Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Дамир ФАРИТОВ

Саратовская область
в январе 2000 года 1

В Саратовской области назначены досрочные выборы губернатора и довыборы в областную думу по одному из округов. Сергея Наумова на посту вице-губернатора сменил Владимир Марон. Возможно, 26 марта Саратовская область встретит с новым главой правительства. В Закон Саратовской области «О налоге на вмененный доход» внесены изменения, делающие его более приемлемым для налогоплательщиков. Немедленно после избрания на пост губернатора Московской области Борис Громов отправился в Саратов.

ХРОНИКА

5 января — на своем экстренном заседании Общественная плата при губернаторе высказалась в поддержку Владимира Путина как кандидата на пост Президента РФ.

11 января — первый секретарь Саратовского областного комитета КПРФ депутат Государственной Думы РФ Валерий Рашкин заявил о своем намерении участвовать в выборах губернатора.

12 января — состоялось экстренное заседание Саратовской областной Думы, где было принято решение о проведении досрочных выборов губернатора одновременно с выборами Президента РФ.

12 января — подписано заявление об отставке вице-губернатора Саратовской области Сергея Наумова.

12 января — УВД Саратовской области провело закрытое заседание коллегии, посвященное подведению итогов работы органов внутренних дел в 1999г.

13 января — в Правительстве Саратовской области состоялось заседание с участием руководства региональных СМИ, посвященное Дню российской печати.

13 января — в Кировском суде Саратова началось слушание судебного дела по иску главы администрации Марксовского района Саратовской области к оппозиционной газете «Богатей».

14 января — состоялось официальное выдвижение первого кандидата на пост губернатора Саратовской области — им стал радиожурналист ГТРК «Саратов» Григорий Ахтырко.

14 января — в Саратов прибыл с полуофициальным визитом губернатор Московской области Борис Громов.

14 января — министерством юстиции Саратовской области зарегистрировано Саратовское отделение движения «Единство».

18-19 января — прошли Дни Венгрии в Саратовской области.

19 января — состоялась встреча посла Венгерской Республики в РФ с губернатором Саратовской области Дмитрием Аяцковым.

20 января — в Саратовской государственной академии права состоялось заседание инициативной группы по выдвижению Дмитрия Аяцкова кандидатом в губернаторы Саратовской области на второй срок, после которого, однако, официального заявления о выдвижении в областную избирательную комиссию не поступило.

21 января — на Театральной площади Саратова общественная организация «Руки прочь от Ленина» провела митинг, потребовав от областного руководства провести ремонт расположенного здесь памятника вождю мирового пролетариата.

22 января — состоялось расширенное заседание пленума Саратовского областного комитета КПРФ, на котором первый секретарь обкома депутат Государственной Думы РФ Валерий Рашкин был выдвинут кандидатом на пост губернатора Саратовской области.

24 января — объявлено о назначении заместителя председателя Правительства Саратовской области Владимира Марона и.о. вице-губернатора.

25 января — с участием губернатора Дмитрия Аяцкова прошла торжественная церемония открытия нового X корпуса СГУ имени Чернышевского.

26 января — состоялось очередное, 37-е, заседание Саратовской областной думы, на котором принята новая, смягченная, редакция закона о налоге на вмененный доход.

26 января — в Саратовском областном суде началось слушание дела по кассационной жалобе Аллы Филипповой, несогласной с решением Новобурасского районного суда, признавшего законность ее увольнения с должности директора Аряшской средней школы Новобурасского района и считающей, что мотивы увольнения были политическими.

26 января — арбитражный суд Москвы удовлетворил иск финансового холдинга VR Group о взыскании с Правительства Саратовской области задолженности по погашению так называемых сельских облигаций второго транша.

27 января — в зале заседаний Правительства Саратовской области прошла встреча губернатора Дмитрия Аяцкова с участниками прорыва блокады Ленинграда.

28 января — состоялось заседание Координационного межнационального совета при губернаторе Саратовской области.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В январе 2000 года в общественно-политической жизни Саратовской области преобладали мобилизационные мотивы. Немедленный переход от одной федеральной избирательной кампании к другой привел к ярко выраженному всплеску политической активности, который был значительно усилен благодаря введению в общеполитический контекст региональной доминанты — переноса выборов губернатора с сентября на март.

Решение о таком переносе, принятое экстренно и без достаточной подготовки, в значительной мере обусловлено паническим восприятием со стороны команды губернатора ситуации, обозначившейся после выборов депутатов Государственной Думы РФ. Как и некоторые другие решения, получившие позже значительный резонанс, оно было принято, как представляется, губернатором Дмитрием Аяцковым единолично или, возможно, после консультаций с какими-то очень немногочисленными людьми из его ближайшего окружения. О том, что хотя бы частично происходящее в области воспринимается командой губернатора как системный кризис с неясным исходом, свидетельствует также откровенная организационная неразбериха, беспорядочность предвыборной активности и, наконец, тот факт, что команда эта впервые вступила в избирательную кампанию без заблаговременно сформированной специализированной группы аналитического и имиджевого обеспечения. Более того, полноценной группы такого рода не было сформировано на протяжении месяца, что предполагает несколько иной стиль ведения кампании, чем во всех предыдущих случаях. Значительная активизация команды губернатора сопровождалась также всплеском активности организации КПРФ, все еще находящейся под впечатлением итогов выборов в Государственную Думу, которые воспринимаются здесь как этапная победа в противостоянии с властью. Напротив, новая оппозиция, признанным лидером которой все более отчетливо становится бывший вице-губернатор, ныне первый заместитель руководителя фракции ОВР в Госдуме Вячеслав Володин, не афишировала свою деятельность и, судя по косвенным признакам, занималась скрытой подготовкой к переходу к решительным действиям в более поздний период, в первую очередь инвентаризацией и систематизацией имеющихся и доступных ресурсов. Одним из главных мотивов месяца стало ожидание решения Володина относительно его вступления в предвыборную гонку, однако к концу января он сохранил молчание по этому вопросу, глубоко принципиальному с точки зрения исхода предстоящей кампании.

Между новой оппозицией и командой губернатора на протяжении всего описываемого периода шла не вполне отчетливо обозначенная и, как представляется, довольно хаотическая борьба за перераспределение ресурсов. Наиболее существенным здесь следует считать то обстоятельство, что так и не был смещен с занимаемого поста один из крупнейших представителей новой оппозиции мэр Саратова Юрий Аксененко. Вторым по значимости — успех губернатора, сумевшего удержать от присоединения к оппозиции превращающегося во все более заметную в масштабах области политическую фигуру Андрея Россошанского, бывшего заместителя секретаря областного Совета безопасности, в декабре победившего, вопреки занятой губернатором позиции, на довыборах депутата областной думы по Вольскому округу.

На фоне названной доминанты гораздо менее значительными представляются события, связанные с организуемой командой губернатора кампанией в поддержку Владимира Путина как кандидата в президенты РФ — довольно вялой и ритуализованной. Еще более вяло в области начала разворачиваться кампания КПРФ в поддержку Геннадия Зюганова.

Наконец, в Волжском округе №1 началась подготовка к довыборам депутата областной думы вместо избранного в Государственную Думу РФ по списку СПС ректора Поволжской академии государственной службы Владимира Южакова. Однако это событие на фоне прочих приобретает второстепенный характер и почти не привлекает внимания основных политических акторов.

За рамками электоральной тематики можно отметить лишь два события: в январе состоялось запланированное смягчение областного закона о налоге на вмененный доход, фоном для которого послужило новая актуализация проблемы внешних и внутренних долгов области. Решения последней по-прежнему не найдено; более того, по всей видимости, оно всерьез и не ищется — руководство области озабочено текущими политическими проблемами.

1. Выборы губернатора

1.1. Перенос выборов с сентября на март

Информация о готовящемся переносе выборов губернатора Саратовской области с 1 сентября на 26 марта распространилась в политических и журналистских кругах региона немедленно после завершения новогодних праздников — то есть, по сути, стало прямым следствием случившейся непосредственно перед Новым годом отставки Президента России и неизбежных досрочных президентских выборов. Первоначально она была воспринята с некоторым недоверием, поскольку в начале осени подобные слухи уже циркулировали, но не нашли подтверждения — по всей видимости, вопрос о возможном совмещении губернаторских выборов с думскими действительно рассматривался, однако тогда этот шаг не был признан целесообразным. Как и осенью, впервые слухам был придан характер публично обсуждаемой версии развития региональной политической жизни первым секретарем областного комитета КПРФ депутатом Государственной Думы РФ Валерием Рашкиным. На своей первой после начала работы Госдумы пресс-конференции, состоявшейся 11 января, он охарактеризовал произошедшее в области в ходе декабрьских выборов как «фиаско системы заказных выборов» и «начало конца режима аяцковщины». В подтверждение своих слов он привел ссылки на имеющуюся у него информацию: о предстоящей якобы замене представителя президента по Саратовской области Александра Дурнова (в январе ничего подобного не произошло), а также о том, что 12 января на внеочередном заседании Саратовской областной Думы будет принято решение о переносе выборов губернатора и совмещении их с президентскими.

12 января вторая часть его сообщения полностью подтвердилась. Собранное в экстренном порядке и явно без всякой подготовки внеочередное заседание облдумы приняло Закон Саратовской области «О сокращении срока полномочий губернатора Саратовской области, избранного 1 сентября 1996 года, и совмещении выборов губернатора Саратовской области с выборами Президента РФ», а также постановление о назначении выборов губернатора. По словам председателя думы Александра Харитонова, оба эти вопроса были включены в повестку дня «в соответствии с обращением губернатора». Также были внесены некоторые непринципиальные изменения и дополнения в закон «О выборах губернатора Саратовской области». Уже в день принятия думой этих законов они были подписаны губернатором Дмитрием Аяцковым и незамедлительно объявлены вступившими в силу.

17 января на своей пресс-конференции это решение прокомментировал председатель облдумы Александр Харитонов. Впрочем, все данные им пояснения были весьма предсказуемы. Прежде всего, по его словам, избирателям нужно работать — скоро начало посевной кампании. «Целый год наша область была бы втянута в выборы», — сказал Харитонов, описывая ситуацию, которая могла бы возникнуть в случае проведения губернаторских выборов в в сентябре. Во-вторых, совмещение позволит сэкономить около 2/3 выделяемых на губернаторские выборы средств областного бюджета. Экономия составит более 10 млн. руб., и сумма эта, вероятно, будет направлена на «решение социальных вопросов». Помимо этого Харитонов позволил себе также замечание, что «решиться на досрочные выборы может только сильный человек».

Немедленно после переноса выборов в области началась избирательная кампания, причем сообщение о выдвижении первого кандидата поступило уже на следующий день. КПРФ первоначально было сделано заявление о намерениях оспорить данное решение думы, но ничего для выполнения этого обещания не предпринималось.

1.2.Команда губернатора

Вопреки оценке, данной Харитоновым, решение, принятое командой губернатора, выглядит продиктованным не смелостью, а испугом и растерянностью. Итоги выборов в Государственную Думу РФ на территории Саратовской области продемонстрировали наличие кризиса регионального политического режима, раскола в системе исполнительной власти и в целом в правящей элите региона, повлекших катастрофическое уменьшение способности губернатора Дмитрия Аяцкова контролировать политические и электоральные процессы в крупнейшей городской агломерации Саратов-Энгельс.

По сведениям из приватных источников, имеющих доступ к данным социологических опросов, проводившихся специалистами региональных органов исполнительной власти, рейтинг Аяцкова в области на середину января лишь немного превышал 20% и перспектив к его росту не отмечалось. Более того, по сведениям из тех же источников, губернатор испытывает существенные проблемы с поддержкой на выборах со стороны местной предпринимательской элиты, весьма недовольной проводимой им экономической и финансовой политикой, а главное, не склонной более верить никаким его обещаниям в силу приобретенного за годы правления Аяцкова опыта. Наконец, губернатор крайне неуверенно чувствует себя в связи с назначением Владимира Путина и.о. Президента РФ и его вероятной победой на предстоящих выборах — у саратовского губернатора отсутствуют контакты с окружением Путина, а своим участием в предвыборной кампании НДР он, мягко говоря, не проявил себя. Впрочем, несмотря на это, при низком собственном рейтинге Аяцков вполне откровенно намерен использовать для победы игру на высоком рейтинге и.о. президента, в избирательную кампанию которого он уже активно включился.

В то же время, пока ход подготовки команды губернатора к выборам демонстрирует в основном ее слабость. Прежде всего, бросается в глаза, что на этот раз избирательная стратегия Аяцкова будет основываться не столько на манипулировании массовым сознанием, сколько на прямой административной мобилизации. Впервые функции координатора кампании поручена губернатором не квалифицированному аналитику или имиджмейкеру, а сильному администратору — получивший соответствующие полномочия Владимир Марон для поднятия авторитета был повышен с должности первого заместителя председателя областного правительства до вице-губернатора. Официальным «прикрытием» деятельности Марона стало его одновременное назначение руководителем избирательного штаба избирательного движения «Единство». Сама в экстренном порядке созданная региональная организация «Единства», по всей видимости, будет заниматься осуществлением «легальной» части губернаторской кампании. Это очевидно еще и из того, что возглавил ее второй вице-губернатор — секретарь Совета безопасности области Александр Мирошин. Оба упомянутых фигуранта не обладают никаким опытом проведения предвыборных кампаний, однако Марон известен как исключительно жесткий, авторитарный руководитель, Мирошина же ряд местных независимых наблюдателей склонны связывать с теневыми структурами. Таким образом, складывается впечатление, что губернатором на этот раз создается для обеспечения успеха своей кампании не мозговой, а силовой центр.

Важно также отметить, что до конца января официальное выдвижение Дмитрия Аяцкова так и не состоялось — по всей видимости, губернатор намерен сократить до минимума срок действия запрета на ведение агитации, вступающего в силу в период сбора подписей. До выдвижения он в полной мере может эксплуатировать свой статус для почти неприкрытой предвыборной пропаганды, в то время как после выдвижения он должен все же хоть чуть-чуть считаться с законом.

При этом интересно, например, что 20 января в Саратовской государственной академии права состоялось заседание инициативной группы по выдвижению Дмитрия Аяцкова кандидатом на пост губернатора на второй срок. В мероприятии приняли участие представители студенческих профкомов саратовских вузов, члены молодежных объединений и движений. Присутствовали и выступали министр по делам молодежи, спорту и туризму Султан Ахмеров и избранный 19 декабря 1999 года депутатом Саратовской облдумы Андрей Россошанский, занимавший прежде должность первого заместителя секретаря областного Совета безопасности. Участие в этом мероприятии Россошанского стало знаковым событием. Еще в самом конце 1999 года представлялось, что разрыв между ним и Аяцковым носит необратимый характер — его победа на декабрьских довыборах в областную думу была несанкционированной, а сам факт участия в них повлек за собой «карательные меры» в виде назначения специальным представителем губернатора в Чечне. Однако его вполне логичное в такой ситуации присоединение к новой оппозиции все же не состоялось, вместо этого он включился в кампанию действующего губернатора и в ходе названного выше мероприятия инициировал создание и возглавил молодежный штаб поддержки на предстоящих выборах Путина и Аяцкова. О поддержке того же еще не выдвинувшегося кандидата поспешил высказаться Саратовский земский союз (локальная радикально-патриотическая структура, возглавляемая достаточно известным саратовским предпринимателем руководителем АО «Автоштамп» депутатом областной думы Сергеем Макаровым) — одна из немногих еще проявляющих хотя бы небольшую реальную активность местных политических организаций. Со стороны иных политических или экономических структур заявлений о поддержке Аяцкова пока не отмечено.

Сейчас агитационная кампания губернатора, по существу, уже идет полным ходом, однако отличается откровенной бессистемностью и аутокомпилятивностью. По сути, делается попытка повторного использования приемов и риторики времен первой кампании Аяцкова, выглядящих ныне гораздо менее эффектно и убедительно. Так, губернатор, после значительного перерыва, возобновил свое участие в массовых мероприятиях, часто почти калькируя на них свои выступления 1996 года — 25 января на церемонии открытия нового Х корпуса СГУ им.Чернышевского после несколько лет перерыва он даже снова заявил, что Саратов намерен оспаривать у Москвы и Петербурга статус столицы РФ. Готовится и некий эквивалент стержневого масштабного оргмероприятия, подобного тому, каким в 1996 году выступило празднование так называемого «200-летия Саратовской губернии» — это предстоящая в марте Ассамблея народов России, на которую даже обещано прибытие Путина.

1.3.Новая оппозиция

Несмотря на многочисленные признаки пока еще скрытно ведущейся подготовки к выборам губернатора, новая оппозиция к концу января еще не выдвинула своего представителя для участия в них. На протяжении месяца неоднократно распространялся слух о том, что участвовать в выборах намерен ее признанный лидер — бывший вице-губернатор области, заместитель председателя фракции ОВР в Государственной Думе РФ Вячеслав Володин. Каждый раз эти слухи, впрочем, опровергались — но опровержения были неокончательными и достаточно двусмысленными.

Так, 31 января представитель регионального отделения «Отечества» Сергей Овсянников заявил, что в повестку дня ближайших мероприятий, проводимых его организацией, вопрос о выдвижении кандидата на пост губернатора не включен, однако в ходе намечаемой на 10 февраля областной конференции ОВР «разговор может пойти о выборах». В то же время Овсянников утверждал, что местное отделение «Отечества» вообще не планирует выдвигать кандидата на конференции, но в случае необходимости будут использованы другие формы выдвижения, например «заседание совета». Впрочем, выдвижение Володина от «Отечества» можно рассматривать лишь как один из возможных вариантов — вполне вероятно, что при выдвижении он предпочтет статус независимого кандидата. Сам он никакой ясности в вопрос о своем участии в выборах предпочитает не вносить, постоянно оставаясь таким образом в центре общего напряженного внимания СМИ, политических и экономических структур.

Здесь следует заметить, что именно и только Володин представляется фигурой, появление которой на предстоящих выборах губернатора делает вероятность победы Дмитрия Аяцкова критически низкой. В данный момент именно он способен консолидировать вокруг себя широкий спектр политических и экономических структур, недовольных авторитарной и зачастую иррациональной политикой нынешнего губернатора. При этом, впрочем, пока не ясно, к чему в действительности приведет его вмешательство. При очевидной ставке Аяцкова на «силовой» метод ведения кампании ее результат может оказаться похожим на тот, что имел место в декабре в Энгельсском округе на выборах депутата Государственной Думы — там прямым следствием жесткого противостояния кандидатов от команды губернатора и от новой оппозиции стала победа коммуниста С.Афанасьева. Правда, выборы в один тур отличаются от чисто мажоритарных, но все же...

1.4.КПРФ

Вполне прогнозируемым было активное включение в избирательную кампанию КПРФ. Собственно, первый секретарь областного комитета этой партии депутат Госдумы Валерий Рашкин предварительно заявил о своем намерении участвовать в выборах первым — еще до того, как областная дума приняла решение о переносе выборов на 26 марта. При этом первоначально позиция коммунистов выглядела достаточно двусмысленно — ими одновременно декларировалось намерение оспорить решение о переносе выборов в судебном порядке и намерение выдвинуть своего кандидата. Но в очень короткий срок противоречие было урегулировано и от планов, связанных с судом, решено было отказаться. Вместо этого левые активно включились в избирательную кампанию — в отличие от их основных конкурентов, не затягивая с выдвижением и явно предполагая совместить агитационную кампанию Рашкина с кампанией Зюганова.

22 января в актовом зале Областного совета Федерации независимых профсоюзов состоялся расширенный пленум Саратовского областного комитета КПРФ. На нем присутствовали 58 представителей районных организаций партии и более 100 приглашенных активистов, которые принимали участие в выборах депутатов Государственной Думы РФ. На этом мероприятии было принято решение о выдвижении Рашкина кандидатом на пост губернатора и поддержке Геннадия Зюганова как кандидата на пост Президента РФ. 24 января Рашкин провел свою первую пресс-конференцию в новом качестве. На ней он, в частности, рассказал о своем отношении к избранию вице-губернатора Александра Мирошина руководителем регионального отделения движения «Единство», а зампреда областного правительства Владимира Марона — главой избирательного штаба этого движения. Отметив, что перечисленные персоны являются госслужащими категории «Б» и не имеют права возглавлять избирательные штабы, он назвал эти факты нарушениями закона «О выборах губернатора Саратовской области». В связи с этим Рашкин рекомендовал прессе просвещать избирателей, заявив, что «для них (областной исполнительной власти — Д.Ф.) самое страшное — это общественное мнение». Он сообщил, что формирование избирательного штаба «Единства» происходит с применением угроз увольнения в адрес глав администраций муниципальных образований, которых, по его словам, решение предвыборных задач лишь отвлекает от работы. На деле, по мнению Рашкина, им нечего бояться — специалисты нужны любой власти. Он также подчеркнул, что после 19 декабря прибрел новые возможности, которые рассчитывает применить для наведения порядка во время выборов. «Если понадобится, — сказал Рашкин, — то свернем башку, как бы их ни защищали, если они (областная исполнительная власть — Д.Ф.) нарушат закон». В то же время, несмотря на прозвучавшие обвинения, лидер саратовских коммунистов не сообщил ничего о намерении обратиться в суд по поводу отмеченных им нарушений.

1.5.Прочие претенденты

Помимо Валерия Рашкина и двух еще не выдвинувшихся основных претендентов на пост губернатора, в кампании к концу января участвуют еще четыре кандидата, не обладающих никакими реальными шансами на избрание. Буквально на следующий день после заседания облдумы, на котором была назначена дата выборов, был выдвинут первый кандидат — скандально известный радиожурналист ГТРК «Саратов» Григорий Ахтырко — кампания фактически используется им лишь как повод для привлечения к себе внимания. Насколько известно, он даже не ведет сбора подписей и намерен в дальнейшем участвовать в избирательной команде Рашкина.

В качестве «страхующего», призванного обеспечить альтернативный характер выборов в случае отказа от участия в них всех прочих кандидатов, кроме Аяцкова, командой губернатора дополнительно организовано выдвижение Спартака Тонаканяна — генерального директора ЗАО «Строительный дом «Саратов».

Самостоятельно выдвинулись президент Саратовского регионального общественного благотворительного фонда поддержки пенсионеров Александр Шишанов и вице-президент Ассоциации предпринимателей Балакова Людмила Савочкина.

Все перечисленные кандидаты фигурируют в официальных документах как самовыдвиженцы и еще не завершили сбор подписей.

2. Подготовка к выборам президента РФ

В отличии от достаточно бурно стартовавшей и приковывающей к себе общее внимание губернаторской предвыборной кампании, подготовка к выборам президента на территории Саратовской области протекает достаточно вяло. Собственно, пока в регионе прослеживаются признаки предвыборной кампании лишь двух кандидатов — Владимира Путина и Геннадия Зюганова. При этом в обоих случаях речь идет исключительно о ритуальных жестах и действиях: уже вечером 31 декабря 1999 г. губернатор Дмитрий Аяцков решительно выступил по местному телевидению в поддержку Путина, а 5 января его примеру последовала и Общественная палата при губернаторе. На ее заседании была принята резолюция, одобряющая политику, проводимую руководством страны, а также действия губернатора и правительства области, высказывалась просьба к Путину дать согласие на выдвижение его кандидатуры на пост Президента РФ от избирателей Саратовской области и поручалось совету Общественной палаты приступить к формированию инициативной группы. Столь же ритуализованно проходила процедура выражения поддержки Геннадию Зюганову и создания соответствующей инициативной группы на расширенном пленуме областного комитета КПРФ, заседание которого состоялось 22 января. Обе группы приступили к сбору подписей. По некоторым данным, сбор подписей осуществляет также некая группа сторонников Амана Тулеева, но о ней ничего толком не известно.

Особую позицию заняли представители саратовской организации «ЯБЛОКО», представитель которого воздержался вместе с тремя другими членами Общественной палаты при голосовании в поддержку Путина (голосов «против» подано не было). Формально не участвуя в путинской кампании, это политическое объединение не демонстрирует никакой активности, которая свидетельствовала бы о его включении в кампанию Явлинского (хотя сбор подписей вроде бы проводится).

3.Выборы депутата Саратовской областной думы
по Волжскому округу №1

Параллельно с президентской и губернаторской в Саратовской области протекает в настоящее время еще одна, малая, электоральная кампания. Однако на фоне двух других она выглядит второстепенным событием, практически не оказывающим воздействия на региональный социально-политический контекст. Необходимость в ее проведении возникла в связи с избранием Владимира Южакова, ректора Поволжской академии государственной службы и депутата Саратовской областной думы, депутатом Государственной Думы РФ по списку СПС. Дата их проведения была определена 12 января на 36-м заседании Саратовской областной думы.

К концу января зафиксировано выдвижение следующих кандидатов в депутаты:

1.  Владислав Баженов — 1977 года рождения, временно неработающий, студент IV курса заочного отделения Саратовского государственного социально-экономического университета, самовыдвиженец;

2.  Александр Жаворонский — 1954 года рождения, председатель саратовского регионального отделения общероссийской общественно-политической организации политического центризма, самовыдвиженец;

3.  Борис Лаврентьев — 1937 года рождения, временно не работает, выдвинут группой избирателей;

4.  Геннадий Макаренко — 1950 года рождения, председатель Саратовской региональной общественной организации «Правовая защита», выдвинут избирателями Волжского района;

5.  Евгений Федосеев — 1962 года рождения, декан факультета повышения квалификации Поволжского кооперативного института, выдвинут группой избирателей;

6.  Константин Халин — 1979 года рождения, студент IV курса СГУ имени Чернышевского, самовыдвиженец;

7.  Наталья Шаш — 1966 года рождения, ассистент кафедры теории и практики Поволжской академии государственной службы, выдвинута группой избирателей.

Представителя интересов команды губернатора среди перечисленных кандидатов нет. Пока обращает на себя внимание присутствие среди кандидатов Жаворонского — он один среди них обладает реальным опытом политической деятельности. В прошлом Жаворонский избирался депутатом Саратовского горсовета, депутатом областной думы первого созыва по списку «Блока Явлинского в Саратовской области», некоторое время занимал различные второстепенные посты в областном правительстве. Учитель физкультуры Лаврентьев был депутатом Саратовского горсовета в 1990-1993 гг., затем в политической деятельности не участвовал.

4. Перестановки в органах власти

4.1.Смена вице-губернатора

К концу первой декады января в Саратове распространилась информация о готовящейся отставке с занимаемой должности вице-губернатора Сергея Наумова, возглавлявшего губернаторскую избирательную команду на выборах в Государственную Думу РФ. Причиной такого решения стал, по всей видимости, неудачный для команды губернатора исходом упомянутой избирательной кампании. Уже 13 января информация эта получила практическое подтверждение: без особенного шума Наумов был переведен на пост ректора Поволжской академии государственной службы, освободившийся после избрания прежнего ректора, Владимира Южакова, депутатом Госдумы по списку СПС. Интересно, что отставка Наумова не сопровождалась глубокой реформой курировавшихся им идеолого-аналитических структур аппарата губернатора. Сохраненные в почти неизменном виде структуры остались без куратора и продолжили существование как бы сами по себе.

Его преемником на посту вице-губернатора и главы избирательной команды (но не аналитических служб!) стал ранее являвшийся заместителем председателя областного правительства Владимир Марон. Назначенный первоначально исполняющим обязанности, Марон был утвержден в новой должности облдумой 26 января.

Помимо всего, что уже было сказано выше о политическом значении этой замены, следует заметить, что назначение Марона означает кардинальный пересмотр прежней тактики губернатора Дмитрия Аяцкова в отношении лидеров крупных клиентистских группировок. Ранее центральным элементом этой тактики являлось немедленное разрушение таких группировок как только их усиление приобретало ярко выраженный характер. Осуществлялось это всегда одним и тем же способом: изъятием лидера группировки с поста, позволяющего удерживать лидирующее положение в ней. Однако новое усиление Марона, являющегося патроном все более укрепляющейся и разрастающейся «медицинско-социальной» клиентелы, а также альянс с Андреем Россошанским (см. выше), также относящимся к числу таких лидеров (группировка бывших офицеров КГБ), свидетельствуют, видимо, о том, что губернатор, с одной стороны, исчерпал имеющиеся в его распоряжении кадровые ресурсы, лишившись возможности неограниченных бесконтрольных перестановок, а с другой — сам уже практически перестал быть тем уникальным патроном, который способен объединить и централизовать все существующие в области клиентелы. Второе из двух указанных обстоятельство кажется особенно важным, поскольку предполагает принципиальные перемены в системе взаимоотношений политических акторов области. В новой схеме допускается существование не только колоссальной клиентелы губернатора, централизованной по пирамидальной схеме, но также и клиентел, союзных губернатору, однако непосредственно им не контролируемых.

4.2.Слухи о предстоящей реформе структуры правительства области

По сведениям, распространившихся к середине января сразу из нескольких не связанных между собой источников, в настоящее время серьезно обсуждается вопрос о радикальном реформировании верхнего эшелона региональных органов исполнительной власти. Как и практически все происходящие сейчас в Саратовской области события, эти планы вписаны в контекст разворачивающейся подготовки к выборам губернатора.

Первоначально рассматривалось два основных варианта такой реформы. Оба они предполагали фактически полную отставку нынешнего областного кабинета министров. Однако первый, более мягкий, не предполагал коренного изменения правительственной структуры — в соответствии с ним планировались лишь обширные кадровые замены, включающие отставку председателя правительства Петра Камшилова. Второй вариант был жестче: он предполагал возврат к старой структуре, включая отказ от разделения постов председателя правительства и губернатора. В дальнейшем, насколько известно, выбор был сделан в пользу первого варианта. В качестве наиболее вероятного преемника Камшилова рассматривается его первый заместитель Сергей Шувалов — по общему мнению, один из наиболее компетентных и наименее амбициозных членов нынешнего областного кабинета министров.

Как подчеркивают источники, вопрос о смене главы правительства едва ли будет решен в кратчайшие сроки. Гораздо более вероятно, что это произойдет накануне выборов губернатора и превратится в один из сильных агитационных ходов, ориентированных на мобилизацию представлений электората о возможности позитивных перемен, связанных с переменами в правительстве. С другой стороны, процесс кадрового обновления правительства будет, насколько удалось выяснить, происходить постепенно. Так, в январе поменялись уже фигуры руководителей министерств мелиорации и нефти, газа и недропользования, ожидаются и некоторые другие перестановки.

5.Финансы области

5.1. Областной налог на вмененный доход

В январе получил завершение конфликт между областной думой и предпринимателями области, в декабре организовавшими серию акций протеста против попытки введения завышенного, с их точки зрения, налога на вмененный доход. Удачно взявший на себя роль арбитра губернатор волевым решением, через голову двухсторонней согласительной комиссии, обеспечил отсрочку принятия закона, который регламентирует порядок уплаты налога, а также его существенное смягчение.

Его предложения получили законодательное закрепление на 37-м заседании Саратовской областной думы, которое состоялось 26 января. Закон о налоге на вмененный доход рассматривался в 1-м и 2-м чтении одновременно и был принят единогласно, но с поправкой губернатора. Присутствующий на заседании Дмитрий Аяцков выслушал дискуссию по данному вопросу, которая касалась незначительных поправок, а затем в своем выступлении неожиданно выразил сожаление, что депутаты не затронули вопрос о годовой величине базовой доходности, которая в предложенном проекте устанавливалась в размере 20000 рублей для торговли, осуществляемой через торговое место, не имеющее стационарной площади. По его словам, к нему обращались предприниматели, просившие снизить ее до 15000 рублей. Аяцкова поддержал председатель думы Александр Харитонов, а затем к ним присоединились и депутаты. Базовая доходность для предприятий, имеющих стационарную торговую площадь, была установлена в размере 1000 руб. за кв.м торговой площади.

5.2.Долги

26 января арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск финансового холдинга «VR Group» о взыскании с Правительства Саратовской области задолженности по погашению так называемых сельских облигаций второго транша на общую сумму 22 008 тыс. руб. 17 июля 1999 года областное правительство должно было погасить клиентам холдинга упомянутые облигации, а также выплатить по ним очередной купон. Однако эти обязательства выполнены не были. «VR Group» пыталась урегулировать проблему путем переговоров. Однако, как констатируется в пресс-релизе холдинга, «позиция, занятая саратовским правительством, не позволяла надеяться на благоприятный для клиентов «VR Group» исход переговоров». В целях защиты их интересов холдинг подал иск в Московский арбитражный суд.

На заседании, состоявшемся 26 января, суд признал обоснованность претензий и обязал правительство области оплатить номинал облигаций, купоны и большую часть штрафных санкций. Интересно, что пытаясь обосновать невыполнение обязательств, ответчик ссылался на то, что облигации были выпущены без согласия областного правительства и по принуждению министерства финансов РФ. Однако в октябре 1999 года им, в лице председателя Петра Камшилова, было подписано соглашение о погашении вышеуказанных облигаций, подтверждающее правомочность долговых обязательств области перед инвесторами.

На состоявшейся 31 января пресс-конференции ситуацию прокомментировал заместитель председателя Саратовской областной думы, председателя комитета по бюджетно-финансовой политике, налогам и использованию собственности области Владимир Чуриков. Он сообщил, что выплаты обязательств по «сельским облигациям» практически во всех случаях производятся сейчас через суд. Примеров таких множество, и в 1999 году даже имел место факт блокирования счетов администрации одной из областей РФ, после чего долги были сразу же выплачены. Чуриков сказал также, что задолженности по «сельским облигациям» — это «настоящая головная боль»: хозяйства должны научиться жить по средствам, чтобы областное правительство не выступало поручителем в их займах. Поэтому между думой и правительством области заключена договоренность о том, чтобы весной 2000 года хозяйства получали кредиты самостоятельно, и область не брала на себя ответственность за них. Правда, никаких иллюзий относительно реализации этого соглашения Чуриков не испытывает.

Проблему займов Чуриков вообще считает очень тяжелой. Политика областного руководства была им оценена фактически как бесхозяйственность. В качестве примера случая, когда правительство области допускало ошибки, стоившие казне огромных средств, Чуриков рассказал о займе АО «Хлебопродукт» в 58,8 млн. руб., полученном в 1998 году от одного из банков, принадлежащих «ЛУКойлу». «Хлебопродукт» с банком не расплатился, правительство же выступало гарантом возврата ссуды, вследствие чего в дальнейшем иск был предъявлен именно ему. По мнению Чурикова, таких ошибок (а долг по «Хлебопродукту» уже составил 254 млн. руб.) совершать нельзя, и если предприятие не смогло вернуть заем, оно должно расплачиваться самостоятельно, например, своим имуществом, а не перекладывать выплату на областные власти. Пока же следствием необдуманной политики, как сообщил Чуриков, стало то, что правительством выдано подобных гарантий «на полтора областных бюджета», и в банки отчисляется ежегодно 500 млн. руб. только на погашение процентов по ним.

6. Межрегиональные контакты

14 января Саратов посетил новоизбранный губернатор Московской области — бывший депутат Государственной Думы РФ второго созыва по Саратовскому избирательному округу Борис Громов. Этот визит стал его первой поездкой в данной должности. В саратовском аэропорту Громов сказал, что прибыл с неофициальном визитом. Видимо, именно этим можно объяснить отказ сотрудников пресс-службы саратовского губернатора оглашать программу визита — это, по их словам, могло быть сделано только в случае специального решения обоих губернаторов. Кроме того, говоря о цели своей поездки, Громов сказал, что прибыл навестить родину.

В тот же день в Правительстве Саратовской области губернаторы провели рабочую встречу, на которой обсуждались вопросы перспектив сотрудничества Саратовской и Московской областей. На февраль запланировано подписание соответствующего договора между двумя регионами. 17 января, на заседании постоянно действующего совещания Правительства Саратовской области Дмитрий Аяцков отдал распоряжения, связанные с подготовкой этого документа, предписав министру международных отношений и внешнеэкономических связей Борису Шинчуку подготовить проект документа, который должен «разительно отличаться от всех, подписанных ранее».

Заключение

2000 года начался со вступления кризиса, давно уже переживаемого неопатримониальным режимом Саратовской области, в решающую стадию. Складывается впечатление, что решившись на досрочное проведение выборов, Дмитрий Аяцков реализует свой последний шанс удержаться на посту. Два ближайших месяца область просуществует в условиях абсолютного подчинения логики происходящих в ней событий единственной доминанте — предстоящей электоральной кампании, исход которой пока выглядит непредсказуемым. Во многом его определит выдвижение/невыдвижение Вячеслава Володина, который пока обладает возможностью превратиться в фаворита предстоящих выборов. Весь этот период будет характеризоваться высоким уровнем нестабильности и самой ожесточенной политической борьбой в треугольнике «команда губернатора — новая оппозиция — КПРФ». Правила этой борьбы будут определяться только способностью сторон мобилизовать доступный им объем ресурсов. Команда губернатора в ней отчетливо намерена опереться на несколько видоизмененную тактику, в основу которой положены готовность в случае победы поделиться хотя бы частью своей ресурсной базы с дочерними клиентистскими группировками, а также ставка на мобилизацию административного ресурса для обеспечения успешности кампании. Насколько эффективной может оказаться такая тактика — неизвестно, так как прежде электоральные кампании проводились в области по несколько иной технологии.

Предстоящий до выборов отрезок времени превращается, таким образом, в период неопределенности, который в любом случае завершится неким переломом в развитии региона.

 

 

 

Политический мониторинг, №1 (96)

© Международный институт гуманитарно-политических исследований



[1]Автором использованы материалы Поволжского информационного агентства.