Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Илья Кудрявцев

Пространство бывшего СССР

1.    Соглашения "четырех" и "двух"

Главными событиями конца марта и начала апреля стало подписание между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кыргызстаном соглашений об образовании союзов, стремящихся к более тесной интеграции, чем та, что сложилась на сегодняшний момент в СНГ.

Первое соглашение, "соглашение 4-х" было подписано всеми четырьмя государствами 29 апреля.

По словам президентов Казахстана [1] и Кыргызстана [2], главные цели того союза, в который вступили они — развитие связей в области экономики, сближение законодательств, а также развитие связей в области образования и обмена информацией (что связано с тяжелыми для всех республик Средней Азии последствиями оттока квалифицированных русскоязычных кадров).

Второе, более узкое соглашение подписано руководителями России и Белоруссии 2 апреля. Названием нового образования получило аббревиатуру ССР (очевидное усечение от СССР) — Сообщество суверенных республик. Кроме названия, новое сообщество будет, предположительно, иметь свою столицу (пока не выбранную) и отмечающийся в России и Белоруссии праздник (2 апреля, день образования ССР).

1.1.    Различия Союза 2-х и Союза 4-х

Формальные учредительные документы Союза 2-х мало отличаются от таких же документов Союза 4-х. Это говорит о том, что организаторы союзов не вполне осознают различия между ними, либо не хотят демонстрировать этих различий.

Между тем, различия имеются и они достаточно важны. Союз 4-х имеет торгово-экономическую основу и предполагает лишь самую минимальную политическую интеграцию — и только в той мере, в какой это будет требоваться экономикой.

Напротив, Союз 2-х, создан политиками, из чисто политических соображений (среди которых большую роль играли сиюминутные). Что же касается экономической интеграции, то пока две страны скорее движутся от нее в разные стороны (правда, многое может измениться после прихода в России к власти компартии на президентских выборах). Пока же главной осью Союза 2-х являются политические, военные, в лучшем случае военно-экономические интересы.

Политика менее плюралистична чем экономика — в том смысле, что вхождение в один политический союз сильно ограничивает возможности вхождения в другие. Явная политическая направленность Союза 2-х ведет к тому, что связь с Россией становится для Белоруссии основной доминантой внешней политики. Лидеры же Казахстана и Кыргызстана стремятся к тому, чтобы их страны участвовали в различных международных союзах, а не в одном-единственном союзе с Россией. Они активно участвуют в региональном среднеазиатском экономическом союзе: Организации экономического сотрудничества (ЭКО), в которой участвуют 10 исламских государств. Они развивают связи как с великими державами и международными организациями за пределами бывшего СССР (США, НАТО, Европейскими странами, Японией), так и со своими непосредственными региональными соседями (прежде всего — Ираном и Турцией).

Россия не изъявляет желания развивать связи этого порядка, наоборот часто стремится отгородиться от интеграции с миром за пределами бывшего СССР. Поэтому страны бывшего СССР с более широкими международными взглядами, такие как Казахстан и Кыргызстан (а также Грузия, Украина и многие другие) не могут строить свое будущее на тесном политическом союзе с Россией.

Что касается Белоруссии, то, представляется, что центром (хотя и очень пунктирно отраженным в учредительных документах) ее союза с Россией являются военные и военно-промышленные вопросы. Характерно, что в ряду соглашений между Россией и Белоруссией были в последнее время приняты "соглашение о военном контроле за качеством продукции, поставляемой для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Беларусь" и "соглашение о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности". Эти соглашения, возможно, должны привести к тому, что ВПК двух стран станут, как это было во времена СССР, единой машиной. Как правило, военная промышленность (в отличие от других отраслей промышленности) очень крепко привязывается к собственному государству. Не вполне понятно поэтому, как единый ВПК России и Белоруссии (да еще, если образцом для него явится ВПК СССР) будет существовать в формально разделенных государствах.

Следует отметить, что по оценкам военных экспертов, Белоруссия является, возможно, единственной страной бывшего СССР, проведшей действенную военную реформу [3].

Военно-политическую подоплеку Союза 2-х также как будто подтверждает то, что сразу по возвращении из Москвы в Минск А. Лукашенко сделал заявление о том, что Белоруссия может принять "адекватные меры" в ответ на принятие в НАТО стран Восточной Европы ("Чехии или Польши") с возможным размещением на их территории тактического ядерного оружия (такая возможность в принципе записана в устав НАТО). Пассаж не был импровизацией Лукашенко. 5 апреля первый заместитель министра иностранных дел Белоруссии Валерий Цепако заявил, что допускается возможность приостановки вывода российских ядерных ракет стратегического назначения в том случае, если Чехия и Венгрия будут приняты в НАТО, а на их территориях будут размещены ядерные тактические ракеты. Фактически, эти заявления несколько абсурдны (принятие стран Восточной Европы для НАТО до сих пор остается под вопросом, и вряд ли имеются планы размещения там в ближайшее время ядерного оружия), и, видимо, имели целью просто подчеркнуть новое качество Российско-Белорусского военного альянса.

Когда верстался номер: 14 мая министр обороны России Павел Грачев заявил, что не исключает возможности создания на территории Белоруссии мощной российско-белорусской военной группировки в ответ на возможное расширение НАТО на восток. Он сообщил, что министрами обороны двух стран в начале мая подписано 10 документов о сотрудничестве в военной и военно-промышленной областях, и к концу 1996 года намечено подготовить совместную концепцию оборонной политики и строительства вооруженных сил.

В то же время, и "Союз 4-х" также будет включать политические аспекты. Это, по-видимому, должен был продемонстрировать совместный визит делегаций России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в Китай для заключения пятистороннего соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы. Однако в данном случае речь идет как раз о реальных международных проблемах, уклонение от которых невозможно и о деловом подходе к их решению. Характерно, что из программы выпала Белоруссия, являющаяся главным сторонником "абстрактного" политического объединения, зато участвовал Таджикистан, который, по некоторым параметрам оказывается близок к Союзу 4-х. Характерно также и то, что визит был построен на деловых основаниях и касался развития отношений в "Среднем зарубежьи" России.

1.2.    Оценки образования союзов со стороны стран бывшего СССР

Все эксперты отмечают, что оба соглашения (и Союз 2-х и Союз 4-х) носят рамочный характер: для того чтобы они пришли в действие, к этим соглашениям должны быть добавлены дополнительные договоры по конкретным вопросам.

Судя по первым реакциям со стороны стран бывшего СССР, не вошедших в новые "союзы", отношение к новым образованиям как минимум весьма сдержанное. В ближайшее время сколь-нибудь массового вступления, даже в Союз четырех не предвидится; в лучшем случае, в него могут вступить одна-две страны.

Азербайджан (первый вице-премьер А.Аббасов): "После обретения [государствами СНГ] независимости создание каких-либо надгосударственных политических структур, на мой взгляд, чревато новым витком напряженности в отношениях между ними. Содружество должно строиться на базе экономической интеграции, так как у нас единые технологии, общий научный потенциал, транспортная сеть и т.д. "

Молдавия (заместитель председателя парламента РМ Дмитрий Дьяков[4]): "Для Кишинева пока преждевременно давать оценки происшедшего объединения "четверки" — России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии". В Молдавии высказывается опасение — не начнется ли в связи с образованием нового союза разваливаться старый СНГ?

На Украине, по оценкам украинских экспертов, большинство политической элиты — националисты или государственники; и те, и другие к процессам интеграции относятся негативно.

Страны Прибалтики: Латвия и Эстония, безусловно, ни в какие союзы со странами бывшего СССР (кроме Прибалтики) вступать не будут; Литва может осторожно налаживать отношения, но в формальные союзы также вступать не будет.

В Грузии крайне негативно расценивают любые попытки восстановления СССР. Грузия не присоединяется ко многим соглашениям об интеграции даже в рамках СНГ и в большей степени ориентирована на интеграцию вне бывшего СССР.

Официальная международная доктрина Туркмении гласит, что границы СССР были искусственными, и страна намерена равно развивать экономические связи и со странами бывшего СССР, и с "не-СССРными" соседями.

Таджикистан, и, в меньшей степени, Узбекистан могли бы участвовать в процессах интеграции. Эти страны, возможно, присоединятся к Таможенному союзу (для Таджикистана это как будто уже вопрос решенный). Следует заметить, что пока состав Таможенного союза в точности соответствует составу Союза четырех.

Представители правящей в Болгарии Социалистической партии заявили в категорической форме, что Болгария ни в какие союзы с Россией вступать не будет и ориентирована на Европейский Союз (3 апреля).

1.3.    Прогнозы

Можно предположить, что Союз двух останется Российско-Белорусским. В случае прихода в России к власти коммунистов на президентских выборах военно-политический союз двух стран может быть дополнен сближением в области экономики.

Союз четырех будет неспешно развиваться (примерно, в темпах, характерных для СНГ). Возможно присоединение к нему одной-двух стран.

Общий прогноз:

— Страны бывшего СССР, в которых достаточно сильно развились реальные институты демократической власти (включая общественное мнение, оголтелую прессу, способные о себе заявить общественные организации, влиятельные парламенты),— а это также и страны, в которых, закономерно, достаточно сильно развился национализм, — не будут, по возможности, участвовать ни в каких интеграционных процессах и будут стремиться укреплять свою новую независимую государственность. Они будут крайне мнительны при вступлении в какие-либо надгосударственные образования. Эти страны в любом случае будут крайне негативно настроены против вступления в политические союзы с участием России, как бы то ни было напоминающие о возрождении СССР.

— Присоединяться к политическим союзам на территории бывшего СССР будут, прежде всего, диктаторские режимы или режимы с сильной президентской властью (каковыми, в сущности, и являются Казахстан, Белоруссия, Россия и Кыргызстан).

Такой расклад объясняется, во-первых, тем, что непременным спутником образования нового государства демократического типа является всплеск национализма и патриотизма (соответственно — неприятия каких-либо ограничений только что достигнутой государственности).

Во-вторых, парламенты, как коллективные тела, в которых решения принимаются путем "усреднения" и отсечения "радикальных" вариантов, вообще склонны к принятию решений "эволюционных", идущих по течению, а не "революционных", направленных на коренное изменение ситуации. Между тем, решения о пересмотре государственного устройства как раз относятся к "революционному" типу. Не случайно, Беловежские соглашения были приняты в узком кругу трех президентов. Парламенты способны принимать решения, радикально меняющие политическое устройство только в том случае, если все их избиратели объединены сильной и эмоциональной волной единодушия, (например, в ходе национально-освободительной войны). Однако сейчас такого уж сильного и единодушного порыва населения к интеграции не наблюдается — даже в России.

1.4.    Интеграция и проблема СНГ

Обрисовав различия между Союзом 2-х и Союзом 4-х, следует, видимо, соотнести эти образования с СНГ. Следует сказать, что СНГ изначально создавался как "спасательный круг" для хотя бы частичного сохранения в новой государственно-политической реальности структур, наработанных СССР. Поэтому СНГ создавался не как организация с новыми, творческими целями, но как своеобразный "усеченный СССР".

В настоящее время основные пожарно-спасательные функции "Содружества" выполнены, видимо, в той мере, в которой это вообще было возможно, и, следовательно, близки к исчерпанию. Создатели СНГ стремились к тому, чтобы включать в него страны по формальному признаку принадлежности к СССР. Однако эти страны, естественно, оказались весьма различными и в настоящее время имеют различные международные ориентации. Можно ожидать, что СНГ будет продолжать существовать как одна из международных организаций, — без особенных тенденций к развитию, оставаясь на том уровне, на котором Содружество существует сейчас. Те страны бывшего СССР, которые будут ориентироваться на более тесную интеграцию, объединятся с Союзом четырех или его преемниками. Союз 2-х же по нашим оценкам вряд ли сумеет найти новых членов.

Важнейшим видом деятельности, который пока осуществляется под эгидой СНГ, является миротворчество. Однако и здесь ориентация на участие всех стран бывшего СССР (к чему постоянно подталкивает "крыша СНГ") существенно затрудняет дело. Не случайно, фактическая миротворческая активность ведется в большей степени лично Россией, чем коллективно — СНГ. Несомненно также, что хотя некоторые страны очень нуждаются в миротворческой помощи, ряд других стран бывшего СССР будут всячески от нее открещиваться, подозревая за этим желание России вмешаться в их внутренние дела.

В результате, можно отметить, что в рамках формального сообщества "стран бывшего СССР" реально выделяются разные "группы по интересам":

— группа, готовая к тесной экономической интеграции (Казахстан, Кыргызстан) — при том, что к развитию экономических связей в той или иной мере стремится большая часть стран бывшего СССР;

— страны, нуждающиеся в миротворческой помощи со стороны соседей и традиционного центра силы — России (Кавказ, отчасти Средняя Азия, Молдова);

— страны, тяготеющие к военному и политическому союзу (Россия, Белоруссия).

Представляется, что объединение этих различных по составу и интересам групп в единый и однородный блок СНГ приводит к неразберихе и, зачастую, взаимному недоверию между отдельными странами, путает задачи и подходы разных групп, затрудняет выработку конкретных соглашений.

Другим изъяном концепции СНГ видится замыкание его в границах СССР. Формально большинство соглашений, принимаемых в рамках СНГ, открыто для участия любых стран, в том числе и не входивших в СССР. Однако сами предметы этих соглашений касаются прежде всего поддержания на плаву структур, созданных и работавших в рамках государства Советский Союз. Несомненно, работа СНГ как "спасательного круга" для структур СССР в целом является полезной и даже необходимой. Однако создаваемая по такой концепции организация неизбежно оказывается ориентированной в прошлое, она не имеет возможностей развития и со временем, по мере выхода стран из кризиса, будет распадаться.

Для развития серьезной интеграции со странами бывшего СССР, которая имела бы перспективы в будущем, России необходимо ориентироваться за пределы СССР, на ведение активной политики в "среднем зарубежьи" — Турции, Иране, Восточной и Северной Европе, Индии, Китае. Пока объектом интереса России является только Китай, — и то, видимо, в силу своего статуса как бы великой державы. Россия ориентирована на активные политические контакты с США (хотя Штаты давно нам не пара) и Западом, либо с бывшими соседями по СССР, почему-то не замечая своих реальных соседей. Между тем, развитие отношений с ними помогло бы России выйти из внешнеполитического тупика.

Поддерживая в целом ориентацию России на интеграцию, мы полагаем, что взятый Россией в 1991 году курс, краеугольными камнями которого были (1) объединение всех стран бывшего СССР в однородный блок СНГ на основе тривиального политического членства был выбран неправильно и сегодня нуждается в серьезных стратегических коррективах.

Во-первых, на смену единого принципа членства в Содружестве следует поставить участие в отдельных его программах (например — участие в программе экономической интеграции, в программе создания единых военно-оборонных структур, в программе создания миротворческих сил, в программе культурной интеграции и создания единого информационного пространства, наконец — в создании единой политической структуры). Во-вторых, стратегической целью Сообщества должно стать включение в его орбиту стран, ранее в СССР не входивших.

2.    Хроника, события

2.1.    Между странами бывшего СССР

23-24 апреля в Ташкенте, а затем в Душанбе состоялись заседания международного семинара "Центральная Азия. Всеобъемлющая безопасность в рамках ОБСЕ". Основным обсуждавшимся вопросом были пути укрепления доверия в регионе. В семинаре участвовали представители Казахстана, Кыргызстана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана.

11-12 апреля состоялся визит литовской делегации во главе с президентом А.Бразаускасом в Грузию [5]. В делегацию также входили министр иностранных дел и члены Сейма Литвы.

5 апреля состоялось совещание премьер-министров Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана — стран, состоящих в Организации экономического сотрудничества (ЭКО). 14-15 мая в Ашхабаде состоится четвертый саммит ЭКО.

2.1.1.    Таможенный союз

Таджикистан намерен вступить в Таможенный союз в самое ближайшее время (однако предполагавшееся его формальное вступление в середине апреля было отложено; как утверждает таджикская сторона — по чисто техническим причинам). В настоящее время в Таможенный союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан (это в точности состав Союза 4-х). Ожидается, что к Таможенному союзу присоединится Узбекистан.

Однако в настоящий момент соглашение о Таможенном союзе является скорее рамочным документом. Для введения его в действие требуется принятие дополнительных документов. Имеются также сложные проблемы, как, например:

— возможность участия стран в таможенных союзах с другими странами (так, существует таможенный союз Белоруссии и Литвы);

— необходимость создания механизма внутреннего перечисления денег, выручаемых от пошлин, взимаемых на границах союза за вывоз товаров, произведенных в различных странах союза.

Заместитель председателя парламента РМ Дмитрий Дьяков заявил, что вхождение Молдовы в Таможенный союз бессмысленно без такого же вхождения Украины [6] (поскольку границ с другими странами СНГ Молдова не имеет). Украина же пока отказывается от этого шага. Сейчас обсуждаются возможности создания собственного таможенного союза Украины и Молдовы. Он, возможно, будет более успешным, т.к. страны имеют близкие экономические характеристики. Существуют межправительственные комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества Молдова-Украина и Молдова-Узбекистан. Вообще Молдова ориентируется на установление двусторонних отношений, которые более эффективны, нежели многосторонние (в рамках СНГ).

Армения отказывается вступать в Таможенный союз [7], так как, не обладая природными ресурсами, не может строить свои отношения с третьими странами на тех же основах, что и богатые природными ресурсами страны содружества.

Постоянный представитель МВФ в Кыргызстане Дэвид Робинсон заявил, что МВФ намерен продолжать взаимодействие с этой республикой, но обеспокоен ее вхождением в Таможенный союз. Д.Робинсон не исключил возможности задержки в реализации программы сотрудничества. По мнению МВФ, принцип сбора таможенных пошлин и акцизов на внешних границах союза может осложнить полноценные поступления в бюджет Кыргызстана [8].

2.1.2.    Россия — страны бывшего СССР

10 апреля в Москве были арестованы, скрывавшиеся в России бывший президент Азербайджана Аяз Муталибов и бывший министр обороны АР Рагим Газиев. Власти Азербайджана требовали выдать обоих лиц, ссылаясь на то, что они являются уголовными преступниками, которые должны понести наказание. Следует, однако, сказать, что власть в Азербайджане переходила от одних президентов к другим не вполне легальным путем — а потому бывшие руководители страны разыскиваются нынешним руководством Азербайджана скорее как политические противники. В конце концов, уже в мае Россия отказалась выдать Азербайджану Аяза Муталибова. 

В апреле в очередной раз был отложен визит президента России Б.Ельцина в Киев. Опять — из-за проблем раздела Черноморского флота.

В конце апреля состоялся визит помощника президента РФ по национальной безопасности Юрия Батурина в Таджикистан. В настоящее время сроки официально заключенного соглашения о перемирии подходят к концу, в связи с чем, если не произойдет оживление переговорного процесса, могут начаться большие вооруженные действия. Впрочем, перемирие не соблюдается, войска оппозиции наступают. Поскольку представитель от оппозиции в комиссии по наблюдению за соблюдением перемирия был похищен, то и контроль за соблюдением мира не осуществляется.

Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) выделила российской компании ЛУКойл из своей доли 10% акций международного консорциума по эксплуатации месторождения Шахдениз. Руководитель ЛУКойла ранее заявлял, что рассчитывает на получение 20-25% акций.

После личного обращения президента Казахстана Н.Назарбаева к президенту нефтяной кампании "Шеврон", достигнуто принципиальное согласие о выделении компании ЛУКойл 10% акций совместной казахстанско-американской кампании "Тенгиз Шевройл" по разработке нефтяного месторождения Тенгиз, нефть из которого предполагается транспортировать из Казахстана через территорию России.

2.2.    Страны бывшего СССР — международные связи

25 апреля состоялся визит в Китай совместной делегации Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России [9]. Делегации принимал Председатель КНР Цзян Цземинь. 26 апреля было подписано пятистороннее межгосударственного соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы. Торжественное выступление президента России Б.Ельцина было пронизано идеями необходимости создания союза двух могучих держав — России и Китая; тон этого выступления, по некоторым оценкам, был даже слишком великодержавным.

13 мая состоялась церемония торжественного открытия железной дороги между Туркменией и Ираном (Теджен-Серахс-Мешхед) на которой присутствовали президенты Армении, Азербайджана, Грузии, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, а также представитель России. Фактически пуск этой железной дороги является частью большого проекта с участием Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Азербайджана, Грузии и Турции по созданию железнодорожного и автомобильного "Евразийского транспортного коридора", который пройдет вне России из Центральной Азии на Кавказ. Далее возможен его путь через Турцию в Европу (однако участие Турции в проекте иногда ставится под сомнение). Магистраль должна обходить Каспийское море с юга, через территорию Ирана. На церемонии открытия представитель России сообщил, что с пуском этой магистрали, РФ получит удобный доступ к Персидскому заливу.

21 апреля состоялись визиты президентов Грузии, Армении и Азербайджана в Бенилюкс, где были заключены соглашения о сотрудничестве трех стран с Евросоюзом. Состоялись встречи Шеварднадзе с двумя другими президентами. Прогнозировавшаяся встреча президентов Армении и Азербайджана не состоялась.

В середине апреля в Тбилиси с официальным визитом прибыл глава МИД КНР Цзянь Цичень. Обсуждалось двустороннее сотрудничество, проблемы мирного урегулирования на Кавказе, перспективы развития евразийского транспортного коридора.

В Молдавию 22 апреля с официальным визитом прибыл министр иностранных дел Румынии Теодор Мелешкану, который намеревается встретиться со всеми центральными фигурами руководства Молдовы.

В конце апреля состоялся визит министра иностранных дел России Евгения Примакова в Молдавию. Также, в рамках очередного заседания глав МИД стран Черноморского бассейна, состоялась встреча Е.Примакова с министром иностранных дел Румынии Теодором Мелешкану. Т.Мелешкану в ходе переговоров обсудил, в частности проблемы отношения России к расширению НАТО и к последствиям Пакта Молотова-Риббентропа [10].

3-4 апреля состоялся визит президента Грузии Э.Шеварднадзе в Турцию, где он встречался с президентом Турции Сулейманом Демирелем. Подписано 16 договоров. Турция согласилась, чтобы все турецкие корабли, идущие в Абхазию проходили досмотр в Поти.

17 апреля в Кыргызстане, в Бишкеке открылось первое совместное заседание киргизско-иранской комиссии по экономическому сотрудничеству. Подписан протокол.

В конце апреля состоялся кратковременный неофициальный визит президента Белоруссии Александра Лукашенко в Германию на презентацию вышедшей там его книги.

2.3.    НАТО

Российский посол в Финляндии Юрий Дерябин заявил 23 апреля в интервью финской газете "Калева", что возможное вступление стран Балтии в НАТО кардинально изменит ситуацию в регионе и вынудит Россию принять соответствующие меры. Какие это будут меры он не уточнил, но исключил возможность открытых военных действий [11].

Генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана посетил 15-20 апреля Украину и страны Прибалтики [12].

На Украине 15 апреля состоялась его встреча с Л.Кучмой, руководством Украины, министрами иностранных дел и обороны. Обсуждались пути расширения отношений Украины и НАТО. Украина пока не заявила о желании вступить непосредственно в Североатлантический блок, однако активно участвует в его программе "Партнерство ради мира".

В рамках сотрудничества Украины и НАТО, в сентябре в Крыму и украинской части Севастополя пройдут тыловые военно-морские учения флотов стран НАТО и стран участниц программы "Партнерство во имя мира".

Туркмения. "Участие в программе "Партнерство во имя мира" не противоречит официально закрепленному за Туркменией статусу нейтрального государства", — заявил постоянный представитель США в НАТО посол Роберт Хантер. Во время его визита в Туркмению состоялись переговоры и консультации с заместителями председателя Кабинета министров и руководителями Минобороны Туркмении. По словам Хантера, скоро Туркмения представит в НАТО свои предложения относительно сотрудничества. Приоритетными направлениями взаимодействия станут подготовка офицерских кадров, модернизация военной сферы, совместное участие в оказании гуманитарной помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Туркмения подчеркивает свой особый статус "невхождения" в военные программы СНГ (например, в ходе операций в Таджикистане, Туркмения не только не послала своих войск, но даже отказалась предоставить свою территорию и воздух для переброски военных, а не гуманитарных грузов). При этом, однако, сохраняется абсолютная необходимость в военном сотрудничестве с Россией, так как военные кадры и военная техника Туркменской армии имеют в значительной мере российское происхождение.

Грузия. Министерство обороны РГ сообщило, что в мае и августе группа грузинских военных примет участие в военно-спасательных учениях и тренировках под эгидой НАТО. В соответствии с индивидуальной программой сотрудничества Грузии с НАТО планируется создать грузинский миротворческий батальон, который в дальнейшем должен получить мандат ООН и принимать участие в деятельности миротворческих сил ООН.

Кыргызстан. В республику прибыла с официальным визитом делегация США во главе с главнокомандующим Объединенными вооруженными силами НАТО в Атлантике Джоном Шиханом. Д.Шихан встретился с руководством министерства обороны, обсудил проблемы двустороннего сотрудничества и ознакомился с боеготовностью киргизских вооруженных сил. Обсуждался также вопрос об участии воинских подразделений Кыргызстана в миротворческих учениях на территории США в августе 1996.

Источники:

1. Нурсултан Назарбаев. К общей цели — с разной скоростью // Независимая газета.— Москва, 1996.— 29 марта.— С.1.

2. Аскар Акаев. Стратегическое партнерство // Независимая газета.— Москва, 1996.— 20 апреля.— С.1.

3. Федор Белоусов, Владимир Георгиев. Заочные игры братьев-славян // НГ—Независимое военное обозрение.— Москва, 1996.— 11 апреля.— С.3.

4. Наталья Приходко. Кишинев не спешит с оценками // Независимая газета.— Москва, 1996.— 4 апреля.— С.3.

5. Независимая газета.— Москва, 1996.— 11 апреля.— С.3.

6. Наталья Приходко. Кишинев не спешит с оценками // Независимая газета.— Москва, 1996.— 4 апреля.— С.3.

7. Армен Ханбабян. Геополитика на таможнях // Независимая газета.— Москва, 1996.— 3 апреля.— С.3.

8. Независимая газета.— Москва, 1996.— 29 марта.— С.3.

9. Независимая газета.— Москва, 1996.— 27 апреля.— С.1.

10. Независимая газета.— Москва, 1996.— 27 апреля.— С.3.

11. Независимая газета.— Москва, 1996.— 24 апреля.— С.1.

12. Независимая газета.— Москва, 1996.— 10 апреля.— С.3.