Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

С. АККИЕВА

Кабардино-Балкарская Республика

в январе 1999 года

В январе прошли итоговые коллегии различных министерств и совещания работников различных отраслей экономики. Все они признали: положение в экономике не внушает оптимизма. Положительные сдвиги произошли только на ряде предприятий, в целом же промышленность «лежит на боку». Положение же в сельском хозяйстве было охарактеризовано как «катастрофа». Резко осложнилось положение в социальной сфере. Ниже приводятся отчеты о работе коллегий министерств.

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.       Промышленность

В 1998 г. промышленным предприятиям республики было выделено 75 млн. рублей льготного кредита на пополнение оборотных средств. За 7 месяцев 1998 г. индекс физического объема производства промышленной продукции составил 111,7%. События 17 августа оказали парализирующее действие на крупные предприятия, интегрированные в общероссийскую экономику. Упали объемы производства. Многие предприятия остановились. Позднее ситуация выправилась и предприятия машиностроения и металлообработки превысили объемы производства, но с прогнозными заданиями справились лишь 11 предприятий.

Снижение объемов производства привело к увеличению основных фондов, не участвующих в процессе производства, слабой загрузке имеющихся мощностей. Только на крупных предприятиях министерства остаточная стоимость основных фондов, не задействованных в производстве, составляет более 168 млн. рублей, или почти четвертую часть установленных мощностей.

Острой остается проблема с реализацией готовой продукции — только 92% ее было отгружено. При ослаблении платежеспособности покупателей предприятия вынужденно отпускали свою продукцию без предоплаты. На 1 декабря 1998 г. дебиторская задолженность составила 222,7 млн. рублей, половина которой — просроченная.

Доля убыточных предприятий достигла к началу 1999 г. 60,9%.

Деньги для кредитов найти очень трудно. Особо было подчеркнуто, что правительство использует любую возможность, стараясь привлечь в республику инвесторов. В этом направлении надо работать и самим предприятиям, чтобы «привести» в республику партнеров, способных вывозить продукцию местных заводов и фабрик. В ближайшее время республике необходимо выдержать конкуренцию с другими регионами в плане размещения совместных предприятий по сборке продукции из ввозимых из-за рубежа комплектующих и затем ее реэкспорту.

Остро был поставлен на коллегии вопрос о наведении порядка в отрасли. Председатель правительства подчеркнул, что «экономика, не могущая удержать в легальном обороте три четверти произведенного, никогда не поднимется. Почему горе-руководители так распоряжаются собственностью предприятий, что теперь по всей стране приходится собирать деньги за продукцию, отгруженную предприятиями несуществующим фирмам? Это хрестоматия воровства. А правительство ломает голову, где взять копейки для кредитов тем, кто честно работает» [[1]].

1.2.       Сельское хозяйство

Сложное положение в мясомолочной отрасли: почти 71% поголовья скота содержится в частном секторе, в то же время заготовка молочной продукции ведется очень слабо, закуплено у населения только 2126 тонн.

Из 6710 тонн мяса, реализованного хозяйствами республики, на мясокомбинат поступило всего 2,3% (преимущественно выбракованный скот, не пригодный к продаже на рынке).

Резко сократилось поголовье скота в общественном стаде. Сохранить и увеличить поголовье против 1997 г. удалось лишь в Прохладненском (109%) и Эльбрусском (104%) районах. В Урванском же районе осталось лишь 43% поголовья овец.

Засуха привела к недобору ожидаемого урожая по всем видам возделываемых культур. Валовой сбор зерна составил 56,6% к уровню 1997 г. Последний раз так мало зерна было собрано 43 года назад в 1955 г.

Неплатежи подорвали базу собственного производства семян в республике. В большинстве хозяйств прекращен уход за садами, резко упала урожайность.

На коллегии было отмечено, что «землю, бездарно используемую коллективными хозяйствами, нужно раздать людям на основании хорошо продуманных договоров».

На коллегии был поставлен вопрос и о переориентации сельского хозяйства республики с производства пшеницы, кукурузы и животноводства на производство плодов, овощей, вина, водки. В период реформ садоводство пришло в запущенное состояние, раскорчевано 600 га садов.

Из 129 сельхозпредприятий республики — 116 убыточны. Сумма убытков составила 180 млн. рублей.

Говорили о необходимости возрождения районных сельхозтехник и МТС, о возрождении системы мелиорации и проведении непрерывных зимних поливов почвы для спасения озимых, о поддержке частных сельхозпроизводителей.

Самой необходимой мерой было признано сокращение управленческого аппарата. В республике количество коров в общественном секторе сократилось на 6260 коров, а зоотехническая служба сохранилась в полном объеме.

Работе всего агропромышленного комплекса республики была дана неудовлетворительная оценка [[2]].

1.3.       Топливо и энергетика

В 1998 г. КБР потратила 1 млрд.465,5 млн. кВт/час электроэнергии (при этом сама выработала 99,2 млн. кВт/час), более 8 тыс. тонн сетевого и 3 тысячи 380 тонн сжиженного газа и 43,3 тонн угля.

Для республики крайне важно собственное энергообеспечение. Строительство малых ГЭС — решение проблемы. Осенью во время визита председателя правления «ЕЭС России» А.Чубайса был подписан протокол о выделении в этом году 160 млн. руб. из средств РАО на строительство Нижнечерекского каскада ГЭС. Кроме этого, 50 млн. будут выделены из бюджета КБР, а 15 — из собственных средств «Каббалкэнерго».

Успехи есть в газификации республики. За год газифицированы 9 населенных пунктов. В 1999 г. намечается провести около 400 км. газопроводов, что даст возможность почти полностью газифицировать республику (за исключением ряда горных сел).

В 1998 г. в КБР появилась новая отрасль — нефтедобыча и переработка. Проблемы с капиталовложением замедлили развитие скважин, нефти было добыто 5,3 тыс. тонн, вместо 20,1 тыс. тонн по плану.

Проблемным остается рынок горюче-смазочных материалов. Одной из мер, направленных на стабилизации ситуации, считают реорганизации сети АЗС. В КБР 358 автозаправочных станций, из которых 120 — частные (коммерческие), 50 — АО «Каббалкнефтепродукт», остальные — ведомственные (собственность различных предприятий и организаций). Предполагается до 2001 г. 68 АЗС реконструировать, 42 — перенести, а 24 — снести. В глобальном масштабе для наведения порядка на рынке ГСМ необходим жесткий контроль. По словам гендиректора «Каббалкнефтепродукта» В.Карданова, у него нет информации, где, когда, кому и как ГСМ поступают и реализуются, и «никому не запрещают заниматься этим бизнесом». Руководитель АО «Каббалкнефтепродукт» призвал к запретительным мерам. Он заявил, что призывает к ним из-за заботы о своем предприятии — в 1998 г. у объемы реализации у «Каббалкнефтепродукта» упали на 8%.

Жаркие дебаты на коллегии шли по вопросу о неплатежах. При 100% оплате энергоресурсов их стоимость можно было бы снизить до 60% от нынешних тарифов, тем не менее на 1 января 1999 г. долг потребителей за электроэнергию составил 458,5 млн. рублей. За год удалось собрать только 9% живых денег и то за счет населения, которое платит за потребляемую энергии и страдает от веерного отключения электричества Данные о всех неплательщиках идут в РАО «ЕЭС России». В январе был отключен один из крупных заводов. По мнению энергетиков, неплательщиков, уверенных, что их не отключат, потому что «не посмеют», должен отрезвить опыт Дальнего Востока и северных областей России. [[3]].

1.4.       Инвестиции

Министерство внешних связей в 1998 г. свою работу по привлечению инвестиций в республику оценило как удовлетворительную. Всего было привлечено инвестиций в сумме 100 млн. долларов США. Падение инвестиционного рейтинга РФ, снижение объемов внешнеэкономической деятельности сильно сказалось на всей работе МВЭС КБР. Не удалось ему и провести через парламент республики закон о льготах участникам внешнеэкономической деятельности. Но принят Закон КБР «Об иностранных инвестициях на территории КБР». В работе с инвесторами упор делается на страны бывшего Варшавского договора и страны, где есть адыгская диаспора: Иорданию, Сирию, Турцию, Германию и США.

Особое внимание было уделено развитию отношений с Москвой как субъектом Федерации. В частности, республика только частично погасила задолженность перед Москвой (товарным взаимозачетом) тех 75 млн. руб., которые были переданы ряду промышленных предприятий как оборотные средства для наращивания производства. Не все предприятия проделали подготовительную работу с тем, чтобы КБР передала в собственность правительства Москвы 51% пакет акций. Это условие необходимо выполнять, ибо по местному законодательству правительство Москвы имеет право вкладывать инвестиции только при наличии в их распоряжении контрольного пакета акций предприятий [[4]].

2.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

2.1.       Труд и социальное развитие

На коллегии министерства труда и социального развития было подчеркнуто, что «положение в социальной сфере не просто тяжелое, а очень тяжелое».

В 1998 г. реальная заработная плата снизилась на 7,6%. Номинальная зарплата работников сельского хозяйства и легкой промышленности была чуть выше минимальной заработной платы. Основными причинами низкого уровня заработной платы были названы нестабильная работа предприятий или же их полная остановка, содержание излишней численности персонала, отсутствие рынков сбыта продукции, кризис неплатежей.

Сложной оставалась ситуация по выплате заработной платы. Задолженность на 1 декабря 1998 г. составила 227,8 млн. рублей, в том числе в бюджетной сфере — 59,3 млн. рублей.

Ухудшилось положение в области охраны труда. Износ основных фондов, низкая технологическая дисциплина, сокращение или полное упразднение служб охраны труда и техники безопасности явились причиной гибели 18 человек в результате несчастных случаев на производстве.

Продолжались задержки выплат пенсий, наиболее много нареканий населения вызвал Центр по начислению и выплате пенсий, работники которого допускали задержки по начислению пенсий, несвоевременно готовили документы на выплату доплат и пересчет пенсий [[5]].

2.2.       Образование

В 1998 г. продолжалась реформирование системы образования. Реформирование направлено на то, чтобы процесс образования и реформирования стал многоуровневым и непрерывным. Начат переход начальной школы на развивающие системы обучения.

Острой, требующей принятия неотложных мер признана проблема обеспечения полезной занятости детей в свободное от занятий время. Для этого необходимо выделить сельским школам землю для выращивания овощей и т.д. Средства оставлять в школе. Без ответа при этом остался вопрос: «Дети в школе должны учиться или выращивать картошку?».

На коллегии важной задачей была названа подготовка приема в вузы учащихся средних школ. Уже ряд лет в КБР проводится политика приема в вузы практически всех выпускников школ. Намечено не прерывать эту линию.

На коллегии был поднят очень важный в условиях КБР вопрос — интернационализации студенчества. Доминирование студентов только кабардинской национальности при малом представительстве студентов русскоязычных вызывало много разговоров. Особенно дискутировалось малое число в вузах КБР студентов из двух русских районов республики — Прохладненского и Майского, которые в значительной степени ориентировались на учебные заведения соседнего Ставропольского края. Об этом было сказано буквально следующее: «Мы должны сделать все для того, чтобы ни один человек, выпускающийся из школ Кабардино-Балкарии, не остался неохваченным специальным образованием. Более того, чтобы ни один майчанин, ни один прохладянин не уезжал в Ставропольский край».

Критике были подвергнуты негосударственные учебные заведения. Предлагалось внести поправки в Закон об образовании о приоритетном предоставлении рабочего места тем, кто оканчивает официальное государственное заведение по официальным государственным стандартам.

В последнее время наблюдалась напряженность в системе образования в связи с задержкой заработной платы. Но, как было сказано, по сравнению с некоторыми регионами России, где задолженность по выработке зарплаты работникам образования превысила годовой фонд оплаты труда, в КБР ситуация более благополучная [[6]].

2.3.       Здравоохранение

В 1997 г. была принята Концепция развития и реформирования отрасли здравоохранения и выработан план мероприятий по стабилизации и повышению эффективности деятельности здравоохранения республики на 1997 — 2000 годы. Основные идеи концепции: сохранение устойчивости функционирования отрасли в условиях дефицитного бюджета, реформирование отрасли, обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, функционирование Закона о медицинском страховании в полном объеме.

Кадровый потенциал системы здравоохранения представлен 3273 врачами и 7993 — среднего медперсонала. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составила 41,1, средним медперсоналом — 101,7%. Процент укомплектованности врачебным персоналом составляет 94,2%, средним медперсоналом — 95,6.

По итогам 1998 г. состояние здоровья населения характеризуется как удовлетворительное.

Наибольших положительных результатов удалось добиться в рамках программы «Безопасное материнство». Показатели младенческой смертности снижены на 3%, на 25% уменьшился показатель мертворожденности, на 15,6% — перинатальной смертности. Это удалось достичь благодаря созданию республиканского перинатального центра.

Продолжается ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу — заболевоемость выросла на 11,8%. Смертность от туберкулеза увеличиалсь на 4,3%. Наиболее высокий рост заболеваемости отмечается в Эльбрусском районе (на 200%), Прохладненском (на 66,3%), Чегемском (на 28,4%) районах и г. Нальчике (на 26,6%).

Рост алкоголизма составил 27,9%. Наиболее неблагоприятная ситуация в Прохладненском, Майском районах и г. Нальчике. Алкоголизмом страдают люди наиболее трудоспособного возраста — с 20 до 59 лет (93,1%).

Крайне тревожная ситуация складывается с потреблением психоактивных веществ. На 10,3% по сравнению с 1997 г. увеличилась общая численность больных наркоманией и токсикоманией (это официальные цифры, которые в действительности по меньшей мере на порядок выше).

Для выправления ситуации в здравоохранении были определены основные задачи, среди которых: приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения, профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности от основных причин, угрозы возникновения эпидемий, преобразование амбулаторно-поликлинической сети, участковых больниц, формированию института общей практики, реформированию стационарной сети [[7]].

3.    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1.       Прокуратура

На коллегии работников прокуратуры деятельность этого органа была подвергнута критике. Важное место было уделено проблеме кадров, ибо от них зависит разрешение всех задач. В этой области порядка добиться также не удалось. В 1998 г. по различным основаниям увалены 13 сотрудников прокуратуры, в должности понижены двое, 12 человек получили дисциплинарные взыскания, 8 из них — за нарушение обязанностей по службе.

В 1998 г. продолжались мошенничества в кредитно-банковской деятельности, нарушение законодательства о труде, законов об административной деятельности государственных органов. Возбуждены уголовные дела по нецелевому использованию бюджетных и внебюджетных средств, выявлено 165 нарушений законов о налогах.

На коллегии было признано, что перелома в борьбе с преступностью не наблюдается. Статистическая отчетность, на основе которой делались выводы, также подверглась критике. О восстановлении контроля над криминогенной ситуацией говорилось при росте удельного веса тяжких преступлений. В 1998 г. в республике зарегистрировано 6731 преступление; удельный вес тяжкой преступности составил 60,4%.

Рост преступности наиболее высок в г.Нальчике, Баксанском, Зольском, Майском и Чегемском районах. Рост тяжких и особо тяжких преступлений идет за счет убийств, изнасилований, разбоев, грабежей, краж, вымогательств.

Возросла степень опасности организованной преступности. По официальной статистике преступлений, относимых к этой категории, совершено 12, ни одно не раскрыто. Из 42 раскрытых случаев рэкета только 8 инкриминированы организованной преступности.

Критическая ситуация сложилась в сфере незаконного оборота наркотиков. К уголовной ответственности привлекаются в основном потребители, а не сбытчики зелья.

Продолжаются похищения людей.

Среди основных задач прокуратуры на 1999 г. были названы борьба с наркосбытом, борьба с экономическими преступлениями, которая не менее важна, чем раскрытие тяжких уголовных преступлений (убийств, грабежей, разбоев). На коллегии было отмечено, что необходимо ограничить «разгул политических партий и движений» (в рамках дозволенного, была высказана необходимость всяческой поддержки традиционных религий, тормозя тем самым нетрадиционные.

Выступивший на коллегии президент КБР предложил в борьбе с религиозным экстремизмом теснее сотрудничать с традиционными конфессиями и проявлять пристальное внимание к деятельности к уставным документам всевозможных сект. Он также призвал прокуроров поддержать власть в его стремлении интенсифицировать процесс становления в КБР класса предпринимателей.

Впервые за последние годы прозвучала критика методов решения кадровых проблем. Президент Коков признал, что здесь не все нормально. В конце 80 — начале 90-х годов активно шел процесс вытеснения из многих структур представителей русскоязычного населения и абсолютного доминирования в самых различных структурах кабардинцев. Об этом президент сказал: «Сегодня появляются зоны, куда нет доступа представителям иной национальности. Некоторые предприятия и госучреждения пополняются по этническому признаку. Это начало большой беды. Мы должны быть единым обществом. Если допустим проявление экстремизма, республики нашей не будет» [[8]].

3.2.       Министерство юстиции

В 1998 г. деятельность министерства проходила в сложных условиях очередной реорганизации. В связи с судебной реформой создано Управление судебного департамента РФ, которому перешла часть полномочий Минюста. Но в подчинение Минюста перешла Регистрационная палата по регистрации недвижимого имущества и сделок с ним, служба судебных приставов, и — самое страшное — уголовно-исполнительная система.

Приоритетным направлением деятельности Минюста была работа по повышению роли органов местного самоуправления. Разрабатывался типовой устав МСУ, закрепляющий правовые, экономические и финансовые гарантии существования принципов самоуправления, порядок деятельности, функции, структура его органов на территории конкретного субъекта.

Работа исправительных учреждений была в 1998 г. стабильной. Не было крупных побегов и иных ЧП в этих организациях. Оперативными аппаратами УИН совместно с ОВД раскрыто 728 преступлений, что на 550 больше, чем в 1997 г.

В 1998 г. предприятиями исправительных учреждений произведено продукции на 4923 тысячи рублей (больше, чем в 1997 г.). Однако эти объемы производства минимальны, при должном внимании к производству со стороны начальников подразделений объемы могли быть значительно выше. Мощности предприятий исправительных учреждений простаивают из-за отсутствия оборотных средств.

Большой проблемой является отсутствие на территории республики женской и детской исправительно-трудовых колоний. Сейчас достигнута договоренность с администрацией Прохладненского района о размещении детской исправительно-трудовой колонии.

Говорилось о необходимости плановой проверки в школах республики на предмет выявления ребят, имеющих наркологическую и алкогольную зависимость.

С кадрами также констатировано благополучие. Возросла текучесть кадров. Отмечаются случаи нарушения служебной дисциплины, употребления спиртных напитков во время службы, вступления во внеслужебные связи со спецконтингентом (то есть заключенными) и их родственниками, случаи взяток и вымогательства [[9]].

3.3.       Министерство внутренних дел

С докладом на расширенной коллегии работников МВД выступил ее глава Х.Шогенов. Он сказал, что в республике удалось сбить темпы роста тяжких преступлений. Меньше зарегистрировано умышленных применений тяжкого вреда здоровью, преступлений, связанных с незаконным оборотов оружия и наркотиков, фактов мошенничества, угонов транспортных средств.

За год раскрыто 5405 преступлений, в том числе 2938 тяжких и особенно тяжких. Общая раскрываемость возросла на 6,7%, раскрываемость тяжких — на 8,6% и составила соответственно 82,7% и 74,2%.

В 1998 г. последовательно наращивались усилия в борьбе с организованной преступностью. Пресечена деятельность 78 организованных преступных групп, в том числе 57 — с привлечением к уголовной ответственности.

Всего к уголовной ответственности привлечено 133 членов ОПГ, в том числе 35 лидеров и «авторитетов».

На 7,5% больше выявлено преступлений экономической направленности, в том числе на 4,8% относящихся к категории тяжких.

В 1998 г. удалось закрепить тенденцию стабилизации общественного порядка на территории республики. Снизилась рецидивная преступность. Сложной остается проблема незаконного оборота и распространения оружия и наркотиков, похищения людей. Недостаточно взаимодействуют подразделения МВД с ФСБ, таможней, Федеральной пограничной службой в вопросах предотвращения ввоза наркотиков в республику. Опасные масштабы обрели экономическая преступность, обороты теневого капитала.

Выступивший на коллегии председатель правительства республики серьезной проблемой считает служебные преступления, которые « в невиданных масштабах» наносят урон населению. Сотни миллионов бесследно исчезли в отделении Пенсионного фонда РФ по КБР, фонде медицинского страхования, ряде крупных предприятий.

На коллегии было отмечено, что в 1999 г. одной из главных проблем станет противодействие религиозному экстремизму. Приоритетной в 1999 г. была признана борьба с экономической преступностью [[10]].

Отметим, что при анализе отчетов прокуратуры и МВД в глаза бросается значительная неувязка тех данных, которыми они оперируют. Это, на наш взгляд один из показателей «хорошей» работы этих ведомств и реальных масштабов «наступления на преступность».

4.    ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА

4.1.       Пресс-конференция В.Кокова

В январе президент КБР дал году пресс-конференцию.

Президент КБР проанализировал итоги 1998 г. и перспективы 1999 г. и сделал вывод: «если сравнить с общероссийской ситуацией, да и с соседями, то можно сказать, что мы плакать не должны, а должны с оптимизмом смотреть на жизнь». По мнению президента КБР, намеченный рубеж — 600 рублей среднемесячная зарплата на одного работающего выполнен, но существенные коррективы внес сюда финансовый кризис августа.

Вновь было подчеркнуто, что главным являются кадры и добросовестная работа каждого от президента до домохозяйки. В области социальной политики — сохранить объем льгот, но повысить адресность этих льгот, чтобы ими пользовались те, кто в этом нуждается. Приоритетной задачей в социальной сфере, подчеркнул В.Коков, должна стать забота о работающем человеке: «Мы до сих пор все говорим о детях, ветеранах, инвалидах. Да, их надо поддерживать. Но если, мы, правительство КБР, не найдем в себе разума и воли для того, чтобы создать все необходимые условия работающему, то мы не сможем реализовать и другие социальные задачи».

Главным приоритетом Коков назвал возрождение промышленности и сельского хозяйства. В этом направлении поддержка будет оказываться развитию предпринимательства малого и среднего бизнеса. В том числе и от произвола контролирующих органов. Коков отметил, что подготовлен указ, согласно которому предприятия, во-первых, будет проверяться с ведома одной организации (предположительно ГНИ); во-вторых, в течение года предприятие или организация можно будет проверить только один раз; в-третьих, добросовестным налоговым плательщикам будут выдаваться сертификаты доверия, ограждающие от проверок.

Серьезная поддержка предполагается и коллективным сельхозпредприятиям. Хотя бывшие колхозы и совхозы реформировались, но суть их осталась также. По мнению президента, загрузка имеющихся производственные мощностей коллективных хозяйств на 70% дало бы возможность для того, чтобы республика экспортировала около половины производимой в КБР сельхозпродукции. Другой задачей является поддержка дальнейшего развития частного хозяйства через четко организованную систему заготовок, изъятие сельхозпродукцию за должную плату. Третьим звеном развития сельского хозяйства является развитие перерабатывающей промышленности. В. Коков сообщил журналистам, что закуплено оборудования для переработки сельхозпродукции на сумму более 95 млн. рублей.

Выказал свое отношение Президент и к политическим проблемам, особо отметив, что он не против конструктивной оппозиции и многопартийной системы, но в разумных пределах. По мнению В. Кокова политический спектр должен состоять из 2-3 полюсов. Многопартийность же должна иметь разумные пределы» Я разделяю многие позиции КПРФ, и если наши интересы совпадают, почему бы нам не сотрудничать?» (Следует отметить, что местное отделение КПРФ ни разу и никогда не выступало даже с малейшей критикой в адрес президента КБР или же политики руководства республики. Весь пафос критики был направлен против федеральных органов власти и особенно исполнительной ветви. — С.А.). В. Коков не скрывал и своей симпатии «Отечеству», возглавляемым Ю. Лужковым, с которым его связывают личная дружба. «Я лично как гражданин — без должности — буду сотрудничать с теми и с другими», — сказал В. Коков.

Говоря о вопросах образования, медицины и культуры Президент особо остановился на необходимости завершения реформ в этих областях. При этом он подчеркнул, что «будем делать все для поддержки культуры», но вместе с тем выразил недоумение по поводу того, что именно в трудный финансовый период стали появляться «новые театры, государственные ансамбли, квартеты, октеты и другие инструментальные группы», которые все просят соответствующей государственной финансовой поддержки и обеспечения.... «Мы не будем создавать структуры под отдельно взятую персону»,- подчеркнул президент.

Характеризуя вопросы глобальной политики и проблемы формирования однополюсного мира с господством США, В. Коков заметил, что, к сожалению, ничего не вернуть, в том числе и могучее государство СССР. Но вместе с тем, «хватит стоять на полусогнутых ногах перед Западом» и необходимо отстаивать свои интересы. «Величайший интеллект, громадное историческое прошлое России, громадный и невиданный в мире конгломерат народов, а значит мощный генетический его потенциал, помноженный на то, что есть из оружейного потенциала, не дадут Россию сделать мальчикам на побегушкам, нужна просто политическая воля высшего руководства страны». По мнению В. Кокова, сформировать однополюсный мир не удастся.

Удовлетворил президент и любопытство журналистов по поводу его книги «Дорогами реформ»,изданной в Москве. По его словам в эту книгу вошло все, что было высказано за годы реформ по вопросам экономики. Издательство, выпустившее книгу, никакого гонорара за эту книгу не дало. Более того, оно потребовало выкупить тираж книги за более чем 50 тысяч рублей, такая сумма нашлась у одной из фирм, которая и приобрела весь тираж. Правом реализации книги обладает эта фирма. Средства, полученные от продажи книги, за вычетом расходов фирмы, идут в Детский фонд.

Все средства массовой информации смогли задать все интересующие вопросы и получили на них информацию. Вместе с тем, ряд СМИ остался недоволен работой государственного телевидения и печатного органа Правительства и Парламента КБР, которые в отчете о встрече президента КБР некоторые вопросы сняли, но показали те, которые не заслуживали большого внимания. В частности независимая «Газета Юга», отметила, что вопрос о портрете Президента республики в кабинетах некоторых чиновников правительственные СМИ не озвучили. Президент же на этот вопрос ответил, что он « как мусульманин не держит портретов. И в заключении сказал: «Если меня слышать те, о ком Вы говорили: прошу меня не подводить, не уподоблять известным руководителям». Все правительственные СМИ, по мнению газеты Юга» акцентировали внимание на вопросе об книге «Шаг к истине», вышедшей в Карачаево-Черкессии, сделав ей рекламу. В.Коков об этой работе сказал. что Северный Кавказ не успокоился». «Регион достаточно напряженный, и он по-прежнему представляет интерес всем тем силам, которые хотели бы развалить остатки Союза ССР в лице РФ» Эту книгу президент охарактеризовал, как проявление деятельности таких разрушительных сил [[11]].

Стоит сказать, что работа не стоит такого шума, который создан вокруг нее. К науке эта работа не имеет никакого отношения, тон ее не выдерживает никакой критики. Она из десятка других подобных изданий, которые мифологизируют историю того или иного народа, единственное ее отличие — слишком обличительный и некорректный тон, который не делает чести ее автору.

4.2.       Парламент

В 1998 г. принято 33 закона, а 16 законопроектов прошли процедуру первого и второго чтения. 7 принятых законов относятся к вопросам государственного строительства, 13 — к регулированию отношений в сфере экономики и финансов, 9 посвящены социальной проблематике.

Подъем реального сектора экономики был одним из приоритетных направлений деятельности Совета республики, в этой области было принято 5 законов, а 6 прошли первое чтение.

Приняты законы «О государственном регулировании цен и тарифов», «Об энергосбережении», «О введении в действие государственной программы приватизации». Но ряд, законов, направленных на развитие льготного режима для иностранных инвесторов и субъектов малого предпринимательства не принят.

Были приняты ряд законов для правового регулирования отраслей агропромышленного комплекса — «О племенном животноводстве», «О семеноводстве», «О плате за землю».

Не было уделено должного внимания заслушиванию членов правительства и социальным вопросам [[12]].

4.3.       Местное самоуправление

Нальчикский городской совет местного самоуправления во исполнение постановления Правительства КБР от 21 ноября 1998 г. №597 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и в целях защиты прав потребителей, предотвращения попадания в торговую сеть некачественной алкогольной продукции и принял решение, по которому запретил с 1 февраля 1999 г. продажу всей алкогольной продукции кроме пива:

— на городских рынках, микрорынках, с автомашин и с рук;

— в ларьках, киосках, палатках.

Был определен перечень магазинов, в которых будет осуществляться круглосуточная продажа алкогольной продукции [[13]].

5.    МИГРАЦИЯ

Миграция адыгов из-за рубежа в Кабардино-Балкарию всячески поощряется властями Кабардино-Балкарии. Еще более лучшие условия для них созданы в Адыгейской республике. Летом 1998 г. Адыгея приняла группу переселенцев- адыгов из Косово в количестве около 200 семей (по другим сведдениям несколько меньше). В Кабардино-Балкарию в 1998 г. прибыло из-за рубежа 260 адыгов — потомков тех, кто переселился в Оманскую Турцию в 19 веке. Из 260 человек 116 получили гражданство или вид на гражданство. Контакты с зарубежной диаспорой адыгов идет очень активно. В вузах КБГУ обучают около 150 студентов из числа адыгов из Турции, Сирии, Иордании.

Прописка для других же очень затруднена. В свое время был принят ряд законодательных актов, призванных сократить миграцию в республику,в том числе постановление Парламента КБР от 5 мая 1994 г. №17 «О некоторых мерах регулирования миграции в КБР» и постановление Кабинета Министров КБР от 31 августа 1994 г. №201. При администрации городов и районов были образованы комиссии для предварительного рассмотрения вопросов регистрации граждан, прибывающих на территорию республики.

Однако, ряд проверок показал, что имеются определенные послабления со стороны ряда должностных лиц в выполнении этих постановлений. В связи с эти Парламент КБР принял Постановление «О ходе выполнения постановления Парламента КБР от 5 мая 1994 года №17., в котором отмечено, что парламент КБР считая вопросы регулирования миграции в КБР одним из приоритетных направлений в деятельности органов государственной власти, постановляет:

1. Признать работу органов местного самоуправления по выполнению постановдения Парламента КБР от 5 мая 1994 г. №17 « О некоторых мерах регулирования миграции в КБР считать недостаточной.

2. Пункт касается работы комиссий по прописке, которые теперь должзны рассматривать только спорные вопросы.

3. Предложить Правительству КБР:

— усилить контроль за осуществлением регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в КБР;

— выдворить лиц, находящихся на территории республики без законных к тому оснований, к месту их постоянного проживания, либо за пределы республики за их счет [[14]].

 

6.    ПАРТИИ и ДВИЖЕНИЯ

6.1.       Кабардино-Балкарское отделение Российской народно-республиканской партии («партия Лебедя»)

Председатель этого отделения Тагир Дзагаштов начал кампанию по чистке кадров этой партии, по указанию политсовета. Он объяснил это расколом в стане сторонников Лебедя. Гражданин КБР Валерий Уянаев, который уезжал в Красноярск для руководства Советом безопасности вернулся и он будет курировать работу на Северном Кавказе.

6.2.       Движение в поддержку армии

В г.Прохладном прошло учредительное собрание городской организации ДПА — политического движения в поддержку армии. Его председателем стал 50-летний полковник запаса А.Банщиков. Главной задачей организация считает укрепление военно-экономического потенциала страны и решение социальных проблем военных, в том числе и уволенных в запас. На учредительном собрании было 21 человек. В организацию вошли офицеры запаса и ветераны Великой Отечественной войны. Одно из направлений деятельности ДПА — работа с молодежью. Для официальной регистрации движения на республиканском уровне необходима его поддержка в 4 районах. А.Банщиков сказал, что «мы создаем блок в противовес «Отечеству» — новой партии власти» [[15]].

 

7.    Средства массовой информации

7.1.       Правительство и СМИ

Вице-президент КБР Губин на торжественном заседании в день печати сказал: «Каждая удачная статья и передача всегда вызывают резонанс, служат камертоном, по которому сверяется наш курс». Как проявление заботы о СМИ Губин указал тот факт, что руководство КБР в 1998 г. добилось смены всех главных редакторов республиканских газет, радио и телевидения. Правительство рассматривает вопрос о повышении зарплаты работникам государственных СМИ, но, как было сказано Губиным, «в свою очередь ждет более оперативных, нешаблонных, острых и злободневных материалов, помощи и поддержки правительству по укреплению мира и спокойствия в республике» [15].

7.2.       Юбилей женской газеты

Первой женской газете «Горянка» исполнилось 5 лет. В 1998 году она стала государственной. На юбилее газеты присутствовали известные в республике женщины — представители женского движения и властных структур, общественных объединений, депутаты парламента [[16]].



Источники

[1]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 19 января; Газета Юга. — 1999. — 21 января; Советская молодежь. — 1999. — 20 января.

[2]. Газета Юга. — 1999. — 26 января; 28 января.

[3]. Советская молодежь. — 1999 — 20 января.

[4]. Советская молодежь. — 1999- 13 января.

[5]. Советская молодежь. — 1999 — 20 января.

[6]. Кабардино-Балкарская правда. -1999. — 26 января; 27 января.

[7]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 29 января; 22 января.

[8]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 22 января; Газета Юга. — 1999. — 21 января.

[9]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 22 января.

[10]. Советская молодежь. — 1999. — 27 января.

[11]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 23 января; 26 января; Газета Юга. — 1999. — 28 января; Заман (на балкарском языке). — 1999. — 26 января; Телевидение КБР от 25 января 1999 г. Пресс-конференция Президента КБР.

[12]. Газета Юга. — 1999. — 14 января.

[13]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 28 января.

[14]. Кабардино-Балкарская правда. — 1999. — 7 января.

[15]. Газета Юга. — 1999. — 28 января.

[16]. Новый вариант — дело. — 1999. — 11 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)