Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

М. Казаков

Нижегородская область

в марте 1996 года

1.    Социально-политический процесс

1.1.    Законодательное Собрание Нижегородской области. Проблема легитимности

Б. Духан, депутат Законодательного Собрания, вице-мэр г. Нижнего Новгорода:

“Я из того большинства, голосами которого принят Закон "Об основных принципах организации Законодательного Собрания Нижегородской области”, в котором прописано продление полномочий представительного органа власти области нынешнего созыва до марта 1998 года. Но должен заметить, мотивы принятия  такого решения внутри большинства были разные.

Свою точку зрения я безрезультатно пытался отстоять на предыдущем заседании Законодательного Собрания, на котором этот вопрос уже рассматривался. Дважды входить в одну и ту же реку я не счел нужным.

Прошлый раз я выступал не столько против закона о выборах депутатов Законодательного Собрания, сколько против некоторых принципиально новых его положений, на мой взгляд, совершенно неоправданных. Возьмем, к примеру, обязательное двухтуровое голосование. Это же просто нонсенс, когда человек должен дважды доказывать, что он сильнее. В отношении проведения новых выборов я стоял на том, что их надо проводить в октябре - декабре 1996 года, Совмещать их с президентскими выборами я считаю нецелесообразным. Лето вообще не самый удачный период для выборов: у избирателей в это время другие заботы, и могло так статься, что кандидатам в депутаты просто не с кем было бы работать. Затем им нужен какой-то нормальный, спокойный стартовый разбег и, что особенно важно, равные условия. Сегодня выборами регионального уровня, несомненно, воспользовались бы проигравшие кандидаты в депутаты Госдумы, чтобы до следующих выборов продержаться на политической сцене. И, согласитесь, имели бы перед новыми претендентами солидную фору известности. Наконец, в своем сентябрьском указе Президент не рекомендовал совмещение выборов. Рекомендация - это, конечно, не запрет, но тем не менее, назначь мы выборы на июнь, чтобы застраховать запущенный механизм от остановки, потребовалось бы запрашивать разрешение.

Я считаю, что продление полномочий на два года - длинноватый срок. Хотя бы потому, что мы должны быть этичными перед представительными органами местного самоуправления, на которые названные президентские указы не распространяются. Мы, собственно, выбирались вместе, и теперь так далеко разносить сроки выборов ни к чему. Да и сам процесс выборов это затрудняет. Они должны пройти сверху донизу в единое время. Мы должны прийти к унитарной системе выборов. Потому что несмотря на то, что у каждого субъекта Федерации есть определенные права и возможности, система власти в стране должна быть одна”.

А. Мальцев, депутат Государственной Думы.

“Очень жаль, что большинство депутатов Законодательного Собрания по сути дела пошли на нарушение базисных норм демократического правового государства, которые заключаются в том, что должны неукоснительно соблюдаться сроки, периодичность выборов. Стабильность демократии зиждется на том, чтобы в установленные сроки переизбрать депутатов (впрочем, так же, как и Президента), а отнюдь не в том, чтобы "законсервировать" существующий депутатский корпус.

Хочу заметить, что в отношении депутатов Государственной Думы здесь стиль выдержан, а в отношении представительных органов субъектов Федерации Президент начал импровизировать и своими указами фактически подтолкнул процесс нарушения норм демократии. Избиратели ориентировались на то, что избирают депутатов на переходный период сроком на два года, а теперь законодатели заявили о продлении сроков своих полномочий еще на столько же только на том основании, что они своевременно не разработали закон или положение о выборах в Нижегородской области. Ошибка есть ошибка. Но возникает вопрос: почему для ее исправления нельзя было ограничиться минимальным сроком и продлить свои полномочия, скажем, на три месяца, до президентских выборов?

Указы Президента, послужившие основанием для продления депутатских полномочий, заполняют некий правовой вакуум. Но во многом он создан искусственно. Закон, не позволяющий законодательной власти зависнуть, дважды принимался в Госдуме - 7 апреля 1995 года и 8 февраля 1996 года. Но первый раз он был заблокирован Президентом, второй раз - Советом Федерации. Преодолеть вето нам пока не удается, так как пропрезидентская часть Думы этому успешно мешает. Такова у нас сегодня демократия - в угоду тому, кто в настоящий момент имеет рычаги исполнительной власти. Я бы назвал ее ручной демократией. И я очень сожалею, что депутаты областного Законодательного Собрания в этом плане ее и интерпретируют. Вероятно, это связано с тем, что многие нижегородские депутаты - главы администраций, то есть представители исполнительной власти. Это-то и определило результаты голосования.”

Нынешнее областное Законодательное Собрание - не Совет народных депутатов. Соответственно характер взаимоотношений между населением и местными парламентариями сегодня иной. Он вполне вписывается в политические реалии Нижегородского региона, в недрах которого происходит упорядочение авторитарно-демократической модели политического режима.

Во многом поэтому продление полномочий представительного органа власти области не есть нечто сверхнеожиданное. Принято решение вполне рациональное по стратегическим целям. О чем и говорил еще в начале марта вице-мэр города Борис Духан, депутат Законодательного Собрания: "... Мы в полной мере сохраняем преемственность власти: избран губернатор, избран мэр и чуть позже - новые представительные органы власти". При этом наиболее спорное "чуть позже" не означает политическую неприкосновенность по отношению к депутатам ЗС до марта 1998 года.

Во-первых, потому, что вопрос этот обязательно вскоре будет поднят в Государственной Думе (до президентских выборов!). Не столько из-за "нарушения базисных норм демократического правового государства" в нашем регионе (А. Мальцев), сколько по тем же причинам, что инициировали появление скандально известного постановления Государственной Думы о Беловежских соглашениях.

Во-вторых, после 16 июня, по разным к тому основаниям, вполне реален всплеск законотворческой активности и в самом ЗС. Вопрос только в том, в рамках какой идеологии будут толковаться тогда термины "стабильность”, "преемственность”, “легитимность".

Продление полномочий местными парламентариями в этой связи теряет свою злободневность, если, конечно, ее искусственно не раздувать. Ибо необходимость внесения в деятельность региональных законодателей существенных поправок, налаживание нового механизма функционирования ЗС - очевидна уже сейчас и подстегивается самой динамикой российского политического процесса.

Теперь несколько слов к вопросу о "проявлении эгоизма и оскорблении избирателей" (Е. Загрядский). Или "о создании важного прецедента, что не только народ может быть источником власти, но и сама власть” (С. Смирнов).

Исторически сложился иной, более цивилизованный подход, по терминологии М. Вебера "рационально-легальный". Он определяется отношениями между избирателями и избранными представителями, основанными на полномочиях и доверии, получаемых в ходе выборов. И предполагает, что депутаты, в нашем случае областного Законодательного Собрания, сами находят ту форму воплощения политических и иных интересов региона, которую считают необходимой в конкретной ситуации.

Таким образом, самопродление полномочий представительного органа власти области с точки зрения этой политической традиции не выходит за рамки границ, установленных Конституцией и Президентом. И является актом выражения их политической и правовой компетентности, своеобразной мерой ответственности перед избирателями. Однако “перебор" подобной независимости чреват стимулированием местного сепаратизма, особенно опасного, когда законодательная ветвь власти жестко привязана к исполнительной.

Так что политическая и  гражданская целесообразность решения о продлении своих полномочий депутатами ЗС нынешнего созыва до марта 1998 года многослойна. Но, возможно, главный эффект дискуссий вокруг него состоит в том, что заставляет задуматься о персональной ответственности наших законодателей перед теми, кто их избрал, в контексте как уже содеянного ими, так и предстоящего.

1.2.    Городская Дума Нижнего Новгорода

Один из основополагающих документов развития города обсудила Нижегородская Дума: "О программе "Нижний Новгород - духовное и физическое возрождение”. С докладом выступил председатель комиссии по социальной политике Ю. Ежов. Представленный на суд депутатов результат коллективного творчества ста видных специалистов, ученых, правоведов города вызвал неоднозначную оценку. Похвалы депутатов Н. Дубровной, О. Шумаковой, академика И. Блохиной, мэра И. Склярова удостоились разделы по материнству и детству, культуре, валеологии. Подверглась критике часть документа, касающаяся местного самоуправления, финансирования, правового обеспечения программы. Свои претензии высказали депутаты Н. Гуреева, Ю. Чечевичкин, И. Богданов, прокурор города В. Шевелев.

Документ принят за основу и будет дорабатываться.

Дума рассмотрела также вопросы о программе повышения качества обслуживания населения городским электротранспортом и улучшении экономических показателей его работы; о внесении изменений в положение о присвоении звания "Почетный гражданин Нижнего Новгорода", о символике Нижегородской области и другие.

К вопросу о сроке полномочий, истекающем 28 марта, депутаты подошли своеобразно. Постановили просить Законодательное Собрание взять это решение на себя. Они готовы согласиться с любым вариантом.

Однако сами решили переизбираться. На вопрос о мотивах такого решения отвечает председатель городской Думы г. Н.Новгорода Иван Карнилин. “Главное вот в чем: нас избрали нижегородцы всего на 2 года. Никакие указы Президента, на мой взгляд, не должны влиять на депутатов. Да и вообще по закону мы не имеем права продлевать полномочия, потому что выборы органов местного самоуправления должны состояться в этом году. Правда, не стоит совмещать их с выборами Президента России. Почему? Потому что и на кресло президента, и на место в городской Думе будет претендовать очень много людей. На президентский пост уже метят около 70 человек. А по нашим прогнозам, на каждое место в Думе будут претендовать 5 - 10 человек. И чтобы не было неразберихи, выборы должны пройти отдельно. Наши планируются на позднюю осень или начало зимы. Как постановит областное Законодательное Собрание.

Что же касается непосредственно постановления областного Законодательного Собрания о продлении своих полномочий, то это их дело, они все-таки вышестоящий орган. Но моя позиция такова: не нужно было этого делать. И потом, у нас ведь сложилась историческая традиция: выборы в областной и городской законодательные органы проходят в один день. И традиция нарушена, и теперь на выборы потребуется денег больше.

Один из доводов областных законодателей в пользу продления полномочий - власть будет стабильнее. Только они забыли, что стабильность заключается не в этом, а в том, что все ветви власти - и законодательная, и исполнительная - должны тесно взаимодействовать.”

22 декабря 1996 года - дата выборов в городскую Думу, которую назначило областное Законодательное Собрание.

2.    Подготовка к президентским выборам

2.1.    Б.Ельцин

Координационный совет по поддержке кандидатуры Б. Ельцина на президентских выборах на заседании в кабинете президента ОАО "ГАЗ" Н.А.Пугина (руководитель совета) сформировал штаб. Возглавил его бывший директор департамента областной администрации по связям с общественностью В. И. Лысов.

В составе штаба также депутат Законодательного Собрания М. В. Мирный, генеральный директор Горьковской железной дороги О. Х. Шарадзе, генеральный директор НОРСИ В. Г. Стариков, бывший директор АО "Термаль", депутат Государственной Думы С. Г. Митин, директор филармонии О. Н. Томина, президент АО "Волго-трансгаз" Л. И. Щеголев, директор театра драмы В. В. Вихров и др.

За две недели до съезда Общероссийского движения общественной поддержки Президента Ельцина в предстоящих выборах лидеры регионального отделения движения С. Каптерев и А. Тюрин провели пресс-конференцию. По их словам, общественные организации, входящие в состав движения в Нижнем Новгороде, объединяют социал-демократические идеи.

Член Общественной палаты при Президенте Б. Ельцине Сергей Каптерев сегодня не только председатель движения, единодушно избранный учредительной конференцией, на которой присутствовали 18 общественных объединений. Он также председатель регионального отделения фонда поддержки Президента России "Выбор". А. Тюрин - председатель президиума конференции свободных профсоюзов - объединения профсоюзов трудящихся кооперативных предприятий Волго-Вятского региона. Ряд вопросов был обращен к нему.

На вопрос, где черпает движение средства для своей деятельности, Александр Николаевич открыто ответил, что эту заботу Международная организация профсоюзов взяла на себя.

Сегодня к движению уже примкнули "Демократическая Россия", '"Гражданский союз", "Гражданская инициатива", "Правый берег", "Движение демократических реформ".

2.2.    Г.Зюганов

В середине марта в Нижнем Новгороде состоялся Большой Совет областных общественно-политических партий и движений левой и патриотической направленности. Представители различных организаций высказывали свое мнение о том, кто из кандидатов достоин поддержки на выборах.

Обком КПРФ: поддерживаем Г. Зюганова.

Обком российского комсомола: за Г. Зюганова.

Областная организация всероссийского общества “Духовное наследие”: за Г. Зюганова.

Общество “Отчизна”: решение о поддержке кандидата будет принято позднее. Но, во всяком случае, оно не будет поддерживать кандидатов, представляющих нынешний режим и его сторонников.

Союз офицеров области: будут работать на Г. Зюганова.

Областная организация Соцпартии: поддерживаем лидера КПРФ.

Аграрники: их кандидатура - Г. Зюганов.

Обком РКРП и движение “Трудовой Нижний Новгород”: собираем подписи в поддержку В. Анпилова. Поддержим Г. Зюганова, если он в своей предвыборной платформе будет отстаивать социалистический путь развития России, заявит о восстановлении союзного государства и Советской власти. Во втором туре поддержат Зюганова.

Нижегородское отделение движения “Держава”: за Г. Зюганова. Причем на своем всероссийском съезде их представители предлагали А. Руцкому не вступать в предвыборную борьбу.

Обком ВКПБ: ЦК большевиков намерен бойкотировать выборы. Но оставляет возможность членам партии принять в них участие. В Нижегородской области большевики будут помогать КПРФ.

Независимый профсоюз офицеров: только Г. Зюганов.

Профсоюз работников органов внутренних дел: предпочтение отдается председателю Компартии России.

Совет рабочих: Г. Зюганов - наиболее приемлемая кандидатура.

Подавляющее большинство участников собрания сошлось на том, что надо вместе бороться за единого кандидата.

2.3.    А.Тулеев

Поддержать Амана Тулеева решили при сборе подписей как кандидата на пост Президента Российской Федерации областной Совет ветеранов и совет Союза офицеров Нижегородской области. Тулеев уже второй раз выставляет свою кандидатуру на пост главы государства. На первое марта председатель Законодательного Собрания Кемеровской области, депутат Совета Федерации Аман Тулеев нашел в Нижнем Новгороде десять тысяч сторонников. Всего инициативная группа, в которую входят также представители Российской компартии, движений “Трудовой Нижний Новгород” и “Духовное наследие”, намерена собрать к 1 апреля около 70 тысяч подписей.

2.4.    В.Жириновский

Восемьдесят тысяч подписей в поддержку кандидата в президенты России В. Жириновского собрала Нижегородская региональная организация ЛДПР. Они отправлены в Москву в Центризбирком.

Последователи В. Жириновского заметно перевыполнили план сбора подписей (45 тысяч) благодаря тому, что сумели создать в области 27 районных организаций, еще 10 - в стадии регистрации. Напомним, что на выборах в Госдуму за ЛДПР отдали свои голоса 12% нижегородцев.

2.5.    Г.Явлинский

30 марта Нижегородское региональное отделение общественного объединения “ЯБЛОКО” провело научно-практическую конференцию, посвященную поиску путей выхода из чеченского кризиса.

3 апреля в помещении Союза журналистов Нижегородской области состоялась пресс-конференция, которую устроил известный публицист Юрий Щекочихин, являющийся также депутатом Госдумы и членом фракции ”ЯБЛОКО”.

Речь на встрече шла не только о политике, но и о проблемах современной российской журналистики. Юрий Щекочихин признался, что “он устал писать, говорить и кричать”, а сейчас надеется только на то, что сможет что-либо сделать для страны как депутат Госдумы. Фракцию “ЯБЛОКО” журналист выбрал не случайно, т. к. считает, что ее политики ничем себя не запятнали.

2.6.    Неучастие в президентских выборах Б.Немцова

Еще до официально оглашенной инициативы Е. Гайдара, предложившего Б. Немцова в качестве общедемократического кандидата на президентских выборах, подобный намек - пожелание был сделан Б. Клинтоном. “Я, между прочим, тоже начинал с губернаторства”, - с улыбкой провидца как-то обронил он, находясь в окружении Б. Ельцина и Б. Немцова. На слова Клинтона Немцов отреагировал соответствующей мимикой, на предложение Гайдара - отказом.

В “самоотводе” есть свой резон. В отличие, к примеру, от сегодняшнего, внесистемного Г.Явлинского, Б.Немцов основательно “вплетен” в российский политический процесс.

В своих последних выступлениях Б.Немцов категорически отказывается участвовать в президентских выборах, и в этом нет, как может показаться, никакого политического лукавства. Идеолого-экономические пристрастия Б. Немцова почти целиком на стороне “ЯБЛОКА”. Но, с другой стороны, без многолетней, пусть даже и весьма противоречивой помощи Б.Ельцина он бы не состоялся как столь модный ныне в России губернатор. А посему, с точки зрения выживания той государственности, к которой напрямую причастны и Ельцин на федеральном и Немцов на региональном уровнях, сравнение связок ”Немцов - Явлинский” и “Немцов - Ельцин” в прицеле президентских выборов уже неуместно. Приоритет в выборе нижегородского губернатора очевиден.

Сделав его, Б.Немцов так или иначе добавил к своем политическому портрету несколько весьма существенных мазков. К определенной рискованности, предприимчивости на местном уровне он добавил прагматизм и интуицию на федеральном, чем в какой-то степени закрепил за собой образ человека упреждения и маневра, способного регулировать свои личные политические амбиции. Что же касается собственно роли Б.Немцова на выборах президента России, то она все же не столько состоялась, столько окрепла, закалилась. Суть ее в исконно мощном провинциальном центризме, способном в смутное время объединить и прежнюю партийно-хозяйственную номенклатуру и нынешнюю постперестроечную политическую элиту.

Факт сбора подписей против войны в Чечне, например, хотя и был расценен Б.Ельциным как популистский, тем не менее не оказался особо контрастным тактике президента в плане решения этой проблемы.

Пока от всего происходящего в стране и регионе Б.Немцов лишь набирает политические очки. И процесс этот, как показывают последние события, особенно откровения нижегородского губернатора в передаче “Итоги”, сопровождается все возрастающим общественным резонансом.

3.    разное

3.1.    Визит в регион Д.Васильева

В Нижнем Новгороде инкогнито побывал председатель национально-патриотического фронта “Память” Д. Васильев.

Его приезд был сугубо деловым. Д. Васильев, приехавший с группой московских предпринимателей, работающих по выполнению его экономической программы “Русская вотчина”, встретился с представителями деловых кругов Нижнего Новгорода, ориентированных на развитие национального рынка. Д.Васильев сказал, что его концерн, филиалы которого ныне имеются в нескольких десятках областей России, обязательно примет участие в работе Нижегородской ярмарки. Причем “Память” представит не только образцы народных ремесел, но и “ноу-хау”, которое очень заинтересует регион. Д.Васильев познакомил нижегородских предпринимателей и со своей политической программой, которая называется “Русское царство”.