Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Рухолла МИРЗАБЕКОВ

Волгоградская область
в январе 2000 года

Намерение главы администрации области Н.Максюты баллотироваться на второй срок: декларации и реальные подтверждения. Борьба за телеэфир. Волгоградское отделение «Единства». Аналогии с НДР образца 1995-1996 гг.: сходства и различия. Стремление региональных политиков войти в структуры новой «партии власти». Депутат Госдумы В.Галушкин в роли «назначенного лидера» как креатура федерального Центра. Композиция основных претендентов на участие в борьбе за пост главы администрации области. Новые противоречия.

1. Н.К.Максюта заявил о готовности идти на выборы

       Глава администрации Волгоградской области Н.Максюта, срок полномочий которого истекает в декабре текущего года, практически недвусмысленно заявил о своей готовности вновь баллотироваться на должность губернатора региона: «...без ложной скромности скажу, очень бы хотелось поработать еще четыре года: появились связи, опыт, азарт, убеждения, что нерешенных проблем не бывает». Чем оправдал ранее возникшее подозрение, что специфическая активность некоторых деятелей администрации области, а также формы ее реализации (например, введение т.н. единого информационного дня, навевающего ассоциации с единым политднем) обусловлена этими причинами. Однако еще более ясным обстоятельством, свидетельствующим о том, что данное решение Н.Максюты не просто декларация о намерениях, является ситуация, сложившаяся в конце января в телепространстве региона.

       Телекомпания «Ахтуба-ТВ», располагавшая по лицензии 9 часами вечернего эфира в неделю на одном из трех метровых, а потому наиболее смотрибельных телеканалах Волгограда, добровольно отказалась продлевать истекающую в марте прерогативу, решив сосредоточиться на собственном дециметровом канале. Немедленно началась «война за испанское наследство», в которой, как и в историческом прототипе, с одной стороны в борьбе участвовала коалиция всякого рода мелких телекомпаний, образовавших «Ассоциацию 8 канал», в которой особую роль стал играть информационный концерн «День за днем», финансируемый при посредстве известного деп. Госдумы Е.Ищенко, а виде противоборствующей стороны фигурировала телекомпания Т.Карапетяна «АВС-ТВ» при закулисной поддержке администрации области. Наличие этого тандема бесспорно, поскольку с осени прошлого года Т.Карапетян предписал своей компании воспевать администрацию региона вообще и Н.Максюту в частности, чем та и стала планомерно заниматься. Зам. главы администрации области В.Антонов провозгласил формально рекомендательное решение Волгоградской региональной комиссии ФСТР о предоставлении эфирного времени Т.Карапетяну при условии инвестиций с его стороны на сумму более 200 тыс. US$ на реконструкцию телепередатчика ОРПТЦ.

       Федеральная служба по телевидению и радиовещанию по Указу президента от 06.07.99 №885 ликвидирована, вследствие чего существует приказ ликвидационной комиссии №14 от 09.12.99, в котором региональным комиссиям предписано «прекратить осуществление возложенных на них (...) полномочий», вследствие чего и неясно, что такое есть региональная комиссия, кроме как сборище самозванцев.

       Дело зашло в юридический тупик, и наверняка данное решение не может быть окончательным, поскольку прочеховская компания МТВ подала необходимое заявление сразу в Минпечати, да и канал «Культура», который не может использовать вечерний эфир по данной лицензии, а вещает по данному каналу только днем, тоже вступит в борьбу.

       Показательными являются сами перипетии борьбы, в которой администрация области пошла на публичный скандал ради обеспечения выигрыша так необходимой ей телестудии. А необходимость эта подтверждается и тем обстоятельством, что основная региональная компания «Волгоград-ТРВ» наконец-то вступила в телехолдинг РТР, вследствие чего и обрела большую независимость от администрации региона. А по совокупности это означает, что Н.Максюта очень нуждается в управляемом телеэфире, поскольку решил баллотироваться на второй срок и приступил к подготовке.

2. Волгоградское «Единство» как зеркало политического карьеризма

       Развитие в Волгоградской области движения «Единство», а равным образом структур по проведению избирательной кампании В.В.Путина с одной стороны во многом соответствует обстоятельствам возникновения и деятельности структур НДР образца 1995 г., годом позже ставших опорой избирательной кампании Б.Ельцина, но имеет вместе с тем и отличия, главным образом заключенные в своеобразном административно-политическом энтузиазме, широко распространившимся в среде части региональной элиты и выражающимся в стремлении немалого числа ее представителей возможно более громко и возможно более рано принести «вассальную клятву» будущему сюзерену, дабы получить покровительство и сохранить собственное положение в рамках нового режима.

       Поэтому в развитие первого тезиса можно констатировать, что «Единство» в настоящем, как и НДР в прошлом, де-факто в Волгограде является весьма узкой группой людей, ранее называвшейся штабом думской избирательной кампании, а ныне отождествляющих себя с политической организацией. И это в точности соответствует НДР 1995 г. Организация эта, координатором которой остался упоминавшийся в предшествующем обзоре А.А.Быков, решает сугубо прагматические задачи проведения избирательной кампании В.В.Путина и ничего более. Опять-таки в точном соответствии с периодом 1995-96 гг. действует она в рамках жестких директивных указаний федерального Центра, то бишь администрации президента. Это там, к слову сказать, по некоторым сведениям В.Сурков и И.Шабдурасулов имеют разницу в восприятии действительности. В Волгограде же «не должно сметь свое суждение иметь». Инициатива не приветствуется, а дисциплина поощряется. Отличия с НДР если и имеются, то незначительные, ибо в прошлом аппарат той «партии власти» был завербован из бывших функционеров ОК КПСС, а нынешняя симпатизирует военным. К тому же если пятью годами ранее НДР все-таки стремилась к созданию пусть существующих исключительно искусственно, но каких-то первичных ячеек, районных организаций и т.п., то нынешние этим не озабочиваются. Или, возможно, не поступила команда?

       Различие и различие принципиальное заключается в том, что НДР в прошлом воспринималась региональной политической элитой как барщина при крепостничестве, от которой и рад бы сбежать, да невозможно. Никто в тот период в политсовет НДР не стремился, хотя и отказываться было не принято. Администраторы молча несли свой тяжкий крест. А глава администрации Волгограда Ю.Чехов и вовсе фрондировал, действуя в ходе избирательной кампании 1996 г. почти автономно и на основе прямых связей с АП. Иное ныне. В постдекабрьский период желающих ассоциироваться с «Единством», то бишь с новой властью, наблюдается избыток, причем все хотят быть руководителями. В итоге вновь созданный на учредительной конференции 27.01.00 региональный политсовет «Единства» отчетливо напоминает Ноев ковчег. Известные на региональном уровне имена В.Галушкина (бывший первый зам. главы администрации области, депутат Госдумы), А.Кращенко (бывший зам. главы администрации области, начальник Волгоградского отделения Приволжской ж/д), В.Беспалова (зам. главы администрации области), В.Горюнова (бывший деп. Госдумы по списку НДР, президент футбольного клуба «Ротор»), В.Садыкова (ген. директор принадлежащего ФПГ «ЮКОС» Волжского трубного завода (симптоматично — Р.М.)) и др. говорят сами за себя.

       В то же время глава администрации Волгограда Ю.Чехов, по его заявлениям якобы получивший на то отеческое благословение в прежде родном «Отечестве» от Е.М.Примакова, поспешил заявить о своей деятельной поддержке В.Путина, принял участие в заседании инициативной группы «Президент-отеля» по выдвижению того кандидатом в президенты, а посему в близкой ему прессе — и явно с собственной подачи, — был поименован неким политическим руководителем избирательной кампании, но в политсовет не попал. В дальнейшем никаких реальных рычагов и/или полномочий у Ю.Чехова наблюдать не удается, что и позволяет предположить, что это роль более желательная, чем действительная. Ю.Чехов явно остался «не у дел».

       Одновременно доверенными лицами будущего вероятного президента стали депутат Госдумы В.Галушкин (фракция «Народный депутат») и первый зам. председателя Волгоградского горсовета В.Попов, наряду с А.Быковым назначенный ответственным за сбор подписей в поддержку В.Путина в регионе. Хотя что, казалось бы собирать, ежели по имеющимся сведениям разнарядка составляла 7 тыс. штук? Ну да не дорог подарок, дорого внимание. Важен титул...

       Желающих возглавить политсовет было немало, причем по некоторым сведениям в Волгограде неоднократно бывали ответственные сотрудники АП для определения весовых категорий претендентов. В итоге руководителем стал В.Галушкин, а его заместителем — зам. главы администрации области, начальник управления образования В.Беспалов, о личных специфических связях которого в АП давно известно (откуда и номинальный пост вице-губернатора, руководителю образования не полагающийся...).

       Данное назначение В.Галушкина лидером соответствует нашим предположениям прошлого обзора о его политической перспективности, а равно о постепенном отходе на вторые роли Ю.Чехова, отчаянно продолжающего борьбу за свое политическое будущее и от того практически не бывающего в Волгограде с момента своего октябрьского переизбрания, а едва ли не постоянно проживающего в Москве.

       Как можно предположить, данное решение относительно В.Галушкина действительно принято в АП, что косвенно вытекает из поведения представителя президента Л.Семергея, например, неожиданно стушевавшегося и вместо собственного ранее подготовленного участия в заседании клуба «Волгоградский Форум» уступившего это место В.Галушкину, который де-факто именно там и обнаружил реально своей наступательной позицией на этой трибуне собственные амбиции. Нельзя не заметить, что В.Галушкин в Госдуме поспешил стать заместителем председателя комитета по кредитным организациям и финансовому рынку, сообщил в печати о своих переговорах с «Газпромом» по газификации Волгоградской области и многое иное, чем и расстроил окончательно главу администрации области Н.Максюту, который наверняка обнаружил, что если бы он своевременно решился провести выборы губернатора 26 марта, то не только с высокой вероятностью их бы выиграл, но и приобрел новую легитимность. Теперь же в лице В.Галушкина он приобрел новую проблему... Серьезное отношение главы администрации области к В.Галушкину прослеживается в выражениях того относительно, как он его именует, «моего бывшего заместителя», ибо уязвленный губернатор отчитал В.Галушкина в словах: «Василию Ивановичу так хочется, видно, проявить себя с первых дней в новом качестве в глазах доверчивого населения, что он начинает вводить людей в заблуждение. (...) Короче, хотелось бы напомнить нашим гражданам, что депутаты не имеют полномочий хозяйственной деятельности» (это в связи с заявлениями В.Галушкина о том, как он совместно с «Газпромом» будет помогать газификации области. — Р.М.).

       А В.Галушкин в ответ заявил: «Я ничего не обещал и не обязан ни мэру, ни губернатору».

       Активность В.Попова и его обособленное положение соответствуют как привычному для региона дуализму «область-город» и обычному стремлению представителей руководства Волгограда самим бороться за лидерство, так и амбициозности заместителя председателя горсовета, не так давно всерьез разошедшегося с Ю.Чеховым. Видимо, В.Попову повезло: если бы летом прошлого года ему удалось, как он отчаянно пытался это сделать, возглавить региональную организацию «ЯБЛОКА», не бывать бы ему теперь в «Единстве», не иметь бы перспективы.

       В итоге получается, что в рамках политсовета «Единства» концентрируются политики с неудовлетворенными амбициями и выраженными намерениями использовать шанс смены политического руководства страны для собственного нового карьерного рывка. Станет ли оно их действительным инкубатором? Вроде бы «да», но в Волгограде периодически отчего-то непонятного возникают слухи о возможном возникновении на политической авансцене в близкой перспективе в связи с отсутствием авторитетных лидеров некоего совершенно иного столичного выдвиженца. Относительно которого известно только то, что ничего не известно, а также неизвестно, будет ли известно.

3. Предварительная оценка избирательной ситуации

       Складывающаяся в Волгоградской области политическая обстановка позволяет предварительно предположить, что в расчете на сохранение в стране процедуры выборности глав администраций субъектов РФ и в ожидании таковых выборов в конце текущего года в региональной элите резко усугубились процессы ее дифференциации на конкурирующие группировки, складывающиеся вокруг уже обнаруживших себя претендентов на участие в борьбе за пост губернатора области.

       Этот процесс развивается на фоне постепенного, но безусловного ослабления влияния областной организации КПРФ, достигнутая фаза которого уже в настоящий момент со значительной долей вероятности позволяет заключить, что в предстоящих выборах компартия не сможет самостоятельно выдвинуть на политическую авансцену нового реального кандидата, тем более не имея сил для обеспечения его избрания в жесткой конкурентной борьбе. То есть эпоха доминирования в региональных политических процессах организации КПРФ практически уже исчерпала себя, причем пока неявное полностью, это исчерпание с каждым месяцем будет становиться все более и более очевидным. Вскоре партия вообще перестанет быть действительным актором. Политический шанс КПРФ сохранит только в случае поддержки уже обозначившегося кандидата, а именно и единственно Н.Максюты.

       Представляющееся вполне обеспеченным уже в настоящий момент при сохранении прежних тенденций развития ситуации участие в выборах главы администрации нынешнего губернатора Н.Максюты никоим образом не является одновременным условием его лидерства в предстоящей избирательной кампании, ибо как личные весьма скромные достоинства действующего главы администрации области, так и отсутствие у него в сколько-нибудь значимой степени поддержки федерального Центра позволяют считать, что он сможет опереться лишь на региональный административный ресурс, весьма условный по своей надежности и эффективности в положении полного отсутствия гарантий успеха на выборах, а также на финансовые ресурсы «ЛУКойла», которые тоже отнюдь не обеспечены бесспорно и до конца в тех же обстоятельствах неясного масштаба вмешательства федерального Центра. Нет смысла говорить о том, что отсутствие даже намека на что бы то ни было харизматическое в личности Н.Максюты в совокупности с весьма сомнительными социально-экономическими обстоятельствами в области априори не позволяют записать в актив главы администрации некоторый изначально-весомый уровень поддержки его кандидатуры населением.

       Процессы вокруг главы администрации Волгограда Ю.Чехова, обусловленные и его собственными ошибками, постепенно приводят к ощущению его вытеснения на периферию политической борьбы. Ю.Чехов не стал и тем менее станет в предстоящем будущем действительно региональным лидером, поскольку так и не сумел обеспечить себе политические позиции вне собственно городской черты и в настоящий момент не имеет и рычагов изменения положения. К текущему моменту не представляется возможным, чтобы все попытки Ю.Чехова переломить ситуацию в части обеспечения поддержки со стороны администрации президента (АП) оказались результативными. Фактическое отстранение его от влияние в обеспечении избирательной кампании В.В.Путина при формально — почетном приглашении в инициативную по выдвижению группу говорит о том, ему дали пряник, но не дали кнут. При таких обстоятельствах финансовые ресурсы Ю.Чехова не могут считаться обеспеченными, ибо доступный ему их объем на городском уровне недостаточен, а столичные ФПГ не станут поддерживать без видимых надежд на успех. В настоящем Ю.Чехов, по-видимому, переживает психологический надлом, связанный с ощущением достижения предела в своей политической карьере. Он более всего похож на то, что в отношение президента США именуется «хромой уткой». При сохранении прежней тенденции более всего вероятны периоды его спорадической активности с затухающими амплитудами, которые могут завершиться и формальным отказом Ю.Чехова от борьбы за пост главы администрации области. Иное дело, если к нему изменится отношение со стороны АП, но это чем далее, тем менее вероятно.

       Подчеркнутый динамизм В.Галушкина при более нескрываемой с его стороны политической амбициозности, а также существующая поддержка со стороны федерального Центра, представляющаяся исходящей более из кругов С.Шойгу, нежели собственно АП, а равным образом обозначившиеся контакты претендента с ФПГ М.Ходорковского, роль его в кампании В.В.Путина (см. выше), иные косвенные обстоятельства — все это позволяет предположить, что в настоящий момент именно он является возможным наиболее реальным конкурентом Н.Максюты в борьбе за пост главы администрации региона. Однако В.Галушкин неубедителен еще по субъективным ощущениям в роли регионального лидера, будучи эмбрионом такового, признаваемым пока только держащей нос по ветру частью региональной элиты. С равным успехом в качестве креатуры федерального Центра он может быть искусственным образом до необходимой величины инкубирован, а также и отправлен при изменении обстоятельств по месту постоянной дислокации — в Государственную Думу.

       Становится все более и более очевидным, что в отличие от обстоятельств прошедших лет, включая и избирательную кампанию 1996 г., региональные политические процессы будут протекать при все более и более весомом значении действий федерального Центра вообще и АП в частности. Во-первых, совершенно ясно, что «самотека» более не будет. Во-вторых, что решение АП в пользу того или иного претендента в отсутствие в регионе явного фаворита может стать определяющим.

 

 

 

Политический мониторинг, №1 (96)

© Международный институт гуманитарно-политических исследований