Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Марина МАКАРЕВИЧ

Санкт-Петербург и Ленинградская область

в январе 1994 года

К основным событиям политической жизни следует отнести:

— развертывание выборной кампании в представительные органы обоих субъектов Федерации, а в Ленинградской области и в органы местного самоуправления, а также референдум по Уставу области;

— слухи о предстоящем уходе мэра А.Собчака в связи с возможным получением им предложения о дипломатической работе;

— визит президента Б.Ельцина в Петербург на празднование 50-летия снятия блокады города;

— победа Партии «зеленых» в судебном процессе и ликвидация землеотвода под строительство порта в Усть-Луге решением областного суда. Кассационная жалоба областной администрации Верховному суду;

— изменение меры пресечения в виде содержания под стражей на подписку о невыезде заместителю мэра Санкт-Петербурга Л.Савенкову, обвиняемому в покушении на контрабанду в особо крупных размерах.

1.    МЭРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В начале месяца появились упорные слухи о том, что мэр А.Собчак получил (получает, хочет получить) пост посла России в США. Об этом в частных беседах говорили высокопоставленные чиновники мэрии. Но вернувшийся к середине месяца из длительной поездки по США мэр заявил, что эти слухи беспочвенны. «Я буду занимать свою должность весь срок, на который избран». По мнению мэра, слухи распространяют кандидаты, баллотирующиеся в Городское собрание.

С прекращением деятельности городского Совета юридический комитет мэрии рад уникальной возможности пересмотреть весь комплекс решений Совета. Председатель этого комитета С.Сергевнин сказал, что создаются рабочие группы по различным направлениям — финансовому, жилищному, а также в области земельных отношений, строительства и собственности. Рабочие группы должны изучить решения Совета, чтобы можно было определиться, какие следует оставить в силе, а какие отменить. Мэрия, таким образом, займется ревизией решений Совета вместо того, чтобы выполнять их. Интересно, что на коллегии мэрии, посвященной обзору исполнительской дисциплины, были приведены цифры, из которых следует, что процент выполнения решений городского Совета равен 85, а распоряжения мэра выполняются только на 78%. При этом более 50% распоряжений мэра системно не контролируются. Почти такая же ситуация с распоряжениями мэра была и в прошлом году. Тогда процент выполнения их составил 75. Трудно сказать, почему распоряжения мэра выполняются хуже, чем решения городского Совета и что мешает мэру в его ведомстве наладить работу.

2.    АДМИНИСТРАЦИЯ ЛеНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава администрации области утвердил Положение о реформе представительной власти в Ленинградской области. Вместо областного Совета теперь населением будет избрано 20 марта Законодательное собрание из 25 депутатов, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной работы. Очередные заседания оно будет проводить не реже двух раз... в год. Все правовые акты, принятые собранием, направляются на подпись главе администрации, который вправе вернуть их обратно. Чтобы возвращенный акт вопреки мнению администрации обрел силу, за него должны проголосовать не менее 2/3 избранных депутатов. Бюджет, если депутаты очень заупрямятся, глава администрации может утвердить самостоятельно. Такое право за ним закреплено в Положении о Законодательном собрании. А контрольные функции депутатов ограничатся только наблюдением за исполнением таким образом утвержденного бюджета. Область возвращается к делению на волости вместо сельсоветов. В их рамках население будет осуществлять самоуправление и выбирать местную муниципальную власть (в первый раз также 20 марта). Это будут муниципалитеты из 5-15 человек. Вместе с тем сохраняются административные районы — ими будет управлять районная администрация. А исполнительную власть в небольших населенных пунктах будет представлять староста.

Преобразована и исполнительная власть Ленинградской области. Отныне ее глава называется губернатором. Он же теперь является председателем Совета Министров, то есть правительства Ленинградской области. Соответственно образованы все нужные в таком случае министерства и назначены вице-премьеры. Такое впечатление, что творцы реформы власти в Ленинградской области сделали салат из элементов европейской, российской (до 1917 год) и советской систем местного самоуправления. Образовано множество органов, но не определены соотношения их полномочий. Все это не столько система власти, сколько система безвластия, поскольку процесс уточнения полномочий потребует времени. Однако администрация области считает, что проблемы решатся с принятием Устава Ленинградской области на референдуме, который будет проходить также 20 марта. По словам губернатора области А.Белякова, проект почти готов.

2.1.       Взаимоотношения администрации области с Санкт-Петербургом

При каждом удобном случае администрация Ленинградской области подчеркивает, что отношения с Петербургом хочет строить на основе экономической справедливости, а именно: нужно, чтобы филиалы предприятий петербургского подчинения, находящиеся на землях Ленинградской области, были переведены под ее юрисдикцию и платили налоги в областной бюджет.

Также целесообразно заставить платить подоходный налог жителей области, работающих в Петербурге (это 250 тысяч человек, почти треть трудоспособного населения) в областной бюджет. И еще А.Белякову хотелось бы, чтобы соотношение оптовых и розничных цен на продукцию сельхозпредприятий Ленинградской области, реализующуюся в Петербурге, было в пользу производителя, а не продавца. Правда, неясно, как это обеспечить при свободных ценах и почему глава областной администрации считает, что этим «ущемляются интересы области». Цены на продовольственные товары в самой Ленинградской области в среднем на 10-15% выше, чем в городе.

3.    ВИЗИТ Б.Н.ЕЛЬЦИНА

В конце января на празднование 50-летия полного освобождения Ленинграда от блокады в Петербург прибыл Б.Ельцин. Визит был коротким (продлился менее суток) и носил сугубо «парадный», официальный характер. Дополнительной информации (помимо официоза) о ходе и результатах визита нет.

4.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

4.1.       «Зеленые»

Настоящей сенсацией стала победа «зеленых» в судебном процессе, в ходе которого они требовали отменить решение малого Совета Леноблсовета об утверждении акта выбора земельного участка в Кингисеппском районе для строительства порта в Усть-Луге. По мнению экспертов партии, выбор участка для строительства порта должен был быть сделан при наличии положительного заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора. Однако областной центр госсанэпиднадзора возражал против строительства порта в Усть-Луге. В его документе указывалось, что этот регион испытывает серьезнейшую экологическую нагрузку и строительство порта только ухудшит ситуацию. Доводы «зеленых» показались областному суду весомыми. Подобное дело было рассмотрено в российском суде впервые, и его положительный исход создал важнейший процедент. Однако администрация Ленинградской области подала кассационную жалобу. Она принята к рассмотрению Верховным судом, и следовательно, решение нижестоящего суда приостановлено, а начатое строительство порта продолжается. Председатель совета директоров АО «Компания Усть-Луга» известный предприниматель Илья Баскин считает, что противодействие строительству подогревается из Прибалтийских стран, которые пока имеют монополию на обработку некоторых видов грузов и боятся конкуренции, а Партия «зеленых», мягко говоря, выполняет заказные поручения зарубежных противников развития новых российских портов на Балтике.

4.2.       Организация «Солдатские матери»

В январе состоялась Пятая общегородская конференция организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Ее участники считают, что всеобщая воинская повинность должна быть заменена службой на контрактной основе. Промежуточными мерами могут стать сокращение числа ежегодных наборов до одного вместо осеннего и весеннего призывов, увеличение призывного возраста до 21 года, направление солдат для прохождения службы только по месту жительства и обязательное предоставление права на альтернативную службу. Организация будет добиваться приостановки действия статьи 80 УК РФ, карающей за уклонение от воинской обязанности, до введения в действие закона об альтернативной службе. «Солдатские матери Санкт-Петербурга» требуют провести амнистию осужденных по статьям о самовольной отлучке, самовольному оставлению части, за дезертирство в случаях, предусмотренных ст.14 УК РФ (крайняя необходимость), когда военнослужащие покидали место службы из-за угрозы их здоровью, жизни и личному достоинству. Участники конференции требовали упразднить институт военных прокуратур, судов, дисциплинарных батальонов, как структур, способствующих сокрытию фактов насилия над военнослужащими и других нарушений их прав. Чтобы не допустить случаев призыва в армию негодных по состоянию здоровья ребят, предлагается создать сеть местных центров здоровья, где независимые гражданские медики занимались бы обследованием и лечением юношей призывного возраста и давали бы заключения, обязательные для призывных комиссий. «Солдатские матери Санкт-Петербурга» решили участвовать в выборной борьбе за места в Городском собрании.

4.3.       «Мемориал»

Правление общества «Мемориал» Санкт-Петербурга в начале месяца проголосовало за выход из местного отделения движения «Демократическая Россия». Некоторых членов правления не устраивает излишняя политизированность «ДемРоссии». Одна из известных в Петербурге лидеров «Мемориала» Елена Прошина считает, что правление не имело права принимать столь ответственное решение, не посоветовавшись с общим собранием «Мемориала». Е.Прошина думает, что назрела необходимость выделить внутри организации фракцию, желающую принимать участие в политической жизни города. Эта мера поможет жить в мире с теми членами «Мемориала», которые воспринимают его как общество по добыче льгот и гуманитарной помощи, а отнюдь не как инструмент демократизации и гуманизации окружающей действительности.

4.4.       Коммунисты

В январе в Петербурге состоялся пленум РКРП — коммунистической группировки Виктора Тюлькина. Было принято решение отмежеваться от соглашательской позиции КП РФ и начать подготовку ко всеобщей политической стачке.

Освобожден от своих обязанностей главный редактор возрожденной коммунистами газеты «Ленинградская правда» Юрий Белов. Такое решение принял редакционный совет этой газеты. Ю.Белов снят, видимо, как несправившийся с работой — газета не смогла выходить регулярно из-за финансовых и организационных проблем. Решено издавать информационный бюллетень. Первый номер его вышел в январе.

Большевики ВКП(б) (лидер — Н.Андреева) отметили визит президента США в Россию пикетом у генконсульства США в Петербурге. Они выставили лозунги: «Долой Клинтона!» и «Руки прочь от Северной Кореи!» Сама Н.Андреева в акции не участвовала.

4.5.       Движение «Демократическая Россия»

Сопредседатель «ДемРоссии» Г.Старовойтова, возвратившись из длительной зарубежной командировки, дала пресс-конференцию. Она сказала, что считает преждевременным шок, который вызвали за рубежом итоги парламентских выборов в России. Она считает, что ответственные политики могут поправить положение, если идеологией реформ станет не экономический либерализм, а социал-демократия. Г.Старовойтова продемонстрировала некоторый отрыв от реальности, заявив, что в новом парламенте, возможно, раздадутся голоса за импичмент президента, в том числе и от питерских депутатов, среди которых немало бывших депутатов городского Совета, разогнанного указом президента. Галина Васильевна оказалась не в курсе, что именно те депутаты, которые выиграли выборы в Госдуму, вполне солидарны с президентом в борьбе с «Советской властью на местах» и поднимать вопрос об импичменте не будут.

17 января прошла конференция регионального отделения движения «Демократическая Россия». Ее главной темой были предстоящие выборы в Городское собрание. Принято решение о создании избирательного блока на основе движения «ДемРоссия». На конференции присутствовал, и, как оказалось, неспроста, бывший председатель городского Совета А.Беляев, недавно избранный членом Совета Федерации и решивший участвовать в городских выборах, а в случае победы — возглавить Городское собрание. Собравшиеся с видимым удовольствием избрали его лидером — термин, отсутствующий в Уставе организации, но тем не менее это решение голосовалось. Сказалась трехлетняя усталость этого политического объединения от отсутствия «сильного лидера». Сколько сожалений в разное время произносилось с трибун членами «ДемРоссии»: нет у нас лидеров, нету, бедные мы... Патерналистская психология свойственна большинству участников движения. Вместо того, чтобы работать над повышением уровня активистов и растить своих лидеров — непрерывный обзор горзонта, нет ли кого большого, к кому можно прислониться и ни о чем не думать самостоятельно.

5.    ВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

5.1.       Политическая география Петербурга и общественные настроения

По итогам выборов 12 декабря специалисты-географы А. Домбровский, В.Лаврухин и В.Астров выполнили интересный анализ предпочтений избирателей города по районам. Выяснилось, что блоки «ЯБЛоко», ДПР, ПРЕС и «Женщины России» имели независящее от района число сторонников. У партий, занимающих маргинальные позиции (ЛДПР, КП РФ), и последовательных сторонников действий правительства и президента из «Выбора России» поддержка избирателей варьирует по районам (ЛДПР — от 12,5 до 28,1%. «Выбор России» — от 16,3 до 29,8%) Процент голосов рассчитан от числа бюллетеней, обнаруженных в урне, таким образом, в общее число входят недействительные бюллетени.

Уже предшествующие выборы и референдумы показали устойчивые политико-географические различия частей города. Нынешние выборы ничего в этом распределении не изменили. Северные и центральные районы Петербурга устойчиво поддерживают умеренных и радикальных реформаторов, юг и пригороды традиционно консервативны. Причем радикальные демократы больше нравятся избирателям центральных районов, умеренные («ЯБЛоко») имеют хорошие позиции в северных районах и в одном из южных — Московском. Электоральные карты влияния «Выбора России» и ЛДПР между собой зеркально противоположны. Меньше всего голосов ЛДПР получила там, где максимум у «ВР» (29,8%), то есть в старом, Дзержинском районе, — 12,5%. Это опровергает мнение, что Жириновского поддержали коммуналки. Наибольшую поддержку ЛДПР имела в рабочем Колпино и военно-морском Кронштадте, (а «ВР» там имел минимум), и это повторяет итоги президентских выборов 1991 года. Максимум поддержки КП РФ наблюдался в пригородах и в традиционных районах проживания истеблишмента: Смольнинском, Василеостровском и Московском. В районах коммуналок коммунисты получили слабую поддержку, так же как и в рабочих районах — Колпино и Невском. Следовательно, рабочие голосовали за Жириновского. В периферийных районах, поддержавших консервативные партии, было больше всего голосов «против всех». Сравнение с результатами президентских выборов 1991 года показывает значительное совпадение географии влияния Б.Ельцина с географией поддержки «Выбора России» и Конституции 12 декабря 1993 года. Жириновский повторил свою географию поддержки 1991 года, Коммунисты «унаследовали» географию влияния Н.И.Рыжкова.

Таким образом, названные эксперты считают, что возможности расширения демократами своего электората ограничены социологически.

По мнению генерального директора АО СНИЦ Р.Могиловского, занимающегося социологическими исследованиями, перед выборами в Городское собрание Петербурга предпочтения избирателей не изменились. Среди голосовавших за партийные списки готовы изменить свое мнение лишь 4% избирателей, по одномандатным округам и по двухмандатному округу и того меньше: 1% в целом, 3/4 избирателей не изменили своего мнения, 7% предпочли бы не идти на избирательные участки (из числа принимавших участие в парламентских выборах), 7% готовы проголосовать иначе и 10% склоняются к этому без особой уверенности.

5.2.       Сравнительный анализ положений о выборах в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Положение о выборах в Законодательное собрание Ленинградской области сильно отличается от Положения о выборах в Городское собрание Петербурга. Прежде всего, в областной документ заложено финансирование местных выборов за счет республиканского бюджета. Город намерен выборы финансировать за счет городского бюджета, что и отражено в Положении о выборах в Городское собрание. Вероятно, мэрия Петербурга не знает, что это можно делать за счет федерального бюджета. В областном Положении о выборах заложены более суровые нормы по сбору подписей за выдвижение кандидатов, чем это было на выборах в декабре, — 3% от числа избирателей округа. В отличие от города, в области не предусмотрено выдвижение списков от избирательных объединений и возможность собирать подписи за список со всей территории субъекта федерации. Права кандидатов согласно областному Положению значительно шире, чем согласно городскому. Кандидатам области предоставляется право пользоваться бесплатно на территории своего избирательного округа всеми видами транспорта, кроме такси. Для кандидатов в Городское собрание такого права не предусмотрено. Областные кандидаты не могут быть призваны на военную службу до дня опубликования итогов выборов, не могут быть привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты мерам пресечения, административному взысканию без согласия прокурора Ленинградской области или Ленинского областного суда. Городские кандидаты согласно Положению о выборах таких гарантий не имеют. Наконец, областные кандидаты получают у любого работодателя неоплачиваемый отпуск, а избирательная комиссия ежемесячно выплачивает кандидату средний заработок, исчисленный за последние 3 месяца (но не более 7 минимальных оплат труда) из средств на ведение выборов. Городские кандидаты могут рассчитывать только на неоплачиваемый отпуск и не у любого работодателя, а только на предприятиях, находящихся в ведении Санкт-Петербурга. Существенной гарантией для кандидатов области является и то, что право снять его кандидатуру у избирательных объединений области отсутствует — это может сделать только сам кандидат. Городские избирательные объединения наделены правом в любое время до дня выборов снять любого кандидата по решению уполномоченного органа блока.

Согласно областному Положению о выборах участие должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, командования воинских частей в предвыборной агитации не допускается. В течение 10 дней до дня выборов и в день голосования запрещается публикация результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами. В городском Положении о выборах этих двух ограничений нет. В отношении избирательных фондов различия следующие: областное Положение о выборах предусматривает поступление в них средств от избирательной комиссии и от физических и юридических лиц с ограничениями 10 минимальных оплат и 100 минимальных оплат труда соответственно. В городском Положении о выборах никаких перечислений в фонды кандидатов и блоков от избирательных комиссий не предусмотрено, зато отсутствуют ограничения на размер пожертвований от физических и юридических лиц. И еще одна деталь: на фоне отсутствия бюджетных поступлений в избирательные фонды кандидатов в городском Положении о выборах тем не менее предусмотрена... передача в городской бюджет остатков неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата или блока, что вовсе нелогично. В областном Положении о выборах такая конфискация «не своего» не заложена.

В областном Положении выборы признаются несостоявшимися, если большинство проголосует против всех кандидатов, в городском такого решения не оговорено. Роднит оба документа то, что в них нет ни слова о правах наблюдателей, порядке их работы, выдвижения и допуска. К вопросу контроля за проведением выборов и областная и городская администрация относятся одинаково неприязненно.

Широкие финансовые гарантии кандидатам согласно областному Положению, на наш взгляд, объясняются тем, что администрация области уверена, что их выборы должен финансировать федеральный бюджет, — отчего не быть добрыми за чужой счет?

В обоих Положениях предусмотрено, что избирателями не могут быть лица, не имеющие постоянного местожительства на территории округа. Таким образом, впервые не будут голосовать военнослужащие (кроме призванных с территории округа) и иногородние студенты. Исчезнет такое отвратительное явление, как закрытый от контроля избирательный участок. Федерация профсоюзов Петербурга и Ленинградской области расценила лишение избирательных прав 100 тысяч студентов, аспирантов и курсантов как нарушение международных соглашений о гражданских и политических правах.

Из окончательного варианта городского Положения о выборах исчезло упоминание о том, что безработные не могут баллотироваться в Городское собрание. Видимо, мэр все-таки думал о возможном скандале в связи с нарушением гражданских и политических прав. Продолжая российские традиции корректировки избирательных правил прямо по ходу выборной кампании, три недели подождав, мэр внес дополнения в Положение о выборах. Согласно поправкам, не могут быть депутатами Городского собрания мэр, вице-мэр, заместители мэра СПб., депутаты Федерального Собрания (!), прокуроры, судьи, работники МВД и другие лица, должностное положение которых несовместимо со статусом депутатов собрания. Таковые лица должны представить в избирательную комиссию заявления с обязательством сложить эти самые несовместимые полномочия.

С точки зрения разделения властей, наверное, можно было признать эти поправки вполне целесообразными (кроме дискриминации депутатов Федерального Собрания). Но за ними стоит отношение А.Собчака к совершенно конкретным фигурам питерской политической жизни. Поговаривают, что мэр опасается усиления вице-мэра В.Щербакова, заместителя мэра В.Малышева, начальника ГУВД А.Крамарева, которые были намерены баллотироваться, и, на наш взгляд, не без шансов. Отдельный разговор про депутатов Федерального Собрания. Здесь речь не может идти ни о ком ином, кроме председателя распущенного городского Совета А.Беляева, одного из двух петербургских депутатов верхней палаты — Совета Федерации (другой депутат СФ от Санкт-Петербурга — Юрий Болдырев не желал баллотироваться, да и не мог бы, так как прописан в Москве). А.Беляев возглавил блок «пропрезидентских» демократов Петербурга. Ловко подмяв под себя местную структуру движения «Демократическая Россия», он собрал довольно дееспособную команду для ведения выборов. Не скрывает своих претензий на пост председателя Городского собрания, а в 1996 году — на пост мэра Санкт-Петербурга. И А.Собчак, видя конкурента, сделал довольно неуклюжую попытку его остановить.

По версии, распространяемой чиновниками мэрии неофициально, А.Беляев сам спровоцировал Собчака на внесение этой поправки. Придя к нему и едва ли (по словам аппарата) не открыв дверь ногой, А.Беляев заявил мэру, что он, как член Совета Федерации, требует кабинет в Мариинском дворце и служебный автомобиль на 2 смены в день. А.Собчак ответил, что в городском бюджете нет статьи расходов на обслуживание депутатов парламента — это забота федерального бюджета, и было бы лучше Александру Николаевичу не толкать мэрию на нарушение финансовой дисциплины, а добиться, чтобы парламент принял решение компенсировать местным бюджетам расходы на обслуживание не только членов Совета Федерации, но и всех депутатов парламента. А пока, мол, ничем помочь не можем. Эти же источники сообщают, что разговор принял нервный характер, после чего А.Собчак вызвал юридических советников и велел подготовить поправки к Положению о выборах. А.Беляев составил в ответ заявление в суд и еще обещал поднять вопрос на Совете Федерации.

Положение о выборах в Городское собрание вызвало не только у А.Беляева желание обратиться в суд. Еще в начале января в Петербурге образовался комитет из представителей политических организаций города, который рассмотрел Положение о выборах и нашел в нем 17 противоречий Конституции и указу президента по реформе местных органов власти. В комитет вошли, не только демократические, но и коммунистические организации, то есть все, кто заинтересован в проведении нормальных выборов. Инициатором выступил известный депутат городского Совета А.Белкин, заведующий кафедрой государственного права юридического факультета Петербургского университета, сам баллотирующийся в Городское собрание от блока «Любимый город» (создан Региональной партией центра и ДПР). Комитет составил исковые заявления в районные суды от имени граждан города, и, возможно, скоро начнутся слушания по этим делам в нескольких районах синхронно. Таков замысел акции. Но суды судами, а участвовать в выборах по таким правилам, каковы они есть, желающих очень много.

5.3.       Политические группировки, изъявившие желание участвовать в выборах депутатов Городского собрания Санкт-Петербурга

По-прежнему бойкотируют выборы остатки Демократического союза. Зато левые коммунистические объединения — ВКПБ, РКРП, «Коммунисты за права граждан» — изъявили желание участвовать в городских выборах, хотя парламентские выборы бойкотировали. Эти группы образовали блок «Ленинградский коммунистический союз». Вряд ли они рассчитывают на успех, скорее надеются использовать выборную кампанию для пропаганды своей линии, то есть ленинизма-сталинизма. Всякую возможность блокироваться с КП РФ Г.Зюганова отрицают, называя последних «ренегатами». Но зюгановцы, похоже, также не желают подобного сближения, а ищут себе союзников в национал-патриотических группировках и в ЛДПР. Однако «либерал-демократы» не хотят утратить имидж антикоммунистов и выступят на городских выборах отдельно.

Национал-патриоты образовали два избирательных объединения, видимо, не договорившись о распределении округов на всех желающих баллотироваться. По этой же причине два избирательных объединения образовали «альтернативные» демократы, стоящие на позициях блока «ЯБЛоко». По два объединения у промышленников, ориентирующихся на Гражданский союз. Да и сторонникам «Выбора России» не удалось удержаться в одном блоке. Кандидаты этой ориентации выходят на городские выборы тоже двумя избирательными блоками: «Весь Петербург» и «Демократическое единство». Последние два объединения из всех участников избирательного процесса будут иметь самую мощную финансовую поддержку банковских и предпринимательских структур Санкт-Петербурга.

В целом, в Петербурге перед городскими выборами создалась достаточно непредсказуемая ситуация: почти все мыслимые сегодня идеологии представлены двумя избирательными коалициями каждая. И хотя настроения избирателей по-прежнему на стороне реформаторов, в условиях однотурового голосования результат будет зависеть от единиц голосов.

Этим обеспокоен мэр Санкт-Петербурга А.Собчак. Как выяснилось, двухтуровое голосование не заложено в Положение о выборах все по той же причине — чтобы сэкономить средства. Мэр питает беспочвенные надежды, что демократы договорятся о единых кандидатурах по каждому округу, а потому пока не согласен еще раз внести поправку в Положение о выборах о введении второго тура. Что же, для российских администраторов 12 декабря не стало уроком. Они все еще не верят, что скверная власть обойдется обществу дороже второго тура выборов.

Списки кандидатов блоков, реально претендующих на участие в выборах, сформированы практически одинаково: 10-20 фигур, избранию которых придается особое значение. Большинство их имеют опыт депутатской деятельности и знают, зачем им мандат. Остальные — «балласт»: денежные мешки, которых взяли как источник средств, или люди, имеющие возможность включить организационный потенциал каких-либо структур (вице-мэр В.Щербаков, главы районных администраций), или те, кто будет выполнять черную работу в ходе выборной кампании, и потому их постарались включить список, чтобы создать личную заинтересованность. Практически все лидеры блоков не скрывают, что будут вести переговоры о взаимном снятии кандидатур, но не оговаривают, по каким соображениям это будет делаться. Меньше всего разговоров, что такие действия будут предприняты, чтобы не пропустить «красно-коричневых». Вовсю употребляется оборот «торговля округом».

Все дают друг другу понять, что свободный путь для особо ценных кандидатов может быть просто выкуплен, а часть списка станет разменной монетой в договоренности между блоками. Самое удивительное, что кандидаты публично говорят о такой возможности и мало кто находит здесь что-то безнравственное. Однако все принимается до тех пор, пока сия мера не затронет кого-то лично. Особенно после того, как кандидат проделает определенную работу на округе. Можно прогнозировать обилие скандальных историй внутри блоков с вываливанием в прессу «кухни» при попытке снять чью-либо кандидатуру. Этот процесс пошел. В печати появилось сообщение о том, что городской Комитет защиты прав военнослужащих, военнообязанных и членов их семей покидает блок «Демократическое единство» по причине того, что лидер этого блока, бывший председатель городского Совета А.Беляев, намерен в «угоду каким-то высшим интересам оперировать кандидатурами блока».

К концу января в Петербурге были зарегистрированы 35 избирательных объединений. Возьмем на себя смелость утверждать, что действительно конкурентоспособны 6-7 объединений. Так, например, объединение творческих работников, лишь подавая заявку на регистрацию, с удивлением узнало, что выдвигать кандидатов они смогут, собрав в поддержку своего списка 35 тысяч подписей. Изумлению их, по словам избирательной комиссии, не было границ — они не читали Положение о выборах. Сколько таких претендентов, станет ясно к 18 февраля, когда истечет время, отведенное на сбор подписей. Уже никто не скрывает, что сбор подписей будет оплачиваться. Есть сведения, что высшей ставкой сегодня является 400 рублей за подпись (блок «Демократическое единство Петербурга» во главе с А.Беляевым). По словам одного безработного, решившего подзаработать, подписные листы этого блока уже дефицит — их подгребли под себя ребята из команды некоего В.Большакова численностью 100 человек, и подписи за деньги будет собирать только эта группа.

Итак, в Петербурге для выдвижения независимому кандидату нужно собрать 2000 подписей, избирательным объединениям — 35 000 для выдвижения на все 50 округов. В конце января Центризбирком прислал в городскую избирательную комиссию циркуляр, где разъяснялось, что поскольку выборы мажоритарные, то избирательные объединения не могут собирать подписи за список со всего города, а должны это делать в каждом округе за конкретного кандидата в количестве 3-5% избирателей округа. Это означало, что в большинстве округов придется собирать не 2000, а от 2700 до 4500 подписей. От этого циркуляра городская комиссия пришла в легкое замешательство и не знала, как реагировать, каков статус этой бумаги. Но в течение дня пришла к позиции: никак не реагировать, а если Центризбиркому нужно, пусть влияет на мэра, который уполномочен указом президента регулировать выборные правила. И без распоряжения мэра ничего не предпринимать.

Региональные средства массовой информации обращают внимание только на выборную кампанию в Петербурге. Такое впечатление, что никаких событий, связанных с выборами, в Ленинградской области не происходит.

6.    ЭКОНОМИКА. ЦЕНЫ

Уровень падения производства за прошлый год в Петербурге соответствует среднероссийским показателям — выпуск продукции в 1993 году уменьшился на 16,5%. Как прогнозирует Комитет мэрии по экономическому развитию, падение производства будет продолжаться еще 2-3 года, после чего наступит стабилизация, и к концу тысячелетия петербургским предприятиям удастся достичь уровня 90% в сопоставимых ценах от показателей 1990 года.

Общее впечатление от банковской деятельности в прошлом году двоякое. Если брать денежную массу в обороте, можно подумать о процветании. Если сделать поправку на инфляцию, видно, что банковская деятельность сокращалась, как и по России в целом. В Петербурге нет банков-гигантов. Специалисты считают это недостатком в экономическом развитии города. Правда, пока он не очень сказывается, но когда развернутся долгосрочные инвестиции, появятся масштабные проекты, понадобятся сверхкрупные капиталы. Городские кредитные учреждения вряд ли смогут их обеспечить. Придется привлекать капиталы из других регионов и, следовательно, отдавать на сторону и прибыли.

В приватизации, начавшейся два года назад, — время подведения предварительных итогов. Если год-полтора назад речь шла в основном о сфере торговли, общепита, бытового обслуживания, то сегодня наступил черед гигантов индустрии. Акционированию в Петербурге подлежат 854 предприятия. Утверждены планы приватизации более половины из них. 353 предприятия прошли чековые аукционы. Всего в обмен на акции в Петербурге собрано 5 328 545 ваучеров, что превышает число горожан (хотя часть населения еще не рассталась со своими чеками). Это означает, что в городе избыток имущества и он притягивает средства из других регионов.

В наступившем году петербуржцев ожидает десятикратное повышение платы за жилье и коммунальные услуги. А прожиточный минимум, по данным Комитета мэрии по труду и занятости, в декабре 1993 года в среднем на душу населения составил 36 739 рублей и увеличился по сравнению с ноябрем 1993 года на 13,8%, а с январем 1993 года — в 5,8 раза. Для мужчин и женщин в трудоспособном возрасте этот показатель соответственно равнялся 43 767 и 38 109 рублей, для пенсионеров — 26 090 рублей, для детей до 6 лет — 30 155 рублей и от 7 до 15 лет — 42 903 рубля. По сравнению с предшествующим месяцем существенно выросли цены на свежую рыбу — на 42,4%, картофель — на 38,9%, фрукты — на 25,9%, молоко — на 24,7%, творог — на 20,4%, колбасные изделия — на 18,8%, сыр — на 17,8%.

Средняя заработная плата в ноябре по городу составила 92,1 тыс. руб. Санкт-Петербургский комитет по статистике в своем сообщении «Экономика Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1993 году» приводит данные о работе негосударственного сектора экономики. Сегодня в нем занята почти треть работающих в регионе. В промышленности по состоянию на конец года в частной и смешанной формах собственности находились 43% крупных и средних промышленных предприятий, выпускающих 41% промышленной продукции. Наибольшее распространение получили негосударственные формы собственности в пищевой промышленности (71% всех предприятий отрасли), в легкой промышленности (62%), в производстве строительных материалов (53%). Еще больший удельный вес имеет негосударственный сектор в торговле и бытовом обслуживании населения. Почти 77% товарооборота, включая общественное питание, приходилось на предприятия частной формы собственности. На долю негосударственного сектора в Санкт-Петербурге приходится 96% объема бытовых услуг, в Ленинградской области — 90%.

В Санкт-Петербурге в 1993 году увеличился на 19,8% ввод жилья строительными организациями всех форм собственности, в Ленинградской области ввод жилья снизился на 7% по сравнению с 1992 годом. Изменилась структура капитальных вложений в строительство. В Санкт-Петербурге теперь более половины капвложений делается в непроизводственное строительство (51%), что на 4% выше, чем в 1992 г. В Ленинградской области соотношение осталось прежним: 67% — производственное строительство, 33% — непроизводственное.

Индексы потребительских цен в 1993 году по отношению к декабрю 1992 года в Петербурге выросли в 7 раз, в Ленинградской области — в 6,6 раза. Денежные доходы населения города увеличились в Санкт-Петербурге в 9,9 раза, в Ленинградской области в 9,7 раза. Затраты населения на покупку товаров и оплату услуг возросли в городе в 10,1 раза, в Ленинградской области в 8,4 раза. Прирост сбережений в виде вкладов и ценных бумаг возрос в Петербурге в 19,6 раза, в Ленинградской области в 18,6 раза. Осмысливая эти цифры, нельзя не прийти к выводу, что значительная часть доходов населения минует налоговый учет, хотя, по официальным данным, приведенным в сообщении Петербургкомстата, большую часть доходов составляет заработная плата: 83% в городе и 82% в области. Наиболее высокооплачиваемые категории работающих: банковская отрасль — 601 тыс. руб./месяц, транспорт — 193 тыс. руб./месяц, строительство — 170 тыс. руб./месяц.

Более чем на 50% городской бюджет формируют отчисления промышленных предприятий. Максимальные налоговые платежи дают машиностроение, металлообработка, пищевая и легкая промышленность.

7.    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Региональное управление по борьбе с организованной преступностью провело ряд оперативно-следственных действий в отношении частных охранных агенств «Защита» и «Балтик-экскорт». Средства массовой информации восприняли эту ситуацию как свидетельство начала борьбы с частной охранной деятельностью вообще. Первый заместитель начальника РУОП Д.Шаханов дал разъяснения, что «мы не против самой системы частной охраны и сыска, но те вопросы, которые им поручают наниматели, должны решаться законными средствами, а не путем давления, применения вооруженной силы и захвата заложников, как это было в случае с упомянутыми агентствами. Мы наблюдаем явление, когда в подобные структуры проникают просто бандиты. Организованная преступность через частный сыск и охрану пытается легализоваться. К таким агентствам мы будем применять такую меру, как лишение лицензии на охранную деятельность, а непосредственных исполнителей привлекать к уголовной ответственности. Конфликтные ситуации хозяйствующие субъекты должны разрешать через суд».

С 1 декабря, согласно совместному распоряжению глав администраций города и области, вступили в силу Правила регистрации иногородних и иностранных граждан. В течение 3 дней обязаны зарегистрироваться все прибывающие в регион. В отличие от Москвы, петербургский режим требует учитывать всех, независимо от наличия российского гражданства. За декабрь в Петербурге, по данным ГУВД, зарегистрировано всего 1000 человек (из них 800 — граждане стран СНГ). Не верится, что приезжих было так мало. Видимо, население не испугалось санкций в размере штрафа в 20 минимальных окладов и на самих нарушителей, и на тех, кто дает им жилье. Впрочем, по словам начальника паспортного отдела ГУВД В.Виноградова, применить эти санкции невозможно, так как суды отказываются рассматривать подобные дела. Председатель горсуда В.Полудняков считает, что вопросы паспортного режима не входят в их компетенцию, а регулируются федеральным законодательством, и сегодня, как и раньше, нарушители могут быть оштрафованы за нарушение паспортного режима на общих основаниях. Это милиция может делать самостоятельно без обращения в суд, и штраф в таком случае равен 10% минимального оклада. Еще более непонятно, как реализовать угрозу выдворять нарушителей за пределы Ленинградской области. До сих пор эта мера ни разу не применялась, так как неясно, как, куда и за чей счет это делать. Говорят, готовится инструкция по этому вопросу, но будет ли она утверждена — мнения официальных лиц на этот счет противоречивы. По-прежнему нет ясности, насколько Правила соответствуют федеральному законодательству, Закону о свободе передвижения. Прокуратура никакого заключения по этому вопросу не сделала.

Мэр Петербурга подписал распоряжение о создании при ГУВД города и области сводного отряда дружинников. При администрациях создаются управления, которые займутся набором добровольцев, но их деятельность будет оплачиваться. Для этого создается Фонд содействия охране общественного порядка в Петербурге.

Каждый четвертый разбой в минувшем году в Петербурге совершил подросток. В городе сотни тысяч людей в возрасте 14-25 лет нигде не учатся и не работают. За последнее время из неполной средней школы отчислены 11 тысяч юношей и девушек. Социологи отмечают, что социальное развитие молодежи начинает принимать вид модели выраженных деформаций. От 40 до 80% юношей и девушек верят в сглаз, визиты инопланетян, магию и т.д. Они агрессивны и нетерпимы к иному мнению.

6 января районный суд вынес решение об изменении меры пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде заместителю мэра Санкт-Петербурга Льву Савенкову. Он обвиняется в покушении на контрабандный вывоз в Германию 8 граммов осмия-187 (металл стратегической группы) на сумму около 0,5 млрд. руб. Судебная практика по таким делам до сих пор не знает случая, чтобы на свободу во время следствия выпускались обвиняемые в совершении преступлений гораздо меньшего масштаба. История началась с того, что за месяц до ареста заместителя мэра таможенники задержали контрабандный груз — около 40 тысяч банок зернистой икры, которую пытались вывезти по фальшивым документам. Оказалось, что заместитель мэра Санкт-Петербурга личным капиталом участвовал в закупке этой икры. Предыдущая операция по вывозу икры была проведена несколькими месяцами ранее и закончилась без вмешательства таможни. Тогда была вывезена контрабандой сравнительно небольшая партия — на 8 млн. рублей, и поступила она в адрес немецкой фирмы, владельцем которой является сам Л.Савенков. Но теперь стоимость товара составила 43 млн. рублей. Тем не менее следственные органы конфисковали товар, но не стали задерживать Л.Савенкова. Потеряв на провале операции капитал, заместитель мэра решил организовать новую акцию. По заданию Л.Савенкова некий химик-самоучка разработал уникальную технологию получения редкоземельного металла платиновой группы — осмия-187 из отходов медно-никелевого производства. Этому химику на занятие своим промыслом было выдано разрешение мэрии Санкт-Петербурга на фирменном бланке, подписанном лично Л.Савенковым. 8 граммов металла были найдены таможенниками в машине, пересекающей российско-финляндскую границу. Разумеется, без документов. Стоимость груза — 400 тысяч долларов. Сам Л.Савенков назвал это «шагом, направленным на благо Петербурга».

Оказывается, заместитель мэра собирался создать предприятие по уникальной технологии, а средства от реализации осмия-187 поступали бы в городской бюджет. Пробная партия металла направлялась за рубеж «для экспертизы». А отсутствие лицензии на вывоз, по мнению обвиняемого, является его единственной ошибкой. Судья Г.Стуликов, вынесший решение об изменении меры пресечения Л.Савенкову, аргументировал свои действия тем, что «Собчак дал Савенкову хорошую характеристику». На руку обвиняемому заместителю мэра играет и то обстоятельство, что в связи с реорганизацией Министерства безопасности России упразднена следственная служба министерства, а петербургская прокуратура, куда передано дело, еще не успела с ним ознакомиться. Уникальность истории в том, что контрабанда объясняется желанием высокопоставленного чиновника пополнить бюджет Санкт-Петербурга.

Источники

1. А.Домбровский, В.Лаврухин, В.Астров. Географический взгляд на политическую панораму Петербурга. «Час пик», 19 января 1993 года

2. Р.Могилевский. Выбор — на века? «Невское время», 4 февраля 1994 года

3. Экономика Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1993 года Сообщение Санкт-Петербургского комитета по статистике

4. Прожиточный минимум стал еще выше. Сообщение отдела анализа и прогнозирования рынка труда Комитет мэрии Санкт-Петербурга по труду и занятости.

5. Деньги, всюду деньги... «Вечерний Петербург», 24 января 1994 года

6. Н.Ипатова. Промышленность Петербурга: надежда умирает последней. «Смена», 20 января 1994 года

7. Ю.Мурашко. Контрабанда как средство пополнения городского бюджета? «Санкт-Петербругские ведомости», 11 января 1994 года

8. С.Прущак, Е.Слуцкий. Петербургские преступники сильно помолодели «Невское время», 19 января 1994 года

9. А.Жарков, А.Константинов. Детективы не против «частников», если те не нарушают закон. «Смена», 12 января 1994 года

10. В.Т., Суды не хотят, власти не могут, «невское время», 18 января 1994 года

11. Е.Усов. «Зеленые» отсулили землю, отведенную под строительство порта в Усть-Луге. «Смена», 15 января 1994 года

12. ИА «СПб ведомости», Конференция «ДемРоссии», 19 января 1994 года

13. И.Д.,»Солдатские матери» против...»Невское время», 20 января 1994 года

14. В.Р., Мэр бросил перчатку... «Невское время», 25 января 1994 года

15. А.Горшков, мэр ограничивает конституционные права граждан, «Смена», 25 января 1994 года

16. ИТАР-ТАСС, Федерация профсоюзов протестует, 20 января 1994 года

17. С.Гаврилина, В суд на мэра, «Смена», 11 января 1994 года

18. С.Гаврилина, 37 блоков претендуют на 50 мандатов, «Смена», 21 мая 1994 года

19. ИТАР-ТАСС, Мэр лишает иногородних студентов голоса. «Смена», 20 января 1994 года

20. Д.Громадин «Оперы» московского гостя, «Невское время», 29 января 1994 года

21. С.Гаврилина. Местная исполнительная власть считает, что нужно ковать железо, пока никто не мешает «Смена», 14 января 1994 года

22. О.Стешенко. Губернатор области обещает: войны с Петербургом не будет. «Санкт-Петербургские ведомости», 2 февраля 1994 года

 

 

 

Политический мониторинг №1(24)