Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Н.П. РАСПОПОВ

Нижегородская область
в январе 2000 года

Депутатские слушания о перспективах развития региона. Новый виток передела собственности в нефтехимии региона. Ситуация со сбором налогов. Формирование оргкомитета в поддержку В.Путина на президентских выборах. Конференция движения «Единство». Первые шаги депутатов-нижегородцев.

ХРОНИКА

2 января — создание областного Оргкомитета по поддержке избирательной кампании В.Путина.

5-12 января — 7-ой фестиваль искусств «Рождественские дни Православной культуры».

17 января — постановление ОЗС Нижегородской области «О назначении выборов глав местного самоуправления».

18 января — «Нижновэнерго» начало поэтапное отключение электричества на крупнейшем химическом заводе региона «Корунд».

19-21 января — Дни Италии в Нижнем Новгороде.

22 января — отстранение на заседании Совета директоров АО «Корунд» от занимаемой должности его председателя А.Карлышева.

22 января — прибытие в Нижний Новгород Чрезвычайного и полномочного посла США в России на празднование 5-летия образования американского информационно-образовательного центра.

29 января — состоялась Учредительная конференция Нижегородского отделения политического движения «Единство».

31 января — депутатские слушания в ОЗС по плану социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Важнейшим событием января в Нижегородском регионе оказалось проведение депутатских слушаний по плану социально-экономического развития области на 2000 год, проходивших в расширенном составе в областном Законодательном собрании (ОЗС). Депутаты ОЗС второго созыва фактически впервые назначили дополнительные слушания по документу, представленному областной администрацией. До сего времени тип взаимоотношений между ОЗС и областной администрацией можно было охарактеризовать как соглашательский, выражающийся в подчинении законодательной ветви власти исполнительной. Такое положение создалось уже в ходе выборов в ОЗС при реализации так называемого «губернаторского» списка. Сам факт депутатских слушаний и проблемы, которые обсуждались на них, характер полемики говорит о попытке ОЗС занять в этом вопросе самостоятельную позицию и перевести взаимоотношения двух ветвей власти на политико-правовую основу. Слушания показали также низкий уровень хозяйственного руководства областной администрации. При наличии объективных внешних и внутренних факторов, негативно воздействующих на региональную социально-экономическую ситуацию, обозначился низкий уровень инновационного потенциала политико-административной элиты региона, выразившийся в отсутствии обоснованного политического и экономического прогноза развития, низком уровне инвестиционной активности, неумелом подборе кадров, партноменклатурных методов управления. Можно констатировать, что политико-административная элита региона продолжает находиться в состоянии системного кризиса после неудач, постигших ее на выборах мэра Нижнего Новгорода в 1998 году. Подтверждением этого состояния являются непродуманные и противоречивые действия в нефтехимическом комплексе региона, а также политика выжимания налогов любым способом из предпринимательских структур региона.

События в январе подтвердили предположение о том, что режим, находящийся в состоянии неопределенности, демонстрирует в процессе продолжающегося передела собственности появление новых центров влияния, добивающихся выражения своих интересов на политическом уровне. Политическим элитам в этом случае приходится поступаться частью своих традиционных прерогатив прежде всего в пользу элит экономических.

Конфликт в дзержинском нефтехимическом комплексе, по мнению ряда экспертов, констатировал на данном этапе регионального политического процесса проигрыш команды И.Склярова политико-финансовым группировкам, тяготеющим к союзу правых сил. Инициация слушаний в ОЗС принадлежала в том числе и группе депутатов-лоббистов от ОАО «ГАЗ» в лице председателя комитета ОЗС по промышленности А.Цапину, что позволяет говорить об обострении скрытых противоречий между областной администрацией и финансово-промышленной группой ОАО «ГАЗ».

Партийно-политическая жизнь региона характеризовалась продолжением формирования регионального движения «Единство» и на базе его предвыборного штаба по выборам В.Путина президентом. Такой стремительный разворот свидетельствует о том, что региональные начальники — это «партия политической конъюнктуры». Играть в оппозицию они готовы лишь до тех пор, пока это не начинает вредить их позициям. А как только это происходит, выясняется, что у «региональных баронов» нет адекватных ресурсов для того, чтобы бросить реальный вызов федеральному правительству. Поэтому видеть в регионалах некую новую силу для российской политики — это большая наивность.

1. Политика

1.1. Депутатские слушания о перспективах развития региона

На депутатских слушаниях о плане социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год, которые состоялись в конце января, был поставлен вопрос об уровне жизни нижегородцев. На этот вопрос ответы были получены чрезвычайно противоречивые. Мало кто заметил, что в конце 1999 года традиционное единство двух ветвей власти в Нижегородской области дало трещину. И не потому, что на смену ему пришло виртуальное «Единство», на верность которому так истово стала присягать нижегородская исполнительная власть. Дело в том, что если раньше депутаты Законодательного собрания противоречили областной администрации чрезвычайно редко в силу однородности своего происхождения с исполнительной властью, то в последние дни прошлого года они не утвердили план социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год. Формальным основанием отказа в утверждении стала несвоевременность его представления: по закону сначала должен быть представлен проект плана, а потом проект бюджета, но депутатам эти проекты были представлены в обратной последовательности. Было решено провести депутатские слушания по этому вопросу. Заседание Законодательного собрания на этот раз было созвано в расширенном составе: помимо руководства области, глав ключевых департаментов и районных администраций пригласили также всех нижегородцев-депутатов Государственной Думы третьего созыва. Из них откликнулись на приглашение экс-губернатор Борис Немцов и Николай Костерин.

Депутатов, конечно, не могло устроить то, что в 2000 году жизнь не станет лучше и веселее, а совсем даже наоборот. В этом смысле все те, кто проголосовал против утверждения плана социально-экономического развития, стали на сторону вечно недовольных нижегородских журналистов, для которых рост объемов производства вовсе не является абсолютным доказательством верности пути. Депутаты, по-видимому, главным посчитали вопрос: «А где же деньги?».

С деньгами же в Нижегородской области и в самом деле проблема. Всех долгов у региона 7,385 млрд. рублей, из них долги по еврозайму и синдицированному кредиту — 4,167 млрд. рублей, внутренних долгов — 1,325 млрд., кредиторская задолженность — 0,644 млрд. и выданных гарантий — на 1,247 млрд. рублей. Из 7,4 млрд. долга реально к взысканию в 2000 году могут быть востребованы 1,2 млрд., но все остальное также будет давить на бюджет. И вот что совсем неприятно. Налоговые сборы в 1999 году выросли на 50%, в то время как долги бюджета выросли в два раза, что же касается недоимки, то она, по-видимому, останется по-прежнему на уровне 2 млрд. рублей. Выступивший на слушаниях бывший директор департамента финансов, а ныне депутат В.Лунин сделал вывод: либо налогоплательщики научились оптимизировать свои налоги, либо власть сама плохо хозяйствует. Скорее происходит и то, и другое, но бюджету от этого не легче.

К депутатским слушаниям нижегородский Белый дом подошел во всеоружии, и на каждое проблемное выступление депутатов следовал адекватный ответ, так что если депутаты А.Цапин и Е.Ненашев говорили об удручающих показателях жизненного уровня нижегородцев, то представители исполнительной власти и призванный им на помощь гендиректор Ассоциации промышленников и предпринимателей В.Цыбанев говорили о других цифрах, показывающих нижегородскую действительность с положительной стороны. Депутат ОЗС, глава комитета по промышленности и предпринимательству А.Цапин предоставил следующие данные: количество нижегородцев, проживающих за чертой бедности, за прошедший год выросло с 20 до 30%; оборот розничной торговли сократился на 30%; область по уровню жизни входит в третью, самую нищую, группу российских регионов — соотношение между прожиточным минимумом и гранью нищеты меньше единицы; одновременно область входит в двадцатку обеспечивающих наибольшие поступления в федеральный бюджет. Цифры, представленные А.Цапиным, свидетельствуют: Нижегородская область, поднявшаяся, по данным Госкомстата, с начала 90-х годов к 1997 году с 70-го места на седьмое, сегодня вновь откатилась по уровню жизни далеко во вторую половину списка субъектов федерации. Получается, что область-донор живет хуже дотационных. При этом задачи по повышению уровня жизни населения даже не ставится, скорее наоборот: власти намерены и дальше повышать всевозможные цены и тарифы. например, добиться в ближайшем будущем, чтобы нижегородцы оплачивали жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от экономически обоснованных затрат, что неминуемо скажется на содержании кошельков.

Доклад вице-губернатора А.Батырева, напротив, изобиловал достижениями. Достигнут устойчивый рост промышленности, до 112% в целом за прошлый год. Правда, по топливу год провален, чего докладчик не смог не признать, и проблемы загрузки НОРСИ так и остаются до сих пор нерешенными, зато создано более ста новых производств, появились собственные инвестиции, впервые за последние несколько лет отмечен рост в капстроительстве (8%) и жилищном строительстве (3%).

Бюджетный комитет ОЗС в лице депутата В.Лунина сообщил, что по проекту бюджет области должен составить 5611 млрд. рублей, тогда как долг области, напомним, 7385 млрд. рублей, то есть 130% от предполагаемого бюджета. Ответное выступление директора департамента внешнеэкономических связей В.Евлампиева вселило полную уверенность в светлом будущем. Г-н Евлампиев заверил, что долгов бояться не стоит, надо долгами управлять и даже обращать их при должном умении в собственный доход. Не слишком обеспокоен сложившимся положением и губернатор области И.Скляров, он напомнил, что четыре с лишним миллиарда долга приходится на еврозаем и синдицированный кредит, которые стараниями С.Рыбушкина успешно реструктурированы, отложены до 2005 года, и беспокоиться о них, по мнению губернатора, при составлении бюджета на 2000 год не стоит.

В выступлении Б.Немцова была предложена короткая емкая программа, состоящая из пяти положений, по выходу из создавшейся ситуации. По мнению Б.Немцова следует: отменить взаимозачеты; принять профицитный бюджет; проводить «политику открытых дверей» по отношению к иностранным инвесторам; принять решения кадрового характера, а именно, через процедуру банкротства сменить директорский корпус предприятий, где не платят зарплату; реализовать во что бы то ни стало начатые проекты.

С такой программой, по-видимому, должен был выступить не депутат Госдумы, а сам губернатор.

Результатом слушаний стало взятие властью обязательств по повышению уровня жизни нижегородцев. Власть обещает поднять его на 4-5%, увеличить в этом году заработную плату и пересмотреть негативный социально-экономический прогноз. Возможно, депутаты примут закон «Об основах регулирования оплаты труда» и тарифное соглашение с объединениями работодателей области. Облсовпроф и департамент соцзащиты предлагают законодательно зафиксировать минимальную заработную плату, например в сумме 120 рублей, заставить руководителей предприятий разных форм собственности направлять на оплату труда больше денег и в обязательном порядке делиться прибылью с коллективом. Но, как заметил директор областного департамента экономики и прогнозирования Михаил Теодорович, денег от того, что в отчетности появится новая красивая цифра, не прибавится, и нижегородцы вряд ли станут счастливее [1,2,3].

1.2.Формирование оргкомитета в поддержку В.Путина на президентских выборах

Нижегородская область поменяла политическую ориентацию. Регион, благодаря губернатору слывший оплотом лужковского «Отечества», в одночасье стал верным Кремлю, а точнее его новому хозяину, В.Путину. Столь резкую смену своих политических симпатий И.Скляров связывает в первую очередь с изменениями ситуации в стране. «Когда мы начинали работу с «Отечеством» в России не было лидера-государственника, — говорит Иван Петрович. — Путин выступает сегодня как объединяющее начало для всей страны, поэтому мы должны выбирать, исходя из реалий сегодняшней жизни». Наблюдатели отмечают, что нижегородский губернатор, еще перед думскими выборами разложил яйца по разным корзинам, поддержав одновременно «Отечество» и поставил своего человека, представителя Президента по Нижегородской области А.Косарикова во главе местного отделения «Единства», не оказывал серьезного противодействия Союзу правых сил. Второго января до всех официальных решений Совета Федерации и Центризбиркома РФ собрание близких губернатору политиков под председательством А.Косарикова провозгласило себя предвыборным штабом по поддержке В.Путина на выборах Президента России. Официально это называлось созданием оргкомитета по проведению президентской избирательной кампании, в состав которого вошли А.Косариков (председатель), вице-губернаторы А.Батырев и А.Сериков, депутат ОЗС Д.Бедняков, начальник Горьковской железной дороги Х.Зябиров, бывший вице-губернатор Б.Духан (заместитель генерального директора ОАО «Нижновэнерго»), президент НК «НОРСИойл» В.Воробьев, а также представители крупных промышленных предприятий региона.

9 января на заседании оргкомитета было решено направить в Москву Нижегородскую делегацию, которая примет участие в создании общероссийской инициативной группы по выдвижению В.Путина кандидатом в президенты. В это же время в регионе стало известно, что в администрации Президента губернатору И.Склярову «порекомендовали» войти в состав созданной группы, на что губернатор ответил согласием. В деятельности Нижегородского оргкомитета фигурировал представитель Нижегородского отделения СПС А.Лихачев. Но события, развернувшиеся в Государственной Думе с 18 января, резко снизили активность представителей СПС в предвыборной компании до решения центральных органов. Обращают на себя внимание следующие обстоятельства. Во-первых, состав созданного оргкомитета в основном совпадает с составом предвыборного штаба губернатора И.Склярова в 1997 году, где как известно, главным идеологом был Б.Духан. Во-вторых, А.Косариков, фактически уже являющийся депутатом Госдумы РФ от движения «Единство», скоро переедет в Москву, оставив кресло представителя Президента по Нижегородской области. Поэтому его самовыдвижение на роль руководителя областного предвыборного штаба В.Путина выглядит странно. В-третьих, несмотря на то, что со стороны СПС не было принято никаких официальных решений о том, как его областные структуры будут координировать свои действия с «Единством», тем не менее А.Косариков уже неоднократно заявлял о создании предвыборного штаба совместно с СПС. У всех этих странностей есть простое объяснение: таким способом несколько человек из политико-административной элиты региона намерены использовать ситуацию в собственных целях. А.Косариков, зримо демонстрируя свою верность идеалам «Единства», рассчитывал получить руководящую должность в новой Госдуме (а получил должность только заместителя председателя комитета по экологии). Б.Духан возвращает доверие губернатора и может получить как кресло представителя Президента, так и заказ на проведение в области предвыборной кампании В.Путина. Губернатор И.Скляров, надеясь на поддержку людей, вошедших в оргкомитет, рассчитывает с одной стороны приобщиться к будущей победе В.Путина, а с другой, — использовать в начале будущего года этот штаб в качестве своего губернаторского предвыборного штаба [4,5,6].

1.3.Конференция движения «Единство»

29 января в концертном зале «Юпитер» прошла учредительная конференция политического движения «Единство», на которую собралось более 500 активистов. Это случилось впервые, и уже в ходе регистрации выяснилось, что многие даже не знакомы друг с другом. Вскоре открылся еще один любопытный факт: оказывается, симпатии большинства членов движения — на стороне обманутых избирателей. Один из делегатов оценил работу парламентской фракции словами Наполеона: «У нас украли победу!». Но главной темой стихийно возникавших дискуссий была отнюдь не критика депутатов Госдумы. Буквально отовсюду слышались призывы воспользоваться президентской избирательной кампанией для построения партии политического центризма. На конференции выделялись две разные статусные группы. Первая — молодые управленцы. Большинство юных людей, на бэйджах которых значилось «Оргкомитет», совсем недавно закончили академию государственной службы. Выпускники этого ВУЗа, пять лет проучившиеся по специальности «государственное и муниципальное управление», просто не мыслят себя вне государства. Представители второй группы — руководители производства. По словам одного из них, они устали «поддерживать каждый год новую партию власти»; у таких людей нет юношеского романтизма, и они готовы выполнить любую директиву властей. Но и им хотелось бы большей политической определенности.

Идеологи построения партии власти считают, что в основе должна оказаться разветвленная сеть районных штабов. Поэтому вначале проходят конференции в регионах, а уже потом состоится съезд в Москве. Дальнейшие этажи конструкции — центристские депутатские фракции всех уровней, главы муниципальных образований, также имеющие политическое лицо, губернаторы, правительство и, на самом верху, президент. Похоже. что на уровне Нижегородской области эта модель может реализоваться. Наиболее четко выразил идеологию современного центризма депутат ОЗС Дмитрий Бедняков. «Путин, — сказал он, — стремится к достижению левых целей. Но добиваться он их будет правыми средствами». Д.Бедняков, на рубеже 90-х годов добровольно вышедший из рядов КПСС, до образования «Единства» так и оставался беспартийным. Став одним из городских лидеров «Единства», Д.Бедняков станет и фаворитом на далеких пока выборах нижегородского мэра. Но в этом нет ничего плохого, Нижний Новгород давно достоин руководителя из президентской команды.

Конференция показала, что рядовые активисты движения готовы «строиться под Путина» только при условии разработки четкой и ясной политической программы. Почти все выступавшие активно обсуждали идеологию движения [7].

1.4.Первые шаги депутатов-нижегородцев

Срыв пакетного соглашения в Госдуме между вновь образованными фракциями и депутатскими группами, а также уход из зала заседаний трети депутатов Думы внесли серьезные коррективы в планы представительства нижегородцев в думских структурах. В отношении к кандидатуре спикера нижегородские депутаты разделились следующим образом. За Г.Селезнева проголосовали коммунисты Н.Бенедиктов, И.Никитчук, Г.Ходырев, аграрий Н.Костерин, «медведь» А.Косариков, член группы «Народный депутат» В.Булавинов. Представители СПС С.Кириенко, Б.Немцов, Д.Савельев и Л.Глебова вышли из зала до голосования. При дележе портфелей председателей комитетов и их замов портфель заместителя председателя комитета по экологии получил А.Косариков. Надежды на избрание Д.Савельева главой комитета по энергетике, транспорту и связи, равно как и шансы Л.Глебовой занять пост главы комитета по науке и образованию не оправдались. В общем, среди нижегородцев есть лидер фракции С.Кириенко, что уже немало. Возможно, при воссоединении Думы станет вице-спикером от СПС Борис Немцов. Что касается других депутатов, то И.Никитчук, по общему мнению, давно забыл об области и его активная деятельность во фракции КПРФ региону никаких дивидендов не дает. Коммунист Г.Ходырев и аграрий Н.Костерин ни на что и не претендовали. Независимый депутат В.Булавинов стал заместителем руководителя группы «Народный депутат».

Б.Немцов из всех депутатов, избранных от нижегородского региона, проявляет заметную деловую активность в регионе. В конце января он выступил с конструктивными предложениями на слушаниях по плану социально-экономического региона в ОЗС, куда приглашались все депутаты-нижегородцы. В этот же приезд он навестил своих подопечных в Нижнем. Во-первых, это родная 11-я немцовская школа, где с марта 1999 года пятеро учеников и учителей получают именные стипендии по 250 и 500 рублей соответственно. Во-вторых, это школы Автозаводского округа (их 63), которые в этом году получат выход в Интернет, причем подключение и провайдерские услуги Немцов собирается финансировать за свой счет. Кроме того, он собирается возобновить программу «Одаренные дети», которая когда-то была областной, но за неимением средств тихо угасла. Депутат считает, что ему вполне по силам профинансировать хотя бы нескольких многообещающих юных дарований [8,9].

2.Экономика

2.1. Новый виток передела собственности в нефтехимии региона

После новогодних праздников начался новый виток противостояния вокруг дзержинских химических предприятий. Общее состояние таково: огромная и одновременно компактная промышленная площадка, практически полный технологический цикл производства (об отсутствии сырья нужно говорить отдельно), возможность дальнейшей переработки попутных составляющих химических процессов, экспортно ориентированная продукция на выходе — и все это на фоне жизнеобеспечения 300-тысячного города. Идея Волжской нефтехимической компании заключалась в создании некоего объединения, в котором собрались бы дзержинские предприятия (прежде всего «Заря», «Капролактам», «Оргстекло», «Корунд»), находящиеся на грани банкротства из-за огромной кредиторской задолженности и резко снизившихся темпов производства ввиду отсутствия сырья. Новая регистрация, «чистый баланс», создание холдинга — в итоге ВНХК как бы брала на себя ответственность за будущее предприятий с наименьшими для них потерями. Идея принадлежала С.Кириенко. С тех пор, кто бы за Дзержинск не брался, ничего более разумного, чем он, не предложил. Первая московская команда ВНХК хотела собрать предприятия под флагом их ускоренного банкротства: завод объявляется несостоятельным, накладывается мораторий на выплату долга, вводится внешнее управление, выделяются жизнеспособные составляющие, остальные цеха и производства закрываются и распродаются, в результате происходит смена собственника. С социальной точки зрения все это было более чем рискованно: город и его жители образуют единую промышленную зону, да и как закрыть нерентабельный цех, если он частью своей продукции обеспечивает рентабельный? В итоге работа москвичей в ВНХК завершилась очередной исторической фразой губернатора: «Миссионеров ноги здесь больше не будет».

На следующем этапе химическими предприятиями занялись нижегородцы во главе с Сергеем Обозовым. Отказавшись от процедуры ускоренного банкротства, команда Обозова смягчила подход к реорганизации каждого предприятия. Наибольшую готовность к переговорам выражало руководство предприятия ВПК завода «Заря», в результате чего удалось обойтись без смены собственника и расчленения предприятия: ВНХК подготовила программу, по пунктам которой не возникло возражений ни у администрации «Зари», ни у кредиторов — все разрешилось введением процедуры наблюдения, заключением мирового соглашения и рассрочкой в вопросе выплаты долгов. История с другими предприятиями выглядела менее радужной. Например, «Капролактаму» не удалось избежать внешнего управления и долгой тяжбы с Внешторгбанком. С конца зимы 99-го прошел почти год, пока ситуация не начала меняться к лучшему. Что же касается «Оргстекла» и особенно «Корунда», то здесь не обошлось без политики. «Корунд» сопротивлялся попыткам внешнего вмешательства, используя вес председателя совета директоров А.Карлышева в глазах губернатора. Но было ясно, что положение внутри предприятия необратимо. В последней декаде января «Нижновэнерго», один из основных кредиторов «Корунда», снизил поставки на завод электроэнергии до нормы «аварийной брони». Мэр Дзержинска С.Трофимов направил губернатору области И.Склярову письмо с просьбой сменить руководство «Корунда». 22 января в ходе экстренного собрания совета директоров А.Карлышев был освобожден от занимаемой должности с формулировкой «за создание аварийной ситуации на предприятии».

События последнего времени показывают, что банкротство экс-вотчины А.Карлышева, а также «Оргстекла» неизбежно. У администрации заводов нет ни бизнес-планов погашения долгов, ни продуманного менеджмента, а на политинтригах далеко не уедешь.

В пылу околополитических баталий за право считать себя спасителем Дзержинской нефтехимии многие как-то забыли, что обеспечить работу предприятий и рассчитаться с долгами можно, лишь решив проблему со стабильной поставкой сырья. Появление на нижегородском горизонте АК «Сибур» — крупнейшего в России добытчика и переработчика попутного газа, пропанов-бутанов — стало для многих неприятным сюрпризом. Активизировались продолжатели дела «Русхима», желающие поуправлять объединенными финансовыми потоками дзержинских предприятий; подоспело письмо из Мингосимущества по поводу созыва внеочередного собрания акционеров на «Оргстекле» и «Корунде». В результате дело опять затормозилось.

Программа «Сибура» во многом схожа с предложениями С.Кириенко. Даже в условиях противостояния его команда многое успела сделать: договор с «Зарей», программа «Обновленный Капролактам», а также многие проработки, связанные с созданием «Сибур-Нефтехима». Соображения о необходимости появления этой компании на нижегородском рынке ВНХК передала в областную администрацию еще в июле 1999 года. Кстати, Госкомимущество в период предварительных переговоров усиленно навязывало контрольные пакеты акций всех агонизирующих дзержинских предприятий. Но «Сибур» рассчитал верно: зачем взваливать на себя тяжело больную лошадь, если ее можно вылечить, и она сама тебя повезет. Придя в Дзержинск, «Сибур» не увидел ничего особо привлекательного, кроме большого объема работы, требующего ремонта оборудования и весьма отдаленной перспективы. Идут переговоры о вхождении в нижегородский «Сибур-Нефтехим» «Зари» — первой ласточки будущего мощного холдинга. Проведены консультации о стабильной загрузке предприятия ПВХ, рассматривается план поэтапного погашения долгов. Решен вопрос об экономическом взаимодействии с «Капролактамом». К каждому заводу подход будет особый, и если здравый смысл диктует проведения процедуры банкротства на «Оргстекле» и «Корунде», то так и произойдет.

Сейчас отношения энергетиков с задолжавшими им огромные суммы дзержинцами в тупике. Но учитывая взаимоотношения С.Кириенко и А.Чубайса, можно предположить, что у «Сибура» возникнет соблазн использовать в благих целях возможность договориться с энергетиками, причем на высшем уровне. Не зря генеральный директор «Сибур-Нефтехима» Петр Никитин заявил, что между его предприятием и «Нижновэнерго» достигнуто соглашение о поставках энергетикам сверхлимитного попутного газа.

Обострение ситуации в региональном нефтехимическом комплексе в Дзержинске и последовавшая за этим отставка председателя совета директоров АО «Корунд» А.Карлышева в кругах экспертов и политиков имеет различные объяснения. Сам Карлышев обвинил в закулисных играх вокруг «Корунда» главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, чей представитель в нижегородском регионе А.Санников путем долгов пытается овладеть управлением «Корунда». В эту же команду противников «Корунда» был отнесен заместитель главы Мингосимущества В.Пыльнев, который пытается привести в Дзержинск печально известный концерн «Русхим», деятельность которого в недалеком прошлом привела к развалу целого ряда предприятий в Дзержинске. Такой же точки зрения придерживается председатель Городской думы Дзержинска С.Лесков (проигравший выборы в Государственную Думу Г.Ходыреву). Он идет даже дальше в своих объяснениях, считая, что «хозяева» из РАО «ЕЭС» хотят направить финансовые потоки не в государственный, а именно в свой карман. Противоположной стороной в этом конфликте помимо «Нижновэнерго» выступает и мэр Дзержинска С.Трофимов, который неоднократно заявлял о необходимости снятия со своего поста А.Карлышева, упрекая руководство «Корунда» в налоговых неплатежах и росте кредиторской задолженности.

Этот длительный конфликт, имеющий и экономические, и политические аспекты вплоть до федерального уровня, имеет еще и внутригородской аспект. Противостояние А.Карлышева и мэра Дзержинска С.Трофимова, оказывается, зашло так далеко, что произошел своеобразный раздел сфер влияний в городе.

А.Карлышев представил журналистам любопытный документ — соглашение от 8 апреля 1999 года «Об обеспечении политической и экономической стабильности в городе Дзержинске» между А.Карлышевым и С.Трофимовым. Документ предусматривает в том числе и согласование позиций и действий по созданию и участию в политических партиях и движениях, в выборах в Госдуму РФ и городскую Думу Дзержинска, в выборах губернатора. Это соглашение, представленное журналистам, очень заинтересовало депутатов дзержинской городской Думы, которые намерены рассмотреть ситуацию на «Корунде» и упомянутое соглашение. Наверное, депутатам будет интересно узнать, кто наделил главу администрации такими широкими полномочиями.

По данным, исходящим из совета директоров «Корунда», после экстренного совещания, созванного по инициативе губернатора, в него введены для соблюдения интересов государства генеральный директор ОАО «Нижновэнерго» А.Санников, а также председатель комитета международных связей и ресурсов Федерации профессиональных управляющих Д.Евсеев. Исполняющим обязанности председателя совета директоров «Корунда» стал Д.Евсеев, а его заместителем будет В.Алексеев, директор департамента нефтехимии областной администрации. Считается, что Д.Евсеев является человеком В.Пыльнева и руководит столичной аудиторской фирмой «Евсеев и компания». Эта фирма проводит аудит различных коммерческих структур, выполняющих заказы администрации Президента и московского мэра. Завод «Корунд» в настоящее время остановлен; чтобы запустить производство вновь и закупить сырье, необходимы значительные оборотные средства. Трудовому коллективу угрожают массовыми увольнениями. 10 февраля суд рассмотрит иск «Нижновэнерго» о взыскании с «Корунда» долга. Передел собственности продолжается.

Возникшие проблемы могут быть разрешены только в том случае, если и местная власть, и федеральные структуры посмотрят на ситуацию в Дзержинской промышленной зоне как на экономическую и отбросят в сторону личные обиды и политические амбиции [10,11,12].

Сейчас нефтехимия региона стала привлекательной для многих. Некоторые федеральные органы, по выражению губернатора И.Склярова, демонстрируют «попытки поупражняться в переделе собственности». На сегодняшний день экономические симпатии Нижегородского Кремля находятся на стороне Газпрома (Сибур) и НК ЛУКойл, которые готовы привести в область не только управленческие технологии, но и сырье. Выйдя в конце января из отпуска, губернатор сообщил прессе, что подписал письмо на имя В.Путина с просьбой дать распоряжение Мингосимуществу и Минтопэнерго о проведении сделки между НОРСИойл и ЛУКойл. Президент ЛУКойл В.Алекперов на московском совещании с губернатором выразил готовность провести переговоры с Газпромом для отработки оптимальной схемы загрузки сырьем нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплексов региона. В январе в Кстово прибыла команда представителей ЛУКойл, которая возобновила переговоры о покупке контрольного пакета акций компании НОРСИойл. Вывод о потенциальной целесообразности такой акции был сделан на основании заключения комиссии, состоящей из сотрудников ЛУКойла, работавшей в Кстове в последнее время. Пока же ЛУКойл владеет чуть более 6% акций НОРСИойл.

Еще пару лет назад ЛУКойл — одна из крупнейших нефтяных компаний России — выражала желание купить контрольный пакет акций Кстовской компании. Тогда сделка не состоялась, в результате чего ЛУКойл решил уменьшить поставки сырья на НОРСИойл. В январе поставки нефти на НОРСИойл не превышали 150 тыс. тонн, что в три с лишним раза меньше минимально необходимой для завода загрузки. В случае успешного развития событий и создания в Дзержинске Газпромовского холдинга «Сибур-Нефтехим» и покупки ЛУКойлом контрольного пакета акций НОРСИойл, контроль над нефтехимическим и нефтеперерабатывающим комплексами региона в значительной переходит к внешним хозяевам. Заметим в скобках, что губернатор области входит в совет директоров головной компании Дзержинского холдинга «Сибур», а его зять является руководителем Нижегородского отделения компании ЛУКойл.

Многие специалисты не вполне разделяют оптимизм И.Склярова. Они допускают, что в последний момент договоренности с ЛУКойлом могут быть разорваны в очередной раз, поскольку у Кстовских нефтепереработчиков огромные долги, а желающих попасть под крыло нефтяных магнатов больше чем достаточно [13,14].

2.2.Ситуация со сбором налогов.

Налоговый пресс продолжает усиленно работать в Нижегородском регионе. В 1999 году область собрала 15 млрд. налогов, что почти на 25% больше уровня 1998 года.

Как отметил руководитель Управления МНС Н.Поляков, Нижегородская область за 1999 год выполнила годовой план по сбору налогов более чем на 100%. Управление представило в бюджетный комитет ОЗС ряд своих замечаний по формированию областного бюджета на 2000 год. В частности, в бюджет планируется внести 40% недоимки прошлых лет, которая не менялась, по сути, в течение последних трех лет. Реально же, по мнению Н.Полякова, с предприятий-должников в текущем году можно будет получить не более 10% от общей суммы недоимки, так как часть предприятий вообще перестала существовать, другие долги вернуть практически невозможно.

Кроме того, 344 предприятия Нижегородской области подали заявки на реструктуризацию задолженности по платежам в федеральный бюджет на общую сумму 2,5 млрд. рублей. Наряду с этим за прошедший год недоимка по платежам в бюджет в Нижегородской области увеличилась с 8,1 млрд. рублей до 10 млрд. рублей.

Н.Поляков добавил, что МНС по Нижегородской области в прошедшем году было передано налоговой полиции предписаний об аресте имущества на общую сумму 4 млрд. рублей. он отметил, что в 1999 году органами налоговой полиции было реализовано имущества должников на сумму 16 млн. рублей.

Начиная с этого года арестом и реализацией имущества налоговые органы заниматься не будут, так как все полномочия по выполнению решений Министерства по налогам и сборам по этому вопросу переданы судебным приставам [15].

Находясь в тисках финансовых проблем, областная администрация зачастую принимает решения, нарушающие как федеральное, так и местное законодательство, а также вызывающие протест предпринимателей региона.

Нижегородское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике (МАП) направило письмо председателю ОЗС А.Козерадскому с предупреждением о том, что областной департамент экономики и прогнозирования, которым руководит Л.Теодорович, нарушает федеральный закон «О конкуренции». Претензии территориального управления касаются введения в области единого налога на вмененный доход. Дело в том, что по федеральному закону определение ставок базовой доходности находится в компетенции власти субъекта федерации. Создав же районные согласительные комиссии, департамент экономики неправомочно делегировал свое право местным администрациям. Кроме того, в действиях областного департамента теруправление усмотрело нарушение Конституции РФ. Речь идет о различии в размерах ставок базовой доходности для предприятий, находящихся в разных условиях деятельности. Таким образом, организация осуществления закона в области содействует коррупции. В теруправлении считают, что депутаты ОЗС при рассмотрении их письма скорее всего отдадут симпатии департаменту областной администрации. А потому В.Анкудинов, руководитель управления МАП заявил, что если от ОЗС не последует никаких действий для восстановления справедливости, руководство управления МАП направит письмо в областную прокуратуру [16].

В последнее время областной администрацией был принят или готовится к принятию целый ряд решений, которые серьезным образом осложнят работу бизнеса в регионе. Это прежде всего касается комплекса изменений и дополнений в областной закон о едином налоге и новой системы лицензирования торговли алкоголем, а также готовящегося решения о введении дополнительной маркировки большого количества потребительских товаров. По поводу принятия последнего документа в конце января с открытым письмом к губернатору Нижегородской области обратилась группа предпринимателей, представляющих 17 крупнейших оптовых фирм. Они обращают внимание губернатора на то, что принятие данного решения нанесет серьезный экономический и социальный удар по сложившейся системе обеспечения жителей Нижегородской области продовольственными и промышленными товарами, поскольку повлечет за собой повышение цены каждой единицы штучного товара как минимум на 5 рублей. Это подтверждает практика работы с алкогольной продукцией. Кроме того, по мнению предпринимателей, готовящееся решение будет противоречить ряду федеральных законов и Конституции РФ. Введение в действие подобного решения областной администрации будет лихорадить потребительский рынок, создаст обстановку дополнительных административных барьеров для предпринимательских структур региона [17].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Январские события в региональном нефтехимическом комплексе позволяют говорить о том, что экономика региона построенная на принципах бюрократического капитализма подвергается активному воздействию естественных монополий, например, РАО «ЕЭС России». В связи с отсутствием в регионе углеводородного сырья в передел собственности активно включились бюрократические структуры федерального уровня, а также структуры Газпрома и НК «ЛУКойл».

Конъюнктурная рокировка региональной власти в сторону пропрезидентского политического движения «Единство» может изменить формат партийной системы региона. Брошенное региональной бюрократией на произвол судьбы движение «Отечество — Вся Россия», проигравшее на выборах в Госдуму немногочисленное региональное отделение партии «ЯБЛОКО» и очень молодой конгломерат нижегородских демократов (СПС) вряд ли воспроизведут такую же «меньшевистскую» коалицию, какая создалась в Госдуме. В этой ситуации чрезвычайно важно, сможет ли лидер Союза правых сил С.Кириенко заинтересовать комсомольскую бизнес-корпорацию в том, чтобы она поддержала дальнейшее развитие СПС и борьбу за демократию во всех сферах жизни региона. Для того, чтобы не повторить судьбу гайдаровского «Демократического выбора России», надо проделать большую организационную и идеологическую работу, использовав весь предыдущий опыт партийного строительства в России.

Что касается ресурсов региональной власти, то бюджетный кодекс и передел собственности станут, видимо, постоянным кнутом и пряником в политике губернатора и эффективным инструментом для создания жесткой вертикали власти.


Источники

1. Кенигсбергер Ю. А сосиска все тоньше // Монитор. — 2000. — №1. — 17-23 января.

2.  Колосова Е. Мы доноры, но худые и бледные // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельнику «Аргументы и факты». — 2000. — №5 — Январь.

3.  Лысов В. Слушали. Постановили // Биржа. — 2000. — №4. — 3 февраля.

4.  Гришина А. В Нижнем уже откликнулись // Нижегородские новости. — 2000. — №1. — 5 января.

5.  Веретельникова О. В поддержку действующего главы государства. // Нижегородские новости. — 2000. — №3. — 11 января.

6.  Дахин А. Медвежья шуба для губернатора // Пикантные новости. — 2000. — №2. — 11 января.

7.  Юдинцев И. Единство центра на местах // «Московский комсомолец» в Нижнем Новгороде. — 2000. — №6. — 3 февраля.

8.  Колосова Е. Немцов пробил окно в Интернет // Нижний Новгород. Региональное приложение к еженедельнику «Аргументы и факты». — 2000. — №3. — Январь.

9.  Новиков С. Лигачев привел большевиков к власти в Госдуме. // Монитор. — 2000. — №2. — 24 января.

10.  Виноградов С. Быль о потерянном времени // «Московский комсомолец» в Нижнем Новгороде. — 2000. — №5. — 27 января.

11.  Фокин К. Закулисные игры вокруг «Корунда» // Нижегородские новости. — 2000. — №14. — 26 января.

12.  Демин Д. Отставка. // Биржа. — 2000. — №3. — 27 января.

13.  Николаева Н. Иван Скляров: «Кто в доме хозяин?» // Монитор. — 2000. — №3. — 31 января.

14.  Чесноков О. Переговоры // Биржа. — 2000. — №3. — 27 января.

15.  Иванова С. Текущий счет. // Биржа. — 2000. — №3. — 27 января.

16.  Кемпель И. На областной департамент «наехали» // Монитор. — 2000. — №3. — 31 января.

17.  Новожилов В. Зачем вводить то, что ничего хорошего не даст? // Биржа. — 2000. — №3. — 27 января.

 

Политический мониторинг, №1 (96)

© Международный институт гуманитарно-политических исследований