Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Марина РАЗОРЕНОВА

республика Грузия

в январе 1999 года

1.    Политическая ситуация

1.1.       Вступление Грузии в Совет Европы

Состоявшаяся 27 января в Страсбурге сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) единогласно проголосовала за принятие Грузии в члены Совета Европы.

В случае, если окончательное решение о приеме Грузии будет положительным, то эта страна станет 41 членом этой старейшей европейской организации.

Реакция на это событие в самой Грузии неоднозначна.

В обращении, распространенном поздно вечером 27 января, Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе назвал решение ПАСЕ историческим и особенно важным, так оно было принято «когда процесс всесторонних реформ, окончательного формирования и совершенствования государственности приблизился к главному рубежу», и когда «Грузия, как геополитический субъект, приобретает все более значительные функции в проектах глобального значения».

«Конечной целью Грузии является вступление в Евросоюз,» — заявил Шеварднадзе в традиционном радиоинтервью 1 февраля. При этом он отметил, что уже подходит к завершению процесс ратификации странами-членами Евросоюза договора о сотрудничестве между Грузией и Евросоюзом.

Представители политической оппозиции назвали решение ПАСЕ всего лишь авансом, поскольку в стране еще есть много таких нерешенных проблем, как зашита прав человека, реформы в пенитенциарной системе; такая коррупция, которой нет ни в одном европейском государстве.

Председатель неправительственной организации «Бывшие политзаключенные — за права человека» Нана Какабадзе считает, что «в Грузии еще не созданы условия для вступления в Совет Европы, особенно это касается сферы защиты прав человека». По ее словам, решение ПАСЕ рекомендовать принять Грузию в Совет Европы является, скорее политическим.

Президент Лиги защиты конституционных прав Вахтанг Хмаладзе выразил надежду, что «вступление Грузии в Совет Европы вынудит ее правительство уделять серьезное внимание соблюдению прав человека в стране, а гражданам даст гарантию того, что их права действительно будут соблюдаться. В противном случае Совет Европы может принять против Грузии определенные санкции, вплоть до ее отчисления из организации».

Любопытно мнение специального представителя Генерального секретаря ООН в Грузии Ливиу Бота, который, комментируя событие, намекнул, что также считает принятие Грузии в СЕ своего рода авансом. В интервью одному из грузинских информационных агентств он сообщил, что не видит «никаких препятствий для вступления Грузии в Совет Европы», но это «повлечет за собой необходимость выполнения ряда условий, связанных с демократизацией общества и определением правовых рамок автономий для Абхазии и Южной Осетии».

1.2.       Проблема урегулирования конфликтов

1.2.1.      Проблема урегулирования грузино-абхазского конфликта

Новый год начался с неожиданного заявления официального Сухуми.

11 января Владислав Ардзинба сообщил, что с 1 марта этого года абхазская сторона самостоятельно начнет процесс организованного возвращения беженцев в Гальский район.

По его словам, в этих целях создается правительственная комиссия, которую возглавит первый заместитель главы абхазского правительства Константин Озган. Она будет заниматься непосредственно регистрацией беженцев и созданием необходимых условий для их возвращения. Кроме того, принято решение, что органы местной власти и РУВД Гальского района будут частично укомплектовываться из возвратившихся беженцев.

По данным абхазской стороны, к настоящему времени в Гальский район уже вернулись более 25 тысяч беженцев.

В заявлении, распространенном в Сухуми, говорится, что никто из возвратившихся «не будет подвергаться преследованию со стороны органов власти Абхазии, за исключением лиц, на которых в соответствии с четырехсторонним соглашением от 4 апреля 1994 г. такой иммунитет не распространяется».

Ардзинба призвал международные организации и Россию оказать поддержку процессу возвращения беженцев в Гальский район и высказал особую заинтересованность в участии представителей России в этом процессе. Он обратился к правительству России с просьбой поставить перед Советом глав государств СНГ вопрос об отмене решения саммита СНГ о введении ограничений на осуществление торгово-экономических, финансовых, транспортных операций с Абхазией, а также отменить постановление правительства РФ от 19 декабря 1994 года, согласно которому в связи с событиями в Чечне гражданам Абхазии от 16 до 60 лет запрещается пересекать границу на реке Псоу.

20 января Владислав Ардзинба подписал указ о создании правительственной комиссии по Гальскому району.

В этот день, выступая по радио Ардзинба еще раз заявил: «Всем, кто хочет жить в Абхазии, хочет растить здесь своих детей, будут созданы все условия для нормального возвращения к жизни. Тем же, кто желает распространения юрисдикции Грузии на территории Абхазии, лучше оставаться в Грузии, ведь республика Абхазия — это новое суверенное государство».

В конце января абхазская сторона начала распространение прокламаций в Гальском районе, адресованных местным жителям и беженцам из зоны конфликта. В прокламациях отмечается, что «президентом Республики Абхазия принято решение о начале процесса возвращения беженцев в одностороннем порядке в виду того, что руководство Грузии отказалось его решать».

Заявление абхазского руководства о намерениях в одностороннем порядке начать возвращение беженцев с 1 марта вызвало одобрение со стороны МИД РФ. Тем не менее, по словам специального представителя МИД России на переговорах по Абхазии Льва Миронова, сомнения заключаются в том, что намерения абхазской стороны маловероятно реализовать на практике без договоренности с грузинской стороной. «Грузинские беженцы, естественно, хотели бы вернуться домой, однако они должны получить заверения безопасности с обеих сторон, поскольку напряженность в зоне грузино-абхазского конфликта сохраняется».

МИД Грузии назвал решение Сухуми очередной попыткой ввести в заблуждение широкие слои общественности.

В официальном заявлении МИД 15 января отмечается, что «реальное осуществление процесса возвращения беженцев в Гальский район невозможно без непосредственного участия грузинской стороны и без четко определенных международных гарантий безопасности вернувшихся граждан». «Грузинская сторона готова возобновить прерванные по инициативе абхазской стороны переговоры о безопасном и достойном возвращении беженцев».

В традиционном интервью Национальному радио 18 января Эдуард Шеварднадзе поддержал позицию МИД.

Председатель Верховного совета АР Абхазия в изгнании Тамаз Надареишвили назвал обещания абхазского лидера «беспочвенными и создающими видимость улучшения ситуации на территории Абхазии». По его мнению, во-первых, режим Владислава Ардзинба не контролирует ситуацию на всей территории Абхазии, а во-вторых, абхазский лидер боится итогов заседания Совета безопасности ООН, которое в своей резолюции может зафиксировать факт этночистки и геноцид грузинского населения в Абхазии.

Любопытно мнение министра культуры правительства АР Абхазия в изгнании Сулико Схулухия. В интервью одному из грузинских информационных агентств она заявила, что «многие беженцы дошли до такой степени отчаяния, что готовы откликнуться на приглашение Владислава Ардзинба вернуться в свои дома».

Комментируя намерения официального Сухуми, специальный представитель Генерального секретаря ООН в Грузии Ливиу Бота отметил, сказал, что «в настоящее время миссия ООН еще находится под впечатлением событий мая 1998 года в Гальском районе, поэтому беженцы в Гальский район должны возвращаться под контролем международных организаций. Но если у беженца есть желание вернутся на родину, это его личное дело и ему нельзя препятствовать».

Тем временем, не смотря на односторонние инициативы абхазской стороны, переговорный процесс по возвращению беженцев продолжается. В настоящее время Тбилиси и Сухуми согласовывают два документа — Соглашение по предотвращению вооруженных столкновений и Протокол о возвращении беженцев в Гальский район и мерах по экономическому восстановлению. Но если первый документ, как говорят представители сторон, не вызывает вопросов, то по второму остаются существенные расхождения.

Следует отметить, что ситуация в зоне конфликта продолжает оставаться напряженной, что делает возвращение беженцев в Гальский район проблематичным.

17 января в селе Ганахлеба Гальского района, входящем в зону безопасности, на противотанковой мине подорвалась группа местных жителей грузинской национальности, три человека погибло, двое тяжело ранены.

25 января в Гальском районе Абхазии в районе села Отобая, входящего в зону безопасности, контролируемой миротворческими силами, в результате перестрелки погибли двое абхазских милиционеров и трое ранены.

Абхазская сторона утверждает, что «патруль абхазской милиции попал в засаду, устроенную грузинской диверсионной группой». Грузинская сторона опровергает это утверждение, выдвигая свою версию о внутренних «разборках» абхазов, в которые вмешались российские миротворцы. В свою очередь командование российских МС опровергает эту версию.

28 января На противопехотной мине подорвался в зоне безопасности в Гальском районе Абхазии военнослужащий миротворческих сил СНГ.

На очередной январской грузино-абхазской встрече при посредничестве командования миротворческих сил и военных наблюдателей ООН абхазская и грузинская стороны обязались провести блокирование двух грузинских вооруженных формирований, состоящих из местных жителей, и занимающихся грабежом и разбоем в районе населенного пункта Земо-Баргеби Гальского района. По словам политического советника миротворческих сил Николая Русака, «ликвидацией этих вооруженных формирований на территории Абхазии будет заниматься абхазская милиция совместно с российскими миротворцами».

31 января состоялось заседание Совета Безопасности ООН, на котором в очередной раз рассматривалась проблема урегулирования грузино-абхазского конфликта.

Накануне, 29 января, на сессии Совета Безопасности ООН был рассмотрен вопрос об обеспечении защиты беженцев и других лиц в условиях конфликта, в связи с чем заместитель Генерального секретаря ООН Луиз Фрешет представила на заседании Совета Безопасности соответствующий доклад Генсека ООН Кофи Анана.

В докладе отмечается, что конфликты, в ходе которых уничтожается и изгоняется местное население, достигли беспрецедентного числа. Исходя из этого по рекомендации Генсека ООН будут разработаны новые и усовершенствованы существующие международные механизмы решения проблем беженцев. Решение этих проблем предполагается осуществлять по трем этапам:

— Легкий: эффективная реакция на проблемы беженцев со стороны правоохранительных органов государства;

— Умеренный: предусматривает размещение в зоне конфликта международных гражданских и политических наблюдателей;

— Сильный: предусматривает проведение миротворческих (военных) операций, причем приоритет отдается использованию субрегионального механизма.

Грузинская делегация на сессии добивалась включения в резолюцию СБ ООН «четкого определения — кто и что препятствует продвижению вперед процесса урегулирования конфликта в Абхазии». Но текст резолюции был традиционен. Совет Безопасности еще раз подтвердил поддержку территориальной целостности Грузии и вновь подчеркнул, что «урегулирование конфликта непременно должно подразумевать ее восстановление, а также безусловное, безопасное и достойное возвращение беженцев».

1.2.2.      Проблема урегулирования грузино-осетинского конфликта

9 января в Цхинвали прошла встреча правительственных делегаций Грузии и Южной Осетии.

Грузинскую сторону на встрече возглавлял госминистр Грузии Важа Лордкипанидзе, осетинскую — председатель правительства РЮО Мераб Чигоев. Во встрече участвовали представители Российской Федерации — советник посольства России в Грузии Владимир Малышев и командующий миротворческими силами Александр Макушкин, а также глава миссии ОБСЕ Жан Мишель Лакомбю. От Северной Осетии во встрече участвовала делегация, которую возглавляет министр по делам национальностей Теймураз Косов.

Приоритетными направлениями на переговорах стали энергетика, связь, транспорт, строительство и сотрудничество в сфере образования.

По словам госминистра Грузии Важи Лордкипанидзе, была достигнута договоренность провести в конце января встречу экспертных групп по вопросу определения статуса Южной Осетии.

В средствах массовой информации представители грузинской сторона комментировали итоги встречи весьма оптимистично, чего не скажешь об осетинской стороне.

«Я не удовлетворен итогами недавней встречи в Цхинвали с госминистром Грузии Важей Лордкипанидзе ввиду того, что итогов как таковых не существует», — заявил в интервью одному из грузинских информационных агентств личный представитель президента РЮО, координатор процесса по урегулированию южноосетинского конфликта Вячеслав Гобозов.

«Грузия в очередной раз отделалась обещаниями — на переговорах практически не был решен ни один серьезный экономический вопрос. Складывается впечатление, что приезд в Цхинвали грузинская сторона запланировала как исключительно пропагандистское мероприятие для демонстрации якобы активного урегулирования грузино-осетинских отношений».

Вячеслав Гобозов заявил, что Грузия еще не готова к решению проблем на серьезном уровне.

1.3.       Политические партии и парламентские выборы

Первый месяц года парламентских выборов ознаменовался созданием нескольких новых партий, пассивностью правящего Союза Граждан Грузии (СГГ) и активностью оппозиции.

Новый год по старому стилю, оппозиция провела в Батуми. Ее лидеры — социалист Вахтанг Рчеулишвили, лейборист Шалва Нателашвили, представители партии «Сахалхо» Мамука Гиоргадзе и Вано Хухунаишвили посетили председателя Верховного Совета автономной республики Аджарии Аслана Абашидзе.

Разговор касался «будущих планов». Мамука Гиоргадзе не исключил, что оппозиция на предстоящих выборах объединится в блок и «единым фронтом атакует» правящую партию.

В кулуарах СГГ со всей серьезностью поговаривают о том, что Аслану Абашидзе на выборах гарантировано в Аджарии 200 тысяч голосов. А это означает, что его «Агордзинебе» в будущем парламенте обеспечена фракция в составе не менее 30 человек. В связи с этим ему нет смысла объединяться с оппозицией.

В то же время самые смелые эксперты считают, что можно ожидать сюрприза — не исключено, что «Агордзинеба» и «Союз граждан» могут «подружиться».

В январе в Тбилиси появились плакаты с портретами Игоря Гиоргадзе и надписью, уверяющей, что будущее принадлежит ему. Таким образом «первый террорист» Грузии, скорее всего, сам того не ведая, начал предвыборную кампанию.

Как заявил газете «Ахали таоба» («Новое поколение») лидер грузинских коммунистов Пантелеймон Гиоргадзе, его сын «никогда не хотел», чтобы кто-либо развешивал на стенах его портреты. Но лидер ЕКПГ считает, что это сделали «поклонники» Игоря Гиоргадзе в знак любви к нему, и «тут ничего не поделаешь».

При этом Пантелеймон Гиоргадзе не отрицает, что Игорь может принять участие в будущих парламентских выборах».

В середине января стало известно о создании Партии промышленников, пока, правда, официально не оформленной. Инициаторы ее создания — председатель Союза промышленников Грузии Бесо Джугели, владелец компании «Казбеги» (пивоваренные заводы) Гоги Топадзе и президент фирмы «Самеба» Тамаз Ткемаладзе.

По информации газеты «Алиа», промышленники встретились с Шеварднадзе и заявили, что на выборах 2000 года они «серьезно помогут президенту финансами, если Шеварднадзе будет с ними сотрудничать». Эдуард Шеварднадзе обещал «подумать».

2.    Экономика и финансы

2.1.       Финансовая ситуация и бюджет

В январе продолжилось падение курса национальной валюты — лари.

На первых в 1999 году торгах Тбилисской Межбанковской валютной биржи 5 января курс лари по отношению к доллару составил 1,97 лари за доллар. В сравнении с последними торгами 31 января 1998 года, курс лари упал на 18 пунктов.

На следующий день, 6 января курс лари упал еще на 21 пункт. Таким образом за два дня уровень падения национальной валюты составил более 20%.

В течение января курс национальной валюты колебался вокруг 2 лари за 1 доллар. На последних январских торгах курс бы зафиксирован на отметке 2,05 лари за 1 доллар США.

На специальной пресс-конференции министр финансов Грузии Давид Онопришвили еще раз связал решение финансового кризиса с налоговой политикой. Он заявил, что стабилизация курса лари зависит в том числе от того, будут ли возвращены в виде налогов в бюджет те суммы, которые были выданы для стабилизации валюты в декабре.

Что же касается государственного бюджета на 1999 год, то он должен быть вынесен на рассмотрение в парламент не позднее 1 февраля. В январе министерство финансов и соответствующие комитеты парламента согласовывали основные параметры бюджета с находящимися в Грузии экспертами Международного валютного фонда. Главное внимание международные эксперты уделяли доходной части бюджета и фискальной политике.

Предполагается, что доходная часть бюджета должна составлять 1 млрд. 150 млн. лари, а расходная — на 150 млн. больше. Онопришвили не исключает, что в нынешнем году международные финансовые организации и западные страны-доноры окажут Грузии помощь на сумму более чем в 100 млн. лари.

28 января накануне внесения бюджета на рассмотрение парламента постоянный представитель МВФ в Грузии Хантер Монро дал пресс-конференцию, на которой заявил, что Международный Валютный Фонд примет решение о предоставлении очередной финансовой помощи Грузии только при условии правильной фискальной политики правительства страны в течение нескольких месяцев.

По мнению Хантера Монро, бюджет Грузии на 1999 год будет очень жестким, так как его расходная часть снижена по сравнению с прошлым годом. Кроме того, возрастут расходы на обслуживание внешнего долга, которые составят около одной трети налоговых поступлений в целом.

«Самым оптимистичным моментом» в бюджете Грузии на 1999 год Хантер Монро назвал предполагаемый рост налоговых поступлений в размере 39%. Этот прогноз, по его словам, может стать реальностью только в том случае, если соответствующие службы смогут добиться максимальных поступлений от импорта сигарет и нефтепродуктов. Кроме этого, свою роль должно сыграть и введение НДС на сельскохозяйственную продукцию.

Хантер Монро выразил удовлетворение по поводу предполагаемого введения с 1 февраля акцизных марок на алкогольную продукцию и сигареты.

По словам представителя МВФ, в стране существуют «определенные силы и группы людей, которые не хотят платить налоги, но если мы хотим, чтобы Грузия стала развитой страной, то государство обязано обеспечить поступления в бюджет».

Хантер Монро также прокомментировал возможность введения политики протекционизма для местных предприятий. Монро отметил, что она не должна распространяться на предприятия, деятельность которых не может быть эффективна. В основном, это те крупные предприятия, которые на данный момент простаивают.

29 января правительство Грузии одобрило предложения по реструктуризации задолженностей перед бюджетом ряда предприятий и организаций. По непроверенным данным, представители МВФ в Грузии высказали недовольство списком предприятий-фаворитов.

Всего было отобрано 13 предприятий, общая задолженность которых составляет 7 123 085 лари (эквивалентно примерно 3,6 млн. долларов). Период реструктуризации составляет три года — с 1 декабря 1998 года по 1 декабря 2001 года — причем в первый год сумма долга будет заморожена.

По словам министра финансов Грузии Давида Онопришвили, список предприятий был предварительно рассмотрен на заседании комиссии по изучению целесообразности реструктуризации налоговой задолженности на основании процедуры, предусмотренной законом «О реструктуризации налоговых задолженностей».

Согласно планам грузинского правительства, реструктуризация задолженности позволит предприятиям направить денежные средства полученных от хозяйственной деятельности на развитие производства и оплату текущих налогов, а в дальнейшем — покрыть задолженности.

2.2.       Приватизация и экономические реформы

27 января на заседании правительства президент Шеварднадзе заявил: «Приватизация — это не самоцель, а возможность привлечь инвестиции для реструктуризации и модернизации находящихся в собственности государства объектов.»

Заседание было посвящено приватизации сектора телекоммуникаций, Потийского морского порта, а так же и электрораспределительных компаний и объектов генерации страны.

Приватизация телефонных коммуникации Грузии должна быть проведена к концу 1999 года. Тендер намечен на середину февраля. Предполагается, что в нем примут участие крупные иностранные банки.

Что же касается приватизации Потийского морского порта, то проект предусматривает создание администрации Потийского порта, в управление которой перейдет та часть собственности порта, которая не подлежит приватизации и хозяйственного субъекта, на базе которого в дальнейшем будут созданы совместные с инвесторами предприятия по эксплуатации порта.

С 1 апреля начнется процесс передачи во временное правление пакета акций ряда гидроэлектростанций потенциальным инвесторам. Не исключено, что в число этих объектов войдет и Тбилисская ГРЭС.

Рассмотренные на правительственном заседании объекты приватизации не единственные в 1999 году.

В начале января госдепартамент автодорог Грузии объявил публичные национальные торги и конкурс на содержание межгосударственных и внутригосударственных дорог. С победителями конкурса будут заключены контракты сроком на 4 года.

Министерство сельского хозяйства заявило, что сразу после утверждения госбюджета будет объявлен тендер на право производства грузинского чая.

8 января двенадцати зарубежным фирмам были разосланы условия тендера по внедрению и управлению системы предимпортного контроля.

Организация, победившая в тендере по внедрению и управлению системы предимпортного контроля должна обеспечить за первый год работы 50-процентное возрастание таможенных сборов по сравнению с 1998 годом (в 1998 году таможенные сборы составили около 200 млн. лари). Затем, согласно тендерным условиям, таможенные сборы, на второй и третий год работы, должны возрастать еще на 20%.

Прием заявок на участие в тендере заканчивается в начале марта.

Согласно условиям, контракт должен быть подписан с 1 по 10 мая, а с 1 июня фирма-победитель должна приступить к работе. Действие контракта заканчивается 31 декабря 2001 года.

Победитель тендера будет прогнозировать поступление импортных товаров и контролировать условия сделок по закупке товаров, заключаемых за границей, проверять правильность заполнения таможенных деклараций и т.д.

Следует отметить, что тендерные условия не предусматривают конкретного процента прибыли, который получит фирма за внедрение системы предимпротного контроля — эти условия должны предложить участвующие в конкурсе фирмы. Однако, по словам директор департамента по налогово-таможенной политике министерства финансов Гочи Гиоргадзе, размер прибыли не станет для тендерного комитета главным приоритетом при выборе победителя. «Главное, чтобы фирма предложила схему, которая будет реально работать в Грузии».

В январе стало известно, что в 1999 году планируется провести акционирование ряда крупных предприятий военно-промышленного комплекса Грузии. Главная цель акции — привлечь в ВПК иностранных инвесторов.

По мнению председателя департамента по реформам и внешнеэкономическим отношениям министерства промышленности Грузии Юрий Меишвили, «иностранных инвесторов отпугивает тот факт, что в настоящее время все предприятия ВПК Грузии являются государственной собственностью».

По его словам, в 1999 году планируется акционировать такие крупные предприятия ВПК как Тбилисское Авиационное Объединение, предприятия «Орион», «Мион» и Батумский кораблестроительный завод. Программа позволит этим предприятиям привлечь иностранных инвесторов, внедрить современные технологии и выпускать конкурентоспособную продукцию как военного, так и гражданского назначения.

Контрольный пакет акций останется у государства.

В госбюджете Грузии на 1999 год запланировано получение доходов от приватизации объектов государственной собственности в размере 90 399,5 тыс. лари (эквивалентно примерно 45,5 млн. долларов). Однако здесь не учтены доходы от приватизации объектов сферы телекоммуникаций и связи и Потийского порта, так как из-за ряда факторов, в первую очередь — парламентских выборов, приватизация объектов телекоммуникаций может быть задержана.

2.3.       Транзит каспийской нефти

Предполагается, что в 1999 году госбюджет Грузии получит от 2 до 3 млн. долларов в результате транзита ранней каспийской нефти по грузинскому участку нефтепровода Баку-Супса.

5 января азербайджанская нефть пересекла государственную границу Грузии по трубопроводу, предназначенному для перекачки ранней каспийской нефти.

Заполнение трубопровода нефтью идет в нормальном режиме, согласно графику. Вся трасса маршрута трубопровода на территории Грузии и терминалы в Супса готовы к приему нефти.

В течение января проходили консультации экспертов по определению маршрута Основного Экспортного Трубопровода (ОЭТ).

Комментируя итоги переговоров, ответственный сотрудник пресс- службы международного консорциума AIOC Тамам Баятлы в интервью азербайджанскому агентству «Туран» отметила «некоторые успехи». По ее словам, стороны, наконец-то, приходят к взаимоприемлемым решениям. Это, в первую очередь, относится к коммерческим аспектам проекта.

Переговоры ведутся конфиденциально. При успешном завершении к концу февраля этого года можно ожидать подписания соответствующих документов по маршруту Баку-Джейхан.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)