Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Татьяна КАШИРИНА

Ивановская область

в январе 1999 года

1.    ИТОГИ 1998 ГОДА В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ

Январь, кроме обилия праздников, характерен двумя особенностями. Это — время подведения статистических (пока предварительных) итогов минувшего года и пора напряженного ожидания: каков же будет бюджет, сверстанный на год нынешний? Областная власть, всецело зависящая от московских трансфертов, еще только набрасывает контуры регионального и муниципального бюджетов, а во всех коридорах властных структур слышится: где же взять деньги?

Судорожный поиск источников дохода в области обусловлен в первую очередь тем, что финансовые итоги 1998 года не радуют. Во всех отраслях экономики наблюдается спад, происходит дальнейшее обнищание населения. Поэтому неудивителен пессимистический тон, каким пронизаны выступления представителей региональной элиты, мрачные прогнозы, исходящие от местных аналитиков всех толков.

В начале года местные СМИ дружно предоставили слово депутатам Государственной Думы от Ивановской области. Председатель комитета по экономической политике Госдумы Владимир Тихонов излагал коммунистические взглядов на развитие экономики: «Владимир Ильич поддержал стремление Законодательного собрания области передать энергообъекты в муниципальную и областную собственность, сказав, что он был инициатором национализации в энергетике и возрождения Министерства энергетики вообще: нового ввода мощностей не производится, а ресурсы изношены» [[1]].

На общем пессимистическом фоне выделяется интервью депутата Государственной Думы от Ивановской области Владимира Ларицкого, одного из самых прагматичных политиков в регионе. Представляет интерес, в частности, его видение решения самой больной для области проблемы — текстиля: «К сожалению, текстиль не та отрасль, которая должна быть государственной. Всюду в мире текстильная промышленность выведена из госсектора. Ей надо давать нормальные кредиты под гарантии государства. И это надо делать сейчас, ведь это та отрасль, в которую надо срочно вкладывать даже те маленькие деньги, которые появятся в бюджете развития. Дать оборотные средства — и предприятия «задышат». И проблема банкротства решаема — как приватизация, по пакетам акций. Если кто-то дает программу, в которой есть оборотные средства, пусть частное лицо, пусть корпорация, то можно сменить собственника. Пути оздоровления экономики есть, в их осуществление еще верится» [ [2]].

По свидетельству областной газеты «Рабочий край», Владимир Ларицкий «…удовлетворен тем, как работал комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, заместителем председателя которого являюсь…. Те законы, в разработке которых я участвовал, руководя группой разработчиков, и проводил через Госдуму, имеют, считаю, большое значение для совершенствования рыночных отношений в России.… Совершенно не удовлетворен тем, как эти законы работают, а вернее не работают — по причине полного провала рыночного реформирования экономики государства» [[3]].

Пессимистически настроен депутат Госдумы от ЛДПР Юрий Паршаков: «В заключительном 1999 году от работы Государственной Думы и правительства ничего хорошего не жду. Они вряд ли смогут повлиять на ситуацию. Инфляция будет выше планируемой, деньги будут обесцениваться ежемесячно, импортная бытовая техника постепенно исчезнет, отечественная станет дороже импортной, уступая ей при этом в качестве. Пока существуют старые комсомольские принципы прихода во власть, появление умных и порядочных людей в ней исключено, хотя их в России много. По мнению ЛДПР, Россия может подняться «с колен» за год, но для этого должен созреть избиратель. А пока избиратели имеют то, что выбрали — коммунистическую Думу и коммунистическое правительство» [[4]].

2.    Социальная сфера

«Созреванию» избирателей не могут не способствовать те обстоятельства, в которых они оказались после 17 августа. Другой вопрос, каков будет их политический выбор. По-прежнему велика задолженность перед бюджетниками, пенсионерами; крохами выделяются средства на выплату пособий по безработице, о «детских» деньгах люди и мечтать забыли. Задолженность по ежемесячным выплатам на детей за последние 2 года составила более 220 млн. рублей.

На 29 января октябрьские пенсии оказались профинансированы на 86,7% от потребности.

По состоянию на 1 января 1999 года, задолженность по выплате пособий по безработице составляет 135 млн. рублей.

Проблема с трудоустройством — по-прежнему среди самых трудноразрешимых.

Два с половиной миллиона рублей, полученных в январе от Государственного фонда занятости населения на пособия по безработице покроют только часть долгов за осенние месяцы 96 года. Число безработных растет. Ряды безработных начали активно пополнять разорившиеся торговцы-«челноки» и прочие мелкие бизнесмены, а также те, кто был занят на сезонных работах. По состоянию на 1 января 1999 года, в целом по области ищущих работу и состоящих на учете в службах занятости было 31 591 человек. Из них признаны безработными 29 427 граждан, а выплата денежных пособий назначалась для 25 352-х. Уровень безработицы (по отношению ко всему трудоспособному населению) вырос по сравнению с декабрем и достиг показателя 4,4%, а к экономически активному населению — 4,7%.

Все более очевидным становится женский характер безработицы. За год в центры занятости обращались 24 346 женщин, среди безработных их — 51,1%.

Из безработных области 20,7% — селяне, 42% — уволившихся по собственному желанию, 14% — попавших под сокращение. Бывших военнослужащих среди безработных было 426, вчерашних заключенных тюрем и колоний — 434.

И еще одна немаловажная деталь. Из всех безработных Ивановской области 11 273 человека имеют несовершеннолетних детей или детей-инвалидов.

Со скрипом гасятся долги по зарплате бюджетникам. Задолженность по зарплате медикам — вместе с начислениями — составила на начало 1999 года 54 миллиона рублей. В январе зарплату врачам и сестрам в Иванове выплачивали за ноябрь, в районах — за сентябрь, октябрь.

С учителями в областном центре рассчитываются за ноябрь, в районах, конечно, задолженность больше.

Безденежье вынудило интеллигенцию принять участие в январских акциях протеста. Надо сказать, что формы протеста, в которые выливается недовольство людей, меняются. В Иванове, например, бастовало 35 школ, на этот термин весьма условен: были лишь приостановлены занятия в классах.

27 января — в день Всероссийской акции протеста учителей — отраслевой обком профсоюза провел «круглый» стол со множеством приглашенных: от педагогов до представителей власти. Но последние, по сведениям «Ивановской газеты», ничем не могли порадовать: «Основной ответ перед учителями держали замначальника облфинуправления Т. Марченко и начальник облуправления образования Л. Добрякова. Их выступления обеих следовал один вывод: прошлый год для системы образования был чрезвычайно трудным, наступивший будет еще труднее. В 1998 г. учреждения финансировались в основном по статье «зарплата» и совсем чуть-чуть на все остальное. Но даже при этом год завершили с долго в 50 млн. рублей. Ныне финансирование на эту сферу планируется урезать на 17%…

Перед начальником управления юстиции Н. Красиным собравшиеся поставили категоричный вопрос: Обращаемся в суд с исками на невыплаты зарплат и «книжных» пособий. А на решения суда в нашу пользу никто и внимания не обращает.

— Бюджет пуст, — сказал Н. Красин, — на счетах не имеется средств, и судебным приставам не из чего взыскать деньги»  [[5]].

Тем же нулевым результатом окончилось и очередное пикетирование медиками здания областной администрации 11 января, когда собравшиеся в очередной раз выслушали дежурные обещания вице-губернатора Ю. Воронова, изрядно, надо сказать, поднаторевшего в таких переговорах.

Особенностью январской акции протеста медиков стало выдвижение лозунга с требованием не допустить объединения онкологического диспансера с областной клинической больницей. Дело в том, что еще в декабре, несмотря на протесты специалистов и рекомендации Министерства здравоохранения, глава администрации области В. Тихомиров подписал постановление «О реорганизации областной клинической больницы». В соответствии с ним решено присоединить к областной больнице онкологический диспансер на правах структурного подразделения. Делается это «в целях рационального использования финансовых средств, устранения дублирующих хозяйственных организационно-методических и лечебно-диагностических структур». Профсоюз работников здравоохранения, не согласившись с доводами администрации и защищая онкодиспансер как самостоятельное учреждение, направил в арбитражный суд иск об отмене постановления. Областной арбитражный суд в удовлетворении иска отказал. Теперь обком профсоюза намерен обжаловать решение областного суда в окружном арбитражном суде.

Видимо, социальная незащищенность граждан и продиктовала социологической службе представительства Президента РФ в области темы для январских телефонных экспресс-опросов. Первый из них касался проблемы самой житейской: за счет чего люди зимой выживают?

«Делала ли ваша семья запасы овощей и других продуктов питания на зимний период?» — на этот вопрос подавляющее большинство респондентов — 70 процентов — ответили утвердительно. Еще 10 процентов сказали, что запасы делали, но не слишком большие. И только 20 процентов — каждый пятый — понадеялся на то, что овощами, солениями и варениями их обеспечит торговля.

«Будете ли вы делать запасы продуктов на будущую зиму?» — ответы на этот вопрос были столь же единодушны. 79% опрошенных подтвердили, что будут, иначе не прожить, 6% уверены, что делать этого не надо. Еще 15% этот вопрос еще не решили.

Вывод следует неутешительный, подводят итог социологи: подсобное хозяйство является одним из источников, обеспечивающим им жизнь.

Как ни тяжелы условия выживания, испытания на прочность продолжаются. В январе на 10% подорожала хлебобулочная продукция, с 1 февраля почти вдвое повышаются тарифы на электроэнергию. Как прореагировали люди на «сюрприз» от энергетиков, социологи выясняли в следующем экспресс-опросе. Подавляющее большинство опрошенных — 86% — уже были осведомлены о нерадостной новости. Впервые услышали о ней лишь 14% респондентов.

«Как скажется повышение цен на электроэнергию на благосостоянии жителей областного центра?» — ответы на этот вопрос оказались единодушными. 71% опрошенных считает, что скажется крайне отрицательно, 11% — что скажется отрицательно в определенной мере, и лишь 14% заявили, что новые тарифы на электроэнергию на бюджете их семей никак не отразятся. Затруднились с ответом 4% респондентов.

Поскольку изменение тарифов на электроэнергию — не единственная головная боль ивановцев, социологи предложили респондентам перечислить, какие стоящие перед ними проблемы они считают наиболее острыми (при этом можно было назвать и одну, и две, и три проблемы). Первой в списке опрошенные назвали задержку заработной платы и пенсий — эта проблема тревожит 62%. 50% озабочены ростом цен, 32% — недостаточным теплоснабжением. На четвертой позиции — 29% — оказалась проблема повышения тарифов на электроэнергию.

Прямым следствием роста безработицы и обнищания населения назвали аналитики УВД всплеск преступности в минувшем году. Итоги работы милиции подводил на пресс-конференции начальник областного УВД генерал-майор Г. Панин. Всего за год в области зарегистрировано 23 695 преступлений. Почти 63% от их общего числа являются тяжкими и особо тяжкими. Прирост по сравнению с 1997 годом составил 11%. В структуре преступности преобладают кражи (свыше 50%), грабежи (5,2%), мошенничество (2,6%). Резко возросло в прошлом году число убийств: от рук преступников погибло 237 человек.

Раскрываемость преступлений в области составила 76,6%, что чуть-чуть лучше общероссийской. Но раскрываемость убийств, разбойных нападений и краж снизилась по сравнению с прошлогодними показателями. Так, раскрываемость квартирных краж составляет чуть более половины.

Журналисты, как водится, задавали вопросы по поводу нашумевших (и так и нераскрытых) преступлений. В частности, об избиении соперника нынешнего губернатора на выборах 1996 года директора АПК «Кумир» Н. Лобаева и его взорванном «Джипе»; о чудом не взорвавшейся боевой гранате, закрепленной на входной двери квартиры руководителя областной общественной организации по защите прав потребителей Т. Гейстер. Интересовала журналистов и судьба бывшего начальника Ивановского ГУВД А. Рябова, прославившегося размахом незаконно возводимого им коттеджа. По поводу этого строительства областной прокуратурой было направлено представление в адрес генерала Панина. В нем, в частности, предлагалось: «Рассмотреть настоящее представление и, учитывая допущенные начальником УВД г. Иванова Рябовым А. А. нарушения при строительстве коттеджа и получении квартиры в г. Иванове, решить вопрос о соответствии его занимаемой должности».

На все эти неудобные вопросы генерал Панин, по мнению журналиста газеты «Рабочий край», ответил с милицейской изобретательностью: «Что касается преступлений, имевших большой общественный резонанс (избиение Н. Лобаева и взрыв его машины, угрозы в адрес Т. Гейстер и попытка ее подрыва, убийство сотрудника ООО «Ивжилсервис»), то они пока не раскрыты. Настораживает отношение Г. Панина к этим преступлениям. Н. Лобаеву Геннадий Михайлович посоветовал сменить круг общения, с Т. Гейстер, по его мнению, тоже не все однозначно. Но ведь по закону милиция должна защищать любого налогоплательщика, а не только того, кто сидит вечерами дома, уткнувшись в телевизор….

Гвоздем программы, вокруг которого вертелась нить разговора, в очередной раз стал полковник Рябов. В ответ на вопрос, почему Рябов получил неплохую должность в УВД, Г. Панин сказал: «Я полковниками швыряться не могу» [[6]].

3.    Экономика

В минувшем году экономика области в целом сработала хуже по сравнению с 1997 годом — отставание 10%. Первая половина года давала определенные надежды если не на продвижение вперед, то хотя бы на закрепление на определенных рубежах, однако августовский кризис превратил эти надежды в несбывшиеся. Предварительные показатели среднемесячного производства основных видов продукции в области видны из приведенной ниже таблицы, подготовленной областным комитетом статистики.

 

Таблица 1

Продукция

1997

1998

Электроэнергия, млн, КВт/ч

164,0

138,0

Теплоэнергия, т.Гкал

342,0

340,0

Станки всех видов, шт.

6,0

7,0

Стиральные машины

250,0

296,0

Автокраны, шт.

101,0

40,0

Экскаваторы, шт.

17,0

4,0

Красители синтет., тн

64,0

110,0

Лесоматериалы, кр. т. куб. м

10,4

9,2

Пиломатериалы, -»-

5,5

4,1

Сборный железобетон, -»-

3,9

3,3

Нерудные стр. мат-лы, -»-

93,3

100,0

Кирпич сторит., млн. шт.

6,5

7,0

Пряжа (всего), тыс. тн

6,7

5,2

Ткани (всего), млн. кв. м

71,6

63,7

в т. ч. хлопчатобум.

69,5

61,9

Обувь кожаная, тыс. пар

6,0

5,2

Чулочно-носочная, изд. т. пар.

56,0

39,0

Трикотажные изд. шт.

204,0

59,0

Швейные изделия, т. шт.

125,0

116,0

 

Как видим, возросло лишь производство нерудных стройматериалов, синтетических красителей, стеновых материалов, в том числе — строительного кирпича. На две трети снижен выпуск автокранов, и это не случайно: почти год завод лихорадило, коллектив объявлял забастовки. На три четверти уменьшилось производство экскаваторов и деревообрабатывающих станков, на 90% — чесальных машин, на четверть — металлорежущих, на 13% меньше получено сборного железобетона, почти на 16% — пиломатериалов и на 13% — лесоматериалов круглых. Более чем на 10% меньше прошлогоднего произведено теплоэнергии, почти на 12% сокращены объемы электроэнергии.

Отмечено, что, несмотря на такие «недовесы», много готовой продукции не реализовано и хранится на складах.

На 11 с лишним процентов снижено потребление электроэнергии. Лишь в одной из десяти ведущих отраслей увеличилось ее потребление — в промышленности стройматериалов (на 0,3%).

Не радуют и результаты работы предприятий перерабатывающей промышленности. Здесь также продолжается спад производства основных видов продукции.

Таблица 2

Продукция

1997

1998

Мясо

269

110

Колбасные изделия

353

207

Масло животное

151

174

Масло растительное

15,1

18,9

Рыбная продукция

27

25

Маргариновая прод.

33

2

Цельномолочная прод.

964

887

Хлеб, хлебобулоч. Изд.

6943

7058

Сыры

288

297

Мука

2412

2064

Макаронные изделия

191

207

Кондитерские изделия

331

346

Водка, лик. — вод. изд. т. дал.

16

24

Безалкогольные напитки, -»-

15

16

Пиво

38,3

50

Консервы, тыс. усл.. банок

51

28

 

Снижено производство мяса, колбасных изделий, цельномолочной продукции. Зато возросло изготовление макарон, хлебобулочных изделий, рыбной продукции, животного масла. Значительный рост (55%) — произведенной водки и ликероводочных изделий.

К концу года масла, муки, не говоря уже о молоке и мясе стали получать намного меньше. Резко сократилось поступление на предприятия сырья.

Как обстоят дела в главной для края отрасли — текстильной? Хвастаться нечем. Снижение производства хлопчатобумажных тканей составило 7,6 процента.

В новом году после длительного перерыва, вызванного не столько праздниками, сколько необходимостью экономить теплоэнергию, заработал ряд текстильных предприятий. И хотя станки кое-где на ходу, главная проблема отрасли — сырье — остается нерешенной. Начальник управления промышленности областной администрации Евгений Осипов, отвечая на вопрос корреспондента «Рабочего края», сказал: «Сейчас все ждут постановления правительства о выделении льготного кредита на закупку сырья. Предполагается, что он будет даваться под 30% ставки рефинансирования Центрального банка. Правда, чтобы получить его, предприятиям придется представить в Минэкономики свои бизнес-планы. До нового года желание представить такие планы выразили почти все наши текстильные предприятия. И теперь многое зависит от качества этих бизнес-планов, поскольку все они будут проходить экспертизу в Минэкономики» [[7]].

Сырье — вопрос настолько болезненный, что в поисках хлопка посланцы текстильного края готовы ехать куда угодно. Вице-губернатора А. Жбанова, например, заинтересовали перспективы астраханского хлопка-сырца. Астраханцы в лице фирмы «Русский хлопок» готовы предоставить текстильщикам сырье, правда, в небольших объемах. Чтобы расширить посевы хлопка, необходимы инвестиции. Денег, как известно, у ивановцев нет.

«Круг замкнулся, — с горечью пишет корреспондент областной газеты «Рабочий край». — Астраханцы могут поставлять в Ивановскую область хлопок, но им нужны деньги на его выращивание, освоение новых площадей. Государство, несмотря на то, что еще два года назад была разработана правительственная программа «Хлопок», стоимость которой 9,5 миллиарда рублей, обеспечить эту программу финансами не в состоянии. В бюджете на 1999 год реализация ее вообще не значится. Надеяться на инвестиции из Ивановской области астраханцам тоже не приходится. Как ни прискорбно, с мечтой поправить состояние нашего текстиля при помощи российского хлопка на время, видимо, придется расстаться.

Это, разумеется, совсем не значит, что на астраханском хлопке ивановские текстильщики совсем не будут работать. По сведениям Алексея Жбанова, какая-то часть его в область должна поступить. Ждет немного хлопка и Виктор Иванов (директор АО «Навтекс» — Т. К.). Впрочем, сказать что-либо более определенное ни тот, ни другой не смогли. Оказалось, что судьба поставок астраханского хлопка в руках… председателя правления Ивановского банка Сберегательного банка РФ Раисы Ключевской. Именно здесь создано дочернее предприятие, которое и ведет все дела с астраханскими хлопкоробами. Однако желание корреспондента «РК» узнать, сколько хлопка поступает в область, на какие предприятия конкретно, насколько цена его отличается от стоимости узбекского сырья, — натолкнулось на нежелание Раисы Викторовны делиться информацией. Она категорично заявила, что «писать об этом не надо, никаких данных вы не получите, и вообще все, что касается астраханского хлопка — это сугубо коммерческая тайна» [[8]].

В нашем ноябрьском обзоре мы писали: «В пространном интервью заместителя главы областной администрации Л. Иванова «Рабочему краю» нет и намека на конкретную программу выхода промышленности из кризиса. Невольно возникает мысль: а видят ли сами чиновники какие-то перспективы? Может быть, по-прежнему все упования на московские трансферты да вот еще на областной конкурс «по изысканию дополнительных источников поступления финансовых средств в областной бюджет». Решение о нем приняло Законодательное собрание, а подписал его глава администрации области».

В конце января газета «Рабочий край» опубликовала сообщение о первых результатах этого конкурса (с заманчивыми, между прочим, призами). Ивановцы, в частности, предлагают сократить аппарат областной администрации, упразднить ставки освобожденных депутатов Законодательного собрания, упорядочить тарифы естественных монополистов и еще многое другое. Поделиться мнением об итогах конкурса «Рабочий край» попросил президента Союза промышленников и предпринимателей области Юрия Токаева. Он сказал: «СПП считает, что все предложения по наполнению бюджета области, за исключением, может, некоторых экзотических, заслуживают внимания. Но они становятся лишенными смысла, если в области не проводится целенаправленная эффективная промышленная политика. Решетом воду не вычерпать. Бюджетные потери от простоя вполне работоспособных текстильных и машиностроительных предприятий, на четверть загруженных Петровского спирткомбината и Шуйского ликероводочного завода, «мертвого» аэропорта, разоренного «Кумира», бесконтрольной продажи подпольной водки, недобора налогов там, где есть «живые» деньги — в оптовой и розничной торговле, и так далее — составляют сумму, превосходящую всю доходную часть консолидированного бюджета области.

Пустой бюджет — следствие, а не причина, симптом, а не болезнь. Болезнь — отсутствие четкой промышленной политики. Союз промышленников и предпринимателей предлагал неоднократно и предлагает вновь во главу угла ставить вопрос именно о промышленной политике и конкретных мерах по ее реализации. Без активной промышленной политики ответ на этот вопрос, когда мы будем жить по-человечески, звучит однозначно: никогда!»  [[9]].

Ведущие промышленники и предприниматели области еще в октябре прошлого года, что называется, ребром ставили вопрос о необходимости, а главное, возможности выхода из кризиса собственными силами, предлагая создать для этого областное правительство (мы писали об этом в соответствующем обзоре). По их инициативе еще в 1996 году появилось постановление главы администрации области «О высшем административно-экономическом совете (ВАЭС) Ивановской области». Но по ряду причин, по свидетельству Ю. Токаева, ВАЭС в последнее время бездействовал. Да и запрограммирован он был на работу в «общественно-безответственном» режиме.

Союз промышленников и предпринимателей видит свою роль более значимой. Ю. Токаев в цитированном интервью газете «Рабочий край» объясняет позицию СПП: «Все последние годы система управления оставалась не адекватной целям и задачам, стоящим перед экономикой, не имела четких перспектив, ориентиров. Администрация области принимала массу нужных постановлений, Законодательное собрание — правильных законов. Но исполнялись они далеко не лучшим образом, причиной чему — несовершенство все той же системы управления областью.

…— У СПП есть конкретные предложения?

— Не только предложения. Промышленники и предприниматели области готовы разделить ответственность за деятельность правительства (областного. — Т. К.), совместно с областной администрацией вырабатывать меры по выводу экономики области из кризиса. Потому что мы лучше других знаем, что и как делать» [[10]].

Но по всей вероятности, СПП стучится в замурованную дверь. Губернатор В. Тихомиров вряд ли отступит от однажды сказанного: «Пока я жив, никакого правительства в Ивановской области не будет».

Как всегда, «под фанфары» подается в местных СМИ очередное возвращение главы областной администрации из поездки в Москву.

«Губернатор привез радостную весть» — сообщает «Рабочий край» в первополосном материале номера от 23 января.

«Вчерашняя встреча главы администрации Ивановской области Владислава Тихомирова и его заместителей с главами администраций городов и районов открылась сценой почти по классику. Губернатор объявил своим младшим коллегам: «Я собрал вас, чтобы сообщить приятную весть — к нам идут… деньги и довольно значительные».

Таким оптимистическим итогом завершился накануне визит губернатора и его заместителя, начальника финансового управления Александра Грузнова, в Министерство финансов. По словам Владислава Николаевича, сумму нашей области дали действительно немалую, но какую точно — назвать он отказался из-за вполне понятной осторожности, поскольку деньги должны прийти через два-три дня. Все они пойдут в города и районы, так что главы администраций могут «закрывать даже большие дыры». Однако перечисление средств сопровождалось и некоторыми условиями. Все, что придет из Москвы, а также не менее 40% «живых» денег, собранных непосредственно в области, — должны пойти на выдачу зарплаты бюджетникам. Более того, нам дается менее чем месячный срок, чтобы полностью рассчитаться с ними. Поэтому губернатор убедительно просил глав местных администраций активизировать эту работу.

…Одновременно В. Тихомиров проинформировал, что и в бюджете нынешнего года наша область вроде бы тоже не обижена. Нам обещают трансферт в сумме 549 миллионов рублей, что вдвое больше того, что было записано в проекте бюджета первоначально, и больше чем планируется предоставить соседним областям» [[11]].

4.    бюджет

В то время как исполнительная власть «выбивает из Москвы» деньги, власть законодательная определяет параметры областного бюджета на 1999 год. Намеченные еще на середину декабря и не раз переносившиеся слушания по бюджету состоялись в Законодательном собрании области в последней декаде января.

Местные СМИ, освещавшие это событие, донесли до читателей похоронный настрой участников слушаний. Вот цитата из репортажа, опубликованного в еженедельнике «Иваново-Пресс»: «Тон разговору задала Т. Марченко — заместитель начальника финуправления. Помимо утомительного перечисления цифр, с трудом воспринимавшихся на слух, она заявила буквально следующее:

— бюджет-99 — чрезвычайный;

— задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы в бюджете не учтена;

— финансирование образования, культуры, здравоохранения по сравнению с 1998 г. сокращено;

— бюджет подписан Губернатором.

Ее вынужден был в своем выступлении поправить заместитель губернатора Ю. Воронов, заявивший, что бюджет еще не подписан, но подтвердил значительное сокращение бюджета социальных отраслей по сравнению с 1998 годом. И это были едва ли не единственные содержательные слова всего выступления, напоминавшего скорей что-то среднее между популярным изложением какой-то научной работы по теме и выступлением секретаря райкома в первичке.

На этом фоне резко выделялось выступление В. Рябинина — заместителя начальника управления экономики и прогнозирования, наполненное конкретикой о базе 1998 года и ожидаемом развитии промышленности в этом году. Порадовать ивановцев нечем. Кроме деревообработки, машиностроения и химической отрасли, в которых прогнозируется тенденция к стабильности и, возможно, некоторому росту, по остальным отраслям ожидается спад (куда уж дальше!). Поставки хлопка зависят от содействия ЦБ РФ и западных банков, для этого ведется подготовка бизнес-планов.

Выступления профсоюзных лидеров, депутатов, представителей образования, здравоохранения, культуры несли в себе заряд боли и гнева за поруганные права и достоинство всего населения области»  [[12]].

Рассказывая о прениях, корреспонденты «Рабочего края» отмечают общую неудовлетворенность представленным проектом бюджета: «Самые резкие по оценке выступления: предполагаемый бюджет антисоциален. Многие «бюджетники» говорили не о бюджете в целом, а о его «непрозрачности» и «непрописанности» по конкретным сюжетам и направлениям. В частности, депутатские слушания послужили поводом — и трибуной! — для возвращения и к очень злободневному для области вопросу объединения областной клинической больницы и областного онкологического диспансера.

Честно говоря, в ряде этих выступлений было больше эмоций, чем конструктива, скорее всего потому, что трудно назвать конструктивным сам будущий бюджет, направленный на латание дыр….

А в журналистском блокноте появилось несколько душераздирающих адресов жертв нынешнего образа жизни: учительница ростом 170 сантиметром весит 40 килограммов. Санитарка, получая (иногда только на бумаге) сто с небольшим рублей, приносит больным четвертушку хлеба к обеду… Можно ли к такому привыкнуть?»  [[13]].

В преддверии рассмотрения регионального и муниципального бюджетов проявляет активность и Ивановская городская дума. На очередном пленарном заседании она приняла решение «О постатейном финансировании бюджета 1999 года». В соответствии с ним временно, до принятия бюджета города на нынешний год, финансирование расходных статей должно осуществляться ежемесячно в размере 1/ 12 суммы расходов в 1998 году.

Перспектив на светлое будущее здесь, как и в масштабах области — почти никаких.

Еженедельник «Будни-2» в репортаже с заседания думы подчеркивает абстрактность и расплывчатость суждений, заменяющих предметный разговор о наполняемости бюджета: «По мнению специалистов, рассчитывать на существенное увеличение поступлений в городской бюджет по сравнению с прошлым годом попросту нереально. Дай Бог продержаться хотя бы примерно на том же уровне. А инфляция? А рост цен? А долги?

Ну хорошо. Сделали обрезание бюджета. На три месяца приостановили финансирование нескольких расходных статей. Сколько на этом можно сэкономить? Спасет ли это ситуацию? Ни цифр, ни расчетов депутаты не услышали. Говорят, что экономия — меньше одного процента.

И самое главное. Да, экономить и сокращать расходы придется. Но есть ли у городской администрации конкретная программа выхода из кризиса? Программа пополнения доходной части городского бюджета. Похоже, существует она лишь в форме самых общих пожеланий и намерений. Без серьезного просчета и анализа.

Между тем, бюджет 1999 года, очевидно, потребует каких-то неординарных решений и подходов. Есть ли они у исполнительной власти областного центра? Пока в этом приходится очень сильно сомневаться»  [[14]].

Городская исполнительная власть решилась на небывалый прежде шаг: глава города В. Троеглазов пригласил на встречу депутатов областного Законодательного собрания, избранных от Иванова. Цель встречи была обозначена откровенно: лоббирование интересов города при принятии областного бюджета. Однако, судя по всему, заполучить с помощью депутатов ЗС приличный кусок областного бюджетного пирога вряд ли удастся. Как сообщает корреспондент газеты «Рабочий край»: «Предложения и просьбы, высказанные руководителями города, депутаты областного Законодательного собрания выслушали внимательно и не могли не признать многие из них справедливыми и реальными. Есть только одна загвоздка, сказал депутат А. Мельников: составлением областного бюджета Законодательное собрание не занимается, это делает областная администрация, а депутаты только утверждают его. Поэтому, как можно было понять из заявления Мельникова, большие надежды на помощь депутатов, представляющих в ОЗС областной центр, возлагать не следует. Он посоветовал ивановцам использовать другие рычаги влияния на областную исполнительную власть, например федеральные законы, регулирующие финансовые взаимоотношения субъектов федерации и муниципальных образований.

Не добавил оптимизма и А. Буданов (депутат ЗС, лидер ивановского «ЯБЛОКА» — Т.К.). По его мнению, сейчас многие проблемы вообще трудноразрешимы, и не потому, что депутаты невнимательны к нуждам своих избирателей-горожан, а потому, что трудности испытывают все регионы страны. Из-за повседневного оскудения казны не исполняются многие важнейшие социальные законы, и просветов тут не видно. Он предложил городской администрации больше надеяться на себя. Например, провести анализ действующих в городе налогов и лоббировать те из них, что дают непосредственный доход в городской бюджет» [[15]].

5.    партийная жизнь

В январе политические партии, имеющиеся в области, напомнили о своем существовании, проведя свои конференции.

5.1.       НДР

Состоялась 5-я конференция Ивановской региональной организации общественно-политического движения «Наш дом — Россия».

Судя по всему, у членов НДР наблюдается некоторая растерянность в связи с изменениями в судьбе В.С.Черномырдина. Во всяком случае, корреспондент «Ивановской газеты» (в целом благожелательно относящейся к бывшей «партии власти») свидетельствует: «Не был обойден вопрос о лидере всего движения. На конференции разговор шел в диапазоне от «страшно выходить в люди с агитацией за Черномырдина» до «нам надо сохранить Виктора Степановича до лучших времен». Для более четкого определения позиции у региональной организации есть еще время. Вторая всероссийская конференция ВОПД «Наш дом — Россия», куда избрали делегатов и ивановцы, состоится в марте.

Более торопит другое политическое событие — предстоящие выборы в Государственную Думу РФ. За подготовительную работу для полноценного участия в них региональная организация НДР взялась безотлагательно»  [[16]].

5.2.       КПРФ

Коммунисты (что в общем-то привычно) демонстрируют сплоченность рядов. Проведена XXXIX отчетно-выборочная конференция Ивановской областной парторганизации.

Делегаты заслушали отчетный доклад первого секретаря областной организации коммунистов В. Тихонова (он же член ЦК КПРФ, секретарь ЦК КПРФ, председатель комитета Госдумы), приняли развернутое постановление, выбрали посланцев на очередной съезд партии. Возглавить областную организацию коммунисты вновь доверили В. Тихонову.

По данным, приведенным на конференции, областная организация КПРФ насчитывает 1345 коммунистов. Около 800 из них перешагнули рубеж 60 лет. 90% партийцев не имеют постоянных поручений и не могут своевременно платить членские взносы из-за задержки пенсий.

5.3.       «Отечество»

Новое объединение зарегистрировано в области. Начальник управления юстиции Н. Красин вручил регистрационное удостоверение руководителю Ивановского областного регионального отделения «Отечество» депутату Госдумы В. Ларицкому. В качеству лидера новой партии Владимир Ларицкий сказал:

«Программа «Отечества» один к одному совпадает с моим пониманием стоящих перед страной проблем и тактики их решения. А лидер организации Юрий Лужков своей работой доказал, что это вполне возможно. Теперь совету регионального отделения «Отечество», которое я возглавляю, предстоит так организовать деятельность нашей организации, чтобы получить реальные результаты уже в этом и следующем году. А состав новой Госдумы должен больше чем наполовину состоять из членов «Отечества»  [[17]].



Источники

[1]. Бреус В. И политикой экономике помогать // Иваново-Пресс. — Иваново, 1998. — 12 января. — №1. — С. 2—3.

[2]. Субботина А. В. Ларицкий: «Мы дадим возможность реализовать задуманное» // Ивановская газета. — Иваново, 1998. — 12 января. — №4. — С. 2.

[3]. Колчинский М. На парламентских часах — без четверти двенадцать // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 15 января. — №7. — С. 2.

[4]. Колчинский М. На парламентских часах — без четверти двенадцать // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 15 января. — №7. — С. 2.

[5]. Матющина Н. Образование: в зоне бедствия // Ивановская газета. — Иваново, 1998. — 28 января. — №16. — С. 1.

[6]. Загвозкина Ю. Панин: «Милиция — это не только Рябов» // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 28 января. — №15. — С. 2.

[7]. Смирнова Т. Праздники в ожидании кредитов // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 11 января. — №3. — С. 1.

[8]. Колчинский М. Будут ли работать ивановцы на российском хлопке? // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 23 января. — №12. — С. 2.

[9]. Пустой бюджет: Как работаем, так и живем // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 28 января. — №15. — С. 2.

[10]. Колчинский М. Совет, коллегия… правительство? // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 14 января. — №6. — С. 2.

[11]. Колчинский М. Губернатор привез радостную весть // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 23 января. — №12. — С. 1.

[12]. Чуда никто не ждал // Иваново-Пресс. — Иваново, 1998. — 26 января. — №3. — С. 5.

[13]. Смирнова Т., Малинина Ю. Что было, что будет, кто плюнет, кто к сердцу прижмет... // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 26 января. — №13. — С. 1.

[14]. Коровин М. Доходы тают, аппетиты растут // Будни-2. — Иваново, 1998. — Январь. — №3. — С. 5.

[15]. Колчинский М. Городские власти ждут помощи от областных депутатво // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 30 января. — №16. — С. 1.

[16]. Субботина А. Лидеров на переходе не меняют? // Ивановская газета. — Иваново, 1998. — 19 января. — №9. — С. 4.

[17]. Колчинский М. На парламентских часах — без четверти двенадцать // Рабочий край. — Иваново, 1998. — 15 января. — №7. — С. 2.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)