприятия в собственность области. Теперь ожидается, что завершение расследования уголовного дела об убийстве Сухова покажет, кому и зачем было необходимо во что бы то ни стало продать аэропорт [2].

На заседании правительства 11 апреля рассмотрен отчет председателя комитета по средствам массовой информации и полиграфии Ю.Третьякова. На сегодняшний день в области выходят 48 печатных изданий. Комитет по СМИ является соучредителем 18 из них, еще с 5-ю имеет договоры о сотрудничестве. Тираж региональной газеты "Вести" доходит до 133 тысяч, из которых 91 тысяча распространяется в Ленинградской области. На заседании отмечалось, что заслугой комитета по СМИ является решение вопроса с обеспечением газет бумагой. Важным информационным прорывом стало создание Ленинградской областной телекомпании (ЛОТ), которая имеет 4 часа вещания в неделю по каналу ГТРК "Петербург - 5-й канал". Опросы свидетельствуют о росте популярности ЛОТ. В области имеется также 19 районных радиостудий и 19 местных телекомпаний. Сделан вывод, что за два с небольшим года усилиями комитета по СМИ удалось создать единое информационное пространство в Ленинградской области.

К этим официальным сведениям следует добавить образец деятельности комитета по "улучшению" информационной политики во время избирательной кампании, выдержанный в лучших традициях советской печати не очень далеких времен и с привычными для тех времен "оргвыводами". Документ, о котором идет речь, настолько замечателен, что заслуживает быть воспроизведенным полностью. Интересны и обстоятельства, сделавшие возможным придание его гласности. Этот документ опубликован в разгар кампании по выборам губернатора СПб в газете "Санкт-Петербургские ведомости", имеющей соучредителем мэрию СПб, [3] с откровенной целью показать, как в Ленинградской области обстоят дела со свободной печати. Рискнем предположить, что эта утечка информации никогда бы не состоялась, если бы губернатор Ленинградской области А.Беляков не был бы соперником мэра СПб А.Собчака. Итак, документ:

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по совершенствованию информационного обслуживания населения Ленинградской области

 

В последнее время некоторые средства массовой информации, освещая многочисленную социально-экономическую проблематику как области, так и страны в целом, заняли позицию непримиримого негативизма. Вместо того, чтобы давать серьезную, глубоко продуманную оценку тому или иному событию, факту, явлению, отдельные авторы выбирают более легкий путь огульного критиканства, злопыхательства по поводу и без повода, мрачного оповещения читателей об "очередных провалах" созидательных инициатив. Подобная информационная стряпня свидетельствует о полной потере как идеологических, так и нравственных ориентиров, о единственном стремлении вырвать из жизни очередной "жареный факт" и швырнуть его в лицо вконец растерявшемуся от информационной "чернухи" обывателю.

Комитет по средствам массовой информации и полиграфии Ленинградской области призывает руководителей СМИ правильно оценить нынешнюю ситуацию, четко обозначить конструктивное начало в информационной продукции своих изданий.

В качестве рекомендаций предлагается:

- в публикациях шире использовать опыт политологов, экономистов, социологов, всех квалифицированных специалистов, способных дать точную оценку и исчерпывающую характеристику тех перемен, которые произошли в стране за последние годы;

- информацию о позитивных переменах в обществе целесообразно подавать не методом "лобового" воздействия, что приводит, как правило, к отрицательному результату, а методом сопоставления, сравнительного анализа дня сегодняшнего и дня вчерашнего. Здесь целесообразно показывать положительные перемены, которые произошли и в области прав человека, и в сфере обеспечения населения основными продуктами жизнедеятельности (!!! - заметим, что означенные продукты суть вовсе не то, что хотели сказать авторы документа, а совсем наоборот. - Т.Д.) и т.д.;

- тем же методом сравнительного анализа рассматривать основные положения предвыборных программ партий и общественных движений как реформаторского, так и консервативного толка;

- организовать среди журналистов СМИ творческие конкурсы по тематике, формирующей у читателя жизнеутверждающую позицию. В отношении тех СМИ, которые будут и впредь искажать достоверность сообщаемой ими информации и тем самым нарушать закон о СМИ, комитет намерен пересматривать объемы их финансирования из областного бюджета вплоть до полного отказа от своих прав и обязательств соучредителя СМИ, если таковым является.

 

Комитет по СМИ и полиграфии Ленинградской области

 

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

2 апреля Законодательное собрание области на третьем году своего существования наконец приняло решения, укрепляющие его самостоятельность (см. также [4]). Утверждена структура ЗС и его аппарата. Под влиянием аргументов губернатора области А.Белякова (совещание с которым состоялось накануне) решено, что ряд функций материально-технического обслуживания останется за аппаратом правительства области на договорной основе. Но основные отделы будут полностью самостоятельными. Важно, что у ЗС теперь будет своя юридическая служба.

После утверждения структуры ЗС начались выборы заместителей председателя (их функции до сих пор исполняли председатели 6-ти постоянных комиссий). В новой структуре утверждены две должности заместителей - по законодательству и по организационной работе. Выборы проходили по полной демократической процедуре - с выдвижением кандидатов, заслушиванием их программ, тайным голосованием. На пост заместителя по организационным вопросам был выдвинут один претендент - Георгий Самсоненко. Он и был избран. На пост заместителя по законодательству были выдвинуты 3 претендента - Игорь Юдченко, Николай Аборин и Георгий Смирнов. Ни один из них не получил необходимых 2/3 голосов. Выборы отложены.

Организационные вопросы продолжали рассматривать на заседании 23 апреля. Руководителем Государственно-правового управления ЗС избран юрист-правовед Станислав Рудовский. На должность руководителя аппарата ЗС из 4-х претендентов не был избран никто, вопрос отложен.

Внесены дополнения в реестр государственных должностей областных органов государственной власти, учитывающие новую структуру ЗС. Должностной оклад председателя ЗС установлен в том же размере, что и у губернатора области - 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в месяц, оклад заместителя председателя ЗС, работающего на постоянной основе, - 27 МРОТ, у освобожденного депутата - 24 МРОТ, у руководителей структурных подразделений ЗС - 21-24 МРОТ.

Губернатор А.Беляков внес законопроект "Об упрощенной системе налогообложения для объектов малого предпринимательства на территории Ленинградской области" и попросил принять его в срочном порядке. Проект предусматривает замену для малых предприятий (с числом работников не более 15) всех видов федеральных, областных и местных налогов на единый - по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Ставка налога - 10% от валовой выручки. Закон принят в первом чтении, а на следующем заседании - в целом.

Внесены изменения в областной закон "О льготном налогообложении общественных организаций инвалидов и предприятий, находящихся в собственности этих организаций. Эти организации освобождены от уплаты налога с владельцев транспортных средств, налога на их приобретение и транспортного налога.

Принят во втором чтении закон "О контрольно-счетной палате Ленинградской области".

ЗС в очередной раз рассматривало вопрос о собрании представителей г. Луги (см. [4, 5]). Принятый ранее в двух чтениях законопроект о признании полномочий собрания представителей в составе 8 человек был отклонен. Это вызвало недоумение присутствовавших депутатов собрания Луги. Председатель ЗС В.Иванов предложил возвратить проект к первому чтению, но предложение не прошло.

Обсуждался вопрос о взаимодействии с Законодательным собранием СПб. Депутаты признали, что, за исключением отдельных контактов, никакого организованного взаимодействия нет. Учитывая, что на середину мая намечено проведение совместного совещания законодателей СПб и области, решено специально собраться для обсуждения вопросов, которые необходимо поднять на совместном совещании.

3.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

3.1.    Шлиссельбург

В г. Шлиссельбурге через 3 недели после выборов (см. [4]) вступил в должность новый мэр Николай Кузечкин. Для этого потребовалось распоряжение губернатора области об освобождении от занимаемой должности бывшего мэра Светланы Юрковой и об образовании комиссии по передаче администрации г. Шлиссельбурга полномочий. Вместе с тем внесенный прокурором протест о незаконности состоявшихся выборов мэра никто не отзывал.

3.2.    Выборг

В Выборге завершена работа комиссии по подготовке проекта Устава муниципального образования Выборгский район. Предусмотрены выборы представительного органа - муниципального собрания (1 депутат от 2000 избирателей), избираемых в округах, на которые поделен район. Депутаты муниципального собрания от этих территорий, а также избранные населением старосты населенных пунктов входят в состав окружных собраний. Проект предусматривает избрание главы администрации района всем населением. Проект обсужден с главами администраций населенных пунктов.

8 апреля на заседании комиссии решался вопрос о способе принятия Устава. Городское собрание представителей прекратило свою существование после того, как некоторые депутаты сложили с себя полномочия. Поэтому комиссия решила добиваться разрешения Центральной избирательной комиссии РФ на проведение референдума по Уставу одновременно с выборами Президента РФ 16 июня. Но вряд ли такое разрешение будет получено, учитывая стойкое нежелание федеральных властей совмещать президентские выборы с какими-либо местными политическими кампаниями.

3.3.    Сосновый Бор

В г. Сосновый Бор более 2-х месяцев тому назад был вынесен на обсуждение населения Устав города. В его основу положен проект, разработанный на областном уровне, и уставы некоторых малых российских городов. Активность жителей по обсуждению устава низкая. В городских газетах появилось несколько откликов, был проведен "круглый стол" на местном телевидении. Против проекта высказались предприниматель Г.Шушаков и бывший депутат Государственной Думы, председатель Союза городов РФ Валерий Кирпичников, последовательный сторонник полноценного местного самоуправления. Мэрия проявляет большую заинтересованность в скорейшем принятии проекта устава. Вскоре должен начаться сбор подписей за проведение референдума по проекту. Предполагается, что референдум пройдет одновременно с выборами Президента РФ 16 июня.

3.4.    Кингисепп

В Кингисеппе городское собрание объявило главу администрации Кингисеппского района Л.Чиликина отстраненным от дел. Борьба между администрацией и городскими депутатами идет здесь давно. Из 8 депутатов городского собрания четверо - члены РКРП, трое "сочувствующие". Собрание обычно голосует против вводимых администрацией новых тарифов на коммунальные услуги, телефон и т.п. Законной силы эти решения не имеют, но регулярно создают напряженность между органами местной власти. Эта ситуация конфронтации типична для всей Ленинградской области, где областной закон о системе местного самоуправления был принят только в марте, тогда как федеральный закон об общих принципах местного самоуправления дает местным представительным органам достаточные полномочия. Однако указами Президента РФ 1993 года полномочия органов местного самоуправления районного уровня были переданы соответствующим главам администраций, которые назначались вышестоящими руководителями исполнительной власти. В соответствии с реалиями того времени, такое решение было направлено на максимальное ослабление представительных органов. Федеральный закон “Об общих принципах местного самоуправления” создал противоположную ситуацию, предоставляя этим органам максимальные полномочия, которые они и пытаются утвердить повсеместно. В Кингисеппе этот процесс имеет специфические черты в связи с "красным" оттенком городского собрания. Городское собрание Кингисеппа неоднократно пыталось принять устав района, как это положено по закону. Но на все попытки вносился протест прокурора, так как собрание состоит только из представителей города, а значит, не может решать за весь район. Глава администрации Л.Чиликин (он же - мэр Кингисеппа) предложил депутатам доизбрать в собрание представителей сельских населенных пунктов. Однако эта инициатива натолкнулась на фактический запрет проведения местных выборов до завершения кампании по выборам Президента РФ. Пока сохранялось противоречие и глава администрации выступал в двух лицах, городское собрание объявило его отстраненным от дел в качестве мэра города и избрало на эту должность В.Гнездилова (который работал заместителем главы администрации района, т.е. того же Чиликина). Это не противоречило федеральному закону, согласно которому до марта 1996 года областные законодательные акты должны были наделить полномочиями местные органы, в противном случае представительные органы городов получали право действовать по своему усмотрению.

Кроме того, городское собрание приняло Устав города (не вмешиваясь в дела района). Согласно этому Уставу, собрание становится полноправным хозяином города. Оно избирается на референдуме, работает самостоятельно, вносит поправки в устав, назначает и отстраняет от дел мэра. Уставом предусмотрено переименование органа: вместо городского собрания - городской совет. Кстати, уже сейчас в кабинетах городского собрания висят красные знамена и портреты Ленина. В конце марта собрание приняло компромиссное решение - продлить полномочия Чиликина в качестве главы администрации района до новых выборов (в ноябре-декабре) при условии, что он в свою очередь признает полномочия назначенного собранием мэра города [6].

4.    ПРОФСОЮЗЫ

Состоялась отчетно-выборная конференция Союза сельских товаропроизводителей. Присутствовали губернатор А.Беляков и министр сельского хозяйства Н.Широков. Собравшиеся в очередной раз заявили о бедственном положении села. Директора бывших совхозов, ставших акционерными обществами, фермеры, представители всех отраслей агропромышленного комплекса не скрывали своего резко критического отношения к аграрной политике правительства. Говорилось о том, что в бывших совхозах уже нет сил и средств для занятия сельским хозяйством. Отмечалось, что увлечение фермерством привело к тому, что на бумаге числится более 6000 фермерских хозяйств, а реально работают 400-500. Ленинградская область еще недавно считалась преуспевающей в сельскохозяйственном производстве, сегодня же темпы снижения по некоторым позициям, например, по поголовью скота, превышают таковые в других регионах России. Выделенных правительством РФ и областным правительством средств недостаточно для прекращения спада производства. В первом квартале ни федеральный, ни областной бюджеты не выделили никаких средств на предусмотренную правительством РФ финансовую поддержку села.

Министр сельского хозяйства Н.Широков объяснил столь тяжелые потери тем, что “реформы в России начали, не имея никакого практического опыта”.

С болью говорили делегаты конференции об отсутствии согласованной работы руководства Ленинградской области и СПб. Приводили в пример Москву, Рязань, Новгород, Тамбов, где сообща решают проблемы города и деревни. Конференция выразила возмущение политикой, отдающей приоритет импортным закупкам в ущерб отечественному товаропроизводителю. Направлено заявление в адрес правительств РФ, СПб и Ленинградской области с требованием соблюдения интересов отечественного сельскохозяйственного производства [7].

5.    ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Состоялась конференция откровенно официозного движения "Женщины Ленинградской области". Присутствовал губернатор области А.Беляков. Хотя движение объявило себя неполитическим, главной темой на конференции было участие в избирательной кампании Б.Ельцина. Намечены пути сотрудничества с группами общественной поддержки Б.Ельцина в трудовых коллективах. Движению обещана поддержка со стороны доверенного лица президента РФ в СПб.

28 апреля в рамках своей предвыборной поездки по Северо-Западу Ленинградскую область посетил Г.Зюганов. Он побывал в Сосновом Бору, который считается одной из наиболее "красных" зон Ленинградской области - именно здесь победил на выборах в Государственную Думу кандидат от блока "Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз" В.Григорьев, ставший единственным представителем этого блока в Думе. В отличие от холодного приема, оказанного Зюганову в СПб, здесь его принял глава местной администрации. Зюганов посетил Ленинградскую атомную электростанцию [8].

6.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Уровень безработицы в Ленинградской области продолжал расти. В связи с кризисной ситуацией Комитет по труду и занятости населения начал применять активные меры - проведена первая в области ярмарка вакансий. Она прошла в г. Волхове. Были представлены предприятия всех форм собственности, предоставлялась информация о возможностях переобучения, проводились юридические консультации. (Заметим, что в СПб, где уровень безработицы несколько меньше, такие ярмарки проводятся регулярно).

Опубликовано официальное сообщение комитета государственной статистики об экономике Ленинградской области в 1-м квартале 1996 года.

- Валовый внутренний продукт:

Объем ВВП снизился в 1-м квартале по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11%. Сокращение обусловлено снижением производства в основных товаропроизводящих отраслях: промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

- Промышленное производство:

Объем производства промышленной продукции снизился на 12%. В крупной и средней промышленности число предприятий негосударственных форм собственности возросло на 8% (из общего числа предприятий 50% являются частными). Более чем в 2 раза сократилось производство минеральных удобрений, синтетических смол, пластмасс, автобусов. Возросло производство писчей бумаги в 3,5 раза, флотского мазута на 75%, топлива для реактивных двигателей на 46%, автомобильного бензина на 40%, топочного мазута на 38%, дизельного топлива на 13%.

Производство товаров народного потребления сократилось на 29%. При этом выпуск продовольственных товаров сократился на 35%.

Выпуск хромовых кожаных изделий сократился на 99%, шелковых тканей - на 92, трикотажных изделий - на 80. Из-за отсутствия сырья практически прекращен выпуск обуви, многих видов швейных изделий. В то же время выросло производство клеенки на тканевой основе в 5 раз, нетканых материалов типа тканей - на 79%, джутовых тканей - на 19%.

Производство мебели сократилось на 29-51%.

Выпуск муки сократился на 88%, животного масла -на 72, мясных консервов - на 65, макаронных изделий - на 59, мясных полуфабрикатов - на 58, мяса - на 50, плодовых и овощных консервов - на 40, колбасных изделий - на 38, рыбной продукции на 29, цельномолочной продукции - на 24.

- Капитальное строительство:

Общий объем использованных капитальных вложений (633 млрд. руб.) был на 15% ниже, чем в тот же период прошлого года.

В структуре капитальных вложений доля средств федерального бюджета составила 3%, регионального бюджета - 3, собственных средств предприятий - 77.

- Жилищное строительство:

Введено 1043 квартиры общей площадью 79,1 тыс. кв. м., что в 2,6 раза выше, чем в тот же период прошлого года.

- Сельское хозяйство:

Объем производства сельскохозяйственной продукции сократился на 14%. В хозяйствах всех категорий произведено мяса (в живой массе) на 27% меньше, молока - на 10, яиц - на 6% больше. Доля личных подсобных хозяйств населения и фермеров в общем производстве мяса составила 32%, молока - 26%, яиц - 7%.

Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 11%.

Улучшилась сохранность поголовья скота: падеж крупного рогатого скота уменьшился на 17%, свиней - на 10%.

- Цены и тарифы:

Рост цен на товары и платные услуги составил 9,9%, в том числе на продовольственные товары - 9,5;% на непродовольственные - 9,2%; на платные услуги - 12,3%. Среднемесячный рост цен - 3,2%.

Темпы роста цен и тарифов на платные услуги превысили темпы роста цен на товары в 1,3 раза, при этом больше всего подорожали услуги связи - на 25%, услуги дошкольных детских учреждений - на 22, жилищно-коммунальные услуги - на 10 (из них плата за горячее водоснабжение - на 17, квартплата и плата за электричество - на 14, за отопление - на 13%).

- Финансы:

Прибыль предприятий промышленности, строительства и транспорта снизилась на 26%. Доля убыточных предприятий за январь-февраль составила 30%.

Недоимка по налогу на прибыль составила 78,1 млрд. рублей, что составляет 40% от всей суммы поступлений этого налога. Недоимка по налогу на добавленную стоимость - 230,0 млрд. руб. (97,2%).

- Уровень жизни:

Стоимость фиксированного набора из 19 основных продовольственных товаров в марте составила 246,8 тыс. рублей. По этому показателю область занимает 39-е место. По данным комитета по занятости населения, прожиточный минимум в марте составил 328,3 тыс. руб.

Денежные доходы населения увеличились в 1,8 раза. Реальные располагаемые денежные доходы сократились на 2%.

Среднемесячная зарплата увеличилась в 2,0 раза. При этом реальная зарплата возросла на 6,5%.

Средняя оплата труда одного работника с учетом выплат социального характера в марте позволяла приобрести 2,8 набора из 19 основных продовольственных товаров и обеспечивала 2,1 прожиточных минимума.

- Занятость:

Численность официально зарегистрированных безработных увеличилась на 16% и составила к концу марта 5,3% трудоспособного населения.

- Приватизация:

Приватизировано 8 предприятий (объектов), в том числе 4 объекта недвижимости.

Получено от приватизации 3,9 млрд. рублей.

Источники:

1. Драбкина Т.М. Ленинградская область в апреле 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, № 4.

2. Багликова И. Аэропорт "Ржевка" как средство для отмывания денег. Государственных // Невское время.- СПб, 1996.-27 апреля.-№ 80.-С.3.

3. Смирнов К. Инициатива бьет ключем // Санкт-Петербургские ведомости.-СПб.-1996.-24 апреля.-№ 77.-С. 4.

4. Драбкина Т.М. Ленинградская область в марте 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, № 3.

5. Драбкина Т.М. Ленинградская область в феврале 1996 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1996, № 2.

6. Федорова Т. Двоевластие в "красном" Кингисеппе // Вести.-СПб.-1996.-9 апреля.-№ 36.-С. 2.

7. Шаньгин И. Кто накормит кормильца // Вести.-СПб.-1996.-4 апреля.-№ 34.-С. 1.

8. Коммунисты обещают быть патриотическими демократами, или Кто вы, доктор Зюганов? // Невское время.-СПб.-1996.-30 апреля.-№ 81.-С.3.