Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Алиса ЕПИШИНА

Азербайджанская республика

в январе 1999 года

1.    Внутренняя политика

1.1.       Болезнь Гейдара Алиева

Президент Азербайджана, заболевший, по официальной версии, ОРВИ, предпочел пройти курс лечения в Турции. Однако неофициальные источники сообщают, что у семидесятипятилетнего Алиева давно существуют проблемы с сердцем [[1]]. Недавно в Баку приезжал американский кардиохирург Майкл Дебейки, целью визита которого были, возможно, не только переговоры о строительстве кардиоцентра, но и медицинская консультация Президента.

Следует напомнить, что после отставки с поста первого заместителя Председателя Совета Министров СССР и смерти супруги Алиев перенес большой стресс, следствием которого явился обширный инфаркт [[2]]. В настоящее время есть сведения о том, что преемником Г.Алиева как лидера партии «Новый взгляд» станет его сын, Ильхам Алиев. Не исключено также, что Ильхам будет баллотироваться в президенты на следующих выборах в Азербайджане [[3]].

Президентские обязанности в период болезни Г.Алиева были возложены на председателя Милли меджлиса Муртуза Алексерова. Перед отлетом в Анкару Президент дал членам правительства конкретные поручения [[4]].

Министр здравоохранения Али Инсаров заявил, что никакой угрозы здоровью Алиева не существует: «Это обычный бронхит после перенесенного гриппа», — подчеркнул он. Видимо, тему «здоровья президента» в Азербайджане не желают муссировать с энтузиазмом, характерным для России. Тем не менее, обычный бронхит Алиева предпочли лечить в другом государстве, на что сразу обратили внимание информационные службы СНГ [[5]]. Официальный диагноз Алиева – «обструктивный бронхит» [[6]]. При этом стоит отметить, что если в Азербайджане подчеркивают, что у Алиева только бронхит, то турецкие средства массовой информации указывают на то, что у него все-таки проблемы с сердцем. Так, турецкая газета «Миллиет» сообщила, что у Гейдара Алиева сердечное заболевание, ссылаясь при этом на информацию, полученную от врачей военного госпиталя, где он лечился. Официальный Баку опроверг это сообщение [[7]].

1.2.       Милли меджлис

Парламентская комиссия по бюджетным вопросам обсудила документ под названием – «О государственном бюджете». Этот проект предусматривает изменение процедуры обсуждения бюджета. В настоящее время бюджет принимается в соответствии с действующим законом «О бюджетной системе»,

Согласно новому документу, предполагается продление сроков (по сравнению с прежними) представления проекта бюджета очередного финансового года в парламент страны. Теперь предусматривается, что госбюджет должен быть представлен в парламент не позднее 15 октября (ранее — до 1 сентября). В свою очередь, законодатели должны обсудить и принять бюджет не позднее 15 декабря. Правительство должно представлять Меджлису отчет об исполнении бюджета предыдущего финансового года к 15 мая следующего года.

Несмотря на то, что комиссия в целом одобрила законопроект, договорившись о его незначительном изменении до внесения в Милли Меджлис совместно с представителями Минфина, многие депутаты остались крайне недовольны «новой версией» утверждения госбюджета.

Например, депутат Керим Рамазанов предложил внести в документ норму, предполагающую обязательное согласование изменений в бюджете, если в этом возникает необходимость в течение года, с парламентом. Еще более критично высказался другой член этой парламентской комиссии Назим Иманов. Он, в частности, заявил, что законопроект имеет несколько принципиальных недостатков, три из которых являются основными. Во-первых, он позволяет Министерству финансов произвольно устанавливать классификацию бюджета (степень подробности составления) и передавать в парламент его проект в том варианте, в котором оно захочет. Это, по мнению депутата, урезает и без того ограниченные полномочия парламента. Во-вторых, по его словам, в проекте нечетко описаны взаимоотношения исполнительной и законодательной властей в процессе обсуждения проекта госбюджета. К примеру, если парламент сочтет представленный бюджет некачественным и не утвердит его в срок, то правительство в начале нового года будет самостоятельно решать, куда и как тратить деньги. По мнению депутата, нужна норма, по которой, в случае, если бюджет утвержден не будет, парламент сможет принять специальное решение о структуре финансирования в начале года необходимых затрат. В-третьих, законопроект вообще не предусматривает механизм возвращения проекта бюджета на доработку. Это фактически означает, что исполнительная власть может и вообще не передавать проект в парламент: все равно ничего не изменится [12].

1.3.       Суд над Эльчибеем

Экс-президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей в советское время уже был осужден за свои политические взгляды в 1975 году, когда состоялся процесс по деятельности подпольного кружка на историческом факультете Азербайджанского госуниверситета, где преподавал Эльчибей (его настоящая фамилия, как и у нынешнего президента – Алиев). В тот период Гейдар Алиев помог Эльчибею-Алиеву избежать сурового наказания, притормозив дело, и молодого диссидента осудили всего на полтора года.

В дальнейшем пути двух Алиевых вновь пересеклись. 1987 год стал для Гейдара Алиева годом отставки, в то время как Эльчибей, напротив, начал приобретать политический вес. В конце 1980 он становится руководителем Народного фронта Азербайджана. Тогда же и появился его псевдоним, означающий «посланник народа». Заметим, что руководство тюркских народов огузской ветви вообще имеет склонность к смене имен данных при рождении на новые, семиотически отражающие их властные полномочия. Так Мустафа Кемаль стал Ататюрком («отец турок»), а Сапармурад Ниязов – Туркменбаши (вождь туркмен).

После мятежа Сурета Гусейнова в июне 1993 г. Эльчибей пригласил Алиева в свою «команду» для занятия одного из ключевых постов в руководстве Азербайджана, однако этот союз вскоре распался. Алиев сам занял пост Президента Азербайджана. В 1998 г. Эльчибей отказался признать итоги выборов Президента

В январе в Бакинском городском суде начался судебный процесс над экс-президентом. Напомним, 6 ноября 1998 года лидер партии «Народный Фронт Азербайджана» (ПНФА) на пресс-конференции заявил о том, что нынешний глава государства Гейдар Алиев в бытность свою главой азербайджанского КГБ был причастен к созданию Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей вооруженную борьбу за освобождение курдов от власти Турции. В связи с этим на заседании Милли меджлиса депутат Рза Ибадов резко критиковал тогда еще и.о. министра юстиции Судабу Гасанову, заявив, что Минюст не выполняет своей работы, которая, в числе прочего, заключается в том, чтобы защитить честь и достоинство Г.Алиева. Тогда С.Гасанова выступила с ходатайством, которое и явилось основой для возбуждения уголовного дела против лидера ПНФА по статье 188-6 УК АР (оскорбление чести и достоинства президента путем распространения заведомо ложной информации). Эта статья предполагает наказание до 6 лет лишения свободы.

Первое судебное заседание было посвящено ознакомлению с делом. Судья Азер Гусейнов предложил адвокатам представить совместное ходатайство о том, что они являются защитниками Эльчибея. Журналисты в зал заседания в первый день процесса допущены не были. Представители полиции объяснили это тем, что в зале нет мест. В зал суда не были допущены также председатель Комитета защиты прав экс-президента Вагиф Баятлы Онер, члены Комитета, а также общественные защитники.

На следующий день при усиленных мерах безопасности судебный процесс продолжился. Под усиленными мерами в данном случае подразумевалось, что все подходы к зданию суда были перекрыты нарядами полиции с дубинками, которые запрещали членам ПНФА приближаться к зданию суда. Одновременно сотрудники дорожной полиции не разрешали пассажирским автобусам и другим видам транспорта останавливаться близ суда. Рядом дежурили несколько автобусов и легковых автомашин с полицейскими. Однако журналисты в зал заседаний были, в конце концов, допущены.

ПНФА для участия в суде представила кандидатуры 28 общественных защитников, из которых суд утвердил лишь 12. Защита в связи с этим выразила протест, указав на то, что в законодательстве по этому поводу ограничений нет. Еще 3 общественных защитника экс-президента выступят в суде от партии «Мусават», Либеральной партии и Комитета защиты прав А.Эльчибея. Со стороны властей на суде в качестве общественного обвинителя представлен А.Аббасбейли, а общественным обвинителем от правящей партии «Ени Азербайджан» выступает С.Новрузов.

Адвокат экс-президента Айдын Керимов возбудил ходатайство о том, чтобы перенести рассмотрение дела в Верховный суд ввиду того, что Бакгорсуд, находящийся в подчинении министра юстиции С.Гасановой, может предвзято отнестись к рассмотрению дела. Кроме того, по мнению защиты, дело бывшего президента должно рассматриваться в высшей судебной инстанции страны.

Суд, однако, ходатайство адвоката отклонил, мотивировав это тем, что по данному вопросу стороне ответчика необходимо обратиться в Верховный суд. В данной же ситуации судья отказаться от рассмотрения дела не вправе. Было также заявлено, что Бакинский городской суд в подчинении министра юстиции не находится. А по поводу неудобств, связанных с небольшими размерами зала заседания, судья А.Гусейнов заявил, что перенести заседания в другой зал невозможно, так как там в настоящий момент рассматриваются уголовные дела по государственным преступлениям.

Следующее заседание не состоялось и было перенесено на 2 февраля. Суд принял это решение для того, чтобы рассмотреть ходатайства адвокатов по поводу направления дела на доследование. По мнению адвокатов, следствие велось необъективно и с многочисленными нарушениями.

Сам лидер ПНФА в беседе с журналистами при выходе из зала суда вновь заявил, что данный суд имеет «надуманный и политический характер». При этом он не исключил, что суд мог быть отложен по указанию «сверху». «Им требуется время на обдумывание, так как те, кто дал ход этому процессу, сами не имеют представления, что теперь делать», — сказал он. Экс-президент убежден, что победа на процессе окажется за ним.

Зампред ПНФА Фазиль Газанфароглу считает, что «в этом бессмысленном процессе необходимо участие самого пострадавшего — Гейдара Алиева». Но, по мнению Ф.Газанфароглу, в Азербайджане это невозможно.

Член президиума и секретарь верховного меджлиса ПНФА Алимамед Нуриев в беседе с корреспондентом «Зеркала» объяснил перенос судебного разбирательства вероятностью того, что судьи понимают бесперспективность уголовного дела и тем, что оно может вызвать очень большой резонанс в обществе. «Думаю, что в отсутствие Гейдара Алиева власти пока не решаются вести дело, хотя, чтобы заполнить пустоту, и начали судебный процесс», — добавил он.

Независимый эксперт, адвокат Фуад Агаев прокомментировал этот процесс следующим образом. По его словам, если Г.Алиев действительно не имеет никакого отношения к созданию РПК, а А.Эльчибей распространил такого рода сведения, то последний может быть привлечен за это к ответственности. Но даже если Абульфаз Эльчибей и не прав, то это еще не клевета, так как клевета предполагает умышленное распространение заведомо ложных измышлений. Никаких доказательств того, что Абульфаз Эльчибей распространял сведения о связях Г.Алиева с РПК, зная, что они не соответствуют действительности, не имеется. Поэтому в его действиях состав преступления, предусмотренный статьей 188-6 УК Азербайджана, отсутствует. В этом случае Эльчибей может быть привлечен только к гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 7 Гражданского кодекса Азербайджанской республики.

В случае, если против Эльчибея будет вынесено обвинительное решение, ПНФА, Демократический конгресс и другие оппозиционные организации намерены проводить массовые акции протеста с лозунгом отставки властей [[8],12].

1.4.       Нефтяная отрасль

1.4.1.      Транзит через Азербайджан казахской и туркменской нефти и газа

Продолжается транзит через Азербайджан казахской и туркменской нефти. Нефть транспортируется танкерами через Каспий до Баку и далее – по железной дороге (60-80 000 баррелей в день в настоящее время) и (в перспективе) по трубопроводу Кашури-Батуми (отличному от главного экспортного маршрута азербайджанской нефти) – к Черному морю. Благодаря идущим в настоящее время работам по расширению трубопровода, проводимым «Тенгизшевройлом», предполагается довести объем прокачиваемой по этому трубопроводу нефти до 200 000 баррелей в день к 2000 году.

Объемы перевозок по морю возросли с 2000 баррелей в день в 1996 году до 20 000 баррелей в день в 1997. В 1998 году их объем составил предположительно около 60 000 баррелей в день. Расширение Сангачальского терминала в 30 км от Баку позволит увеличить его мощности по приему нефти со 115 000 до 500 000 баррелей в день.

Путь через Азербайджан является одной из трех возможных альтернатив транспортировки каспийской нефти, добытой в шельфе Казахстана и Туркменистана. Другую возможность предоставляет транспортировка через территорию России по строящемуся нефтепроводу до Новороссийска (из Казахстана) или через Махачкалу, в которой планируется реконструировать порт (нефть из Туркмении). Не менее привлекательна предоставляемая Ираном возможность обменивать нефть на Каспии (в порту Нека) на аналогичные объемы нефти в Персидском заливе.

Азербайджан конкурирует с Ираном и Россией и в перспективных планах транспортировки тенгизской и туркменской нефти, и даже туркменского газа. Иран желает направить все нефтяные и газовые потоки через свою территорию с помощью обменных операций (для этого в настоящий момент создается специальная инфраструктура) и с помощью строительства ведущих на юг нефтепровода от Тенгизского месторождения в Казахстане, находящегося лишь в стадии планирования, и газопровода из Туркменстана. Российский маршрут для транспортировки тенгизской нефти пока предполагается в качестве основного.

Однако возможно осуществление и проекта переброски туркменского газа и тенгизской нефти по дну Каспия в Азербайджан и далее – через Грузию или Турцию. Так «Ройял Датч Шелл», «Шеврон», «Мобил» и правительство Казахстана подписали в декабре 1998 года соглашение о проведении работ по технико-экономическому обоснованию строительства нефтепровода по дну Каспия от казахстанского побережья до Баку и, возможно, далее до Джейхана. Продолжительность трубопровода до Баку – 370 миль, стоимость – около 2 млрд. долларов. Если нефтепровод дойдет до Джейхана, то стоимость возрастет до 4 млрд. Из туркменского города Туркменбаши также предполагается строить по газопровод до Баку и далее до Эрзрума или того же Джейхана, стоимостью до 3 млрд. долларов. Работы по технико-экономическому обоснованию были проведены американской компанией «Энрон» (на грант американского правительства) и «Унокалом». Предварительный договор о строительстве газопровода был подписан туркменским и турецким правительствами в октябре 1998 года.

В результате осуществления всех этих проектов территория Азербайджана может превратиться в мощный транспортный узел по переброске каспийских энергоресурсов на европейские рынки. США поддерживают этот сценарий для того, чтобы не допустить иранский вариант транспортировки энергоносителей и укрепить новые независимые государства на Каспии.

Напомним, что позиция американцев заключается в следующем. Старые советские трубопроводы, идущие через Россию, не имеют достаточных мощностей, чтобы принять всю нефть, которую предполагается добыть в районе Каспия. К тому же все они кончаются в районе Новороссийска, что делает необходимым дальнейшую транспортировку нефти через столь уязвимый в политическом и экологическом смысле район, как Босфор. При этом необходимо обеспечить независимость новых государств от России, которая является их конкурентом на мировом энергетическом рынке.

Однако реализация этого сценария наталкивается на ряд препятствий. Во-первых, не решена территориальная проблема на Каспии. Во-вторых, Россия и Иран неоднократно указывали на возможность землетрясений и экологическую уязвимость проекта.

1.4.2.      Главный экспортный маршрут

В 1999 году «ранняя» нефть, добытая Азербайджанским международным консорциумом, будет экспортироваться по двум направлениям. Еще в конце 1998 года начался экспорт по северному маршруту Баку-Новороссийск. Экспорт нефти должен значительно возрасти в связи с завершением трубопровода Баку-Супса. Прокачка нефти по этому нефтепроводу началась как раз в день мятежа бывших полицейских. Эксплуатацию трубопровода планировалось начать в апреле 1999 года. Но сооружение нефтепровода было отложено из-за того, что по первоначальным планам маршрут включал в себя старые трубопроводы, которые не удалось починить. Прокладка вместо них новых трубопроводов увеличила первоначальную стоимость проекта с 290 млн. долларов до 500 млн. долларов.

Общая мощность двух трубопроводов рассчитана не более, чем на 200 000 баррелей в день, и они не способны транспортировать те количества нефти, которые консорциум намеревается добыть в шельфе Каспия.

Планируемая прокладка нефтепровода до турецкого порта Джейхан была поддержана в октябре 1998 года Анкарской декларацией, подписанной Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Узбекистаном и Турцией (Туркмения эту декларацию не подписала). США также поддерживают этот маршрут. Проблема заключается в стоимости данного проекта. Несмотря на утверждения Турции о том, что маршрут Баку-Джейхан будет экономически выгоден, АМОК отложила решение вопроса, мотивируя это прежде всего низкими ценами на нефть.

Проблема финансирования основного экспортного трубопровода Баку-Джейхан стоит достаточно остро. Дело в том, что для финансирования этого дорогостоящего проекта компании-участницы АМОК должны будут просить кредиты в банках, что достаточно сложно в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры. Однако учитывая, что, по заявлениям руководства Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР), нефтепровод Баку-Джейхан будет построен в любом случае, можно предположить, что изыскивать средства придется правительствам Азербайджана, Грузии и Турции. Анкара уже выразила готовность финансировать свой участок «многострадальной трубы». В Турции тем не менее растет скептицизм по отношению к этому проекту. Анкара называет цифру затрат в 3,5 млрд. долларов, хотя по первоначальным подсчетам они не превышали 2,3 млрд. [[9]].

Кроме экономических интересов значение имеет и политическая конъюнктура. Так, госсоветник Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулу-заде утверждает, что Россия не желает допустить транспортировку нефти по турецкому пути. Поэтому надо ускорить реализацию проекта нефтепровода Баку-Джейхан, хотя Анкара и Баку пока не договорились о размерах тарифов на прокачку нефти через турецкую территорию. В Стамбуле завершаются консультации АМОК с делегациями Азербайджана и Турции по проекту Баку-Джейхан. По инициативе Анкары предполагается создать международный консорциум с участием компаний «Шелл», «Шеврон» и «Мобил» [[10]].

Администрации США все больше импонирует турецкий маршрут, в то время как европейцев привлекает маршрут через Грузию из-за его дешевизны. В частности, предлагается увеличить пропускную способность нефтепровода Баку-Супса с первоначальных 100 000 баррелей в день до 300 000 или даже до 600 000 баррелей в день. Предлагается также увеличить пока пропускную способность существующих нефтепроводов (в том числе и до Новороссийска), а с сооружением основного экспортного маршрута мощностью 1 млн. баррелей в день подождать до тех пор, пока в Азербайджане начнут добывать такие объемы нефти.

Иран также предложил альтернативный маршрут в Турцию через территорию северо-западного Ирана. Этот маршрут будет дешевле как маршрута Баку-Джейхан, так и маршрута Баку-Супса и позволяет перебрасывать нефть также и в Персидский залив. Предложение Ирана было формально отвергнуто Милли Меджлисом в ноябре 1998 года.

Шансы Новороссийска стать конечным звеном Основного экспортного маршрута минимальны. Тем не менее, в октябре 1998 года «Транснефть» послала правительству Азербайджана технико-экономическое обоснование этого маршрута. Экспорт «ранней нефти» начался в конце 1997 года в объеме около 40 000 баррелей в день. При этом по первоначальной конструкции нефтепровод должен был транспортировать 100 000 баррелей в день, но это невозможно из-за ограничений в прокачке. В связи с возможным затягиванием вопроса об основном экспортном маршруте предлагалось увеличить пропускную способность этого маршрута до 180 000 баррелей или даже до 300 000 баррелей.

1.4.3.      «ЛУКойл» получил кредит на освоение азербайджанских месторождений

Российская нефтяная компания «ЛУКойл» на этой неделе получила кредит в размере 77,2 млн. долларов, предназначенный для реализации первого этапа разработки месторождений «Азери», «Чираг» и глубоководной части «Гюнешли» в Азербайджане. Кредит предоставлен сроком на 8 лет Европейским банком реконструкции и развития и международной финансовой корпорацией по льготной банковской ставке. В качестве соорганизаторов финансирования также выступили «Citibank», «Dresdner Kleinwort Benson» и «Societe Generale». Подобный займ является фактически первым проектным финансированием компании с ограниченным регрессом. Освоение выделенных средств начнется сразу после получения компанией лицензии Центрального банка России. Получение этого кредита в условиях падения цен на нефть и экономического кризиса в России является большим достижением «ЛУКойла».

Наряду с «ЛУКойлом» кредиты на общую сумму в 400 млн. долларов также предоставлены ряду других участников консорциума. Кредит предназначен для финансирования строительства, модернизации технологических объектов и транспортировки «ранней» нефти.

По мнению президента российской нефтяной компании Вагита Алекперова, азербайджанские проекты являются для нее одними из самых приоритетных. Добыча нефти на контрактных месторождениях, начавшаяся в ноябре 1997 года, составляет 80 000 баррелей (свыше 10 тыс. тонн) в сутки. Этот объем транспортируется по трубопроводу Баку-Новороссийск через территорию России. Общая сумма инвестиций в разработку месторождений «Азери», «Чираг», «Гюнешли», по предварительным расчетам, составит 10-12 млрд. долларов. В результате будет извлечено свыше 4 млрд. баррелей (550 млн. тонн) нефти. При этом суточная добыча в течение 10 лет составит 800 000 баррелей, или 40 млн. тонн в год.

1.4.4.      Контракт с японцами

Государственная нефтяная компания Азербайджана и японская национальная нефтяная компания подписали контракт о совместной разработке трех перспективных нефтяных месторождений, расположенных в южной части Азербайджана: «Муган-дениз», «Янан-тава» и «Атешгях». Совместная работа по этому проекту рассчитана на 25 лет и оценивается в 4 млн. долларов. Предполагается добыть 100-150 млн. тонн нефти [[11]].

1.5.       Грант Еврокомиссии на создание секретариата Шелкового пути

Европейская комиссия на днях выделила Азербайджану грант на сумму в 2,5 млн. ЭКЮ в рамках программы ТАСИС для проведения тендера на разработку устава постоянного секретариата проекта ТРАСЕКА. Секретариат должен будет располагаться в Баку.

Часть этой суммы пойдет на ремонт здания для секретариата ТРАСЕКА, который расположится в помещении бывшего Консульского управления МИД Азербайджана. Руководить секретариатом будут попеременно (по году) представители стран-участниц проекта «Великий шелковый путь». Предполагается, что каждый из кандидатов, представленных на пост главы секретариата, будет рангом не ниже министра или замминистра транспорта.

В 1995 году по транспортному коридору из Центральной Азии через Азербайджан было перевезено 350 тыс. тонн грузов. В 1996 году эта цифра составила уже 650 тыс., в 1997-м — около 2 млн. тонн, а в 1998 году — 4 млн. тонн. В 1995-97-е годы от евроазиатского транспортного коридора Азербайджан получил более 80 млн. долларов прибыли. За каждую перевезенную через территорию страны тонну грузов в бюджет поступает 15 долларов. Главными стpанами-пользователями коридора являются Узбекистан и Казахстан, транспортирующие нефть, хлопок, металлы, пиломатериалы, сою, зерно и т.д.

Как известно, саммит по возрождению Великого шелкового пути прошел в Баку в начале сентября прошлого года. Однако большинство его решений пока не реализовано. Азербайджан может значительно увеличить свои доходы после реализации проекта ТАЕ (прокладка фиброоптического кабеля), или решив наконец проблему с выбором маршрута Основного экспортного трубопровода, либо создав специальную экономическую зону на своей территории, на необходимость которой указывают многие эксперты, и т.д.

Европейская комиссия приняла решение пересмотреть программы ТАСИС по поводу поддержки новых независимых государств. Комиссия предлагает сконцентрировать усилия на меньшем количестве проектов в ключевых отраслях. Программа для каждой страны теперь будет ограничена, максимум, тремя отраслями сотрудничества. В период с 2000 по 2006 гг. ЕС окажет новым независимым государствам помощь в 4 млрд. ЭКЮ [[12]].

Напомним, что впервые идею транспортного коридора предложил Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Программа ТРАСЕКА (транспортная система Европа – Кавказ – Азия, неформально называемая Великим Шелковым путем) была одобрена на конференции Европейского союза в конце 1993 года. На конференцию Евросоюза были приглашены министры торговли и транспорта стран среднеазиатского региона и Кавказа для создания транспортного коридора через Кавказ и Каспийское море в Среднюю Азию. В сентябре 1998 года представители 12 государств (включая Азербайджан, Болгарию, Румынию, Турцию, Казахстан и Узбекистан) подписали многостороннее соглашение известное под названием «Бакинская декларация». Она предусматривает развитие транспортного коридора путем более тесной экономической интеграции стран-участниц проекта, возрождение и развитие транспортной инфраструктуры, а также поддержание стабильности и доверия в регионе.

1.6.       ОПОН

1.6.1.      Бунт заключенных

7 января в колонии усиленного режима в поселке Гобустан, расположенном в пригороде столицы, произошел бунт заключенных. Его организовали бывшие руководители Министерства обороны и бывшие сотрудники Отрядов полиции особого назначения (ОПОН), осужденные за попытки государственного переворота в 1994 г. и организацию покушений на Президента Г.Алиева в 1995м: Вахид Мамедов (бывший заместитель министра обороны) и Фаиг Бахшалиев (бывший командующий Агдамской патрульно-постовой бригадой ОПОН).

Власти предприняли против мятежников экстренные меры. К колонии были подтянуты усиленные подразделения военизированной полиции, туда же выехали руководители МВД Азербайджана и Генеральный прокурор страны, которые командовали операцией.

События разворачивались следующим образом. В ночь с 7 на 8 января заключенные убили одного сотрудника охраны, а нескольких других взяли в заложники, отобрав у них оружие. Требования мятежников первоначально касались условий содержания в тюрьме. В результате переговоров ситуация временно нормализовалась, после чего 11 участников бунта потребовали предоставить им автобус до аэропорта и самолет для вылета и одно из соседних государств. Автобус был им действительно предоставлен, но по дороге в аэропорт была проведена оперативная спецоперация, в результате которой погибли 11 мятежников и 2 сотрудника правоохранительных органов, а 21 из них получили ранения. Освобождены были 28 сотрудников военизированной охраны, ранен комендант колонии [[13]]. Власти начали расследование дела. Руководство Азербайджана расценило мятеж как новую попытку государственного переворота, имевших место в октябре 1994 и марте 1995 гг. [[14]].

В гобустанской колонии находится более 500 заключенных, в том числе экс-министр внутренних дел правительства А.Эльчибея Искендер Гамидов. Однако он в бунте не участвовал. Руководство Азербайджана не исключает, что к мятежу причастны внешние силы, желающие дестабилизировать ситуацию. Здесь просматривается косвенная связь с нефтяными проектами. В частности, в день мятежа началась прокачка «ранней» каспийской нефти международной операционной компанией по трубопроводу Баку-Супса [[15]].

В настоящий момент выдвигаются разные версии причин и даже хода событий гобустанского бунта. По официальной версии, мятежники открыли огонь по охранникам тюрьмы, в правозащитных же кругах считают, что первыми стрелять начали как раз охранники, из-за чего погибли 9 мятежников, а двое из них были убиты начальником тюрьмы еще в здании. Руководитель Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов в качестве причины мятежа называет ухудшение условий в тюрьме. Кроме того, организаторы мятежа, будучи осужденными по политическим статьям, долго подвергались в тюрьме пыткам и издевательствам, в результате чего потеряли здоровье. Азербайджанские правозащитники намерены подать в суд на структуры, распространяющие ложную информацию об ОПОНЕ. Тем не менее, вопрос о том, каким образом небольшая группа обычных заключенных смогла взять в заложники 28 вооруженных охранников, остается открытым [[16]].

Гейдар Алиев подписал указ о награждении военнослужащих, принимавших участие в подавлении мятежа. Одному из двоих военных, убитых мятежниками, присвоено звание Национального героя Азербайджана [[17]].

1.6.2.      Создание партии «ОПОН»

Брат покойного командира отряда полиции особого назначения (ОПОН) МВД Азербайджана Ровшана Джавадова и бывший прокурор Хатаинского района Махир Джавадов 12 декабря прошлого года прибыл в Тегеран в качестве представителя австрийских фирм. Там же он на днях объявил о создании политической партии «ОПОН».

В марте 1995 года братья Джавадовы возглавили вооруженный мятеж и были разгромлены правительственными войсками. Впоследствии власти обвинили ОПОН в попытке государственного переворота и арестовали сотни членов этой структуры.

В ходе вооруженного столкновения Р.Джавадов был убит, а его брат — вынужден тайно покинуть страну и эмигрировать в Австрию, где получил политическое убежище.

М.Джавадов, все это время проживавший в Австрии, прибыл в Иран, по его словам, в середине декабря. Однако информация о его приезде распространилась после того, как стало известно о болезни Гейдара Алиева. Основной целью перемещения в Тегеран и создания партии он называет освобождение Карабаха. Для этого он призывает азербайджанский народ направлять к нему в Иран боеспособных юношей.

Что же касается Азербайджана, «мятежный прокурор» в своем интервью газете «Ени Мусават» призвал все политические силы объединиться вокруг лидера «Мусават» Исы Гамбара. По некоторым сведениям, Иса Гамбар поддерживал попытку переворота в марте 1995 года.

М.Джавадов не согласен с тем, что Иран помогает Армении. По его словам, в Иране достаточно сил, заинтересованных в том, чтобы оказать помощь Азербайджану. Он также отметил, что среди тех, кто сегодня у власти в Азербайджане, есть люди, которые поддерживают его.

Власти сразу же отреагировали на заявления М.Джавадова. Прошел слух, что Генеральный прокурор Эльдар Гасанов официально обратился к своему иранскому коллеге с требованием выдать Азербайджану М.Джавадова, обвиняемого властями в участии в попытке государственного переворота. Вафа Гулу-заде обвинил Иран в пособничестве созданию партии, которая ставит своей целью свержение существующего строя в Азербайджане.

Официальный Тегеран заявил «Туран», что Иран не допустит на своей территории антиазербайджанской деятельности со стороны какого-либо лица или группы лиц. М.Джавадов, по сведениям иранских официальных лиц, прибыл в Иран как коммерсант и не имеется данных о том, что он занимается в Иране политической деятельностью. Ни МИД, ни следственные органы Азербайджана официально не обращались к Ирану с каким-либо запросом по поводу М.Джавадова.

Азербайджан и Иран в прошлом подписали соглашения «О правовой помощи» и «О выдаче». Представители как правящей партии, так и оппозиции высказывают свои сомнения по поводу будущего «ОПОНА» [12].

1.7.       Силовые ведомства

1.7.1.      Выступление генерального прокурора

Эльдар Гасанов, генеральный прокурор Азербайджана, выступая на заседании коллегии МВД республики, отметил значительное улучшение деятельности правоохранительных органов. Однако он подчеркнул, что успокаиваться на этом не следует. По его словам, все еще имеет место нарушение прав граждан сотрудниками органов внутренних дел, затягивание следствия и даже фальсификации вещественных доказательств, которые иногда полиция сама подбрасывает на место преступления [12].

1.7.2.      Таможня

Председатель Государственного таможенного комитета (ГТК) Азербайджана Кямаледдин Гейдаров сообщил, что начинается реализация программы «По усилению потенциала ГТК и образованию сети передачи информации». Однако постепенный перевод ГТК на компьютеризированную коммуникационную систему наталкивается на ряд проблем. Отсутствие надлежащего оборудования затрудняет получение оперативной информации с приграничных постов, вынуждая таможенников использовать радиосвязь. Введение современной автоматизированной телекоммуникационной системы, работающей в режиме «он-лайн», позволит решить эту проблему. По словам К.Гейдарова, проект позволит вести точный учет в таможенной системе, а также существенно усилить контроль за ввозом и вывозом из страны различной продукции.

1.7.3.      Конфликт министра обороны с начальником Бакинского высшего военно-морского училища

Не утихают страсти вокруг конфликта между министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым и начальником Бакинского высшего военно-морского училища Джан-Мирзы Мирзоевем. Мирзоев, посчитав приказ главы военного ведомства об увольнении его с занимаемой должности незаконным, подал иск в Сабаильский районный суд. Министр обороны судебное разбирательство проиграл, но подал кассационную жалобу в Бакинский городской суд.

До вынесения окончательного решения 22 января в дом Мирзоева ворвалась военная полиция с ордером в руках. Он был арестован за то, что не отдал воинской чести министру обороны, и просидел пять суток на гауптвахте комендатуры военной прокуратуры. Из-за ареста Мирзоев не смог присутствовать при принятии судебной коллегией Бакинского горсуда решения относительно кассационной жалобы С.Абиева. По мнению Мирзоева, арест был преднамеренным, дабы он не мог явиться на заседание коллегии.

Тем не менее, городской суд вынес решение отклонить кассационную жалобу министра обороны, оставив в силе решение Сабаильского суда. Д.Мирзоев вновь стал руководителем училища [12].

1.8.       Скандал вокруг деятельности Союза свободных потребителей

После пресс-конференции, в которой, в частности, участвовали депутат Милли меджлиса Матлаб Муталлимли (раньше его фамилия была Муталлимов), бывший эксперт Союза свободных потребителей (ССП) Айдын Мехтиев и директор фирмы «Шахин-77», занимающейся импортными операциями, разразился скандал вокруг деятельности этого Союза.

Директор «Шахин-77» Салех Ахмедов рассказал о заключенном контракте с австралийским заводом по производству молочных продуктов «Бонлок». Согласно контракту, фирма привозила в Азербайджан сливочное масло «Ред коу», которое по словам Ахмедова, прошло анализ в лабораториях компетентных государственных ведомств. Однако, когда разворачивалась реклама и реализация масла на местном рынке, председатель ССП Эюб Гусейнов начал антирекламную пропаганду, так как не получил ежемесячного «взноса» в так называемую кассу союза в размере несколько сот тысяч долларов. Президент фирмы обращался с жалобой в прокуратуру города. Ответа не последовало. По словам предпринимателя, ССП находится в тесной связи с городской прокуратурой. Бездействие прокуратуры побудило Ахмедова обратиться к депутатам парламента.

По заявлению эксперта А.Мехтиева ССП не имеет лаборатории, позволяющей проводить анализ товаров, не говоря уже о том, что союз не имеет права контроля за их качеством. При этом Союз потребителей проводит рейды по «точкам», собирая с них по 300 долларов.

Согласно заявлению депутата парламента М.Муталлимли представители завода «Бонлок» намерены подать исковое заявление на союз. По его словам, ССП составил липовый документ о том, что якобы члены союза сотрудничают с полицией города. Но, по заявлению последней, она вовсе не контактирует с союзом. В Минюст поступают сигналы о незаконных действиях ССП, и министерство неоднократно предупреждало ССП о том, что его деятельность незаконна. Он также подтвердил факт тесного сотрудничества союза с городской прокуратурой. Поэтому жалобы в его адрес остаются без внимания. А доходами с рейдов, по словам депутата, «свободные потребители» и прокуроры делятся между собой.

В соответствии с подписанным президентом 7 января указом «О совершенствовании системы государственного контроля и устранении искусственных препятствий в сфере развития предпринимательства» контрольная деятельность была запрещена даже государственным ведомствам

Руководство союза потребителей в свою очередь указывает, что в его травле заинтересованы нечистоплотные торговцы. Ни одного доказанного криминального факта из деятельности Союза так оглашено и не было. Более того, Бакинская прокуратура возбудила уголовные дела против оптовых импортеров масла, обвинявших ССП в вымогательстве. Причем поводом для возбуждения уголовного дела как раз и послужило обращение ССП о противозаконной деятельности этих компаний. Руководство Союза объясняет необоснованные, по его мнению, нападки на ССП еще и происками другой общественной организации Общества содействия защите прав потребителей (ОСЗПП). Изгнанные члены ССП продолжают свою деятельность в составе ОСЗПП.

Есть и другая версия причины разногласий: стремление конкурирующих между собой организаций-контролеров переделить сферы влияния. В частности, борьба за право контролировать объекты торговли и производства развернулась между исполнительной властью Баку и Министерством торговли. По третьей версии, выдвинутой руководством ССПА, крупные оптовые торговцы Апшерона, лоббируемые некоторыми депутатами, начали целенаправленную кампанию с целью очернить и впоследствии ликвидировать организацию по защите потребителей [12].

1.9.       В ближайшее время возможно вновь открытие казино

После того, как утих шумный скандал с отелем «Европа», похоронив при этом игорный бизнес в Азербайджане, казино в стране были запрещены. В настоящее время в Баку ходят слухи о том, что Милли меджлис в скором времени внесет изменения в закон «О предпринимательской деятельности», разрешающие действие на территории страны казино. Однако на них будут наложены определенные ограничения. Официальные лица эти слухи пока не подтверждают. Все ждут решения президента.

В настоящее время в руководстве страны идет борьба между двумя точками зрения. Одна признает необходимость разрешения деятельность казино в Азербайджане, и ее поддерживают владельцы крупных отелей столицы. Двумя главными аргументами в ее пользу являются необходимость привлечения дополнительных финансов для государства и то, что, несмотря на официальное закрытие, некоторые казино продолжают действовать нелегально. Другая подчеркивает «чуждость» азартных игр азербайджанскому народу.

Некоторые сторонники легализации казино указывают, что нужно изменить принцип их налогообложения. До закрытия казино все заведения для азартных игр в общем перечисляли в бюджет не более 10 млн. долларов в год при оборотах, превосходящих эту сумму на несколько порядков. Причина этого заключается в том, что плата взималась не с оборота, а с численности игральных столов и автоматов. Если же наложить налог на обороты казино, то доходы бюджета могут значительно возрасти. В условиях, когда представительства нефтяных компаний в Баку проводят радикальное сокращение численности своих сотрудников, а новых рабочих мест не создается, открытие казино могло бы дать несколько сот новых рабочих мест.

В пользу возможности открытия казино говорит и заявление главы исполнительной власти Баку Рафаэля Аллахвердиева, который еще в период первой эпопеи вокруг игорного бизнеса в Азербайджане заявил, что в будущем могут быть рассмотрены два варианта. Один из них заключается в том, чтобы разрешить деятельность казино только в 5-звездочных отелях и только для иностранцев. Но это будет означать только то, что азербайджанцы будут играть в казино нелегально. Второй вариант предполагает деятельность казино по территориальному принципу, что должно строго ограничить их общее количество. Кроме того, многие бизнесмены еще в сентябре выражали надежду на то, что после президентских выборов по данной проблеме будет принято положительное решение [12].

 

1.10.    Положение русского и русскоязычного населения в Азербайджане

Положение русского населения в Азербайджане лучше, чем в других бывших республиках: здесь издаются десятки газет и журналов на русском языке, ведут вещание три общероссийских телеканала, растет число детей, обучающихся на русском языке (на сегодняшний день – около 140 000). Примечательно, что в их числе много азербайджанцев. В 1998 г. продолжала замедляться миграция из Азербайджана в Россию: если в 1992 г. она составила приблизительно 40 000 человек, то сейчас – не больше 10 000 [[18]]. При этом нужно отметить, что основная масса русского населения (в основном, молодежи) Азербайджан покинула. Молодые люди (и не только русские, а и азербайджанцы) делали это в том числе и из-за желания избежать карабахского фронта.

 

1.11.    Беженцы

Президент Азербайджана дал устное поручение ряду государственных и коммерческих структур оказать помощь беженцам. В ходе реализации этого поручения произошел инцидент в Билясуварском районе. ГНКАР и государственная компания «Азеравтонаглийат» доставили в район большую партию продовольствия и одежды. Помощь предназначалась беженцам, проживающим в палаточном городке №4.

Слова главы исполнительной власти района Али Бабаева о том, что вся помощь будет распределена по справедливости, вызвали гнев беженцев. Они обвинили последнего в присвоении гуманитарной помощи, а он, в свою очередь, пытался перед ними оправдаться [12].

 

1.12.    Годовщина событий 1990 года

20 января в Азербайджане прошел День поминовения жертв событий 1990 года, когда в Баку были введены воинские подразделения, в результате чего было убито более ста человек, а около тысячи – ранено. Жители Азербайджана и руководство страны, а также зарубежные гости побывали на аллее Жертв событий 1990 г., где похоронены погибшие. В этот траурный нерабочий день в Азербайджане были приспущены флаги [ [19]].

2.    Экономика

2.1.       Общее положение. Взгляд МВФ

Совет директоров Международного валютного фонда одобрил в конце января выделение Азербайджану очередных траншей кредитов на сумму в 79,7 млн. из общей суммы кредита 112 млн. долларов для поддержки экономических реформ и компенсации потерь от снижения экспорта нефти.

По предварительным расчетам МВФ экономический рост по итогам 1998 года должен был составить по самому оптимистичному варианту 8%. Пессимистичный вариант предусматривал 7%-ное увеличение. Азербайджанский Госкомстат сообщил, что по итогам прошлого года объем ВВП вырос на 10%. По окончательным данным МВФ азербайджанская экономика выросла на 8,5% за 9 месяцев 1998 года.

Госкомстат Азербайджана вычислил цифровое значение ВВП при росте в 10%, которое составило по итогам 1998 года 15 трлн. 929,7 млрд. манатов. МВФ, однако, представил цифру, что если бы рост ВВП в Азербайджане составил 8%, то его номинальный объем в манатах должен был бы составить 16 трлн. 580 млрд. манатов.

МВФ полагает, что на осуществление экономических программ правительства в 1998 году повлияло два внешних обстоятельства: резкое падение цен на нефть и финансовый кризис в России. При этом в июле-августе 1998 года азербайджанские власти заявляли, что российский кризис минует Азербайджан и не отразится на его платежном балансе. Однако в связи с девальвацией рубля импорт из России резко возрос, азербайджанские же товары, несмотря на разблокирование транспортных коммуникаций, вообще потеряли российский рынок. В 1998 г. объем товарооборота между Россией и Азербайджаном вырос в 2,5 раза по сравнению с 1995 г., в основном — за счет российского экспорта [[20]]. Сильное падение цен на нефть повлекло за собой резкое снижение доходов госбюджета. В последние годы более 75% бюджетных поступлений давала продажа нефти и нефтепродуктов. Падение доходов бюджета вызывает, в свою очередь, рост социального напряжения в обществе.

МВФ отметил, что низкие цены на нефть и неблагоприятные результаты нефтяных разработок привели к некоторому сокращению инвестиций в нефтяном секторе Азербайджана. В связи с тем, что подавляющее количество инвестиций в страну приходится на нефтяной сектор, снижение инвестиций в эту отрасль привело и к существенному общему снижению прямых зарубежных инвестиций и вообще к спаду инвестиционной активности. По официальным заявлениям правительства Азербайджана инвестиции росли в стране большими темпами.

Рост наблюдался в таких областях, как строительство и сервис. Спад произошел в легкой промышленности и аграрном секторе, которым был нанесен ущерб слабым внешним спросом и ростом импорта, особенно из России. Спад в сельскохозяйственной отрасли коснулся и сборов хлопчатника, экспорт которого был важной статьей валютных доходов страны. Некоторый подъем наблюдался только в животноводстве.

В 1999-2001 гг. МВФ предполагает средние темпы роста ВВП на 7%, а также среднегодовую инфляцию на 4%, в то время, как общий рост будет поддержан ростом добычи нефти. МВФ заявляет, что развитие экономики республики напрямую зависит от стабильности реформаторского курса правительства. Дефицит текущих счетов платежного баланса будет 32,5% ВВП в 1999 году, а в 2000-2001 годы он увеличится до 38% от объема ВВП.

Таким образом, МВФ остается убежденным сторонником точки зрения, предполагающей, что в ближайшие три года динамика мировых цен на нефть не претерпит значительных изменений и останется на таком же низком уровне. Это, естественно, может отрицательно сказаться на макроэкономической ситуации в стране. В этом случае сроки первых значительных поступлений от добычи нефти по контрактам отодвигаются на еще более поздние сроки, примерно на 2008-2010 годы, а не на 2005 год, как планировалось ранее.

Заметен, по мнению МВФ, прогресс в структурных реформах, особенно в реструктуризации банков. Однако Фонд призывает правительство уделять больше внимания структурным реформам. Он указывает на необходимость обеспечить равномерный рост во всех сферах экономики, так как рост в нефтяном секторе замедляется. Валютный фонд также выразил надежду, что правительство предпримет меры по борьбе с коррупцией и ограничит вмешательство правоохранительных структур в экономику.

2.2.       Предполагаемая роль нефтяной отрасли в развитии экономики Азербайджана и возможность ее переоценки

В Азербайджане программа реформ осуществляется медленно. Несмотря на это, Азербайджан, как и две другие страны Каспийского региона, богатые углеводородным сырьем – Казахстан и Туркменистан – преуспел в привлечении иностранного капитала. Азербайджанский нефтяной сектор привлек 1,8 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, что вывело его, наряду с Казахстаном, на лидирующие позиции по прямым иностранным инвестициями на душу населения в СНГ [[21]].

Нефть дает Азербайджану 65% экспорта и более 80% прямых иностранных инвестиций. В последние годы более 75% бюджетных поступлений давала продажа нефти и нефтепродуктов. Тем не менее, нельзя сказать, что добыча нефти в Азербайджане за последнее десятилетие возросла. В 1997 году в Азербайджане было добыто 9 млн. тонн нефти, что существенно меньше, чем в 1990 году (12,5 млн. тонн). Это, в частности, объясняется тем, что почти вся нефть с суши в Азербайджане уже выкачана и теперь ее надо качать с моря. Большая часть нефтяных ресурсов Азербайджана расположена в шельфе Каспия.

Международные нефтяные и газовые компании посылают смешанные сигналы по поводу перспектив нефтяной и газовой отрасли в каспийском регионе. Разочарование в ресурсах Каспийского моря коснулось всех стран региона.

Унокал 8 декабря объявил, что он прекращает деятельность во всех каспийских проектах, кроме тех, которые базируются на азербайджанской территории. В настоящее время в Баку свернул свою деятельность нефтяной консорциум по разведке и разработке перспективной структуры «Карабах». Каспийская международная нефтяная компания, разрабатывавшая месторождение, состояла из ЛУКойла (12,5%), Аджипа (5%), совместной компании ЛУКАджип (45%), Пеннзойла (30%) и азербайджанской государственной нефтяной компании СОКАР (7,5%). Структура «Карабах» расположена в 125 км к востоку от Баку в Каспийском море. Первый колодец, пробуренный на глубину 3,8 км, и второй колодец на глубину 5 км, обнаружили лишь незначительные объемы газа. На заседании комитета управляющих каспийской международной нефтяной компании был подтвержден вывод о том, что запас углеводородов на «Карабахе» уже не рентабелен для его промышленного использования, в то время как общие затраты уже превысили 100 млн. долл.

Таким образом, в Азербайджане впервые прекратил деятельность нефтяной консорциум. Однако в общей сложности Азербайджан подписал 16 нефтяных контрактов, и расторжение одного из них не является серьезной потерей. К тому же, условия соглашения предусматривают, что весь газ, который могут обнаружить в перспективных структурах, будет принадлежать Азербайджану. Сегодня Азербайджан имеет все данные об этой структуре и, соответственно, сможет добывать энергоносители со структур «Карабаха» [[22]].

Как известно, основные нефтяные месторождения в азербайджанском секторе Каспия – Азери, Чираг и Гюнешли, 8–миллиардный договор об эксплуатации которых был подписан Азербайджанским международным нефтяным консорциумом в сентябре 1994 года. Их общие запасы оцениваются в 3-5 млрд. баррелей. Предполагается довести добычу нефти из этих месторождений до 800 000 баррелей в день. Начало их освоения вызвало в свое время бум вокруг нефтяных ресурсов азербайджанского сектора Каспия.

Другие причины недовольства международных нефтяных компаний – кризис в России (он подрывает доверие к экономикам стран СНГ), нерешенность вопроса о статусе Каспийского моря и слишком большие затраты на нефтепровод Баку-Супса.

МВФ считает, что вряд ли экспорт углеводородного сырья может привести к значительному росту азербайджанской экономики в ближайшие несколько лет. Определенный оптимизм может основываться на предположении, что в долгосрочной перспективе, ископаемое топливо, возможно, окажется локомотивом экономического развития всех стран Каспийского региона (в том числе, и Азербайджана), но для этого необходимо разрешить ряд проблем.

В настоящее время условия для развития нефтяной отрасли неблагоприятны. Цены на нефть низкие, а инвесторы не желают вкладывать деньги в постсоветское пространство после августовского кризиса в России. Кроме того, добыча нефти во всем мире непрерывно растет, а спрос на нее в Европе стагнирует. Значительный рост потребления нефти ожидается только на азиатском рынке, но сейчас этому во многом препятствует кризис в странах азиатско-тихоокеанского региона. При этом развивающиеся страны, опирающиеся в своем экономическом развитии на нефть и газ, часто встречаются с так называемой «голландской болезнью». Эта болезнь заключается в том, что большой приток средств в одну отрасль делает затруднительным экспорт других видов продукции.

Азербайджан рискует повторить историю многих других стран, в которых не было прозрачного и эффективного управления, а доходы концентрировались в руках небольшой элиты. К тому же правительства часто тратили нефтедоллары до того, как они были реально заработаны, и давали многочисленные и трудновыполнимые обещания. Представляется, что азербайджанское общество также двинулось по этому пути, активно тратя (или обещая потратить) еще не заработанные деньги. Весьма значительная часть азербайджанцев убеждена, что они живут в богатом обществе. Разочарование в этом может лечь тяжелым бременем на столь недавно стабилизировавшиеся политические структуры страны.

2.3.       Транспорт

По данным за 1998 год, все виды транспорта в Азербайджане перевезли 50 млн. тонн продукции. Это на 12% больше, чем в 1997 году. Были снижены тарифы на перевозки, отреставрировано здание бакинского железнодорожного вокзала, произведен ремонт станций в нескольких городах. 21% или 10,5 млн. тонн всех грузоперевозок приходится на железную дорогу. Таким образом, этот вид транспорта продолжает играть существенную роль. Но только 7,7% грузов, то есть лишь 0,81 млн. тонн, перевезено железнодорожниками по евроазиатскому транспортному коридору.

В 1999 году азербайджанские государственные железные дороги должны перечислить в бюджет 40 млрд. манатов. Учитывая то, что в нынешнем году по железной дороге планируется перевезти чуть меньше 11 млн. тонн грузов, то получается, что с каждой перевезенной тонны бюджету достанется менее одного доллара. При этом им никак не удается расплатиться с государством по прошлогодним долгам. По словам руководства железной дороги причина этого состоит в том, что ГНКАР не оплачивает перевозку нефти и нефтепродуктов. Объем перевозок для ГНКАР в структуре грузооборота составляет 78%. Учитывая это, руководство Азербайджанской государственной железной дороги (АзГЖД) разрабатывает программу, которая должна помочь в решении проблемы неплатежей. При этом дебиторский долг железнодорожников на сегодня составляет 353,9 млрд. манатов.

Начиная с 1993 года, на железной дороге постоянно падает число перевозимых пассажиров. За последние 5 лет этот показатель снизился более, чем в два раза. Одной из возможных причин является блокада Россией транспортных коммуникаций. Но блокада началась в 1994 году, а в настоящее время даже частично снята, но число перевозимых пассажиров продолжает падать [12].

2.4.       Программа помощи сельскому хозяйству

В условиях падения производства в сельском хозяйстве министерство экономики Азербайджана начало разработку пакета документов, призванных стимулировать производство в аграрном секторе. Правительство не в состоянии делать прямые финансовые вливания в аграрный сектор. Поэтому помощь будет заключаться в уменьшении налогов для производителей сельхозпродукции, снижении цен на горюче-смазочные материалы, семена, удобрения и т.п.

До президентских выборов правительство, в основном, говорило об успехах реформ в аграрном секторе. Теперь признается наличие значительных проблем и предлагаются пути их разрешения. Так, ранее госсоветник по экономической политике Вахид Ахундов предлагал ввести налоговые каникулы отстающим регионам.

Однако высказываются сомнения в способности Минэкономики претворить эти планы в жизнь. Во-первых, инициатива данного министерства может столкнуться с сопротивлением некоторых других ведомств, в частности Налоговой инспекции, ГНКАР, Госкомпании «Азерхимия» и др. Сферы деятельности этих организаций находятся в не менее сложном положении, чем аграрный сектор. Поэтому снизить налоги, цены и т.п. будет сложно. К тому же, авторитет Минэкономики в глазах остальных госструктур весьма низок уже с момента создания данной организации на базе бывшего Госплана.

В настоящее время работники сельскохозяйственной сферы являются самой низкооплачиваемой категорией населения в стране. Их средняя зарплата составляет 35 тыс. манатов в месяц [12].

3.    Внешняя политика

3.1.       Азербайджан и Турция

В конце 1998 г. министр обороны Азербайджана Сафар Абиев посетил с официальным визитом Турцию. Он предпринял ряд встреч с руководством турецких вооруженных сил. Одной из тем переговоров был вопрос о поставках в Армению российских самолетов МиГ-29 и зенитно-ракетных установок С-300. Абиев считает, что это обострило военно-политическую ситуацию на Кавказе. В связи с этим он призвал к расширению военного сотрудничества Анкары и Баку, а также высказался за ускорение перехода азербайджанской армии на стандарты НАТО. Турецкий коллега поддержал азербайджанского министра, предложив помощь в урегулировании конфликта. Эту информацию распространила пресс-служба Министерства обороны Азербайджана [[23]].

Сфера интересов России пересекается со сферой интересов Турции на Кавказе и в Средней Азии. Турецкие генералы, осуществляя военную помощь Азербайджану и Чечне, часто ссылаются при этом на экспансионистский характер политики Росси на Кавказе.

Еще более подлило масла в огонь заявление президентского советника Вафы Гулу-заде. Он сказал, что для того, чтобы противостоять российско-армянскому альянсу, необходимо создать военные базы НАТО или США на территории Азербайджана. В частности, он предложил перенести в Азербайджан американскую базу «Инджирлик», расположенную в Турции. Эта база, в частности, использовалась для нанесения авиаударов по Ираку. По мнению Вафы Гулу-заде помешать этому может только вывод российских баз с территории Грузии и Армении. Президентский советник также сказал, что карабахский конфликт был на самом деле не войной между Азербайджаном и Арменией, а столкновением между Россией и Турцией. Гейдар Алиев несколько смягчил это заявление, но не дезавуировал его [[24]].

Представитель российского МИДа Владимир Рахманин обвинил азербайджанские власти в нагнетании антироссийских настроений. К тому же, ходят слухи, что пребывание Алиева в Анкаре имело своей целью не только лечение, но и обсуждение вопроса о включении Азербайджана в оборонительную систему Турции [[25]].

Уместно вспомнить, что во время одной из встреч с представителями США Гейдар Алиев просил военные катера для того, чтобы создать противовес российскому военному флоту на Каспии. После того, как Алиев сумел переломить и остановить войну в Карабахе (не без помощи России и благодаря истощению Армении от транспортной блокады), он ищет способы вернуть утраченные территории. Россия вряд ли захочет ему в этом помочь. Поэтому он и обратил свои взоры в сторону НАТО. В этом ему содействует то обстоятельство, что интерес к углеводородному сырью бассейна Каспия заставил американскую администрацию объявить эту область зоной своих интересов и сменить первоначальную проармянскую ориентацию в карабахском конфликте.

Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев на встрече с послом Франции в Азербайджане Жан-Пьером Гинютом подверг критике последние предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Он назвал неприемлемой идею «общего государства». Министр обороны выразил обеспокоенность по поводу многочисленных военных поставок из России в Армению. По его мнению, в подобной ситуации Россия не может считаться нейтральной страной. Сафар Абиев требует, чтобы сопредседатели Минской группы выразили свою позицию по данному вопросу [12].

3.2.       Азербайджан и Иран

Большой интерес общественности Азербайджана вызывает судьба Мохаммедали Габили. При этом существуют большие различия как в трактовке связанных с ним событий, так и в их содержании (даже имя его путают). Иранским спецслужбам он известен под именем Галиби, сам же он называет себя Габили.

Он создал в 1991 году в Южном Азербайджане организацию «Новое объединение» и является членом ее центрального совета. «Новое объединение» было основано студентами Табризского университета и их единомышленниками. Главные и конечные цели организации — независимость Южного Азербайджана, объединение его с Республикой Азербайджан, светское государство, демократия, равноправие мужчин и женщин, свобода слова. Программой-минимумом является популяризация идеи независимости Южного Азербайджана и объединения Азербайджана. С 1991 по 1996 год было организовано три митинга (в Тебризе и в других городах Южного Азербайджана). «Новое объединение» собирало подписи в поддержку своей программы.

Организация выражала публичный протест против раздела Южного Азербайджана и выделения из него Ардебильского остана, требовала открыть азербайджанские школы, создать университет, телевидение и радио на азербайджанском языке. При этом она указывала на то, что численно незначительное армянское меньшинство имеет право обучения на родном языке, а 13 млн. иранских азербайджанцев не имеют такой возможности. За применение азербайджанского языка в стенах школ или университетов налагается штраф. За провинившимися устанавливается наблюдение иранских спецслужб.

В марте 1997 года четверо членов центрального совета «Нового объединения», в их числе Мохаммедали Габили и его брат были арестованы сотрудниками Министерства национальной безопасности Ирана. Их жестоко пытали, и они объявили голодовку. После этого их дела были переданы в Революционный суд, а арестованные отпущены под залог. Братья Габили нелегально перешли границу и обратились в представительство ООН. Их семьи также были отправлены властями за границу. Иран направил запрос на выдачу братьев Габили в МИД Азербайжана и в представительство ООН.

При этом в прессе отмечается, что иранские спецслужбы часто организуют похищения диссидентов в других странах мира. Так, в частности, был похищен из Баку Али Тебессюми. В Азербайджане находится немало сотрудников иранских спецслужб.

Между Ираном и Азербайджаном существует договоренность о выдаче преступников. Однако когда затрагиваются политические соображения, то она часто не выполняется. Так, например, Иран не желает выдавать Махира Джавадова, одного из организаторов попытки переворота в 1995 году. Считается, что из-за наличия большого количества тюркского населения шиитского вероисповедания, считающего себя азербайджанцами, Иран занимает проармянскую позицию в конфликте из-за Нагорного Карабаха [12].

3.3.       Награждение Алиева

Совет директоров Кембриджского международного биографического центра присвоил Гейдару Алиеву звание «Выдающийся деятель XX века», наградил серебряной медалью и внес его имя в Почетную книгу королевства. Это звание Президент Азербайджана получил, по словам Совета, за проведение миролюбивой политики и большой вклад в развитие демократии. Конкретизированы эти слова не были. Медаль должен вручить Алиеву в Баку Генеральный директор центра Николас Лац [[26]].



Источники

[1]. Пулина Н., Тесемникова Е. Гейдар Алиев тоже заболел… // Независимая газета. — 1999. — 19 января. — С. 5.

[2]. Ахундова Э. Президент обещал поправиться через неделю // Общая газета. — 1999. — 28 января — 3 февраля. — С. 6.

[3]. Ахундова Э. Президент обещал поправиться через неделю // Общая газета. — 1999. — 28 января — 3 февраля. — С. 6.

[4]. Пулина Н., Тесемникова Е. Гейдар Алиев тоже заболел // Независимая газета. — 1999. — 19 января. — С. 5.

[5]. СНГ: Новости, комментарии… // Труд. — 1999. — 19 января. — С. 3.

[6]. Мамедов С. Гейдар Алиев оказался в больнице. Диагноз – обструктивный бронхит // Известия. — 1999. — 19 января. — С. 2.

[7]. У Гейдара Алиева проблемы с сердцем // Известия. — 1999. — 22 января. — С. 3.

[8]. Ахундова Э. Алиев и Алиев: Экс-президенту Азербайджана грозит шесть лет тюрьмы // Общая газета. — 1999. — 28 января — 3 февраля. — С. 3.

[9]. Новопрудский С. Азербайджан ловит Турцию на нефть  // Известия. — 1999. — 27 января. — С. 5.

[10]. Пулина Н., Тесемникова Е. Гейдар Алиев тоже заболел // Независимая газета. — 1999. — 19 января. — С. 5.

[11]. Авдеева С. Японцы двинулись на Каспий // Трибуна. — 1999. — 19 января. — С. 3.

[12]. Http:// www. zerkalo. azeri. com.

[13]. Гафарлы М. Бунт заключенных: В руководстве Азербайджана не исключают, что за событиями в поселке Гобустан стояли внешние силы // Независимая газета. — 1999. — 11 января. — С. 5.

[14]. Козловский А. Расправа или попытка мятежа // Независимая газета. — 1999. — 27 января. — С. 5.

[15]. Гафарлы. М. Бунт заключенных: В руководстве Азербайджана не исключают, что за событиями в поселке Гобустан стояли внешние силы  // Независимая газета. — 1999. — 11 января. — С. 5.

[16]. Козловский А. Расправа или попытка мятежа // Независимая газета. — 1999. — 27 января. — С. 5.

[17]. СНГ: Новости, комментарии… // Труд. — 1999. — 14 января. — С. 4.

[18]. СНГ: Новости, комментарии… // Труд. — 1999. — 20 января. — С. 4.

[19]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 21 января. — С. 5.

[20]. СНГ: Новости, комментарии… // Труд. — 1999. — 20 января. — С. 4.

[21]. Http:// www.soros.org/ turkstan/ omri/ 0067. html.

[22]. НЕГА сообщает… // Независимая газета. — 1999. — 26 января. — С. 5.

[23]. Полковников П. Армяно-азербайджанский конфликт: Политика двойных стандартов. Турция готова помогать Баку  // Независимая газета. — 1999. — 13 января. — С. 5.

[24]. Азербайджанское НАТО // Московские новости. — 1999. — 24-31.01.99., У Гейдара в голове, у Вафы на языке? // Век. — 1999. — №4; СНГ: Новости, комментарии… // Труд. — 1999. — 27 января. — С. 5.

[25]. Новопрудский С. Азербайджан ловит Турцию на нефть… // Известия. — 1999. — 27 января. — С. 5.

[26]. Мамедов С. Англичане наградили Алиева // Известия. — 1999. — 28 января. — С. 3.

 

 

 

Политический мониторинг №1(84)