Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Александр ШЕГЕДИН

Эстонская республика

в январе 1999 года

1.    Внутренняя политика

1.1.       Выборы в парламент

С начала нового года предвыборная кампания вошла в решающею стадию. В силу наличия множества политических партий (более 20) и крайне нечеткой ориентированностью их идеологических остановок, формирование предвыборных союзов продолжалось до самого последнего момента (двадцатые числа января). Несмотря на формальный запрет предвыборных союзов партий (списки кандидатов должны называться по имени одной из партий), принятые поправки в закон о выборах не запрещают членам других партий и беспартийным баллотироваться по таким спискам. В результате, сокращения количества партий практически не произошло, просто представители более слабых партий искали возможность баллотироваться по спискам более сильных.

Последние опросы общественного мнения выявили крайне низкий вровень гражданского сознания населения. Только 75% избирателей-эстонцев знают, что они имеют право выбирать в парламент. Среди граждан-неэстонцев этот показатель еще ниже — 56%. О своем праве баллотироваться в парламент знают только 43% от общего количества избирателей [[1]].

Наиболее перспективными на данный момент представляются шансы на победа на выборах правой оппозиции. В начале января было обнародовано «заявление четырех», подписанное лидерами Реформистской партии (РП), партии «Умеренных», Народной партии (НП) и Союза Отечества (СО). В нем говорится о намерении получить в парламенте абсолютное большинство мест (более 51) и сформировать правительство большинства [[2]]. 11 января было подписано соглашение о создании депутатского объединения «Умеренных», в соответствии с которым кандидаты от НП (лидер — Тоомас Ильвес) идут на выборы в списке этой партии (лидер — Андрее Таранд) [[3]]. СО и РП идут на выборы самостоятельными списками. Устойчивый электорат правых составляет 15-20% избирателей. Заявления о намерении взять более половины голосов избирателей представляются достаточно сомнительными, особенно если учитывать, что электорат имеющихся трех списков правых в значительной степени «перекрывает» друг друга. Реальным представляется завоевание около трети всего количества голосов.

Основным техническим козырем правых являются большие списки (в списке «Умеренных» — более 300 кандидатов, в двух других — более 200), где ставка делается на известных людей. Как показывают социологические опросы, эстонский избиратель продолжает больше ориентироваться в своем выборе не на партии и программы, а на личности.

В последний момент из числа претендентов выбыл список еще одной правой партии, делавшей ставку на лозунг «Нет — Европейскому Союзу!». В результате внутреннего конфликта раскол произошел в Партии будущего Эстонии (ПБЭ) [[4]].

Из основных соперников правого блока можно выделить прежде всего левоцентристскую Центристскою партию (ЦП), которая в организационном смысле является самой сильной в Эстонии и идет на выборы своим списком. Центристы делают ставка на лозунг социально ориентированного рыночного хозяйства и замену пропорциональной системы налогообложения на прогрессивною. При удачном стечении обстоятельств этому списки по силам привлечь около четверти электората. Однако формирование правительства или даже участие в нем для центристов находится под большим вопросом, так как партия испытывает большие трудности с поиском союзников.

Потенциально такими союзниками могли бы стать русские партии. Однако пока их стиль ведения избирательной кампании заставляет сомневаться в том, что они вообще попадут в парламент. В середине января стало окончательно ясно, что единого русского списка кандидатов не будет. Советник Объединенной народной партии Эстонии (ОНПЭ) Лейви Шер (считающийся одним из идеологов партии), заявил, что единого списка не получилось из-за личных противоречий между лидером ОНПЭ Виктором Андреевым и лидером Русской партии (РП) Эстонии Николаем Маспановым. Несмотря на провал идеи единого списка, Маспанов заявлял сначала, что его партия будет представлена 20 депутатами, затем постепенно сокращая количество обещанных депутатов до 10-12. Виктор Андреев говорит о 7-9 депутатах, которых планируется провести по списку ОНПЭ, в который включены кандидаты от Социал-демократической партии труда (СДПТЭ) и Русской партии единства (РПЕ). Лидер СДПРЭ (бывшие коммунисты) Тийт Тоомсалу настроен еще более оптимистично и надеется на 10-12 мест в парламенте [[5]].

Избирательная кампания русских партий сопровождалась всевозможными скандалами. Так, до рукоприкладства дошел конфликт между братьями Седашевыми, возглавляющими РПЕ. Депутат парламента Игорь Седашев был задержан в банке при обмене фальшивых купюр, которые, по его утверждению, дал ему для проведения избирательной кампании брат Эдуард, председатель РПЕ  [[6]].

Впрочем скандалы, хотя и другого свойства, сопровождают и предвыборную кампанию эстонских партий. Председатель Партии развития (ПР) Андра Вейдеманн (министр по делам народонаселения) разошлась во мнении по поводу предвыборной тактики с членами правления своей партии. Большинство руководства ПР решило идти на выборы своим списком, Вейдеманн же настаивала на вхождение в список Крестьянской партии (КрП) Арнольда Рюйтеля. «На всякий случай» Вейдеманн, отбывая с визитом в Москву, оставила в Таллине три пакета документов. Согласно одному, она баллотируется по списку ПР, другому — в списке КрП, а третьему — идет как независимый кандидат. Позвонив из Москвы, она дала указание отдать в Избирком второй пакет, однако, при туманных обстоятельствах, туда поступили все три, что значительно скомпрометировало этого политика в глазах избирателей [[7]].

КрП, безусловно, является одним из реальных претендентов на преодоление 5-процентного барьера на пути в парламент, однако ее список вряд ли принесет ей более 10 мест из 101. Последние действия ее руководства показывают, что в случае успеха правых, КрП наверняка окончательно порвет с нынешней правящей коалицией и попробует войти в коалиционное правительство правых. Коалиционной партии (КП) — ведущей партии нынешней правящей коалиции все же удалось удержать в своем списке Земельный союз и Партию пенсионеров и семей, что позволяет надеется этой усеченной коалиции примерно на четверть мест в парламенте.

К концу января все формальности с составлением и регистрацией избирательных списков были закончены. Всего избиркому представлено 12 партийных списков, есть и 19 независимых кандидатов, шансы которых практически равны нулю [[8]]. Нынешние выборы будут отличаться гораздо более жесткой конкуренцией, нежели выборы 1992 и 1995 гг. достаточно сказать, что всего в списках присутствует 1901 кандидат, что доставляет конкурс примерно 18 человек на место, по сравнению с 6 в 1992 году.

1.2.       Правительство

Несмотря на многочисленные кризисные ситуации, можно уже сказать, что правительству Сийманна удалось продержаться до конца срока полномочий. Последним серьезным вопросом, стоявшим перед правительством, было представление парламенту бюджета на 1999 год. В самом конце прошедшего года бюджет был одобрен парламентом. В нем предусматривается значительное увеличение расходов на госучреждения, отчего объем бюджета вырос на 17%, в то время как указанные расходы — на гораздо большие цифры. Так, планируемые расходы на аппарат резидента выросли на 52,5%, а на парламентский аппарат — на 38% [[9]].

В начале месяца правительство принципиально одобрило давние планы создания в г.Силламяэ свободной экономической зоны. Однако эти намерения вызывают острую критику со стороны оппозиции, которая обвиняет правительство в политической ангажированности. Дело в том, то значительные деловые интересы в Силламяэ имеет тесно связанный с КП ее бывший лидер Тийт Вяхи [[10]].

Резкой критике со стороны некоторых оппозиционных политиков поддверглись и планы правительства по приватизации «Эсти Телекома», являющегося монополистом на рынке коммуникаций. Прибыль от продажи акций «Эсти Телекома» были учтены при составлении бюджета. Более эго, именно этот аргумент стал решающим при одобрении раздутого, по мнению многих оппозиционеров, бюджета. Однако депутат Эндель Липпмаа, формально входящий в КП, инициировал кампанию против приватизации на предложенных правительством условиях. По его утверждению, государство потеряет на этой сделке по меньшей мере 2 млрд. эстонских крон [[11]].

16 января, когда переговоры правительства с иностранными инвесторами продаже «Эсти Телекома» шли уже полным ходом, 23 депутаты от разных фракций внесли законопроект о приостановке приватизации этого объекта [[12]]. Министр связи и путей сообщения Андрее Варе заявил, что позиция парламентариев серьезно подрывает доверие иностранных инвесторов к Эстонии. Премьер-министр Март Сийманн напомнил, что деньги от приватизации «Эсти Телеком» уже заложены в принятом бюджете [[13]]. В конечном счете, усилиями правящей коалиции в парламенте удалось провалить принятие законопроекта о приостановке процесса приватизации.

Ожесточенные споры завязались 26 января на заседании правительства, посвященном проекту закона о спецслужбах. Министр обороны Андрус Эвель выступил против подчинения военной разведки главкому Сил Обороны. Министр внутренних дел настаивал на расширении прав и увеличении бюджета Охранной полиции за счет внешней разведки, возглавляемой А.Фрошем. В настоящее время эстонские спецслужбы обходятся налогоплательщикам в 170 млн. крон в год (примерно 1% бюджета), количество их сотрудников не разглашается [[14]].

1.3.       Президент

Деятельность президента Леннарта Мери в январе не отмечена особой активностью. Новогоднее обращение президента отличалось редкой бессодержательностью. Президент усиленно подчеркивал собственные успехи (один из малоизвестных французских журналов назвал его «европейцем года» [[15]].

1.4.       Положение русскоязычного населения.

Скандальные поправки, внесенные в декабре в ряд законов парламентом, и направленные на дальнейшее ужесточение дискриминационной политики в отношении русскоязычного населения, вызвали важные политические последствия. Письмо президенту Мери с просьбой не провозглашать эти поправки было напечатано русскими газетами [[16]]. Это вызвало шквал негодования со стороны национал-радикалов, вылившийся во многочисленные публикации в эстонской прессе.

Группа русских депутатов парламента обратилась к канцлеру юстиции Эрику-Юхану Труувяли с просьбой дать оценку принятым парламентом языковым требованиям к кандидатам в депутаты с точки зрения соответствия их конституции ЭР. Труувяли предложил обсудить этот вопрос при личной встрече, которая, однако, до конца января так и не состоялась [[17]].

Концепции интеграции, объявленной правительством в качестве официальной политики, в ходе предвыборной кампании наносятся тяжелые удары. Правые партии вновь используют радикальные националистические лозунги для привлечения избирателей.

В начале месяца члены академического совета при президенте вновь заявили о жизненной важности интеграции для самих эстонцев. По их мнению, только глубокая интеграция русских в эстонское общество (которую члены совета, впрочем, временами путают с ассимиляцией) может спасти эстонцев от физического вымирания [[18]]. Однако радикально настроенные политики в период выборов идут на сознательное обострение отношений между двумя общинами. Депутат Энн Тарто в очередной обвинил Таллинский Центр информации по правам человека «во вмешательстве во внутренние дела Эстонии». Возмущение национал-радикала вызвал проект Центра, согласно которому, якобы, в Эстонии появится Хельсинская группа по мониторингу соблюдения прав человека [[19]].

Естественной реакцией на ужесточение языковой политики стали призывы радикальных организаций русскоязычного населения к проведению на Северо-востоке альтернативных выборов в местные органы самоуправления осенью этого года. С таким призывом выступил лидер Нарвского союза граждан России Юрий Мишин. Зампредседателя городского собрания Нарвы Николай Куликов вынужден был признать, что напряженность в регионе, ввиду невозможности баллотироваться на местных выборах кандидатов со слабым знанием эстонского языка, значительно возрастет [[20]].

Лидер Нарвского профцентра Владимир Алексеев заявил, что идею альтернативных выборов он не поддерживает, однако считает необходимым отменить принятые поправки к закону о языке и закону о выборах, и обвиняет парламент и президента в прямом нарушении Конституции ЭР. Кроме того, находящиеся в настоящее время в парламентском производстве поправки, касающиеся языковых требований не только к кандидатам в депутаты, но и фактически всех неэстонцев, занятых как в государственном, так и в частном секторе, приведут, по мнению Алексеева, к параличу в деятельности профсоюзов на северо-востоке [[21]].

Кроме упомянутого законопроекта, в парламенте находится также проект «О документах, удостоверяющих личность». Если он будет принят, то работу потеряют большое количество моряков, не имеющих эстонского гражданства [[22]].

Дискриминация по этническому принципу дополняется на северо-востоке углубляющимся экономическим кризисом. На выездном заседании Торгово-промышленной палаты в Нарве обсуждалась политика монополистов в области энергетики и водоснабжения, которые буквально душат предприятия этого региона высокими тарифами. Присутствующие на заседании представители монополий во всем обвиняли местные профсоюзы [[23]].

Между тем, в регионе продолжаются крупные сокращения рабочих мест. Объявлено о банкротстве одного из крупнейших местных предприятий — «Кивитера», причем уже сокращенные работники безуспешно добиваются выплаты законных компенсаций [[24]]. В регионе сложилась тяжелейшая психологическая атмосфера, скачкообразно растет количество самоубийств, связанных с безработицей [[25]].

Остается нерешенной проблема со статусом православной церкви в Эстонии. 22 января Таллинская горуправа приняла решение передать главный православный собор Таллина — Александро-Невский — в ведение МВД, что вызвало очередную волну недовольства православных, добивающихся передачи собора приходу [[26]].

2.    Внешняя политика

2.1.       Отношения с западными странами и международными организациями

Январь был отмечен яростной кампанией национал-радикалов против Верховного комиссара ОВСЕ по делам национальных меньшинств Макса ван дер Стула, выступившего с критикой последних законодательных инициатив эстонского парламента, касающихся ужесточения языковой политики. Депутат Лаури Вахтре, назвав ван дер Стула «лицемером и подлизой», заявил, что он является в Эстонии «рукой Москвы». Аналогичное мнение высказали лидер РП Сийм Каллас, представитель Эстонии в ООН Тривиме Веллисте и ряд других известных политиков [[27]]. В своей трактовке ситуации ван дер Стул подчеркнул, что он указывал на явное ограничение гражданских прав, к которому привели принятые парламентом поправки, а также тот факт, что он направил письмо президенту Мери с просьбой не оглашать принятые парламентом поправки раньше критического заявления МИД РФ по тому же поводу. Поэтому обвинения в исполнении «заказа Москвы» абсолютно беспочвенны [[28]]. Достаточно странную позицию в этой истории заняла миссия ОВСЕ в Эстонии. Ее новый глава Бернд Браун провел ряд встреч с ведущими эстонскими политиками, на которых, согласно сообщениям эстонских СМИ, старательно дистанцировался от ван дер Стула [[29]].

Примечательно, что министр иностранных дел Рауль Мяльк считает нецелесообразным слишком зацикливаться на жалобах Западу о «мрачном прошлом» советской оккупации и ее последствиях. По мнению Мялька, это только ухудшает шансы Эстонии на интеграцию с западными структурами, куда предпочитают принимать страны, больше думающие о будущем [[30]]. Между тем, опросы общественного мнения фиксируют увеличивающееся количество противников вступления в Европейский Союз и людей, не имеющих определенного мнения по этому поводу [[31]].

14 января в Таллин с официальным визитом прибыл министр иностранных дел Дании Ниле Петерсен. Данию и Эстонию связывают особенно тесные отношения в плане интеграции Эстонии в ЕС и НАТО. Петерсен подтвердил твердую позицию в отношении скорейшего принятия как Эстонии, так и двух других балтийских стран в эти организации. Он подчеркнул, что Дания заинтересована в том, чтобы в ЕС и НАТО громче звучали голоса малых стран. По мнению Петерсена, на апрельском саммите в Вашингтоне страны НАТО должны сообщить конкретные сроки расширения альянса за счет балтийских стран [[32]].

Январский визит министра иностранных дел Швеции Моны Салин был связан с совсем другими проблемами. Салин приехала для изучения мнений, существующих в Эстонии по поводу поднятия останков погибших при катастрофе парома «Эстония». На встречах со шведским министром как представители эстонского правительства, так и общественные организации, объединяющие родственников погибших, твердо заявили, что они выступают против поднятия останков. Салин сообщила, что шведское правительство подвергается сильному давлению со стороны организаций, объединяющих родственников погибших Швеции, которые, напротив, требуют поднятия останков. Пока шведское правительство окончательно не определилось, и после Эстонии Салин продолжит консультации в третьей заинтересованной стране — Финляндии [[33]].

Шведская общественность довольно бурно отреагировала на позицию эстонского правительства, которое продемонстрировало однозначно негативное отношение к поднятию тел [[34]].

В январе свое продолжение нашел начавшийся в декабре конфликт между эстонскими судовладельцами и финскими профсоюзами. Финские работники портов объявили в декабре бойкот эстонским судам. Вскоре к ним присоединились портовые рабочие Дании. Профсоюзы требуют поднятия уровня средней зарплаты эстонских моряков до уровня финской. Требования носят абсурдный характер, учитывая общий уровень развития эстонской экономики, и явно направлены на выталкивание эстонского флота из системы международных грузоперевозок [[35]].

26 января премьер-министры Эстонии и Финляндии специально встречались с глазу на глаз для обсуждения этой проблемы. Подробности переговоров держаться в секрете, однако известно, что у финского правительства очень мало возможностей оказать давление на профсоюзы. Эстонское правительство собирается действовать через Брюссель, апеллируя к нарушению положений ассоциативного договора между Эстонией и ЕС [[36]].

27 января в Таллине прошло первое заседание международной комиссии при президенте ЭР по расследованию преступлений против человечности. Сама комиссия была создана под давлением Американского еврейского комитета, заинтересованного в расследовании геноцида евреев на территории Эстонии. Однако президенту Мери удалось значительно изменить характер комиссии. Решено, что расследованию будут подвергнуты три исторических периода с 1940 по 1991 год, два из которых относятся к периодам советской оккупации и один — немецкой. Для проведения расследований созданы две рабочие группы, в которых должны быть задействованы эксперты из Эстонии, Германии, Израиля, США и России [[37]].

2.2.       Отношения с Россией и балтийскими странами

В начале января в парламент Латвии был направлен правительственный законопроект, предусматривающий введение квот на ввоз импортной свинины. В связи с этим Март Сийманн срочно связался с латвийским премьером В.Биркавсом, так этот шаг правительства наносит сильный удар по интересам эстонских производителей. Большая часть эстонского экспорта свинины приходится именно на Латвию. Благодаря быстрой реакции эстонской стороны, полномасштабной «торговой войны» удалось избежать. После встречи премьеров латвийское правительство отозвало законопроект из Сайма [[38]].

В отношениях с Россией остается неразрешенной проблема водоснабжения пограничного с Эстонией российского Ивангорода. 2 января была окончательно прекращена подача воды из Нарвы и очистка сточных вод Ивангорода. Задолженность Ивангорода не была погашена даже частично, и неизвестно, будет ли она погашена вообще [[39]].

Однако в целом можно говорить о некоторой активизации эстонско-российских контактов на правительственном уровне. В январе состоялась целая серия визитов высших должностных лиц Эстонии в Россию. Следует отметить, что ряд этих визитов активно использовались оппозицией в предвыборной кампании.

Так, СО потребовал немедленной отставки министра сельского хозяйства Андреса Варика, который встречался в Москве с Александром Перелыгиным, советником Юрия Лужкова. «Отечественники» обвинили Варика в том, что тот постарался избавится от присутствия на этой встречи посла ЭР в Москве М.Хельме. По их утверждению, Перелыгин прямо связан с ФСБ и курирует работу российских спецслужб в Эстонии [[40]].

Следует отметить, что эстонский посол давно вызывает крайнее недовольство многих политиков правящей коалиции, однако имеет сильную поддержку МИДа ЭР. Эстонское посольство в Москве — самое крупное дипломатическое представительство Эстонии за границей [[41]]. Однако создается впечатление, что самой главной задачей посольства является не налаживание связей, а наблюдение за деятельностью эстонских официальных лиц, приезжающих в Москву.

В конце января Москву посетили главком Сил Обороны Йоханнес Керт и министр по делам национальностей Андра Вейдеманн. После визита Керт заявил, что следует немедленно создать в Москве пост военного атташе. По заявлению Керта, Россия в настоящее время не представляет военной угрозы для Эстонии [[42]].

Визит Вейдеманн сопровождался рядом скандалов. МИД в принципе возражал против поездки министра, основной целью которого было подписание меморандума о сотрудничестве между министерством национальностей РФ и бюро, которым руководит Вейдеманн. Визит проходил 19-20 января, и в его ходе Вейдеманн встретилась не только с двумя первыми замами Е.Примакова — В.Матвиенко и В.Густовым, но и с патриархом Алексием (что не предусматривалось официальной программой визита) [[43]]. После приезда в Таллин Вейдеманн подверглась резкой критике со стороны МВД (Олари Тааль), в ведение которого недавно был передан Александро-Невский собор.

27 января в Таллине побывал глава Федеральной пограничной службы РФ Константин Тоцкий. На встрече с генеральным директором пограничного департамента ЭР Тармо Кыутса говорилось о том, что отсутствие договора о границе, безусловно, мешает развитию сотрудничества пограничников двух стран, однако в целом отмечался вполне удовлетворительный вровень взаимодействия пограничных структур двух стран [[44]].



Источники

[1]. ЭТА. Эстоноземельцы думают, что.. // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 8 января. — С. 1.

[2]. ЭТА. Кто был ничем, тот станет всем // Эстония. — Таллин, 1999. — 4 января. — С. 2.

[3]. ЭТА. Образовано депутатское объединение «Умеренные» // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 12 января. — С. 1.

[4]. Отдел новостей. Будущее Эстонии не в парламенте // Эстония. — Таллин, 1999. — 11 января. — С. 2.

[5]. Тоомас Силдам. Прохождение русских партий в парламент под вопросом // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 18 января. — С. 1.

[6]. Без автора. Вот придут варяги // День за днем. — Таллин, 1999. — 22 января. — С. 5.

[7]. Без автора. Тройная подстраховка Андры Вейдеманн // День за днем. — Таллин, 1999. — 22 января. — С. 5.

[8]. Марк Останин. Курочка по зернышку // Эстония. — Таллин, 1999. — 28 января. — С. 2.

[9]. Без автора. Аппетит госструктур растет // День за днем. — Таллин, 1999. — 8 января. — С. 15.

[10]. Арго Идеон, Эрик Кальда. Свободная экономическая зона в Силламяэ... // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 13 января. — С. 1.

[11]. Без автора. Интересная бедность // День за днем. — Таллин, 1999. — 15 января. — С. 14.

[12]. Арго Идеон. Политики собираются провалить продажу Телекома // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 27 января. — С. 1.

[13]. ЭТА. Правительство не намерено менять решение // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 28 января. — С. 2.

[14]. Тоомас Силдам. Из-за развединформации вспыхнула война // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 27 января. — С. 4.

[15]. ЭТА. Спасибо за доверие // Эстония. — Таллин, 1999. — 4 января. — С. 2.

[16]. Макс ван дер Стул. Язык до демократии доведет // Эстония. — Таллин, 1999. — 4 января. — С. 2.

[17]. Игорь Журьяри. Деликатная тема национального значения // День за днем. — Таллин, 1999. — 8 января. — С. 5.

[18]. Без автора. Внимание: прослойка // День за днем. — Таллин, 1999. — 8 января. — С. 14.

[19]. Информации по правам человека не создает в Эстонии Хенльсингскую группу // Эстония. — Таллин, 1999. — 14 января. — С. 2.

[20]. БНС. Альтернативные выборы? // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 22 января. — С. 1.

[21]. Евгений Капов. Основной закон. — что дышло? // Эстония. — Таллин, 1999. — 19 января. — С. 2.

[22]. Сергей Иванов. Волчий билет для морского волка // Эстония. — Таллин, 1999. — 19 января. — С. 2.

[23]. Евгений Капов. Виноваты монополии и... профсоюзы // Эстония. — Таллин, 1999. — 19 января. — С. 2.

[24]. Евгений Капов. «Кивитер»: люди волнуются, начальство отгородилось охраной // Эстония. — Таллин, 1999. — 21 января. — С. 2.

[25]. Рейн Фишер. Северо-востоку грозит волна самоубийств // Эстония. — Таллин, 1999. — 25 января. — С. 1.

[26]. ЭТА. Таллин передал собор государству // Молодежь Эстонии — Суббота. — Таллин, 1999. — 23 января. — С. 5.

[27]. БНС. Враг эстонского народа ван дер Стуул // Эстония. — Таллин, 1999. — 4 января. — С. 2.

[28]. Пааво Палк. Ван дер Стуул продолжает обсуждать эстонские законы // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 12 января. — С. 1.

[29]. Александр Шегедин. Миссия ОБСЕ в Эстонии открещивается от ван дер Стуула // Эстония. — Таллин, 1999. — 20 января. — С. 2.

[30]. БНС. С идеями, а не с проблемами // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 5 января. — С. 3.

[31]. Яанус Путтинг. Отношение к Евросоюзу в Эстонии. — в патовой ситуации // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 15 января. — С. 3.

[32]. Принт Эннет. Дания ждет от Вашингтона твердого слова насчет Эстонии // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 15 января. — С. 3.

[33]. Без автора. Мона Салин обсудит вопрос о поднятии тел погибших // Русский Почтальон. — Таллин, 1999. — 25 января. — С. 3.

[34]. ЭТА.... а Швеция потрясена // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 27 января. — С. 1.

[35]. Сергей Иванов. Странные профсоюзные игры // Эстония. — Таллин, 1999. — 28 января. — С. 4.

[36]. Яанус Путтинг. Эстонское правительство решило вмешаться в конфликт из-за судов // Постимеэс. — Таллин, 1999. — 27 января. — С. 3.

[37]. С.Смирнов. Комиссия определила задачи // Русский Почтальон — Таллин, 1999. — 28 января. — С. 1.

[38]. Игорь Журьяри. Свиная война // День за днем. — Таллин, 1999. — 15 января. — С. 5.

[39]. БНС. Стоки Ивангорода спускаются в реку Нарова // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1999. — 5 января. — С. 1.

[40]. Без автора. Варику рекомендуют уйти в отставка // Вести. — Таллин, 1999. — 22 января. — С. 4.

[41]. ЭТА. В Москве работает больше всего эстонских дипломатов // Молодежь Эстонии — Суббота. — Таллин, 1999. — 23 января. — С. 5

[42]. Без автора. Требуется военный атташе // Вести. — Таллин, 1999. — 29 января. — С. 5.

[43]. Вера Василькова. Вот. — новый поворот // День за днем. — Таллин, 1999. — 29 января. — С. 7.

[44]. Сергей Репьев. Граница. — приложение сотрудничества // Эстония. — Таллин, 1999. — 28 января. — С. 2.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)