Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

С. Ю.

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в январе 1999 года

Несмотря на то, что политическая и экономическая жизнь активизировалась после продолжительных новогодних праздников лишь к середине января, за оставшееся время в республике произошло довольно много значимых событий.

1.    ВЛАСТь

1.1.       «Круглый стол» в Чебоксарах

14 и 15 января в Чебоксарах состоялся так называемый «круглый стол» с участием руководителей законодательных и исполнительных органов власти пятнадцати регионов России, депутатов, глав муниципальных образований и представителей различных федеральных структур. Уровень участников этого совещания оказался довольно высоким — прибыли губернатор Кировской области В.Сергеенков, председатели московских городской и областной Дум В.Платонов и А.Жаров, председатели законодательных собраний Самарской области Л.Ковальский, Нижегородской области А.Козерадский, Пензенской области Ю.Вечкасов, Ульяновской области — С.Рябухин. Приехал даже бывший председатель Совета Министров Чувашии В.Викторов, ныне первый заместитель руководителя аппарата Совета Федерации. Его отношения с Н.Федоровым как-то сразу не сложились и с избранием последнего президентом Чувашии Валерьян Николаевич покинул Чебоксары, заявив на прощание, что двум медведям в одной берлоге будет тесно». Этот его приезд был, пожалуй, первым за много лет, когда Викторов «засветился» в местной прессе.

Тема «круглого стола» была обозначено так: «Конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти как основа укрепления российской государственности. Становление и развитие органов местного самоуправления, их участие в законотворческом процессе и взаимосвязь с органами государственной власти». Этот обширнейший круг вопросов предполагалось обсудить за два дня, причем первый из них, 14 января, гости почти полностью посвятили знакомству с предприятиями Чебоксарского и Моргаушского районов, опытом работы органов местного самоуправления этих районов и городов Чебоксары и Новочебоксарск.

Как и следовало ожидать, обсуждение этих проблем носило весьма поверхностный характер и больше походило на обмен опытом. Подробным и систематизированным было, пожалуй, лишь выступление президента Чувашии. Открывший пленарное заседание Николай Федоров сообщил, что за время своей пятилетней деятельности он всегда «руководствовался принципиальной позицией единства государственной власти Чувашской республики, позицией государственной и политической ответственности всех ветвей власти за Республику», так как существуют лишь «относительно самостоятельные ветки единой государственной власти». Но прежде чем сформировать конструктивный политический климат между ветвями власти республики и дойти до нынешнего «круглого стола», пришлось немало испытать, потратить и в пустую много сил и энергии. Раскрыл президент и секрет, почему в нынешнем созыве депутатов Госсовета ЧР именно 87 депутатов, а не 47, как допустим, в предыдущем — это корень кубический от общей численности избирателей.

Рассказал президент о взаимоотношениях исполнительной власти с Госсоветом ЧР — в заседаниях его принимает участие постоянный и полномочный представитель президента (глава администрации президента ЧР Петр Степанович Краснов), при рассмотрении отдельных вопросов, касающимся конкретных направлений экономики и социальной сферы представителями президента назначаются наиболее компетентные члены кабинета министров. Как правило, в работе сессии принимает участие и сам президент. При возникновении спорных ситуаций, по словам президента, создается согласительная комиссия, которой чаще всего удается найти компромиссное решение. Примером чему послужило принятие бюджета республики на 1999 год за одну сессию.

В заслугу себе ставит Николай Федоров то, что за годы его президентства «удалось удержать государственную власть от принятия законов, не обеспеченных финансовыми средствами».

Взаимодействие администрации президента и Госсовета ЧР с местными самоуправлениями, по словам Федорова, осуществляются через структурные подразделения этих органов. В администрации президента это организационно-контрольное управление, в Госсовете — отдел организационной работы. Органы местного самоуправления участвуют и в законотворческой деятельности. Правом законодательной инициативы в Госсовете ЧР имеют районы и города республиканского значения в лице их представительных органов власти. Президент привел конкретный пример — по представлению городского Собрания Чебоксар был принят закон о статусе столица Чувашской республики.

Депутатами Госсовета являются также некоторые главы местных самоуправлений, что было в свое время оспорено через суд. Российские судебные инстанции подтвердили, что ничего противозаконного в этом нет. Над решением конкретных задач например, оптимизация налоговой системы, работают совместные группы из депутатов Госсовета и членов Кабинета Министров.

Закончил президент свое выступление утверждением, что ни одна ветвь власти не может претендовать на монопольное право на истину», истина лежит посередине между исполнительной и законодательной ветвями единой государственной власти.

Все сказанное президентом соответствует действительности, но с некоторыми уточнениями. Например, сердечное согласие и полное взаимопонимание между исполнительной и законодательной ветвями власти в республике установилось совсем недавно после выборов депутатов Госсовета второго созыва в июле прошлого года и избрания председателем этого законодательного органа Льва Пантелеймоновича Куракова. До этого знаменательного события и сам Николай Васильевич не всегда принимал участие в работе сессий Госсовета, и отношения Госсовета с кабинетом министров больше попадали на «холодную войну», перемежающуюся локальными вооруженными конфликтами. Опыт же взаимодействия и «конструктивной совместной работы» пока слишком непродолжителен, чтобы предлагать его другим.

Дальнейшая дискуссия касалась количества депутатов в законодательных органах областей и республик — каждый сообщал сколько депутатов в его регионе, и почему это лучше, чем у соседей.

Говоря о проблемах местного самоуправления, участники совещания называли то катастрофическую скудность законодательной базы (Ю.Вечкасов), то неумение властей пользоваться имеющимися у них полномочиями (Я.Винокуров, Астрахань). Все согласились с тем, что финансовая база местного самоуправления на сегодня явно недостаточна и по сути дискредитирует саму идею.

Пленарное заседание с перерывом продолжалось около четырех часов, был принят итоговый документ (проект которого состоял в основном из общих фраз, а окончательный вариант так нигде и не был опубликован), после чего участники встречи отправились на демонстрацию моделей шуб производственно-торговой фирмы «Калинка», которые привез в Чебоксары из Кирова В.Сергеенков, а затем — на торжественный прием, который давал президент республики по случаю окончания работы «круглого стола».

Вряд ли мероприятие принесло ощутимую пользу делу конструктивного взаимодействия законодательных и исполнительных ветвей власти, в регионах, а также становлению и развитию органов местного самоуправления, но в кулуарах, наверняка было решено множество вопросов.

1.2.       Территориальное устройство

В республике продолжается газетная дискуссия на тему «Целесообразно ли укрупнить районы республики?», начатая «Советской Чувашией» то ли по собственной инициативе, то ли с прямой подачи Николая Федорова. На одной из пресс-конференций он заметил, что по прикидкам специалистов, укрупнение районов Чувашии дало бы определенный экономический эффект за счет сокращения управленческого аппарата, но вопрос этот относится к компетенции местного самоуправления.

Газета подготовила этот тезис и опубликовала довольно много статей на данную тему. Одна из акций газетчиков — беседа с двумя кандидатами на «укрупнение» — главами Алиновской и Красноармейской районных администраций. В районах проживают соответственно 22,3 и 18,6 тысяч жителей. Алиновский район дотируется из республиканского бюджета на 92%, Красноармейский — на 60%.

Оба главы против объединения районов. Аргументы они выдвигают практически одни и те же — прежний отрицательный опыт, когда их районы бывали расформированы или объединены с другими, невозможность дальнейшего сокращения подчиненных райадминистрациям управленцев (их и так меньше, чем нужно), наконец, то, что дотационность обоих районов постепенно снижается. На вопрос о резервах экономии оба главы кивают на федеральные структуры — в районной милиции 80 человек, а хватило бы десятка, но с хорошей техникой и транспортом; уместно было бы создать межрайонные структуры федеральных органов вместо районных и т.д.

Если так пойдет и дальше, дело в конце концов может дойти и до референдумов по вопросу об объединении. А если и не дойдет, сами рассуждения на эту тему заставят глав администраций районов сделать все возможное, чтобы не попасть в кандидаты на укрупнение. Возможно, именно с этой целью и была развернута газетная дискуссия.

1.3.       Трехсторонняя комиссия

В конце января постановлением кабинета министров ЧР первый заместитель главы правительства Петр Ивантаев назначен координатором Чувашской республиканской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Совсем недавно Ивантаев был по другую сторону баррикад — возглавлял республиканский совет профсоюзов. В 1997 году, когда еще было неясно, кто станет президентом — коммунист Валентин Шурканов или на второй срок останется Николай Федоров, — профсоюзы республики активно включились в протестную борьбу, причем проводимые ими акции были намного масштабнее акций, организованных коммунистами. После победы Федорова активность профсоюзов в республике резко пошла на убыль, рессовпроф под руководством Ивантаева даже не поддержал всероссийскую весеннюю акцию протеста прошлого года, объясняем это тем, что новому чувашскому правительству надо дать «карт-бланш» хотя бы на сто дней. За что Ивантаеву сильно досталось от коммунистов. Вскоре Петру Васильевичу предложили занять пост вице-премьера кабинета министров Чувашии и отвечать за блок социальных вопросов. В этой должности он активно взялся за сокращение задолженностей по зарплате и пенсиям — часто вызывает «на ковер» руководителей проштрафившихся предприятий, глав районных администраций, проводил разъяснительные беседы и т.д. Назначение Ивантаева координатором трехсторонней комиссии означает, по-видимому, повышение ее статуса — раньше эту роль выполнял министр труда.

Последнее заседание трехсторонней комиссии состоялось 26 января. Повестка дня включала три вопроса — о выполнении соглашения о социальном партнерстве в минувшем году, о состоянии дел с выплатой заработной платы и оплате работы комиссии на текущий год. По первому вопросу было принято аморфное решение — принять к сведению доложенную информацию, ускорить погашение задолженности по зарплате и активизировать сбор налогов.

Правительство республики, по докладу министра экономики А.Аксакова, в нынешнем году намерено установить предприятиям ряд контрольных показателей, в том числе о состоянии дел с выплатой зарплаты, провести аттестацию руководителей государственных предприятий. Решение комиссии — рекомендовать Минфину принять меры по мобилизации всех ресурсов для пополнения бюджета, главам местных самоуправлений — по мобилизации собственных ресурсов и другие общие фразы.

1.4.       Визит В.И.Матвиенко

11-12 января в Чебоксарах побывала правительственная делегация в составе вице-премьера Валентины Матвиенко, министра труда и социального развития Сергея Калашникова, министра здравоохранения Татьяны Ступоловой. Члены делегации побывали в больницах и образовательных учреждениях и уехали, судя по всему довольными: «Будет всячески пропагандировать пример Чувашии» — заявила Валентина Ивановна прессе, покидая гостеприимную чувашскую землю.

1.5.       Политические партии

1.5.1.      «Сталинский блок»

В конце января отцы-основатели «Сталинского блока трудовой России, офицеров за СССР» Станислав Терехов и Виктор Анпилов побывали в Чебоксарах и двух селах Чебоксарского района, где провели встречи с населением. «Принимающей стороной» выступил Владимир Ижедеров, бывший депутат Госсовета ЧР и лидер «Трудовой Чувашии». Отбывая на частных «жигулях» в Нижегородскую область, они пообещали вернуться весной вместе с Евгением Джугашвили.

1.5.2.      С.Федоров

13 января глава МНТК «Микрохирургия глаза» Святослав Федоров, возглавляющий партию «Самоуправления трудящихся» и являющийся одновременно депутатом Госдумы РФ от Чувашии, провел пресс-конференцию. Помимо обычной агитации за народные предприятия и рассказа о думских делах Святослав Николаевич дал понять, что намерен вновь баллотироваться в депутаты Госдумы. Академик не уточнил, будет ли он это делать в Чувашии или где-то еще. В Чувашии на этот раз стать депутатом ему будет гораздо труднее — он слишком редко здесь появляется.

 

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Перспективы развития

12 января в Чувашском Государственном Университете состоялась научно-практическая конференция, организованная Госсоветом ЧР и кабинетом министров Республики на тему «Пути преодоления социально-экономического кризиса». Выступая на ней президент Чувашии Николай Федоров заявил, что «российские реформаторы добросовестно ошибались». Одной из главных проблем российской экономики, по его мнению, является то, что она на 70% обслуживается не деньгами, а денежными суррогатами, которые неподвластны финансовым органам. Президент считает, что необходимо осуществить эмиссию не на 20-30, как прелагается сегодня, а на 200-300 млрд. рублей.

Невозможность решить социальные проблемы, по его мнению, во многом обусловлена как раз отсутствием осознанной политики доходов населения.

Очевидно, этот вывод — плод долгих размышлений Николая Васильевича над тем, как выплатить зарплаты бюджетникам и пенсии пенсионерам. По данным Госкомстата ЧР на 1 октября долги по зарплате перед работниками имели 2554 организации в республике, а сумма долга составила 548 млн. рублей. За три месяца долги сократились незначительно, соответственно, до 2277 и 474 млн. руб. Положение в какой-то мере спасает введенный с 1 сентября 5-процентный налог с продаж, который позволяет каждый месяц собирать 12-14 млн. рублей «живых» денег.

Тем не менее ситуация в экономике республики складывается не такая уж и безнадежная. Во всяком случае в этом уверен министр экономики Анатолий Аксаков, который на специальной пресс-конференции обнародовал другие статистические данные. В сентябре прошлого года промышленность республики выработала продукции на 80% к уровню того же месяца предыдущего года, причем в машиностроении — всего на 38,8%. В ноябре объем промышленного производства составил уже 93,9% к соответствующему периоду 1997 года, а в декабре — 100,3%, причем в машиностроении -108,5%. Так что в конечном счете августовский обвал рубля даже пошел на пользу. С отстающими предприятиями, как полагает министр, удается разобраться с помощью соглашений о социально-экономическом сотрудничестве (такие соглашения содержат взаимные обязательства: со стороны предприятия снижать задолженности по оплате труда и платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, развивать производство и т.д., со стороны правительства — согласие реструктировать долги предприятия, выступить поручителем за кредит, списать пени и штрафы и т.д.). Еще одним стимулом к развитию государственных предприятий и тех, (где есть доля государства) должна стать аттестация их руководителей, которую проведет министерство экономики ЧР.

 

2.2.       Чебоксары — морской порт

Агенство АКЕM сообщило о том, что между АО «Совфракт» и Чебокчарским речным портом достигнута договоренность о создании первого в центре России Морского судового агентства.

ЗАО «Инфлот-Чебоксары» создается в связи с возможным введением в России второго реестра морских судов, то есть регистрации их под так называемым «удобным» флагом, что даст возможность судовладельцам и грузоперевозчикам работать в режиме льготного налогообложения. Сложность тут всего одна — сроки введения второго реестра в России неизвестны.

3.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       «Акция Тымарлана»

Разговоры среди активистов Чувашского национального конгресса о неудовлетворительной реализации Закона о языках ведутся чуть ли не с момента его принятия в октябре 1990 года. Но сих пор это были «кухонные» разговоры, в крайнем случае — скандалы в зале заседаний Госсовета ЧР. Но на днях в деле защиты интересов чувашского языка было сказано новое слово.

Некий Пил Николаевич Тымарлан (имя и фамилия подлинные), юрист по образованию, уроженец одного из районов республики, прибыл в фирменный магазин «Хлебушко» при Чебоксарском хлебокомбинате с твердым намерением купить торт. И обратился к кассирше с просьбой выбить чек на чувашском языке. В ответ услышал: «говорите нормальным языком». Повторил то же самое еще раз и услышал от работника прилавка: «Я не понимаю вашего языка». В ответ на третью попытку вручить деньги: «Если не будете говорить на русском, обслуживать вас вовсе не буду».

Этот разговор Пил Тымарлан записал на специально взятый диктофон — незадолго до того его однажды уже отказались обслуживать в этом магазине. Получив таким образом вещественное доказательство, Тымарлан в сопровождении представителей ЧНК и журналистов республиканских газет явился к директору хлебокомбината и высказал свои претензии. Руководство хлебокомбината согласилось с тем, что упреки справедливы и решило уволить кассиршу (позже выяснилось, что она просто переведена на другое место работы).

Тымарлан написал жалобу, в которой, ссылаясь на четыре статьи Конституции России, обвинил кассиршу в ущемлении его гражданских прав и свободы в выборе языка общения. А также подал исковое заявление в суд с требованием возместить причиненный ему моральный ущерб за оскорбление национального достоинства. Свои действия он объяснил руководству хлебокомбината и корреспондентам тем, что в конфликте с кассиршей усмотрел, во-первых, оскорбление национального достоинства всех граждан республики, не владеющих русским языком.

Во-вторых, факт пренебрежения чувашским языком. И в третьих — надругательство над двухмиллионной нацией, которая, якобы, говорит на «ненормальном» языке. Пил Николаевич отозвал свой иск только после того, как убедился, что во всех фирменных магазинах хлебокомбината проведены собрания и приняты соответствующие меры. А прессе заявил, что «не желаем мириться со случаями неуважительного отношения к государственному языку» и «в случаях грубого нарушения законодательства готов оказать своим единомышленникам содействие», составляя грамотные исковые заявления и выступая в суде в качестве адвоката.

Эта история послужила своеобразным катализатором для чувашских националов. На последнем расширенном заседании Совета ЧНК, по сообщениям прессы «принято решение шире практиковать проведение совместных с общественностью рейдов по организациям и предприятиям республики с целью активизации работ по выполнению закона о языках».

Пока о таких рейдах ничего не слышно, но на очередной сессии Чебоксарского городского Собрания депутатов прозвучало предложение выйти в Госсовет ЧР с законодательной инициативой от Чебоксар, чтобы внести изменения в Закон «О языках», так как в нынешнем виде он носит дискриминационный характер по отношению к русскоязычному населению республики. Предложение не было принято, но тема, очевидно, будет иметь продолжение.

3.2.       ЧНК сегодня

В интервью радиостанции «Эхо Москвы» в Чебоксарах президент Чувашского национального конгресса Геннадий Архипов пожаловался на то, что «на решение национальных вопросов» из республиканского бюджета денег практически не выделяется. И вообще, правительство Чувашии, по его мнению, играет весьма слабую роль в развитии национального самосознания чувашского народа, хотя в Министерстве культуры этой проблематикой занимается специальный отдел. В результате имеет место «спад интереса к культуре титульной нации». Если учесть, что в 1992 году ЧНК создавался при самом активном участии государства, а председатель Верховного Совета Эдуард Кубарев долго тренировался, чтобы произнести вступительную речь на первом съезде конгресса на чувашском языке (который знал плохо), то получается разительный контраст.

Тем не менее, считает Архипов, за годы своего существования ЧНК выполнил определенную программу-минимум в республике и теперь больше работает в местах компактного проживания чувашей в других регионах России.

3.3.       Чуваши в Белоруссии

Несмотря на всю актуальность отношений между Россией и Белоруссией в период их очередного сближения, в Чувашии тема этой республики в последнее время практически не звучала. Единственным свидетельством наличия особых отношений с Белоруссией было то, что некоторое время Госкомитет по статистике, публикуя в местной прессе сведения о товарообороте с заграницей, выделял экспортно-импортные операции с Белоруссией отдельной строкой. Ни о каких крупных коммерческих контрактах или обмене делегациями слышно не было.

Тем не менее на днях в «Советской Чувашии» было опубликовано письмо некоего К.Быкова, который сообщает о создании «для сохранения своей самобытности, национальных традиций, культуры, языка» чувашской национальной общины «Атал» (Волга) в Белоруссии.

Как оказалось, в Белоруссии проживают более трех тысяч чувашей, среди которых довольно много известных и влиятельных людей. Это, например, В.Л.Никитин, генеральный директор ПО «Чельми» и Белагроснаба», Л.Б.Бармотин, директор автохозяйства в Барановичах, И.П.Александров, зам. генерального директора ПО «Химволокно» и т.д.

Община «Атал», как сообщает в своем письме К.Быков, поставила перед собой цель «объединить вокруг себя чувашей, направить их усилия на создание условий для сохранения родного языка, истории, культуры, традиций и обычаев чувашского народа». Община будет налаживать культурные, научные и экономические связи между государственными организациями обеих республик и т.д. «В стадии разрешения»вопрос о получения с исторической родины печатных изданий, методической литературы, кинофильмов и т.п.

В принципе практически все региональные отделения общероссийских партий и движений поддерживают инициативу объединения двух государств. Во всяком случае, год назад они единодушно поддержали объединительную инициативу Ю.Лужкова и Ю.Петрова, президента инвестиционной корпорации РФ, о чем год назад даже был составлен документ и отправлен в приемную Лужкова. «Особую позицию» занял тогда лишь ЧНК.

Недавно вице-президенту ЧНК и главному редактору республиканской чувашскоязычной газеты «Хыпар» был задан вопрос, не изменилось ли это мнение». Леонтьев ответил, что в принципе он не против объединения, но только не сейчас — по его словам, слишком уж много накопилось отличий и разногласий. Например, тип государства — Россия это федерация, Белоруссия нет; Россия — не только славянская страна, она объединяет и мусульман, и буддистов, и католиков, и православных.

Источники

1. Горчаков О., Кузьмин Б. Главы районов против объединения //Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 6 января. — №1. — С. 2.

2. Горчаков О. Федеральное правительство предлагает регионам делить ответственностью //Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 12 января N2. — С. 1.

3. Кузьмин Б. В.Матвиенко. Будем пропагандировать пример Чувашии // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 13 января. — №3. — С. 1.

4. Соловьев А. Альтернативы действующему экономическому курсу существуют.// Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 13 января. — №3. — С. 1.

5. Горчаков О. Контуры нового союза все еще призрачны // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 13 января. — №3. — С. 2.

6. Соловьев А. Государственники из российских регионов встретились за чебоксарским «круглым столом» // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 15 января. — №15. — С. 1.

7. Кузьмин Б. Святолав Федоров намерен еще раз баллотироваться в Госдуму, чтобы продолжить начатые дела // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 15 января. — N5. — С. 1.

8. Агенство АКЕМ. Чего не хватает в плане реформ // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 15 января. — №5. — С. 1.

9. Чебоксарская встреча напомнила власти о единстве // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 16 января. — №6. — С. 1.

10. Кузьмин Б. Стройные ножки не помешали государственным мужам признать необходимость единства власти // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 19 января. — №7. — С. 1.

11. Соловьев А. Непопулярные меры сокращают долги по зарплате // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 20 января. — №8. — С. 1.

12. Агентство АКУМ. В Чебоксарах создается морское судовое агентство // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 20 января. — №8. — С. 1.

13. Арзамасова Л., Соловьев А. Министр экономики не считает кризис опасным и предлагает жить экономно // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 23 января. — №11. — С. 1.

14. Они обещали вернуться с внуком Сталина // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 26 января. — №12. — С. 1.

15. Иванов В. Комиссия рекомендует ускорить, активизировать, мобилизовать. //Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 27 января. — №13. — С. 1.

16. Быков К. «Атал» на просторах Беларуси // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 27 января. — №13. — С. 3.

17. Петр Ивантаев назначен координатором трехсторонней комиссии // Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 28 января. — №14. — С. 1.

18. Тимуков В. Язык второсортным не бывает.// Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 28 января. — №14. — С. 2.

19. Кузьмин Б. Как братья Ильины создают свою империю //Советская Чувашия. — Чебоксары. — 1999. — 30 января. — №16. — С. 2.

20. Казачьих атаманов, похожа, прибавится // СЧ-Столица. — Чебоксары. — 1999. — 20-27 января. — №2. — С. 2.

21. Антонов И., Герасимов И. Местное самоуправление — как чемодан без ручки: нести тяжело, а выбросить не дают // СЧ-Столица. — Чебоксары. — 1999. — 20-27 января. — №2. — С. 4.

22. ЧНК больше работает за пределами Чувашии // МК в Чебоксарах. — Чебоксары, 1999. — 14-21 января. — №2. — С. 10.

23. Особенности провинциальной охоты // МК в Чебоксарах. — Чебоксары. — 1999. — 21-28 января. — №3. — С. 10.

24. Казаки хотят на государству службу // МК в Чебоксарах. — Чебоксары. — 1999. — 21-28 января. — N3. — С. 10.

25. Дом Мод — Москва в миниатюре // МК в Чебоксарах. — Чебоксары. — 1999. — 28 января. — 4 февраля. — №4. — С. 10.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)