Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте

Иршат БИКБУЛАТОВ

Башкортостан
в июне 1993 года

1.1.1.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Общественно-политическая ситуация в республике отличалась событиями разнопланового характера. Из них наиболее примечательными были 18 сессия Верховного Совета республики и приезд в Башкортостан венгерской делегации во главе с Президентом республики.

Хотя на 18 сессии ВС РБ, несмотря на насыщенную повестку дня, был объявлен перерыв, два вопроса, которые удалось на ней рассмотреть, были самыми важными и злободневными, поскольку они касались итогов апрельского референдума и нового проекта Конституции Российской Федерации.

Некоторый ажиотаж среди общественности республики вызвал Приказ Министерства народного образования РБ под номером «Об учебных планах общеобразовательных учебных заведений Республики Башкортостан с 1993/1994 учебного года».

В июне месяце в г.Уфе сформировались две новые общественные организации «Гражданский союз» и «Башкирия — Абхазия», а представители татарского дворянства провели свое собрание.

Новые проблемы возникли в работе банков, в связи с введением расчетов через Расчетную палату произошли задержки с движением средств на счетах.

Очередной этап борьбы между двумя политическими фигурами возможно имеет свой фонд. Октябрьский районный народный суд г.Уфы рассмотрел дело по исковым заявлениям председателя банка «Восток» Р.Ф.Кадырова и банка «Восток» к председателю Верховного Совета РБ М.Г.Рахимову о защите чести и достоинства, а также по предъявленному позже иску М.Г.Рахимова к Р.Ф.Кадырову о защите чести и достоинства.

Суд признал иски обоих лидеров необоснованными. В то же время суд установил, что народный депутат Р.Ф.Кадыров при выступлении на сессии Верховного Совета 12 ноября 1991 года допустил высказывания ложных сведений, порочащих честь и достоинство Председателя Верховного Совета РБ. Решено взыскать с Р.Ф.Кадырова в пользу Рахимова М.Г. за моральный ущерб 500 тысяч рублей. Эта сумма перечислена в фонд детских домов республики.

Остается острой проблема жилья для беженцев. Из-за отсутствия возможностей, хотя это предусмотрено законом, их не ставят на очередь на жилье. Отсутствуют в республике и пункты первичного приема и расселения лиц, ищущих временные убежища. По состоянию на 1 июня 1993 года в республике Башкорстан насчитывается 6492 человек — вынужденных переселенцев и беженцев. Наибольшее количество переселенцев прибыло из Грузии и Таджикистана. Прибывшие мигранты по национальности распределились следующим образом: татары — 46,2%, русские — 22,6%, башкиры — 14,2% и другие национальности — 17%.

1.2.    НА XVIII СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В повестку дня сессии на рассмотрение вначале было вынесено 37 вопросов. Однако группа депутатов, заявление которых огласил депутат Горбунов И. (бывший первый секретарь рескома КП РСФСР), потребовала дополнить повестку дня вопросом о публикации в газете «Известия Башкортостана» письма ветеранов «Кто нас обокрал». В письме говорилось о том, что средства бывшего рескома КП РСФСР были перечислены в свое время в банк «Восток». Подписавшие заявление депутаты считают, что эти утверждения не соответствуют действительности и задевают их честь и достоинство. Свое заявление сделал депутат Р.Кадыров, который сказал, что пока Верховный Совет не проведет официального расследования, он не будет принимать участия в работе парламента. Он покинул зал, а в повестке дня сессии стало на один вопрос больше.

Надо отметить, что в последнее время ситуация в республике складывается не в пользу председателя банка «Восток» и его окружения. Итоги референдума были первым наиболее ощутимым ударом по их позициям, затем последовали выступления в средствах массовой информации о перечислении партийных денег на счете банка «Восток» и наконец поражение Кадырова Р. в последнем судебном разбирательстве.

А руководство республики тем временем, воодушевленное результатами референдума, более уверенно стало проводить начатую политику.

На XVIII сессии Верховного Совета по обеим вопросам основным докладчиком был Председатель Верховного Совета РБ Рахимов М.Г. После их обсуждения был объявлен перерыв до середины июля в связи с участием Рахимова М.Г. в работе Конституционного совещания и прибытием в Уфу венгерской делегации.

Первым в повестке дня сессии стоял вопрос «Об итогах референдума 25 апреля 1993 года и мерах по укреплению экономической самостоятельности Республики Башкортостан.

В начале своего выступления спикер башкирского парламента дал оценку результатам референдума. Он отметил, что референдум продемонстрировал волю многонационального народа иметь нормальное государство, добровольное, на договорной основе входящее в состав Российской Федерации. Итоги референдума следует расценивать как мандат доверия значительного большинства граждан Верховному Совету и правительству республики, как наказ продолжать начатое дело. Что касается того, что граждане республики в большинстве своем не поддержали социально-экономическую политику правительства Российской Федерации, проводимую с начала 1992 года, то этот факт лишь повышает ответственность Верховного Совета и правительства за разработку и проведение в жизнь самостоятельной социально-экономической политики республики.

Рахимов М.Г. остановился на проблемах, связанных с разделением собственности между Республикой башкортостан и Российской Федерацией.

Порядка четырнадцати объектов будет отнесено в федеральную собственность, около 30 объектов станут совместной собственностью России и Башкортостана. В целом доклад Председателя ВС РБ произвел впечатление отчета о проделанной работе за прошедший со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете период и содержал много положительных моментов. Как достижение был отмечен переход на одноканальную систему формирования бюджетной системы, благодаря чему Верховный Совет республики направил из бюджета почти 60 млрд. руб.на мероприятия по социальной защите населения. На финансирование сельского хозяйства планируется направить почти треть республиканского бюджета. Была дана положительная оценка деятельности «Башкредитбанка» — действенного рычага концетрации и распределения кредитных ресурсов в интересах народного хозяйства республики. Создание такого банка позволило в самый ответственный момент прокредитировать организацию весенних полевых работ, накопление запасов продуктов и товаров первой необходимости и приступить к льготному кредитованию мероприятий по структурной перестройке промышленности.

Докладчик осветил деятельность руководства республики в области развития межрегиональных и внешне экономических связей. В общем объеме экспорта Башкортостана может и должна значительно увеличить продажу машин и оборудования за счет предприятий военно-промышленного комплекса. В целом республика может продать за рубеж продукции почти на 2 млрд. 300 млн. долларов, что составило бы примерно 580 долларов на каждого жителя. Однако здесь возможности республики сдерживаются существующей системой квотирования из центра. Значительная часть валюты по-прежнему оседает в центре.

Рахимов М.Г. отметил проблемы, имеющиеся в сфере правового регулирования бюджетных, финансово-кредитных, внешнеэкономических отношений и перехода к рыночной экономике, подчеркнул, что приватизация в республике не должна иметь обвальный характер.

В разделе «О договорных отношениях с Российской Федерацией» Председатель ВС РБ указал на естественный характер договорных отношений между РБ и РФ, а также на то, что чиновники от центра никак не могут привыкнуть к этой мысли.

Формирование договорных отношений должно происходить как в форме заключения основного, генерального двустороннего договора об основах межгосударственных отношений Республики башкортостан и Российской Федерации так и оформления межправительственных соглашений и межведомственных договоров. Деятельность по упрочению договорных отношений с Российской Федерацией рассматривается как одно из важных направлений укрепления государственного суверенитета республики, ее экономической самостоятельности. Рахимов М.Г. отметил неудовлетворительную работу со стороны башкирских представителей по подготовке нового варианта договора об основах межгосударственных отношений РБ и РФ.

В конце выступления докладчик подчеркнул, что перед центральными органами России необходимо поставить вопрос о том, чтобы в будущей Конституции Российской Федерации были закреплены особые отношения РБ с Россией. Правовой основой для этого служит приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан и к этому обязывают итоги референдума.

По первому вопросу было принято постановление Верховного Совета РБ, основное содержание которого сводится к следующим пунктам:

— обеспечение правового и организационного оформления права Республики Башкортостан на владение, пользование и распоряжение землей, недрами, природными богатствами и другими ресурсами на территории республики;

— закрепление статуса республики как самостоятельного участника международных и внешнеэкономических связей;

— руководствование действующими в РБ принципами налогообложения и сборов в бюджет на основе принятых законов;

— ускорение формирования самостоятельной системы законодательства;

— создание нормативно-правовой базы для перехода к рыночной экономике;

— разработка оптимальной модели социально-экономического развития республики, обеспечивающей дальнейшее укрепление ее самостоятельности;

— активизация работы Полномочной делегации РБ на переговорах с делегацией Российской Федерации;

— завершение в ближайшее время подготовки концепций развития республики в различных областях социально-экономической жизни.

Другой темой обсуждения на сессии был новый проект Конституции Российской Федерации. Рахимов М.Г. в начале своего доклада кратко осветил историю работы над этим проектом, обратив внимание на непоследовательность Б.Н.Ельцина в своих решениях относительно принятия новой Конституции. Предложенный им новый проект и обнародованная идея Конституционного совещания не спасли, по мнению председателя башкирского парламента, проект Конституции от старых ошибок, которые имелись и в прежнем, «румянцевском», и главный его недостаток в том, что он не учитывает положений, зафиксированных в Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, Федеративном договоре и Приложения к нему от РБ. Россия рассматривается не как многонациональное, а мононациональное государство, при этом полностью игнорируется договорно-правовой характер взаимоотношений ее субъекта с федеральными органами. Докладчик подчеркнул, что развитие России как унитарного государства не имеет перспектив.

Выступившие в прениях народные депутаты подвергли резкой критике новый вариант Основного Закона Российской Федерации.

По мнению народного депутата РБ Бугеры М.Е., принимавшего участие в работе Конституционного совещания, совещание, собранное Президентом России, представляет собой конгломерат разнородных политических сил, в котором роль первой скрипки играют сторонники Б.Н.Ельцина, а голос субъектов Федерации практически не слышен. Администрация Президента очень тонко раздувает противоречия между регионами России.

Профессор БГУ Д.Ж.Валеев внес предложение о необходимости принятия Основного закона Республики Башкортостан раньше, чем в России, субъекты же федерации должны стать соучредителями Конституции Российской Федерации.

По второму вопросу также было принято Постановление Верховного Совета РБ, основные положения которого таковы:

— Российская Федерация — многонациональное федеративное демократическое государство;

— в Конституции РФ необходимо закрепить право каждого народа на самоопределение в «выбранных им национально-государственном и национально-культурных формах;

— Федеративный договор должен стать органической частью Конституции;

— советы народных депутатов являются политической основой Российской Федерации;

— Конституция РФ должна быть принята конституционным путем только на правовой основе. Конституционному совещанию не могут быть приданы законодательные или учредительные полномочия;

— принятию новой Конституции Российской Федерации должно прежшествовать заключение договора об основах межгосударственных отношений РБ и РФ;

— новая Конституция Российской Федерации вводится в действие лишь после ее ратификации республиками в составе Российской Федерации.

1.3.    РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Немаловажным событием в жизни республики было пребывание делегации из Венгерской Республики во главе с Президентом Арнадом Генцем. В ходе визита был подписан ряд документов, в том числе соглашение о культурном сотрудничестве, соглашение между Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ и венгерской фирмой «Бабаояна» по взаимной поставке оборудования и оказанию услуг на сонове контрактов. В ближайшем будущем должно будет подписано соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения.

От Башкирии Венгрия будет получать продукцию нефтепереработки, машиностроения, электротехники и т.д. Концерн «БЭТО» вот уже много лет экпортирует в Венгерскую Республику междугородные коммутаторы, станции оперативной связи и пульты управления.

Помимо Венгерской Республики хорошие деловые контакты продолжают устанавливаться с Францией. По приглашению ведущих французских фирм в области нефтепереработки с рабочим визитом во Франции побывала делегация РБ во главе с председателем Верховного Совета РБ Рахимовым М.Г.

С консалтинговой фирмой «Бернард Криф» достигнута договоренность «О реорганизации региональной структуры управления, разработке и внедрении новых методов организации и функционирования управленческих структур базовых отраслей промышленности Республики Башкортостан».

Радиотелецентр Башкортостана скоро будет в сущности единственным в России, оснащенным аппаратурой самого высокого класса. Всемирно известная английская фирма «Ампекс» передала специалистам Государственной телерадиовещательной компании «Башкортостан» телевизионное оборудование на сумму около 1,5 млн. долларов.

1.4.    РЕАКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ НА ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Министерством образования Российской Федерации был предложен государственный базисный учебный план, согласно которому каждая республика и область разрабатывает свои учебные планы. На этом основании Министерством народного образования РБ разработаны новые базисные учебные планы, которые вызвали у представителей общественных организаций и работников образования неоднозначную реакцию.

В связи с этим 16 июня в Доме печати состоялась пресс-конференция татарского общественного центра и Общественного объединения «Русь».

Руководители этих организаций сделали заявление о том, что приказ Министерства народного огбразования РБ №425 «Об учебных планах образовательных учебных заведений Республики Башкортостан с 1993/1994 учебного года», в соответствии с которым предусмотрено обязательное изучение башкирского языка и литературы в 1-9 классах всех типов школ с русским языком обучения носит антиконституционный характер и ущемляет права личности.

По поводу новых учебных планов состоялось совещание преподавателей и методистов Башгоспединститута, Высшей школы МВД, Уфимского филиала Государственной академии сферы услуг и быта, Башкирского института повышения квалификации работников образования, школ. Было отмечено, что приказ Министерства народного образования не имеет правовой основы и вступает в противоречие с Законами об образовании РБ и РФ. Учебные планы ориентированы на снижение уровня образования и воспитания. Разработанные келейно, вышедшие из недр Министерства народного образования, учебные планы не прошли экспертизы специалистов, ученых, правоведов. Участники совещания выразили удивление по поводу исчезновения такого важного предмета, как «Основы государства и права» на юридических факультетах, введения в учебные планы новых предметов, которые некому преподавать. Было решено обратиться в Верховный Совет РБ с тем, чтобы приказ министра народного образования признать как непродуманный и глубоко ошибочный и на этом основании был отменен.

На все эти выступления Министерство народного образования РБ дало разъяснения следующего характера. Введение изучения башкирского языка связано с гармонизацией межнациональных отношений. Изучение языка титульного народа вводится и в других республиках, входящих в состав Российской Федерации, и там никак не считают это ущемлением прав других народов. Для детей, не желающих изучать башкирский язык, учебные заведения могут организовать факультативные занятия, спецкурсы или спецсеминары. Вместо предметов «Основы государства и права», «Обществоведение» введен интегрированный курс «Человек и общество».

В данный момент Министерство народного образования работает над совершенствованием учебных планов с учетом высказанных замечаний и предложений, готовит методическое письмо по корректировке изучения отдельных предметов.

Таким образом, судя по всему приказ министра народного образования был недостаточно продуман и имел существенные недостатки, которые, по всей вероятности, благодаря вмешательству общественности будут устранены.

1.5.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В республике Башкортостан появилась еще одна новая общественная организация. Насколько она будет жизнеспособной, покажет время. Пока можно лишь догадываться о том, какие политические силы заинтересованы были в создании регионального отделения политико-экономической ассоциации «Гражданский союз». Ассоциация «Гражданский союз», как утверждают ее основатели, не является копией «Гражданского союза» Российской Федерации. Это достаточно широкий центристский блок, проводящий срединную, умеренную политику, направленную на стабильность в обществе.

В собрании блока приняли участие члены народной партии Свободная Россия, союза «Обновление». Социалистической партии трудящихся и Общественного комитета по экономической реформе и социальной защите населения. Начата подготовка нормативных документов для регистрации в Министерстве юстиции РБ.

Кроме «Гражданского союза» в Уфе образовалось общество культурных религиозных, экономических связей «Башкирия — Абхазия». Общество ставит целью укрепление и развитие связей с Абхазией. Намечен обмен делегациями между двумя республиками.

Учредителями общества стали Министерства культуры, образования и здравоохранения РБ, мэрии Уфы и Туймазов, казачий клуб «Северные амуры» и другие организации.

В июле месяце в Уфе прошло общее республиканское собрание татарского дворянства — Меджлиса татарских муз. Основные задачи Меджлиса — возрождение традиций чести и благородства, пробуждение чувства ответственности, а не стремление получить новые права и привилегии в нынешнее смутное время. Собравшиеся с интересом выслушали доклады предводителя Меджлиса Саида-мурзы Еникеева, корреспондента газеты «Кызыл тан» Рашида-мурзы Биглова, выступления по истории родов Еникеевых, Кудашевых, Терегуловых. Решено продолжать историографические, архивные исследования, кроме того, на базе школы №45 открыть воскресную школу для детей — членов Меджлиса.