Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Владимир радов

республика МОЛДова

в январе 1999 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.       Кризис власти

Системный кризис в Молдавии усугубляется кризисом власти. Ее симптомы — сильнейшая оппозиция коммунистов в парламенте; непрекращающиеся акции протеста, грозящие перерасти в неуправляемое русло; приднестровский конфликт, к нему прибавилась тараклийская проблема, связанная с административно-территориальной реформой; неуправляемая экономика и неразрешимые социальные проблемы.

В такой ситуации нужно найти виновного, на кого можно свалить все. Незримая, но очень жесткая борьба между властными и политическими структурами в Молдавии за приоритетность набирает новые обороты — ведь в этом году выборы в местные органы власти.

С первых чисел января коммунисты (ПКРМ) сразу же бросились в бой. Первая страница новогоднего первого номера еженедельника «Коммунист» начинается с заявления-протеста: «С Новым годом, госпожа власть! Не разрешив старые проблемы, ты породила новые. На что надеешься? Еще на год людского терпения? Мы больше не верим! [[1]]. И почти весь номер в этом духе, чтобы читатели пришли к выводу: зачем нам такая власть? Кстати, статья с таким заголовком в газете тоже есть, где отмечает:

«Все последние годы идет невидимая, но изнурительная борьба государства с народом. Десятки, сотни тысяч индивидуальных и коллективных жалоб, заявлений, обращений граждан циркулируют по невероятно расплодившимся госучреждением — туда-сюда, пока намертво не оседают в канцелярских шкафах или архивах, так и не рассмотренные. Государство изобрело хитрую систему перетасовок петиций, бюрократических проволочек, через которую к заветному финишу простой смертный вряд ли дойдет» [[2]].

Общая направленность второго номера: «Избавьте нас от вашей власти!» Передовица открытое письмо лидера ПКРМ В.Воронина — президенту П.Лучинскому:

«Господин Президент!

Вступая на свой высший в государстве пост, Вы поклялись твердо и решительно соблюдать интересы Молдавии и ее народа. По прошествии двух столь провальных лет имейте мужество и гражданскую ответственность признать: сдержать эту святую клятву Вам не удалось. И вряд ли удастся. В этих условиях, на пороге реальной национальной катастрофы надежду могут дать только решительное изменение политического и экономического курса, полное обновление руководства республики. В ходе предвыборной президентской кампании Вы неоднократно заявляли, что если после избрания Вам не удастся в течение двух лет добиться стабилизации социально-экономической ситуации, существенного улучшения жизни населения, то Вы готовы будете оставить свой высокий пост. Судя по всему, сейчас настал момент сдержать это обещание»  [[3]].

В связи с этим письмом служба прессы и информации аппарата Президента распространила сообщение, в котором отмечается, что глава государства выразил недоумение по поводу содержания послания лидера коммунистов. Недоумение это вызвано тем, что в последнее время президент неоднократно встречался с Ворониным и фракцией ПКРМ, высказывая при этом понимание выдвигаемых парламентской оппозицией предложений, надеясь, что в их основе стоит искреннее желание способствовать преодолению социально-экономического кризиса, с которым столкнулась страна. Изоляция от остального мира, возрождение командно-административной системы, за которую ратует автор письма, для Молдавии неприемлемы. Абсолютное большинство людей понимает, что обратной дороги нет [[4]].

В период политической нестабильности в СМИ все чаще раздаются голоса, предлагающие пересмотреть Конституцию. Большинство сходится в том, что необходимо предоставить больше полномочий Президенту, исполнительной власти. Вот мнение одного из лидеров социал-демократов: «Не надо быть великим политологом, чтобы понять: для сегодняшней Молдавии с ее уровнем политической культуры и с безнадежно увязнувшими реформами более естественной и, главное, эффективной формой правления была бы президентская республика» [[5]]. В большой статье депутаты парламента Д.Пулбер, В.Солонарь, Е.Штирбу делают вывод; «По нашему мнению, последние несколько лет доказали, что по целому ряду причин исполнительная власть в нашей стране слишком слаба, а сфера деятельности законодательной — слишком широка, причем это обстоятельство не идет на пользу ни одной из властей, а тем более государству и обществу в целом [[6]].

В декабре-январе центром изучения общественного мнения, который действует при фонде «Социум-Молдова», проводился опрос. Респондентам был предложен вопрос: «Считаете ли вы необходимым предоставить нынешнему президенту дополнительные полномочия?». В опросе участвовало 1600 человек. Он проводился по всей территории Молдавии. Были опрошены жители севера страны — 25%, 31,7% -юга и 43,3% — центра. Примерно половину респондентов составляли женщины. Социальный состав был представлен всеми основными группами — рабочими, крестьянами, интеллигенцией, предпринимателями, студентами, пенсионерами, безработными, служащими. Около 60% составили горожане и 40% — сельские жители.

В среднем 65% населения поддержали идею предоставления президенту дополнительных полномочий. Около 15% — против и 20% затруднились ответить. Больше всего положительных оценок на юге — 70,8%, на севере — 65% и в центре — 59,2%. Лучше всего воспринимают идею дополнительных полномочий рабочие, крестьяне, предприниматели, хуже — интеллигенция и пенсионеры. Наибольшее число затруднений с ответом было среди студентов. Положительно ответило 59% мужчин и 71% — женщин. Русскоязычное население — около 71% положительных ответов, молдаване — 59% положительных ответов. Опрос показал, что подавляющее большинство активного населения поддерживает идею предоставления дополнительных полномочий президенту [[7]].

В последнюю неделю января вновь сгустились тучи над премьер-министром И.Чубуком. В СМИ все активнее муссировались слухи о возможной отставке кабинета министров. В газетах печатаются блиц-опросы, выясняющие мнение различных людей о возможной отставке правительства.

Один из членов правительства, попросивший не называть его имя:

«Многие члены кабинета министров понимают, что с И.Чубуком работать становится все сложнее. Он не может нормально организовать работу правительства, многие проблемы, которые должны и могут быть решены, не решаются. Иногда бывает просто стыдно за премьера. Он должен уйти в отставку. Этот вопрос они должны решить вместе с президентом. После этого должно быть сформировано новое правительство, которое смогло бы сгладить острые социальные проблемы и в то же время продолжить стратегические реформы в экономике.»

А.Мотану, вице-председатель Альянса за демократию и реформы:

«Я не могу комментировать ситуацию, связанную с возможной отставкой правительства, поскольку не располагаю никакой официальной информацией об этом. Считаю, что слухи об отставке не обоснованы и не подкреплены конкретными фактами.»

Е.Русу, председатель юридической комиссии парламента:

«В настоящее время депутаты альянса не обсуждают вопрос о возможной отставке правительства, а ожидают, когда на пленарном заседании парламента будут обсуждаться инициативы парламентской группы Партии возрождения и согласия (М.Снегур) и блока «За демократическую и процветающую Молдавию (Д.Дьяков) о пересмотре структуры нынешнего правительства (Речь идет о сокращении количества министерств с 16 до 10).»

И.Годонога, председатель Всеобщей федерации профсоюзов:

«Слухи об отставке правительства пока остаются только слухами. Известно другое: правительство, составленное по известному алгоритму, оказалось не в состоянии переступить через узкопартийные доктрины. И если случится отставка, то это будет значить, что политические формирования распишутся в своей несостоятельности выполнить обещания, данные народу на выборах. Если новый кабинет будет сформирован по тому же принципу, это будет глубочайшей ошибкой. Нужна новая команда, которая могла бы сплоченно работать над выполнением программы по стабилизации социально-экономической ситуации в стране. В то же время, по моему мнению, в кабинете министров есть грамотные люди, которые должны остаться на своих местах. Не лишним было бы отбросить политические амбиции и пригласить представителей некоторых партий, не прошедших в высший законодательный орган страны. От комментария по поводу возможной кандидатуры нового премьер-министра я бы пока отказался.»


А.Андриеш, президент Академии наук:

«Смена правительства в столь сложный для страны период обернется новыми материальными и временными потерями. Перестановки в кабинете министров потребуют длительного периода адаптации, а времени на это нет — близятся весна, начало сельскохозяйственной компании. Несмотря на серьезные финансовые проблемы в стране, Ион Чубук и возглавляемое им правительство сделали немало для вывода республики из кризиса, поддерживали отечественную науку, подготовили ряд документов по ее развитию» [[8]].

1 февраля Ион Чубук подал парламенту прошение об отставке с поста премьер-министра...Согласно действующему законодательству, отставка премьер автоматически влечет отставку всего кабинета.

На протяжении 7 лет в Молдавии сменилось уже 6 правительство и три парламента. Последнее не проработало и года.

1.2.       На юге Молдавии еще одна горячая точка

Сегодня на карте Молдавии отчетливо обозначена еще одна напряженная точка — Тараклийский район. Поводом для волнений стал pакон «Об административно-территориальном устройстве Республики Молдова», принятый молдавским парламентом в ноябре прошлого года, возвращенный с поправками президентом, но поправки не были приняты парламентом.

Около сорока территориальных единиц республики (города, районы) в соответствии с законом должны объединиться в девять уездов (жудецов). Тем самым, как надеются молдавские законодатели, им удастся сократить чиновничий аппарат, который по сравнению с советским периодом вырос почти в три раза и сегодня насчитывает около ста тысяч административных работников различного уровня. Должно улучшиться управление республикой и качественно. Идея, конечно же, заслуживает внимания, но для ее реализации, в первую очередь, необходимы средства, а также согласие населения. Поэтому очередной непродуманный закон без совета с населением вновь обострил межнациональные отношения.

Наиболее остро это проявилось в Тараклийском районе, где в основном проживает болгарское население (63,3% здешнего населения составляют болгары)  [[9]]. Новое административное устройство предусматривает присоединение Тараклийского района к Кагульскому, тем самым туда смещаются вопросы местного самоуправления, административного сосредоточения и финансового регулирования. В Тараклийском районе расценили подобное решение как ущемление прав национальных меньшинств. Руководство Болгарии, поддерживая своих соотечественников, напомнило официальному Кишиневу, что в соответствии с общепризнанными международными правовыми нормами не допускается изменение этнического состава населения в районах компактного проживания национальных меньшинств искусственным путем, в частности, путем территориальной перекройки. Не приветствуются ими также и попытки лишить болгар, проживающих в Тараклийском районе Молдавии, тех прав, которыми они уже обладают. МИД РМ воспринял данное заявление болгарского посла крайне отрицательно, усмотрев в этом чуть ли не вмешательство во внутренние дела Молдавии.

Единственным выходом по сохранению Тараклийского района в качестве самостоятельной территориальной единицы его жители посчитали проведение референдума. О нем заговорили давно. Сроки его проведения неоднократно откладывались, давая возможность и время руководству на изменение ситуации добровольным решением сверху. Но решение не было и в Тараклии общественные силы решили самостоятельно провести референдум 24 января. «Референдум о статусе Тараклийского района, который местные власти планируют провести в предстоящее воскресенье, является незаконным» [[10]] заявил председатель Центральной избирательной комиссии РМ Думитру Ниделку. Высшая судебная палата, в которой власти Тараклии опротестовали решение ЦИК, оставила это решение без изменений. В этой ситуации некоторые политические силы ждали волевого решения молдавского президента, который мог не промульгировать закон об административно-территориальном делении. Тем самым П.Лучинский снял бы напряжение. Но этот шанс использован не был.

Референдум о статусе Тараклийского района, признанный центральными властями Молдавии незаконным, все же состоялся, как и было намечено 24 января. Цель его — выяснение мнения местных жителей о сохранении района в нынешнем виде и предоставлении ему статуса уезда в новой административно-территориальной структуре Молдавии — вызвало высокую политическую активность среди населения. Результаты референдума после подведения итогов голосования дали такую картину. В списки для участия было внесено 30692 жителя района, из них к урнам пришли 27060 — более 88%. На главный и единственный вопрос референдума «Желаете ли вы сохранить Тараклийский район как самостоятельную административно-территориальную единицу и центр развития болгарской национальной культуры в составе республики Молдова? 24860 его участников, или 91,87%, ответили «да». Против проголосовали 1673 человека, или 6,18% [[11]].

Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в Молдавии Петар Воденски считает настоятельной необходимостью принятие мер, которые вернули бы спокойствие в места компактного проживания болгар в Молдавии.

Референдум, не поддержанный центральными властями, считается незаконным, в его организации не принимали участия наблюдатели ЦИК из Кишинева, не было наблюдателей из СНГ и ОБСЕ. Но то, что проблема стоит со всей остротой, — очевидно. Но референдум породил новые проблемы.

«На сегодня руководители РМ оказались в непростом положении», — пишет Н.Приходко. «Если они пойдут-таки на корректировку уже принятого закона, то неизбежно заслужат нарекания местных радикал-патриотов, после Гагаузии и Приднестровья болезненно воспринимающих всякий территориальный вопрос. Вдобавок этот вариант подразумевает создание того самого прецедента, которого они изначально желали избежать. Как известно, намеченными преобразованиями недовольны, например, и жители северного, русскоговорящего в основном, города Бельцы. Впрочем, ценная реакция протестов, причем в куда более жесткой форме, возможна и в обратном случае» [[12]].

С большой долей вероятности можно предположить, что официальный Кишинев объявит результаты референдума незаконными, и воля народа в очередной раз руководством Молдавии будет проигнорирована. Тогда, вероятно, события в Тараклии начнут развиваться по гагаузскому или приднестровскому варианту. Учитывая обостренную политическую и экономическую обстановку внутри Молдавии — массовые акции протеста в Кишиневе, стычки бастующих с полицией, отставку премьер-министра, а также яркий пример соседей — румынских шахтеров, — можно предположить, что в республике провоцируется новый межнациональный конфликт.

1.3.       Перерегистрация партий

19 политических формирований из 47 зарегистрированных ранее подали заявления и документы на перерегистрацию, согласно действующему законодательству. Срок подачи документов истек 1 февраля. Заведующая управлением регистрации Министерства юстиции Наталья Изденски сообщила, что к 12 февраля будут проанализированы все представленные документы и зарегистрированы политические формирования. По ее словам, до сих пор перерегистрированы только 4 формирования «За демократическую и процветающую Молдавию», Партия коммунистов, Партия возрождения и согласия, «Гражданский альянс за реформы» [[13]].

На перерегистрации в Министерстве юстиции находятся документы, представленные Партией демократических сил, Христианско-демократическим народным фронтом, Социал-демократической партией и др. [[14]].

Законом о партиях и других общественных общественно-политических формированиях предусмотрена их перерегистрация только при условии наличия 5000 членов из более половины административно-территориальных единиц второго уровня республики.

1.4.       Еще одно наступление на русский язык

Депутат Е.Руссу, возглавляющий постоянную парламентскую комиссию по праву, назначениям и иммунитету, а также пять его коллег по Альянсу за демократию и реформы (АДР) выступили с законодательной инициативой — предложили внести изменения в Избирательный кодекс РМ. Они предлагают, чтобы в Кодексе было зафиксировано положение, согласно которому депутатом парламента, примером и членом уездного совета может быть лицо, владеющее государственным языком. Это, по их мнению, будет способствовать не только его успешному функционированию, но и даст возможность избавиться от перевода в органах власти документов на русский язык [[15]].

Очень многие в Молдавии расценивают это «нововведение», как попирание элементарных прав граждан, что недопустимо в демократическом государстве.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Спад в промышленности

В 1998 году в целом по республике объем промышленного производства сократился на 11% по сравнению с 1997 годом [[16]].

Если в первом полугодии 1998 года результаты работы промышленности были стабильными, то в последние три месяца года произошел значительный спад. Особенно большое падение производственных показателей наблюдалось в мебельной отрасли, где уровень производства составил 70,4% по сравнению с 1997 годом, в легкой промышленности — 83,3%, мясной — 79,7%, винодельческой — 64,5%, хлебопекарной — 86%, консервной — 71%, сахарной — 87%.

В настоящее время в республике насчитывается около 5 тысяч экономических агентов, занятых производственной деятельностью. Из них 570 средних и крупных предприятий ежемесячно предоставляют отчетность департаменту статистики. На долю этих 570 предприятий приходится около 80% всего действующего производственного потенциала республики, при этом 60% указанных предприятий допустили в 1998 году снижение своих показателей. Такая тенденция выглядит крайне негативной, особенно если учесть тот факт, что в предыдущие годы также продолжалось систематическое снижение уровня производства (по словам П.Лучинского объем промышленной продукции с 1990 года сократился на 56%). В 1998 году зафиксировано уменьшение показателей в физическом исчислении: сократился выпуск тракторов, насосов, картонной тары, обуви, консервов, муки, вина, кирпича, холодильников...Значительное падение производства наблюдалось на предприятиях минпромторга (на 18,5% по сравнению с 1997 годом) и минсельхоза (на 18,8%). Эти министерства определяют производственную ситуацию в республике: на долю находящих в их ведении предприятий приходится 80% от общего производства продукции в Молдавии [[17]].

Многие из работающих предприятий резко сократили выпуск продукции, некоторые остановились. Например, на предприятиях минсельхоза по состоянию на 1 октября 1998 года нереализованные запасы на складах составили: плодоовощных консервов — 11,6 тыс. тонн. томатных консервов — 10,7 тыс. тонн. По республике объем экспорта в страны СНГ уменьшился за 11 месяцев прошлого года на 24%по сравнению с тем же периодом 1997 года.

Анализируя положение за годы правления П.Лучинского Василий Пентелей, депутат парламента от фракции ПКРМ, отмечает:

«Социально-экономическое положение за двухлетку не только не улучшилось, но и, невзирая на какие-то «меры», продолжало катиться по наклонной. Снижение абсолютных размеров производства произошло во всех без исключения отраслях. Условия жизни большинства населения ухудшались еще интенсивнее. Если ориентироваться только на официальные данные, то производство ВВП за 1997-1998 гг. сократилось на 5-7%, промышленной продукции — на 10-12%. Но за этот же период инвестиционная деятельность снизилась на 30-32%. Последний показатель поистине угрожающий, носит характер мины замедленного действия, ибо экономика лишающаяся такими темпами инвестиций, обречена на умирание [[18]].

Большинство экспертов предлагают выход из создавшегося положения путем поддержки среднего и малого бизнеса. И государство с этим согласно, но упорно делает ставку на приватизацию и иностранные инвестиции.

Приведу несколько примеров на основе энергокомплекса:

13 января на заседании правительства рассмотрен проект закона о реструктуризации долгов энергокомплекса. Это один из основополагающих документов, предусмотренных планом приватизации энергокомплекса, по мнению руководителя «Молдтрансэнерго». В соответствии с документом, восемь предприятий энергокомплекса выносятся на приватизацию без долгов. После продажи предприятий иностранному инвестору долги будут покрыты за счет средств от приватизации [[19]].

Уже 20 января президент П.Лучинский принял руководителя рабочей группы по бывшим республикам СССР, Турции, Египту и Израилю американской компании АЕS Пола Стинсона, которая работает в энергетическом комплексе. Были обсуждены возможности участия этой компании в процессе приватизации энергокомплекса. Эксперты высказались за то, чтобы через тендер приобрести электросети Кишинева, и взяли на себя обязанность заплатить за электроэнергию, полученную потребителями. Мы готовы уплатить всю стоимость произведенной электроэнергии, независимо от того, соберем или нет необходимую сумму от потребителей», — отметил Пол Стинсон. Поддержав намерения компании АЕS, П.Лучинский высказался за то, чтобы изучить возможности приватизации распределительных сетей электроэнергии на местах [[20]].

Строительство электростанции в Будешть (пригород Кишинева) французским консорциумом, созданным предприятиями Alstom i SIIFEnetgy, обещает стать наиболее крупной иностранной инвестицией в республику в этом году. Сегодня ее объем определяется суммой в более 100 млн. $. Предполагается, что мощность электростанции будет в пределах 120-125 МВт [[21]].

3.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

3.1.       Акция протеста профсоюзов

С 18 по 22 января в Кишиневе на площади Великого Национального Собрания (перед зданием правительства) прошли акции пикетирования здания правительства, организованные Всеобщей федерацией профсоюзов Молдавии. В целом отмечается, что профсоюзы к акции подготовились посредственно. Но постепенно страсти разгорелись. Одной из главных причин этого — поход румынских шахтеров на Бухарест. Уже четвертый день акции протеста был ознаменован участием в пикетировании здания правительства представителей сразу 16 отраслевых профсоюзов и выходом в народ в полном составе парламентской фракции Партии коммунистов во главе с лидером В.Ворониным [[22]].

«Вокруг Владимира Воронина — людской водоворот. В эпицентр проталкиваются все новые люди, пытающиеся задать свои вопросы, получить ответы, а то и просто с расстояния вытянутой руки разглядеть политического лидера, фамилия которого у всех на слуху. «Надеемся власть вам не для грабежа нужна?». «Власть нам нужна только для того, чтоб передать ее вам. Помните декабристов?» «Кто сейчас помнит декабристов! Нам остается верить только вам — все остальные давно себя показали..»» — так передается встреча в «Коммунисте» [[23]].

На пятый день состоялись переговоры с правительством. «Переговоры с правительством ни к чему не привели, и мы готовы к дальнейшим действиям», — так прокомментировал первый заместитель председателя ВФПМ П.Кирияк результат недельной акции протеста [[24]].

28 января на встрече с профсоюза, которые угрожают всеобщей забастовкой, теперь уже экс-премьер-министр Ион Чубук не скупился на обещания: он пообещал в корне изменить положение в экономике, пополнить бюджет, накопленные в бюджете средства целиком и полностью направить на выплату зарплаты бюджетным работникам, на увеличение ассигнований для финансирования здравоохранения, образования и остальных отраслей бюджетной сферы. А 1 февраля подал в отставку.

4.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

4.1.       Визит П.Лучинского в Швейцарию

С 13 по 15 января Президент РМ П.Лучинский находился с рабочим визитом в Швейцарии. Глава государства встречался и вел переговоры с руководством конфедерации, представителями ряда международных организаций. По итогам встречи с Президентом Швейцарской конфедерации Рут Дрейфус был подписан Договор об избежании двойного налогообложения. С международными организациями были подписаны Соглашения о сотрудничестве с Конференцией ООН по торговле и развитию, Международным коммерческим центром ООН в Европе, Экономической комиссией ООН [[25]].

Но самой важной специалисты считают встречу с генеральным директором Всемирной торговой организации (ВТО) Ренато Руджеро. П.Лучинский еще раз, уже на высшем уровне, выразил заверения в готовности Молдавии выполнить все необходимые условия для интеграции в эту влиятельную международную организацию. В настоящее время Молдавия является наблюдателем в ВТО и готовится стать полноправным членом. Она получает всю необходимую информацию, имеет право участвовать в заседаниях и исправно платит членские взносы. Молдавия уже выполнила ряд требований ВТО: подготовлена необходимая информация по действующей законодательной базе о санитарных и фитосанитарных нормах ввоза в республику товаров, информация по существующей в республике системе субсидий сельскому хозяйству, принят закон о таможенном тарифе и госзакупках, разработаны условия по торговле услугами. В настоящее время готовятся к принятию законы об антидемпинге и о лицензировании видов деятельности, пакет законов в области стандартизации. После принятия этих документов Молдавия планирует вступить в ВТО.

По мнению замминистра экономики и реформ Д.Брагина, в результате вступления мировые рынки не станут более доступными, как это принято считать. Они станут более предсказуемыми и надежными. Например, если сегодня Молдавии и предоставляется статус наибольшего благоприятствования, как в случае с США и странами ЕС, то точно так же он может быть и отменен в результате каких-либо неосторожных действий со стороны Молдавии. В случае же членства республики в ВТО этого не может произойти. Страна получает необходимую стабильность и гарантии, позволяющие ей развивать долгосрочную промышленную и торговую политику. Молдавия не станет и беззащитно открытой для притока иностранных товаров на молдавский потребительский рынок. Импортные тарифы, по которым в настоящее время ведутся переговоры с ВТО, в два раза выше действующих сегодня. При умелом ведении переговоров Молдавии, как бедной стране, удастся сохранить и ограниченные государственные субсидии сельскому хозяйству (за отмену которых ВТО неизменно ратует) [[26]].

Президент РМ П.Лучинский удовлетворен результатами визита. Об этом он заявил журналистам.



Источники

[1]. Заявление — протест // Коммунист. — 1999. — №1. — 6 января.

[2]. В.Пелин. Зачем нам такая власть? // Коммунист. — 1999. — №1. — 6 января.

[3]. В.Воронин — П.Лучинскому // Коммунист. — 1999. — №1. — 6 января.

[4]. Служба прессы и информации аппарата Президента уполномочена сообщить // Независимая Молдова. — 1999.*- №13-14. — 22 января.

[5]. О.Нантой. Три сосны, три ветви // Независимая Молдова. — 1999. — №5-6. — 14 января.

[6]. Д.Пулбер, В.Солонарь, Е.Штирбу. Еще раз о полномочиях исполнительной власти. // Независимая Молдова. — = 1999. — №15. — 26 января.

[7]. М.Паскаль. Имеем то, что хотим // Независимая Молдова. — 1999. — №5-6. — 14 января.

[8]. Отставка премьер-министра: «за» и «против» // Независимая Молдова. — 1999. — №19-20. — 29 января.

[9]. Н.Приходко. В Тараклии объявлен референдум // Независимая газета. — 1999. — №7. — 19 января.

[10]. ИНТЕРЛИК, ЦИК считает референдум в Тараклии незаконным. // Независимая Молдова. — 1999. — №11-12, 21 января.

[11]. П.Делибалтов. Несанкционированный референдум в Тараклии как урок молдавской демократии // Независимая Молдова. — 1999. — №15. — 26 января.

[12]. Н.Приходко. Референдум в Тараклии. // Независимая газета. — 1999. — №9. — 28 января.

[13]. ИНФОТАГ. Прошли перерегистрацию // Независимая Молдова. — 1999. — №21. — 2 февраля.

[14]. ИНФОТАГ. Представили документы // Независимая Молдова. — 1999. — №21. — 2 февраля.

[15]. ИНТЕРЛИК. «Языковая» инициатива депутатов // Независимая Молдова. — 1999. — №19-20. — 29 января.

[16]. ИНТЕРЛИК. Все показатели снизились. // Независимая Молдова. — 1999. — №17-18. — 28 января.

[17]. С.Моисеев. Обзор статистики // Экономическое обозрение. — 1999. — №3. — Января.

[18]. В.Пентелей. Двухлетка крушенья надежд // Коммунист. — 1999. — №2. — 15 января.

[19]. И.Астахова. Энергетика: долги спишем, тарифы опять повысим... // Экономическое обозрение. — 1999. — №1 января.

[20]. ИНТЕРЛИК. Президент принял представителя американской компании AES. // Независимая Молдова. — 1999. — №11-12. — 21 января.

[21]. И.Северин. Французская электростанция в Молдавии // Экономическое обозрение. — 1999. — №3. — Январь.

[22]. ИНФОТАГ. Хождение коммунистов в народ // Независимая Молдова. — 1999. — №13-14. — 22 января.

[23]. Е.Таригша. Страх властей сильнее жажды власти // Коммунист. — 1999. — №4. — 29 января.

[24]. ИНФОТАГ. Профсоюзы готовы к проведению всеобщей забастовки // Независимая Молдова. — 1999. — №15. — 26 января.

[25]. ИНТЕРЛИК. Результатами визита президент доволен // Независимая Молдова. — 1999. — №9. — 19 января.

[26]. И.Северин. Молдавия может вступить в ВТО уже в этом году. // Экономическое обозрение. — 1999. — №2. — Январь.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)